GeoSELECT.ru



Биржевое дело / Реферат: Статистика товарной биржи (Биржевое дело)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Статистика товарной биржи (Биржевое дело)



Комитет РФ по образованию и высшей школе
Пермский государственный технический университет
Березниковский филиал



Курсовая работа
по курсу статистики

Тема : “Статистика товарной биржи”



Выполнил : студент 2-ого курса группы М-2
Малинин В.С.
Проверил : преподаватель Старков Ю.В.



г. Березники, 1996



Содержание:


Понятие и сущность товарной биржи и биржевой
деятельности..................3
2. Задачи биржевой
статистики................................................................
...........6
3. Система показателей биржевой
статистики....................................................6
4. Котировка биржевых
цен.......................................................................
..........7
5. Методы расчета индексов товарной
биржи....................................................9
6. Методы анализа биржевой
конъюктуры.......................................................10
Список используемой
литературы.................................................................1
5
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ТОВАРНОЙ БИРЖИ И БИРЖЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Товарная биржа классический институт рыночной экономики,
организационно оформленный, регулярно функционирующий оптовый рынок товаров
с постоянным местом и временем заключения сделок по стандартам и образцам с
официальной котировкой цен.
Биржа - составная часть рыночного механизма; она выявляет реальное
соотношение спроса и предложения, формирует равновесные цены и ориентирует
на них оптовый рынок, способствует вовлечению товарной массы в сферу
товарного обращения. Кроме того, биржа - инструмент стабилизации цен через
хеджирование, инструмент коммерческих спекуляций на разнице цен и в силу
этого притягательная сфера инвестирования.
Под термином “биржа” понимается и сам биржевой процесс, и
соответствующая инфраструктура, обеспечивающая совершение биржевых сделок,
учет их результатов, страховые операции, соблюдение установленных правил и
т. п.
Потребности регулирования и контроля биржевого процесса, выявление
закономерностей биржевой торговли, оценки биржевой конъюнктуры,
прогнозирование спроса и предложения обусловливают необходимость
статистического исследования биржевой деятельности.
Предметом изучения биржевой статистики являются: биржевая
конъюнктура, движение товарной массы, биржевое ценообразование, уровень и
тенденции цен на бирже, инвестиционные процессы, доходы и потери продавцов
и покупателей, воздействие биржи на рынок товаров, биржевая инфраструктура.
Отдельная товарная биржа представляет собой регулярно функционирующий
рынок определенного товара или комплекса товаров с постоянным местом и
временем работы.
В мировой практике деятельность товарных бирж преимущественно
ограничивается куплей-продажей сырья и сельскохозяйственных товаров.
Отечественная биржа пока еще совершает операции с готовой продукцией
различных отраслей. Биржевые товары, как правило, - это сырье, относятся к
началу технологического процесса производства продукции. Поэтому они во
многом определяют цены других производимых из них товаров. Классический
биржевой товар - массовый продукт, унифицированный по качеству и объему,
обладающий строго определенными, легко конкретизируемыми, стабильными
свойствами. Он не должен выходить из моды или морально устаревать. Это
означает, что биржевой товар может не доставляться на биржу. Покупателю
должно быть безразлично: кто продавец, из какой партии взят товар, что
необходимо для осуществления сделок на срок. Наиболее известные биржевые
товары: нефть и нефтепродукты, цветные и драгоценные металлы, лес, хлопок,
каучук, кофе, сахар, зерно. Один и тот же товар может быть биржевым в одной
стране и не быть им в другой.
Следует иметь в виду; что биржа, как юридическое лицо, не выступает
одной из сторон при совершении сделок купли-продажи, а только обеспечивает
их совершение и соблюдение правил биржевой торговли.
Биржа осуществляет котировку цен, устанавливает стандарты на биржевые
товары, разрабатывает типовые контракты, фиксирует торговые процедуры,
осуществляет арбитраж, производит расчеты, занимается информационным
обслуживанием, оказывает различные услуги своим клиентам. В большинстве
стран существуют государственные структуры, осуществляющие лицензирование
бирж (выдающие разрешение на осуществление деятельности), контроль за
биржевой торговлей и страхованием биржевых операций, консалтинговую
деятельность (предоставление услуг по консультированию) и статистическую
деятельность.
Хеджирование - это форма страхования кассовых сделок от ценовых
рисков; обычно осуществляется в форме операций по покупке или продаже
фьючерсного контракта. Хеджирование может быть коротким (заключается
срочный контракт на продажу) или длинным (заключается срочный контракт на
покупку). Короткое хеджирование предпринимается для защиты в будущем
нынешней кассовой цены при продаже, а длинное хеджирование - для защиты в
будущем нынешней кассовой цены при покупке. Хеджирование позволяет
стабилизировать цены.
В соответствии с признаком срочности сделки выделяются кассовые и
сделки на срок. Существуют:
кассовые сделки “кэш” (cash) с немедленным завершением сделки, т. е.
поставкой товара и расчетом продавца с покупателем;
кассовые сделки “спот” (spot) с быстрым завершением сделки, т. е. расчетом
продавца и покупателя в двух- трехдневный срок.
Сделки на срок (срочные) отличаются тем, что момент исполнения сделки
(оплата и передача товара) отдален от момента заключения сделки на
значительное время (до 24 месяцев). Цена устанавливается в момент
заключения сделки. Сроки исполнения сделок (позиции) стандартизованы.
Сделки на срок расширили возможности биржевой спекуляции, т. е. игры
на разнице цен. На кассовом рынке была возможна только игра на повышение
цены, когда биржевики, играющие на повышение (на биржевом жаргоне они
называются “быки”), приобретали товар в надежде его дальнейшей продажи по
более высокой цене. На срочном рынке появилась возможность игры на
понижение. Биржевики, играющие на понижение цены, называются “медведями”.
Они заключают сделку, не имея товара, и надеются, что к моменту исполнения
сделки им удастся купить товар по более низкой цене, чем установлено в
контракте, чтобы извлечь выгоду.
Можно указать следующие основные сделки на товарной бирже:
сделки с реальным товаром;
форвардные сделки;
фьючерсные сделки;
сделки купли-продажи опционов;
хеджирование;
спрединг.
Сделка с реальным товаром предусматривает поставку товара покупателю
(некоторые биржи имеют складские помещения). Однако реальные поставки на
биржах не превышают, как правило, 5 - 10 % мировой торговли
соответствующими товарами. Форвардная сделка - это срочная сделка с
реальным товаром с отсроченной уплатой по ценам, как правило, установленным
на момент заключения сделки. Форвардная сделка допускает игру на разнице
цен.
Фьючерсная сделка - срочная сделка, которая не предусматривает
фактической поставки товара и представляет собой торговлю контрактом на
покупку или продажу товара. Такая сделка называется бумажной, ее целью
является получение разницы между ценой товара на дату заключения контракта
и ценой на дату исполнения контракта.
Опцион - срочная сделка с условием на основании договора, в
соответствии с которым один из участников приобретает право покупки или
продажи товара по фиксированной цене в течение некоторого периода времени,
выплачивая другому участнику денежную премию за обязательство обеспечения
при необходимости реализации этого права. Лицо, приобретающее право,
называется держателем опциона, а лицо, принимающее обязательства, -
надписателем опциона. Опцион - вид сделок с ограниченным риском для его
владельца. Владелец опционного контракта может или исполнить, или не
исполнить, или передать его другому лицу.
Спрединг (spreding) - особая форма сделок, которая позволяет извлечь
выгоду из разных фьючерсных контрактов. Спрединг подвержен меньшему риску,
чем простая фьючерсная сделка. Существуют три типа спрединга:
внутрирыночные сделки: один товар предлагается по разным срокам
поставки;
межтоварные сделки: два взаимосвязанных рынка товаров (например,
рынки пшеницы и кукурузы), но один срок;
межрыночные: один товар, один срок, но на нескольких разных биржах.
Биржевой товар стандартизируется не только по качеству, но и по
количеству. Минимальное количество, которое может быть продано, называется
биржевой единицей или фасовкой. Она соответствует, как правило, вместимости
одного транспортного средства или места. Стандартной величиной фактического
объема поставки товара является лот, т. е. определенное количество товара,
кратное единице (например, тысяча единиц или тонна, или 100 упаковок и т.
д.) .
Биржа унифицирует (ограничивает число, возможных вариантов) место и
время поставки. Унификация времени поставки заключается в том, что товар
поставляется лишь в определенные периоды, называемые позициями. Для каждого
товара характерны свои периоды поставки. В частности, на рынке
сельскохозяйственных продуктов периоды поставки определяются сезонностью
производства.
Унификация места поставки определяется по соответствующему перечню
складов, хранилищ, элеваторов. Иногда разрешается поставлять товар вагонами
на железнодорожную станцию. Унификация необходима для обеспечения
сопоставимости цен на товар, которая зависит от места поставки. Биржа или
уполномоченная ею фирма выдает продавцу складское свидетельство - варрант.
Продавец передает его покупателю в обмен на чек.
Биржевые операции осуществляются не самими покупателями и продавцами,
а биржевыми посредниками - брокерами и дилерами. Брокеры в основном
совершают сделки от имени клиента и за его счет, получая комиссионное
вознаграждение. Дилеры совершают сделки по поручению клиентов, но от своего
имени и за свой счет. Дилеры приобретают товар в собственность и
заинтересованы продать его дороже, чем купили. Посредник (брокер или дилер)
получает поручение (приказ) клиента на продажу или покупку, которое
включает три параметра: количество товара (число типовых контрактов), срок
поставки, цену. Расчет с клиентом осуществляется непосредственно или через
расчетную палату биржи. Брокеры и другие посредники уплачивают бирже
определенный процент с каждой сделки.
Сама биржа - некоммерческое учреждение, но ее члены могут заниматься
коммерцией. Как правило, биржа - акционерное общество, возглавляемое
биржевым советом (советом директоров), ответственным перед собранием
акционеров. Различаются две категории членов биржи: полные и неполные.
Полные члены имеют право на участие в биржевых торгах во всех секциях
(отделах, отделениях) биржи без ограничения. Член биржи имеет место в
операционном зале, дающее право самостоятельно заключать сделки без участия
посредников. Член биржи имеет право сдавать свое место в аренду в
соответствии с установленными правилами.
Операционный зал биржи оборудуется информационными и учетными
средствами, специальной связью. Место для заключения сделок именуется
биржевым кольцом (полом), а также рингом, ямой (питом), поскольку пол
находится на уровне 1 - 1,5 м ниже уровня зала. Место члена биржи - это
столик, кабина, “подкова” (типа прилавка), оборудованные телефонной,
телексной и телефаксной связью и компьютером с выходом на электронно-
информационное табло биржи. Каждое место имеет свой номер.
Первый клиент, принявший предложение брокера, считается совершившим
сделку вне зависимости от последующих предложений. Если на приобретение
товара претендуют несколько покупателей, то между ними проводится торговля
на аукционном принципе “на повышение”. Если цена продавца выше цены
покупателя, то при отсутствии других предложений сделка может состояться,
если цены продавца и покупателя сравняются на основе взаимных уступок.
Оформление контрактов осуществляется уже в конце дня или не позднее
утра следующего дня. Операторы биржи после заключения сделки в устной форме
обязаны в течение 30 мин информировать о ней расчетную палату. Брокер
обязан передать клиенту
информацию о заключении сделки.
Некоторые комитеты (палаты) биржи имеют непосредственное отношение к
формированию информации о биржевой деятельности. В частности, расчетная
палата (в некоторых биржах - клиринговая палата) регистрирует все сделки, в
том числе срочные, осуществляет расчеты с клиентами и операторами биржи,
платежи всякого рода. Контрольный комитет ведет наблюдение деловой
активности на бирже. Он контролирует ход поставки реального товара, следит
за концентрацией биржевых контрактов в руках отдельных фирм, борется с
искусственным дефицитом и манипулированием ценами. Котировальный комитет
осуществляет фиксацию цен, их анализ и прогнозирование, а также публикацию
цен. Ряд бирж имеет статистический комитет, который обеспечивает
информационное обслуживание биржи, ведет учет и статистические расчеты, в
частности индексов.


ЗАДАЧИ БИРЖЕВОЙ СТАТИСТИКИ
Информационно-аналитическое обеспечение субъектов и объектов биржевой
деятельности представляет важную задачу статистики и необходимое условие
регулирования и страхования биржевой торговли. Государственная статистика и
органы, призванные контролировать и лицензировать биржи, нуждаются в
сведениях о масштабах и состоянии биржевого рынка, его инфраструктуре,
доходах и расходах участников биржевого процесса. Бизнес-статистика
испытывает нужду в данных о потенциале биржевого рынка, закономерностях его
развития, прогнозах продажи и цен, инвестициях на биржевом рынке. Таким
образом, задачи биржевой статистики сводятся к сбору и анализу информации о
биржевой конъюнктуре, тенденциях биржевого товарооборота и цен, роли бирж
на товарном рынке, материальном обеспечении биржевого процесса. Конкретные
задачи биржевой статистики сводятся к следующему:
сбор и обработка информации о наличии бирж и биржевой деятельности;
оценка состояния биржевого рынка на конкретную дату или за период;
выявление потенциала биржевой торговли, оценки спроса и предложения,
их соотношения;
оценка деловой активности на бирже;
оценки и анализ биржевого товарооборота, его объема, структуры и
динамики, характеристика роли товарных бирж на оптовом рынке товаров;
анализ соотношений сделок с реальным товаром и сделок на срок;
анализ уровня, колеблемости и динамики биржевых цен, их сезонной
цикличности, прогнозирование биржевых цен;
оценка и анализ коммерческих результатов биржевой торговли;
характеристика состояния и развития инфраструктуры биржевой торговли.


СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ БИРЖЕВОЙ СТАТИСТИКИ
Задачи статистического исследования биржевой деятельности реализуются
с помощью соответствующей системы показателей, общая схема которой
приводится ниже:
1. Число, состав и размер бирж
1.1. общее число бирж;
1.2. распределение бирж по видам и товарной специализации;
1.3. распределение бирж по размеру уставного капитала и по числу
членов-пайщиков.
2. Спрос и предложение на бирже
2.1 число и объем заявок на продажу и покупку товаров;
2.2 соотношение заявок на продажу и покупку товаров (по числу и
объему заявок);
2.3 индекс числа заявок;
2.4 индекс среднего объема заявок.
3. Товарооборот бирж
3.1 общий объем товарооборота, в том числе поставка реального товара;
3.2 удельный вес поставки реального товара в общем объеме оптового
товарооборота;
3.3 товарная структура (ассортимент) товарооборота, размер продажи
отдельного товара (в натуральных и стоимостных единицах и в процентах к
общему объему товарооборота);
3.4 средний размер товарооборота одной биржи;
3.5 звенность товарооборота (число перепродаж);
3.6 индексы товарооборота;
3.7 индекс ассортиментных сдвигов.
4. Деловая активность на биржевом рынке
4.1 число сделок, в том числе с реальным товаром, и число срочных
сделок;
4.2 доля сделок с реальным товаром и сделок на срок;
4.3 среднее число сделок на одну биржу.
5. Биржевые цены
5.1 уровень цен (котировка) по сделкам с реальным товаром и
фьючерсным сделкам;
5.2 базовые цены, цены предложения, спроса и продажи;
5.3 средние цены за период;
5.4 разрыв цен фьючерсных сделок;
5.5 индекс цен;
5.6 среднее отклонение.
6. Хеджирование
6.1 размер страховки фьючерсных сделок;
6.2 размер депозитов (гарантийного задатка) при фьючерсных сделках;
6.3 размер маржи (сумм, выплачиваемых для покрытия неблагоприятных
колебаний цен).
7. коммерческая эффективность биржевой деятельности
7.1 биржевые издержки (затраты на биржевые операции и содержание
биржевого аппарата), их уровень и структура;
7.2 доходы от биржевых операций (комиссионные от биржевых операций,
плата за место на бирже, прочие доходы);
7.3 чистая прибыль, дивиденды пайщиков;
7.4 налоги и другие обязательные платежи (отчисления, страховки,
взносы и т. п.);
7.5 рентабельность (прибыль в процентах к уставному капиталу, прибыль
в расчете на одно место, прибыль в процентах к товарообороту биржи, прибыль
в расчете на одну сделку).
8. Биржевая инфраструктура
8.1 основные фонды, всего и в среднем на одну биржу;
8.2 размеры операционного зала (площадь, м2), число оборудованных
мест (“ям”);
8.3 обеспеченность бирж информационно-вычислительным оборудованием -
в целом и биржевого кольца;
8.4 численность и состав работников биржи;
8.5 число брокерских (дилерских, маклерских) контор, численность их
работников;
8.6 наличие, число и площадь (емкость) складских помещений биржи.
Источниками информации для расчета статистических показателей служат:
государственная статистическая отчетность и данные бухгалтерского учета,
данные расчетной (учетной) палаты, данные котировочной палаты (в том числе
котировочные бюллетени), отчетность брокеров (если она введена решением
совета биржи), специальные маркетинговые исследования, выполненные по
заказу биржи (в том числе конъюнктурные обзоры и прогнозы).
В учетно-статистических целях могут быть использованы данные типовых
контрактов (объем купли-продажи, качество, срок и место поставки для
реального и фьючерсного товара), гарантийные задатки, базовая цена и лимиты
ее изменения. В брокерском отчете обычно приводятся: ежемесячный отчет о
проведенных операциях, включающий перечень сделок, в том числе с реальным
товаром, прибыли и убытки от сделок.


КОТИРОВКА БИРЖЕВЫХ ЦЕН
Как уже отмечалось, биржа является механизмом уравновешивания
различных тенденций в движении цен и способствует сглаживанию резких
колебаний цен. Эта стабилизирующая роль биржи реализуется посредством
котировки цен - разнообразной информации о биржевых ценах. Котировка
осуществляется котировочной комиссией в результате систематизации и
обобщения цен многочисленных сделок с последующей незамедлительной
публикацией результатов. Котировка цен представляет интерес для участников
биржевых торгов, для многих производителей и покупателей вне биржи, для
деятельности самой биржи.
Поскольку биржевые котировки представляют собой динамический ряд цен
за длительный период, это позволяет использовать их в качестве базы
прогнозирования. Особое значение имеет официальная котировка - единая цена
по товару за биржевой день, устанавливаемая в результате усреднения цен,
зафиксированных на заключительном этапе биржевого дня, и в значительной
степени лишенная случайных отклонений.
Котировка кроме справочного значения имеет еще большое функциональное
значение. Так, официальная фьючерсная котировка как единая цена,
устанавливаемая на бирже для каждой позиции (месяца поставки) каждый
биржевой день, используется при проведении перерасчетов с клиентами
расчетной (клиринговой) палаты.
Для получения достоверных результатов котировочная комиссия
придерживается определенных правил:
исключаются отдельные резко выделяющиеся значения цен продавцов,
покупателей и сделок;
котируются не все, а лишь важнейшие товары, сделки по которым
совершаются систематически. Сведения о таких товарах помещаются в твердый
список - базу биржевого бюллетеня. При систематическом появлении новых
товаров сведения о них включаются в список. При длительном отсутствии
сделок на какие-либо товары их исключают из списка;
оговаривается минимальное количество товара в партии, учитываемой при
котировке;
для элиминирования зависимости цены от размера партии товара
используются два метода: цены даются для типичного объема, по которому
совершается наибольшее число сделок; котировочная цена определяется для
нескольких различных объемов;
учитываются различия в условиях поставки, в соответствии с которыми в
стоимость партии могут входить или не входить перевозка, страхование,
упаковка и т. п.
Котировка содержит следующую информацию: официальную котировку,
максимальные и минимальные цены продавца (цена предложения) и покупателя
(цена спроса); цены за день (период); цены первой и последней сделки дня
(возможно, с указанием промежуточных особых точек резкого, изменения цен);
цены на момент открытия и закрытия биржи; типичную (справочную) цену;
изменение цены закрытия биржи по сравнению с предыдущим днем.
Соответствующая так называемая официальная котировка подсчитывается
для каждой позиции (даты поставки) путем усреднения максимальной и
минимальной цен, зафиксированных в течение последних 30 - 60 с торговли.
Типичная (справочная) цена товара устанавливается при нестабильном
рынке, когда цены и влияющие на них факторы имеют значительный разброс.
Типичная цена отражает стоимость единицы товара при типичных объемах продаж
и условиях реализации. Это наиболее реальная цена, так как она исключает
воздействие случайных ценообразующих факторов. При большом количестве
сделок типичная цена исчисляется как средняя цена сделок, поскольку по
закону больших чисел отклонения взаимно погашаются. Типичная цена по малому
числу сделок должна выводиться с учетом всех ценообразующих факторов,
(соотношения спроса и предложения, количества участников, условий расчета и
транспортировки и т. д.), с учетом соответствия типичной цены прошлого
биржевого дня (периода) ценам вновь заключенных сделок. При отсутствии
необходимой информации типичная цена не выводится.
На основании котировки составляется биржевой бюллетень в виде
таблицы. Все цены даются на единицу товара. Биржевые котировки, в том числе
и фьючерсные, регулярно публикуются соответствующими биржами, всеми
ведущими газетами, прежде всего деловыми изданиями.
Оптимальная структура публикаций такова: приводятся фьючерсные
котировки, цены на реальный товар и котировки опционов на все основные
товары. В первой графе биржевых котировок указаны названия тех месяцев,
когда можно будет поставить или получить товар; во второй - цена при
открытии биржи; в третьей - максимальная зарегистрированная в течение дня
котировка; в четвертой - минимальная котировка; в пятой - цена,
используемая для расчетов на бирже (как правило, цена при закрытии биржи),
изменение цены за день, причем знак “+” указывает на рост котировок, а “(”
- на их снижение по сравнению с ценой предыдущего дня; в седьмой и восьмой
графах приведены показатели соответственно максимального и минимального
значения цены за время котирования товара с данным сроком поставки; в
девятой - число открытых контрактов. Под графами отдельной строкой
приведены сведения о примерном объеме сделок за день и число открытых
контрактов по всем срокам поставки в целом.
Кроме котировок цен на бирже на специальном экране и мониторах
постоянно выводится текущая ценовая информация, не являющаяся итоговой для
данного биржевого дня. Содержание информации может быть, например,
следующим: три последние сделки по всем контрактам и по каждому виду
товаров; цены на момент открытия биржи, максимальные и минимальные цены
фьючерсных сделок; разброс цен при открытии и закрытии биржи (если
имеются); диапазоны цен при приостановлении и возобновлении биржевых
операций (если приостановление и возобновление имели место в ходе
длительных торгов); изменение окончательных цен по сравнению с ценами
предшествующего дня; текущие верхние и нижние колебания цен.
Уровни цен на биржах стандартизированы. Минимальное изменение цены,
называемое пунктом, составляет в США для зерновых 0,25 цента за бушель, для
бензина - 0,01 цента за галлон, для нефти - 1 цент за баррель и т. д.


МЕТОДЫ РАСЧЕТА ИНДЕКСОВ ТОВАРНОЙ БИРЖИ
Биржевые индексы используются при анализе деловой активности биржи. К
индексам деловой активности биржи относятся: индексы числа заявок на
продажу и на покупку, индексы среднего объема заявок, индексы оптового
товарооборота, индексы биржевых цен.
Биржевые индексы оптового товарооборота рассчитываются: а) по
отдельному товару, включая его ассортиментные виды; б) по всем товарам,
реализованным на бирже.
Отдельно выделяется индекс реальной поставки. Индекс продажи товара
отдельного ассортимента рассчитывается как отношение количества продажи
данного товара за изучаемый период (qt) к предшествовавшему (q() в
натуральных единицах:
i = qt /
q( (1)
При этом можно измерить динамику продажи к любому базисному периоду,
перемножая индексы за каждый последующий период после базисного. Требуется
только обеспечить сопоставимость отрезков времени (периодов). Если
исчисляются индексы за неравные промежутки времени, можно рассчитать
средний дневной (или средний декадный, месячный и т. п.) индекс. Для этого
применяется формула средней геометрической

i = i(за n+1 ) период
(2)

Для товара в целом, включая все его виды и сорта, строится два типа
индексов:
количественный: количество товара всех видов и сортов суммируется (в
текущем периоде - t; в базисном - ():

Iq = ( qt / ( q( (3)

стоимостный: перед суммированием объем продаж товара всех сортов и
видов взвешивается (соизмеряется) по неизменным ценам (pн). В качестве
неизменной цены обычно применяют цены на начало периода или наиболее
последовательного, стабильного периода:

Iq = ( qt pн / ( q( pн
(4)

Недостаток этого индекса в том, что он скрывает изменении стоимости
товара за счет ассортиментных сдвигов (например, при одном и том же
количестве товаров увеличение доли дорогих видов дает рост стоимости).
Выявить влияние ассортиментных сдвигов можно с помощью индекса
ассортиментных сдвигов, отражающего влияние сдвигов ассортиментной
структуры на динамику стоимости:

Iacc = ((qt pн / (q( pн) / ((qt / (q() = (pн qt / (pн q(
(5)

где q’ - доля конкретного ассортиментного вида во всей ассортиментной
группе.
Важнейшим показателем деловой активности является индекс цен товарной
биржи. На фондовой бирже такие индексы получили большое распространение для
анализа динамики цен акций. На товарной бирже также целесообразно
рассчитывать индексы цен. Используются данные котировок. Включаются только
цены фактической продажи.
Для реальных товаров строится индекс цен с учетом реальных весов. Для
цен фьючерсных контрактов применяются невзвешенные индексы цен.
Индекс цен одного вида товара - обычный индивидуальный индекс цен:

ip = pt / p( (6)

где t относится к последующему периоду, а ( - к предыдущему.
Индекс цен по нескольким видам товара одного наименования
представляет собой индекс средних цен:

ip = pt / p( (7)

где рt и р( - средние цены за период.
В общем индексе цен, т. е. в индексе цен по веем товарам, в качестве
весов могут использоваться или количество каждого вида товара (qT) в
выбранном периоде, или стоимостные доли в объеме реализации ((t или ((). В
первом случае индекс имеет вид:

Ip = (pt qT / (p( qT (8)

Во втором случае веса должны относиться или к периоду t, или к
периоду (. Индексы имеют вид:

Ip = (ip - (( (9)


Ip = 1 / ((t / ip
(10)

где ip - индивидуальные индексы средних цен по каждому виду товара
отдельно.


МЕТОДЫ АНАЛИЗА БИРЖЕВОЙ КОНЪЮКТУРЫ
Биржевая конъюнктура - ситуация на биржевом рынке на дату или за
период времени. Ее основными характеристиками являются: сбалансированность
рынка (соотношение спроса и предложения), тенденции и степень устойчивости
уровня цен, число сделок и объем продаж. Рассматриваются и другие
показатели.
Роль товарной биржи в формировании оптового рынка характеризуется
долей биржевого оборота в общем объеме поставки одноименных товаров. Важной
характеристикой товарной биржи можно считать долю сделок, заканчивающихся
поставкой реального товара. Как известно, сделки на срок и фьючерсные
сделки далеко не всегда заканчиваются поставкой товара. При поставке
реального товара биржа выполняет функции оптового предприятия. При
отсутствии поставки биржа выполняет подлинно биржевые функции, обеспечивая
стабилизацию цен в результате взаимосвязи цен при кассовых и срочных
сделках через хеджирование (страхование). На зарубежных биржах доля
реальных поставок не превышает 1 - 2%. В обороте российских дореволюционных
и нэповских бирж также преобладала фьючерсная торговля, как правило, не
заканчивающаяся поставкой товара, а завершающаяся выплатой разницы цен на
момент заключения и момент исполнения сделки.
Анализ биржевик цен - одна из наиболее важных сторон комплексного
анализа биржевой конъюнктуры. Если для характеристики конъюнктуры рынка
требуется текущая, довольно ограниченная информация о динамике цен (рост,
падение, постоянство), то участники биржевого рынка стремятся предвидеть
дальнейшее поведение цен для анализа и принятия практических решений. От
правильности решений зависит эффективность осуществляемой ими коммерческой
деятельности. Особенно это справедливо для биржевых игроков (спекулянтов,
извлекающих доход из разницы цен покупки и продажи).
Для прогнозирования динамики цен на рынке фьючерсных контрактов
используют два метода анализа: фундаментальный и прикладной (или
технический). У каждого метода есть свои сторонники, но большинство
коммерсантов применяют их в сочетании.
Фундаментальный анализ основан на широком использовании внебиржевой
информации в соответствии со следующим принципом: любой экономический
фактор, снижающий предложение или увеличивающий спрос на товар, ведет к
повышению цены, и, наоборот, любой фактор, увеличивающий предложение или
снижающий спрос на товар, как правило, приводит к снижению цен. На этой
основе прогнозируется цена, которая, исходя из прошлого опыта,
соответствует данному соотношению спроса и предложения.
Основные показатели, используемые в качестве факторов при
прогнозировании цен, подразделяются на опережающие, сопутствующие и
запаздывающие.
К опережающим показателям, которые характеризуют состояние экономики
в ближайшие месяцы, относятся: средняя продолжительность рабочей недели,
загрузка производства, величина новых заказов на потребительские товары,
задержки будущих поставок, организация нового бизнеса, предполагаемый объем
строительства жилых домов, изменения товарных запасов, курсы акций ведущих
компаний, уровень фондовых индексов, предложение денег и др.
Сопутствующие и запаздывающие показатели обладают меньшими
прогнозными возможностями на длительный период, но являются более
достоверными. К сопутствующим и запаздывающим ежемесячным показателям
относятся: уровень безработицы, внешнеторговые сальдо, объем сбыта легковых
автомобилей внутри страны, объем розничного товарооборота, индекс цен
производителя (учитывая изменение цен на сырье), изменение товарно-
производственных запасов, объем жилищного строительства, объем
промышленного производства, личные доходы, валовой национальный продукт,
индекс потребительских цен.
Применение фундаментального анализа основано на составлении
экономической модели. Степень сложности этих экономических моделей
изменяется в широких пределах - от простого уравнения, которое соотносит
цену товара с несколькими основными статистическими показателями, до
комплексных моделей с тысячами переменных.
Прикладной анализ основан на исследовании динамических рядов цен и
некоторых иных показателей (например, объемов торговли, числа заключенных и
исключенных сделок). К способам прикладного анализа относятся графические и
статистические.
Графические способы отличаются наглядностью. К наиболее
распространенным графикам относятся столбиковые диаграммы, чарты (англ.
chart - диаграмма), графики средних, точечно-фигурные диаграммы.
При изображении серии чартов вертикальная ось показывает цены, а
горизонтальная - время. На ежедневных графиках каждый торговый день
представлен вертикальной линией, соединяющей самую высокую и самую низкую
цены этого дня. Цену на момент закрытия биржи для данного дня показывает
горизонтальная черточка (штрих), которая пересекает вертикальный чарт. В
зависимости от исследования на некоторых графиках цены на час открытия
биржи помечаются штрихом слева от чарта, а на час закрытия - справа. Цены
каждого из последующих дней наносятся на график вправо от графического
отражения цены предыдущего дня. Если на неделе праздничный день, то
соответствующая линия на графике опускается.
Серия следующих друг за другом чартов характеризует тенденцию.
Распространен анализ на основе сравнения чартов двух соседних дней.
Иллюстрация дана на следующем рисунке.

[pic]


1 2 1 2
1 2 1 2
День
Рис. 1. Сравнение для двух соседних дней
Внутренний день - это день, когда диапазон цен последующего дня
находится в пределах цен предыдущего дня. Цена закрытия в такой день не
рассматривается как существенная. Следует наблюдать, каким образом цены
выходят из узкого диапазона. Участник рынка будет покупать или продавать в
зависимости от того, с какой стороны диапазона цены выйдут за его пределы в
последующие дни.
Внешний день противоположен внутреннему дню. В этом случае цене на
момент закрытия биржи придается большое значение.
Противоположная цена закрытия - это ситуация, когда цены
первоначально идут в том же направлении, что и в предыдущий торговый день,
но при закрытии биржи движение цен изменяется. Такой тип динамики цен
считается важным сигналом, предупреждающим о вероятном окончании тенденции
цен.
Ключевой возврат цен сочетает варианты внешнего дня и противоположной
цены закрытия. Основное отличие от варианта противоположной цены
заключается в том, что и цена открытия, и цена закрытия превышают крайние
значения в диапазоне цен предыдущего дня. Ключевой возврат цен, особенно на
недельной диаграмме, воспринимается как вероятный предшественник конца
тенденции. Многие торговцы, пользующиеся прикладным методом, меняют свои
позиции на рынке на противоположные, т. е. покупку на продажу или наоборот,
даже если происходит один такой случай.
Последовательность графиков образует различные типичные изображения
(графические индикаторы): флажок, флаг, закругленную вершину (впадину),
двойную вершину (впадину), голову и плечи. Эти названия говорят сами за
себя. В анализе также используются: линия поддержки - нижняя граница
динамики изменения цен, линия сопротивления - верхняя граница динамики
изменения цен, линия поддержки тренда и линия сопротивления тренда.
Существуют определенные рекомендации биржевикам относительно практических
действий по результатам выявления того или иного вида графического
индикатора.
Индикатор “Голова и плечи” позволяет предвидеть снижение денег после
завершения тенденции повышения. Требуется пять точек (1, 2, 3, 4, 5 на рис.
2).

[pic]



Время
Рис. 2. Индикатор “Голова и плечи”
Точки имеют название: 1 - левое плечо, 3 - голова, 5 - правое плечо.
Линия, проходящая через точки 2 и 4, называется линией шеи. При появлении
точки 5 ожидается резкое убывание, причем такое, что расстояние от точки в
самое ближайшее время будет не меньше расстояния от точки 3 до линии шеи
(точка а). Предвидеть повышение после понижения можно с помощью индикатора
“Перевернутые голова и плечи”.
Точечно-фигурные графики используются для прослеживания динамики цен.
График состоит из столбиков, состоящих из крестиков и нулей. крестик
используется для индикации повышения цены, нулик - понижения, т. е.
исключительно для обозначения направления движения цены, причем крестик не
меняется на нулик (и наоборот) до тех пор, пока не произойдет изменение
величины не менее единицы реверсии. Единица реверсии выбирается и может
быть различной. Важно, что если, например, единица реверсии равна 2
пунктам, то при изменении цены на 1,5 пункта изменение направления на
графике не отражается. В качестве примера далее показан график с единицей
реверсии в 2 пункта, построенный на основе следующей последовательности
цен: 29 (начальная цена); 32,7; 29,6; 33,2; 30,1; 34,6 (рис. 3).
[pic]
35 Рис. 3. Пример точечно-фигурного графика
34 х
33 х х
32 х х о х
31 х о х о
30 х о



1 2 3 4 5 Моменты изменения тенденции цен

Очевидно, что изображение графика зависит от единицы реверсии. Чем
меньше единица реверсии, тем короче график по горизонтальной оси. Другая
особенность графика - при повышении цен новый символ не ставится, пока цена
не превзойдет соответствующего дискретного уровня цен по вертикальной оси;
при понижении цен также ставится уровень, уже пройденный при снижении.
Точечно-фигурные графики, так же как и последовательности чартов,
образуют различные диаграммы (флаг “медведя”, флаг “быка”, флажок с
“медведя”, флажок “быка”, тренд “медведя”, тренд “быка”, вариация двойной
впадины), которые используются при выборе тактики поведения на бирже. Флаг
имеет форму параллелограмма, а флажок - треугольника.
Графики арбитража, основанные на столбиковых диаграммах, используются
при игре на соотношении цен идентичных товаров на различных биржах. Если
соотношение цен выходит за пределы, наблюдавшееся в прошлом, то принимается
решение о продаже контрактов на более дорогом рынке и покупке на более
дешевом. Это делается в моменты времени 2, 4, 6, 8, 9, 12 (рис. 4).
Рис. 4. График арбитража
[pic]
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Время
Аналогично строятся графики спрэдов, но они фиксируют соотношение
котировок различных сроков поставки на одном и том же рынке.
Статистические способы анализа биржевой конъюнктуры включают расчет
средних, скользящих средних, дисперсии, вариации, индексов цен, трендовых
моделей и др.
В простейшем случае средняя за некоторый период цена (например, за
месяц) может быть рассчитана по формуле простой средней арифметической -
отношения суммы ежедневных цен к числу дней торгов. Однако количество
реализованного товара и число товарных сделок могут значительно различаться
по дням торгов. В этом случае на уровень устойчивости цен должен влиять
объем продаж по каждой цене. Соответственно средняя цена рассчитывается как
взвешенная средняя арифметическая:

p = (pi qi / (qi
(11)


где q - количество товара (или число сделок, если отсутствуют данные о
количестве товара) за i-й день (i=1, n).
Для характеристики устойчивости цен отдельного товара может быть
использовано среднее квадратическое отклонение

(p = ((pi - p)2 * qi / (qi
(12)

или среднее линейное отклонение

(p = (|pi - p| * qi / (qi
(13)

которые в общем случае, как и средняя, рассчитываются с учетом весовых
коэффициентов.
Для сопоставления устойчивости цен на товары, существенно
отличающиеся по уровню цен, может быть использован коэффициент вариации

Vp = (p / p * 100
(14)


В соответствии с коэффициентом вариации для более высокой цены допускается
больший разброс цен.
В практике биржевого анализа находят применение трендовые модели,
которые показывают аналитические зависимости изменения биржевых цен во
времени. Для упрощения расчетов по линейному методу наименьших квадратов
целесообразно использование линейных уравнений или уравнений, линеаризуемых
относительно исходных параметров.
Равномерное изменение цен отражается линейной относительно времени t
зависимостью

yt = a +bt (15)

где yt - статистическая оценка.
Уравнение параболы

yy = a + b1t + b2t2
(16)

отражает равноускоренное (или равнозамедленное) развитие процесса. Часто
для характеристики развития процесса с замедлением используется
гиперболическая зависимость

yt = a + b/t
(17)

Зависимости

yt = aoea t ; yt = aoat ; yt = ea + a1t
(18)

характеризуют тенденции с постоянным темпом роста (прироста).
Степень сбалансированности рынка характеризуется двумя способами:
соотношением числа и объема заявок на продажу (П) и покупку (С), отношением
индексов продажи и цен: (iq : ip). Соотношения взаимосвязаны. Часто проще
рассчитать именно индексы из-за труднодоступности информации о спросе и
предложении. При П>С имеет место ip>iq и ip>1, т. е. цены растут быстрее
продажи. Такой рынок называется крепким. Большой спрос обеспечивает
развитие рынка данного товара. Если П=С, то ip ( iq и ip (1. При
сравнительно небольшом числе сделок рынок называется спокойным, при
значительном числе сделок - стабильным. Когда цены в данной ситуации
снижаются (iq ( 1, а ipС, то
имеет место ip < iq при ip > 1. Рынок считается тяжелым, неустойчивым и
понижательным, если число сделок значительное, но цены продолжают
снижаться. Если же снижается и число сделок, то рынок характеризуется как
слабый.



Список используемой литературы:
1. Елисеева И.И.; Юзбашев М.М. "Общая теория статистики" - М.: Финансы и
статистика, 1995.
2. Беляевский И.К. "Статистика рынка товаров и услуг" - М.: Финансы и
статистика, 1995.
3. Юзбашев М.М.; Маннеля А.И. "Статистический анализ тенденций и
колеблемости" - М.: Финансы и статистика, 1983.
4. Экономический словарь - М.: Экономические науки, 2 т., 1995.
5. Маневич В. "Функции товарной биржи и основные направления биржевой
политики в условиях перехода к рынку", ж. Вопросы экономики №10, 1991,
стр.8.
6. Герчикова И. "Международные товарные биржи", ж. Вопросы экономики №7,
1991, стр.3.
-----------------------
Ключевой возврат
цен

Противоположная цена
закрытия

Внешний день

Внутренний день

Линия шеи






Реферат на тему: Стратегия и управление хеджированием
Министерство образования РФ

Норильский индустриальный институт

кафедра бухгалтерского учёта и финансов.



Контрольная Работа

по дисциплине “Биржевое Дело”


Тема

“Стратегия и управление хеджированием”



Разработал студент Скляренко А.А



Группа 5ЭКС № зачётной книжки 899079



Руководитель: Эльканов Р.Д



Дата проверки___________

Дата защиты____________

Оценка______отл___________



Норильск 2003


План



1.Введение………………………………………………………………………………………..стр.3


2.Что такое хеджирование?……………………………………………………………стр.3


3.Основные инструменты хеджирования………………………………………..стр.6


4. Стратегии хеджирования……………….……………………………………………стр.7


5.Основные принципы хеджирования……………………………………….…..стр.9


6.Ошибки в управлении хэджирование………………………………………….стр.10


7.Способы измерения волатильности……………………………………………стр.20

8.Список использованной литературы…………………………………………..стр.28



1.Введение

Каждый инвестор должен понимать, что риск – это часть инвестирования.
Но это понимание не упрощает дела. Не поможет это и для снижения риска.
Чтобы управлять риском в портфеле, нужно представлять себе более обширную
картину. В этом Вам может помочь данное издание, особенно, если Вы
занимаетесь долгосрочным инвестированием.
Издание начинается с обсуждения шести наиболее распространенных
ошибок, совершаемых инвесторами по отношению к риску. Далее, Вам
предлагается информация для более глубокого понимания риска с точки зрения
конкретно Вашей инвестиционной ситуации. И, наконец, информация
обеспечивает несколько практических стратегий управления риском
долгосрочного инвестиционного портфеля. Используя эти стратегии, Вы с
большей легкостью сможете снизить общий уровень инвестиционного риска по
мере управления портфеля.
2.Что такое хеджирование ?


Определение и примеры

Хеджирование - использование одного инструмента для снижения риска,
связанного с неблагоприятным влиянием рыночных факторов на цену другого,
связанного с первым инструмента, или на генерируемые им денежные потоки.
В качестве хеджируемого актива может выступать товар или финансовый
актив, имеющийся в наличии или планируемый к приобретению или производству.
Инструмент хеджирования выбирается таким образом, чтобы неблагоприятные
изменения цены хеджируемого актива или связанных с ним денежных потоков
компенсировались изменением соответствующих параметров хеджирующего актива.

Основы хеджирования
Страхование рисков, связанных с изменением цен сырьевых товаров,
курсов валют и процентных ставок стало нормой среди западных компаний, и
становится все более популярно среди российских. Собственно говоря, в
предоставлении данной возможности и есть экономический смысл существования
мирового рынка фьючерсов и опционов. Хеджирование рыночного риска вносит
элемент стабильности в деятельность компании, снижает неопределенность
будущих финансовых потоков и обеспечивает более эффективный финансовый
менеджмент. В результате уменьшаются колебания прибыли, и улучшается
управляемость производством.
Не хеджировавшим цены на свою продукцию производителям цветных
металлов, в условиях нынешнего падения цен, приходится затягивать пояса и
даже уменьшать зарплату персоналу, как сделала недавно одна крупная
российская алюминиевая компания. С учетом особенностей роли нашей страны на
мировом рынке наиболее интересными для российских компаний являются
контракты на нефть, цветные и драгоценные металлы, сахар, кофе, пшеницу и
кукурузу. Объемы контрактов не очень велики, и возможно их использовать
даже при небольшом объеме операций - 100 тройских унций золота, 50 тонн
сахара, 25 тонн меди и т. д.
Стратегии хеджирования весьма разнообразны, и должны определяться
специалистами в зависимости от конкретной ситуации. При желании, возможно
частичное страхование. Согласно данным Singapore Airlines Ltd.
(авиаперевозчик номер три в Азии), эта компания хеджирует около половины
объема потребляемого авиационного топлива посредством фьючерсных контрактов
в Сингапуре. Эти операции позволили авиакомпании сэкономить 140 млн.
сингапурских долларов в прошлом финансовом году и 66 млн. в позапрошлом.
Статистика говорит, что авиакомпании в развитых странах хеджируют от 30 до
60 процентов потребляемого топлива.
В цивилизованной рыночной экономике, хеджирование выпускаемой
продукции зачастую является неотъемлемой частью бизнес-плана. Например,
если берется кредит на разработку месторождения, например, золота, нужно
доказать банку, что деньги будут возвращены в срок независимо от будущей
конъюнктуры на рынке. С помощью фьючерсов и опционов можно зафиксировать
цену реализации золота на несколько лет вперед, либо гарантировать себе
минимальную цену реализации, не расставаясь с возможностью заработка в
случае роста цен. Поскольку такой заемщик становится очень надежным, может
рассчитывать на низкие ставки по кредиту.
Страхование валютных рисков важно для компаний, осуществляющих
экспортно-импортные операции, в особенности, если расчетной валютой не
является доллар США. Например, вполне логично застраховать экспортную
выручку по контракту в немецких марках или евро, если финансисты
предприятия хотят иметь ясный доход в будущем периоде, выраженный в
долларах.
Хеджирование интересно, в случае если бизнес фирмы состоит в покупке
некоего сырья в России или странах СНГ и последующей его перепродаже в
дальнем зарубежье. За сырье надо расплатиться немедленно, а транспортировка
его на Запад занимает время, за которое цена на рынке может измениться,
потенциальная прибыль может сильно уменьшиться и даже превратиться в
убыток. Чтобы исключить такой вариант развития событий и спать спокойно,
необходимо хеджирование. Частным вариантом может быть продажа фьючерсных
контрактов сопоставимого объема в момент покупки сырья, и их закрытие в
момент его продажи. В результате, изменение рыночной цены за время
транспортировки товара будет скомпенсировано фьючерсными контрактами.
Производители драгоценных металлов могут извлечь из срочного рынка
дополнительную прибыль. Золотодобывающая компания может взять на свободном
рынке в кредит физическое золото, скажем, на год под 1% годовых. То есть,
взять на год сто килограммов золота, с обязательством вернуть сто один. Это
золото продается, а вырученные денежные средства вкладываются в надежные
корпоративные облигации, под ставку 5% годовых. Фактически безрисковой
дополнительной прибылью компании становится разница между процентными
ставками. Когда приходит срок возврата товарного кредита, используется
золото, добытое за год.
Штат Техас в США накопил уникальный опыт хеджирования налоговых
поступлений в бюджет, что весьма актуально для многих российских регионов и
федерального бюджета в целом. Постоянно раздаются голоса, как плохо всем
будет, если нефть упадет ниже определенного уровня. Казна Техаса зависит от
налоговых поступлений с нефтяных компаний на четверть, что меньше, чем
аналогичный показатель в российском бюджете. После падения цен на нефть в
середине восьмидесятых годов до 11 долларов за баррель, бюджет штата
недосчитался $3.5 млрд., что было весьма болезненно. Для того, чтобы такая
ситуация не повторилась в будущем, была разработана программа хеджирования
налоговых поступлений с помощью опционов на нью-йоркской бирже NYMEX.
Программа была составлена таким образом, что фиксировалась минимальная цена
нефти ($21.5 за баррель), а при росте цен на нефть штат получал
дополнительные поступления в полном объеме.
Конечно, хеджирование имеет свои издержки. Нельзя обезопасить себя от
убытков при падении цены, оставив в неизменности потенциал прибыли в случае
ее роста. Смысл хеджирования состоит именно в стабилизации финансовых
потоков, делая их менее зависимыми от колебаний цен на товарных рынках.
Кстати, возможность получения прибыли в случае роста цен, равно как и их
падения, имеет вполне четко выраженную денежную оценку. Например,
золотодобывающая компания путем продажи опциона может дополнительно
получить 11 долларов на тройскую унцию к цене рынка с немедленной
поставкой, если на период в полгода откажется от прибыли, возможной в
случае роста цены.
Основной проблемой при хеджировании является отвлечение некоторой
части оборотных средств. Залог за фьючерсный контракт составляет около пяти
процентов от его объема в денежном выражении, и является минимальным
объемом средств, которые должны быть на счете для гарантирования исполнения
обязательства. Сказать, что поддержание залогов является абсолютным
замораживанием средств нельзя, так как их можно разместить в высоконадежных
облигациях правительства США. Ежедневно по котировочной цене, в зависимости
от фьючерсной позиции и движения цены, на счет начисляются или с него
списываются денежные средства. В случае, если цена на производимый в России
товар понижается, то на фьючерсный счет начисляются деньги, и проблем
никаких нет. Если же цена растет, то приходится платить отрицательную
вариационную маржу, что компенсируется подорожанием физического товара.
Возникает разрыв между необходимостью немедленно проплатить убытки на
фьючерсном счете и временем реализации подорожавшего актива. Если оборотных
средств немного, или так требует стратегия хеджирования, можно использовать
опционы. Покупатель опциона получает страховку от неблагоприятного движения
цены и платит за нее единовременно. Залоговые средства в таком случае не
требуются.
Для осуществления операций на западном рынке фьючерсов и опционов,
заинтересованное лицо должно открыть счет у брокера и перечислить на него
денежные средства, которые будут использоваться в качестве залога.
Системные риски в данном случае весьма незначительные, вне зависимости от
того, услуги какого брокера используются - по законодательству США и
Великобритании клиентские деньги находятся на сегрегированных счетах в
банках и не могут быть использованы брокером в каких-либо своих целях. При
банкротстве брокера такие средства не попадают в общую конкурсную массу и
возвращаются клиентам. Но банкротства среди брокеров - явление крайне
редкое. Регулирующие органы, CFTC и FSA, ведут пристальный мониторинг их
финансового состояния и достаточности собственного капитала. При
наступлении потенциально опасной ситуации брокера ставят перед выбором -
прекратить бизнес, либо слиться с другой, более мощной компанией. Так
случилось с одним из крупнейших розничных американских розничных брокеров
на срочном рынке - LFG. Компания была поглощена Refco, и при этом некоторые
клиенты, наверно, вообще ничего не заметили, кроме смены платежных
реквизитов.
В России есть несколько представителей крупных западных брокеров, в
том числе и компания, в которой я работаю. Такие представители действуют на
основании договора "представляющего брокера". Этот договор подразумевает
разделение функций, в результате чего российские компании и физические лица
получают возможность вести торговлю через западного брокера, используя
аналитические и технические возможности их представителей в Москве.
Комиссионные сборы при этом не возрастают, если представляющий брокер не
отличается особой жадностью. Следует отметить, что при существующем
валютном законодательстве российским юридическим лицам затруднительно иметь
собственные счета, и зачастую используются офшорные компании. Физическим
лицам проще, так как согласно новому российскому законодательству, они
имеет право по собственному желанию переводить за границу до $75 тыс.
ежегодно для осуществления операций на финансовых рынках других стран.

Источники ценового риска

Прежде, чем ответить на ключевой вопрос "хеджировать или не
хеджировать", компания должна оценить степень своей подверженности ценовому
риску. Эта подверженность имеет место при выполнении следующих условий:
1. Цены на исходные материалы (услуги) или на выходную продукцию не
являются постоянными.
2. Компания не может по своему усмотрению устанавливать цены на
исходные материалы (услуги).
3. Компания не может свободно устанавливать цены на выходную
продукцию, сохраняя при этом объем реализации (в натуральном выражении).
Теперь остановимся на основных источниках риска, связанного с
возможным изменениям цен:
1. Нереализованные запасы готовой продукции.
2. Непроизведенная продукция или будущий урожай.
3. Заключенные форвардные контракты.



3.Основные инструменты хеджирования

Прежде, чем говорить о конкретных инструментах, необходимо отметить,
что когда мы употребляем термин "хеджирование", то имеем в виду, прежде
всего, цель сделки, а не применяемые средства. Одни и те же инструменты
используются и хеджером и спекулянтом; разница только их назначении. Хеджер
заключает сделку с целью снижения риска, связанного с возможным движением
цены; спекулянт сознательно принимает на себя этот риск, рассчитывая на
благоприятный исход.
В зависимости от формы организации торговли, все инструменты
хеджирования можно разделить на биржевые и внебиржевые.
Внебиржевые инструменты хеджирования - это, в первую очередь,
форвардные контракты и товарные свопы. Сделки этих типов заключаются
напрямую между контрагентами или при посредничестве дилера (например,
дилера по свопам).
Биржевые инструменты хеджирования - это товарные фьючерсы и опционы на
них. Торговля этими инструментами производится на специализированных
торговых площадках (биржах); существенным моментом при этом является то,
что одной из сторон в каждой сделке купли-продажи является Расчетная палата
биржи, гарантирующая выполнение как продавцом, так и покупателем, своих
обязательств. Основным требованием к биржевым товарам является возможность
их стандартизации. К стандартизируемым товарам относятся, в первую очередь,
нефть и нефтепродукты, газ, цветные и драгоценные металлы, а также
продовольственные товары (зерновые, мясо, сахар, какао и т.п.).
Теперь кратко перечислим основные достоинства и недостатки биржевых и
внебиржевых инструментов хеджирования:

Внебиржевые инструменты:

Достоинства
• в максимальной степени учитывают требования конкретного клиента на
тип товара, размер партии и условия поставки
Недостатки
• низкая ликвидность - расторжение ранее заключенной сделкой
сопряжено, как правило, со значительными материальными издержками
• относительно высокие накладные расходы
• существенные ограничения на минимальный размер партии
• сложности поиска контрагента;
• в случае заключения прямых сделок между продавцом и покупателем
возникает риск невыполнения сторонами своих обязательств.

Биржевые инструменты:

Достоинства
• высокая ликвидность рынка (позиция может быть открыта и
ликвидирована в любой момент)
• высокая надежность - контрагентом по каждой сделке выступает
расчетная палата биржи
• сравнительно низкие накладные расходы на совершение сделки
• доступность - с помощью средств телекоммуникации торговля на
большинстве бирж может вестись из любой точки планеты
Недостатки
• весьма жесткие ограничения на тип товара, размеры партии, условия и
срок поставки



Фьючерсная цена

Использование срочных биржевых инструментов для хеджирования сделок с
реальным товаром основано на том, что фьючерсная цена товара и его цена на
спот-рынке изменяются в значительной мере параллельно. Если бы это было не
так, то существовала бы возможность арбитражных операций между наличным и
срочным рынками.
Например, если фьючерсная цена значительно превышает цену "спот", то
существует следующая возможность:
1. Взять кредит
2. Купить партию товара на спот-рынке
3. Продать фьючерсный контракт на срочном рынке
4. По закрытию срочного контракта выполнить поставку реального товара
5. Рассчитаться по полученному кредиту.
Т.о., разница между фьючерсной ценой и ценой "спот" отражает такие
факторы, как стоимость заемного капитала (т.е., текущий уровень процентных
ставок) и стоимость хранения данного вида товара. Эта разница называется
базисом. Базис может быть как положительным (для товаров, хранение которых
сопряжено с издержками, например, нефть и цветные металлы), так и
отрицательным (для товаров, владение которыми до срока поставки приносит
дополнительную выгоду, например, драгоценные металлы).
Величина базиса не является постоянной; она подвержена как
систематическим, так и случайным изменениям. Общей закономерностью является
уменьшение абсолютной величины базиса с приближением срока поставки по
фьючерсному контракту.
Следует отметить что при наличии ажиотажного спроса на наличный товар
рынок может перейти в "перевернутое" состояние, когда наличные цены
превышают фьючерсные, причем это превышение может быть весьма значительным.


5.Стратегии хеджирования

Стратегия хеджирования - это совокупность конкретных инструментов
хеджирования и способов их применения для уменьшения ценовых рисков.
Все стратегии хеджирования основаны на параллельном движении цены
"спот" и фьючерсной цены, результатом которого является возможность
возместить на срочном рынке убытки, понесенные на рынке реального товара.
Однако, как мы уже отмечали, это сходство не является совершенным.
Изменчивость базиса влечет за собой остаточный риск, не устраняемый с
помощью хеджирования.
Существует 2 основных типа хеджирования - хедж покупателя и хедж
продавца.
Хедж покупателя используется в случаях, когда предприниматель
планирует купить в будущем партию товара и стремится уменьшить риск,
связанный с возможным ростом его цены. Базовыми способами хеджирования
будущей цены приобретения товара является покупка на срочном рынке
фьючерсного контракта, покупка опциона типа "колл" или продажа опциона типа
"пут".
Хедж продавца применяется в противоположной ситуации, т.е., при
необходимости ограничить риски, связанн

Новинки рефератов ::

Реферат: Общая характеристика преступлений (Право)


Реферат: Бром (Химия)


Реферат: Диссидентское движение и "самиздат" конца 60-70-х гг. (История)


Реферат: Торговое соглашение (Банковское дело)


Реферат: Военный коммунизм (История)


Реферат: Проблемы глобального эволюционизма (Естествознание)


Реферат: Мотивация просоциального и агрессивного поведения (Психология)


Реферат: Проблемы развития общих рынков в международной экономической интеграции (Международные отношения)


Реферат: Роль персонала в обеспечении безопасности функционирования технологических систем (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Миссия, цели и стратегия компании Microsoft (Менеджмент)


Реферат: Бухгалтерский учёт в банках (Банковское дело)


Реферат: Исследование психолого-педагогических причин неуспеваемости младшего школьника в учебной деятельности и путей их преодоления (Психология)


Реферат: Династический кризис и его разрешение "смутное время" (Государство и право)


Реферат: Занимательная политология (Политология)


Реферат: Алюминий и его сплавы (Химия)


Реферат: Семья и права ребенка (Педагогика)


Реферат: Чайковский в Петербурге (Музыка)


Реферат: Метаболические сдвиги в организме, происходящие вследствие сахарного диабета (Биология)


Реферат: Альфред Адлер (Психология)


Реферат: СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (Педагогика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист