|
Реферат: Водоснабжение и канализация индивидуального жилого здания (Технология)
Государственный комитет Российской Федерации
по высшему образованию
Вологодский политехнический институт
Кафедра водоснабжения и водоотведения
КУРСОВАЯ РАБОТА
" Инженеpные сети и сооpужения " Холодное водоснабжение и канализация здания.
Выполнил студент:
Секретарев Е. В.
группа: СП-31
Проверил преподаватель:
Медиоланская М. М.
г. Вологда 1998г.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО ХОЛОДНОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ ЗДАНИЯ.
Конструктивная система внутреннего водопровода. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Гидравлический расчет сети внутреннего водопровода. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Определение требуемого напора в наружной водопроводной сети . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕЙ КАНАЛИЗАЦИИ.
Материалы труб для систем внутренней канализации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Внутренняя канализация жилого здания . . . . . . . . . 10
Расчет внутренних водостоков . . . . . . . . . . . . . . . . 11
ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ДВОРОВОЙ КАНАЛИЗАЦИОННОЙ СЕТИ
Расчет трубопровода дворовой канализации. . . . 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
СПЕЦИФИКАЦИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
-2- ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО ХОЛОДНОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ ЗДАНИЯ
Система внутреннего холодного водоснабжения зданий запроектирована в соответствии со СНиП [2]. Внутренний хозяйственно-питьевой водопровод проектируется для подачи воды питьевого качества, соответствующей ГОСТ 2874-82 из наружной водопроводной сети. В систему внутреннего хозяйственного питьевого водопровода входят: ввод, водомерный узел, разводящая сеть труб, водоразборная, смесительная, запорная и регулирующая арматура.
Конструктивная система внутреннего водопровода
Система внутреннего водопровода выбрана в соответствии с 3.6 [2]. Произведено ориентировочное значение величина напора в точке подключения ввода к наружной водопроводной сети.( требуемый напор - это напор, обеспечивающий бесперебойную подачу воды во все точки внутреннего водопровода) Эта величина определяется по приближенной формуле:
Hн = 10 + (n - 1) * 4 ,
где Hн - требуемый напор в наружной сети, м. вод.ст.;
10 - напор, требуемый при одноэтажной застройке, м.вод.ст. n - число этажей в здании; 4 - напор, необходимый для каждого последующего этажа выше первого, м.вод.ст.;
Hн = 10 + (1-1) * 4 = 10 м.
Выбиpаем систему внутpеннего водопpовода без повысительных насосов и водонапоpного бака, так как Hн < Hгар (10 0.04 * Qсут.max ,
где Qн - номинальный расход воды через счетчик, м/ч, определен по таб 6 [1]. Qсут.max - максимальный суточный расход в здании, м /сут, определенный по формуле:
Q * U Qсут.max.= ------------ , 1000
где Q - норма водопотребления л/сут [2] ( Q=300л/сут) U - количество потребителей. ( U=10 ) Тип и калибр счетчика проверен (по потерям напора в нем) на пропуск расчетного расхода воды по формуле:
h = S * q0 ; h = 10*0.345 2 = 1.19 < 2.5, м.
где S - гидравлическое сопротивление счетчика, зависящей от калибра (S=10) q0 - максимальный секундный расход воды на вводе в здание, л/с. Qн = 0.345 м3/ч
4 * 230 Qсут.max.= ------------ = 0.92 ; Qн > 1.152 1000
Выбиpаем кpыльчатый счетчик (вк ГОСТ-6019-83) калибp 20 qmax = 10л/ч ; qmin = 0.1л/ч ;
-5-
Определение требуемого напора в наружной водопроводной сети
Требуемый напор в наружной сети в точек присоединения ввода определяется вторично по формуле:
Hтр = hг + hввод + hтр + hсч + hм + hр , м;
где hг - геометрическая высота подъема (разность отметок наивысшего прибора и оси ввода); hввод - потери напора на вводе; (0.006) hтр - потери напора во внутренней сети по расчетному направлению; (3.404) hсч - потери напора в счетчике воды; (1.19) hм - местные потери напора; (0.17) hр - рабочий напор у диктующего крана (таб 1 [2]) (2)
Результаты расчета системы внутреннего холодного водоснабжения здания сведены в табл 1.
Hтр= 3.4+ 0.006 + 3.404+1.19 + 0.17+ 2 = 10.17 , м.
Повысительных установок не тpебуется ,
так как Hтр < Hгар (10.17< 20 )
-6-
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ
ВНУТРЕННЕЙ КАНАЛИЗАЦИИ
Внутренняя бытовая канализация зданий состоит из приемников сточной жидкости (санитарных приборов) и систем трубопроводов, отводящих ее в дворовую или внутриквартальную канализацию.
Системы внутренней канализации
В зависимости от назначения или предъявляемых требований к сбору СВ проектируются системы внутренней канализации: - бытовые для отведения сточных вод от санитарных приборов: унитазов, раковин, ванн, моек и др.; - производственные - для отведения сточных вод производств; - объединенная - для отведения бытовых и производ- ственных сточных вод при условии их совместной тран- спортировки и очистки; - внутренние водостоки - для отведения дождевых и талых вод. В жилых, общественных и административных зданий проектируется бытовая система внутренней канализации. Система внутренней канализации спроектирована безнапорной, т.е. самотечными.
Материалы труб для систем внутренней канализации.
Для внутренних систем канализации в жилых и общественных зданиях применяются в основном чугунные и реже пластмассовые и асбестоцементные трубы. Чугунные канализационные трубы (ГОСТ 6942-80) изготовляются диаметром 50, 100, 150 мм. длинной от 500 до 2200 мм. Пластмассовые канализационные трубы (ГОСТ 22689-77) изготовляются из полиэтилена диаметром 50-100 мм.
-7-
Соединения чугунных и пластмассовых труб между собой в узлы производится соответственно с помощью раструбов и фасонных частей (раструбных) чугунных или пластмассовых. Фасонные части выпускаются промышленностью следующих типов: отводы под углом 90°, 110°, 135°, 150°, тройники и крестовины косые и прямые, переходы, муфты, отступы, ревизии, прочистки, и гидравлические затворы.
Внутренняя канализация жилого здания.
Внутренняя канализационная сеть состоит из следующих элементов: отводных труб, стояков, выпусков, вытяжных труб и устройств для прочистки. Отводные трубы - служат для отвода сточных вод от санитарных приборов к стоякам и как правило, эти трубы прокладываются по полу. Стояки - принимают сточные воды отводных линий. Они устанавливаются в местах размещения санитарных приборов ближе к приборам, в которые поступают наиболее загрязненные стояки.
Расчет системы канализации.
Расчет канализационной сети проводится по максимальному секундному расходу, который определяется по формуле:
q = 5 * q0 * л/с, q =5 * 1.6 * 0.2 = 1.6 л/с
где q0- расход стоков от санитарно - технического прибора величина которого определяется по табл. 2. [1] q0 =1.6 принято по прибору расход которого является наибольшим.
- величина определена в зависимости от общего числа приборов N на расчетном участке сети и вероятности его действия Р, которая принята по приложению 2 [2] Вероятность действия прибора P зависит от степени благоустройства здания -8- Qч * U 15.6*4 Pобщ = ---------------- ; Робщ= ----------------- = 0.002163 3600 *q0 * N 3600 * 1.6 * 5
где Qч - норма расхода воды, л, одним потребителем в час наибольшего водопотребления, которая принята в соответствии с таблицей 2 [2] N - общее число приборов, обслуживающих потребителей; U - общее число одинаковых потребителей в здании.
N * P = 0.011 = 0.2
Максимальный секундный расчет сточной жидкости в л/с на участках канализационной сети определяется по формулам:
при qк < 8 л/с qк = qв + qпр при qк > 8 л/c qк = q,
qK = 1.6 + 1.6 = 3.2 л/с где q - максимальный секундный расход на расчетном участке канализационной сети, поступающий на расчетный участок канализационной сети быть подобраны
так, чтобы соблюдалось условие: ____ V * h / d > 0.6,
где V - скорость движения сточной жидкости в трубопроводах , м/с;
h/d - наполнение трубопровода.
- 9-
ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ДВОРОВОЙ И
ВHУТРИКВАРТАЛЬHОЙ КАНАЛИЗАЦИОННОЙ СЕТИ
Из задания сточные воды отводятся в наружную дворовую канализацию через систему трубопроводов. При проектировании дворовой канализации необходимо наметить трассу сети, места установки смотровых колодцев, принять материал и диаметр труб, начальную глубину заложения. Дворовая сеть подключается к городской канализации в т. А (см. Ген. план). Перед присоединением к наружной сети на расстоянии 1-1.5 м от красной линии застройки устанавливают контрольный колодец. Для контроля за работой сети и ее прочистки устраивают смотровые колодцы в местах присоединения выпусков, на поворотах, в местах изменения диаметров и уклонов труб, на прямых участках на расстояниях не более 35 м при диаметре труб 150 мм и 50 м при диаметре труб 200-450 мм. Смотровые колодцы проектируют из сборных железобетонных элементов или кирпича. Колодцы перекрывают чугунными люками диаметром 650 мм со съемными крышками. Дно колодцев (полки лотка) выполняют с уклоном 0.02 в сторону лотка. Расчет трубопровода дворовой канализации
Трубопроводы дворовой канализации рассчитываются из условия самотечной транспортировки сточной жидкости с самоочищающейся скоростью движения не менее 0.7 м/с, частичным наполнением трубы h/d не более 0.6 (для диаметра 150 мм).
На ген. плане нанесены выпуски из здания, дворовая канализация и смотровые колодцы. Дворовая сeть разбита на расчетные участки, границами которых являются места установки смотровых колодцев. На каждом расчетном участке определяется: N - количество приборов от которых отводится сточ- ная жидкость на данный расчетный участок;
- 10- расход q0 и Робщ определены по формуле из расчета внутреннего водопровода; - в зависимости от N*P берется по СНиП [2] расчетный расход сточной жидкости q по формуле из расчета внутреннего водопровода; максимальный секундный расход сточной жидкости qк определяется по формуле из расчета внутренней канали- зации. По найденным расходам сточной жидкости и принятому диаметру определяется скорость движения сточной жидкости и наполнение по номограмме для гидравлического расчета канализационных трубопроводов [2]. При принятом материале и диаметре труб, известных величинах наполнения и скорости движения определяют минимальный уклон, с учетом которого должны укладываться трубы по номограмме для гидравлического расчета канализационных трубопроводов [2]. После этого определяются отметки лотков и глубины залегания труб в начале и конце расчетных участков. Величина перепада h в м. определяют по формуле:
h = i * l ,
где i - уклон трубопровода на расчетном участке; l - длина расчетного участка в м.; Отметка лотка трубы на выпуске сточной жидкости из здания определяется по формуле: Hл = Hз - hпр + 0.3 , где Hз - отметка земли у здания на выпуске; hпр - нормативная величина сезонного промерзания грунта, м. 0.3 - запас, обеспечивающий эксплуатацию труб в зоне промерзания. Отметка лотка трубы в конечной расчетной точке Hк , определяется по формуле: Hк = Hл - h
Результат расчета дворовой канализации сети в табл. 2. На основании расчетов вычерчен профиль дворовой канализационной сети. - 11-
C П И С О К Л И Т Е Р А Т У Р Ы
1. Методические указания к выполнению курсового проекта "Санитарно - техническое оборудование зданий" Ч1,Ч2 ; 1986г.
2. Строительные нормы и правила. Внутренний водопровод и канализация зданий. СНиП 2.04.01-85.-М.: Стройиздат, 1985, -56 с.
3.Справочник проектировщика Внутренние санитарно - технические устройства. Ч1. М. Стройиздат , 1975.
П Р И Л О Ж Е Н И Е 1.
Таблица 1.
| N | Длина| | | | | | | Робщ| N *| |q=5qo| | | Потери | | | | |Число приборов | | | | |Расхо| |P | | |d, |V, |напора , м | | | | | | | | | |д | | | | | | | | | |Участка | |Мойк|Умывал| |Смывно| | | или| | | | | |на 1 | i | | |участка|а |ь- |Ванна|й |Всег|л/с | | | |л/с |мм |м/с|погон- |* l | | |, | |ник | |бачок |о | |Рхол | | | | | |ный | | | |м. | | | | | | | | | | | | |метр, i| | | 1 - | 0.3| | 1| | | | | | | 0.20 | 0.25| |0.7| | | |2 | | | | | |1 |0.25 |0.023|0.013| | |20 |4 |0.0095 |0.0028| | 2 - | | | 1| | | | | | | 0.254| | |1.0| | | |3 |4.00 | | |1 | |1 |0.25 |0.023|0.039| |0.317|20 |3 |0.178 |0.712 | | 3 - | | | | | 1| | | | | 0.276| | |1.0| | | |4 |9.50 | |1 |1 | |3 |0.25 |0.023|0.052| |0.345|20 |3 |0.178 |1.691 | | 4 - | 1.2| | 2| | 2| | | | | 0.276| | |1.0| | | |5 | | | |1 | |5 |0.25 |0.023|0.052| |0.345|20 |3 |0.178 |0.213 | | | | | | | | | | | | | | | |Сумма =|3.404 | | 5-ввод| 1 | | 2| | 2| | | | | 0.276| | |0.2| | | | | 0.2| 0.011| | 1.408 | 1.408 | 32 |1.20 | | 0.449| | |3.5 | | |1 | |5 |0.25 |0.023|0.052| |0.345|50 | |0.002 |0.006 | | | | | | | | | |0.132 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
П Р И Л О Ж Е Н И Е 2.
Таблица 2.
| Учас- | | | | h/d| | i| i * | Отметка, м| | | |Расход,|Длинна,|d, | |V, | |l, | | | | ток | | мм| мм| | | | м|начала| конца| | |л/с | | | |м/с | | | | | |СК1-СК2| 3.2 | 9000| | | | | | |15.428| | | | |150 |0.6 |0.7 |0.008|0.072 |15.750| | |СК2-КК3| 3.2 | | | | | | | |14.32 | | | |13500 |150 |0.6 |0.7 |0.008|0.108 |14.728| | |КК3-ГКК| 3.2 | 3000| | | | | | |14.000| | | | |150 |0.3 |0.7 |0.008|0.024 |14.196| |
С П Е Ц И Ф И К А Ц И Я
|Марка | Обозначение | Наименование |Кол-во | Масса|Примечание| |Внутренний водопровод | | | | | | | |ГОСТ 3262 - 75|Трубы | | | | | | | |8 |0.79 |l = 5 м | | | |10 | | | | | 1| ГОСТ |Муфта переходная|1 |0.41 | | | |8957-75 | | | | | | | |50х25 мм. | | | | | 2| ГОСТ |Контргайка 25 |1 |0.077 | | | |8961-75 |мм. | | | | |3 | |Сгон Ф 25мм. |1 | | | |4 |ГОСТ 8957-75 |Муфта переходная| | | | | | |25х20 мм. |1 |0.147 | | |5 |ГОСТ 8961-75 |Контргайка 20 |4 |0.041 | | | |1 |0.041 | | | | |мм. | | | | | | | | | |6 | |Сгон Ф 20 мм. |9 | | | |7 |ГОСТ 8948 - 75|Тройник |5 |0.17 | | |8 |ГОСТ 6019-83 |Водомер крыльча-|1 | | | | | |тый Ф 20 мм. | | | | |9 |ГОСТ 9086-74 |Вентиль запорный|3 |0.47 | | |10 |ГОСТ 8946 - 75|Угольник прямой |1 |0.15 | | | | | | | | | |11 |ГОСТ 18874 - |Сливной кран |3 |2.3 | | | |74 | | | | | |Внутренняя канализация | | | | | | |1 |ГОСТ 9583 - 86|Трубы чугунные | | | | | | | 100 |19 | |l = 2 м | |2 | |Сифоны |5 |0.56 | | |3 | |Косые выпуски |4 |0.34 | | |4 | |Ревизии |1 | | | |5 | |Прочистки |0 | | | |Дворовая канализация | | | | | | |1 |ГОСТ 286 - 82 |Асбестоцементные| | | | | | | | | | | | | |трубы | | | | | | | 150 |6 | |l = 2 м | |2 | |Ж/Б колодцы | | | | | | | 700 |6 |15 |h = 1 м | |Санитарные приборы | | | | | | |1 |ГОСТ 23759 - |Умывальники |2 | | | | |79 | | | | | |2 |ГОСТ 24843 - |Мойки | | | | | |81 | | | | | |3 |ГОСТ 1154 - 80|Ванны чугунные |1 | | | | | |эмалированные | | | | |4 |ГОСТ 2284 - 77|Унитазы |2 | | |
Реферат на тему: Возведение земляного полотна
Содержание Содержание 2 1. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ И СВЕДЕНИЯ О МАТЕРИАЛАХ 3 1.1. Исходные данные для проектирования 3 1.2. Климатическая характеристика района 4 2. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА 6 2.1. Подсчет объемов работ и потребности в материалах 6 2.2. Оценка пригодности местных дорожно-строительных материалов 7 2.3. Определение границ использования карьеров местных материалов и расположения баз снабжения 8 2.4. Выбор места расположения производственного предприятия (АБЗ) 9 2.5 Определение средней дальности возки материалов 10 2.6 Расчет скорости потока 11 2.7 Разработка технологических карт производства работ по строительству конструктивных слоев дорожной одежды 14 2.8. Расчет потребных ресурсов и комплектование звеньев машин 16 2.9. Организация работы автомобильного транспорта 18 2.10. Разработка линейного календарного графика 21 2.11. Контроль качества строительства конструктивных слоев дорожной одежды 22 2.11.1. Общие положения 22 2.11.2. Операционный контроль 22 2.11.3. Приемка выполненных работ 23 2.12. Охрана труда и техника безопасности 24 2.12.1. Общие положения 24 2.12.2 Строительство подстилающих слоев оснований и оснований из необработанных материалов 25 2.12.3. Строительство асфальтобетонных покрытий и оснований 26 2.12.4. Противопожарная безопасность 26 ЛИТЕРАТУРА 27
1. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ И СВЕДЕНИЯ О МАТЕРИАЛАХ
1.1. Исходные данные для проектирования
Таблица 1.1.1. |3 |1550 |2,63 |1,5 |28,0 |25 |6,0 | |5 |1550 |2,63 |1,5 |28,0 |25 |6,0 |
Зерновой состав и свойства песка Таблица 1.1.4. |3 |1. Асфальтобетон мелкозернистый типа А - 4 см | | |2. Асфальтобетон крупнозернистый, пористый - 8 см | | |3. Фракционированный щебень, по способу заклинки - 20 см | | |4. Песок - 30 см | | |5. Краевые полосы из материала покрытия |
1.2. Климатическая характеристика района
Район строительства дороги – Минск, Минская область. Среднемесячная температура района строительства Таблица 1.2.1. |28.03 |14.04 |01.05 |04.06 | |18.11 |18.10 |24.09 |25.08 |
Среднемесячное количество осадков Таблица 1.2.3. | |слой из крупнозернистой смеси асфальтобетона |8 см | | |пористого | | | |слой фракционированного щебня по способу заклинки|20 см | | |слой из песка |30 см |
Ведомость подсчета объемов работ по строительству дорожной одежды |Наименование |Ед. |Формула подсчета |Количество | |работ |изм.| |ед. измерения| |Песчаный подстилающий |м3 |0,3[pic]29 000[pic]9,05 |78 735 | |слой толщиной 30 см | | | | |Основание из |м2 | | | |фракционированного | |8,3[pic]29 000 |240 700 | |щебня, по способу | | | | |заклинки, толщиной 20 | | | | |см | | | | |Нижний слой покрытия |м2 | | | |из асфальтобетона | |8,0[pic]29 000 |232 000 | |крупнозернистого, | | | | |пористого, толщиной 8 | | | | |см | | | | |Верхний слой покрытия |м2 | | | |из асфальтобетона | |8,0[pic]29 000 |232 000 | |мелкозернистого | | | | |типа А, 4 см | | | |
2.2. Оценка пригодности местных дорожно-строительных материалов
Производим оценку пригодности гравийных материалов каждого карьера в отдельности: Карьер № 1 (2 по заданию): | |Количество частиц в % по массе, проходящих через сита | | |с отверстием, мм | |1 |2 |3 |4 | |на АБЗ | |Щебень |(15946+8733)*1,5 |1,1 |40 720 | |Битум |2209+1286 |1,1 |3 845 | |Песок |(12854+5226)*1,54|5,7 |158 706 | |Мин. порошок |888+1531 |1,1 |2 661 | |ПАВ |166+96 |1,1 |288 | |с АБЗ | |А/б смесь |44173+22922 |16 |1 073 520 |
[pic] 2 вариант |Вид материала |Масса материала, |Средняя дальность|Транспортная | |доставляемого на |т |возки, км |работа, ткм | |АБЗ и с АБЗ | | | | |1 |2 |3 |4 | |на АБЗ | |Щебень |(15946+8733)*1,5 |11,1 |410 905 | |Битум |2209+1286 |11,1 |38 795 | |Песок |(12854+5226)*1,54|3,7 |103 020 | |Мин. порошок |888+1531 |11,1 |26 851 | |ПАВ |166+96 |11,1 |2 908 | |с АБЗ | |А/б смесь |44173+22922 |21 |1 408 995 |
[pic] 3 вариант |Вид материала |Масса материала, |Средняя дальность|Транспортная | |доставляемого на |т |возки, км |работа, ткм | |АБЗ и с АБЗ | | | | |1 |2 |3 |4 | |на АБЗ | |Щебень |(15946+8733)*1,5 |12,1 |447 924 | |Битум |2209+1286 |12,1 |42 290 | |Песок |(12854+5226)*1,54|8,3 |231 099 | |Мин. порошок |888+1531 |12,1 |29 270 | |ПАВ |166+96 |12,1 |3 170 | |с АБЗ | |А/б смесь |44173+22922 |15 |1 006 425 |
[pic] Оптимальным является вариант №1
2.6 Расчет скорости потока
Поточный метод организации производства дорожно-строительных работ – это такой метод, при котором все работу ведутся передвижными специализированными дорожно-строительными подразделениями, движущимися по дороге одно за другим в непрерывной технологической последовательности с заданной средней скоростью, обеспечивающее согласованное движение всего потока. Одним из элементов поточного метода дорожного строительства является скорость потока. Скорость (интенсивность) потока – это готовая продукция, выпускаемая специализированным потоком за единицу времени, преимущественно за смену, измеряемая в метрах готовой дороги. Расчет продолжительности строительного сезона производится на основании рекомендаций и данных, приведенных в «дорожной климатологии». Количество рабочих дней по каждому отдельному месяцу определяется следующим путем: [pic] где Др – число рабочих дней в месяце; Дк – число календарных дней в месяце; Д1 – количество дождливых дней, принимается для 1 кв.= 0,2 на месяц; для 2 кв.= 1,3 на месяц; для 3 кв.= 1,6 на месяц; для 4 кв.= 0,6 на месяц. Д2 – количество выходных и праздничных дней в месяце; Дн – количество дней простоев машин по непредвиденным причинам, принимается равным 3% от календарного времени, за вычетом выходных и праздничных дней; Дрем – затраты на проведение ТО и ремонт, определяется по формуле [pic] где Дп – сумма дней перерывов в работе по всем причинам, кроме ТО и рем.; [pic] Ксм – коэффициент сменности, принимается для 1 и 4 кв. – Ксм=1,0; для 2 и 3 кв. – Ксм=2,0; Тсм – продолжительность смены, 8,0 часов; Рчас – количество дней нахождения машин в ремонте, приходящееся на 1 час работы машин, принимается 0,0138. Количество рабочих смен в месяце определяется по формуле [pic] Таблица 2.6.1 |Апрель |30 |1,3 |8 |0,66 |9,96 |3,62 |32,84 | |Май |31 |1,3 |12 |0,57 |13,87 |3,1 |29,06 | |Июнь |30 |1,3 |9 |0,63 |10,93 |3,45 |32,02 | |Июль |31 |1,6 |9 |0,66 |11,26 |3,57 |33,26 | |Август |31 |1,6 |10 |0,63 |12,23 |3,4 |29,62 | |Сентябрь|30 |1,6 |8 |0,66 |10,26 |3,57 |32,2 | |Октябрь |18 |0,6 |5 |0,39 |5,99 |1,19 |10,82 |
[pic] Определяем скорость потока -для песчаного слоя [pic]; -для щебенистого слоя [pic]; -для асфальтобетонного слоя [pic]. где L – длина участка дороги, м; Др.с. – количество рабочих смен в году; tp – время на развертывание потока, которое принимается в зависимости от материала конструктивных слоев. Потребность материалов на скорость потока по строительству слоев дорожной одежды сводим в таблицу 2.4. Таблица 2.6.2 |Наименование конструктивных |Наименование |Единица |Количество | |слоев дорожной одежды |материалов |измерения |материала на | | | | |скорость | | | | |потока | |1. Песчаный подстилающий слой |Песок |м3/м2 |459 | |толщиной h=30 см. |Вода | | | |2. Основание |ПГС |м3/м2 |322,7 | |фракционированного щебня, | | | | |толщиной h=20 см | | | | |3. Нижний слой покрытия из |Асфальто-бетон|м3/м2 |233,1 | |асфальтобетона |ная смесь | | | |крупнозернистого пористого, | | | | |h=8 см | | | | |4. Верхний слой покрытия из |Асфальто-бетон|м3/м2 |120,9 | |асфальтобетона |ная смесь | | | |мелкозернистого, | | | | |типа А, толщиной h=4 см | | | |
Определяем потребность материалов на скорость потока: - для песчаного слоя [pic]; - для слоя основания [pic]; - для нижнего слоя покрытия [pic]; - для верхнего слоя покрытия [pic]; где Q0 – общая потребность в материале на строительство конструктивного слоя дорожной одежды; L – длина участка дороги, м; Vn – скорость потока.
2.7 Разработка технологических карт производства работ по строительству конструктивных слоев дорожной одежды
Технология производства работ разрабатывается для принятого в проекте типа дорожной одежды в соответствии с существующими прогрессивными правилами строительства отдельных конструктивных слоев дорожной одежды. При этом необходимо учитывать, что все работы должны выполняться поточным методом, основанным на достаточной концентрации машин, механизмов и рабочей силы в передвижных специализированных подразделениях, что создает возможность комплексной механизации всего процесса по строительству дорожной одежды. Такие подразделения (звенья, бригады), создаваемые для выполнения определенного вида работ (строительство подстилающего слоя, основания, покрытия и т.д.) непрерывно продвигаются вдоль дороги и выполняют полный объем работ в необходимой последовательности. Подразделения, выполняющие последовательно весь объем работ, составляют комплексный поток. Сумма захваток, на которых одновременно работают все специализированные подразделения, называются фронтом работ. Основным документом, устанавливающим порядок выполнения работ по строительству отдельного слоя дорожной одежды, является технологическая карта. Карты составляют на выполнение рабочих операций и процессов. Рабочая операция – это простейший технологически однородный организационно неделимый строительный процесс, характеризуемый однородностью работ, неизменностью средств производства и материалов. Рабочий процесс – совокупность технологически связанных друг с другом рабочих операций, выполняемых постоянным составом машин или рабочих и характеризуемых возможными последствиями изменениями материалов и средств производства. Комплексный рабочий процесс – совокупность одновременно выполняемых, технологически взаимосвязанных и организационно зависимых друг от друга рабочих процессов для получения завершенной продукции. Типовые технологические карты – комплексный нормативный документ, устанавливающий по определенной заданной технологии сооружения или его части с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов работ. Рабочие технологические карты разрабатывают на основе типовых карт и принятой в них технологии для конкретных условий данной строительной организации с учетом ее проектных материалов, природных условий, парка машин, оборудования и дорожных строительных материалов. Составляя технологические карты на строительство конструктивных слоев дорожной одежды, необходимо уточнить скорость потока (длину сменной захватки) с производительность машин. Уточнение скорости потока производится по ведущей машине. Уточним скорость потока для слоя из мелкозернистого асфальтобетона: определяем производительность асфальтоукладчика [pic] определяем потребное количество асфальтобетонной смеси на производительность асфальтоукладчика [pic] определяем длину укладываемой полосы [pic] Уточним скорость потока для слоя из крупнозернистого асфальтобетона: определяем производительность асфальтоукладчика [pic] определяем потребное количество асфальтобетонной смеси на производительность асфальтоукладчика [pic] определяем длину укладываемой полосы [pic] При составлении плана потока по строительству того или иного конструктивного слоя дорожной одежды необходимо рационально размещать сменные захватки. Размещение захваток определяется технологией производства работ. При этом могут быть следующие варианты размещения захваток: внахлестку (полное совмещение), частичное совмещение, через некоторые расстояния (разрывы, буферные участки). Выполнение работ на захватках во времени осуществляется также в зависимости от вида и технологии работ.
2.8. Расчет потребных ресурсов и комплектование звеньев машин
Необходимые ресурсы для строительства дорожной одежды рассчитываются в технологических картах. Учитывая то, что потребность в ресурсах получается через производственные нормы, количество сметных машино-смен уточняется умножением на соответствующие переходные коэффициенты.
Состав звена для строительства верхнего слоя покрытия из мелкозернистого асфальтобетона на одну смену определяется согласно табл.2.8.1. Таблица 2.8.1. |№ |Наименование машин и |Ед. |Количество|Коэффициент | |пп |механизмов |изм.| |использования | |1 |Асфальтоукладчик ДС |шт. |1 |0,77/1=0,77 | |2 |Каток ДУ-50 |шт. |2 |1,41/2=0,7 | |3 |Каток ДУ-9В |шт. |5 |4,55/5=0,91 |
Водителей и мотористов – 8 чел. Дорожных рабочих – 7 чел.
Всего: 15 чел.
Состав звена для строительства нижнего слоя покрытия из крупнозернистого асфальтобетона на одну смену определяется согласно табл.2.8.2. Таблица 2.8.2. |№ |Наименование машин и |Ед. |Количество|Коэффициент | |пп |механизмов |изм.| |использования | |1 |Асфальтоукладчик ДС |шт. |1 |0,77/1=0,77 | |2 |Каток ДУ-50 |шт. |2 |1,41/2=0,7 | |3 |Каток ДУ-9В |шт. |5 |4,55/5=0,91 |
Водителей и мотористов – 8 чел. Дорожных рабочих – 7 чел.
Всего: 15 чел.
Состав звена для строительства основания из фракционированного щебня на одну смену определяется согласно табл.2.8.3. Таблица 2.8.3. |№ |Наименование машин и |Ед. |Количество|Коэффициент | |пп |механизмов |изм.| |использования | |1 |Автогрейдер ДЗ-61А |шт. |1 |0,85/1=0,85 | |2 |Поливомоечная машина |шт. |1 |0,34/1=0,34 | |3 |Каток |шт. |10 |9,59/10=0,96 |
Водителей и мотористов – 12 чел. Дорожных рабочих – 3 чел.
Всего: 7 чел. Состав звена для строительства подстилающего слоя из песка на одну смену определяется согласно табл.2.8.4. Таблица 2.8.4. |№ |Наименование машин и |Ед. |Количество|Коэффициент | |пп |механизмов |изм.| |использования | |1 |Автогрейдер ДЗ-61А |шт. |1 |0,23/1=0,23 | |2 |Поливомоечная машина |шт. |1 |0,06/1=0,06 | |3 |Каток |шт. |1 |0,63/1=0,63 |
Водителей и мотористов – 3 чел. Дорожных рабочих – 4 чел.
Всего: 7 чел.
Составляем сводную ведомость скомплектованных звеньев машин и бригад рабочих для строительства всей дорожной одежды Таблица 2.8.5 | |Автогрейдер |1 |0,23 |Машинист 6|1 | | |ДЗ-61А | | |разряда | | | |Поливомоечная |1 |0,06 |Машинист |1 | | |машина | | |4 разряда | | | |Каток |1 |0,63 |Машинист |1 | | | | | |5 разряда | | |2 |Строительство основания из фракционированного щебня | | |Автогрейдер |1 |0,85 |Машинист 6|1 | | |ДЗ-61А | | |разряда | | | |Поливомоечная |1 |0,34 |Машинист |1 | | |машина | | |4 разряда | | | |Каток |10 |0,96 |Машинист |10 | | | | | |5 разряда | | |3 |Строительство нижнего слоя покрытия из крупнозернистого | | |асфальтобетона | | |Асфальтоукладчик |1 |0,77 |Машинист |1 | | |ДС-94 | | |6 разряда | | | |Каток ДУ-50 |2 |0,7 |Машинист |2 | | | | | |5 разряда | | | |Каток ДУ-9В |5 |0,91 |Машинист |5 | | | | | |5 разряда | | |4 |Строительство верхнего слоя покрытия из мелкозернистого | | |асфальтобетона | | |Асфальтоукладчик |1 |0,77 |Машинист |1 | | |ДС-94 | | |6 разряда | | | |Каток ДУ-50 |2 |0,7 |Машинист |2 | | | | | |5 разряда | | | |Каток ДУ-9В |5 |0,91 |Машинист |5 | | | | | |5 разряда | |
ИТОГО: 31 31
2.9. Организация работы автомобильного транспорта
Подвозка необходимых материалов к местам из использования осуществляется автомобильным транспортом. Для производства транспортных работ прежде всего необходимо выбрать тип автомобилей и их грузоподъемность. Грузоподъемность автомобилей должна быть увязана с производительностью погрузочных средств и производительность производственного предприятия. После выбора автомобилей переходят к проектированию транспортных работ. При этом необходимо учесть возможность сочетания различных видов транспортных работ по срокам, чтобы обеспечить равномерную загрузку автотранспорта. С этой целью необходимо исходить из постоянной занятости определенного минимального количества машин, обеспечивающего выполнение работ в установленные сроки с учетом бесперебойного вывоза на трассу таких материалов, как асфальтобетонная смесь и др. Вывозку остальных материалов на трассу, а также на производственные предприятия необходимо проектировать так, чтобы всегда полностью удовлетворялась потребность в этих материалах, а количество работающих машин было бы не более минимально необходимого, устанавливаемого расчетом, исходя из следующих условий: ( количество машин должно быть не меньше требуемого для перевоза таких материалов, как асфальтобетонная смесь, при наибольшей дальности возки этих материалов. При этом принятая скорость потока должна быть обеспечена; ( количество машин должно быть не более такого, какое требуется для равномерного выполнения всех транспортных работ за принятый срок строительства. Для определения этого количества машин (на основании данных о потребности в дорожно-строительных материалах и источниках их получения) производится расчет общей потребности в перевозках в ткм. Расчет ведется следующим образом. На основании сведений об объеме перевозки по каждому виду грузов и по средней для него дальности возки определяется средневзвешенная дальность возки для суммарного объема перевозок и объем суммарных перевозок. По средневзвешенной дальности возки определяется производительность машин – потребность автотранспорта в машино-сменах. Зная продолжительность периода строительства и потребность в автотранспорте в машино-сменах, можно определить необходимое количество машин. Производительность автосамосвалов при расчете потребности автомобильного транспорта определяем по формуле:
[pic]
где Тн – время в наряде одного автомобиля, ч (Тн=8 часов);
V – средняя техническая скорость автомобиля, км/ч (V=20 км/ч);
Кпр – коэффициент полезного использования пробега, т.е. отношение пробега с грузом к общему пробегу, равный 0,5;
q – грузоподъемность автомобиля, т (q=10 т);
Кг – коэффициент использования грузоподъемности, равный 1,0;
Lпг – среднее расстояние пробега с грузом, км;
Кв – коэффициент использования рабочего времени, равный 0,95;
t – продолжительность простоя автомобиля под погрузкой и разгрузкой за одну ездку, ч (t=0,2 часа);
[pic]- насыпная плотность материала.
Среднее расстояние пробега автомобиля с грузом определяется по следующей зависимости:
[pic]
где Q1, Q2 … Qn – объемы перевозок по каждому виду грузов;
l1, l2 … ln – средняя дальность возки каждого из грузов;
[pic]- объем суммарных перевозок.
Количество автомобилей определяется по формуле
[pic]
где Q – суточная потребность в материале ;
Па – производительность автомобиля, тонн в смену.
Ведомость потребности автомобилей для перевозки материалов
Таблица 2.7. |Материалы |Песок |Гравий |Крупнозер-|Мелкозер-н| | | | |нистая |истая | | | | |асфальто-б|асфальто-б| | | | |етонная |етонная | | | | |смесь |смесь |
№ карьеров |1 |2 |3 |1 |2 |3 |с АБЗ |с АБЗ | |До места выхода карьера на трассу |44,86
10,2 |70,96
6,5 |98,70
4,7 |40,60
7,9 |37,72
8,6 |54,48
5,9 |217,14
1,1 |217,14
0,6 | |П и N для вывозки материала влево от места выхода карьера |33,60
13,7 |53,59
8,6 |52,44
8,8 |33,82
9,5 |34,29
9,4 |39,07
8,3 |108,57
2,1 |108,57
1,1 | |П и N для вывозки материала вправо от места выхода карьера |42,92
10,7 |46,04
10,0 |89,15
5,1 |33,36
9,7 |31,74
10,2 |44,57
7,2 |52,41
4,4 |52,41
2,3 | |
Подробный расчет ведомости изложен в приложении 1
(расчет произведен в электронных таблицах Excel)
2.10. Разработка линейного календарного графика
Наиболее прогрессивным и научно обоснованным методом строительства автомобильных дорог признан поточный метод, при котором строительные работы, как правило, производятся одновременно в одну сторону по трассе специализированными подразделениями дорожных машин. При этом каждое подразделение после выполнения работ на закрепленном за ним участке (захватке) переводят на следующий с учетом требований технологии. Поточный метод предполагает согласованную и взаимно увязанную работу всех подразделений таким образом, чтобы обеспечивались наивысшая производительность труда, наименьшая стоимость и высокое качество работ. Последовательность выполнения отдельных видов работ по строительству дорожной одежды изображается на линейном графике. По линии абсцисс откладывается протяженность дороги в километрах, а по линии ординат – срок строительства в месяцах, сменах. Наклонная линия на графике показывает темп и время выполнения работ специализированным потоком. При постоянном темпе работ всех специализированных потоков линии на графике будут параллельными. Работа автотранспорта по вывозке таких материалов, как песок, гравий, щебень, может предусматриваться с некоторым опережением общего темпа потока для создания задела работ и возможности, по мере необходимости, переключения части автомашин на перевозку полуфабрикатов.
2.11. Контроль качества строительства конструктивных слоев дорожной одежды
2.11.1. Общие положения
Контроль качества строительства слоев дорожной одежды – один из обязательных элементов производственного процесса. Каждое организационное звено, участвующее в производстве работ, должно контролировать правильность реализации запланированных действий. За качество сооружаемого объекта несет ответственность строительная организация, выполняющая работы, и персонально производители работ, мастера, бригадиры и непосредственные исполнители производственных операций. Правильная организация технического контроля качества в процессе строительства обеспечивает не только прочность и долговечность дорожной конструкции, но в значительной степени и эксплуатационные свойства покрытия, а также безопасность. Качество строительства слоев дорожной одежды контролируют, руководствуясь техническими нормами, правилами и инструкциями, с учетом требований СниП 3.06.03-85.
2.11.2. Операционный контроль
При операционном контроле качества работ по строительству дорожной одежды следует контролировать по каждому укладываемому слою не реже чем через каждые 100 м: высотные отметки по оси дороги ; ширину; толщину слоя неуплотненного материала по его оси; поперечный уклон; ровность (просвет под рейкой длиной 3 м на расстоянии 0,75-1 м от каждой кромки покрытия (основания) в пяти контрольных точках, расположенных на расстоянии 0,5 м от концов рейки и друг от друга). При строительстве песчаных слоев необходимо контролировать соответствие качества песчаных грунтов требованиям проекта и плотность материала. Контроль качества грунта следует проводить в карьере путем отбора не менее 3-х проб из каждых 500 м3 песчаного грунта и проводить их испытание с определением содержания пыли и глины и величины коэффициента фильтрации по ГОСТ 25584-83. Плотность песчаного слоя необходимо контролировать в трех точках на поперечнике (по оси и у кромок проезжей части) не реже чем через 100 м методами, изложенными в ГОСТ 5180-84. Для текущего контроля допускается использовать ускоренные и полевые экспресс - методы и приборы. При строительстве асфальтобетонных покрытий следует контролировать: ( температуру горячей асфальтобетонной смеси в каждом автомобиле- самосвале; ( постоянно – качество продольных и поперечных сопряжений укладываемых полос; ( качество асфальтобетона по показателям кернов (вырубок) в трех местах на 7000 м2 покрытия по ГОСТ 9128-84 и ГОСТ 12801-84, а также прочность сцепления слоев покрытия. Вырубки или керны следует отбирать в слоях из горячих асфальтобетонов через 1-3 суток после их уплотнения. Коэффициенты уплотнения конструктивных слоев дорожной одежды должны быть не ниже: 0,99 - для плотного асфальтобетона из горячей смеси типа А; 0,98 – для пористого асфальтобетона.
2.11.3. Приемка выполненных работ
При приемке выполненных работ надлежит произвести освидетельствование работ в натуре, контрольные замеры, проверку результатов производственных и лабораторных испытаний строительных материалов и контрольных образцов, записей в общем журнале работ и специальных журналах по выполненным отдельным видам работ и предъявить техническую документацию в соответствии с главой СниП 3.01.01-85. Приемку с составлением актов освидетельствования скрытых работ надлежит производить по выполнении: ( подготовки поверхности земляного полотна для строительства дорожных одежд; ( строительства и уплотнения конструктивных слоев дорожных одежд; При осуществлении приемочного контроля следует проверять соответствие фактических значений проектным. Также следует контролировать: ( плотность слоев дорожной одежды; ( ровность слоёв оснований и покрытий путем определения алгебраических разностей высотных отметок; ( сцепление шины автомобиля с покрытием (для верхних слоев) или шероховатость покрытия; ( прочность материала и толщину покрытия по трем кернам на 1000 м2.
2.12. Охрана труда и техника безопасности
При строительстве покрытий и оснований большое внимание уделяется вопросам охраны труда и техники безопасности. При этом необходимо соблюдать требования главы СниП “Техника безопасности в строительстве”, “Правила техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог” и СНиП 3.06.03-85 “Автомобильные дороги”.
2.12.1. Общие положения
В дорожных организациях, в зависимости от числа работающих, в штат вводится должность инженера по ТБ, освобожденного от других работ. Вновь поступившие рабочие должны пройти: ( вводный (общий) инструктаж по технике безопасности; ( инструктаж по технике безопасности на рабочем месте; ( курсовое обучение по технике безопасности. Вводный (общий инструктаж) рабочих производит инженер по ТБ, а при отсутствии его в штате – руководитель или главный инженер производственного подразделения. В процессе вводного инструктажа должны быть освещены следующие вопросы: основные законоположения по охране труда и правила внутреннего трудового распорядка; общий характер данного производства; организация работ по технике безопасности; обязанности по выполнению требований техники безопасности и личной гигиены; порядок оформления актов о несчастных случаях. Инструктаж на рабочем месте проводит руководитель производственного участка, на который направлен рабочий. В процессе инструктажа рабочий должен быть ознакомлен с обязанностями на данном рабочем месте; требованиями правильной организации рабочего места; правилами обслуживания оборудования и машин; правилами электробезопасности; порядком подачи установленных сигналов; правилами пользования индивидуальными защитными средствами. Курсовое обучение рабочих по технике безопасности производится не позднее чем через три месяца со дня поступления на работу, на курсах, организуемых администрацией дорожной организации. Непосредственными исполнителями мероприятий по охране труда ответственными за их исполнение являются производители и старшие производители работ (начальники участков), мастера.
2.12.2 Строительство подстилающих слоев оснований и оснований из необработанных материалов
Работа двух или нескольких самоходных или прицепных машин, идущих друг за другом, допускается с соблюдением, как правило, дистанции не менее 20 м за исключением отдельных случаев. Во время работы дорожных машин запрещается: ( находиться посторонним лицам в зоне действия (на захватке) машины, а также на её площадке управления, раме, рабочих органах, кожухе; ( сходит с площадки управления и входить на неё; ( отцеплять прицепную машину до полной остановки тягача; ( находиться в непосредственной близости перед движущейся машиной, между тягачом и прицепной машиной, между передними и задними колесами тягача или прицепной машины, позади машины. При работе экскаваторов запрещается: ( находиться рабочим над его ковшом и стрелой; ( пребывать посторонним лицам в радиусе действия экскаватора плюс 5м; ( погрузка сыпучих материалов в кузова автомобилей или тракторные прицепы должна производиться в положении, исключающем перемещение ковша над кабиной автомобиля или трактора; грузить рекомендуется со стороны заднего или бокового борта. При работе, передвижении дорожных машин, а также при перевозке оборудования и конструкций под проводами действующих линий электропередачи расстояние по вертикали между самой верхней точкой перемещаемой машины или оборудования и низшей точкой провисания провода должно быть не менее 1-6 м в зависимости от напряжения линии электропередачи. Запрещается оставлять дорожные машины без присмотра с работающим двигателем. При работе бульдозеров запрещается: ( перемещать материалы на подъем или под уклон более 300; ( поворачивать бульдозер с заг | |