GeoSELECT.ru



Право / Реферат: Возникновение и идеи правового государства (Право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Возникновение и идеи правового государства (Право)



I. Возникновение правового государства.
Правовое государство - это такая форма организации и деятельности
государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и
их различными объединениями на основе норм права.
Представления о государстве как организации, осуществляющей свою
деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах
развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства
связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной
жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий,
Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и
государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное
функционирование общества той эпохи. Ученые древности считали, что наиболее
разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при
которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.

Государственная власть, признающая право и, одновременно, ограниченная им,
по мнению древних мыслителей, считается справедливой государственностью.
«Там, где отсутствует власть закона, - писал Аристотель, - нет места и
(какой-либо) форме государственного строя». Цицерон говорил о государстве
как о «деле народа», как о правовом общении и «общем правопорядке».
Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали
заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных
учений о правовом государстве.
Рост производительных сил, изменение социальных и политических отношений в
обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождают новые
подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных дел.
Центральное место в них занимают проблемы правовой организации
государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица
или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом,
обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.
Наиболее известные идеи правовой государственности изложили прогрессивные
мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Макиавелли
на основе опыта существования государств прошлого и настоящего объяснял
принципы политики, осмыслял движущие политические силы. Цель государства он
видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечении
безопасности для каждого. Боден определяет государство как правовое
управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача
государства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.
В период буржуазных революций в разработке концепции право- вой
государственности значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Б.
Спиноза, Д. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье и другие.
Надо отметить, что среди русских философов идеи правового государства тоже
нашла отражение. Они излагались в трудах П. И. Пестеля, Н. Г.
Чернышевского, Г. Ф. Шершеневича. Так, Шершеневич отмечает следующие пути
формирования и основные параметры правового государства: 1) для устранения
произвола необходимо установление норм объективного права, которые
определяют пределы свободы каждого и ограничивают одни интересы от других,
в том числе и государственной организации, - отсюда идея господства права в
управлении; 2) если личная инициатива требует простора, то государству
достаточно ограничиться охраною субъективных прав; 3) чтобы новый порядок
не нарушался самими органами власти, необходимо строго определить
полномочия последних, отделив от исполнительной власти законодательную,
утвердив самостоятельность судебной власти и допустив к соучастию в
законодательстве выборные общественные элементы.
В послеоктябрьский период в нашей стране в силу объективных и субъективных
факторов идеи правового государства вначале были поглощены требованиями
революционного правосознания, а затем полностью исключены из реальной
жизни. Правовой нигилизм при сосредоточении реальной власти в руках
партийно- государственного аппарата, отрыв этой власти от народа привели к
полному отрицанию в теории и на практике правовой организации общественной
жизни на началах справедливости и в конечном счете к установлению
тоталитарной государственности.
Советская государственность в период тоталитаризма не воспринимала идею
правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально противоположной
классовой концепции государства.

II. Основные характеристики правового государства.


1. Экономическая, социальная и нравственная основы правового государства.

Экономической основой правового государства являются производственные
отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах
собственности (государственной, коллективной, арендной, частной,
кооперативной, частной и других) как равноправных и в одинаковой мере
защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит
непосредственно производителям и потребителям материальных благ;
индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего
личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при
наличии самостоятельности и свободы собственности, которые экономически
обеспечивают господство права, равенства участников производственных
отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.
Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся
гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей
общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится
человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных
связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином
своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений,
личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к
правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной
деятельности государства. Прочная социальная основа государства
предопределяет стабильность его правовых устоев.
Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие
принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности.
Конкретно это выражается в демократических методах государственного
управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод
личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства,
терпимости к различным религиозным мировоззрениям.
Правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в
себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну.
Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти,
такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных
на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в
правовом государстве осуществляется на основе права, ограниченно правом и
исключает произвол и беззаконие. государство применяет силу в правовых
рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы
его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его
поведение угрожает свободе других людей.

2. Основные признаки правового государства.

1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. В системе
правовых ценностей высшей формой выражения, организации и защиты свободы
людей является закон. В законах государство устанавливает общеобязательные
правила поведения, которые должны максимально учитывать объективные
потребности общественного развития на началах равенства и справедливости.
Именно поэтому закон обладает высшей юридической силой. Все другие правовые
акты должны соответствовать закону. Законы регулируют наиболее важные,
стержневые стороны общественной жизни. Подзаконные акты, тем более
ведомственные, при необходимости могут лишь конкретизировать некоторые
положения законов. Но они не совершенствуют и не изменяют законов. Основной
закон государства - это Конституция. В ней сформулированы правовые принципы
государственной и общественной жизни. Конституция представляет собой общую
правовую модель общества, которой должно соответствовать все текущее
законодательство. Никакой другой правовой акт государства не может
противоречить Конституции. Верховенство закона, и прежде всего Конституции,
создает прочный режим правовой законности, стабильность справедливого
правового порядка в обществе.
2. Реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития. В
социально-политической жизни свобода человека выступает как его право.
Правовое государство признает за индивидом определенную сферу свободы, за
пределы которой вмешательство государства недопустимо. Правовой характер
свободы индивида проявляется в различных сферах общественной жизни.
Например, это права индивида на положительные действия государства в его
интересах: право на неприкосновенность личности, право на образование,
социальное обеспечение, судебную защиту и тому подобное. Степень развитости
и гарантированности свобод личности обусловливается зрелостью правовых
начал государственности, экономическими и духовными предпосылками.
3. Взаимная ответственность государства и личности. Отношения между
государством как носителем политической власти и гражданином как участником
ее формирования и осуществления должны строится на началах равенства и
справедливости. государство берет на себя обязательство обеспечивать
справедливость в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь праву
государственные органы не могут нарушать его предписания и несут
ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей.
Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой
гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся:
ответственность депутатов перед избирателями, ответственность правительства
перед представительными органами, дисциплинарная и уголовная
ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение
своих обязанностей перед конкретными субъектами права. На тех же правовых
началах строится ответственность личности перед государством. Применение
государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать
меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.
Правовой характер взаимной ответственности государства и личности - это
важная составная часть складывающегося в обществе права.
3. Принцип организации деятельности правового государства. Правовое
государство в отличие от деспотического или полицейского само ограничивает
себя определенным комплексом постоянных норм и правил. центральное место
среди них занимает такая норма, как разделение властей на три главные
ветви - законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип
определяет, с одной стороны, верховенство законодательной власти, а с
другой - подзаконность исполнительной и судебной властей. Равновесие
властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами,
которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение
полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют
независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий.
Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает
правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления
внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в
конечном счете правовую организацию и формы деятельности исполнительной и
судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в
механизме правового государства обусловливает высшую юридическую силу
принимаемых ими законов, придает общеобязательный характер нормам права.
Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера.
Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с
помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей
Конституции. Исполнительная власть в лице своих органов занимается
непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Она
носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной
властью, действует на началах законности. В правовом государстве каждый
гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов
и должностных лиц в судебном порядке. Судебная власть призвана охранять
право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых
нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве
осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе
функции суда. Независимость и законность правосудия являются важнейшей
гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.
Судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение
правовых установлений, и прежде всего в конституционных, как со стороны
законодательных, так и исполнительных органов государственной власти,
обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

III. Идеи правового государства


1.Идеи правового государства в древности.

Прежде всего необходимо заметить, что различные теоретические концепции,
выражавшие идею и понятие правовой государственности, сформировались очень
и очень давно.
Уже в древности начинаются поиски принципов, форм и конструкций для
установления надлежащих взаимосвязей, взаимозависимостей и согласованного
взаимодействия права и власти. В процессе углублявшихся представлений о
праве и государстве довольно рано сформировалась идея о разумности и
справедливости такой политической формы общественной жизни людей.
Символическим выражением подобных представлений стал образ Богини
Правосудия (с повязкой на глазах, с мечом и весами правосудия),
олицетворяющей единение силы и права: охраняемый богиней порядок в равной
мере обязателен для всех. По представлениям древних этот образ правосудия
(остающийся, кстати говоря, и сегодня наиболее подходящим символом для
правового государства) выражает смысл и идею не только справедливого суда
как специального органа, но и идею справедливой государственности вообще
(справедливой организации власти в человеческом обществе).
Целый ряд положений, значимых для последующих представлений о правовом
государстве, был разработан уже античными авторами. В их числе положения о
власти закона как сочетании силы и права (Аристотель и другие); о
различении правильных и неправильных форм правления, о смешанном правлении
и о роли права в типологии государственных форм (Сократ, Платон,
Аристотель, Полибий, Цицерон); о соотношении естественного и
волеустановленного права (Демокрит, софисты и др.); о равенстве людей по
естественному праву (некоторые софисты, римские юристы); о праве как мериле
справедливости и регулирующей нормы политического общения (Аристотель); о
государстве (республике), как «деле народа», как правовом общении и «общем
правопорядке» (Цицерон); о сферах частного и публичного права; о свободном
индивиде как юридическом лице, субъекте права (римские юристы).

2. Идеи правового государства в эпоху феодализма.

В эпоху перехода от феодализма к капитализму решающее значение приобретают
проблемы политическом власти и ее формально равной для всех правовой
организации в виде упорядоченной системы разделенных государственных
властей, соответствующей новому отношению социально-классовых и
политических сил. Юридическое мировоззрение нового восходящего класса
требовало утверждения новых представлений о свободе человека посредством
режима господства права и в частных, ив публично-политических отношениях.
В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности
с позиции историзма изложили прогрессивные мыслители того времени Н.
Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Макиавелли на основе многовекового
опыта существования государств прошлого и настоящего предпринял попытку
объяснить принцип политики, осмыслить движущие развития политической жизни
с тем, чтобы изобразить контуры идеального государства, наилучшим образом
отвечающего потребностям его времени. Цель государства он видел в
возможности свободного пользования имуществом и обеспечения безопасности
для каждого. При рассмотрении вопроса о государственных формах предпочтение
отдавалось республике, так как именно республика в большей мере отвечает
требованиям равенства и свободы. Боден же определяет государство как
правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача
государства, по его мнению, состоит в том, чтобы обеспечить права и
свободы.

3. Идеи правового государства в период ранних буржуазных революций.

В период ранних буржуазных революций в разработку концепции правового
государства значительный вклад внесли философы-мыслители и просветители,
такие как Г. Гроций, Б. Спиноза, т. Гоббс, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П.
Гольбах, Т. Джефферсон и многие другие. Из этих учений я выделил наиболее
важные положения в правовом государстве. Гроций был первым выдающимся
теоретиком школы естественного права. Правовые институты феодализма Гроций
считал противоречащими природе человека, поэтому он выдвинул требования
нового права, «отвечающего законам разума». Целью государства он считал
охрану частной собственности, посредством таких правоустановлений, которые
обеспечивали бы каждому человеку свободное пользование своим достоянием с
согласия всех. Источником любой формы государства по учению Гроция является
общественный договор, поэтому при создании государства народ может избрать
любую форму правления, но, избрав ее, народ обязан повиноваться правителям.
Так же как и у Гроция, у Дидро государственная власть возникает как продукт
общественного договора, который придает обществу организованную
политическую форму. Люди лишь частично передают государству свою
естественную независимость, с целью обеспечения интересов и объединения
воли и силы всех. Государственная власть, следовательно, основана на воле
народа, который является сувереном: «Лишь нация есть истинный суверен;
истинным законодателем может быть лишь народ, лишь воля народа является
источником политической власти. « Главная цель государства, по Дидро, есть
обеспечение неотъемлемых прав граждан и их счастья. Идеи Дидро продолжил и
обосновал Кант в своей теории правового государства. Одним из первых, кто
дал теоретическое обоснование демократического государства, был Спиноза.
Будучи связано законами, государство обеспечивает действительные права и
свободы человека. Он утверждал, что государство могущественное только
тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранение жизни,
но и удовлетворение его интересов, и предостерегал правителей от
посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу и иные блага
подданных.
Т. Гоббс был защитником абсолютной монархии в Англии, но тем не менее он
разработал ряд прогрессивных положений о господстве права в общественной
жизни, которые впоследствии были развиты революционными буржуазными
мыслителями. К их числу относится обоснование формального равенства перед
законом, незыблемость договоров. Свободу человека Гоббс рассматривал как
право делать все то, что не запрещено законом, и тем самым закончил
теоретические основы наиболее эффективного принципа правового регулирования
общественных отношений.
В трактовке Д. Локка, который, по словам К. Маркса, был «классическим
выразителем правовых представлений буржуазного общества в противоположность
феодальному». Идея господства права воплощается в государстве, где
верховенствует закон, соответствующий естественному праву и признающий
неотчуждаемые естественные права и свободы индивида, и осуществлено
разделение властей. Такое государство с господством права он
противопоставляет деспотизму. «Свобода людей, находящихся под властью
правительства, - отмечал он, - заключается в том, чтобы иметь постоянное
правило для жизни, общее для каждого в этом обществе и установленное
законодательной властью, созданной в нем; это - свобода следовать моему
собственному желанию во всех случаях, когда этого не защищает закон, и не
быть зависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной, самовластной
воли другого человека. «Обоснованный здесь Локком правовой принцип, как и у
Гоббса, индивидуальной свободы лишь словесно несколько расходится с
последующей, ставшей актуальной и для нас, формулой: «разрешено все, что не
запрещено законом».
Новые представления о разделении властей получили систематическую
разработку в творчестве Монтескье. Различая в каждом государстве три рода
власти - законодательную, исполнительную, судебную, он отмечает, что для
предотвращения злоупотреблений властью необходим такой порядок вещей, при
котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга. Разделение
и взаимное сдерживание властей являются, согласно Монтескье, главным
условием для обеспечения политической свободы в ее отношениях к
государственному устройству.
Необходимость разделения власти на законодательную, исполнительную и
судебную, как основной принцип правового государства, Монтескье
обосновывает следующим образом: «Если власть законодательная и
исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не
будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать
тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их.
Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти
законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной
властью, то жизнь и свобода гражданина окажутся во власти произвола, ибо
судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной,
то судья получает возможность стать угнетателем. «(Монтескье Ш. Избранные
произведения, с. 290)
Идеи Локка и Монтескье оказали заметное влияние не только на последующие
теоретические представления о правовой государственности, но и на
раннебуржуазное конституционное законодательство и государственную
практику. Это влияние отчетливо проявилось, например, в Конституции США
1787 года. Она практически воплощает идею правового государства на
американском континенте. Автор «Декларации Независимости США» Джефферсон
подвергает критике монархическую форму правления с позиции теории
общественного договора и естественных неотчуждаемых прав человека, и
отстаивает принцип народного суверенитета. Декларация Независимости
провозглашает, что существуют неотчуждаемые права человека, для обеспечения
которых создается государство. Путем включения в Декларацию естественных
прав человека, превратившихся в субъективные права отдельных индивидов по
отношению к государству в целом.
С философским обоснованием теории правового государства выступил И. Кант.
Центральное место в ней занимает человек, личность. Важнейшим принципом
публичного права философ считал прерогативу народа требовать своего участия
в установлении правопорядка путем принятия конституции, выражающей его
волю. Верховенство народа обуславливает свободу, равенство и независимость
всех граждан в государстве, которое выступает как «объединение множества
людей, подчиненных правовым законам». Там, где государство действует на
основе конституционного права, отвечает общей воле народа, там государство
правовое, там не может быть ограничения прав граждан в области личной
свободы, совести, мысли, хозяйственной деятельности. В правовом государстве
гражданин должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к
точному исполнению закона, какой обладает властвующий в его отношении к
гражданину. Правовую организацию Кант, так же как и Ш. Монтескье, связывает
с разделением властей на законодательную, принадлежащую парламенту,
исполнительную - правительству, и судебную, осуществляемую судом присяжных,
избранных народом. Философская концепция Канта оказала значительное влияние
на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику государственно-
правового строительства цивилизованного общества.
Государство, согласно Гегелю, это тоже право, а именно конкретное право,
так как оно включает в себя признание «всех остальных прав личности, семьи
и общества» Возводя государство в абсолют, стоящий над личностью и
обществом, Гегель доказывает, что такие государства предшествуют развитию
гражданского общества. В этом утверждении Маркс видел главный порок
гегелевской концепции государства, поскольку в реальной жизни общество
возникает раньше государства, а последнее является его продуктом и
результатом развития общества. «Государство, по Гегелю, это наиболее
совершенная организация общественной жизни, в которой все строится на
правовой основе, представляющей царство реальной жизни. «
Ценность гегелевских воззрений на государство состоит в том, что
принудительная, насильственная функция в нем играет не столь важную роль. В
целом вся гегелевская концепция правового государства прямо и однозначно
направлена против произвола, бесправия и вообще всех неправовых форм
применения силы со стороны частных лиц, политических объединений и
государственной власти.
Маркс и Энгельс поддержали и на материалистической основе развили дальше
идею Гегеля о разграничении гражданского общества и государства (у
философов 17-18 веков гражданское общество и государство нередко выступали
как нечто единое). Маркс и Энгельс показали, что именно гражданское
общество составляет первооснову здания человеческого общежития, а
жизнедеятельность гражданского общества есть главная движущая сила
исторического прогресса, или дословно «истинный очаг и арена всей истории».

Маркс рассматривал государство и право исходя из открытой или классовой
теории общественного развития. Согласно данной теории государство и право
исчезнут вместе с исчезновением классов в результате установления диктатуры
пролетариата в процессе перехода к обществу без классов. Примечательным
является утверждение Маркса, в котором он выразил идею правового
государства «Свобода состоит, чтобы превратить государство, стоящее над
обществом, в орган, всецело этому обществу подчиненный. «Прогрессивная
политико-правовая мысль Западной Европы в лице Исринга, Паунда, Спекира и
других оттачивали элементы теории правового государства с позиции своего
времени и опыта прошлого. большинство авторов сходилось во мнении, что
правовым можно считать лишь такое государство, где законодатель так же
подзаконен, как и гражданин. В концепции Еллинека государство определяется
как представитель общих интересов своего народа, удовлетворяющий
индивидуальным и общечеловеческим солидарным интересам в направлении
прогрессивного развития общества.

4. Развитие концепций правового государства дореволюционной России.

Идеи правового государства были отражены и в трудах русских мыслителей,
таких как Писарев, Герцен, Чернышевский, Радищев, Муравьев и др., где они
подвергали критике беззаконие феодализма. Правоведы и философы
предоктябрьского периода: Котляровский, Новгородцев, Чичерин, Бердяев и др.
в своих произведениях теоретически завершили русскую концепцию правового
государства.
Рассмотрим основные идеи и принципы правового государства с точки зрения Г.
Ф. Шершевича. Он отмечает следующие пути формирования и основные параметры
правового государства:
1) Для устранения произвола необходимо установление норм объективного
права, которые определяют пределы свободы каждого и ограничивают одни
интересы и другие, в том числе и государственной организации, -отсюда идея
господства права в управлении.
2) Если личная инициатива требует простора, то государству достаточно
ограничиться охраной субъективных прав.
3) Чтобы новый порядок не нарушался самими органами власти, необходимо
строго определить полномочия последних, отделив от исполнительной власти
законодательную, утвердить самостоятельность судебной власти, и допустив к
соучастию в законодательстве выборные общественные элементы.
Реальные гарантии правовой государственности Шершевич видит в том, что в
различное время выдвигались различные гарантии правового порядка против
произвола «... а) неотъемлемое ограничение власти; б) принцип разделения
властей; в) правовое самоограничение власти; г) подчиненность государства
стоящему над ним праву. В действительности такой гарантией является только
сдерживающая сила общественного мнения. В послеоктябрьский период в России
идеи правового государства были налажены требованиями революционного
правосознания, а затем полностью исключены из реальной жизни. Советская
государственно-правовая наука в период тоталитаризма не воспринимала идею
правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально противоположной
классовой концепции государства.

5. Взгляды современных исследователей государства и права на проблему
правового государства.

В последние годы в русле реформаторских процессов произошли серьезные
изменения в научных взглядах на государство и право. Концептуальные
положения и пути формирования правового государства излагаются в трудах
сегодняшних исследователей права и государства: С. С. Алексеева, В. Н.
Хропанюка, В. Н. Кудрявцева и др. По В. Н. Хропанюку правовое государство -
«это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая
строится на взаимоотношениях с индивидами и различными объединениями на
основе норм права.
Теперь рассмотрим основные характеристики правового государства. В. Н.
Хропанюк различает экономическую, социальную и нравственную основу
правового государства. «Экономической основой правового государства
являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на
различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной,
частной, акционерной, кооперативной и др.) как равноправных и в одинаковой
мере защищенных юридически. «В правовом государстве собственником должен
быть производитель и потребитель материальных благ. Правовое начало же
государственности реализуется только при наличии свободы и
самостоятельности собственности, которые обеспечивает право.
«Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся
гражданское общество, которое объединяет свободных граждан... В центре
внимания... находится человек, его права, свободы и интересы. Правовое
государство это и социальное государство. «(Но далеко не обязательно, на
мой взгляд, и не всегда).
Нравственная основа правового государства заключается в общечеловеческих
принципах гуманизма, справедливости, равенства и свободы личности, ее чести
и достоинства. Правовое государство отличается от неправового качеством
законов: они должны быть гуманными, закреплять неотъемлемые права каждого
человека, справедливыми. «Правовое государство - это суверенное
государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и
народностей, населяющих его территорию. «Политическая природа
государства наиболее четко проявляется в его суверенитете. «Суверенность
государства выражается в том, что ему принадлежит право официально
представлять все общество в целом, издавать законы и другие нормативные
акты, обязательные к выполнению всеми членами этого общества, и, наконец,
осуществлять правосудие.

6. Практика становления правового государства в России.

«Сейчас завершается важный этап преобразования России в демократическое
государство. На основе Конституции формируется демократическая система
власти» - Б. Н. Ельцин.
Реальные демократические преобразования в праве начались со второй половины
80-х годов в годы перестройки, особенно после поражения августовского
(1991г.) путча. Получил общее признание принцип «правового государства»,
были отменены репрессивные, иные реакционные институты и положения, стали
развиваться демократическое законодательство, система правосудия (созданы
Конституционный суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской
Федерации). В октябре 1991г. Верховным Советом Российской Федерации была
одобрена концепция судебной реформы, которая направлена на утверждение
судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной
силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и
исполнительной. Принятая Верховным Советом Российской Федерации в 1991г.
Декларация прав и свобод человека и гражданина, исходит из того, что
государство признает приоритет прав и свобод человека, что соблюдение и
защита прав и свобод, чести и достоинства человека - главная обязанность
государственной власти. Процесс формирования правового государства
предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий,
которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений,
равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства
и личности.
В качестве одной из важнейших задач, связанной с
формированием правового государства, следует рассматривать развитие и
совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой
системы. В настоящее время, на мой взгляд, принято достаточное количество
законодательных актов, создающих основы для дальнейшего развития нашего
государства как демократического, правового. Это прежде всего Конституция
Российской Федерации, Декларация о государственном суверенитете Российской
Федерации, Закон о гражданстве, Закон о собственности, Договор об
общественном согласии, Гражданский Кодекс, Налоговый Кодекс (когда его,
наконец, примут !) - перечислять можно довольно долго, но не в этом суть.
Главное, на мой взгляд, - это создание условий и действенных механизмов для
нормального функционирования принятых законов.

IV. Вывод.

Обобщая, можно сказать, что в основе организации и деятельности
правового государства лежит принцип разделения властей: законодательной,
исполнительной и судебной. Каждая власть осуществляет свои строго
очерченные функции. И вместе они сдерживают и уравновешивают друг друга,
обеспечивая тем самым гарантию против нарушения демократических норм и
злоупотребления властью. А кроме того, сами граждане через всеобщую
избирательную систему имеют возможность контролировать власти и в случае
необходимости корректировать их действия. Государственная власть в правовом
государстве подзаконна. Ее подзаконность дополняется признанием за
отдельной личностью неотъемлемых и неприкосновенных прав, предшествующих
самому государству. Неприкосновенность личности обеспечивается законом.
Правовое государство имеет ряд общих и объединяющих всех членов
гражданского общества правовых основ, которые по своей сути носят
надклассовый и общечеловеческий характер.

Итак, правовое государство обеспечивает:
1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.
2. Реальность прав личности, создание условий для ее свободного развития.
3. Взаимную ответственность государства и личности
4. Прочный режим законности и стабильности правового порядка.
Суровая закономерность, а может быть трагическая неизбежность в том,
что человеческая природа и социальная жизнь все еще далеки от совершенства.
Реалистичнее не мечтать о полном искоренении зла, а стремиться к его
ограничению. В том числе и с помощью создания правового общества. Более
того, возможно ли это совершенство? Естественно нет, ибо такова природа
человека.
На данный момент нет альтернативы правовому государству, если мы
принимаем общечеловеческую систему ценностей, в основе своей христианскую.
Впрочем, насчет общечеловеческой - явное преувеличение, не следует забывать
об мусульманских государствах, где существует религиозная система права.
Поэтому, на мой взгляд, на данный момент для нашего государства не
существует альтернативы правовому государству, если мы принимаем систему
ценностей западной цивилизации.



[pic]


По: Обществознанию
Тема: Возникновение и идеи правового государства.



Выполнил: Мелехин Антон
Ученик 11в класса
Проверил: Нохрин Д.А.



г. Верещагино 2005 год




Реферат на тему: Вооруженные силы Республики Узбекистан

Вооруженные силы Республики Узбекистан


Военная безопасность Узбекистана до 1999 года понималась как
обеспечение защиты страны от внешней агрессии. В настоящее время на первый
план вышли так называемые «новые измерения безопасности» (политический
экстремизм, терроризм, организованная преступность транснационального
характера, нелегальная торговля оружием и наркотиками, миграция)
Изменение восприятия угроз и переосмысление характера современных
военных конфликтов получили отражение в официальных документах Республики
Узбекистан, касающихся военной политики. В феврале 2000 года Совет
национальной безопасности при президенте Республики Узбекистан одобрил
Оборонную доктрину (Оборонная доктрина, как и Концепция национальной
безопасности 1997 года, носит закрытый характер и не была опубликована), а
в мае 2001-го была принята новая редакция закона «Об обороне».
Формируя военно-политический курс, Узбекистан исходит из возможности
развязывания в Центральной Азии региональных, локальных войн и вооруженных
конфликтов. При этом как наиболее вероятный рассматривается военный
конфликт ограниченного и среднего масштаба, сопровождаемый диверсионными и
террористическими формами и методами ведения борьбы. В официальных
документах указывается, что Узбекистан может подвергнуться силовому
давлению с использованием существующих и потенциальных конфликтов в регионе
и вблизи его границ. Отмечается возможность развязывания партизанской войны
с целью создания повода для внешней агрессии или же вмешательства в
конфликт внерегиональных сил. При этом вероятны попытки создания очагов
конфликта в нескольких стратегически важных зонах, искусственное
провоцирование масштабных чрезвычайных ситуаций, в том числе
трансграничных.
Согласно Конституции Республики Узбекистан Верховным главнокомандующим
Вооруженными силами является президент. Президент также формирует Совет
национальной безопасности и является его председателем (секретарь Совета –
государственный советник президента М. Рахманкулов). С 2000 года в аппарате
президента введена должность государственного советника по координации
деятельности правоохранительных органов (Т. Худойбергенов). На управление
Вооруженными силами оказывают серьезное влияние государственный советник по
кадровой политике У. Исмаилов и государственный советник Т. Алимов.
В 2000 году в ходе реформирования Вооруженных сил Республики Узбекистан
на основе Генерального штаба был образован Объединенный штаб Вооруженных
сил (начальник – Т. Касымов) – единый командный орган по выработке и
реализации решений в области вооруженной защиты суверенитета и
территориальной целостности страны.
Руководство повседневной деятельностью Вооруженных сил осуществляют
руководители министерств, государственных комитетов и ведомств, имеющие в
своем подчинении воинские формирования, входящие в состав Вооруженных сил.


Структура и численность

Армия Узбекистана сформирована на базе дивизий и полков бывшего
Туркестанского военного округа. Состоит из четырех военных округов. В
каждом округе дислоцируются мотострелковые, танковые, десантно-штурмовые
бригады, части ВВС и ПВО. Республика располагает мощным призывным
контингентом, из-за чего срок службы в армии сокращен с 18 до 12 месяцев.
Части укомплектованы офицерским составом на 75%-80%.
Вооруженные силы Республики Узбекистан начали формироваться в начале 90-
х годов прошлого столетия на базе бывшего Туркестанского военного округа,
упраздненного 30 июня 1992 года в связи с распадом СССР. И хотя Узбекистан
не избежал проблем, связанных с «советским наследством», руководство
республики, ориентированное на становление Узбекистана как государства,
способного стать региональным лидером, изначально придавало большое
значение созданию национальных Вооруженных сил. Узбекистан добился
наибольшего успеха среди стран Центральной Азии в сохранении жизнеспособных
Вооруженных сил, которые в настоящее время оцениваются как наиболее
боеспособные в регионе.
По заявлениям президента И. Каримова, основным принципом строительства
Вооруженных сил является создание немногочисленной, но мобильной, хорошо
оснащенной современным оружием и боевой техникой профессиональной армии,
способной как самостоятельно, так и во взаимодействии с вооруженными силами
других государств надежно обеспечить безопасность страны.
К числу военно-силовых и военизированных структур Узбекистана могут
быть отнесены: подразделения Министерства обороны (министр – К. Гулямов),
Пограничные войска Комитета по охране государственной границы (председатель
– М. Утаганов), внутренние войска Министерства внутренних дел (министр – З.
Алматов), воинские формирования Службы национальной безопасности
(председатель – Р. Иноятов), Министерства по чрезвычайным ситуациям
(министр – Б. Парпиев) и Таможенного комитета (председатель – Р. Хайдаров).

Подразделения Министерства обороны. В настоящее время подразделения
Министерства обороны включают Сухопутные войска, Войска противовоздушной
обороны и Военно-воздушные силы, специальные войска и Национальную гвардию.
С 1999 года наблюдается постоянное сокращение их численности. Так, если в
1998-м общая численность подразделений оценивалась в 80 тыс. человек, то в
2002-м – в 50–55 тыс. По данным Международного института стратегических
исследований (Лондон), численность Сухопутных войск составляет 40 тыс.
человек в составе одного танкового корпуса, десяти моторизированных, одной
легкой горной, одной воздушно-десантной, трех воздушно-штурмовых и четырех
инженерных бригад, а также одной бригады Национальной гвардии.
Численность Войск противовоздушной обороны и Военно-воздушных сил
Республики Узбекистан составляет 10–15 тыс. человек в составе 7 авиационных
и вертолетных полков.
В ходе военной реформы Узбекистан был разделен на четыре военных особых
округа – Юго-Западный (штаб в Карши), Восточный (Фергана), Центральный
(Джизак), Северо-Западный (Нукус) и одно оперативное командование
(Ташкент). В каждом округе дислоцирована укомплектованная по полному штату
мотострелковая или десантно-штурмовая бригада. В особый период командующие
округами становятся руководителями всех частей и подразделений силовых
структур, расположенных на территории округа. Апробация этой схемы
осуществлена в Юго-Западном и Восточном военных округах летом и осенью 2000
года при организации противодействия «Исламскому движению Узбекистана».
Основные силы Министерства обороны локализованы в районе Ташкента и
Термеза. Подразделения Национальной гвардии общей численностью в 1 тыс.
человек защищают стратегические базы и объекты. Основные военно-воздушные
базы находятся в районе городов Карши (Ханабад) и Андижан. В качестве
военно-воздушных баз также могут использоваться аэродромы в районе городов
Термез (Кокайды) и Чирчик. Однако оперативная емкость большинства
аэродромов невелика. По оценкам российских специалистов в 2001 году,
аэродромы нуждались в ремонте и модернизации, которые были проведены
американскими и немецкими специалистами в 2001–2002 годах в ходе подготовки
и проведения операции в Афганистане.
Силы специального назначения. После распада СССР Вооруженным силам
Узбекистана отошли 15-я бригада специального назначения, 459-я отдельная
рота специального назначения (на ее базе сформирован отдельный отряд
спецназа), а также учебный полк специального назначения, готовивший во
время войны в Афганистане личный состав для воюющих подразделений. В
несколько преобразованном виде данные подразделения сохранились до
настоящего времени.
Внутренние войска МВД. Численность внутренних войск МВД составляет в
настоящее время от 17 до 19 тыс. человек. Серьезную роль в обеспечении
военной безопасности играет Управление по борьбе с терроризмом МВД
(полковник Б. Турсунов).
Подразделения Службы национальной безопасности. Служба национальной
безопасности Республики Узбекистан оценивается как достаточно эффективная.
При этом ссылаются на то, что в ней сохранились бывшие советские кадры, и
по крайней мере уже семь лет не было никаких реформ, которые, судя по опыту
других постсоветских государств, приводят к ослаблению спецслужб. Кроме
того, в 1996 году Службе национальной безопасности были переданы
подразделения и некоторые функции оперативной разведки, которые до этого
выполнялись ГРУ Министерства обороны.


Комплектование и подготовка кадров


Вооруженные силы Республики Узбекистан строятся на принципах кадровой
регулярной армии. Срок службы рядового и сержантского состава – 18 месяцев
(для лиц, имеющих высшее образование, – 12 месяцев). Законодательством
наряду с действительной предусмотрена альтернативная служба. Ее срок – 24
месяца, а для граждан, имеющих высшее образование, – 18 месяцев.
Как и в других государствах Центральной Азии, в Узбекистане
комплектование Вооруженных сил осуществляется призывниками, имеющими слабое
состояние здоровья, морально и физически не подготовленными к воинской
службе. Падает образовательный уровень призывного контингента. Однако в
численном отношении проблем с призывом нет.
Отток из республики офицеров Советской армии в конце 80-х – начале 90-х
годов прошлого века создал проблему комплектования офицерских кадров
Вооруженных сил. Места профессионалов зачастую занимали случайные люди, в
руках которых сосредоточивалось боевое оружие, что превращало саму армию в
потенциальный очаг нестабильности.
Однако Узбекистан смог использовать имеющиеся на его территории учебно-
тренировочные объекты, а также создать новые учебные заведения для обучения
и подготовки национальных военных кадров. В 1995 году была образована
Академия Вооруженных сил Республики Узбекистан , которая предназначена
для подготовки командного состава для всех силовых структур страны.
Подготовка офицерских кадров также осуществляется Ташкентским высшим
общевойсковым командным, Чирчикским высшим танковым командно-инженерным,
Самаркандским высшим автомобильно-артиллерийским, Джизакским высшим
авиационным военными училищами. Кроме этого, действуют Академия МВД,
Институт СНБ, Военное училище пограничных войск, Таможенный колледж, Высшая
пожарно-техническая школа МВД. Часть военных кадров готовится на
специализированных факультетах в гражданских вузах (военные медики,
связисты, специалисты ПВО). На военных кафедрах гражданских вузов готовятся
офицеры запаса.
Подготовка военных кадров осуществляется также на базах зарубежных
учебных центров и при участии иностранных специалистов. Особенно большое
участие иностранные специалисты принимают в подготовке подразделений
специального назначения. С конца 90-х годов в этих целях были приглашены
инструкторы из США. В 2000 году, в ходе создания Антитеррористического
центра СНГ, когда предполагалось, что спецслужбы и подразделения
специального назначения Узбекистана будут участвовать в его деятельности,
они проходили подготовку с участием сотрудников российского подразделения
«Альфа». В июне 2002-го появились сведения, что помощь в подготовке
спецподразделений Узбекистану окажут Турция и Великобритания, а офицеры
спецназа страны уже проходят подготовку в учебных центрах НАТО в Италии и
Германии.


Военно-экономическое обеспечение


Оборонный бюджет Республики Узбекистан формируется с учетом
экономических возможностей страны и реальных потребностей и исходит из
принципа соответствия уровня военно-экономического обеспечения потребностям
безопасности страны в военной сфере. Расходы Республики Узбекистан на
оборону постоянно возрастают и составили в 2001 году 1,8 млрд. долл. (при
бюджете 207 млн. долл.), то есть 2,6 проц. ВВП. По сравнению с 2000-м
расходы на оборону увеличились на 2,8 проц. На 2002 год бюджетом
предусмотрены оборонные расходы в 106 млн. долл.
В обеспечении военной безопасности Узбекистана существенное значение
имеет фрагментарность его военно-промышленной базы и ее несоответствие
потребностям обороны. Промышленные предприятия, производящие продукцию
военного назначения, являлись частью различных компонентов военно-
промышленного комплекса СССР, зависели от партнеров за пределами республики
и не были взаимосвязаны между собой. Самостоятельно производить вооружение
и военную технику в большинстве случаев они не в состоянии. В связи с этим
техническая оснащенность Вооруженных сил Узбекистана находится в полной
зависимости от других государств.


Международное военное и военно-техническое сотрудничество


Партнерские отношения в области обеспечения военной безопасности
Узбекистан имеет со странами, входящими в Центрально-Азиатский региональный
комплекс безопасности. Он принимает участие в таких международных
структурах, имеющих военно-политическую составляющую, как СНГ, Шанхайская
организация сотрудничества и Программа НАТО «Партнерство ради мира». На
двустороннем уровне наиболее значимы отношения Узбекистана с Россией и США.
СНГ. В 1999 году Узбекистан отказался продлить свое участие в Договоре
о коллективной безопасности стран–участниц СНГ, мотивируя это его
неэффективностью.
Специфичную позицию Узбекистан занимает в работе созданного в июне 2000
года Антитеррористического центра СНГ, предназначенного для координации
взаимодействия органов государств Содружества в области борьбы с
международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. Узбекистан
участвует в проводимых Центром учениях (например, «Юг-Антитеррор-2001»), в
то же время не принимая участия в его финансировании и в работе оперативной
группы Центра в Бишкеке.
Особая позиция у Узбекистана и по отношению к Координационному комитету
по вопросам ПВО при Совете министров обороны государств–участников СНГ. Из
всех коллективных структур Содружества этот орган считается наиболее
действенным. Начиная с 1995 года почти ежегодно проводятся учения и
командно-штабные тренировки сил и средств ПВО стран СНГ. В 2001-м
Узбекистан действовал на командно-штабных тренировках на двусторонней
основе, не участвуя в боевых стрельбах в рамках учения «Боевое содружество-
2001».
Шанхайская организация сотрудничества. Участие в работе Шанхайской
организации сотрудничества позволяет Узбекистану активизировать свою
региональную политику, снять с себя обвинение в отказе от участия в
коллективных системах безопасности в регионе, а также осуществлять не
только маневрирование между интересами России и Китая, но и хотя бы
косвенный контроль и влияние на их политику в регионе. Участие в
организации сразу двух региональных держав позволяет снять риск, что форум
будет проводить интересы и обеспечивать доминирование в регионе какого-
нибудь внерегионального центра силы.

НАТО. Сотрудничество Узбекистана с НАТО осуществляется через Программу
«Партнерство ради мира» (ПРМ) и на двусторонней основе. Узбекистан является
участником ПРМ с 1994 года, а с 1995-го принимает активное участие в
международных миротворческих учениях, проводимых в рамках ПРМ. Также в
рамках ПРМ отдельные подразделения Вооруженных сил Узбекистана проходят
подготовку в США, Германии и Норвегии. Американские и немецкие военные
инструкторы оказывают помощь в строительстве Вооруженных сил республики. В
Турции, США и ФРГ готовятся офицерские кадры.
До октября 2001 года деятельность НАТО в Узбекистане, как и в
Центральной Азии в целом, ограничивалась вопросами нераспространения,
сбором разведданных о политике безопасности Узбекистана, информированием о
стратегии НАТО и воплощением в жизнь принципов поддержания мира в регионах,
куда НАТО не заинтересовано посылать свои войска. Сотрудничество также
касалось невоенных вопросов, таких как стихийные бедствия и защита
окружающей среды.
После начала военной операции США в Афганистане страны–участницы НАТО
начали подготовку ряда проектов по оказанию Узбекистану помощи в военно-
технической сфере. Основное внимание при этом уделяется борьбе с
терроризмом и распространением наркотиков, подготовке подразделений сил
специальных операций, поисково-разведывательных и горных подразделений. В
марте 2002 года был подписан Меморандум о военном и военно-техническом
сотрудничестве с Турцией, в июне – Соглашение о военном сотрудничестве с
Польшей. Активно развивается взаимодействие с ФРГ. Бундесвер использует
аэродром «Кокайды» для обеспечения миротворческого контингента
International Security Assistance Force в Афганистане. В настоящее время в
Термезе находятся 163 военнослужащих из Германии.
Россия. До 1999 года отношения между двумя государствами во многом
определялись процессами внутри СНГ и их позицией по вопросам урегулирования
в Таджикистане. Ташкент достаточно жестко реагировал на любое усиление
позиций России в этой стране. Однако активизация в 1999–2000 годах действий
незаконных вооруженных формирований на границах между Киргизией,
Узбекистаном и Таджикистаном способствовала усилению военно-политической
роли России в Центральной Азии, а также изменению позиции Узбекистана.
Ташкент не ставит под сомнение необходимость развития отношений с
Россией, однако при этом делает ставку исключительно на двусторонние
отношения, отказываясь от участия в региональном многостороннем
сотрудничестве. Правда, и в отношениях с Москвой Ташкент занимает «особую
позицию».
В феврале 1999 года Узбекистан принял решение о выходе из Договора о
коллективной безопасности стран–участниц СНГ, однако уже осенью, после
визита В. Путина в Ташкент, с Россией был подписан Договор о дальнейшем
углублении всестороннего сотрудничества в военной и военно-технической
областях.
Летом 2000-го, на саммите глав государств–участников СНГ президент
Узбекистана И. Каримов заявил, что необходимо всем «открыто признать
долгосрочные интересы России в этом регионе» и призвал Россию уделять
больше внимания Центральной Азии. А 25 сентября 2000 года И. Каримов в
интервью газете «Время новостей» обвинил российские средства массовой
информации в стремлении «...создать неуверенность и панику в Центральной
Азии и, главное, показать беспомощность Кыргызстана, Узбекистана и,
наверное, Таджикистана в попытках противостоять угрозам с севера
Афганистана», представить вступление Узбекистана в Договор о коллективной
безопасности как единственное спасение, «убедить общественное мнение в
необходимости прихода сюда российских войск или создания российских баз».
Секретарь Совета национальной безопасности М. Рахманкулов пошел еще дальше,
заявив, что исламская угроза нагнетается искусственно, а «Исламское
движение Узбекистана» – это жалкая кучка уголовников и отщепенцев.

В марте 2001 года между Москвой и Ташкентом были достигнуты
договоренности о поставках из России артиллерийских систем, вертолетов (в
том числе – Ка-50-2 «Черная акула»), средств ПВО и боеприпасов. Была также
достигнута договоренность об увеличении квоты Узбекистана в российских
военных вузах, особенно в летных училищах и академиях. А во время визита в
Москву в мае 2001-го И. Каримов подчеркивает, что Россия – гарант
безопасности и стабильности в Центральной Азии. Более того, в ходе этой
встречи подписывается Договор о сотрудничестве по пограничным вопросам.
Что произошло в отношениях между Москвой и Ташкентом после 11 сентября,
хорошо известно и в дополнительных комментариях не нуждается.
Помимо политических сложностей, в отношениях России и Узбекистана
имеются и сложности технические. Например, задерживается реализация
совместного производства военно-транспортных самолетов Ил-76МФ на базе
Ташкентского авиационного производственного объединения имени Чкалова, а
также отправка Узбекистаном на ремонт в Россию ЗРК С-200 и С-125, хотя
контракты об этом уже подписаны.
США. В соответствии с программой международного военного образования и
подготовки в 1995–2000 годах в США обучались 150 офицеров узбекской армии.
В свою очередь, американские военнослужащие принимали участие в учениях на
территории Узбекистана (например, «Баланс-2000»). США также оказывали
содействие узбекским военнослужащим и пограничникам в приобретении военного
снаряжения. Была создана постоянно действующая группа по военно-
техническому сотрудничеству.
На тот период США не были готовы выступить в Центральной Азии в
качестве гаранта безопасности, так как рассматривали регион в лучшем случае
как объект второстепенного интереса, производного от более широкого
понимания безопасности, связанного с Россией, Китаем, Южной Азией и
совокупностью глобальных проблем, таких как терроризм, распространение
оружия массового поражения и наркотики.
Ситуация изменилась после начала военной операции в Афганистане 7
октября 2001 года. Президент И. Каримов одним из первых поддержал действия
США в Афганистане. В официальном сообщении о заседании Совета национальной
безопасности (1 октября 2001) говорилось, что Узбекистан готов внести свой
вклад в ликвидацию баз и лагерей террористов в Афганистане и предоставить в
этих целях свое воздушное пространство. Официально эта позиция была
озвучена 5 октября 2001 года.
7 октября Узбекистан и США подписали соглашение о предоставлении
последним воздушного пространства Узбекистана, а также необходимой
инфраструктуры одного из аэродромов. Соглашение не определяло сроки
военного присутствия США и касалось использования авиабазы только в рамках
антитеррористической операции в Афганистане. При этом было заявлено, что «с
территории Узбекистана не допускается осуществление боевых наземных
операций против Афганистана», а также «не разрешается осуществление бомбово-
штурмовых операций». Было определено, что боевые самолеты могут
осуществлять посадку на аэродромах Узбекистана («Ханабад», «Кокайды» и
«Тузель») только «в исключительных случаях».
В соответствии с Соглашением вооруженным силам США была передана
авиабаза «Ханабад», которая используется в гуманитарных целях, а также для
поисково-спасательных операций и разведывательной деятельности. По словам
президента И. Каримова, на базе дислоцируется около 1,5 тысячи
военнослужащих США. По данным Международного института стратегических
исследований – около 1200 (в рамках операции Enduring Freedom).
Предполагается, что на авиабазе дислоцируются отряды 720-й тактической
группы Командования сил специальных операций ВВС США, подразделения 10-й
горной дивизии, военнослужащие которой участвовали в учениях «Центразбат-
2000» и подразделения 96-го батальона по связям с гражданской
администрацией, части РЭБ и разведки. На базе размещены военно-транспортные
самолеты, вертолеты поисково-спасательных служб, самолеты радиоэлектронной
и психологической борьбы (ЕС-130 «Коммандо соло»), а также беспилотные
самолеты-разведчики «Предатор». При этом на аэродроме «Ханабад» продолжают
дислоцироваться и узбекские военные самолеты.
В обмен на американское присутствие в Узбекистане США предоставляют
Ташкенту финансовую помощь и инвестиции, которые оценивается в 8 млрд.
долл. Согласно достигнутым договоренностям, предполагается оснащение
Вооруженных сил Узбекистана образцами вооружения и военной техники в
соответствии со стандартами НАТО, создание с помощью США производственной
базы по их ремонту и выпуску некоторых видов вооружения и военной техники.
Планируется также развернуть единую интегрированную систему связи и
приступить к разработке новой системы противовоздушной обороны.
Помимо операции в Афганистане, США продолжают уделять внимание вопросам
нераспространения. Так, в октябре 2001 года между США и Узбекистаном было
подписано соглашение, по которому американцы обязались уничтожить
биологическое оружие, захороненное на острове Возрождения в Аральском море.

В марте 2002 года в ходе визита президента И. Каримова в США были
подписаны американо-узбекская Декларация о стратегическом партнерстве и
сотрудничестве в политической, экономической и юридической областях, а
также в сфере безопасности и Соглашение о сотрудничестве в
нераспространении ядерных технологий.
Однако для самого Узбекистана наиболее важным является вопрос,
останутся ли войска США в Узбекистане, и если останутся, то как долго?
Заявления официальных лиц США достаточно противоречивы и, как правило,
сводятся к мысли, что после окончания операции в Афганистане США не уйдут
из региона, их присутствие здесь носит долговременный характер, но в то же
время они не намерены создавать в Центральной Азии постоянные военные базы.
Иными словами, США намерены поддерживать близкое к постоянному, но гибкое
военное присутствие в Центральной Азии без создания крупных военных баз. По
мнению президента И. Каримова, вооруженные силы США должны находиться в
регионе ровно столько, сколько того потребует ситуация, а именно: до
окончательной стабилизации обстановки в Афганистане. «Я против того, чтобы
американцы уходили из этого района до тех пор, пока не наступят мир и
стабильность на всей территории Центральной Азии», – заявил он.

Будни узбекской армии словами Министра обороны Гуломова


В то время как президент Узбекистана с восторгом констатирует успехи
военной реформы, на закрытых заседаниях министры признают, что подготовка и
воинская дисциплина узбекских солдат и офицеров находятся на самом низком
уровне. Солдаты гибнут из-за элементарного неумения обращаться с оружием.

Глава Узбекистана не устает говорить о мощной, высокоорганизованной и
профессионально подготовленной узбекской армии, в которой, благодаря
проводимым реформам, должна сократиться численность личного состава,
повыситься мобильность и боеспособность частей, их оснащенность современным
оружием и техникой.

Так, выступая в парламенте в конце августа 2002 года, Ислам Каримов
подчеркнул, что сегодня в армии "повысилась боеспособность. Вместо прежних
крупных подразделений созданы взводы, группы и бригады, способные
оперативно действовать

Новинки рефератов ::

Реферат: Авторское право (Гражданское право и процесс)


Реферат: Исламский фундаментализм (История)


Реферат: Тревожность и экзаменационные испытания у человека (Психология)


Реферат: Разработка окислительного нейтрализатора для дизельных двигателей (Транспорт)


Реферат: Порода сх животных (Биология)


Реферат: Звуковые волны (Физика)


Реферат: Фотон. СуперКалк 4 (Компьютеры)


Реферат: Н.А. Бердяев о характере русского народа (Культурология)


Реферат: Cтрахование ответственности (Страхование)


Реферат: Прикладная теория цифровых автоматов (Технология)


Реферат: Общение и обучение (Педагогика)


Реферат: Технология производства, прогнозирования, программирования и планирования урожаев (Сельское хозяйство)


Реферат: Тепловой и динамический расчет двигателей внутреннего сгорания (Транспорт)


Реферат: Принципы оценки необоротных активов предприятия в международной практике и в Украине (Аудит)


Реферат: Мяленцiй Сматрыцкi - Бияграфiя (История)


Реферат: Романтизм (Искусство и культура)


Реферат: Байрон (Литература : зарубежная)


Реферат: Психологические приемы допроса (Психология)


Реферат: Анализ лекарственной формы состава: Rp.: Amidopyrini 0,3 Dibazoli 0,02 (Химия)


Реферат: Система автоматизированного проектирования (Компьютеры)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист