GeoSELECT.ru



Управление / Реферат: Персонал предприятия Татнефть (Управление)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Персонал предприятия Татнефть (Управление)



РАБОТА С ПЕРСОНАЛОМ


Списочный состав работающих в управлении на 1 января 2001 года
составляет:
|Всего |-|1183 чел. |
|из них: |-| |
|рабочих |-|863 чел. |
|руководителей |-|113 чел. |
|специалистов |-|202 чел. |
|служащих |-|5 чел. |


За 2000 год было принято 362 человека, уволено – 298 человек.
Производственные вопросы, проблемы неплатежей и налогов не отодвинули
работу с людьми, с коллективами на задний план.
В условиях рынка выросли требования. В деятельности управления возникла
новая информационная технология, появилась необходимость создания системы
управления персоналий с более широкими функциями.
Прирост численности работников обусловлен вводом новых мощностей,
внедрением новых телекоммуникационных технологий. С учетом изменения
характера и условий труда сохранилась тенденция к увеличению работников с
высшим образованием и средним специальным.
Поэтому списочный состав работающих по сравнению с тем же периодом
прошлого года увеличился на 64 человека.
Произошли количественные изменения по категориям персонала. Количество
руководителей увеличилось на 7 человек, специалистов – на 22 человека, а
количество рабочих – на 34 человека.
Качественный состав по образованию таков: высшее образование имеют 144
человека, среднее специальное – 314 человек, общее среднее – 600 человек и
незаконченное среднее – 125 человек.
Происходит постоянное движение кадров. Оно вызвано естественными
причинами: люди стареют, уходят на пенсию, вынуждены менять работу по
состоянию здоровья, другие хотят сменить специальность, место работы.
Сменяемость кадров в управлении составляет 26,4 %, что на 6,6 % больше
прошлого года.
Уровень текучести кадров по сравнению с тем же периодом прошлого года
увеличился на 1 % и составляет в целом по управлению 8,8 %.
Одной из главных задач кадровой политики является стабильность
трудового коллектива. Из года в год коллектив нашего управления становится
более стабильным. Так со стажем работы в управлении свыше 5 лет работающих
76 %.
Особое значение в работе с персоналом отводится созданию действенного и
надежного резерва. Резерв составляется независимо от наличия и количества
вакантных должностей. При формировании резерва используются итоги
аттестации, которая ставит своей целью объективно определить деловые
качества специалистов, сделать выводы об их соответствии занимаемым
должностям и выявить тех, кто по своей квалификации и деловым качествам
заслуживает зачисления в резерв для выдвижения.
Исходя из имеющегося резерва кадров в управлении были отобраны и
выдвинуты на вакантные места на вышестоящие должности 14 человек.
При замещении вакантного рабочего места учитывались профессиональные
знания и умения работника, его производственный опыт, деловые и
нравственные качества, здоровье и работоспособность, уровень общей
культуры.
Также приглашены на работу после окончания ВУЗов 7 человек молодых
специалистов по профессиональной пригодности в процессе отбора подходящих
кандидатур.
Первоочередной задачей в 2000 году было не только стабилизировать
рабочую силу, но и подбирать и готовить кадры, чтобы сохранить качественный
состав и потенциал коллектива, потому что наша отрасль технико- и
наукоемкая. Ни за год, ни за два специалисты со стороны нам не подготовить.
Телекоммуникационная система развивается очень интенсивно. И люди должны
быстро адаптироваться и перестраиваться в техническом плане. Поэтому
направлением нашей работы является организация непрерывного процесса
обучения.
У нас нет собственного учебного центра, мы вынуждены пользоваться
учебными заведениями в городах: Самара, Москва, Санкт-Петербург, Сочи,
Казань, Лениногорск и Альметьевск.
Так, например, в Самарском региональном тренинг центре обучались
специалисты по следующей тематике: "Технология эксплуатации волоконно-
оптических линий связи", "Транкинговые системы подвижной радиосвязи",
"Принципы построения и технической эксплуатации цифровых и волоконно-
оптических систем передачи", "Менеджмент и маркетинг в телекоммуникациях" и
др. В том же центре были обучены рабочие по современным методам монтажа
электрических кабелей связи, по монтажу муфт оптических кабелей связи.
Всего за год в г. Самаре повысили квалификацию 52 человека. В Москве
повышали квалификацию в учебном центре "Алкатель" по вопросам эксплуатации
и техническому обслуживанию телефонной станции С-12 – 36 специалистов; в
Академии народного хозяйства при правительстве РФ – 5 человек; в других
учебных заведениях и организациях г. Москвы по различной тематике обучены
14 человек.
В г. Альметьевске обучение проводилось в ЦПК "НГДУ "ЕН" по вопросам
охраны труда и ответственных лиц за безопасное производство работ
грузоподъемными кранами. Всего обучено 98 руководителей и
10 специалистов. В Альметьевском политехническом техникуме
обучались 24 работника Автотранспортного цеха по аттестации
безопасности дорожного движения; в управлении "ТатАСУнефть" обучили 34
человека работе на персональном компьютере, пользованию операционной
системой Windows-98 и ее приложениям.
В г. Лениногорске обучение проводилось в учебном центре МАО
"Нефтеавтоматика" по рабочим специальностям – это кабельщики-спайщики,
столяры, антенщики-мачтовики, электромонтеры. Всего было обучено 32
человека.
В управлении обучаются без отрыва от производства в высших учебных
заведениях и техникумах 24 человека.
Исходя из вышеизложенного, управление в 2000 году повысило квалификацию
356 работникам, из них: руководителей – 143 человека, специалистов – 120
чел., рабочих – 67 чел. Обучено впервые, вторым профессиям и
переподготовлено 26 человек. Повысили квалификационный разряд, а
следовательно улучшили профессиональное мастерство – 71 человек.
Сумма средств, затраченных на подготовку, переподготовку и повышение
квалификации, а также затраты по прямым договорам управления в 2000 году
составила 2 454 тыс. рублей.
В управлении широко используется практика заключения контрактов как с
руководителями и высококвалифицированными специалистами, так рабочими и
служащими.
Принципиальным образом расширяется диапазон и содержание требований к
профессиональным качествам работника. К общепринятым в настоящее время
требованиям: четкой дисциплине, высоким исполнительским качествам,
ответственности, инициативе и творческой заинтересованности в самом труде
добавляются также как самомотивация, гибкость, организаторские способности,
готовность и способность к профессиональному развитию, умение ставить и
решать проблемы, распределять время, соизмерять темп работ, готовность
действовать в экстремальных ситуациях, здравый смысл, бережливость,
доброжелательность, неприятие коррупции и др.
Укрепление трудовой дисциплины всегда было основным показателем
кадровой работы.
Сегодня воздействие на нарушителя становится все более
дифференцированным. Для одних это убеждение – что является акционером,
собственником. Добросовестность , ответственность за выполняемое дело,
готовность работать так, как требует того время – вот условия нашего труда.
Все нарушители трудовой дисциплины обсуждены на собраниях трудовых
коллективов цехов, приняты меры морального и материального характера.
В управление большое значение придают работе с ветеранами. Это люди,
которые практически создали предприятие. Они рассматривают управление не
только как место своей производственной деятельности, но и считают чем-то
вроде второй семьи, которая в случае невзгод защитит и выручит в трудную
минуту.
Сколько сил и здоровья отдано нашими ветеранами, работавшими со дня
преобразования конторы связи в управление "ТатАИСнефть".
Управление, помня об этом, не забывает своих ветеранов пенсионеров.
Ведь недаром говорят: "не знающий и не уважающий прошлого не может иметь
будущего".
Всего в управлении 390 пенсионеров, из них 23 человека – ветераны
войны. Ежегодно в мае проводится чествование ветеранов войны с организацией
концерта и праздничного стола, с воспоминаниями: о былых военных и трудовых
подвигах, о тех, кто еще год назад сидел рядом за праздничным столом, но не
смог прийти по причине болезни или скончался. По заявлению ветеранов войны
и труда выделяется материальная помощь из средств предприятия на лечение и
на погребение из средств профсоюзного бюджета. В течении года выделяются
путевки для лечения пенсионеров в санаториях, и в санаториях
профилакториях. Всего за отчетный период было выделено 12 путевок. Весной
всем желающим были выделены земельные участки под посадку картофеля. А
осенью всем желающим пенсионерам, имеющим сады-огороды, была организована
доставка удобрений (навоза).
Осенью прошла конференция пенсионеров, на которой присутствовало и
отвечало на наболевшие вопросы пенсионеров руководство управления. Был
выбран новый председатель Совета ветеранов – Векентьева А.Д., бывшая
работница Альметьевского цеха.
Администрация и профсоюзный комитет управления постоянно заботятся о
своих пенсионерах, чтобы они не чувствовали себя забытыми.
Возрождается работа с молодежью. Создан комитет молодежи. Ведущим
инженером по работе с молодежью назначен Закиров И. А.
Молодежная политика, проводимая в управлении, является составной частью
планов развития ОАО "Татнефть" и представляет собой совместную деятельность
администрации и руководства подразделений, направленную на создание условий
для социально-экономического, политического, культурного и духовного
развития молодежи управления "ТатАИСнефть". В соответствии с этим, отдел
кадров планирует и проводит необходимую работу, связанную с определением
развития и совершенствованием основных направлений, форм и методов работы с
молодежью, работающей в подразделениях управления. Вся эта работа
сориентирована на решение текущих и перспективных задач, стоящих перед
управлением.
Главными целями данной работы является привлечение молодежи на работу в
подразделения управления и закрепления ее на своих рабочих местах,
эффективное использование творческого потенциала молодых работников,
активное привлечение их к решению задач, стоящих перед управлением в
настоящее время и в будущем, нравственное и эстетическое воспитание.
В управлении работают 295 человек до 30 лет. Из них с высшим
образованием 30 человек. Со средним специальным образованием – 98 человек.
В 2000 году на летний период было трудоустроено 64 подростка. На конец
текущего года работают 8 человек в возрасте до 18 лет. Уволено 2 подростка,
все они были уволены с согласия комиссии по делам несовершеннолетних при
администрации города в соответствии со статьей 183 КЗоТ РФ. Причиной
увольнения было поступление на учебу.
Ежегодно управление пополняется молодыми людьми, не имеющими жизненного
опыта. Каждому из них предстоит много поработать, прежде чем в совершенстве
овладеть своей профессией. Непростой процесс адаптации молодого человека в
коллективе облегчает наставник, их в управлении 57 человек. За всеми вновь
пришедшими молодыми людьми в возрасте до 18 лет распоряжением по
подразделению закрепляются наставники. Прием молодежи в управлении
организуется так, чтобы с первых трудовых шагов воспитать у них чувство
гордости за дела коллектива и ответственность перед ним. Между молодым
работником и наставником заключается договор, в котором отражены взаимные
обязательства на весь период шефства. По окончании наставничества молодой
работник сдает экзамены по теоретической части и делает пробную работу на
учебно-тренировочном рабочем месте, перед квалификационной комиссией своего
подразделения. По результатам сдачи молодыми работниками пробных работ в
конце года определяется лучший наставник управления (конкурс наставников).
В 2000 году это почетное звание носит телефонистка МТС Прикамского цеха
Козырева В.И.
В подразделениях управления проводились молодежные собрания, на которых
были избраны ответственные по работе с молодежью. Ответственные по работе с
молодежью из Азнакаевского, Прикамского цехов и Службы промышленной
эстетики приняли участие в первой молодежной конференции ОАО "Татнефть".
Молодые работники не только не остаются в стороне от общественной жизни
коллектива, они принимают самое активное участие в зимних и летних
спартакиадах. Удачным оказался дебют коллектива Лениногорского цеха,
занявшего первое место в конкурсе художественной самодеятельности,
возрожденным комитетом молодежи управления. Вся культурно-воспитательная
работа среди молодежи управления направлена на выявление наиболее
талантливых и одаренных молодых людей, формирование и сплочение молодежных
творческих коллективов, воспитание чувства гордости за причастность к
коллективу управления.
С целью повышения правовых знаний подростков и предотвращения
совершения ими правонарушений в управлении проводится работа по их
правовому воспитанию. Одной из форм этой работы является лекционно-
просветительская. За летний период проводился цикл тематических лекций. На
лекциях выступали представители: органов правопорядка, инспекции по делам
несовершеннолетних, психоневрологического диспансера и СПИД-центра.
Для активизации технической деятельности молодежи, работающей в
управлении "ТатАИСнефть" с января по декабрь 2000 года организован
постоянно действующий конкурс "Лучшее рационализаторское предложение среди
молодых работников управления". За время действия конкурса в нем приняло
участие 24 молодых работника. Итоги конкурса молодых рационализаторов
подводятся к концу года специально созданной комиссией. По итогам заседания
комиссии издается приказ.
Поощрительными премиями награждены: самый молодой участник конкурса
(Зарипов Р.К. – подсобный рабочий Альметьевского цеха) и подавшие
наибольшее количество рационализаторских предложений на конкурсе: это
Иванов Д.В. – инженер МНЦ, Сахапов М.Н. – начальник участка МНЦ, Лотфуллин
И.И. – инженер МНЦ, Баяндин Л.П. – инженер Азнакаевского цеха, Абзалов Р.Р.
– электромонтер Азнакаевского цеха, Насыбуллин И.А. – инженер РСЦ.
Молодые работники привлекаются к участию в общегородских мероприятиях:
"Сабантуй", "День нефтяников". Наиболее активные молодые работники посетили
"Грушинский фестиваль". Также молодые работники приняли активное участие в
республиканском открытом первенстве по информации и вычислительной технике,
конкурсе программистов. Наше управление представляли: Мустаев В.А. – техник
цеха ЭМИС, Юдинцев Д.В. – инженер цеха ЭМИС, Абдуллин М.М. – инженер цеха
АСУП.
Для привлечения в управлении молодых работников проводился "День
открытых дверей" для:
- учащихся – выпускников школы № 20;
- учащихся по специальности электромонтер учебно-производственного
комплекса;
- учащихся технического лицея по специальности радиотехника.
Были проведены ознакомительные экскурсии по цеху эксплуатации
магистральных информационных сетей и по телефонной станции Альметьевского
цеха управления. Экскурсанты были ознакомлены со спецификой нашего
управления и о перспективе его развития.
В течение 2000 года 23 молодых работника получили ссуду на приобретение
мебели (товаров первой необходимости).
Полная занятость трудоспособного населения – одна из основных задач
кадровой службы нашего управления. Проводится политика "омоложения"
трудового коллектива. Это значит, что работники управления, достигшие
пенсионного возраста и получающие пенсию по возрасту (социально защищенные
слои населения), уступают свои рабочие места выпускникам школ и других
учебных заведений.
В 2000 году ушли на пенсию 31 человек. В то же время принято 7
выпускников проф. училищ, 11 человек выпускников вузов и техникумов.
Работа с кадрами, несмотря на стоящие перед ней общие цели, всегда
конкретна и не терпит шаблона.





Реферат на тему: Перспективы агропромышленного реформирования в РФ

ГЛАВА 1. Современное состояние АПК России. Тенденции развития.


Агропромышленный комплекс является самым крупным и включает в себя 3
сферы, связанных между собой отраслей: само сельское хозяйство, технические
средства сельского хозяйства и перерабатывающую промышленность. Помимо
этого в АПК нашей страны также входят рыбное (с недавнего времени
переданное в ведение Министерства) и лесное хозяйство, добыча минеральных
вод и др.
На долю АПК приходится 30% работников отраслей материального
производства и около 25% основных фондов.
От того, насколько развито сельское хозяйство, зависит уровень жизни.
Однако, аграрное производство не в полной мере вписывается в
современную рыночную экономику, что связано, с одной стороны, с
уникальностью аграрного труда и его продукта, а с другой, с тем, что
наблюдается тенденция отставания сельскохозяйственных цен и доходов
аграриев от цен и доходов в экономике страны в целом, и это ведёт к
снижению мотивации предпринимательской деятельности в этой сфере.

1.1 Реформирование агропромышленной отрасли хозяйства в РФ

Начиная с 1992 г., в АПК нашей страны осуществляется реформирование
сельскохозяйственных предприятий, совершенствование их внутрихозяйственных
отношений, активизация межфермерских коопераций и появление агрофирм.
Аграрное преобразование в стране проходило по следующим направлениям и
дало следующие результаты:
1. Реформирование АПК, включая земельную реформу, реорганизацию
колхозов, приватизацию предприятий отраслей, поставляющих сельскому
хозяйству средства производства и услуги, перерабатывающих и доводящих до
потребителей его продукцию.
В результате в стране формируются новые земельные отношения, основу
которых составляет частное землевладение.
2. Разгосударствление системы закупок и реализации продукции.
В результате резко сократились закупки с/х продукции государственными
заготовительными предприятиями, стали появляться новые каналы реализации, в
том числе биржи и оптовые рынки.
3. Начинает формироваться адекватная рынку финансово-кредитная система,
включающая ценовые дотации и компенсации, денежный кредит, выделяемый на
льготных условиях, лизинг на поставку техники и оборудования, добровольное
страхование сельскохозяйственной деятельности, предоставляются льготы по
налогообложению.
4. Попытка освободить сельскохозяйственные организации от функций по
содержанию объектов коммунального хозяйства и социальной инфраструктуры
посредством передачи последних в ведение сельских муниципалитетов,
сформировать систему защиты безработных и стимулирование занятости в
сельском хозяйстве.
Вообще аграрное производство не в полной мере вписывается в современную
рыночную экономику, что связано, с одной стороны, с уникальностью аграрного
труда (его сезонностью), а с другой – наблюдается тенденция отставания
сельскохозяйственных цен и доходов аграриев от цен и доходов в экономике
страны в целом (причем эта ситуация складывается практически во всех
странах с рыночной экономикой). Всё это ведёт к снижению
предпринимательской деятельности в этой сфере.

1.2 Возможные пути усовершенствования механизма реформирования
агропромышленного комплекса РФ.

Стабилизация и дальнейшее развитие АПК России невозможны без усиления
роли государства и поддержки этой отрасли.
Создаваемая в стране система госрегулирования призвана создать
благоприятные условия для российского сельского хозяйства и будет
сориентирована на решение следующих первоочередных задач:
- ускорение социального развития села;
- стимулирование роста производства сельскохозяйственной продукции в
интересах самообеспечения страны продуктами питания;
- стимулирование развития конкуренции и бизнеса на аграрном рынке;
- создание специальных фондов поддержки и развития
сельскохозяйственных производств;
- усиление государственной поддержки на федеральном и региональном
уровнях внедрения современных технологий в сельском хозяйстве;
- создание единой информационной и консультационной системы в АПК,
позволяющей иметь оперативные сведения о состоянии аграрного сектора,
проведения сельскохозяйственных выставок, развитие рекламной деятельности,
освещающей передовой опыт в АПК;
- содействие развитию агропромышленной интеграции и
сельскохозяйственной кооперации в сфере переработки, хранения и сбыта
продукции;
- расширение научных исследований проблем рынка, создание рыночных
моделей эффективного правления в рыночных условиях, маркетинга.
Особое внимание должно уделяться государством развитию и регулированию
внешнеэкономической деятельности, созданию более совершенного механизма
защиты отечественных товаропроизводителей на внутреннем продовольственном
рынке от импорта продукции и одновременно создание благо приятных условий
для экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

В процессе вступления России во Всемирную Торговую Организацию
необходимо обеспечить экономические интересы отечественного
агропромышленного комплекса, особенно в части привлечения иностранных
инвестиций в развитие аграрного сектора.
Таким образом, присоединение России к ВТО, которая регулирует 96%
мирового рынка, это шаг вперед по интеграции России в мировую экономику
должно сыграть прогрессивную роль в создании емкого внутреннего аграрного
рынка и повышения конкурентоспособности всего отечественного
агропромышленного комплекса.
Стратегический план интеграции России в мировое хозяйство должен
включать федеральную программу поддержки российского экспорта, систему
подготовки кадров специалистов по внешнеэкономической деятельности,
создание особых (свободных) экономических зон, организация совместных
предприятий с участием иностранных инвесторов.
Необходимость создания в России эффективного экономического механизма и
государственного регулирования аграрного производства, включающего в себя
комплекс мер государства в области финансово-кредитных отношений, сегодня
подчеркивается неоднократно и вытекает из места сельского хозяйства в
рыночной экономике и особенностей перехода к рынку в России.
Основными задачи российской системы государственной поддержки аграрного
производителя должны стать: помощь в адаптации к новым условиям рынка,
предотвращение нежелательных миграционных процессов, поддержка и защита
внутреннего рынка продовольствия и сырья, обеспечение и поддержание
продовольственной безопасности на должном уровне. Последнее всё больше и
больше волнует мировое сообщество и Россию в том числе. Необходима
разработка программы продовольственной безопасности, но в условиях, в
которых сейчас находится наше сельское хозяйство, это не будет иметь
большого практического смысла.
Необходимо учитывать также и бюджетные проблемы и создавать более
гибкие механизмы, чем, например, во многих зарубежных странах, однако,
несомненно, использовать их опыт в усилении роли государства в
регулировании отношений в АПК страны.
- поддержание общего уровня доходности в отрасли через оказание
бюджетной поддержки селу и стимулирование платежеспособного спроса;
- антимонопольное регулирование пропорций внутри - и межотраслевого
обмена, повышение конкурентного потенциала отрасли;
- содействие развитию рыночной инфраструктуры;
- поддержание стабильной благоприятной конъюнктуры на рынке
агропродовольственной продукции;
- регулирование в связи с действием естественных рентообразующих
факторов;
- проведение политики разумного протекционизма и обеспечение
отечественным товаропроизводителям условий для нормальной конкуренции с
внешним рынком.
Необходимо подчеркнуть, что до сих пор в России применяли лишь
отдельные элементы целостной системы такой поддержки. Крупным шагом в этом
направлении было принятие закона РФ «О закупках и поставках
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных
нужд», который законодательно закреплял взаимоотношения государства и
сельскохозяйственных товаропроизводителей в процессе формирования
государственных продовольственных фондов. Однако, закон не охватывает всего
комплекса проблем и выполняется неудовлетворительно. Так, введенные в
соответствии с ним гарантированные закупочные цены при отсутствии
государственного финансирования являются скорее индикативными, а
обязательная скупка излишков продукции (то есть интервенция) по той же
причине не осуществляется.
Общий вывод сводится к тому, что неэффективными оказываются не сами
формы поддержки, а их применение в условиях нерешенности многих других
проблем. Существующая система государственной поддержки не носит системного
характера. Многочисленные ее элементы законодательно не оформлены, а
поэтому не могут служить товаропроизводителям четкими ориентирами на
будущее. Споры на данный момент идут не только об объемах финансирования по
статьям, но и о существовании самих статей. К тому же меры бюджетной
поддержки применяются в отрыве от иных форм государственного регулирования
(антимонопольных, например), и основной эффект от их применения достается
часто не селу, а смежным с ним монополизированным отраслям (дотации на
минеральные удобрения, товарные кредиты и т.д.). Недостатки бюджетного
финансирования сельского хозяйства дополняются недостатками его
кредитования.
Сельскохозяйственные организации уже много лет функционируют в условиях
финансового кризиса. По-видимому, он достиг высшей точки. Почти 85%
сельскохозяйственных предприятий имеют просроченные долги перед
кредиторами, а их сумма превышает денежную выручку от продажи продукции и
услуг. Половина сельскохозяйственных предприятий убыточна. Для преодоления
кризиса такого масштаба требуются чрезвычайные меры в сочетании с
благоприятными для села природными факторами. Первый фактор: нужно
продолжить реструктуризацию накопленных долгов перед бюджетом и
внебюджетными фондами, отложив их выплату хотя бы на 4 - 5 лет. Процесс
этот идет. На начало 2002 г. в налоговые органы подали заявление о
предоставлении им права на реструктуризацию просроченной кредиторской
задолженности почти 13 тыс. хозяйств, то есть 60% от общего числа имеющих
задолженность в бюджет или во внебюджетные фонды хозяйств. В ходе кампании
по финансовому оздоровлению многие предприятия меняли собственника,
разделялись, а часть из них подверглась банкротству или готовится к нему.
Все это, к сожалению, сопровождалось расхищением уцелевшего имущества,
падением производства и другими отрицательными явлениями.
Федеральный закон «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных
товаропроизводителей» № 83-ФЗ от 9 июля 2002 г. дает возможность продолжить
начатую процедуру по финансовому оздоровлению, исправив, с одной стороны,
допущенные ошибки, и, применив более эффективные механизмы и средства, с
другой стороны. Закон не предусматривает массовой реорганизации
предприятий. В нем содержатся давно ожидаемые положения о списании пени и
штрафов с участников программы. Многое теперь зависит от содержания
нормативных актов, которые будут приняты с целью реализации задач,
поставленных в федеральном законе.
Процесс реструктуризации долгов оправдан со всех точек зрения. По существу
он является формой частичной компенсации потерь, понесенных сельским
хозяйством в результате проводимой государством экономической политики.
Второй фактор: инфляционный. Реструктуризация долгов дает
сельскохозяйственному товаропроизводителю перспективу облегчения долгового
бремени в связи с инфляцией. Предположим, ежегодный темп инфляции составит
10 или 15%. Это значит, что за 5 лет инфляция обесценит долги
соответственно в 1,6 и в 2 раза.
Третий фактор: ценовой. Положительные для сельского хозяйства изменения
в соотношениях цен на реализуемую сельскохозяйственную продукцию и на
приобретаемые сельским хозяйством промышленные средства производства и
услуги после финансового кризиса августа 1998 г. — это несомненный факт.
Если принять за базу цены августа 1998 г., то к июлю 2002 г. на реализуемую
сельскохозяйственную продукцию они выросли в 4,5 раза, а на приобретаемые
промышленные продукты и услуги — в 3,9 раза. Соотношение индексов составило
1,17 в пользу сельского хозяйства.
В дальнейшем такая тенденция может сохраниться. За 7 месяцев текущего
года цены товаропроизводителей на реализуемую сельскохозяйственную
продукцию по сравнению с соответствующим периодом 2001 г. выросли на 8%, а
цены на промышленную продукцию — на 2,1%. Укрепление экономики России
приведет к росту платежеспособного спроса населения. Последнее
обстоятельство станет фактором роста цен на продовольствие,
сельскохозяйственное сырье и продукцию сельского хозяйства.
Приближенные расчеты показывают, что если паритетное соотношение
(отношение индекса цен на сельскохозяйственную продукцию к индексу цен на
приобретаемые селом промышленные продукты и услуги) изменяется на 1 пункт в
пользу сельского хозяйства, то это приносит ему 1 млрд. прибыли.
Четвертый фактор: агропродовольственная политика государства. Она
корректируется. В ней делается акцент на развитие рынка при активной защите
государством отечественных товаропроизводителей от демпингового импорта, на
развитие интервенционного механизма, действие которого должно
распространиться на товаропроизводителей, на поддержку кредитования
коммерческими банками, развитие лизинга.
Пятый фактор: растущий интерес у товаропроизводителей к развитию
конкурентоспособного производства. Они больше не надеются на помощь
государства и многому научились за прошедшие годы: продавать или обменивать
продукцию, рациональнее использовать ресурсы и т. п. Каждая
сельскохозяйственная организация вынуждена искать резервы, разрабатывать
стратегию и тактику поведения на местном рынке.
Созрели предпосылки для изменений в управлении экономикой. Ожидается
рост интереса к финансовому менеджменту. Пока что в сельскохозяйственных
предприятиях эта работа практически отсутствует. Если все приведенные
факторы будут иметь место, отрасль может выйти из финансового тупика.



ГЛАВА 2. Перспективы агропромышленного реформирования в Российской
Федерации.

2.1 Меры по финансовому оздоровлению с.-х. предприятий.

То, о чем так долго говорили в кругах российского Агропромышленного
комплекса сбудется в 2003 году. Речь идет о Постановлении правительства РФ
«О реализации Федерального закона «о финансовом оздоровлении
сельскохозяйственных товаропроизводителей», принятом 30 января 2003 г.
Жесткие сроки не ставятся, но есть расчёт на то, что все участники
этой программы в текущем году подпишут соглашения с кредиторами.
В соответствии с постановлением правительства все сельхозпредприятия
будут разделены на пять групп в зависимости от их финансового состояния.
Для каждой группы предусматривается свой вариант реструктуризации
задолженности, причем минимальный срок отсрочки платежей составит 5 лет
плюс последующие 4 года рассрочки.
Кредиторская задолженность сельхозпредприятий в настоящее время
составляет 340 млрд. руб. и за последний год она возросла на 20% (половина
кредиторской задолженности приходится на долги государству). Из этой суммы
170 млрд. руб. - это просроченные долги. Именно на эту сумму начисляются
пени и штрафы, которые не позволяют сельхозпроизводителям развиваться. По
подсчетам около 80% сельхозпроизводителей в Российской Федерации имеют
просроченную кредиторскую задолженность.
Руководить реструктуризацией задолженности АПК будут специальные
региональные комиссии, которые возглавляют заместители глав администраций
регионов, а в ряде случаев и сами главы администраций. Эти комиссии будут
являться своего рода клубами кредиторов. Кроме того, уже создана и
федеральная комиссия.
Программой финансового оздоровления реально могут воспользоваться 80%
сельхозпроизводителей. В отношении оставшихся 20% станут принимать другие
меры помощи, поскольку эти хозяйства будут рассматриваться не как
экономические субъекты. Для них, считают в министерстве сельского
хозяйства, нужны особые социальные программы.
Разработка системы страхования сельхозрисков считается приоритетной
задачей. В настоящее время в России застраховано не более 5% посевных
площадей.
В ближайшем будущем Минсельхоз готовится предложить Правительству или,
возможно, Федеральному собранию принять программу, которая бы охватывала
все аспекты, связанные с вопросами страхования урожая. Предусматривается
ряд принципов, которые должны быть заложены в программу. Прежде всего,
система должна носить федеральный характер, и в ней должно участвовать
государство. Общенациональный характер страховой защиты сельхозрисков,
широкая вовлеченность в программу страхователей позволят снизить уровень
страховых тарифов. Именно уровень стоимости страхования делает в настоящее
время услуги страховщиков недоступными для сельхозпроизводителей.
Признаётся необходимым условие создания общероссийской системы
перестрахования сельхозрисков на случай засухи и в иных чрезвычайных
ситуациях. Система перестрахования позволила бы страховщикам спокойно
работать и сохранять бизнес, несмотря на чрезвычайные ситуаций или
происшествия. Пока речь идет о страховании рисков российских
сельхозпроизводителей. Однако в перспективе созданная система может быть
распространена и на Белоруссию.
И, если государство будет поддерживать сельхозпроизводителей, создавать
соответствующие транспортные схемы с учетом удаленности от рынков сбыта,
мощности по глубокой переработке продукции, а также если будут
задействованы выбывшие в последние годы из оборота около 20 млн., га земли,
то Россия в ближайшие годы сможет увеличить сбор зерна почти на 30 млн.
тонн и довести его производство до 100-110 млн. тонн в год, а также
увеличить сбор других видов продукции сельского хозяйства.

2.2 Налоговое реформирование в сфере АПК.

Налоговое реформирование в отношении сельхозпроизводителей имело и
имеет большое значение в деле восстановления отрасли ‘сельское хозяйство’ и
всего АПК в целом.
Совместно с заинтересованными ведомствами и депутатами российское
правительство рассматривает два варианта реформирования системы единого
сельскохозяйственного налога. Имеется в виду создание общего режима для
всех сельхозпроизводителей, вне зависимости от формы бизнеса, либо создание
специального налогового режима только для предприятий малого бизнеса.
Первый вариант предполагает, что универсальный налог заменит ряд других
налогов: на прибыль, на имущество, транспортный налог и единый социальный
налог. При этом налог на землю сохранится. Вариант, при котором специальный
налоговый режим конструируется только для малого бизнеса, предполагает, что
средние и крупные предприятия сельского хозяйства постепенно, в течение 10-
15 лет, будут выходить на общий режим налогообложения.
Каждый из этих вариантов имеет свои плюсы и минусы. В частности, если
все сельхозпредприятия будут выведены из-под режима единого социального
налога, то это будет означать большие финансовые потери и проблемы с
пенсионным обеспечением сельхозработников. В Министерстве финансов РФ
считают, что больше перспектив имеет тот вариант, при котором для
предприятий малого бизнеса разрабатывается отдельный режим по единому
сельскохозяйственному налогу.
Сейчас пока рано говорить о возможных размерах ставок налога. В то же
время переход сельскохозяйственных предприятий в будущем на другую систему
единого сельскохозяйственного налога будет, скорее всего, добровольным.
Минэкономразвития РФ подготовило изменения в Налоговый кодекс по
единому сельхозналогу. Предлагается исчислять базу единого сельхозналога
как доходы, уменьшенные на расходы. Минэкономразвития считает, что ставка
не должна превышать 6 процентов. Минимальная ставка налога должна
составлять 0,1% от оборота. Ее предложено взимать, когда сумма
уплачиваемого налога меньше суммы исчисленного. Разрешать переход на единый
сельхозналог сельскохозяйственным производителям предлагается, исходя из
среднесписочной численности работников. По мнению специалистов
Минэкономразвития, ограничение по численности должно составлять 500
человек. По предложению же Минсельхоза - не более 100 человек.
Налоговый период должен составлять год (сейчас квартал). Предлагается
добровольная уплата НДС сельхозпроизводителями, перешедшими на единый
сельхозналог.
Глава 26.1 Налогового кодекса РФ «Система налогообложения для
сельскохозяйственных производителей (единый сельскохозяйственный налог)»
действует с 2002 года, но опыт внедрения налога показал необходимость
изменения главы.
Единый сельхозналог был введен для упрощения налогообложения
сельхозпроизводителей. Он заменяет уплату налога на прибыль, на доходы от
капитала, подоходный налог, единый социальный налог, сбор за право
пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами,
налог на имущество организации, на недвижимость, налог с продаж, налог на
рекламу, земельный, транспортный, дорожный, лесной, водный и экологический
налоги.
Согласно действующему закону, сельхозпроизводители переводятся на
уплату единого сельхозналога при условии, что за прошедший календарный год
доля выручки от реализации сельхозпродукции и продуктов ее переработки
составила не менее 70% от общей выручки. Ставка налога устанавливается
законодательными органами субъектов Российской Федерации с 1 гектара
кадастровой стоимости сельхозугодий, расположенных на их территориях.
Работа над новой редакцией единого сельхозналога уже ведется
Минэкономразвития совместно с Минфином и Минсельхозом РФ.


2.3 Перспективные изменения в таможенной политике государства.
Государство, наконец, решило вмешаться в импорт продовольствия в нашу
страну с целью защиты отечественного производителя и отчасти - обеспечения
продовольственной безопасности.
Россия вводит ограничения на поставки импортного мяса птицы, свинины и
говядины. Такое решение принято правительственной комиссией по защитным
мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике.
Ограничения на импорт мяса - мера вынужденная, она расценивается в
отрасли как первая победа в защите отечественного рынка продовольствия от
недобросовестной конкуренции. В последние годы он все больше блокируется
импортом. И сегодня в общем балансе потребления мяса в стране ввозимая
продукция составляет около 30 процентов. То есть мы перешли допустимую
границу продовольственной независимости. К примеру, только импорт мяса
птицы увеличился за последние три года почти в 6 раз, и его доля на
российском рынке выросла с 23 до 58 процентов. При том, что отечественные
птицефабрики, а также животноводческие комплексы и фермы не могут свободно
развиваться, хотя и увеличивают объемы производства.
Это блеф, что в странах-импортерах себестоимость продовольствия и цена
реализации низкие. В странах, которые поставляют в Россию куриные окорочка,
мясо птицы стоит около 3 долларов США, а к нам эти страны завозят мясо по
демпинговым ценам - по 51 центу (менее 17 рублей) за килограмм.
Отечественный производитель не может себе позволить продавать мясо по таким
ценам и, естественно, несет немалые потери. При ограничении поставок мяса
из-за рубежа ситуация должна улучшиться.
Предполагается, что рынок спокойно отреагирует на введение квот. Скачка
в росте розничных цен не произойдет потому, что импорт стоит дешево только
при пересечении границы, а внутри российского рынка, в том числе и в
розничной торговле, разница между отечественной и импортной продукцией
минимальна. Уравнивая цены, посредники и переработчики имеют сверхприбыль.
Примерно такая же нездоровая конкуренция и на рынке молочной продукции,
которая поступает к нам из-за рубежа также по демпинговым ценам, а качество
отстаёт по сравнению с отечественными продуктами. Сбалансировать условия
конкуренции, надеюсь, поможет ожидаемое увеличение таможенных пошлин на
ввоз молочной продукции. Это также важно для послабления прессинга
отечественных сельскохозяйственных производителей на рынке продовольствия.
И означает создание более выгодных условий для роста производства
животноводческой продукции, а главное - его эффективности.

2.4 Развитие земельной реформы в ХХI веке.
Закон, которого так ждали, - закон об обороте земель сельскохозяйственного
назначения - принят и вступает в силу с 24 января 2003 г.
Новый закон не пересматривает результаты приватизации земель, он
полностью сохраняет все права, которые имели собственники земельных
участков и земельных долей до принятия закона. Но, во-первых, необходимо
было законодательно отрегулировать земельные отношения. Во-вторых, снять
неоправданные ограничения на аренду, ипотеку, куплю-продажу земель
сельскохозяйственного назначения. В-третьих, четко разделить полномочия
федеральных и региональных органов власти.
Закон распространяется лишь на земли сельскохозяйственного назначения,
но не на все.
Действия данного закона не распространяются на земли сельхозназначения,
на которых расположены застройки, дороги, личные подсобные хозяйства,
индивидуальные и коллективные садоводствa и огородничества, леса, прочие
земли. Их оборот регулируется в соответствии с Земельным кодексом РФ. В
общей сложности из действий данного закона исключены около 160 млн. га
земель сельхозназначения.
Закон об обороте земель сельхозназначения и земельный кодекс
существенно изменили правила приватизации земель. Теперь бесплатно получить
земли сельхозназначения в собственность нельзя. Земля предоставляется
только за плату. Из этого правила нет исключений. Исключения могут быть
установлены Федеральным законодательством и законами субъектов РФ. В
Земельном кодексе уже установлены два исключения: граждане, имеющие землю в
бессрочном пользовании или наследуемом владении, могут один раз
приватизировать ее бесплатно.
Федеральное законодательство устанавливает единые для всей страны
правила приватизации земель сельхозназначения. Однако с какого момента
можно будет приватизировать конкретный участок земли сельхозназначения -
этот вопрос решается законами субъектов РФ.
Земельным кодексом и законом об обороте предусмотрен следующий порядок
приватизации участка земли сельхозназначения:
• субъект РФ или муниципалитет должны принять решение о приватизации
участка и опубликовать условия и порядок приватизации;
• по землям сельхозназначения порядок приватизации обязательно должен
предусматривать проведение торгов, аукционов или конкурсов;
• заинтересованные в приобретении участка лица обязаны предоставить
организаторам торгов необходимые документы и участвовать в торгах,
аукционе, конкурсе. Иные способы приватизации сельхозземель полностью
исключены? Можно государственную или муниципальную землю взять в аренду,
использовать ее эффективно в течение трех лет, а потом подать заявление на
выкуп арендуемого участка.

Справка

В Российской Федерации:
земли - 1,7 млрд. га;
земли сельхозназначения - 406 млн. га (24%);
сельхозугодий -221 млн. га.
Вводятся два типа ограничений:
• на минимальный размер земельного участка сельхозназначения;
• на максимальную общую площадь земельных участков сельхозназначения,
расположенных на территории одного района и принадлежащих на праве
собственности одному лицу или афилированным лицам.
Ограничения на размер земельного участка устанавливают субъекты РФ.
Предельный размер земельных участков не может быть менее 10% площади
земель сельхозназначения в районе.
Если у кого-то обнаружатся "излишки" земли, необходимо продать,
подарить или иным образом избавиться от лишней земли.
Если покупатели не нашлись, ее обязан купить субъект РФ или, по его
поручению, орган местного самоуправления по начальной цене торгов.
Согласно новому закону, каждый собственник земли вправе продать свой
земельный участок.
Государственные и муниципальные земли сельхозназначения могут быть
проданы только на торгах (конкурсах, аукционах).

2.5 Российское аграрное движение – перспективы развития и
сотрудничества.

Как отмечается, идея создания Российского аграрного движения давно уже
волновала аграрную общественность, но вызрела она и оказалась реализованной
лишь летом 2002 г. Председатель Российского аграрного движения — министр
сельского хозяйства Российской Федерации.
Необходимо отметить, что основой зарождающихся отношений Российского
аграрного движения (РАД) с властными структурами становится не
противостояние, а профессиональное и творческое взаимодействие, совместное
осмысление не только нынешнего состояния российского села, а главным
образом, его будущего. Это значительно более сложная задача, чем
организация протестных выступлений и постоянное подталкивание масс к
конфронтации с законной властью. Не секрет, что сторонники такой политики
хотели бы и РАД использовать для этих целей.
Историки и экономисты, социологи и политики многократно анализировали и
демонстрировали свое видение взаимоотношений государства и сельского
сообщества России. Считали, что веками правящий класс России решал
государственные проблемы страны за счет села, неизменно ставя интересы
города выше интересов деревни.
Десятилетиями в представлении горожан село являлось «зоной бедствия».
Причем власть призывала «выбирать деревню на жительство», но недостаточно
делала для того, чтобы привести в порядок дороги, электрифицировать
сельские территории, не говоря уже о создании таких необходимых условии
быта, как газификация, нормальные коммуникации (телефон, телевизор,
регулярная почта) и объекты инфраструктуры (магазины, больницы, школы, дома
культуры, спортивные сооружения).
Уже в пору постсоветских экономических реформ власть, с одной стороны,
щедрой рукой раздавала землю всем желающим, с другой, считая сельское
хозяйство второстепенным сектором экономики, породила условия, при которых
на земле отваживались работать лишь воистину мужественные, готовые к
реальным опасностям и трудностям люди.
Нынешняя ситуация довольно неординарна хотя, бы в том, что президент и
правительство России хотят изменить привычно унылый для россиян уклад
российской деревни, но далеко не все политические силы и представители
крупного бизнеса готовы понять истинное значение агарного сектора в жизни
страны.
Общество не сумело подняться до уровня понимания роли аграрного сектора
в жизни государства.
А ведь возрождение села, крестьянского образа жизни сельских территорий
— это в том числе и реализация национальной идеи. В возрождении села —
важнейшая геополитическая задача страны. Ведь именно сельские территории во
все времена обеспечивали единство и территориальную целостность России.
Село и деревня — неиссякаемый источник людских ресурсов для
государственных нужд — будь то военная или мирная служба. Любой демограф
скажет, что за последние два десятка лет население городов, если и
увеличивалось, то только за счет деревни.
Селяне и «деревенские горожане» поневоле составляют мобилизационный
резерв российской экономики, так как скорее других готовы сняться с места.
Россия даже в XXI веке остается аграрной, точнее агропромышленной
страной с присущим ей мышлением, долготерпением, общинными традициями.
Более того, почти 40 миллионов граждан России, живущих в сельской
местности или занятых в АПК страны, оказались единственной социально-
профессиональной группой населения, явно недостаточно представленной в
Государственной Думе.
Как показывает опыт последних трех лет, агропромышленный сектор страны
при всех трудностях и проблемах находится на подъеме. Нам немало удалось
сделать: наметился рост производительного потенциала российского села, как,
впрочем, экспортного и налогового.

2.6 Перспективы инвестиций в АПК страны. Направления инвестиций.

По данным Госкомстата Российской Федерации, оживление
сельскохозяйственного производства, улучшение финансового состояния
сельхозтоваропроизводителей способствовали в последние два года притоку
инвестиций в сельское хозяйство Российской Федерации.
Основными источниками финансирования инвестиций в отрасль «Сельское
хозяйство» являются собственные средства предприятий и организаций. В 2001
г. на их долю приходилось 74,9%.
Доля иностранных инвестиций организаций сельского хозяйства в общем
объеме иностранных инвестиций а 2001 г. составила 0,4% (в 1996 г. – 0,1 %).
Общий объем иностранных инвестиций в сельское хозяйство в 2001 г.
увеличился по сравнению с 2000 г. на 30,7%, в том числе прямых — на 53%; в
животноводство, соответственно, — в 3,5 раза и в 4,2 раза; а
растениеводство — на 0,4% и 1,1%.
В 2002 г. инвестиции в сельское хозяйство России поступили из 22 стран.

В составе основных фондов крупных и средних организаций отрасли
значительную часть к началу 2002 г. составляли здания, сооружения, машины и
оборудование. За период с 1996 г. по 2002 г. а видовой структуре основных
фондов снизилась доля зданий и сооружений при увеличении доли машин и
оборудования, транспортных средств.
В последние годы оживление деловой активности в сельском хозяйстве,
улучшение финансового состояния производителей сельхозпродукции, расширение
сферы применения лизинговых операций положительно отразились на
деятельности отечественных производителей техники для сельского хозяйства.
Если до 1999 г. для тракторного и сельскохозяйственного машиностроения был
характерен значительный спад, то в период после дефолта наблюдался рост
производства: за 1999—2002 гг. оно возросло в 3,5 раза При этом а 2002 г.
по сравнению с предыдущим годом выпуск продукции отрасли увеличился на
29,1%.
В 1999—2002 гг. отмечался рост производства большинства основных видов
сельскохозяйственной техники: зерноуборочных комбайнов — в 8,7 раза,
тракторных сеялок — в 4,9 раза, кормоуборочных комбайнов — в 3,9 раза,
дробилок кормов и тракторных плугов — в 2,4 и 2,3 раза.
Имеющиеся производственные мощности отечественных заводов
сельскохозяйственного машиностроения использовались по-прежнему на низком
уровне. Оснащенность сельскохозяйственных организаций тракторами и
комбайнами продолжала снижаться, их парк в 2001 г. составил 90—94% от
наличия в 2000 г.
Оснащенность сельскохозяйственной техникой в расчете на 100 га посевной
площади в России в 12— 15 раз ниже, чем в западноевропейских странах.
Всё это требует новых и новых инвестиций, причем как со стороны самих
производителей, так и со стороны государства, которое должно вкладывать в
развитие комплекса собственный средства и привлекать иностранные инвестиции
путём обеспечения благоприятного климата в стране, что касается России -
обеспечение инвестиционной безопасности.






Новинки рефератов ::

Реферат: Модернизация мини-колбасного цеха (Ботаника)


Реферат: Автоматизированные системы ведения истории болезни (Программирование)


Реферат: Культура публичной речи (Психология)


Реферат: Товароведение промышленные товары (Предпринимательство)


Реферат: Корпоративні підприємства (Право)


Реферат: Способы отражения реалий во французском языке (Иностранные языки)


Реферат: Теория Эволюции Ч. Дарвина (Биология)


Реферат: Сравнение операционных систем: Linux и Windows (Компьютеры)


Реферат: Гуманизм в коррекционном обучении (Педагогика)


Реферат: Историко-психологический портрет А.П. Извольского (Исторические личности)


Реферат: Философия Пьера Бейля (Философия)


Реферат: Мир управления проектами (Менеджмент)


Реферат: Бухгалтерский учет основных средств в бюджетных учреждениях (Бухгалтерский учет)


Реферат: Безопасность в сфере гостиничного хозяйства (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Проблемы классификации документов (Управление)


Реферат: Анализ качества продукции на конкурентоспособность предприятия (Предпринимательство)


Реферат: Женщина и карьера (Предпринимательство)


Реферат: Авторитаризм: за и против (Теория государства и права)


Реферат: Теория общественного договора (Политология)


Реферат: Институт уполномоченного по правам человека в РФ (Право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист