GeoSELECT.ru



Управление / Реферат: Уголовный процесс (Управление)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Уголовный процесс (Управление)



РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра правовых дисциплин



Р Е Ф Е Р А Т

по курсу “УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС”
на тему:
“ЛИЦА, ПОДОЗРЕВАЕМЫЕ В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ.
ОСНОВАНИЯ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ИХ ЗАДЕРЖАНИЯ”



Слушатель – В.Г. Купреев

III курс очно-заочного отделения
факультета таможенного дела
группа № 2

Преподаватель –



Москва

2000

План


Введение

Основная часть

Понятие мер уголовно-процессуального принуждения и их виды
Задержание подозреваемого в совершении преступления как одно из
следственных действий органов дознания
Основание задержания подозреваемого в совершении преступления
Порядок задержания
Процессуальное оформление задержания
Тактические особенности задержания
Психологические особенности задержания

Заключение



Введение

Все производство по уголовному делу слагается из разного рода
принимаемых органом дознания, следователем и судом процессуальных решений и
совершаемых в соответствии с этими решениями процессуальных действий. Эти
решения и действия всегда так или иначе затрагивают чьи-либо права и
интересы (граждан, учреждений, предприятий, организаций). Они нередко
бывают связанными с определенными ограничениями (иногда весьма
существенными) возможностей граждан пользоваться принадлежащими им правами
и свободами.
Необходимость такого рода ограничений обуславливается самим ходом
решаемых по уголовному делу задач уголовного судопроизводства
(необходимостью раскрыть преступление, изобличить виновного или виновных,
привлечь изобличенных к ответственности и т.д.). Далеко не все и не всегда
при этом готовы добровольно претерпевать вызываемые самой логикой уголовно-
процессуальной деятельности ограничения и требования. В связи с чем органы
государства, осуществляющие уголовно-процессуальную деятельность,
наделяются достаточно широкими полномочиями применять в целях обеспечения
успешного решения задач уголовного процесса различные меры принуждения.
В действующем законодательстве и уголовно-процессуальной доктрине пока
что не дано четкой классификации рассматриваемых мер. С учетом их
практической значимости такую классификацию можно было бы построить
следующим образом: 1). - задержание; 2). - меры пресечения; 3). - иные меры
процессуального принуждения.
При расследовании по уголовному делу следователь производит действия и
принимает решения, предусмотренные или обусловленные уголовно-
процессуальным законом. Эти действия и решения многообразны, каждое из них,
как правило, имеет свою задачу, к выполнению которой стремится следователь.

Основная часть



Понятие мер уголовно-процессуального принуждения и их виды

Процессуальные действия следователя, независимо от их непосредственной
задачи, в совокупности направлены на всестороннее, полное и объективное
расследование уголовного дела. В таком смысле все процессуальные действия
следователя по уголовному делу, казалось бы, должны называться
следственными. Однако в юридической литературе принято именовать
следственными лишь те из процессуальных действий следователя, которые, в
отличие от других (вынесение постановлений о направлении дела, избрание мер
пресечения, разъяснение прав участникам процесса и т.д.), направлены на
обнаружение, проверку и закрепление доказательств.
Следственные действия можно определить как предусмотренную уголовно-
процессуальным законом и обеспечиваемую государственным принуждением
совокупность операций и приемов, которые осуществляются при расследовании
преступлений для обнаружения, фиксации и проверки фактических данных,
имеющих значение доказательств по уголовному делу. Каждое из следственных
действий «выступает как специфическая совокупность познавательных приемов
выявления и отображения доказательственной информации определенного вида».
Следственным действиям уголовно-процессуальный кодекс РФ отводит
главы, содержащиеся в разделе о возбуждении уголовного дела, дознании,
предварительном следствии. Большинству следственных действий полностью
посвящены отдельные главы (например, гл.12 УПК РФ «Допрос свидетеля и
потерпевшего», гл.13 «Очная ставка, предъявление для опознания»).

Задержание подозреваемого в совершении преступления как одно из
следственных действий органов дознания.
К следственным действиям по уголовно-процессуальному законодатель-
ству относят и задержание подозреваемого в совершении преступления.
В учебной литературе по уголовному процессу и криминалистике
задержание подозреваемого иногда исключается из числа следственных
действий, производимых при предварительном расследовании, либо
рассматривается как следственное действие, которое непосредственно не
устанавливает доказательств.
Более точной, однако, является точка зрения, позволяющая считать
задержание подозреваемого одним из следственных действий и характеризовать
его не только как меру процессуального принуждения, но и как
самостоятельный способ получения доказательств.
Рассматривая задержание подозреваемого как кратковременное лишение
свободы, необходимо иметь в виду, что его основания, закрепленные в
протоколе, являются фактическими обстоятельствами, которые имеют
существенное доказательственное значение. Надо отметить, что целью
задержания не может служить лишь стремление получить доказательства: на
первое место выдвигается более существенный интерес правосудия – лишить
подозреваемого возможности скрыться от дознания, предварительного
следствия, суда, продолжать преступную деятельность.
Важно отличать задержание подозреваемого, которое регулируется
уголовно-процессуальным законодательством, от административного задержания
и от заключения под стражу.
Административное задержание лица не связано с совершением
преступления, а вызывается необходимостью, например, установления личности,
пресечения правонарушения. В некоторых случаях лица, задержанные в
административном порядке, могут вслед за тем подвергнуться уголовно-
процессуальному задержанию, если появятся основания для этого.
От применения меры пресечения – заключения под стражу задержание
подозреваемого отличается по нескольким признакам. Во-первых, задержание
нередко предшествует избранию меры пресечения и никогда не заменяет ее
собой. Во-вторых, в качестве процессуального принуждения задержание может
применяться только при производстве дознания и предварительного следствия.
Мера же пресечения применяется как при проведении предварительного
расследования, так и на любой из судебных стадий уголовного процесса вплоть
до вступления приговора в законную силу. В-третьих, задержанию подлежит
только подозреваемый, мера же пресечения применяется к обвиняемому и лишь в
исключительных случаях – к подозреваемому. В-четвертых, срок содержания
обвиняемого под стражей в виде меры пресечения может быть продлен в
установленном порядке, а срок содержания подозреваемого под стражей при его
задержании не продлевается.
Различается, кроме того, процессуальный порядок задержания и избрания
меры пресечения. Значение задержания как следственного действия весьма
велико: если оно своевременно, если точно соответствует требованиям закона,
то, с одной стороны, представляет следствию важные доказательства, с другой
– лишает подозреваемого возможности скрыться, с третьей – позволяет
следователю тщательно допросить задержанное лицо об обстоятельствах
совершения преступления. Данная мера относится к неотложным следственным
действиям. Ее сущность состоит в кратковременном лишении свободы лица,
подозреваемого в совершении преступления, в целях выяснения его личности,
причастности к преступлению и решения вопроса о применении к нему меры
пресечения – заключения под стражу (ареста). Вместе с тем задержание –
весьма существенная мера процессуального принуждения, применение которой
должно осуществляться при наличии достаточных к тому оснований и в строгом
соответствии с требованиями законности.


Основания задержания

Основаниями задержания служат факты, подтверждающие участие
конкретного лица в совершении преступления. Они должны быть установлены с
несомненностью. Законодатель выделяет четыре группы оснований задержания,
которое должно применяться в случаях, не терпящих отлагательств (ст.122 УПК
РСФСР).
1. Задержание подозреваемого, когда это лицо застигнуто при совершении
преступления или непосредственно после его завершения. В данном случае
имеется в виду «задержание с поличным». Оно возможно в момент приготовления
к преступлению или покушения на преступление, непосредственно при
выполнении преступных действий, тотчас после окончания преступления, т.е. и
тогда, когда лицо было застигнуто при бегстве или попытке скрыться.
Задержание по указанному основанию возможно в различных ситуациях:
когда произошла кража со взломом, похищен кошелек или бумажник у пассажира
в трамвае, троллейбусе, совершены хулиганство, разбойное нападение и т.д. В
данных случаях уголовно-процессуальному задержанию и его оформлению
предшествует захват лица, подозреваемого в совершении преступления.
2. Задержание подозреваемого, когда очевидцы, в том числе и
потерпевшие, укажут на данное лицо как на совершившее преступление. Это
основание для задержания устанавливается с учетом фактических сведений,
которые сообщаются очевидцами либо потерпевшими. Такие сведения о
правонарушителе могут быть исчерпывающими (его фамилия, имя, отчество,
место работы и др.) или неполными, но должны безошибочно указывать на
конкретного правонарушителя. Как правило, следователь получает их из
устного или письменного заявления, из показаний потерпевшего либо
свидетеля.
3. Задержание подозреваемого, когда на нем или на его одежде, при нем
или в его жилище обнаружены явные следы преступления. Обнаружение этих
следов обычно оказывается возможным после возбуждения уголовного дела,
установления события преступления, выполнения некоторых следственных
действий.
К примеру, для обнаружения следов преступления на теле гражданина
необходимо произвести освидетельствование, на его одежде – осмотр, в
карманах, складках одежды – личный обыск, в его жилище – обыск. Явные следы
преступления, обнаруженные в таких местах, служат серьезной уликой против
данного лица. Именно поэтому законодатель считает необходимым связывать
обнаружение явных следов преступления с правом следователя подвергнуть лицо
задержанию.
Явными нужно считать такие следы, происхождение которых не вызывает
сомнения в их связи с преступлением. Однако, это не означает, что
обнаружение явных следов преступления достаточно для доказательства
виновности лица. Явные следы преступления могут оказаться и у ошибочно
заподозренного (например, при инсценировке кражи с подбрасыванием некоторых
из похищенных предметов в жилище непричастного лица). Установить
происхождение следов преступления – задача дальнейшего расследования.
4. Все другие факты, которые выступают в качестве основания
задержания, законодатель объединяет в понятие «иные данные». Естественно, в
законе их невозможно предусмотреть заранее. К их числу можно отнести и
данные, полученные оперативно-розыскным путем, если они надлежащим образом
зафиксированы в уголовном деле. Для использования таких данных с наименьшей
вероятностью ошибки закон вводит условия правомерности их отнесения к
основанию задержания. При наличии «иных данных» задержание возможно, если
подозреваемый покушается на побег, или когда он не имеет постоянного места
жительства, или когда не установлена его личность. В каждом конкретном
случае названные условия могут выступать отдельно или в совокупности.
Для осуществления такого следственного действия, как задержание,
одного только основания не достаточно, ввиду чего закон предусматривает
дополнительную гарантию обоснованности задержания – его мотив.
Мотив задержания выступает в качестве побудительного начала при
наличии законного основания подвергнуть подозреваемого кратковременному
аресту. Поэтому мотивом задержания должно быть реальное опасение, что
подозреваемый, оставаясь на свободе, может скрыться от следствия, помешает
установлению его причастности к совершению преступления или будет
продолжать преступную деятельность.
Во всех случаях при наличии законного основания и обоснованного мотива
задержание допустимо, если лицо подозревается в преступлении, за которое
предусмотрено наказание в виде лишения свободы.


Порядок задержания

Орган дознания осуществляет задержание как по делам, по которым
производство предварительного следствия обязательно, так и по делам, по
которым оно не обязательно.
В соответствии со ст. 127 УПК РСФСР право задерживать подозреваемого
принадлежит следователю. Ст. 127(1) УПК РСФСР прямо не указывает на право
начальника следственного отдела задерживать подозреваемого. Однако, это
право ему принадлежит, поскольку по закону он может участвовать в
производстве предварительного следствия и лично производить предварительное
следствие.
Закон не предусматривает участие понятых при задержании. Но когда
задержание сопровождается личным обыском, понятые должны быть обязательно
приглашены для участия в этом следственном действии.
Задержать подозреваемого на месте преступления и доставить в милицию
могут потерпевшие, очевидцы, другие граждане, а также представители
общественности, выполняющие обязанности по охране общественного порядка.
однако, в процессуальном смысле задержание осуществляет тот орган, который
принимает об этом решение. Если решение о задержании подозреваемого принято
следователем и по его письменному поручению фактически исполнено органом
дознания, необходимо считать, что рассматриваемое процессуальное действие в
данном случае произведено следователем.
Орган дознания (а также следователь) обязан в течении 24 часов сделать
письменное сообщение прокурору о задержании подозреваемого. В течении 48
часов с момента получения извещения о произведенном задержании прокурор
должен дать санкцию на заключение под стражу либо освободить задержанного.


Процессуальное оформление задержания

Протокол задержания составляется согласно общим правилам (ст.141, 142
УПК РСФСР). Дополнительные реквизиты (основание, мотив задержания)
указываются в соответствии с требованиями ст.122 УПК РСФСР. В протоколе
отражаются данные о лице, производящем задержание (должность, звание,
фамилия), затем данные о задержанном (фамилия, имя, отчество, год и место
рождения, место работы, сведения о документе, удостоверяющем личность).
Обязательно отмечаются начало и окончание задержания.
Если задержанию предшествует захват подозреваемого на месте совершения
преступления, то началом задержания следует считать момент доставления
задержанного в орган внутренних дел и составление протокола. Когда же
задержание подозреваемого осуществляется по постановлению следователя, то
началом задержания следует считать момент объявления лицу, подозреваемому в
совершении преступления, постановления о задержании.
Окончанием задержания лица, подозреваемого в совершении преступления,
является его фактическое освобождение по предусмотренным законом
основаниям.
Исходя из этого, исчисляется время нахождения подозреваемого под
стражей.
О задержании лица, подозреваемого в совершении преступления, орган
дознания или следователь уведомляет его семью, если известно ее
местожительства. При задержании по подозрению в совершении преступления
семья подозреваемого уведомляется, если в результате этого не возникают
препятствия для установления истины по уголовному делу.
О задержании несовершеннолетнего обязательно уведомляются его родители
или лица, их заменяющие (ст.5 Положения о кратковременном задержании лиц,
подозреваемых в совершении преступления).
Поскольку одновременно с задержанием производится личный обыск, о нем
тоже составляется протокол.
Так как задержание выступает в роли не только меры процессуального
принуждения, но и средства установления обстоятельств, которые служат
основанием для лишения свободы, в графе «Основания задержания» должны быть
приведены доказательства причастности подозреваемого к совершению
преступления. Их получают при выполнении следственных действий (например,
осмотра, обыска, допроса, личного обыска, освидетельствования),
предшествующих решению о задержании. Доказательства нередко обнаруживаются
и непосредственно при задержании: в частности, указание очевидцев и
потерпевших на данное лицо как на совершившее преступление; сведения о том,
что преступник застигнут при совершении преступления или непосредственно
после его совершения, с орудием преступления в руках, в момент перенесения
похищенного. Отражение доказательств в протоколе задержания является
эффективным способом собирания и сохранения информации.
Протокол задержания служит основанием для помещения подозреваемого в
изолятор временного содержания (ИВС). Предусмотрены специальные бланки
(строгой отчетности) этого документа. Протокол задержания, составленный
лицом, который производил дознание, утверждается начальником органа
дознания. Протокол, составленный следователем, утверждению не подлежит.
Протокол задержания подшивается к уголовному делу, а дубликат приобщается к
делу на содержащегося под стражей. На корешке бланка, который остается в
дежурной части органа внутренних дел, помимо иных данных проставляется дата
избрания меры пресечения или освобождения подозреваемого из ИВС.
Статья 3 Положения о порядке кратковременного задержания лиц,
подозреваемых в совершении преступления. предусматривает в некоторых
случаях составление постановления о выполнении этого действия. Такая
необходимость возникает, например, когда один орган, имеющий право на
задержание, в порядке отдельного поручения доверяет произвести задержание
другому органу. Постановление о задержании является процессуальным
документом и потому должно отвечать требованиям, предъявляемым к
постановлениям, выносимым при производстве дознания или предварительного
следствия. В постановлении отмечается, где и когда оно вынесено, каким
органом или должностным лицом. В описательной части обязательно излагаются
кратко обстоятельства дела, а также приводятся основание и мотив
задержания. В резолютивной части должно быть указано, кто подлежит
задержанию и кому поручается осуществить этот акт.
Об освобождении из ИВС орган дознания или следователь, как правило,
выносят специальное постановление, хотя такое процессуальное решение
законодательством не предусмотрено. Практикой выработана форма этого
постановления: указываются время, место его вынесения, должность, звание,
фамилия следователя или лица, производящего дознание. Описательная часть
содержит данные об основании, мотиве и времени задержания, указание на
причины. в силу которых эта мера процессуального принуждения отменяется, и
точное время освобождения (дата, часы, минуты).
Постановление объявляется под роспись подозреваемому. Одни экземпляр
постановления хранится в документации ИВС, другой приобщается к уголовному
делу. Вместо вынесения постановления следователь может дать начальнику ИВС
письменное указание об освобождении подозреваемого. Решение об освобождении
из ИВС орган дознания или следователь принимают либо самостоятельно, либо
по указанию прокурора.



Тактические особенности задержания

Ошибки в организации задержания нередко влекут за собой тяжкие
последствия: преступник может уклониться от следствия и суда, продолжить
преступную деятельность; погибнуть в результате оказанного им
сопротивления; уничтожить важные улики и т.д. Поэтому особая роль отводится
подготовке к задержанию.
Подготовительные действия включают в себя:
. изучение личности задерживаемого;
. ознакомление с местом задержания;
. формирование следственно-оперативной группы и инструктаж ее участников;
. подбор технических средств и подготовку транспорта;
. решение вопроса об использовании специальных познаний;
. выбор времени задержания и способов проникновения к месту укрытия
подозреваемого;
. составление плана следственного действия.
Кроме того, при подготовке к задержанию необходимо решить вопросы,
связанные с обеспечением безопасности участников задержания, а также
окружающих граждан; проанализировать данные, поступившие из оперативных и
иных источников; предусмотреть возможности применения средств специальной
техники, проверить, имеются ли для этого соответствующие навыки у
сотрудников милиции, включенных в состав следственно-оперативной группы.
С целью изучения личности задерживаемого важно дополнительно выяснить
данные о его взаимоотношениях с членами семьи и соседями, а также с
сослуживцами (если задержание произойдет в служебном помещении), склонности
к оказанию сопротивления, наличии судимостей и т.д. Изучение всех собранных
сведений о подозреваемом даст возможность правильно построить тактику
задержания, нейтрализовать сопротивление, предотвратить попытку к бегству.
Сведения о задерживаемом необходимо собирать в условиях строжайшей
конспирации чтобы не насторожить ни его самого, ни иных лиц,
заинтересованных в противодействии следствию (например, сообщников,
родственников).
Знание обстановки, в которой будет проводиться задержание, с учетом
особенностей личности подозреваемого, позволит точнее распределить функции
между участниками следственного действия, блокировать пути возможного
бегства задерживаемого, застать его врасплох, обеспечить безопасность
задерживающих лиц и окружающих. Ознакомиться с местом предполагаемого
задержания нужно заблаговременно, если это возможно, но так, чтобы не
насторожить подозреваемого и связанных с ним лиц.
Следственно-оперативная группа для производства задержания формируется
в соответствии с поставленной задачей, включая преодоление возможного
сопротивления подозреваемого или его сообщников. Число участников зависит
от количества задерживаемых, особенностей личности каждого из них, их
вооруженности, места задержания, тяжести совершенного преступления. В любом
случае желательно, чтобы задерживающих было по крайней мере в два раза
больше, чем задерживаемых. Целесообразно выделять одних участников для
наблюдения, других для захвата, чтобы пресечь попытки задерживаемых
спастись бегством или избавиться от компрометирующих их объектов, а также
чтобы предотвратить вмешательство посторонних лиц в производство
следственного действия.
При инструктаже следственно-оперативная группа должна получить все
необходимые разъяснения:
. общая цель задержания;
. конкретная задача каждого участника;
. кто подлежит задержанию и его приметы (желательно вручить фотографию);
. место задержания; его особенности, усложняющие или облегчающие достижение
цели;
. время и маршрут прибытия к месту задержания;
. наличие других участников и способы их узнавания (чтобы эти участники не
были ошибочно приняты за сообщников задерживаемого или за посторонних
лиц);
. способы связи участников группы с друг другом и с руководителями
операции;
. способы проникновения к месту укрытия задерживаемого;
. особенности конспирации и мер предосторожности;
. условия применения огнестрельного оружия, спецсредств и наручников;
. конкретные действия при попытках задерживаемых к бегству или
сопротивлению;
. пределы взаимоотношений с родственниками задерживаемого или посторонними
лицами, оказавшимися на месте задержания;
. особенности производства обыска (личного или иных видов);
. особенности применения технических средств, обнаружения и упаковки
изъятых объектов;
. маршруты движения с задержанными лицами.
При проведении задержания на открытой местности выбираются способы
связи между его участниками (радио, телефон, нарочным и пр.), а также
условные сигналы, например, о начале операции, достигнутых результатах,
сборе группы в конечном пункте. Сигналами могут быть короткие вспышки света
(в частности, от карманного фонаря), выстрел из ракетницы, свисток и т.д.
Для пресечения возможного сопротивления задержанных группа должна быть
вооружена, а также располагать транспортными средствами (для доставки
группы к месту задержания, транспортировки задержанных).
При производстве задержания нередко требуется помощь специалиста. Если
из тактических соображений помимо группы захвата создается группа
обеспечения (наблюдения), а также если производятся одновременные
задержания в разных местах, для применения средств связи привлекаются
радисты, телефонисты. для обслуживания транспорта – шоферы. При задержании
преступников, укрывшихся в подвалах, на чердаках, в заброшенных строениях,
для их преследования и преодоления сопротивления целесообразно привлечь
кинолога с собакой. Поскольку задержанный сразу же подвергается личному
обыску, специалист-криминалист может оказать помощь в применении поисковых
научно-технических средств (например, металлоискателя «Омуль»), а судебный
медик – обследовать тело задержанного.
Время задержания избирается с таким расчетом, чтобы обеспечить
внезапность захвата преступника, по возможности с поличным, преодолеть его
сопротивление, предотвратить утрату изобличающих его доказательств.
Задержание должно осуществляться в условиях, максимально невыгодных для
преступника и, наоборот, наиболее благоприятных для задерживающих. Обычно
захват производится в результате стремительного сближения с подозреваемым,
в тот момент, когда он не ожидает этого и отвлечен.
В план задержания включаются пункты, перечень которых приведен
применительно к инструктажу следственно-оперативной группы. Помимо этого,
поскольку задержание представляет собой тактическую операцию (комбинацию),
план должен предусматривать очередность и особенности производства других
неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий,
вытекающих из задержания и органически с ним связанных. К ним, например,
относятся личный обыск задерживаемого, а при наличии оснований и
необходимых участников – обыск помещения, преследование лиц, пытающихся
скрыться, выявление свидетелей, организация засад, следственные осмотры
объектов, изъятых при задержании. В плане должны найти отражение и вопросы
взаимодействия при организации и осуществлении задержания – между
следователем, работниками органа дознания и общественностью.
Задержать группу сообщников, как правило, сложно (групповая
сплоченность облегчает оказание сопротивления, уничтожение улик, требует
привлечения к следственному действию большого количества участников, их
соответствующей оснащенности и подготовленности). Поэтому тактически
правильно, если позволяет обстановка, осуществлять задержание подозреваемых
поодиночке. С другой стороны, задержание сообщников в одно и то же время
лишает их возможности сообщить друг другу об опасности, скрыться, спрятать
или уничтожить улики.
При задержании, производимом без предварительной подготовки, особое
значение приобретают наблюдение за задерживаемым, внезапность,
решительность действий задерживающего, взаимодействие с находящимися
поблизости работниками милиции или представителями общественности
(например, дружинниками), применение технических средств, немедленный
личный обыск задержанного, изъятие у него оружия, других предметов, которые
могут быть использованы для нападения или имеют отношение к расследуемому
событию.
Задержание после предварительной подготовки предполагает реализацию
заранее намеченного плана его проведения и отличается практическим
разнообразием.
Задержание по месту работы или учебы подозреваемого наиболее
эффективно, потому что, как правило, удается обеспечить внезапность этого
следственного действия. Следователь или иные задерживающие лица объясняют
сложившуюся ситуацию соответствующему руководителю (директору, завучу,
начальнику цеха и т.д.) и предлагают ему вызвать подозреваемого к себе под
каким-либо предлогом. В кабинете руководителя обычно и производится
неожиданно задержание подозреваемого. Необходимо отметить, что к помощи
должностных лиц (руководителей) можно обращаться лишь в тех случаях, когда
определенно известно о их непричастности к расследуемому преступлению.
Если задержание производится в общественных местах, выбирается
момент, когда задерживаемый естественно воспринимает сближение с ним группы
людей (к примеру, на остановках транспорта, в очередях у магазинов или
касс). Участники задержания подходят к подозреваемому с двух сторон,
блокируя его руки. Один или несколько работников должны подстраховывать со
стороны, препятствуя вмешательству посторонних или попыткам подозреваемого
к бегству. Задержанный сразу же подвергается личному обыску и доставляется
в орган милиции.
Задержание в общественных местах осложняется ограниченными
возможностями применения огнестрельного оружия задерживающими (даже в
критических ситуациях) и опасностью его применения со стороны
задерживаемого. Поэтому неожиданность сближения с задерживаемым тоже играет
решающую роль. Целесообразно задержание в местах наименьшего скопления
людей или обстановке, ограничивающей двигательные возможности
подозреваемого (при выходе из помещения, в гардеробе, при посадке в
транспортное средство и т.д.).
Значительную сложность представляет задержание подозреваемого по месту
жительства. Прежде чем сблизиться с преступником, задерживающие должны
проникнуть в помещение (дом, квартиру), чем нередко препятствует как он
сам. так и иные заинтересованные лица, которые имеют возможность
подготовиться к сопротивлению, уничтожить улики или скрыться, например, по
замаскированному выходу, через окна, балконы, чердаки, крыши.
Именно поэтому особое внимание следует уделять при подготовке к
задержанию изучению помещения, а также выбору способа проникновения в него
(с помощью лояльно настроенных родственников, соседей, иных лиц, кому без
подозрений может быть открыта дверь).
Перед проникновением дом, в котором проживает задерживаемый,
оцепляется. Посты наблюдения устанавливаются таким образом, чтобы под
контролем оказались все окна, балконы, запасные выходы. После звонка или
стука в дверь участники группы захвата располагаются не напротив двери, а
по сторонам от нее, чтобы обезопасить себя при возможном вооруженном
сопротивлении и не быть замеченными в дверной глазок или замочную скважину.
После отпирания или взлома двери работники милиции быстро входят в
помещение, обезоруживают подозреваемого, если он пытается оказать
сопротивление, и производят личный обыск.
Если преступник успевает скрыться в заранее подготовленном месте,
поиски ведутся по правилам обыска с соблюдением мер предосторожности, чтобы
не подвергнуться нападению. Прежде чем войти в какое-нибудь изолированное
или затемненное помещение, необходимо осветить его или пустить вперед
служебно-розыскную собаку. С предосторожностями нужно открывать шкафы,
сундуки, заглядывать под кровати, накрытые скатертью столы.
Известны случаи, когда задерживаемые прятались в печах, в подвалах, на
чердаках, на наружных стенах зданий (повиснув на руках под балконом), в
простенках, шахтах лифтов. В сельской местности подозреваемые скрывались в
надворных постройках, погребах, на сеновале, в стогах сена, закладывались
дровами в поленницах, спускались в колодцы и т.д.
Особую сложность представляет собой задержание преступников,
готовящихся совершить преступление. Тактика задержания избирается в
зависимости от информации, которой располагает следователь о намерениях
преступника, объекте преступного посягательства, времени и месте совершения
преступления. Например, если имеются данные о том, что конкретные лица
собираются совершить преступление, но неизвестны время и объект
посягательства, задержание рекомендуется производить по месту жительства
подозреваемых или по месту хранения ими орудий преступления. При наличии
широкого круга сведений - как о лицах, намеревающихся совершить
преступление, так и о времени и объекте совершения преступного деяния,
которое может причинить большой материальный ущерб или представляет
опасность для жизни и здоровья граждан, - преступников целесообразно
задерживать по пути к месту совершения преступления, ни в коем случае не
допуская начала реализации преступного намерения. Если же следствие не
располагает полными данными о всех лицах, готовящихся совершить
преступление, и о точном времени преступного посягательства, задержание
производится на месте преступления посредством организации засад. при этом
предпринимаются все меры к тому, чтобы преступление не достигло цели.
Доставляя задержанное лицо в орган милиции, необходимо следить за тем,
чтобы оно не избавилось от компрометирующих его объектов. И захват, и
конвоирование лучше производить двумя лицами, непосредственно следующим по
обеим сторонам рядом с задержанным, при наличии третьего, обеспечивающего
прикрытие группы и наблюдение за окружающими. Маршрут движения избирается
таким образом, чтобы исключить неожиданную или преднамеренную встречу
группы с родственниками или сообщниками задержанного.
Задержание несовершеннолетнего производится лишь в исключительных
случаях и, как правило, в дневное время. О задержании и местонахождении
несовершеннолетнего необходимо информировать его родителей или законных
представителей. В протоколе требуется указать на необходимость содержания
подростка отдельно от взрослых и от осужденных несовершеннолетних. В
отношении несовершеннолетних оружие, а также наручники, как правило, не
применяются.
Для задержания несовершеннолетнего, совершившего опасное преступление,
необходимо точно установить его местонахождение. Встречаются случаи, когда
родители, стремясь оградить несовершеннолетних правонарушителей от
уголовной ответственности, скрывают их у своих родственников, знакомых или
определяют в лечебные учреждения.
Задержание несовершеннолетнего осуществляется таким образом, чтобы не
привлечь внимания заинтересованных лиц и не травмировать психику подростка.
В то же время со стороны несовершеннолетних старшей возрастной группы не
исключено сопротивление вплоть до применения оружия – это тоже необходимо
предвидеть при организации и осуществлении задержания.


Психологические особенности задержания

По сравнению с другими следственными действиями задержание содержит
наименьшее количество разнообразных стрессовых факторов. Среди них можно
указать такие, как реальная опасность для жизни и здоровья участников
следственного действия, окружающих, внезапно меняющая ситуация при
подготовке к задержанию и в его процессе, очень высокая степень
ответственности принимаемых решений, требования осуществить глубокий и
всесторонний анализ обстановки., принять безошибочные решения, выполнить
необходимые действия в самые сжатые сроки, в условиях острого дефицита
времени.
Важно помнить, что при наличии названных стресс-факторов совсем иначе, по
сравнению с обычной обстановкой, протекают многие психические процессы и
состояния человека. Определенная дезорганизованность психических процессов,
нарушение последовательности мышления, чувства страха, тревоги, опасности,
уменьшение объема внимания – все это требует учета системы психической и
физической подготовки, тренировок. Вот почему далеко не каждый следователь
может успешно организовать и осуществить рассматриваемое следственное
действие.
К неблагоприятным психофизическим факторам нередко присоединяются и
объективные обстоятельства, отрицательно воздействующие на участников
задержания: ночное время, сильные холода или жара, плохая освещенность,
скоротечность события, нежелательное вмешательство посторонних и т.д.
Задержание – комплексное действие, представляющее сочетание
организационных, управленческих, тактических, психологических актов.
Непосредственными исполнителями задержания, как известно, являются
работники органов дознания. Вместе с тем участие следователя в
планировании, организации и проведении задержания становится необходимым
потому, что с реализацией целей лишения подозреваемого возможности скрыться
от следствия и суда, пресечения вероятных новых преступлений с его стороны
одновременно решаются задачи обнаружения, изъятия, фиксации новых
доказательств по уголовному делу.
В процессе планирования и осуществления задержания большая роль принадлежит
рефлексивному управлению следователя. Оно заключается в умении так учесть и
прогнозировать, исходя из знания особенностей личности подозреваемого и
оценки сложившейся ситуации, вероятное поведение лица, чтобы лишить его
возможности скрыться, вынудить добровольно сдаться, в нужный момент отвлечь
его внимание и т.п.
Психологические аспекты подготовки к задержанию имеют много общего с
обыском. Они тоже включают в себя изучение личности подозреваемого,
обстановки предполагаемого места задержания. Большое значение в подготовке
имеет изучение личности подозреваемого. При этом очень важно получить
информацию о степени его общественной опасности (например, какие
преступления могли быть им совершены; не является ли он преступником-
рецидивистом; не вооружен ли; насколько агрессивен). Данная информация
весьма необходима для решения вопроса о времени, месте и способах
задержания. Однако нужно иметь в виду, что даже при получении сведений,
положительно характеризующих подозреваемого, нельзя исключить вероятность
оказания им сопротивления, к тому же вооруженного. Требования разумной
осторожности, максимальной безопасности при проведении задержания
заставляют учитывать возможность оказания сопротивления со стороны любого
правонарушителя.
Вероятность оказания сопротивления при задержании определяется рядом
социально-психологических качеств подозреваемого. Отмеченные многими
учеными наличие у преступников-рецидивистов стойкой антиобщественной
направленности, таких психологических свойств, аморальность, пренебрежение
интересами других людей, злобность, агрессивность, стремление к насилию,
враждебное отношение к работникам внутренних дел, крайний эгоизм,
предвидение этими лицами сурового наказания за совершение ими тяжких
преступлений в случае задержания и последующего изобличения – обуславливают
особую опасность правонарушителей.
Серьезной оценке подлежат психические состояния, испытываемые подозреваемым
в момент задержания. Несмотря на то, что с целью получения сведений о
личности подозреваемого используются все возможные источники (данные
уголовного дела, оперативно-розыскные материалы, криминалистические учеты и
др.), необходимой информации для всесторонней оценки ситуации может
оказаться недостаточно. Поэтому любая, на первый взгляд малозначительная
информация, должна приниматься во внимание. Например, в одном случае
закрывшийся в пустом доме преступник предупредил работников милиции, что
при попытке его задержать он откроет стрельбу. Поскольку в интонациях его
голоса чувствовалась нерешительность, неуверенность, было принято решение о
переговорах. Как оказалось в дальнейшем, это было единственно правильное
решение: после сравнительно недолгих переговоров преступник выбросил оружие
и добровольно сдался.
Психологического анализа требует и выбор момента задержания. Правда,
встречаются ситуации, когда задержание приходится проводить без какой-либо
предварительной подготовки и обстоятельства не позволяют ожидать
подходящего времени. Вместе с тем во многих случаях существует возможность
выбора наиболее оптимального варианта (времени и способа) задержания:
например, когда оно готовится заранее или когда преступник блокирован, не
может скрыться, исключена опасность причинения им вреда окружающим. К
сожалению, анализ следственной и оперативно-розыскной практики показывает,
что нередко, даже при наличии благоприятной ситуации, работники органа
дознания, осуществляющие задержание, спешат, не учитывают психологического
состояния преступника, поддаются импульсивным действиям.
Весьма эффективным средством психологического воздействия является
убеждение преступника в целесообразности его добровольной сдачи. Однако
переговоры об этом могут принести пользу только при условии знания
психологических особенностей личности задерживаемого и умелого
использования таких сведений. Для участия в переговорах имеет смысл
пригласить лиц, к которым задерживаемый испытывает добрые чувства, мнением
которых он дорожит -–его родителей, детей, родственников, друзей. Нередко
помогает обращение к задерживаемому кого-либо из его соучастников с советом
не оказывать сопротивления и добровольно сдаться.
Значительные сложности возникают при осуществлении группового задержания.
Его рекомендуется проводить только при крайней необходимости, членов
преступной группы целесообразно задерживать поодиночке. Когда в силу тех
или иных объективных причин раздельное задержание невозможно и появилась
необходимость задержать членов преступной группы, находящихся в одном
месте, приходится решать сложный комплекс психологических вопросов.
Преступная группа, как правило, не обладает единством взглядов, целей,
интересов, ей свойственны многочисленные противоречия, взаимоотношения,
основанные на страхе, угрозах, физической силе, зависти, ненависти и других
низменных мотивах и побуждениях. В критических, реально опасных ситуациях
указанные противоречия еще более обостряются. Поэтому при осуществлении
задержания, в ходе переговоров, вполне допустимо умелое использование
имеющихся противоречий, усилении конфликтов между участниками преступной
группы. Целесообразно сообщить известные факты их обмана, угроз,
использования в своих корыстных целях со стороны организатора преступной
группы и т.д.
Еще большие психологические сложности возникают в тех случаях, когда
окруженный правонарушитель или группа преступников отказываются добровольно
сдаться, угрожая расправой с заложниками. В подобных ситуациях действия
оперативно-следственной группы в значительной мере обусловлены задачей
обеспечить безопасность заложников.
За рубежом имеется положительный опыт приглашения психолога в качестве
специалиста для участия в задержании. Специалист- психолог, ознакомившись
со сложившейся следственной ситуацией, информацией о личности преступника,
испытываемыми им типичными и атипичными психологическими состояниями,
осуществив психологический анализ его действий, обычно дает практические
рекомендации относительно вариантов дальнейшего возможного поведения
правонарушителя, содержания доводов и аргументов в переговорах с ним,
выбора наиболее подходящего момента задержания. Представляется, что такой
опыт вполне может быть использован и в нашей следственной и оперативно-
розыскной практике.

Заключение
Статьей 22 Конституции установлено, что до судебного решения лицо не
может быть подвергнуто задержанию на срок не более 48 часов. Однако,
необходимо иметь ввиду, что согласно ч. 2 п. 6 раздела второго Конституции
до приведения норм уголовно-процессуального законодательства России в
соответствие с положениями Конституции сохраняется прежний порядок ареста,
содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении
преступления. Следовательно, на дознании и предварительном следствии
применении меры пресечения в виде заключения под стражу и продление срока
ареста осуществляется по настоящее время по решению (санкции) прокурора.
Эти решения в соответствии со ст. 220 и 220 УПК могут быть обжалованы в
суд лицом, содержащимся под стражей, его защитником или законным
представителем. И хотя в указанных нормах УПК не предусмотрено право
обжалования решения о задержании лицами, задержанными по подозрению в
совершении преступления, Пленум Верховного Суда Российской Федерации
признал за ними такое право, основывая свои выводы на ч. 4 ст. 15
Конституции и ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических
правах.



Используемая литература:

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Москва, Изд-ая группа
ИНФРА-М-НОРМА, 1997 год;
Указ Президента РФ от 14 июня 1994 года №1226;
«Уголовный процесс», учебник для вузов. Изд-во Зерцало ТЕИС, Москва, 1996
год;
Комментарий к ст.122 УПК РФ;
Гаврилов А.К. «Следственные действия». Высшая следственная школа,
Волгоград, 1984 год;
Основы уголовного судопроизводства Союза СССР;
Шейфер С.А. «Сущность и способы собирания доказательств в советском
уголовном процессе». Изд-во «Юридическая литература», Москва, 1981 год;
Хлюпин Н.И. «Задержание и его роль в расследовании преступлений».






Реферат на тему: Управление карьерой госслужащего
ОГЛАВЛЕНИЕ.


ВСТУПЛЕНИЕ.____________________________________________________________ 3

1. КАРЬЕРА – ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. 5

1.1 Определение карьеры 5

1.2 Типы карьер. 8
1.2.1 По признаку индивидуальной профессионализации. 8
1.2.2 По направлениям движения работника в структуре организации. 9
1.2.3 По содержанию происходящих в процессе карьерного движения
изменений. 9

1.3 Классификация по характеристикам протекания процесса карьерного
развития. 10
1.3.1 По характеру протекания. 10
1.3.2 По степени устойчивости, непрерывности. 11
1.3.3 По возможности осуществления. 11
1.3.4 По времени осуществления. 11
1.3.5 По направленности происходящих изменений различают: 13

1.4 Механизмы движения карьерных процессов. 13

1.5 Этапы карьеры. 15

2. ОРГАНИЗАЦИЯ КАРЬЕРЫ. 18

2.1 Выбор карьеры. 19

2.2 Планирование карьеры 20

2.3 Развитие карьеры. 21

2.4 План развития карьеры. 22

2.5 Самоуправление карьерой. 24

2.6 Стимулирование труда 26
2.6.1 Краткий обзор теорий мотивации. 27
2.6.2 Вопросы мотивации и стимулирования труда в государственной
службе. 28

2.7 Правовые основы организации карьеры. 31

3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ. 36

3.1 Соединенные Штаты Америки. 36

3.2 Франция. 38

3.3 Япония. 39

4. ИСТОРИЯ ВОПРОСА. 42

5. ИССЛЕДОВАНИЕ. 49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.______________________________________________________________57

ПРИЛОЖЕНИЯ 59

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 60

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ___________________________________61



ВСТУПЛЕНИЕ.

С тех пор, как Россия вступила на путь демократических преобразований,
в большинстве областей человеческой деятельности на первое место встало
совмещение интересов личности и организации. Коснулось это и сферы
государственной службы. Если во времена Советского Союза система управления
персоналом носила организационно-распорядительный (административный)
характер и действия человека были строго регламентированы, шаги его
служебного продвижения диктовались вышестоящими органами, то в настоящее
время основная ответственность за успешное развитие карьеры лежит на нем
самом. В свете этого, термин «карьера» приобрел более весомое значение,
более четкие очертания. Российские служащие узнали, что процесс служебного
продвижения подлежит изучению, прогнозированию, управлению. Открылась
возможность «делать» карьеру.
Следствием этого стало повышение интереса к теме управления карьерой.
Эта работа посвящена исследованию процессов управления карьерой в сфере
государственной службы.
Центральной частью дипломной работы является глава 5, она заключает в
себе авторское исследование, целью которого стало рассмотрение реалий
карьерного процесса в современных условиях, отношение к своей будущей
карьере потенциальных и реальных государственных служащих (студентов
СЗАГС), сравнительный анализ их взглядов.
Так же эта работа знакомит читателя с понятийным аппаратом,
используемым при описании управления карьерой, в ней рассмотрены вопросы
посвященные проблемам организации и управления карьерой; содержится обзор
методов управления карьерой государственного служащего, применяемых за
рубежом; обозревается история развития системы управления карьерой в
государственной службе России.
Цели этой работы –
. дать объективное представление о картине, сложившейся в сфере управления
карьерными процессами в государственной службе России;
. выявить основные проблемы, встающие перед государственными органами и
государственными служащими при организации управления карьерой.



КАРЬЕРА – ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.



1 Определение карьеры


Карьера (от фр. Cariera) – успешное продвижение вперед в той или иной
области (общественной, служебной, научной, профессиональной) деятельности.
Выбор карьеры является одним из наиболее важных решений, которое
человек принимает в своей жизни, так как достижения человека в той или иной
сфере деятельности зависят от соответствия между его личностью и характером
его работы, а также от совмещения личных ожиданий в области личной карьеры
с возможностями организации.
Понятие служебной карьеры существует в широком и узком смысле.
В широком понимании карьера – профессиональное продвижение,
профессиональный рост, этапы восхождения служащего к профессионализму.
Результатом карьеры является высокий профессионализм государственного
служащего, достижение признанного профессионального статуса. Критерии
профессионализма могут меняться в течение трудовой деятельности человека.
В узком понимании карьера – должностное продвижение, достижение
определенного социального статуса в профессиональной деятельности, занятие
определенной должности. В данном случае карьера – сознательно выбранный и
реализуемый служащим путь должностного продвижения, стремление к
намеченному статусу (социальному, должностному, квалификационному), что
обеспечивает профессиональное и социальное самоутверждение служащего в
соответствии с уровнем его квалификации.
Государственный служащий, как правило, осознанно выбирает и строит
карьеру и в профессиональном и в должностном плане.
Сущностной составляющей понятия карьеры является продвижение, то есть
движение вперед. В этом отношении карьера – процесс, определяемый как
прохождение, последовательность состояний системы.
Такое понимание карьеры ориентирует на соответствующий методологический
подход к ее исследованию. В его основе лежит тенденция современной науки
изучать события, а не вещи, процессы, а не состояния. Общество и его
компоненты рассматриваются, как процессы, а не как статичное состояние, как
непрерывный бесконечный поток событий. Человек включен в этот поток и
вынужден непрерывно двигаться в нем, приспосабливаться к нему, преодолевать
отклоняющиеся его течения, собственное изменение в этом процессе и
изменение его составляющих. Чем стремительнее общее движение, тем опаснее
замедление.
Отсюда понимание карьеры, как активного продвижения человека в освоении
и совершенствовании способа жизнедеятельности, обеспечивающего его
устойчивость в потоке социальной жизни. С этих позиций определяется подход
к моделированию карьерного процесса и основы стратегического управления
карьерой. Карьера – это процесс движения по пути овладения некими
ценностями, благами, признанными в обществе или организации. Таковыми
являются:
. должностные ступени, уровни иерархии;
. ступени квалификационной лестницы и связанные с ней разряды,
дифференцирующие навыки и знания людей по уровню мастерства;
. статусные ранги, отражающие величину вклада работника в развитие
организации (выслуга лет, рациональные предложения и т.д.), его положение
в коллективе;
. ступени власти как степени влиятельности в организации (участие при
принятии важных решений, близость к руководству);
. уровни материального вознаграждения, дохода (уровень зарплаты и
разнообразие социальных льгот).
Таким образом, карьера –
это процесс профессионального роста человека, роста его влияния,
авторитета, статуса в среде, выраженный в его продвижении по ступеням
иерархии, квалификационной лестницы, вознаграждения, престижа.
Сложность карьеры определяется обусловленностью ее множеством факторов,
прежде всего связанных с особенностями личности работника, делающего
карьеру, и среды, в которой развивается карьера (далее – карьерная среда),
а так же особенностями и уровнем развития общества, в котором действуют
человек и организация. Для более полного изучения, понимания и овладения
механизмами воздействия на характер карьеры необходимо учитывать как
сложные связи образующих элементов, так и сложность и особенности самих
этих элементов.
Комплексность карьеры предполагает необходимость рассмотрения ее с
различных сторон, использования при ее исследовании различных подходов.
Многоаспектность карьеры выражается в ее наполненности различными
составляющими. Карьера комбинирует в себе такие направления деятельности
как совершенствование уровня профессионального, личностного, общего
культурного развития, мероприятия по самопрезентации, саморекламе,
формированию, укреплению и поддержанию необходимых связей, способствующих
тому, чтобы реальный внутренний рост был замечен, по праву оценен в среде
служащего, и отражен в форме внешнего роста (повышения по службе, оплаты
труда). Полноценное развитие карьеры невозможно без содействия карьерной
среды, направленных на обеспечение необходимых условий для роста и
реализации растущего потенциала личности.
Карьера – динамическое явление, постоянно изменяющийся и развивающийся
процесс и рассматривать его надо как последовательность стадий во времени.


2 Типы карьер.


Многогранность и сложность явления карьеры отражается и в многообразии
ее видов, разнообразии ее подходов к ее типологизации. Для классификации
видов карьеры можно выделить множество различных оснований, признаков,
критериев (см. Приложение 1).


1 По признаку индивидуальной профессионализации[1].


С точки зрения индивидуальной профессионализации можно выделить
профессиональную и должностную (внутриорганизационную) карьеру.
Для профессиональной карьеры характерно преобладание в трудовой
деятельности человека профессиональной специализации, работа,
преимущественно, в одной предметной профессиональной области, достижение им
и признание профессиональным сообществом результатов его труда, авторитета
в конкретном виде профессиональной деятельности. Как правило,
профессиональная карьера человека складывается в организации, и часто
бывает так, что профессиональные достижения создают предпосылки для
формирования внутриорганизационной карьеры или должностной карьеры в
организации.

Должностная карьера отражает изменение преимущественно должностного
статуса государственного служащего, его социальной роли, степень и
пространство должностного авторитета в организации. Это перемещение, как по
вертикали, так и по горизонтали должностной структуры в организации.

2 По направлениям движения работника в структуре организации.


По направлениям движения работника в структуре организации существуют
следующие типы карьеры:
1. вертикальная карьера предполагает подъем на более высокую ступень
структурной иерархии. Чаще всего карьеру отождествляют именно с этим
видом.
2. горизонтальная карьера представляет собой перемещение работника в
другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной
служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в
организационной структуре (выполнение роли руководителя временной целевой
группы и др.). Так же горизонтальная карьера- это карьера специалиста..
Совокупность должностей, соответствующих данному типу карьеры , называют
параллельной карьерной лестницей и подчеркивают ее альтернативность
служебной лестнице. Служащий приобретает статус высококлассного
специалиста, выполняет все более ответственные поручения, пользуется
доверием и уважением коллег и начальства, имеет более высокий уровень
заработной платы.
3. под центростремительной карьерой понимают движение к руководству
организации. Например, приглашение работника на недоступные ему ранее
встречи, совещания как формального, так и неформального характера;
получение доступа к неформальным источникам информации, доверительные
обращения, важные отдельные поручения руководства.

3 По содержанию происходящих в процессе карьерного движения изменений.


По содержанию происходящих в процессе карьеры изменений можно дать
следующую классификацию:
. властная карьера связана либо с формальным ростом влияния в организации
посредством движения вверх по иерархии управления, либо с ростом
неформального авторитета работника в организации;
. квалификационная карьера предполагает профессиональный рост, движение по
тарифной сетке той или иной профессии;
. статусная карьера- это увеличение статуса работника в организации,
выражаемое либо присвоением очередного ранга за выслугу лет, либо
почетного звания за выдающийся вклад в развитие фирмы;
. монетарная карьера- это повышение уровня вознаграждения работника, а
именно : уровня оплаты труда, объема и качества предоставляемых
социальных льгот.


3 Классификация по характеристикам протекания процесса карьерного
развития[2].


Тип процесса дает, информацию о его возникновении, направленности и
внутренней организованности, его внешних связях, взаимодействиях и
взаимопереходах по отношению к другим процессам. На начальном этапе
исследования модели карьерного процесса целесообразна его типизация, по
форме отражая направленность и последовательность уровня жизнедеятельности
человека.

1 По характеру протекания.


По характеру протекания выделяют такие типы процессов:
4. при линейном типе развитие происходит равномерно и непрерывно;
5. нелинейный тип характеризует движение, осуществляющееся скачками или
прорывами;
6. иногда наблюдается сходство процессов, но при этом они различаются
уровнем сложности, в данном случае можно сказать, что процесс развивается
по спирали.
7. как частный случай данных типов выделяют застой (стагнацию), стадию
отсутствия каких-либо существенных изменений в карьере.


2 По степени устойчивости, непрерывности.


По степени устойчивости и непрерывности. оправдано деление карьеры на
устойчивую и неустойчивую, прерывистую и непрерывную.

3 По возможности осуществления[3].


По возможности осуществления уместна следующая классификация карьер:
. потенциальная карьера – лично выстраиваемый человеком трудовой и
жизненный путь на основе его планов, потребностей, способностей, целей.
Она может влиять на поступки, поведение человека, может быть реализована
полностью, частично или вовсе не реализована.
. реальная карьера это то, что человеку удалось реализовать на протяжении
определенного времени, в определенном виде деятельности, в конкретной
организации.

4 По времени осуществления[4].


Приведу некоторые из видов карьер по времени их осуществления:
. Нормальная карьера – постепенное продвижение человека к вершинам
должностной иерархии в соответствии с постоянно развивающимся его
профессиональным опытом. Предел этого должностного развития обусловлен
уровнем его профессиональной некомпетентности. Продол

Новинки рефератов ::

Реферат: Несчастный адмирал (История)


Реферат: Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание (Уголовное право и процесс)


Реферат: Обучающая программа "Графика" программированию в графическом режиме на языке turbo-pascal 7.x (Компьютеры)


Реферат: Политическая система Англии (История)


Реферат: Южный Урал в период первой русской революции 1905 – 1907гг. (Государство и право)


Реферат: Ядерное оружие (Военная кафедра)


Реферат: Приспособленность организмов к окружающей среде (Биология)


Реферат: Выделительная система (Биология)


Реферат: Возрождение и Реформация (Искусство и культура)


Реферат: Лекции по гражданскому процессу (Гражданское право и процесс)


Реферат: Общая характеристика Русской правды, ее значение в истории русского права (Теория государства и права)


Реферат: Психологический анализ урока английского языка (Педагогика)


Реферат: Теория фреймов (Программирование)


Реферат: Система развивающего обучения: школа, образование, деятельность, способности (Социология)


Реферат: Методические условия обоснования и выбора формы организации обучения учащихся литературе в 5-7 классов (Педагогика)


Реферат: Интеллектуальная собственность (Гражданское право и процесс)


Реферат: Преступление и наказание по "Русской Правде" (Литература : русская)


Реферат: Статистические величины (Математика)


Реферат: Агрессия как социально-психологический феномен (Психология)


Реферат: Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента. Конспект лекций (Менеджмент)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист