GeoSELECT.ru



Физкультура / Реферат: Влияние физической культуры и спорта на формирование профессиональных навыков (Физкультура)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Влияние физической культуры и спорта на формирование профессиональных навыков (Физкультура)


Минсельхозпрод РФ


Курганский строительный техникум



Реферат на тему

«Влияние физической культуры и спорта на формирование профессиональных
навыков»



Составил: студент гр. М-161

Сычев А.Л.
Проверил: Предеин В.А.

Курган 2002г.

План.

1)Введение.
Физическое воспитание – вечная категория.

2)Профессионально-прикладная физическая подготовка.

3)Краткая характеристика условий труда специалистов, требования к их
физической подготовленности.

4)Средства профессионально – прикладной физической подготовки.
Прикладная значимость некоторых физических упражнений и видов спорта.

5)Формы организации
профессионально – прикладной физической подготовки учащихся.

6)Список литературы.



Список литературы


В.С. Титов «Профессионально-прикладная направленность физического
воспитания»
В.И.Ильин « Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов
вузов»
Р.С. Чумакова « Профессиональн-прикладная подготовка студентов»
Р.Т. Раевский «Профессиональная подготовка енергостроителей»
В.И. Фильников «Теория и практика физической культуры»



Введение

Физическое воспитание - вечная категория

Физическое воспитание является порождением потребностей человеческого
общества. Эта потребность состоит в том, что старшеепоколение людей
готовит к жизни младшее, то есть воспитывает его.
По мере усложнения в обществе социальных отношений видоизменялась и функция
физического воспитания. Постепенно развивался процесс его внедрения в сферу
материалного производства и духовной жизни людей. Сегодня можно говорить о
формировании нового типа человека, способного на протяжении своей жизни
активно исползовать собственные физические качества. В.М.Выдрин выделил
наиболее важные качества современного человека: во-первых, всестороннее
развитие его индивидуальных задатков, склонностей и дарований для
воплощения в творческие спосбности ко всем видам деятельности, которые
необходимы в обществе. Во-вторых, освоение каждым человеком достистижений
науки и культуры, формирование научного мировозрения и в результате
перемещение жизненного интереса из сферы материального потребления в сферу
удовлетворения духовных запросов. В-третьих, гармоничное развитие духовных
и физических качеств человека, духовной и физической его красоты.
Физическое воспитание на современном уровне развития нашего общества должно
отражать новую ступень в формировании личности. Поэтому отношение к
физическому воспитанию как необходимой стороне гармоничного развития людей
приобретает качества целеноправленного воздеиствия на конкретного человека
согласно его потребностям.

Профссионально-прикладная физическая

подготовка


Фундаментальным принципом физического воспитания является связь физической
культуры и спорта с трудовой и оборонной деятельностью людей. На практике
это выражается в исползовании физической культуры и спорта при научной
организации труда (НОТ) в формах так называемой профессионально-прикладнои
физической подготовки (ППФП) и военно-прикладной физической подготовки
(ВПФП).
Профессионально-прикладная физическя подготовка призвана решать такие
задачи:
1. Вооружить учащихся приклдными знаниями о профессии, о физических
качествах, необхадимых им для успешного выполнения трудовых операций, для
высокоэффективного труда.
2.Сформировать у учащихся двигательные умения и навыки, которые будут
способствовать производительному труду будущих специалистов.
3.Воспитать у них физические и психические качества, необходимые в будущей
трудовой деятельности.
4. Способствовать лучшему освоению трудовых операций, ускоренному обучению
профессии.
5.Научить исползовать средства активного отдыха для борьбы с
производственным утомлением, для быстрого и полного восстановления сил.
6.Предупредить и снизить производственныей травматизм за счет увеличения
силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости при выполнении трудовых
операций, в процессе жизнедеятельности.
Программой физического воспитания для средних специалных учебных заведений
предусмотрено ознакомление учащихся с теоретическими основами ППФП,
обучение их некоторым профессионально-прикладным физическим упражнениям,
способам воспитания и самовоспитания основных физических качеств,
необхадимых специалисту того или иного профиля, подготовка их к участию в
простейших соревнованиях по профессионально-приклдным видам спорта.
Для понимания задач ППФП, для овладевания необхадимыми знаниями, умениями
инавыками, эффективного применения их на практике важно научиться вдумчиво
анализировать условия труда специалистов, требования к их физической
подготовленности. Для этого приведен ряд примеров такого анализа. По
аналогии с ними можно проанализировать деятелность специалиста любого
другого профиля



Краткая характеристика условий труда специалистов, требования к их
физической подготовлености

Для характеристики различных видов труда чаще всего используются понятия
его физической тяжести и нервно-психической напряженности. При этом под
физической тяжестью труда понимают сумарный обьем физичеческих усилий за
время работы. Нервно-психической напряженностью труда называют степень
эмоцианольной нагрузки при выполнении работы. В зависимости от тяжести
труда и его нервно-психической напряженности труд подразделяют на
физический и умственныи, а различные сочетания этих двух основных видов
труда позволяют выделить третий вид - смешанный труд.
Примерами преимущественно физического труда являются профессии горняков,
сталеваров и других, трудовые действия которых сопряжены со значительными
мышечными усилиями. К преимущественно физическому труду относится также и
спортивная деятельность в подавляющем числе видов спорта, особенно в
лёгкой атлетике, велогонках, тяжелой атлетике, лыжном спорте и др.
Примерами преимущественно умственного труда являются профессии счетных
работников, операторов ЭВМ и программистов, ученых, творческих работников и
других, производственная деятельность которых позволяет полностью или
частично исключить компонент физического труда.
С развитием техники непосредственно на различные механизмывсе более
перекладываются тяжелые производственные операции, на долю же человека все
чаще остаются функции управления и контроля. С развитием
автоматезированного производства физические нагрузки на человека в процессе
труда постоянно уменьшаются. Однако доля физического труда вспомогательных
рабочих, техников по наладке, регулировке, монтажу, ремонту оборудования
еще достаточно велика. Кроме этого, развитие автоматики, комплексной
механизации, электроники, робототехники требует устойчивости к психическим
напряжениям, быстрого восприятия, осмысливание большого потока информации о
ходе производства.
Для измерения обьёма и мощности выполняемой физической работы применяются
различные количественные меры: масса поднятого груза, пройденный путь,
время, затраченное на работу, и др. Предложены и внедряются более точные,
научно обоснованные специальные способы определения проделанной человеком
работы, его физической работоспособности. Для этого измеряют ЧСС или
суммарные пульсовые показатели, потребление кислорода организмом за единицу
времени и за весь период работы, энергитические затраты на данную работу (в
ккал, кДж ) и др. Полученные с помощью этих методов результаты позволяют
судить о тяжести физического труда. Его условно делят на очень легкий,
легкий, средней тяжести, тяжелый и очень тяжелый. Например, очень легкий
труд характеризуется незначителным общим суточным расходом энергии, лишь не
на много ( на 500 ккал и меньше ) превышающим средние величины основного
обмена ( около 2300 ккал в сутки ), а ЧСС не поднимается, как правило, выше
80 ударов в минуту. В отличии от этого очень тяжелый труд физический труд
требует предельного суточного расхода энергии- от 4000 до 6000 ккал, а в
отдельных случаях и больше. ЧСС возрастает при этом до максималных значений
– 180 -200 ударов в минуту. Понятно, что такую работу могут выполнять
только хорошо тренированные люди, да и то непродолжительное время.
Если тяжесть физического труда измерить и оценить относительно легко, то
гораздо труднее измерить и классифицировать эмоционо-психическую
напряженность умственного труда. Здесь не приминимы прямые способы, которые
используются при измермнии физическои работы. Лишь измерение ЧЧС,
определение расхода энергии за единицу времени и некоторые другие косвенные
показатели могут датьприблизительную оценку этой напряженности . К примеру,
известно, что летчик-испытатель за один час полета на новой машине часто
теряет от 3 до 4 кг массы тела, а его пульс в критических ситуациях
поднимается до 200 ударов в минуту. Доля же физического труда при этом
относительно невелика.
Смешанные виды труда (в современном производстве таких подавляющее
большинство) предъявляют к организму человека различные требования в
зависимости от преобладания компонентов физической тяжести или нервно-
психической апряженности. К смешанным видам труда относится преимущественно
и труд специалистов среднего звена - выпускников средних специальных
учебных заведений.
Приведём несколько примеров условий труда специалистов и переносимых ими
нагрузок. Возьмем некоторые типичные профессии, к которым могут быть
приравнены другие, близкие по характеру выполняемых трудовых операций, по
физической тяжести и нервно-психической напряженности.
Труд в подземных выработках сопровождается длительными передвижениями и
выполнением трудовых операций в вынуждных позах (согнувшись, в приседе, на
коленях, лежа), солнечным голоданием и кислородной недостаточностью,
повышенным сопротивлением дыханию, загазованностью воздуха, низкой
освещенностью, вибрациями, большим объемом различной информации (звуковой,
световой и др.). Утомление вызывается по преимуществу физической тяжестью
труда и его нервной напряженностью, а также дискомфортностью условий -
запыленностью, повышенной влажностью итемпературой воздуха. Такой характер
труда требует отрабочего в под земных выроботках, высокого уровня общей и
специальной физической подготовки.
Достижения научно-технической революции коренным образом изменили условия
труда шахтеров. Добывающая техника и транспорт значительно уменшили
физическую тяжесть его труда, частично удалось ликвидировать дискомфортные
условия пребывания под землей. В работе специалистов среднего звена,
вынужденных находиться в подземных выроботках, физическая тжесть труда
также значительно сократилась при возросшей нервно-психической
напрженности.
Труд специалистов сельского хозяйства, в том числе агрономов и зоотехников,
характеризуется такими особенностями значительная продолжительность
рабочего дня и недостаток перерывов для отдыха, постоянно высокая
двигательная активность, сезонная неравномерность общей рабочей и
двигательной нагрузки в течение года, работа в полевых и смешанных
условиях, использование различных средств передвижения, большая нагрузка на
опорно-двигательный аппарат, значительная физическая усталость и умственно-
эмоцианальное утомление к концу рабочего дня, меняющаяся метеорологическая
обстановка и необходимость в связи с этим менять рабочую одежду, обувь и
др.
Такой характер труда требует от специалистов знаний о рациональном режиме
труда и отдыха, о технике безопасности при пользовании различными машинами
и механизмами, средствами передвижения, об основных способах закаливания, о
способах укрепления нижних конечностей, об использовании физической
культуры и спорта для борьбы спроизводственным утомлением, для активного
отдыха. Кроме теоритических знанй специалисту сельского хозяйства
необходима общая выносливость, акаленность, тренированность мышц нижних
конечностей, а также умение ориентироваться на местности, организовывать
свой быт и отдых в полевых условиях.
Труд специалистов литейных цехов, доменного и прокатного производства
протекет в условиях подготовки сырья и плавки металла, формовочных и
иобрубно-очистных операций по металлу при резких колебаниях температуры
окружающего воздуха, различных шумах, местных и общих вибрациях. В процессе
трудовой деятельности этих специалистов важное место занимают визуальные и
инструментальные наблюдения за технологическим процессом, работающими
машинами иагрегатами; большое количество активных однотипных дижений и
операций, монотонность которых приводит к быстрому утомлению; большое
количество передвижений (возле формовочно машины, на плацу); перемещение
грузов с помощью вспомогательных механизмов или вручную; работа в
непосредственной близости от расплавленного металла, работа в распираторах,
защитной одежде и обуви. На работу специалистов горячих цехов положительно
влияют такиекачества, как общая выносливость и большая шизическая сила
человека; высокий уровень ловкости, хорошо развитое чуство равновесия и
вестибулярная устойчивость; выносливость в условиях резких колебаний
температуры окружающего воздуха; хоршее состояние сердечно-соудистой,
дыхательной и нервной систем.
Механизация и автоматизация современного доменного и прокатного
производства облегчили труд рабочих и инженерно-технического персонала.
Труд последних все больше приближается к смешанному виду труда.
Труд работников плавсостава в судовых условиях характеризуется тем, что с
ростом автоматизации и механизации судовых работ доля физического труда
уменьшается, работа многих судовых специалистовне связана с систимтическими
физическими нагрузками; если же последние имеут место, то их влияние на
организм односторонне. Это требует большого внимания к физичеким
упрожнениям как к средству компинсации недостатка двигательной активности в
труде и быте моряков. Важным прикладным навыком для моряков являются:
плавание, ныряние, прыжки в воду, гребля и другие действия в воде, на воде,
у воды. Необходимыми физическими качествами для моряков являются ловкость и
координация движений, быстрота и точность сенсомоторных (чуствительно-
двигательных) реакций, устойчивость к укачиванию, адаптация к переменам
климата и тепловым перегрузкам. Из морально-волевых качеств важны
дисциплинированность и коллективизм, смелость и решительность, находчивость
и инициатива, эмоцианальная устойчивость. Средствами воспитания всех
этихкачеств моряков являются физический труд, физическая культура и спорт.
Своеобразны условия труда специалистов наземных службгражданской авиации.
Механики и радисты круглый год работают на открытом воздухе при различных
метеорологических условиях. Вся ихдеятельность проходит на высоте до 15м,
на ограниченной площади опоры (стремянках). Рабочия позы однообразны и
неудобны (сидя на корточках, в согнутом положении, с поднятыми вверх руками
и т. п.), сопряжены с длительными статическими напряжениями. Инженерам,
техникам и руководителям бригад в течение смены приходится много ходить.
Условия труда этих специалистов требуют хорошей разносторонней физической
подготовленности, силы основных мышечных групп, выносливость, особенно
специальная, позволяющая длительное время выполнять специфическую работу,
ловкость и гибкость для свободного передвижения поплоскостям самолета и
возможность добираться до самых труднодоступных мест.
Труд энергостроителей трбует от рабочих высокого уровня физической и
психической подготовленности. Для успешной работы им необходимы : общая и
силовая выносливость, сила и ловкость, координация движений и хорошая
двигательная реакция, вестибулярная устойчивость и
смелость, решительность, устойчивость к меняющимся метеорологическим
условиям. Им требуются также навыки работы на высоте с элементами лазания,
передвижения по ограниченным площадям опры, переноски грузов, страховки и
самостраховки. Отсутствия этих качеств и навыков мжет привести к
невыполнению или не качественному выполнению производственных задач, стать
причиной травматизма. Устоновлено, что 77% травм энергостроителей в большей
или меньшей степени связано с недостаточной физической подготовкой,
отсутсвием навыков работе на высоте. Многолетняя практика и проведенные
эксперементы показали, что для достижения высокого уровня профессиональной
дееспособности энергостроителей (как, впрочем, и рабочих других
специальностей) наиболее полезны занятие альпинизмом, скалолазанием,
гимнастикой, спортивными играми, единоборствами, тяжелой атлетикой.
Развитие этих видов спорта среди учащихся и энергостроителей дает
наибольший профессионально-прикладной эффект.
Труд специалистов АСУ, ЭВМ имеет свою спицифику, связанную с длительным
наблюдением и контролем за работой различных приборов, с воспроизведением и
срочной переработкой большого количества информации, с выполнением быстры и
точных движений, зачастую сложных по координации, при значительном
эмоционально-волевом напряжении.
Существует не мало профессий, работа в которых связана с постоянным
напряжением пальцев рук и кисти (машинистики, пианисты, швеи-мотористки,
телеграфисты, операторы счетных мышин и др.). Регулярные нагрузки у
представителей таких профессий часто приводят к появлению болей в мышцах
рук, сухожилиях кисти и пальцев. Нередко боли становятся хроническими и
заставляют человека сменить профессию. Надежным профилактическим средством
в таких случаях является самомассаж, специальная физическая подготовка. Они
способстуют развитию выносливости, гибкости и подвижности пальце,
повышается работоспособность человека.
Условия труда других специалистов также имеют свои особенности, к их
физической подготовленности предъявляются специфические требования,
обусловленные характером выполняемых трудовы операций. Причем практически
во всех профессиях, особенно в труде специалистов среднего и высшего звена,
отмечается снижение компонента физического труда. Явление гиподинамии
отрицательно сказываются на здоровье и закаленности многих специалистов. В
этих условиях повышается роль специальных физических упражнений,
направленных на ликвидацию дифицита двигательной активности работающих,
закаливание, на их профессионально-прикладную физическую подготовку.
В приведенных примерах – описаниях условий труда специалистов – есть
общие черты, элементы сходства.



Средства профессионально-прикладной физической подготовки.
Прикладная значимость некоторых физических упражнений и видов спорта.

Приведенные выше примеры показывают, что существуют значительные различия в
условиях труда специалистов разных профессий. Однако для всех трудящихся
необходимо хорошее здоровье, высокий уровень физического развития. Следует
заметить также, что каждая профессия требует от работающего
преимущественного развития одного или нескольких ведущих физических
качеств. Так, геологу по преимуществу необходима физическая выносливость,
шахтеру – общая и силовая выносливость, физическая сила, летчику и
космонавту – ловкость и вестибулярнаяустойчивость и т. д. Поэтому
разнообразны и средства, применяемые для решения частных задач ППФП
специалистов разных профессий.
Рассмотрим некоторые физические упражнения и виды спорта с точки зрения их
использования в ППФП специалистов разного профиля.
Гимнастика. Оздоровительное, общеразвивающее и профессионально-прикладное
значение гимнастики заключается в том, что ее упражнения воспитывают такие
физические качества, как ловкость, гибкость, мышеная сила и др.;формируются
эстетически привлекательные формы тела, умение владеть своим телом в
пространстве, сохранять и восстанавливать равновесие приразнообразной и
меняющейся опоре, выполнять точные движения отдельными частями тела;
воспитывать морально- волевые качества – смелость,самообладание,
решительность при оправданном риске. Все эти качества и свойства
профессионально необхадимы космонавтам и десантникам, летчикам гражданской
и военной авиации, монтажникам-высотникам, строителям, пожарным, водителям,
механизаторам сельского хозяйства, сборщикам точных механизмов, цирковым
артистам и представителям многих других профессий.
На основе гимнастических упражнений составляют комплексы УГГ, физкультурной
паузы, разминки на тренировочных занятиях, производственной гимнастики в
трудовых коллективах.
Легкая отлетика. Упражнения легкой атлетики, в сонове которых лежат
естественные движения человека-хотьба, бег, прыжки и метания, способствуют
совершенсованию этих жизненно важных умений и навыков. Кроме того, они
повышают функциональные возможноси всех органов исистем, в осбенности
нервно –
мышечной, сердечно- сосудистой. Дыхательной, т.е. тех. Которыев нпаибольшей
степени обеспечивают успех в любом виде физической деятельности. Различные
упражнения легкой атлетики воспитывают у человека такие важные физические
качества, как быстрота и выносливость, ловкость и сила, а также морально-
волевые качеств упорство вдостижении цели, умение преодолевать трудности,
силу воли и др. Наибольшую прикладность эти упражнения имеютв профессиях
геологов, агрономов- землеустроителей, зоотехников идр.
Лыжный спорт. Навыки передвижения на лыжах широко используются военном
деле, в быту и труде. Физические качества, воспитанные человеком в ходе
занятий лыжным спотом, способствуют успешному выполненмю таких дел,
вкоторых человеку требуются выносливость и закаленность кхолоду, быстрота
передвижения на местности в условиях бездорожья, решительность действий.
Этим объясняется широкая общая прикладность различных видов лыжного спорта
– гонок и скоростного спуска, слалома и прыжков с трамплина, лыжной
акробатики и других видов спорта. Лыжный спорт находит непосредственную
прикладность в ряде профессий: лыжами пользуются охотники на промысле, к
месту работы на лыжах часто добираются строители железных дорог и других
отдаленных объектах, необходятся без лыж зимой геологи, неговоря уже об
исследователях Арктики и Антарктики.
Плавание. Как важно уметь плавать - известно каждому. Но плавание имеет не
только утилитарное значение. Существует большое количество профессий,
связанных с работой в воде и на воде: моряки и речники, водолазы,
сплавщики леса, геологи, строители мостов, исследователи морских глубин,
нефтедобытчики на прибрежном шельфе, гидрологи, рыбаки, спасатели и др. Для
этих спцмалистов умение плавать является неотъемлемой частью
профессианальной подготовки.
Туризм имеет большое образовательное и прикладное значение. Умение
ориентироваться на местности с картой и компасом, по природным ориентирам и
местным предметам, по народным приметам имеет большое значение в военном
деле и труде многих специалистов. Особенно важно это для геологов,
землеустроителей, зоотехников, чабанов, охотников, строителей отдаленных
объектов и др. Ловкость, физическая выносливость, воспитыемые
туристическими походами, находят применение практически всюду. Если к этому
добавить, что туризм является незаменимым средством активного отдыха людей
напряженного умственного труда, то будет понятно его прикладное значение.
Спортивные игры. В ходе занитий спортивными играми воспитываются
оптимальные двигательные реакции на различные раздрожители – световые,
звуковые, тактильные (чувствительные) и др. Это имеет большое значение в
приспособлении человека к работе на современных машинах и механизмах, так
как новая техника предъявляет высокие требования к быстроте реакции и
точности движений специалистов, обслуживающих эту технику. Эти качества
необхадимы в работе операторов вычислительных машин и пультов АСУ, рабочих
у станков с программным управлением, водителей различных транспортных
средств и других профессий, где требуется повышенная быстрота ответных
реакций на внезапное появление объекта, срочность выбора и принятия
решений. Для воспитания этих качеств и являются наиболее полезными
спортивные и подвижные игры, различные виды спортивных единоборств.
Специально-прикладные виды спорта. Кроме перечисленных видов для ряда
профессий существуют специальные прикладные виды спорта. Они помогают
развивать профессианальные навыки и приемы работы в специфических условиях,
в характерной для данной профессии экипировке пожарным, водолазам,
гидрологам, мостостроителям, милиционерам, строителям высотникам.
Специально-прикледные виды спорта пока существуют не для всех профессий, но
отдельных упражнений, элементов видов спорта, имеющих непосрественное или
косвенное прикладное применение в данной профессии, достаточно много. При
творческом поиске их могут найти нетолько преподователи физического
воспитания но и сами учащиеся.



Формы организации профессионально-прикладной физической подготовки учащихся


Для решения задач ППФП учащихся и работающих применяются теоритические и
практические занятия.
Теоритические занятия проводятся в форме бесед и самостоятельного изучения
литературных источников. Изучаются условия труда специалистов данной
профессии, требования к их психофизической подготовленности, роль
производственной физкультуры и ППФП в улучшении дееспосбности работающих.
Особое внимание уделяется средствам и методам воспитания психических
свойств и физических качеств, профессионально важных для специалиста.
Практические занятия проводятся в различных формах: специальные учебно-
тренировочные занятия по ППФП; массовые спортивные мероприятия с
профессионально-прикладной целеустановкой; индивидуальные самостоятельные
занятия.
Учебно-тренировочные занятия. На этих занятиях учащимися отрабатываются
умения и навыки, совершенствуются профессионально необхадимые физические
качества.
Массовые спортивные мероприятия. Проводятся с целью нетолько укрепить
физические качества но и развить соревновательный дух. Пофессиональная
направленность отражается в условиях конкурсов, в положении о
соревнованиях. В программу соревнований включают отдельные профессионально-
прикладные виды упражнений и специальные виды спорта.
Индивидуальные самостоятельные занятия учащихся профессионально-прикладными
физическими упражнениями, элементами специально-прикладных видов спорта –
перспективная форма организации ППФП будущих специалистов







Реферат на тему: Влияние физической культуры на организм человека
МОУ средняя школа №115.



РЕФЕРАТ



Влияние физической культуры на

организм человека.



Выполнил:
ученица 11 «А» класса
Советкина И.А.
Проверил:
Левин В.В.



г. Пермь, 2003.
Оглавление:


Введение……………………………………………………………………………3

Классификация основных форм деятельности человека………………………..4
Физическая культура: оздоровительный и профилактический эффект………..5
Отрицательный эффект физических нагрузок…………………………………..9
Заключение………………………………………………………………………..10
Список литературы……………………………………………………………….11



Введение.


В условиях современного мира с появлением устройств, облегчающих
трудовую деятельность (компьютер, техническое оборудование) резко
сократилась двигательная активность людей по сравнению с предыдущими
десятилетиями. Это, в конечном итоге, приводит к снижению функциональных
возможностей человека, а также к различного рода заболеваниям. Сегодня
чисто физический труд не играет существенной роли, его заменяет умственный.
Интеллектуальный труд резко снижает работоспособность организма.
Но и физический труд, характеризуясь повышенной физической нагрузкой,
может в некоторых случаях рассматриваться с отрицательной стороны.
Вообще, недостаток необходимых человеку энергозатрат приводит к
рассогласованию деятельности отдельных систем (мышечной, костной,
дыхательной, сердечно-сосудистой) и организма в целом с окружающей средой,
а также к снижению иммунитета и ухудшению обмена веществ.
В то же время вредны и перегрузки. Поэтому и при умственном, и при
физическом труде необходимо заниматься оздоровительной физической
культурой, укреплять организм.
Физическая культура оказывает оздоровительный и профилактический
эффект, что является чрезвычайно важным, так как на сегодняшний день число
людей с различными заболеваниями постоянно растёт.
Физическая культура должна входить в жизнь человека с раннего возраста
и не покидать её до старости. При этом очень важным является момент выбора
степени нагрузок на организм, здесь нужен индивидуальный подход. Ведь
чрезмерные нагрузки на организм человека как здорового, так и с каким-либо
заболеванием, могут причинить ему вред.
Таким образом, физическая культура, первостепенной задачей которой
является сохранение и укрепление здоровья, должна быть неотъемлемой частью
жизни каждого человека.



Классификация основных форм деятельности

человека.


Характер и организация трудовой деятельности человека оказывают
существенное влияние на изменение функционального состояния организма
человека. Многообразные формы трудовой деятельности делятся на физический и
умственный труд.
Физический труд характеризуется в первую очередь повышенной нагрузкой
на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы (сердечно-
сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.), обеспечивающие его
деятельность. Физический труд, развивая мышечную систему и стимулируя
обменные процессы, в то же время имеет ряд отрицательных последствий.
Прежде всего это социальная неэффективность физического труда, связанная с
низкой его производительностью, необходимостью высокого напряжения
физических сил и потребностью в длительном – до 50% рабочего времени –
отдыхе.
Формы труда, требующие значительной мышечной активности, имеют место
при отсутствии механизации и характеризуются повышенными энергетическими
затратами. В условиях механизированного производства наблюдается уменьшение
объёма мышечной деятельности. При этом снижается возбудимость анализаторов,
рассеивается внимание, снижается скорость реакций и быстро наступает
утомление.
Но в современном мире чисто физический труд не играет существенной
роли. Существуют формы труда, связанные с автоматическим производством,
дистанционным управлением, требующие минимальных физических нагрузок. Кроме
того, сегодня широко распространяется интеллектуальный труд.
Умственный труд требует от человека напряжение сенсорного аппарата,
внимания, памяти, активизации процессов мышления. Для данного вида труда
характерна гипокинезия, то есть значительное снижение двигательной
активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и
повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является одним из условий
формирования сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда.
Длительная умственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психическую
деятельность.
Высокая работоспособность и жизнедеятельность организма поддерживается
рациональным чередованием периодов работы и отдыха, в который должны
входить занятия физической культурой.



Физическая культура: оздоровительный и

профилактический эффект.

Оздоровительный и профилактический эффект физической культуры
неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций
опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. Учение Р.
Могендовича о моторно-висцеральных рефлексах показало взаимосвязь
деятельности двигательного аппарата, скелетных мышц и вегетативных органов.
В результате недостаточной двигательной активности в организме человека
нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закреплённые в
процессе тяжёлого физического труда, что приводит к расстройству регуляции
деятельности сердечно-сосудистой и других систем, нарушению обмена веществ
и развитию дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.).
Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения
здоровья необходима определённая «доза» двигательной активности. В этой
связи возникает вопрос о так называемой привычной двигательной активности,
т.е. деятельности, выполняемой в процессе повседневного профессионального
труда и в быту. Наиболее адекватным выражением количества произведённой
мышечной работы является величина энергозатрат. Минимальная величина
суточных энергозатрат, необходимых для нормальной жизнедеятельности
организма, составляет 12 – 16 МДж (в зависимости от возраста, пола и массы
тела), что соответствует 2880 – 3840 ккал. Из них на мышечную деятельность
должно расходоваться не менее 5 – 9 МДж (1200 – 1900 ккал); остальные
энергозатраты поддерживают жизнедеятельность организма в состоянии покоя,
нормальную деятельность систем дыхания и кровообращения, сопротивляемость
организма.
В экономически развитых странах за последние 100 лет удельный вес
мышечной работы как генератора энергии, используемой человеком, сократился
почти в 200 раз, что привело к снижению энергозатрат на мышечную
деятельность в среднем до 3,5 МДж. Дефицит энергозатрат, необходимых для
нормальной жизнедеятельности организма, составил, таким образом, 2 – 3 МДж
(500 – 750 ккал) в сутки. Интенсивность труда в условиях современного
производства не превышает 2 – 3 ккал/мин, что в 3 раза ниже пороговой
величины (7,5 ккал/мин), обеспечивающей оздоровительный и профилактический
эффект. В связи с этим для компенсации недостатка энергозатрат в процессе
трудовой деятельности современному человеку необходимо выполнять физические
упражнения с расходом энергии не менее 350 – 500 ккал в сутки (или 2000 –
3000 ккал в неделю).
По данным Беккера, в настоящее время только 20% населения экономически
развитых стран занимаются достаточно интенсивной физической тренировкой,
обеспечивающей необходимый минимум энергозатрат, у остальных 80% суточный
расход энергии значительно ниже уровня, необходимого для поддержания
стабильного здоровья.
Резкое ограничение двигательной активности в последние десятилетия
привело к снижению функциональных возможностей людей среднего возраста,
поэтому так важны занятия физической культуры с раннего возраста и в
подростковый период.
Таким образом, у большей части современного населения экономически
развитых стран возникла реальная опасность развития гипокинезии, т.е.
значительного снижения двигательной активности человека, приводящего к
ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения.
Синдром, или гипокинетическая болезнь, представляет собой комплекс
функциональных и органических изменений и болезненных симптомов,
развивающихся в результате рассогласования деятельности отдельных систем и
организмов в целом с внешней средой. В основе патогенеза этого состояния
лежат нарушения энергетического и пластического обмена (прежде всего в
мышечной системе).
Механизм защитного действия интенсивных физических упражнений заложен в
генетическом коде человеческого организма. Скелетные мышцы в среднем
составляющая 40% массы тела (у мужчин), генетически запрограммированы
природой на тяжёлую физическую работу. «Двигательная активность принадлежит
числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма
и состояние его костной мышечной и сердечно-сосудистой систем», - писал
академик В. В. Парин (1969). Мышцы человека являются мощным генератором
энергии. Они посылают сильный поток нервных импульсов для поддержания
оптимального тонуса ЦНС, облегчают движение венозной крови по сосудам к
сердцу («мышечный насос»), создают необходимое напряжение для нормального
функционирования двигательного аппарата. Согласно «энергетическому правилу
скелетных мышц» И. А. Аршавского, энергетический потенциал организма и
функциональное состояние всех органов и систем зависит от характера
деятельности скелетных мышц. Чем интенсивнее двигательная активность в
границах оптимальной зоны, тем полнее реализуется генетическая программа и
увеличивается энергетический потенциал, функциональные ресурсы организмов и
продолжительность жизни.
Различают общий и специальный эффекты физических упражнений, а также
есть их опосредованное влияние на факторы риска.
Общий эффект физической тренировки заключается в расходе энергии, прямо
пропорционально длительности и интенсивности мышечной деятельности, что
позволяет компенсировать дефицит энергозатрат. Большое значение имеет также
повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов
внешней среды: стрессовых ситуаций, высоких и низких температур, радиации,
травм и д.р. В результате повышения не специфического иммунитета повышается
и устойчивость к простудным заболеваниям.
Специальный эффект оздоровительной тренировки связан с повышением
функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы. Он заключается в
экономизации работы сердца в состоянии покоя и повышении резервных
возможностей аппарата кровообращения при мышечной деятельности. Один из
важнейших эффектов физической тренировки – урежение частоты сердечных
сокращений (ЧСС) в покое (брадикардия) как проявления экономизации
сердечной деятельности и более низкой потребности миокарда в кислороде.
Увеличение продолжительности фазы диастолы (расслабления) обеспечивает
больший кровоток и лучшее снабжение сердечной мышцы кислородом. У лиц с
брадикардией случаи заболевания ИБС (ишемическая болезнь сердца)
значительно реже, чем у людей с частым пульсом.
С ростом уровня тренированности потребность миокарда в кислороде
снижается как в состоянии покоя, так и при субмаксимальных нагрузках, что
свидетельствует об экономизации сердечной деятельности. Это обстоятельство
является физиологическим обоснованием необходимости адекватной физической
тренировки для больных ИБС, так, по мере роста тренированности и снижения
потребности миокарда в кислороде повышается уровень пороговой нагрузки,
которую испытуемый может выполнить без угрозы ишемии миокарда и приступа
стенокардии (грудная жаба – наиболее распространённая форма ИБС,
характеризующаяся приступами сжимающих загрудных болей). Наиболее выражено
повышение резервных возможностей аппарата кровообращения при напряжённой
мышечной деятельности: увеличение максимальной ЧСС, систолического и
минутного объёма крови, артерио-венозной разницы по кислороду, снижение
общего периферического сосудистого сопротивления (ОПСС), что облегчает
механическую работу сердца и увеличивает его производительность.
Оценка функциональных резервов кровообращения при предельных физических
нагрузках у лиц с различным уровнем физического состояния (УФС) показывает:
люди со средним УФС (и ниже среднего) обладают минимальными функциональными
возможностями, граничащими с патологией. Напротив, хорошо тренированные
физкультурники с высоким УФС по всем параметрам соответствуют критериям
физиологического здоровья, их физическая работоспособность достигает
оптимальных величин или же превышает их.
Адаптация периферического звена кровообращения сводится к увеличению
мышечного кровотока при предельных нагрузках (максимально в 100 раз)
артерио-венозной разницы по кислороду, плотности капиллярного русла в
работающих мышцах, росту концентрации миоглобина и повышению активности
окислительных ферментов. Защитную роль в профилактике сердечно-сосудистых
заболеваний играет также повышение фибринолитической активности крови при
оздоровительной тренировке (максимум в 6 раз). В результате повышается
устойчивость организма к стрессовым воздействиям. Помимо выраженного
увеличения резервных возможностей организма под влиянием оздоровительной
тренировки чрезвычайно важен также её профилактический эффект, связанный с
опосредованным влиянием на факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний. С
ростом тренированности (по мере повышения уровня физической
работоспособности) наблюдается отчётливое снижение всех основных факторов
риска, содержания холестерина в крови, артериального давления и массы тела.
Б. А. Пирогова (1985) в своих наблюдениях показала: по мере роста УФС
содержание холестерина в крови снизилось с 280 до 210 мг, а триглицеридов
со 168 до 150 мг %. Следует особо сказать о влиянии занятий оздоровительной
физической культурой на стареющий организм.
Физическая культура является основным средством, задерживающим
возрастное ухудшение физических качеств и снижение адаптационных
способностей организма в целом и сердечно-сосудистой системы в частности,
неизбежных в процессе инволюции. Возрастные изменения отражаются как на
деятельности сердца, так и на состоянии периферических сосудов. С возрастом
существенно снижается способность сердца к максимальным напряжениям, что
проявляется в возрастном уменьшении максимальной частоты сердечных
сокращений (хотя ЧСС в покое изменяется незначительно). С возрастом
функциональные возможности сердца снижаются даже при отсутствии клинических
признаков ИБС. Так, ударный объём сердца в покое в возрасте 25 лет к 85
годам уменьшается на 30%, развивается гипертрофия миокарда. Минутный объём
крови в покое за указанный период уменьшается в среднем на 55 – 60%.
Возрастное ограничение способности организма к увеличению ударного объёма и
ЧСС при максимальных усилиях приводит к тому, что минутный объём крови при
предельных нагрузках в возрасте 65 лет на 25 – 30% меньше, чем в возрасте
25 лет. С возрастом также происходят изменения в сосудистой системе,
снижается эластичность крупных артерий, повышается общее периферическое
сосудистое сопротивление. В результате, к 60 – 70 годам систолическое
давление повышается на 10 – 40 мм рт. ст. Все эти изменения в системе
кровообращения, снижение производительности сердца влекут за собой
выраженное уменьшение максимальных аэробных возможностей организма,
снижение уровня работоспособности и выносливости.
С возрастом ухудшаются и возможности дыхательной системы. Жизненная
ёмкость лёгких (ЖЕЛ) начиная с 35-летнего возраста за год снижается в
среднем на 7,5 мл на 1 м2 поверхности тела. Отмечено также снижение
вентиляционной способности лёгких – уменьшение максимальной вентиляции
лёгких. Хотя эти изменения не лимитируют аэробные возможности организма,
однако они приводят к уменьшению жизненного индекса (отношение ЖЕЛ к массе
тела, выраженное в мл/кг), который может прогнозировать продолжительность
жизни.
Существенно изменяются и обменные процессы: уменьшается толерантность к
глюкозе, повышается содержание общего холестерина и триглицеридов в крови,
это характерно для развития атеросклероза (хроническое сердечно-сосудистое
заболевание), ухудшается состояние опорно-двигательного аппарата:
происходит разрежение костной ткани (остеопороз) вследствие потери солей
кальция. Недостаточная двигательная активность и недостаток кальция в пище
усугубляют эти изменения.
Адекватная физическая тренировка, занятия оздоровительной физической
культурой способны в значительной степени приостановить возрастные
изменения различных функций. В любом возрасте с помощью тренировки можно
повысить аэробные возможности и уровень выносливости – показателей
биологического возраста организма и его жизнеспособности.
Например, у хорошо тренированных бегунов среднего возраста максимально
возможная ЧСС примерно на 10 уд/мин больше, чем у неподготовленных.



Отрицательный эффект физических

нагрузок.

При всей полезности физических упражнений, использование предельных
физических нагрузок, необходимых в большом спорте для достижения «пика»
спортивной формы, нередко приводит к противоположному эффекту – угнетению
иммунитета и повышению восприимчивости к инфекционным заболеваниям.
Аналогичный отрицательный эффект может быть получен и при занятиях
массовой физической культурой с чрезмерным увеличением нагрузки.
Считается, что увеличение ЧСС в покое на 15 уд/мин повышает риск
внезапной смерти от инфаркта на 70%, такая же закономерность наблюдается и
при мышечной деятельности.
Поэтому очень важно при занятиях физическими упражнениями учитывать
уровень физического состояния и подготовленности человека.



Заключение.

Таким образом, оздоровительный эффект занятий массовой физической
культурой связан прежде всего с повышением аэробных возможностей организма,
уровня общей выносливости и трудоспособности.
Повышение физической работоспособности сопровождается профилактическим
эффектом в отношении факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний:
снижением веса тела и жировой массы, содржания холестерина и триглицеридов
в крови, снижением артериального давления и ЧСС.
Кроме того, регулярная физическая тренировка позволяет в значительной
степени задержать возрастных инволюционных изменений физиологических
функций, а также дегенеративных изменений органов и систем.
Выполнение физических упражнений положительно влияет на весь
двигательный аппарат, препятствуя развития дегенеративных изменений,
связанных с возрастом и гиподинамией (нарушение функций организма при
снижении двигательной активности). Повышается минерализация костной ткани и
содержание кальция в организме, что препятствует развитию остеопороза
(дистрофия костной ткани с перестройкой её структуры и разрежением).
Увеличивается приток лимфы к суставным хрящам и межпозвонковым дискам, что
является лучшим средством профилактики артроза и остехондроза (дегенерация
суставных хрящей).
Все эти данные свидетельствуют о неоценимом положительном влиянии
занятий физической культурой на организм человека.
Таким образом, можно говорить о необходимости физических упражнений в
жизни каждого человека. При этом очень важно учитывать состояние здоровья
человека и его уровень физической подготовки для рационального
использования физических возможностей организма, чтобы физические нагрузки
не принесли вреда здоровью.







Новинки рефератов ::

Реферат: Синергетическая картина мира (Философия)


Реферат: Авторитаризм: за и против (Теория государства и права)


Реферат: Влияние гуманитарных наук на становление современного инженера (Психология)


Реферат: Журнальный Стол (Технология)


Реферат: Масляный насос (Транспорт)


Реферат: Методика аудиторской проверки операций с основными средствами (Бухгалтерский учет)


Реферат: Мифология древнего Египта (История)


Реферат: Византийское искусство и культура (Искусство и культура)


Реферат: Кавказский фронт Крымской войны 1853-1856 гг. (История)


Реферат: Македония в 5-3 вв. до н.э. (История)


Реферат: Деньги и денежный рынок (Финансы)


Реферат: Ионоселективные электроды (Химия)


Реферат: Культура России 17 - 18 век. Обмирщение. Расширение культурных связей с Европой (История)


Реферат: Местное самоуправление в зарубежных странах (Право)


Реферат: Недействительные сделки (Гражданское право и процесс)


Реферат: Расчет и анализ показателей объема работы и использования подвижного состава Ж/Д (Статистика)


Реферат: Интеллигенция (А.Ф. Кони) (Исторические личности)


Реферат: Модификация биологически активными системами синтетического полиизопрена (Химия)


Реферат: Генезис и структура символического в структурной киноэстетике Эйзенштейна (Искусство и культура)


Реферат: Анализ организации и ремонтных работ на примере моторного цеха ПАТП-7 (Транспорт)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист