GeoSELECT.ru



Государство и право / Реферат: Восстание крестьян под предводительством Емельяна Пугачева (Государство и право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Восстание крестьян под предводительством Емельяна Пугачева (Государство и право)



Восстание крестьян под предводительством Емельяна Пугачёва.

1. Введение. Россия перед восстанием. Усиление крепостнического гнёта.



Параллельно с расширением прав дворян росло бесправие крестьянства. Как
известно, Екатерина мечтала улучшить положение крестьян. Но логика борьбы
за власть побуждала ее следовать дурным примерам не любимой ею Елизаветы.
Как Елизавета в 1741, так и Екатерина в 1762 г. начала с вознаграждения
участников переворота, раздав им 18 тыс. крестьян. Чрезвычайно
любвеобильная, она много крестьян раздала своим фаворитам, один Потемкин
имел до 200 тыс. крестьян. Всего же Екатерина раздала дворянам 800 тыс.
государственных крестьян, что резко ухудшало их положение. Если при Б.
Хмельницком крепостное право в Левобережье почти исчезло, то позже оно
постепенно возрождается, а в 1783 г. Екатерина запретила переход крестьян
на Украине. В 1765 г. она разрешила дворянам по своему усмотрению, без
суда, отправлять крестьян за "предерзостное состояние" на каторжные работы.
В 1767 г. был установлен многоступенчатый порядок подачи жалоб на
помещиков, за подачу жалоб в центр назначались жестокие наказания. А
поскольку местная власть обычно была в сговоре с помещиком, жаловаться
стало опасно. Даже известная изуверством Салтычиха много лет оставалась
безнаказанной, совершая убийства десятков крепостных. А повседневные
жестокости помещиков вообще не наказывались, т. к. считались нормой. Рост
оброка, барщина, доходившая местами до 6 дней в неделю, жестокость господ,
вмешательство в семейную жизнь, торговля людьми — все это говорило о том,
что именно при гуманной Екатерине крепостное право имело явные черты
рабства. Восстание вспыхнуло совсем не случайно.

2. Основная часть. Крестьянское восстание под предводительством Е.И.
Пугачёва.


2.1 Емельян Иванович Пугачёв.



Емельян Иванович Пугачёв (1742— 1775) был родом из простых донских
казаков станицы Зимовейской на Дону. Юношей он помогал отцу обрабатывать
пашню. Затем в составе казачьего отряда участвовал в Семилетней войне с
Пруссией, а позже в русско-турецкой войне 1768- 1774 гг., где приобрел
богатый боевой опыт. Особенно хорошо он знал артиллерийское дело. В армии
за провинность бит плетью, за храбрость повышен в чин хорунжего. Заболев,
просился в отставку. Не получив ее, бежал и стал бродяжничать.

Сбежавши из армии, Пугачев испытал немало превратностей судьбы, его
неоднократно арестовывали, он бежал и скрывался. Иногда с помощью охраны –
«слово знал». По его словам, "всю землю ногами исходил". Выдавал себя то за
купца, то за старообрядца, страдающего за веру. Пугачев решил выдать себя
за чудесно спасшегося императора Петра III. Он говорил: «Не мог я вытерпеть
притеснения народного, во всей России чернь бедная терпит великие обиды и
разорения». В Беларуси, среди раскольников, он слышит вести о «Петре III»
(одном из самозванцев, появившемся тогда), о восстании на Яике. Солдат
Логачев, видевший Петра III, сказал Пугачеву, что они похожи. Так наступил
звездный час Пугачева.


Смелый, умный и обладавший немалыми авантюристическими наклонностями,
Пугачёв решил выдать себя за «чудесно спасшегося» императора Петра III.



2. Начало восстания.



Волнения нарастали уже давно: на Урале, под Калугой, в Карелии, в Москве
(Чумной бунт 1771 г.). Но, как и 100 лет назад, главный очаг восстания
возник на казачьем Юге.


Правительство в 60-е гг. ХVIII в. ввело монополию государства на ловлю
рыбы и добычу соли на Яике. Эти жизненно важные для казачества промыслы
брали на откуп казацкие старшины и допускали при этом немалые
злоупотребления. То же имело место с продажей вина, таможенными пошлинами.
Казаки непрерывно жаловались в Петербург. Оттуда шлют одну за другой
следственные комиссии, но они становятся на сторону богатых казаков.


В конце 1771 г. на Яик прибывает очередная комиссия. Возглавляет ее
генерал-майор Траубенберг, задача которого состояла в том, чтобы привести
казаков к послушанию. Начались допросы и аресты. В январе 1772 г. в ответ
на действия Траубенберга (расстрел из пушек казаков более 100 были убиты,
многие ранены) поднялось восстание. Казаки разгромили отряд карателей,
убили генерала, атамана, некоторых старшин, разгромили дома ненавистных
лиц, уничтожили документы следственной комиссии.


Власти в конце мая выслали в Яицкий городок войско во главе с генералом
Фрейманом. В июне он вступил в Яицкий городок. 85 наиболее активных
повстанцев наказали и сослали в Сибирь, на остальных наложили огромный
штраф. Ликвидировали войсковой круг, войсковую канцелярию центр управления
Яицким войском. В домах казаков разместили солдат.


Казаки притихли, но не смирились. В следующем году они поднимаются под
знаменем «императора Петра II Федоровича». В народе стойко держалось
представление о Петре III како народном заступнике. О нем часто вспоминали,
надеялись на его возвращение к власти (ходили слухи, что он не погиб, а
спасся, скрывается до поры до времени). Таинственная смерть императора
вызвала появление под его именем многих самозванцев, причем не только в
России, но и в других странах, даже в Индии

В 1771 г. на р. Яик (Урал) вспыхнуло восстание казаков, возмущенных
ограничением их старинных вольностей. Восстание было жестоко подавлено,
казаков вовсе лишили самоуправления. Волнения среди них продолжались, и в
1773 г. на Яике появился "император Петр III”. Новая вспышка самозванства
не была случайна, Петр III был в народе популярен. Староверы были ему
благодарны за прекращение гонений. Многие считали, что дворяне убили его за
попытку вслед за вольностью дворянской объявить крестьянскую вольность. А
слишком быстрые похороны Петра III вызвали слухи, что дворяне по ошибке
убили "не того", а сам царь бежал. В разное время появилось около 40
Лжепетров. Самый известный из них — Емельян Пугачев. Он отправился на
беспокойный Яик. Ему мешала полная неграмотность, но грамотный казак
Почиталин помог ему сочинить первый "Указ":
"Самодержавнаго амператора Петра Федаровича и прочая. Во имянном моем
указе изображено Яицкому войску: когда вы устоити за свое отечество, и не
истечет ваша слава казачья. Будити мною жалованы: казаки и калмыки и
татары. Во всех винах прощаю и жаловаю я вас: рякою с вершин и до устья и
землею и травами, и денежным жалованьям, и свиньцом, и порахам, ихлебным
правиянтом".
В ночь на 15 сентября 1773 г. Пугачев вошел в казачий круг из 60 человек
со словами: "Я точно государь. Я знаю, что вы обижены, а напротив, бог
вручает мне царство по-прежнему, то я намерен вашу вольность восстановить".


Почиталин прочел "Указ" — "образец народного красноречия", по словам
Пушкина. Он убедил казаков, и они разошлись, чтобы поднять на бунт
товарищей.


Яицкие казаки, участники восстания 1772 г., охотно откликнулись на его
призыв, пошли за ним, хотя многие знали, что он простой казак. В нем
привлекало то, что новоявленный «император» обещал восстановить утерянные
ими вольности.


В сентябре 1773 г. Пугачев появился у Бударинского форпоста, в 5 верстах
от Яицкого городка. Высланные против него отряды переходят на его сторону.
Под его знамёна отовсюду стекались крестьяне, казаки, башкиры, татары,
калмыки. 19 сентября у Пугачева уже 400 казаков. Крепости на Яике одна за
другой сдаются почти без боя. Казаки и солдаты присягают "царю", офицеры
пытаются сопротивляться, и Пугачев их вешает, хотя они виновны лишь в
верности присяге.


Войско самозванца, которое непрерывно увеличивалось, разбили на сотни и
десятки, приняли присягу, выбрали командиров. Форпосты и крепости чаще
всего сдавались без боя, их гарнизоны увеличивали ряды восставших. Пугачев
выступает в Илек, штурмом берет Татищеву крепость, захватывает большие
запасы амуниции и продовольствия, пушки и казну.


Пугачев подступил к Оренбургу и начал его осаду. 5 октября 2,5 тыс.
повстанцев осадили Оренбург. К ним присоединились 2 тыс. башкир во главе с
Салаватом Юлаевым. Начались штурмы, вылазки из города, сражения под его
стенами. Повстанцы не раз наносили поражения военным отрядам, высылавшимся
из города. Однажды во время штурма они ворвались на оренбургский вал.

Лагерь восставших расположился под Оренбургом в Бердской слободе. Здесь
Пугачев и его сообщники создают Военную коллегию высший орган власти и
управления всеми военными и гражданскими делами. Пугачевские манифесты,
призывы к расправам с дворянами и чиновниками, обещания земли и воли,
равенства народов и вер всколыхнули огромные массы людей, русских и
нерусских. Откликаясь на пугачевские призывы, многие тысячи людей шли в
войско под Оренбург, собирались в отряды, действовавшие в Башкирии и
Поволжье, Приуралье и Зауралье.
Власти сначала недооценили опасность мятежа, потом впали в панику. Их
"разъяснения" к народу о самозванстве "царя", написанные грамотным, но
невразумительным канцелярским языком, не убеждали людей. Войско самозванца
одну за другой брало крепости на границе со степью. Офицеры и те, кто не
признавал «императора», предавались жестокому истреблению. Район восстания
быстро расширялся. Тогда-то власти забили тревогу. Против Пугачева
двинулись войска.

Об «оренбургских замешательствах» узнают в Петербурге. Власти собирают
полки и направляют их к Оренбургу. Главнокомандующим императрица назначает
генерала В. А. Кара. Он шел к осажденному Оренбургу с северо-запада. С
востока, от Верхнеозерной крепости, приближался бригадир Корф. Сибирскому
коменданту полковнику П. М. Чернышеву приказали взять Татищеву крепость,
чтобы не дать Пугачеву возможности к отступлению и бегству. Командующий
сибирскими войсками де Колонг стоял у Орска. Пугачев выслал навстречу Кару
казаков во главе с атаманами А. А. Ончинниковым и И.Н. Зарубиным-Чикой.


В трехдневном сражении они разгромили войско Кара, часть солдат которого
перешла к восставшим. Генерал бежал с поля боя. Через несколько дней то же
произошло с отрядом Чернышева. Екатерина I назначает вместо Кара нового
главнокомандующего генерал-аншефа А. И. Бибикова, опытного военного
инженера и артиллериста. Человек умный и способный, он понимал, что сила
Пугачева в поддержке народа («не Пугачев важен, важно всеобщее
негодование»).


Самозванец посылает в разные стороны своих помощников, полковников и
атаманов. Восстание охватывает все большую территорию - Южный и Средний
Урал, Западную Сибирь, Башкирию, Поволжье, Дон. На Урале восстали почти 60
заводов, их работные люди присылали Пугачеву пушки и припасы к ним,
вступали в отряды. Отряд И. Арапова занял Бузулук и Самару. Отряд Ф. И.
Дербетева захватил Ставрополь на Волге. Повстанцы Салавата Юлаева заняли
Стерлитамакскую пристань, затем приступили к Уфе. Туда вскоре подошел по
приказу Пугачева Чика-Зарубин. Он получает от «Петра Федоровича» титул
«графа Чернышева» осуществляет управление всеми делами, военными и
гражданскими, в Башкирии.


Отряды повстанцев занимают Сарапул, Красноуфимск, осаждают Кунгур.
Грязнов ведет бои под Челябинском, вынуждает де Колонга отступить. Затем
восставшие захватили город. И. Н. Велобородов, уральский рабочий, действует
с отрядом в районе Екатеринбурга, занимает немало крепостей и заводов. В
Западной Сибири восставшие захватывают Курган, осаждают Шадринскидолматов
монастырь. Казахи нападают на пограничные крепости и части сибирского
корпуса де-Колонга.


Но вскоре властям удалось переломить положение. Бибиков переходит в
наступление. Отряды самозванца терпят поражение, от них освобождаются
захваченные ранее города (Самара, Заинск, Мензелинск).


В Татищевой крепости состоялось генеральное сражение между силами
Пугачева и войском генерала Голицына. Во время боя, продолжавшегося
несколько часов, восставшие потеряли более тысячи убитыми.


Но почти полугодовая осада не дает результатов. Высланные на подавление
восстания воинские части дважды потерпели поражение. Враги удивлялись тому
мужеству, с которым сражались пугачевцы против регулярных войск. Ведь у
немногих повстанцев было огнестрельное оружие. Большинство имело
самодельные пики, крестьяне приходили к Пугачеву с топорами, вилами,
косами, дубьем. Работные люди и приписные крестьяне уральских заводов
отправляли в стан Пугачева пушки, ядра и другое вооружение. В Оренбургском
крае, на Урале, в Башкирии действовали большие отряды сподвижников Е. И.
Пугачева — И. Н. Зарубина-Чики, И. Н. Белобородова и др.

Зимой Пугачев нанес поражение нескольким частям, шедшим на выручку
Оренбурга. Части были невелики (шла война с Турцией). Войско Пугачева к
весне выросло до 50 тыс. Он разделил войско на полки, сотни и десятки во
главе с полковниками, есаулами и хорунжими. Пугачев создал "Военную
коллегию", завел артиллерию. Но ружей было мало, подходившие к нему
крестьяне вооружались вилами и топорами.


Екатерина назначила командующим генерала Бибикова, в марте 1774 г. он
разбил повстанцев у крепости Татищевой. Пугачев отступил от Оренбурга и
снова был разбит. Власти торжествовали победу, но Бибиков умер, а Пугачев,
бросив пушки, с остатками войск ушел в горы Урала. Там и в Башкирии он
вновь собрал 20 тыс. человек. Среди них было много работных людей и башкир.
Пугачев двинулся на запад и 12 июля взял Казань.


После этого поражения Пугачев выводит оставшиеся силы из-под Оренбурга.
Но под Самарским городком Голицын снова разбивает восставших. Весной 1774
г. повстанцы понесли тяжелые поражения. Пугачев из Оренбургского края ушел
на Урал. Здесь к нему примкнули новые отряды восставших. Его армия опять
стала грозной силой. Многие заводы с их населением присягнули Пугачеву. Еще
шире развернулось движение в Башкирии, где во главе восставших сражались
Кинзя Арсланов и юный Салават Юлаев, бесстрашный воин и талантливый поэт.
Пугачеву сдалась крепость Магнитная, он занял Ижевский и Воткинский заводы.
Всюду вершилась расправа над верными правительству людьми и устанавливалась
власть на основе казачьего самоуправления.


Главная армия восставших перестает существовать, многие сподвижники
самозванца погибают или попадают в плен. Одновременно Михельсон разгромил
войско Зарубина под Уфой. Войска генерала Мансурова освободили от осады
Яицкий городок.



Окончание восстания. Пугачев с 1—2 тысячами человек переправился через
Волгу и пошел на запад. Он намеревался идти на Москву, но, быстро поняв
бесперспективность подобных действий, повернул на юг. Выход самозванца на
Правобережье


Волги развязало стихию мощного движения в этом районе с его густым
населением и большим числом крепостных крестьян. десятки тысяч крестьян и
других зависимых людей поднимаются на восстание, организуются
многочисленные отряды, вливаются в главное войско Пугачева. Население этих
мест громит помещичьи имения, расправляется с дворянами, чиновниками.
Пугачевские манифесты, которые А. С. Пушкин назвал удивительным образцом
народного красноречия», четко и недвусмысленно формулируют взгляды и
требования восставших — освобождение от крепостной неволи, наделение
крестьян землей и правами, уничтожение дворян. Но одновременно усиливается
стихийность, неорганизованность движения.


Повстанческая армия Пугачева стремительно двигалась на юг по правому
берегу Волги. Ее безостановочно преследовали правительственные войска.
Пугачев занял Пензу, Саратов. другие города захватывали местные отряды.
дворяне бегут в Москву и другие города. Но отряды повстанцев терпят
поражение один за другим.


Пугачев начал осаду Царицына, но подошел корпус Михельсона, и самозванец
отступил к юго-востоку. Вскоре, в конце августа 1774 г., у Сальникова
завода состоялось последнее сражение. Пугачев терпит окончательное
поражение. Сам предводитель с небольшой группой людей переправился на левый
берег Волги. Здесь, после скитаний по степям его схватили сподвижники
казаки. В сентябре 1774 г. Пугачева привезли в Бударинский форпост, где год
назад он начал восстание. 10 января 1775 г. Пугачева и его соратников
казнили в Москве на Болотной площади.


3. Пугачёв на Волге. Поражение восстания.


Самозванец ушел из-под Оренбурга в Башкирию и на Южный Урал. Здесь
действовали повстанческие отряды Юлаева и другие, состоявшие из башкир,
русских, татар. Отряд Пугачева появляется в этих местах, захватывает
несколько заводов. Затем занимает Троицкую крепость. Но здесь же терпит
поражение от де-Колонга. Пугачев идет к Златоусту. В его окрестностях
действовал отряд Юлаева. В мае 1774 г. он несколько раз вступает в
сражение с войском Михельсона, но терпит поражение. Оба предводителя
восставших объединяют свои силы, идут на запад к Волге. Пугачев спешит к
Казани, занимает селения и заводы. 11 июля его 20-тысячное войско подошло
к городу. На следующий день повстанцы ворвались в Казань. Население города
и войска укрылись в цитадели (крепости). К вечеру к городу подошло войско
Михельсона. В завязавшемся сражении обе стороны понесли тяжелые потери. 13
июня Михельсон, несмотря на противодействие самозванца, вступает в город.
Через день повстанцы снова штурмуют Казань. Введя в сражение последний
резерв конницу, Михельсон одержал победу, повстанцы потеряли много тысяч
убитыми и пленными, остальные разбежались по домам.


Из Приуралья армия самозванца, теснимая войсками, направилась к Волге.
В июле 1774 г. она атаковала Казань. Город (кроме кремля) был взят.


Правительственные войска поспешили под Казань. Здесь Пугачеву было
нанесено жестокое поражение. С отрядом в несколько сот человек вождь
повстанцев переправился на правый берег Волги и вступил на территорию, где
большинство населения составляли крепостные, а также государственные
крестьяне из татар, чувашей, марийцев и мордвы. Июль и август 1774 г. стали
самыми тяжелыми месяцами для правительства и дворянства. Восстание охватило
сотни селений, пылали помещичьи усадьбы. Опять вокруг Пугачева собралось
множество повстанцев. К лету 1774 г. относятся самые выразительные указы
самозванца. В одном из них говорилось:



Всех, находившихся прежде в крестьянстве и в подданстве помещиков…
награждаем... вольностию и свободою и вечно казаками, не требуя рекрутских
наборов, подушных и протчих денежных податей, владением землями лесными и
сенокосными угодьями... без оброку; и освобождаем всех от прежде чинимых от
злодеев и... мздоимцев-судей крестьяном и всему народу налагаемых податей и
отягощенцев... Кои прежде были дворяне... — оных противников нашей власти и
возмутителей империи и разорителей крестьян, ловить, казнить и вешать..,
так, как они... чинили с вами. По истреблении которых противников и злодеев-
дворян, всякой может восчувствовать тишину и спокойную жизнь, коя до века
продолжатца будет.

Здесь к нему тысячами примыкали крестьяне, убивая своих помещиков, часто
целыми семьями. Не зря Пушкин писал про "русский бунт, бессмысленный и
беспощадный" (но то же можно сказать про Жакерию, Тайлера и т.д.). Дворяне
спасались бегством, двор готовился бежать в Ригу. Но Пугачев не пошел на
Москву, двинулся на юг по Волге.



В манифесте 13 июля он жаловал крестьян "вольностью и вечно казаками, не
требуя рекрутских наборов и податей. Кои прежде были дворяне, оных казнить
и вешать, как они, не имея в себе христианства, чинили с вами. По
истреблении которых всякой может восчувствовать тишину, коя до века будет".
Отряды крестьян, не связанные с Пугачевым и между собой, все же задерживали
царские войска. Пугачев взял Алатырь, Пензу, Саратов, но не смог взять
Царицын. Далее самозванец повёл своё войско на юг, направляясь в донские
степи.


Следом шли правительственные войска. Близ Черного Яра на Волге произошло
кровопролитное сражение. 15 июля под Казанью майор Михельсон разбил
Пугачева. Потеряв 2 тыс. убитыми, 10 тыс. пленными, Пугачев с отрядом всего
в 500 человек бежал на правый берег Волги. Но среди его окружения возник
заговор. Казаки схватили Пугачева. Однако, как писал Пушкин, "Пугачев
бежал, но бегство его казалось нашествием".


Пугачев с 1—2 тысячами человек переправился через Волгу и пошел на запад.
Он намеревался идти на Москву, но, быстро поняв бесперспективность подобных
действий, повернул на юг. Выход самозванца на Правобережье Волги развязало
стихию мощного движения в этом районе с его густым населением и большим
числом крепостных крестьян. десятки тысяч крестьян и других зависимых людей
поднимаются на восстание, организуются многочисленные отряды, вливаются в
главное войско Пугачева. Население этих мест громит помещичьи имения,
расправляется с дворянами, чиновниками. Пугачевские манифесты, которые А.
С. Пушкин назвал удивительным образцом народного красноречия», четко и
недвусмысленно формулируют взгляды и требования восставших — освобождение
от крепостной неволи, наделение крестьян землей и правами, уничтожение
дворян. Но одновременно усиливается стихийность, неорганизованность
движения.


Повстанческая армия Пугачева стремительно двигалась на юг по правому
берегу Волги. Ее безостановочно преследовали правительственные войска.
Пугачев занял Пензу, Саратов. другие города захватывали местные отряды.
дворяне бегут в Москву и другие города. Но отряды повстанцев терпят
поражение один за другим.


[pic]


Пугачев начал осаду Царицына, но подошел корпус Михельсона, и самозванец
отступил к юго-востоку. Вскоре, в конце августа 1774 г., у Сальникова
завода состоялось последнее сражение. Пугачев терпит окончательное
поражение. Сам предводитель с небольшой группой людей переправился на левый
берег Волги. Здесь, после скитаний по степям его схватили сподвижники
казаки. В сентябре 1774 г. Пугачева привезли в Бударинский форпост, где год
назад он начал восстание.


Закованного в кандалы Е. И. Пугачева посадили в железную клетку и
привезли в Москву. Он выдержал жестокие пытки и допросы. Холодным ветреным
днем 10 января 1775 г. его и других предводителей восстания казнили на
Болотной площади.


Разрозненные крестьянские выступления продолжались в конце 1774 — начале
1775 г. Но было ясно, что крестьянская война потерпела поражение. Подавлена
она была с большой жестокостью.

Царица в манифесте приказала предать мятеж "вечному забвению". Но сами
дворяне не забыли. Они умерили аппетиты. В первые годы после восстания
повинности крестьян уменьшились, а зарплата на заводах Урала выросла вдвое.
Реформы 70—80-х гг. в большой мере были реакцией на восстание.



3. Заключение. Особенности восстания.

Особенности восстания. Всем крестьянским войнам присущи общие черты, и
вместе с тем каждая из них имела свои особенности. Крестьянская война 1773—
1775 гг. была самой мощной.


Она характеризовалась более высокой степенью организованности восставших.
Они копировали некоторые органы государственного управления России. При
императоре существовали штаб, Военная коллегия с канцелярией. Главное
войско делилось на полки, поддерживалась связь, в том числе посылкой
письменных распоряжений, рапортов и других документов.


Крестьянская война 1773—1775 гг., несмотря на небывалый размах,
представляла собой цепь самостоятельных, ограниченных определенной
местностью (локальных) восстаний. Крестьяне редко покидали пределы своей
деревни, уезда. Крестьянские отряды, да и главное войско Пугачёва по
вооружению, выучке, дисциплине намного уступали правительственной армии.







Реферат на тему: Восточные славяне в древности

План:



Введение………………………………………………………………………………….………...3

1. Историки о великом переселении народов………………………………………….……….4
2. Особенности славянской колонизации. Соседи славян…………………………….………7
3. Феномен славянского этнического единства………………………………………………11
4. Языческая Русь……………………………………………………………………………….13
5. Общественный строй………………………………………………………………………...15

Заключение………………………………………………………………………………………18

Список литературы……………………………………………………………………………..19



Введение



Темой данной контрольной работы является: ”Восточные славяне в
древности ”.


Ее актуальность можно обосновать следующим образом:


во-первых, не существует одной и наиболее полной теории,
которая могла бы объяснить этнические и политические процессы на
рассматриваемой территории,


во-вторых, особенной актуальностью и необъяснимостью в науке
обладает вопрос о причинах, последовательности и окончательных
результатов великого переселения народов.

Относительно структуры данного исследования хотелось бы сказать, что
она будет полностью соответствовать плану, приведенному в методических
указаниях.



1. Историки о великом переселении народов.

Этническая и политическая панорама Восточно-Европейской равнины и
Сибири никогда не была статичной. Ей всегда была присуща динамика. В
особенной степени она проявилась в начале первого тысячелетия нашей эры.
Первые века новой эры стали временем массовых миграций в Евразии,
получивших в историографической традиции название великого переселения
народов. Ряд историков для обозначения этого явления пользуется понятием
"этническая революция".
Этот термин призван подчеркнуть масштаб эмиграционных процессов в
первом тысячелетии и их роль в изменении этнической карты Европы и Азии.
Перемены были колоссальные. С исторической арены было "сведено" немалое
число "старых" прежде влиятельных этносов, были вызваны к жизни "молодые"
народы, закладывавшие своими передвижениями основы этнической и
политической географии Западной и Восточной Европы, значительной части Азии
и Северной Африки. В ходе масштабных перемещений стирались и изменялись
границы прежних племенных ареалов, шло резкое увеличение межплеменных
контактов, смешивались разные этнические компоненты, что приводило к
образованию новых народов.
История многих современных народов берет начало в этой эпохе. Миграция
послужила фоном и главным условием начала этногенеза большинства
европейских наций. Современные историки не слишком расходятся в определении
состава участников великого переселения народов (гуннские, германские,
славянские, аланские и другие племена), в оценке роли их в этом процессе.
А вот в 20-30-х годах задававший тон в советской историографии школе
М.Н. Покровского было свойственно главную роль отводить германским
племенам. Действительно, первая волна великого переселения была связана с
германцами. Во втором - третьем веках через Русскую равнину с севера на юг
- из районов Прибалтики и Дании в Крым, на Балканы и оттуда в Южную Азию -
двинулись германские племена готов. У готского историка Иордана есть
упоминание о мордве, веси, мери, эстах и об онежской чуди, которые вошли в
состав готского царства, созданного вождем готов Германарихом и
простиравшегося на всю Русскую равнину. Под напором гуннов и славян готы
были вытеснены из Причерноморья на запад, приведя в движение и другие
германские племена граничившие с Римской империей.
Германцы в 4-5 веках н. э. основали королевства в бывших римских
провинциях: в Южной Галлии и Испании - вестготы; на юго-западе Германии, в
Эльзасе, большей части Швейцарии - алеманны; на юго-западе Галлии -
бургунды; в Северной Галлии - франки; в Италии - остготы и лангобарды; на
Британских островах - англы, саксы, юты. В результате германского нашествия
рухнула Западная римская империя, и установились государства, на полторы
тысячи лет вперед определившие политическую географию Западной Европы -
Франция, Италия, Испания, Великобритания, Германия.
Путем смешения германцев с кельтами и романизированным населением
сформировались современные европейские этносы - французы, англичане,
испанцы, итальянцы, голландцы и др. В советской исторической литературе 20-
30-х годов великое переселение народов фактически приравнивалось к движению
германских племен и ничего не говорилось о роли славян, тюркских племен,
арабов. Это заведомо ограничивало вскрытие масштабов исторического действия
и не давало ответа на вопрос о значении великого переселения народов для
истории нашей страны.
В дальнейшем эта тема была серьезно углублена советскими
исследователями. Стало очевидным, что в начале первого тысячелетия н.э.
размах славянской цивилизации был не менее значительным, чем у германских
племен. Согласно теории А.А. Шахматова, Л.Н. Гумилева и др., первоначальный
ареал обитания славян находился на довольно ограниченной территории в Южной
Прибалтике, откуда и пошли первые импульсы славянской миграции в 1-2 вв.
нашей эры.
По мнению академика Б.А. Рыбакова, прародиной славян была область от
Эльбы до Днепра. Интенсивное движение позволило славянским племенам за
исторически короткие сроки заселить гигантские пространства от Вислы до
Верхней Волги, от Балтики до Черного и Адриатического морей. Причем, если
многие кочевые и часть германских племен отрывались от своих тылов, что
вело к их гибели в военных столкновениях или быстрому растворению в иных
этнических массах, то славяне - в отличие от них - не оставляли
окончательно своих территорий, а только постоянно расширяли их. Славянская
колонизация носила комбинированный характер: наряду с организованными
военными походами шло мирное заселение новых территорий земледельческими
общинами, ищущими новых пахотных земель. Великое переселение положило
начало истории современных славянских народов, в том числе и русского.
После начальных импульсов переселения славянская единая общность
разделилась на отдельные племена и народы.
При этом единство славянской материальной и духовной культуры на
основе традиций земледельческих общин и свойственных им ведических культов
сохранялось еще довольно долго - вплоть до христианизации славян,
разделившей их по религиозному признаку. Длительное время сохранялся и
единый славянский язык, позволявший, несмотря на диалекты, примерно до 14
века вполне свободно понимать друг друга поляку и болгарину, новгородцу и
жителю Черногории.
В "Повести временных лет" 12 века летописец оставил весьма
показательное замечание: "Словенский язык и русский одно есть". Тем не
менее, после расселения славян на новых местах их языки и культуры стали
постепенно расходится. Причинами тому являлись огромная территория
расселения, естественно-географические барьеры между славянскими племенами,
иноземные вторжения. Не последнюю роль сыграли и контакты с местными
неславянскими племенами, влиявшими на язык и культуру славян. К примеру, на
Балканах в состав славянских общин вливались фракийцы, частично греки,
иллирийцы, пришедшие с Волги Булгары. Между Днепром и Ильменем славяне
активно вступали в контакт с финно-уграми, балтами, тюрками.
Территория Восточной Европы стала плацдармом для перемещений не только
готов, монголоязычных гуннов и славян. В середине первого тысячелетия со
стремлением к политической гегемонии в регионе выступили тюрксие племена -
авры, хазары,булгары. Их движение с востока на запад диктовалось логикой их
кочевого хозяйства и межэтнических столкновений. Тюрки выделялись и в
азиатских миграциях - особенно при заселении Сибири: кыргызы, уйгуры и др.
В результате поглощения южными тюркоязычными переселенцами некоторых
палеоазиатских и тунгусских племен стал формироваться якутский этнос. К
последним миграционным волнам великого переселения ученые относят арабские
завоевания, начавшиеся в 7 веке и охватившие Аравию, Западную и Среднюю
Азию, Северную Африку.
С эпохой великого переселения совпало несколько этапов еврейской
миграции с Ближнего Востока. Рассеивание евреев началось еще до новой эры с
связи с вавилонскими, македонскими, римскими завоеваниями. Походы арабов
вызвали еще несколько волн исхода евреев с их прародины. К концу 8 в.
относятся первые экспедиции норманов как в Западную, так и в Восточную
Европу. В конце 9 века в южнорусские степи ворвались печенеги. В это же
время далекий переход мадьяр с Южного Урала в Европу завершился заселением
ими Панонии, где они ассимилировали местных славян.
В трудах разных историков наблюдается несовпадение при определении
хронологии великого переселения. Марксистская историография начало событий
связывала с движением германцев и относила к 4 веку.
Такой специалист по данной тематике, как Л.Н. Гумилев, первые толчки
массовых миграций уверенно относил к 1 - 2 векам н. э. Налицо и расхождение
в объяснении побудительных причин великого переселения народов.
Школа М.Н. Покровского главным двигателем племенных перемещений
называла потребность в больших пространствах земли, необходимом при
тогдашнем примитивном ведении хозяйства Кроме того выдвигались такие
причины, как разложение у варварских племен первобытнообщинного строя,
формирование крупных племенных союзов, возглавляемых военной аристократией,
стремившейся к обогащению и упрочению власти По логике христианских
богословов в смене этнической картины в Европе после великого переселения с
наглядностью проявилось Божье Провидение: «старые» народы сошли с
исторической арены вместе с завершением ветхозаветных времен. Новая
христианская эра стала временем торжества евангелической проповеди и
жизнеутверждения народов, обратившихся к христианству. Эта позиция не
лишена доли практического смысла. Христианская религия и деятельность
церкви стали факторами определенной стабилизации положения в Европе после
мощной этнической и политической quot;перетряски".



2. Особенности славянской колонизации. Соседи славян.

Нашествием гуннов открывается ряд последовательных азиатских вторжений
в Россию и Европу. Монгольская орда гуннов, постепенно придвигаясь с
востока к Дону, в 375 г. обрушилась на остготов, разгромила готское
королевство и увлекла с собою готские племена в движении на запад. Гонимые
гуннами готы вступили в пределы Римской империи, а гунны, овладев
Черноморьем и, кочуя между Волгой и Дунаем, образовали пространное
государство, в котором соединилось много покоренных ими племен. Позднее, в
V в., гунны продвинулись еще более на запад и основались в нынешней
Венгрии, откуда доходили в своих набегах до Константинополя и до теперешней
Франции. После их знаменитого вождя Аттилы во второй половине V в. сила
гуннов была сломлена междоусобиями в их среде и восстаниями подчиненных им
европейских племен. Гунны были отброшены на восток за Днепр, и самое их
государство исчезло. Но вместо гуннов из Азии в VI в. появилось новое
монгольское племя аваров. Оно заняло те же места, на которых сидели ранее
гунны, и до конца VIII в. держалось в Черноморье и на Венгерской равнине,
угнетая покоренные европейские племена, пока, в свою очередь, его не
истребили германцы и славяне. Падение аварского могущества совершилось так
быстро и решительно, что у славян послужило предметом особой поговорки:
русский летописец, называвший аваров обрами, говорит, что из них в живых не
осталось ни одного, «и есть притча в Руси и до сего дня: погибоша аки
обри». Но обры погибли, а на их месте появились востока еще новые орды все
того же монгольского корня, именно — угров (или венгров) и хазар. Угры
после некоторых передвижений в южной России, заняли нынешнюю Венгрию, а
хазары основали обширное государство от Кавказских гор до Волги и до
среднего Днепра. Однако движение народов с востока не остановилось и после
образования хазарской державы: за хазарами в южно-русских степях появились
новые азиатские народы тюрко-татарского племени; это были печенеги, торки
(тюрки), половцы и позднее всех, татары (в XIII в.).
Так последовательно в продолжение почти целого тысячелетия южные степи
нынешней России были предметом спора прошлых племен: готы сменялись
гуннами, гунны — аварами, авары — уграми и хазарами, хазары — печенегами,
печенеги — половцами, половцы —татарами. Начиная с гуннов, Азия посылала на
Европу одно кочевое племя за другим. Проникая через Урал или Кавказ в
Черноморье, кочевники держались вблизи от Черноморских берегов, в степной
полосе, удобной для кочевья, и не заходили далеко на север, в лесные
пространства нынешней средней России. Леса спасали здесь от окончательного
разгрома пришлых орд постоянное местное население, состоявшее главным
образом из славян и финнов.
Что касается до славян, то древнейшим местом их жительства в Европе
были, по-видимому, северные склоны Карпатских гор, где славяне под именем
венедов, антов и склавен были известны еще в римские, готские и гуннские
времена. Отсюда славяне разошлись в разные стороны: на юг (балканские
славяне), на запад (чехи, моравы, поляки) и на восток (русские славяне).
Восточная ветвь славян пришла на Днепр вероятно еще в VII в. и, постепенно
расселяясь, дошла до озера Ильменя и до верхней Оки. Из русских славян
вблизи Карпат остались хорваты и волыняне (дулебы, бужане). Поляне,
древляне и дреговичи основались на правом берегу Днепра и на его правых
притоках. Северяне, радимичи и вятичи перевалили за Днепр и сели на его
левых притоках, причем вятичи успели продвинуться даже на Оку. Кривичи тоже
вышли из системы Днепра на север, на верховья Волги и Зап. Двины, а их
отрасль словене заняли речную систему озера Ильменя. В своем движении вверх
по Днепру, на северных и северо-восточных окраинах своих новых поселений,
славяне приходили в непосредственную близость с финскими племенами и
постепенно оттесняли их все далее на север и северо-восток. В то же время
на северо-западе соседями славян оказывались литовские племена, понемногу
отступавшие к Балтийскому морю перед напором славянской колонизации. На
восточных же окраинах, со стороны степей, славяне, в свою очередь, много
терпели от кочевых азиатских пришельцев. Как мы уже знаем, славяне особенно
«примучили» обры (авары). Позднее же поляне, северяне, радимичи и вятичи,
жившие восточнее прочих родичей, в большей близости к степям, были покорены
хазарами, можно сказать, вошли в состав хазарской державы. Так определилось
первоначальное соседство русских славян.
Самым диким из всех соседивших со славянами племен было финское племя,
составляющее одну из отраслей монгольской расы. В пределах нынешней России
финны жили с незапамятной поры, подчиняясь воздействию как скифов с
сарматами, так позднее готов, тюрков, литовцев и славян. Делясь на много
маленьких народцев (чудь, весь, емь, эсты, меря, мордва, черемисы, вотяки,
зыряне и многие другие), финны занимали своими редкими поселениями
громадные лесные пространства всего русского севера. Разрозненные и не
имевшие никакого внутреннего устройства слабые финские народцы оставались в
первобытной дикости и простоте, легко поддаваясь всякому вторжению в их
земли. Они быстро подчинялись более культурным пришельцам и
ассимилировались с ними, или же без заметной борьбы уступали им свои земли
и уходили от них на север или восток. Таким образом с постепенным
расселением славян в средней и северной России масса финских земель
переходила к славянам, и в славянское население мирным путем вливался
обруселый финский элемент. Лишь изредка там, где финские жрецы-шаманы (по
старому русскому названию «волхвы» и «кудесники») поднимали свой народ на
борьбу, финны становились против русских. Но эта борьба кончалась
неизменной победой славянства, и начавшееся в VIII—Х вв. обрусение финнов
продолжалось неуклонно и продолжается еще до наших дней. Одновременно со
славянским воздействием на финнов началось сильное воздействие на них со
стороны тюркского народа болгар волжских (названных так в отличие от болгар
дунайских). Пришедшие с низовьев Волги к устьям
Камы кочевые болгары основались здесь и, не ограничиваясь кочевьями,
построили города, в которых началась оживленная торговля. Арабские и
хазарские купцы привозили сюда с юга по Волге свои товары (между прочим,
серебряную утварь, блюда, чаши и проч.); здесь они выменивали их на ценные
меха, доставляемые с севера Камою и верхнею Волгою. Сношения с арабами и
хазарами распространили между болгарами магометанство и некоторую
образованность. Болгарские города (в особенности Болгар или Булгар на самой
Волге) стали очень влиятельными центрами для всей области верхней Волги и
Камы, населенной финскими племенами. Влияние болгарских городов сказывалось
и на русских славянах, торговавших с болгарами, а впоследствии враждовавших
с ними. В политическом отношении волжские болгары не были сильным народом.
Завися первоначально от хазар, они имели, однако, особого хана и многих
подчиненных ему царьков или князей. С падением хазарского царства, болгары
существовали самостоятельно, но много терпели от русских набегов и были
окончательно разорены в XIII в. татарами. Их потомки чуваши представляют
теперь слабое и мало развитое племя.
Литовские племена (литва, жмудь, латыши, пруссы, ятвяги и др.),
составляющие особую ветвь арийского племени, уже в глубокой древности (во
II в. по Р. Хр.) заселяли те места, на которых их позднее застали славяне.
Поселения литовцев занимали бассейны рек Неман и Зап. Двины и от
Балтийского моря доходили до р. Припяти и истоков Днепра и Волги. Отступая
постепенно перед славянами, литовцы сосредоточились по Неману и Зап. Двине
в дремучих лесах ближайшей к морю полосы и там надолго сохранили свой
первоначальный быт. Племена их не были объединены, они делились на
отдельные роды и взаимно враждовали. Религия литовцев заключалась в
обожествлении сил природы (Перкунь — бог грома), в почитании умерших
предков и вообще находилась на низком уровне развития. Вопреки старым
рассказам о литовских жрецах и различных святилищах, теперь доказано, что у
литовцев не было ни влиятельного жреческого сословия, ни торжественных
религиозных церемоний. Каждая семья приносила жертвы богам и божкам,
почитала животных и священные дубы, угощала души умерших и занималась
гаданиями. Грубый и суровый быт литовцев, их бедность и дикость ставили их
ниже славян и заставляли литву уступать славянам те свои земли, на которые
направлялась русская колонизация. Там же, где литовцы непосредственно
соседили с русскими, они заметно поддавались культурному их влиянию.
По отношению к финским и литовским своим соседям русские славяне
чувствовали свое превосходство и держались наступательно. Иначе было дело с
хазарами. Кочевое тюркское племя хазар прочно осело на Кавказе и в
южнорусских степях и стало заниматься земледелием, разведением винограда,
рыболовством и торговлей. Зиму хазары проводили в городах, а на лето
выселялись в степь к своим лугам, садам и полевым работам. Так как через
земли хазар пролегали торговые пути из Европы в Азию, то хазарские города,
стоявшие на этих путях, получили большое торговое значение и влияние.
Особенно стали известны столичный город Итиль на нижней Волге и крепость
Саркел (по-русски Белая Вежа) на Дону близ Волги. Они были громадными
рынками, на которых торговали азиатские купцы с европейскими и одновременно
сходились магометане, евреи, язычники и христиане. Влияние ислама и
еврейства было особенно сильно среди хазар; хазарский хан («каган» или
«хакан») со своим двором исповедовал иудейскую веру; в народе же всего
более было распространено магометанство, но держались и христианская вера и
язычество. Такое разноверие вело к веротерпимости и привлекло к хазарам
поселенцев из многих стран. Когда в VIII столетии некоторые русские племена
(поляне, северяне, радимичи, вятичи) были покорены хазарами, это хазарское
иго не было тяжелым для славян. Оно открыло для славян легкий доступ на
хазарские рынки и втянуло русских в торговлю с Востоком. Многочисленные
клады арабских монет (диргемов), находимые в разных местностях России,
свидетельствуют о развитии восточной торговли именно в VIII и IX вв., когда
Русь находилась под прямой хазарской властью, а затем под значительным
хазарским влиянием. Позднее, в Х в., когда хазары ослабели от упорной
борьбы с новым кочевым племенем — печенегами, русские сами стали нападать
на хазар и много способствовали падению Хазарского государства.
Перечень соседей русских славян необходимо дополнить указанием на
варягов, которые не были прямыми соседями славян, но жили «за морем» и
приходили к славянам «из-за моря». Именем «варягов» («варангов»,
«вэрингов») не только славяне, но и другие народы (греки, арабы,
скандинавы) называли норманнов, выходивших из Скандинавии в другие страны.
Такие выходцы стали появляться с IX в. среди славянских племен на Волхове и
Днепре, на Черном море и в Греции в виде военных или торговых дружин. Они
торговали или нанимались нарусскую и византийскую военную службу или же
просто искали добычи и грабили, где могли. Трудно сказать, что именно
заставляло варягов так часто покидать свою родину и бродить по чужбине; в
ту эпоху вообще было очень велико выселение норманнов из Скандинавских
стран в среднюю и даже южную Европу: они нападали на Англию, Францию,
Испанию, даже Италию. Среди же русских славян с середины IX столетия
варягов было так много и к ним славяне так привыкли, что варягов можно
назвать прямыми сожителями русских славян. Они вместе торговали с греками и
арабами, вместе воевали против общих врагов, иногда ссорились и враждовали,
причем то варяги подчиняли себе славян, то славяне прогоняли варягов «за
море» на их родину. При тесном общении славяне варягами можно было бы
ожидать большого влияния варягов на славянский быт. Но такого влияния
вообще незаметно — знак, что в культурном отношении варяги не были выше
славянского населения той эпохи.



3. Феномен славянского этнического единства.

Наличие цельной мировоззренческой системы послужило формированию
западноевропейского (западнохристианского) суперэтноса. В Восточной Европе
сильнейшего динамического напора тогдашних процессов не выдержали гунны,
авары, хазары, печенеги и другие, исчезнув с этнической карты. Славянству
динамика его тогдашнего существования не принесла катаклизмов благодаря
действию такого относительно устойчивого фактора, как славянское этническое
единство. Кроме того, проводником стабилизирующих тенденций в Восточной
Европе была Византия, переживавшая культурный и военно-политический расцвет
и являвшаяся ядром православной культуры. Византия втягивала в орбиту
своего влияния - несмотря на неизбежные трения - южных и восточных славян,
внося заряд своеобразия в их дальнейшую историю. После того как в 795-796
гг. аварский каганат пал под ударами франков, во главе которых стоял король
Карл (буквально через несколько лет после этого он получил прозвище
Великого), славяне стали самостоятельным этносом, осознавшим свое положение
в мире. Важным показателем самосознания славян как этнического целого
явилось формирование классического общеславянского языка. На его основе
сложился литературный старославянский язык, единый для всех славянских
народов. Это непосредственно связано с созданием в 60-х годах IX в.
Кириллом и Мефодием славянской письменности. Вскоре вслед за переводами
Священного Писания и богослужебных текстов появились первые собственно
славянские литературные произведения. До сих пор в исторической и
лингвистической литературе широко распространено мнение об исходном
единстве всего восточноевропейского славянства, о распространении всех
восточных славян из единого центра, каковым признается Поднепровье. В
соответствии с указанным представлением находится и господствующая в
славянском языковедении концепция, согласно которой в древнейший период (до
XIII в.) язык восточных славян был единым, без разделения на диалекты.
Последние якобы возникли в эпоху раздробленности русских земель, когда
разные княжества и области оказались разделены политическими,
экономическими и культурными барьерами. Между тем, еще в начале века
высказывалась и иная точка зрения. Так, основываясь на изучении этнографии
и диалектологии восточных славян, Д.К. Зеленин утверждал: “южнорусское
население (т.е. русское население Рязанской, Тамбовской, Воронежской,
Тульской, Орловской и Калужской губернии)... отличается от северорусского
(в Новгородской, Владимирской, Вятской, Вологодской и др. губерниях)
значительно больше, чем от белорусов”. Из этого он сделал вывод о
существовании двух “русских народностей” и, следовательно, четырех
восточнославянских народов: “украинцы, белорусы, севернорусские (окающий
диалект) и южноруссие (акающий диалект)”. Исторические корни такого
этнического деления ученый видел в том, что восточные славяне в VII-VIII
вв. распались на три “племени”: “Восточная группа русских, фигурирующая в
древнейших рукописях под названием вятичи, проникла на восток и заселила
области по северному течению Дона; ей впоследствии принадлежала
Тьмутаракань -третий после Киева и Новгорода значительный культурный центр
Древней Руси. Северные русские распространились к северу; летописец
называет их словенами (на оз. Ильмень возле Новгорода), кривичами и
полочанами. Южные русские остались на древней территории, т.е., согласно
терминологии летописи, поляне - на Днепре, около Киева, древляне - в
Полесье, дулебы - на Буге, уличи и тиверцы - на Днестре, северяне - на
Десне, Сейме и Суле, дреговичи - между Припятью и Двиной”. Выводы о
неоднородности восточных славян, основанные на этнографических наблюдениях
и данных диалектологии, хорошо согласуются с результатами исследования
языка берестяных грамот древнейшего периода, предпринятого в последние годы
А.А. Зализняком. Он установил существование древнейшего новгородско-
псковского диалекта, который в XI-XII вв. отличался от южнорусского не
менее чем двумя десятками существенных признаков. В то же время этот
диалект был сходен многими элементами с языками балтийских славян, а также
сербско-словенской группы южных славян. Таким образом, становится ясно, что
начальная история расселения славян в Восточной Европе была более сложной,
нежели представлялось ранее. Северо-Западная Русь, сохранившая древние
вечевые порядки на многие столетия, вобрала в себя не днепровский, а
главным образом западнославянский контингент населения. Северу и Югу были
присущи различавшиеся между собой традиции, а Древнерусское государство
возникло в результате объединения в IX-X вв. двух систем славянства. К
сожалению, письменные источники далеко не всегда дают достаточный материал,
чтобы можно было уточнить, о каком именно из указанных групп идет речь в
каждом конкретном случае. В частности, это было, вероятно, связано с тем,
что цивилизованные соседи не всегда могли отличить их друг от друга, а
самих восточных славян гораздо больше занимало не то, что объединяло в
этническом плане формировавшийся союзы племен, а локальные различия между
собой.



4. Языческая Русь

Как и все арийцы, русские славяне поклонялись силам видимой природы и
почитали предков. Силы природы воплощались у них в личные божества. Первое
место среди них занимало божество солнца — Дажьбог или Даждьбог, Хорс,
Велес или Волос. Трудно сказать, почему ему давались различные имена:
Дажьбога почитали, как источник тепла и света, как подателя всех благ;
Велеса — как покровителя стад или "скотьяго бога"; "великим Хорсом" по-
видимому называли самое солнечное светило, свершающее путь по небу. Другим
божеством был Перун, в котором олицетворялась гроза с страшным громом и
смертоносною молниею. Ветер имел свое божество — Стрибога. Небо, в котором
пребывал Дажьбог, звалось Сварогом и считалось отцом солнца, почему
Дажьбогу было усвоено отчество Сварожича. Божество земли носило имя Мать-
Земля сырая; почитая землю, как свою мать, славяне чтили Дажьбога и Велеса,
как дедов человеческих. Но все эти образы богов не получили у славян той
ясности и определенности, как, например, в более развитой греческой
мифологии. Внешний культ у славян также не был развит: не было ни храмов,
ни особого сословия жрецов. Кое-где на открытых местах ставились грубые
изображения богов, "идолы". Им приносились жертвы, иногда даже
человеческие; этим и ограничивалось идолослужение. Замечательно, что
варяжская (германская) мифология не оказала никакого влияния на славянскую,
несмотря на политическое господство варягов; так было по той причине, что
языческие верования варягов не были ни яснее, ни крепче славянских: варяги
очень легко меняли свое язычество на славянский культ, если не принимали
греческого христианства. Князь Игорь, варяг по происхождению, и его
варяжская дружина уже клялись славянским Перуном и поклонялись его идолу.
Более культа видимой природы у русских славян был развит культ
предков, связанный с родовым бытом. Родоначальник, давно умерший,
обоготворялся и считался как бы живым покровителем своего потомства. Его
звали родом, щуром (отсюда наше слово пращур) и приносили ему жертвы.
Прародительницы рода назывались рожаницами и так же почитались, как и род.
С падением родовых связей, когда семьи обособлялись в отдельных дворах,
место рода заступил семейный предок — дедушка домовой, покровитель своего
двора, невидимо управляющий ходом его хозяйства. Вера в загробную жизнь,
проникавшая весь этот культ предков, сказывалась и в том веровании, что
души умерших будто бы бродили по земле и населяли поля, леса и воды
(русалки). Веря в существование таинственных хозяев человеческих жилищ,
славянин искал таких же хозяев жилищ, в лесу (лешие), в воде (водяные). Вся
природа казалась ему одухотворенной и живой. Он вступал с ней в общение,
хотел участвовать в тех переменах, которые совершались в природе, и
сопровождал эти перемены различными обрядами. Так создался круг языческих
праздников, связанных с почитанием природы и с культом предков.
Наблюдая правильную смену лета зимою, а зимы летом, видя как бы уход солнца
и тепла к зиме и их возвращение к лету, славяне приветствовали "поворот
солнца на лето" особым праздником — колядою (от латинского calendae; другое
название этого праздника "овсень" — от "о весень"). За этим праздником
следовали другие в честь того же солнца — проводы зимы, встреча весны
("красная горка"), проводы лета (праздник "купалы"). Одновременно шли
праздники и в воспоминание об умерших, носившие общее название тризн. Была
весенняя тризна по предкам — "радуница", был летний праздник "русалий",
такого же поминального характера. Обряды, сопровождавшие языческие
праздники, пережили самое язычество. Они удержались в народе даже до нашего
времени и были приурочены к праздникам христианского календаря: коляда — к
Святкам, проводы зимы — к масленице, красная горка и радуница — к Святой и
Фоминой неделям, "купала" и русалий — к Иванову дню.



5. Общественный строй

Все феодальные общества были строго стратифицированы, т.е. поделены
на сословия, права и обязанности которых четко определялись законом как
неравные по отношению друг к другу и к государству. Каждое сословие имело
свой юридический статус. Рассматривать феодальное общество как поделенное
на исключительно эксплуататоров и эксплуатируемых - упрощение.
Представитель феодального класса при всем своем материальном благополучии
мог потерять жизнь вероятнее, чем бедный крестьянин. Монашество же
проживало в таком аскетизме и лишениях, что его положение вряд ли могло
вызвать зависть простых сословий. Рабы и холопы. Не став преобладающим
способом производства, рабство на Руси получило распространение только как
общественный уклад. На то были свои причины. Содержание раба обходилось
слишком дорого, долгой русской зимой занять его было нечем. Неблагоприятные
для использования рабского труда климатические условия дополнял упадок
рабства в сопредельных странах: не было наглядного примера для
заимствования и распространения этого института в славянских землях. Его
распространению препятствовали также развитые общинные связи, возможность
получения урожая силами свободных общинников. Рабство на Руси носило
патриархальный характер. Для обозначения рабского состояния использовались
термины "раб", "челядин", "холоп". Впрочем, некоторые историки полагают,
что эти термины разного происхождения: челядь и холопы были из
соплеменников, рабы - из военнопленных. Кроме плена, источником рабства
было рождение от рабыни. В рабство попадали также преступники и банкроты.
Зависимый человек (закуп) мог стать рабом в случае неудачного бегства от
своего хозяина или кражи. Были случаи самопродажи в рабство. Правовой
статус раба со временем менялся. Начиная с XI в. в русском праве стал
действовать принцип, согласно которому раб не мог быть субъектом
правоотношений. Он был собственником господина, своей собственности он не
имел. За уголовные преступления, совершенные холопом, нанесенный им
материальный ущерб ответственность нес хозяин. За убийство холопа он
получал возмещение в 5-6 гривен. Под влиянием христианства происходило
облегчение участи холопов. Применительно к XI в. можно уже говорить о
защите личности холопа по прагматическим причинам. Появилась прослойка
холопов, выдвинувшихся на административной службе у господина и имевших
право повелевать от его имени другими категориями зависимого населения.
Церковь усиливает преследования за убийство холопов. Рабство перерождается
в одну из форм тяжелой личной зависимости с признанием за холопами
некоторых прав, прежде всего права на жизнь и имущество. Феодалы. Класс
феодалов формировался постепенно. В него входили князья, бояре, дружинники,
местная знать, посадники, тиуны и т.д. Феодалы осуществляли гражданское
управление и отвечали за военную организацию. Они были взаимно связаны
системой вассалитета, собирали дань и судебные штрафы с населения,
находились в привилегированном положении по сравнению с остальной массой
населения. Русская Правда, например, устанавливает двойную виру в 80 гривен
за убийство княжеских слуг, тиунов, конюхов, огнищан. Но о самих боярах и
дружинниках она молчит, из чего можно заключить, что вероятнее всего за
посягательство на их жизнь полагалась смертная казнь. Господствующий класс
древнерусского общества носил название "бояре". Наряду с этим, наиболее
распространенным наименованием, в источниках встречаются и другие: лучшие
люди, нарочитые мужи, княжьи мужи, огнищане. Было два пути формирования
класса бояр. Во-первых, боярами становилась родоплеменная знать,
выделявшаяся в процессе разложения родового строя. Это и были нарочитые
мужи, градские старцы, земские бояре, выступавшие от имени своего племени.
Вместе с князем они участвовали в военных походах, обогащаясь за счет
захваченных трофеев. Вторую категорию составляли бояре княжеские - бояре-
огнищане, княжьи мужи. По мере укрепления власти киевских князей земские
бояре получали из рук князя иммунитетные грамоты, закреплявшие за ними в
качестве наследственной собственности (вотчин) находившиеся у них земли. В
дальнейшем слой земских бояр полностью сливается с боярами княжескими,
различия между ними исчезают. Княжеские бояре, входившие во вторую
категорию бояр, были в прошлом дружинниками князя, а во время военных
походов становились ядром русского войска. Постоянно находясь при князе,
дружинники выполняли различные его задания по управлению государством, были
советниками князя по вопросам внутренней и внешней политики. За эту службу
князю дружинники наделялись землей и становились боярами. Духовенство. Его
правовое положение как привилегированной социальной группы оформилось с
принятием христианства, которое стало важным фактором укрепления
отечественной государственности на начальном этапе ее развития.
Христианское вероисповедание, сменившее язычество, принесло с собой учение
о божественном происхождении верховной государственной власти, смиренном к
ней отношении. После принятия христианства в 988 г. князья стали широко
практиков

Новинки рефератов ::

Реферат: Природа социального конфликта (Социология)


Реферат: Текстовой процессор Microsoft Word 6.0 (Программирование)


Реферат: Особенности годового хода приземной температуры воздуха в разных частях Земли по данным ОА Гидрометцентра РФ (География)


Реферат: Тифлопсихология (Педагогика)


Реферат: Внешняя политика Петра I (История)


Реферат: Влияние климатического фактора на развитие древних цивилизаций (История)


Реферат: Курение как социальная проблема (Социология)


Реферат: Иудаизм как религия (Религия)


Реферат: Экспертные системы на базе VP-Expert (Программирование)


Реферат: История литературы Соединенных Штатов Америки (Литература)


Реферат: Внутренняя политика Екатерины II (История)


Реферат: Экономическая эффективность использования земельных угодий в ОГУСП «Пригородный» (Сельское хозяйство)


Реферат: Абай Кунанбаев (1845-1904) (Литература)


Реферат: Интернет (Компьютеры)


Реферат: Развитие речи и мышления (Педагогика)


Реферат: Звіт про проходження практики в ДПІ (Налоги)


Реферат: Свойства и получение ксантогенатов целлюлозы (Химия)


Реферат: Ориентирование на местности без карты (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: ПЭВМ (Цифровые устройства)


Реферат: Организационные формы управления инновационной деятельностью (Менеджмент)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист