GeoSELECT.ru



История / Реферат: Испания в период между мировыми войнами (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Испания в период между мировыми войнами (История)


Географическое положение
Испания расположена на юго-западе Европы и занимает примерно 85%
территории Пиренейского полуострова, а также Балеарские и Питиузские
острова в Средиземном море, Канарские - в Атлантическом океане. Под
управлением Испании находятся города Сеута и Мелилья (на территории
Марокко) и острова Велес де ла Гомера, Алусенас и Чафаранас. Общая площадь:
504,750 кв.км. земля - 499,400 кв.км. вода - 5,350 кв.км. Испания имеет
сухопутные границы с Францией - 623 км, Португалией - 1,214 км, Андоррой -
65 км, английской колонией Гибралтар - 1.2 км, с Марокко (Ceuta) - 6.3 км,
(Melilla) - 9.6 км. Общая протяженность границы по земле: общая - 1,919.1
км, береговая линия - 4,964 км. На востоке и юге страна омывается
Средиземным морем, на западе - водами Атлантического океана. Испания
находится на пересечении важных морских и воздушных путей, связывающих
Европу с Африканским и Американским континентами и занимает стратегическое
положение вдоль Гибралтарского пролива.
Испания заметно выделяется среди других стран Европы. Ее положение на
стыке Европы и Африки, христианского мира и мира ислама, замкнутого
Средиземноморья и бескрайней Атлантики оставило неизгладимый след на всем
облике страны. Здесь всегда есть место удивлению! Именно поэтому Испания -
один из крупнейших мировых центров туризма и отдыха. Туристов привлекают в
основном, древние города и солнечные пляжи.
Мало кто знает, что после Швейцарии Испания самая высокогорная страна
Европы: горы занимают 90% ее территории. И Пиренеи вовсе не самые высокие
горы в Испании. Юго-восток страны занимает Кордильера-Бетика - система
горных массивов и хребтов, по высоте уступающих только Альпам. Высшая точка
- гора Муласен - находится недалеко от Гранады. Это наиболее южная часть
Европы, где летом сохраняется снег! Несмотря на то, что Пиренейский
полуостров почти со всех сторон окружен морем, климат страны определяется
не столько океаном, сколько горами, защищающими ее от внешних влияний. В
Испании очень заметна вертикальная поясность климата: можно дрожать от
холода, кутаясь в теплую шаль высоко в горах и наблюдать, как где-то далеко
внизу дети плещутся в теплых волнах ласкового моря. Испания многогранна,
каждый раз она предстает перед вами другой, неожиданной, но всегда
захватывающе интересной.
Почему эта страна называется Испанией, не скажет сейчас никто, даже
сами испанцы. В древности эту землю населяли племена иберов, по чьему имени
весь полуостров с середины первого тысячелетия до нашей эры стал называться
Иберией. Греки называли эту страну Гесперией - Страной вечерней звезды.
После раздела Римской империи на Западную и Восточную, Западная официально
носила название "Гесперия". Со 2 века до н. э., то есть со времени
проникновения в Испанию римлян, страна получила название "Гиспания".
Некоторые историки предполагают, что "Гиспания" - это искаженное
"Гесперия". Но кто теперь скажет об этом с уверенностью?



Социально-политическое положение
Испанская буржуазия конца XIX – начала XX века не отличалась особой
смелостью, не в последнюю очередь по причине своей слабости. В стране ее
душила феодальная реакция, на мировых рынках (даже в собственных колониях,
куда, формально, не допускались иностранцы, но где они в широких масштабах
занимались контрабандой) места уже были заняты англо-французским капиталом.
Как следствие отсутствия решительного руководства, буржуазные революции
периода 1808-74 гг. отличались половинчатостью, заканчивались поражениями и
потерей большинства революционных завоеваний. Вначале буржуазия была
нерешительна в силу своей слабости, затем, когда она нарастила свои
мускулы, она стала нерешительной потому, что испугалась радикализации
растущего пролетариата, который все более активно поднимался на борьбу. В
результате буржуазные преобразования XIX века носили на себе печать
компромисса испанской буржуазии с феодальным дворянством, монархией и
церковью. Испания вошла в эпоху империализма, сохраняя феодальные
пережитки, которые крайне трудно было ликвидировать, поскольку буржуазия,
опасаясь пролетариата, предпочитала союз с помещичьими, монархическими и
клерикальными кругами, который накладывал необходимость сохранения
привилегий союзников, тогда как развитие капитализма требовало их
ликвидации. Нарастающий кризис требовал руководства пролетариата даже для
разрешения буржуазных задач, что в условиях всемирного кризиса капитализма,
начавшегося войной в 1914 г., давало ему возможность, опираясь на
революционный подъем масс, попытаться разрешить и задачи социалистической
революции.
Монарх Испании Альфонс XIII (годы правления 1902-1931) имел
реакционное военно-религиозное воспитание, нежелание поступаться своей
властью в пользу столь необходимых для страны буржуазно-демократических
реформ. Альфонс XIII грешил германофильством и был горячим поклонником
германского кайзера Вильгельма II, которому старался во всём подражать.
Известный испанский беллетрист Бласко Ибаньес так писал о них (о Вильгельме
и Альфонсе): “Два комедианта различного происхождения и возраста,
претендующие играть одну и ту же роль. Характер их тождественный: та же
любовь к актёрству, то же страстное стремление привлекать внимание,
вмешиваться во всё, всем управлять, произносить речи, та же уверенность в
том, что они подписывают самые блестящие в мире манифесты. Та же любовь к
переодеванию: в два часа дня Альфонс XIII в мундире адмирала, в три часа он
гусар смерти, в четыре часа он улан. Днём каждый час он показывается в
новой форме”.
в 1898 г. Испания была втянута в нежелательную войну с США, которые
“во имя гуманности, во имя цивилизации и во имя защиты подвергшихся
опасностям американских интересов” отобрали у Испании большинство ее
колоний: Кубу, Пуэрто-Рико, Филиппины и т.д. Утрата колоний больно ударила
по экономическим интересам и самолюбию испанской буржуазии. Отсталая
экономика лишала ее возможности иметь современную армию. Флот, также
далекий от современного, был уничтожен американцами, а строительство новой
эскадры было начато по закону о военном флоте только в 1908 г. Таким
образом, Испания потеряла всякую возможность вести колониальные войны вдали
от собственной территории. А раздел мира между тем подходил к концу.
Однако к революции это не привело, но поражение было воспринято как
национальная катастрофа. Необходимость реформ ощущали не только
оппозиционные, но и правящие круги. Представители национальной культуры и
политических партий искали пути преодоления экономической отсталости
страны. “Поколение 98-го года” оказало огромное воздействие на Испанию
первой трети XX века, т.е. периода, когда созревали непосредственные
условия вооруженного конфликта 1936-1939 гг.
Испания не участвовала в первой мировой войне, капиталистические
противоречия, поэтому, не вскрылись здесь в такой степени как в воюющих
странах. Более того, не участвуя в войне и получая заказы от стран Антанты,
она использовала свое положение для подъема национальной экономики, и даже
повышения уровня жизни отдельных категорий трудящихся, что, впрочем, не
остановило революционный подъем еще до конца войны. Окончание первой
мировой войны изменило конъюнктуру, вновь вскрыло слабость испанской
экономики: желая излечить разрушенную войной экономику, мировые державы
прикрыли свои рынки запретительными пошлинами, доля Испании в мировой
торговле оказалась даже ниже, чем до войны. Если в 1918г. положительное
сальдо торгового баланса превышало 385 млн. песет, то в 1920г.
внешнеторговый баланс стал резко отрицательным, его дефицит превысил 380
млн. песет. Революционные выступления трудящихся, террор анархистов,
неудачи в колониальной войне в Марокко еще больше обострили старые язвы
испанского общества. Тем не менее, социальный конфликт не успел набрать
полные обороты – у капитализма еще оставался некоторый запас времени и
сил. Он достаточно легко смог справиться с революционным движением.
Сказались разобщенность и неорганизованность рабочих, не в последнюю
очередь обязанные преобладающему влиянию анархизма, а также террор,
ослабивший руководство рабочих организаций в период, когда еще не
закончился экономический подъем, связанный с мировой войной, т.е. когда
социальные противоречия не достигли высшей точки.
Относительно либеральная диктатура генерала Примо де Ривьеры
установленная 13 сентября 1923 года в результате государственного
переворота (получившего, впрочем, поддержку короля Альфонса XIII и
испанского общества) дала капиталистической Испании еще несколько лет
“процветания” за высокой стеной таможенных пошлин. Конец последнему положил
мировой экономический кризис 1929-1933 гг., который подтолкнул страну к
реформизму. В январе 1930 г. возглавлявший с 1923 г. испанское
правительство диктатор, генерал Примо де Ривьера, в ответ на предложение
короля Альфонсо ХIII подать в отставку совершенно неожиданно подчинился, и
в феврале 1931 г. в стране было восстановлено действие Конституции. В
апреле состоялись муниципальные выборы, на которых сторонники монархии
потерпели поражение. Победившие республиканцы призвали Альфонсо XIII
отречься от престола. В ответ король покинул страну, но отказался от
формального отречения. К власти пришло коалиционное правительство
социалистов, либералов и республиканцев при участии нескольких монархистов.
Испания была провозглашена республикой. Была намечена программа умеренных
преобразований, проведение которых, однако, было сразу же осложнено
конфликтами нового режима с католической церковью, с одной стороны, и
оппозицией анархистов и коммунистов, с другой.
Вскоре, однако, новый режим себя исчерпал. Республика с ее куцыми
реформами не удовлетворяла интересам пролетариата и крестьянства, чьи
требования становились все настойчивее, и которые все чаще обращали свой
взор на пример Октябрьской революции в России. Не устраивала она и реакцию,
которая была недовольна даже самым малым ущемлением своих привилегий и
которую не устраивала неспособность республики остановить рост
революционного движения. Республика 1931-1936 гг. стала тем полем, на
котором вызрели два непримиримых классовых интереса, две непримиримые
классовые и политические группировки, которые неизбежно должны были
столкнуться в ожесточенной кровавой схватке на уничтожение, в ходе которой
Испания и должна была определить путь своего дальнейшего развития,
вышвырнув буржуазную демократию как совершенно непригодный инструмент для
той эпохи.
В июле 1936 г. испанские фашисты и другие правые силы во главе с
генералами Э. Мола и Ф. Франко подняли мятеж против демократического
правительства Народного фронта, возникшего к середине 30-х гг. в Испании.
Народный фронт являлся попыткой сплочения всех демократических сил перед
лицом угрозы фашистской диктатуры. Однако участие в этих фронтах
леворадикальных групп, в том числе и коммунистов, подрывало их единство.
Коммунисты стремились использовать народный фронт не столько для борьбы с
фашизмом, сколько для установления собственной диктатуры. Хотя истоки
конфликта уходили своими корнями в спор столетней давности между
традиционалистами и сторонниками модернизации, в Испании 1930-х гг. он
принял форму столкновения между фашизмом и антифашистским блоком Народного
фронта. Этому способствовала и интернационализация конфликта, вовлечение в
него других стран. Премьер-министр Х. Хираль обратился с просьбой о помощи
к правительству Франции, Франко апеллировал к А. Гитлеру и Б. Муссолини.
Первыми откликнулись на призыв о помощи Берлин и Рим, направившие в Марокко
(где тогда находился Франко) 20 транспортных самолетов, 12 бомбардировщиков
и транспортное судно "Усамо". К началу августа африканская армия мятежников
была переброшена на Пиренейский полуостров. 6 августа юго-западная
группировка под командованием Франко начала марш на Мадрид. Одновременно
северная группировка под командованием Молы двинулась на Касерес. Началась
гражданская война, унесшая сотни тысяч жизней и оставившая после себя
руины.
Германия и Италия, открыто выступившие на стороне Франко, щедро
снабжали мятежников вооружением и войсками. Они направили Франко крупный
контингент военных инструкторов, германский легион "Кондор" и 125-тысячный
итальянский экспедиционный корпус. С другой стороны, в октябре 1936 года
Коминтерн инициировал создание интербригад, собравших под свои знамена
антифашистов многих стран. Для борьбы с фашистами в Испанию переправлялось
и вооружение (в том числе танки, самолеты, тяжелые орудия).
Другие европейские страны и США заявили, что считают начавшуюся в
Испании гражданскую войну ее внутренним делом и потому не намерены
вмешиваться.
Военный конфликт обострялся созданием двух различных типов
государственности: республики, где с сентября 1936 по март 1939 находилось
у власти правительство Народного фронта, возглавляемое социалистами Ф.
Ларго Кабальеро и Х. Негрином, и авторитарного режима в т. н. национальной
зоне, где всю полноту законодательной, исполнительной и судебной власти
сосредоточил в своих руках генерал Франко. В национальной зоне преобладали
традиционные установления. В республиканской же зоне была национализирована
земля, а крупные промышленные предприятия и банки конфискованы и переданы
профсоюзам. В национальной зоне все поддерживавшие режим партии были в
апреле 1937 года объединены в "Испанскую традиционалистскую фалангу", во
главе с Франко. В республиканской же зоне соперничество между социалистами,
коммунистами, анархистами выливалось в открытые столкновения, вплоть до
вооруженного путча в мае 1937 года в Каталонии.
Судьба Испании решалась на полях сражений. Франко до конца войны так и
не смог овладеть столицей – Мадридом. В битвах при Хараме и Гвадалахаре был
разгромлен итальянский корпус. Неблагоприятный для республиканцев исход 113-
дневной "битвы на Эбро" в ноябре 1938 года предопределил исход гражданской
войны. 1 апреля 1939 война в Испании закончилась победой франкистов.
О результате кровопролитной, разрушительной гражданской войны 1936-
1939 годов убедительно говорят такие цифры: около 1 млн. человек погибло в
ходе войны; не менее 500 тыс. испанцев были вынуждены покинуть родину,
спасаясь от мести победителей. По подсчетам видного испанского экономиста
Романа Тамамеса, в 1939-1940 гг. сельскохозяйственное производство
составляло всего 21% от довоенного уровня, а промышленное – 31%. В 192
городах и населенных пунктах было разрушено до 60% всех зданий, полностью
уничтожено 250 тыс. квартир и еще 250 тыс. невозможно было использовать.
Страна потеряла почти половину подвижного состава железных дорог, 30% судов
торгового флота, более 70% автомашин. Доходы основной массы трудящихся в
конце 1939 г. упали до уровня 1900 г. Стране понадобилось более 10 лет для
ликвидации только материального ущерба, нанесенного войной.
Франкисты обрушивали на своих реальных и потенциальных противников
жесточайший террор. Были запрещены все поддерживающие республику
политические партии, такие как Коммунистическая партия Испании (КПИ),
Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП), различные республиканские
партии, ведущие профсоюзные организации. Около 2 млн. испанцев прошло в
первые послевоенные годы через тюрьмы и концлагеря.



Историческое положение

Испания начала XX в. была аграрно-промышленной страной, сравнительно
отсталой по западноевропейским меркам. Развитие капитализма в период
становления его монополистической стадии происходило при сохранении
пережитков феодализма, в условиях сохранения монархии, господства
латифундистов (крупных землевладельцев) в деревне и сращивания финансово-
промышленной верхушки с земельной аристократией. Единая финансово-помещичья
олигархия опиралась при этом на союз с католической церковью и иностранным
капиталом, преобладавшим в современных отраслях промышленности.
Задержка в развитии капитализма не позволила народам Пиренейского
полуострова слиться в единую нацию с единым языком и культурой. Из 24 млн.
населения страны 7 млн. составляли национальные меньшинства. Баски,
каталонцы и галисийцы продолжали противопоставлять себя испанцам, в
значительной степени сохранили свой язык и серьезные (по крайней мере, для
первых двух) сепаратистские или автономистские настроения.
В промышленности и на транспорте было занято 2 млн. человек – 22%
трудоспособного населения Испании. Промышленные предприятия распределялись
по территории страны крайне неравномерно. Крупные современные предприятия
были сосредоточены, главным образом, в Каталонии, Астурии, Стране Басков. В
то же время значительная часть испанской промышленности едва вышла из
мануфактурного периода. Илья Эренбург в ходе своей поездки в Испанию в
конце 1931г. так описывает экономические контрасты представшей перед ним
страны: “Возле Саморы строят электрическую станцию “Сальтос-дель-Дуэро”.
Это будет “самая мощная станция Европы”. На скалистых берегах Дуэро вырос
американский город: доллары, немецкие инженеры, гражданская гвардия,
забастовки, чертежи, цифры, полтора миллиона кубических метров, энергия за
границу, выпуск новых акций, огни, грохот, цементные заводы, диковинные
мосты, не двадцатый, но двадцать первый век. В ста километрах от
электрической станции можно найти деревни, где люди не только никогда не
видали электрической лампочки, но где они не имеют представления об
обыкновенном дымоходе, они копошатся в чаду, столь древнем, что легко
вообще забыть о ходе времени”.
Основная часть современных предприятий находилась под контролем
иностранного капитала. К 1930г. прямые иностранные инвестиции в экономику
Испании достигли 1 млрд. долларов.
Среди иностранных капиталов, вложенных в испанскую промышленность в
течение нескольких десятилетий в наиболее рентабельные отрасли экономики,
наибольшее значение имели: бельгийские (0,5 миллиарда франков), вложенные в
железные дороги и трамвайные линии, французские (3 миллиарда) – в
горнодобывающую, текстильную и химическую промышленность, канадские – в
гидроэлектростанции в Каталонии и Леванте, британские (5 миллиардов),
которые контролировали всю металлургию Страны Басков, судостроение и,
вместе с компанией Rio Tinto, медные рудники, американские,
контролировавшие, в частности, телефонные сети и производство
электроэнергии в отдельных регионах (так компания Traction Light Electric
Power контролировала 9/10 производства электроэнергии в Каталонии),
наконец, немецкие, связанные с производством электроэнергии в Леванте и
пытающиеся внедриться в металлургию.
В целом, однако, испанская промышленность не могла успешно
конкурировать с промышленностью передовых государств, особенно с началом
великой депрессии, когда таможенные барьеры, охраняющие рынки последних,
стали особенно высоки. На мировом рынке Испания, главным образом, могла
предложить продукцию сельского хозяйства и своих недр.
Процесс концентрации производства в Испании шел медленно. Только
металлургия Страны Басков давала нам пример крупной современной
капиталистической промышленности. В Каталонии текстильная промышленность,
играющая там ведущую роль, в значительной степени была распылена среди
мелких предприятий.
Темпы развития испанской экономики были достаточно высоки в условиях
диктатуры Примо де Ривьеры. Однако мировой экономический кризис прервал
этот подъем. В самой Испании кризис продолжался вплоть до начала второй
мировой войны. Если взять собственно период великой депрессии, то падение
производства, по сравнению с другими странами, было не так уж велико: в
1932 г. оно составило 10% по отношению к 1929 г. (по сравнению с более 50%
для США и Германии). Но для Испании, с ее отсталостью и нищетой, этого было
достаточно для того, чтобы довести до крайности бедствия трудящихся. Тем
более, что и позже экономический подъем не возобновился. В марте 1936 г.,
т.е. на следующий день после победы на выборах Народного Фронта, индекс
промышленного производства составлял лишь 77% от докризисного. Уровень
котировки акций в 1935 г. упал до 63% по отношению все к тому же 1929 г..
Курс песеты упал на 35% в 1931 г. по отношению к 1929-му, еще на 10% в 1932
г. и оставался практически неизменным до 1936 г.
Особенно пострадала горнодобывающая промышленность: добыча железной
руды упала с 6559 тыс. тонн в 1930 г. до 1760 в 1933-м, поднявшись в 1936
г. до 2633, медной руды – с 63,7 тыс. т. в 1929 г. до 30 в 1934 и 1935 гг.,
добыча марганцевых руд снизилась почти до нуля, пирита – 3867 тыс. т. в
1929 г. до 2286 – в 1935-м. Лучше обстояло дело с добычей угля: 7120 тыс.
т. в 1930 г., падение до 5932 – в 1934, и подъем до 7017 в 1935 г.. Но
испанский уголь не мог конкурировать в цене с английским. Чтобы избежать
нежелательных последствий для экспорта цитрусовым (основным покупателем
которых была Великобритания) страна была вынуждена регулярно импортировать
английский уголь для того, чтобы уравновесить торговый баланс.
Соответственно сократилось и металлургическое производство: выплавка
стали уменьшилась с 1003 тыс. т. в 1929 г. до 580 в 1935-м, меди
соответственно с 28,5 до 10,8 тыс. т. и т.д.
Тяжкий кризис переживало судостроение. В 1929 г. было спущено на воду
37 судов, в 1931 – 48, в 1932 – 11, в 1933 и 1934 – по 18, в 1935 – только
3.
Утешением для экономики республики могло служить положение в
энергетике (2433 млн. квт – в 1929 г., 3198 – в 1934-м) и в строительстве.
Следствием кризиса была постоянно растущая безработица. Если в декабре
1931 г. она составляла 400 тыс. человек, то в декабре 1933 г. – 600 тыс.
Накануне войны, в июне 1936 г., она перешагнула рубеж в 800 тыс. человек.
Положение усугублялось еще и возвращением эмигрантов, в основном из
Латинской Америки – около 100 тыс. человек в период 30-х годов.
Ситуация в сельском хозяйстве была более обнадеживающей. В целом оно
давало 2/5 национального дохода. Производство зерна, риса и кукурузы
сохранялось на прежнем уровне или возрастало. Общий улов рыбы (морской)
возрос на треть. Площади, на которых выращивали апельсины, возросли
наполовину по сравнению с 1926 г. В годы республики экспорт апельсинов
достиг рекордного уровня, составив более 20% всего испанского экспорта.
Правда, последнее увеличение было также и следствием снижения объемов
экспорта ряда других продуктов. Так экспорт вина и оливкового масла
составил в середине 30-х гг. лишь четверть от уровня 1930 г.
Нельзя сказать, что республика не пыталась ничего изменить. Проектов
было немало, и ряд из них был реализован. Энергию в их осуществление вложил
министр финансов, а затем министр общественных работ Индалесио Прието.
Строительство плотин, ирригация и лесонасаждение внесли свой вклад в
развитие сельского хозяйства и рост производства электроэнергии. Были
электрифицированы железные дороги, завершено строительство железнодорожного
туннеля под Сьерра-де-Гвадаррамой, начатое еще Примо де Ривьерой,
реконструированы многие шоссейные дороги и т.д. В целом, однако, в своей
попытке модернизировать экономику республика потерпела полный провал.
Осуществлению этой цели мешала старая социальная система. Нужна была новая
(или, по крайней мере, кардинально обновленная), которая не только направит
соответствующим образом людские и финансовые ресурсы, но и сможет
объединить общество (в т.ч. и силой), раздираемое экономическими и
социальными конфликтами, парализующими выполнение указанных задач.
Испанский фалангизм, пришедший к власти в результате военного путча,
который возглавил генерал Франсиско Франко, стремился установить в стране
свой, специфический вариант фашистского, тоталитарного режима. Ему был
свойственен тот же крайний национализм, шовинизм, которыми отличались
другие фашистские движения. Крупные промышленники и землевладельцы своими
денежными пожертвованиями негласно вскармливали фалангистов, за что
последние, придя к власти, всячески оберегали интересы своих покровителей.
Мощь карательного аппарата государства обращалась против тех, кто не желал
подчиниться фашистской диктатуре. Во главе режима оказался жестокий
диктатор, способный потопить в крови собственный народ с помощью солдат и
штыков “дружественных” армий государств фашистской “оси”. При создании
своего государства Франко неизбежно должен был обратиться к опыту “коллег”.
“Обработать” народные массы ему помог националистический лозунг возрождения
“великой Испании”.
Как можно заметить, установлению фашистской диктатуры в Испании
способствовали экономические потрясения и, как следствие - нарастание
борьбы трудящихся за улучшение своего экономического положения. В этих
условиях с особой ясностью обнаруживалась неспособность правящей буржуазно-
либеральной верхушки найти выход и обезвредить ситуацию, грозящую взрывом
народного возмущения.
Демократические силы не сумели оказать достойного сопротивления
фашизму. Наступательность и жизнеспособность фашизма недооценили как
либерально-буржуазные представители правящего класса, так и левые партии.
Обобщающий анализ условий становления и укрепления фашистского режима
в Испании позволяет выделить четыре стадии его развития.
Первая стадия. Приход к власти в период обострения всеобщего кризиса,
охватившего все сферы жизнедеятельности государства: политическую,
экономическую, социальную. Быстрое наведение общественного порядка путем
жесткого подавления неподчиняющихся режиму. Упорядочение экономики,
сопровождающееся падением безработицы и инфляции, путем целенаправленного
государственного регулирования. Превращение лидеров политических движений,
пришедших к власти, в диктаторов. На этом этапе все внешне довольны.
Недовольные принуждены к молчанию, репрессированы или эмигрировали из
страны.
Вторая стадия. Опьянение государственной и военной мощью. Переход к
подготовке территориальной экспансии. Отшлифовка идеи национального
превосходства. Окончательный отказ от принципов демократии.
Третья стадия. Полная расправа с внутренним инакомыслием под лозунгом
единства нации (партии) перед лицом внешних угроз. Посягательства на
территории соседних государств, развязывание войны.
Четвертая стадия. Перенапряжение внутренних сил и ресурсов. Появление
внутренних противоречий режима. И как следствие, распад режима - при жизни
диктатора или сразу после его смерти.




Реферат на тему: Испанская инквизиция


Реферат по Истории на тему:
«Испанская инквизиция»



План.

I. Введение

II. Основная часть

1. История создания

2. Предпосылки создания

3. Носильное крещение

4. Новая инквизиция

5. Жестокие порядки

6. Гонения

7. Арабы

8. Ведьмы

III. Заключение



Введение


На протяжении всей истории мироздания, а особенно в средневековье,
человечество тормозило развитие своего же собственного прогресса, не давая
ему свободы и прикрываясь религией и нравственными человеческими
принципами. До сих пор мы сталкиваемся с подобной ситуацией, обсуждая
проблемы новых изобретений в науке и нетрадиционных мнений в обществе. В
истории очень много примеров подобного торможения, и все из них особенны
своими предпосылками, сутью, решением и результатами. Одним из таких
примеров, на котором я и хочу заострить свое внимание, который отличается
своей жестокостью, слепостью и безнадобностью, произошедшим в те века,
когда подобную ситуацию можно было решить более цивилизованным путем. Этим
примером является время, сопряженное событиями Европейской инквизиции и ее
жесточайшим примером Испанской инквизиции.
Эта тема подсознательно вызывает чувство особого, своими методами и
способами, эталона несправедливости и порочности светского склада общества
и его подоплеки, т. е. низов. Именно это и повлияло на мое решение.
Инквизиция погубила многих известных личностей, благодаря которым,
вероятно, сегодня прогресс науки, искусства и творчества стоял бы на высшей
ступени. Латинское слово «инквизиция» вошло в европейские языки во времена
средневековья. По-латыни слово inquisitio (p. n. inqusitionis) –
существительное, производное от глагола inquirere («искать»,
«расследовать»), и соответственно значило «розыск», «расследование».
Inquisitio haereticae pravitatis, т. е. розыск еретической порчи,
Sanctum Officium, т.е. Святое учреждение, - институт католической церкви,
созданный для розыска, суда и наказания еретиков. Понятие «инквизиции», в
смысле розыска ереси, существовало уже в раннюю пору христианской церкви,
но инквизиция в вышеуказанном смысле создавалась постепенно, как вывод из
самой сущности средневекового миросозерцания; земная жизнь не имеет цены,
она только приготовление к царству небесному. Главная цель – спасение души;
следовательно, люди, мешающие ее осуществлению, еретики, - величайшие
злодеи, достойные лютой казни, обычной в средние века и за другие важные
преступления. Таким образом, инквизиция стоит в тесной связи со
средневековым аскетизмом, и неудивительно, что самые непреклонные
инквизиторы нередко были и ревностными аскетами.
Об инквизиции написаны сотни книг и тысячи статей, опирающихся на
достоверные факты или сомнительные легенды. Разумеется, задачей каждого
историка во все времена провозглашалось установление истины. Тем не менее,
оценки инквизиции в исторической науке порой диаметрально противоположны.
Борьба защитников и обличителей инквизиционных трибуналов идет на
протяжении всей истории испанской инквизиции. Еще в XVI-XVII вв. за
пределами Испании, главным образом в протестантских государствах,
появляются многочисленные памфлеты, изобличавшие жестокость испанских
инквизиторов. Эта критика особенно усилилась в XVIII в. в рядах деятелей
Просвещения – от Вольтера и энциклопедистов до публицистов времен
Французской революции. При этом, клеймя мракобесие и бесчеловечную
жестокость инквизиторов, некоторые критики приписывали всему испанскому
народу якобы присущие ему извечно фанатизм и преданность консервативным
началам. «Черная легенда» об испанской инквизиции перерастала в «черную
легенду» об испанском народе.
Как и о самой инквизиции, так и об этой критике я считаю, что нельзя
переносить вину складывающих государство обстоятельств, на весь народ,
состоящий из совершенно разных слоев и типов населения. Под определенным
влиянием предрассудков правления Испании и других стран, религиозной
истории общества и сложившегося менталитета, при непосредственном и
постоянном «кормлении» маргинальных масс идеями об инакомыслящих, не могла
не возникнуть подобного плана организация совершенно в любом государстве.
Ведь гонения изуверов имели место существовать при всех вероисповеданиях,
правда не приобретая настолько глобальный характер.
Инквизицию можно оправдывать, можно критиковать, но все равно, как бы на
наш взгляд она ни была бесполезна, она представляет из себя закономерное
глобальное и беспорядочное движение своего рода частиц образующих такие
случайные обстоятельства, результатом которых может стать что угодно, даже
такая протяженная по времени и бесчеловечная по жестокости эпидемия
Европейских стран, как инквизиция.
Возникает закономерный вопрос, поиск ответа на который ставится целью
данного реферата. Имела ли инквизиция искренне религиозное (святое) начало,
или являлась экономически политической игрой с целью обогащения отдельных
ее представителей.
Данный реферата является поводом для обдумывания таких философско-
социалогических проблем на основе нижеизложенных фактов и анализа,
приводящего к сложению определенного мнения и избежания повторений
тормозящих развития мироздания факторов в истории.


История инквизиции



Самое мощное оружие антирелигиозной пропаганды - история самой религии,
историческая истина, противопоставленная церковным вымыслам и легендам, а в
истории религии – самое потрясающее явление – инквизиция.
Если под инквизицией понимать осуждение и преследование
господствующей церковью инокомыслящих – вероотступников, то хронологические
рамки инквизиции следует расширить на всю историю христианской церкви – от
ее возникновения по настоящее время, ибо епископы еще со времен раннего
христианства и по сей день присвоили себе право осуждать и отлучать от
церкви тех верующих, которых они считают еретиками.
История инквизиции, – прежде всего тайная история. Церковь имела все
основания тщательно скрывать и замалчивать или извращать с целях
самооправдания ужасающие факты инквизиции. История инквизиции неразрывно
переплетается с историей всего общества и ее корней надо искать не в
религиозном духе, идей а в условиях и обстановке классовой борьбы между
буржуазией и угнетаемыми классами. Чем значительней развивался торговый
капитализм в XV-XVI веках, тем ожесточеннее боролось дворянство за свое
преобладающее положение, за власть и экономическое господство.
Вместе с тем, нельзя забывать и о том, что роль идей в истории
инквизиции была также очень важна, и именно идей христианской религии. Она
служила инквизиторам, как необычайно удобное, прекрасно приспособленное для
целей классового насилия, средство идеологического оправдания этого
насилия. Начиная с Евангелия и кончая судебниками самой инквизиции, вся
христианская литература давала в руки попов-палачей множество средств и
способов оправдать самые гнусные формы террора, насилия, грабежа и
оправдать их идеей любви и духовного спасения человечества. Тут не было
никакого извращения христианских идей, тут не было никакого противоречия с
сущностью евангельской веры. И прямо и косвенно – священное писание
помогало попам быть палачами, а палачам - разыгрывать из себя «спасителей
душ праведных».
Если же инквизицию понимать в более узком смысле, подразумевая под
этим термином деятельность особых трибуналов католической церкви,
преследовавших еретиков, то её рамки сужаются от возникновения этих
трибуналов в XII-XIII веках то их повсеместный отмены в первой половине 19
века.
С раннего периода существования христианской церкви епископы, и в их
числе папы римские, были наделены инквизиторскими полномочиями –
расследовать, судить и карать еретиков и пользовались ими на протяжении
всей истории церкви. Этими правами продолжают пользоваться после роспуска
священной канцелярии, согласно все ещё действующему каноническому праву.
Инквизиция, согласно данным ей при утверждении привилегиям, не была
ответственна ни перед каким государственным учреждением и не была подсудна
никакому светскому суду. Все, что имело какое-либо касательство к
инквизиции, могло рассматриваться исключительно инквизиционными
трибуналами, деятельность которых все более и более расширялась, неизбежно
приходила в столкновение с обычными светскими судами. На решение
инквизиционных судов возможна была апелляция лишь к великому инквизитору и
это делало инквизицию страшной и совершенно независимой силой . В начале 17
века Великий инквизитор Портокареро выступал в защиту положения: судебная
власть предоставлена ей богом, а не королем; она может отменять все
постановления светских судов, т.к. они действуют от имени короля и облачены
им властью. Великая Хунта (Совет) узнала и изложила в докладе королю: все
владения в которых была учреждена инквизиция, и широко укрепился беспорядок
царящих в различных судебных местах вследствие неутомимого усердия
инквизиторов распространять свою власть с таким произволом и так
неограниченно, не взирая на обстоятельства и лица, что нормальной судебной
власти не оставалось почти никаких дел и призванные управлять лишились
власти. Нет ни одного рода дел, разрешение которых они, под тем или иным
более ли менее мнимым предлогом, не присвоили бы; нет ни одного человека
каким бы независимым от их власти не считали его, с которым бы они не
обращались как со своим непосредственным подданным, заставляя его
повиноваться их указам, налагая на него штрафы, тюремные заключения и
другие наказания (Франция при Карле 2).


Предпосылки создания


Начало деятельности инквизиции как особого церковного суда католической
церкви для борьбы с ересью и свободомыслием было положено папой Иннокентием
III (понтификат 1196-1216); она действовала почти во всех католических
странах с XII по XIX век.
Причинно нравственной основой инквизиции в Европе стало христианское
вероисповедание. В IV веке христианство становится государственной религией
Рима. Государство делится на две части: Западную и Восточную,
соответственно деля религию и давая ей два пути развития: Римско-
католический и Православный (Ортодоксальный). Вскоре католический путь
развития приобретает значение господствующей идеологической силы Европы.
Католицизм возымел власть над феодалами, препятствуя войнам, оставил
значимый след в культуре и монополизировал образование.
Но все же возникало большое число новых течений в христианстве,
противоречащих католицизму – «ересей». Некоторые из них были весьма
влиятельны. Поэтому католикам необходимо было с ними бороться. Вопрос
искоренения ереси обсуждал Вселенский (IV Латеранский) собор 1215г.,
решения которого заложили теоретическую основу деятельности инквизиции. В
XI-XIII вв. широко распространилось учение катаров, еретической секты в
Западной Европе. Это учение переросло в «Альбигойскую ересь», центром
которой становится город Альби, здесь же впервые проповедуются
внерелигиозные идеалы любви. Позднее зародилось движение Вальденсов,
выдвигавшее требования «евангельской бедности». Оба эти движения были
весьма популярны.
Для борьбы с этими движениями были созданы специальные суды, прообразы
инквизиции. А также устраивались Крестовые походы.
За 20 с лишним лет территория этих ересей была «вычищена», и Парижский
договор 1229г зафиксировал поражение альбигойцев, заставив ересь затаиться.
В связи с этим Фридрих II Штауфен ввел смертную казнь для еретиков,
передаваемых в руки светских властей. В Нарбонне и Тулузе учреждали первые
инквизиционные суды. Но их не хватало, и папа Григорий IX своим Раввенским
декретом учредил папскую инквизицию, суды которой появились в большинстве
стран католической Европы. Тем же декретом он поручил розыск еретиков
монашеским орденам францисканцев и доминиканцев, орден нищенствующих
монахов, «псы господни» (Domini canes), охвативший значительную часть
Западной Европы. Требовали предоставления им строжайшего надзора над всем
образованием. Их деятельность восхвалялась папством как величайшая
добродетель истинно преданных сынов церкви. Из доминиканских школ вышло
немало известных инквизиторов. Они называли себя «псами господними» за свою
преданность папству и вели агитаторско-наказующую деятельность против
ереси.
После Альбигойских войн, еретические учения получили большое
распространение в объединенном государстве Арагоны и Канталонии, т.к.
многие альбигойцы искали там спасения. Вследствие этого в 1232 г местная
церковь организует в Арагоне инквизицию.
Первые смертные приговоры были изданы в 1301 г. в Канталонии. И в
течение последующих 50 лет состоялось несколько десятков процессов. Во
второй половине XIV в. главным инквизитором стал Николау Эймерик, который
систематизировал инквизицию и отличился своей жестокостью. Он стал образцом
несправедливости.
Католическая церковь проповедовала слепую веру, не основываясь на
рационализме и силе разумных доводов. Это была главная статья судебных дел
инквизиции. Но иногда подобные идеи и оправдывались, так, например из-за
знаменитого «дела Льюля» в 1395г. Эймерик был отстранен папой от
руководства инквизиции. После этого инквизиция пережила «период летаргии» и
за 80 лет было проведено всего около десятка процессов.
Главным объектом гнева Испанкой инквизиции за время ее существования
была «иудействующая ересь». Дело в том, что когда в 711 г. арабы завоевали
большую часть Иберийского полуострова, образовались две группы государств:
испано-христианские и арабо-мусульманские. После этого до 1492 г. шел
процесс отвоевания испанских земель. За это время арабы и христиане
приобрели очень тесный контакт, отчасти благодаря евреям. Но благодаря
учреждению инквизиции это относительное мирное сосуществование трех народов
раскололось.
Гоняясь за ересью, христиане поняли, что мавры и евреи пользуются
благами христианской цивилизации. Осложнять отношения с маврами было опасно
из-за не завершившегося отвоевания, т.к. Гранада была достаточно сильным
государством и еще оставалась под арабским влиянием.
Евреи в середине XII в. из-за нашествия приверженцев религии Аллаха
были вынуждены переселиться в Испанию и Южную Францию. Преследование евреев
в Европе началось непосредственно с началом Крестовых походов, призванных
освободить «Гроб Господень» и «Святую землю» Палестины. В 1096 г.
прокатилась волна еврейских погромов. Во Франции евреи обязаны были носить
на одежде особый знак.
Многие еврейские семьи приняли формальное христианство, оставаясь
верными своей религии. Во Франции в 1276 г. была сожжена первая группа
таких «новых христиан». Арагонский король Джауме I сужает сферу
деятельности евреев. Растет насилие по отношению к ним, возникают обвинения
в эпидемии чумы, вырезаются евреи в целых городах.
В этой волне насилия и притеснения привлекается испанская инквизиция.

Носильное крещение

6 июня 1391 г. перестала существовать самая многочисленная еврейская
община – севильская альхама. Более 4000 евреев было убито, около 20000
приняли христианскую веру. Насилие и убийство, происходящее под
покровительством правительства и церкви, объяло всю Испанию. 13 лет
происходили погромы и грабежи еврейских общин по всей территории страны. В
1391 г. половина общин совсем исчезла, а другая состояла из крещеных
евреев.
В начале XV в. на еврейскую судьбу повлияла деятельность доминиканского
монаха Винсента Феррера. Он три года ходил по городам Испании и
проповедовал всеобщее крещение евреев, порождая в народе еще большую к ним
ненависть. По его инициативе был принят Вальядолидский статут, очень сильно
ограничивающий права еврейского населения.
Новый папа – Мартин V, крестил «по доброй воле» по меньшей мере, 3000
испанских евреев во время Тортосского диспута 1413-1414 гг., который не
принес желаемых результатов, но очень напугал иноверцев.
Всего в XV в. число новообращенных, по мнению большинства
исследователей, было от 200 до 300 тысяч. Но конфликты возникали и внутри
еврейских общин, между правоверными и крещеными их представителями. Среди
новообращенных были люди искренне принявшие христианскую веру, были и
такие, которые принимали христианскую веру и стремились покинуть общины,
дабы сберечь свое богатство. Но большинство были вынуждены креститься,
чтобы сохранить жизнь себе и своим близким, тайно оставаясь верными религии
предков.
По началу христиане достаточно благожелательно отнеслись к «новым
христианам», на них даже не распространялись условия Вальядолидского
статута. Они стали весьма влиятельным общественным слоем. Многие из них
также получили дворянские патенты. Но вскоре их верность религии Христа все
больше стала подвергаться сомнениям, и возникли споры о «чистоте крови»,
что противоречило нормам христианской этики. После 1449 г. «новым
христианам» было запрещено занимать муниципальные должности. Спустя
несколько десятилетий, требования изгнания для правоверных евреев и
инквизиционный трибунал для «иудействующих новых христиан», были воплощены
в жизнь.
В 1474 г. Изабелла становится королевой Кастилии, и в 1478 г. папа
Сикст IV учреждает там инквизицию. В 1479 г. принц Фердинанд становится
королем Арагона, и, женившись на Изабелле, объединяет Кастилию и Арагона в
единое Испанское государство. А в 1492 г. испанцы завоевывают Гранаду,
последнее арабское государство на полуострове.

Новая инквизиция

Существует много теорий о том, кому нужна была инквизиция. В частности
считается, что государство солидно пополняло свою казну за ее счет, так как
каждый осужденный вне зависимости от степени его вины подвергался
конфискации имущества. Или что инквизиция это гарант политического и
духовного единства в стремлении испанского народа, выраженного в девизе
«единый закон, единый король, единая вера».
Мрачная слава испанской инквизиции затмила злодеяния инквизиторов в
других странах. О ее кровавых деяниях написаны сотни книг, о ней пишут и
будут писать как испанские историки, так и историки других стран, пытаясь
не только рассказать в назидание потомству о ее жестокостях, но и объяснить
их, разобраться в сложных корнях, породивших и питавших этот репрессивный
орган на службе церкви и испанской короны.
В Испании инквизиция достигла своей «высшей » степени развития.
Испанская инквизиция стала примером, эталоном для учреждений такого же рода
во всем христианском мире.
И действительно, нигде инквизиция не действовала так жестоко и
всеобще, нигде она не соединяла в себе в такой «совершенной» форме черты
церковной и политической (государственной) полиции, как это было в Испании,
управляемой католическими монархами.
XV-XVI вв. в истории Испании, - это начало кризиса феодального
миропорядка. Инквизиция, в этой ситуации, была последней надеждой церкви
сохранить потерянное господство. Томас де Торквемада убеждает королей
объединенного государства Кастилии и Арагоны Изабеллу и Фердинанда в том,
что Новая инквизиция должна укрепить королевскую власть. Новая инквизиция
становится грозным оружием абсолютизма в руках власти под прикрытием
внутренних вооруженных сил – Святой Германдады.
В 1480 г. появились первые инквизиторы: Мигель де Морильо и Хуан де Сан
Мартин. Из-за появлений слухов о еврейском заговоре начались первые аресты,
и состоялось первое аутодафе, святая процессия представляющая собой
многолюдное шествие горожан, подготовку узника к экзекуции, пение траурных
гимнов, оглашение приговора, облачение в санбенито, предшествующая массовой
смертной казни, происходившее впоследствии по 2 раза в месяц. В 1482 г.
папа утверждает 8 новых инквизиторов, среди которых был и Томас де
Торквемада.
Торквемада был монахом доминиканского монастыря, отличавшимся
суровостью и аскетизмом. Со временем он становится духовником королевы ее
супруга. Он втайне способствовал учреждению инквизиции, а в 1483 г. стал
Генеральным инквизитором Кастилии.
В отличие от средневековой, Испанская инквизиция больше зависела от
королевской власти, чем от папства, и получила широчайшие возможности
главного защитника христианской веры, позволяя ей вмешиваться практически
во все сферы жизни. Торквемада задумал набросить на всю страну густую сеть
инквизиционных судилищ.
После упорного сопротивления дворянства в 1484 г. было дано согласие на
создание трибуналов в Арагоне. Но богатые «конверсо» все равно
сопротивлялись и устраивали тайные покушения на инквизиторов после первого
процесса. К этому времени «фабрики смерти» охватили всю Испанию.

Жестокие порядки

За короткий срок инквизиция превратилась в совершенную модель
административной пирамиды, приспособленную для управления всей страной. В
1484 г. Торквемада составил «Инструкции», которые превратились в свод
законов инквизиции. Согласно ему Генеральный инквизитор руководил
деятельность всех трибуналов. В распоряжение совета поступали все штрафы и
конфискованное имущество, треть которых уходило в казну государства, а все
остальное составляло бюджет инквизиции. Все ее служители должны были
обладать «чистой кровью». Была также разработана подробнейшая иерархия
должностей и ответственных лиц. Большой частью являлись внештатные
работники, т.е. доносчики, которые публично демонстрировали свою близость к
Священному трибуналу.
Для того чтобы привлечь кого-либо к ответственности, разумеется,
требовались основания. Таким основанием в делах веры служило обвинение
одним лицом другого в принадлежности к ереси, в сочувствии или помощи
еретикам. Наоборот, тот, кто откликался в установленный срок на призыв
инквизитором и сообщал ему сведения о еретиках получал награду. В той же
проповеди инквизитор объяснял верующим отличительные черты различных
ересей, признаки, по которым можно обнаружить еретиков, хитрости, на
которые последние пускались, чтобы усыпить бдительность последователей,
наконец, способ или формы доноса. Печальная слава, сопутствовавшая
инквизиции, создала среди населения атмосферу страха, террора и
неуверенности, порождавшей волну доносов, подавляющее большинство которых
было основано на вымыслах или нелепых и смехотворных подозрениях. Люди
спешили «исповедаться» перед инквизитором в надежде в первую очередь
оградить себя от обвинений в ереси. Особенно старались доносчики,
действовавшие из корыстных побуждений, в надежде получить за выдачу
еретиков часть их состояния.
Наряду с этими источниками был ещё один, питавший «делами» ненасытные
чрево «священного» трибунала, а именно: художественные, философские,
политические и другие произведения, в которых высказывались «крамольные»
мысли и идеи. Несоответствие этих произведений принципам католической
ортодоксальности служило более чем достаточным основанием для привлечения
их авторов к судебной ответственности.



Самым ценным, самым желанным способом заполучить еретика считалось не
обнаружить его с помощью третьих лиц, а заставить его самого добровольно
явиться в инквизицию и покаяться, отречься от своих заблуждений, осудить их
и в доказательство своей искренности выдать всех ему известных единоверцев,
сторонников и друзей.
Были организованы «периоды милосердия», которые по своей сути являлись
ловушками для еретиков. Главная особенность судопроизводства состояла в
секретности всех этапов, например, обвиняемый не мог знать имен доносчиков.
От обвиняемого требовали раскаяния, которое не исключало наказания. В
качестве наказания применялся интердикт, отлучение от церкви, паломничество
в святые места, публичное покаяние, бичевание, ношение порочащих знаков,
тюрьма. Тюремное заключение чаще всего было пожизненным. Заключенные
держались в полной изоляции, их заковывали в кандалы, кормили только хлебом
и водой.
Обычно от ареста до приговора проходило около трех лет, и подсудимый
был психологически подготовлен признать свою вину, если же он
«упорствовал», то он отправлялся в комнату пыток. Согласно инструкции он
мог подвергнуться пытке лишь единожды. Чаще всего применялось три вида
истязаний: оборотами веревки, водой и дыбой. Все наказания делились на две
категории: для «примирившихся» и для «упорствующих». Для первой категории
существовали три типа наказаний: духовные, физические и материальные. Для
второй категории было единственное наказание – смерть через сожжение,
которое призвано было устрашить народ. В первые полстолетия, инквизиторы
приговаривали к смерти 40% всех судимых. В случае если еретик умирал до
суда или успевал скрываться, то сжигали его труп или чучело заочно – «в
изображении».
Все приговоры объявлялись на аутодафе, зрелище призванное устрашить
тысячи зрителей. О предстоящей процессии извещали весь город. С самого утра
дня казни, совершались тщательные приготовления и утраивались внушающие
декорации на площади. В 7 утра обычно начиналось аутодафе. По площади
продвигалась процессия из монахов солдат и осужденных, которые представали
в «санбенито», одежде символизирующей степень их вины. Судимые шли в
порядке усиления их вины по категориям. Затем церковь формально передавала
каждого осужденного светским властям, которые оглашали приговор. Потом
еретиков осужденных на смерть уводили за город и сжигали. В последствии их
санбенито вывешивали на городских стенах, как символ позора.

Гонения

В 1492 г. был подписан указ об изгнании евреев из всех владений
испанских государей. Этот указ для евреев был совершенно неожидан.
Вследствие этого число новообращенных христиан в 2-3 раза превысило число
правоверных евреев. На протяжении всего XV в. принимались меры делающие
жизнь испанских евреев невозможной. Местные власти старались исключить
возможность контакта евреев с христианами. В 80-х годах стало особенно
заметно сокращение числа правоверных евреев в Испании, а казна тем временем
очень хорошо поживилась с налогов налагаемых на еврейские семьи. С
появлением инквизиции гонения усилились. Все эти меры имели психологическое
значение нагнетания в стране напряженности и ненависти к иудейскому народу.
Решение об изгнании евреев было связано с деятельностью инквизиции и
влиянием на королевских особ Генерального инквизитора Торквемады. Кроме
того, антисемитские настроения в массах, выработанные многолетними
проповедями, повлияли на принятие этого решения. Но решающее значение для
появления указа имели интересы абсолютистского государства к всеобщему
соединению под единой религией. Это объясняет еще и то, что указ появился
сразу после падения Гранады, что играло немалую роль в формировании единого
государства.
Большинство оставшихся евреев предпочитали изгнание насильному
крещению, вопреки ожиданиям власти. «По закону» им разрешалось за 2-3
месяца продать свое имущество, но местные власти нередко нарушали это
«закон» и конфисковали его.
Огромные движения невольных еврейских масс происходило по испанским
дорогам по направлению к гаваням. Но путь был настолько тяжел из-за
постоянных грабежей и обманов, что многие предпочитали вернуться в Испанию
и принять христианство. Обобщая мнения разных историков можно предположить,
что количество людей в этом движении было около 100000.
По существу можно сказать, что был принесен в жертву целый народ, ни в
чем не повинный и подвергшийся геноциду только за то, что отказался
отречься от веры своих предков.

Арабы

На протяжении многих столетий сосуществования арабов и испанцев-
христиан на Иберийском полуострове возникло несколько районов компактного
проживания мавров. Это Арагон, Каталония и Валенсианское королевство, здесь
арабы составляли треть населения. Другим центром являлась Гранада, где даже
после захвата в 1492 г. арабы составляли больше половины населения. В
остальных местах арабское население составляло небольшую долю, и большая
часть этих арабов относились к морискам, т.е. крещеным.
После изгнания евреев стали применяться меры для принятия маврами
христианства, противоречащие условиям арабской капитуляции, которые
переросли в массовое и насильственное крещение. В 1502 г. был опубликован
декрет, который ставил арабов перед выбором крещения или изгнания. В 1527
г. считалось, что ислам официально изгнан из Испании, но что крещение было
для многих из мавров не вполне добровольным, и некоторые мориски не слишком
сведущи в вопросах Святой веры. Против неблаговерных морисков избрали
испытанное оружие инквизиционных преследований. В 1526 г. в Гранаде был
учрежден инквизиционный суд. В это время начинается ограничение прав
морисков, и ведется политика внедрения «старых христиан» в поселения
морисков, порождающая вражду и нетерпимость.
Испания, ведя войну против протестантизма в Европе, начинает войну с
гугенотами. По слухам, мориски обвинялись в тайном сговоре с ними. Также их
обвиняли в сотрудничестве с враждебными Турками, нанесшими серьезное
поражение Испании. Права томившихся в ожидании морисков все сильнее
сужались королевскими указами. Инквизиция в Гранаде сжигала 80% всех
осужденных морисков. С их стороны были предприняты слабые попытки
восстания. В кровавых побоищах мориски сходились с испанскими войсками. Для
остановки сопротивление были приняты меры для переселения арабов на Север.
Оставляя при этом большие обезлюдевшие территории. В новых местах обитания
арабов усиливается инквизиция.
Под страхом готовившегося крупномасштабного восстания всех врагов
Испании Филипп III в 1609 г. решает осуществить поэтапное изгнание
морисков. В течение 5-6 лет было изгнано приблизительно 275000 человек, и
страна лишилась массы искусных ремесленников.

Ведьмы

В XVI-XVII вв. Европу поразило безумие, связанное с вымыслами о
ведьмах, колдунах и т. д. Эти люди отличались обычно от других своими
способностями и знаниями. За это их подозревали в связи с сатаной. Ведьмы и
ведуны заняли среди них почетное место в средние века. Слово «ведьма» и на
русском и на английском (witch) образуется от слов «ведь»(«wit») означавших
знание и разум. Все деяния ведьм рассматривались как зловредительство, а
так же им приписывали невероятные возможности, такие как летать,
превращаться в диких животных и др. Но сначала ведьмы считались грешницами
«не по злому умыслу», а с XII-XIII вв. их обвиняют в добровольном пакте с
дьяволом.
Суды над ведьмами постепенно переходят в ведение церкви, а затем
папской инквизиции. Ужесточаются наказания, ведьм все чаще отправляют на
костер. Стала появляться литература на тему ведьм, в том числе «Молот
ведьм» (1487), и буллы как священные уставы, в их числе знаменитая Булла
«Summis desiderantes». «Молот ведьм» собрал в себя все народные предания, и
стал наставлением для инквизиторов Европы.
Ведьмы описываются уродливыми старухами, чья деятельность обычно
направлена на силы природы, когда же изображаются они молодыми девушками,
соблазняющими мужчин. Все народные выдумки о полетах и обращениях ведьм
стали достоянием богословских сочинений и протоколов инквизиционных
трибуналов. Практически все данные известные о ведьмах на сегодняшний день
взяты из двух источников. Самый главный источник это показания самих ведьм
на пытках. Осужденные, надеявшиеся на снисхождение, готовы были признаться
в чем угодно, тем более что нередко они и сами верили в эти истории под
психологическим прессингом инквизиции. Другие данные, дошедшие до нашего
времени основаны на искусстве тех времен.
Заключая пакт с демоном, ведьмы отрекались от христианской церкви,
дьявол оставлял на ее теле какой-либо знак, и женщина становилась
полноправным членом дьявольского общества. Также известны конкретные даты
массовых сборищ ведьм, так называемых шабашей, и очень подробные описания
полета на метле и рецепты мазей для этих полетов, которые состояли в
основном из наркотических веществ, что многое объясняет. Очень красочно
устами ведьм описываются сами шабаши, которые состояли из танцев, трапезы и
пародию на католическое богослужение.
Охота на ведьм в Европе поднимала в народе злобу, ненависть и страх.
Она совпадала с эпохой Возрождения и выражала в себе противодействие сил
прогресса и старых мировоззрений, этот факт объясняет еще и то, что по всей
Европе завязались кровопролитные войны представителей разных направлений
христианства за свою религию. И ведьмы служили «камнем преткновения» этих
взаимоборствующих сил, на который можно было свалить всю вину. Охота на
ведьм была коллективным безумием, казнившим за каждую мелочь. В течение 2 с
лишним столетий эта эпидемия охватывала все страны Европы, и за это время
было осуждено в среднем 200000 человек. Закончилась эта стихия тогда, когда
в ведомстве стали обвинять членов семьи правительства.
Удивительно, что во время этой лихорадки Испания и ее инквизиция
скромнее всего себя проявили, дело в том, что у них в то время были более
существенные враги, такие как евреи, мориски и протестанты. Но все же казни
по этому делу были жестокие и достаточно массовые. Очаги охоты возникали
достаточно локально и в основном около французских границ, и инквизиция не
брала на себя всю ответственность за них. Происходили эти казни на
протяжении XVI века. Некоторые даже умудрялись прилично зарабатывать на
поимке ведьм. В XVII охота на ведьм приобретает политическое значение,
достигая своего апогея, и потухает в начале эпохи Просвещения.

Заключение

Сотни тысяч сгоревших на костре, миллионы томившихся в тюрьмах,
искалеченных, отверженных, лишенных имущества и доброго имени – таков общий
итог деятельности инквизиции. Среди ее жертв – участники народных
еретических движений, руководители восстаний, герои патриотической борьбы,
философы и естествоиспытатели, гуманисты и просветители, противники папства
и феодальных порядков. Католическая церковь не терпела инакомыслия. На
протяжении столетий в феодальном мире костры инквизиции пылали там, где
пробивались ростки нового, передового, торжествовал разум, возникала
надежда на социальную справедливость. Имена Жанны д'Арк Джордано Бруно
стали символом верности патриотическому долгу и научным убеждениям.
В борьбе за всемерное укрепление авторитета церкви и папской власти
придавалось особое значение искоренению ереси. В 1203 г. принимались меры
для истребления Альбигойской ереси на юге Франции. Позже с этой же целью
были организованы крестовые походы на северофранцузских рыцарей
(«альбигойские войны», 1209-1229). Вопрос искоренения ереси обсуждал
Вселенский (IV Латеранский) собор 1215г., решения которого заложили
теоретическую основу деятельности инквизиции. Собор возложил на церковь
ответственность за преследование инакомыслящих. В XIII веке инквизиционные
трибуналы были учреждены на юге Франции, в Италии, Германии, Испании,
Португалии, позже в других странах Европы. Испанцы и Португальцы ввели их в
своих американских владениях. Верховным главой инквизиции являлся папа
римский. Члены инквизиционных

Новинки рефератов ::

Реферат: И.Е. Репин в истории русской живописи (Культурология)


Реферат: Учет заработной платы (Аудит)


Реферат: Внешняя политика России во второй половине 19 века (История)


Реферат: Духовные основы традиционной русской семьи (Социология)


Реферат: Мариупольский могильник (История)


Реферат: Космоцентризм как основа философии древней греции (История)


Реферат: WinWord (Программирование)


Реферат: Международные валютные отношения (Валютные отношения)


Реферат: Основные тенденции изменения социальной структуры российского общества на современном этапе (Социология)


Реферат: Международные отношения и внешняя политика Советского Союза в 20-е - 30-е годы (История)


Реферат: Бетоноукладчик (Строительство)


Реферат: Генезис и поэтика демонологических образов в романе Михаила Булгакова (Литература)


Реферат: Логопедия (Педагогика)


Реферат: Роберт Инглунд пятница 13-ое (Культурология)


Реферат: Петр Первый (История)


Реферат: Влияние особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации (Психология)


Реферат: Антреприза Дягилева (Искусство и культура)


Реферат: История развития Феминизма в России (История)


Реферат: Грибы - особое царство живой природы (Биология)


Реферат: Феодальное государство и право Франции (Государство и право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист