GeoSELECT.ru



Физкультура / Реферат: История развития баскетбола (Физкультура)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: История развития баскетбола (Физкультура)



ЦЕНТРОСОЮЗ РОССИИ
САРАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ

МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ



Кафедра физического воспитания



Реферат



По дисциплине: «физическая культура».

На тему: «История развития баскетбола».



Выполнил: студент гр. БА-21

Марычев А.В.
Проверил: зав. кафедрой
физ. воспитания,
профессор, доктор
педагогических наук
Извеков В.В.



САРАНСК 2003


СОДЕРЖАНИЕ

Введение____________________________________________________________________
_____3
Доктор Джеймс
Найсмит___________________________________________________________ 4

Открытие Джеймса Найсмита_
_____________________________________________________ 4

Появление профессиональных
лиг__________________________________________________ 7
Формирование
НБА_______________________________________________________________ 9
Первые легенды и
династии_______________________________________________________ 11
Объединение с АБА и великая дуэль 80-
х____________________________________________12
DREAM TEAM И эра
Джордана____________________________________________________13
Развитие баскетбола в
России______________________________________________________15



Введение

Актуальность. В современной жизни все больше использование занятий
физическими упражнениями направлено не на достижение высоких результатов, а
на повышение их оздоровительного влияния на широкие массы населения. Для
решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами
являются, прежде всего, спортивные игры. (. Матвеев Л.П, 1991)
Современный баскетбол находится в стадии бурного творческого подъема,
направленного на активизацию действий, как в нападении, так и в защите.
Баскетбол является одним из средств физического развития и воспитания
молодежи (Портнов Ю.М., 1997)
В соответствии с комплексной программой физического воспитания
школьников (Матвеев Л.П., 1995) баскетбол является одним из средств
физического воспитания. Техника игры в баскетбол многообразна. Важнейшим
техническим приемом являются броски. От точности броска, в конечном счете,
зависит успех в игре. Броском мяча школьники начинают обучаться в 5-х
классах. Однако, мы не нашли данных литературы, отражающих уровень
обучаемости школьников броскам, которые изучаются по школьной программе.
Знание уровня обучаемости и динамики становления техники броска позволит
учителям подбирать и использовать в уроке средства, обеспечивающие обучение
на более высоком уровне. Поэтому наша работа актуальна.
Гипотеза. В нашей работе мы исходили из предположения о том, что
изучение уровня обучаемости технике выполнения бросков на уроках физической
культуры, заложенных в комплексную программу для 6-х классов и
корректировка пробного процесса на основе выявления и последующего
исправления ошибок, повысит эффективность процесса обучения броскам в
баскетболе и позволит внести коррекцию в конспекты уроков.
Объект исследования.
Объектом исследования нашей работы явился учебный процесс учащихся на
уроках физической культуры по баскетболу.
Предмет исследования.
В работе изучалась эффективность средств обучения и уровень обученности
учащихся 6-х классов на уроках физической культуры.
Научная новизна. Учитывая отсутствие данных об уровне обученности
школьников броску одной рукой от плеча, мы решили провести тестирование
учащихся 6-х классов для выявления степени и уровня владения бросками до и
после обучения.
Практическая значимость. Считаем, что данные экспериментального
исследования позволят сформировать педагогическое мышление учителей и
экспериментатора о целесообразности использования применяемых средств
начального обучения технике броска одной рукой от плеча.



Доктор

Джеймс Найсмит



Доктор Джеймс Найсмит известен во всем мире, как изобретатель баскетбола.

Он родился в 1861 году в Рэмсэй (Ramsay) городке, близ Элмонта (Almonte),
штат Онтарио, Канада…
Концепция баскетбола у него зародилась, еще в школьные годы, во время игры
в “duck-on-a-rock”…

Смысл этой популярной, в то время, игры заключался в следующем: подбрасывая
один, не большой камень, необходимо было поразить им вершину другого камня,
большего по размеру.
После работы Атлетическим Директором Университета McGill Найсмит переходит
в YMCA Обучающую Школу в Спрингфилде (Springfield), штата Массачусетс
(Massachusetts).



ОТКРЫТИЕ ДЖЕЙМСА НЕЙСМИТА

Баскетбол, пожалуй, единственный из популярных видов спорта, дата и место
возникновения которого доподлинно известны. Об этом знаменательном событии
написан не один десяток книг, часто с вымышленными подробностями
повествующих о первых шагах этого будущего пристрастия миллионов. И тем не
менее, имеет смысл хотя бы схематично обозначить основные моменты
становления и развития баскетбола, искусственно изобретенной игры, сумевшей
за считанные десятилетия завоевать сердца поклонников во всем мире, что
само по себе представляется явлением беспрецедентным.
Уже, будучи преподавателем физкультуры, профессором колледжа в Спрингфелде,
Джеймс Найсмит столкнулся с проблемой создания игры для зимы штата
Массачусетс, периода между соревнованиями по бейсболу и футболу.

Найсмит полагал, что в связи с погодой этого времени года, лучшим решением
будет изобрести игру для закрытых помещений.
Найсмит хотел создать подвижную игру для студентов Школы Христианских
Рабочих, которая предполагала бы не только использование исключительно
силы.

Он нуждался в игре, которую можно было бы проводить в закрытом помещении в
относительно малом пространстве.
И вот, в декабре 1891 года, Джеймс Найсмит представил своему
гимнастическому классу в Спрингфилде (YMCA) свое безымянное изобретение.
Меньше чем за час, Джеймс Найсмит, сидя за столом в своем офисе в YMCA
сформулировал тринадцать правил игры в баскетбол.
Вот они:
1. Мяч может быть брошен в любом направлении одной или двумя руками
2. По мячу можно бить одной или двумя руками в любом направлении, но ни в
коем случае кулаком
3. Игрок не может бегать с мячом. Игрок должен отдать пас или бросить мяч
в корзину с той точки, в которой он его поймал, исключение делается
для игрока бегущего на хорошей скорости.
4. Мяч должен удерживаться одной или двумя руками. Нельзя использовать
для удержания мяча предплечья и тело.
5. В любом случае не допускаются удары, захваты, удержание и толкание
противника. Первое нарушение этого правила любым игроком, должно
фиксироваться как фол (грязная игра); второй фол дисквалифицирует его,
пока не будет забит следующий мяч и если имелось очевидное намерение
травмировать игрока, на всю игру. Никакая замена не позволяется.
6. Удар по мячу кулаком – нарушение пунктов правил 2 и 4, наказание
описано в пункте 5.
7. Если одна из сторон совершает три фола подряд, они должны
фиксироваться как гол, для противников (это значит, что за это время
противники не должны совершить ни одного фола).
8. Гол засчитывается, – если брошенный или отскочивший от пола мяч
попадает в корзину и остается там. Защищающимся игрокам не позволяется
касаться мяча или корзины в момент броска. Если мяч касается края, и
противники перемещают корзину, то засчитываться гол.
9. Если мяч уходит в аут (за пределы площадки), то он должен быть
выброшен в поле и первым коснувшимся его игроком. В случае спора
выбросить мяч в поле, должен судья. Вбрасывающему игроку позволяется
удерживать мяч пять секунд. Если он удерживает его дольше, то мяч
отдается противнику. Если любая из сторон пытается затягивать время,
судья должен дать им фол.
10. Судья должен следить за действиями игроков и за фолами, а также
уведомлять рефери, о трех, совершенных подряд фолах. Он наделяется
властью дисквалифицировать игроков согласно Правилу 5.
11. Рефери должен следить за мячом и определять, когда мяч находится в
игре (в пределах площадки) и когда уходит в аут (за пределы площадки),
какая из сторон должна владеть мячом, а также контролировать время. Он
должен определять поражение цели, вести запись забитых мячей, а также
выполнять любые другие действия, которые обычно выполняются рефери.
12. Игра состоит из двух половин по 15 минут каждая с перерывом в пять
минут между ними.
13. Сторона, забросившая больше мячей в этот период времени является
победителем.

С течением времени баскетбол изменялся…
По началу это была игра терпения и стратегии…

Большинство первых игр имели счет, который никогда не превышал 15 или 20
очков.
Найсмит внимательно следил за развитием спорта, представленным во многих
нациях движением YMCA, уже 1893 году.
Впервые на Олимпийских играх баскетбол был представлен в Берлине в 1936
году.
На пике развития игры, Найсмит был принят в Зал Баскетбольной Славы,
несмотря на то, что он уже был назван в его честь.
Баскетбол, начиная с Джеймса Найсмита, прошел длинный путь.

И сегодня является одним из наиболее популярных спортивных состязаний в
мире, чего не было бы возможно без Доктора Джеймса Найсмита, основателя
этой великолепной игры.



Зимой 1891 года студенты колледжа Молодежной Христианской Ассоциации из
Спрингфилда, штат Массачусетс, просто изнывали от тоски на занятиях
физического воспитания, вынужденные выполнять бесконечные гимнастические
упражнения, считавшиеся в то время едва ли не единственным средством
приобщения молодежи к спорту. Однообразию таких занятий необходимо было
срочно положить конец, внести в них свежую струю, которая способна была бы
удовлетворить соревновательные потребности сильных и здоровых молодых
людей.
Выход из казавшегося тупиковым положения нашел скромный преподаватель
колледжа по имени Джеймс Нейсмит. В декабре того же года первая игра была
сыграна футбольным мячом, а вместо колец он привязал две корзины из-под
персиков к перилам балкона спортивного зала и, разделив восемнадцать
студентов на две команды, предложил им игру, смысл которой сводился к тому,
чтобы забросить большее количество мячей в корзину соперников. Начало было
положено. Мог ли тогда доктор Нейсмит предполагать, какое великое будущее
ждет его детище?
Вполне прагматично названная "баскетболом" (basket - корзина, ball - мяч)
игра, конечно, лишь отдаленно напоминала то феерическое зрелище, которое
известно нам под этим именем сегодня. Ведения мяча не существовало, игроки
только перебрасывали его друг другу, стоя на месте, и стремились затем
закинуть в корзину, причем исключительно обеими руками снизу или от груди,
а после удачного броска один из игроков забирался на приставленную к стене
лестницу и извлекал мяч из корзины. С современной точки зрения действия
команд показались бы нам вялыми и заторможенными, однако целью доктора
Нейсмита было создать игру именно коллективную, в которую можно было бы
вовлечь одновременно большое количество участвующих, и этой задаче его
изобретение отвечало в полной мере.

Но вскоре, после первой игры, листок с правилами пропал…
А, несколько дней спустя, один из студентов Найсмита, Франк Мэйхон (Frank
Mahon), сознался в “преступлении”…
“Я взял их” – сказал Мэйхон своему учителю.

“Я знал, что эта игра будет иметь большой успех и я взял их как сувенир.

Но сейчас я думаю, они должны принадлежать Вам…”

Уже 12 февраля 1892 года, изучив правила и освоив азы техники, студенты
Спрингфилдского колледжа в присутствии ста зрителей провели первый в
истории баскетбола "официальный" матч, мирно завершившийся с результатом
2:2. Его успех был настолько оглушительным, а слух о новой игре
распространился с такой скоростью, что вскоре две спрингфилдские команды
стали проводить показательные встречи, собирая на своих выступлениях сотни
зрителей. Их почин подхватили студенты других колледжей, и уже на следующий
год весь американский северо-восток был охвачен баскетбольной лихорадкой.
Стихийное образование любительских команд и лиг привело к тому, что
студенты стремились заниматься исключительно баскетболом, предпочитая его
не только таким традиционным игровым видам, как американский футбол и
бейсбол, но и горячо любимой попечителями колледжей гимнастике. Чиновники
Молодежной Христианской Ассоциации, вняв жалобам противников нового веяния,
не стали закрывать глаза на такое вопиющее попирание основ учебного
процесса и практически захлопнули перед баскетболом двери студенческих
спортивных залов. Однако их стремление запретить стремительно набиравший
популярность новый вид спорта было подобно попыткам вручную остановить
разогнавшийся поезд.
Впрочем, в этих запретах при желании можно обнаружить и положительную
сторону, ибо именно они спровоцировали проведение первого профессионального
баскетбольного матча, то есть матча за деньги. Случилось это в 1896 году,
когда команда из Трентона, штат Нью-Джерси, для того, чтобы оплатить аренду
зала, вынуждена была продавать билеты на свою игру. Расплатившись по
окончании встречи с владельцами помещения, трентонская команда обнаружила,
что у нее осталась часть вырученных за билеты денег, которая и была поровну
поделена между игроками, сделав каждого из них богаче на 15 долларов...



ПОЯВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЛИГ

Первое официально зарегистрированное объединение профессиональных
баскетбольных команд, называвшееся Национальной Баскетбольной Лигой,
возникло в 1898 году и существовало на протяжении пяти лет, после чего
распалось на несколько самостоятельных лиг, проводивших собственные
чемпионаты.
Правила тех лет позволяли командам заключать контракты с разными игроками
на каждую игру, составы команд, таким образом, отличались крайней
нестабильностью, и любой игрок за один чемпионат при желании мог выступить
чуть ли не за все команды, продавая на каждый матч свои услуги тем, кто
заплатит больше. Стоимость индивидуальных контрактов составляла
приблизительно один доллар за минуту игры, что давало возможность лучшим
игрокам, проводившим на площадке больше времени, зарабатывать внушительные
по тем временам суммы, не обращая ради них внимания на синяки, ушибы и
ссадины; баскетбол на рубеже веков был более чем контактным видом спорта, в
котором не возбранялись толчки, захваты и подсечки соперников.
Одним из новшеств, призванным ускорить игру, но на деле лишь повышавшим
риск получения спортсменами травмы, стало введение проволочной сетки,
огораживающей со всех сторон баскетбольную площадку. Благодаря ей мяч
всегда оставался в игре, но вступить в борьбу за обладание им у сетки
отваживались только самые отчаянные, выходившие из таких единоборств с
многочисленными синяками и надолго сохранявшимися отпечатками сетки по
всему телу. Такие ограждения, более подходящие для хоккейных матчей или
боев без правил, были отменены лишь в 1929 году.
К счастью, разумных нововведений было значительно больше. Еще в 1892 году у
корзин стали вырезать дно, дабы не взбираться к ним по лестнице после
каждого забитого мяча, а затем и вовсе заменили их на металлические кольца.
Однако точно посланный в такое кольцо мяч мог попасть в него, не задев
дужек, что часто вызывало споры по поводу результативности броска, и на
кольцах появились веревочные сетки цилиндрической формы, чуть сужающиеся
книзу, четко фиксирующие каждое попадание мяча в кольцо.
На первых баскетбольных матчах зрители, располагавшиеся на балконе за
кольцом, часто мешали поразить его команде гостей, попросту отбивая мячи,
направленные в корзину их любимой команды. Такие посторонние вмешательства
вызвали в 1893 году появление между кольцом и балконом заградительного
щита, а чуть позже выяснилось, что значительно проще попадать мячом в
кольцо с отскоком от щита, нежели пытаться поразить непосредственно само
кольцо.
Постепенные изменения претерпевали и правила игры. Практика показала, что
нарушения правил при атаке кольца должны наказываться штрафным броском,
производимым без помех с расстояния в 4,57 м от кольца (1894 год), что за
результативный бросок с игры следует начислять два очка, а за штрафной
бросок - одно очко (1895 год), что пять человек с каждой стороны являются
оптимальным количеством одновременно принимающих участие в игре спортсменов
(1897 год). Каждому игроку разрешалось за матч совершать не более пяти
нарушений правил - шестая ошибка автоматически приводила к его удалению с
площадки до конца встречи.
Наиболее ожесточенные дискуссии разгорелись вокруг ведения мяча. Так и не
придя к единому мнению по этому вопросу, разные лиги проводили свои турниры
по собственным правилам - в одних ведение мяча запрещалось категорически, в
других допускалось ударить мячом о площадку лишь определенное количество
раз, а в третьих ведение разрешалось без всяких ограничений, то есть,
постучав мячом по полу, игрок мог поймать его, а затем снова возобновить
ведение и повторять эту процедуру до бесконечности. Но в любом случае
ведение мяча осуществлялось одновременно обеими руками.
По примеру Национальной Баскетбольной Лиги, впервые объединившей в 1898
году профессиональные клубы в одном турнире, в 1925 году была создана
Американская Баскетбольная Лига, охватившая команды Северо-Востока США.
Первые сезоны доминирующее положение в ней занимал выдающийся нью-йоркский
клуб "Ориджинал Селтикс", на голову превосходивший всех своих конкурентов,
и только "Розенблюмз" из Кливленда могли в какой-то степени соперничать с
ним. Однако после трех турниров Селтикс был расформирован, его игроки
пополнили ряды других команд, и с этого момента Розенблюмз оставались
неоспоримыми лидерами Лиги до 1931 года, когда Великая Депрессия вынудила
прекратить проведение чемпионатов.
Баскетбол не умер окончательно - он лишь отошел на второй план, и на годы
Депрессии, как это ни удивительно, пришелся резкий скачок в развитии и
популяризации молодой игры. Во-первых, по всей стране стали возникать
самодеятельные баскетбольные команды, которые, переезжая из города в город,
проводили показательные матчи между собой или с командой хозяев, привлекая
своими выступлениями тысячи болельщиков. Часто такие баскетбольные
праздники превращались в театрализованные шоу с трюками и заготовленными
заранее номерами, и тогда демонстрация филигранной техники владения мячом
затмевала собой спортивный результат двусторонних встреч.
В январе 1927 года Эйб Сейперстайн организовал команду баскетбольных
циркачей под названием "Гарлем Глобтроттерс", полностью состоявшую из
чернокожих спортсменов, которая, сменив за свою историю несколько поколений
выдающихся мастеров оранжевого мяча, вот уже почти три четверти века
приводит в восхищение своим искусством миллионы поклонников во всех уголках
земного шара. Сочетая в своих представлениях уникальные цирковые номера с
блестящим техническим мастерством, "Странники из Гарлема" настолько легко и
непринужденно обращаются с мячом, что заставляют зрителей по-иному
взглянуть на баскетбол, воспринимать его не просто как один из видов
спорта, а как настоящее искусство. Разве можно остаться равнодушным при
виде того, как игроки, стоя к кольцу спиной, несколько раз подряд
забрасывают в него мячи с любых точек площадки или, поймав отскочивший от
щита мяч и сделав в воздухе кувырок, вонзают его сверху в кольцо обеими
руками? И подобных номеров в арсенале баскетбольных кудесников не один
десяток.
Другим стимулом, не позволившим баскетболу полностью уйти со сцены
американской спортивной жизни, стало его бурное развитие в колледжах и
университетах. Студенческие баскетбольные лиги не только продолжали
благополучно существовать и проводить свои чемпионаты, но и модернизировали
правила, постепенно делая игру все более зрелищной. Мяч с торчащим наружу
нипелем был заменен на идеально круглый и гладкий, после чего сам собою
отпал вопрос о допустимости ведения - дриблинг (и только одной рукой) стал
одной из важнейших составляющих технического мастерства; почти одновременно
с этим было введено правило десяти секунд, в течение которых владеющая
мячом команда обязана была перевести его на половину площадки соперников,
что сразу сделало игру значительно динамичнее.


ФОРМИРОВАНИЕ НБА

1936 год ознаменовался новой вехой в истории баскетбола - появлением его в
программе летних Олимпийских игр в Берлине, но только на следующий год
произошли два знаменательных события, резко приблизивших баскетбол первой
половины века к так хорошо известной нам сегодня игре. В январском матче
двух студенческих команд игрок Стэнфордского университета Хэнк Луизетти
впервые в истории баскетбола совершил бросок мяча по кольцу одной рукой!
(Странно, не правда ли, что столь простая, и вместе с тем гениальная мысль
впервые посетила голову баскетболиста лишь через сорок пять лет после
возникновения игры.) Пример студента, кстати, ничем более себя в баскетболе
не проявившего, был мгновенно подхвачен буквально каждым из его коллег по
спортивному цеху, вследствие чего уже к окончанию сезона игра приобрела
совершенно иной качественный рисунок.
Второе знаменательное для прогресса баскетбола событие случилось весной
1937 года, когда было отменено вбрасывание мяча в центральном круге после
каждого взятия кольца. До этого момента команда, располагавшая высокорослым
игроком, имела неоспоримое преимущество перед соперниками: в начале матча
мяч вводился в игру вбрасыванием в центре площадки, которое, разумеется,
выигрывал более высокий баскетболист. Он отбрасывал мяч партнеру, бежал к
щиту соперников, где получал ответный пас и без помех укладывал мяч в
кольцо, после чего бежал к центральному кругу, чтобы завладеть мячом в
очередном вбрасывании. Теперь же, после взятия кольца мяч переходил к
противоположной команде, которая вводила его в игру из-за лицевой линии,
получая, таким образом, шанс поразить кольцо соперников.
Благодаря этому новшеству игра стала более скоростной и, соответственно,
зрелищной, исход ее теперь зависел в первую очередь не от роста игроков, а
от их меткости, скорости бега, быстроты перемещения мяча и, конечно, от
удачных тактических находок тренеров. И тем более удивительным выглядит то,
что Национальная Баскетбольная Лига, воссозданная в 1937 году и
объединившая 13 профессиональных команд Востока и Среднего Запада США, не
сразу восприняла позитивный характер изменений правил. Осознавая их
прогрессивность, но оказавшись не в состоянии перебороть консерватизм
мышления, функционеры Лиги пришли к решению, которое с известными натяжками
можно было бы признать соломоновым - весь первый сезон команды хозяев
обладали правом решать, по каким правилам будет проходить каждая конкретная
встреча, а именно, каким образом вводить мяч в игру после взятия кольца.
Однако уже к началу следующего сезона здравый смысл восторжествовал, и
Национальная Баскетбольная Лига полностью приняла правила студенческого
баскетбола, что сразу резко возвысило ее рейтинг в глазах публики и
позволило приглашать в профессиональные команды лучших спортсменов
университетских клубов. С 1938 года начался резкий взлет популярности
баскетбола, и ничто, казалось, не сулило ему неприятностей, однако
воплощение в жизнь радужных надежд и завидных перспектив пришлось отложить
еще на пять лет ввиду вступления Соединенных Штатов во вторую мировую
войну. Проводимый Национальной Баскетбольной Лигой розыгрыш чемпионатов
мира продолжался и во время войны, но участвующие в нем спортсмены, не
годные к военной службе, и ограниченное число далеко не самых сильных
команд не могли, конечно же, привлекать к себе повышенного внимания
болельщиков.
Только в 1946 году, когда бывшие профессиональные баскетболисты начали
возвращаться с фронтов, Лига вновь попыталась возобновить свое полноценное
существование. Но у нее появился неожиданный конкурент в лице только что
образованной Баскетбольной Ассоциации Америки. Располагая внушительными
финансовыми средствами, она объединила под своим крылом команды Нью-Йорка,
Вашингтона, Бостона, Филадельфии, Провиденса, Торонто, Чикаго, Детройта,
Питтсбурга, Кливленда и Сент-Луиса. Первый матч в Баскетбольной Ассоциации
Америки, позже переименованной в Национальную Баскетбольную Ассоциацию,
состоялся в ноябре 1946 года, официально обозначив эту дату в анналах
истории как рождение одного из крупнейших спортивных и коммерческих
предприятий современности - НБА.
Историческая встреча в Торонто между баскетболистами "Нью-Йорк Никербокерс"
и "Торонто Хаскиз" завершилась со счетом 68:66 в пользу гостей. А первыми
чемпионами БАА стали "Уорриорз" из Филадельфии, в финальной серии,
проводившейся до четырех побед, одолевшие с итоговым результатом 4:1
"Чикаго Стагс". Причем соперничество между командами было настолько острым,
что в двух последних играх превосходство "Филадельфии" выразилось лишь в
одном и трех очках.
Набиравшая обороты баскетбольная Ассоциация Америки успешно переманивала к
себе не только отдельных игроков, но и целые клубы Национальной
Баскетбольной Лиги, еще несколько сезонов кое-как продолжавшей
сопротивляться экспансии своей младшей, но куда более мощной сестры.
Неизбежное произошло в 1949 году, когда Национальную Баскетбольную Лигу
(прекратившую после этого свое существование) покинули шесть лучших команд,
влившихся в Баскетбольную Ассоциацию Америки. С этого момента она стала
называться Национальной Баскетбольной Ассоциацией...



ПЕРВЫЕ ЛЕГЕНДЫ И ДИНАСТИИ

Первые шесть сезонов НБА прошли под знаком бесспорного преимущества бывшего
клуба НБЛ - команды "Лейкерс" из Миннеаполиса, сумевшей выиграть за это
время пять чемпионатов и только в 1951 году из-за эпидемии обрушившихся на
команду травм уступившей право играть в финальной серии клубу "Рочестер
Ройалз", который в итоге и стал победителем. Своими выдающимися успехами
"Миннеаполис Лейкерс" были в первую очередь обязаны своему бессменному
лидеру Микану.
Джордж Микан близорукий центровой - даже на площадку он выходил в очках с
толстыми линзами, и довольно неуклюжий гигант ростом 208 см полностью
доминировал под обоими щитами, забирая чуть ли не все мячи в атаке и
обороне и принося львиную долю очков своей команде. Выиграв третий подряд
чемпионат в 1954 году, Микан, которому к тому времени исполнилось 30 лет,
заявил об уходе из большого спорта, и "Лейкерс" пришлось надолго забыть о
своих честолюбивых амбициях, вернуться к которым они смогли только много
лет спустя уже после своего переезда в Лос-Анджелес. Наступила эра "Бостон
Селтикс".
Однако еще в 1951 году произошло примечательное событие, положившее начало
традиции, не только сохранившейся до наших дней, но и приобретающей с
каждым годом все больший размах и зрелищность. В марте в присутствии десяти
с лишним тысяч зрителей в Бостоне состоялся первый Матч Всех Звезд, в
котором сборная команда лучших баскетболистов Востока противостояла сборной
не менее знаменитых мастеров Запада, Восток победил со счетом 111:94,
доказав тем самым, что недаром баскетбол начал развиваться в первую очередь
на атлантическом побережье.
С 1957-го по 1969 год включительно едва ли какая-то другая команда могла
сравниться по мастерству с бостонской "Селтикс", выигравшей в тринадцати
турнирах одиннадцать чемпионских титулов. В 1958 году бостонцы уступили в
финальной серии "Сент-Луису", победив только в двух встречах из шести,
однако уже на следующий год полностью реабилитировались перед своими
болельщиками за досадную осечку, впервые в истории профессионального
баскетбола выиграв финальную серию "всухую" у "Миннеаполиса" и набрав в
четырех встречах в общей сложности 487 очков. Владельцы миннеаполисских
"Лейкерс" были настолько расстроены неудачей своей команды, что после
окончания сезона продали ее в Лос-Анджелес, где она стала выступать под
названием "Лос-Анджелес Лейкерс".
Баскетбол - игра командная, но даже самому ровному по подбору игроков и
сплоченному коллективу трудно рассчитывать на высокие достижения, не имея в
своем составе ярких личностей, лидеров, способных более десяти лет подряд
вести за собой команду к новым и новым победам. В бостонском "Селтикс"
шестидесятых такими лидерами были их мудрейший тренер Ред Ауэрбах и
выдающийся центровой Билл Рассел.
Появившись в составе "Бостон Селтикс" в 1956 году в возрасте 22 лет, Рассел
(208 см) к тому времени уже успел дважды выиграть студенческий чемпионат
США, выступая за команду университета Сан-Франциско, и завоевать золотую
медаль Олимпийского баскетбольного турнира 1956 года. Он стал настоящей
находкой для бостонского клуба, проявив себя истинно командным игроком, не
стремившимся набрать как можно больше очков, а готовым выполнять любую
черновую работу ради общей победы. Наиболее сильной его стороной была игра
в защите. Блокируя броски соперников и подбирая мяч под щитом, он начинал
быстрые прорывы своей команды, а в атаке выступал тонким распасовщиком,
постоянно державшим в поле зрения всех своих партнеров и мгновенно
направлявшим мяч тому, кто находился в наиболее выгодной позиции.
Преданность Рассела клубу, за который он непрерывно выступал на протяжении
всей своей тринадцатилетней карьеры, и вера в него тренера были настолько
велики, что Ред Ауэрбах, оставляя в 1966 году бразды правления командой,
назначил своим преемником именно Рассела, ставшего первым чернокожим
тренером в НБА. Но Рассел не повесил на гвоздь кроссовки, и за три сезона,
которые он возглавлял "Селтикс" в качестве играющего тренера, еще дважды
привел свою команду к титулу чемпионов мира, став одиннадцатикратным
победителем первенств НБА и установив по этому показателю рекорд, который с
тех пор не удалось превзойти никому.
Прервать на один год царствование на баскетбольном троне "Бостон Селтикс"
смогла в 1967 году лишь "Филадельфия-76" с великим Уилтом Чемберленом.
Чемберлена, получившего благодаря росту 216 см прозвище "Ходули", с полным
правом можно назвать блестящим неудачником. Второй по результативности
игрок за всю историю НБА (31419 очков) и обладатель множества рекордов
Ассоциации, он всего лишь дважды за свою карьеру становился чемпионом. Его
уникальные индивидуальные достижения далеко не всегда приносили дивиденды
команде, игра которой целиком строилась вокруг ее лидера. Завоевать
чемпионский титул "Филадельфия-76" смогла именно в тот сезон, когда
Чемберлен, сознательно снизив собственную результативность до 24.1 очка за
матч (по сравнению со средней результативностью 30.1 очка за всю карьеру),
стал, подражая примеру Рассела, играть в коллективный, командный баскетбол.
В 1969 году из Калифорнийского университета Лос-Анджелеса в "Милуоки Бакс"
пришел новичок по имени Лью Алсиндор. Уже на следующий год этот угловатый и
костлявый чернокожий парень ростом 218 см привел свою команду к званию
чемпионов. Приняв в начале семидесятых ислам, Алсиндор поменял имя на Карим
Абдул-Джаббар, под которым стал известен во всем мире как непревзойденный
центровой "Лос-Анджелес Лейкерс", сыгравший за этот клуб четырнадцать
сезонов и пять раз становившийся в его составе чемпионом НБА. Проведя в
профессиональном баскетболе 20 лет и оставив его в 1989 году. Карим Абдул-
Джаббар является рекордсменом Ассоциации по количеству набранных очков
(38387), количеству заброшенных с игры мячей (15837), количеству
проведенных на площадке минут (57446) и многим другим показателям...

ОБЪЕДИНЕНИЕ С АБА И ВЕЛИКАЯ ДУЭЛЬ 80-х

В 1967 году параллельно с чемпионатом НБА собственный турнир начала
проводить Американская Баскетбольная Ассоциация, объединившая одиннадцать
команд и просуществовавшая девять лет. Спортивный уровень ее был
значительно ниже, чем в НБА, бюджет - по меньшей мере, несерьезным для
организации масштабных соревнований, и матчи АБА проходили при полупустых
трибунах. Тем не менее, эта организация достойна упоминания уже потому, что
именно в проводимых ею чемпионатах был впервые введен трехочковый бросок.
Через три года после неизбежного фиаско АБА это новшество было взято на
вооружение в НБА - за точный бросок, совершенный из-за дуги, расположенной
на расстоянии в 724 см от кольца, стали начислять три очка. (В американском
студенческом баскетболе дуга трехочкового броска находится в 602 см от
кольца).
Еще до распада Американской Баскетбольной Ассоциации, пополнившей состав
НБА четырьмя командами, а именно в 1970 году, число клубов, участвующих в
главном баскетбольном турнире Северной Америки, достигло семнадцати, и
возникла необходимость разбить их на группы и подгруппы, именно с этого
сезона Национальная Баскетбольная Ассоциация приобрела структуру,
сохранившуюся до настоящего времени. По территориальному признаку команды
были разделены на Западную и Восточную конференции; в первую вошли
Среднезападный и Тихоокеанский дивизионы, а вторую составили Центральный и
Атлантический дивизионы.
Сезон 1979 года ознаменовался появлением в Ассоциации двух величайших
баскетболистов восьмидесятых - Лэрри Берда и Ирвина "Мэджика" Джонсона.
Наверное, за всю историю американского профессионального баскетбола трудно
будет найти двух других столь похожих друг на друга спортсменов - по
физическим данным, выдающемуся мастерству и самой судьбе - и в то же время
поразительно разных по манере действий на площадке.
Игроки примерно одной комплекции и практически ровесники (Лэрри на два с
половиной года старше Мэджика), они не только одновременно появились в
высшем баскетбольном свете и на протяжении всей своей недолгой
тринадцатилетней карьеры сохраняли верность своим клубам ("Бостон Селтик"с
и "Лос-Анджелес Лейкерс" соответственно), но и оказались вынуждены оставить
активные занятия спортом из-за проблем со здоровьем в 1992 году -
продолжать играть в полную силу Берду помешали непрекращающиеся острые боли
в спине, а анализы крови Мэджика дали положительный результат на ВИЧ-
инфекцию. Джонсон, правда, вернулся в команду на непродолжительное время в
сезоне 1995-1996 годов и помог ей выйти в плей-офф, но после поражения
"Лейкерс" в первом круге оставил баскетбол окончательно.
Внешне всегда невозмутимый и рассудительный, Лэрри Берд был не только
блестящим снайпером, набравшим за годы выступлений 21791 очко, но и
настоящим дирижером командных действий, умело руководившим обороной и
направлявшим развитие атакующих комбинаций. Он трижды приводил "Бостон
Селтикс" к званию чемпионов мира, трижды признавался лучшим (по
формулировке НБА "самым ценным" - MVP) игроком регулярных чемпионатов и
дважды - лучшим игроком финальных серий.
Взрывной и непредсказуемый Мэджик Джонсон, с добродушного лица которого
почти никогда не сходила обаятельная улыбка, запомнился ценителям
баскетбола как непревзойденный универсал, вызывавший восхищение своей игрой
на любой позиции. Для него не составляло труда забивать мячи из-за
трехочковой линии и из-под кольца, отдавать молниеносные голевые пасы
партнерам и перехватывать передачи соперников, делать на обоих щитах
подборы и вести мяч, не глядя на него, любой рукой. Пять раз в составе
"Лейкерс" Мэджик становился чемпионом Ассоциации, по три раза он
признавался MVP регулярных чемпионатов и финалов.
Трижды в финальных сериях "Селтикс" Берда противостояли "Лейкерс" Джонсона,
и перевес в соперничестве этих двух лучших команд Востока и Запада оказался
на стороне последних, победивших в двух очных выяснениях отношений. Было бы
крайне досадно, если бы двум ведущим игрокам этих клубов так и не удалось
выступить вместе за одну команду. Однако такой шанс представился им в 1992
году на Барселонской Олимпиаде... [ продолжение ]

DREAM TEAM И ЭРА ДЖОРДАНА

Годом ранее Международный Олимпийский комитет снял запрет на участие
профессиональных спортсменов в Олимпийских играх. Баскетболисты восторженно
восприняли это решение отнюдь не потому, что им не хватало славы и денег, -
объединило их общее желание показать свое мастерство всему миру и на деле
продемонстрировать превосходство американского баскетбола во встречах с
любыми соперниками.
В сборную, еще до ее формирования названную Командой Мечты (Dream Team),
вошли Лэрри Берд, Мэджик Джонсон, Майкл Джордан, Чарльз Баркли, Дэвид
Робинсон, Скотти Пиппен, Клайд Дрекслер, Патрик Юинг, Крис Маллин, Карл
Мэлоун и Джон Стоктон. Символическим представителем студенческого
баскетбола стал Кристиан Лейттнер из университета Дьюк. Легко и
непринужденно пройдя все стадии квалификационного турнира и добравшись до
финала, американские сборники самоуверенно заявили, что не смогут считать
себя полноценными олимпийскими чемпионами, если не выиграют решающий матч с
разрывом в 50 очков. Представлявшая в финале "остальной мир" сборная
Хорватии "посрамила" профессионалов, позволив им выиграть у себя "всего" 32
очка, и тем не менее, победа Команды мечты в этом матче со счетом 117:85 в
полной мере отразила соотношение сил на баскетбольном турнире Олимпиады.
Один из выдающихся игроков золотой олимпийской команды - Майкл Джордан - к
тому времени уже восемь лет блистал на баскетбольных площадках НБА.
Появившись в 1984 году после трех лет обучения в университете Северной
Каролины в составе "Чикаго Буллз", он в первом же своем сезоне получил
награду Лучшего Новичка Ассоциации, и с тех пор буквально каждый год его
фантастической карьеры ознаменовывался новыми рекордными достижениями.
Легкий, подвижный, прыгучий, он умеет в баскетболе все, причем выполняет
сложнейшие технические приемы с таким изяществом и артистизмом, которые
заставляют зрителей поверить, что, паря в воздухе, он чувствует себя ничуть
не менее свободно и раскованно, чем прочно стоя на площадке обеими ногами.
Выиграв в составе "Чикагских Быков" с 1991-го по 1993 год три звания
чемпиона мира подряд и по три раза удостоившись титула лучшего
баскетболиста регулярного чемпионата и лучшего игрока финальных серий,
Джордан решил расстаться с баскетболом, заявив, что в этом виде спорта для
него больше не существует каких-либо не завоеванных вершин. К сожалению,и с
с уходом Джордана не только померкла былая слава чикагского клуба, но и сам
он не добился каких-либо успехов на новом для себя поприще бейсболиста.
Однако старая любовь не ржавеет, и в 1995 году тридцатидвухлетний Джордан
возвращается в команду, приведя в уныние соперников и в восторг -
многомиллионную армию своих поклонников. С его приходом "Чикаго Буллз"
преображается на глазах и вновь выигрывает три чемпионата подряд, а ее
лидер снова дважды удостаивается звания лучшего игрока регулярных
чемпионатов и трижды - лучшего игрока финальных серий. Все шесть раз, когда
"Чикаго Буллз" выходили в финал при Джордане, они добивались в нем побед, а
сам он все те же шесть раз назывался лучшим баскетболистом финальных
турниров!
Однако эти победы лишь на первый взгляд могут показаться легкими, а
превосходство "Чикаго Буллз" неоспоримым. Сейчас наступило новое. На
площадках Ассоциции доминирует новое поколение звезд: Шакил О`Нил, Коби
Брайант, Винс Картер, Тим Данкан, Трэйси МакГрэйди, Дирк Новицки... Сегодня
НБА, в которую в далеком 1947 году входили лишь восемь клубов, объединяет
двадцать девять команд из двадцати восьми городов США и Канады и
располагает таким количеством выдающихся талантов, которого с лихвой
хватило бы на всю историю какого-либо иного вида спорта. Но это только
разжигает и без того нешуточные страсти, заставляя сотни миллионов
болельщиков всего мира с замиранием сердца следить за бескомпромиссными
баталиями великих мастеров одной из популярнейших игр нашего времен.



Развитие баскетбола в России
Родиной отечественного баскетбола является Санкт-Петербург. Факт этот
общеизвестен и сомнений не вызывает.
Первое упоминание об этой игре в нашей стране принадлежит известному
русскому пропагандисту физической культуры и спорта петербуржцу Георгию
Дюпперону и относится оно к 1901 году. Еще в сентябре 1900 года в
Петербурге был создан Комитет содействия нравственному и умственному
развитию молодых людей. В его программе значилось чтение лекций по
различным разделам жизнедеятельности человека. А уже в 1904 году в
программе комитета появилась и физкультура, которая наряду с нравственным и
умственным развитием добавила физическое. Обществу дали название “Маяк”. В
отчете за 1907 год его деятельности (с 22.09.1906 по 22.09.1907) значилось
упоминание о приглашении в Россию американского специалиста Э.Мораллера,
который и поведал маяковцам о совершенно новой заморской игре. Получилось
так, что с баскетболом в первую очередь были ознакомлены лучшие спортсмены
“Маяка”. В конце 1906 года в Обществе были проведены первые баскетбольные
поединки. Победителем первых соревнований неизменно становилась команда
“лиловых” (по цвету маек), возглавляемая одним из лучших гимнастов общества
С.Васильевым, названным впоследствии “дедушкой русского баскетбола”.
А уже в 1909 году состоялось событие, ставшее определенной вехой в истории
не только отечественного, но и мирового баскетбола, В Петербург приехала
группа членов американской ассоциации христиан. Из них и была составлена
баскетбольная команда, которая, к общей радости петербуржцев, проиграла
местной команде “лиловых” со счетом 19:28. Эта встреча проходила в новом
зале Общества “Маяк” в доме № 35 на Надежденской улице (в советские времена
- улица Маяковского). Именно эта историческая встреча в книге “Мировой
баскетбол”, изданной в Мюнхене в 1972 году к 40,-летию баскетбольной
федерации ФИБА, названа первым настоящим международным баскетбольным
матчем. Таким образом, получается, что именно Россия стала местом
проведения первого международного баскетбольного матча на планете. Эти два
события - первая игра, состоявшаяся в 1906 году, и первый международный
матч 1909 года - и дали повод усомниться в определении даты рождения
баскетбола в России. Многие годы юбилейные турниры проводились, ведя свой
отсчет от 1906 года, вплоть до 80-летия отечественного баскетбола. Но затем
была обнаружена одна неточность: в воспоминаниях уже небезызвестного нам
“дедушки русского баскетбола” упоминалась та первая игра 1906 года,
проведенная в зале общества
“Маяк” по Надежденской улице. Архивно установлено, что новый зал общества
“Маяк” был введен в эксплуатацию несколько позже. Видимо, на этом основании
некоторые горячие головы “решили” считать датой рождения баскетбола в
России не 1906 год, а, скажем... 1909-й! И это после многократных юбилеев
по случаю 50-летия - в 1956 году, 60-летия - в 66-м, 75-летия - в 81-м,
наконец, 80-летия -в 86-м?
Вопрос этот не праздный. Его должны разрешить ученые-историки спорта,
именно они могут внести необходимую ясность, чтобы поставить в этом вопросе
окончательную точку. Но вернемся в Санкт-Петербург. Благодаря усилиям
“маяковцев” баскетбол вскоре стал распространяться в других спортивных
обществах и учебных заведениях города, а после революции уверенно зашагал
по стране и уже в 1920 году был внесен в школьную программу Всеобуча
наравне с футболом в качестве обязательной дисциплины. В 21-м в Петербурге
была создана первая в стране баскетбольная лига, председателем которой стал
Ф.Юргенсон. И именно эта организация явилась прообразом нынешней федерации,
и именно под ее эгидой в том же году впервые было проведено первенство
города по баскетболу.
Большую работу проводили будущие федерации по организации всевозможных
чемпионатов, турниров, а с 1923 года - чемпионатов страны сначала среди
городов, а затем и среди спортивных обществ. Надо сказать, что
ленинградские команды неоднократно становились чемпионами: в 23-м обе
команды - и женская, и мужская, затем женская - в 35-м, а мужская - в 36-м.
В 1955 году мужская команда Ленинграда стала чемпионом всесоюзных
соревнований в закрытых помещениях среди сборных команд союзных республик,
а также Москвы и Ленинграда. Затем звание чемпионов страны наши команды
завоевывали еще четырежды: женская команда “Спартак” (гл. тренер
С.Гельчинский) - в 1974 году и команда “Электросила” (гл. тренер
Е.Кожевников) - в 1990 году; мужская команда “Спартак” в 1975 году стала
чемпионом Советского Союза, а в 1992 году - чемпионом СНГ. Обе победы были
одержаны под руководством тренера В.Кондрашина.
Большой вклад в организацию городского баскетбола, в проблемы роста молодых
специалистов, в подготовку Мастеров высшей квалификации, прекрасно
выступавших впоследствии в сборных командир СССР и России, в подготовку
тренерских кадров вносила сначала секция баскетбола городского Комитета по
физкультуре и спорту, а 1|тем и федерации баскетбола Ленинграда (Санкт-
Петербурга). В предвоенные и первые послевоенные годы во главе этих
организаций стояли С.Гольштейн, М.Крутиков. В последующие годы федерацию
возглавляли заслуженный мастер спорта В.Разживин, секретарь райкома партии
Г.Семибратов, ответственный работник Ленгорисполкома Б.Лешуков, ученый и
журналист М.Чупров и, наконец, генерал налоговой полиции Г.Полтавченко. В
составе общественной организации, каковой являлась федерация, активно
работали люди различных специальностей. Их вклад в развитие баскетбола в
городе на Неве огромен. Можно вспомнить лишь немногих из них: В.Желдин,
Ю.Герасимов, Е,Ершова, Б.Иванов, А.Дмитриев, Г.Ульяшенко, Ю.Апполонов,
В.Шамис, Ю.Кузнецов, С.Чесноков, Н.Познанская, Е.Иванова, В.Тржескал, Ю.
Портных, О.Вдовин, Ю.Алексеев, С.Афанасьев, В.Углянкин, О.Мамонтов,
Д.Фролов и многие, многие другие. Основными направлениями в работе
федерации были: массовый баскетбол, подготовка резерва, выступления команд
мастеров, вопросы судейства, в том числе и подготовка судей, и пропаганда
баскетбола в средствах массовой информации и на телевидении. Ну а о
послевоенных годах в истории развития баскетбола как в городе на Неве, так
и в других городах России мы будем рассказывать в последующих номерах
журнала.



литература

1) Яхонтов Е.Р. Баскетбол для всех – М.: Физкультура и спорт 1984 –22с.
2) Бородай С.А. История баскетбола // сборник научных статей
преподавателей и аспирантов. Выпуск XIV- Чебоксары: Руссика 2000- 57с.
3) “Планета Баскетбол”, статья Михаила Чупрова.







Реферат на тему: История развития олимпийских игр
I

«Нет ничего благороднее солнца,
дающего столько света и тепла. Так
и люди прославляют те состязания,
величественнее которых нет ничего, -
Олимпийские игры.»
Пиндар

Эти слова древнегреческого поэта Пиндара, написанные два тысячелетия
назад, не забыты по сей день. Не забыты потому, что Олимпийские состязания,
проводившиеся на заре цивилизации, продолжают жить в памяти человечества.
Нет числа мифам – один прекраснее другого! – о возникновении
Олимпийских игр. Почетнейшими родоначальниками их считают богов, царей,
правителей и героев. Установлено с очевидной бесспорностью одно: первая
известная нам Олимпиада с древности проходила в 776 г. до нашей эры.
Каждые Олимпийские игры превращались в праздник для народа, своего рода
конгресс для правителей и философов, конкурс для скульпторов и поэтов.
Дни олимпийских торжеств – дни всеобщего мира. Для древних эллинов игры
были инструментом мира, облегчавшим переговоры между городами,
способствовавшим взаимопонимания и связи между государствами.
Олимпиады возвеличивали человека, ибо Олимпиады отражали мировоззрение,
краеугольным камнем которого были культ совершенства духа и тела,
идеализация гармонично развитого человека – мыслителя и атлета. Олимпионику
– победителю игр – соотечественники воздавали почести, каких удостаивались
боги, в их честь создавались памятники при жизни, слагались хвалебные оды,
устраивались пиры. Олимпийский герой въезжал в родной город на колеснице,
одетый в пурпур, увенчанный венком, въезжал не через обычные ворота, а
через пролом в стене, который в тот же день заделывали, чтобы олимпийская
победа вошла в город и никогда не покидала его.



II

1 Центром олимпийского мира древности был священный округ Зевса в
Олимпии – роща вдоль реки Алфей при впадении в нее ручья Кладей. В этом
прекрасно городке Эллады почти триста раз устраивались традиционные
общегреческие состязания в честь бога-громовержца. Ветры ионического моря
беспокоили могучие сосны и дубы на вершине холма Кронос. У его подножия
раскинулась заповедная территория, тишину которой раз в четыре года
нарушало олимпийское торжество.
Такова Олимпия, колыбель игр. О ее былом величии напоминают ныне отнюдь
не безмолвные руины. Свидетельство античных авторов, статуи и изображенния
на вазах и монетах воссоздают картину Олимпийских зрелищ.
Возле священной Олимпии вырос впоследствии одноименный городок в
окружении апельсиновых и оливковых рощ.
Ныне Олимпия – типичный провинциальный городок, живущий туристами, что
стекаются к олимпийским развалинам со всего света. В нем решительно все
олимпийское: от названия улиц и отелей до блюд в тавернах и сувениров в
бесчисленных лавченках. Достопримечателен же он своими музеями –
археологическим и олимпийским. Если бы не эти сокровища глубокой старины,
можно бы без сожаления покинуть городок, перейти каменный мостик через
ручей Кладей, по другую сторону которого – заповедная Олимпия. Ничем не
примечателен вход в священную рощу. Под ногами почерневший мрамор ступеней
да плиты священного ракушечника. Стоит протянуть руку, и дотронешься до
ветви дикой оливы, какой венчали голову Олимпионика. Над головой простерли
свои кроны могучие сосны и дубы. А выше – голубизна неба, под шатром
которого тут были воздвигнуты величественные сооружения. Увы, их не
пощадили ни землетрясения, ни разливы рек, ни время. Но как поразительны
эти останки былого величия!!!
Своей поныне сохранившейся славой Олимпия всецело обязана Олимпийским
играм, хотя проводились они там лишь раз в четыре года и длились считанные
дни. В перерывах между играми пустовал огромный стадион, расположенный
неподалеку, в котловине у холма Кроноса. Зарастали травой беговая дорожка
стадиона и окаймлявшие арену откосы холма и насыпей, служившие трибуной для
зрителей. Не раздавался стук копыт и грохот влекомых конями колесниц на
близлежащем ипподроме. Не было тренирующихся атлетов на окруженной стоями
просторной площади гимнасия и в монументальном здании палестры. Не
слышались голоса в леонидайоне – гостинице для почетных гостей.
Зато во время Олимпийских игр здесь бурлила жизнь. Десятки тысяч
прибывающих атлетов и гостей до отказа заполняли грандиозные по тем
временам спортивные сооружения. Их ансамбль по своему составу в основе мало
отличался от современных спортивных комплексов. В те далекие времена на
Олимпиадах выявлялся лишь победитель в отдельных видах соревнований –
Олимпионик. Говоря современным языком, никто не фиксировал абсолютные
достижения атлетов. Совершенство мест соревнований поэтому мало кого
интересовало. Всех больше занимала обрядовая сторона праздника,
посвященного Зевсу.
Как известно, древнегреческую историю с некоторой степенью
достоверности отображает мифологию. Один из поэтических мифов древней
Греции повествует о том, как возник олимпийский стадион. Если прислушаться
к этой легенде, то его основателем был Геракл из Крита. Примерно в 17 в. до
н. э. Он и его четыре брата высадились на Пелопоннесском полуострове. Там у
холма с могилой титана Кроноса, согласно преданию побежденного в борьбе
сыном Зевса, Геракл в честь победы своего отца над дедом организовал
соревнование со своими братьями в беге. Для этого на площадке у подножия
холма он отмерил расстояние в 11 стадий, которое соответствовало 600 его
ступням. импровизированная беговая дорожка длинной 192 м 27 см и послужила
основой будущего Олимпийского стадиона. На протяжении трех столетий именно
на этой примитивной арене далеко не регулярно проходили игры, названные
позднее Олимпийскими.
Постепенно Олимпиады завоевали признание всех государств расположенных
на Пелопоннесском полуострове, а к 776 г до н. э. приобрели общегреческий
характер. Именно с этой даты началась традиция увековечивать имена
победителей.
Канун торжественного открытия Игр вблизи стадиона на берегу реки Алфей
раскидывался древний палаточный городок. Сюда кроме множества поклонников
спорта устремлялись и торговцы различными товарами, владельцы
развлекательных заведений. Так еще в древние времена забота о подготовке к
играм вовлекала в организационные дела самые разные социальные слои
населения Греции. Пять дней официально длился Греческий фестиваль,
посвященный прославлению физической силы и единства нации, поклоняющейся
обожествленной красоте человека. Олимпийские игры по мере роста их
популярности оказывали влияние на центр Олимпии – Альтиса. Более 11 веков в
Олимпии проводились общегреческие игры. Подобные же игры проходили и в
других центрах страны, но ни одни из них не могли равняться с Олимпийскими.

2 Одна из прекраснейших легенд прошлого повествует о богоборце и
защитнике людей Прометее, который похитил огонь с огонь с Олимпа и принес
его в тростнике и научил смертных пользоваться им. Как гласят мифы, Зевс
повелел Гефесту приковать Прометея к Кавказской скале, пробил ему грудь
копьем, а огромный орел каждое утро прилетал клевать печень титана, он был
спасен Гераклом. И не сказание, а история свидетельствует о том, что в иных
городах Эллады существовал культ Прометея, а в его честь проводились
Прометейи – состязания бегунов с горящими факелами.
Фигура этого титана остается и ныне одним из самых ярких образов в
Греческой мифологии. Выражение «прометеев огонь» означает стремление к
высоким целям в борьбе со злом. Разве не тот же смысл вкладывали древние,
когда около трех тысячелетий назад зажигали Олимпийский огонь в роще
Альтиса?
Во время летнего солнцестояния участники соревнований и организаторы,
паломники и болельщики воздавали почести богам, зажигая огонь на алтарях
Олимпии. Победитель соревнований по бегу удостаивался почести зажечь огонь
для жертвоприношения. В отблесках этого огня происходило соперничество
атлетов, конкурс художников, заключалось соглашение о мире посланцами от
городов и народов.
Вот почему была возобновлена традиция зажжения огня, а позднее и
доставки его к месту проведения состязаний.
Среди олимпийских ритуалов особой эмоциональностью окрашена церемония
зажжения огня в Олимпии и доставки его на главную арену игр. Это одна из
традиций современного Олимпийского движения. За волнующим путешествием огня
через страны, и даже – иногда- континенты, с помощью телевидения могут
наблюдать миллионы людей.
Впервые олимпийское пламя вспыхнуло на Амстердамском стадионе в первый
день игр 1928 года. Это бесспорный факт. Однако до последнего времени
большинство исследователей в области олимпийской истории не находят
подтверждения тому, что этот огонь был доставлен, как велит традиция,
эстафетой из Олимпии.
Начало факельным эстафетам, доставлявшим огонь из Олимпии в город
летней Олимпиады, было положено в 1936 г. С тех пор церемонии открытия
Олимпийских игр обогатились волнующим зрелищем зажжения на главном
олимпийском стадионе огня от факела, пронесенного эстафетой. Бег
факелоносцев – торжественный пролог Игр в течение более четырех
десятилетий. 20 июня 1936 г. в Олимпии был зажжен огонь, совершивший затем
3075 километровый путь по дороге Греции, Болгарии, Югославии, Венгрии,
Чехословакии и Германии. А в 1948 г. факел впервые совершил морское
путешествие.
В 394 г. н. э. Римский император Феодосий 1 издал указ, запрещающий
дальнейшее проведение Олимпийских игр. Император принял христианство и
решил искоренить антихристианские игры, прославляющие языческих богов. И
полторы тысячи лет игры не проводились. В последующие века спорт потерял то
демократическое значение, которое придавали ему в Древней Греции. Надолго
он стал привилегией «избранного» мошенничества, престал играть роль
наиболее доступного средства общения между народами.
3. С наступлением эпохи Ренессанса, восстановившей интерес к искусству
Древней Греции, вспомнили про Олимпийские игры. В начале 19 в. Спорт
получил в Европе всеобщее признание и возникло стремление организовать
нечто подобное Олимпийским играм. Некоторый след в истории оставили
локальные игры, организованные в Греции в 1859, 1870, 1875 и 1879 годах.
Хотя они и не дали ощутимых практических результатов в развитии
международного Олимпийского движения, но послужили толчком к формированию
Олимпийских игр современности, обязанных своим возрождением французскому
общественному деятелю, педагогу, историку Пьеру Де Кубертену. Рост
экономического и культурного общения между государствами, возникший в конце
18 в., появление современных видов транспорта, подготовили почву для
возрождения Олимпийских игр в международном масштабе. Именно поэтому призыв
Пьера Де Кубертена: «Нужно сделать спорт интернациональным, нужно возродить
Олимпийские игры!», нашел должный отклик во многих странах.
23 июня 1894 г. в Париже в Большом зале Сорбонны собралась комиссия по
возрождению Олимпийских игр. Ее генеральным секретарем стал Пьер Де
Кубертен. Затем оформился Международный Олимпийский Комитет – МОК, в
который вошли наиболее авторитетные и независимые граждане разных стран.
По решению МОК игры первой Олимпиады были проведены в апреле 1896 г. в
столице Греции на Панафинийском стадионе. Энергия Кубертена и энтузиазм
греков преодолели многие препятствия и позволили выполнить намеченную
программу первых игр современности. С восторгом принимали зрители красочные
церемонии открытия и закрытия возрожденного фестиваля спорта, награждение
победителей соревнований. Интерес к соревнованиям был так велик, что на
мраморных трибунах Панафинийского стадиона, рассчитанных на 70 тысяч мест
уместилось 80 тысяч зрителей. Успех возрождения олимпийских игр подтвердили
общественность и пресса многих стран, с одобрением встретившие начинание.
Однако еще в начале подготовки Игр в Афинах выявились трудности,
связанные с экономической слабостью Греции. Премьер-министр страны Триконис
сразу же заявил Кубертену, что Афины не в состоянии осуществить столь
крупное международное мероприятие, связанное с большими затратами средств и
объемами работ для переустройства города и спортивных сооружений. Лишь
поддержка населения помогла преодолеть это препятствие. Видные общественные
деятели Греции образовали Организационный комитет и изыскали средства. В
фонд подготовки игр поступали частные взносы, образовавшие крупные суммы.
Были выпущены почтовые марки в честь Олимпийских игр. Доход от их
реализации пошел в фонд подготовки. Энергичные меры оргкомитета и участие
всего населения Греции принесли желанные плоды.
И все же явная неподготовленность Греции к серьезным мероприятиям
подобного масштаба сказалось прежде всего на спортивных результатах
соревнований, которые были невысоки даже по оценкам того времени. Причина
тому была одна – отсутствие должным образом оборудованных сооружений.
Знаменитый Панафинийский стадион был одет белым мрамором, но его
вместимость оказалась явно недостаточной. Спортивная арена не выдерживала
никакой критики. Слишком узкая, имеющая уклон у одному краю, она оказалась
плохо приспособленной для соревнований легкоатлетов. Мягкая гаревая дорожка
к финишу имела повышение, а виражи были слишком круты. Пловцы соревновались
в открытом море, где старт и финиш были обозначены растянутым между
поплавками канатами. В таких условиях о высоких достижениях не приходилось
даже мечтать. Стало ясно, что на примитивной арене стадиона атлеты не могут
достичь высоких результатов. Кроме того, невиданный приток туристов,
устремившихся в Афины, выявил необходимость приспособления городского
хозяйства для их приема и обслуживания.
В настоящее время Мраморный стадион в Афинах для соревнований не
используется, оставаясь памятником первых игр. Естественно, что организация
современных олимпийских игр под силу лишь экономически развитым странам,
города которых имеют необходимые спортивные сооружения и достаточно
благоустроены, чтобы должным образом принят необходимое количество гостей.
Вынося решение об очередных играх 1900-1904 годав Париже в Сент-Луисе МОК
исходил из того, что в этих городах в тоже время проводились всемирные
выставки. Расчет был прост – избранные города во Франции и США уже имели
минимально необходимые спортивные сооружения, а подготовка к всемирным
выставкам обеспечивала условия для обслуживания туристов и участников игр.
К прославленным Парижским ансамблям подготовка игр 2 Олимпиады не
добавила ничего существенно нового.
На соревнованиях Игр 2 Олимпиады в Париже были показаны довольно
высокие результаты. Однако расчеты на использование уже существующих
сооружений и совмещение Игр со Всемирной выставкой себя не оправдали.
Соревнования проходили на аренах, далеко расположенных друг от друга и не
рассчитанных на большое количество зрителей. Легкая атлетика проводилась в
Булонском лесу на грунтовых дорожках Ресинг клуба, плавание – в Аньере,
гимнастика в Венсенском лесу, фехтование в Тьюильри, теннис на острове
Пюто. Парижские игры стали частью программы третьей Всемирной выставки. Они
привлекли мало зрителей, были слабо отражены в прессе.
Еще менее эффективными оказались игры 3 Олимпиады, проведенные впервые
на Американском континенте в Сент-Луисе. Их также приурочили к всемирной
выставке 1904 года. Подавляющее большинство участников составили сами
американцы. Соревнования проводились главным образом на спортивных
площадках Университета Вашингтона, рассчитанных на 40 тыс. мест. Беговая
дорожка стадиона имела прямую – 200 м. Пловцы стартовали в искусственном
русле реки на территории выставки с наспех сколоченного плота. Эти игры
оставили малозаметный след в истории олимпийского движения.
Организаторы IV Олимпиады в Лондоне учли ошибки предшественников. В
столица Великобритании за короткий срок был возведен стадион White-city с
трибуной на 100 тыс. мест. На его территории разместили также стометровый
плавательный бассейн, арену для соревнований борцов и каток с искусственным
льдом.
Олимпийские игры в Лондоне положили начало сооружению специальных
спортивных комплексов дли их проведения. Правильность такого

Новинки рефератов ::

Реферат: Видеокарты (Компьютеры)


Реферат: Развитие быстроты (Физкультура)


Реферат: Ламаизм (Религия)


Реферат: Организация бюджетного контроля (Право)


Реферат: Гипотезы происхождения жизни на Земле (Естествознание)


Реферат: Конспект лекций по биофизике (Биология)


Реферат: Государственное управление предприятием в переходной экономике (Предпринимательство)


Реферат: Шанс Атлантиде (История)


Реферат: Банковская тайна (Финансы)


Реферат: Пространство и время в философии (Философия)


Реферат: Реферат по ОБЖ, Тема: СПИД (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Генетические алгоритмы (Программирование)


Реферат: Роль компьютерных игр в успешной адаптации младших школьников к условиям школы (Педагогика)


Реферат: Содействие устойчивому ведению сельского хозяйства и развитию сельских районов (Сельское хозяйство)


Реферат: Конфликты в менеджменте (Менеджмент)


Реферат: Анализ и аудит финансовой отчетности предприятия (Бухгалтерский учет)


Реферат: Понятие иска (Право)


Реферат: Фондовые биржи в России (правовые основы и практический опыт) (Биржевое дело)


Реферат: Клод Моне (Искусство и культура)


Реферат: Совет Безопасности Организации Объединенных Наций (Государство и право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист