GeoSELECT.ru



Культурология / Реферат: Экранизация романов Шолохова (Культурология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Экранизация романов Шолохова (Культурология)



1

Фильм «Тихий дон»

В 1957 году вышли две серии фильма — экранизации романа Михаила
Шолохова «Тихий Дон». Тогда для Элины Быстрицкой, сыгравшей роль Аксиньи,
наступил звездный час. При первых же показах фильм посмотрели 47 миллионов
зрителей, и своим успехом он во многом обязан участию именно Элины
Авраамовны. Недаром Михаил Шолохов, увидев ее в отснятых пробах,
воскликнул: «Так вот же Аксинья!»
Но признание к Элине Быстрицкой пришло еще до «Тихого Дона». Окончив
Киевский государственный институт театрального искусства, она снялась в
трех фильмах, ее талант ярко проявился на театральной сцене, хотя путь к
успеху был очень нелегким. Родители прочили Элине Авраамовне медицинскую
карьеру, во время войны еще в тринадцатилетнем возрасте она ухаживала за
ранеными в госпитале, а в свободное время училась на курсах медицинских
сестер, но по окончании медицинского техникума твердо решила посвятить себя
искусству. И уже в 1955 году, после фильма «Неоконченная повесть», по
опросу читателей газеты «Советская культура», Элина Авраамовна была названа
лучшей актрисой года.
После «Тихого Дона» Элина Быстрицкая снялась в другой значительной
киноленте, возвысившей и утвердившей ее славу — будто сама судьба
предоставляла ей роли в фильмах, в полном смысле слова отображавших эпоху.
Кинолента «Добровольцы», в которой Элина Авраамовна сыграла Лёлю, стала
настоящим символом минувшего времени.
Сегодня народная артистка СССР Элина Быстрицкая — педагог ГИТИСа.
Зритель по-прежнему имеет возможность видеть на сцене ее неповторимых
героинь, воплощение женственности, красоты и обаяния. В 2000 году Элина
Авраамовна стала лауреатом премии мэра Москвы. Яркие образы, представленные
актрисой, разнообразие характеров ее героинь по сей день восхищают и
публику, и маститых театральных критиков.
Давно стало традицией именем писателя, в личности и творчестве
которого с особой полнотой воплотились духовные силы нации, обозначать
знаменательные явления в культурной жизни времени. Немеркнущие страницы в
художественной летописи человечества помечены и именем Шолохова. Он
принадлежит к числу тех
2

писателей, которые несут людям те сокровения духа, которые являются
достоянием народа. Его путь в духовной культуре нации - это движение
непосредственного участника в делах и свершениях истории, которые являлись
для него уделом родного народа.
С начала творческой деятельности и до конца своей жизни Шолохов
много времени и сил уделял общественной работе.
В конце 1937 года писателя избрали депутатом Верховного Совета СССР. В
ноябре 1938 года на заседании ученого совета Института мировой литературы
М.А. Шолохова выдвинули кандидатом в действительные члены Академии наук
СССР.
А. Толстой писал: "Я горячо поддерживаю кандидатуру М.А. Шолохова в
академики, потому что он большой и растущий художник реалист. Кроме того,
Шолохов отдает много времени и сил общественной деятельности. Я уверен, что
избрание Шолохова в члены Академии наук СССР, будет горячо встречено всем
советским народом"1.
К Шолохову неоднократно обращались деятели культуры, художники,
писатели, отдельные коллективы с просьбой о помощи. И он никому не
отказывал.
Известно письмо Шолохова, написанное в июле 1970 г. в Совет Министров
РСФСР, наполненное заботой о сохранении истории донского казачества.
"Дорогой Геннадий Иванович!
Одновременно с этим письмом посылаю письмо Л.И. Брежневу, в котором
прошу Политбюро ЦК КПСС рассмотреть вопрос о возможности как-то отметить
наступающее в этом году 400-летие Донского казачества. В обращении к Вам
мне хотелось бы несколько подробней обосновать свое предложение,
продиктованное единственным желанием не уронить достоинства Державы
Российской, создать все необходимое, чтобы вырвать инициативу из рук
белогвардейского отребья. Нет сомнения, что донские и вообще белые
эмигранты будут широко отмечать 400-летие Войска Донского. А что же мы -
подлинные наследники донского края - будем молчать и делать вид, что мы
"Иваны не помнящие родства" и не чтящие историю Родины? Дон дал России
Ермака, Пугачева, Разина, Булавина и многих других славных сынов. Надо
скромно, но с достоинством отметить этот юбилей и не дать возможность
отщепенцам Родины представлять эту часть России в дни ее 400-летия при
нашем неуместном молчании.
И в отношении станицы Старо черкасской надо что-то делать. Люди
окраинного уголка России, некогда населявшие его, веками
3

стоят на рубежах Родины, и необходимо сохранить для истории и потомства
хотя бы то, что осталось вопреки нашему пренебрежению к памятникам родной
страны.
Почему бы Вам, Геннадий Иванович, не послать в Старочеркасск
авторитетную комиссию историков, которая установила бы, какие объекты и
ценности нуждаются в реставрации и сохранности.
Ведь украинцы сделали же нечто подобное в бывшей Запорожской Сечи, а мы,
выходит, лыком шиты?
Очень прошу Вас лично обратить внимание на далекую частицу РСФСР. Ведь Вы
же не только председатель Совмина, но еще и русский человек.
Обнимаю Вас и желаю Вам всего самого доброго.
Ст. Вешенская.
19.6.70 г. Михаил Шолохов (8, 351 - 352). Первую экранизацию кинофильма
"Тихий Дон" по роману М.А. Шолохова пытались не пустить к зрителям.
"Приговор был такой: "казачий адюльтер", "любование бытом казачества" и еще
все в этом же запретном духе. Его создателей - режиссеров - прочь из
профессионального киносоюза: исключили! Шолохова не обошло - пошел
нехороший слух…"2. О чем слух и как писатель ответил на него есть ответ в
письме к Цесарской: "Что касается "Тихого Дона" и того что я, будто бы
способствовал или радовался его запрещению, - чушь! До таких вершин
"дипломатии" я еще не дошел. Разумеется, приеду и, разумеется, буду делать
от меня все зависящее и возможное, чтобы "Дон" пошел по экрану. Но, знаешь
ли, мне не верится во все эти слухи, по моему, это очередная инсинуация
московских сукиных сынов и дочерей"3.
2 декабря 1961 года ряд деятелей культуры обращаются к Министру
культуры СССР Фурцевой Екатерине Алексеевне с просьбой ускорить
строительство конного памятника национальному герою Асламбеку Шерипову в г.
Грозном, проект скульптора А. Сафронова. Прошли слухи, что на завершение
работ не хватает средств. В этом письме деятели культуры просили Фурцеву
Е.А. войти в соответствующие партийные и советские органы с просьбой
оказать им посильную помощь в деле завершения строительства конного
памятника Асламбеку Шерипову.
Попутно они обратились к М.А. Шолохову, как депутату Верховного Совета
СССР с просьбой ознакомить с этим письмом и Микояна А.И.

4

М.А. Шолохов пишет письмо Микояну А.И. Председателю Президиума Верховного
Совета СССР:
"Дорогой тов. Микоян!
Чеченцы хотят поставить памятник своему национальному герою Асламбеку
Шерипову. Но все дело в том, что им хочется увековечить Шерипова на коне,
как и подобает воину и всаднику, а им предлагают бюст. Может быть
согласиться с их просьбой. По их просьбе за разрешением этого вопроса я и
обращаюсь к Вам. Шлю Вам сердечный привет и добрые пожелания.
17.3. 1962 г. Ваш М. Шолохов"4.
Своим письмом к Микояну А.И. М.А. Шолохов помог решить возникший
конфликт.
Родители М.А. Шолохова не были глубоко верующими людьми, но в те времена
все браки совершались в церквях. Они венчались 29 июля 1913 года в
Каргинской церкви, о чем свидетельствует регистрация в метрической книге
хутора Каргина. Книга сейчас хранится в архиве Боковского района. По словам
дочери писателя С.М. Шолоховой, сам М.А. Шолохов не был верующим, но
глубоко уважал право человека верить. И когда в 30-е годы возник вопрос о
сносе храма Михаила Архистратига в ст. Вешенской, писатель встал на его
защиту. Он говорил, что много хуторов вокруг станицы Вешенской, много людей
верующих, нужно оставить этот храм, чтобы люди могли ходить туда и
молиться. Этот храм является теперь историческим и архитектурным
памятником, он описан в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон", и о его
существовании знает весь мир. Сохранен он был благодаря стараниям М.А.
Шолохова.
В архиве ЦК КПСС есть документ, в котором говорится об оказании
писателем помощи сестрам Сергея Есенина. Есенина долго не печатали, сестра
поэта Екатерина написала письмо М.А. Шолохову в ст. Вешенскую, копия
хранится в фондах музея-заповедника:
"Дорогой Михаил Александрович!
Издательство "Советская Россия" готовит к выпуску однотомник С.А.
Есенина, в который войдут почти все произведения поэта. Мне поручено
составить этот сборник, и я очень бы хотела, чтобы Вы написали предисловие
к этому тому. Вам доступно понимать творчество Есенина. Если будет
возможность, не откажите.
С глубоким уважением сестра поэта Е. Есенина.
10. Х. - 1964 г. Москва5.
Шолохов дал согласие стать главным редактором первого академического
собрания сочинений С. Есенина. Много раз
5

встречался с теми, кто стоял у истоков издания. Увы, академическое издание
тогда выпустить не удалось.
Но согласие Шолохова сыграло огромную роль в ускорении издания сочинений С.
Есенина.
В 1957 году вышло издание пословиц В.И. Даля, собранных на
протяжении нескольких десятилетий прошлого века. М.А. Шолохов поддержал
выход в свет издания. Он писал, что оно послужит великому и благородному
делу изучения неисчерпаемых богатств нашей отечественной культуры, великого
и могучего языка -нашего.
Шолохов говорил: "Величайшее богатство народа - его язык!
Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища
человеческой мысли и опыта. И, может быть, ни в одной из форм языкового
творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум,
так кристаллически не отличается его национальная история, общественный
строй, быт, мировоззрение, как в пословицах.
Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи,
десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного
поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой
полет эта крылатая мудрость"6.
А.Н. Квасов, художественный руководитель Государственного ансамбля
песни и пляски донских казаков, вспоминает: "Первым серьезным экзаменом для
нашего ансамбля после его реорганизации стал московский фестиваль "Русская
зима" 1972 года. Выступление прошло успешно. В новую концертную программу
были включены героические и лирические, походные и свадебные, шуточные и
печальные народные песни. <…>После фестиваля поехали в Вешенскую показать
свою программу станичникам и М.А. Шолохову"7.
Концерт прошел на подъеме, а вечером секретарь обкома М.Е. Тесля
вручил Квасову сложенный вчетверо небольшой лист бумаги со словами: "Это от
Шолохова Михаила Александровича. Считай, Квасов, что ты получил бессрочный
пропуск во все страны мира". Квасов говорил: "Я понял, что в руках у меня
бесценный документ, точно определяющий творческую платформу ансамбля,
направление его работы… Это была программа на долгие годы, и мы, не
откладывая, принялись за ее осуществление"8.
В 1972 году летом Квасов приехал к Шолохову вторично, чтобы показать ему
уже разученные песни, рекомендации которым Шолохов давал в своем письме.

6

И тут Шолохов, прослушивая магнитофонные записи, начал говорить, как,
по его мнению, надо работать с народной песней. Он предостерегал от
искажения оригинальных фольклорных текстов,
давал ценные советы о методах сокращения их, наказывал беречь донскую
песню, одну из жемчужин народного творчества. М.А. Шолохов говорил о
бережном отношении к слову, тексту народной песни, о том, как важно донести
этого слово до широкого круга людей, ибо всем нам небезразлична культура и
опыт жизни предшествующих поколений.
По инициативе М.А. Шолохова в станице Вешенской 13 декабря 1936 года
спектаклем "Поднятая целина" открылся театр колхозной казачьей молодежи.
Театру в период своего становления было очень трудно. Были необходимы
сценарии пьес, декорации, оборудование, грим, парики. Коллектив театра
состоял не из профессиональных актеров, а из бывших любителей. Театр
колхозной казачьей молодежи был детищем М.А. Шолохова, он очень любил его и
следил за каждым его творческим шагом, оказывал необходимую помощь.
В связи с двухлетием Вешенского театра писатель направил ему
поздравление:
"Исполнилось два года со дня открытия Вешенского театра колхозной казачьей
молодежи. Театр находится в поре младенчества, но мы уверены, что он будет
расти и крепнуть, и мастерство его со временем по настоящему возмужает.
Общественность отмечает вниманием этот скромный юбилей в надежде, что
коллектив театра не остановится на достигнутом, а будет и дальше
совершенствоваться в театральном искусстве и приобщать к нему население
северных районов Дона.
Как один из постоянных зрителей театра желаю творческому коллективу
дальнейших успехов в учебе и работе.
М. Шолохов"9.
В 1936 году Шолохов стал инициатором создания казачьего народного хора.
1 марта 1936 года в Большом театре состоялась постановка оперы "Тихий Дон".
К постановке оперы Шолохов посоветовал привлечь вешенских певунов и
танцоров, чтобы Большой проникся подлинным духом Дона. Так театралы
познакомились с одиннадцатью песнями и несколькими танцами - дирижер Н.
Голованов высказал им благодарность. В газетах того
времени писали, что на премьеру приглашены 85 донских казаков-колхозников.
На страницах газет было опубликовано письмо, в
7

котором колхозники - донские казаки и казачки - благодарили правительство
за возможность приехать, чтобы послушать оперу.
Однако необходимо заметить, что в прессе ничего не говорилось ни о
композиторе, ни о дирижере и артистах, ничего, хотя бы мимолетного и о
самом Шолохове. Ведь его огромная заслуга была в том, что эти люди уехали в
Москву в Большой театр и побывали на его сцене.
В 70-х годах М.А. Шолохов обращается к Генеральному секретарю ЦК КПСС Л.
Брежневу с письмом в защиту русской культуры:
"Дорогой Леонид Ильич!
Одним из главных объектов идеологического наступления врагов социализма
является в настоящее время русская культура, которая представляет
историческую основу, главное богатство соц. культуры нашей страны. Принижая
роль русской культуры в историческом духовном процессе, искажая ее высокие
гуманистические принципы, отказывая ей в прогрессивности и творческой
самобытности, враги социализма тем самым пытаются опорочить русский народ,
как главную интернациональную силу советского многонационального
государства, показать его духовно немощным, неспособным к интеллектуальному
творчеству. Не только пропагандируется идея духовного вырождения нации, но
и усиливаются попытки создать для этого благоприятные условия<…>
Особенно яростно, активно ведет атаку на русскую культуру мировой
сионизм, как зарубежный, так и внутренний. Широко практикуется
протаскивание через кино, телевидение, печать антирусских идей, порочащих
нашу историю и культуру<…>
До сих пор многие темы, посвященные нашему национальному прошлому,
остаются запретными. Чрезвычайно трудно, а часто невозможно устроить
выставку русского художника патриотического направления, работающего в
традициях русской реалистической школы<…>
Несмотря на правительственные постановления, продолжается уничтожение
русских архитектурных памятников. Реставрация памятников русской
архитектуры ведется крайне медленно и очень часто с сознательным искажением
их изначального облика. В свете всего сказанного становится очередной
необходимостью еще раз поставить вопрос о более активной защите русской
национальной культуры<…>
Надо рассмотреть вопрос о создании музея русского быта. Для более
широкого детального рассмотрения всего комплекса вопросов русской культуры
следовало бы, как представляется, создать
8

авторитетную комиссию, состоящую из видных деятелей русской культуры,
писателей, художников, архитекторов, поэтов,
представителей Министерства культуры Российской Федерации, ученых
историков, филологов, философов, экономистов, социологов, которая должна
разработать соответствующие рекомендации и план конкретной работы
рассчитанный на ряд лет<…>
Деятели русской культуры, весь советский народ были бы Вам бесконечно
благодарны за конструктивные усилия, направленные на защиту и дальнейшее
развитие великого духовного богатства русского народа<…>
С глубоким уважением Михаил Шолохов"10.
По письму Шолохова в защиту русской культуры Генеральному Секретарю ЦК
КПСС, Председателю Президиума Верховного Совета СССР Брежневу Л.И. было
принято Постановление секретариата ЦК КПСС от 27. 06. 1978 г.
К сожалению, данный партийный документ, как и само письмо М. Шолохова, не
стали достоянием общественности. Великому писателю указали на
"необходимость более глубокого и точного подхода к поставленным им
вопросам"11.
Только через двадцать лет "особая папка" с "делом Шолохова" стала
известна широкому читателю.
Однако, вопреки всем испытаниям Шолохов верил, что искусство обладает
могучей силой воздействия на ум и сердце человека, что художником имеет
право называться тот, кто направляет творческую силу на создание
прекрасного в душах людей, на благо человечеству.
Смысл жизни писателя М.А. Шолохова - жить жизнью народа, страдать
страданиями людей, радоваться их радостям, целиком войти в их заботы и
нужды.

Режиссер: Сергей Герасимов
В ролях: Даниил Ильченко, А. Филиппова, Петр Глебов, Николай Смирнов,
Людмила Хитяева, Наталья Архангельская, А. Благовестов, Элина Быстрицкая,
Александр Жуков, Александра Денисова, Зинаида Кириенко, Борис Новиков,
А. Карпов, Елена Максимова, Г. Карякин, Валентина Хмара, А. Шатов,
И. Дмитриев, Александр Титов, Вадим Захарченко /Vadim Zakhartchenko/,
М. Васильев, Дмитрий Капка, Сергей Юртайкин, Петр Любешкин, В. Шатуновский,
Петр Чернов, Николай Муравьев, Б. Муравьев, Михаил Глузский, Н. Тямин


9

Оператор Владимир Рапопорт
Сценарист Сергей Герасимов
Композитор Юрий Левитин
Художник Борис Дуленков
Костюмы Константин Урбетис, М. Быховская
Звук Д. Флянгольц
По произведению Михаил Шолохов



Фильм «Судьба человека»

[pic]
Кадр из фильма «Судьба человека»

Закончилась самая страшная и кровавая вторая мировая война, но кто-то
вынашивал планы новой. Писатель-гуманист Михаил Александрович Шолохов
выступил со страстным призывом к миру. В 1957 году в газете «Правда» был
опубликован его рассказ «Судьба человека», поразивший мир своей
художественной силой.
Главный герой фильма — Андрей Соколов — ровесник века, его жизнь
вобрала в себя историю страны. Он мирный труженик, ненавидящий войну. С
сердечным трепетом вспоминает Соколов довоенную жизнь, когда имел семью,
был счастлив. О жене он
10

говорит: «И не было для меня красивей и желанней ее, не было на свете и
не будет!» Сетует Андрей Соколов, что дом его был около
авиазавода: «Будь моя хибарка в другом месте, может, и жизнь сложилась
иначе...» И еще не забыть, как при расставании оттолкнул жену, вцепившуюся
в него: «Зачем я ее тогда оттолкнул? Сердце до сих пор, как вспомню, будто
тупым ножом режут...»
Этот человек с беспримерной стойкостью вынес все выпавшие на его долю
испытания: тяжелое расставание с семьей при уходе на фронт, ранение,
фашистский плен, истязания и издевательства гитлеровцев, гибель оставшейся
в тылу семьи и, наконец, трагическую смерть любимого сына Анатолия в
последний день войны — девятого мая. «Мужайся, отец! Твой сын, капитан
Соколов, убит сегодня на батарее. Поедем со мной!» Выдержал Андрей Соколов
и это тяжкое испытание, ни одной слезинки не проронил, видно, «на сердце
засохли. Может, поэтому оно так и болит?»
Пережитые страдания не прошли даром, они присыпали пеплом глаза и душу
Андрея Соколова, но не убили в нем человека. Как ни велико было личное горе
Соколова, но во всех испытаниях его поддерживала любовь к Родине, чувство
ответственности за ее судьбу. Храбро выполнял он на фронте свой воинский
долг. Под Лозовеньками ему поручили подвезти снаряды к батарее. «Надо было
сильно спешить, потому что бой приближался к нам: слева чьи-то танки
гремят, справа стрельба идет, впереди стрельба, и уже начало попахивать
жареным... Командир нашей автороты спрашивает: «Проскочишь, Соколов?» А тут
и спрашивать нечего было. Там товарищи мои, может, погибают, а я тут
чухаться буду? Я должен проскочить, и баста!»
Оглушенный разрывом снаряда, очнулся уже в плену. С болью и бессильной
яростью смотрит Соколов, как идут на восток наступающие немецкие войска.
Услышав ночью, что рядом с ним трус хочет выдать командира, Соколов принял
решение не допустить этого и на рассвете своимиу руками задушил предателя.
Не уронил Андрей достоинства советского человека ни в немецком плену, ни на
фронте, куда он снова вернулся, бежав из плена, прихватив с собой майора,
которого возил на легковой машине. «Я вскочил в этот лесок, дверцу открыл,
упал на землю и целую ее, и дышать мне нечем». Оставшись один на всем белом
свете, этот человек сохранил в своем израненном сердце теплоту и отдал
сироте Ванюше, заменив ему отца.

11

Источником жизни стала для Соколова любовь к мальчонке-сироте. «Спать я
лег вместе с ним и в первый раз за долгое время уснул спокойно. Однако
ночью раза четыре вставал. Проснусь, а он
у меня под мышкой приютился, как воробей под застрехой, тихонько
посапывает, и до того мне становится радостно на душе, что и словами не
скажешь... зажжешь спичку и любуешься на него...»
Фильм «Судьба человека» заканчивается с уверенностью в том, что «этот
русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского
плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все
преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».
Форма фильма «Судьба человека» проста и гениальна одновременно.
Участник событий сам повествует о себе. Это позволяет создать особую
доверительность, правдивую картину повествования. «Судьба человека» — самое
короткое произведение Михаила Александровича Шолохова, но по своему
эмоциональному воздействию оно не уступает другим его творениям. Обобщенный
образ героя подчеркнут названием. Это, действительно, судьба многих
советских людей, разделивших со страной все тяготы и трудности, но
сохранивших в себе человечность, доброту, любовь ко всему живому. На таких
людях держится мир!



Фильм «Поднятая целина»

Роман «Поднятая целина» — это произведение о становлении колхозного строя в
деревне. В 1932 году Шолохов закончил первую книгу романа а в 1959-м —
вторую книгу. В этой книге рассказывается о донском казачестве. Писателя
интересуют истинные судьбы народных масс в революции. В фильме «Поднятая
целина» изображен важнейший момент в жизни нашей страны — коллективизация,
когда донское казачество вместе со всем трудовым советским крестьянством
переходит к новой коллективной, социальной жизни. В центре фильма стоят
люди двух резко противоположных лагерей — лагеря социализма и лагеря
контрреволюции. Это нашло отражение и в самой завязке фильма. Действие
«Поднятой целины» начинается стремительно: в хутор Гремячий Лог приезжают
два человека — белогвардейский офицер Половцев и путиловский рабочий
Давыдов. Давыдов послан партией, чтобы
12

организовать колхоз. Половцев послан для того, чтобы сорвать организацию
колхоза.
Вокруг них и группируются основные действующие лица. Много действующих
лиц мы можем увидеть романе: коммунисты Нагульнов и Разметнов, агитатор из
агитколонны, комсомолец Ваня Найденов, мужик Ипполит Шалый, Кондрат
Майданников. Это люди, которые с энтузиазмом строят новую колхозную жизнь.
Их работу направляет коммунист Давыдов. Строительство социализма в деревне
пытаются сорвать белогвардейцы, кулаки: Островнов, Бородин, Лапшинов, Фрол
Дамасков, Тимофей Рваный. Ими верховодит белый офицер Половцев. Создавать
новую жизнь коммунистам приходилось не только в борьбе против кулаков и
белогвардейцев, создание новой жизни связано с преодолением
собственнических представлений о жизни, веками воспитанных в крестьянстве.
В «Поднятой целине» много массовых сцен. Это эпизоды собраний,
раскулачивания, убоя скота, бабьего бунта, картины весеннего сева и т.д.
Во всей этой суете мы видим массы людей, их настроение, но в то же
время фильма показывает каждого человека в отдельности. Мы видим сложный и
трудный процесс ликвидации старого строя в деревне и рождение новой
социальной колхозной деревни. Писатель еще в романе создает образ народа-
колхозника. Шолохов умеет показать внутренний мир человека.
Главную роль в романе играет коммунист Давыдов. Во время коллективизации
партия направила в деревню 25 тысяч коммунистов, для того чтобы возглавить
колхозы, помочь строить новую жизнь. Давыдов — рабочий-путиловец, слесарь,
раньше был матросом, участвовал в гражданской войне. Это крепкий,
закаленный боец, сразу видны его принципиальность и умение работать с
людьми. Приехав в Гремячий Лог он сразу же находит общий язык с народом, но
ему требуется немало времени, чтобы разобраться в окружающей обстановке.
Поэтому Давыдов внимательно изучает новую жизнь. Конечно, он допускает
ошибки: ведь он человек. Ошибся в Островнове, не распознал в нем врага. Но
Давыдов признает свои ошибки, а это положительное качество для
руководителя. Умение работать с людьми, направлять их,
выражается в том, что иногда он действовал словом, а порой и
собственным примером. Никогда не ходивший за плугом, чтобы воодушевить
людей, он берется пахать. И Давыдов добивается своего: люди начинают
работать. Давыдов политически воспитывает гре-мяченцев, при этом терпеливо
разъясняя людям политику партии. Он становится непоколебим, если дело
касается его
13

убеждений. Так было в сцене бабьего бунта. Ему грозит смерть от
разъяренной толпы. Однако Давыдов не теряет присутствия духа.
Замечательной чертой его является вера в будущее, но это не призрачные
мечты, не иллюзии. Он говорит о казачонке Федотке: «Хорошую жизнь им
построим, факт! Бегает сейчас Федотка в отцовском картузе казачьего фасона,
а лет через двадцать будет электроплугом наворачивать вот эту землю...
Счастливые будут Федотки, факт!». Фильм показывает в Давыдове его обаяние,
нежность, жизнерадостность, со,страниц романа встает перед нами вожак
народной массы, просто человек, цельная натура. Помимо Давыдова в романе
изображены Андрей Разметнов и Макар Нагульнов. Андрей Разметнов вырос в
бедной семье, познал нищету и унижения, поэтому сразу потел служить в
Красную армию и был предан Советской власти. Но он недостаточно грамотен.
Порой ему бывает трудно разобраться в окружающей обстановке, он постоянно
учится. Сложной фигурой является и Макар Нагульнов


В ролях :



Евгений Матвеев



[pic]Людмила Хитяева Место рождения, дата: СССР, 05.08.1930
Родилась в Нижнем Новгороде. Окончила Горьковское театральное училище
(1952). С 1952 — актриса Горьковского театра драмы им. М. Горького, с 1962
— киностудии им. М. Горького. В кино с 1957 года (первая роль — Екатерина
Воронина в фильме Исидора Аннен...



14


[pic]Петр Глебов Место рождения, дата: Россия, 14.4.1915 - 17.4.2000
Петр Петрович Глебов родился 14 апреля 1915 года. В 1935 году он окончил
Брасовский мелиоративно-дорожный техникум, а в 1940 году - Оперно-
драматическую студию имени К.С.Станиславского, где занимался у М.Кедрова. С
1941 года Петр Глебов начал играть...



[pic]Владимир Андреевич Дорофеев Место рождения, дата: СССР, 05.07.1895 -
02.07.1974
Владимир Андреевич Дорофеев родился 5 июля 1895 года. В 1917-19 годах он
учился в Московском музыкально-драматическом училище. На театральной сцене
актер выступал с 1921 года, работал в Казанском Большом драматическом
театре, с 1923 года - в Московск...



[pic]Леонид Александрович Кмит Место рождения, дата: СССР, 9.3.1908 -
11.3.1982
Настоящее имя - Алексей Александрович Кмит. Родился в Санкт-Петербурге. В
кино дебютировал в картине "Города и годы" (1930). Самая известная роль -
Петька в фильме братьев Васильевых "Чапаев" (1934)...



15


[pic]Олег Басилашвили Место рождения, дата: Россия, 26.9.1934
Олег Валерьянович Басилашвили родился 26 сентября 1934 года в Москве. В
1951 году Олег Басилашвили поступил в Школу-студию МХАТ, по окончании
которой, с 1956 года, работал в Волгоградском драматическом театре. Затем
он перешел в труппу Ленинградского...



Николай Волков



[pic]Андрей Абрикосов Место рождения, дата: СССР, 14.11.1906 - 20.10.1973
Родился в Симферополе. В кино дебютировал в 1930 году в фильме "Тихий Дон".
С 1938 работал актер театра им. Евг. Вахтангова. Народный артист СССР
(1968)...



[pic]Николай Афанасьевич Крючков Место рождения, дата: Россия, 6.1.1911 -
13.4.1994
Николай Афанасьевич Крючков родился 6 января 1911 года (24 декабря 1910 -
по старому стилю) в Москве. Его отец работал на Трехгорной мануфактуре и
рано умер. Его товарищи как могли помогали вдове, ткачихе Олимпиаде
Федоровне, и, чтобы помочь семье…
16


Виктор Чекмарев



Евгений Лебедев Место рождения, дата: Россия, 15.1.1917 - 6.11.1997
Евгений Алексеевич Лебедев родился 15 января 1917 года в городе Балаково
(ныне Саратовская область). В 1940 году он окончил в Москве Центральное
театральное училище и начал работу в Тбилисском русском ТЮЗе…



СОЖЕРЖАНИЕ:

1. Фильм «Тихий дон»

2. Фильм «Судьба человека»

3. Фильм «Поднятая целина»







Реферат на тему: Эпоха Возрождения


Южно-Уральский Государственный Университет


Глава I. Возрождение
> Роль искусства
> Философия и религия
> Гуманизм
> Периодизация и регионы
> Люди эпохи
> Новые виды и жанры

Глава II. Итальянское Возрождение
> Треченто
> Кватроченто
> Высокий Ренессанс в Средней Италии
> Высокий Ренессанс в Венеции

Глава III. Северный Ренессанс
> Нидерландское Возрождение
> Немецкое Возрождение
> Французское Возрождение
Заключение
Глава I. Возрождение


эпоха в истории европейской культуры 13-16 веков, ознаменовавшая собой
наступление Нового времени.

Роль искусства
Возрождение самоопределилось, прежде всего, в сфере художественного
творчества. Как эпоха европейской истории оно отмечено множеством
знаменательных вех, — в том числе укреплением экономических и общественных
вольностей городов, духовным брожением, приведшим в итоге к Реформации и
Контрреформации, Крестьянской войной в Германии, формированием
абсолютистской монархии (наиболее масштабной во Франции), началом эпохи
Великих географических открытий, изобретением европейского книгопечатания,
открытием гелиоцентрической системы в космологии и т. д. Однако первым его
признаком, как казалось современникам, явился «расцвет искусств» после
долгих веков средневекового «упадка», расцвет, «возродивший» античную
художественную мудрость, именно в этом смысле впервые употребляет слово
rinascita (от которого происходит французский Renaissance и все его
европейские аналоги) Дж. Вазари.
При этом художественное творчество и особенно изобразительное
искусство понимается теперь как универсальный язык, позволяющий познать
тайны «божественной Природы». Подражая природе, воспроизводя ее не по-
средневековому условно, а именно натурально, художник вступает в
соревнование с Верховным Творцом. Искусство предстает в равной мере и
лабораторией, и храмом, где пути естественнонаучного познания и
богопознания (равно как и впервые формирующееся в своей окончательной
самоценности эстетическое чувство, «чувство прекрасного») постоянно
пересекаются.

Философия и религия
Универсальные претензии искусства, которому в идеале должно быть
«доступно все», весьма близки принципам новой ренессансной философии. Ее
крупнейшие представители — Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Пико делла
Мирандола, Парацельс, Джордано Бруно — делают средоточием своих размышлений
проблему духовного творчества, которое, охватывая все сферы бытия, тем
самым бесконечной своей энергией доказывает право человека называться
«вторым богом» или «как бы богом».

Подобное интеллектуально-творческое устремление может включать в себя —
наряду с античной и библейско-евангельской традицией — сугубо
неортодоксальные элементы гностицизма и магии (так называемая «натуральная
магия», сочетающая натурфилософию с астрологией, алхимией и другими
оккультными дисциплинами, в эти века тесно сплетается с начатками нового,
экспериментального естествознания). Однако проблема человека (или
человеческого сознания) и его укорененности в Боге все равно остается общей
для всех, хотя выводы из нее могут носить самый различный, и компромиссно-
умеренный, и дерзкий «еретический» характер.

Сознание в состоянии выбора — ему посвящены как медитации философов, так и
выступления религиозных деятелей всех конфессий: от лидеров Реформации М.
Лютера и Ж. Кальвина, либо Эразма Роттердамского (проповедующего «третий
путь» христианско-гуманистической веротерпимости) до Игнатия Лойолы,
основателя ордена иезуитов, одного из вдохновителей Контрреформации. Тем
более что само понятие «Возрождения» имеет — в контексте церковных реформ —
и второй смысл, знаменуя не только «обновление искусств», но «обновление
человека», его нравственного состава.

Гуманизм
Задача воспитания «нового человека» осознается как главная задача
эпохи. Греческое слово («воспитание») является самым четким аналогом
латинского humanitas (откуда берет свое происхождение «гуманизм»).
Humanitas в ренессансном представлении подразумевает не только овладение
античной премудростью, чему придавалось огромное значение, но также
самопознание и самосовершенствование. Гуманитарно-научное и человеческое,
ученость и житейский опыт должны быть объединены в состоянии идеальной
virtu (по-итальянски одновременно и «добродетель», и «доблесть» — благодаря
чему слово несет в себе средневеково-рыцарский оттенок). Натуроподобно
отражая эти идеалы, искусство Возрождения придает воспитательным чаяниям
эпохи убедительно-чувственную наглядность.

Древность (то есть античное наследие), Средние века (с их религиозностью,
равно как и светским кодексом чести) и Новое время (поставившее
человеческий ум, его творческую энергию в центре своих интересов) находятся
здесь в состоянии чуткого и непрерывного диалога
.
Периодизация и регионы
Периодизация Возрождения определяется верховной ролью изобразительного
искусства в его культуре. Этапы истории искусства Италии — родины
Ренессанса — долгое время служили главной точкой отсчета. Специально
выделяют: вводный период, Проторенессанс, «эпоха Данте и Джотто», ок.1260-
1320, частично совпадающий с периодом дученто (13 век), а также треченто
(14 век), кватроченто (15 век) и чинквеченто (16 век). Более общими
периодами являются Раннее Возрождение (14-15 века), когда новые тенденции
активно взаимодействуют с готикой, преодолевая и творчески преобразуя ее; а
также Среднее (или Высокое) и Позднее Возрождение, особой фазой которых
стал маньеризм. Новая культура стран, расположенных к северу и западу от
Альп (Франция, Нидерланды, германоязычные земли), совокупно именуется
Северным Возрождением; здесь роль поздней готики (в том числе такого
важнейшего ее, «средневеково-ренессансного» этапа как «интернациональная
готика» или «мягкий стиль» конца 14—15 веков) была особенно значительна.
Характерные черты Ренессанса ярко проявились также в странах Восточной
Европы (Чехия, Венгрия, Польша и др.), сказались в Скандинавии. Самобытная
ренессансная культура сложилась в Испании, Португалии и Англии.

Люди эпохи
Закономерно, что время, придавшее центральное значение «богоравному»
человеческому творчеству, выдвинуло в искусстве личностей, которые — при
всем обилии тогдашних талантов — стали олицетворением целых эпох
национальной культуры (личностей-«титанов», как их романтически именовали
позднее). Олицетворением Проторенессанса стал Джотто, противоположные
аспекты кватроченто — конструктивную строгость и задушевный лиризм —
соответственно выразили Мазаччо и фра Анджелико с Боттичелли. «Титаны»
Среднего (или «Высокого») Возрождения Леонардо да Винчи, Рафаэль и
Микеланджело — это художники — символы великого рубежа Нового времени как
такового. Важнейшие этапы итальянской ренессансной архитектуры — ранний,
средний и поздний — монументально воплощены в творчестве Ф. Брунеллески, Д.
Браманте и А. Палладио.

Я. Ван Эйк, И. Босх и П. Брейгель Старший олицетворяют своим творчеством
ранний, средний и поздний этапы живописи нидерландского Ренессанса. А.
Дюрер, Грюневальд (М. Нитхардт), Л. Кранах Старший, Х. Хольбейн Младший
утвердили принципы нового изобразительного искусства в Германии. В
литературе же Ф. Петрарка, Ф. Рабле, Сервантес и У. Шекспир — если назвать
лишь крупнейшие имена — не только внесли исключительный, поистине
эпохальный вклад в процесс формирования национальных литературных языков,
но стали основоположниками современной лирики, романа и драмы как таковых.

Новые виды и жанры искусства
Индивидуальное, авторское творчество теперь приходит на смену
средневековой анонимности.
Огромное практическое значение получает теория линейной и воздушной
перспективы, пропорций, проблемы анатомии и светотеневой моделировки.
Центром ренессансных новаций, художественным «зеркалом эпохи» явилась
иллюзорно-натуроподобная живописная картина, в религиозном искусстве она
вытесняет икону, а в искусстве светском порождает самостоятельные жанры
пейзажа, бытовой живописи, портрета (последний сыграл первостепенную роль в
наглядном утверждении идеалов гуманистической virtu).
Окончательную самоценность получает искусство печатной гравюры на
дереве и металле, в период Реформации ставшее поистине массовым. Рисунок из
рабочего эскиза превращается в отдельный вид творчества; индивидуальная
манера мазка, штриха, а также фактура и эффект незаконченности (нон-финито)
начинают цениться как самостоятельные художественные эффекты.
Картинной, иллюзорно-трехмерной становится и монументальная живопись,
получающая все большую зрительную независимость от массива стены. Все виды
изобразительного искусства теперь, так или иначе, нарушают монолитный
средневековый синтез (где главенствовала архитектура), обретая
сравнительную независимость. Формируются типы абсолютно круглой, требующей
специального обхода статуи, конного монумента, портретного бюста (во многом
возрождающие античную традицию), складывается совершенно новый тип
торжественного скульптурно-архитектурного надгробия.
Античная ордерная система предопределяет новую архитектуру, главными
типами которой являются гармонически ясные в пропорциях и в то же время
пластически-красноречивые дворец и храм (особенно увлекает зодчих идея
центрического в плане храмового здания). Характерные для Ренессанса
утопические мечты не находят полномасштабного воплощения в
градостроительстве, но подспудно одухотворяют новые архитектурные ансамбли,
чей размах акцентирует «земные», центрически-перспективно организованные
горизонтали, а не готическую вертикальную устремленность ввысь.
Различные виды декоративного искусства, а также моды обретают особую,
по-своему «картинную» живописность. Среди орнаментов особо важную смысловую
роль играет гротеск.
В литературе любовь к латыни как универсальному языку гуманистической
учености (который стремятся восстановить в ее античном выразительном
богатстве) соседствует со стилистическим совершенствованием национальных,
народных языков. Городская новелла и плутовской роман наиболее ярко
выражают живой и задорный универсализм ренессансной личности, которая как
бы везде на своем месте. Характерны для эпохи также роман как таковой и
героическая поэма (тесно связанные со средневековой авантюрно-рыцарской
традицией), сатирическая поэзия и проза (образ мудрого шута обретает теперь
центральное значение), разнообразная любовная лирика, пастораль как
популярная межвидовая тема. В театре на фоне бурного развития разных форм
драмы выделяются пышные придворные феерии и городские празднества,
порождающие красочные синтезы искусств.
Уже в период Раннего Возрождения достигает расцвета музыкальная
полифония строгого стиля (см. Нидерландская школа). Усложняются
композиционные приемы, порождая ранние формы оперы, оратории, увертюры,
сюиты, сонаты. Профессиональная светская музыкальная культура — тесно
связанная с фольклором — играет все большую роль наряду с религиозной.
Наследующее Возрождению барокко плотно сопряжено с поздними его
фазами: ряд ключевых фигур европейской культуры, — в том числе Сервантес и
Шекспир — принадлежат в этом отношении, как ренессансу, так и барокко.
Гуманизм, обращение к культурному наследию античности, как бы
«возрождение» его (отсюда название). Возрождение возникло и ярче всего
проявилось в Италии, где уже на рубеже 13-14 вв. (см. Проторенессанс) его
провозвестниками выступили поэт Данте, художник Джотто и др. Творчество
деятелей Возрождения проникнуто верой в безграничные возможности человека,
его воли и разума, отрицанием схоластики и аскетизма (гуманистическая этика
итальянцев Лоренцо Валлы, Пико делла Мирандолы и др.). Пафос утверждения
идеала гармонической, раскрепощенной творческой личности, красоты и
гармонии действительности, обращение к человеку как к высшему началу бытия,
ощущение цельности и стройной закономерности мироздания придают искусству
Возрождения большую идейную значительность, величественный героический
масштаб. В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения —
общественные здания, дворцы, городские дома. Используя ордерное членение
стены, арочные галереи, колоннады, своды, купола, архитекторы (Брунеллески,
Альберти, Браманте, Палладио в Италии, Леско, Делорм во Франции) придали
своим постройкам величественную ясность, гармоничность и соразмерность
человеку. Художники (Донателло, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Мантенья,
Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан, Веронезе, Тинторетто в
Италии; Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, Брейгель в Нидерландах; Дюрер,
Нитхардт, Хольбейн в Германии; Фуке, Гужон, Клуэ во Франции)
последовательно овладевали художественным отражением всего богатства
действительности — передачей объема, пространства, света, изображением
человеческой фигуры (в. т. ч. обнаженной) и реальной среды — интерьера,
пейзажа. Литература Возрождения создала такие памятники непреходящей
ценности, как «Гаргантюа и Пантагрюэль» (1533-52) Рабле, драмы Шекспира,
роман «Дон Кихот» (1605-15) Сервантеса и др., органически соединившие в
себе интерес к античности с обращением к народной культуре, пафос
комического с трагизмом бытия. Сонеты Петрарки, новеллы Боккаччо,
героическая поэма Ариосто, философский гротеск (трактат Эразма
Роттердамского «Похвала Глупости», 1511), эссе Монтеня в разных жанрах,
индивидуальных формах и национальных вариантах воплотили идеи Возрождения.
В музыке, проникающейся гуманистическим мироощущением, развивается
вокальная и инструментальная полифония, появляются новые жанры светской
вокальной (фроттола и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в
Англии, мадригал) и инструментальной музыки; эпоха завершается появлением
таких музыкальных жанров, как сольная песня, кантата, оратория и опера,
способствовавших утверждению гомофонии.
В эпоху Возрождения распространились философские идеи неоплатонизма
(Фичино) и пантеизма (Патрици, Бруно и др.), были сделаны выдающиеся
научные открытия в области географии (Великие географические открытия),
астрономии (разработка Коперником гелиоцентрической системы мира), анатомии
(Везалий).



Глава II. Итальянское Возрождение

Треченто

Со второй половины XIII - в начале XIV в. в борьбе с местными
феодалами крепнет флорентийское бюргерство. Флоренция одной из первых
превращается в богатую республику с конституцией, принятой в 1293 г., с
быстро формирующимся буржуазным бытом и складывающейся буржуазной
культурой. Почти сто пятьдесят лет просуществовала Флорентийская
республика, нажившая богатства в торговле шерстью и шелком и прославившаяся
своими мануфактурами.
Изменения в искусстве Италии, прежде всего, сказались в скульптуре.
Они были подготовлены скульптурными работами мастера Никколо Пизано
(рельефы кафедры баптистерия в городе Пизе), в которых прослеживается явное
влияние античности. Затем в монументальной живописи - в мозаиках и фресках
Пьетро Каваллини (римские церкви Санта Мария ин Трастевере и Санта Чечилия
ин Трастевере). Но подлинное начало новой эпохи справедливо связывается с
именем живописца Джотто ди Бондоне (1266?-1337). Из работ Джотто лучше
всего сохранились фрески Капеллы дель Арена, или Капеллы Скровеньи (по
имени заказчика) в городе Падуя (1303-1306). Более поздние работы Джотто -
росписи в церкви Санта Кроче во Флоренции (капелла Перуцци и капелла
Барди). В капелле дель Арена фрески расположены в три ряда по глухой стене.
Интерьер простой однонефной капеллы освещается пятью окнами на
противоположной стене. Внизу на живописно имитированном цоколе из розовых и
серых квадратов размещены 14 аллегорических фигур пророков и добродетелей.
Над входом в капеллу расположена роспись "Страшный суд", на противоположной
стене - сцена "Благовещение". 38 сцен из жизни Христа и Марии Джотто связал
в единое стройное целое, создав величавый эпический цикл. Евангельские
сюжеты представлены Джотто как реально существующие события. Живым языком
повествуется о проблемах, волнующих людей во все времена: о добросердечии и
взаимопонимании ("Встреча Марии и Елизаветы", "Встреча Иоакима и Анны у
Золотых ворот"), коварстве и предательстве ("Поцелуй Иуды", "Бичевание
Христа"), о глубине скорби, кротости, смирении и извечной всепоглощающей
материнской любви ("Оплакивание"). Сцены полны внутренней напряженности,
как, например, "Воскрешение Лазаря", иногда пронзительны в своем трагизме,
как композиция "Несение креста".



Кватроченто


С конца XIV в. власть во Флоренции переходит к дому банкиров Медичи.
Начинается век медицейской культуры.
Первые признаки новой, буржуазной культуры и зарождение нового, буржуазного
мировоззрения особенно ярко проявились в XV в., в период кватроченто. Но
именно потому, что процесс сложения новой культуры и нового мировоззрения
не был завершен в этот период (это произошло позже, в эпоху окончательного
разложения и распада феодальных отношений), XV век полон творческой
свободы, смелых дерзаний, преклонения перед человеческой индивидуальностью.
Это поистине век гуманизма. Кроме того, это эпоха, полная веры в
безграничную силу разума, эпоха интеллектуализма. Восприятие
действительности проверяется опытом, экспериментом, контролируется разумом.
Отсюда тот дух порядка и меры, который столь характерен для искусства
Ренессанса. Геометрия, математика, анатомия, учение о пропорциях
человеческого тела имеют для художников огромное значение; именно тогда
начинают тщательно изучать строение человека; в XV в. итальянские художники
решили и проблему прямолинейной перспективы, которая уже назрела в
искусстве треченто.
В формировании светской культуры кватроченто огромную роль сыграла
античность. XV столетие демонстрирует прямые связи с ней культуры
Возрождения. Во Флоренции основывается Платоновская академия, библиотека
Лауренциана содержит богатейшее собрание античных рукописей. Появляются
первые художественные музеи, наполненные статуями, обломками античной
архитектуры, мраморами, монетами, керамикой. Восстанавливается античный
Рим. Перед изумленной Европой предстает красота страдающего Лаокоона,
прекрасных Аполлона (Бельведерского) и Венеры (Медицейской).



Высокий Ренессанс в Средней Италии


С конца XV столетия Италия начинает испытывать все последствия
невыгодного для нее экономического соперничества с Португалией, Испанией и
Нидерландами. Северные города Европы организовывают ряд военных походов на
разрозненную и теряющую свое могущество Италию. Этот трудный период
вызывает к жизни идею объединения страны, идею, которая не могла не
волновать лучшие умы Италии.
Общеизвестно, что определенные периоды расцвета искусства могут не
совпадать с общим развитием общества, его материальным, экономическим
статусом. В трудные для Италии времена и наступает недолгий золотой век
итальянского Возрождения - так называемый Высокий Ренессанс, наивысшая
точка расцвета итальянского искусства. Высокий Ренессанс совпал, таким
образом, с периодом ожесточенной борьбы итальянских городов за
независимость. Искусство этого времени было пронизано гуманизмом, верой в
творческие силы человека, в неограниченность его возможностей, в разумное
устройство мира, в торжество прогресса. В искусстве на первый план
выдвинулись проблемы гражданского долга, высоких моральных качеств,
подвига, образ прекрасного, гармонично развитого, сильного духом и телом
человека-героя, сумевшего подняться над уровнем повседневности. Поиск
такого идеала и привел искусство к синтезу, обобщению, к раскрытию общих
закономерностей явлений, к выявлению их логической взаимосвязи. Искусство
Высокого Ренессанса отрешается от частностей, незначительных подробностей
во имя обобщенного образа, во имя стремления к гармоничному синтезу
прекрасных сторон жизни. В этом одно из главных отличий Высокого
Возрождения от раннего.
Леонардо да Винчи (1452-1519) явился первым художником, наглядно
воплотившим это отличие. Он родился в Анкиано, около селения Винчи; отец
его был нотариусом, перебравшимся в 1469 г. во Флоренцию. Первым учителем
Леонардо был Андреа Вероккио. Фигура ангела в картине учителя "Крещение"
уже отчетливо демонстрирует разницу в восприятии мира художником прошлой
эпохи и новой поры: никакой фронтальной плоскостности Вероккио, тончайшая
светотеневая моделировка объема и необычайная одухотворенность образа. Ко
времени ухода из мастерской Вероккио исследователи относят "Мадонну с
цветком" ("Мадонна Бенуа", как она называлась раньше, по имени владельцев).
В этот период Леонардо несомненно некоторое время находился под влиянием
Боттичелли. Его "Благовещение" по детализации еще обнаруживает тесные связи
с кватроченто, но спокойная, совершенная красота фигур Марии и архангела,
цветовой строй картины, композиционная упорядоченность говорят о
мировоззрении художника новой поры, характерном для Высокого Ренессанса.



Высокий Ренессанс в Венеции


Если творчество Микеланджело во второй своей половине уже несет на
себе черты новой эпохи, то для Венеции весь XVI век проходит еще под знаком
чинквеченто. Венеция, сумевшая сохранить свою независимость, дольше хранит
и верность традициям Ренессанса.
Из мастерской Джанбеллино вышло два великих художника Высокого
венецианского Возрождения: Джорджоне и Тициан.
Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, по прозванию Джорджоне (1477-1510), -
прямой последователь своего учителя и типичный художник поры Высокого
Возрождения. Он первый на венецианской почве обратился к темам
литературным, к сюжетам мифологическим. Пейзаж, природа и прекрасное нагое
человеческое тело стали для него предметом искусства и объектом поклонения.
Чувством гармонии, совершенством пропорций, линейным ритмом, мягкой
светописью, одухотворенностью и психологической выразительностью своих
образов и вместе с тем логичностью, рационализмом Джорджоне близок
Леонардо, который, несомненно, оказал на него и непосредственное влияние,
когда проездом из Милана в 1500 г. был в Венеции. Но Джорджоне более
эмоционален, чем великий миланский мастер, и как типичный художник Венеции
интересуется не столько линейной перспективой, сколько воздушной и главным
образом проблемами колорита.
Уже в первом известном произведении "Мадонна Кастельфранко" (около
1505) Джорджоне предстает вполне сложившимся художником; образ мадонны
полон поэтичности, задумчивой мечтательности, пронизан тем настроением
печали, которое свойственно всем женским образам Джорджоне. За последние
пять лет своей жизни (Джорджоне умер от чумы, бывшей особенно частой
гостьей в Венеции) художник создал свои лучшие произведения, исполненные в
масляной технике, основной в венецианской школе в тот период, когда мозаика
отошла в прошлое вместе со всей средневековой художественной системой, а
фреска оказалась нестойкой во влажном венецианском климате. В картине 1506
г. "Гроза" Джорджоне изображает человека как часть природы. Кормящая
ребенка женщина, юноша с посохом (которого можно принять за воина с
алебардой) не объединены каким-либо действием, но соединены в этом
величественном ландшафте общим настроением, общим душевным состоянием.
Джорджоне владеет тончайшей и необычайно богатой палитрой. Приглушенные
тона оранжево-красной одежды юноши, его зеленовато-белой рубашки,
перекликающейся с белой накидкой женщины, как бы окутаны тем полусумеречным
воздухом, который свойствен предгрозовому освещению. Зеленый цвет имеет
массу оттенков: оливковый в деревьях, почти черный в глубине воды,
свинцовый в тучах. И все это объединено одним светящимся тоном, сообщающим
впечатление зыбкости, беспокойства, тревоги, радости, как само состояние
человека в предчувствии надвигающейся грозы.
Тициан Вечеллио (1477-1576) - величайший художник венецианского
Возрождения. Он создал произведения и на мифологические, и на христианские
сюжеты, работал в жанре портрета, его колористическое дарование
исключительно, композиционная изобретательность неисчерпаема, а его
счастливое долголетие позволило ему оставить после себя богатейшее
творческое наследие, оказавшее огромное влияние на потомков. Тициан родился
в Кадоре, маленьком городке у подножия Альп, в семье военного, учился, как
и Джорджоне, у Джанбеллино, и первой его работой (1508) была совместная с
Джорджоне роспись амбаров Немецкого подворья в Венеции. После смерти
Джорджоне, в 1511 г., Тициан расписал в Падуе несколько помещений scuolo,
филантропических братств, в которых несомненно ощущается влияние Джотто,
работавшего некогда в Падуе, и Мазаччо. Жизнь в Падуе познакомила
художника, конечно, и с произведениями Мантеньи и Донателло. Слава к
Тициану приходит рано. Уже в 1516 г. он становится первым живописцем
республики, с 20-х годов - самым прославленным художником Венеции, и успех
не оставляет его до конца дней. Около 1520 г. герцог Феррарский заказывает
ему цикл картин, в которых Тициан предстает певцом античности, сумевшим
почувствовать и, главное, воплотить дух язычества ("Вакханалия", "Праздник
Венеры", "Вакх и Ариадна").



Глава III. Северный Ренессанс



Нидерландское Возрождение


Интересно отметить, что первые ростки нового искусства Возрождения в
Нидерландах наблюдаются в книжной миниатюре, казалось бы, наиболее
связанной со средневековыми традициями.
Нидерландское Возрождение в живописи начинается с "Гентского алтаря"
братьев Губерта (умер в 1426 г.) и Яна (около 1390-1441) ван Эйков,
законченного Яном ван Эйком в 1432 г. Гентский алтарь (Гент, церковь св.
Бавона) представляет собой двухъярусный складень, на 12 досках которого (в
раскрытом виде) представлено 10 сцен. Вверху изображен Христос на троне с
предстоящими Марией и Иоанном, поющими и музицирующими ангелами и Адамом и
Евой; внизу на пяти досках - сцена "Поклонения агнцу".
В передаче перспективы, в рисунке, в знании анатомии ванэйковская живопись,
конечно, не идет в сравнение с тем, что почти в это же время делал Мазаччо.
Но в ней есть другие, не менее важные для искусства черты: нидерландские
мастера как бы впервые глядят на мир, который они передают с необычайной
тщательностью и подробностью; каждая травинка, каждый кусок ткани
представляет для них высокий предмет искусства. В этом сказались принципы
нидерландской миниатюры. В настроении поющих ангелов много истинного
религиозного чувства, одухотворенности, душевного напряжения. Ван Эйки
усовершенствовали масляную технику: масло давало возможность более
разносторонне передать блеск, глубину, богатство предметного мира,
привлекающего внимание нидерландских художников, его красочную звучность.



Немецкое Возрождение


На рубеже XIV-XV вв. Германия была еще более раздроблена, чем в
предыдущие периоды, что содействовало живучести в ней феодальных устоев.
Развитие немецких городов запаздывало даже по отношению к Нидерландам,
и немецкий Ренессанс сформировался в сравнении с итальянским на целое
столетие позже. На примере творчества многих художников XV в. можно
проследить, как формировалось Возрождение в Германии: это Конрад Виц,
Михаэль Пахер, затем Мартин Шонгауэр. В их алтарных образах появляются
повествовательные элементы, стремление раскрыть человеческие чувства на
религиозном сюжете (алтарь св. Вольфганга М. Пахера в церкви св. Вольфганга
в одноименном городке, 1481). Но понимание пространства, введение золотых
фонов, дробность рисунка, беспокойный ритм ломающихся линий, равно как и
скрупулезное выписывание главного и частного, - все это говорит об
отсутствии последовательности в художественном мировоззрении этих мастеров
и тесной связи со средневековой традицией.
XVI столетие для Германии начинается мощным революционным движением
крестьянства, рыцарства и бюргерства против княжеской власти и римского
католицизма. Тезисы главы немецкой Реформации Мартина Лютера против
феодальной церкви в 1517 г. "оказали воспламеняющее действие, подобное
удару молнии в бочку пороха". Революционное движение в Германии потерпело
поражение уже к 1525 г., но время крестьянской войны было периодом высокого
духовного подъема и расцвета немецкого гуманизма, светских наук, немецкой
культуры. С этим временем совпадает творчество самого крупного художника
немецкого Возрождения Альбрехта Дюрера (1471-1528).
В творчестве Дюрера как бы слились искания многих немецких мастеров:
наблюдения над природой, человеком, проблемы соотношения предметов в
пространстве, существования человеческой фигуры в пейзаже, в
пространственной среде. По разносторонности, по масштабу дарования, по
широте восприятия действительности Дюрер - типичный художник Высокого
Возрождения. Он был и живописцем, и гравером, и математиком, и анатомом, и
перспективистом, и инженером. Он ездил два раза в Италию, один раз - в
Нидерланды, объездил свою родную страну. Его наследие составляют 80
станковых произведений, более двухсот гравюр, более 1000 рисунков,
скульптуры, рукописные материалы. Дюрер был крупнейшим гуманистом эпохи
Возрождения, но его идеал человека отличен от итальянского. Глубоко
национальные образы Дюрера полны силы, но и сомнений, иногда тяжких
раздумий, в них отсутствует ясная гармония Рафаэля или Леонардо.
Художественный

Новинки рефератов ::

Реферат: Шпаргалки по биологии (Биология)


Реферат: Сущность и функции религии (Религия)


Реферат: Великие реформы 60-70 годов. Александр II (История)


Реферат: Лекции по деловому этикету (Менеджмент)


Реферат: Договор хранения (Гражданское право и процесс)


Реферат: Ответы на вопросы по курсу "Системное программирование" (Компьютеры)


Реферат: Контрольное задание (Право)


Реферат: Аппаратное обеспечение персональных компьютеров (Программирование)


Реферат: Водоснабжение (Технология)


Реферат: Резина (Технология)


Реферат: Эволюция химических соединений на земле (Естествознание)


Реферат: Состав преступления - единственное основание уголовной ответственности (Уголовное право и процесс)


Реферат: Гражданское право (Гражданское право и процесс)


Реферат: Человеческое сердце (Спорт)


Реферат: Закаливание и гигиена (Спорт)


Реферат: Microsoft Access (Программирование)


Реферат: Город Ломоносов (Архитектура)


Реферат: Место античности в истории мировой культуры (Религия)


Реферат: Социология марксизма (Социология)


Реферат: Создание экспертной системы для анализа опасностей (Безопасность жизнедеятельности)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист