GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Режим труда и отдыха (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Режим труда и отдыха (Социология)



# 1. Введение.
Совместный труд требует единства при распределении труда по времени
- по часам суток, дням недели и более длительными отрезками времени.
В процессе труда работоспособность, т.е. способность человека к
трудовой деятельности определенного рода, а соответственно, и
функциональное состояние организма подвергаются изменениям.
Поддержание работоспособности на оптимальном уровне - основная цель
рационального режима труда и отдыха.
Режим труда и отдыха - это устанавливаемые для каждого вида работ
порядок чередования периодов работы и отдыха и их продолжительность.
Рациональный режим - такое соотношение и содержание периодов работы и
отдыха, при которых высокая производительность труда сочетается с
высокой и устойчивой работоспособностью человека без признаков
чрезмерного утомления в течение длительного времени. Такое чередование
периодов труда и отдыха соблюдается в различные отрезки времени: в
течение рабочей смены, суток, недели, года в соответствии с режимом
работы предприятия.
Установление общественно необходимой продолжительности рабочего
времени и распределение его по календарным периодам на предприятии
достигаются при разработке правил, в которых предусматривается порядок
чередования и продолжительность периода работы и отдыха. Этот порядок
принято называть режимом труда и отдыха.
Один из основных вопросов установления рациональных режимов труда
и отдыха - это выявление принципов их разработки. Таких принципов
три;
( удовлетворение потребности производства;
( обеспечение наибольшей работоспособности человека;
( сочетание общественных и личных интересов.
Первый принцип заключается в том, что при выборе оптимального
режима труда и отдыха требуется определить такие параметры, которые
способствуют лучшему использованию производственных фондов и
обеспечивают наибольшую эффективность производства. Режимы труда и
отдыха строятся применительно к наиболее рациональному
производственному режиму, с тем чтобы обеспечить нормальное течение
технологического процесса, выполнение заданных объемов производства,
качественное и своевременное проведение планово-профилактического
ремонта и осмотра оборудования при сокращении его простоев в рабочее
время.
Второй принцип гласит, что нельзя строить режимы труда и отдыха
без учета работоспособности человека и объективной потребности
организма в отдыхе в отдельные периоды его трудовой деятельности. В
целях учета физиологических возможностей человека (в рамках
установленных законом предписаний по охране труда и продолжительности
рабочего времени) следует разрабатывать такой порядок чередования
времени труда и отдыха, определять такую их длительность, которые
обеспечивали бы наибольшую работоспособность и производительность
труда.
Третий принцип предполагает, что режим труда и отдыха должен быть
ориентирован на учет и обеспечение в определенной степени
удовлетворения личных интересов трудящихся и отдельные категорий
работников (женщин, молодежи, учащихся и т.д.).
Таким образом, при выборе оптимального режима труда и отдыха нужен
комплексный социально-экономический подход. Целью подобного подхода
является полная и всесторонняя оценка его оптимизации с точки зрения
учета личных и общественных интересов, интересов производства и
физиологических возможностей человека.
В связи с этим следует отметить, что научно обоснованным режимом
труда и отдыха на предприятиях является такой режим, который наилучшим
образом обеспечивает одновременное сочетание повышения
работоспособности и производительности труда, сохранение здоровья
трудящихся, создания благоприятных условий для всестороннего развития
человека.
# 2. Физиологические основы построения режимов труда и
отдыха.
Разработка режима труда и отдыха основана на решении следующих
вопросов: когда должны назначаться перерывы и сколько; какой
продолжительности должен быть каждый; каково содержание отдыха.
Динамика работоспособности человека - это научная основа
разработки рационального режима труда и отдыха. Физиологи установили,
что работоспособность - величина переменная и связано это с
изменениями характера протекания физиологических и психических функций
в организме. Высокая работоспособность при любом виде деятельности
обеспечивается только в том случае, когда трудовой ритм совпадает с
естественной периодичностью суточного ритма физиологических функций
организма. В связи с установившейся суточной периодикой
жизнедеятельности в различные отрезки времени организм человека
неодинаково реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку, а
его работоспособность и производительность труда в течение суток
подвержены определенным колебаниям. В соответствии с суточным циклом
наивысший уровень работоспособности отмечается в утренние и дневные
часы ( с 8 до 20 часов. Минимальная работоспособность ( в ночные часы.
Особенно неблагоприятен промежуток от 1 до 3(4 часов ночи.
Работоспособность человека в течение рабочей смены характеризуется
фазным развитием. Основными фазами являются:
( Фаза врабатывания, или нарастающей работоспособности. В течение
этого периода происходит перестройка физиологических функций от
предшествующего вида деятельности человека к производственной. В
зависимости от характера труда и индивидуальных особенностей эта фаза
длится от нескольких минут до 1,5 часа.
( Фаза устойчивой высокой работоспособности. Для нее характерно,
что в организме человека устанавливается относительная стабильность
или даже некоторое снижение напряженности физиологических функций. Это
состояние сочетается с высокими трудовыми показателями ( увеличение
выработки, уменьшение брака, снижение затрат рабочего времени на
выполнение операций, сокращение простоев оборудования, ошибочных
действий ). В зависимости от степени тяжести труда фаза устойчивой
работоспособности может удерживаться в течение 2-2,5 и более часов.
( Фаза развития утомления и связанного с этим падения
работоспособности длится от нескольких минут до 1-1,5 часа и
характеризуется ухудшением функционального состояния организма и
технико-экономических показателей его трудовой деятельности.
Динамика работоспособности за смену графически представляет собой
кривую, нарастающую в первые часы, проходящую затем на достигнутом
высоком уровне и убывающую к обеденному перерыву. Описанные фазы
работоспособности повторяются и после обеда. При этом фаза
врабатывания протекает быстрее, а фаза устойчивой работоспособности
ниже по уровню и менее длительна, чем до обеда. Во второй половине
смены снижение работоспособности наступает раньше и развивается
сильнее в связи с более глубоким утомлением.
Для динамики работоспособности человека на протяжении суток,
недели характерна та же закономерность, что и для работоспособности в
течении смены. В различное время суток организм человека по разному
реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку. В соответствии
с суточным циклом работоспособности наивысший ее уровень отмечается в
утренние и дневные часы: с 8 до 12 часов первой половины дня, и с 14
до 17 часов второй. В вечерние часы работоспособность понижается,
достигая своего минимума ночью.
В дневное время наименьшая работоспособность, как правило,
отмечается в период между 12 и 14 часами, а в ночное время - с 3 до 4
часов.
При построении недельных режимов труда и отдыха следует исходить
из того, что работоспособность человека не является стабильной
величиной в течение недели, а подвержена определенным изменениям. В
первые дни недели работоспособность постепенно увеличивается в связи с
постепенным вхождением в работу.
Достигая наивысшего уровня на третий день, работоспособность
постепенно снижается, резко падая к последнему дню рабочей недели. В
зависимости от характера и степени тяжести труда колебания недельной
работоспособности бывают большими или меньшими.
Основываясь на знании изменений недельной кривой
работоспособности, можно решать ряд практических вопросов. Характер
кривой недельной работоспособности служит обоснованием
целесообразности установления рабочего периода продолжительностью не
более шести дней.
При пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями в субботу и
воскресенье характер изменений работоспособности сохраняется. Однако в
связи с двухдневным перерывом в работе может происходить некоторое
нарушение динамического стереотипа, и период
врабатывания в начале недели может быть более значительным.
В годовом цикле, как правило, наиболее высокая работоспособность
наблюдается в середине зимы, а в жаркое время года она снижается.
Годовые режимы труда и отдыха предусматривают рациональное
чередование работы с периодами длительного отдыха. Такой отдых
необходим, потому что ежедневный и недельный отдых не предотвращает
полностью накопление утомления. Ежегодный отпуск устанавливается в
законодательном порядке. Продолжительность его

зависит от тяжести труда, но не может быть менее 15 календарных дней.
Отпуск продолжительностью до 24 дней целесообразно использовать
единовременно, а при большей длительности - в два этапа.
В соответствии с естественным суточным ритмом природных процессов
должен осуществляться и порядок чередования смен: утренняя, вечерняя,
ночная. Однако, на ряде предприятий, широко использующих труд женщин,
хорошо зарекомендовал себя обратный порядок чередования, который
позволяет удлинить ежегодный отдых после ночной смены: бригада из
ночной смены заступает на работу в вечернюю, а потом в утреннюю смену.
Разрабатывать новые режимы труда и отдыха и совершенствовать
существующий следует исходя из особенностей изменения
работоспособности. Если время работы будет совпадать с периодами
наивысшей работоспособности, то работник сможет выполнить максимум
работы при минимальном расходовании энергии и минимальном утомлении.
# 3. Виды режима труда и отдыха.
Режим работы предприятия предусматривает количество смен в сутки,
длительность смены в часах, продолжительность рабочей недели и общее
время работы предприятия, цеха в течение календарного периода ( сутки,
месяц, квартал, год ). исходя из этого режимы труда и отдыха
подразделяются на внутрисменные, суточные, недельные и годовые.
Внутрисменный режим труда и отдыха - порядок чередования времени
работы и отдыха в течение рабочей смены. Основой для разработки любого
внутрисменного режима труда и отдыха является динамика
работоспособности. При разработке внутрисменного режима работы с
учетом условий производства и особенностей каждого конкретного вида
работ определяется общая величина времени на отдых, распределение
этого времени на протяжении смены (перерывы в работе и их
продолжительность), характер отдыха.

Необходимо различать общее время на отдых и личные надобности (
определяемое соответствующими нормативами) и время на
регламентированные перерывы.
Продолжительность отдыха в течении смены ( регламентированные
перерывы) зависит в основном от тяжести труда и условий его
осуществления. В соответствии с рекомендациями НИИ труда при
определении продолжительности отдыха в течение рабочего времени
необходимо учитывать следующие десять производственных факторов,
вызывающих утомление: физические усилия, нервное напряжение, темп
работы, рабочее положение, монотонность работы, микроклимат,
загрязненность воздуха, производственный шум, вибрация, освещение. В
зависимости от силы влияния каждого из этих факторов на организм
человека устанавливается время на отдых.
Внутрисменный режим труда и отдыха должен включать в себя перерыв
на обед и кратковременные перерывы на отдых. Отдых должен быть
регламентированным, так как он более эффективен, чем перерывы,
возникающие нерегулярно, по усмотрению работника.
Обеденный перерыв связан с естественной необходимостью организма в
отдыхе после нескольких часов работы и потребностью в приеме пищи. Он
предотвращает или уменьшает снижение работоспособности, отмечающееся в
середине рабочего дня в связи с утомлением, накопившимся за первую
половину смены. Эффективность его зависит от правильного выбора
времени для перерыва, длительности, содержания и организации.
При установлении обеденного перерыва рекомендуется
руководствоваться следующими требованиями: предоставлять обеденный
перерыв в середине рабочей смены или с отклонением до одного часа;
продолжительность обеденного перерыва устанавливать в 40-60 мин., с
тем что бы работник использовал не более 20 мин. для приема пищи, а
остальное время - на отдых. Она складывается, с одной

стороны, из количества времени, необходимого для восстановления
физиологических функций до определенного уровня, обеспечивающего
снятие утомления, а с другой стороны, из количества времени,
необходимого для нормального приема пищи. Если обеденный перерыв
устанавливается вскоре после начала рабочего дня (во время фазы
врабатывания или в фазе высокой устойчивости работоспособности), то он
не приносит пользы и даже вреден, так как препятствует нормальному
формированию рабочей установки организма. При непрерывных
технологических процессах (химические, металлургические, хлебопекарные
и другие предприятия), на подземных работах в угольной промышленности
во время обеденного перерыва надо предусматривать подмену.
Кратковременные перерывы на отдых предназначены для уменьшения
развивающегося в процессе труда утомления. В отличие от обеденного
перерыва и перерывов на личные надобности они являются частью рабочего
времени и назначаются одновременно для коллектива всего цеха или
участка. При их разработке предварительно необходимо в каждом случае
решать следующие вопросы: общее время на регламентированные перерывы;
длительность одного перерыва; время назначения перерывов; содержание
отдыха (активный, пассивный, смешанный).
Количество и длительность кратковременных перерывов определяют
исходя из характера трудового процесса, степени интенсивности и
тяжести труда. Ориентиром для установления начала перерывов на отдых
служат моменты снижения работоспособности. Что бы предупредить ее
спад, перерыв на отдых назначается до наступления утомления организма.

Таким образом, установить время введения перерывов на отдых на том
или ином производственном участке без специального обследования
невозможно. Но есть одно общее положение, которое

надо учитывать при назначении перерывов: чем тяжелее и напряженнее
работа, тем раньше по отношению к началу стадии развивающегося
утомлёния следует вводить регламентированные перерывы. Во второй
половине рабочего дня в связи с более глубоким утомлением количество
перерывов на отдых должно быть больше, чем в первой половине смены.
Физиологами установлено, что для большинства видов работ оптимальная
продолжительность перерыва 5-10 минут. Именно этот перерыв позволяет
восстановить физиологические функции, снизить утомление и сохранить
рабочую установку. На работах, требующих большого напряжения и
внимания, рекомендуются более менее более частые, но короткие перерывы
(5-10 мин.); на тяжелых работах с большими физическими усилиями -
менее частые, но более длительные перерывы (до 10 мин.), на особо
тяжелых работах необходимо сочетать работу в течение 15 -20 минут с
отдыхом той же продолжительности.
Кратковременность перерывов позволяет не только задерживать
развитие утомления, но и сохранять рабочую установку. При глубоком
утомлении необходимо идти как по линии увеличения количества
перерывов, так и по линии увеличения их длительности. Но перерывы
длительностью более 20 минут нарушают уже сложившееся состояние
врабатывания.
Отдых может быть активным и пассивным. Пассивный отдых (в положении
сидя, лежа) необходим при тяжелых физических работах, связанных с
постоянными переходами или выполняемых стоя, особенно при
неблагоприятных условиях внешней среды. Активный отдых рекомендуется
на работах, протекающих в благоприятных условиях труда. Наиболее
эффективной формой активного отдыха является производственная
гимнастика, то есть выполнение специального комплекса гимнастических
упражнений. Активный отдых ускоряет восстановление сил, так как
при смене деятельности энергия,

затраченная работающим, органом, восстанавливается быстрее.
В каждом конкретном случае подбирают соответствующий типовой режим
либо по показателю утомления, установленному на основании данных
физиологических исследований, либо по показателю количественной оценки
условий труда, полученному расчетным способом на основе оценки
отдельных факторов условий труда.
Суточный режим труда и отдыха организуют с учетом закономерности
суточного ритма физиологических процессов человека. Он предусматривает
установление сменности работы, времени начала и окончания работы в
сменах и продолжительности смен.
В соответствии с суточным циклом физиологических функций организма,
наивысший уровень работоспособности отмечается в утренние и дневные
часы. В этой связи наиболее эффективной является работа в первую
смену. Однако, применяется двух- и трехсменная работа, а в условиях
непрерывных технологических процессов трехсменная работа обязательна.
При многосменной работе рекомендуется применять графики сменности,
максимально сокращающие работу в ночное время, которое характеризуется
минимальной работоспособностью. Характер недельных и годовых
режимов труда и отдыха определяется принятой системой графиков выхода
на работу (или графиков сменности).
При односменном режиме работа должна начинаться не ранее 8-9 часов,
при двухсменной - не ранее 6 часов ( первая смена ), а оканчиваться не
позднее 0 часов (вторая смена). При трехсменном режиме начало работы
ночной смены должно быть не позднее 0 часов.
Недельный ( месячный) режим труда и отдыха включает график выходов
на работу (график сменности). Он определяется количеством рабочих и
нерабочих дней и часов за неделю ( месяц), порядком чередования
рабочих дней и дней отдыха, чередованием работы в различные смены.

Графики (расписания) выходов рабочих и служащих на работу имеют-
немаловажное значение для рациональной организации труда, так как
являются формой увязки совместного труда по времени, а также влияют на
степень использования установленного на предприятии оборудования. Они
имеют и важное социальное значение, так как для каждого трудящегося
определяют режим труда и отдыха в течение недели и более длительных
календарных периодов.
При построении графиков сменности необходимо учитывать следующие
основные требования:
- продолжительность ежедневного отдыха между окончанием работы
и ее началом в следующий день (смену) не должна быть меньше 12 часов;
- на сменных работах при неодинаковой продолжительности
еженедельного отдыха более длительный отдых целесообразно
предоставлять перед ночной сменой или после нее;
- график выхода на работу должен создавать условия для
наиболее целесообразного использования внерабочего времени.
При выборе графиков выходов на работу применительно к отдельным
отраслям и видам работ следует руководствоваться специальными
постановлениями и рекомендациями.
Суточный режим работы предприятия может быть односменным,
двухсменным, трехсменным или четырехсменным.
Переход на многосменный режим работы должен производиться
одновременно с ускорением перестройки работы организаций и учреждений
сферы обслуживания и социально-культурных отраслей. В целях повышения
заинтересованности рабочих, мастеров и других специалистов, работающих
в вечернюю и ночную смену, для них вводится ряд дополнительных
моральных и материальных стимулов, льгот и преимуществ.
Организация многосменной работы требует соблюдения следующих шести
условий:
(равенство объема продукции и постоянство работающего состава
по сменам;
(одинаковый уровень планирования, технического руководства и
обслуживания во всех сменах;
(четкое разграничение ответственности работающих в разных
сменах за соблюдение технологического процесса, сохранность предметов
и средств труда, а также продукции;
(точный учет выработки смен, участков и отдельных рабочих;
(правильно организованная сдача и приемка смен;
(строгое соблюдение выхода рабочих по сменам согласно
установленному графику.
Основные параметры графика сменности для многосменных работ
продолжительность рабочей смены, количество бригад и смен, порядок и
частота чередования в сменах, продолжительность межсменного отдыха,
рабочего периода.
При разработке графиков выхода на рабочую необходимо учитывать
следующие пять требований:
(соблюдение установленной законом недельной нормы рабочих
часов;
(учет специфических особенностей технологии производства и
возможностей городского транспорта;
(постоянство и равномерность чередования работы и отдыха,
что обеспечивает лучший отдых, повышение выносливости и
работоспособности;
(учет физиологических закономерностей работоспособности
человека в различное время суток.
Графики сменности, в которых продолжительность рабочих смен и
отдыха имеет отклонения от нормальной, должны предусматривать в
пределах месяца дополнительные дни отдыха и отработки;
при двух- и трехсменной работе переход из одной смены в дру-

гую рекомендуется не чаще чем через 5-6 дней;
порядок чередования смен, по возможности, целесообразно
осуществлять в соответствии с суточным ритмом природных процессов:
утро - вечер - ночь.
Для того чтобы график выхода на работу был рациональным, при
определении продолжительности рабочего периода необходимо иметь в виду
динамику работоспособности в зависимости от продолжительности смены,
характера и условий труда. Нормальная продолжительность рабочего
времени рабочих и служащих на предприятиях, стройках, в учреждениях,
организациях не может превышать 41 часа в неделю .
При разработке графиков очень важно также решить вопрос о
структуре рабочего периода. Различают две формы структуры рабочего
периода: простую и сложную. Одним из наиболее важных признаков простой
формы является то, что трудящийся в течение рабочего периода работает
только в одной смене, сложной - чередование смен в течение рабочего
периода.
От правильности определения продолжительности рабочего периода и
его структуры во многом зависит продолжительность междусменного отдыха
и длительность выходных.
Применяется большое число графиков выхода на работу.
Приспособленные к местным производственным условиям, они различаются
по продолжительности рабочей смены, количеству сменных бригад, частоте
и порядку чередования бригад в сменах и т.д.
Правильно построенные графики выходов на работу должны
удовлетворять следующим основным требованиями
(продолжительность ежедневного отдыха должна быть не менее
двойной продолжительности времени работы, предшествующей отдыху.
Ежедневный отдых (при сменной работе) меньшей продолжительности может
быть допущен в виде исключения, однако в

любом случае он не может быть менее 8 часов;
(на сменных работах при неодинаковой продолжительности
еженедельного отдыха более длительный отдых целесообразно
предоставлять перед ночной сменой или после нее;
(время работы и время отдыха надо чередовать регулярно и
равномерно;
(в графиках сменности, в которых продолжительность рабочих
смен и отдыха имеет отклонения от нормальной, следует в пределах
месяца предусматривать дополнительные дни отдыха и отработки;
(при двух- и трехсменных работах переходы из одной смены в
другую нельзя проводить чаще чем через пять шесть дней.
На практике применяются примерные графики выходов на работу при
пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями .
Основные вопросы режима рабочего времени на предприятиях
регламентируются правилами внутреннего трудового распорядка, которые
утверждаются трудовыми коллективами по представлению администрации и
профсоюзного комитета.
# 3.1. Гибкое рабочее время (ГРВ)
В последнее время находят себе применение нестандартные режимы
труда и отдыха, и в частности режим гибкого рабочего времени (ГРВ). Их
особенностью и ценностью является то, что они способствуют
оптимального сочетанию общественных и личных интересов, повышению
содержательности и улучшению условий труда, более полной реализации
резервов роста эффективности производства.
Режим гибкого рабочего времени - это такая форма организации
рабочего времени, при которой для отдельных работников или
коллективов подразделений устанавливают единое время ежедневного
обязательного их присутствия на своих рабочих местах и интервалы
рабочего времени, продолжительность которых работник определяет по
своему усмотрению. Вместе с тем обязательным условием является

полная отработка установленного законом суммарного количества рабочих
часов в течение определенного учетного периода (дня, недели, месяца и
др.). Особенностью ГРВ является предоставление работающим
определенной самостоятельности в регулировании времени начала,
окончания и общей продолжительности рабочего дня при одновременном
обеспечении нормального хода производства.
Рабочее время при ГРВ делится на две части: гибкий (скользящий)и
фиксированный периоды рабочего времени. Гибкий - в начале и конце
рабочего дня, когда работник может самостоятельно изменять время
начала и окончания работы, обеспечивая, однако, наработку общего
баланса отработанного времени за учетный период. Фиксированный период
рабочего времени - часть рабочего дня (смены), когда все работники
обязаны трудиться на своих рабочих местах. Это позволяет обеспечить
нормальную деятельность подразделений, поддерживать необходимые
контакты между работниками.
Скользящий (гибкий) график может применяться для работниц как при
пятидневной, шестидневной рабочей неделе, так и при других режимах
работы на предприятиях всех отраслей народного хозяйства. Единого
режима использования графика не существует. Его применение зависит от
производственных и местных. условий. Он может быть введен в различных
вариантах с различными режимами рабочего времени и времени отдыха.
Однако непременным условием для всех графиков должно быть соблюдение
годового баланса рабочего, времени, рассчитанного из семичасового
рабочего дня при шестидневной рабочей неделе.
Скользящий (гибкий) график работы, как правило, должен
предусматривать время, когда работницы обязаны находиться на своем
рабочем месте; время, в пределах которого работницы вправе начинать и
заканчивать работу по своему усмотрению, а также перерывы (не менее
30 минут и не более 2 часов ), которые работницы должны

использовать для отдыха и питания. Эти перерывы в рабочее время (время
нахождения на предприятии) не засчитываются.
Непременным условием эффективного использования скользящего
(гибкого) графика является точный учет отработанного времени и
действенный контроль за наиболее полным и рациональным использованием
рабочего времени каждой работницей.
Как показывает практика ряда предприятий а организаций различных
отраслей народного хозяйства, есть реальные возможности использовать
скользящие (гибкие) графики не только для женщин, имеющих детей, но и
для более широкого контингента трудящихся. По неполным данным, в целом
по стране режимы гибкого рабочего времени введены примерно на 80
промышленных предприятиях, в научно-исследовательских и проектно-
конструкторских организациях различных министерств и ведомств.
В условиях ГРВ минимальная продолжительность времени работы за день
должна совпадать с продолжительностью фиксированного рабочего времени.

Обязательным элементом режима ГРВ является учетный период -
календарное время, в течение которого должна быть обеспечена полная
отработка установленного законом количества часов (рабочий день,
рабочая неделя и т. д.). В зависимости от этого могут быть гибкие
рабочие смена, неделя, месяц.
Опыт и результаты применения различных типов режимов ГРВ как в
нашей стране, так и за рубежом свидетельствуют о большой их социально
- экономической целесообразности.
Однако следует отметить, что эффективность работы трудового
коллектива в условиях применения режима ГРВ во многом зависит от
правильного учета характера работы на конкретных рабочих местах, в
подразделениях (участках, цехах, отделах) и определения категорий, для
которых возможен и целесообразен перевод на режим ГРВ.

Возможность работать по режиму ГРВ имеется практически для всех
видов работников, если его применение не ведет к нарушению технологии
производственного (или управленческого) процесса, к нарушению
производственных связей и дезорганизации или ухудшению работы других
производственных подразделений, ущемлению интересов сторонних
организаций и отдельных граждан, не наносит материального ущерба
народного хозяйства.
В связи с тем, что режим ГРВ предполагает значительную
индивидуализацию режимов рабочего времени, основным условием его
применения является достаточная автономность рабочих мест,
контролируемость результатов работы исполнителя (объема, качества) .
На промышленных предприятиях основным ограничительным фактором для
применения режима ГРВ является непрерывность технологических
процессов. В условиях прерывного производственного цикла его внедрение
возможно как при индивидуальной, так и при бригадной и поточной
организации труда. Распространение бригадной организации труда
способствует переходу на режим ГРВ, так как она повышает уровень
взаимозаменяемости членов бригады, уровень взаимного контроля за
использованием фонда рабочего времени.
При принятии решения о подготовке подразделения, предприятия к
переходу на режим ГРВ необходимо обеспечить высокий уровень
организации производства, труда и трудовой дисциплины. Поэтому работа
по переводу на режим ГРВ должна быть совмещена с осуществлением
комплекса мероприятий по повышению уровня организации труда на
конкретных рабочих местах, участках, в цехах и подразделениях.
Практика показывает, что внедрение ГРВ влечет за собой
необходимость введения систем индивидуального планирования рабочего
времени и объема выполняемых работ. Планы должны быть конкретными для
каждого работающего в режиме ГРВ на месяц, неделю, смену. При

этом должна быть налажена и система контроля и самоконтроля за
выполнением индивидуальных планов.
Исходя из продолжительности принятого учетного периода и ряда
других условий, различают несколько типов построенных режимов гибкого
рабочего времени. Применяется гибкий рабочий день, гибкая рабочая
неделя и особенно гибкий рабочий месяц.
Каждый из этих режимов может быть в двух вариантах в зависимости от
того, переносится на следующий учетный период некоторое количество
недоработанных (переработанных) рабочих часов или нет.
Режимы гибкого рабочего времени эффективны только в том случае,
если при переходе на них учтены особенности производства, условия и
характер труда той или иной категории работников и если вводятся они
там, где это действительно и целесообразно.
# 4. Вывод. Социально ( экономическая эффективность улучшения
режимов труда и отдыха.
При рационализации суточных режимов труда и отдыха эффективность во
многом зависит от того, насколью правильно учитываются закономерности
суточного ритма физиологических процессов человека, т.е. заключается в
том, что при выборе оптимального режима труда и отдыха требуется
определить такие параметры, которые способствуют лучшему использованию
производственных фондов и обеспечивают наибольшую эффективность
производства.
Опыт и результаты применения различных типов режимов ГРВ как в
нашей стране, так и за рубежом свидетельствуют о большой их социально
- экономической целесообразности.
Таким образом, при выборе оптимального режима труда и отдыха нужен
комплексный социально-экономический подход. Целью подобного подхода
является полная и всесторонняя оценка его

оптимизации с точки зрения учета личных и общественных интересов,
интересов производства и физиологических возможностей человека.

Пример: Рассмотрим экономическую эффективность совершенствования
режимов труда и отдыха.

На конвейере часового предприятия труд сборщиц характеризуется
высокой напряженностью и монотонностью. Изучение режима труда и отдыха
показало, что кроме обеденного перерыва никаких регламентированных
перерывом пауз не используется. С целью улучшения изменения режимов
труда и отдыха предлагается ввести пятиминутные перерывы для отдыха
через каждый час работы. Проведенные после реализации данного
мероприятия исследования показали, что уровень выполнения работы у
работниц увеличился с 3 часов до 4,5 часов за смену.
Рассчитаем рост производительности труда, обусловленный данным
мероприятием:
[pic]
где Р и Р1 - фазы максимальной работоспособности,
Кп - коэффициент приведения (равен 0,2)

[pic];
т.е. производительность труда повысилась на 7,5%





Реферат на тему: Реформирование российского общества и проблемы развития молодежи

Р Е Ф Е Р А Т



По социологии



На тему:



Реформирование российского общества

и противоречия развития
молодого поколения



Выполнила: Лысякова И.И 108 гр. англ.язык


Проверил: Полутин Сергей Викторович



Саранск 1999



ПЛАН реферата



Введение_______________________________________ __3


Проблемы подготовки молодого поколения к труду.
Противоречия____________________________________4-6

Проблематика и противоречия развития молодежи в системе
образования______________________________6-8

Перестройка «Я-концепции»______________________8-10

Акцентуации характера у молодежи______________11-13

Выводы:_________________________________________14

Список использованной литературы________________15



ВВЕДЕНИЕ



Время глобальных реформ, которые и реформами-то можно назвать с большой
натяжкой (я так считаю, что реформа подразумевает два аспекта:
непосредственно предопределение путей производимого изменения и
прогнозирование, предвидение последствий этого изменения) захлестнувших
Россию неожиданно и бесповоротно, «сломало» систему прежней «морали»,
существенно перевернув все нравственные ценности. Процесс социализации как
передачи молодому поколению норм и традиций, выработанных предшествующими
поколениями, нарушился, т.к. кардинально изменилась идеология, не оставляя
иного выбора как самую что ни на есть настоящую борьбу за выживание.
Старшему поколению, у которого в памяти еще свежо воспоминание «о днях
былых», сложно адаптироваться в нынешних условиях, сохраняя прежнюю систему
ценностей; молодому поколению еще сложнее в этом плане, т.к. у него своей
системы ценностей еще нет, а если и есть, то условная… и вообще ценности
как таковые для молодежи относительны, хотя она отнюдь не безнравственна,
как это принято считать.

Можно сказать, что формирующиеся уже сегодня стили общения, мировосприятия,
ценностных приоритетов становятся серьезной основой для тенденций развития
социальной структуры «постпереходного» российского общества.
Именно эти вопросы я попыталась отразить в своем реферате: противоречия в
развитии молодого поколения, являющиеся непосредственным результатом реформ
и постепенное формирование новых тенденций социализации.



Проблемы подготовки молодого поколения к труду. Противоречия.


Образование переживает не лучшие времена. Жестокость и насилие заполонили
экраны кино и телевидения, тупые американские боевики с восторгом смотрятся
неопытной молодежью, пропагандируется западная культура и западный образ
жизни, причем пропагандируются именно те «отбросы», от которых на Западе
уже давно отказались, подставляя России грабли, на которые она со
свойственной ей беспечностью обязательно наступит.

С изменением идеологических, социальных и экономических приоритетов
общественного развития меняются и требования к образованию, в частности -
к трудовой подготовке молодежи, к уровню конкурентоспособности
выпускников школ на рынке труда. Это предполагает усиление направленности
трудового обучения и воспитания на развитие творческих возможностей
учащихся, их подготовки к профессиональному самоопределению в условиях
рыночной экономики. Кроме того, рыночные условия хозяйствования
предполагают необходимость быстрой социальной и психологической
адаптации, профессиональной мобильности работников, что, в свою очередь,
требует новых подходов, целенаправленных средств подготовки учащихся к
важному жизненному выбору, профессиональному самоопределению. В условиях
кризиса ценностей образования и коммерционализации отношений между
людьми, болезненность выбора будущего профессионального пути еще более
обостряется. Изучение возможностей новых образовательных структур и форм,
особенностей и путей профилактической профессиональной ориентации
приобретает исключительное значение в теории и практике обучения и
воспитания.

Для положительного решения этих проблем в науке и передовом опыте
создаются определенные предпосылки. При школах возникают хозрасчетные
трудовые объединения и кооперативы, самоокупаемые центры профессиональной
ориентации - «образовательные центры». Основой жизнедеятельности
хозрасчетных трудовых объединений является формирование у школьников
мотивированного увлечения каким-либо видом деятельности, возможного при
свободном выборе вида деятельности и свободном переходе от одного вида
деятельности к другому.

Существенное влияние при этом на развитие интереса и мотивов труда
(творческого и особенности) оказывают также и другие факторы:

1. Организация труда (конкретная постановка задач; четкое определение
видов и объемов труда с учетом особенностей личности; перспектива
роста, стимулы).
2. Содержание труда (интеллектуальная насыщенность деятельности; наличие
ситуаций затруднения; применение средств, облегчающих трудовую
деятельность).
3. Результаты труда (объективная оценка труда; общественная значимость
продукта деятельности; количественные и качественные показатели).[1]


Старшеклассники получают начальную профессиональную подготовку,
необходимую для непосредственной трудовой деятельности. Улучшается
успеваемость, около 70% учащихся продолжают образование или трудятся по
ранее выбранной специальности.

Совершенствование системы образования с учетом социально-экономического
развития, прогресса науки и техники диктуется необходимостью
основательной подготовки молодежи к жизни и труду, перестройки стиля и
методов управления школой. Для этого необходимо:

1) продолжить разработки эффективных технологий обучения и
воспитания с той целью, чтобы труд (производительный труд учащихся в
особенности) сопровождался интересом к технологии труда, его
содержанию, будил творческую мысль учащихся;
2) обеспечить разработку механизма формирования в малых школах
разновозрастных коллективов, где общение учащихся идет по возрастной
вертикали;
3) подготовить методическое руководство учителю по развитию у
школьников важнейшего качества самообучения - рефлексии, когда ученик
из объекта педагогической деятельности превращается в ее субъект;
4) улучшать подготовку детей в школе через систему комплексов
«школа-детский сад», «школа-производство», «школа-профучилище-
техникум», «школа-вуз» и др.
5) внедрять в практику работы учителей-«многопредметников» идею
межмпредметных связей через общеучебные (межпредметные) умения,
расширять область переноса интеллектуальных умений на другие учебные
предметы и виды познавательной деятельности;[2]


Возможность реализации молодежью своего потенциала в работе, в управлении -
вещь необходимая для становления полноценного члена общества, но все портит
юношеский максимализм и часто неспособность принимать решения, или, скорее,
нежелание нести ответственность за свои поступки и проступки.

«АРХАНГЕЛЬСК. В городах Архангельской области создаются молодежные
парламенты. В Северодвинске он работает уже в течение года. В декабре
пройдут выборы в молодежный парламент Новодвинска. Как сообщил руководитель
городского отдела по делам молодежи А.Русаков, все документы подготовлены,
и в ближайшее время депутаты горсовета рассмотрят их на своей сессии. В
новодвинский парламент войдут 20 депутатов в возрасте от 14 до 30 лет. На
своих заседаниях они будут обсуждать городские законопроекты и молодежные
проекты, на реализацию которых может выделить средства городской бюджет.
Молодежь Архангельска пока отстает от своих коллег, но уже состоялась
встреча Комиссии по делам молодежи Архангельского горсовета и инициативной
группы по проведению выборов в молодежный парламент. Подготовительную
работу решили провести до января, а выборы наметили на весну 2000 года».[3]
Усвоение молодежью навыков управления современной рыночной экономикой и
попытка проявить себя в политике постепенно позволит создать оппозицию
герентократии путем «омоложения» руководящих кадров.

Абстрактные идеалы и жизненные планы, невозможность быстрой социальной и
психологической адаптации к условиям взрослого мира из-за отсутствия
трудовой подготовки, но возросшие (и зачастую непомерно) потребности…



Проблематика и противоречия развития молодежи в системе образования.



«Социальное творчество не присуще личности изначально».[4]

Но вот проблема получения необходимых навыков, а точнее проблема
получения образования в нынешней России остро стоит перед каждым молодым
человеком, ее актуальность налицо.

Еще несколько лет назад образование как таковое не имело ценности для
молодежи, много престижнее было, окончив училище, пойти в «комок». Сейчас
все наоборот. Фиксируемое исследователями противоречие между равенством
прав на получение образования и различием в реализации этих прав молодежью
из разных социальных групп является конкретным выражением данной проблемы.
Привлекательность образования для молодежи, ее устремления в этой сфере,
доступность образования для выходцев из разных социальных групп во многом
определяют завтрашний уровень образования населения, численность и качество
квалифицированных работников, весомость потенциала ученых и специалистов
для наукоемких отраслей. Кроме того, исследование социального поведения
молодежи в сфере образования актуально в связи с формированием рынка труда,
а именно с проблемами трудоустройства молодежи.
Плюс ко всему значимость этой проблематики выходит далеко за рамки сферы
образования. Вопросы демократии, неравенства, возможностей особенно остры в
условиях переходного общества, в обстановке социальной нестабильности.
Усилившаяся социальная дифференциация не может не проявляться в сфере
образования. Нынешние процессы в экономике, современное состояние рынка
труда заставляют с особым беспокойством относиться к проблемам
трудоустройства молодежи. Что касается использования интеллектуального
потенциала общества, то решение этой задачи во многом определит, какое
место займет Россия в быстро меняющемся мире.

На протяжении последних десятилетий на ориентации и социальное поведение
выпускников средних (полных) школ оказывал воздействие большой комплекс
факторов: политические перемены в стране, изменение способа принуждения к
труду; трансформация ценностных ориентаций общества, связанная с изменением
общей ситуации; изменение в престиже образования, квалифицированных
профессий; возникшие в последние годы последствия экономического спада
(резкое уменьшение спроса на рынке труда, снижение уровня жизни); замена
установки на всеобщее среднее образование курсом на основное (неполное
среднее) и среднее (полное) образование; внедрение платного обучения;
формирование иерархии "элитных" и "дешевых" образовательных учреждений;
усиление неравенства в сфере образования для молодежи разных регионов и для
поселений, различных по уровню урбанизации.[5]
Исследование социального поведения молодежи в образовательной сфере
показывает, что в его формировании чрезвычайно велика роль так называемых
"внешних" (по отношению к индивиду) факторов. По выражению В.Н. Шубкина,
"на самом деле не только мы сами выбираем себе путь, но и дороги выбирают
нас"[6]. "Внешние" факторы влияют на ориентации молодежи, через них и
напрямую обусловливают важнейшие характеристики социального поведения. В те
или иные отрезки времени прослеживаются последствия определенных
воздействий.

1) В классах российской школы: от массовизации – к росту отсева
В последнее десятилетие молодежь, вступающая в жизнь, испытывает давление
экономического кризиса в стране. В частности, одним из следствий снижения
уровня жизни стало изменение ориентаций в сторону направленности на
выживание. Внедрялось платное образование. Это усилило воздействие снижения
уровня жизни на ориентации и социальное поведение молодежи. Возникло
"золотое сито", через которое проходят главным образом дети из верхних
социальных слоев. В этот же период значительно снизился престиж
образования, профессий квалифицированного труда.
Результат – значительные перемены в сфере общего образования: во всех
классах школы увеличилось выбытие учащихся, так называемый "отсев".

Таблица 1

Численность учащихся на начало учебного года и выпускников школ, Россия, %


Учебные годы 1973/74 –
1982/83 1984/85 – 1993/94
Поступили в 1 класс 100,0
100,0
Выпуск из неполной средней школы 102,9
85,5
Поступили в старшие классы средней школы 59,7
57,2
Выпуск из средней школы 45,6
41,0
Источник: первичные данные Госкомстата России.[7]

Из "отсевов" в отдельных классах складывался весьма печальный итог – 1,5
млн. детей, которые, по данным Генпрокуратуры, не работают и не учатся. Это
количество сохраняется примерно на одном уровне с 1991 года.
Как показало исследование социального состава выпускников средних (полных)
школ, за последнее десятилетие в нем произошли изменения очень значительные
и по количественным показателям, и по социальному содержанию. Доля выходцев
из нижних социальных слоев сократилась более чем вдвое, а подростки из
верхних слоев, дети родителей с высшим образованием составили половину
школьного выпуска.

2) Вузы: конкурсная ситуация и конкуренция претендентов
Возможности выбора жизненного пути, предоставляемые обществом молодежи, в
немалой степени изменяются во времени. Система образования и рынок труда
испытывают значительное давление. Как объем вакансий, так и структура их не
остаются постоянными. Соответственно претерпевают трансформации также и
условия для реализации потенциальных возможностей.
Это способствует большей изменчивости условий вхождения молодежи в
самостоятельную жизнь, трудоустройства и получения образования.
В высших учебных заведениях выпускников дневных школ привлекают в первую
очередь дневные отделения. Примечательно, что некоторому уменьшению доли
дневных отделений вузов в устремлениях выпускников школ соответствует в
последние годы рост доли намеренных поступить на заочные отделения (3,2% в
1985 году; 8,1% в 1994-м; 9,7% в 1996-м; 10,2% в 1997 году). Возможно, это
связано с тем, что современные условия жизни требуют от многих, кто
стремится к высшему образованию, совмещать учебу с работой; а если работа
предполагает значительную самоотдачу, то заочное обучение становится более
предпочтительным, чем вечернее.
Но ориентация на вуз еще не означает, что подросток будет пытаться
реализовать ее в год окончания школы. Принимая решение, подавать заявление
или не подавать, и поступать ли в год окончания школы или отложить такой
шаг, молодой человек и его родители, конечно, принимают во внимание
конкурсную ситуацию. Они учитывают и положение в этом году, и то, ухудшатся
или улучшатся условия для поступления в будущем.
3) Среднее специальное образование: большие ресурсы и высокий конкурс
Вузы – не единственный образовательный канал, в который "перетекает"
поток юношей и девушек из школ. Значительная часть подростков ориентирована
на поступление в средние специальные учебные заведения.
За спадом интереса в 80е годы, последовал резкий подъем. Сказались,
возможно, и материальные трудности, испытываемые семьями, это могло
проявиться как в необходимости побыстрее стать на ноги, помогать родителям,
так и в невозможности оплачивать обучение, из-за чего части выпускников
школ пришлось понизить планку притязаний и избрать не высшие, а средние
специальные учебные заведения; и появление новых, привлекательных для
молодежи средних специальных учебных заведений (колледжей и др.); и
предлагаемое этой «подсистемой образования» обучение профессиям,
пользующимся повышенным спросом на рынке труда; и, наконец, стремление
молодых людей побыстрее реализовать себя в новых условиях существования.
Определение с выбором профессии, своего дела в жизни- одно из главных
противоречий в жизни молодого человека, резкое противопоставление желания и
мечты материальным возможностям

Перестройка «Я-концепции»

«Процесс усвоения личностью социального опыта осуществляется через
посредство «внутреннего мира» личности, в котором выражается отношение
человека к тому, что он делает и что делается с ним»[8]

«В подростковом и раннем юношеском возрасте проблема самооценки
исключительно актуальна в связи с усиливающимся стремлением к
самовоспитанию и формирующимся самосознанием»[9]

«Я-концепция – это устойчивая и неповторимая система предсталений индивида
о себе, на основе которой он строит свои отношения с окружением и самим
собой»[10]

Осенью 1997 г. в опросе 1 200 студентов вузов, учащихся колледжей и школ
Саратовской губернии. Респондентам было предложено выбрать из восьми
вариантов продолжения фразы “Я - это...” (определить значимость для себя в
возрасте 14-ти, 16-ти, 20-ти, 25-ти, 35-ти лет) и “сегодня” (возраст
опрашиваемых - 17-19 лет). Таким образом, совмещались задачи составления
субъективной реконструкции истории становления личности и разработки
проекта “колонизации будущего” .
Только треть опрошенных акцентирует субъективное состояние
самодостаточности (на данном этапе) собственной личности: “Я - это то, чем
я непохож на других”. Уровень этой оценки возвышается для возраста 16-19
лет, а затем вновь постепенно падает. Если в 14 лет собственную
“непохожесть” фиксируют 1/5 выборки, то сохранить ощущение собственной
уникальности до 35 лет рассчитывают около 1/4 респондентов. Главное,
однако, в ином: каково содержание индивидуальной исключительности, пик
ощущения которой достигается на исходе подросткового возраста и приходится
целиком на период, предшествующий началу самостоятельной жизни.
На первом уровне приближения были выделены студенты вузов, учащиеся
колледжей (средних специальных учебных заведений) и общеобразовательных (не
специальных) учебных заведений, включая школы, гимназии, лицеи.
Для учащихся колледжей значение учебы, работы резко падает “сегодня” (в
сравнении с показателями для 14, 16 лет): в школе учеба была для них
важнее. В то же время, именно по колледжам видна максимизация пика
значимости учебы для возраста 20 лет: критического момента “борьбы за
диплом”. Именно для учащихся колледжей диплом представляет собой главное
содержание ценности образования. В то же время, учащиеся колледжей
достаточно низко оценивают роль образования в профессиональной подготовке.

Студенты явно ощущают неудовлетворенность возможностями включенности в
гуманитарную сферу, расценивая такую включенность как общественно
признанную и, в то же время, трезво оценивая предстоящий спад своей
активности в этой области в связи с началом трудовой деятельности.
Аналогичная картина в колледжах: спад значения признака от 16-ти к 20-ти
годам, с последующим возвышением в “колонизируемом будущем”. Совершенно
иная картина по группе школьников: здесь значимость художественной культуры
для формирования личности оценивается, как неуклонно падающая, что лишний
раз говорит о неадекватности школьной практики преподавания дисциплин
культурологического цикла.
Некоторые различия имеют место и в представлениях о роли семьи. В отличие
от учащихся школ и колледжей, студенты полагают ее снижающейся от отметки
возраста 14-ти лет к “сегодня”. Особенно мощным выглядит интегрирование в
семью у школьников. Зато к 20-ти годам они приурочивают иллюзии
“освобождения” из-под гнета семейного деспотизма, в то время как студенты и
учащиеся колледжей рассчитывают именно в этом возрасте получить поддержку
семьи как гаранта обретения желаемого социального статуса. С достаточной
долей уверенности можно сделать имеющий практическое значение для
социальной педагогики вывод, что “критический возраст”, в котором подростки
склонны к конфликтам с родителями, приходится сегодня на 14,5- 16 лет,
завершаясь “временным перемирием” в последние два-пять месяцев перед
окончанием юношами и девушками школы. Что касается учащихся средних
специальных учебных заведений, их “выпадение из семьи” происходит в первые
два-три месяца по поступлении в колледж и крайне слабо подвержено коррекции
до окончания обучения. Доминирование иного взгляда нового поколения на
родителей и новых форм отчужденности поколений, в которой открытые
конфликты становятся менее типичными, сменяясь разделенным
сосуществованием. Вместе с тем, родители, принимая партнерские отношения (и
отказываясь, таким образом, от традиционных моделей роли воспитателей),
достаточно легко строят с ними отношения, правда, ценой утраты
потенциальной возможности (и ранее, впрочем, трудно реализовывавшейся)
выступить в роли вершителей судеб своих детей. Окончательно установить
масштаб оценки происходящих изменений можно, только учитывая, во-первых,
что юноши по-прежнему перекладывают на родителей формальную ответственность
за свой жизненный выбор, во-вторых, что сами они не проявляют в абсолютном
большинстве не только готовности, но и желания как-либо практически
определить собственную судьбу.
Ощущение индивидуальной личной неповторимости падает от возрастов 14, 16
лет к “сегодня” особенно явно у школьников, по группам студентов вузов и
учащихся колледжей наиболее интенсивное падение “планируется” с 20 лет. При
этом студентам падение видится как абсолютное, в то время как остальные
питают иллюзии на возрождение индивидуальной неповторимости в 35-летнем
возрасте. Особенно заметно это у учащихся элитных школ.. Таким образом,
если, с одной стороны, в среднем в 43 % случаев респонденты полагают, что
их отношение к терминальным ценностям определяется личным убеждением, то
реальное ощущение собственной индивидуальной неповторимости присуще только
1/10 части. Итак, “Я” - это не совсем “Я”; почти треть выборки осознает тот
факт, что, решая что-либо от своего имени, человек несамостоятелен в
принимаемом решении.
«Сочетание психологических особенностей (черты характера, свойства
темперамента, качества ума, преобладающие интересы и т.д.) образует у
каждого конкретного человека устойчивое единство, которое может
рассматриваться как относительное постоянство психического склада
личности». «Однако отмеченное постоянство относительно. Изменения
психического склада личности- следствия тех изменений, которые происходят в
условиях существования человека и его деятельности и обусловлены прежде
всего процессом общественного воспитания».[11] Молодежь, находящаяся в
поисках собственного «я», еще не обретя вышеназванного единства «духа и
мысли», замыкается в своем эгоцентризме. Вера в то, что мир вращается
вокруг тебя, нетерпимость к другим точкам зрения, желание «показать себя»,
выделиться порождает так называемые акцентуации характера.



Акцентуации характера у молодежи



Подросток 90х очень сильно подвержен влиянию улицы, большому количеству
стрессов, часть подростков страдает от депрессии. За последние годы вырос
процент смертности среди молодежи, а также процент самоубийств. В периоде
становления характера его типологические особенности, не будучи еще
сглажены и затушеваны жизненным опытом, выявляются настолько ярко, что
иногда напоминают психопатии, т.е. патологические аномалии характера.

Акцентуации характера - это крайние варианты нормы, при которых отдельные
черты

Новинки рефератов ::

Реферат: Понятие формы государства (Теория государства и права)


Реферат: СВАРКА МЕТАЛЛОВ (Металлургия)


Реферат: Сравнительный анализ развития компьютеров в США и на Украине (Программирование)


Реферат: Истоки и корни народа русского (История)


Реферат: Стихийные бедствия (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Россия в XIX веке (История)


Реферат: Звіт про проходження практики в ДПІ (Налоги)


Реферат: Лекции по организации малого бизнеса (Предпринимательство)


Реферат: Геополитика (вопросы) (Геополитика)


Реферат: Шпоры-сочинения (Литература)


Реферат: Коммуникативное пространство (Педагогика)


Реферат: Налоги и налоговая система (Налоги)


Реферат: Маркетинг (Маркетинг)


Реферат: Воздествие рекламы на сознание людей (Социология)


Реферат: Анализ добывных возможностей скважин оборудованных УШГН, Павловского месторождения (Технология)


Реферат: Курсовая работа по истории России. Реформы Ивана IV (История)


Реферат: Нормативно-правовая регламентация земельных правоотношений в Германии (Экологическое право)


Реферат: Вопросы к зачету по Истории Отечества (История)


Реферат: Методы организации перевозок (Транспорт)


Реферат: Залежність виникнення неврозів у дітей від типу родини (Психология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист