GeoSELECT.ru



Философия / Реферат: Анархия (Философия)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Анархия (Философия)


АНАРХИЗМ



составил Иванов Олег

Рождение российского анархизма затянулось на несколько десятилетий.
Лишь в 80-е годы XlX в. он сформировался в революционное движение и начал
играть определяющую роль в системе общественно-политических взглядов
народников. Большинство из них поначалу, находились под влиянием
бакунистских идей. М.А.Бакунин, на первое место выдвигал борьбу всеми
дозволенными способами с государством и его институтами и громогласно
объявил себя врагом любой власти. В манифесте-книге “Государственность и
Анархия” - он предложил своим последователям единственную форму
революционной борьбы - немедленное всенародное восстание для разрушения
государственного строя. Взамен предлагалось организация вольного братского
союза
“производительных ассоциаций, общин и областных федераций, обнимающих
безгранично, потому свободно, людей всех языков и народностей”
По мнению Бакунина, долгом каждого честного революционера должна была
стать поддержка в народе инстиктунтивного духа протеста, его постоянной
готовности к революции. “ Живой ток революционной мысли, воли и дела”
должен был разбить традиционную замкнутость крестьянского мира, наладить
связь между фабричными работниками и селянами и создать на их основе
несокрушимую силу, способную одним махом произвести в стране социальную
революцию.
Развивая теоретические построение Бакунина, члены кружка А.В. Долгушина
вскоре предложили идею “хождение в народ” с целью подготовки крестьянских
восстаний для осуществления социальной революции. Через “хождение в народ”
прошли многие видные люди эпохи, искавшие действительные способы борьбы с
самодержавием.
Дальнейшее развитие анархические построения нашли в лице П.А, Кропоткина.
Осенью 1873 г. по поручению “чайковцев”м ( членов кружка Н.В. Чайковского)
- он составил программный документ организации, манифест -- “Должны ли мы
заняться рассмотрением идеала будущего строя ?“ В этом документе идеалом
будущего строя объявлялась
“ анархия “ - т.е. “союз вольных коммун”, без центральной государственной
власти. Движущими силами для проведения в жизнь анархической программы
Крапоткин считал не только крестьян, но и городских рабочих:
“Здесь мы должны распространять наши воззрения, здесь должны мы подыскать
товарищей. Прежде всего восстание должно произойти в самом крестьянстве и
городских рабочих только тогда может оно рассчитывать на успех”.
Насколько сильна была вера в осуществимость анархических построений у
российской молодежи той поры, показывает тот факт, что в первых больших
судебных процессах 70-х годов, организованных правительством против
революционеров ( процессы “50-ти” и “193-х” ), наиболее видные обвиняемые
почитали за честь называть себя анархистами.
В 70-- 90-е годы прошлого века П.А. Крапоткин осуществил разработку
концепции анархо-комунизма, воспринятую значительным большинством
анархистов. Система Крапоткина привлекали внимание современников своей
глубоко гуманистической направленностью, попытками синтеза и гормонии мира,
стремлением объяснить все явления в области общественной жизни объективными
законами природы. Под анархией он понимал “ мировоззрение основанное на
механическом понимание явлений “, Охватывающее всю природу, включая сюда и
жизнь человеческих обществ. В своих построениях новый теоретик российского
анархизма значительное место уделил вопросам революции. Он не считал народ
готовым к немедленному революционному выступлению и ставил вопрос о
создание анархической партии для “ тихой подготовительной идейной работы ”.
Социальную революцию он считал закономерным явлением исторического
процесса, “ резким скачком вверх “, который должен привести к полному
уничтожению все институтов власти и гос. учреждений. По его мнению, анархо-
комунизм можно было вводить сразу после разрушению старых порядков в ходе
революции. Кто же совершит эту великую революцию? “ Ее могут сделать
только сами трудящийся - рабочие и крестьяне и трудовые элементы из
интеллигенции”, - писал Кропоткин. Он так же отрицал необходимость
революционного правительства, не признавал ни какой революционной
диктатуры, так как при ней, по его мнению, “ революция неизбежно
вырождается в произвол и в деспотизм”.
В начале ХХ в. в России, в условиях общего революционного подъема и
невиданной накалу классовой борьбы, анархизм - вечный спутник революций и
социальных потрясений вновь заявил о себе, как об общественно-политическом
движении, обединяющем леворадикально, демократически настроенные слои
общества.
Первые шаги к усилению роли анархизма в общественно-политической жизни
страны были сделаны за границей. В 1900 г. в Женеве возникает организация
российских анархистов-эмигрантов “Группа русских анархистов за границей“,
издавшее воззвание с призывом к свержению самодержавия и социальной
революции. Ее лидерами были Мендель Дайнов, Георгий и Лидия Гогелия.
Супруги Гогелия в 1903 г. в Женеве создали группу
анархистов-комунистов “Хлеб и Воля”, принесшую известность Российскому
анархизму. “Хлебовольцам” при поддержке Кропоткина, М. И. Гольдсмит и В. Н.
Черкезова удалось в томже году организовать первого российского
анархического печатного органа за границей - - газеты “Хлеб и Воля”.
В самой России первые анархистские группы появляются весной 1903 г. в
г.Белостоке Гродненской губернии среди еврейской интеллигенции и
присоединившихся к ней ремесленных рабочих; летом - в г. Нежине
Черниговской губернии в среде учащийся молодежи. Начавшийся процесс
образования анархистских групп на территории страны шел по восходящий
линии, и уже к концу 1903 г. функционировало 12 организаций в 11 городах, а
в 1904 г. - 29 групп в 27 населенных пунктах северо-запада, Юго-запада и
Юга страны.
География российского анархизма четко обрисовалась в 1905-1907 годах.
“Столицами” движения считались Белосток, Екатиринослав и Одесса.
Социальную основу анархического движения составляли преимущественно
кустари, ремесленники, торговцы, крестьяне, деклассированные элементы,
часть интеллигенции, а также немногочисленные группы рабочих недовольные
существующими порядками, но слабо представляющие пути и средства борьбы с
ними. Если попытаться составить обобщенный портрет анархист периода первой
российской революции, то он бы выглядел так: это был бы молодой человек
(или девушка) 18-24-летнего возраста, имевший начальное образование и
представлявший, представлявший как правило демократические слои общества.
Касаясь модного сегодня национального вопроса, заметим, что в
анарходвижении преобладали евреи (по отдельным выборкам их число достигает
50%), русские (до 41%), украинцы (до 35%). Среди анархистов практически не
было лиц зрелого возраста. Самым пожилым в движение были - его
основатель Кропоткин (1842) и его ближайшая последовательница М. И.
Гольдсмит (1858). Основная масса крупных организаторов движения -
М. Э. Данилов, Н. И. Музиль,
Я. И. Кирилловский, А. А. Боровой,
В. И. Федоровловский (Д. Новомирский), - родились в середине - конце 70-х
гг. XIX в., т.е. к моменту


революции им было около 25 - 32 лет. В основном руководители и теоретики
анарходвижение имели высшее или среднее специальное образование, большие
навыки агитационной работы.
Июльский политический кризис 1917 г. закончился поражением сил революции
и частичным разгромом анархических организаций. В этот период на передней
край борьбы вновь выходит Кропоткин. Его фигура привлекла внимание не
только революционеров, но и сторонников правительства, пытавшився в своих
целях авторитет великого ученого и мыслителя.
А. Ф. Керенский делал невероятные усилия, чтобы уговорить Кропоткина войти
во Временное правительство, предлагая ему на выбор любой пост министра.
Крапоткин отказался ответив:” Я считаю ремесло чистильщика сапог более
честным и полезным”. Очевидно, результатом длительных размышлений стало его
участие в работе Государственного совещания в Москве,15 августа 1917г.

Консервативные круги вряд ли ожидали услышать от теоретика анархизма
проповедь идеи классового примирения всех сил “и правых и левых”,
действующих в революции. Возможно это был хитрый ход политика считавшего,
что достичь царства анархии можно будет только в условиях мира и
демократии. Но за такое положение дел анархистам еще предстояло бороться.
Накануне Октября 1917 г. они были все еще в значительной степени
разрозненны.
Колебание различных частей анархического движения не спасли его от
подчинения решительной и властной тактике большевиков. В дни Октября
большевики использовали анархистов в качестве боевой, разрушительной силы
против буржуазии, оказывая им всемерную помощь оружием, продовольствием и
пр. Анархисты окунувшись в родную стихию борьбы и разрушения, участвали в
октябрьских событиях 1917 г. в Петрограде, Москве, Иркутске и других
городах.
Но для большевиков утвердившихся у власти, анархизм, с его лозунгами
борьбы за свободу личности и против государственных институтов, был хорош
только до той поры, пока не мешал осуществлению собственных планов
государственного строительства. Большевики опосались соединения идей
анархии с лозунгами своих противников из среды демократических слоев
общества. Для борьбы с анархистами и их попутчиками были использованы все
методы: от обвинения их в поддержке “буржуазных контрреволюционеров”, в
организации “пьяных погромов” до попыток формирования ими собственных
отрядов.
17 декабря в газете петроградских анархистов появился призыв к созданию
собственных вооруженных сил. “Вольные анархические дружины” нужны были
анархистам ”для организованного удара... по власти, для смертельной за
социальную революцию”. В публикации содержалась прямая угроза большевикам:”
Если вы станите на нашем пути к анархии, к камуне, мы растопчем и вас”.
Весной 1918 г. анархисты приступили к созданию постоянных боевых отрядов.
Кадры “боевиков” предназначались для борьбы “за идеалы анархизма”, с
“контрреволюцией” в России, а также для подавления выступлений “германских
белогвардейцев”.
Постоянная нацеленность анархистов на задач мирового революционного
развития не мешала им устраивать прозаические налеты на квартиры, грабить
склады и магазины, и даже захватывать здания. Московские анархические
группы зимой 1918 г. устроили настоящие соревнование по захвату особняков
в городе.
Почувствовав за собой некую силу, анархисты решили добиться
окончательного своего признания Советской властью. Весьма важной для них
была задача обеспечения оружием и продовольствием в равных пропорциях с
красногвардейцами. Власти Москвы и Петрограда признали требования
анархистов недопустимыми и запретили им выдачу оружия.
Анархисты не могли смирится с таким решением властей. В конце марта 1918
г. члены Московской Федерации анархических групп официально уведомили
Моссовет о захвате помещения купеческого собрания на Малой Дмитровке дом №
6 и размещении там своих организаций. Такая позиция создала угрозу
возможных насильственных действий против большевиков. Насколько такая
задача была реальной и выполнимой для анархистов?
Сейчас трудно ответить на этот вопрос. Во всяком случае, в Москве стали
усиленно распостранятся слухи о готовящемся выступление анархистов.
В ночь с 11 на 12 апреля в городе силами ВЧК, воинских частей и латышских
стрелков из охраны Кремля
был проведен захват зданий, занимаемых анархистами, и разоружение
сторонников анархии. В некоторых местах анархисты оказывали сильное
сопротивление, но в основом застигнутые врасплох, здавались. Вскоре было
проведено разоружение анархических групп в Петрограде, Вологде, подавлен
анархо-мятеж в районе Бугуруслана-Самары.
Верхушка движения не имевшая после смерти
П. А. Крапоткина в 1921 г. подлинного руководителя и теоретика, раскололась
на несколько частей.
Многие анархисты заявило о кризисе движения, его перерождение своем желании
трудится на благо большевиков и вступило в РКП(б). Другая часть духовному
гнету и лжи предпочла эмиграцию и выехала или была выслана за границу.
Наконец, оставшийся в стране приверженцы анархии пытались проводить какую-
то работу но их было ничтожно мало.
Многие анархисты тяжело переживая разрыв с родиной, одиночество, и
усталость от бесполезной борьбы, принимают решение вернуться в СССР. Кто-то
возвращался по своей воле, кто-то из-за связей с чекистами, но как правило
конец жизни эти в прошлом идейные анархисты проводили одинаково - на
стройках и лагерях
ГУЛАГа. В 1929 г. на воле уже практически ни кого не было. Анархические
организации в стране прекратили свое существование.






Реферат на тему: Английский эмпиризм XVII - XVIII веков


Философия нового времени
Семнадцатый век открывает следующий период в развитии философии,
который принято называть философией нового времени. Начавшийся еще в
эпоху Возрождения процесс разложения феодального общества расширяется и
углубляется в XVII веке.
Развитие нового - буржуазного общества - порождает изменения не
только в экономике, политике, и социальных отношениях, оно меняет и
сознание людей. Важнейшим фактором такого изменения общественного
сознания оказывается наука, и прежде всего экспериментально-
математическое естествознание, которое как раз в XVII веке переживает
период своего становления: не случайно этот век обычно называют эпохой
научной революции.
Развитие науки нового времени, как и социальные преобразования,
связанные с разложением феодальных общественных порядков и ослаблением
влияния церкви, вызвали к жизни новую ориентацию философии. Если в
средние века она выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения
- с искусством и гуманитарным знанием, то теперь она опирается главным
образом на науку. Для философии Нового времени принципиальное значение
играет спор между двумя направлениями в гносеологии: эмпиризмом -
направление в теории познания, которое признает чувственный опыт как
единственный источник знаний; и рационализмом, который выдвигает на
первый план логическое основание науки, признает разум источником
познания и критерием его истинности.


Френсис Бэкон
Родоначальником эмпиризма, всегда имевшего своих приверженцев в
Великобритании, был английский философ Френсис Бэкон (1561-1626).
Ф.Бэкон был уверен, что цель научного познания не в созерцании природы,
как это было в Античности, и не в постижении Бога, согласно
Средневековой традиции, а в принесении пользы и выгоды человечеству.
Прямым виновником разрыва единства между теоретической и
практической деятельностью, между философией и естествознанием Бэкон
считал теологию. Разрыв науки ис теологией – вот главная задача, решению
которой Бэкон посвятил свою философскую деятельность. Он считал что
только решительное освобождение научного познания от оков теологии
сможет вернуть наукам их действительную силу, вдохнуть в них жизнь,
разжечь огонь творческого воодушевления. Наука - средство, а не цель
сама по себе. Человек же - властелин природы, таков лейтмотив философии
Бекона. “Природа побеждается только подчинением ей, и то, что в
созерцании представляется причиной, в действии является правилом”. Иными
словами, чтобы подчинить себе природу, человек должен изучить ее законы
и научиться использовать свое знание в реальной практике. Именно Бэкону
принадлежит знаменитый афоризм “ЗНАНИЕ - СИЛА!”. Призывая людей,
вооружившись знаниями, подчинить себе природу Ф.Бэкон восставал против
господствующей в то время схоластической учености и духа самоуничижения
человека. В силу того, что основой книжной науки, как уже говорилось,
была выхолощенная и абсолютизированная логика Аристотеля, то Бэкон
отказывается и от авторитета Аристотеля. “Логика, -пишет он, которой
теперь пользуются, скорее служит укреплению и сохранению ошибок, имеющих
свое основание в общепринятых понятиях, чем отысканию истины. Поэтому
она более вредна, чем полезна”. Он ориентирует науку на поиск истины не
в книгах, а в поле, в мастерской, у кузнечных горнов, одним словом, в
практике, в непосредственном наблюдении и изучении природы. Знание, не
приносящее практических плодов, Бэкон считает ненужной роскошью.
“Опыт” - главная категория в философии Бэкона, ибо с него начинается
и к нему приходит познание, именно в опыте проверяется достоверность
знания, именно он дает пищу разуму. Без чувственного освоения
действительности разум мертв, ибо предмет мысли всегда черпается из
опыта. “Самое лучшее из всех доказательства есть опыт”, - пишет Бэкон.
Он выделяет главные методы познания, “один воспаряет от ощущений и
частностей к более общим аксиомам... Другой же - выводит аксиомы из
ощущений “
Это не что иное, как индукция (от частного к общему) и дедукция (от
общего к частному). Дедуктивный метод был хорошо отработан в Логике
Аристотеля и более поздних работах. Заслуга Бэкона в философском
обосновании индукции. Индукция может быть полной и неполной. Полная
индукция - это идеал познания, она означает, что собраны абсолютно все
факты, относящиеся к области изучаемого явления. Нетрудно догадаться,
что это задача сложная, если не сказать недостижимая, хотя Бэкон верил,
что со временем наука решит эту задачу; поэтому в большинстве случаев
люди пользуются неполной индукцией. Это означает, что обещающие выводы
строятся на материале частичного или выборочного анализа эмпирического
материала, но в таком знании всегда сохраняется характер гипотетичности.
Например, мы можем утверждать, что все кошки мяукают до тех пор, пока
нам не встретится хоть одна немяукаящая кошка.
Бэкон выдвинул идею составления 3-х таблиц исследования: таблиц
присутствия, отсутствия, и промежуточных ступеней. Если - возьмем
любимый Бэконом пример - кто-то хочет найти формулу тепла, то он
собирает в первой таблице различные случаи тепла, стремясь отсеять все
то, что с теплом не связано. Во второй таблице он собирает вместе
случаи, которые подобны случаям в первой, но не обладают теплом.
Например, в первую таблицу могут быть включены лучи солнца, которые
создают тепло, во вторую лучи, исходящие от луны или звезд, которые не
создают тепла. На этом основании можно выделить все те вещи, которые
наличествуют, когда тепло присутствует, наконец, в третьей таблице
собирают случаи, в которых тепло присутствует в различной степени.
Используя эти три таблицы вместе мы можем, согласно Бэкону, выяснить
причину, которая лежит в основе тепла, а именно - по мысли Бэкона -
движение. В этом проявляется принцип исследования общих свойств явлений,
их анализ.
В конце своей жизни Бэкон написал книгу об утопическом государстве
"Новая Атлантида". В этом произведении он изобразил будущее государство,
в котором все производительные силы общества преобразованы при помощи
науки и техники. В нем Бэкон описывает различные удивительные научно-
технические достижения, преображающие жизнь человека: здесь и комнаты
чудесного исцеления болезней и поддержания здоровья, и лодки для
плавания под водой, и различные зрительные приспособления, и передача
звуков на расстояния, и способы улучшения породы животных, и многое.
Некоторые из описываемых технических новшеств осуществились на практике,
другие остались в области фантазии, но все они свидетельствуют о
неукротимой вере Бэкона в силу человеческого разума. На современной
языке его можно было бы назвать технократом, т.к. он полагал, что все
современные ему проблемы можно решить с помощью науки.
Несмотря на то, что он придавал большое значение науке и технике в
жизни человека. Бэкон считал, что успехи науки касаются лишь "вторичных
причин", за которыми стоит всемогущий и непознаваемый Бог. При этом
Бэкон все время подчеркивал, что прогресс естествознания, хотя и губит
суеверия, но укрепляют веру. Он утверждал, что "легкие глотки философии
толкают порой к атеизму, более же глубокие возвращают к религии".
Исследуя вопрос о душе он разделил её на две части: божественную и
чувствующую. «Чувствующая душа» по его мнению имеет материальное
происхождение от вещественных элементов и родственна душе животных.
Однако между душой животных и душой человека и душой животных существует
качественное различие: материальная чувствующая душа человека – орган
сознания, орган ощущения, мысли. Разум, воображение, память, желание,
воля – способности чувствующей души. Главное ее местопребывание – голова
и нервная система человека. Нервная система представляет проводные пути
для деятельности чувствующей души.

Томас Гоббс
Продолжателем философских и гносеологических традиций Ф.Бэкона был
Томас Гоббс , один из крупнейших ученых Англии XVII в. Гоббс ставит
своей целью создание философии, тождественной человеческому разуму и
способной научить правильному суждению. Будучи продолжателем
методологической и гносеологической мысли Бэкона, Гоббс защищает опытно-
экспериментальный метод исследования природы и отстаивает известный
тезис эмпиризма о чувственном происхождении человеческого мышления и
знания.
Основной вопрос философии – вопрос об отношении духа к природе,
мышления к бытию – Гоббс решал строго материалистически: материальный
мир, независимо от человека существующий мир тел первичен, сознание –
вторично. Под идеей он понимал отражения материальных вещей, которые
отпечатлеваются в нашей фантазии.
Предмет философии Гоббс решительно противопоставляет предмету
теологии. Богословие, как нечто бесплодное, пустое должно быть отброшено
прочь. Гоббс продолжал работу Бэкона по раскрытию гносеологических
корней идеалистического и религиозного мировоззрений и так же как Бэкон
видел эти корни преимущественно в отрыве фантазии человека от
действительности. Человеку, утверждал он, свойственно доискиваться
причин наблюдаемых событий, у него твердая уверенность в том, что каждое
явление имеет свою причину. В том случае когда человек не может
удостовериться в истинных причинах вещей, он строит такие предположения
насчет этих причин, какие ему внушает его собственная фантазия. Гоббс
приводит такой пример: человек познает что его идеи образы должны иметь
какую-то причину и что эта причина в свою очередь должна иметь свою
причину и.т.д. В качестве заключительного звена этого ряда он полагает
вечную причину, которая, не предполагает более никакой предшествующей
причины. Таким образом он заключает, что существует нечто вечное. Но не
имея никакой идеи этого вечного, он обозначает именем бога это нечто,
т.е. под именем бога скрывается одухотворение вечности вселенной т.е.
тех качеств, которые присущи самой материи.
Гоббс в отличие от Бэкона, обращавшего главное внимание на
разработку индуктивной логики, делает упор на осмысление рационально-
математических принципов мышления. .
Гоббс как и философы-рационалисты считает математику образцом
знания, потому что она в наибольшей степени выражает «естественный
свет» человеческого разума и его способность самостоятельно постигать
самые глубокие тайны природы. Согласно Гоббсу только математика способна
дать достоверное и всеобщее знание, которое может быть получено путем
логических размышлений. .
Аналитическая деятельность разума, приводящая к установлению
подлинных принципов познания – это всё тот же экспериментальный метод
исследования природы. Этот метод толкуется Гоббсом сугубо механистически
и метафизически, поскольку он исходит из того, что любое явление природы
может быть без остатка разделено на свои составные элементы, и что
совокупность частей идентична целому.
Если мы рассмотреть гносеологию Гоббса в свете разногласий между
эмпиризмом и рационализмом, то при этом обнаруживается прежде всего
эмпирическая природа учения философа «причиной ощущения является внешнее
тело, или объект»[1], - пишет Гоббс, к этому утверждению он возвращается
постоянно.
В своем сочинении «Левиафан» Томас Гоббс пишет о том, что он
различает два вида знания: знание, доставленное ощущением и памятью и
дающее нам лишь знание факта и научное знание, представляющее собой
«знание связей и зависимостей фактов», при этом первое знание философ
называет абсолютным, а второе наукой или условным знанием.
Гоббс хотя и разделяет мнение рационалистов относительно
универсальности и безусловной достоверности математики, но вместе с тем
делает попытку увязать математику, т.е. математическое знание с опытом.
Согласно Гоббсу основой всего знания является не интуиция, как
считал Декарт, а определение или дефиниция.
Искусство определения сопряжено у Гоббса с умением пользоваться
речью. Человеческая речь по мнению Гоббса играет огромную роль в
приобретении опыта как вида познания. Философ различает два вида опыта:
1 – чувственный, образуемый ощущениями и представлениями, порождаемые
воздействием внешних вещей; 2 – умение правильно пользоваться словами и
правильно употреблять имена в языке.
Речь или язык по Гоббсу имеют знаковую систему.
Опираясь на собственную теорию языка, как связь знаков, Гоббс
пытается решать проблему обобщенного достоверного знания в науке,
выступая как сторонник и продолжатель средневекового номинализма. «Для
Гоббса мыслительная познавательная деятельность человека связана только
со словами, с именами и поэтому всегда носит условный характер».[4]
Продолжая учение Бэкона об индукции и дедукции, Гоббс не только не
противопоставлял их друг другу, но наоборот истолковывает их как два
взаимообусловленных и необходимых этапа движения к знанию. Гоббс
характеризует частные методы наук, исходя из соотношения дедукция-
индукция, напр. в науках, изучающих естественные тела, преобладает
индукция (физика). В науках, исследующих тела искусственные (геометрия,
этика, политика) преобладает дедукция.
Философская методология, сложившаяся у Гоббса, стала основой для
создания им моральной или гражданской философии.
В гносеологии Гоббса доминировала идея материалистического
сенсуализма и эмпиризма, которые позже были развиты в философии
выдающегося мыслителя Нового времени Джона Локка.

Джон Локк
Одним из самых выдающихся философов Нового времени и продолжателем
дела Фрэнсиса Бэкона был Джон Локк. Главный труд Д.Локка «Опыт о
человеческом разуме», над которым он работал почти 20 лет , а также
многие другие работы сыграли большую роль в становлении
материалистического эмпиризма. Локк разработал сенсуалистическую теорию
познания. Исходным пунктом этой теории было положение об опытном
происхождении всякого человеческого знания. Главным препятствием на пути
к знанию Локк считал идеалистическую теорию врожденного знания созданную
еще Платоном. Согласно этой теории наш мир есть лишь пассивное отражение
сверхчувственного мира идей, в котором некогда жила душа человека. Там
она приобрела запас знаний. Оказавшись в земной оболочке душа должна
вспомнить все знания – в этом задача познания. Отрицая врожденность
знаний, Локк выступил против идеалистического учения о нематериальном
происхождении и сущности души и разума человека. Отвергнув врожденные
идеи, Локк выступил и против признания врожденных «практических
принципов», нравственных правил. Всякое нравственное правило, утверждал
он, требует основания, доказательства. Без основания в практической
деятельности людей и без устойчивого убеждения в разуме нравственное
правило не может ни появиться, ни быть сколько-нибудь прочным. О каких
врожденных практических принципах добродетели, совести, почитания бога
и.т.д. может идти речь, говорил Локк, если по всем этим вопросам среди
людей нет даже минимального согласия. Многие люди и целые народы не
знают бога, пребывают в состоянии атеизма, а среди религиозно
настроенных людей и народов нет одинаковой идеи бога. Одни люди с полным
спокойствием делают то, чего другие избегают. Идея бога – дело
человека. Нет оснований в природе, утверждал Локк, для возникновения под
ее воздействием в разуме идеи бога. Человек предоставленный только
естественному воздействию, не знает и не может знать бога. Человек по
природе своей - атеист.
Локк вынужден был защищаться от обвинения в атеизме, и в этой защите
пришел к далеко идущим выводам. Нападая на локковское предположение о
возможности существования мыслящей материи, богословы указывали, что он
не может раскрыть и ясно представить как материя мыслит, в чем сущность
связи мысли и материи. Локк отвечал им: после неопровержимого
ньютоновского доказательства присущего материи всемирного тяготения, сам
творец этой теории признал что не знает причин тяготения, видимо, бог
дал материи такую способность. Почему же не предположить, что бог дал
некоторым частям материи способность мыслить? Почему же нельзя
предположить, что душевные силы человека присущи некоторой части
материи?
Развивая сенсуалистическую теорию познания, Локк различает два вида
опыта, два источника знаний: внешний, состоящий из совокупности
ощущений, и внутренний, образующийся из наблюдений ума над своей
внутренней деятельностью. Источник внешнего опыта - реальный мир вне
нас. Внутренний опыт - «рефлексия» совокупность проявления всей
многообразной деятельности ума.
Люди не рождаются с готовыми идеями. Голова новорожденного - чистая
доска, на которой жизнь рисует свои узоры - знание. Если бы все было не
так, утверждал Локк, то знания были бы известны всему человечеству и их
содержание у всех было бы примерно одинаковым. Нет ничего в уме, чего
раньше не было в ощущении,- вот основной тезис Локка – Способность
мыслить развивается в процессе познания человеком объективного мира. В
этом состоит внешний опыт. Внутренний же опыт (рефлексия) есть
наблюдение ума за своей деятельностью и способами ее проявления. Однако
в трактовке внутреннего опыта под влиянием рационализма Локк допускает
все же, что уму присуща некая спонтанная сила, независящая от опыта, что
рефлексия помимо внешнего опыта порождает идеи существования, времени,
числа. Отрицая врожденные идеи как внеопытное и доопытное знание, Локк
признавал наличие в разуме определенных задатков или предрасположенности
к той или иной деятельности. В этом заключается главное противоречие в
его философской системе. Локк под вторым источником фактически понимал
работу мышления над полученными извне ощущениями и идеями, осмысление
чувственного материала, в результате которого действительно возникает
ряд новых идей. И по содержанию и по происхождению «второй источник»
попадал тем самым в прямую зависимость от первого.
По способам образования и формирования всей идеи, по Локку, делятся
на простые и сложные. Простые идеи содержат в себе однообразные
представления и восприятия и не распадаются на какие-то составляющие
элементы. Простые идеи все получены непосредственно от самих вещей.
Локк относит к простым идеям идеи пространства, формы, покоя, движения,
света и т.д. По содержанию простые идеи в свою очередь, делятся на две
группы. К первой группе он относит идеи, отображающие первичные или
первоначальные качества внешних объектов, которые совершенно неотделимы
от этих объектов, в каком-бы состоянии они не были, и которые наши
чувства постоянно находят в каждой частице материи, достаточно для
восприятия объема. Таковы, например, плотность, протяженность, форма,
движение, покой. Эти качества действуют на органы чувств посредством
толчка и порождают в нас простые идеи плотности, протяженности, формы,
движения, покоя или числа. Локк утверждает, что только идеи первичных
качеств тел сходны с ними и их прообразы действительно существую в самих
телах, то есть идеи этих качеств совершенно точно отображают объективные
свойства этих тел.
Ко второй группе он относит идеи отражающие вторичные качества,
которые по его мнению, не находятся в самих вещах, но представляют собой
силы, вызывающие в нас различные ощущения своими первичными качествами.
(т.е. объемом, формой, сцеплением и движением незаметных частиц
материи). Ко вторичным качествам Локк относит такие качества вещей, как
цвет, звук, вкус и т.д. Таким образом, проявление вторичных качеств
связывается английским мыслителем не с самим объективным миром, а с его
восприятием в человеческом сознании.
Сложные идеи, по учению Локка, образуются из простых идей в
результате самодеятельности ума. Сложные идеи есть собрание, сумма,
простых идей каждая из которых есть отражение какого-либо отдельного
качества вещи. Д.Локк выделяет три основных способа образования сложных
идей: 1. Соединение нескольких простых идей в одну сложную идею;
2.Сведение вместе двух идей, все равно - простых или сложных, и
сопоставление их друг с другом так, чтобы обозревать их сразу, но не
соединять в одну; З.Обособление идей от всех других идей, сопутствующих
им в их реальной действительности.
Разум создает сложные идеи. Объективной основой создания последних
является сознание того, что вне человека есть что-то, что связывает в
единое целое вещи, раздельно воспринимаемые чувственным восприятием. В
ограниченной доступности человеческому познанию этой объективно
существующей связи вещей Локк видел ограниченность возможностей
проникновения разума в глубинные тайны природы. Однако он считает, что
неспособность ума получить ясное и отчетливое знание вовсе не означает,
что человек обречен на полное незнание. Задача человека – знать то, что
важно для его поведения, а такое знание вполне ему доступно.
Локк выделил три вида знания по степени его очевидности: исходное
(чувственное, непосредственное), дающее знание единичных вещей;
демонстративное знание через умозаключение, например через сравнение и
отношение понятий; высший вид - интуитивное знание, то есть
непосредственная оценка разумом соответствия и несоответствия идей друг
другу.
Самый достоверный род познания, по Локку,- интуиция. Интуитивное
познание есть ясное и отчетливое восприятие соответствия или
несоответствия двух идей через их непосредственное сравнивание. На
втором месте после интуиции, по степени достоверности, у Локка стоит
демонстративное познание. В этом роде познания восприятие соответствия
или несоответствия двух идей совершается не непосредственно, а
опосредовано, через систему посылок и выводов. Третий род познания -
чувственное или сенситивное познание. Этот род познания ограничивается
восприятием единичных предметов внешнего мира. По своей достоверности
оно стоит на самой низкой ступени познания и не достигает ясности и
отчетливости.
Философия Джона Локка была вершиной в развитии британского
материализма Нового времени.



Список литературы
1. В. Голосов «Очерки по истории английского материализма XVII-
XVIII веков»
2. «Введение в историю философии» Учебник для высших учебных
заведений.




Новинки рефератов ::

Реферат: Проблема 2000 года и ее последствия (Программирование)


Реферат: Немецкий менталитет и происхождение двух мировых войн (Райнер Бендик) (История)


Реферат: Лабораторные работы по деталям машин (Технология)


Реферат: "Цифровые фотоаппараты, как средство съема визуально - оптической информации" (Технология)


Реферат: Высшие чувства личности, их формирование в современных условиях (Психология)


Реферат: Депортация населения Северного Кавказа (Политология)


Реферат: Техника бега на короткие дистанции (Физкультура)


Реферат: Механизм правового регулирования (Государство и право)


Реферат: Проблемы бухгалтерского учета и их влияние на экономику предприятия на Украине (Бухгалтерский учет)


Реферат: Арбат (История)


Реферат: Первые самодвижущиеся повозки (Транспорт)


Реферат: Основные принципы создания группировок войск для сражения, принятия решения командованием и организации управления (Военная кафедра)


Реферат: Christmas in Britain (Рождество в Британии) (Психология)


Реферат: Мы и взрослые (Социология)


Реферат: Англо-германские противоречия накануне первой мировой войны (История)


Реферат: Таблица Менделеева (Химия)


Реферат: MS SQL server6.5 (Программирование)


Реферат: Нефть и продукты её переработки (Химия)


Реферат: Методика моделирования тепловизионных изображений (Технология)


Реферат: Проектирование операционного устройства (Цифровые устройства)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист