GeoSELECT.ru



Философия / Реферат: Античная философия (Философия)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Античная философия (Философия)



Возникновение античной философии.

Античная философия возникла в греческих городах-государствах на рубеже
VII–VI вв. до н. э. Сначала на западном побережье Малой Азии (в Ионии),
Затем в греческих городах Южной Италии, В прибрежных греческих городах
острова Сицилия и, наконец, в собственно Греции – в Афинах (V в. до н. э.).
Испытав период блестящего расцвета в VI–V вв. до н. э., философия античной
Греции продолжала развиваться в эпоху образования монархии Александра
Македонского (IV в. до н. э.) и при его приемниках, а затем под властью
Римской империи и в период разделения ее – в Восточной империи – вплоть до
начала VI в. н. э.
Философия Древнего Рима возникла в конце республиканского периода
Рима (II–I вв. до н. э.) и развивалась параллельно с греческой философией –
во времена Римской империи приблизительно до времени ее падения (конец V –
начало VI в. н. э.).
Характерная особенность древнегреческой философии состоит прежде всего
в противопоставлении философских размышлений практической деятельности, в
ее своеобразном отношении к мифологии. Духовное развитие в VII–IV вв. до н.
э. Шло от мифологии и религии к науке и философии. Важным звеном и условием
этого развития оказалось усвоение греками научных и философских понятий,
выработанных в странах Востока – в Вавилоне, Иране, Египте, Финикии.
Особенно велико было влияние вавилонской науки – математики, астрономии,
географии, системы мер. Космология, календарь, элементы геометрии и алгебры
были заимствованы греками от их предшественников и соседей на востоке.
Греческая философия зародилась не как область специальных философских
исследований, а в неразрывной связи с научными знаниями – математическими,
естественнонаучными, с зачатками политических понятий, а также с мифологией
и искусством. Только в эллинистическую эпоху, начиная с III в. до н. э.,
некоторые науки, прежде всего, математика и медицина, обособляются в
специальные области исследования и знания.
Постепенно в античной философии возникает два основных типа
философского мировоззрения – материализм и идеализм. Их борьба составляет
основное содержание философского развития во все последующее время.
Одновременно возникает противоположность двух основных методов мышления –
диалектики и метафизики.



Ранняя философия древнегреческого Востока и Запада


Древнегреческая философия возникла не в самой Греции, а в ионийских
городах западного побережья Малой Азии, основанных греками.
Первые материалистические учения возникли на рубеже VII–VI вв. до н.
э. в Милете – крупнейшем малоазиатском греческом городе. С конца VII до
конца VI вв. до н. э. здесь жили три мыслителя: Фалес, Анаксимандр и
Анаксимен. Задавшись вопросом, откуда все возникает и во что все
возвращается, они искали начало происхождения и изменения всех вещей.
Первовещество они понимали не как мертвую и косную материю, а как вещество
живое в целом и в частях, наделенное душой и движением. Все три философа
наряду с постановкой философских и естественнонаучных вопросов занимались
разносторонней практической деятельностью. Они развили первые в Древней
Греции астрономические, математические, физические и биологические понятия
и догадки, сконструировали первые простейшие научные приборы (гномон,
солнечные часы, модель небесной сферы, и т. д.); основываясь на
наблюдениях, они первые предсказали астрономические и метеорологические
явления. Собранные и самостоятельно добытые ими знания были для них не
только основой практического действия и применения, но прежде всего
элементами цельного мировоззрения. Мировоззрение это в своем существе
материалистическое.
Фалес. Первым милетским философом был Фалес (конец VII –первая
половина VI в. до н. э.). Он соединил практическую деятельность с глубоким
изучением природы. Будучи купцом, он использовал торговые поездки и
путешествия в целях расширения научных сведений. О предложил проект
политического объединения малоазиатских греческих городов, на которые
надвигалась угроза персидского завоевания. Он был знаком с достижениями
науки Вавилона и Египта. Фалес прославился в Греции, впервые удачно
предсказав солнечное затмение, наблюдавшееся в Греции в 585 г. до н. э. Для
этого предсказания Фалес использовал почерпнутые им в Египте или в Финикии
астрономические сведения о периодической повторяемости (цикличности)
затмений. В исследованиях он пользовался изобретенными им или усвоенными от
ученых Египта астрономическими приборами. Свои географические,
астрономические и физиологические познания Фалес связал в философское
представление о мире, материалистическое в основе, несмотря на явные следы
мифологических представлений. Фалес полагал, что все существующее возникло
из некоего влажного первовещества, или воды. Все рождается из этого
первоисточника. Сама Земля держится на поверхности воды, окруженная со всех
сторон океаном. По форме Земля – плоский диск, плавающий по воде. В то же
время вещественное первоначало – вода – и все происшедшее из него вещи не
мертвые, не лишены жизни. Вселенная полна богов, все одушевлено. Признак
всеобщей одушевленности Фалес видел в свойствах магнита и янтаря: из того,
что магнит и янтарь способны приводить другие тела в движение, Фалес сделал
вывод, что они имеют душу.
Фалес пытался разобраться в строении Вселенной, определить, в каком
порядке расположены по отношению к Земле небесные светила: Луна, Солнце,
звезды. И в этом вопросе Фалес опирался на результаты вавилонской науки.
Однако он представлял себе порядок светил обратным тому, какой существует в
действительности: он полагал, что ближе всего к Земле находятся звезды, а
дальше всего – Солнце. Эта ошибка была исправлена уже его ближайшими
продолжателями.
Анаксимандр. Подобно Фалесу, своему учителю и старшему современнику,
Анаксимандр (род. ок. 610 г. до н. э.) интересовался вопросами строения
мира, географии, физики, происхождения жизни и человека. Результаты своих
многолетних работ он изложил в своем прозаическом сочинении «О природе», от
которого уцелело только несколько отдельных слов и ни одного законченного
предложения. Как и Фалес, Анаксимандр не только мыслитель, собирающий
отовсюду сведения и перерабатывающий их в цельное представление о мире. Он
применяет добытые знания для нужд практики. Он впервые чертит карту земли и
создает нечто вроде небесного глобуса. Земля со всеми водами на ней и с
сушей, которую эти воды окружают, уже не плоский диск Фалеса. Анаксимандр
утверждает, что земля напоминает срез цилиндра или колонны. Небо – сфера,
или шар, окружающий Землю со всех сторон. Ни Солнце, ни Луна, ни звезды не
погружаются с наступлением вечера в мировой океан: светила продолжают и
ночью свое круговое движение вместе со всей небесной сферой, опускаясь под
горизонт. Не нуждаясь ни в какой опоре, Земля неподвижно пребывает в центре
мира, находясь на равном расстоянии от всех точек небесной сферы. Для нее
не существует причины, по которой она могла бы прийти в движение в какую-
нибудь одну сторону скорее, чем в другую.
Анаксимандр, по-видимому, предполагал, что пространство изначально
было заполнено веществом. Однако вещество это не могло быть ни в одном из
определенных, известных нам веществ: ни водой, ни каким-либо другим
веществом. Первовещество, будучи неопределенным, включало в себя все виды
веществ, которые в последствии выделились из «теплого» и «холодного» и,
охваченные суточным вращением мировой сферы, расположились в мировом
пространстве в зависимости от своего веса и количества. Не имея границ,
«неопределенное» первовещество есть «беспредельное» («апейрон»). На способе
выделения веществ из противоположностей – «теплого» и «холодного» –
Анаксимандр не останавливается, и вопрос об этом способе был поставлен
впервые только продолжателем Анаксимандра Анаксименом. В процессе
мирообразования, согласно Анаксимандру, возникли над Землей оболочки воды и
воздуха; воздух в свою очередь облекла, «как кора обнимает дерево»,
оболочка огня. Однако море не сохранилось как сплошная пелена, покрывшая
некогда Землю; в настоящее время сохранилась только часть первоначала.
Солнечное тепло высушило морскую оболочку, и местами морское дно
обнажилось.
От происхождения оболочек, покрывающих и окружающих Землю, Анаксимандр
переходит к происхождению форм жизни на Земле. Родина жизни, согласно его
представлению, илистое дно моря. Древнейшие животные были покрыты илистой
кожей или панцирем; выйдя из ила, обнажившегося на дне моря, они утратили
эту оболочку. Однако человек не мог произойти таким образом. Его
беззащитность и беспомощность в первый период его существования требовали
длительного ухода и условий, которые не дали бы ему погибнуть. Поэтому люди
должны были родиться и первоначально развиться внутри рыб и только по
достижении силы вышли оттуда. При переходе на сушу они изменили свои формы.
Все обособившееся от «беспредельного» первовещества должно со временем
вернуться в него, и за свое обособленное существование вещи должны понести
в назначенное время наказание. По той же причине и миры возникают и
разрушаются. При этом остается неясным, полагал ли Анаксимандр, что в
каждый данный период времени существует один-единственный мир, на место
которого впоследствии появится новый, или же он думал, что одновременно
существует бесконечное множество возникших и со временем обреченных на
гибель миров.
Анаксимен. Милетский философ Анаксимен (ум. ок. 528–524 до н. э.)
развил новые представления о мире. Он полагал, что первовеществом не может
быть ни «беспредельное» Анаксимандра, ни «вода» Фалеса. По его мнению для
того, чтобы ответить на вопрос о первовеществе, необходимо объяснить тот
процесс, посредством которого из первовещества должны были возникнуть
известные нам тела и вещи природы. Первовеществом Анаксимен объясняет
воздух. Именно воздуху свойственны процессы разрежения и сгущения,
посредством которых из него образуются все вещества. Разряжаясь, воздух
становится огнем; сгущаясь, он в зависимости от степени сгущения
последовательно превращается в воду, в землю и, наконец, в камни. По своей
физической природе воздух – род пара или темного облака и сродни пустоте.
Земля – плоский диск, поддерживаемый огромной массой воздуха и парящий на
нем, так же как парят в нем наподобие листьев во время листопада плоские,
состоящие из огня диски небесных светил. В то время как Анаксимандр
ошибочно полагал, что ближе всего к Земле звезды, а дальше всего Солнце,
Анаксимен устанавливает истинный порядок расположения Луны, Солнца и звезд
в мировом пространстве по отношению к Земле: ближе всего Луна, затем Солнце
и, наконец, звезды.
Воздух был для Анаксимена не только первоначальной космической
стихией, но и началом, источником жизни и психических явлений: сама душа
(psych?) для него – «дыхание», дуновение воздуха. Анаксимен любит мыслить
аналогиями, сравнениями. Он сравнивает дыхание жизни, поддерживающее тела
животных и человека и сохраняющее их целостность, с воздухом,
поддерживающим набесные светила и наполняющим вселенную. Как и его
предшественники-милетцы Фалес и Анаксимандр, Анаксимен исходит из
представления о всеобщей изменчивости: все вещества способны принимать
различные формы и способы соединения и разъединения частиц посредством
всюду действующего процесса сгущения и разрежения.
Смелый и плодотворный в своих физических догадках о процессах сгущения
и разрежения вещества, Анаксимен менее проницателен и плодотворен в
астрономических представлениях. Здесь можно отметить лишь догадку о том,
что небесные тела, испускающие свет, сопровождаются темными телами,
напоминающими по своей природе Землю. Зато несомненным шагом назад было
утверждение и плоской форме светил. Однако утверждение это не только не
казалось современникам правдоподобным, но и было принято впоследствии
атомистическими материалистами.

С утратой Милетом политической самостоятельности (в начале V в. до н.
э.) прекращается и развитие здесь философии. Однако в других городах Греции
учения милетцев не только продолжали оказывать влияние, но и нашли
продолжателей. Среди этих продолжателей были и Ксенофан, основатель
философского учения элеатов, и Пифагор.



Философия эпохи эллинизма

В конце V в. до н. э. Афины вошли в состав огромной державы, созданной
Александром Македонским. Быстрый распад этой державы после смерти
завоевателя не мог не вызвать глубокие изменения в духовной жизни
древнегреческого общества и усилил созерцательный характер древнегреческой
философии. В это время три главных течения эллинистической философии:
скептицизм, куреизм и стоицизм.
Скептицизм. Первое течение охватывает период от IV в. до н. э. до III
в. до н. э. и затем от I в. до н. э. и до II в. до н. э. Основным учением
античного скептицизма был постулат воздержания от суждения, от решительного
предпочтения одного из двух противоречащих друг другу и, с точки зрения
скептиков, равносильных рассуждений.
Скептицизм сложился на основе идей, выработанных предшествующим
развитием философии. Уже представители наивной диалектики первых греческих
школ говорили о текучести всех вещей и явлений, об относительности качеств,
воспринимаемых посредством чувств, об отсутствии оснований, которые делали
бы оправданным выбор между двумя противоречащими друг другу утверждениями.
Идеи подобного рода развивались в учениях элиатов, софистов, в учении
Платона о чувственно воспринимаемом мире. Однако лишь в эпоху эллинизма,
эти идеи привели к возникновению скептицизма как особого философского
течения.
Родоначальником скептицизма был Пиррон (ок. 365–275 до н. э.). По его
учению, философ – человек, который стремится к счастью. Счастье же может
состоять в невозмутимом спокойствии и в отсутствии страданий. Желающий
достигнуть счастья должен ответить на три вопроса:
1) из чего состоят вещи;
2) как мы должны к ним относится;
3) какую выгоду получим мы из нашего к ним отношения.
На первый вопрос мы не можем дать никакого ответа: ни о чем нельзя
утверждать определенно, что оно существует. Поэтому о любом способе
познания нельзя сказать, истинный он или ложный, как всякому утверждению о
любом предмете может быть с равным правом противопоставлено противолежащее
ему утверждение.
Из невозможности однозначных утверждений о предметах Пиррон выводил
ответ на второй вопрос: истинно философский способ отношения к вещам
состоит в воздержании от каких бы то ни было суждений о них. Это не значит,
что не существует ничего достоверного: наши чувственные восприятия, или
впечатления, безусловно, достоверны. Заблуждения возникают лишь в суждениях
– там, где высказывающий пытается от кажущегося и являющегося заключать к
тому, что существует поистине.
Ответом на второй вопрос определяется, по Пиррону, и ответ на третий
вопрос: выгодой, проистекающей из воздержания от всяких суждений, будет
невозмутимость, или безмятежность, в которой скептицизм видит высшую
ступень возможного для философа суждения.
Основные положения Пиррона получили свое дальнейшее развитие в учении
его последователей: Тимона, Энесидема и Секста Эмпирика, позднего
представителя скептицизма, жившего во II в. н. э.
Эпикур. Философия Эпикура (341–270 до н. э.) – высший этап развития
древнегреческого атомистического материализма. Эпикур родился на острове
Самос, учился у последователя Демокрита – Навсифана. После пятилетнего
преподавания философии в Мителене и Лампсаке Эпикур переехал в Афины, где
до конца своей жизни был главой основанного им содружества, или школы («сад
Эпикура»). Главной задачей философии Эпикур считал создание этики – учения
о поведении, приводящем к счастью. Но этика может быть построена только
при условии, если определено место, которое человек – частица природы –
занимает в самой природе. Этика должна поэтому опираться на физику,
включающую в себя учение о человеке. В свою очередь разработке физики
должно предшествовать исследование познания и его критерия («каноника»).

Эпикур отстаивает и развивает материалистический сенсуализм. Все, что
мы ощущаем, истинно, ощущения никогда нас не обманывают. Ошибки возникают
вследствие неправильной оценки того, о чем свидетельствуют органы чувств;
сами же органы чувств не судят и по этому не могут ошибаться. Даже иллюзии,
галлюцинации не доказывают ложности ощущений. В отличии от Демокрита Эпикур
не считает чувственные восприятия чем-то второстепенным, существующим лишь
для «мнения», а не для науки. Главная деятельность логического мышления –
индукция, обобщение. Так как восприятие – единственный критерий истинности,
то оно критерий и для заключений о таких вещах, которые непосредственно
нами не воспринимаются, лишь бы заключения эти не были в логическом
противоречии с данными восприятия.

Принимая исходные положения атомистики Демокрита, Эпикур стремится
доказать, что признаваемое им учение Демокрита о причинной необходимости
всех явлений природы не должно вести к выводам о невозможности для человека
свободы. В рамках необходимости должен быть указан путь к свободе.
Руководимый этой мысль, Эпикур перерабатывает атомистическую теорию
Демокрита. Если у Демокрита движение атома в пустоте вызывается
механической внешней необходимостью, то Эпикур полагает, что это движение
обусловлено внутренним свойством атома – его тяжестью, которая, таким
образом, наряду с формой, положением и порядком становится важным
объективным внутренним определением атома. С этой мыслью связано
предположение Эпикура, что бесконечно лишь количество атомов, количество же
их форм ограничено, поскольку атомы не могут обладать большой тяжестью. При
движении атомы способны самопроизвольно отклоняться на небольшой угол по
отношению к первоначальному – прямолинейному – пути движения и, таким
образом, переходить с прямолинейных путей на криволинейные. Эта идея о
самодвижении атома – оригинальный вклад Эпикура в развитие материализма.
Наивно истолковывая отклонение атома, Эпикур полагал, что оно необходимое
условие свободы человека.
Этика Эпикура направлена против религиозных суеверий, которые,
согласно Эпикуру, принижают достоинство человека. Для Эпикура критерий
счастья – в чувстве удовольствия. Благо есть все то, что порождает
удовольствие, зло – то, что порождает страдание. Обоснованием учения о
пути, ведущем человека к счастью, должно быть устранение всего, что стоит
на этом пути: страха перед вмешательством богов в человеческую жизнь,
страха перед смертью и загробным миром. Эпикур доказывает несостоятельность
всех этих страхов. Боги не страшны, ибо они не способны вмешиваться в
человеческую жизнь, они живут не в нашем мире, а в промежутках между
мирами. Так как душа смертна и есть временное соединение атомов, то
осознавший эту истину философ освобождается от всех прочих страхов,
препятствующих счастью.
Освобождение от гнетущих душу страхов открывает путь к счастью.
Мудрец различает три вида удовольствия:
1) природные и необходимые для жизни;
2) природные, но для жизни не необходимые;
3) не необходимые для жизни и не природные;
Мудрец стремится только к первым и воздерживается от всех остальных.
Результат такого воздержания – полная невозмутимость, или безмятежность,
которая и есть счастье философа.
Учение Эпикура было последней великой материалистической школой
древнегреческой философии. Последующие античные мыслители высоко почитали
строй мыслей, характер и строгий, граничащий с аскетизмом образ жизни
Эпикура, на которые не могла бросить тень даже резкая полемика, которую
против учения Эпикура вели его противники.
Греческий стоицизм. Против учения Эпикура вела школа стоиков (конец
IV–III в. до н. э.), основанная Зеноном из Китиона на Кипре (ок. 366–264 до
н. э.). также как эпикурейцы, стоики главной задачей философии считали
создание этики, опирающейся на физику и на учение о познании, которое они
называли логикой.
Физика стоиков возникла как синтез физики Аристотеля, в частности
учения о форме и материи, с некоторыми элементами учения Гериклита. У
Аристотеля соотносительность материи и формы прекращалась у границы,
отделяющей мир от «неподвижного перводвигателя», или от бога, который уже
не есть единство материи и формы, а только форма без материи. у стоиков,
напротив, мир есть единое тело – живое и расчлененное, пронизанное
одушевляющим его телесным дыханием («пневмой»). Это учение имеет
эклектрический характер.
Единый телесный мир наделяется божественными свойствами,
отождествляется с богом. Учение о строжайшей необходимости, по которой все
в мире происходит, сочетается учением о совершенстве и целесообразности
мира, в котором все части, тела и существа зависят от целого, определяются
целым и его совершенством.
Положению Эпикура о бесконечном множестве атомов и пустоте стоики
противопоставили учение о единстве мира и сплошной заполненности мирового
шара телами и «пневмой»; эпикурейскому учению о множестве миров – тезис о
существовании одного-единственного мира; отрицанию целесообразности в мире
– убеждение в том, что все свидетельствует о существовании мирового плана и
всеобщей целесообразности; атеизму эпикурейцев – учение о божественности
мира и «пневмы», пронизывающей мир, и разума, обнаруживающегося в мире. От
Гераклита стоики заимствовали учение о происхождении мира из огня, о
периодически повторяющемся возвращении мира в огонь, а также учение о
«логосе», или законе.
В этике противоположность между стоицизмом и эпикуреизмом сказалась в
вопросе о понимании свободы и высшего назначения человеческой жизни. Вся
физика и этика эпикурейцев направлены к тому, чтобы вырвать человека из
оков необходимости. Для стоиков же необходимость («судьба», «рок»)
непреложна. Свобода, как ее понимает Эпикур, для стоиков невозможно.
Действия людей отличаются не по тому, свободно или не свободно они
совершаются – все они происходят только по необходимости, – я лишь потому,
добровольно или по принуждению исполняется неотвратимая во всех случаях
необходимость. Судьба согласного с ней ведет, противящегося тащит. Так как
человек – существо общественное и вместе с тем часть мира, то движущее его
поведением естественное стремление к самосохранению, по мнению стоиков,
возвышается до заботы о благе государства и даже до понимания обязанностей
по отношению к мировому целому. Поэтому мудрец выше личного блага ставит
благо государства и при необходимости не колеблется принести ему в жертву
свою жизнь.




Реферат на тему: Античная философия


Реферат по философии
на тему:



Составил студент группы 2 "В"


ММК при ЦКБ им. Н.А.Семашко МПС РФ


МАКАРОВ Сергей Александрович



ПЛАН:


1. Раннегреческая натурфилософия: Фалес, Гераклит
2. Онтологизм древнегреческой философии: элеаты и Демокрит
3. Поворот к человеку – философские учения софистов и Сократа
4. Платон и Аристотель – систематизаторы древнегреческой философии
5. Итоги античной философии

Раннегреческая натурфилософия: Фалес, Гераклит


Философия зародилась в странах Древнего Востока: Древней Индии и Древнем
Китае в середине I в. до н.э. Древнегреческая философия – это большое,
относительно самостоятельное направление историко-философского процесса,
тесно связанное с религией и культурой данного региона. В ее рамках было
создано большое количество оригинальных философских учений, школ, течений и
направлений, которые внесли большой вклад в развитие человеческой
цивилизации.


Начало развития европейской философии было положено в Древней Греции в V-IV
вв. до н.э. Она возникла и развивалась в тесной связи с зачатками
конкретных знаний о природе. Первые древнегреческие философы были
одновременно и естествоиспытателями. Они делали попытки научно объяснить
происхождение Земли, Солнца, звезд, животных, растений, человека.


Спецификой древнегреческой философии в ее начальный период является
стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса. Главным вопросом
древнегреческой философии был вопрос о первоначале мира. И в этом смысле
философия перекликается с мифологией. Но если мифология стремится решить
этот вопрос по принципу – кто родил сущее, то философы ищут
субстанциональное начало – из чего все произошло. Родоначальник греческой
философии Фалес рассматривал все существующее многообразие вещей и явлений
природы как проявление единого, вечного начала – воды.


Аналогичные воззрения развивали Анаксимен и Анаксимандр. У Анаксимена таким
первоначалом и субстратом всех вещей является воздух. У Анаксимандра –
апейрон ("бесконечное") – неопределенное, вечное и бесконечное, постоянно
находящееся в движении первоначало.


Одним из наиболее крупных философских учений раннегреческой философии
является учение Гераклита Эфесского. Главное произведение Гераклита – "О
природе". Гераклит в качестве субстанционально-генетического начала
Вселенной рассматривает огонь. Мир по Гераклиту – упорядоченный Космос. Он
вечен и бесконечен. Он не создан ни богом, ни людьми, а всегда был, есть и
будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно
потухающим. На основе превращения Огня строится космология Гераклита. Все
изменения мироздания у Гераклита происходят в известной закономерности,
подчиняясь судьбе, которая тождественна необходимости. Необходимость – это
всеобщий закон – Логос. "Логос" в переводе с греческого языка означает
"слово", но одновременно "Логос" означает разум, закон. В самом общем плане
Логос Гераклита есть выражение логической структуры Космоса, логической
структуры образа мира, непосредственно данного живому созерцанию.


Таким образом, в раннегреческой философии налицо совмещение философского и
естественно-научного подхода в объяснении субстанции мира. С одной стороны,
они довольно четко осуществляют субстанциональный подход, с другой,
субстанция бытия, как правило, отождествляется с конкретной стихией,
явлением природы. Эта стихия в какой-то мере приобрела значение метафоры, в
образной форме давала представление о первоначале всесущего.


Онтологизм древнегреческой философии: элеаты и Демокрит.


Дальнейшим крупным шагом в развитии раннегреческой философии была философия
Элейской школы Парменида, Зенона, Ксенофана. Философия элеатов представляет
собой дальнейший этап на пути рационализации знания, освобождения мышления
от метафорических образов и оперирования абстрактными понятиями. Элеаты
первые в истолковании субстанции перешли от конкретных природных стихий к
бытию как таковому. Центральное понятие их философии – бытие. По словам
Парменида, единственно истинным остается положение: "бытие есть, небытия
нет, ибо небытие невозможно ни познать, ни высказать". С этим связано
утверждение Парменида, что "мыслимо только сущее". Ибо "нельзя отыскать
мысль без бытия, в котором осуществлена эта мысль". Бытие вечно.
Возникновение бытия невозможно, ибо неоткуда ему возникнуть: из ничего
ничего не может возникнуть, оно не может возникнуть из другого бытия, так
как до него не было другого, ибо бытие едино. Оно не может возникнуть из
небытия, так как небытия нет. Бытия не может быть ни чуточку больше, ни
чуточку меньше. Оно однородно и непрерывно. Стало быть, нет и пустого
пространства. Все наполнено бытием. Поэтому все непрерывно. Бытие
бесконечно во времени, бытие ограничено в пространстве, оно шарообразно.
Ксенофан это единое, вечное, несотворенное и не уничтожаемое начало мира
называет Богом. Бог – субстанция мира. У Ксенофана отчетливо прослеживается
пантеистическая тенденция отождествления Бога с природой. Бог тождествен
Космосу.


Элеаты, как и все древнегреческие философы, были энциклопедистами –
мудрецами. И поэтому они также стремились дать физическую картину мира.
Следует отметить, что их физическая картина мира находилась в определенном
противоречии с их философским учением. Получалось, что это как бы две
разные, нестыкующиеся стороны Мудрости. Элеаты четко разграничивали истину,
основанную на рациональном познании, и мнение, основанное на чувственных
восприятиях.


Крупным шагом по пути развития онтологического подхода в решении
философских проблем является атомизм Демокрита (460-370 до н.э.). Демокрит
стремился к созданию стройного, ясного и логически обоснованного учения.
Исходная мысль этого учения: "в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты,
все существующее разрешается в бесконечное множество первоначальных
неделимых вечных и неизменных частиц, которые вечно движутся в бесконечном
пространстве, то сцепляясь, то разлучаясь друг с другом".


Демокрит характеризует атомы так же, как Парменид бытие. Атомы вечны,
неизменны, нераздельны, непроницаемы, не возникают и не уничтожаются. Все
тела состоят из атомов, реальные подлинные свойства вещей суть те, которые
присущи атомам. Все остальные чувственно воспринимаемые свойства: вкус,
запах, температура и т.д. существуют не в вещах, а только в чувственном
восприятии человека.


Суть онтологии Демокрита сводилась к двум основным положениям:

1. Все вещи образуются из сочетания атомов: все многообразие мира
проистекает из их соединения и разделения. А потому вещи различаются
лишь по количеству атомов, по их форме, порядку и положению.
2. Атомы вечно движутся в окружающей их пустоте: по отношению к атому
место, занимаемое им, совершенно случайно.

Гегель так выразил суть и основное достижение демокритовского атомизма.
"Главным является единица, для себя – бытие, эта определенность
представляет собой великое первоначало, которое до сих пор не встречалось.
Это простое соотношение с самим собой, но соотношение посредством отрицания
инобытия".


Теория Демокрита носит умозрительный характер, и сам Демокрит признавал
умозрительный характер своего атомизма, поскольку в чувственном восприятии
мы никогда не находим атомов.


Как и другие "мудрецы", Демокрит попытался применять свою теорию для
объяснения происхождения и развития Вселенной. По Демокриту, Вселенная
бесконечна и бесконечно в ней количество миров. Организмы возникли под
влиянием механических причин. Человек – скопление атомов и отличается от
других существ наличием души. Демокрит также связывает душу с дыханием.


Атомистическая теория Демокрита распространяется и на истолкование
познания. Демокрит объясняет познание мира на основе принципа "истечения".
согласно этому принципу, процесс познания состоит в восприятии человеком
воздействия на него тел через соответствующие органы чувств. В марксистско-
ленинской философии атомизм Демокрита квалифицируется как вершина античного
"стихийного материализма".


Демокрит продолжает традиции Милетской, Ионийской и Элеатской школ.
Ключевые понятия демокритовского учения – это умозрительные конструкции. А
идеального мира у Демокрита не существует. Теория познания как теория
истечения не приводит даже к образованию идей. Поэтому исторически первым
формируется не стихийный материал, а идеализм.


Поворот к человеку – философские учения софистов и Сократа.

В период своего становления человеческое познание направлено "вовне", на
объективный мир. И впервые греческие философы стремятся сконструировать
картину мира, выявить всеобщие основания бытия этого мира. Накопление
философией объема знаний, разработка инструментария мышления, изменения
общественной жизни, под влиянием которых формируется человеческая личность,
формирование новых общественных потребностей обусловили дальнейший шаг в
развитии философской проблематики. Происходит переход от преимущественного
изучения природы к рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных
проявлениях, возникает субъективистско-антропологическая тенденция в
философии. Родоначальниками этой тенденции являются софисты и Сократ.

Начало в исследовании проблемы человека положили софисты Протагор (480-410
гг. до н.э.), Горгий (480-380 гг. до н.э.) и другие. Слово "софист",
первоначально означавшее "мудрец", "искусственник", "изобретатель", со
второй половины IV века до н.э. становится кличкой, означавшей особый тип
философа, философа-профессионала, учителя философии. Новый тип философа
появляется в период расцвета рабовладельческой демократии, благодаря
потребности в общем и политическом образовании, порожденной развитием
политических и судебных учреждений, научной, философской и художественной
культуры. Софисты способствовали развитию логического мышления, гибкости
понятий, позволяющих соединить и даже отождествить как будто бы
несовместимые вещи. Логическая доказуемость считалась у них основным
свойством истины. Доказать – значило убедить, уговорить. Софисты считали,
что доказать можно все, что угодно. "Познай самого себя" – этот призыв,
помещенный у входа в храм Аполлона в Дельфах, становится у софистов и
Сократа ведущим содержанием всех их философских размышлений.


В философии софистов и Сократа человек становится единственным бытием.
Человек только в себе самом может найти истину. Эта идея очень четко была
сформулирована другим известным софитом Протагором: "Человек есть мера всех
вещей существующих, что они существуют, и не существующих, что они не
существуют". Со времени софистов и Сократа проблема человека, человеческой
личности становится одной из важнейших проблем философии.


Начиная с софистов и Сократа, философия впервые формулирует основной
мировоззренческий вопрос как вопрос об отношении субъекта к объекту, духа к
природе, мышления к бытию. Для философии специфическим является не
раздельное рассмотрение человека и мира, а постоянное их соотнесение.
Философское восприятие мира всегда субъективно. Ф.Энгельс сделал вывод, что
отношение мышления к бытию является основным вопросом философии. Он
выделяет две взаимосвязанные стороны основного вопроса философии:


1. Ответ философов на вопрос: что первично, а что вторично – бытие или
мышление, природа или дух.

2. Вторая сторона формируется Энгельсом как вопрос о познаваемости мира,
т.е. может ли дух, мышление, сознание без остатка, без границ постичь
материю, природу бытия, отразить в понятиях все многообразие
универсума.


Учеником софистов в начальный период своего творчества, а затем
непримиримым оппонентом был Сократ (470-399 гг. до н.э.). прогрессивное
значение софистики заключается в том, что она выдвинула на передний план
субъективный момент в отношении человека к миру, выразившийся в требовании:
все, что ценное для личности, должно быть оправдано перед ее сознанием.
Однако, это оправдание в софистике было поставлено в зависимость от
случайного хотения и мнения отдельного индивида. Сократ же выступил против.
Мерилом всех вещей для Сократа является не субъективно-произвольный
единичный человек, а человек как разумное, мыслящее существо. Сократ
выступил с требованием выработать такие истины, которые имели бы общее и
объективное значение.


Сократ учил, что философия – любовь к мудрости, любовь к знанию – может
рассматриваться как нравственная деятельность в том случае, если знание
само по себе есть добро. И это положение является движущей пружиной всей
его деятельности. Сократ верил, что, если человек знает что именно хорошо,
а что плохо, то он никогда не поступит дурно. Сократ называл три основных
человеческих добродетели:

. умеренность (знание как обуздывать страсть)
. храбрость (знание как преодолевать опасности)
. справедливость (знание как соблюдать законы божественные и
человеческие)

Сократ пытался найти в сознании, мышлении человека такую прочную и твердую
опору, на которой могло бы стоять здание нравственности и всей общественной
жизни, в т.ч. и государства. Но Сократа не поняли и не приняли его
сограждане. Он был обвинен в том, что развращает своими рассуждениями
молодежь, не признает богов и священных обычаев, и потому был арестован. По
приговору суда Сократ выпил смертельный яд цикуту. Этим он хотел доказать,
что истинный философ должен жить и умереть в согласии со своим учением.


Платон и Аристотель – систематизаторы древнегреческой философии.


Большую работу по систематизации всей предшествующей философии проделали
Платон (427-347 гг. до н.э.) и Аристотель (384-322 гг. до н.э.). в их
системах философское знание той эпохи приобретает наиболее всесторонний
характер. Платон и Аристотель подводят итог классическому периоду в
развитии древнегреческой философии.


В философской системе Платона уже четко можно выделить все четыре составные
части философского знания того времени: онтологию, космологию, гносеологию
и этику.


Онтология. Платон, также как и элеаты, характеризует бытие как вечное,
неизменное, всегда тождественное, неделимое, недоступное чувственному
восприятию и постигаемое только разумом. Но, в отличие от элеатов, бытие у
Платона множественно. И здесь он близок Демокриту. Вид, идея, сущность
часто употребляются Платоном как тождественные понятия.


Космология. С учением о бытии в системе Платона тесно связана космология.
Здесь Платон развивает учение о творении божеством Космоса из первобытного
Хаоса.


Теория познания. Теория познания Платона опирается на его учение и о душе.
Платон считал, что человек, как телесное существо, смертен. Душа же его
бессмертна. Истинное знание дает только мышление. Теория познания Платона
проникнута интеллектуальным аристократизмом. Философия же в связи с этим
трактуется как свойственная лишь избранным натурам любовь к мудрости ради
нее самой.


Этика. Онтология, космология и теория познания в учении Платона носят
подчиненный вспомогательный характер. Они выступают в качестве
методологической и мировоззренческой базы для обоснования главной части
этого учения – нравственно-этической. Платон считает, что условием
нравственных поступков является истинное знание. Эти истинным знанием, в
принципе, обладает душа. По учению Платона она состоит из трех частей:
разумной, пылкой (волевой) и вожделеющей (чувственной). Платоновская этика
ориентированна на самосовершенствование личности, на создание совершенного
общества – государства. Укреплению идеального государства, по Платону,
должна служить строгая система воспитания и образования.


Завершает объективистско-онтологическую традицию Аристотель (384-322 гг. до
н.э.). Ему принадлежит заслуга впервые провести разграничение наук, выделив
для каждой из них специальные области исследований, и установить различие
между теоретическими, практическими и творческими науками.


Онтология. Основное содержание философского учения Аристотеля изложено им в
"Метафизике". Аристотель сохраняет характерное для элеатов и Платона
понимание бытия как чего-то устойчивого, неизменного, неподвижного. Однако
Аристотель не отождествляет бытие с идеями. Он критикует Платона за то, что
тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от
чувственного мира. Аристотель дает понятию бытия иное, чем Платон,
толкование. Сущность – это единичное, обладающее самостоятельностью бытие.
Она отвечает на вопрос: "Что есть вещь?" и представляет собой то, что
делает предметы именно этим, не позволили ему слиться с другими.


В соответствии с учением о сущности, Аристотель проводит классификацию
причин бытия. Он выделяет четыре вида причин:


1. Материальные, то, из чего состоят вещи, их субстрат.

2. Формальные, в которых форма проявляет себя, образуя сущность,
субстанция бытия. Каждая вещь есть то, что она есть.

3. Действующие или производящие – рассматривающие источник движения и
превращения возможности в действительность, энергетическая база
формирования вещей.

4. Целевая или конечная причина, отвечающая на вопросы "Почему?" и "Для
чего?"

Учение о душе. Душа является формой по отношению к материи, однако, по
Аристотелю, присуща лишь живому существу. Душа – это проявление активности
живительной силы. Ею обладают только растения, животные и человек. Но в
каждом проявлении душа носит своеобразный характер.

Разумной же душой обладает только человек. Аристотель определяет разумную
душу как такую часть души, которая познает и думает. Разум составляет
основное начало этой души. Будучи вечным и неизменным, он один способен к
постижению вечного бытия и составляет сущность первого двигателя, который
есть чистое мышление и которым живет все в мире.

Учение о человеке. Главное отличие человека от животного, по Аристотелю,
основывается на способности человека к интеллектуальной жизни.
Интеллектуальная же жизнь предполагает нравственную позицию. Только человек
способен к восприятию таких понятий как добро и зло, справедливость и
несправедливость. Центральное понятие аристотелевской этики – добродетель.
Добродетелью обладает не каждый человек, а лишь тот, кто сумел ее активно
обнаружить, тот, кто действует. Высшей формой деятельности является
познавательная и теоретическая. Так же, как и у Платона, аристотелевское
учение о человеке направлено на то, чтобы поставить на службу государству
личность.

Итоги античной философии.


Подводя итог анализу античной философии, следует отметить, что в период ее
формирования и развития сложилась основная проблематика философии,
обнаружились ее основные линии развития. Философия возникает как учение о
бытие. На начальных этапах бытие отождествляется с природой. Отсюда –
объективистская, натуралистическая тенденция в раннегреческой философии.
Позднее, с развитием общественных отношений и формированием личности, бытие
осмысливается, прежде всего, как бытие человека. Бытие в античной философии
рассматривается как упорядоченная система – Космос, важной составной частью
которого является человек. Все проблемы человека рассматриваются и решаются
в органической связи с занимаемым им местом и ролью в Космосе. Наиболее
яркое и полное воплощение данный подход нашел в системах Платона и
Аристотеля.

-----------------------
[pic]






Новинки рефератов ::

Реферат: Спирты (Химия)


Реферат: Первое русское кругосветное плавание под командованием Ивана Федоровича Крузенштерна (1803-1806 гг.) (История)


Реферат: Политические и правовые учения Древней Греции (История)


Реферат: Контрольная работа по курсу гражданского права (Гражданское право и процесс)


Реферат: Управление качеством продукции (Менеджмент)


Реферат: Болезни домашних животных (Биология)


Реферат: История русской Архитектуры (Архитектура)


Реферат: Будущее (Философия)


Реферат: Социальная работа с лицами без определенного места жительства (Социология)


Реферат: Билеты по геометрии (11 класс) (Математика)


Реферат: Происхождение Кадмия (Химия)


Реферат: Гипотеза как форма развития знания (Философия)


Реферат: Женщина и политика (Политология)


Реферат: Лидерство. Управление персоналом (Менеджмент)


Реферат: Иудаизм (Религия)


Реферат: Влияние гуманитарных наук на становление современного инженера (Психология)


Реферат: Понятие, состав, классификация и оценка вложений во внеоборотные активы (Банковское дело)


Реферат: История государства и права ЗС (Право)


Реферат: Государство и право Англии в новое время (История)


Реферат: История государства и права (Право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист