GeoSELECT.ru



Естествознание / Реферат: Психофизиологические закономерности восприятия информации и использование в самостоятельной работе (Естествознание)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Психофизиологические закономерности восприятия информации и использование в самостоятельной работе (Естествознание)





Содержание

Введение 3
Глава 1 5
Психолого-дидактические аспекты активизации 5
деятельности личности в процессе обучения 5
1.1. Психолого-кибернетическая модель деятельности интеллекта в процессе
обучения. 6
Глава 2. 11
Сущность и содержание самостоятельной работы студентов 11
Глава 3. 12
Организация самостоятельной работы в процессе 12
восприятия студентами нового учебного материала 12
3.1. Некоторые особенности организации самостоятельной работы студентов в
английском колледже 15
Заключение 17
Используемая литература 18



Введение


Сегодня нет необходимости убеждать преподавателей СПОУ и ВУЗов в
важности разработки и внедрения в педагогическую практику более совершенной
методики обучения, обеспечивающей повышение качества учебной работы,
активизацию познавательной деятельности студентов, развитие их умственных
способностей. В решении этой проблемы значительная роль отводится
формированию у них умений и навыков самостоятельного умственного труда. Это
тем более важно, что, какие бы знания и в каком объёме не получали
обучаемые, они имеют необратимую тенденцию быстро устаревать, отставать от
потребностей жизни, производства. Где же выход, в чём он? А он в решении
задачи – научить учащихся учиться самостоятельно, приобретать знания из
различных источников информации самостоятельным путём, овладеть как можно
большим разнообразием видов самостоятельной работы.
К сожалению, практика свидетельствует о том, что во многом мы здесь
не дорабатываем. Наиболее значительным недочётом в подготовке студентов
является всё ещё низкий уровень их самостоятельности в овладении и
применении знаний, непрочность приобретённых навыков, умений. Да и наша
педагогическая теория недостаточно помогает в этом. В специальных
исследованиях, в отдельных педагогических изданиях самостоятельная работа
чаще всего рассматривается или в общем виде, или же даются отдельные
указания для её использования. Освещаются и классифицируются виды и формы
этой работы, раскрываются условия их применения, направленные на вооружение
обучаемых определённой системой знаний, умений и навыков главным образом на
этапах закрепления правил, понятий, законов, их повторения, проверки
усвоения и совершенно недостаточно на этапе изучения нового материала.
Хотя, как известно, знание, которое включается в самостоятельную
деятельность, усваивается значительно лучше по сравнению с тем, которое
сообщается педагогом как готовое знание. Не развёрнута достаточно и
экспериментальная работа по проверке эффективности самостоятельного
овладения обучаемыми новыми знаниями. Особенно остро встают следующие
вопросы: какие факторы способствуют наилучшему развитию умственных сил
студентов, активности их мысли; как рационально организовать
самостоятельную работу каждого при подготовке к овладению новыми знаниями и
в процессе их изучения; как добиться увеличения объёма самостоятельных
умственных и практических действий обучаемых на этом этапе обучения,
создать благоприятные условия для формирования у них умений логически
мыслить, самостоятельно анализировать факты, формулировать выводы,
обосновывать свои практические действия?



Глава 1


Психолого-дидактические аспекты активизации


деятельности личности в процессе обучения


Головной мозг представляет собой сложнейшую систему, осуществляющую
хранение, приём, переработку и выдачу информации. В результате
функционирования этой системы в сознании обучаемого происходят сложнейшие
процессы восприятия и мышления как при непосредственном наблюдении, так и в
условиях педагогического процесса
Б.Ф. Ломов утверждает, что «основными психическими процессами,
участвующими в приёме информации, являются ощущение, восприятие,
представление и мышление». Но ведь ощущение – это есть восприятие
информации органами осязания, слуха, зрения, обоняния и др. С.И.
Архангельский пишет: «…мышление представляет собой высшую форму познания… С
помощью мышления человек обобщает чувственный опыт, который является
начальным источником познания». Итак, в одном случае мышление – это
психический процесс приёма информации, т.е. начальный источник познания, в
другом – высшая форма познания.
Первая концепция рассматривает развитие мышления не как накопление
только собственного опыта, а как овладение системой общественно-
педагогических знаний. А отсюда как следствие – возможность управления и
активного формирования необходимых мыслительных процессов (А.Н. Леонтьев,
Л.С. Выготский).
Суть второй концепции сводится к тому, что в результате тщательного
анализа логических операций, применяемых в процессе обучения, можно
выделить класс алгоритмических операций (П.Я. Гальперин). Поэтому при
обучении необходимо базироваться на формировании общих методов логического
мышления, которые дают возможность решения целой серии задач.
Третья концепция основана на том, что главным в умственном развитии
обучаемого является не метод обучения, а содержание обучения (В.В. Давыдов,
Д.Б. Элькопин).
Четвёртая концепция рассматривает возможность управления системой
(Н.Ф. Талызина). По-видимому, концепция наиболее жесткого алгоритма в
процессе обучения.
Пока ни одна из концепций не может быть принята как основа для
организации активизации познавательной деятельности в высшей школе. Однако,
используя отдельные положения из этих теорий, можно попытаться обосновать
методы активизации процесса обучения.


1.1. Психолого-кибернетическая модель деятельности интеллекта в процессе
обучения.


В последние годы психология испытывает сильное влияние кибернетики,
что открывает более широкие возможности совершенствования теории обучения в
высшей школе. При анализе учебного процесса можно попытаться опереться на
исследования, проводимые кибернетиками в области создания искусственного
интеллекта.
Процесс формирования специалиста в вузе, говоря языком кибернетики,
рассматривается как процесс обучения сложной, большой системы
кибернетического типа. Поэтому есть основание полагать, что моделирование,
широко применяемое в современной науке, можно использовать при анализе
процесса обучения для вскрытия структуры умственных действий, процесса
совершенствования интеллекта и на этой основе подойти к более оптимальному
решению этого вопроса.
Х. Зидов утверждает, что среди господствующих теоретических
направлений модели переработки информации, по-видимому, наиболее пригодны
для выражения сложности человеческого мышления. Трудности, возникающие в
процессе обучения при выборе методики изложения учебной информации,
непосредственно связаны с недостаточными знаниями механизмов восприятия,
мышления и поведения интеллекта.
Для анализа процесса восприятия информации в различных учебных
ситуациях предлагается воспользоваться моделью интеллекта, которая
составлена на основании структуры, приведённой Е.А. Александровым для
процесса восприятия условия задачи и её решения, а также восприятия внешних
воздействий отбора и переработки информации Н.М. Амосова.


Механизм поведения Механизм мышления



Ме
ха
низм
мыш
ле
ния



Механизм мышления



В соответствии с этой моделью интеллект представляется в виде
центров, взаимодействующих между собой и внешней средой (ВС) через
механизмы восприятия, мышления и поведения.
В состав модели интеллекта включены: ПМ – центры памяти, Р –
рецепторы, АР – анализаторы рецепторов, АФ – центры абстрагирования и
формализации, ЦЭ – центры эмоций, СУТ – система управления торможением, ОИ
– центры обработки информации, КИ – центры конкретизации и интерпретации, М
– нейронная модель.
В процессе обучения интеллект получает информацию непосредственно из
внешней среды (печать, радио, телевидение и др.). Поэтому в приведенной
модели под ВС понимаются все источники, откуда интеллект может получить
информацию. Под рецепторами (Р) подразумеваются все органы восприятия
внешней информации: слух, зрение, обоняние, осязание и др.
Анализаторы рецепторов (АР) выполняют функцию оценки различных
сигналов и в соответствии с ними осуществляют настройку рецепторов, а при
необходимости обеспечивают соответствующее усиление сигналов перед подачей
их в центры АФ.
Центры АФ воспринимают информацию, соответствующим образом
формализуют и направляют её в центры памяти и обработки информации.
В центрах ОИ информация перерабатывается и в абстрактной,
формализованной форме передаётся в центры конкретизации и интерпретации,
через которые осуществляется обратная связь интеллекта с внешней средой.
Все перечисленные центры связаны с центрами памяти (ПМ), в которых
записывается вся конкретная информация и логика действий с ней.
Рассматривая данную модель, следует иметь ввиду, что в центрах ПМ
выделяются несколько слоёв (этажей). Н.М. Амосов различает три-четыре этажа
моделей внешнего мира в коре головного мозга, нейрофизиологи – семь слоёв.
Отсюда, по-видимому, следует возможность образования максимум семиэтажных
моделей внешнего мира, формируемых по мере возбуждения соответствующих
слоёв коры.
Механизм восприятия непосредственно возбуждает самые нижние слои,
однако при повторном прохождении информации через механизм восприятия
возбуждение проникает в более высокие слои коры головного мозга и модель
(М) становится более богатой и устойчивой, так как происходит многократное
прожигание синапсов (прогорение).
При включении механизма мышления происходит произвольное обращение
центров обработки информации к моделям, записанным как на нижних слоях коры
головного мозга, так и на более высоких её слоях, вызывая их многократное
возбуждение, а следовательно, проникновение информации в ещё более высокие
слои с образованием практически семиэтажных моделей внешнего мира. Эти
модели создаются не только в направлении от нижних слоёв к верхним (М1 ( М2
( М3 ( М4 – нейронная цепочка), но так как возбуждение приходит по разным
рецепторам и анализаторам, то и вдоль слоя, при этом образуется объёмная
структура модели вида:
( М3 (
(
М2 ( М2 ( М2
(
( М1 (
Раздражение (стирание) подобных структур происходит существенно
медленнее.
Эти модели по сути не что иное, как психические новообразования по
терминологии психологов. Поэтому, в процессе обучения одновременная подача
информации по всем возможным каналам восприятия с включением механизма
мышления позволяет существенно повысить устойчивость информации,
записанной в памяти интеллекта. Другими словами, процесс обучения будет
происходить см более высоким коэффициентом полезного действия, если
правильно организовать работу механизмов восприятия и мышления.
В соответствии с учением И.П. Павлова, центральная нервная система
находится в нормально-заторможенном режиме, т.е. все центры и механизмы
интеллекта находятся в невозбуждённом состоянии. Это торможение
обеспечивается системой управления торможением (СУТ).
Возбуждение или торможение соответствующих центров и механизмов
осуществляется при получении из внешней среды положительных и отрицательных
эмоций, которые через центры эмоций (ЦЭ) воздействуют на СУТ и через неё
подают команды на расторможение или торможение требуемых центров и
механизмов.
Пользуясь представленной моделью, дадим определение понятий, таких
как: познавательная деятельность, восприятие, мышление, поведение, память,
запоминание.
Познавательная деятельность – это психические процессы, происходящие
в центрах интеллекта в результате действия механизмов восприятия, мышления
и поведения.
Восприятие – процесс переноса (приёма) информации из внешней среды
через рецепторы и центры АФ в память, как результат деятельности механизма
восприятия.
Мышление (мыслительная деятельность) – результат действия механизма
мышления. Оно имеет место лишь при включении в деятельность центров
обработки информации. Мышление включает в себя такие логические операции,
как постановка задачи, проведение аналогий, анализ, выделение главного,
выводы и обобщения.
Мышление невозможно без участия центров памяти (ПМ), но оно возможно,
если временно прекращается поступление информации по каналам восприятия.
Поведение – реакция интеллекта на воспринимаемую информацию.
Память – свойство (способность) нейронов хранит следы раздражений.
Запоминание – результат возникновения связей между нейронами в
процессе познавательной деятельности (её результат).
Использование в процессе обучения элементов включения всех механизмов
деятельности интеллекта устраняет «необходимость разделять обучение на 2
этапа – «усвоение» знаний и «применение» знаний. Знания усваиваются в
действии – они оказываются более прочными и усвоение происходит
поразительно легко и быстро».


Глава 2.


Сущность и содержание самостоятельной работы студентов


Самостоятельная работа студентов – деятельность их в процессе
обучения и во внеаудиторное время, выполняемая по заданию преподавателя,
под его руководством, но без его непосредственного участия.
Основными признаками самостоятельной работы студентов, с
воспринимаемой информацией, принято считать:
- наличие познавательной или практической задачи, проблемного вопроса
или задачи и особого времени на их выполнение, решение;
- проявление умственного напряжения мысли обучаемых для правильного и
наилучшего выполнения того или иного действия;
- проявление сознательности, самостоятельности и активности студентов
в процессе решения поставленных задач;
- владение навыками самостоятельной работы;
- осуществление управления и самоуправления самостоятельной
познавательной и практической деятельностью студента.
Ядром самостоятельной работы, исходным моментом её конструирования
является познавательная или проблемная задача. Именно наличие задачи
обусловливает весь процесс самостоятельной работы: предусматривает
самостоятельную деятельность студентов по решению поставленных задач;
обязательную подготовку к самостоятельному выполнению, решению учебных и
профессиональных задач.
В различных формах учебного процесса самостоятельность обучаемых
проявляется по-разному: от простого воспроизведения, выполнения задания по
жёсткой алгоритмической схеме с использованием приёмов скорописи,
скорочтения и т.п. до самостоятельной творческой. Самостоятельность
студентов при изучении специальных предметов проявляется через планирование
ими своей учебной работы; отбор учебной литературы, методических пособий
для самостоятельного изучения; подготовку наглядно-демонстрационной
аппаратуры и её применению; выполнение отдельных учебных заданий и
целостной работы по специальности на образцах литературы и техники без
непосредственной помощи и подробного инструктажа преподавателя; ремонт,
настройку и выполнение проверки работоспособности аппаратуры;
самостоятельное выполнение специальных профессиональных обязанностей в ходе
учебных занятий и производственной практики.
Функциональное предназначение самостоятельной работы студентов в
процессе лекций, семинаров, практических занятий по овладению специальными
знаниями заключается в самостоятельном прочтении, просмотре, прослушивании,
Наблюдении, конспектировании, осмыслении, запоминании и воспроизведении
определённой информации. Постановку цели и планирование самостоятельной
работы студенту определяет преподаватель. Вся информация осуществляется на
основе её воспроизведения.
Самостоятельная работа студентов проявляется и во внеаудиторное
время, когда студенты повторяют учебный материал и углубляют свои
теоретические знания с помощью специальной литературы или компьютерных
обучающих устройств.


Глава 3.


Организация самостоятельной работы в процессе


восприятия студентами нового учебного материала


Одним из условий успешной организации самостоятельной работы студентов
на этапе изучения нового является активное восприятие, восприятие,
составляющее результат их активной мыслительной деятельности. Известно, что
восприятие вызывается теми или иными намерениями, целями, интересами и,
наряду с непосредственным отражением предмета, включает в себя осмысление
впечатлений.
Существует большое разнообразие приёмов, способов активизации
восприятия обучаемых. К ним относятся: раскрытие практического значения
темы занятия, конкретизация цели предстоящего занятия, знакомство с планом
изложения материала преподавателем; соблюдение преемственности в излагаемом
новом материале; осуществление связи вновь изучаемого учебного материала с
ранее пройденным; интересное, логическое, доходчивое изложение темы занятия
преподавателем; постановка вопросов с целью проверки внимательности
студентов и сознательности понимания ими изучаемого; постановка проблемы;
формулировка познавательных задач; связь с жизнью, с будущей специальностью
и т.д.
Использование того или иного приёма, стимулирующего активное
восприятие, будет результативным в том случае, если студент работает над
приобретением знаний без всякого принуждения, с большим интересом и охотой.
Особая роль при этом отводится организации различных видов самостоятельной
работы, подготавливающей обучаемых к более осмысленному сознательному
усвоению нового, т.к. по-настоящему овладеть знаниями студент может лишь в
результате активной самостоятельной деятельности.
На необходимость организации самостоятельной деятельности студентов
уже при подготовке к восприятию учебного материала указывают и психологи.
«... органы чувств теснейшим образом связаны с органами движения. Последние
выполняют не только приспособительные, исполнительные функции, но и
непосредственно участвуют в процессах получения информации».
Результаты наблюдений, личного опыта показали, что организация
самостоятельной деятельности студентов на этапе подготовки к получению
новых знаний протекает более успешно при включении их в самостоятельную
работу по воспроизведению ранее усвоенных знаний, умений, навыков,
необходимых для активного восприятия нового учебного материала. Объясняется
это тем, что в процессе воспроизведения уже известного ему студент не
только слушает и наблюдает за работой своих товарищей, но и, самостоятельно
производя различные логические операции, выполняя практические действия,
вспоминая теорию, готовится к сознательному восприятию новой темы, раздела,
курса.
Восприятие нового учебного материала будет наиболее полным,
сознательным в том случае, если студент будет в нём заинтересован.
Наличие интереса при усвоении нового придает знаниям основательность,
прочность, сознательность. Напротив, отсутствие интереса при усвоении
знаний ведёт к тому, что знания усваиваются медленно, формально, не находят
применения в жизни, быстро забываются.
Успешность формирования новых понятий, правил, законов, запоминаний
различных сведений о явлениях, предметах, свойствах и т.п. зависят и от
внимания студентов. Известно, что непонимание учебного материала, любое его
запоминание, ошибки часто вызываются отсутствием или недостаточностью
внимания в процессе восприятия.
Для успешности и результативности мыслительной деятельности студентов
необходимо воспитывать у них самостоятельность мышления. К наиболее
эффективным приёмам, средствам формирования самостоятельности мышления
относятся: умение преподавателя задавать вопросы, направленные на
самостоятельное осмысливание этих вопросов студентами; формирование у них
собственной точки зрения, приёма противопоставления, взаимозависимости,
сходства, различия и т.д., подводящих студентов к выводам, обобщениям и
содействующих развитию мышления, высокой умственной активности. Доказано,
что более высокий уровень аналитико-синтетической деятельности студентов
обнаруживается при условии, когда в процессе восприятия они сами находят
существенные признаки нового и применяют их в практических действиях, когда
им предоставляется максимум возможности для самостоятельного анализа
обобщений. Достигнуть же наибольшей активности студентов, результативности
восприятия можно лишь при организации самостоятельной работы каждого.

3.1. Некоторые особенности организации самостоятельной работы студентов в
английском колледже


Изучая опыт организации самостоятельной работы в наших СПОУ,
интуитивно хочется узнать, а как обстоит дело с самостоятельной работой в
СПОУ дальнего зарубежья. Возьмём, например, английский колледж. Учебный год
студентов состоит из двух семестров и включает 38 пятидневных недель.
Аудиторных занятий – всего 20 часов в неделю, в группах по 15 – 20 человек.
В то же время, студент должен находится в колледже с 9 до 17 часов,
остальное время в библиотеках, в компьютерных залах, где имеются большие
фонды педагогических программных средств и где, кроме того студенты на
компьютерах пишут и редактируют свои сочинения, ученические доклады и
проекты, а их учебными программами предусматривается очень много. Кстати,
чертёжных досок и кульманов в колледже уже нет – все графические работы
выполняются на компьютерах и графопостроителях.
В процессе аудиторных занятий (по теоретическим дисциплинам)
используются такие формы как: краткие обзорные лекции, групповые и
индивидуальные консультации по изученному студентами самостоятельно
материалу, обсуждение проектов, работа в малых группах и командах, анализ
деловой, экономической, технологической документации и т.д. То есть основой
учебного процесса является самостоятельная работа студента, аудиторные же
занятия являются лишь вспомогательным механизмом оказания ему помощи в
образовательном продвижении. Кстати, в английских университетах аудиторных
занятий у студентов ещё меньше – всего 12 часов в неделю.
А между тем, научный уровень подготовки в наших ПТУ, СПОУ и Вузах (по
соответствующим курсам) значительно выше – это безоговорочно признают сами
англичане, побывавшие в России. Обучение в английских учебных заведениях
(как и во многих других странах Европы) направлено в большей мере на точное
и безусловное воспроизведение знаний, умение излагать свои мысли устно и на
бумаге – в сочинениях, докладах, проектах (недаром такое значение придаётся
экзаменам по английскому языку) и длительным тренировкам в безукоризненно
точном выполнении практических работ, точном соблюдении всех
технологических требований.



Заключение


Ранее я описал некоторые методы восприятия информации студентами. И я
согласен с теми методами, которые требуют того, чтобы помимо лекций и
учебников, студент уделял внимание ещё и специальной литературе,
электронной библиотеке и т.д. Я считаю, что студент наиболее полно и
глубоко воспринимает лишь ту информацию, которую он сам в процессе своей
деятельности использовал и совершенствовал, и никто не заставит его
воспринимать и обрабатывать её, если он сам этого не захочет.



Используемая литература


1. Вергасов В.М. «Активизация познавательной деятельности студентов в
высшей школе». Киев, 1985.
2. Казакова А.Г. «Организация самостоятельной работы студентов»
-----------------------

ВС



КИ



Р



АР



АФ



АФ



СУТ



АФ


[pic]


[pic]



[pic]



[pic]



М2



[pic]?–??/?????†??–??/?????†???????????"???–??/?????†???????????"????


[pic]
[pic]

[pic]


[pic]



[pic]







Реферат на тему: Растения и животные Краснодарского края занесенные в красную книгу

|Введение: Краснодарский край | |
| Краснодарский край расположен в пределах | |
|Северо-Западного Кавказа. Протяжённость с севера на |[pic] |
|юг составляет около 400 км, с запада на восток - |Герб Кубани |
|около 360 км. Северная и центральная части |[pic] |
|Северо-Западного Кавказа заняты Кубанской равниной, |[pic] |
|а южная - горами Большого Кавказа. |Гостиница |
| Уникальность природы этой территории заключается |"Кавказ" |
|в разнообразии ландшафтов и их чередовании. |[pic] |
| Это высокие горы с огромными лесными массивами, |Кубанский |
|ледниками, реки текущие, по горным ущельям, |государственный |
|бескрайние степи, пещеры. Богатство животного и |университет |
|растительного мира... |[pic] |
|Природные ресурсы |Парк |
| Краснодарский край является уникальным регионом |[pic] |
|Российской Федерации по своеобразию своего |Кинотеатр |
|географического положения, исключительному |"Аврора" |
|разнообразию природных ландшафтов, почвенных и |[pic] |
|климатических ресурсов, поверхностных и подземных |Брызги |
|вод, растительного и животного мира. Черноморское |фонтанов |
|побережье края - единственный в нашей стране | |
|приморский курортно-рекреационный район с достаточно| |
|развитой инфраструктурой, и только здесь Россия | |
|обладает небольшим районом субтропиков. Поэтому, |[pic] |
|несмотря на тяжелые экономические условия, одной из |Горпарк |
|важнейших задач, стоящих в настоящее время в крае, |[pic] |
|является сохранение этого уникального природного |Библиотека |
|комплекса. Краснодарский край расположен на |[pic] |
|территории Северо-Западного Кавказа, общая площадь |Красный |
|его - около 83,6 тыс. кв. км. На его территории |Собор |
|проживает более 5 млн. чел. | |
| Земельный фонд Краснодарского края составляет | |
|7546,4 тыс. га. Большую часть территории края | |
|(4783,6 тыс. га) занимают земли сельскохозяйственных| |
|предприятий, из которых 88,5% составляет пашня. | |
| Почвы Краснодарского края отличаются большим | |
|разнообразием. По данным последнего тура оценки | |
|земель края, бонитет сельскохозяйственных угодий и | |
|пашни самый высокий в России. Главное богатство края| |
|составляют уникальные по своей мощности и содержанию| |
|гумуса кубанские черноземы. | |
| Водные ресурсы края. Поверхностные воды в | |
|Краснодарском крае представлены Черным и Азовским | |
|морями, развитой речной сетью, озерами и лиманами. | |
|Наиболее крупной водной артерией является река | |
|Кубань, которая берет свое начало за пределами края | |
|на склонах горы Эльбрус. Кубанская дельта занимает | |
|площадь около 3500 кв. км. и представляет собой ряд | |
|мелководных озер и лиманов. Основные притоки реки | |
|Кубани - Белая, Лаба, Уруп, Пшиш, Псекупс, Афипс и | |
|др. | |
| Северная половина края имеет большое количество | |
|рек. Наиболее крупными степными реками являются Ея, | |
|Сосыка, Ясени, Албаши, Понура, Бейсуг, Кирпили. Для | |
|них характерны мелководность, заиленность и слабое | |
|течение в результате искусственных запруд, | |
|замедляющих или вообще делающих невозможным | |
|свободный ток воды и сброс ее в Азовское море. Реки | |
|Черноморского побережья Кавказа: Мзымта, Сочи, | |
|Псезуапсе, Вулан и другие отличаются ярко выраженным| |
|паводковым режимом, их твердый сток способствует | |
|формированию черноморских пляжей. Из озер следует | |
|отметить живописное озеро Абрау близ города Анапы и | |
|озеро Ханское к северу от Бейсугского лимана, грязи | |
|которого обладают лечебными свойствами. Характерной | |
|особенностью края являются лиманы - мелководные | |
|водоемы, созданные степными реками, морями и дельтой| |
|реки Кубани. | |
| Ресурсы поверхностных вод края в 1998г. составили| |
|22,56 км3, в том числе: бассейна реки Кубани 13,25 | |
|км, рек Восточного Приазовья - 1,81 км3, | |
|Черноморского побережья - 7,5 км3. | |
| Подземные воды являются одним из основных | |
|источников пресной воды в Краснодарском крае и | |
|приурочены к двум артезианским бассейнам: | |
|Большекавказскому (Черноморское побережье и горная | |
|часть) и Азово-Кубанскому (предгорная и равнинная | |
|часть). Всего в крае разведано 38 месторождений | |
|пресных подземных вод, из которых утверждены | |
|эксплуатационные запасы в количестве 4,3 млн. м3 в | |
|сутки. | |
| Минерально-сырьевые ресурсы края представлены | |
|углеводородным сырьем, цветными металлами, нерудными| |
|полезными ископаемыми, подземными водами, включая | |
|пресные, минеральные и термальные, лечебными | |
|грязями, поделочными и цветными камнями. За | |
|последние 10 лет разведаны крупнейшие в России | |
|месторождения йодобромных вод, пресных и минеральных| |
|вод, соли, формовочных песков. | |
| Приморские районы и нагорная часть края богаты | |
|разнообразными по химическому составу и ценными в | |
|лечебном отношении минеральными источниками. | |
|Наиболее ценными из них являются сероводородные | |
|источники Мацесты и сернощелочные минеральные воды | |
|Горячего Ключа. Выходы минеральных источников | |
|прослеживаются практически по всему Черноморскому | |
|побережью: у Красной Поляны, близ Геленджика, Анапы,| |
|а также по рекам северного склона: Убин, Афипс, | |
|Белой. Большой интерес с точки зрения | |
|народно-хозяйственного использования в перспективе | |
|представляют месторождения термальных вод в | |
|Мостовском районе. | |
| Фонд рыбохозяйственных водоемов на территории | |
|Краснодарского края насчитывает 473 реки | |
|протяженностью около 14 тыс. км, 23 из которых, | |
|протяженностью 5,8 тыс. км, находятся на особом | |
|режиме охраны. Рыбохозяйственная площадь акватории | |
|Черного моря 56,2 тыс. кв. км, Азовского - 11,0 тыс.| |
|кв. км. Особо охраняемые морские акватории | |
|составляют 1,9 тыс. кв. км.. Это Анапская банка в | |
|Черном море, приустьевые участки акватории рек | |
|Кубань и Протока в Азовском море. Площадь 140 | |
|лиманов, имеющих рыбохозяйственное значение, | |
|составляет 198,2 тыс. кв. км., 4-х водохранилищ - | |
|53,6 тыс. кв. км.. Столь значительный | |
|рыбохозяйственный фонд обеспечивал в благоприятные | |
|40-е годы совокупный вылов рыбы в объеме 120 тыс. т | |
|в год, причем ценные виды: осетровые, рыбец, шамая, | |
|судак, тарань, сазан, лещ, составляли более 43 тыс. | |
|т, или 35,8%. | |
| Главными причинами загрязнения водных объектов | |
|являются сбросные воды рисовых систем, загрязненные | |
|биогенными элементами и пестицидами, неэффективная | |
|работа городских очистных сооружений, крайне | |
|неудовлетворительное состояние сетей канализации | |
|населенных пунктов, низкая степень очистки | |
|промышленных сточных вод, аварийные разливы нефти и | |
|нефтепродуктов. | |
|Климат | |
| Климат Краснодарского края формируется под | |
|воздействием теплого Черного и практически не | |
|замерзающего Азовского морей, отличается большим | |
|разнообразием - от холодного климата высокогорий к | |
|умеренно-континентальному климату Прикубанской | |
|низменности и лесных предгорий - до субтропического | |
|климата Черноморского побережья Кавказа. | |
| Температура воздуха имеет резко выраженный | |
|годовой ход, среднегодовая температура в городе | |
|Краснодаре составляет 10,8°С. Годовое количество | |
|осадков колеблется в значительных пределах: от 350 | |
|мм на Таманском полуострове, 500 мм на правобережье | |
|Кубани, до 2500 мм и выше на юго-западных склонах | |
|Большого Кавказского хребта. | |
| Преобладающими ветрами являются ветры восточной | |
|составляющей, которые в весенне-летний период носят | |
|суховейный характер. В отдельные годы их усиление | |
|приводит к возникновению катастрофических пыльных | |
|("черных") бурь на равнинной территории края, а | |
|особо сильные ветры северной составляющей приводят к| |
|появлению так называемой "боры" в районе города | |
|Новороссийска. В свою очередь, сильные и устойчивые | |
|ветры западного направления способствуют | |
|катастрофическим нагонным наводнениям морских вод на| |
|восточном побережье Азовского моря. В летний период,| |
|как правило, увеличивается повторяемость западных | |
|влагонесущих потоков, особенно сильно увеличивающих | |
|количество осадков на юго-западных склонах | |
|Кавказского хребта и на Черноморском побережье. | |
|Растительный и животный мир | |
| Растительность Северо-Западного Кавказа | |
|отличается большим богатством и разнообразием. В | |
|составе флоры Краснодарского края насчитывается | |
|около 3000 видов высших сосудистых растений. | |
| Особая природоохранная значимость растительности | |
|края состоит в том, что она является составной | |
|частью одного из мировых центров видового | |
|разнообразия, представленных в пределах Большого | |
|Кавказа. Во флоре Краснодарского края насчитывается | |
|большое количество полезных растений: 250 | |
|лекарственных видов, свыше 140 видов эфиромасличных,| |
|сотни видов медоносов. На сравнительно небольшой | |
|территории здесь представлены разнообразные | |
|широтно-зональные и высотно-поясные типы | |
|растительности, в разной степени сохранившие свой | |
|первозданный природно-ландшафтный облик. | |
| В юго-западной части Приазовья расположены | |
|пойменные луга и плавни. Левобережье Кубани | |
|представлено лесостепью. На Черноморском побережье, | |
|приморская полоса покрыта низкорослым лесом из дуба | |
|пушистого, кизила, грабника, барбариса, а также | |
|богатой травянистой растительностью, с вечнозелеными| |
|растениями: лавровишней, рододендроном и различными | |
|лианами. Здесь произрастают представители тропиков и| |
|субтропиков: камелия, агавы, веерные пальмы, | |
|декоративный банан, бамбук, пробковый дуб, | |
|цитрусовые, инжир, хурма. | |
| Леса в Краснодарском крае расположены по | |
|вертикальным поясам, приуроченным к определенным | |
|высотным отметкам. В предгорной и низкогорной части | |
|края преобладают дубравы, образованные формированием| |
|дуба скального, черешчатого, пушистого и Гортвиса; в| |
|этом же поясе находятся леса, образованные | |
|различными видами сосны и каштана съедобного. | |
| Выше расположен пояс буковых лесов, постепенно переходящий в |
|смешанные леса из бука восточного и пихты кавказской, их сменяет |
|березовое криволесье и субальпийские луга. Лесной фонд края составляет |
|1695,7 тыс. га. При этом основными лесообразующими породами являются |
|твердолиственные (в т.ч. дуб, бук), хвойные, пихта, мягколиственные. |
| Животный мир Краснодарского края, находящегося на стыке трех крупных |
|зоогеографических провинций мира Средиземноморской, Европейско-Сибирской|
|и Центральноазиатской, и отличается особым разнообразием. На территории |
|края обитает 86 видов млекопитающих, 20 пресмыкающихся, свыше 300 - |
|птиц, 11 видов земноводных. Многие виды животных занесены в Красные |
|книги России и Краснодарского края (выдра кавказская, хорь-перевязка, |
|беркут, дрофа, змееяд, колпица, орлан-белохвост и другие). |
|Экологическая обстановка в крае |
| Экологическая ситуация в крае остается напряженной. Увеличение |
|количества автотранспорта в крае за последние 10 лет почти в два раза, |
|оживление экономики, рост потока грузов через порты, приезжающих на |
|отдых граждан на собственном транспорте, использование транспорта, |
|эксплуатирующегося с превышением экологических параметров, реализация |
|через передвижные автозаправочные станции топлива, не соответствующего |
|стандартам, - все это привело к увеличению выбросов вредных веществ в |
|атмосферу за 1999 год на 300 тыс. тонн. Общий же выброс от транспорта |
|достиг 1200 тыс. тонн, что составляет 200 кг вредных веществ на каждого |
|жителя края. В крупных городах и в. курортных зонах отмечено превышение |
|предельно допустимой концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе |
|от 1,5 до 6 раз, загрязнение почвы свинцом достигает 30 ПДК |
|(предельно-допустимых концентраций). |
| Особо охраняемые природные территории включают в себя Кавказский |
|государственный природный биосферных заповедник, Сочинский национальный |
|парк, 11 заказников и более 300 памятников природы. С 1979г. заповедник |
|имеет, по решению ЮНЕСКО, статус биосферного. За годы своей деятельности|
|он стал одной из крупнейших научно - исследовательских природных |
|лабораторий мира. Сохранены и приумножены популяции кавказского |
|благородного оленя, тура, серны, косули. Восстановлена жизнестойкая |
|популяция горного зубра. В Красную книгу России занесены 32 редких вида |
|позвоночных животных и 3 - в Международную. |
| Атмосферный воздух. Валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферу в|
|1998г. составил 888,8 тыс. т (на 14,4% меньше, чем в 1997г.), из них от |
|стационарных источников - 83,6 тыс. т., что на 196,58 тыс. т. меньше, |
|чем в 1989г. Стационарные источники по-прежнему продолжают оказывать |
|негативное воздействие на атмосферный воздух широким спектром вредных |
|веществ, многие из которых относятся к первому и второму классам |
|опасности и способны даже малыми количествами нанести значительный ущерб|
|окружающей природной среде и здоровью людей. Основными источниками |
|загрязнения являются ТЭЦ, котельные и особенно автотранспорт, |
|насчитывающий к настоящему времени более 967 тыс. единиц, выброс от |
|которых составляет до 88% от суммарной массы выброшенных в атмосферу |
|загрязняющих веществ. Наиболее остро стоит проблема загрязнения |
|атмосферного воздуха в городах Краснодаре и Новороссийске; среднегодовая|
|концентрация формальдегида в этих городах составила соответственно 5 и 7|
|ПДК, фенола - до 4,8 ПДК (города Краснодар). На основании многочисленных|
|наблюдений города Новороссийск и Краснодар включены в приоритетный |
|список городов Российской Федерации с самым высоким уровнем загрязнения |
|воздуха. Комплексный показатель загрязнения воздушного бассейна в городе|
|Армавире превышает допустимый более, чем в 2 раза. Атмосферный воздух в |
|городе Туапсе значительно загрязнен оксидами углерода (максимум |
|зарегистрирован на уровне 4,6 ПДК) и диоксидом азота, среднегодовая |
|концентрация которого превышала допустимую в 1,2 раза. Во многих крупных|
|и курортных городах края отмечено превышение предельно допустимых |
|концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе от 1,5 до 6 раз. |
|Высокий уровень загрязнения воздушного бассейна и урбанизированных |
|территорий Краснодарского края подтверждают данные Росгидромета. |
| По-прежнему сложной остается экологическая обстановка в бассейне реки|
|Кубань, что в первую очередь обусловлено влиянием транзитного переноса |
|загрязняющих веществ от источников, расположенных за пределами края. |
|Так, доля каждой из сопредельных территорий в общей массе сбрасываемых в|
|составе сточных вод загрязняющих веществ в 1998г. составила |
|соответственно: Республика Карачаево-Черкесия - 30%, Ставропольский край|
|- 21,1%, Республика Адыгея - 13,9%, Краснодарский край - 35%. В |
|приграничных створах уровень загрязнения вод нефтяными углеводородами, |
|железом, хромом превышал допустимый в 1,2; 2,6; 2,5 раза соответственно.|
| |
| По данным государственного водного кадастра, объем загрязненных |
|сточных вод, сбрасываемых в природные водные объекты за период с 1989 по|
|1998 гг., сократился на 1,42 млрд. м3, а по сравнению с 1997г. снизился |
|всего на 0,53 млрд. м3, за счет сокращения сброса с рисовых систем |
|коллекторно-дренажных вод и составил в 1998г. 1,91 млрд. м3. Масса |
|загрязняющих веществ, сброшенной со сточными водами за 10-летний период |
|снизилась на 45% и составила 211,4 тыс. т. |
| Основными загрязняющими веществами поверхностных вод суши являются |
|соединения меди, среднегодовые концентрации которых варьировали в |
|пределах 2-12 ПДК; соединения железа - 1-24 ПДК; нефтепродукты 3-6 ПДК; |
|нитриты - на уровне 1-2 ПДК; на отдельных участках содержание |
|органических веществ превышало допустимое в 2 раза. В дельте реки Кубани|
|воды были несколько чище, чем в 1997г. Однако, уровень основных |
|загрязняющих примесей оставался выше допустимого: соединения меди и |
|железа - 3 ПДК, максимальные концентрации нефтепродуктов на отдельных |
|участках отмечались на уровне 23, 26 и 29 ПДК; увеличилось содержание |
|ртути в воде. Периодически по всей Кубани и на притоках регистрировались|
|(единичные случаи) хлорорганические пестициды и фосфорорганические |
|соединения. Качество воды рек бассейна Кубани и Восточного Приазовья |
|оценивалось в 1998г. по семибалльной шкале, в основном, IV - |
|"загрязненная", а рек Черноморского побережья - III - |
|"умеренно-загрязненная" и IV- "загрязненная" классами чистоты, Азовского|
|моря - II, III и IV классами. Анализ результатов мониторинга морской |
|среды за последние 10 лет показал, что качество вод в этот период |
|оценивалось в основном II - "чистая" и III - "умеренно - загрязненная" |
|классами чистоты. К основным загрязняющим веществам относятся: нефтяные |
|углеводороды, растворенная ртуть, азот нитритов. |
| Состояние экосистем Черного и Азовского морей за последние годы |
|оценивается как неблагополучное. Анализ данных экологических |
|исследований и мониторинга в акваториях Черного и Азовского морей, |
|проводимых силами специалистов морской наблюдательной сети Росгидромета,|
|позволяет сделать вывод, что экологическое состояние прибрежных зон и |
|районов в близи устьев рек приближается к критическому уровню. По |
|результатам ранжирования 13-ти внутренних и окраинных морей РФ, |
|проведенного с учетом степени деградации их экосистем за период |
|1990-1995 гг. Азовское море занимает первое место. Черное - второе. |


Красная книга Краснодарского края
Введение
Развитие промышленности и сельского хозяйства во многом изменило облик
природы края. Исчезла первозданная степь, в ней сообщества многолетних
степных трав, преимущественно злаков, сменились сообществами культурных, в
основном однолетних растений. Сократились площади, занятые лесами,
неузнаваема, стала природа Черноморского побережья, исчезают малые реки
Кубани.

Сегодня экологическое состояние экосистем Северо-западного Кавказа и
Предкавказья (в пределах Краснодарского края) вызывает серьезную тревогу,
порожденную, не только социально-нравственными и экономическими причинами,
но и крайне неэффективным размещением и использованием в них
производительных сил. Всех интересуют причины экологические и
природоохранные. Их, несомненно, много. Вот некоторые.

1. О лесе. Общая площадь лесов Северо-западного Кавказа и Предкавказья
(в пределах Краснодарского края) 2 миллиона 100 тысяч гектаров, что
составляет 22% от всей территории края. Расположены они в основном в
предгорных и горных экосистемах, где формируется до 90% стока кубанских
рек. Широколиственные и хвойные горные леса обеспечивают перевод в
грунтовый сток всех рек на южном и северном склонах Кавказского хребта.
Однако вырубка леса на этих склонах за последние 10 лет отрицательно
сказалась на полноводности рек, усилилась эрозия горных почв, участились
оползни, нарушился гидрологический режим ценнейших минеральных источников в
Горячеключевском, Геленджикском, Сочинском, Апшеронском и других районах
края. Во многих населенных пунктах ощущается нехватка пресной воды.

Если быть объективным, приходится констатировать: человек все больше и
больше нуждается в древесине, следовательно, придется еще рубить кавказский
лес. На территории края лес это 50% дуба, 20% бука, 8% граба, 3% каштана,
2,6% пихты и другие виды деревьев и кустарников. Возможен ли компромисс".
Возможен, но лишь при условии – ведя рубки в горах, необходимо одновременно
заботиться и о природе. Что происходит ныне? Почти полмиллиона кубометров
древесины – третья часть от заготовленной, получив ярлык "отходы", остается
в лесу гнить, или, в лучшем случае, ее сожгут. С 1990г. объем
заготовляемого леса в крае составил 1,2 миллиона кубометров, Наметилась
тенденция к уменьшению вырубаемых площадей, но при этом остаются "древние"
технологии рубок – пила, трактор, костер. Эколого-защитные технологии
практически отсутствуют. В 1991г. с лесопользователей взимается залоговая
сумма на восстановление вырубаемых площадей: один гектар сплошной рубки –
650 руб., выборочной и постепенной – 210 руб. Это в 1991г., а как
подскочили эти ставки после либерализации цен, нам, к сожалению,
неизвестно. Но предельно ясно одно, даже при старых ценах один гектар никак
не тянет на 650 руб.! Это расточительство в государственном масштабе.
Очевидно, выход в том, чтобы усилия лесохозяйственного объединения были
сегодня направлены на охрану природы и восстановление леса в таком объеме
сил и средств, который затрачивается на его уничтожение.

2. О земле. Основное богатство нашего региона – земля, всемирно
известные кубанские черноземы. В крае из 4 миллионов 200 тысяч гектаров
пашни 80% приходится на черноземы, но и они стремительно деградируют:
содержание гумуса в них снизилось в среднем с 5-6% до 3% и даже ниже.
Невосполнимой потерей для края является факт полного исчезновения в
предгорных экосистемах тучных черноземов, ранее характерных для этой зоны.

В крае 3 миллиона гектаров эрозионно-опасных земель, из них больше
половины сосредоточено в предгорной зоне, где почвы подвержены сильнейшей
водной и ветровой эрозии. Особо опасна в предгорных экосистемах водная
эрозия. На склонах до 2° в течение года смывается 4 мм слоя почвы, а при
уклонах до 5° – 9 мм. При этом следует иметь в виду, что смывается верхняя,
наиболее гумусированная и ценная во всех отношениях часть почвы. Учеными
подсчитано, что при смыве 10 см слоя почвы с одного гектара чернозема
теряется 44 т гумуса, 2,3 т калия, а урожай снижается до 5-20ц/га в
зависимости от возделываемой культуры. Такое постепенное, незаметное для
глаз "сползание" верхнего слоя почвы и обнажение менее гумусированных ее
горизонтов и материнских пород является одной из причин повсеместного
снижения в наших черноземах запасов перегноя.

Несмотря на это, в ряде предгорных хозяйств обработка почвы, посев и
уход за сельскохозяйственными культурами проводятся без учета этих
факторов.

С предостережением и надеждой должны прозвучать эти строки и в адрес
фермеров, число хозяйств которых на Кубани за последний год сильно
возросло, и будет возрастать.

3. О растительном и животном мире. Растительность и животный мир – два
главных блока в любой экосистеме. Исчезновение тех или иных видов растений
и животных не проходит бесследно. В экосистемах нарушаются трофические
(пищевые) связи и энергообмен.

Необдуманное воздействие человека на природу привело на Кубани к тому,
что список редких и исчезающих видов на территории Краснодарского края по
растениям составляет 157 видов, а по животным – 100. Более 50 видов
растений и животных нашего края занесены в Красные книги бывшего СССР,
РСФСР, Украины.

В результате возрастающего влияния человека на природу сокращается
численность видов растений и животных. Сегодня под угрозой исчезновения на
земном шаре находится около 25 тысяч видов растений, частично уже внесенных
в Красные книги Международного союза охраны природы и региональные. Так, в
Краснодарском крае стали редкими ковыли, степные виды пиона, горицвет,
валериана и другие, некоторые виды находятся на грани исчезновения – меч-
трава, из птиц – дрофа, а папоротник чистоуст в нашем крае уже не
встречается.

Проблема охраны растений и животных сейчас стала особенно актуальной.
Ведь утрата любого биологического вида дикой природы наносит ущерб
интересам общества, ведет к невосполнимым потерям генофонда, таит в себе
опасность разрушения целых экосистем, ослабления защитных функций биосферы.

До недавнего времени человек был слишком занят "покорением" природы и
поэтому мало задумывался над урегулированием конфликтов, вызываемых его
двойственной ролью: с одной стороны, распорядителя, а с другой – обитателя
экосистемы.

Кардинальное решение экологических проблем сегодня заключается в
скорейшем переходе в масштабах всей страны, а не в отдельных ее регионах, к
принципиально новой модели природопользования. Последняя должна строиться,
во-первых, на рациональном размещении производительных сил, во-вторых, на
экономии природных ресурсов (в том числе растительного и животного
происхождения) и, в-третьих, на повсеместном внедрении экологически чистых
технологий.

В системе мер по охране природы важное, место занимает составление
кадастров природных явлений. К таким природным - явлениям относятся флора и
фауна любого региона. Для практического решения проблемы охраны
биоэкосистемы края необходимо знать, какие биологические виды стали
редкими, какие находятся на грани исчезновения. Выявлению этих таксонов
растений и животных, мест их произрастания и обитания способствовали
экологические экспедиции, проведенные биологическим факультетом Кубанского
государственного университета по Краснодарскому краю: "Лагонакское нагорье"
(1987), "Кубань-река" (1988), "Восточное Приазовье" (1989), "Черноморское
побережье" (1990), "Малые реки Кубани" (1991), "Предгорье" (1992) и ряд
других.

В нашей стране для этого в 1974г. была учреждена Красная книга СССР,
которая стала научной основой для разработки мер по сохранению отдельных
видов животных и растений.

Уточнение и углубление знаний о редких видах растений и животных в нашем
крае с целью разработки мер по их охране – задача Красной книги
Краснодарского края. Она привлечет внимание, широкого круга читателей и
будет способствовать активизации движения по охране природы.

В составлении книги приняли участие ученые биологического факультета
Кубанского государственного университета и других учреждений края. Все виды
растений и животных, включенные в данную книгу, в соответствии с
классификацией, принятой в Красной книге СССР 1984г., подразделены на пять
категорий.
I категория: виды, находящиеся под угрозой исчезновения, спасение которых
невозможно без осуществления специальных мер.

II категория: виды, численность которых еще относительно высока, но
сокращается катастрофически быстро, что в недалеком будущем может поставить
их под угрозу исчезновения.

III категория: редкие виды, которым в настоящее время еще не грозит
исчезновение, но встречаются они в таком небольшом количестве или на таких
ограниченных территориях, что могут исчезнуть при неблагоприятном изменении
среды обитания под воздействием природных и антропогенных факторов.

IV категория: виды, биология которых изучена слабо, численность и состояние
вызывают тревогу, однако недостаток сведений не позволяет отнести их ни к
одной из первых категорий.

V категория: Восстановленные виды, состояние которых благодаря принятым
мерам охраны не вызывает более опасений, но они не подлежат еще
промысловому использованию и за их популяциями необходим постоянный
контроль.
Красная книга Краснодарского края – первый опыт и поэтому не претендует
на исчерпывающую полноту описания всех редких видов растений и животных,
нуждающихся в охране.

Исчезающие виды
БЕРКУТ

Aquila chrysaetos Linnaeus, 1758

Отряд Соколообразные – Falconiformes

Семейство Ястребиные – Accipitridae

Статус. Категория I – исчезающий вид.

Внесен в Красную книгу России.
Краткое описание. Крупный орел, размах крыльев около 2 метров,
однотонной темно-бурой окраски, Оседлый вид. Откладка яиц в конце марта –
начале апреля. В кладке 2 яйца, которые птицы насиживают до конца июля.
Основу питания составляют горные куриные: кеклик, кавказский улар,
кавказский тетерев. Нередко кормится падалью.

Распространение и места обитания. Населяет Северную Америку, Северную
Африку, Евразию. В Краснодарском крае встречается в горных районах Главного
Кавказского и Передового хребтов, на территории Кавказского
государственного биосферного заповедника и в ближайших, примыкающих к нему
районах. Зимой часть птиц откочевывает в низкогорную местность. Иногда на
кочевках залетает в равнинную часть края и нередко в поисках корма на
высокогорные луга. Гнездовой биотоп – высокие скальные обрывы в зоне леса.

Численность и тенденция ее изменения. В крае гнездится не менее 4 пар. В
зимнее время и на кочевках беркуты встречаются единичными экземплярами.

Лимитирующие факторы и меры охраны. Вид малочислен в крае, вероятно, по
естественным причинам: ограниченность площадей гнездовых станций,
отсутствие многочисленных кормовых объектов в горах. Кроме того,
численность, возможно ограничивается антропогенными преобразованиями
отдельных урочищ – в результате лесозаготовок, действующих мощный фактор
беспокойства. Возможна гибель птиц в капканах, устанавливаемых на волков у
привад. Вид охраняется на территории Кавказского государственного
биосферного заповедника. Необходима оценка реальной численности в крае,
установление мест гнездования за пределами заповедника и объявление их
памятниками природы; присоединение к территории заповедника Фишт-Оштенского
горного массива.

МАЛОАЗИАТСКИЙ ТРИТОН

Triturus vittatus Jenyns, 1835

Отряд Хвостатые – Caudata

Семейство Саламандровые – Salamandridae

Статус. Категория II – редкий вид.

Внесен в Красную книгу России.
Краткое описание. Спина оливковая, брюхо оранжево-желтое без пятен. По
бокам светлая серебристая полоса, окаймленная сверху и снизу темными
полосками. В брачный период у самца высокий зазубренный гребень на спине и
хвосте, по бокам хвоста два ряда голубых пятен. Длина тела с хвостом до 137
мм у самцов и 117 мм у самок. Весной и в начале лета находится в водоемах,
где и размножается. Затем выходит из в

Новинки рефератов ::

Реферат: Microsoft Excel 97 (Программирование)


Реферат: Договор хранения (Гражданское право и процесс)


Реферат: Обязательство (Право)


Реферат: Меценаты в России (История)


Реферат: Воображение детей школьного возраста (Психология)


Реферат: АПК Украины (Ботаника)


Реферат: Растения и животные Краснодарского края занесенные в красную книгу (Естествознание)


Реферат: Вексель в хозяйственном обороте (Инвестиции)


Реферат: Бизнес-план АОЗТ "Рейнбоу" (Менеджмент)


Реферат: Военно-психологические вопросы в сочинениях Джона Б. Уотсона - как основоположника бихевиоризма (Психология)


Реферат: Шпора по истории России ХХ века к университетскому экзамену (История)


Реферат: Алкоголизм, табакокурение, наркомания (Психология)


Реферат: Московская битва (История)


Реферат: Организация деловой коммуникации (Педагогика)


Реферат: Аналого-цифровой преобразователь (АЦП) (Радиоэлектроника)


Реферат: Использование проблемных ситуаций на уроках математики в развитии творческого мышления младших школьников (Педагогика)


Реферат: Манипулятивные технологии в системе массовых коммуникаций (Масс-медиа и реклама)


Реферат: История доказательства Великой теоремы Ферма (Педагогика)


Реферат: Технологическая карта на бетонные работы (Технология)


Реферат: Нейрокомпьютеры (Информатика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист