GeoSELECT.ru



Философия / Реферат: Философия Фрейда (Философия)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Философия Фрейда (Философия)



Формирование философских взглядов

Зигмунда Фрейда

(Формирование философской теориибессознательного)

Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в Фрейберге,
провинциальном городе, в семье мелкого торговца. Вскоре семейство
Фрейдов переехало в Лейпциг, а затем в Вену.
З.Фрейд рос в семье, в которой религиозные традиции и
обычаи уже утратили силу. Его отец придерживался либерально-
просветительских взглядов и, по утверждению домашних,
был"законченным свободомыслящим". Еще до рождения сына он перестал
посещать синагогу, а впоследствии и вовсе отказался от культовых и
бытовых предписаний иудаизма. Под влиянием отца в мальчике рано
пробудилась любовь к книгам и страсть к знаниям. Он получил
типичное для выходца из мелкобуржуазной еврейской семьи
образование: : частная школа, гимназия, университет.
В гимназические годы мировоззрение З.Фрейда формировалось
под влиянием идей рационализма и естественнонаучного
эмпиризма(вера в прогресс,в равенство возможностей,в свободу
личности и т.д.)
Знакомство З.Фрейда с идеями европейского рационализма и
свободомыслия оказало заметное влияние на его развитие.Он свято
верил во всемогущество человеческого разума и конечную победу
научного мировоззрения.Религия,напротив,в его представлении была
главным источником человеческих заблуждений, врагом просвещения и
прогресса.
Решающую роль в формировании мировоззрения Фрейда сыграло
изучени естественных наук.Физика,химия, биология оказались
авангардными областями знания. Среди интелигенции усилился
интерес к научной литературе, большую популярность приобрели
публичные лекции и демонстрации различных опытов. В этих условиях
интересы юноши, первоначально мечтавшего о карьере политического
деятеля, приобрели иную направленность.
Еще в гимназии Фрейд познакомилсяя с учением Ч.Дарвина,
который впервые поставил биологию на вполне научную почву,
установив изменяемость видов и преемственность между ними.
Знакомство с эволюционной теорией Дарвина произвело подлинный
переворот в сознании Фрейда, породив его надежды на небывалый
прогресс в познании мира.
Семнадцатилетний Фрейд решил посвятить себя науке,он
испытывал в тот период "непреодолимую потребность разобраться в
загадках окружающего мира и по возможности сделать что-либо для
их решения". Но осуществлению честолюбивых замыслов юноши
препятствовала государственная политика Австро-
Венгрии,ограничивавшая сферу деятельности евреев
коммерцией,юриспруденцией и медициной. Путь в науку был закрыт, и
Фрейд был вынужден выбрать медицину, как область более близкую к
естествознанию.
В 1873 году он поступил на медицинский факультет Венского
университета и через 8 лет получил степень доктора медицинских
наук.Учебные занятия Фрейд совмещал с работой в Институте
физиологии при Венском универстиете, руководимым Эрнстом
Брюкке(1819-1892 гг.).Сотрудничество с этим выдающимся ученым
существенно укрепило научный, рационалистический склад мышления
Фрейда. Под руководством Брюкке Фрейд осуществил несколько
оригинальных исследований, способствовавших оформлению
материалистической теории нейронов. Сама логика научного
исследования вела его на позиции есественнонаучного материализма.
Он был убежден, что органом психики являяется мозг, и психические
процессы существуют в неразрывной связи с физиологическими, что
мир материальных предметов существует независимо от
человеческого сознания и наши знания о нем начинается с
возбуждения органов чувств. Революция, совершавшаясяя в
естествознании, требовала мировоззренческого осмысленияя научных
открытий, и это дало новый толчок интересу Фрейда к философии.
В 1874-1875 гг. он прослушал цикл лекций немецкого философа-
идеалиста Ф.Брентано(1833-1917).Его учение о психических актах как
направленых действиях души ,его полемика с английским психиатром
Г.Модели по проблемам бессознательного вызвали живой интерес
Фрейда.
Увлечение позитивистской философией было довольно
распространенным явлением среди естествоиспытателей того времени
и объяснялось известной близостью позитивизма, то есть того его
крыла, которое восходило к естественнонаучному материализму.
Влияние позитивизма на формирование его взглядов существенно
корректировалось характером его научных интересов. Он не питал
доверияя к метафизике, противопосталяя ей мировоззрение,
основанное на системе знаний о мире. Он был убежден в единстве и
универсальности законов природы.
Однако "материализм" Фрейда носил ограниченный характер,
то есть был стихийным, неоформленным. Эта неоформленность,
отсутствие серьезной теоретико-познавательной подготовки, слабое
знание диалектики, привели к тому, что будучи материалистом
"внизу", то есть в объяснении явлений природы, Фрейд оставался
идеалистом "вверху", то есть при решении социальных и
гносеологических проблем. Подчеркивалось "коренное расхождение
материализма со всем широким движение позитивизма". Идейная
эволюция Фрейда всецело подтвердила это. Оставив, полтора
десятилетия спустя, скальпель и микроскоп, Фрейд, по существу
расстался с материализмом, хотя он никогда не отрекался от
убеждений молодости. Наступил момент, когда он приступает к
самостоятельной научной деятельности. После 1881г. Фрейд открыл
врачебный кабинет и занялся лечением психоневрозов. Воспитанный в
духе естесственнонаучного эмпиризма, Фрейд считал, что "телесным
органом" ментальной жизни является мозг и нервная система.
Наука о человеческой психике стояла на пороге великих
открытий. Но Фрейд не мог ждать. Его пациенты нуждались в помощи.
Страстное желание как можно скорее найти новое терапевтическое
средство, энтузиазм, отчаяние Фрейда прекрасно видны в 1833
г., когда он начал изучать действие кокаина на себе и своих
близких. Но эксперименты Фрейда нанесли серьезный ущерб здоровью
некоторых его испытуемых. В медицинских кругах Вены за Фрейдом
закрепилась репутация авантюриста.
В 1879 г. был создан первый в мире Институт психологии.
Фрейд занялся научной работой и искал таинственную причину
неврозов почти полтора десятилетия. В 1885 г., пройдя по конкурсу
на место приват-доцента неврологии, Фрейд получил возможность
ехать на стажировку в Париж во всемирно известную клинику
"Сальпетриер". В ту пору клинику возглавлял Жан Мартен Шарко (1825-
1893 ), по мнению которого причины функциональных психических
расстройств следует искать не в анатомии, а в психологии. Эта
мысль глубоко запала в сознание Фрейда. Через несколько лет,
продолжая без особого успеха испытывать различные
фармакологические и физиотерапевтические средства лечения больных,
Фрейд натолкнулся на книгу, ученика Шарко - доктора И.Бернгейма
(1837-1919 ) "Внушение и его применение в качестве терапии", в
которой описывались результаты лечения невротиков методом
гипнотического внушения.
В 1889 г. Фрейд едет в Нанси. Метод гипноза произвел на
Фрейда большое впечатление. В ряде случаев гипнотическое
внушение вело к полному исчезновению у больных истерических
симптомов. Особенно поразил его эксперимент с пациенткой, которой
в состоянии гипнотического сна было приказано по пробуждении
раскрыть стоявший в углу зонтик, что она и сделала. На вопрос
экспериментатора, зачем она раскрывает в помещении зонт, она
сказала, что хотела удостовериться, ее ли это зонтик. Факт
гипнотического внушения полностью выпал из ее памяти, и лишь путем
настойчивых расспросов экспериментатору удалось заставить женщину
вспомнить истинную причину своего поступка. Совершение действия,
об истинной причине которого человек не подозревает, натолкнуло
Фрейда на мысль, что работа мозга не всегда осознается, что в
основе поведения людей могут лежать бессознательные мотивы, что с
помощью ряда приемов их можно обнаружить. Фрейд вернулся в Вену
окрыленным.
Однако вскоре он убедился, что лечение гипнозом дает
нестойкий эффект и лишь затрудняет понимание природы нервно-
психических заболеваний.
На основе другого случая, когда молодая женщина, страдавшая
расстройством мышления и речи, нервным кашлем и параличом, с
помощью гипноза воспроизводила травмировавшие ее психику
воспоминания(с болезнью и смертью отца), болезненные симптомы
исчезли. Фрейд сделал вывод, что болезненный симптом является
заменителем подпвленного импульса и что им открыт новый метод
лечения истерии(катарсический). Фрейд делает вывод о
"энергетической теории", по которой организм располагает
постоянным количеством психической энергии. Если эта энергия
своевременно и беспрепятственно не реализуется, если она
задерживается или подавляется, то возникает эквивалентный по силе
патологический симптом. Эта работа подводила итог многолетним
исканиям Фрейда. В этой работе был высказан ряд соображений(о
необходимости различия сознательных и бессознательных душевных
актов, о важной регулирующей роли эмоций), положенных в дальнейшем
в основу психоаналитической теории Фрейда. В процессе изучения
Фрейд впервые столкнулся с проблемой бессознательного.
Пытаясь раскрыть механизмы возникновения неврозовон обратил
внимание на патогенные последствия неудовлетворенных влечений и
неотреагированных конфликтных эмоций. Эти чужеродные, разрывающие
единство сознания аффекты были восприняты Фрейдом как первое и
главное свидетельство существования бессознгательного. Поскольку
же их содержанием в большинстве случаев оказывалось для больного
нечто неприятное, постыдное, с точки зрения социальных и
нравственных норм неприемлмое, Фрейд предположил, что
бессознательный характер этих активно конфликтующих психических
сил обусловлен особым защитным механизмом, получившим название
"вытеснение". По мере развития психоанализа, представления Фрейда
о бессознательном уточнялись и усложнялись. Фрейд начинает строить
свою науку о бессознательной психической деятельности. Согласно
которой, невроз является защитной реакцией психики на травмирующую
идею, которая изгоняется из сознания. Дальнейшее развитие состояло
в выдвижении Фрейдом гипотезы об исключительной роли сексуальности
в этиологии неврозов, затем последовали отказ от гипнозов и
замена их методом свободных ассоциаций и толкованием сновидений,
выдвижение учения о бессознательном.
По мере того, как психоанализ из метода объяснения и
лечения неврозов превращался в науку о бессознательных психических
процессах, в нем все большее место стали занимать проблемы
личности. Фрейд исследовал всю гамму "наклонностей, увлечений,
мотивов и намерений индивида". Фрейд предложил новую структурную
модель психики.



Психоанализ Зигмунда Фрейда.

Творческую эволюцию Фрейда, когда он окончательно встал на
путь разработки психоанализа, можно разделить на три периода:
ранний период (1895-1905)
период1ой психоаналитической системы(1905-20)
период2ой психоаналитической системы(1920-39)

Основными теоретическими достижениями раннего периода были
концепция психоанализа и учение о психическом
аппарате,базирующиеся на идее бессознательного.Психический
аппарат Фрейд рассматривал в 2х аспектах-топографическом и
динамическом. При топографическом подходе в психике
выделяют три области - сознание, предсознательное и
бессознательное.
Бессознательное представляет собой ту часть психики, где
сосредоточены бессознательные желания. В широком смысле это
совокупность психических процессов, операций и состояний, не
представленных в сознании субъекта. Согласно концепции
бессознательного, необходимые идеи могут вступать между собой в
конфликт, причем более слабые вытесняются из сознания, но
продолжают на него воздействовать, не теряя динамических свойств.
От сознания окно во внешний мир - бессознательное отгорожено
областью предсознательного.
Предсознательное - это разумное Я человека, память,
мышление. Область сознания Фрейд связывал в основном с восприятием
внешнего мира.
Источником психической динамики являются желания
бессознательного, стремящиеся к разрядке в виде действия. Для
этого им нужно попасть в сознание, управляющее реализацией
поведенческих актов. Это возможно лишь при посредничестве
предсознательного, которое осуществляет цензуру желаний
бессознательного. Позднее Фрейд уточнил, что психическая
деятельность бессознательного подчиняется принципу удовольствия, а
психическая деятельность предсознательного подчиняется принципу
реальности. Соединяясь с реальностью внешнего мира,
предсознательное вытесняет обратно в бессознательное неприемлемые
желания и идеи (сексуальные, эгоистические, асоциальные ),
сопротивляется их попыткам проникнуть в сознание. Сохраняющие
активность неразряженные желания находят "окольные пути"
проникновения в сознание, маскируясь и обманывая "цензуру". К
числу таких путей относятся сновидения (Фрейд назвал их
"королевской дорогой" в бессознательное), грезы, случайные
ошибочные действия, шутки и обмолвки, а также симптомы психической
патологии. Природа этих феноменов одинакова; они выступают в
качестве компромисса, служащего удовлетворению желаний и цензурных
требований предсознательного.
Концептуальное ядро теории Фрейда, сложившееся в ранний
период, стало основой первой психоаналитической системы. Другим ее
камнем явилось учение о ЛИБИДО и детской сексуальности. В связи с
учением о ЛИБИДО поучает дальнейшее развитие, наметившийся в
ранний период, энергетический подход к психике. Психическая
энергия с 90-х годов была интерпретирована Фрейдом как энергия
ЛИБИДО. Фрейд описал способы превращения ЛИБИДО.
Инстинктивный импульс может быть или разряжен в действии,
или не разряженным вытеснен обратно в бессознательное, или лишен
своей энергии под действием реактивных образований (стыд,мораль).
С точки зрения учения о ЛИБИДО процесс психического
развития человека есть в своей сущности процесс превращений его
сексуального инстинкта.
После первой мировой войны критика заставила Фрейда
пересмотреть структуру инстинктов. Он вводит новую
дуалистическую схему, где действующие в психике инстинктивные
импульсы трактуются как проявление двух космических "первичных
позывов" - Жизни и Смерти.
В работе "Я и Оно" (1923 г.) Фрейд развертывает структурную
концепцию психики, выводящую всю психическую динамику из
взаимодействия трех инстанций - Я, Оно, Сверх-Я.
Бессознательное Оно - это по Фрейду,"кипящий котел
инстинктов".
Задачей Я является такое удовлетворение импульсов Оно,
которое не шло бы вразрез с требованиями социальной реальности.
За соблюдением этих требований следит Сверх-Я. Данными
теоретическими нововведениями первая психоаналитическая система
была преобразована во вторую. Учение Фрейда, не будучи строго
философским, имеет значительный мировоззренческий потенциал. Он
связан прежде всего со специфическим осмыслением Фрейдом человека
и культуры. В основе его лежало убеждение Фрейда в антагонизме
природного начала в человеке, сексуальных и агрессивных импульсов
и культуры.
Культура, по Фрейду, основана на отказе от удовлетворения
желаний бессознательного и существует за счет энергии ЛИБИДО.
В работе "неудовлетворенность в культуре"(1930) Фрейд
приходит к заключению, что прогресс культуры ведет к уменьшению
человеческого счастья и усилению чувства вины из-за растущего
ограничения реализации природных желаний. При объяснении
происхождения и сущности инстинктов и культуры Фрейд исходил из
убежденности в подобии индивидуальных и коллективных
психологических закономерностей, а также в одинаковости
формирования нормальных и патологических явлений психики. Это
позволило ему, усмотрев сходство между симптомами невроза
навязчивости и религиозными обрядами, объявить религию
"коллективным неврозом", наличие в психике у человека типических
форм реагирования (Эдипов комплекс и комплекс Электры ).
Эдитов комплекс - это совокупность психических процессов,
которые согласно психоанализу, формируются у мальчиков в
результате вытеснения в раннем детстве влечения к матери и
соответственно враждебности к отцу (как к сопернику). Термин
обязан своим происхождением древнегреческому мифу, порвествующему
о трагической судьбе Эдипа, который, женившись на вдове убитого
им царя Фив, неожиданно узнал, что он был его отцом.




Реферат на тему: Философия Чаадаева

Содержание:



Введение. 3


Чаадаев о прошлом и настоящем России. 4


Будущее России по «Философическим письмам», «Апологии сумасшедшего». 7


Заключение. 11

Список используемой литературы: 12

Введение.


Попытки осознания особенности развития русского народа, русского
государства, предпринимались очень давно. Таковыми были и формула: «Москва
третий Рим», и рассуждения Ивана грозного, и «Путешествие из Петербурга в
Москву» Радищева, некоторые декабристские разработки, например «Русская
правда» Пестеля или другие конституционные проекты. Документами русского
национального самосознания были собственно исторические изыскания XVIII –
XIX в., например «История государства Российского» Карамзина.
Но конституция России, выдвинутая в «философических письмах» является
первым в истории русской общественной мысли документом русского
национального самосознания, в котором осмысленно ведется в широком
философско – историческом контексте.
Но именно попытка Чаадаева, произведенная в столь обобщающей форме,
выявляющая целый ряд исторических закономерностей производящая их
сопоставление с русской действительностью, и историей, подвергающая в этой
связи и ту и другую острой критике – была совершенно нетрадиционной.
И в этом смысле «Философские письма» являются произведением поистине
новаторским, делающим эпоху.

Чаадаев о прошлом и настоящем России.


Проблема России, т.е. характеристика её настоящего осознания и
уяснение будущего, была для Чаадаева главной темой. Можно даже сказать, что
все другие проблемы – из области философии, истории, гносеологии,
онтологии, истории философии он рассматривал в связи с этой главной темой.
Разумеется, занимаясь ими, он входил в них как в таковые, высказывал
много глубоких идей, но все же его интеллектуальная деятельность была
направлена главным образом на решение центральной для него проблемы –
России.
Все это относится, прежде всего к философическим письмам. Совокупность
решений названных трех составляющих частей проблемы можно назвать
чаадавеской концепцией России, и концепция эта сводится к следующему:
Россия является страной аномальной, её история и деятельность складывается
вопреки, в противоречии с законами развития и существования народов.
Чаадаева не занимают положительные стороны жизни русского народа – его
внимание устремлено на поиск, выявление её пороков, несовершенств,
заблуждений. Почему Россия так сильно отличается от современных западных
стран, где как он полагает, уже заложены основы царства божьего на земле.
Аномальность России Чаадаев осознает с помощью антитез её истории и
современности некоторым всеобщим законам истории человечества и
человеческого общежития. Многое в России зависит от её географического
положения, но не оно является главной причиной изолированности русской
цивилизации от общечеловеческого развития. Россия не принадлежит не
Востоку, ни Западу, она пребывает не только вне пространства, но и вне
времени, и как бы выпала из исторического прогресса.
В России сложились такие условия, которые невозможны для нормальной
жизни человека.
Безрадостное, лишенное человеческого смысла существование в котором
нет места личности, Чаадаев выводит из не менее легального прошлого
русского народа, давно превращенного в нравственно оцепеневший организм.
Все общества пережили бурные эпохи перехода от юности к зрелости, и
только в России ничего не меняется: «Мы растем, но не созреваем, движемся
вперед, но по кривой линии; то есть такой, которой не ведет к цели». И в
прошлом Чаадаев не отрицает такого движения, однако оно происходило почти
вслепую и по преимуществу в одном измерении – в нарастании рабства. Сначала
Россия находилась в состоянии дикого варварства, потом глубокого
невежества, затем свирепого и унизительного чужеземного владычества,
деспотический дух которого унаследовала и позднейшая власть.
Освободившись от татарского ига, русские попали в новое рабство –
крепостничество. Русская история «была заполнена тусклым и мрачным
существованием, лишенным силы и энергии, которое ничего не оживило кроме
злодеяний ничего не слисшего, кроме рабства».[1]
Такова чаадаевская концепция аномальности России, которую он
резюмирует следующим образом: «Про нас можно сказать, что мы составляем
исключение среди народов. Мы принадлежим к тем из, иных, которые как бы не
входят составной частью в род человеческий», и добавляет; «а существуют
лишь для того, чтобы преподать великий урок миру: то есть, урок того, как и
почему народ выпадает из рода человеческого и как вновь войти в его
состав».
По мнению Чаадаева Россия обделена вниманием провидения, которым
наделены другие народы. Россия выведена из–под действия закона о единстве
народа, единства нет ни между русскими людьми, ни между русскими и другими
народами.
Рассуждая о роли христианства в истории Запада и России, Чаадаев
утверждает, что уничтожением крепостничества Запад обязан католицизму, а
русский народ наоборот, попал в рабство после того, как он стал
христианским, и православие не возражало против этого, одно это могло бы
заставить усомниться в православии, которым мы кичимся.
Нормализация русской действительности может быть осуществлена на путях
снятия всех этих антитез в порядке воспитания, аналогичного тому, какое
прошло западное человечество, - воспитание по западному образцу.
Позиция Чаадаева идеалистична. Но идеализм этот своеобразный. Объясняя
и приветствуя реформы Петра, он пишет: «Ничто великое или плодотворное в
порядке общественном не появляется, если оно вызвано настоятельной
потребностью, и социальные реформы удаются лишь при том условии, если они
отвечают этой потребности». Он решительно приветствует деятельное начало
преобразовательную деятельность людей во имя прогресса общества и
государства.
В России, по Чаадаеву, даже умы, одаренные от природы, изящные и
истинные по своей направленности и те не далеко ушли. Истинное общественное
развитие не начиналось еще для народа, если его глушь не сделалась
правильнее, легче, удобнее, неопределенной жизни первых годов его
существования. Как может процветать общество, которое даже в предметах
ежедневности колеблется еще без убеждений.
«Мы живем в каком - то равнодушии ко всему, в самом тесном горизонте
без прошлого и будущего. Если ж иногда и принимаем в нем участие, то не от
желания, не с целью достигнуть истинного, существенно нужного и приличного
нам блага, а по детскому легкомыслию ребенка, который подымается и
протягивает руки к погремушке, которую завидит в чужих руках, не понимая ни
смысла её, ни употребления по этим причинам история русского народа
составляет сплошь один ряд последовательных отречений в пользу своих
правителей.
Это обстоятельство в политической жизни России как раз и побуждает
Чаадаева доискиваться до корней её собственного порабощения и порабощения
всех соседних народов.
Особенно тягостно Чаадаеву, что в России только открываются истины,
давно известные у других народов, а то, что у других народов вошло в жизнь
для нас до сих пор еще только умственная теория. [2]


Будущее России по «Философическим письмам», «Апологии сумасшедшего».


В исторической науке, глубоко укоренилось мнение о чаадаевской
концепции России как пессимистической. Герцен считал, что по Чаадаеву, у
России нет будущего, Плеханов даже называл одну из своих статей о Чаадаеве
«Пессимизм П.Я.Чаадаева.»
Но Чаадаев смотрит на будущее России с оптимизмом. Квалифицировать
взгляд Чаадаева на русскую историю как пессимистический – неверно.
При всем своем критицизме, он определенно заявляет: «У России не одни
только пороки, а среди народов Европы одни только добробродетели, избави
бог. Его мнение однозначно: «Настанет пора рассуждений, мы вновь обретем
себя среди человечества, хотя трудно сказать когда.»
Он в весьма парадоксальной форме указывает на то, что же предстоит
России сделать в будущем, хотя «провидение и не представило нам этой роли,
и мы должны бы были сочетать в себе два великих начала духовной природы –
воображение и разум, и объединить в нашей цивилизации историю всего земного
шара.
«Проклятая действительность» подавляет все усилия, порывы, ума, а без
новых продуктивных идей ее не изменить. Чтобы совершить какое – либо
движение вперед «Сначала придется себе все создавать вплоть до воздуха для
дыхания, вплоть до почвы над ногами, а главное уничтожить в русском раба».
Самодержавие и крепостничество – вот главные пороки русской жизни, её
темные, позорные пятна. По мнению Чаадаева Русские одарены природным умом.
Нельзя отрицать общечеловеческую роль русского народа. Она велика, но чисто
отрицательна и состоит в том, чтобы своим прошедшим и настоящим преподать
народам важный урок.
Чаадаев ждет от народа прогрессивных истинных идей. В первом же
философическом письме он называет их. Это идеи дома, справедливости, права,
порядка.
Сказать даже в завуализированной форме о том, что ничего подобного в
России нет, что её история покоится на иных началах, было чрезвычайной
смелостью. Так, что не без основания укоренилась за мыслителем слова
первого русского критика русской истории.
Нельзя не учитывать и больших познаний Чаадаева в области всеобщей
политической истории, которая давала ему соответствующий материал для
оценок. «Я держусь того взгляда, - пишет он А.И.Тургеневу в 1855г, что
Россия призвана к необъятному умственному делу; ее задача дать в свое время
разрешение всем вопросам, возбуждающим споры в Европе. России поручены
интересы человечества, и в этом её будущее, в этом ее прогресс. Придет
день, когда мы станем умственным средоточием Европы, как мы сейчас являемся
её политическим средоточием, и наше грядущее могущество, основанное на
разуме, превысит наше теперешнее могущества, опирающееся на материальную
силу».
Отвечая на многочисленные обвинения в пессимизме по поводу судеб
России, Чаадаев пишет: «У меня есть глубокое убеждение, что мы призваны
решить большую часть проблем социального порядка, завершить большую часть
идей, возникших в старых обществах, ответить на важнейшие вопросы, которые
занимают человечество.
Но прежде чем Россия станет «совестным судом» по тяжбам человеческого
духа, она должна понять свое прошлое, признать свои собственные
заблуждения, раскаяться в них, сделать плодотворные выводы на будущее:
Известно, что и в первом философическом письме и в ряде других, в том
числе частных писем Чаадаев постоянно подчеркивает значение духовной жизни
людей.
Именно умственный прогресс, прогресс в образовании, в овладении
передовыми идеями, внедрение их в жизнь, в первую очередь заботит Чаадаева
при рассмотрении будущего России. Уже в первом философическом письме он
замечает: «У нас нет развития собственного, самобытного, совершенствования
логического. Старые идеи уничтожаются новыми, потому, что последние не
исключают из первых, а западают к нам Бог знает откуда, наши умы не
бороздятся неизгладимыми следами последовательного движения идей, которые
составляют их силу, потому что мы заимствуем идеи которые уже развитые. Мы
угадываем, а не изучаем, мы с чрезвычайной ловкостью присваиваем себе чужое
изобретение, асами не изобретаем».
Чаадаев всегда склонялся на позиции западного пути развития России, но
уже в первом философическом письме решительно выступает против слепого,
дурного, поверхностного подражания иностранцам. Чаадаев выступает против
славянофилов в «Письме неизвестного неизвестной», считал, что если России и
выпадет миссия облагородить человечество, то только в будущем, и конечно,
не военными средствами (как пыталось сделать это Россия в период военных
выступлений в Крыму 1854 г. Чаадаев смотрит на проблему конкретно –
исторически: «Европа не впадает в варварство, а Россия овладела пока лишь
крупицами цивилизации, Европа – наследник, благодетель, хранитель всех
предшествующих цивилизаций. Россия во многом обязана европейской
цивилизации, просвещению Запада».
Чаадаев приверженец просветительства, в просветительской деятельности
главное он видит, не расширение области наших идей, а в том, чтобы
исправить их и придать им новое направление.
Россия же, если она только уразумеет свое призвание, должна принять на
себя инициативу проведения всех великодушных мыслей, ибо она не имеет
привязанностей, страстей, идей и интересов Европы. В контексте ряда других
положений можно предположить, что речь идет об узких частнособственнических
интересах, о страстях партийной борьбы имущих классов, смене правительств.
Все это, по мнению Чаадаева на данном этапе неприемлемо для России. Однако
никакая земная власть не помешает миру идти вперед. Российскому народу надо
наращивать духовную мощь, так как внимание, которое возбуждают к себе
народы, зависит от их нравственного влияния в мире, а не от мира, который
они производят.[3]
Цель нравственного облагораживания была личной целью Чаадаева. Он
понимал ограниченность тех политических учений, которые достижение
наилучшего образа проявления и жизни видели единственно в воспитании
мудрости и добродетелей в правителях и их помощниках.
Отмечая обстоятельства, в силу которых Россия отстала в умственном
развитии, а это – обособленность сознания, Чаадаев одновременно видит в них
на будущее «большие преимущества». Он выражает надежду, что русское
общество, по крайней мере в лице его образованной части, начнет свое
движение вновь с того места, на котором оборвалась нить, свертывающая его с
другими народами западного мира. Призывая к этому, он успокаивает тех, кто
«боится революции на манер западно – европейских», поскольку в русском
народе есть что-то неотвратимое, а именно – его полное равнодушие к природе
той власти, которая им управляет.
Чаадаев находит «наше положение счастливым» ибо Россия стоит перед
лицом опередившего её запада. «Мы пришли позже других, а значит сможем
сделать лучше их», если сумеем правильно оценить свое преимущество, и
использовать опыт так, «чтобы не входить в ошибки, в их заблуждения и
суеверия. Больше того: у меня есть глубокое убеждение, что мы призваны
решить большую часть проблем социального порядка.»
Уяснения особенностей русской истории и причин отсталости страны, как
их понимая, Чаадаев, невозможно без раскрытия социологической концепции
«философических писем», которая заключает в себе завязку узла последующей
полемики о судьбах России, и является первой философией отечественного
исторического процесса.
Самое, пожалуй, утопическое мнение Чаадаева было о том, чтобы улучшить
будущее России нужно прежде всего оживить веру, всеми возможными способами
и дать себе истинно христианский импульс, так как на Западе все создано
христианством, а у нас православие обретает Россию на отсталость,
замыкается в своем религиозном обособлении от европейских принципов жизни.
А в католичестве заложена некое объединяющее начало, которое сформулировало
западный мир. Оно создало политический уклад, философию, науку, литературу,
улучшило нравы, создало предпосылки для свободы личности. Поэтому для
России целесообразно было бы перенять идеи католицизма.
В размышлениях Чаадаева после написания «философических писем» на
первый план выдвигается проблема России, и новое её решение отличное от
прежнего.
Развитие взглядов Чаадаева на Россию после «философических писем можно
разделить на 2 этапа 1) 30–40е г.г. 2)конец 40-х г.г. и до его смерти
1856г.
Первый из них характеризуется оптимизмом. Он надеется на то, что
Россия сможет не только быстро пойти по пути собственного прогресса, но и
помочь Западу решить его проблемы, встать во главе человечества. На втором
этапе футуристическая идея дает трещину потому, что Чаадаев все
определеннее исключает возможность того, что при существующих в России
социально-политических и нравственно–идеологических условиях она пойдет по
пути прогресса и станет лидером прогресса европейского и даже
общечеловеческого. Но для этого Россия должна быть подвергнута коренным
преобразованиям.
Важнейшим документом, в котором выразилась эволюция взглядов на
Россию, является «Апология сумасшедшего» (1837 г.)
Историю России, пишет он, нельзя объяснить нормальными законами нашего
разума, её таинственно объясняет верховная логика провидения. Специфика же
России в её, «ограниченности», особенность истории – в географическом
положении.
На истолковании особенности русского народа и его истории базируется и
прогноз Чаадаева о будущем России, её роли во всечеловеческом прогрессе.
Миссию России он видит в том, чтобы соединить цивилизацию Востока и Запада.
Россия сама не принадлежит ни к Западу, ни к Востоку.

В миссии России существует 3 момента:

1) России предстоит великое будущее.
2) Оно может быть достигнуто сравнительно легко благодаря исторически
сложившемся чертам русского характера и основанного на них
механизмах развития страны – легкость проведения реформ сверху,
свобода от традиций.
3) Это будущее будет представлять собой реализацию продуманно –
отобранных идей, лучше западных, принципов и установлений.

Взгляд Чаадаева на историю, состояние и будущего России получил
обоснование в его философии истории, которая, опиралась на общефилософскую
систему.

Заключение.


Концепция России, выдвинутая в «Философических письмах», является
первым в истории русской общественной мысли документом русского
национального самосознания, в котором осмысление ведется в широком
философско – историческом контексте.
Попытки построения концепции истории развития русского народа
предпринимались и раньше, по мнению попытка Чаадаева, произведенная в столь
обещающей форме, выявляющая целый ряд исторических закономерностей – была
совершенно нетрадиционной.
В этом смысле «Философические письма» являются произведением поистине
новаторским, делающим эпоху. В процессе построения своей теории Чаадаев
сосредотачивается на многих «действительных болезнях» и несовершенствах
русской жизни. Тут и крепостничество, и отсутствие основных демократических
свобод, устоев, традиций, тут и бескультурье народа, подражательность,
поверхностное усвоение культуры западной. Само выявление этого комплекса,
выведение его на свет общественного обсуждения – факт огромной исторической
важности для русской общественной мысли.
Появление «Философических писем» в открытой печати произвело
впечатление выстрела в «темную ночь», и было с сущности первым гласным
общественным протестом такого масштаба, после того, как было подавлено
восстание декабристов. Критика Чаадаевым России была по существу
продолжением декабристкой критики.
Дать общую оценку политическим взглядам Чаадаева непросто. Главная
трудность состоит в том, что Чаадаев противоречив.
Но двойственность, а порой и множественность его суждений, постоянное
отрицание даже самого себя – отражает неоднозначный и противоречивый
характер его философии.
Чаадаев явление крупное, самобытное, во многом определившее дальнейший
ход развития русского самосознания.
Общепризнанно, что Чаадаев повлиял на духовное становление великих
русских поэтов – Пушкина и Лермонтова. Именно к Чаадаеву восходит
разделение русской общественной мысли на западничество и славянофильство.
Широкое распространение получили в русской общественной мысли после
Чаадаева, идеи, высказанные им еще в 30-х г.г., относительно грядущего
лидерства России во Всемирной истории, принципиальный интернационализм его
концепции построения будущего, протест национальной ограниченности и
агрессивности, против попыток навязать другим нациям и странам свои порядки
и принципы жизни.
Чаадаевская концепция «истинного патриотизма» – продолжает лучшие
традиции русской общественной мысли, и прежде всего декабризма.

Список используемой литературы:



1. Галактионов А.А Никандров Л.Ф. Русская философия IX – XIX вв. Л:
ЛГУ 1989 .

2. Лазарев В.В. Чаадаев М.: Юридическая литература 1986.

3. П.Я.Чаадаев. Полное собрание сочинений Т.1. М. Изд. Наука 1991.

-----------------------
[1] П.Я.Чаадаев. Полное собрание сочинений Т.1. М. Изд. Наука 1991, с19.
[2] Лазарев В.В. Чаадаев М.: Юридическая литература 1986, -112 с., с. 50.
[3] Галактионов А.А Никандров Л.Ф. Русская философия IX – XIX вв. Л: ЛГУ
1989 с. 255.





Новинки рефератов ::

Реферат: Оценка радиационной и химической обстановки (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Диссидентское движение и "самиздат" конца 60-70-х гг. (История)


Реферат: Ислам (Религия)


Реферат: Буддизм и его распространение в мире (Религия)


Реферат: История (История)


Реферат: Обеспечение качества машин (Технология)


Реферат: Даосизм (Религия)


Реферат: NGIO (система ввода-вывода нового поколения) (Программирование)


Реферат: Астероиды (Астрономия)


Реферат: Страховые агенты (Страхование)


Реферат: Урбанизация (Социология)


Реферат: Финансирование учебных заведений (Педагогика)


Реферат: Злое искусство манипулирования (Психология)


Реферат: Технология перемещения буровой установки 3000 ЭУК-1 (Технология)


Реферат: Конспект традиционного урока (Педагогика)


Реферат: Сословно-представительная монархия в России в XVII веке (Государство и право)


Реферат: Процессоры. История развития. Структура. Архитектура (Компьютеры)


Реферат: Земельное право (Государство и право)


Реферат: Государственное муниципальное управление (Государство и право)


Реферат: Борьба за власть в 20-е - 30-е годы в СССР (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист