GeoSELECT.ru



Философия / Реферат: Философский трактат Канта "Критика чистого разума" (Философия)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Философский трактат Канта "Критика чистого разума" (Философия)


1.Введение

Жизнь философа - написанные им книги, самые волнующие события в ней -
мысли. У Канта нет иной биографии, кроме истории его учения. Почти весь
свой век он прожил в одном городе - Кенигсберге, он никогда не покидал
пределов Восточной Пруссии. Он не искал славы, не добивался власти, не знал
деловых волнений.
Внешняя жизнь Канта текла размеренно и однообразно, может быть даже
монотоннее, чем у людей его рода занятий. Этого не скажешь о жизни
внутренней, о жизни его духа.
Почти все разновидности современной философии так или иначе восходят
к Канту. Его идеи подверглись изменениям, но продолжают жить. Знакомство с
учением Канта, на мой взгляд, хорошее начало для изучения философии
вообще. Он приучает мыслить самостоятельно.
Канта сравнивают с Сократом. Так как философия его человечна. Сократ
впервые низвел философию с небес, утвердил на земле, отвлекся от космоса
и занялся человеком. Для Канта проблема человека стоит на первом месте. он
не забывает и о вселенной, но главное для него человек. Кант размышлял
о законах бытия и сознания с одной только целью: чтобы человек стал
человечнее. Чтобы не мешали его сознанию утопии и иллюзии.
Читать Канта трудно. Понимать еще труднее, но понятая мысль радует и
возвышает. У Канта серьезность изложения всегда связана с трудностью
проблемы, с тем, что зачастую ему первому пришлось к этой проблеме
прикоснуться.


2.Факты из биографии, предшествовавшие развитию философских
взглядов Канта.

22 апреля 1724 года родился Иммануил Кант.
Мальчик рос на окраине города среди мелкого ремесленного и торгового
люда. В семье он был четвертым ребенком. Иммануил Кант не отличался особо
крепким здоровьем. Потеряв к тому времени двух детей, его мать, в меру
своих возможностей старалась привить сыну физическое и нравственное
здоровье, разбудить в нем пытливость и воображение. "Никогда не забуду
своей матери. Она возлелеяла во мне первые зародыши добра, она открыла
мне сердце впечатлениям природы, она пробудила и расширила мои
представления, и ее поучения оказывали постоянное спасительное воздействие
на мою жизнь". Эти слова были сказаны Кантом на склоне лет.
По совету пастора Франца Альберта Шульца, навещавшего в числе
своих прихожан и семью Канта, восьмилетнего Иммануила отдали в "коллегию
Фридриха", государственную академию, директором которой был назначен сам
Шульц. Здесь будущий философ провел восемь лет. Он учился на латинском
факультете. Главными предметами была латынь (до 20 часов в неделю) и
богословие. Отсюда Кант вынес любовь к римской поэзии и антипатию к
внешним проявлениям религиозного культа. Родители хотели видеть в своем
сыне пастора, но мальчик, увлеченный талантливыми уроками преподавателя
Гейденрейха, мечтал посвятить себя древней словесности.
Осенью 1740 года шестнадцатилетний Кант поступает в университет.
Гимназическое увлечение филологией уступило место живому интересу к физике
и философии.
Новым своим интересом он был обязан человеку, который больше, чем
Франц Шульц и Гейденрейх, повлиял на его духовное развитие. Это был
профессор Мартин Кнутцен. Если бы не его ранняя смерть, немецкая
философия, может быть, имела бы в числе корифеев и это имя. Сейчас однако
Мартин Кнутцен известен только как учитель Канта. От него Кант впервые
услышал имя Ньютона. Не без влияния Кнутцена, не без помощи его книг на
четвертом году университетского обучения Кант принялся за самостоятельное
сочинение по физике.
Работа продвигалась медленно. Сказывалось не только
отсутствие навыков и недостаток знаний, но и нужда, в которой пребывал
Кант.
Писал Кант свою первую работу "Мысли об истинной оценке живых сил"
три года; четыре года печатал. Экземпляр книги автор посылает Галлеру,
швейцарскому ученому и поэту, другой - в Петербург математику Леонарду
Эйлеру. Это первые известные почтовые отправления Канта, но ответы на них
так и не поступили.
И все же юношеская работа Канта интересна не только как эпизод в его
жизни. Она вошла и в жизнь науки. Внимание современной космологии,
например, могут привлечь рассуждения Канта о связи трехмерности
пространства с законом всемирного тяготения.
В университете Кант провел без малого семь лет. В 1747 году, не
защитив магистерской диссертации, он покидает родной город. Он становится
домашним учителем и учит в деревне детей.
В конце лета 1754 года Кант публикует еще одну статью - "Вопрос о
том, стареет ли Земля с физической точки зрения". Процесс старения земли
не вызывает у Канта сомнений. Все сущее возникает, совершенствуется, затем
идет на встречу гибели. Земля, конечно, не составляет исключения. Трактат
вышел анонимно весной 1755 года с посвящением королю Фридриху II.
Книге не повезло: ее издатель обанкротился, склад его опечатали, и
тираж не поспел к весенней ярмарке. Но видеть в этом причину того, что имя
Канта не получило европейской известности все же не следует. Книга в конце
концов разошлась, анонимность автора была раскрыта, а в одном из
гамбургских периодических изданий появилась одобрительная рецензия.
В XVII веке естествоиспытатели (в том числе Ньютон и Галилей) были
убеждены в божественном происхождении небесных светил. Кант, хотя и
отмежевался от древних материалистов, но фактически (вслед за Декартом)
распространил принципы естественнонаучного материализма на космогонию.
"Дайте мне материю, и я построю из нее мир, т.е. дайте мне материю, и я
покажу вам, как из нее должен возникнуть мир". В этой фразе основной
смысл книги. Кант действительно показал, как под воздействием чисто
механических причин из первоначального хаоса материальных частиц могла
образоваться наша солнечная система.



3.Наиболее значительные работы Канта по философии созданы в
период чтения лекций в университете.

Незадолго до того, как ему исполнился 31 год, 7 апреля 1755 года,
Кант подает на философский факультет магистерскую диссертацию "Об огне".
Это написанная на 12 листах каллиграфическим почерком латинская рукопись.
Магистерская диссертация не защищалась, ее назначение - получить допуск к
экзамену. Диссертация была принята, и через четыре недели Кант держал
устный экзамен. На конец 12 июля - заключительный торжественный акт
возведения в научную степень, промоция.
В первую свою университетскую зиму он читал логику,метафизику,
естествознание и математику. Затем к ним прибавилась физическая география,
этика и механика.
Особой гордостью Канта был курс физической географии. География,
говорил он, - фундамент истории. Кант принадлежал к тем, кто впервые
стал преподавать географию как самостоятельную дисциплину.
Естественнонаучные материи по прежнему доминируют в духовном мире
Канта. Но наряду с ними появляется и нечто новое - интерес к философии.
Первой собственно философской работой Канта была его гибилитационная
диссертация "Новое освещение первыхё принципов метафизического
познания". Кант исследует в ней установленный Лейбницем принцип
достаточного обоснования. Он приводит различие между основанием бытия
предмета и основанием его познания, реальным и логическим обоснованием.
Принцип достаточного основания Кант соотносит с поведением человека.
Так возникает перед ним другая проблема, которая будет его волновать на
протяжении всей его дальнейшей жизни, - проблема свободы. Здесь она также
не может оставить автора равнодушным, и это сказывается на манере
изложения: в латинскую диссертацию, по строгим канонам - определения,
обоснование, интерпретация, -вдруг вклинивается свободно написанный
диалог.
В преддверие зимнего семестра 1762 года Кант, как и раньше, выпустил
брошюру - приглашение к лекциям. В предыдущих трактовались
естественнонаучные проблемы. На этот раз был взят философский сюжет.
Брошюра называлась "Ложное мудрствование в четырех фигурах силлогизма" и
содержала первую, еще робкую, но многообещающую попытку критики
формальной логики, служившей опорой вольфианству.
К логике Кант предъявляет требование проследить образование понятий.
Последние возникают из суждений. Кант говорил, что суждения возможны
благодаря способности превращать чувственные представления в предмет
мысли. Ответ его знаменателен: он свидетельствует о первом, пока еще очень
смутном стремлении Канта создать теорию познания. До этого он преклонялся
перед дедукцией, был убежден, что возможности выведения одних понятий
из других безграничны, теперь он задумывается над тем, как в философию
ввести опытные знания.
Внимание Канта привлекает проблема единства и борьбы
противоположностей. Исходный пункт рассуждений - установленное еще в
габилитационной диссертации различие между логическим и реальным
основанием. Справедливое для логики может быть неистинным для реальной
действительности. Логическая противоположность состоит в том, что
относительно одной и той же вещи одновременно какое-либо высказывание
утверждается или отрицается. Логика запрещает полагать оба высказывания
истинными. Относительно тела нельзя одновременно утверждать, что оно
движется и покоится: одно упраздняет другое, в результате получается ничто.
Иное дело - реальная противоположность, которая состоит в
противонаправленности сил. Здесь также одно упраздняет другое, однако
следствием будет не ничто, а нечто реально, действительное.
Две равные силы могут действовать на тело в противоположных
направлениях, следствием будет покой тела, который также есть нечто
реально существующее.
Подобными реальными противоположностями полон окружающий нас мир.
Математика в учении об отрицательных величинах давно уже оперирует
понятием реальной противоположности. Философия должна перенять у
математики некоторые принципы, истинность которых доказана самой природой.
В частности это относится к понятию реальной противоположности, которую
можно обнаружить не только в природе, но и в поведении человека.
Удовольствие и неудовольствие относятся к друг другу как положительная и
отрицательная величины.
Кант также говорит о боге. Ни на собственном, ни на чужом опыте мы
не можем убедится в его существовании. Нам остается положится на разум:
только система рассуждений приводит к выводу, что есть на свете некое
высшее, абсолютное и необходимое существо. (Свои соображения по данному
вопросу Кант изложил в трактате "Единственно возможное основание для
доказательства бытия бога". Работа вышла в конце 1762 года, принесла автору
первую литературную известность, но богословов насторожила. Кант
утверждал, что мораль и религия - разные вещи. Мораль скорее всеобщий
человеческий, нежели божественный, суд. Конечно, страшен бог без морали,
но такое бывает. Может и мораль обходится без религии. Есть нравственные
народы, не познавшие бога. Общество должно терпимо относится к атеистам,
если они ведут себя нравственно.
По мнению Канта, наука в современном ему обществе заражена двумя
болезнями. Имя одной - узость горизонта, однобокость мышления, имя другой
- отсутствие достойной цели. Наука нуждается в "верховном философском
надзоре". Перед собой Кант ставит задачу преодоления пороков современной
ему науки. "Если существует наука, действительно нужная человеку, то это
та, которой я учу, - а именно подобающим образом занять указанное человеку
место в мире - и из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы
быть человеком". Ценность занятия определенна нравственной ориентацией; та
наука, которой он себя хочет посвятить,- наука людей. Отныне в философских
исканиях Канта центральная тема - проблема человека. Весь вопрос в том,
что же действительно нужно человеку, как ему помочь.
Еще недавно Кант призывал метафизику опираться исключительно на опыт,
теперь у него другая забота - предостеречь ее от переоценки опыта; принципы
чувственного познания не должны выходить за свои рамки и касаться сферы
рассудка.
Педагогические воззрения Канта формировались под влиянием Руссо и
тех попыток осуществить руссоистские идеи, которые были приняты на
немецкой земле.
Кант был увлечен новыми влияниями в педагогике. Хотя он фактически
прекратил литературную деятельность, философ все же опубликовал две заметки
в местной газете. Кант призывал не к реформе школьного дела, а к
революции в нем. Всякая культура,полагал Кант, начинается с личной
инициативы.
Человека можно либо дрессировать, либо просвещать.Главная цель
воспитания - научить думать. Сознательно человек должен пройти четыре
ступени воспитания - обрести дисциплину, получить навыки труда,
научиться вести себя и быть моральным. Прежде и превыше всего -
дисциплина, ее отсутствие превращает человека в дикаря; взрослого всегда
можно обучить любым навыкам, но возместить отсутствие дисциплины -
невозможно. Самая трудная ступень - последняя. Мы живем в эпоху дисциплины,
культуры и цивилизации, но до моральности нам далеко.
Одна из наиболее сложных задач воспитания состоит в том,чтобы
соединить подчинение законному принуждению со способностью пользоваться
своей свободой.
В марте 1781 года Кант написал книгу "Критика чистого разума". В свое
время Бекон выступил с критикой схоластического разума и житейского
рассудка, с требованием отбросить мертвые догмы и укоренившиеся
предрассудки, проверять в опыте все положения, претендующие на истинность.
Кант видел себя продолжателем этого начинания.
"...Законный конец и предел бесконечного блуждания. Бэкон искрение
верил, что своим трудом он создаст систему наук и решит ее основные
теоретико-познавательные проблемы. Он умер, не завершив начатого дела. А
истекшие полтора века показали, насколько дерзкой была попытка положить
предел "блужданиям разума". Предполагаемый конец обернулся началом.
Думал ли Кант, что на его долю выпало решение задачи,
поставленной Бэконом? Через двадцать лет он напишет статью "Конец всего
сущего", где лишь иронически улыбнется над любой человеческой претензией
положить предел чему-либо беспредельному. На долю человеческого разума,
пишет Кант, выпала странная судьба: его осаждают вопросы, от которых он
не может уклониться, так как они навязаны ему его собственной природой; но
в то же время он не может ответить на них, так как они превосходят его
возможности. В такое затруднение разум попадает не по своей вине. Он
начинает с основоположений, выведенных из опыта, но, поднимаясь к
вершинам познания, вскоре замечает, что перед ним возникают все новые
вопросы, ответ на которые он не может дать. И разум вынужден прибегнуть к
новым основоположениям, которые хотят и кажутся очевидными, но выходят за
пределы опыта. И тут его подстерегают противоречия, которые свидетельствуют
о том, что где-то в самой основе скрыты ошибки, обнаружить которые
опытным путем невозможно.
Так начинается предисловие. Кант видит свою задачу в том, чтобы
преодолеть две мировоззренческие позиции, два вида одностороннего и,
следовательно, ложного подхода к проблеме познания-догматизм и
скептицизм. Одновременно это преодоление Вольфа.Так как Вольфу
принадлежало разделение всех философских направлений на скептиков и
догматиков. Первые пребывают в сомнении относительно природы вещей,
вторые на этот счет придерживаются четкого (догматического взгляда).
Кант предлагает третий путь - единственно здравый, по его мнению,-
путь критики. Причем речь идет не о критике каких-либо книг или
философских систем, а о критике самого разума, взятого в чистом виде, то
есть независимо от какого бы то ни было опыта.Кант намерен изучить
инструмент познания, прежде, чем пустить его в дело.
Труд Канта положил начало замечательной традиции в европейском
духовном развитии. Суть ее состоит в том, что каждый дальнейший шаг
вперед рассматривается как переосмысление накопленного богатства,которые
бережно хранятся, но не превращается в фетиш.
Всякое знание, по Канту, начинается с опыта, но не ограничивается им
часть наших знаний порождается самой познавательной способностью,носит,
по выражению Канта, априорный ( доопытный ) характер. Эмпирическое знание
единично, а поэтому случайно; априорное - всеобще и необходимо.
(Априоризм Канта отличается от идеалистического учения о
врожденных врожденных идеях. Во-первых, по Канту, доопытны только формы
знания, содержание целиком поступает из опыта. Во-вторых, сами доопытные
формы не являются врожденными, а имеют свою историю. Реальный смысл
кантовского априоризма состоит в том, что человек, приступающий к познанию,
располагает определенными, сложившимися до него формами познания. Наука
обладает ими тем более. Если посмотреть на знания с точки зрения его
изначального происхождения, то весь его обьем, в конечном итоге взят
из все расширяющегося опыта человека, другое дело, что на ряду с
непосредственным опытом есть опыт косвенный, усвоенный. Так сегодня мы
смотрим на проблемы, поставленные Кантом.)
Далее Кант устанавливает различие между аналитическими и
синтетическими суждениями. Первые носят поясняющий характер, а вторые
расширяют наши знания. Суждения (все тела) протяженные аналитично, так
как понятие тела уже включают в себя свойства протяженности. В суждение
(вчера шел дождь) синтетично т.к. понятие прошедшего дня не связано с
дождливой погодой.
Все опытные, эмпирические суждения синтетичны. Это очевидно.Но вот
вопрос: как возможны априорные ( доопытные ) синтетические суждения ? Это
главный вопрос "Критики чистого разума". В том, что они существуют Кант не
сомневался, иначе научные знания не были бы обязательными для всех, по
его глубокому убеждению, все математические суждения априорны и
синтетичны. Проблема состоит в том, чтобы объяснить их происхождение. Это
относится и к естествознанию. Естественные науки существуют и
развиваются, дают новое, обязательное для всех знание.
Что касается философии (или, как Кант ее называл, метафизики), то о
своей области знания мыслитель судит осторожно. Надо еще проверить,
является ли она наукой, дает ли она новое знание, опирается ли она на
всеобщие, обязательные для всех принципы.
В результате главный вопрос "Критики"- как возможно чистое,
внеопытное знание-распадается на три. Как возможно математика? Как
возможно естествознание? Как возможна метафизика в качестве науки? Отсюда
три раздела основной части "Критики чистого разума"- трансцендентальная
эстетика, аналитика, диалектика.
Трансцендентальной Кант называет свою философию потому, что она
изучает переход в систему знаний, точнее - конструирование нашей
познавательной способностью условий опыта. Трансцендентальное Кант
противопоставляет трансцендентному, которое остается за пределами
возможного опыта, по ту сторону познания.
Опытные данные, поступающие извне, не дают нам адекватного знания об
окружающем нас мире. Априорные формы обеспечивают всеобщность знания,
но не делают его копией вещи. То, чем вещь является для нас (феномен) и
то, что она представляет сама по себе (ноумен), имеет принципиальное
различие "Наблюдение и анализ явлений, - говорится в "Критике чистого ума",
- проникают внутрь природы, и не известно, как далеко со временем
продвинемся в этом".
Границы опыта постоянно расширяются. Но сколько бы не увеличивались
наши знания, эти границы не могут исчезнуть, как не может исчезнуть
горизонт, сколько бы мы не шли вперед.
Познание не знает придела. Верить в науку нужно, но переоценивать ее
возможностей не следует. Против необоснованных претензий науки,
догматического предрассудка и ее всесилии и направлен реальный смысл
учения Канта о вещах самих по себе. При неверном истолковании оно может
сбить с толку, при правильном - открыть путь истинный.
Что есть истина? Для философа это неизбежный вопрос. Кант не уходит от
него, хотя и медлит с ответом. Умение ставить разумные вопросы, несколько
раздражено рассуждает он, - необходимый признак ума. Если вопрос сам по
себе лишен смысла, то кроме стыда для вопрошающего, он имеет еще и тот
недостаток, что побуждает к нелепому ответу и создает смешное зрелище.
Раздражение вызвано тем, что вопрос об истине мучит Канта, но он
понимает невозможность однозначного ответа на этот вопрос. Можно, конечно,
сказать, что истина есть соответствие знания предмету, и он
неоднократно это говорит, но он знает, что слова эти представляют собой
тавтологию. Правильно сформулированный вопрос об истине звучит так: как
найти всеобщий критерий истинный для всякого знания? Ответ Канта: всеобщий
признак истины "не мо-
жет быть дан".
Кант отверг всеобщий критерий истины только относительно
содержания знаний. Что касается их формы, такой критерий он знает: не
противоречивость рассуждений. Это весьма основательная поправка к
отрицательному ответу на вопрос об истине, который разрушил построение
догматиков. Теперь задача состоит в том, чтобы избежать скептических
построений. Кант понимает, что запрет противоречия представляет собой
"только негативные критерии истины", но, руководствуясь им, все же
можно возвести прочные конструкции науки.
Мы сейчас знаем, что наука обладает и "позитивным" критерием истины,
это практика. Практика подтвердила истинность неевклидовой геометрии, но
другая практика устанавливает истинность аксиом Эвклида. Истина - это
процесс все более глубокого постижения мира, движения от незнания к
знанию, от неполного знания к более полному, движения, которое не может
прекратиться, ибо мир неисчерпаем. Гегель впервые сформулировавший эту
идею, впал, однако, в противоречие с самим собой, вообразив, что возможно
полное совпадение предмета и мысли - абсолютное знание. Кант был
осмотрительнее: его трансцендентная вещь "сама по себе" служит
напоминанием, что предела познанию нет и не может быть.
И еще об одном обстоятельстве напоминает она: есть сферы, где наука
бессильна. Такова, например, сфера поведения человека, его свободы или,
точнее, произвола. Художественная литература до и после Канта показала,
что человек поступает не только "не по науке", но подчас вопреки
элементарной логике. Кант не отрицал эмпирической реальности пространства
и времени. Он настаивал: "Учение об идеальности пространства и времени есть
вместе с тем учение о совершенности реальности того и другого в отношении
органов чувств". Кант никогда не отрекался от своей гипотезы, где в
реальной пространстве идут реальные процессы распада и образования миров.
Кант не принимал идею конца мира, "когда времени больше не будет". В
"Критике чистого разума" его занимает теоретико-познавательные проблема:
откуда взялись наши представления о длительности и протяженности? Он
уверен, что из опыта их нельзя извлечь, они априорны, а следовательно
всеобщи и необходимы. Только по этому, говорит он, возможна наука о
величинах - математика. Но априорное не значит врожденное. Как же возникли
представления о времени и пространстве? Далее Кант пояснит: они созданы
воображением.
Взгляд Канта на пространство и время был в известной степени реакцией
на механические представления об абсолютной длительности и несвязанном с
ней пустом вместилище вещей. Кант рассматривает время и пространство во
взаимной связи, но связь эта реализуется лишь в познающем субъекте. Вне
человека, в мире вещей самих по себе возможны иные виды существования и
последовательности.
Важная роль в философских построениях Канта уготована времени.
Теперь о синтезе знания. Логические формы, которые служат основой
синтеза. По Канту, категории априорны. В соответствии с 4 различными видами
суждений возникает у Канта следующая таблица категорий:
1) Категории количества - Единство. Множество. Всеполнота.
2) Категории качества - Реальность. Отрицание. Ограничение.
3) Категория отношения - Субстанция. Причина. Общение.
4) Категория модальности - Возможность. Бытие. Необходимость.
Бросается в глаза трехчленное деление каждой группы категорий. Здесь
уже явно проглядывается будущая гегелевская триада - тезис, антитезис,
синтез. Впоследствии (в "Критике способности суждения") Кант следующим
образом прокомментирует свою мысль: "Некоторые считали рискованным то,
что мои деления в чистой философии почти всегда бывают трехчленными. Но
это зависит от природы вещей ... Деление необходимо должно быть
трихотомией сообразно тому, что вообще требуется для синтетического
единства, а именно:

1) условие.
2) обусловленное.
3) понятие, которое возникает из соединения обусловленного с его
условием."
Категории - это предельно общие понятия, как бы скелет познания.
Только потому, что они существуют, возможно, по Канту, "чистое"
естествознание. Каждая категория дает произвольные понятия меньшей
общности. Категория причинности, например, дополняется понятиями силы,
действия, страдания; категория общения - понятиями присутствия,
противодействия и т.д. Кант говорит, что прижелании он мог бы "представить
во всей полноте родословное дерево чистого рассудка", но он не делает
этого, чтобы не отвлекаться; его задача изложить неполноту системы, а
полноту ее принципов.
Эти принципы противоречивы. "Основная черта философии Канта есть
примирение материализма с идеализмом, компромисс между тем и другим,
сочетание в одной системе разнородных, противоположных философских
направлений ... Признавая единственным источником наших знаний - опыт,
ощущения, Кант направляет свою философию по линии сенсуализма, а через
него, при известных условиях, материализма. Признавая априорность
пространства, времени, причинности и т.д., Кант направляет свою философию к
идеям активности сознания.
Учение Канта об активности сознания помогло приподнять занавес над
одним из самых загадочных процессов - образованием понятий. Великие умы,
докантовской эпохи заходили в тупик, пытаясь решить эту проблему.
Сенсуалисты настаивали на индукции, опытом "наведении" и на некие
всеобщие признаки и принципы.
Рационалисты шли другим путем. они усматривали строгое, независящее
от человека соответствие между порядком идей и порядком вещей. Мышление они
считали неким "духовным автоматом" (выражение Спинозы), который штампует
истину, работая по заранее заданной, предустановленной (выражение
Лейбница) программе. Объяснение было основательным, но обладало одним
существенным изъяном: не могло ответить на вопрос, откуда берутся ошибки.
Показательна попытка Декарта выбраться из этого противоречия. Корень
заблуждения он видит в свободной воле; чем менее человек затемняет свет
божественной истины, тем больше он застрахован от ошибок; пассивность -
гарантия правильности знаний.
Кант, подобно Капернику, Решительно порывает с предшествующей
традицией. Он видит в человеческом интеллекте заранее возведенную
конструкцию - категории, но это еще не само научное знание, это только
его возможность, такую же возможность представляют собой и опытные данные
- своего рода кирпичи, которые нужноуложить в ячейку конструкции. Чтобы
выросло здание, требуется ак-
тивный участник строительства, и Кант называет его имя - продуктивное
воображение.
До Канта воображение считалось принадлежностью поэтов.
Сухой педант из Кенигсберга увидел поэтическое начало в науке, в акте
образования понятий.
Диалектика, по Канту, - логика видимости. Дело в том, что разум
обладает способностью создавать иллюзии, принимать кажущееся за
действительное. Задача критики - внести ясность. Поэтому, кантовская
диалектика начинается с уточнения понятия "видимость". Это не
галлюцинация. Видимость - это иллюзия, которой "никак нельзя
избежать". Нам кажется, что солнце движется по небосводу, это видят все,
но подлинным явлением природы, определяющим смену дня и ночи, служит
вращение Земли вокруг своей оси; явление и видимость - различные
понятия. Помимо эмпирической, может быть логическая видимость, которая
возникает из нарушения логических правил. В обоих этих случаях легко
устранить ошибку. Труднее дело обстоит с трансцендентальной, философской
видимости, когда высказываются суждения о вещах, лежащих за пределами
возможного опыта. Например, суждения "мир должен иметь начало во времени".
Трудности разума связаны с тем, что он имеет дело не с научными
понятиями (сфера рассудка), а с идеями. Идеи - это такое понятие для
которого в созерцании не может быть дан адекватный предмет. Разум
непосредственно направлен не на опыт, а на рассудок, подготавливая ему
поле для деятельности. Разум вырабатывает основоположения, общие
принципы, которые рассудок и способность суждений применяют к частным
случаям. Разум выполняет направляющую функцию в познании, он направляет
рассудок к определенной це-
ли, ставит задачи перед ним. Разум очищает и систематизирует знание.
Поэтому неверно считать, что Кант дискриминирует разум. При
правильной дисциплине этот орган мышления может сослужить великую службу.
Именно благодаря разуму теория переходит в практику, идеи регулируют не
только наше познание, но и наше поведение. Из того, что человек никогда не
будет поступать адекватно чистой идеи добродетели, вовсе не следует,
будто она химера. Всяко суждение о моральном достоинстве возможно только
при посредстве такой идеи.
Много внимания Кант уделял термину "вера". По Канту существуют три
вида веры. Прагматической он называет веру человека в свою правоту в том
или ином единичном случае.
Веру в общие положения Кант называет доктриальной. Он готов держать
пари на все свое имущество, что хотя бы на одной из видимых нами планет
есть обитатели. Это пример доктриальной веры. Сюда же Кант относит и учение
о боге, и его бытии. Доктриальная вера содержит в себе все же нечто не
твердое: нередко затруднения, встречающиеся при размышлениях, отделяют
нас от нее, хотя мы постоянно к ней возвращаемся.
Совершенно иной характер носит моральная вера, где вопрос об
истинности суждений даже не встает. "Эту веру ничего не может поколебать,
так как были бы ниспровергнуты сами мои нравственные принципы, от
которых я не могу отказаться, не став в собственных глазах достойным
призрения". Верить в бога здесь означает не размышлять о его бытии, а
просто быть добрым.
Итак, выдвинув тезис знание выше веры, Кант снабжает его антитезисом-
оговоркой: которую нельзя сопоставлять со знанием, которое реализуется в
поведении.
"Критика чистого ума" завершается программой на будущее. Ни о каких
новых "критиках" Кант не помышляет. Критическая работа завершена.
Следующая работа по изложению позитивных начал метафизики.
Термин "метафизика" впоследствии сформулирует Гегель, он обозначит
им заскорузлое мышление, делающее ошибочные мировоззренческие выводы из
принципов формальной логики; живое философствование Гегель называет
диалектикой. Для Канта дело обстоит совсем иначе: диалектика - это
иллюзорная логика, метафизика - мировая мудрость. О метафизике Кант
отзывается очень высоко. Это для него "завершение всей культуры разума
человека", те, кто разочаровался в метафизике рано или поздно вернуться к
ней.
Кант предрекает новое рождение метафизики "по совершенно неизвестному
до сих пор плану". На последних страницах "Критики чистого ума"
находится план возрождения философии, который, увы оригинальностью не
отличается. По замыслу Канта, вся система метафизики должна состоять из
четырех частей - онтологии, физиологии, космологии и теологии. Онтология -
учение об общих принципах бытия; физиология - учение о природе, которая
распадается на физику и психологию. Космология - наука о мире в целом;
теология - о боге. Кант фактически не ответил на вопрос, заданный в
начале "Критики", - как возможна метафизика в качестве науки. Своей
трансцендентальной диалектикой он разрушил все догматические
построения в этой сфере, но дальше декларирования необходимости новой
научной философии не пошел.
И все-таки все, что он сделал, он сделал не зря. И хоть человек
умирает, мысль остается. Бессмертие философа в том, что он смог, что успел
сказать, что было услышано...



Список используемой литературы:

1. Деброхин А.М.,"Диалектика у Канта".,в книге: Архив К.Маркса и


Ф.Энгельса.,М.,1973 г.
2. Асмус В.Ф.,"Диалектика Канта",2 изд.,М.,1930 г.
3. Асмус В.Ф.,"Философия И.Канта",М.,1957 г.
4. Карапетян А.,"Критический анализ философии Канта".,2 изд.,М.,1962
г.
5. Шашкевич П.Д.,"Теория познания И.Канта".,М.,1961 г.
6. "Краткий очерк истории философии".,М.,1960 г.
7. "Краткий очерк истории философии".,4 изд.,М.,1981 г.







Реферат на тему: Философско-психологическая проблема бессознательного

РЕФЕРАТ
Философско-психологическая проблема бессознательного.

СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение. Понятие бессознательного.
2. История и современная постановка вопроса. З. Фрейд и бессознательное.
3. Структура бессознательного. Заключение.

Понятие бессознательного.
Наряду с сознательными формами отражения и деятельности для человека
характерны и такие, которые находятся как бы за порогом сознания, не
достигают надлежащей степени интенсивности или напряженности, чтобы
обратить на себя внимание. Термины "бессознательное", "подсознательное",
"неосознанное" часто встречаются в научной и художественной литературе, а
также в обыденной жизни.
Понятие психического значительно шире понятия сознания, которое обладает не
поддающимися практическому учету градациями уровней, начиная от высшей
ступени ясности, доходящей до удивительной силы прозорливости и глубины
понимания сути вещей, и кончая полусознательным состоянием (22).
Сознание отнюдь не исчерпывает всей психики. Существуют также
неосознаваемые психические феномены, определенный класс которых представлен
понятием бессознательного.
Психическая деятельность может находиться в фокусе сознания, иногда не
достигает уровня сознания (досознательное или предсознательное состояние)
или опускается ниже порога сознания (подсознательное).
Совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в
сознании человека, лежащих вне сферы его разума, безотчетных и не
поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю, охватывается
понятием бессознательного.
Зона максимально ясного сознания в психической деятельности сравнительно
невелика. За ней идет полоса просто явного сознания, а потом -
минимального сознания, за которой следует уже неосознанное. Последнее
выступает то как установка (инстинкт, влечение), то как ощущение
(восприятие, представление и мышление), то как сомнамбулизм, то как
интуиция, то как гипнотическое состояние или сновидение, состояние аффекта
или невменяемости.
К бессознательным явлениях относят и подражание, и творческое вдохновение,
сопровождающееся внезапным "озарением", новой идеей, рождающейся как бы от
какого-то толчка изнутри (случаи мгновенного решения задач, долго не
поддававшихся сознательным усилиям, непроизвольные воспоминания о том, что
казалось прочно забытым и прочее).
Бессознательное - не мистика, а реальность духовной жизни. С физической
точки зрения бессознательные процессы выполняют своего рода охранительную
функцию: они разгружают мозг от постоянного напряжения сознания там, где в
этом нет необходимости.
Для более четкого выявления места проблемы бессознательного в структуре
знания важно соотнести феномены бессознательного с такими реальностями,
которые обозначаются категориями "деятельность", "отражение", "общение",
"личность", "отношение" (23).
Абстрактная схема строения деятельности, согласно которой выделяют
собственно деятельность, действия и реализующие их операции, может служить
одним из оснований классификации феноменов неосознаваемой психической
жизни человека, выделяющей место неосознаваемых психических явлений в
структуре деятельности. Конституирующим признаком деятельности является
мотив, т.е. некоторый объект, в котором опредмечивается потребность (2).
Хорошо известно, что мотив может быть неосознанным, также неосознанным
может быть психическое отражение самого потребностного состояния. Основным
признаком действия является наличие сознательного предвосхищения будущих
результатов, т.е. цели. Однако кроме такого осознанного предвосхищения
можно выделить и неосознанные предвосхищения, к их числу относятся
некоторые виды установок. Таким образом, наряду с осознанными и
неосознанными мотивами следует выделять осознанные и неосознанные
предвосхищения будущих результатов, т.е. цели и установки. Операции в
человеческой деятельности также имеют двоякую природу: одни являются
продуктом трансформации сознательных действий и, в случае затруднений,
могут вновь возвращаться в сознание, другие формируются по типу
"прилаживания" к ситуации и вообще никогда не попадают в сознание, они
функционируют как неосознаваемые автоматизмы.
Существование качественно разнородных феноменов бессознательного исключают
возможность распространения выводов, полученных при исследовании одного из
феноменов бессознательного на всю область бессознательного. Осознанные и
неосознанные психические явления образуют две формы отражения внешнего мира
и соответственно две формы управления, психического регулирования
деятельности (осознанная и неосознанная регуляция).
При исследовании частных форм психического отражения реальности мы
сталкиваемся с необходимостью дифференциации ощущений, в которых человек
отдает себе отчет, и ощущений, в которых он не отдает себе отчета.
Аналогичную дифференциацию можно провести и применительно к восприятию
достаточно сложных объектов.
В области психологии научного творчества давно были описаны факты,
показывающие, что многие феномены творческой деятельности не носят
осознанного характера. При исследовании эмоциональных процессов выделяются
феномены, когда человек может констатировать самый факт появления
эмоционального переживания, но не может указать объект, вызывающий эти
переживания, и случаи, когда даже самый факт переживания остается скрытых
от субъекта (аффективные следы, или "комплексы") и выделяются лишь в
условиях специально организованного эксперимента (например,
ассоциативного) (24).
При анализе общения, которое сегодня "модно" противопоставлять
деятельности, также возникает необходимость изучения неосознаваемых
психических явлений. Достаточно вспомнить классические исследования
достоверности свидетельских показаний, в речевой коммуникации всегда
присутствуют неосознанные компоненты.
Собственно психологическое изучение личности в системе общественных
отношений не может, естественно, игнорировать тот факт, что объективно
складывающиеся общественные отношения между людьми не обязательно
отражаются ими на уровне сознания. Этот факт был выявлен К. Марксом при
анализе товарного фетишизма, при анализе личностей как персонифицированных
выражений социально значимых черт (3; т.1, с.88). Сущность человека,
понимаемая как совокупность общественных отношений, от него самого может
быть скрыта. Если мы используем широкое определение личности, данное в свое
время С.Л. Рубинштейном (21), то в содержание понятия "внутренние условия"
мы должны включить и неосознаваемые психические явления.
Применительно к категории "отношение" нужно дифференцировать "отношение" и
"сознательное отношение". "Человек есть личность, - писал С.Л. Рубинштейн,
- в силу того, что он сознательно определяет свое отношение к окружающему"
(21, 34). Очевидно, что важно учитывать различия между сознательно
определенными отношениями и отношениями, которые сознательно ещё не
определены.
Таким образом, система знаний о личности не может развиваться без
интенсивного изучения и неосознаваемых явлений, и этим прежде всего
определяется значение их исследований.
В литературе мы находим следующие два принципиально различных толкования
термина "бессознательное". Принадлежат они Г. Рорахеру, известному
австрийскому философу и психологу, и Л.С. Выготскому.
Г. Рорахер: "Не существует неосознаваемой психической деятельности как
промежуточного звена между мозговыми процессами и активностью сознания.
Существуют только разные степени ясности сознания... В мозгу... непрерывно
разыгрываются процессы возбуждения, которых мы совершенно не замечаем. Эти
процессы неосознаваемые в точном смысле этого слова, но это не
неосознаваемые психические процессы (неосознаваемые мысли, стремления и
т.п.), а неосознаваемые процессы нервного возбуждения, т.е. органические
электрохимические проявления. Необходимо ясно понимать это развитие, чтобы
избежать недоразумений".
Наша позиция скорее отвечает тому пониманию места и роли бессознательного,
какое предполагает Л.С. Выготский: "Бессознательное не отделено от сознания
какой-то непроходимой стеной. Процессы, начинающиеся в нем, часто имеют
свое продолжение в сознании и наоборот, многое сознательное вытесняется
нами в подсознательную сферу. Существует постоянная, ни на минуту не
прекращающаяся живая динамическая связь между обеими сферами нашего
сознания. Бессознательное влияет на наши поступки, обнаруживается в нашем
поведении и по этим следам и проявлениям мы учимся распознавать
бессознательное и изучать его (3).

История и современная постановка вопроса
Одним из больших вопросов, история которых особенно тесно связана с борьбой
мнений, является вопрос о бессознательном. Это одно из самых старых
понятий. Имеется огромный пласт экспериментального материала, накопленного
человечеством в течение тысячелетий и имеющего непосредственное отношение к
рассмотрению проблемы бессознательного. Это результат разработанных в
философско-религиозных учениях способов проникновения в глубины
бессознательного, взаимодействия с ним. Этот "эксперимент" не только
проводился, но и своеобразно обобщался веками. Одним из проявлений этого
обобщения является буддийская психология.
Примечательно, что буддийская психология во многом опирается на наблюдения
и эксперимент. С современными описательными науками ее сближает, с одной
стороны, тщательно разработанная система классификации сознания, и в
частности тех, которые возникают при медитациях, и хорошо развитая
терминология.
Но с другой стороны, это направление мысли возникло в иной парадигме -
резко отличной от парадигмы современной науки и именно в этом смысле оно
не может быть названо научным (15).
Общая идея о бессознательном встречается еще в древнеиндийском учении
Потанджали, в котором бессознательном трактовалось как высший уровень
познания, как интуиция и даже как движущая сила Вселенной.
Оно восходит к демонии Сократа, утверждавшего, что он постоянно
прислушивается к своему внутреннему голосу, как к своего рода велению
совести и непререкаемому авторитету.
Проблема бессознательного нашла отражение в учении Платона о познании как
воспоминании, тесно связанном о идеей о наличии в душе скрытых,
неосознанных знаний, о которых сам субъект может даже совсем ничего не
подозревать. Платон полагал, что человек не искал бы того, что ему еще не
известно, если бы он предварительно не имел его бессознательно в своей душе
(3).
Августин анализировал бессознательное в "Исповеди", где он сравнивает сферу
воспоминаний с необозримым, скрытым от сознания внутренним помещением. То,
что находится за пределами обозримого для субъекта в сфере его душевной
деятельности, составляет неосознанное (22).
Иное освещение вопрос о бессознательном приобрел в концепции Декарта,
который исходил из тождества психики и сознания. Отсюда идея о том, что за
пределами сознания протекают лишь чисто физиологические, а не
психологические процессы (29).
Спиноза утверждал, что люди осознают свои желания, но не причины, которые
их определяют. Само существование бессознательных мотиваций составляет
человеческое бремя. Достижение же свободы основано на осознании человеком
реальности внутри и вне себя (22).
В истории философской и психологической мысли впервые лишь Лейбницу удалось
вполне отчетливо сформулировать концепцию бессознательного как низшей формы
духовной деятельности. Лейбниц полагал, что все явления сознания возникают
в бессознательной жизни и что в бодрствующем состоянии наряду с наиболее
ярко выступающими сознательными представлениями существуют как бы спящие
или угасшие представления - малые перцепции. По Лейбницу, в уме нет ничего,
что уже не дремало бы в виде представления в темной душе.
Бессознательными бывают врожденные идеи, приобретенные и вытесненные из
сознания идеи, так называемые малые переживания, которые не осознаются из-
за своей незначительности. Он пытался "восполнить пробел, когда сознание не
подтверждает факта существования психики в субъекте" (26).
"Достойно внимания то обстоятельство, что психика, перешедшая в
бессознательное, для Лейбница не является чем-то "глубинным", как позже у
Фрейда, а просто продолжает свое существование в виде ослабленного
сознательного или малого восприятия" (26). И еще более решительно:
"Лейбниц, несомненно, правильно указал, что сознание и психика не идентичны
и для восполнения пробела между ними он ввел понятие "малое восприятие"
(26).
Если мы вспомним теперь тезис о существовании "разных степеней ясности
сознания", которую допускает и Г.Рорахер, то станет ясно, что перед нами
стойкая, уже многовековая традиция в отношении к проблеме бессознательного,
отвергающая его существование как определенной психической реалии и
соглашающаяся на его "допуск" в психологию разве только в качестве некоего
ущербного, редуцированного "малого" сознания.
Кант связывал понятия бессознательного с чувственным познанием, с
интуицией. Он указывал на наличие сферы восприятий и чувств, которые не
осознаются, хотя и можно прийти к выводу об их существовании.
Бессознательное - это темные представления в человеке, число которых
безгранично (22).
Решительный шаг был сделан К.Юнгом, развившим представление о коллективном
бессознательном, хотя концепция К.Юнга оказалась вне столбовой дороги
современной науки (15).
В противоположность принципам рационализма представители теории романтизма,
такие как Шопенгауер, Ницше, Э.Гартман выдвинули свою концепцию
бессознательного, рассматривая его как волю в природе, источник жизни,
стихийное жизненное начало, которому противостоит беспомощное сознание.
Так, например, Гартман утверждал, что "жизнь мира - не разумный, но
целенаправленный процесс, в котором сознание - лишь орудие слепой мировой
воли как движущей силы развития (22).
Такие психологи, как Гербарт, Фехнер, Вундт, У.Джемс и другие, положили
начало психологическому исследованию проблемы бессознательного. Так,
например, В.Вундт пытался установить связь законов логического развития
мысли в бессознательными явлениями. Он утверждал существование не только
осознаваемого, но и неосознаваемого мышления. Проводил различие между
фокусом сознания, где объект ясно осознается и остальным полем сознания,
где он или осознается неясно, или совсем не осознается. Границы между этими
пунктами относительны и подвижны (29)
И.М.Сеченов прямо выступил против концепций, отожествлявших психическое и
сознательное (32).
И.П.Павлов отмечал, что "мы отлично знаем, до какой степени душевная,
психическая жизнь пестро складывается из сознательного и бессознательного
(1). Явления бессознательного Павлов связывал с работой тех участков мозга,
которые обладают минимальной возбудимостью. Бессознательному пристальное
внимание уделял К.С.Станиславский, считая, что оно играет существенную роль
в процессе творчества (8).
В советской психологии проблема бессознательного разрабатывалась главным
образом школой Д.К.Узнадзе в Грузии (25, 26, 27, 32, 33).

Бессознательное и фрейдизм.

На необходимости исследования сферы бессознательного, его места и роли в
поведении человека, пожалуй, больше всех настаивал австрийский психиатр
З.Фрейд. Интерес к работам Фрейда, дискуссии вокруг его идей то утихают, то
разгораются с новой силой,
1) Одни отвергают систему его взглядов, считают, что она не отличается
логической стройностью и научной доказательностью.
2) Другие, напротив, пытаются представить его одним из властителей дум
современной эпохи. Таковы крайности.
В отличие от указанных крайностей, например И.П.Павлов по иному подошел к
учению Фрейда, он писал: "Когда я думаю сейчас о Фрейде и о себе, мне
представляется две партии горнорабочих, начали копать железнодорожный
туннель в подошве большой горы - человеческой психики. Разница состоит,
однако, в том, что Фрейд взял немного вниз и зарылся в дебрях
бессознательного, а мы добрались уже до света (28).
Теоретическими источниками Фрейдовской концепции бессознательного являются
существовавшие в XIX в. учения о психике, о гипнотическом внушении, о
символике сновидений, о мифологии, о врожденном психическом наследии, о
сексологии, о философии и психологии бессознательного и др.
Фрейд разработал эмпирический метод психоанализа. Он основан на наблюдении
и самонаблюдении, на изучении подсознательных состояний психики путем
расшифровки того, как они проявляются: в символах, сновидениях, свободных
ассоциациях, фантазиях, обмолвках и описках, зарисовках, симптоматических
действиях, невротических симптомах и т.п.
Фрейд создал свою схему структуры психики. Он разделил ее на 3 основных
пласта:
1) Самый нижний пласт и самый мощный так называемое "Оно" находится за
пределами сознания: там хранятся прошлый опыт, разного рода биологические
импульсивные влечения и страсти, неосознанные эмоции.
2) На этом массивном фундаменте бессознательного воздвигается сравнительно
небольшой этаж сознательного - того, с чем человек актуально имеет дело и
чем постоянно оперирует. Это его "Я".
3) И наконец, третий и последний этаж человеческого духа - "сверх-Я", нечто
находящееся над "Я".
То, что выработано историей человечества и существующее в системе науки,
морали, искусства, культуры. Это идеалы общества, социальные нормы, система
всевозможных запретов и правил. Иными словами, все то, что человек
усваивает и с чем он вынужден считаться. Главным стражем "Я" является
нравственная сфера личности - "сверх-Я". В ответ на греховные неосознанные
побуждения оно терзает "Я" упреками, чувством вины.
Именно от "Оно", считает Фрейд, берет свое начало все, что именуется
психическим. Именно эта сфера, подчиненная принципу наслаждения, оказывает,
с точки зрения Фрейда, решающее влияние на поведение человека. Определяет
его мысли и чувства, а через них и действия (22).
Фрейдизм провозглашает мощь инстинктов, влечений. Фрейд; различал
сексуальные влечения и влечения смерти: если одна сторона бессознательного
направлена на утверждение жизни, то вторая ориентирована на разрушение и
смерть.
Человек по природе своей антисоциален: он находится в постоянном стремлении
к удовлетворению своих желаний, влечений. А общество составляет враждебное
окружение. Оно призвано направлять, контролировать и подавлять человеческие
стимулы и инстинкты, ограничить или полностью лишить человека
удовлетворения его страстей. Будучи подавленными и загнанными в
подсознание, влечения превращаются в стремления, которые имеют уже
культурную ценность. Фрейд назвал это сублимацией (6). Например,
господствующими мотивами поведения, по Фрейду, являются сексуальные мотивы,
в этом случае лишь через неудачи в любви возможна творческая трансформация.
Научного внимания в теории Фрейда заслуживает главным образом концепция
вытеснения - особого защитного механизма пс6ихики. И.П.Павлов наиболее
одобрительно относился именно к этой гипотезе. Что же такое вытеснение? С
физиологической точки зрения - это процесс торможения возбудимых очагов, а
с психологической - механизм сдерживания и подавления определенных
влечений, побуждений, мыслей и чувств. Бессознательное и есть та особая
психическая область, все элементы которой пребывают в вытесненном
состоянии, не находят выхода в открытом поведении.
Но идеи, изгнанные из сферы сознания, не теряют своих динамических сил; они
продолжают активно воздействовать на сферу сознания, имеют свой
специфический энергетический заряд.
Если вытесненное влечение не может преодолеть сопротивления разума, то
стремится пробраться к свету обходными и путями, в замаскированной форме.
Это своего рода жидкость под большим давлением: непременно где-то прорвется
и изольется наружу.
Вытеснение, по Фрейду, не ведет "беспричинной" борьбы с идеями и аффектами
вообще, а выполняет важные жизненные функции:
- биологическую - охраняет "Я" от неприятных воспоминаний;
- социальную - подавляет неприемлемые влечения.
Процесс вытеснения наблюдается уже в раннем детстве, когда формируются
первые представления о недозволенном. Как общественно развитое существо
человек знает и чувствует, что определенные побуждения должны сдерживаться,
подавляться, находиться под контролем разума (9).
Особо болезненные, несовместимые с нормами данного общества и личного,
побуждения вытесняются таким путем из сознания в сферу бессознательного,
забываются. Сознание не исключает и не отвергает эти психические явления,
оно их сдерживает, подавляет, переносит их на иные, разумные формы
поведения.
Фрейд считал, что не только характер личности и ее поведение, но и
искусство, наука и культура в целом определяются влечениями. Искусство, по
Фрейду, одна из форм сублимации неудовлетворенного чувства наслаждения,
переключения его из сексуальней сферы в сферу эстетическую.
Фрейд подчеркивал безраздельное господство бессознательного над
сознательным и констатировал лишь6 антагонистические взаимоотношения между
ними (9, 16).
Фрейд и его последователи не просто придавали и придают (особенно
неофрейдизм в США) большое значение бессознательным процессам в душевной
жизни человека, какие эти процессы действительно имеют, а гипертрофировали
роль бессознательного вообще, сексуальных влечений в особенности (16).
Фрейд настолько увлекся проблемой бессознательного, что склонен был свести
к нему всю психику: "Все душевные процессы по существу бессознательны...
сознательные процессы являются только определенными проявлениями всей нашей
душевной деятельности (30).
З.Фрейд выступил в качестве создателя хорошей ли, плохой ли, но неоспоримо
оригинальной позиции, заместившей простое коллекционирование парадоксальных
фактов и их изумленное созерцание. Это явилось, конечно, одной из главных
причин, обеспечивших психоаналитическому направлению такой шумный успех
(16).
Было бы ошибкой утверждать, что Фрейд впервые поставил проблему
бессознательного. Эта проблема была поставлена задолго до него. Но в
отношении теоретизации бессознательного, в отношении перехода от довольно
путанной феноменологии этой проблемы к попыткам ее аналитического раскрытия
с периода работ Фрейда началась подлинно новая эра.
Первое, насколько можно судить по литературе, международное совещание,
созванное специально для обсуждения проблемы бессознательного (во всем ее
объеме, а не только, как это не раз предпринималось ранее, различных
специальных ее аспектов), состоялось более 70 лет назад, в 1910г. в
Бостоне, США.
В этот период очень широко было распространено представление о
бессознательном, как о факторе, учет которого необходим при анализе самых
различных вопросов поведения, наследственности, природы эмоций,
произведений искусства, взаимоотношения людей в больших и малых группах,
общей истории и истории культуры (3).
На Бостонском совещании не происходил непосредственный спор с
психоанализом. Его организаторы преследовали не столько критическую,
сколько конструктивную цель: подытожить позиции, с которых можно было бы
осмыслить бессознательное, его роль и функции, не прибегая при этом ни в
какой форме к представлениям и постулатам психоанализа. Труды этого
совещания, в которые были включены работы таких крупнейших авторитетов того
времени, как П.Жане, Т.Рибо, Ф.Брентано, М.Припс и др., создали
впечатляющую картину необычайной пестроты и противоречивости мнений,
преобладавших в те годы по поводу проявлений бессознательного. Одновременно
показали, что в центре споров оставались все те же вопросы, которые были
поставлены в еще более ранний период, но к сколько-нибудь уверенному
решению которых участники Бостонского симпозиума были отнюдь не намного
ближе, чем их предшественники - виднейшие психологи и клиницисты XIX века.
В истории развития представлений о бессознательном Бостонский симпозиум
представляет собой очень поучительный эпизод. Это была последняя попытка
затормозить уже поднимавшийся вал популярности психоанализа, однако,
заранее была обречена на неуспех (3).
Хорошо известна история отношений советской психологии к идеям психоанализа
(32).
После довольно оживленной первоначальной, как критической, так и
одобряющей, - реакции на эти идеи, оставившей в советской литературе 20-х
годов заметный след, диалог между советскими исследователями и сторонниками
психоанализа стал постепенно угасать.
Даже стойкое сохранение интереса к проблематике бессознательного, которое с
самого ее начала характеризовало грузинскую психологическую школу
Д.К.Узнадзе, не смогло остановить процесс.
Причиной здесь явилось, наверное, постепенное преобразование теории
психоанализа из относительно узкой клинико-психологической концепции в
форме которой она выступила на заре своего существования, в доктрину
широкого философского и социального плана, окрашенную, с одной стороны; в
биологизирующие, а с другой - в идеалистические тона. Дух психоанализа как
системы социальных, мировоззренческих обобщений, характерная для него очень
своеобразная методология познания оказалась настолько чуждой идеологическим
установкам советской психологии, стилю и традициям осмысления природы
человека, которых придерживаются советские исследователи, что находить
обязательный исходный "минимум общности" толкования, без которого никакой
диалог немыслим, стало невозможным.
Именно в этом корни молчания, которое защищало с начала 30-х до середины 50-
х г.г. обмен мнений, звучавший в более ранний период. В 1955 г. на
страницах журнала "Вопросы психологии" была начата дискуссия по поводу
теории установки, в которой затрагивалась, в частности, и проблемы
бессознательного. При подытоживании этой дискуссии было подчеркнуто, что
крайне мало разработан вопрос о бессознательном и для того, чтобы занять
правильную позицию и в этом вопросе, следовало не уклоняться от изучения
его, а вплотную заняться им (3).
С конца же 50-х годов - в значительной степени по инициативе АН СССР,
организовавшей в 1958г. специальную конференцию, посвященную проблеме
отношения к психоанализу, - диалог был вновь возобновлен, а в 1962 г. на
Всесоюзном совещании по философии вопросам физиологии высшей нервной
деятельности и психологии еще более углублен (32).
На протяжении З0-50 г.г. развитие идей психоаналитической школы совершилось
в полном отрыве от сложной эволюции представлений о бессознательном,
происходившей в этот период в Советском Союзе и связанной исходно с именем
И.П.Павлова, а несколько позже с именем Д.К.Узнадзе и его школы.
Возобновлению диалога советских исследователей с учеными, придерживающимися
в той или иной степени психоаналитической ориентации, способствовали три
причины:
1) возникновение в рамках советской психологии оригинального
концептуального подхода к проблеме бессознательного, и уже тем самым
признание советской психологией реальности этой проблемы;
2) сложное позднее развитие психоаналитических представлений во многом их
преобразовавшее, позволившее им проникать в области, к которым
ортодоксальный фрейдизм отношения не имел, ставить и решать проблемы,
которыми фрейдизм исходно не занимался;
3) выявление весьма широкого круга областей знания, тормозимых в своем
развитии отсутствием разработанных представлений о природе и
закономерностях неосознаваемой психической деятельности.
Когда Узнадзе развивает широкую идею психологической установки, он
отвергает и опровергает Фрейда, но само это опровержение означает
определенный отклик на идеи Фрейда и их переработку. В этом проявляется
неустранимая диалектика естественного развития больших идей, которую можно
проследить в самых разных областях знания, ибо ни одна из подобных идей не
создается без опоры на наследие прошлого, на труды и мечты предшествующих
поколений, которые должны быть восприняты и изменены, чтобы дать
возможность выступить на передний план обоснованиям более высокого порядка.
Бессознательное в понимании Узна

Новинки рефератов ::

Реферат: Виды налогов (Бухгалтерский учет)


Реферат: Взаимоотношения сельскохозяйственных предприятий с финансовой системой (Ботаника)


Реферат: Особенности заключения внешнеэкономических сделок (Международное частное право)


Реферат: Центральный Банк Российской Федераци как орган государственного контроля и регулирования (Право)


Реферат: Революция 1905 (История)


Реферат: Математическое моделирование биосинтеза продуктов метаболизма (Биология)


Реферат: Элвис Пресли: Жизнь и творчество (Музыка)


Реферат: Развитие музыкальных способностей средствами музыкального фольклора (Педагогика)


Реферат: Семья как социальный институт (Социология)


Реферат: ООН в системе международных организаций (Политология)


Реферат: Метод наблюдения в социальной работе (Социология)


Реферат: Долгосрочное финансовое планирование (Менеджмент)


Реферат: Интеграционные процессы в Западной Европе (Международные отношения)


Реферат: Современное поколение персональных компьютеров (Программирование)


Реферат: Регулярный военный флот Петра Великого (Исторические личности)


Реферат: Квантовые компьютеры (Кибернетика)


Реферат: Учет прибылей и убытков (Бухгалтерский учет)


Реферат: Проблемы классификации документов (Управление)


Реферат: Открытый урок по биологии (Педагогика)


Реферат: Экзаменационные билеты по информатике (Программирование)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист