GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Нарушения зрения детей (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Нарушения зрения детей (Педагогика)




Дисциплина «Педагогика»
Тема курсовой работы: «Особенности работы учителя в школе для детей с
нарушениями зрения»
2004

ВВЕДЕНИЕ

Зрение принадлежит к числу интереснейших явлений природы. Над
изучением зрения, его тончайших механизмов работают сотни исследователей во
многих лабораториях мира.
Зрение дает людям 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира.
Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха,
повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и
сохранять зрение.
Потеря зрения, особенно в детском возрасте - это трагедия.
Поскольку организм ребенка очень восприимчив ко всякого рода воздействиям,
именно в детском возрасте зрения должно быть уделено особое внимание.
Дефицит движений современного человека неизбежно пагубно отражается
и на функциональных свойствах зрительного анализатора - наших глазах. С
другой стороны, чрезмерные информационные нагрузки на глаза и мозг приводят
к серьезным нарушениям и заболеваниям. В развитых странах каждый четвертый
- близорукий. Нарастают и возрастные изменения глаза, приводящие к
дальнозоркости. И особенно остро в последнее время этот вопрос встал из-за
пагубного влияния дисплеев и компьютеров на зрение. Одна из главных причин
такого роста глазных нарушений состоит в недостаточном внимании со стороны
родителей, врачей и педагогов к вопросам гигиены зрения и освещения.
Выбор темы курсовой работы не случаен. Я работаю в городском
«Центре охраны зрения детей и подростков» и ежедневно сталкиваюсь с сотнями
детей с нарушениями зрения. Мне очень близка эта проблема.
Цель данной курсовой работы - путем систематизации и обобщения
разрозненной информации из разных источников подробно изучить и
проанализировать причины возникновения нарушения зрения у детей.
Задача: определить конкретное действия со стороны педагогов по
предупреждению этих нарушений.
Или доказать, что только при совместном действии врачей, учителей и
родителей, можно сохранить или предотвратить ранние патологии зрения.

I. НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ -
БОЛЬШАЯ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА



Зрительные расстройства связаны не только с условиями зрительной
работы, но и с другими широкими социальными и бытовыми условиями. Это такие
факторы, как питание, в частности витаминная недостаточность, природные
условия, климат. Установлена связь между нарушениями зрения и состоянием
здоровья. Имеет значение рост и развитие самого органа зрения,
наследственная предрасположенность и др. Немаловажную роль играет и
состояние нервной системы. Большое напряжение н.с. и раздражительность
также может служить предрасположенностью к развитию зрительных расстройств.

Другими словами, нельзя выделить один какой-нибудь фактор, влияющий
на развитие нарушений зрения. Можно только думать о преобладающем значении
того или иного фактора в конкретных условиях.
Исходя из этого положения, надо рассматривать нарушения зрения у
детей как большую, сложную проблему.


I. 1. Анатомофизиологические особенности
зрительного анализатора

Прежде чем представить как развивается орган зрения по мере роста
ребенка и что нужно делать, чтобы избежать появления у него зрительных
расстройств, необходимо ответить на вопрос: «Благодаря чему мы видим
окружающий мир и как это происходит?»
Функция, именуемая зрением, осуществляется в человеческом организме
с помощью зрительного анализатора.
Зрительный анализатор состоит из глазного яблока, проводящих путей
и зрительной зоны коры головного мозга. Глазное яблоко помещается в
глазнице и имеет не совсем правильную шаровидную форму. Стенки глазного
яблока образованы тремя оболочками. Снаружи оно покрыто белочной оболочкой,
или склерой. Она самая толстая, прочная и обеспечивает глазному яблоку
определенную форму. Эта оболочка непрозрачна и лишь в переднем отделе в
склеру как бы врезано крошечное окошко диаметром около 12 мм - роговица.
Изнутри к склере прилегает вторая оболочка глаза - сосудистая. Она обильно
снабжена кровеносными сосудами и пигментом, содержащим красящее вещество.
Часть сосудистой оболочки, находящейся за роговицей, образует радужную
оболочку, или радужку. Радужная оболочка окрашена и просвечивает через
роговицу. Окраска радужки зависит от количества пигмента. Когда его много -
глаза темно или светло-карие, а когда мало - серые, зеленоватые или
голубые.
У некоторых людей (альбиносы) в радужной оболочке пигмент не
содержится. Глаза таких людей имеют красный цвет (просвечивают только
кровеносные сосуды). В центре радужки есть небольшое отверстие - зрачок,
который, суживаясь или расширяясь, пропускает то больше, то меньше света.
Радужка отделяется от собственно сосудистой оболочки ресничным телом. В
толще его находится ресничная мышца, на тонких упругих нитях которой
подвешен хрусталик - крошечная двояковыпуклая линза диаметром 10 мм. При
сокращении или расслаблении ресничной мышцы хрусталик меняет свою форму -
кривизну поверхностей. Это свойство хрусталика позволяет видеть предметы
как близком, так и на далеком расстоянии. При чтении или любой другой
работе на близком расстоянии хрусталик становится более выпуклым, а при
взгляде вдаль уплощается. Свойство глаз приспосабливаться к рассматриванию
предметов, находящихся на разном расстоянии он него, называется
аккомодацией. Она осуществляется за счет цилиарной (ресничной) мышцы.
Хрусталик не имеет ни сосудов, ни нервов, его питание
обеспечивается специальной жидкостью, которую продуцирует ресничное тело.
У детей и молодых людей до 25 - 35 лет хрусталик эластичен и
представляет собой прозрачную массу полужидкой консистенции, заключенную в
капсулу. С возрастом хрусталик плотнеет.
Вся внутренняя полость глаза заполнена прозрачной желеобразной
массой - стекловидным телом. При помутнении стекловидного тела зрение резко
ухудшается.
Роговица, хрусталик и стекловидное тело - оптическая, или
преломляющая, система глаза. Луч света проходит через прозрачные среды,
которые изменяют (преломляют) его направление. Преломляющая сила глаза
зависит от состояния оптической системы у данного человека. Но для
получения четкого изображения важна не только преломляющая сила оптической
системы глаза сама по себе, но и ее способность фокусировать лучи на
третьей, самой внутренней оболочке глаза - сетчатке.
Сетчатка имеет очень сложное строение. В ней различают 10 слоев
клеток. Особенно важное значение имеют клетки, получившие название колбочек
и палочек. В сетчатой оболочке палочки и колбочки расположены неравномерно.
Палочки (числом около 130 млн.) отвечают за восприятие света, а колбочки
(их около 7 млн.) - за цветовое восприятие.
Самым важным местом сетчатки является так называемая центральная
ямка, расположенная в центре желтого пятна. Это - область наилучшего
восприятия зрительных ощущений. В пределах центральной ямки плотность
колбочек достигает от 113 тысяч до 147 тысяч на 1 мм, а палочки полностью
отсутствуют. По мере удаления от центральной ямки количество палочек
достигает наибольшей плотности (до 170 тысяч на 1 мм).
Колбочки являются клетками, обеспечивающими дневное и цветное
зрение. Они возбуждаются при солнечном и ярком электрическом свете. Палочки
же обеспечивают сумеречное и ночное зрение. Под влиянием света в колбочках
и палочках происходят определенные физические и химические процессы.
В палочках находится особое вещество, получившее название
зрительного пурпура (родопсин), в колбочках - фотореагент (иодопсин),
природа которого не установлена. В результате воздействия света зрительный
пурпур подвергается изменениям: на свету он распадается, а в темноте
восстанавливается при участии витамина А и других веществ.
Нарушение нормальной деятельности палочек вызывает заболевание,
известное под названием «куриная слепота» . Это заболевание заключается в
том, что человек прекрасно видит днем и при ярком электрическом свете;
вечером, как только наступают сумерки, он почти перестает видеть, а
наступлением темноты полностью теряет зрение. Цвет предметов воспринимают
только колбочки, поэтому ночью, когда мы видим только при помощи
палочкового аппарата, все предметы кажутся одинаково серыми. Лучше всего
цвета воспринимаются теми участками сетчатки, где больше всего колбочек
(желтое пятно и центральная ямка). У некоторых людей, обычно мужчин,
частично или полностью утеряна способность восприятия цвета. Нарушение
цветового зрения является серьезным препятствием к овладению такими
профессиями, как машинист, летчик, шофер и т.д., при которых цветоощущение
имеет первостепенное значение.
От палочек и колбочек отходят нервные волокна, образующие
зрительный нерв, выходящий из глазного яблока и направляющийся в головной
мозг.
Зрительный нерв состоит примерно из 1 млн волокон. В центральной
части зрительного нерва проходят сосуды. В месте выхода зрительного нерва
палочки и колбочки отсутствуют, вследствие чего свет этим участком сетчатки
не воспринимается. Это место называют слепым пятном в отличие от желтого
пятна.
Таким образом, глаз человека устроен очень сложно, каждая его часть
имеет определенное значение. Следовательно, орган зрения нуждается в защите
от повреждений, более того, в определенных условиях для нормального
развития и работы.
Защитными приспособлениями глаза являются веки и слезная жидкость.
Веки закрываются рефлекторно. При этом они изолируют сетчатку от действия
света, а роговицу и склеру - от каких-либо вредных воздействий. При
моргании происходит равномерное распределение слезной жидкости по всей
поверхности глаза, благодаря чему глаз предохраняется от высыхания.
Слезная жидкость вырабатывается специальными слезными железами. Она
содержит 97,8 % воды, 1,4 % органических веществ и 0,8 % солей. Слезы
увлажняют роговицу и способствуют сохранению ее прозрачности.
В слезной жидкости содержатся вещества, убивающие микробы.
Благодаря этому слезная жидкость играет особо важную защитную роль. Слезная
жидкость через слезные канальцы, отверстия которых расположены во
внутренних углах глаз, попадает в так называемый слезный мешок, а уже
отсюда - в носовую полость.
Когда слезная железа производит избыточное количество жидкости (а
это бывает, когда человек плачет), то она не успевает уходить в слезные
канальцы и стекает через край нижнего века.
Глаз - самый подвижный из всех органов человеческого организма. Он
совершает постоянные движения, даже в состоянии кажущегося покоя. Мелкие
движения глаз (микродвижения) играют значительную роль в зрительном
восприятии. Без них невозможно было бы различать предметы. Кроме того, глаз
совершает заметные движения (макродвижения) - повороты, перевод взора с
одного предмета на другой, слежение за движущимся предметом (например, на
экране телевизора, дисплея и т.д.), сведение глаз к носу, когда предмет
приближается к лицу.
Различные движения глаза, повороты в стороны, вверх, вниз
обеспечивают глазодвигательные мышцы, расположенные в глазнице. Всего их 6,
4 прямые мышцы крепятся к передней части склеры (сверху, снизу, справа,
слева) и каждая из них поворачивает глаз в свою сторону. А две косые мышцы,
верхняя и нижняя, прикрепляются к задней части склеры. Содружественное
действие глазодвигательных мышц обеспечивает одновременный поворот глаз в
ту или иную сторону. При повреждении мышц глаза у человека ограничивается
поле зрения, поскольку утрачивается способность поворачивать глаза в ту или
иную сторону.
Итак, глаз человека представляет собой сложную оптическую систему,
которая состоит из роговицы, хрусталика и стекловидного тела. Преломляющая
сила глаза (прохождение луча света через прозрачные среды и изменение его
направления) зависит от состояния оптической системы глаза у данного
человека.


I. 2. Формирование зрения у детей

Зрение у детей формируется по мере их роста и имеет свои особенности.
Наиболее интенсивно этот процесс происходит от 1-го до 5-го года жизни.
Рост глазного яблока продолжается до 14-15 лет. К этому времени длина оси
глаза становится в среднем 24 мм. Соответственно с этим меняется и
преломляющая сила глаза, что сказывается на способности глаза видеть
предметы четко - остроте зрения. Острота зрения равняется 1.0 D (диоптрии),
формируется у детей не сразу, а зависит от возраста. Так, при рождении
большинство детей склонны к дальнозоркости, и только с 6-ти лет
увеличивается число детей с нормальным зрением.
Однако, от 3-х до 7-ми лет причиной понижения зрения у детей бывает
близорукость. Кроме того, в 2х-3х летнем возрасте наиболее активно
формируется работа обоих глаз, поэтому именно в этом возрасте может
возникнуть косоглазие.



II. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ


Окружающий нас мир виден четко и ясно, когда все отделы зрительного
анализатора работают гармонично и без помех. Но может наступить момент,
когда, например, тускнеют и блекнут краски или границы предметов становятся
размытыми, а иногда появляются искажения или темные «завесы» перед глазами
и т.д. - это, значит, произошло нарушение работы зрительного анализатора и
пришла болезнь.
Наиболее распространенные формы нарушения зрения у детей - это
спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость, астигматизм и косоглазие.


II. 1. Спазм аккомодации

Большинство офтальмологов называют спазмом аккомодации чрезмерное
напряжение мышцы, которое не проходит, даже когда глаз в нем не нуждается.
Он (спазм) сопровождается напряжением зрения вдаль, зрительным утомлением
при работе на близком расстоянии. Такой спазм дает стойкое усиление
преломляющей способности глаза в ущерб зрению.
Частота спазма аккомодации значительна. Профессор А.И. Данилевский
его сотрудники полагают, что подобным нарушением страдает каждый шестой
близорукий школьник. По данным Р.С. Зильбермана, при слабой близорукости
спазм встречается в 35, 2 %, при средней (3,0D - 6,0D) - в 28,4 %.
Школьник, у которого развивается стойкое напряжение цилиарной
мышцы, становится раздражительным, быстро устает, снижает свою
успеваемость, жалуется на головные боли. Продолжительность спазма
колеблется от нескольких месяцев до нескольких лет, в зависимости от общего
состояния ребенка, режима его жизни и занятий, своевременности диагностики
и правильно назначенного лечения глаз.
Профилактика спазма аккомодации, имеющая большое значение ввиду
частоты этого поражения, его тяжести и длительности, должна осуществляться
родителями, педагогами и офтальмологами.


II. 2. Близорукость

Как правило, это приобретенное заболевание, когда в период
интенсивной длительной нагрузки (чтение, письмо, просмотр телепередач, игр
на компьютере) из-за нарушения кровоснабжения происходят изменения в
глазном яблоке, приводящие к его растяжению.
В результате такого растяжения ухудшается зрение вдаль, которое
улучшается при прищуривании или надавливании на глазное яблоко.


II. 3. Дальнозоркость

В отличие от близорукости, это не приобретенное, а врожденное
состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока.
Первые признаки появления дальнозоркости - ухудшение остроты
зрения вблизи, стремление отодвинуть текст от себя. В более выраженных и
поздних стадиях - понижение зрения вдаль, быстрая утомляемость глаз,
покраснение и боли, связанные со зрительной работой.

II. 4. Астигматизм

Это особый вид оптического строения глаза. Явление этого
врожденного или приобретенного характера обусловлено чаще всего,
неправильностью кривизны роговицы.
Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи,
снижении зрительной работоспособности, быстрой утомляемости и болезненных
ощущениях в глазах при работе на близком расстоянии.


II. 5. Косоглазие

Косоглазие - положение глаз, при котором зрительная линия одного
глаза направлена на рассматриваемый предмет, а другого - отклонена в
сторону. Отклонение в сторону носа называется сходящимся косоглазием, к
виску - расходящимся, вверх или вниз - вертикальным.
Развивается косоглазие вследствие нарушения согласованной работы
мышц глаза. При этом работает только один здоровый глаза, косящий же глаз
практически бездействует, что постепенно ведет к стойкому понижению зрения.


III. БЛИЗОРУКОСТЬ У ШКОЛЬНИКОВ


Наиболее ужасающих размеров среди нарушений зрения у школьников
занимает близорукость.
Степень участия зрительного анализатора в процессе школьных
занятий очень велика. А в школе дети впервые в жизни начинают выполнять
ежедневную, достаточно длительную, с годами увеличивающуюся работу,
непосредственно связанную с напряжением зрения.
Поэтому в школьном возрасте особое значение приобретает гигиена
зрения у детей, задача которой является обеспечить все условия для
оптимального состояния функций глаза. Между тем, к сожалению, именно в
школьном возрасте у детей появляются зрительные расстройства и в первую
очередь, близорукость.
Зрение школьников является предметом широких и всесторонних
исследований. При этом все исследователи обнаруживают общую закономерность
- увеличение числа учащихся с близорукостью от младших классов к старшим.
С возрастом увеличивается не только процент близорукости учащихся,
но и степень близорукости. Это имеет особое значение при рассмотрении всей
проблемы в целом, особенно с профилактических позиций.


III. 1. Течение и симптомы

В офтальмологии принято все случаи близорукости делить по их
степени на 3 группы: слабую до 3,0D (диоптрий), среднюю до 6,0D и высокую
(сильную) - от 6,0D и выше.
Ориентировочно можно считать, что на долю миопии слабой, средней и
высокой степени приходится 82 %, 12 % и 6 % соответственно.
Такое деление близорукости, естественно, основывается не только на
оптических признаках, а определять именно функциональной пригодностью
рефракции глаза в разной ее степени.
Наблюдения показывают, что в школьном возрасте чаще наблюдаются
случаи миопии слабой и средней степени.
Первым признаком миопии является понижение зрения, которое
коррегируется до нормального уровня отрицательными линзами. На начальном
этапе развития близорукости видимых изменений на глазном дне, как правило,
не бывает, если не считать конусов около диска зрительного нерва, которое
встречается у 3-8 % близоруких. Исключением являются случаи врожденной
наследственной миопии, когда возникают более или менее выраженные
нарушения, обычно характерных для высоких степеней близорукости.
Чаще всего формируется миопия, которая остается на всю жизнь.
Однако, в некоторых случаях глазное яблоко продолжает удлиняться,
соответственно увеличивается и степень миопии. Дальнейшая точка ясного
видения все больше приближается к глазу, область и объем аккомодации
сокращаются, слабость цилиарной мышцы ухудшается. Прогрессирование
близорукости может привести к серьезным изменениям в глазу и значительной
потере зрения, которое под влиянием очков улучшается лишь в нет. мере или
не улучшается совсем. Эти изменения наблюдаются в основном в заднем отделе
глаза, который подвергается растяжению, и прежде всего, затрагивают область
диска зрительного нерва.
При очень высокой степени миопии происходят дегенеративные
изменения сетчатки, которые могут привести к одному из самых серьезных
осложнений миопии - отслойке сетчатки.



Прогноз


Если миопия протекает без осложнений и, достигнув небольших
степеней, стойко стабилизируется, то прогноз в отношении зрения, которое
хорошо коррегируется очками, вполне благоприятный. При близорукости высокой
степени коррегированная острота зрения часто остается пониженной.
Визуальный прогноз ухудшается при быстром прогрессировании миопии и
появлении дегенеративных изменений в сетчатке. Он становится особенно
неблагоприятным, если они развиваются в области желтого пятна.


III. 2. Причины и механизмы развития близорукости

Вопрос о причинах развития близорукости, считают профессора
Данилевский А.Ч. и Пильман Н.И., прошел за последние полтора столетия ряд
этапов, из которых можно выделить четыре основных:
1. До 70-80- х годов XIX века было известно, что во многих
случаях близорукость, главным образом высокая, прогрессивная
имеет наследственный характер и наблюдается у ряда членов
одной и той же семьи, а также по восходящей и нисходящей
линии у родителей и потомков.
2. С 70-80- х годов прошлого столетия и на протяжении
последующих 3-4 десятилетий, когда в процессе массовых
обследований школ выяснилось, что близорукость возникает в
первые годы обучения в школе и активно прогрессирует с
возрастом ребенка, известные ранее передние факты семейно-
наследственного происхождения близорукости отошли в тень. На
первый план в качестве основных причин близорукости были
выдвинуты неблагоприятные условия внешней среды и, прежде
всего, фактор усиленной зрительной нагрузки на глаза, в
особенности при зрении на близком расстоянии.
3. Важным знаком в поисках причин близорукости явилась
созданная в 1913 году швейцарским офтальмологом Штейгером
наследственно-биологическая теория происхождения сферических
рефракций - эмметронии, дальнозоркости и близорукости, на
несколько десятилетий определившая направление исследование
в этой области.
4. Современные теории происхождения близорукости признают
влияние как внутренних факторов наследственности, так и
внешней среды.
В настоящее время при оценке рефракции глаз правильно учитывается
роль как внешних, так и наследственных факторов, и развитие близорукости
подавляющим большинством офтальмологов рассматривается как процесс,
протекающий под влиянием факторов внешней среды у лиц, имеющих к ней
наследственную предрасположенность.
Только так можно понять, почему в школе, где все находятся в
одинаковых условиях обучения, близорукость развивается далеко не у всех.
Ряд других факторов из клиники близорукости и особенностей ее течения также
объясняется только с упомянутых выше позиций.


III. 3. Факторы, стимулирующие возникновение близорукости у
школьников

Развитие близорукости у школьников определяется переплетением
множества самых разных условий и отдельных факторов.
По обобщенным данным, близорукость среди детей школьного возраста
колеблется в пределах 2,3 - 13,8 %, а среди выпускников школ - 3,5 - 32,2
%. Это указывает на связь близорукости с природно-географическими
условиями.
Можно считать установленными 2 факта. Распространение миопии
увеличивается по мере продвижения с юга на север. Это связано, видимо, с
особенностями светового режима и питания.
В городских школах близорукость, как правило, встречается чаще,
чем в сельских. Очевидно здесь играет роль меньшая зрительная нагрузка
учащихся сельских школ. Помимо того, сельские школьники больше бывают на
свежем воздухе и занимаются физическим трудом, что способствует закаливанию
организма и повышению его сопротивляемости к неблагоприятным воздействиям
окружающей среды.
Климатические условия Мурманска отличаются особой неравномерностью
инсоляции (смена полярной ночи полярным днем), сочетающейся с большой
интенсивностью солнечного света.
Синергичность местных неблагоприятных условий оказывает большое
влияние на зрение, обусловливает зрительные нарушения. В первую очередь -
это неудовлетворительный световой режим. С другой стороны, длительное
отсутствие естественного света приводит к необходимости постоянно, в
течение дня, а следовательно, во время занятий в школе и дома пользоваться
искусственным освещением, с другой - большая яркость света в период белых
ночей и полярного дня. Большая неравномерность световых условий в период
полярного дня и полярной ночи, переход от условий полной темноты к
сумеркам, от естественного освещения к искусственному, связаны с частой
переадаптацией глаза. Все это может оказать непосредственно неблагоприятное
влияние на зрение.
К основным факторам, стимулирующим миопию у школьников, считается:
. Недостаточное освещение рабочего места (особенно при искусственном
освещении). Неизменный вред приносит недостаточная освещенность
рабочего места в домашних условиях во время приготовления уроков и
чтения.
. Неприспособленная или плохо приспособленная мебель для занятий. Очень
важно, чтобы в домашней обстановке размеры мебели соответствовали
росту детей.
. Неправильная посадка за рабочим столом. Вредная привычка читать и
писать, сильно склонив голову, сгорбившись, с наклоном в сторону, в
неудобном положении способствует развитию ослаблению зрения.


IV. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ
В КЛАССАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ


В Мурманске действует одна школа (№ 58) для детей с нарушениями
зрения. В ней существуют группы профилактики глазной патологии нового
образца. Для гармоничного воспитания и обучения детей в этих группах
разработаны специальные методы профилактики нарушения зрения, которые
должны учитывать и общее состояние здоровья школьника, и уровень
умственного и физического развития, и степень риска по близорукости, и
возрастную, и наследственную отягощенность.
Все работы с детьми осуществляются по принципу играя - лечимся.
Все лечебные мероприятия в классах профилактики глазной патологии должны
быть не насильственными, не навязчивыми, непродолжительными, занимательными
и игровыми с учетом психо-эмоционального состояния ребенка.
Каждый учитель, школьный медицинский работник и родители должны
знать и неукоснительно выполнять все рекомендации врачей-офтальмологов по
отношению к детям групп глазной профилактики по нарушению зрения.
Основным принципом учебного процесса в классах с нарушениями
зрения являются некоторые ограничения зрительной нагрузки, увеличение
нагрузки на слуховой анализатор в сочетании с большей физической
активностью.
Для детей группы профилактики создаются небольшие классы по
количеству детей, чтобы можно было разместить всех детей на удобном, хорошо
освещаемом месте. Порядок рассаживания определяет офтальмолог с учетом ряда
признаков (пол, рост, отягощенная наследственность по зрению, именуемая
близорукостью). Для учителя в списке «групп профилактики» указываются
данные о состоянии глаз, нужно ли пользоваться очками и как ими
пользоваться (только для работы, вблизи, постоянно, для дали).


IV. 1. Задачи учителя в классах профилактики
зрительной патологии

Одновременно перед учителем ставятся задачи:
1. Учебно-физкультурные оздоровительные мероприятия в классах среди
групп профилактики проводятся по принципу ограничения
зрительного напряжения и усиления физической и слуховой
нагрузки.
2. Трудовое воспитание у детей с близорукостью не сопровождаться
длительностью зрительной нагрузки (шитье, рисование, лепка).
3. В процессе урока должна быть физкультура для глаз (специальные
упражнения).
4. Осуществлять контроль за правильной посадкой, ношением очков.
5. Не реже чем один раз в месяц пересаживать учащихся, меняя ряды.
6. Учащимся с близорукостью не рекомендуется спортивные
соревнования, поднятия тяжестей (можно назначать: плавание без
прыжков с высоты, гребля, бег трусцой, теннис и др.).
7. Делать перерывы при чтении на 10-15 минут, через каждые 30-45
минут. Ограничить просмотр телепередач до 30 минут.
8. Проводить беседы с родителями о режиме отдыха и занятий детей
дома.
Контроль за выполнением учителями рекомендаций врача-офтальмолога
возлагается на медсестру школы и врача-офтальмолога в школе. Для четкости
выполнения учителями и медицинскими работниками школы, офтальмологу детской
поликлиники рекомендуется не реже 1 раза в месяц, или в 2 месяца посещать
группы профилактики.
У каждого ребенка, внесенного в список «группы профилактики»
должны быть зафиксированы: острота зрения, рефракция, аккомодация,
сопутствующие заболевания, наследственная отягощенность близорукости,
увлечение чтением, занятия музыкой, иностранными языками, вышиванием и
т.п.), а также занятия физкультурой и спортом; время, затрачиваемое на
просмотр телепередач, пребывание на свежем воздухе, занятия в группах
продленного дня.
В конце каждой учебной четверти, года офтальмологи вместе с
педагогами на родительских собраниях должны подводить итоги борьбы с
нарушениями зрения, подчеркивать положительные результаты, указывая
одновременно и на отрицательные моменты с конкретными предложениями по их
устранению.


IV. 2. Профилактические мероприятия по предупреждению зрительных
расстройств в классах обычной школы

Учитывая тот факт, что специализированных детских садов и школ для
детей с нарушениями зрения недостаточно, а дети с нарушениями зрения есть в
каждом классе любой школы Мурманска, необходимо объединить усилия врачей,
учителей, медицинских сестер, педиатров, родителей в борьбе с
возникновением зрительных расстройств и их прогрессированием.
Все основные гигиенические вопросы режима для школьника в обычных
школах - построение учебного дня в школе, организации уроков и перемен,
организация занятий и отдыха во внешкольное время - имеют прямое отношение
к работе учителя.
В первую очередь, нужно сказать об учащихся младших классов.
Именно в младшем возрасте наблюдаются большие изменения состояния зрения за
сравнительно короткий период. Следует помнить, что у детей младшего
школьного возраста отсутствуют еще достаточные навыки чтения, письма,
длительного сидения. Эти раздражители впервые систематически вошли впервые
систематически вошли в жизнь детей и представляют для них определенные
трудности.
Вот почему для учащихся первых классов, впервые приступившим к
занятиям, четыре урока ежедневно- непосильная нагрузка, в том числе и для
органа зрения. Поэтому учителю следует увеличивать число уроков в день
постепенно. Несколько раз в неделю делать не по 4, а по 3 и даже по 2 урока
в день. Это должно сопровождаться и сменой одного вида деятельности другим.

Исследования офтальмолога М.И. Варсакина и Л.К. Александровой
показали, что учащиеся 1-х классов при обычном режиме занятий к концу
третьего, а особенно 4-го урока наблюдалось значительное понижение остроты
зрения, устойчивости ясного видения, скорости зрительно-моторных реакций,
общей работоспособности. Таким образом, количество уроков и их чередование
по трудности и степени зрительного напряжения заметно уменьшает зрительную
утомляемость.
Следует остановиться и на распределении учащихся по сменам.
Учебные занятия в 2 смены еще имеют место в наших школах. С позиции гигиены
детского зрения все учащиеся с 1 по 4 класс дожны заниматься только в
первую смену. Первая смена позволяет значительно легче организовать
правильный режим дня, что обеспечивает меньшее утомление детей. У них
остается больше времени для отдыха, пребывания на свежем воздухе, занятий
спортом и т.д. Отдых же улучшает и состояние зрительных функций. Занятия в
первую смену проходят и в более благоприятных условиях освещения.
Врачами гигиенистами доказано, что все зрительные функции резко
снижаются в условиях плохой освещенности. Наиболее благоприятной для работы
зрительного анализатора является естественная освещенность в пределах от
800 до 1200 лк (люкс-единица измерения освещенности). Основные
гигиенические требования, предъявляются к освещению, включают достаточность
и равномерность освещения, отсутствие резких теней и блеска на рабочей
поверхности. В солнечные дни избыток солнечных лучей создает на рабочем
месте солнечные блики, слепит глаза и этим мешает работе. Для защиты от
прямых солнечных лучей можно пользоваться легкими светлыми шторами или
жалюзи.
В осенне-зимний период, как правило, естественного света не
хватает, так как домашние уроки выполняются после 16 часов. В пасмурные
дни, ранние утренние и вечерние часы для обеспечения оптимальной
освещенности на рабочем месте необходимо включать искусственное освещение.
На освещенность помещения влияет чистота оконных стекол. Немытые
стекла поглощают 20 % световых лучей. К концу зимы, когда на окнах
накапливается особенно много пыли, грязи, эта цифра достигает 50 %.
Чтобы у школьников не развивалась близорукость, нужно улучшить
гигиенические условия освещения рабочих мест в школе и дома. Стены в
классах и поверхности столов следует окрашивать в светлые тона. Оконные
стекла надо чаще мыть и протирать, нельзя ставить на подоконник предметы,
закрывающие доступ света, например, высокие цветы. Обязательно надо
учитывать тот факт, что в первом ряду от окна освещение обычно хорошее, а в
третьем при пасмурной погоде может быть недостаточным. Чтобы все дети были
в равных условиях, необходимо каждую четверть пересаживать их на другой ряд
парт, оставляя на одинаковом расстоянии от классной доски.
Учителя должны регулярно проводить беседы с родителями об
организации занятий в домашних условиях. Нельзя приступать к выполнению
домашнего задания тотчас по приходу из школы. Это усугубляет наступившее в
школе на протяжении уроков понижение зрительных функций. Тогда как 1 -
1[pic][pic]часа отдыха после занятий в школе значительно уменьшает общее
утомление учащихся, что сопровождается улучшением зрительных функций.
Поэтому, дома, как и в школе, занятия, требующие напряжения зрения, следует
чередовать с такими, когда орган зрения напрягается меньше. Необходимо
рекомендовать 10-20 минутные перерывы после 2-х часов непрерывных занятий.
Большое значение имеет и правильное устройство рабочего места
школьника в домашних условиях.
Однако, как показывают наблюдения, многие родители пренебрегают
этими рекомендациями. Порой дети посещают несколько школ, занятий в
кружках, танцами, музыкой и т.д., что ведет к чрезмерной перегрузке всего
организма, в том числе и зрительного анализатора.
ДЕТИ У ТЕЛЕВИЗОРА

Одним из частных компонентов режима дня у школьников разного
возраста являются просмотры телевизионных передач. Однако, при всем их
культурном значении, они должны быть регламентированы с позиции гигиены,
так как являются дополнительной нагрузкой для у.н.с. и конечно для глаз
школьников. Поэтому, составляя режим дня, очень важно стремится к созданию
оптимальных условий, с тем, чтобы телевизионные передачи не увеличивали
накопившееся за день утомление, а наряду с пользой максимально
способствовали отдыху детей.
Все рекомендации по просмотру телевизионных передач д. н. давать
врач - офтальмолог, но в обязанность учителя следует включить как
необходимость, во время беседы с родителями и детьми, еще раз напоминать,
что наибольшее утомление и напряжение зрения возникает при слишком близком
расстоянии к экрану телевизора. Это усугубляется тем, что ребята часто
смотрят телевизор в самых разнообразных позах. Но лучше всего расположиться
от телевизора не ближе, чем на 3 метра, при этом следует сидеть не сбоку, а
прямо перед экраном. Если школьник носит очки для дали, ему следует их
надеть, чтобы излишне не напрягать зрение.
Смотреть телевизор следует в освещенной комнате. Детям младшего
школьного возраста следует смотреть только дневные передачи не более
получаса. В старшем ш




Реферат на тему: Научные основы школьного курса химии. методика изучения растворов


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


имени Г.Р. ДЕРЖАВИНА



Кафедра неорганической и физической химии



НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ШКОЛЬНОГО КУРСА ХИМИИ.


МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ РАСТВОРОВ.



Дипломная работа



Научный руководитель:
кандидат технических наук,
доцент



Тамбов

2001



Дипломная работа допущена

кафедрой к защите в ГАК

«_____»______________ 2001 г. протокол № _____

Зав. кафедрой _______________________________
(подпись)



Рецензент: ________________________________
________________________________
________________________________

________________________________
(Ф.И.О.)



РЕЦЕНЗИЯ



на дипломную работу ________________________________________________



на тему Научные основы школьного курса химии.
Методика изучения растворов.



Оценка


Подпись рецензента. ____________________

Дата «______»____________________ 2001 г.

М.П.



Содержание


Введение ________________________________________________________ 5


I. Научные основы преподавания химии.
Часть 1. Формирование химического языка при
обучении химии. _______________________________________ 7
Часть 2. Место эксперимента и его роль в
развитии мышления школьников. _______________________ 20

II. Методика изучения растворов. _______________________________ 36

III. Реакция взаимодействия металлов с растворами солей.
Эксперимент по коллоидным растворам. ______________________ 54
Часть 1. Реакции металлов с растворами солей. __________ 55
Часть 2. Эксперимент по коллоидным системам. _________ 58

Выводы _________________________________________________________ 64

Использованная литература ______________________________________ 65



Введение.

У любой науке, в том числе и химии свои законы, теории, свой
накопленный опыт, который усваивают многие поколения школьников. То есть
наука – это главным образом сокровищница накопленных знаний, и обучение, в
общем, и целом можно рассматривать как процесс переноса научных знаний из
учебника в голову ученика. Но в тоже время, накопленные знания – это
продукт духовной деятельности, органично включающий в себя нечто живое
человеческое и, следовательно, не могут быть отделимы от человека. Поэтому
перенос научных знаний из учебника или головы учителя в головы учеников
нельзя осуществлять механически, игнорируя познавательную активность
учащегося.
Любые научные знания – это всегда результат нелегкого поиска ответов
на возникшие вопросы и проблемы, выдвижения гипотез и смелых теорий;
точнейшие эксперименты, завершающиеся выводами.
На современном этапе к основной задаче обучения следует отнести
действительное, истинное освоение учебного материала, что возможно лишь при
творческом его восприятии, а не зубрежке, вызывающей отвращение к учебе.
Чтобы решить эту проблему, необходимо использовать современные
методики обучения, развивающие обучение и научить школьников «учить
творчески».
Сегодня учитель вправе самостоятельно выбирать содержание,
организационные формы и методы обучения. В его распоряжении альтернативные
концепции химического образования, вариативные программы и учебники, в
основе которых, прежде всего, лежит химический эксперимент, без которого
невозможно успешное изучение химии.
Настоящая дипломная работа посвящена некоторым вопросам научных основ
преподавания химии и использованию проблемного метода обучения в химическом
эксперименте.



Глава 1. Научные основы преподавания химии.


Часть 1. Формирование химического языка при обучении химии.

Как в химической науке, так и в химическом образовании невозможно
общение, обучение и передача химической информации без использования
химического языка.
Химический язык включает три важных раздела: символику, терминологию
и номенклатуру, с помощью которых обучаемый познает, обучается и передает
свои мысли.
Терминология была введена в химию известным французским ученым А.Л.
Лавуазье. Терминология – это совокупность терминов, употребляемых в какой-
либо области науки. В химии она имеет очень большое значение и знакомство с
ней осуществляется в школьном курсе химии уже в первой главе учебника 8 го
класса [1,2,3]. Например, термины: отстаивание, декантация, фильтрование,
фильтрат, центрифугирование, выпаривание, дистилляция и т.д.
В этой же главе закладываются основы второй составной части языка –
символики, основоположником которой является Я. Берцелиус. Символика – это
система условных знаков науки, условно обозначающие объекты, явления,
закономерности химии. Обзорно раскрывающие их существенные признаки, связи,
отношения и придающие им качественную характеристику.
Благодаря символике химический язык приобрел ряд достоинств:
краткость, однозначность, точность, большие эвристические возможности. Он
стал активным средством познания химии, описания его результатов, выражения
наиболее важных и характерных признаков и объективных связей в химии [4].
Появление языка химических знаков, формул и уравнений вызвано
внедрением в химию атомистики, которая с помощью химического языка
позволяет регистрировать и закреплять результаты познания состава,
структуры и химических превращений веществ.
Школьный химический язык – это язык химии, дидактически
переработанный в соответствии с целями и содержанием обучения, с учетом
возрастных особенностей учащихся и психологических основ его переработки
[4].
Он направлен на освоение курса химии средней школы, на развитие и
воспитание учащихся.
Менделеев писал, говоря о химическом языке, что «химические формулы
говорят химику целую историю вещества», что химические знаки, формулы,
уравнения – это «международный язык, придающий химии, кроме точности
понимания, простоту и ясность, основанные на исследовании законов природы»
[5].
Составление методики формирования химического языка в школе, связано
с именами таких ученых, как Г.И. Гесс, Д.И. Менделеев, А.М. Бутлеров.
Дальнейшее его развитие осуществлено В.Н. Верховским, Л.М. Сморгонским,
С.Г. Шаковаленко, Д.М. Кирюшкиным и современными учеными.
Учитель в своей практике должен уделять особое внимание формированию
химического языка. Если химический язык освоен школьниками, то химия не
будет представлять для них сложности. Если не освоен, то предмет будет
трудным. Поэтому формированию химического языка следует уделять особое
внимание.
Рассмотрим, какие требования должны предъявляться к овладению
учащимися химическим языком:
1. Усвоение качественного и количественного значения химических знаков
элементов и умение правильно применять их.
2. Усвоение качественного и количественного значения химических
формул, приобретение умения составлять формулы веществ по
валентности, образующих их элементов. Формирование умения читать
формулы, проговаривать их на слух, и применять их при истолковании
состава веществ и химических процессов с точки зрения теории
строения вещества. Умение производить по формулам простейшие
расчеты.
3. Составление ионных и простейших электронных формул, чтение и
понимание их.
4. Составление структурных формул органических и некоторых
неорганических веществ, чтение и понимание их. Применение
структурных формул при изложении вопросов о составе, получении и
химических свойствах вещества.
5. Усвоение качественного и количественного значения уравнений
химических реакций, умение составлять и читать их, производить
стехиометрические расчеты.
Основу химического языка составляет терминология, введенная в науку
французским ученым А. Лавуазье. Термины вводятся, формируются и развиваются
на протяжении всего школьного курса. Для успешного усвоения терминологии
целесообразно учить школьников умению работать с терминами, использовать
составленный ими в процессе обучения терминологический словарь. Школьники
должны знать значение и смысл химических и научных терминов; уметь
связывать их с основными химическими понятиями, раскрывать этимологическое
и смысловое значение термина, уметь его проанализировать.
Наряду с этим, школьника следует учить произношению и записи термина,
раскрывать содержание термина; заменять, при необходимости, его другим,
близким по смыслу и значению ( например: «сублимация» – «возгонка» );
осуществлять анализ и взаимопереходы между терминами и символами.
Как было отмечено выше, основоположником символики является
Я. Берцелиус. Символика – это наиболее специфическая часть языка химии, это
система условных знаков науки, которые обобщенно, условно обозначают
объекты, явления, закономерности химии, раскрывают их существенные
признаки, связи, отношения, дают им качественную и количественную
характеристику. Символика включает химические знаки элементов, химические
формулы и химические уравнения.
Химический знак – это не только краткое название атома, но и
обозначение относительной атомной массы, а следовательно и молярной массы.
Химический знак имеет и качественное и количественное значение.
Рассмотрим, какие знания сообщаются школьнику о химическом знаке:
исторические сведения о создании химической символики, названия и
обозначения знаков, их значения и смысл.
После изучения знаков школьники должны уметь произносить, записывать
и использовать знаки; осуществлять переходы от названия к знаку и обратно.
После изучения химических знаков наступает этап формирования знаний о
химических формулах, являющихся отображением молекулы вещества; весовых
отношений элементов вещества; указывает из каких элементов состоит
вещество; сколько атомов каждого элемента входит в состав молекулы и каково
их количественное отношение.
При изучении химических формул следует раскрыть их значение в
химическом познании. Показать виды химических формул (эмпирические,
электронные, ионные, структурные, проекционные и т.д.), их смысл,
качественное и количественное выражение формулы, связь с законом
постоянства состава, правила составления формул.
Школьники должны уметь составлять, читать, анализировать формулы.
Определять по ним валентность и степень окисления элементов, прогнозировать
реакционную способность химических связей и соединений. Устанавливать
закономерность между составом и свойством вещества, его составом и
строением, производить расчеты, использовать общие формулы водородных и
кислородных соединений, их классов и гомологических рядов для обобщения и
систематизации знаний.
Изучению химических знаков и химических формул учитель должен уделить
особое внимание, так как знания о них являются ключом для успешного
усвоения химических уравнений. Известно, что наибольшее число фактических
ошибок, школьники допускают при составлении химических уравнений.
Химические уравнения показывают, какие молекулы вступили в реакцию и
какие новые молекулы (вещества) получились в результате реакции, в каком
весовом отношении реагировали молекулы и в каком весовом отношении
образовались новые молекулы (вещества). Химические уравнения показывают
сущность химической реакции с точки зрения атомно-молекулярной теории.
Химические уравнения показывают, что изменение состава молекул
исходных веществ и образование молекул нового состава, при химической
реакции, явилось следствием движения атомов, их взаимной перегруппировки в
молекулах.
Наряду с этим следует показать, что химические уравнения имеют
«качественное и количественное» содержание. По ним можно производить
разнообразные вычисления.
При изучении химических уравнений учитель раскрывает учащимся
значение уравнений в познании химии, виды уравнений, их смысл и связь с
законом сохранения массы веществ, отражение в них качественной стороны
реакций и количественных отношений, способы составления различных уравнений
и расчетов по ним. При этом формируются следующие умения: составлять,
читать, анализировать, толковать уравнения, раскрывать смысл коэффициентов,
определять по уравнению тип реакции и давать ее описание. Производить
расчеты по уравнениям реакций и осуществлять переходы от одного вида
уравнения к другому.
Терминологию и символику дополняет химическая номенклатура. При ее
изучении следует раскрыть ее значение в познании, показать виды
номенклатурных систем в обучении, раскрыть роль номинальных названий в
познании химии, соотношения между номенклатурной терминологией и
символикой. Следует научить школьников читать, произносить, истолковывать
названия ионов, веществ неорганического и органического происхождения.
Извлекать из названий информацию о классе соединений, о конкретных
веществах, их качественном составе и характере, составлять названия веществ
по международной номенклатуре, осуществлять переход от названия вещества и
наоборот. Соотносить международные, русские и тривиальные названия,
составлять рациональные и систематические названия изомеров по формулам
органических соединений и наоборот. Использовать номенклатуру при описании
и объяснении веществ [4].
Химическая номенклатура, как и химический язык в целом, являются
средством и методом передачи учителем и усвоения учащимися химических
знаний. С их помощью регистрируются и закрепляются химические знания о
качественном и количественном составе веществ, строении молекул и т.д.
Химические знаки, формулы и уравнения используются при наблюдении
химических реакций, их анализе и объяснении.
Химический язык и номенклатура являются средством и методом
применения добытых знаний на практике; решения количественных,
экспериментальных и других задач. В процессе обучения химический язык и
номенклатура выступают как средство, с помощью которого ученики осмысливают
химические процессы, предвидят новые химические факты, планируют
практические действия и выполняют их. Пользуясь химическими знаниями и
химическим языком, школьники могут находить путь получения вещества,
демонстрируя при этом способность, разобраться в конкретной ситуации,
предвидеть химические факты и планировать практические действия.
Наряду с этим, химический язык и номенклатура являются средством
учета знаний учащихся и изучения развития их мышления.
С помощью химического языка и номенклатуры, учащиеся излагают свои
знания о составе, химических свойствах и применении веществ, объясняют
реакции с точки зрения теории строения вещества. В процессе обучения химии,
должен быть достигнут свободный переход учащихся от химического языка к
химическим терминам, общенаучным словам и предложениям, от них к
самостоятельной постановке эксперимента, т.е. к практическим действиям.
Таким образом, роль химического языка в овладении школьниками
химическими знаниями, умением и навыками чрезвычайно велика. В процессе
последовательного овладения предметом, химический язык совершенствуется в
тесной связи с развитием теоретических знаний, с накоплением химических
фактов и усложнением химических понятий.
Для успешного формирования химического языка необходимо внедрять в
школьную практику проблемные и игровые ситуации, элементы занимательности и
исторические сведения, а главное дидактические средства обучения, в
частности – фланеле, магнитографию и химический эксперимент.


Примеры практических заданий по формированию химического языка.

1. Проанализируйте содержание первой главы учебника [1], выпишите новые
химические понятия и дайте им определения.

2. Из главы «Первоначальные химические понятия» [1], выпишите предлагаемые
в ней символы химических элементов и дайте им названия.


3. В терминологический словарь выпишите формируемые в главе I [1] термины,
дайте им характеристику.
4. Из перечисленных химических знаков выписать символы элементов,
относящихся к металлам и дать им названия:

К, Н, Na, O, Cu, N, Fe, S, Ln.

5. Из перечисленных химических знаков элементов выписать символы элементов
– неметаллов и назвать их:

C, Mg, Br, Ag, Cu, P, Al.

6. По названию химического элемента напишите его химический символ:

Никель, Фосфор, Кальций, Литий, Гелий, Магний, Хлор, Барий, Углерод.

7. Какова количественная характеристика элементов:

Кислород, Калий, Сера, Углерод, Фтор, Барий, Фосфор ?

8. Расшифруйте, что означает следующая запись:

4H, 4H2, H2, O, 5O, O2, 5O2 ?

9. Напишите: пять атомов азота; пять молекул азота; три атома
хлора; пять молекул хлора.



Работа с химической формулой.

I. Качественная характеристика.
Рассмотрим на примере оксида фосфора (V).
1. Эмпирическая формула - P2O5
2. Вещество состоит из элементов: фосфора и кислорода.
3. Относится к классу оксидов, так как отвечает определению оксидов:

Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из
которых кислород, проявляющий степень окисления – 2.

4. Данный оксид относится к классу кислотных оксидов, так как ему
соответствует ортофосфорная кислота:
P2O5 - H3PO4

II. Количественная характеристика.
1. Молекула P2O5 состоит из двух атомов фосфора и пяти атомов
кислорода.
2. Определим относительную молекулярную массу оксида:
Mr(P2O5) = 2Ar(P) + 5Ar(O) = 2.31 + 5.16 = 142

3. Молярная масса оксида фосфора (V)
M(P2O5) = 142 г/моль.
4. Определим массовые доли элементов в P2O5, используя следующую
формулу:
n . Ar(Э)
W(Э) = ((((((( , где
Mr (вещества)

W – массовая доля элемента
n - число атомов элемента
Ar – относительная атомная масса элемента
Мr – относительная молекулярная масса вещества.

а) определим относительную молекулярную массу вещества (см. выше)

Mr(P2O5) = 142

б) расчет массовой доли фосфора:

n(P) ( Ar(P) 2 ( 31
W(P) = (((((( ; W(P) = ((( = 0,4366 или (в долях единицы) 43,66 %
Mr(P2O5) 142
в) расчет массовой доли кислорода:

n(O) ( Ar(O) 5(16
W(O) = ((((((( ; W(O) = ((( = 0,5634 или 56,34 %
Mr(P2O5) 142

W(O) можно определить и следующим образом :

W(O) = 100% - W(P) = 100% - 43,66% = 56,34%

5. Определение отношения моль атомов элементов по формуле P2O5
n(P) = 2 ; n(O) = 5; n(P):n(O) = 2:5 .

6. Определение отношения масс элементов:
P2O5 m(P) = 2(31 = 62 ; m(O) = 5 (16 = 80 ; m(P):m(O) = 62:80 ,
сократим на 2
m(P):m(O) = 31:40 .

7. Определение валентности элементов по формуле P2O5
а) наименьшее общее кратное символов элементов, которые делятся на 2 и 5
равно 10.
б) число 10 делим на величину индекса каждого элемента и получаем
значение валентности элемента.

V II
P2O5 ( P2O5

10

наименьшее общее
кратное

8. На ряду с этим, по валентности можно составить формулу вещества.
Например, в оксиде фосфора валентность фосфора равна трем, а кислорода
двум.

III II
P O
Находим наименьшее общее кратное – число, которое делиться на 3 и 2 –
число 6. Это число (6) делим на соответствующие элементам значения
валентностей и получаем соответствующие элементам индексы:
для фосфора 6:3 = 2;
для кислорода 6:2 = 3
и составляем формулу вещества: P2O3 .

Приведем примеры задач на расчет по формуле:

№1. Соединение некоторого элемента имеет формулу Э3О4 , а массовая доля
элемента в нем 72,4%. Установите элемент [6].

Методика решения:

Дано: 1. Выразим массовую долю элемента:
Э3О4
n(Э) ( Ar(Э)
W(Э)= 72,4%, W(Э) = (((((( ;
или 0,724 Mr(Э3О4)

Э - ? 2. Примем Ar(Э) = X, тогда
Mr(Э3О4) = 3X + 4(16 = 3X +
64 .

3. Подставим принятые обозначения в формулу
3( X
0,724 = (((( ; находим Х
3(X + 64


2,172 ( Х + 46,34 = 3 ( Х ; 0,828 ( X = 46,34 ; X= 56.

Следовательно, Ar(Э) = 56; Элемент – железо.


№2. В результате обжига на воздухе 8,0 г сульфида молибдена было получено
7,2 г оксида молибдена (VI). Установите формулу исходного сульфида
молибдена [7].

Методика решения:

Дано: 1. По закону сохранения массы веществ
m(MoxSу) = 8,0 г m(Mo) до реакции = m(Mo) после реакции
след-но
m(MoO3) = 7,2 г n(Mo) до реакции = n(Mo) после реакции

MoxSу - ? 2. Определим количество вещества оксида
молибдена (VI)
m
7,2 г
n(MoO3) = (( = ((((( = 0,05
моль
M
144 г/моль

3. Определим количество вещества и массу молибдена

n(Mo) = n(MoO3) = 0,05 моль; m(Mo) = 0,05 ( 96 = 4,8 г

4. Найдем массу серы и количество вещества серы

m 3,2
m(S) = m(MoxSу) – m(Mo) = 8,0 – 4,8 = 3,2 г; n(S) = (( = (( = 0,10 моль

M 32
5. Найдем отношение количеств веществ молибдена и серы

n(Mo) : n(S) = 0,05:0,10 = 1:2

Следовательно, формула сульфида молибдена: MoS2


№3. Определить массу водорода в (г), содержащегося в 3,01 ( 1024 молекул
метана [8].

Методика решения:

Дано: Для решения задачи необходимо
последовательно
СH4 использовать следующие
формулы:
N(СH4) = 3,01 ( 1024 N
m

n = (( и n = (( ;
m(H) - ? NA
M


1. Находим количество вещества метана и водорода:
N(СH4)
n(СH4) = ((((((( ; где NA – постоянная Авогадро, равная 6,02 ( 1023

Новинки рефератов ::

Реферат: Половое воспитание младших школьников (Педагогика)


Реферат: Организация финансов на коммерческих предприятиях. Экономико-статистический анализ производительности труда в хозяйствах центральной зоны Кировской области (Сельское хозяйство)


Реферат: Герб (История)


Реферат: Волоконно-Оптические Линии Связи (Радиоэлектроника)


Реферат: Происхождение Кадмия (Химия)


Реферат: Билеты по обществоведению (Государство и право)


Реферат: Права человека (Право)


Реферат: Риски коммерческих банков (Банковское дело)


Реферат: Анализ внешней среды и выработка стратегии взаимодействия (Теория организации)


Реферат: Социология девиантного поведения (Социология)


Реферат: Военный коммунизм, политика, сущность (История)


Реферат: Мысль как планетное явление (Философия)


Реферат: Бухгалтерский учет основных средств (Бухгалтерский учет)


Реферат: Конституционное право зарубежных стран (контрольная) (Право)


Реферат: Закаливание и гигиена (Спорт)


Реферат: Кривичи (История)


Реферат: Девиантное поведение в молодежной среде (Психология)


Реферат: Гражданская война в США (История)


Реферат: Архитектура Древнего Египта (Архитектура)


Реферат: Загрязнение окружающей среды и его формы (Безопасность жизнедеятельности)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист