GeoSELECT.ru



Культурология / Реферат: Конспект учебника Мамонтова "Основы культурологии"(М., Изд. РОУ, 1996) (Культурология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Конспект учебника Мамонтова "Основы культурологии"(М., Изд. РОУ, 1996) (Культурология)



Выписки из «Основ культурологии» Мамонтова (М., Изд. РОУ, 1996)
к зачету по основам культурологии на экономфаке Нижегородского филиала
Московского гуманитарно-экономического института (2001)

Содержание
Общее понятие о культуре и об объекте культурологии
Структура культуры
Социальные функции культуры
Подходы к происхождению и сущности культуры (школы культурологии 19-20вв.)
Культура и природа
«Культура» и «цивилизация»
«Массовая культура»
«Контр-культура»
Элитарная культура, культура и личность



Общее понятие о культуре и об объекте культурологии

Культура в современном понимании и как объект культурологии – совокупность
достижений, творчества, характерных особенностей жизни и деятельности
народа, формации, группы людей; «способ существования человека», его
отличие от прочего мира в частности благодаря способности сознательного
преодоления инстинктов.
Сущность культуры – в материи и духе, причем индивидуальный дух личности –
основное отличие человека: «некультурный – значит несвоеобразный»
(Леонтьев).

История (периодизация) культуры: исторически некорректно говорить о
формациях (первобыт., рабовл., феод., кап.) как об этапах развития культуры
(слишком много разнотипного – в одной формации, слишком многое –
«перетекает» из одной формации в другую). Существует идея периодизации
истории культуры на каменный, медный, бронзовый, железный века, античную
культуру, средневековье (5-17вв., включая отдельно выделяемое Возрождение),
Новая история (от Фр.Рев.).
История важна для культуры в плане преемственности (одно из необходимых
условий прогресса).

Изучаемые аспекты культуры (деятельности человека и людей): 1) результат,
2) процесс, 3) способ, 4) отношения, 5) норма, 7) система.
Т.е., наряду с прочим, изучаются:
1) причины такого поведения людей и расстановка приоритетов этих причин
(а отсюда какие индивиды или условия дают толчок развитию культуры),
2) приоритеты разных проявлений культуры при оценке уровня развития
общества,
3) что такое развитие культуры: в какую сторону развиваться «хорошо», в
какую сторону (к чему именно) реально развивается культура,
4) составляющие культуры, их приоритетность и факторы, от которых зависит
их развитие,
5) взаимоотношение культуры и религии,
6) взаимоотношение культуры и социологии, почему люди объединяются и
какое объединение оптимально, соотношение человека и общества, что из
них – основная цель и что имеет смысл изменять в первую очередь, что
разделяет людей (в отличие от животного мира: классы, церковь, идеи,
развитие поколениями)

Формы развития культуры – репродуктивная (тиражирование культурных
достижений) деятельность и творческая деятельность (создание нового).

Структура культуры

Формы культуры:
1) материальная: материально-производственная деятельность человека и ее
результаты (предметы обихода, искусственно созданная «обстановка»),
2) духовная: духовная деятельность и ее результаты (наука,
нравственность, искусство, философия, право, воспитание,
взаимоотношения между людьми, отношение к внешнему миру…).
Духовные имеют более долгий срок жизни ввиду сложности уничтожения, а также
менее ограниченны в смысле более высокого, если достижимого, порога
«насыщения».

Классификация духовной деятельности:
1) научные достижения (цель: «понять окружающее», «Истина») – наиболее
проверяемы на практике и независимы от общественного мнения, устойчивы
во времени, лишены национальной или классовой специфики («что
национально – то не наука»), возможно их использование как на пользу,
так и во вред отдельным людям и человечеству в целом,
2) нравственные понятия и рассуждения (цель: «изменить в лучшую сторону
отношение человека к людям и внешнему миру», «Добро») – исторически
переменчивы (людоедство племен, уничтожение слабых в Древнем Риме),
полностью субъективны, подкрепляются либо религией, либо социальным
устройством общества,
3) ценности искусства (цель: «выражение внутреннего мира и своего
восприятия внешнего мира», «Красота») – огромная зависимость от
национальных и исторически-культурных факторов, явное отражение в них
личности автора, иррациональность (иногда – почти полное отсутствие
логики).

Естественно, имеет место пересечение этих форм (шедевры архитектуры,
культура труда и т.п.)
Чем дальше, тем меньше стычек между наукой и религией, меньше выделена
«элитарность» «духовной элиты» в смысле отделенности от «прочей массы»,
однако есть проблема по вытеснению материальной культурой духовной
культуры.

Виды культурообразующей деятельности:1) творческая, 2) репродуктивная
(сохраняющая и тиражирующая) – отсюда не «единомоментность» культуры, а
сильное влияние прежних творческих взрывов на нынешний уровень культуры
(Древне-Римские идеи права – в основе многих систем права на сегодняшний
день).

Понятие духовной ценности – результаты духовной деятельности (наука,
нравственность, искусство), получившие высокое общественное признание и
существенно повлиявшие на дальнейшее развитие культуры.

Классификация духовных ценностей:
1) общечеловеческие (признание наибольшим количеством людей во времени и
в пространстве: нравственные заповеди (уважение, любовь, дружба,
честность и т.п.) шедевры мирового искусства, стремление к красоте – с
такой позиции выступают ООН, ЮНЕСКО, Комитет по Нобелевским премиям),
2) национальные (более конкретные и материализованные, признание в
основном одним народом в силу особенностей его истории: национальные
памятники культуры и истории (былины, рукописи и т.п.), национальные
авторы (литература, музыка, искусство) и государственные деятели),
3) сословно-классовые (интересы и мироощущение классов и слоев:
пролеткульт),
4) локально-групповые (по возрастному или локально-территориальному
мироощущению: рокеры, панки, стиль одежды, город-деревня, местные
памятники, семейная религия, фамильные традиции)
5) индивидуально-личностные (индивидуальное творчество, связанное с
личной историей, личное отношение ко всем вышеперечисленным
ценностям).
Черты духовных ценностей: относительность (ограниченность во времени и
пространстве) и подвижность (перетекание из одного уровня в другой). Эти
черты проявляются все более тускло от 5 уровня к 1.

Анти-культура: стремление к подражательству и количеству за счет потери
оригинальности и качества с фактическим лишением культуры неповторимости,
отрицание ценности иных мировоззрений и противопоставление им своего
единственно-верного взгляда на жизнь.

Социальные функции культуры

Задача культуры – в том числе связывание людей в общество во времени и
пространстве.
Исходя из этой задачи выделяются следующие социальные функции культуры
(способы воздействия на общество):
1) функция приспособления к среде (способность совместной организации
быта в древности – как защита от природы, создания государств и
законов, оружия в наши дни – как защита от других групп, в т.ч.
«антикультурных»),
2) познавательная функция (способность к систематизации фактических
знаний о природе, обществе, самом человеке, их взаимодействии, о
неизвестных источниках влияния на человека, - здесь возникает вопрос о
естественной ограниченности фактического познания внешнего мира и о
роли подсознания в «познании человека» через искусство),
3) информативная функция (способность передачи следующим поколениям или
другим группам и развития каждым следующим поколением или другой
группой социального, научного и духовного опыта при отсутствии
механизма биологического наследования культурных ценностей –
фактически функция «накопления идей» как через духовную так и через
материальную культуру),
4) коммуникативная функция (способность быстрого распространения
культурной информации между людьми, группами, поколениями через язык,
технические достижения в области хранения информации),
5) регулятивная функция (способность поддержания равновесия между
группами людей, т.е. социального равновесия через устоявшиеся нормы
морали, обычаи-обряды, общие идеи разных церквей, нормы права, нормы
поведения в конкретной обстановке),
6) оценочная функция (способность всегда анализировать «что хорошо, а что
плохо», происходит естественный отбор ценностей исходя из данного
вопроса и движение вперед, пусть лишь к тому, что в данный момент
считается «благом»),
7) функция разграничения и объединения групп (способность создания
различными группами людей различных подходов независимо от их
фактической объединенности в более общую группу, способность
объединения в группы исходя из культурной близости, взаимный обмен
информацией между группами),
8) функция «социализации» (самая общая функция, объединяющая все
вышеуказанные: способность человека поддерживать свое принципиальное
отличие от иных природных объектов: способность человека усваивать
системы знаний, норм, ценностей, создавать социальные формы
сосуществования, и, наряду с развитием под действием окружающей
природной и социальной среды, самостоятельно развиваться и оставаться
неповторимым).

Подходы к происхождению и сущности культуры (школы культурологии 19-20вв.)

Отличие школ – по выделению главного определяющего момента в развитии и
отличиях разных типов культуры.
1) общественно-историческая (Шпенглер, Тойнби, Данилевский: разные
культуры у разных обществ на разных этапах их организации)
2) натуралистическая (Фрейд, Юнг, Лоренц, Малиновский: биологическая
обусловленность культуры)
3) социологическая (Элиот, Парето, Сорокин, Вебер, Парсонс: причины
разниц культур – в разной общественной организации, все ценное в
человеке вымуштровано в нем обществом)
4) символическая (Кассирер, Леви-Строс: основы культуры – в способности
отражать символами окружающую реальность и таким образом создавать
свою собственную реальность)

Шпенглер
Единица – культурный «организм».
Существовало 8 «организмов» культур (египетская, индийская, вавилонская,
китайская, греко-римская, византийско-исламская, западноевропейская, майя).
«Организмы» обособленны друг от друга, глубинное и плодотворное
взаимодействие невозможны.
Общечеловеческая преемственность отсутствует.
Культурный «организм» существует порядка 1000 лет.
Смерть «организма» - это смена творческого порыва, героических деяний,
заботы о душе – на чистый интеллект, спорт, культ работы.

Тойнби
Единица – «цивилизация»
Цивилизаций – около 30.
Все мировые цивилизации – ветви от одного «древа истории человечества», а
отсюда – тенденция к единству, каждая цивилизация – частица
общечеловеческой цивилизации, сотрудничество возможно и необходимо.
Все религии в перспективе сольются в одну общечеловеческую религию.
Движущие силы каждой цивилизации – провидение (бог), выдающиеся личности,
творческое меньшинство (подпитываемое из остальной части населения).
Творческое меньшинство, которому не удалось воплотить в жизнь свои
«порывы», превращается в господствующую силой элиту, изолируется от
остального населения, противопоставляется ему. В этом – причина гибели
цивилизаций.
---------------------------------
Фрейд
Культура – знания и умения, позволяющие удовлетворить человеческие чисто
биологические потребности и упорядочить дележ результатов; способ
подавления принуждением природных страстей отдельного индивида. Т.е.
культура – компромисс между лучшим выживанием и природными страстями
индивида (основа культуры – инстинкты).
Основные природные движущие силы – либидо (в том числе преобразовавшееся
(сублимировавшееся) в творчество и общественную деятельность) и инстинкт
разрушения.
Культура строится на отказе от инстинктивных влечений (сублимации либидо и
«природных» удовольствий в искусство, спорт, революции, развитие
общественного устройства).
Одновременно с сублимацией – защитная реакция психики на ограничения –
вытеснение природных инстинктов в подсознание -> психические проблемы у
наиболее культурных, выдержанных людей. Разрядка через сублимацию у
творческих личностей их спасает.
Исключительно экономические мотивы не могут быть базой развития общества,
т.к. это подтверждено существованием разных культур в примерно равных
экономических условиях.

Юнг (последователь Фрейда с нововведениями)
Либидо заменено на «психическую энергию», кроме того, идея о том, что в
структуре мозга опыт прошлых поколений запечатлен как «коллективное
бессознательное» (единая жизненная установка). Эти мозговые записи
провоцируют творчество, фантазию.
Доказательства существования «коллективного» - сплоченность рассеянных по
миру евреев, врожденная религиозность русских.

Лоренц
Подход через энтологию – изучение поведение животных в естественных
условиях – и перенос результатов наблюдений на человека.
Основная идея – объяснение поведения человека животной предысторией
(инстинктивные свадебные пляски, строительство гнезд, взаимный обмен
сигналами, коллективный быт муравьев, относительный разум домашних
животных).
Войны, революции, насилие – от животного инстинкта самосохранения, стадной
агрессивности, борьбы за самку, инстинкта «своей» территории.
Культура понималась как способ изживания «звериного» через воспитание,
науку, спорт, доброжелательные контакты.

Малиновский
Идея функциональности компонентов культуры: ненужное должно забываться, все
(включая якобы бессмысленные) явления культуры обязательно функциональны.
Истоки культуры – в удовлетворении потребностей.
Культура – самоорганизующийся организм.
Зарождение культуры – на основе биологической выживаемости (продолжение
рода, еда, защита от природы).
Существуют как первичные (биологические, общие для всех), так и вторичные
(духовные, по-разному удовлетворяемые в разных культурах) потребности
людей.
Развитие культуры – развитие вторичных потребностей и передача их потомкам.
-------------------------------
Элиот
Развитие творчества невозможно без общественной стимуляции культурной
элиты.
Есть духовная элита и непросвещенная масса.
Культурная элита обязательно принадлежит к обеспеченному классу.
Развитие культуры – результат пополнения элиты из низов, вливание свежей
энергии.

Сорокин
Историческое развитие – циклическая флуктуация: смена социокультурных
систем при долгосрочном сохранении периодически меняющихся систем
ценностей.
Три типа культуры (один из них – общественно-главенствующий), основанные на
биологии и психологии: 1) верховенство чувственного восприятия,
наслаждения, 2) истина веры, бога (сверхчувственное), 3) равновесие чувства
и интеллекта, веры и науки. Смена обществом одного типа культуры на другой
порождает кризисы, войны.
Показатель уровня культуры – вертикальная (между слоями общества) и
горизонтальная (смена места жительства, деятельности) мобильность
индивидуумов (теория социальной мобильности).

Вебер
История состоит из трех параллельных процессов развития: 1) социальное
развитие, 2) научно-техническое развитие, 3) культурное (творчество,
религия, философия) развитие.
Па взлете – всегда только один из этих процессов (например, Россия 19 в. –
«золотой век» культуры при социальном консерватизме и научно-технической
отсталости).
Творец культуры – духовно-интеллектуальная элита.
Показатель уровня развития общества – степень развития именно культурного
аспекта, а не социального или научно-технического.

Парсонс
Поведение людей обусловлено взаимодействием двух систем:
1) социальной системы (адаптация и выживание в среде – через экономику;
достижение своих целей – через политику; объединение с другими
индивидами – через право и обычаи; воспроизведение уже известных
социальных структур – через веру, мораль, социальное устройство;
снятие постоянно возникающего нервного и физического напряжения –
через индустрию отдыха),
2) культурной системы (которая не обусловлена биологически, по отношению
к социальной системе является направляющей и регулирующей, имеющей
основные черты: символичность – язык, картины, нормативность
(зависимость от общего мнения), иррациональность – независимость от
диктата окружающей среды).
Т.е. основа общества – «культура» в смысле нормативности и символичности.
Истоки культуры – в социальной организации.
-------------------------
Кассирер
Основа культуры – способность человека к постоянной массовой
систематической символизации, именно от этого идет отличие его от животного
(воображение, внутренний мир).
Накопление опыта не столь существенно, сколько усложнение выдуманных связей
(между языками, мифами, искусством, религией и прочими духовными
проявлениями).
«Символическая» активность отодвигает физическую реальность на второй план.
«Цивилизованный» человек взаимодействует в своем уме не с реальным миром, а
с его символами – в основе различий культур лежат различные способы
символизации (языки, мифы, искусство, религия и т.п.) и степень стандартной
для данной части человечества символизации.

Леви-Строс
Есть «коллективное бессознательное», отграничивающее людей от животных и
лежащее в основе культуры.
Идеализировал нравственные устои первобытного общества: способность
первобытного народа к изобретательству гораздо выше, чем у «цивилизованных»
народов.
Технический прогресс разрушает гармонию чувственного и рационального начал
первобытного общества: сначала человек отделяет себя от реального мира,
затем технический прогресс становится разделителем между самими людьми. Как
идея превосходства и права на использование человеком живого мира, так и
идея господства среди людей порочны.
Человек живет мифами, выдумками, отдаляющими его от реального мира. Раньше
они назывались мифами (например, бог), теперь – идеологией (например,
коммунизм или идеал арийца).
Дикарь и современник, готовые ради мифа уничтожить реальный мир – очень
похожи друг на друга.

Культура и природа

Определяющий признак культуры – стремление преодолеть стихийное в себе и во
внешнем мире, отсюда в культурологии необходимо рассмотрение
взаимоотношений человека и природы.

Подходы к взаимоотношениям человека и природы:
Фрейд рассматривал в качестве основной задачи человека и его культуры
защиту человека от природы в целях самосохранения.
Шарден ввел понятие ноосферы – новую мыслящую оболочку, окружающую Землю с
момента появления человека разумного (близко к религии и мировому разуму,
религия и наука – две стороны одного и того же феномена, для истинного
изучения которого необходимо их слияние).
Вернадский рассматривал вместо новой оболочки новый этап развития биосферы
под влиянием деятельности человека.

Воздействие культуры и природы – взаимное:
1) покорение и постановка природы на службу человеку,
2) влияние неподконтрольных природных явлений (в том числе возникших
благодаря деятельности человека: озоновые дыры, парниковый эффект,
загрязнение океана, исчезновение видов) и исчерпаемости природных
ресурсов на деятельность человека).

Основная проблема – оценить текущее состояние дел по плодотворности и
перспективам такого взаимодействия.

Два современных взгляда на отношения человека и природы:
1) «научно-технический оптимизм» (НТР автоматически позволит не допустить
экологической катастрофы именно в силу развития НТР),
2) «экологический пессимизм» (необходимость прямых и отдельно выделенных
природозащитных действий для избежания экологической катастрофы и
разрастания отрицательного влияния измененной окружающей среды на
здоровье и генофонд, развитие НТР по экономическим и политическим
причинам не способно самостоятельно обеспечить предотвращение
экологической катастрофы, если такую задачу не поставить особо и не
заниматься ею уже сегодня – ЮНЕСКО, Гринпис, Римский клуб).

Задача Римского клуба – углубление понимания особенностей развития
человечества в эпоху НТР привлечением внимания и исследованиями
«глобальных» проблем, затрагивающих человечество в целом и выходящих за
рамки идеологии и политики, существующих только во взаимоотношениях между
группами людей.

Фактически от вопроса о выживании и избежании экологической катастрофы
осуществляется переход к так называемому «глобалистическому» подходу к
анализу культуры (гуманистическая направленность культурологии).

Постулаты «глобалистики»:
1) чувство принадлежности каждого человека к человечеству в целом,
2) отказ от суверенных (т.е. эгоистических) интересов групп ради
выживания всего человечества,
3) отказ от насилия при разрешении любых конфликтов ввиду абсурдности
подобных действий исходя из постулата №1 и из необходимости
совместного выживания.

Основные варианты причин глобальных проблем:
1) огромное воздействие человека на окружающий мир (Римский клуб: виноват
неконтролируемый научно-технический прогресс),
2) отсутствие общечеловеческих ценностей в современном капиталистическом
мире (марксизм: виновато изначально порочное устройство капитализма).

Основные опасности для человечества в рамках глобалистики (акценты зависят
от выбора одной из вышеуказанных причин в качестве основной):
1) ядерная война как следствие раскола мира,
2) демографический взрыв в одних районах и вымирание в других,
3) истощение запасов энергии,
4) отчуждение человека от себе подобных,
5) направленность массовой культуры на удовлетворение сиюминутных
потребностей без необходимого акцента на мысли о будущем человечества
и природы.

Новое направление «экологии» как науки об отношениях между людьми и
природой (исходно – биологическая и физиологическая экология) – культурная
экология: упор на роль памяти, истории, преемственности – сохранение
лучшего из существующей культурной среды (лучшего – с позиций
нравственности и оптимального совместного выживания).

Варианты взаимоотношений человека и природы:
1) абсолютное превосходство природных стихий (древность, в районах с
буйной природой),
2) человек как «венец творения» имеет право пользоваться внешним миром,
3) человек – лишь одно из созданий природы, неидеальное порождение «живой
материи», так же достойное существования, как и прочая живая природа
(над всем этим обычно стоит абсолютный надчеловеческий «божественный»
смысл).

Сравнение религий: христианство гораздо более «потребительское» («создание
человека, чтобы он владычествовал над всем на земле») и «авторитарное»
(«страшный суд», «всемирный потоп»), чем, например, буддизм (идея
«обладание вещами не ведет к счастью», будда – лишь просвещенный мудрец, а
не Создатель или Всесильный).

«Культура» и «цивилизация»

Шпенглер, Тойнби, Сорокин, Бердяев под «цивилизацией» понимали некий
завершающий этап развития определенной культуры, когда творческая сила
исчерпана, умирает искусство и литература, нет места «героическим»
поступкам во благо человека, первую роль начинает играть материальное
благополучие, возделывание материальной среды обитания становится основной
целью, возникает идея мирового могущества, духовный застой ведет к смерти
данной культуры.

Понятие «культура», безусловно, шире, чем «цивилизация», т.к.:
1) применяется как к небольшим группам людей (племенам), так и к целым
континентам (Европейская), тогда как понятие «цивилизация» имеет более
глобальный общечеловеческий масштаб,
2) понятие «цивилизация» в основном связано с НТР и обычно не включает в
себя духовно-гуманистические вопросы и приоритеты, религиозное начало,
проблемы «возделывания души» (хотя на западе понятия культуры и
цивилизации обычно отождествляются, происходит подмена духа - телом,
«высокого» - выгодным).


«Массовая культура»

Один из признаков подлинной культуры – неоднородность, проявление во
множестве вариантов.
С этой точки зрения можно говорить о «массовой культуре» как о
мировоззрении, отрицающем ценность какого-либо иного мировоззрения,
признающем необходимым создание условий для полной унификации стиля
мышления, стилей в искусстве и т.п.
Концепция «массового» общества была развита Ортегой-и-Гассетом в эссе
«Восстание масс» (1930).
Под «массовой культурой» подразумевается культура в обществе, состоящем в
большей степени из людей, утративших собственную индивидуальность и
неспособных или не желающих не только выдвигать новые идеи, но и выработать
собственную критическую оценку различных суждений в результате таких
моментов в развитии человечества (во многом для компенсации его численного
роста) как технологизация, усложнение бюрократической системы, высокий
уровень развития СМИ, «конвейерный» тип многих установившихся в обществе
взаимоотношений и процессов, существование для большинства людей некоторого
среднего уровня существования-выживания.
Масса, вместо того, чтобы оценивать идеи своего элитарного меньшинства,
поднимается против него и вытесняет его из традиционных областей (политики
и культуры), что приводит к отсутствию продвижения вперед и выдвижения
идей.
Представитель «массы», не чувствуя и не желая чувствовать себя
индивидуальностью, пассивно плывя по жизни без отягощения себя
ответственностью перед обществом в целом, довольствуясь достигнутым уровнем
материального благополучия и не имея никакого желания меняться и
развиваться, автоматически насаждает своему окружению те идеи, которые
случайным образом оказались у него в мозгах и не были не только критически
осмыслены, но и до конца поняты, но которые удобны для оправдания данного
способа существования и идеи незаурядности каждого человека.
Данный вариант культуры удобен тем, кто хочет достигнуть таким образом
своих целей (господства, обогащения и т.п.), т.е. фактически является
неотъемлемой частью и целью любого тоталитарного режима, навязывающего
массам удобную ему идею и отрицающего ценность всего наработанного ранее.
В «массовом» обществе есть все предпосылки перехода к тоталитаризму,
нейтрализуемые лишь принципами демократии.
«Массовая культура» становится предметом коммерции во всех проявлениях
духовной культуры: «индустрия развлечений», «индустрия досуга» (в случае
отсутствия проблем с «выживанием», наличия свободного времени или даже
необходимости «убивать время») либо порождают «массовое общество», либо
поддерживают его существование, давая желанное психологическое
расслабление. Для массового рынка свойственна простота, граничащая с
примитивностью, развлекательная направленность, обращение к инстинктам.
В культурологии выделяются два взгляда на массовую культуру, обсуждение
которых широко используется в политических целях всеми существующими
силами, независимо от того, насколько эти силы «хорошие», т.к.
существование «массовой культуры» - это факт, с которым нужно считаться:
1) «массовая культура» порабощает и унифицирует творца культуры –
личность, пренебрегает классическим наследством, способствует уходу
личности от реальной жизни, отвлекает людей от познания самих себя и
своего места в мире (Шпенглер, Ортега-и-Гассет, Фромм, Бердяев),
2) «массовая культура» - это лишь закономерное следствие развития научно-
технического прогресса, способствует сплочению людей в устойчивую
социальную систему, пропагандирует культурные достижения прошлого
через широкое тиражирование.

Ортега-и-Гассет, Бердяев высказывали идею о том, что демократия,
политически почти идеальная, отрицательно сказывается на развитии культуры,
т.к. человек становится культурно зависим от непросветленной массы, где
всегда большую роль играют инстинкты, человек вынужден ориентироваться на
усредненные и стандартизированные понятия. Массовая культура становится
социальным наркотиком, отвлекающим людей от более глубокого духовного
осознания мира.

«Контр-культура»

Контркультура (панки и т.п.) – реакция на «массовую культуру» отдельных,
часто вполне обеспеченных, слоев общества, большей частью молодежи,
состоящая в желании выделиться на общем фоне через объединение в группы
большей частью на основе и ради удовлетворения животных инстинктов,
возможности легкого расслабления и снятия стресса.
Контркультура критикует бездуховность наиболее богатой части людей,
существующих социальных структур, общества потребления в целом, культ
мещанского счастья и жизненного успеха. Но одновременно она отрицает также
все или большинство духовных ценностей прошлого как в плане нравственности
(пропагандируется почти полное снятие «нравственной закомплексованности» в
смысле следования общим нормам морали и нравственности), так и в плане
искусства, достижений научно-технического прогресса.
В культурологии существует мнение, что контркультура – это результат
задержки гражданского и личностного становления современной молодежи и его
несинхронности с физиологическим созреванием.

Термин анти-культура в культурологии – вероятно, в смысле «не на благо
человека».

Элитарная культура, культура и личность

Идея существования элиты в культуре противопоставляется идее массовой
культуры: ориентация на усредненный стандарты, социальную бездуховность
неизбежно должны были вызвать акцент на той мысли, что движущей силой
общественного и духовного развития всегда являются отдельные личности,
«элита», «герои» (Шпенглер, Тойнби, Элиот, Сорокин, Бердяев, Ортега-и-
Гассет).
Одним из «духовных отцов» элитарной идеи в развитии культуры является Ницше
с его концепцией «сверхчеловека» и нападками на демократическую идеологию,
якобы закрепляющую стадные инстинкты толпы. Еще до Ницше об идее «культа
героев», «духовных отцов исторического процесса, возвышающихся над
анонимной массой» говорил Карлейль, считавший, что если самому способному
человеку в стране дать власть и почет, то он будет лучшим, совершенным
правительством, до которого далеко любому парламентскому, конституционному
государству, т.к. любые «механические изобретения» такого типа никогда не
могут быть действительно лучшими.

Общая идея элитарного подхода к истории в том и состоит, что любая духовно
не связанная группа людей, толпа, по сути своей пассивна. Прогресс зависит
от того, есть ли среди этой толпы личность, способная взять на себя
верховенство власти и при этом быть общепризнанным авторитетом
(«пассионарность» Льва Гумилева).

Бердяев делал акцент на изначально (природно) иерархической структуре
человечества: одни рождаются умными и талантливыми, другие – изначально без
этих прирожденных качеств. И эта иерархия человеческих способностей и
даров, будучи общепризнанной, безусловно даст человечеству несоизмеримо
больше, чем иерархия происхождения, иерархия физической силы и должностей.
В условиях демократии важная задача – сохранение и поддержание социальной
дифференциации на основе реальных заслуг и талантов человека. Демократия,
низвергающая любой и всякий иерархизм – это анархия.
Естественно, в условиях политизации общества, идея элитарной культуры
широко используется в политических целях для достижения удобного положения
для обычно узкого круга лиц. Кроме того, «власть всегда боится не тех, кто
против нее, а только тех, кто выше нее» (Солженицын), а история и духовные
достижения прошлого – всегда опасные конкуренты, о которых нужно говорить
чем меньше, тем лучше, а если говорить, то только в выгодном ракурсе.

Причем индивидуальность духовной направленности личности – основное отличие
человека от окружающего мира: «некультурный – значит несвоеобразный»
(Леонтьев). Забивание индивидуальности ведет к упадку культуры.

Гуманизм в самом широком понимании – стремление к общечеловеческим
ценностям: истине, добру, красоте. Личность – не только главный фундамент
культуры, но еще и верховная ценность культуры, цель.

Бердяев: «личность не может быть частью чего-либо, не только общества, но и
мира, она есть целое».




Реферат на тему: Концепции цивилизации

Министерство образования РФ
Московский региональный социально - экономический институт

Исаевой Алёны Юрьевны
(Фамилия И.О.)

1НЭ - 01
(номер группы.)



РЕФЕРАТ

Предмет: «Культурология»

ТЕМА: «Концепции цивилизации»


Преподаватель:
___________________________



Видное - 2002


Содержание



1. О понятии «культура» 3
2. О понятии "цивилизация" 7
3. Культурно-исторические типы Данилевского. 9
4. Переход культуры в цивилизацию по О. Шпенглеру 11
5. Сопоставление понятий "культура" и "цивилизация" Бердяевым 13
Литература 15



1. О понятии «культура»

Б.Малиновский (1884-1942) – английский социолог. С помощью
функционального метода Малиновский использовал понятие культуры как
органической совокупности взаимосвязанных социальных систем, которые служат
для удовлетворения потребностей людей. Малиновский одним из первых
занимался разработкой институциональных форм культуры и выявил их реальную
жизненную функцию. В его концепции функционирования культуры появился
термин "изолят". Он аргументировал понятие культурного обмена, как процесс,
во время которого существующие формы социальной системы более или менее
быстро трансформируются на другие.
Фридрих Ницше (1844-1900) - немецкий филолог и философ. Своеобразное
философствование оказало мощное влияние на современную теорию культуры. Все
процессы, происходящие в мире, все явления природного и психологического
характера Ницше рассматривает как различные проявления "воли к могуществу".
"Культура-это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом".
Освальд Шпенглер(1880-1936) - немецкий философ-идеалист. Вслед за
Ницше, он исходил из понятия органичности жизни и неограниченного
расширения. Понимая культуру как "организм", который обладает жестким
единством и обособлен от других культур. Культура возникает, развивается и
отмирает. Культура отрицается цивилизацией. Превращение культуры в
цивилизацию совпадает с превращением творчества в бесплодие, героических
"деяний" в механическую работу.
Данилевский Н.Я.(1822-1885) - русский философ, выдвинул идею
"культурно-исторических типов" (цивилизаций). Они находятся в непрерывной
борьбе друг с другом и с окружающей средой. Каждая цивилизация проходит в
своем развитии периоды возмужания, старения и гибели. С точки зрения
Данилевского, наиболее перспективный культурно-исторический тип- это
"славянский тип".
Зигмунд Фрейд (1856-1939) - венский психиатр. Фрейд приходит к выводу,
что развитие культуры ведет к уменьшению человеческого счастья и усилению
чувств вины и неудовлетворенности из-за подавления желаний.
Культурология - это наука о культуре. Предметом культурологии являются
объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных
процессов, памятники, явления и события материальной и духовной жизни
людей. Важнейшая задача культурологов – анализ процессов и тенденций
социокультурной среды современности.
Слово " культура" – в лексиконе практически каждого человека. Но в
это понятие вкладывают самый различный смысл. Одни под культурой понимают
лишь ценности духовной жизни, другие – еще более сужают это понятие,
относят к нему лишь явления искусства, литературы. Третьи под "культурой"
вообще понимают определенную идеологию, призванную обслуживать,
обеспечивать " трудовые свершения", то есть хозяйственные задачи. Культура
– это многогранная проблема исторического развития, и само слово "культура"
объединяет разнообразные точки зрения. Слово “культура” происходит от
латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать
почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод
возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture или
искусство земледелия. В 18 веке в Европе понятие культура приобрело
духовный аристократический смысл –этот термин стал обозначать
совершенствование человеческих качеств. Культурным стали называть человека
начитанного и утонченного в манерах поведения. ”. Тогда этот термин
применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от
“некультурного” простого народа. Немецкое слово Kultur также означало
высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово “культура” все
еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим
воспитанием.
В 20 веке, благодаря исследованиям антропологов, изучавших
примитивные народы, снова появляется новое значение. У австралийских
аборигенов было выявлено то, что объединяет их с самыми цивилизованными
народами мира –система убеждений и ценности, выраженная через
соответствующий язык, песню, танцы, обычаи, традиции и манеры поведения, с
помощью которых упорядывается жизненный опыт, регулируется взаимодействие
людей. В своей совокупности они характеризуют образ жизни, либо всего
общества, либо какой-то его части.
Современное научное определение культуры символизирует убеждения,
ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве),
которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения
опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды
подгруппы часто называют субкультурой.
Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Культура
создается, культуре обучаются. Поскольку она не приобретаемая биологическим
путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению.
Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения
ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование
личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс
социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели
культуры.
По мнению антропологов, культура состоит из четырех элементов.
- Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке.
Благодаря им становиться возможным упорядочить опыт людей.
Например, мы воспринимаем форму, цвет и вкус предметов
окружающего мира, но в разных культурах мир организован по
разному. Таким образом, изучение слов языка позволяет человеку
ориентироваться в окружающем мире посредством отбора организации
своего опыта.
- Отношения. Культуры не только выделяют те или иные части мира с
помощью понятий, но также выявляют, как эти составные части
связаны между собой - в пространстве и времени, по значению
(например, черное противоположно белому), на основе причинной
обусловленности (“пожалеть розгу - испортить ребенка”). В нашем
языке имеются слова, обозначающие землю и солнце, и мы уверены,
что земля вращается вокруг солнца. Но до Коперника люди верили,
что дело обстоит наоборот. Культуры часто по-разному
истолковывают взаимосвязи. Каждая культура формирует
определенные представления о взаимосвязях между понятиями,
относящимися к сфере реального мира и к сфере
сверхъестественного.
- Ценности. Ценности - это общепринятые убеждения относительно
целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют
основу нравственных принципов. Разные культуры могут отдавать
предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя,
художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный
строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.
- Правила. Эти элементы (в том числе и нормы) регулируют поведение
людей в соответствии с ценностями определенной культуры.
Например, наша законодательная система включает множество
законов, запрещающих убивать, ранить других людей или угрожать
им. Эти законы отражают, насколько высоко мы ценим жизнь и
благосостояние личности. Точно так же у нас существуют десятки
законов, запрещающих кражу со взломом, присвоение чужого
имущества, порчу собственности и пр. В них отражено наше
стремление к защите личной собственности. Ценности не только
сами нуждаются в обосновании, но и, в свою очередь, сами могут
служить обоснованием. Они обосновывают нормы или ожидания и
стандарты, реализующиеся в ходе взаимодействия между людьми.
Культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура
организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере
осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически
запрограммированное поведение.
В истории развития мировой культуры давно были замечены большие
различия. Зачастую, как например, в трудах Шпенглера, они
абсолютизировались, и тогда речь шла о различных типах культур, которые
исторически не изменялись и лишь сосуществовали рядом друг с другом,
оставаясь непроницаемыми одна для другой. Шпенглер говорил о восьми
равноценных по зрелости культурах, охватывающих основные части планеты:
Европу, Азию, Африку, Латинскую Америку. В тоже время при исследовании пути
исторического развития, например, Европы возникала проблема его
сопоставления с историческими развитиями стран и культур других частей и в
первую очередь со странами Азии и так далее. Поэтому при исторической
типологии культур можно использовать следующие принципы:
- Географический (локализация культур в географическом
пространстве);
- Хронологический (выделение самостоятельных этапов в
историческом развитии, то есть локализация во времени);
- Национальный (изучение отличительных черт культуры на всем
протяжении ее исторического развития).

2. О понятии «цивилизация».

Понятие "культура" часто интерпретируется как синоним понятия
"цивилизация". При этом под цивилизацией подразумевают или совокупность
материальных и духовных достижений общества в его историческом развитии,
или только материальную культуру. Так, знаменитый английский этнограф
Э.Тайлор считал, что цивилизация, или культура, в широком этнографическом
смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства,
нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и
привычек, усвоенных человеком как членом общества.
Слово Цивилизация впервые появилось во Франции в середине 19 века. Оно
произошло от латинского слова, что означало гражданский, государственный. В
Средневековье данное понятие получило юридический смысл и было отнесено к
судебной практике, в последующие периоды значение понятия расширилось.
Цивильным стали называть человека, умеющего хорошо себя вести, т.е. с
хорошими манерами и навыками самоконтроля. Нередко говорят, например, о
цивилизованном человеке. В этом значении термин впервые появился во Франции
в 18 веке, в трудах Вольтера. Однако революция постепенно развивалась, и
обнаруживались ее последствия. Исследователи подчеркивали, во-первых, что
"цивилизация" может умереть. В эпоху Реставрации стали создаваться
различные теории цивилизации. В 1827 году появились "Мысли о философии
человечества" И.Гердера. В том же году вышли "Принципы философии истории"
Дж-Б.Вико. Но один человек в особенности завладел, если можно так
выразиться, самим понятием "цивилизация". Это Франсуа Гизо, который писал о
том, что человеческая история может рассматриваться только как собрание
материалов, подобранных для великой истории цивилизации рода человеческого.
Гизо был убежден в том, что у человечества общая судьба, что передача
накопленного человечеством опыта создает всеобщую историю человечества.
Стало быть, есть цивилизация. Их нужно изучать, анализировать,
анатомировать. Но над ними есть еще Цивилизация и ее прогресс. Цивилизация,
по Гизо, состоит в основном из двух элементов; из некоторого уровня
социального развития и уровня развития интеллектуального. В 19 веке
значение слова было расширено и помимо обладания воспитанностью и навыками,
помогающими достичь "цивилизованного поведения", слово стало применяться и
для характеристики стадий человечества. Льюис Морган выразил эту идею в
названии своей книги "Древнее общество, или исследование путей
человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации (1877г.
Сопоставление понятий культура и цивилизация в "Словаре" Аделунга
издания 1793г. означает "облагораживание, утончение всех умственных и
моральных качеств человека или народа".
И.Гердер придавал этому слову ряд разнообразных значений. Среди них:
способность одомашнивать животных, осваивать новые земли, сведя леса,
развитие наук, искусств, ремесел и торговли, наконец, политика.
Представления Гердера во всем совпадают с мыслями Канта, который связывал
успехи культуры с успехами разума и считал их окончательной целью
установление всеобщего мира.
Во многом слова культура и цивилизация выступали как синонимы. Их
противопоставление не предполагалось. Именно в своих сочинениях
А.Фон.Гумбольдт часто пользуется словом "культура" наряду со словом
"цивилизация", не заботясь о том, чтобы развести эти понятия. А.Гумбольдт
показал, как кривая прогресса шаг за шагом поднималась по шкале градаций,
построенной искусно, хотя и несколько искусственно – от человека, чьи нравы
смягчены, гуманизированы (человека цивилизованного) к ученому, художнику, к
человеку культивированному, чтобы вознестись к человеку олимпийскому. Нравы
некоторых дикарей достойны всякого уважения. И тем не менее эти дикари
чужды какой бы то ни было интеллектуальной культуры. И наоборот. Это
означает, что обе сферы независимы. Так возникает различие двух понятий.
Третий смысл понятия "Цивилизация" заимствован английской литературой из
немецкого языка. В 20 веке антропологическое понятие культуры как
результата приобретенных (в отличие от наследственных) навыков поведения
стало постепенно заменяться понятием цивилизация. Р.Редфильд, например,
понимал цивилизацию как воспитание навыков в поведении людей, живущих в
очень сложных и изменчивых обществах. Культура же, по его мнению, это
качество людей простых и устойчивых, "народных" обществ.

3. Культурно-исторические типы Данилевского.

Русский философ Н.Я. Данилевский выдвинул идею "культурно-
исторических типов"(цивилизаций). Они находятся в непрерывной борьбе друг с
другом и с окружающей средой. Каждая цивилизация проходит в своем развитии
периоды возмужания, старения и гибели. Данилевский утверждал о
существовании множества цивилизаций, которые все вместе выражают бесконечно
богатый гений человечества. Русский философ разделяет все народы на три
основных класса: на позитивных творцов истории, создавших великие
цивилизации или культурно-исторические типы; негативных творцов истории,
которые подобно гуннам, монголам и туркам, не создавали великих
цивилизаций, но как "божий кнут" способствовали гибели дряхлых умирающих
цивилизаций. Они не могут стать ни созидательной, ни разрушительной силой в
истории. Они представляют собой этнографический материал, используемый
творческими народами для обогащения своих цивилизаций.
По мнению Данилевского, лишь немногие народы смогли создать великие
цивилизации и стать "культурно-историческими типами". Философ насчитывает
десять таких цивилизаций: египетская, ассирийско-вавилоно-финикийско-
халдейская или древнесемитская, китайская, индийская, иранская, еврейская,
греческая, римская, новосемитская или аравийская, германороманская или
европейская.
Две цивилизации - мексиканская и перуанская – погибли насильственной
смертью на ранней стадии развития.
Как считал Данилевский, можно назвать некоторые основные
закономерности или законы возникновения, роста и заката цивилизаций:
1. Любое племя или народ, говорящие на одном языке или принадлежащие к
одной языковой группе, представляют культурно-исторический тип, если они
духовно способны к историческому развитию и прошли стадию детства.
2. Для подлинного рождения и развития культуры народ должен достичь
политической независимости.
3. Основные принципы цивилизации одного культурно-исторического типа
не передаются народам культур другого исторического типа. Каждый тип
создает свою собственную цивилизацию. Так, многочисленные попытки
распространить греческую цивилизацию среди неарийских или восточных народов
потерпели крах. В наше время англичане потерпели аналогичное поражение,
пытаясь перенести европейскую цивилизацию в Индию. Однако эта
закономерность не распространяется на отдельные элементы или черты
цивилизаций, которые могут передаваться от одной цивилизации к другой.
По Данилевскому, большинство цивилизаций являются созидательными не во
всех, а только в одной или нескольких областях деятельности. Так, греческая
цивилизация достигла непревзойденных высот в эстетической области,
семитская - в религиозной, римская - в области права и политической
организации.
Прогресс человечества, как считает Данилевский, не в том, чтобы всем
идти в одном направлении, а в том, чтобы все поле, составляющее поприще
исторической деятельности, исходить в разных направлениях.
Отвечая на вопрос о причинах враждебного отношения Европы к России и
славянству, Данилевский видит их в том, что Европа уже вступила в период
упадка, в то время как славянская цивилизация входит в период расцвета
своих творческих сил. Если европейская цивилизация оказалась двусоставной,
т.е. творческой в двух областях: политической и научной, то русско-
славянская цивилизация будет трех или даже четырех составной (творческой) в
четырех областях: религиозной, научной, политико-экономической, причем,
главным образом, в области социально-экономической путем создания нового и
справедливого социально-экономического порядка…

4. Переход культуры в цивилизацию по О. Шпенглеру.

Книга Освальда Шпенглера(1880-1936) " Закат Европы" стала одним из
самых значительных и противоречивых шедевров в области социологии культуры,
философии истории и философии культуры. "Закат Европы" – это произведение,
которое содержит биологическую философию истории: культуры – это те же
живые организмы, которые зарождаются, растут, взрослеют, стареют и увядают.
Всемирная история представляет собой чередование и сосуществование
различных культур, каждая из которых имеет неповторимую душу. Название
работы Шпенглера "Закат Европы" выражает ее пафос. Он утверждает, что
расцвет западноевропейской культуры завершился. Она вступила в фазу
цивилизации и не может дать ничего оригинального ни в области духа, ни в
области искусства.
История распадается на ряд независимых, неповторимых замкнутых
циклических культур, которые имеют сугубо индивидуальную судьбу,
приговорены пережит рождение, становление и закат.
Однако действительно ли культура мощнейший всплеск духа? Есть ли
основание различать культуру и цивилизацию? Философы обычно относят к
культуре все, что возвышается над природой. Огромный этнографический
материал, собранный исследователями после Шпенглера, свидетельствует:
Культура- это на самом деле уникальный творческий импульс. Это
действительно сфера духа, которая далеко не всегда воодушевляется
потребностями практической пользы. Первобытный человек, если глядеть на
него современными глазами, не понимал собственной выгоды.
Однако вслед за Шпенглером можно сказать, что всякая культура
неизбежно переходит в цивилизацию. Цивилизация есть судьба, рок культуры.
Переход от культуры к цивилизации - это бросок от творчества к бесплодию,
от становления к окостенению, от героических "деяний" к "механической
работе".
Со времен Гизо политологи и историки делят мир на цивилизации:
западная, конфуцианская, японская, исламская, индуистская,
латиноамериканская, славяно-православная. Цивилизация, по мнению Шпенглера,
обычно кончается смертью, ибо она есть начало смерти, истощение творческих
сил культуры. Культура происходит от культа, она связана с культом предков,
она невозможна без священных преданий. Цивилизация же, как полагает
Шпенглер, есть воля к мировому могуществу.
Культура национальна, цивилизация же интернациональна. Цивилизация-
это мировой город. Империализм и социализм - одинаково цивилизация, а не
культура. Философия, искусство существуют лишь в культуре, в цивилизации
они невозможны и не нужны. Культура органична, цивилизация же механична.
Культура основана на неравенстве, на качествах. Цивилизация проникнута
стремлением к равенству, она хочет обосноваться в количествах. Культура
аристократична, цивилизация демократична.
Каждому культурному организму, по Шпенглеру, заранее отмерен
определенный (около тысячелетия) срок, зависящий от внутреннего жизненного
цикла.
Умирая, культура перерождается в цивилизацию. Закат Европы, прежде
всего закат старой европейской культуры, истощение в ней творческих сил,
конец искусства, философий, религий. Европейская цивилизация еще не
кончается. Она будет долго праздновать свои победы. Но после цивилизации
наступит смерть для западноевропейской культурной расы. После этого
культура может расцвести только в других расах, в других душах.

5. Сопоставление понятий "культура" и "цивилизация" Бердяевым.

Н.А.Бердяев критически переосмыслил работу Шпенглера " Закат Европы" в
своем сочинении " Смысл истории". Он написал статью "Воля к власти и воля к
культуре (1922г.).В ней сделана попытка сопоставления понятий "культуру" и
"цивилизация" в духе Шпенглера.
По мнению Н.А.Бердяева, культура всегда бывала великой неудачницей
жизни. Именно цивилизация пытается осуществить жизнь. Во всякой культуре,
на известной стадии ее развития начинают обнаруживаться начала, которые
подрывают духовные основы культуры.
Всякая культура ( даже материальная культура) есть культура духа.
Цивилизация по природе своей технична, в цивилизации всякая идеология,
всякая духовная культура есть лишь надстройка, иллюзия, не реальность.
Цивилизация в противоположность культуре не религиозна уже по своей основе,
в ней побеждает разум "просвещения". Цивилизация в противоположность
культуре не символична, не иерархична, не органична. Она реалистична,
демократична, механистична. Она хочет не символических, а "реалистических"
достижений жизни, хочет самой реальной жизни, а не подобий и знаков, не
символов иных миров. В цивилизации коллективный труд вытесняет
индивидуальное творчество. Цивилизация обезличивает. Освобождение личности,
которое как будто бы цивилизация должна нести с собой, смертельно для
личностной оригинальности. Личное начало раскрывалось только в культуре.
Воля к мощи жизни уничтожает личность.
Переход культуры в цивилизацию связан с изменением отношения человека
к природе. Все перемены в судьбе человечества связаны с новым отношением
человека к природе. Эра цивилизации началась с победного вхождения машин в
человеческую жизнь. Жизнь перестает быть органической, теряет связь с
ритмом природы. Человек окончательно удаляется от природы в процессе
технического овладения природой и организованного властвования над ее
силами.
Цивилизация имеет не природную и не духовную, а машинную основу. Она,
прежде всего, технична, в ней техника торжествует над духом, над
организмом. Современные культурологи склоняются к убеждению, что
цивилизацию надо понимать как среднюю стадию развития человеческого опыта.
Эта стадия началась, как они полагают, с возникновением сельского
хозяйства, затем продолжалась в промышленной революции, после чего
человечество волей-неволей начинает двигаться к постцивилизационной стадии
развития, когда массовые коммуникации обеспечат глобализацию культуры.
При сопоставлении Культуры и Цивилизации: культура оценивается как
сфера высших человеческих действий: духовных, научных и художественных
обнаружений человеческой активности.
Цивилизация же олицетворяет материальные формы бытия.



Литература.

1. Андреев А.Н. Культурология. Личность и культура. Минск, 1998.
2. Гуревич П.С. Культурология. Учебник. - М.. 1998.
3. История и культурология. М., 1999.
4. Культурология. XX век. Словарь. - СПб., 1997.
5. Сапронов П.А. Культурология. Курс лекций по теории и истории культуры. -
СПб., 1998.




Новинки рефератов ::

Реферат: Характеристика белков (Химия)


Реферат: Конституция Речи Посполитой 1791 г. (История)


Реферат: Технология производства, прогнозирования, программирования и планирования урожаев (Сельское хозяйство)


Реферат: Понятие, задачи, общие принципы организации бухгалтерского учета в специализированном депозитарии паевого инвестиционного фонда (Бухгалтерский учет)


Реферат: Дифференциация доходов населения и социальная политика государства (Социология)


Реферат: Социологическое исследование (Социология)


Реферат: Воспитание как целенаправленная деятельность (Психология)


Реферат: Новейшая история Индонезии (История)


Реферат: Общая характеристика стратегического управления (Менеджмент)


Реферат: ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Право)


Реферат: Организация кредитования юридических лиц коммерческими банками (на основе информационно-аналитических материалов) (Банковское дело)


Реферат: Педагогика 16 вопросов (Педагогика)


Реферат: Сравнительная характеристика операционных систем семейства UNIX (Компьютеры)


Реферат: Основы цифровой техники (Схемотехника)


Реферат: Древнегреческая культура (История)


Реферат: Сорные растения (Сельское хозяйство)


Реферат: Валеология (Контрольная) (Спорт)


Реферат: Культура мышления (Культурология)


Реферат: Работа на агрегатах по уходу за пропашными культурами (Сельское хозяйство)


Реферат: Исследование исторических документов (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист