GeoSELECT.ru



Экологическое право / Реферат: Земля - объект охраны окружающей среды (Экологическое право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Земля - объект охраны окружающей среды (Экологическое право)




Содержание



1. Управление земельным фондом 3
1.1. Классификация земель 3
1.2. Роль целевого назначения земель 4
1.3. Органы государственного управления земельным фондом 5
2. Общие экономические требования 7
2.1. Проектирование 8
2.2. Строительство и реконструкция 8
2.3. Ввод в эксплуатацию 9
2.4. Эксплуатация объектов 10
3. Экологические требования к землевладельцам 11
3.1. Специфические требования 11
3.2. Мелиорация 12
3.3. Химизация 13
4. Значение земельной реформы 16
4.1. Цели земельной и аграрной реформы 16
4.2. Экологические задачи земельной реформы 17
4.3. Дискуссии вокруг земли 19
Список литературы 20



1. Управление земельным фондом



Земли находящиеся в пределах РФ составляют ее земельный фонд. Хотя
собственность и иные права на земельные участки осуществляется в разных
формах, общество несет ответственность за их состояние, использование и
охрану. Государственным органам принадлежит ведущая роль в обеспечении
охраны и рационального использования земель – они организуют и осуществляют
землеустройство, земельный кадастр и мониторинг земель, государственный
контроль за использованием земель, разрешают земельные споры.



1.1. Классификация земель



Важной прерогативой управления земельным фондом является классификация
земель по категориям в зависимости от их целевого назначения. Это позволяет
обществу, во-первых, находиться у истоков определения назначения земель, не
допускать без достаточных оснований перевод их из одной категории в другую,
во-вторых, осуществлять контроль за режимом использования земель в
зависимости от их целевого назначения. Стабильность целевого назначения
земель, сохранение прежде всего сельскохозяйственных земель, а также
недопущение их необоснованного перевода в менее эффективные формы всегда
являлось краеугольным принципом российского права.
К землям сельскохозяйственного назначения относятся пашни, выгон,
сенокос, сад, огород, используемые в качестве главного средства
сельскохозяйственного производства. Площадь земель предоставляемых
сельскохозяйственному производству ежегодно сокращается на сотни тысяч
гектаров, что не может не вызывать тревогу, заставляет предпринимать усилия
по обеспечению экономической и продовольственной безопасности страны.
Второй категорией земель являются земли населенных пунктов поселений.
Они используются как пространственный базис для проживания, строительства
зданий, сооружений.
Индустриализация и научно-технический прогресс обусловили выделения
земель промышленности, транспорта, связи, телевидения, энергетики, обороны
и иного назначения. Самой большой категорией земельного фонда по площади
считаются земли лесного фонда, режим которых подчиняется правилам
использования, охраны и воспроизводства лесов, на них произрастающих. К
землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами,
водоохранные зоны, прибрежные полосы. Близки к ним по режиму использования
земли особоохраняемых территорий – природоохранного, заповедного,
рекреационного, историко-культурного назначения. Резервом являются земли
запаса.



1.2. Роль целевого назначения земель



Целевое назначение земель – это установленный правом порядок, условия,
предел эксплуатации земель для конкретных целей в соответствии с
категориями земель. Режим их использования определяется совокупностью
правил эксплуатации, включения в гражданский оборот, охраны, учета и
мониторинга.
Назначение и режим земель отражаются в землеустроительной и
градостроительной документации и не являются неизменными – они
систематически пересматриваются в государственных органах и органах
местного самоуправления.
Категория земель указывается в постановлениях органов исполнительной
власти и решениях органов местного самоуправления о предоставлении
земельных участков или об установлении особых правовых режимов
использования земель; в свидетельствах, договорах и иных документах
удостоверяющих права на землю; в документах государственного земельного
кадастра; в документах государственной регистрации земель, недвижимого
имущества.
В отношении каждого вида земель предусматривается полномочный орган,
имеющий право перевода земель из одной категории в другую. Нарушение
установленной подведомственности из категории в категорию может являться
основанием для признания недействительными активов или сделок, для отказа в
государственной регистрации прав на землю.



1.3. Органы государственного управления земельным фондом



Государственное управление землями подразделяется на общее и
отраслевое управление. Общее управление земельным фондом осуществляется
органами общей и специальной компетенции и распространяется на все
территории независимо от категорий земель и форм владения ими. Общее
управление землями возложено на Федеральное Собрание, Президента,
правительство РФ. Это органы – общей компетенции.
Государственный комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству
является специально уполномоченным государственным органом в области охраны
земель. Таким образом, Госкомзем – орган общего управления специальной
компетенции.
Отраслевое управление осуществляется министерствами, государственными
комитетами, федеральными службами по принципу подведомственности им
предприятий, учреждений, организаций, которым предоставлены земли.
Осуществление ими управления, как правило, не зависит от территориального
размещения земель. Задачи перед отраслевым управлением ставятся органами
общего государственного управления.


2. Общие экономические требования



Задача сохранения окружающей среды стоит перед всеми без исключения
юридическими и физическими лицами, перед всеми без исключения
природопользования. Однако землевладельцы находятся среди
природопользователей на первом месте, поскольку земля является главным
природным ресурсом и главным компонентом, основной составляющей природной
среды; кроме того, землепользование служит, к сожалению главным источником
загрязнения среды обитания, а сама земля – главной страдающей от этого
обитания стороной.
Согласно ст. 36 Конституции РФ, граждане их и их объединения вправе
иметь в частной собственности землю, владеть, пользоваться, распоряжаться
ей свободно за исключениями: 1) это не должно наносить ущерба окружающей
среде; 2) не должно нарушать прав и законных интересов иных лиц. Условия и
порядок пользования землей определяется на основе федерального закона.
Закон РФ об охране окружающей природной среды от 19.12.91 г. в ст. 40-
44 предусматривает общие экологические требования при размещении,
проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию
предприятий, сооружений и иных объектов. Например, при размещении надо
учитывать не только ближайшие, но и отдаленные последствия деятельности
объектов – экологические, экономические, демографические, нравственные;
должен соблюдаться приоритет охраны здоровья человека и благосостояния
населения.


2.1. Проектирование



При проектировании должны учитывать предельно допустимые нагрузки на
окружающую среду, предусматриваться надежные и эффективные меры
предупреждения, устранения загрязнения вредными отходами, их обезвреживание
и утилизация, внедрение ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных
технологий и производств; технико-экономическое обоснование проектов и
проекты на строительство предприятий, сооружений и иных объектов проходят
государственную, а при необходимости и общественную экологическую
экспертизу; проекты не удовлетворяющие экологическим требованиям, не
подлежат утверждению, а работы по их реализации не финансируются
учреждениями соответствующих банков.



2.2. Строительство и реконструкция



При строительстве и реконструкции должен соблюдаться утвержденный
проект, имеющий заключение государственной экологической экспертизы;
строительство и реконструкция предприятий, сооружений и объектов должен
осуществляться в строгом соответствии с действующими природоохранными,
санитарными, строительными нормами и правилами; запрещаются строительство и
реконструкция объекта до утверждения проекта и отвода земельного участка в
натуре; не допускается изменение утвержденного проекта или стоимости
проектных работ в ущерб экологической обстановке; нарушение указанных
требований влечет за собой приостановление строительных работ до устранения
отмеченных недостатков по предприятию специально уполномоченных
государственных органов в области охраны среды и санитарно-
эпидемиологического надзора с прекращением финансирования.



2.3. Ввод в эксплуатацию



Ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов
производится при условии выполнения в полном объеме всех экологических
требований, предусмотренных проектом;
ввод в эксплуатацию осуществляется по актам приемочных комиссий,
создаваемых с участием представителей специально уполномоченных органов в
области охраны среды, санитарно-эпидемиологического надзора;
запрещается ввод в эксплуатацию объектов не обеспеченных современными
технологиями, сооружениями и установками по очистке, обезвреживанию и
утилизации отходов, выбросов и сбросов до уровня предельно допустимых
нормативов;
нельзя вводить в эксплуатацию объекты не оборудованные средствами
контроля за загрязнением окружающей среды, без завершения запроектированных
работ по охране природы и оздоровлению окружающей среды;
председатель и члены приемных комиссий несут персональную
ответственность за нарушение порядка приемки объектов в соответствии с
законодательства РФ.


2.4. Эксплуатация объектов



При эксплуатации выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов
допускается на основе разрешения, выдаваемого специально установленными на
то государственными органами; в разрешении допускаются нормативы предельно
допустимых выбросов и сбросов вредных веществ и другие условия,
обеспечивающие охрану окружающей среды и здоровья человека; нарушение
установленных нормативов, предусмотренных разрешением, влечет за собой
ограничение, приостановление, прекращение выбросов сбросов, захоронения и
иной деятельности, причиняющей вред окружающей среде и здоровью человека; в
крайнем случае по предписания специально установленных органов может быть
приостановлена, прекращена деятельность организаций, предприятий или их
филиалов, отделов, цехов, установок; перепрофилирование деятельности
экологически вредных объектов производится по согласованию со специально
уполномоченными государственными органами в области охраны среды, санитарно-
эпидемиологического надзора.


3. Экологические требования к землевладельцам



Согласно ст. 46 Закона об охране окружающей среды юридические и
физические лица, ведущие сельское хозяйство, обязаны выполнять комплекс мер
по охране почв, водоемов, лесов и иной растительности, животного мира от
вредного воздействия стихийных сил природы, побочных последствий применения
сельскохозяйственной техники, химических веществ, мелиоративных работ и
других факторов, ухудшающих состояние окружающей среды, причиняющих вред
здоровью человека.



3.1. Специфические требования



Животноводческие фермы и предприятия, перерабатывающие
сельскохозяйственную продукцию, должны иметь необходимые санитарно-защитные
зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение почв, поверхностных и
подземных вод, поверхностей водосборов водоемов и атмосферного воздуха.
Нарушение указанных требований может повлечь ограничения, приостановления,
либо прекращения экологически вредной деятельности сельскохозяйственной и
других объектов по предписанию специально уполномоченных органов.
Порядок применения в сельском хозяйстве химических и биологических
средств защиты растений предусматривается Санитарными правилами по
хранению, транспортировке и применению пестицидов в сельском хозяйстве и
Инструкцией по технике безопасности при хранении, транспортировке и
применению пестицидов в сельском хозяйстве.
Согласно этим документам хранение пестицидов и минеральных удобрений
должно осуществляться в специально построенных для этого складских
помещениях. Строительство складов сухих минеральных удобрений и химических
средств защиты растений осуществляется на основании СНиП 11-108-78, где
предусматривается своевременное удаление и обезвреживание отходов;
производственные стоки перед сбросов в наружную канализацию должны быть
нейтрализованы и обезврежены на очистных сооружениях. Строительство
животноводческих ферм, складов должно учитывать наветренную и подветренную
сторону по отношению к населенному пункту, к другим землевладельцам,
наличие водо-охранных зон малых рек и рыбохозяйственных водоемов. В
частности, запрещается строительство складов, пестицидов, минеральных
удобрений, ГСМ, животноводческих ферм, в водо-охранных зонах малых рек и
ближе двух километров от рыбохозяйственных водоемов. Не допускается
размещение сельскохозяйственных объектов и предприятий перерабатывающей
промышленности в первом поясе зон санитарной охраны источников
водоснабжения населения (ст. 16 Закона «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения»), в первой и второй зонах округов санитарной охраны
курортов (ст. 31 ЗК РФ), на землях заповедников и заповедных зон природных
парков (ст. 30 ЗК РФ).



3.2. Мелиорация



Второе ведущее экологическое направление при использовании земли – это
мелиорация. В соответствии со ст. 47 Закона об охране окружающей природной
среды при планировании, проектировании, выполнении мелиоративных работ и
эксплуатации мелиоративных систем надо принимать все необходимые меры по
соблюдению водного баланса, экономному использования земель лесов; как и в
других случаях, нарушение здесь экологических требований может влечь их
приостановление до устранения недостатков либо прекращения по предписанию
специально уполномоченных органов.
Согласно ст. 103 ЗК РФ, оценка отрицательного влияния на состояние
земель и эффективность предусмотренных защитных мероприятий производится по
результатам государственной санитарно-гигиенической и экологической
экспертизы, без положительных заключений которых запрещается внедрение
новой техники и технологий, осуществление программ по мелиорации земель,
строительство и реконструкция предприятий и других объектов.
Проектирование мелиоративных систем и сооружений осуществляется на
основе требований СНиП 2.06.03-85, предусматривающего анализ значения и
характера использования сельскохозяйственных земель, водного и солевого
балансов, корнеобитаемого слоя почв. Границы мелиоративных систем должны
определяться с учетом территориальных комплексных схем охраны малых рек,
границ заказников, памятников природы.
Экологические требования содержатся в специальных разделах СНиП, в
Правилах технической эксплуатации оросительных систем, в Постановлении
Правительства РФ «О порядке назначения комиссий по приемке в эксплуатацию
законченных строительных оросительных и осушительных систем и других
водохозяйственных сооружений».



3.3. Химизация



Потенциальную опасность для земель и всей окружающей среды
представляет химизация, под которой понимается совокупность организационно-
технических мер, направленных на применение в сельском хозяйстве химических
препаратов, агрохимикатов, ядохимикатов с целью повышения урожайности.
Главной организацией, занимающейся надзором в этой области, является
Госсанэпидемнадзор, включенный в систему Министерства здравоохранения РФ.
Органы Госсанэпидемнадзора наделены правом издания обязательных правил и
норм в области использования химических средств. Так, совместно с
Министерством сельского хозяйства они периодически утверждают список
химических препаратов, разрешенных для применения в сельском хозяйстве, и
предельно допустимые нормы содержания остаточных химических веществ в
продуктах питания.
Постановлением Правительства РФ «О государственной регистрации
потенциально опасных химических и биологических веществ» от 12.11.96 г.
органам Госсанэпидемнадзора поручено проводить регистрацию потенциально
опасных веществ. Действуют Санитарные правила о порядке накопления,
транспортировки, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных
отходов.
Госсанэпидемнадзор утверждает и ведет список химических и
биологических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками
и регуляторов роста растений, разрешенных для применения в сельском
хозяйстве, список химических средств по уходу за растениями, список
химических и биологических средств, разрешенных к применению авиацией при
выполнении работ в сельском и лесном хозяйстве.
Ежегодно межведомственная комиссия из представителей
Госсанэпидемнадзора, Минсельхозпрода, Госкомзема, Рослесхоза,
Роскомрыболовства, Роскомвода и других заинтересованных организаций
рассматривает списки химических препаратов, разрешенных для применения в
сельском хозяйстве, а также предельно допустимые нормы содержания
остаточных химических веществ в продуктах питания.
Конкретный норматив применения устанавливается самим хозяйством с
учетом местных факторов: места расположения участка, времени года, вида
сельскохозяйственной культуры, комплекса применяемых средств.
Несоблюдение норм внесения веществ в почву или при обработке растений
влечет остаточные количества веществ в продуктах питания. К сожалению, на
овощных базах, в иных торговых приемочных учреждениях выборочной проверке
подвергается не более 3% производимой и продаваемой продукции, поэтому
актуальное значение в условиях становления рынка приобретает активность
граждан – как землепользователей, производителей продуктов питания, так и
потребителей, контролеров этих продуктов при закупке.


4. Значение земельной реформы



Главной проблемой России последние два столетия является вопрос о
земле: его пытались решать А.Н. Радищев, декабристы, народовольцы,
сторонники «земли и воли» и «черного передела», социалисты-революционеры,
аграрники-марксисты, приверженцы колхозного строя. Немаловажное значение
имеет состояние земельного строя и для решения проблем окружающей среды,
поскольку земля является основным природным ресурсом и от форм владения и
распоряжения ею во многом зависит уровень использования других природных
ресурсов, благополучие всей среды обитания.



4.1. Цели земельной и аграрной реформы



Начало реформ в нашей стране относится ко второй половине 80-х гг.,
когда была отменена формула исключительно государственной собственности на
землю и передачи ее колхозам для вечного пользования, начала допускаться
аренда и субаренда земли; 90-е гг. ознаменовались разрешением, а затем и
введением, установлением разных и равноправных форм собственности на землю
путем дополнения Конституции, принятия нового Земельного Кодекса.
Настоящей задачей земельной реформы было решение продовольственной
проблемы страны: больше не могло продолжаться ухудшение АПК,
обуславливающее регулярное его обсуждение, принятие аварийных мер по его
спасению, утверждение и пересмотр продовольственных программ.
Предполагалось, что допущение разных форм собственности на землю,
преобразование крестьянских и фермерских хозяйств их развитие принесет
новые экономические импульсы. С земельной реформой связывались надежды
образования рынка продовольственной продукции, соответствующего снижения на
нее цен в условиях свободной конкуренции и преодоления монополизма,
создания изобилия продуктов.
Наконец, земельная и аграрная реформа имели своей целью образование
класса земельных собственников, повышения уровня жизни деревенского
населения, обеспечение продовольственной независимости и безопасности
страны. По мнению известного русского ученого А.В. Чаянова, основой
сельского труда, где трудно осуществлять фабричный контроль, где главным
контролером может стать совесть и личная материальная заинтересованность,
является единоличное ведение хозяйства на основе семьи, крестьянского двора
с получением результатов в собственность.



4.2. Экологические задачи земельной реформы



Наступающее деградирование российских земель заставляло бить тревогу:
ветровая и водная эрозия, заболачивание и опустынивание, засорение и
загрязнение земель приводили к массовому их выводу из сельскохозяйственного
оборота, к сокращению посевных площадей, уничтожению русских черноземов.
Многие аналитики полагали, что бесхозяйственное использование земель имеет
своей причиной наличие всенародной, государственной собственности.
Отсутствие частной собственности на землю в двух странах мира в РФ и
Монголии – предлагалось преодолеть с помощью земельной реформы – не нее
возлагалась не только социальная, но и экономическая задача. Собственник
земли должен лучше заботиться о рациональном, эффективном использовании
земли, думать о будущем своих наследников и следующих поколений, оставлять
им после себя улучшенные участки, облагораживать среду обитания своей
семьи. При наличии стабильных земельных и государственных отношений не
имеет смысл срочно брать у земли и всей природы все что возможно урвать:
задача цивилизованного землепользования растягивается на годы и
десятилетия, когда можно не спешить, а вводить опробованные системы
земледелия, травопольные севообороты, стремиться к соблюдению экологических
правил и норм, рассчитанных на длительный период действия. Перспективное
хозяйствование на земля для себя должно становить приоритетным над
сиюминутным для отчета перед всеми.
Опыт развитых стран свидетельствует о посильности природоохранных
проблем в условиях фермерского хозяйствования. При этом роль государства в
осуществлении государственного контроля не уменьшается, а приобретает более
жесткий, целенаправленный характер.
Злостному нарушителю экологических государственных требований при
развитых рыночных отношениях окружающие отказывают в льготном кредите и
доверии, его товары не выдерживают конкуренции, «зеленые» информируют о его
неэкологичном поведении общественность и покупателей его продукции, что
сразу сказывается о сбыте, доходе и прибыли. Нарушитель подвергается
значительному штрафу. Свобода договорных отношений и стабильность земельной
собственности идут параллельно со свободой информации, стабильностью
разделения властей и обеспеченностью судебной и иной правовой защиты в
случаях злоупотребления государственных чиновников.

4.3. Дискуссии вокруг земли



Трудности осуществления земельной реформы в России продолжают
дискуссии вокруг сроков и методов ее проведения, возникают предложения о
всероссийском референдуме, о проведении круглого стола между противниками
частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения.
Целесообразно провести тщательный анализ принятых нормативных актов о
земле, в случае каких-либо противоречий выявить приоритеты в способах
решения проблем земельной реформы.
Формулируя предложение земельной реформы в РФ – творчески использовать
зарубежный опыт, исходить из уровня нравственности, правопорядка. Не все
что предусмотрено в нормативных актах исполняется адекватно на деле.
Поэтому новые шаги в Земельной реформе должны быть взвешенными
продуманными, решительными и осмотрительными.
Важнейшим вопросом является размежевание компетенции РФ и ее
субъектов. Ведь в десятках субъектов РФ идея частной собственности не
только не принимается, но и не допускается нормативно-правовыми актами. В
тоже время допускается собственность граждан на садовые, огородные дачные
участки, земли под жилыми домами и приватизированными предприятиями,
провозглашенная указами Президента РФ, находит поддержку в общественном
мнении и широкое применение в стране, во всех субъектах РФ.


Список литературы



1. Указ Президента РФ от 26.11.97 г. «О продаже гражданам и
юридическим лицам предназначенных под застройку земельных
участков».
2. Конституция РФ от 12.12.93 г.
3. Гражданский кодекс РФ.
4. Кодек РФ об административных правонарушениях.
5. Земельный кодекс РФ от 25.04.91 г.
6. Бобылев А.И. Земельное право: теория, законодательство,
практика. Оренбург, 1995 г.
7. Ефремов Н.С. Экологическое право. М. – 1998 г.
8. Боголюбов М.И. Экологическое право. М. – 1998 г.





Реферат на тему: Земля как объект использования и охраны в Республике Молдова

Министерство воспитания и науки РМ

Молдавский Государственный Университет

Юридический факультет

Кафедра гражданского процесса



Курсовая работа

по экологическому праву


Земля как объект использования

и охраны в Республике Молдова



Руководитель работы: Бантя В.В.

Выполнил: студент 4-го курса

22 группы юридического факультета

Тащи М.С.



Кишинэу-2000



План


Введение

1. Земля как объект использования и охраны

2. Понятие и состав земельного фонда РМ

3. Право собственности на землю

4. Право землепользования: понятие, субъекты, основания возникновения,

изменения и прекращения

5. Порядок предоставления и изъятия земель

6. Нормативная цена на землю

7. Ответственность за нарушение земельного законодательства

Заключение



Введение


Конституция Республики Молдова от 29.07.94 в статье 37 провозгласила право

на благоприятную окружающую среду: «Каждый человек имеет право на

экологически безопасную для жизни и здоровья окружающую среду...».
Включение

такой статьи в Высший закон общества и государства было весьма
прогрессивным

шагом со стороны законодателя, ибо даже на международном уровне это право

долгое время не находило прямого признания. Так, Стокгольмская Декларация
об

окружающей человека среде 1972 года ограничивалась следующей формулировкой:

«Человек имеет основное право на свободу, равенство и благоприятные условия

жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и

процветающую жизнь, и несет ответственность за охрану и улучшение
окружающей

среды на благо нынешнего и будущих поколений». Не внесла полной ясности в

данный вопрос и Декларация, принятая в Рио-де-Жанейро в 1992 году - она
лишь

закрепила право на «здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой».

Тем не менее, право человека на безопасную (здоровую) окружающую среду

объективно относится к числу его фундаментальных прав. Естественный
характер

данного права, данной потребности человека долгое время не требовал никакой

правовой регламентации, поскольку удовлетворялась она естественным образом.

Однако превращение более двух третей экосистем планеты в искусственные или

полу искусственные подвергает человека неблагоприятному, а в ряде случаев

даже опасному воздействию окружающей его природной среды. Это обуславливает

необходимость социальной защиты человека, в том числе путем
законодательного

закрепления его права на безопасную окружающую среду, и главное, создания

механизма реализации этого права.

Одним из компонентов окружающей природной среды является земля. В жизни

каждого человека и общества в целом земля играет важную экологическую,

экономическую и политическую роль.

Земля является особым природным объектом, имеющим жизненно важное значение,

особенно для традиционно аграрной страны, коей является Молдова. Более

детально особенности земли как объекта охраны и правового регулирования

будут даны ниже. В данной работе будут анализированы аспекты охраны и

использования земель в РМ. Также будет уделяться внимание сравнительному

аспекту молдавского экологического законодательства и законодательства

других стран.

Конституционное закрепление права на безопасную окружающую среду должно
было

стимулировать экологическую деятельность государства и в области охраны

земель. Ведь такое право не только устанавливает вид и объем возможного

поведения самого обладателя данного права, но и предполагает возможность

требовать соответствующего поведения от других физических и юридических
лиц,

а также прибегать в необходимых случаях к помощи государства в обеспечении

соответствующего права. В данной работе будет показано, насколько данное

предположение стало реальностью.



1. Земля как объект использования и охраны


Земля является важнейшим для человечества объектом материального мира, без

которого не было бы и самого человечества, и не случайно законодатель счел

уместным употребить в статье 5 Земельного кодекса применительно к земле

термин «жизненно важное пространство». Обусловлено это тем, что земля

обладает уникальными, присущими только ей свойствами, составляя для каждого

человека основу жизни, источник удовлетворения его жизнеобеспечительных
нужд

и потребностей.

Однако прежде чем вдаваться в характеристики земли хотелось бы определить,

что следует подразумевать под данным термином. Землю можно понимать в трех

значениях: как планета; как территория государства, то есть поверхность

земного шара, находящаяся в пределах государственных границ; и как оболочка

планеты, включающая недра, поверхность и ландшафты.

К сожалению законодательного определения термина «земля» нет, и лишь ГОСТ

26640-85 содержал следующее определение: «Земля- это важнейшая часть

окружающей природной среды, характеризующаяся пространством, рельефом,

климатом, почвенным покровом, растительностью, недрами, водами, являющаяся

главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, а также

пространственным базисом для размещения предприятий и организаций всех

отраслей народного хозяйства». Имея безусловную практическую ценность,

данное определение позволяет правильно вести земельно-кадастровую

документацию и разрешать земельные споры, однако оно не раскрывает понятие

«земля» как объект правовых отношений. К тому же ГОСТы не имеют

законодательной силы, поэтому хотелось бы надеяться, что законодатель,

наконец, уделит внимание этому пробелу и даст легальную дефиницию термина

«земля».

Специфичность данного объекта состоит, прежде всего, в его незаменимости.

Человеческий гений изобрел невиданные ранее средства, но никто ещё не

изобрел искусственную землю.

Другой особенностью земли является её ограниченность в «количестве» в том

смысле, что земельный фонд имеет определённые границы, созданные самой

природой, и невозможно его пространственное увеличение. С точки зрения

территории отдельного государства пространственная ограниченность

обусловлена пределами государственной границы. Такую ограниченность можно

преодолеть путем присоединения к территории государства дополнительных

земель, однако, это неизбежно подразумевает завоевание земель других

государств, что неприемлемо в современных условиях.

В отличие от имущества, которое перемещаемо, земля является «полной»

недвижимостью - переместить можно лишь часть почвы и грунта, но невозможно

переместить землю как таковую. В то же время земля является имуществом

особого рода, экономико-экологической категорией. Это имеет принципиальное

значение для разграничения норм земельного и гражданского права. Последние

применяются к земле лишь дополнительно. Ведь главное в регулировании

земельных отношений не столько участие земель в гражданском обороте,
сколько

обеспечение наиболее рационального использования и охраны земель.

В отличие же от иных средств производства, которые в процессе использования

утрачивают свои полезные свойства и выбывают из хозяйственного оборота, при

рациональном использовании с хозяйским подходом земля наоборот улучшает
свои

качественные характеристики.

Ценность биопотенциала земли настолько велика, что она не может быть

выражена никакой денежной оценкой, ни в какой валюте.

Не менее важным свойством земли является её тесная взаимосвязь с другими

природными объектами. Земная кора опосредует связь всех природных объектов:

земная кора поглощает диоксид углерода, осадки, воду, перерабатывает

органическую субстанцию в неорганическую, служит питательной средой для

растительного и животного мира. Это влияет на правовой режим земель. Так,

нахождение угодья вблизи водоема порождает обязанность землепользователей

предупреждать загрязнение и ухудшение экологической обстановки водоема .

Давая характеристику земли как объекта использования и охраны необходимо

учитывать главное, основополагающее положение, согласно которому земля

должна рассматриваться в триединстве - в качестве объекта природы,

хозяйствования (использования) и собственности. Именно триединством земли

определяется весь правовой режим земли. Основная же социальная ценность

земли не в формах собственности на неё, а в её полезных свойствах в
качестве

объекта природы и хозяйствования (пользования). Этим же обусловлены и

особенности правового режима собственности на неё. Характерно, что

предусмотренные в законе обязанности собственников земли и

землепользователей абсолютно одинаковы. Они определяются по отношению к

земле как объекту природы и хозяйствования .

Когда речь идет об охране земель от загрязнения и иных факторов деградации,

довольно часто употребляется и термин «почва». В этой связи хотелось бы

подчеркнуть, что данные понятия не являются тождественными и их нельзя

путать. Дело в том, что «почва»- понятие более узкое, чем земля. Почва -
это

поверхностный слой земли, образовавшийся в результате продолжительного

взаимодействия органических и неорганических природных факторов, обладающий

особым, присущим только ему профильным типом строения. Его толщина может

варьировать от нескольких миллиметров до 2 метров и поэтому юридически

значимым отличием «земли» от «почвы» является то, что земля не может быть

отделена от поверхности земного шара. Однако ценность этих миллиметров и

сантиметров почвы огромна, так как на образование 3 сантиметров этого слоя

требуется от 300 до…1000 лет, а слоя из 20 сантиметров- до 7000 лет !

Характерно, что целью охраны земли является именно предупреждение истощения

и загрязнения почв, сохранение их природных свойств и повышение их

плодородия.

Под истощением в данном случае понимается снижение, потеря плодородия

вследствие уменьшения количества питательного вещества в почве, а также

разрушение почвенной структуры. Его источником могут быть различные
факторы:

нарушение правил обработки почвы, заболачивание земель, необоснованная

вырубка лесов и т.д.

Загрязнение в свою очередь означает изменение физико-химического состава

почв за счет поступления вредных отходов и иных веществ. Источниками

загрязнения служат отходы и выбросы производства, бытовые отходы,
химическая

обработка в сельском хозяйстве и др.

В данной работе будет использоваться исключительно термин «земля».

Будучи объектом правовой регламентации, земля урегулирована рядом

нормативных актов, из которых основными являются:

1. Конституция Республики Молдова от 29.07.94

2. Земельный Кодекс РМ от 25.12.91

3. Закон об охране окружающей среды от 16.06.93

4. Закон о кадастре недвижимого имущества от 25.02.98

5. Закон о государственном землеустройстве, государственном земельном

кадастре и мониторинге земли от 22.12.92

6. Закон о нормативной земле и порядке купли-продажи земли от 25.07.97

7. Закон о собственности от 22.01.91

Данный список, безусловно, далеко не исчерпывающий, к тому же помимо
законов

существует большое количество подзаконных нормативных актов- постановлений,

инструкций, регламентов, имеющих отношение к земле. Однако не стоит их

перечислять, так как они будут упоминаться при раскрытии соответствующих

вопросов.

Охрана земель осуществляется правовыми мерами, содержащимися в указанных

выше и иных нормативных актах. Указанные меры могут носить

предупредительный, запретительный и восстановительный характер.

Как следует даже из их названия, правовые меры предупредительного характера

призваны предотвратить возможность возникновения неблагоприятных
воздействий

на землю. Эта цель реализуется путем установления правил ведения

государственного земельного кадастра, мониторинга земель, предоставления и

изъятия земель и т.д.

Меры запретительного характера состоят в том, чтобы путем установления

запретов стимулировать надлежащее поведение землепользователей. Например,

запрещается под угрозой неблагоприятных последствий самовольное изменение

назначения земель.



2.Понятие и состав земельного фонда РМ.


Как гласит статья 2 Земельного Кодекса РМ, все земли, независимо от их

назначения и вида собственности на них, составляют земельный фонд
Республики

Молдова. Вхождение всех земель в единый фонд РМ обуславливает общность их

правового режима: права, и обязанности землепользователей установлены для

землепользователей всех земель, входящих в земельный фонд.

Будучи единым, земельный фонд, тем не менее, имеет определенную структуру.

Так, Земельный кодекс указывает, что в земельный фонд входят следующие

категории земель:

1. Земли сельскохозяйственного назначения;

2. Земли в черте населенных пунктов;

3. Земли промышленности, транспорта, связи и иного специального назначения;

4. Земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного,

историко-культурного назначения, пригородных и зеленых зон;

5. Земли лесного фонда;

6. Земли водного фонда;

7. Земли резервного фонда.

Критерием такого деления, согласно статье 2 Земельного кодекса является

«основное назначение».

Практическим же основанием для деления земли на вышеуказанные категории

являются различия в качественных характеристиках почв. В данном случае

имеются в виду физические, химические, физико-географические,

хозяйственно-экономические, исторические, эстетические и иные особенности

почв.

Категорирование земель имеет важное экологическое значение. Оно позволяет

обществу, во-первых, находиться у истоков определения назначения земель, не

допускать без достаточных оснований перевод их из одной категории в другую,

а во-вторых, осуществлять контроль за режимом использования земель в

зависимости от их целевого назначения. При этом под целевым назначением

земель следует понимать установленный в правовых нормах порядок, условия и

предел использования земель в зависимости от их принадлежности к

соответствующим категориям земель. Каждая из вышеперечисленных семи

категорий имеет свои особенности правил эксплуатации охраны.

Необходимо отметить, что отнесение земель к той или иной категории не

исключает наличия в этой категории земель иных категорий. Например, на

территории земель лесного фонда могут находиться сельскохозяйственные

угодья.

Рассмотрим вкратце особенности отдельных категорий земель.

Земли сельскохозяйственного назначения - самая большая составляющая

земельного фонда. Согласно Земельному Кадастру по состоянию на 01.01.99,

утвержденному Постановлением Правительства от 26.04.99, земли

сельскохозяйственного назначения занимают 233046 квадратных километров.

Таковыми являются земли, которые согласно кадастровой документации

признаются годными для сельского хозяйства. Развернутую характеристику этой

категории земель дают Положение о порядке исчисления и взимания земельного

налога с физических и юридических лиц, утвержденное постановлением

Правительства от 05.10.93 и Положение о порядке накопления и использования

денежных средств, поступающих в связи с выводом земель из

сельскохозяйственного оборота, утвержденное постановлением Правительства от

18.09.95. В соответствии с указанными Положениями, землями

сельскохозяйственного назначения считаются все земли сельскохозяйственных

обладателей, которые согласно кадастровой документации являются, без

дополнительных затрат, пригодными для производства сельскохозяйственной

продукции.

В то же время следует отметить, что сельскохозяйственное назначение

охватывает не только выращивание сельскохозяйственной продукции, но и ряд

сопутствующих действий. Так, для хранения сельхозпродукции, инвентаря,
семян

необходимы склады, амбары и иные вспомогательные помещения; доступ техники

на поля требует наличия внутрихозяйственных дорог и так далее. Поэтому в

структуре сельскохозяйственных земель можно выделить «чисто»

сельскохозяйственные земли (пашня, сенокос, луг) и «вспомогательные»

сельскохозяйственные земли (внутрихозяйственные дороги, земли под

хозяйственными постройками). Первые в свою очередь делятся на биоценозы, то

есть естественные угодья, не подвергнутые окультуриванию, и агроценозы или

угодья, окультуренные человеком .

Специфика использования сельскохозяйственных угодий состоит в том, что их

пользователи вторгаются в механизм экосвязей земель с другими природными

объектами путем изменения режима их функционирования. Так, распашка земель

превращает их в сельскохозяйственное угодье, которое осуществляет свою

природную функцию только с применением человеческого труда.

С учётом указанной специфики на пользователей сельскохозяйственных угодий

возлагаются такие специфические обязанности как: обеспечение оптимального

вводного режима, подразумевающее мероприятия по предупреждению

заболачивания, иссушения почв и т.д.; обеспечение химического баланса почв,

включающее известкование, борьбу с кислотностью и др.; повышение уровня

плодородия земель; поддержание надлежащего культурно-технического состояния

почв.

Следующей категорией земель в составе земельного фонда РМ являются земли в

черте населённых пунктов. Отличительными чертами данной категории земель

являются, во-первых, то, что их общим назначением является обслуживание

городов, муниципиев и сел (именно такие населенные пункты перечисляет

Конституция РМ в статье 110), во-вторых, эти земли характеризуются тем, что

их границы определяются чертой населенных пунктов, которая устанавливается
и

изменяется Правительством - для городов и органами местного публичного

управления - для остальных населенных пунктов; в-третьих, земли в черте

населенных пунктов находятся в ведении органов местного публичного

управления, а земли муниципиев - в муниципальной собственности.

Земли в черте населенных пунктов также довольно многочисленная категория в

составе земельного фонда РМ. Во многом этому способствовала интенсивная

урбанизация последних 40 лет. Так, с 1962 по 1994 площадь городов

увеличилась в 2 раза .

Необходимо отметить, что указанная категория земель охватывает не только

земли, занятые зданиями и сооружениями, но и незастроенные земельные

участки. В связи с этим в структуре земель в черте населенных пунктов можно

выделить следующие категории земель:

1. Земли застройки, то есть земли под зданиями и иными сооружениями;

2. Земли общего пользования (парки, бульвары, скверы и т.д.);

3. Земли промышленности, транспорта, связи, теле- и радио коммуникации;

4. Земли, занятые лесами;

5. Земли сельскохозяйственного назначения и другие угодья.

Данная классификация дана исходя из содержания статьи 44 Земельного
кодекса.

Говоря о проблеме охраны земель в городах надо подчеркнуть, что интенсивное

расширение городов, о котором говорилось выше, проводилось за счет земель

сельскохозяйственного назначения, которые ежегодно уменьшались на 1000-1500

гектаров. Будучи же включенными в состав земель населенных пунктов, эти

земли переставали использоваться для сельскохозяйственных нужд, а служили

лишь пространственным базисом для очередных новостроек, что нарушает
принцип

приоритетности сельскохозяйственного использования земель. Проблема охраны

окружающей среды, в том числе и земель, решалась и, на мой взгляд,

продолжает решаться не путем усовершенствование технологий

градостроительства и обустройства территорий, а путем создания санитарных

зон и иных косметических мероприятий. Красноречиво свидетельствует об этом

отсутствие мусороперерабатывающих заводов даже в столице, что приводит к

загрязнению несанкционированными свалками не только земель населенных

пунктов, но и атмосферного воздуха и водных ресурсов.

Следующая категория земель - земли промышленности, транспорта, связи и
иного

специального назначения. Статья 52 Земельного кодекса признает таковыми

«земли, предоставленные органами местного публичного управления для

размещения и эксплуатации административных, бытовых, вспомогательных

строений и сооружений промышленных, горнодобывающих, транспортных и других

предприятий, учреждений и организаций, строительства подъездных путей и

инженерных коммуникаций, организации промышленного производства,

строительства транспортных магистралей, прокладки линий связи и

электропередачи». В науке вместо такой громоздкой формулировки
применительно

к данной категории земель широко применяется термин «земли специального

назначения». Размер земельных участков, предоставляемых для указанных
целей,

определяется в соответствии с утвержденными нормами и проектно-технической

документацией. Надо подчеркнуть, что к данной категории относятся только

земли, непосредственно предназначенные для удовлетворения нужд эксплуатации

несельскохозяйственных объектов. Нельзя, например, включать в данную

категорию земли, предоставленные предприятию для жилищного строительства

своих работников.

Указанной категории земель характерны две основные формы в виде компактных

или разрозненных земельных участков и так называемая «ленточная форма». К

первой форме относятся участки под предприятия, учреждениями,
организациями,

а ко второй- земли под транспортными и трубопроводными магистралями .

Правовой режим земель специального назначения отличается большой
сложностью.

Во многом он определяется особенностями объектов, которые возводятся на

данных землях, а выражается он, прежде всего в «зонах влияния», создаваемых

на прилегающих землях.

С экологической точки зрения, данные земли, пожалуй, являются наименее

«экологичными». Об этом свидетельствует даже не столько практика, сколько

признание этого факта самим законодателем ещё в 1991 году, когда

экологический менталитет только зарождался. Чтобы убедиться в этом
обратимся

к статье 53 Земельного кодекса, посвященной уже упоминавшимся выше зонам

влияния: «Вокруг предприятий, учреждений и организаций промышленности,

транспорта, связи и других объектов, оказывающих отрицательное влияние на

прилегающую к ним землю и производимую на ней продукцию, устанавливаются в

зависимости от характера производства зоны влияния в соответствии с
нормами,

утверждаемыми органами по охране окружающей среды». Исходя из того, что

указанные объекты оказывают отрицательное воздействие даже на прилегающие

территории, то можно себе представить насколько вредное влияние оказывается

непосредственно на земли предприятий.

К землям природоохранного назначения относятся земли заповедников,

национальных, дендрологических и зоологических парков, ботанических садов,

заказников, памятников природы, защитных и санитарных зон.

Земли оздоровительного назначения составляют участки с природными лечебными

объектами и с особыми климатическими условиями.

Землями рекреационного назначения признаются земли, предназначенные и

используемые для отдыха и туризма.

К землям историко-культурного назначения законодатель отнес земли

историко-культурных заповедников, мемориальных парков, погребений,

археологических и архитектурных памятников, архитектурно-ландшафтных

комплексов.

Земли пригородных и зеленых зон состоят из земель за пределами городской

черты, служащих местом размещения сооружений, связанных с благоустройством
и

нормальным функционированием городского хозяйства, а также земли, занятые

лесами, лесопарками и другими зелеными насаждениями (статьи 56-60
Земельного

кодекса).

Специфика данной категории земель состоит в том, что вокруг многих из них

устанавливаются охранные и санитарные зоны, которые определяются в
Земельном

кодексе как зоны, создаваемые вокруг земель заповедников, селитебной зоны

населенных пунктов, земель оздоровительного назначения, рек, ручьев и

водоемов, гидротехнических и водозаборных сооружений, источников питьевого
и

технического водоснабжения, магистральных и внутрирайонных водопроводов.

Земельные участки, на которых устанавливаются такие зоны, у собственников
не

изымаются, но в их пределах вводится режим использования земель,

ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с

целями, указанных зон. Нередко эти ограничения носят столь жесткий
характер,

например, запрещение распашки земель, выпаса скота, что собственник
лишается

возможности использовать свои земли по первоначальному целевому назначению.

Также он не вправе требовать возмещения убытков .

Данную категорию земель, на мой взгляд, можно признать как наиболее

«экологичную», поскольку данные земли не предоставляются для осуществления

деятельности, не связанной с их целевым назначением. При всей разнородности

данной категории земель, все они объединены в одну категорию, поскольку

представляют особую ценность для общества и государства.

Землями лесного фонда, согласно статье 62 Земельного кодекса, признаются

земли, покрытые лесом, а также подлежащие облесению.

К землям водного фонда относятся земли, занятые реками, озерами, прудами,

водохранилищами, болотами, гидротехническими и другими водохозяйственными

сооружениями, а также земли, выделенные под полосы отвода по берегам рек,

водоемов, магистральных межхозяйственных каналов и коллекторов.

Землями резервного фонда являются земли, не предоставленные в
собственность,

владение и пользование, а также земли, право собственности, владения и

пользования, на которые прекращено в соответствии с Земельным кодексом

(статьи 63-64 Земельного кодекса).

Данную категорию земель составляют земли-неудобья, служащие резервом для

использования в будущем, после проведения на них мероприятий по улучшению и

освоению.

В заключение, говоря о составе земельного фонда РМ, хотелось бы отметить,

что структура земельного фонда не является постоянной и неизменной. Из года

в год в силу ряда причин, таких как изъятие и предоставление земель,

приватизация, восстановление деградированных и загрязненных земель,

происходят изменения, как в структуре земельного фонда, так и в каждой

отдельно взятой категории. Именно поэтому Правительство ежегодно утверждает

результаты земельного кадастра, что позволяет иметь представление об

актуальной структуре земельного фонда РМ.



3. Право собственности на землю.


Важнейшей предпосылкой обеспечения рационального и эффективного

использования природных ресурсов, в нашем случае земли, в сельском
хозяйстве

является изменение отношений собственности на землю. По мнению инициаторов

земельной реформы именно отношения собственности определяют степень

хозяйственной самостоятельности тех, кто работает на земле, их

заинтересованность в лучшем использовании земель. Право собственности на

земельные участки должно было обеспечить интерес к бережному использованию

земель, к сохранению и повышению плодородия почв.

До 28.06.40 большинство земель в Бесарабии были частной собственностью

граждан. После «оккупации» Президиум ВС СССР 15.08.40 объявил
национализацию

земель в Бесарабии в соответствии с Декретом о земле от 08.11.1917.

Тем не менее, право частной собственности на землю продолжало существовать

де-факто до 1944 и даже позже, о чем свидетельствуют многочисленные акты

купли-продажи земли, завещания земли, уплата земельных налогов того времени

.

Затем долгое время земля рассматривалась как объект исключительной

собственности государства. Переход к рыночным механизмам регулирования

экономики требовал реформирования отношений собственности, прежде всего

правового регулирования отношений в сфере недвижимого имущества. После 1990

года ряд актов, включая Декларацию независимости, осуждали монополию

государства на землю. С принятием Закона «О собственности» от 22.01.91
стала

возможна не только государственная, но и частная собственность на землю

(часть 1 статьи 13 Закона). Реализация данного права, то есть наделение

граждан землей, согласно статье 14 Закона «О приватизации» от 04.07.91,

должна была проводиться в соответствии с Земельным кодексом, который был

принят 25.12.91и который установил в статье 13 порядок предоставления
земель

в частную собственность граждан.

Статья 46 Конституции РМ 1994 года также гарантировала право частной

собственности. Кроме того, Конституция установила, что собственность может

быть публичной и частной, в отличие от Закона «О собственности» от
22.01.91,

который различал государственную, общественную, в том числе колхозную, и

частную собственность.

Однако вплоть до 1996 года существовала парадоксальная правовая ситуация-

право частной собственности на землю признавалось, но граждане не могли

реализовать право отчуждать земельные участки, так как, во-первых,

Постановление ВС ССРМ от 23.01.91 «О порядке введения в действие Закона
ССРМ

«О собственности» и Закон от 10.02.95 « О внесении изменений и дополнений в

Земельный кодекс» ограничивали право собственников распоряжаться землей,
так

как было установлено, что распоряжение путем купли-продажи, передачи в дар,

мены осуществляется с 01.01.2001. Земельным кодексом предусматривался также

ряд ограничений права собственности на земельный участок, связанных с

периодом предоставления и площадью предоставляемых земельных участков,

регламентацией прав собственников доли равноценной земли и порядком

назначения на должность вновь созданного сельскохозяйственного предприятия.

Во-вторых, в Гражданском кодексе установлено, земельные отношения

регулируются земельным законодательством, а оно не предусматривало порядок

отчуждения земельных участков.

Постановлением Конституционного суда 26 января и 2 октября 1996 года

указанное ограничение было признано неконституционным, но в части 6 статьи
6

Закона о нормативной цене и порядке купли-продажи земли было установлено

новое ограничение уже для собственника купленного земельного участка

сельскохозяйственного назначения.

Таким образом, институт права частной собственности на землю прошел долгий

путь становления в РМ, прежде чем включить в себя всю полноту полномочий

собственника- право владения, пользования и распоряжения.

В то же время дискуссионен вопрос приоритетов при включении земли в

гражданский оборот. Так, высказывается мнение, что не оборот земли, не

включение её в товарно-денежные отношения, а рациональное и эффективное

использование земли по её целевому назначению должно стать исходным

положением, лежащим в основе нормативного закрепления данного института.

Мотивируется это тем, что для гражданского права главное обеспечить свободу

и автономию воли собственника земельного участка и потому указанное

требование ему безразлично, тогда как для земельного права это условие

является одной из принципиальных установок .

На мой взгляд, данное мнение довольно обосновано, хотя и предполагает

преобладание публично-правового элемента над частноправовым в регламентации

гражданско-правовых отношений по поводу земли.

Право собственности, согласно Закону «О собственности» от 22.01.91,
включает

в себя правомочия по владению, пользованию и распоряжению. Субъектами

данного права могут быть государство, физические и юридические лица РМ, а в

некоторых случаях и иностранные физические и юридические лица. И если с

первыми двумя категориями субъектов права собственности как бы всё ясно, то

третья категория требует объяснения. Закон «О нормативной цене и

купле-продаже земли» от 25.07.97 в части 3 статьи 4 закрепил, что земли,

находящиеся в публичной собственности, могут быть проданы, в том числе и

иностранным инвесторам, за исключением земель сельскохозяйственного

назначения и земель лесного фонда, которые могут быть проданы только

физическим и юридическим лицам РМ.

Объектами права собственности на землю, согласно статье 2.1 Земельного

кодекса, могут быть земельные участки, земельные доли и права на них.

Объем же прав собственников нашел более детальное описание в статье 27

Земельного кодекса:

1. Самостоятельно хозяйствовать на земле;

2. Распоряжаться полученной продукцией и доходами от её реализации;

3. Использовать полезные ископаемые, леса, воды и другие богатства земли;

4. Возводить жилые дома, производственные, социально0культурные и иные

сооружения;

5. Отдавать землю или часть её в аренду или иную форму пользования;

6. Получать в случае изъятия земли для государственных и общественных нужд

полную компенсацию затрат и убытков, включая упущенную выгоду;

7. Передавать землю в наследство и отчуждать её в соответствии с законом.

Объем обязанностей собственников тождественен с объемом обязанностей

землепользователей, поэтому во избежание излишних повторений они будут

рассмотрены в следующем вопросе.

Вместе с тем, характеризуя право собственности на землю нельзя не учитывать

и экологические аспекты регулирования отношений частной собственности на

землю. Дело в том, что интерес собственника в рациональном использовании

природных ресурсов и охране окружающей среды обусловлен двумя

обстоятельствами: во-первых, собственник заинтересован наиболее эффективно

использовать полезные свойства его имущества - в этом сущность права
частной

собственности на землю; а во-вторых, природно-экономические характеристики

ресурса как объекта права собственности, цель его использования в

общественном производстве определяют характер отношения к нему его

собственника, интерес собственника рационально его использовать, сохранять
и

восстанавливать.

Однако практика последних лет показала, что наделение граждан правами

собственников не увеличила заинтересованности в рациональном использовании

земель. Более того, на мой взгляд, культура использования земель неуклонно

снижается. Причиной этого является переоценка значимости права частной

собственности на землю для рационального использования земель.

Сама по себе частная собственность на землю лишь создает предпосылки для

обеспечения оптимального использования природных ресурсов, но никак не

гарантирует этого. В идеале же собственник, конечно, заинтересован в том,

чтобы постоянно извлекать доход вследствие наиболее эффективного

использования земель, в том числе, повышая плодородие почв и сохраняя их.

Решение данной проблемы видится мне только в ограничении прав земельных

собственников, которое должно состоять в том, что они могут свободно

владеть, пользоваться и распоряжаться землей при условии (!), что это не

наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов

других лиц. Данный принцип должен найти конкретное воплощение в Земельном

кодексе при формулировании прав и обязанностей земельных собственников.

Примером таких ограничений могут служить уже упоминавшиеся выше
ограничения,

связанные с установлением санитарных и охранных зон вокруг земель

заповедников, земель оздоровительного назначения и т.д.

Но в данном вопросе нельзя «перегибать палку». Так, ограничения, вводимые в

связи с установлением охранных и санитарных зон настолько суровы, что порой

означают фактическое изъятие земель. Между тем, согласно статье 46

Конституции, никто не может быть лишен своего имущества иначе как в случае

установленной законом общественной необходимости при условии справедливого
и

предварительного возмещения.

Указанное обстоятельство, по моему мнению, оправдывает и настоятельно

требует законод

Новинки рефератов ::

Реферат: Лидерство. Управление персоналом (Менеджмент)


Реферат: Законодательный процесс в Древних Афинах (Государство и право)


Реферат: Психологические особенности общения в процессе использования Интернет (Психология)


Реферат: Татаро-монгольское иго на Руси (История)


Реферат: Несчастные случаи (Трудовое право)


Реферат: Кредитный риск коммерческого банка (Банковское дело)


Реферат: База данных для учета оплаты за междугородние разговоры (Программирование)


Реферат: Партизанское движение в войне 1812 года (История)


Реферат: Маркетингові комунікації (Менеджмент)


Реферат: Теория Геи-Земли (Естествознание)


Реферат: Юридическое лицо (Государство и право)


Реферат: Создание предпринимательской фирмы и рассмотрение эффективности ее работы на примере печатного цеха (Предпринимательство)


Реферат: Лидерство в менеджменте (Менеджмент)


Реферат: Древний Египет (История)


Реферат: Анализ оборачиваемости оборотных средств (на примере дочернего предприятия ОАО "Татнефть" Алабакульский кирпичный завод) (Бухгалтерский учет)


Реферат: Художник М.В. Нестеров (Искусство и культура)


Реферат: Непрерывная ректификация (Технология)


Реферат: Основы судебной фотографии (Криминалистика)


Реферат: Свадебный обряд на Верхней и Средней Кокшеньге и на Уфтюге (Искусство и культура)


Реферат: Коммерческий банк (Банковское дело)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист