GeoSELECT.ru



История / Реферат: Культура Руси и древнего мира (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Культура Руси и древнего мира (История)


|ГРЕЦИЯ Крито-микенский период |ГРЕЦИЯ Гомеровский период |
|Вся жизнь - вокруг дворцов (сохранился |Этот преиод - преиод кпадка и застоя |
|дворец Миноса - лабиринт+минотавр). Дворцы |культуры. Памятники - Илиада и Одиссея - |
|оч. Пышные. Внутри - настенная живопись |произведения Гомера о троянской войне. Не |
|(“игры с быками” - культ бога-быка). |соответствовали истине (в то время как |
|Теократия. Дворец - религиозный, |греческие правители жили в прекрасных |
|административный и хозяйственный центр. |дворцах, Гомер писал, о деревянных домах, |
|Много бронзовых изделий, фресок, оружия и |огороженных частоколом). Стройматериалы - |
|много цветной керамики. Извержение вулкана и|дерево и необожженный кирпич. Скульпттура - |
|набеги ахейцев с материка загубили критскую |деревянная. Вазы с геометрическим |
|культуру. |орнаментом. Были терракотовые(?) и бронзовые|
|Микенская к-ра была под влиянием критской |статуетки. Письменности нет. |
|цивилизации. Памятники - шахтные гробницы в | |
|Микенах. Вместе с костями там было много | |
|всего (украшения, оружие). Центры - также | |
|дворцы, но они не изящны (как на крите), а | |
|укреплены. Думали, что их построили циклопы.| |
|В дворцовых фресках преобладают сцены войны | |
|и охоты. Позже стали хоронить не в шахтах, а| |
|в толосах (купольных гробницах). В рез-те | |
|военных походов ахейцы заимели письменность | |
|(лин. Слог. Письмо А и Б). С началом | |
|железного века и приходом варваров-дорийцев | |
|крито-микенская цивилизация погибла. | |
|ГРЕЦИЯ Архаический период |Натурфилософия (природа, изучали ее |
|Великая колонизация (освоение побережий |закономерности, Фалес, Анаксемен, |
|Черного, средиземного и мраморного морей). |Анаксемандр). Героклит - философ |
|Греция вышла из состояния изоляции и стала |(жизнь-движение, все изменяется). |
|активно заимствовать достижения ку-р других |В литературе был Гесиод , он написал |
|народов (чеканка монет, алфавит, научные |“Теогонию” и “труды и дни”. Лит-ра переходит|
|знания). Разложение род. Общины и |от эпоса к лирике. |
|становление полиса Крупные полисы - Афины, |Появление театра и выделение в нем актера. |
|Спарта, Коринф, Фивы. Греция раздробена, но |Скульптура 2-х типов - курос (голый юноша) и|
|появляются мысли о единстве (эллины - все |кора (одетая женщина). В архитектуре 2 |
|греки в целом). В религии политеизм. Боги- |ордена - дорический и ионический. Синтез |
|Зевс(гром), Гера(небо), Посейдон(море), |скульптуры и архитектуры. |
|Аид(подземлей), Аполлон(поэзия), |Вазы - коринфские и аттические. |
|Афродита(красота), Гефест(огонь), |В этот период была заложена основа для |
|Арес(война), Афина(мудрость),. Боги - |расцвета в классический период. |
|Олимпийские. Боги были как люди, но | |
|бессмертны и красивы. В лит-ре были мифы о | |
|богах и мифы о героях. Олимпийские игры. | |
|ГРЕЦИЯ Классический период |ГРЕЦИЯ Период эллинизма |
|Победа греков в войне с персами. Подьем и |Походы А.Македонского - создана огромная |
|расцвет экономики и к-ры. Демокрит ввел |держава. |
|понятие атома (как единой неделимой |Литература - Создается ряд библиотек (в |
|частицы), Софисты (школа философов) могли |Александрии и Пергаме). Развивается |
|доказать что угодно , Сократ (известнейший |филология - грамматика и критика текста. На |
|философ-софист) верил в существолвание |1-й план выфступает изысканность слога - |
|абсолютных истин, которыми владеет Бог. |Аполлоний Радосский описал поход аргонавтов |
|Литература - основные жанры - трагедия и |за золотым руном. В поэзии жонр - идиллия |
|комедия. Трагедии писал Эсхил (“Прометей |(жизнь больших городов, писал Феокрит). |
|прикованный”, “Ористея”), Софокл писал тоже |Комедии становятся реалистическими и |
|трагедии. Эти авторы в своих произведениях |бытовыми (Менандр). Мимы - короткие сценки |
|подчеркивали неотвратимость судьбы и |из бытовой жизни (писал Герод). |
|бессилие человека. Еврипид писал драмы |Науки - Равзрыв между наукой и техникой |
|(Медея, Федра - идея - борьбав рассудка и |изчезает. Архимед изобрел винт, число “Пи”, |
|страстей), комедии писал Аристофан (“Мир”, |и др. Математику. Евклид, Эратосфен, Герон -|
|“Всадники”) - политическая острота и |тоже хорошие ученые. Развитие медицины - |
|злободневность. |изучали мозг и сердце, нервную систему. |
|История развивается. Геродот написал |Мусейдон - дом для ученых с кабинетами и |
|“Историю” - про греко-персидские войны. |библ-ми. Исторя превращается в |
|Фукидид написал историю пелопонесской войны.|беллитристику. Философия - эклетизм (синтез |
| |элементов из разных школ) и этическая |
|Искусство - человека изображали мощного, |направленность (мораль на 1-м месте). Школы |
|полного сил. Скульптуры монументальны и |- эпикурейсая (цель чел. - блаженство и |
|пропорциональны, гармоничны. (Фидий, Мирон, |покой), стоцизм (Зенона) - надо слушаться не|
|Поликлет). Живописцы - Полигнот и Аполлодор.|желаний, а разум. Религия - Религиозный |
|Отерыли игру света и тени, перспективу. |уклон в философии - культ монархов |
|Очень красива вазовая роспись. |(обожествление царей). Культ судьбы (судьба |
|Архитектура - окончательно оформились |- это случай, удача). Синкретизм (синтез |
|дорические и ионические ордеры, еще появился|разных религий). |
|коринфский ордер (листики, завитки). Храм - |Образование - чтение, письмо = матем., |
|основной тип общественного здания (строились|астрорномия = философия и риторика. |
|в честь всех богов, кроме Ареса). |Архитектура - города укрепленные и |
|Сооружение на акрополе строилось под |правильные. Палестры (спорт), гимнасии |
|наблюдением Фидия. Это - вершина греческой |(школы). Скульптура динамична, выразительна |
|архитектуры. Оно включает Пропилеи (ворота),|(Венера милосская, Ника самофракийская, |
|храм Ники, Парфенон. Есть тенденция к |Лаокон, Колосс радосский). |
|разработке общегреческого архитектурного | |
|стиля. | |
|РИМ Этрусский период |РИМ Царский период |
|Этрусски - древнейшая цивилизация на |753г. - основание Рима. К концу этого |
|Апеннинском п-ве. Они создавали |периода истории Рим сложился как |
|города-государства. Города каменные с четко |город-государство греческого типа. В Риме |
|прямыми улицами, были здания с купольным |правило 7 царей. Город был обнесен каменной |
|сводом. Керамика очень развита - обоженные |стеной, построен водопровод, канализация и |
|дочерна и покрытые лаком сосуды были похожи |цирк для гладиаторов. От этруссков римляне |
|на металлические. В ИЗО - реализм - |унаследовали ремесла, письменность, римские |
|наиболее существенно передавались черты |цифры, гадания по животным, одежду (тоги), |
|человека. Особенно заметен реализм в |архитектуру. Религия - антимистическая |
|скульптурных портретах. Письменность |(много духов, тотемизм - капитолийская |
|этруссков не расшифрована до сих пор. |волчица). Но под влиянием этруссков римляне|
|Религия - гадания по кишкам животных, полету|перешли к антропоморфизму (боги похожи на |
|птиц, толкование знамений и явлений |людей). |
|природы. Боги греческие, но были еще и |Первый римский храм - храм Юпитера был |
|демоны (добрые и злые). |построен этруссками. |
|Большее влияние на этруссков оказали греки | |
|при великой колонизации. Этрусски подражали | |
|грекам в строительстве храмов, в ремеслах, в| |
|эпосах и мифологии. В свою очередь этрусски | |
|влияли на римлян. | |
|РИМ Период республики (ранняя республика)|РИМ период принципата (поздняя |
| |республика) |
|510 г. - народ восстал против этрусского |Эклектизм (синтез элементов разных культур).|
|господства и Рим стал республикой. В римском| |
|обществе начинает распространяться греческий|Религия - под влиянием греков. Юпитер-Зевс, |
|язык, греческие обычаи , замена этрусского |Нептун-Посейдон, Плутон-аид, Марс-Арес, |
|алфавита греческим, вводится медная монета, |Юнона-Гера, Минерва-Афина, Венера-Афродита, |
|как у греков. Возникновение ораторского |Вулкан-Гефест, Меркурий-Гермес, |
|искусства (это было нужно сенаторам), возник|Диана-Артемида. В римский пантеон |
|театр с профессиональными актерами. Рим |принимались иностранные боги, т.к. это |
|часто вел войны за господство в |усиливало мощь римлян. |
|,Средиземноморье и в конце-концов разрушил |Литература - под влиянием греков. Поэт - |
|Карфаген. Сильные внутриполитические распри |Андроник переводил на латынь греческие |
|приводят к падению республики и установлению|про-ия (Одиссею). |
|военных диктатур, которые сменяются |Плавт - писал комедии., но про греков. |
|принципатом (диктатурой под республиканской |Римская трагедия подражательна (грекам). |
|оболочкой). |Поэт Лукреций (“О природе вещей”), Катулл |
| |писал лирические стихи. |
| |История - служила целям пропаганды, |
| |оправдания политики Рима. Саллюстрий и Г.Ю.|
| |Цезарь - историки. |
| |Архитектура - подчеркивала силу, мощь, |
| |величие, монументальность, пышность, строгая|
| |симметрия, создание не столько храмов, |
| |сколько практических сооружений. |
| |Применялись арки, своды и купола. Строймат.|
| |- бетон. Новые типы зданий - Базилики |
| |(торговля), амфитеатры (цирки), термы |
| |(бани), Войны Рима сопровождались грабежом |
| |городов - из Греции привезли множество |
| |предметов искусства (статуи), |
| |Скульптура - множество статуй награбили в |
| |Греции, были свои портретные статуи, тогатус|
| |(ораторы), бюсты (реалистичны и правдивы). |
| |Науки - написано множество трактатов по |
| |прикладным наукам (астрономии, архитектуре).|
| |Руководства по риторике и ораторству, |
| |развивается юриспруденция, много всякой |
| |юридической лит-ры. |
|РИМ Период империи |РИМ период домината |
|Римское гос-во превращается в огромную |Кризис респуб лики - частая смена |
|империю. |императоров , низкий уровень граммотности, |
|Философия - стоцизм (знать, Сенека, Марк |огрубление нравов, пессимизм, |
|Аврелий) и эпикурейство. Бедняки почитали |распространение христианства. Доминат - |
|бродячих философов - киников. Религия - |неограниченная монархия восточного типа. |
|культ императоров и богини Ромы. Популярны |Империя распадается на западную (Рим) и |
|культы богов-спасителей. |восточную (Константинополь). Возникновение |
|Наука - Рим, Александрия, Афины - центры |христианства. Оно почти сразу же было |
|науки. Большее значение географии (Страбон, |запрещено и подвергалось преследованию. |
|Птоломей), Энциклопедию (“Естественная |Вскоре христианство превращается в |
|история”) написал Плиний младший. Успехи в |официальную регилию и начинается разгром |
|медицине - Гален изучал мозг, были созданы |языческих храмов, запрещены олимпийские |
|мед. Школы. В астрономии регресс (по |игры. Торжество христианской церкви |
|системе Птоломея Земля явл. Центром |сопровождалось гибелью многих памятников |
|солнечной системы). Литература - Апулей |культуры. С 4в. Строятся христианские храмы |
|(“Метаморфозы”), Пл.Младший, Ювенал |- базилики, круглые храмы. В живописи |
|(сатира), Овидий. Известен поэт Гораций |понимание содержания сцен становится важнее |
|(прославлял чуство такта, меры и достоинства|поропорций. |
|в человеке). История - прославляет империю. |476г. - свержение последнего императора, |
| |конец западной римской империи, конец |
|Архитектура - колизей и пантеон. Стены |античного мира и начало средневековья. На |
|зданий украшались росписью и мозаикой. |развалинах римской империи возникают |
|Много этого сохранилось в Помпеях, т.к. |варварские города-государства. |
|Везувий отлично засыпал все пеплом. | |
|Скульптура - портретная, бюсты. | |
|ЕВРОПА Эпоха средневековья. |Р.Бэкон был виднейшим ученым. Но универы |
|Просветители смотрели на средневековую |также были под влиянием церкви. В восточной |
|Европу как на темные века, но это не так. |церкви церьков также давила на образование |
|Культурную жизнь средн-я определяло |(гонения на античных философов). Виднейший |
|христианство. На соборах христиан |ученый того времени - патриарх Фотий - |
|принимается “Символ веры” - обязательные для|“Мириобиблион” - сборник отзывов на 280 |
|всех христиан положения (воскресение Христа,|произведений античности. 9-10 в. - нек-рый |
|3-ца, воскресение мертвых). Между западной |подъем - разные энциклопедии на все темы. |
|и восточной христ. Церьковью давно назревали|Литература - героический эпос, рыцарская |
|противоречия и в 1054г. Произошел раскол |литература (Песнь о Роланде). Значит. Роль |
|церкви на Католическую и православнеую. |играли Ваганты (бродячие поэты) - они |
|Возникновение ереси (несторианство, |критиковали церьков, была городская лит-ра -|
|монофизиство). В западной церкви папство |реалии городского повседневного быта. |
|создало инквизицию для борьтбы с ересями. |Архитектура - крестово-купольные храмы (храм|
|Монашество - монахи отрешались от всего и |св. Софии в Стамбуле). На западе скульптура |
|брали на себя обеты, позже они стали |и архитектура становится все более условной |
|богатыми землевладельцами. Многие монастыри|и нереальной. Строили много церквей, т.к. |
|были центрами образования и культуры (Фома |ожидали конец света. |
|Аквинский - философ, Беда Достопочтенный - |Романский стиль - мощные стены с маленькими |
|историк и ученый). Римская католич. Церьков|окошками, готический стиль 12в. - высокие |
|и папа были очень могуществены. Их влияние |стройные колонны, собранные в пучки и |
|на общ. Жизнь было очень сильно. Все науки |скрещивающиеся на большой высоте |
|приводились в соответствие с христианством. |(Вестминстерское аббатство). Живопись - |
|Индульгенции (отпуск грехов за $). Школы - |плоская и без перспективы. |
|находились в руках церкви. Главная их задача| |
|- воспитание служителей церкви. Кроме | |
|монашеских были еще “внешние” школы. | |
|Духовенство распространяло невежество | |
|(строение Земли и т.п.). Книг было мало и | |
|стоили они дорого. В 11в. Был открыт 1-й | |
|университет. | |
| | |
| | |
| | |
| | |
|ЕВРОПА Эпоха Возрождения |ЕВРОПА эпоха Реформации |
|Возрождение ориентируется на античную |Реформация случилась в Германии. Цель - |
|культуру. Гуманизм (в человеке важно не |создание дешевой церкви, без поборов, платы |
|социальное или общественное положение, а его|за обряды. Возглавлял р. Мартин Лютер |
|личностные качества). Идея идеального |(монах). Он считал, что спасение человек |
|человека - человека, совершенного во всех |получает от Бога и можно обойтись без |
|отношениях. Данте “Божественная комедия” - |посредства католического духовенства. Лютер|
|про ад. Петрарка (Книга песен) и Бокаччо |положил начало протестанскому направлению |
|(Декамерон) - поэты возрождения. Культ |христианства. |
|красоты человека. Живопись - прекрасные, |ИЗО - Дюрер, Гольбейн, Лукас Кранах. |
|совершенные люди. Боттичелли - “Рождение |Литература - Ганс Сакс написал много басен, |
|Венеры”, Мазаччо - объемная живопись. |песен и драм, Фишарт - писал острую сатиру. |
|Скульптура - Донателло - 1-й изобразил голое|У. Цвингли проводил реф. В Швейцарии, позже |
|тело. На смену раннему возрождению пришло |за это дело взялся Кальвин. Были упрощены |
|высокое. Леонардо да Винчи (Тайная вечерня,|церковные обряды, секуляризация. Вследствии|
|Джоконда). Рафаэль Санти (Сикстинская |реф. Изменились нравы - роскошь и увеселение|
|мадонна), Микеланджело Бунаротти (Давид, |порицались, а прославлялись честность и |
|Утро, День, Вечер, Ночь). Позднее |трудолюбие. |
|возрождение. Инквизиция издала список | |
|запрещенных книг (гуманистов). Книги | |
|сжигали. Гуманистов тоже сжигали (Дж. | |
|Бруно). Художники подражали великим | |
|(маньеристы) - Понтормо, Бронзино), Но | |
|многие художники работают в реализме | |
|(Веронезе, Караваджо). | |
| | |
| | |
| | |





Реферат на тему: Культура Украины в 1940-1950-х годах



Ученика 11 – В класса

Цокало Сергея
План.

1. Украинская культура в годы второй мировой войны.
А) наука и литература;
Б) изобразительное искусство.
2. Опасения сталинского режима по поводу потерь идеологического характера.
3. «Чистка» в среде украинских культурных деятелей, искоренение
«украинского буржуазного национализма».
4. Смерть Сталина. «Хрущёвская оттепель».
А) образование научных центров;
Б) образование союза журналистов и союза кинематографистов;
В) издание первой «Украинской Советской Энциклопедии»;
Г) украинская литература в период «хрущёвской оттепели»; произведения
«самиздата»;
Д) конец «сталинщины» в изобразительном искусстве;
Е) успехи архитекторов и художников;
Ж) строительство Выставки народных достижений УССР.
5. Список изученной литературы.
В тяжелейшей обстановке второй мировой войны, конечный результат
которой невозможно было предугадать, Сталин и его украинские ставленники не
могли не считаться с основными новыми жизненно важными требованиями
украинского народа, которые возросли в данной ситуации. И именно в этом –
главная причина всей «либеральной политики» в национальном вопросе в годы
войны, а это в свою очередь не могло не сказаться на научной, культурной и
литературной жизни страны.
С годами войны 1941 – 1945 гг. /включительно/ связан относительный
рассвет украинской исторической науки, культуры, литературы и
изобразительного искусства. «Впервые за много лет – писал М. Рыльский, -
украинские учёные и писатели одержали право вслух высказаться про
национальный дух украинского народа».
С конца 1941 г в украинской советской литературе одна за другой
начинают печататься статьи историков и писателей, посвящённые выдающимся
страницам национального прошлого. Возрождается тяга к национальному
традиционализму. Известные деятели культуры выступают с обобщающими
работами про украинский национальный театр /Иван Кочерга/, музыкальную
культуру /Филипп Козицкий/, язык /Леонид Булаховский/. Именно в это время,
впервые после террора 1933 – 1938 гг., Институт истории академии наук УССР
имел смелость подготовить к печати многотомный труд «История Украины»,
первый том которого вышел в переломный период войны / в 1943 г. /.
Одновременно вышел популярный «Напис истории Украины», которого украинская
школа и читатель не имели более 10 лет.
Художественная литература дала ряд романов, повестей, рассказов /О.
Гончар «Прапороносцы» – трилогия Ю. Яновский «Живая вода», Ю. Смолич «Они
не прошли», Л. Смиленский «София», О.Кундзич «Украинская хата»/. Годы войны
стали временем появления значительных, пронизанных патриотическим пафосом,
поэм /М. Рыльский «Слово про рiдну матiр»; П. Тычина «Голос матери»; В.
Сосюра «Любите Украину»; Л. Первомайский «На Полтавщине»; А. Малышко –
«Украина моя»…
Весомый вклад в историю советского искусства 1941 – 1945 гг. внесли
украинские художники. Уже на второй день войны расширенный пленум ЦК союза
работников искусства обратился с призывом развернуть активную
художественную работу в армии, на фронте, в тылу. Во многих городах Украины
были созданы штабы, которые наладили работу по выпуску плакатов.
Заметным явлением в истории украинского изобразительного искусства
периода Великой Отечественной войны стал плакат В. Касияна «В бой,
славяне!», отмеченный первой премией на московской выставке оборонного
плаката летом 1943 г. большой популярностью пользовались посвящённые
освобождению столицы Украины плакаты В. Касияна «Киев наш», П. Супонина
«Киев», к. Агнита – Следзевского «Под славным городом Киевом» и др.
В годы войны активно развивается графическая живопись. Трагические
события войны нашли отражение в рисунках И. Кружкова «Девочка на дороге»
/1943/, В. Гливенка «Ведут заложников» /1941/, А. Гнилова «В «санчасти»
концлагеря Шталаг 326» /1945/.
Многочисленные фронтовые рисунки украинских художников, которые дошли
до нас на пожелтевших листках бумаги, страницах блокнотов, стали бесценным
вкладом в героическую военную летопись.
Несмотря на тяжёлые условия, украинскими художниками было создано
немало картин, этюдов /Н. Сирота «Пленные немцы», 1942; С. Кравченко
«Разгром немцев под Ростовом» 1942; Ю. Балановский «На днепровских
переправах» 1944; Ф. Самусев «Под Корсунь – Шевченковском» 1944/
В военное время в украинской советской живописи развивается и
исторический жанр /«Московские послы вручают грамоты Богдану Хмельницкому»
И. Шульга, созданная в 1943 г. для центрального исторического музея; серия
картин М. Дергуса «Хмельничина»; «После Корсуньской победы» и др./…
Всё это свидетельствовало, что признаки нового культурного и
общественного подъёма Украины, которая пережила странный шквал войны и
немецкую оккупацию, были очевидными.
Однако, несмотря на величайший моральный подъём, переживаемый советским
обществом, благодаря победе во второй мировой войне, Сталин считал, что она
нанесла его режиму серьёзные потери идеологического характера. Стремясь
поднять боевой дух советских людей во время войны, советская власть
стимулировала национальные чувства, как русского, так и других народов
СССР, а также сняла ограничения с религии. Но наибольшее беспокойство
режима вызвало то обстоятельство, что около 70 млн. советских людей –
жители оккупированных немцами территорий, угонявшиеся на принудительные
работы, военнопленные – познакомились с Западом и вкусили некоторые стороны
западного образа жизни. Кроме того, путём аннексии в состав СССР были
включены территории с миллионами людей, которые в большинстве отрицательно
или в лучшем случае скептически относились к советской идеологии,
политической системе и экономическому устройству.
Поэтому Сталин считал: режим должен вновь сдавить в своём кулаке
общество.
Новый размах культурной, научной и общественно – политической жизни
Украины, начиная со второй половины 1946 г. сменился новым систематическим
и плановым разгромом.
Человеком, которому Сталин доверил задачу восстановления
«идеологической чистоты» был его ближайший помощник Андрей Жданов.
Началась жестокая «чистка» в среде украинских учёных, писателей,
деятелей пера, кино и искусства.
Результаты этой чистки оказались опустошительными. Достаточно сказать,
что все работы по истории Украины, истории художественной украинской
литературы, критики, истории театра, написанные в годы войны, т.е. в период
вынужденных со стороны Москвы послаблений и относительных свобод в
национальном вопросе, все лучшие произведения литературы /проза, поэзия/
теперь предавались анафеме, как проникнутые духом «украинского буржуазного
национализма». От многообещающих возможностей нового культурного и
общественного подъёма Украины не осталось и следа.
Апогеем идеологического «закручивания гаек» стал 1951 год, когда было
предано анафеме стихотворение В. Сосюры «Любите Украину!», написанное на
волне патриотического подъёма в 1944 г. и получившего сталинскую премию.
Автора обвинили в национализме и заставили публично выступить с
унизительным раскаянием.
С конца 1948 г. в Украине развернулась компания борьбы против
«низкопоклонства» перед Западом, а со временем и «космополитизма» еврейских
писателей, художников, в частности, О. Борщаковского, И. Стебуна, Е.
Адельгейма, А. Каунельсона.
Учёные и писатели, композиторы и художники в таких условиях не способны
были творить, и это негативно сказалось на развитии литературы и искусства.
Однако, именно тогда, когда все изготовились к очередной сталинской
прихоти, 5 марта 1953 г. «отец народов» отошёл в лучший из миров. Казалось,
было слышно, как Украина облегчённо вздохнула.
После смерти Сталина началась новая эра. Изнуряющие, нерациональные,
расточительные, диктаторские методы правления были основаны на терроре и
массовом принуждении, не могли существовать бесконечно. Назрела насущная
потребность в общем ослаблении жестокого сталинского контроля над всеми
сферами жизни общества.
Н. С. Хрущёв, ставший победителем в борьбе за власть, понимал, что, в
конце концов, прогресс Советского Союза возможен на основе насилия, а
убеждения, роста производительности и инициативы, а не революционного
запала. Для того чтобы перейти на новый путь развития, следовало сначала
порвать с прошлым.
На ХХ съезде КПСС в 1956 г. Н. С. Хрущёв сделал один из самых
драматических в советской истории докладов. Посеяв величайший ужас и
растерянность в рядах «твёрдых партийцев», он развернул перед делегатами
обширную, детальную и устрашающую картину сталинских преступлений.
Этот «секретный доклад» означал начало процесса «десталинизации»,
сопровождающейся ощутимыми изменениями в культурной жизни страны. Этот
процесс был сложным и противоречивым, но в целом, без сомнения,
способствовал общественному, национальному и культурному возрождению в
Украине.
Среди различных слоёв населения возрос интерес к украинскому языку и
культуре, к истории своего народа. Появляются новые периодические издания,
в частности, журналы «Знамя» /1956г./, «Советское литературоведение» /1957
г./. В это время были образованы такие научные центры, как Академия
строительства и архитектуры, Украинская сельскохозяйственная академия наук
/1956 г./; новые творческие союзы – Союз журналистов Украины /1958 г./.
Началось издательство «Украинского исторического журнала» и первой
«Украинской Советской Энциклопедии». Большое внимание стало уделяться
развитию литературоведения и языковедения, которое нашло отражение в
издании многотомных работ по истории украинской литературы и литературного
языка, «Антологии украинской поэзии» и т.д.
В целом, либерализация и десталинизация общества имели позитивное
значение для развития украинской литературы. В это время были написаны
«Зачарованная Десна» и «Поэма про море» А. Довженко, «Шумела Украина» П.
Панча, «Человек и оружие» О. Гончара и «Правда и ложь» М. Стельмаха.
Приостановились нападки на писателей, которые в начале 50–х были объектом
критики борцов с космополитизмом и буржуазным национализмом. На развитие
украинской культуры, на общественную жизнь Украины оказало большое влияние
новое поколение талантливых деятелей. Произведения этих поэтов, прозаиков,
литературных критиков с трудностями пробивали себе дорогу на страницы
журналов, но пользовались особой популярностью среди молодёжи. Именно с
конца 50-х берут своё начало украинские внецензурные издание, проще говоря,
«самиздат». Большой интерес вызвали у читателей сборники поэзии Л. Костенко
«Промiння земли», /1957/, «Вiтрила» /1958/. В 1953 г. Д. Павлычко
дебютировал со сборником «Любовь и ненависть».
Критика культа личности положила конец «сталиниане» в искусстве УССР. С
музеев, выставок, галерей изымались многочисленные полотна и скульптуры,
посвящённые «вождю всех народов». Художники Украины, прежде всего графики,
начали поиски новых форм в изобразительном искусстве, выходя за рамки
социалистического реализма.
В связи с празднованием 150-летия со дня рождения Кобзаря в Москве был
сооружён памятник Т. Г. Шевченко /работы М. Грицюка, Ю. Сенкевича, А.
Фуженко/ в 1956 г. был открыт памятник во Львове И. Франко работы Б.
Борисенко, Д. Кравича.
Значительные успехи были достигнуты украинскими живописцами в развитии
исторической тематики. Заметным явлением в украинской живописи этого
периода стали полотна М. Хмелька, О. Хмельницкого, В. Задорожного; также
следует отметить работы М. Дергуса «Тарас во главе войска» /1952/, Л.
Чернова «Вечерняя песня».
Живописцы всё больше обращаются к традициям народного творчества.
Наиболее ярко это прослеживается в работах художников закарпатской школы
живописи. Ярким примером этому служит картина Г. Глюка «Лесорубы» /1954/,
полотна А. Ердели «Обрученные» и А. Коуки «Верховинка» /1956/.
Расцвет переживает в послевоенное время пейзажная живопись. И в этой
связи необходимо, прежде всего, отметить работы М. Глущенко – одного из
выдающихся в украинской живописи мастера пейзажа – «Тихий вечер» /1951/,
«Весенняя лирика» /1958/, «Над Днепром» /1952/. «Шторм» /1952/.
Дыхание самой жизни, его аромат чувствуется в работах А. Петрицкого
«Певонии», С. Беседина «Розы» /1952/, М. Глущенко «Цветы на фоне моря»
/1955/.
Значительных успехов добились художники монументалисты С. Думенко, О.
Попов, В. Токарева, которые выполняли монументально-живописные работы в
Одесском Дворце культуры моряков /1951-1953/.
Достижения и особенности украинского монументально-декоративного
искусства в первой половине 50-х годов наиболее чётко прослеживаются в
художественном оформлении павильонов Выставки народных достижений УССР
/1958-1959/. В выполнении этого проекта принимали участие живописцы и
скульпторы Харькова, Одессы, Киева и других городов.
Падение Н. С. Хрущева негативно сказалось, в том числе и на культурной
жизни Украины. Либерализация культурно-национальной жизни сменилась
усилением русификации на Украине.
Список изученной литературы.

1. Субтельный О. Украина: история. –К., 1993.
734 с.

2. История Украины /под ред. Ю. Зайцева. – Львов. 1996.

3. Шаповал Ю.И. Украина 20 – 50-е годы: страницы ненаписанной истории
–К. 1993.


4. Костюк Г. Сталинизм в Украине. Генезис и последствия –К. 1993.

5. Украинское советское искусство. 1941 – 1960-е гг. /под ред.
Юхимца/ Г. М. – К. 1983




Новинки рефератов ::

Реферат: Франций (Химия)


Реферат: Контрольная работа по охране труда. Действие шума на организм человека (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Культура в V-IX веках (Культурология)


Реферат: Политические интересы молодежи 90-x годов (Социология)


Реферат: Гражданская война в США в 1861-1865 (История)


Реферат: Бюджетное управление предприятием (Управление)


Реферат: Токарно-винторезный станок (Технология)


Реферат: Кометы Космическая опасность (Астрономия)


Реферат: Жизнь Веры Холодой (Искусство и культура)


Реферат: А.П. Чехов. "Скверно вы живете, господа..." (Литература : русская)


Реферат: Социология религий (Социология)


Реферат: Исполнительная власть субъектов РФ (на примере Оренбургской области) (Теория государства и права)


Реферат: Гражданский Кодекс РСФСР 1922г. (вещное, обязательное, наследственное право) (Государство и право)


Реферат: Еврейское книгопечатание (История)


Реферат: Развитие речи и мышления (Педагогика)


Реферат: Определение содержания аскорбиновой кислоты в яблоках различных сортов (Химия)


Реферат: Ранний Донателло (Искусство и культура)


Реферат: Ислам в новую эпоху (Политология)


Реферат: Англо-германские отношения в межвоенный период (История)


Реферат: Социализация (Социология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист