GeoSELECT.ru



Бухгалтерский учет / Реферат: Бухгалтерский учет в России: основные направления развития (Бухгалтерский учет)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Бухгалтерский учет в России: основные направления развития (Бухгалтерский учет)


Бухгалтерский учет в России: основные направления развития
А. Бакаев, руководитель Департамента Минфина России
В марте 1998 г. Правительством Российской Федерации была принята Программа
реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными
стандартами финансовой отчетности. Целью этой Программы является приведение
российской системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями
рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности. 2000
г. стал последним годом в выполнении этой Программы.
Основные цели и задачи реформы охватывали:
• формирование системы стандартов учета и отчетности, обеспечивающих
полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;
• увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями
гармонизации стандартов на международном уровне;
• оказание методической помощи организациям в понимании и внедрении
реформированной модели бухгалтерского учета.
В соответствии с принятой Программой для достижения поставленных целей было
предусмотрено проведение трех блоков мероприятий: обновление нормативной
базы бухгалтерского учета; становление бухгалтерской профессии; повышение
квалификации бухгалтерских кадров.
Что же сделано за прошедшие три года?
Обновление нормативной базы бухгалтерского учета
В рамках выполнения правительственной Программы в части, связанной с
нормативной базой, распоряжением Правительства Российской Федерации от
22.05.98 г. N 587-р принят План внедрения положений (стандартов) по
бухгалтерскому учету в практику. Минфином России утвержден ряд положений по
бухгалтерскому учету (ПБУ) и методических указаний (МУ), приведенных ниже.
|------------------------------------------------------------|
| Общие вопросы раскрытия информации |
|------------------------------------------------------------|
|Бухгалтерская отчетность |ПБУ 4/99, утверждено приказом |
|организации |Минфина России от 6.07.99 г. N |
| |43н |
|-------------------------|----------------------------------|
|Сводная бухгалтерская |МУ, утверждены приказом Минфина |
|отчетность |России от 12.05.99 г. N 36н |
|Прибыль на акцию |МУ, утверждены приказом Минфина |
| |России от 21.03.2000 г. N 29н |
|-------------------------|----------------------------------|
|Информация по сегментам |ПБУ 12/2000, утверждено приказом |
| |Минфина России от 27.01.2000 г. |
| |N 11н |
|-------------------------|----------------------------------|
|Информация об |ПБУ 11/2000, утверждено приказом |
|аффилированных лицах |Минфина России от 13.01.2000 г. |
| |N 5н |
|-------------------------|----------------------------------|
|Учетная политика |ПБУ 1/98, утверждено приказом |
|организации |Минфина России от 9.12.98 г. N |
| |60н |
|-------------------------|----------------------------------|
|Условные факты |ПБУ 8/98, утверждено приказом |
|хозяйственной |Минфина России от 25.11.98 г. N |
|деятельности |57н |
|-------------------------|----------------------------------|
|События после отчетной |ПБУ 7/98, утверждено приказом |
|даты |Минфина России от 25.11.98 г. N |
| |56н |
|------------------------------------------------------------|
| Активы и обязательства организации |
|------------------------------------------------------------|
|Основные средства |ПБУ 6/97, утверждено приказом |
| |Минфина России от 3.09.97 г. N |
| |65н |
|-------------------------|----------------------------------|
|Материально- |ПБУ 5/98, утверждено приказом |
|производственные запасы |Минфина России от 15.06.98 г. N |
| |25н |
|-------------------------|----------------------------------|
|Нематериальные активы |ПБУ 14/2000, утверждено приказом |
| |Минфина России от 16.10.2000 г. |
| |N 91н |
|-------------------------|----------------------------------|
|Активы и обязательства, |ПБУ 3/2000, утверждено приказом |
|стоимость которых |Минфина России от 10.01.2000 г. |
|выражена в иностранной |N 2н |
|валюте | |
|-------------------------|----------------------------------|
|Доверительное управление|МУ, утверждены приказом Минфина |
|имуществом |России от 24.12.98 г. N 68н |
|------------------------------------------------------------|
| Финансовые результаты организации |
|------------------------------------------------------------|
|Доходы организации |ПБУ 9/99, утверждено приказом |
| |Минфина России от 6.05.99 г. N |
| |32н |
|-------------------------|----------------------------------|
|Расходы организации |ПБУ 10/99, утверждено приказом |
| |Минфина России от 6.05.99 г. N |
| |33н |
|-------------------------|----------------------------------|
|Договоры (контракты) на |ПБУ 2/94, утверждено приказом |
|капитальное строительство|Минфина России от 20.12.94 г. N |
| |167 |
|-------------------------|----------------------------------|
|Государственная помощь |ПБУ 13/2000, утверждено приказом |
| |Минфина России от 16.10.2000 г. |
| |N 92н |
|-------------------------|----------------------------------|
Кроме того, были внесены изменения и дополнения в основной документ, в
котором в концентрированном виде изложены фундаментальные правила
бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности - в Положение по ведению
бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.
Отметим, что вместо трех положений по бухгалтерскому учету выпущены
методические указания. Это связано с неготовностью по ряду причин на данном
этапе сформулировать в положениях нормы по трем темам (прибыль на акцию,
сводная бухгалтерская отчетность, доверительное управление имуществом).
Разрабатываются проекты документов по прекращению операций, финансовым
вложениям, реорганизации организаций, аренде основных средств и расчетам по
налогам. Замедление в работе над этими проектами связано с тем, что,
например, не принят Налоговый кодекс Российской Федерации в части налога на
доходы (прибыль) и поэтому откладывается выпуск ПБУ "Расчеты но налогам". В
Комитете по международным стандартам финансовой отчетности нет достаточной
ясности в вопросе о применении МСФО 39 "Финансовые инструменты: признание и
оценка", поэтому мы вынуждены придерживать разработку ПБУ "Финансовые
вложения" и т.д.
В рамках выполнения Программы удалось разработать блок документов,
связанных с формированием и составлением бухгалтерской отчетности. Это ПБУ
4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", приказы Минфина России от
13.01.2000 г. N 4н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" и от
28.06.2000 г. N 60н "О Методических рекомендациях о порядке формирования
показателей бухгалтерской отчетности организации". В годовой бухгалтерской
отчетности за 2000 г. должны проявиться новые подходы и правила, заложенные
в указанных новых документах и положениях по бухгалтерскому учету. Новизна
состоит, в частности, в том, что Минфин России отказался от типовых форм
бухгалтерской отчетности, утвердив только их образцы в качестве
рекомендаций. В ходе проведения отчетной кампании должны проявиться умение,
компетентность и квалификация главных бухгалтеров готовить бухгалтерскую
отчетность в соответствии с общими требованиями, изложенными в ПБУ 4/99, и
правилами раскрытия информации, приведенными в каждом положении по
бухгалтерскому учету, а также разными подходами для:
• субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций;
• средних и крупных организаций;
• крупнейших организаций.
В конце 2000 г. Минфин России утвердил новый План счетов бухгалтерского
учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцию по его
применению, а Минюст России принял решение квалифицировать этот документ
как не требующий государственной регистрации. В связи с этим для многих
организаций появилась возможность применять новый План счетов
бухгалтерского учета с 1 января 2001 г. Для большинства организаций переход
на новый План счетов состоится 1 января 2002 г. Обращаем внимание читателей
на отсутствие промежуточных дат для начала применения нового Плана счетов
бухгалтерского учета. Это соответствует нормам положения по бухгалтерскому
учету "Учетная политики организации" (ПБУ 1/98). Во многом данная ситуация
вызвана необходимостью проведения подготовительной работы по такому
переходу. Речь идет о тщательном изучении самого Плана счетов
бухгалтерского учета, разработке учетной политики организации, учитывающей
вводимые новации (например, только отмена в качестве самостоятельного
объекта бухгалтерского учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов
потребует определенной перестройки не только в синтетическом учете),
уточнении регистров бухгалтерского учета, переналадке программных
продуктов, обучении персонала новым правилам и т.п. Подчеркнем, что
большинство нововведений в Плане счетов бухгалтерского учета вытекает из
содержания положений по бухгалтерскому учету - как утвержденных, так и
разрабатываемых в рамках правительственной Программы.
Подготовлена и внесена на рассмотрение в Правительство Российской Федерации
новая редакция Федерального закона "О бухгалтерском учете". Изменения,
внесенные в проект Федерального закона, согласуются с новациями,
вытекающими из положений по бухгалтерскому учету (отдельные правила,
терминология и др.). При этом в новую редакцию включены два важных
дополнения. Первое связано с введением нормы обязательности составления
сводной бухгалтерской отчетности группами взаимосвязанных организаций,
образованных на добровольных началах. Несмотря на указания Минфина России
(Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в
Российской Федерации, Методические рекомендации по составлению и
представлению сводной бухгалтерской отчетности), многие группы
взаимосвязанных организаций не составляют указанной отчетности, сужая базу
информации, необходимой для успешного управления такой группой.
Второе дополнение вытекает из Плана мероприятий по реализации Программы
реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными
стандартами финансовой отчетности в части, касающейся проведения аттестации
профессиональных бухгалтеров (главных бухгалтеров и бухгалтеров-экспертов).
В настоящее время такая аттестация проводится на добровольных началах
согласно Положению, утвержденному Институтом профессиональных бухгалтеров
России и одобренному Межведомственной комиссией по реформированию
бухгалтерского учета и финансовой отчетности (по состоянию на начало января
2001 г. прошли аттестацию свыше 65 тыс. человек). Наступило время закрепить
проводимую работу на законодательном уровне, соответствующая статья
включена в проект новой редакции Федерального закона "О бухгалтерском
учете". Предполагается, что новая редакция Закона будет принята
Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в конце
2001 г.
Становление бухгалтерской профессии
В рамках этого блока важнейшим стало формирование признаваемой
профессиональной организации специалистов бухгалтерской профессии -
Института профессиональных бухгалтеров России (ИПБ России). Особо
подчеркнем, что предварительные варианты большинства утвержденных положений
по бухгалтерскому учету разрабатывались силами ИПБ России. Структура
организации ИПБ России предусматривает создание самостоятельных
территориальных подразделений (ТИПБ), которых в настоящее время
насчитывается почти 60. Одной из задач ТИПБ является разъяснение среди
практиков принятых новых правил бухгалтерского учета и выработка учетных
приемов их применения. Это позволит по истечении определенного периода
времени часть функций, связанных с регулированием бухгалтерского учета,
передать от Минфина России ИПБ России. Это касается главным образом
создания отраслевых указаний, учитывающих специфику видов деятельности,
отраслевую принадлежность отдельных организации и т.п., а также
осуществление консультационной и разъяснительной работы.
Подготовка и переподготовка специалистов в области бухгалтерского учета
В этом блоке мероприятий отметим разработку документов, относящихся к
высшей категории бухгалтеров - государственного стандарта по высшему
образованию по специальности бухгалтерский учет программ подготовки и
переподготовки профессиональных бухгалтеров. Кроме того, подготовлены
отдельные учебники и учебные пособия, учитывающие новые правила
бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности. Заметим, что
проводимую работу по подготовке и переподготовке профессиональных
бухгалтеров взяло под свою опеку Минобразование России (в частности, при
нем создается научно-методический совет по проблемам подготовки
бухгалтерских и аудиторских кадров). Тем самым повышается ответственность
преподавателей и специалистов в получении знаний учебно-методических
центрах при ИПБ России (в настоящее время их около 300).
Варианты формирования бухгалтерской отчетности
В ходе выполнения Программы реформирования бухгалтерского учета в
соответствии с международными стандартами финансовой отчетности были
определены три группы организаций, по-разному формирующих бухгалтерскую
отчетность в соответствии с российскими правилами бухгалтерского учета.
Приказом N 4н предусмотрено три варианта формирования составляющих частей
бухгалтерской отчетности (упрощенный, стандартный и множественный). Кроме
того, имеется четвертый вариант формирования бухгалтерской отчетности -
когда организация составляет отчетность в полном соответствии с
международными стандартами финансовой отчетности и не формирует ее
параллельно по российским правилам. Необходимость выделения указанных групп
связана с тем, что разные группы организаций в зависимости от стоящих перед
ними задач в разной степени детализации должны решать проблему прозрачности
при раскрытии итоговой бухгалтерской информации.
Организации первой группы применяют международные стандарты финансовой
отчетности. Функционирование этих организаций характеризуется
необходимостью привлечения капитала (включая иностранный) для дальнейшего
развития производства, инфраструктуры и т.п. В первую группу входят
открытые акционерные общества, акции которых котируются на фондовом рынке.
Во вторую группу входят организации, формирующие бухгалтерскую отчетность
по множественному варианту. К ним относятся оставшиеся открытые акционерные
общества, а также федеральные и крупные муниципальные унитарные
предприятия, организации, представляющие эту группу, могут в дальнейшем
перейти в первую группу.
К третьей группе относятся остальные организации (закрытые акционерные
общества, общества с ограниченной ответственностью и др., за исключением
субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций), которые
составляют бухгалтерскую отчетность по стандартному варианту.
Четвертая группа объединяет субъекты малого предпринимательства и
некоммерческие организации, составляющие отчетность по упрощенному
варианту.
Естественно, что разные варианты формирования бухгалтерской отчетности
требуют разной степени подготовленности персонала организаций (в том числе
бухгалтерских кадров) по ведению бухгалтерского учета. Например, возникает
вопрос о целесообразности вводить определенную сертификацию для
специалистов, собирающихся вести бухгалтерский учет в полном соответствии с
международными стандартами финансовой отчетности. К таким специалистам
должны предъявляться особые требования, в том числе знание английского
языка для непосредственного ознакомления с первоисточником. Для ведущих
учет в малом бизнесе и отдельных некоммерческих организациях во многих
случаях достаточно прохождение краткосрочных курсов по бухгалтерскому
учету.
Кроме того, возникает задача установить определенную этапность в достижении
поставленных целей. Например, разрешить для первой группы организаций
составлять бухгалтерскую отчетность исключительно по международным
стандартам финансовой отчетности с 2002 г. или 2003 г., а требовать
обязательность такого составления - лишь с отчета за 2005 г. При этом
необходимы разработка МНС России для составления налоговой отчетности
определенных "мостиков" (корректировок), а также высокая финансовая
составляющая для формирования итоговой информации в полном соответствии с
МСФО.
Для представителей второй и третьей групп важно научиться пользоваться
утвержденными российскими правилами при формировании и составлении
бухгалтерской отчетности. Раскрывая информацию в отчетности, следует
учитывать, что будет происходить постоянное совершенствование ранее
принятых и утверждение новых положений но бухгалтерскому учету.
Перспективы развития системы бухгалтерского учета
Что касается мероприятий и документов, которые будут разрабатываться в
последующем, то ориентиром должны стать задачи, поставленные в Программе
социально-экономического развития, принятой Правительством Российской
Федерации в июле 2000 г. Непосредственно с бухгалтерским учетом связаны два
момента: усиление прозрачности деятельности организации (как стратегическая
цель по всем аспектам управления) и выработка основных направлений развития
бухгалтерского учета в России (как практическое воплощение в виде
постановления Правительства по одной отрасли управления).
При дальнейшем развитии системы положений и других нормативных актов по
бухгалтерскому учету представляется целесообразным принять в качестве
основных направлений:
• обеспечение открытости, понятности и полезности бухгалтерской отчетности
заинтересованным пользователям, в том числе иностранным инвесторам. При
этом необходимо использовать международные стандарты финансовой отчетности
в качестве основы для разработки положений и других нормативных актов по
бухгалтерскому учету для конкретных условий рыночной экономики,
формирующейся в Российской Федерации, что отвечает требованию Программы
социального и экономического развития Российской Федерации в части усиления
прозрачности деятельности организаций;
• реализация таких подходов к составлению бухгалтерской отчетности,
которые обеспечат формирование отчетной финансовой информации, исходя из
приоритета экономического содержания фактов хозяйственной деятельности
перед их юридической формой. Это связано с тем, что отставание российского
законодательства требует установления отдельных правил бухгалтерского
учета, не в полной мере опирающихся на правовые нормы, и в большей степени
- на реальные экономические факты и операции;
• завершение формирования модели взаимодействия системы бухгалтерского
учета с системой налогообложения. Наметившаяся тенденция разделения
бухгалтерского учета и налогового учета должна быть преодолена благодаря
принятию Налогового кодекса Российской Федерации в полном объеме и
разработке необходимых корректировок данных бухгалтерского учета для целей
налогообложения.
С основными направлениями совершенствования нормативной базы напрямую
увязана Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России,
одобренная Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине
России и Институтом профессиональных бухгалтеров России в декабре 1997 г.
(опубликована в профессиональной печати). В этой Концепции на основе
проведенного скрупулезного анализа российской и международной практики,
тенденций развития бухгалтерского учета сформулированы подходы к построению
российской системы бухгалтерского учета на ближайшие 10-15 лет. К
сожалению, этот документ незнаком большинству бухгалтеров и даже
профессиональным комментаторам выходящих нормативных документов.
В этой связи, по нашему мнению, следует напомнить, что Концепция является
основой построения системы бухгалтерского учета в стране и призвана:
• обеспечивать заинтересованных специалистов информацией об общих подходах
к организации и ведению бухгалтерского учета;
• служить фундаментом для поэтапной разработки новых и пересмотра
действующих актов по бухгалтерскому учету;
• быть основой принятия решения по вопросам, еще не урегулиурегулированным
нормативными актами;
• помогать потребителям бухгалтерской информации в понимании данных,
содержащихся в бухгалтерской отчетности.
Видимо, назрела необходимость повысить статус принятого профессиональными
организациями документа. Рассматривается вопрос об одобрении ее либо
Правительством Российской Федерации, либо Межведомственной комиссией по
реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности, либо Минфином
России. Повышение статуса документа позволит признавать его при
рассмотрении дел в судах, налоговыми инспекциями и другими контролирующими
органами.
Должна быть продолжена работа по повышению престижа бухгалтерской
профессии, главный бухгалтер должен превратиться в одну из ключевых
структур в системе управления хозяйствующего субъекта.
Серьезного подхода требует проблема изучения правил бухгалтерскою учета и
формирования отчетности специалистами экономического профиля, руководящим
составом и в особенности - руководителем организации. На практике должно
строго соблюдаться положение Федерального закона "О бухгалтерском учете" об
ответственности за организацию системы бухгалтерского учета, соблюдение
законодательства при выполнении хозяйственных операций, которую несет
руководитель организации.
Статья опубликована в "Финансовой газете" от 18.01.2001






Реферат на тему: Бухгалтерский учет в бюджетных организациях

Введение



Осуществляемый в России переход от административно - хозяйственной
системы в рыночной экономике потребовал коренного изменения всего
хозяйственного законодательства Российской Федерации, налогового - в первую
очередь. В прежней системе в бюджет изымался практически весь доход
предприятий, оставалась лишь небольшая часть для целей материального
стимулирования работников и на научно-техническое развитие.
В настоящее время с развитием рыночной экономики во все сферы
хозяйственной деятельности проникают новые экономические отношения,
коренным образом изменяется налоговая система, а вместе с тем законы,
положения, нормативные акты. Создаются акционерные, арендные и совместные
предприятия с участием юридических и физических лиц. Происходят заметные
изменения в составе средств и источников финансирования предприятий.
Бухгалтерам в процессе работы приходится применять новые методики,
позволяющие отражать введение в хозяйственный оборот особых видов имущества
и взаимоотношений участников. За последнее время в связи с принятием новых
нормативных документов произошли существенные изменения в методике учета
основных средств, производственных запасов, себестоимости продукции,
капитальных вложений, финансовых результатов; претерпели изменения порядок
формирования и учет уставного капитала и других фондов предприятия,
распределение прибыли, погашения убытков, правила финансирования и
кредитования.
Но, несмотря на все трудности ведения учета на предприятиях, на
постоянно меняющееся законодательство и налоги бухгалтерский учет обязаны
вести все организации, находящиеся на территории Российской Федерации.
Бухгалтерский учет в бюджетных организациях имеет свои специфические
особенности, обусловленные законодательством о бюджетном устройстве и
бюджетном процессе, инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях и
организациях, состоящих на бюджете, утвержденной приказом Минфина РФ от 3
ноября 1993г №122, другими нормативными документами по учету и отчетности в
бюджетных организациях, отраслевой их спецификой. К этим особенностям нужно
отнести:
-организацию учета в разрезе статей бюджетной классификации;
-контроль исполнения сметы расходов;
-выделение в учете кассовых и фактических расходов;
-отраслевые особенности учета в учреждениях бюджетной сферы
(здравоохранения, образования, науки).
Специфические особенности учета в бюджетных организациях вызывают
необходимость дополнить общие задачи бухгалтерского учета более
конкретными, как, например, точное исполнение утвержденного бюджета,
соблюдение финансово – бюджетной дисциплины, мобилизация средств в бюджет и
выявление дополнительных расходов.
Все вышеизложенное подтверждает актуальность темы настоящей работы,
предопределило ее цель и задачи.
Целью дипломной работы является изучение особенностей бухгалтерского
учета в бюджетных организациях.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
-изучить по нормативным материалам и данным литературы основы ведения
бухгалтерского учета в бюджетных организациях на современном этапе;
-проанализировать отдельные аспекты учета хозяйственных средств в
учреждениях непроизводственной сферы;
-охарактеризовать бюджетное учреждение-базу выполнения практической
части;
-выполнить анализ баланса исполнения сметы расходов и отчета об
исполнении сметы расходов бюджетной организации.
Практическая часть настоящей дипломной работы выполнена на базе
Георгиевского техникума механизации сельского хозяйства. Для анализа
использована бухгалтерская отчетность бюджетной организации за 1999 год.



1.Основы бухгалтерского учета в бюджетных организациях.


1. Основные задачи и правила ведения бухгалтерского учета.


Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора,
регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе,
обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и
документального учета всех хозяйственных операций.
Основными задачами бухгалтерского учета являются:
-формирование полной и достоверной информации о деятельности
организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним
пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям,
участникам и собственникам имущества организации, а также внешним –
инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
-обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним
пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением
законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией
хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением
имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и
финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и
сметами;
-предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности
организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее
финансовой устойчивости.
Основные правила ведения бухгалтерского учета в организациях
установлены Законом «О бухгалтерском учете», Положением о бухгалтерском
учете и отчетности, Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика
предприятия», Планом счетов бухгалтерского учета и другими нормативными
документами, на которых остановимся более подробно в отдельной главе.
В соответствии с указанным законом основными правилами, требованиями
к ведению бухгалтерского учета являются:
-бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций
организацией ведется в валютных РФ-рублях;
-имущество, являющееся собственностью организаций, учитывается
обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной
организации;
-бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента её
регистрации до реорганизации или ликвидации;
-организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и
хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах
бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского
учета. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и
остаткам по счетам синтетического учета;
-все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат
своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо
пропусков или изъятий;
-текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения
учитываются раздельно;
-основанием для записи в учетных регистрах являются первичные учетные
документы, которые должны составляться в момент совершения хозяйственных
операций или непосредственно после ее окончания и содержать обязательные
реквизиты.
После того как решением Верховного суда РФ от 30 июля 1998г №ГКПИ 98-
283 была признана недействительной Инструкция по бухгалтерскому учету в
учреждениях и организациях, состоящих на бюджете (утверждена приказом
Минфина России от 03 ноября 1993г №122), бюджетные организации остались без
нормативного документа, который определял бы порядок ведения ими
бухгалтерского учета.
Но теперь такой документ есть. Приказом Минфина России от 30 декабря
1999г №107 утверждена новая Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных
организациях. Инструкция зарегистрирована в Минюсте России 28 января 2000г
№2064.
Используя периодическую бухгалтерскую литературу, нами была изучена
Инструкция №107, она состоит из трех частей и двух приложений. В части I
«Организация бухгалтерского учета» приводится бюджетный План счетов. Часть
II «Учет операций по исполнению смет доходов и расходов по бюджетным
средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников» состоит
из двенадцати глав, каждая из которых посвящена отдельному участку
бухгалтерского учета. Часть III определяет «Порядок учета операций по
централизованному снабжению материальными ценностями учреждений».
Приложение №1 к названной Инструкции представляет «Унифицированные
формы финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации бюджетных
учреждений и организаций», приложение №2 – «Корреспонденцию субсчетов по
основным бухгалтерским операциям».
Теперь бюджетным учреждениям разрешено применять не только
документацию класса 05 ОКУД «Унифицированная система первичной учетной
документации», но и отдельные формы первичных учетных документов класса 03
ОКУД «Унифицированная система первичной учетной документации».
Изменения, которые Инструкция №107 вносит в бухучет бюджетных
организаций, весьма значительны и затрагивают все участки учета. Но в
первую очередь необходимо сказать об ограничениях в выборе форм и способов
ведения бухгалтерского учета и изменениях в учете внебюджетных средств
поскольку от этого зависит налогообложение бюджетных организаций. Согласно
пунктам 1 и 5 новой Инструкции, в бюджетных учреждениях устанавливается
единый порядок ведения бухгалтерского учета. Этот порядок формируется на
основе:
-стандартного Плана счетов бухгалтерского учета (п.30
Инструкции№107);
-мемориально-ордерной формы ведения бухгалтерского учета (перечень
применяемых форм мемориальных ордеров приведен в п.20 Инструкции №107);
-формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета;
-методов оценки активов и обязательств;
-корреспонденции субсчетов по основным бухгалтерским операциям и т.д.
Это означает, что бюджетные учреждения в отличие от любых других
некоммерческих и коммерческих организаций лишены возможности утверждения
рабочего плана счетов бухгалтерского учета, выбора формы бухгалтерского
учета и т.п.
Однако это противоречит Федеральному закону от 21 ноября 1996г №129-
ФЗ «О бухгалтерском учете», а пункт 4 Инструкции №107 подтверждает, что
бюджетные учреждения находятся в сфере действия этого закона.
Статья 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» гласит, что
учетная политика бюджетных учреждений, как и любых других организаций,
представляет собой совокупность организационно-технических решений и
способов ведения бухгалтерского учета. Следовательно, чтобы ограничить
права бюджетного учреждения по организации бухгалтерского учета и
формированию учетной политики, необходимы изменения и дополнения в
вышеуказанный закон.
Признавая целесообразность ведения единых унифицированных правил
ведения бухгалтерского учета для бюджетных учреждений, все же необходимо
отметить, что данная проблема должна решаться не нормативным правовым актом
Минфина России, а на законодательном уровне.
Согласно статье 8 Инструкции №107, сведения об исполнении смет
доходов и расходов представляются руководителям обслуживаемых учреждений в
сроки, установленные главным бухгалтером централизованной бухгалтерии.
Между тем пункт 2 статьи 6 Федерального закона «О бухгалтерском
учете» предусматривает принципиально иной порядок организации
бухгалтерского учета. Руководителю юридического лица предоставлено право,
сделать выбор в пользу определенной формы ведения бухгалтерского учета и
нести ответственность за данный выбор. В условиях рынка даже для бюджетных
учреждений наиболее приемлемой является децентрализованная форма учета, (то
есть непосредственно в учреждении), поскольку руководитель в этом случае
может принимать управленческие решения на основе своевременно поступающей
бухгалтерской информации.
До недавнего времени деятельность бюджетных организаций
регламентировалась не только Федеральным законом «О бухгалтерском учете»,
но и следующими документами:
-Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности в Российской Федерации (приказ Минфина России от 29 июля 1998г
№34 Н);
-ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»
(приказ Минфина России от 09 декабря 1998г №60 Н);
-ПБУ 5/98 «Учет материально-производственных запасов»
(приказ Минфина России от 15 июня 1998г №25 Н);
-ПБУ 9/99 «Доходы организации»
(приказ Минфина России от 6 мая 1999г №32 Н) – в части признания
доходов от предпринимательской и иной деятельности;
-ПБУ 10/99 «Расходы организации»
(приказ Минфина России от6 мая 1999г №33 Н) – в части признания
расходов по предпринимательской и иной деятельности.
Одновременно с новой Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных
учреждениях приказом Минфина России от 30 декабря 1999г №107Н утвержден
перечень изменений и дополнений, вносимых в нормативные правовые акты
Минфина России.
На основании этого документа бюджетные учреждения и организации
исключены из сферы действия вышеуказанных положений и стандартов
бухгалтерского учета. Тем не менее, многие нормы Инструкции №107 повторяют
формулировки ранее принятых нормативных актов Минфина России.
В частности, и в пункте 7 Инструкции №107 по бухгалтерскому учету в
бюджетных учреждениях, и в пункте 10 Положения по ведению бухгалтерского
учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации говорится о
необходимости ведения документации на русском языке.
В пункте 8 Инструкции №107 и пунктах 6, 101 Положения по ведению
бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации
установлено, что ответственность за организацию бухгалтерского учета,
соблюдение законодательства и хранение бухгалтерской документации в
бюджетных организациях несет не главный бухгалтер, а руководитель
учреждения.
Пункт 10 Инструкции №107 по бухгалтерскому учету в бюджетных
учреждениях повторяет формулировку пункта 12 Положения по ведению
бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. И в
том, и в другом документе говорится, что все работники бюджетных учреждений
должны исполнять требования главного бухгалтера, касающиеся порядка
оформления и представления в бухгалтерию документов и сведений.
Кроме того, способы оценки материальных запасов, изложенные в пункте
59 Инструкции №107, в целом повторяют правила оценки пунктов 5 и 6 ПБУ 5/98
«Учет материально-производственных запасов».
В то же время Инструкция №107 внесла и ряд принципиальных
нововведений. Например, пункт 7 обязывает бюджетные учреждения вести учет в
рублях и копейках и не допускает округлений до целых рублей, тогда как
пункт 25 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности в Российской Федерации разрешает остальным организациям выбирать
валюту учета.
Необходимо подчеркнуть, что установление единых унифицированных
правил ведения бухгалтерского учета (включая корреспонденцию счетов) делает
возможным применение к бюджетным учреждениям налоговых санкций по статье
120 Налогового кодекса РФ. Эти санкции применяются за грубое нарушение
правил учета доходов, а также объектов налогообложения.
Оценка имущества и обязательств производится организацией для их
отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в денежном
выражении.
Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем
суммирования фактически произведенных расходов на его покупку; имущества
полученного безвозмездно – по рыночной стоимости на дату оприходования;
имущества произведенного в самой организации, - по стоимости его
изготовления.
Начисление амортизации основных средств и нематериальных активов
производится независимо от результатов хозяйственной деятельности
организаций в отчетном периоде.
Хозяйственные операции отражаются на бумажных и машиночитаемых
носителях информации. Следовательно, бухгалтерский документ – любой
носитель информации, с помощью которого хозяйственные операции подвергаются
первичной регистрации.
Бухгалтерскими документами оформляются любые хозяйственные операции в
той последовательности в которой они совершаются. Это обеспечивает
сплошной, непрерывный учет всех объектов учета; юридическое обоснование
бухгалтерских записей, которые делают на основании документов, имеющих
доказательную силу; использование документов для текущего контроля и
оперативного руководства хозяйственной деятельностью организации; контроль
за сохранностью собственности, так как документами подтверждается
материальная ответственность работников за доверенные им ценности;
укрепление законности, поскольку документы служат основными источниками
сведений для последующего контроля правильности, целесообразности и
законности каждой хозяйственной операции при документальных ревизиях.
Первичные документы должны быть составлены в момент совершения
операции, а если это не представляется возможным – непосредственно после
окончания операции. В учреждениях все бухгалтерские документы, связанные с
исполнением смет расходов по бюджету, специальным и другим внебюджетным
средством, подписываются руководителем организации или его заместителем и
главным бухгалтером или его заместителем.
Своевременное и достоверное создание первичных документов, передача
их в установленном порядке и сроке для отражения в бухгалтерском учете
производится в соответствии с утвержденным в организации графиком
документооборота. Документы следуют составлять на бланках установленной
формы с заполнением всех реквизитов, причем в некоторых документах,
например, приходных и расходных кассовых ордерах, исправления делать не
разрешается. Проверенные и принятые бухгалтерией документы подвергают
бухгалтерской обработке, под которой понимают расценку, группировку и
разметку. Пройдя обработку, документация группируется по периодам – месяц,
квартал, год и формируется в дела, содержащие обычно до 250 листов.
Согласно первичных документов производится запись операции на счетах.
Записать операцию на счетах – это значит отразить её содержание в
бухгалтерских книгах, карточках или свободных листах, являющихся учетными
регистрами.
В бухгалтерских книгах все страницы пронумерованы и заключены в
переплет. На последней странице указывается общее число пронумерованных
страниц за подписью главного бухгалтера. Книги применяются для
синтетического и аналитического учета.
Карточки из плотной бумаги или не плотного картона не скрепляются
между собой. Их хранят в специальных ящиках – картотеках. Карточки (кроме
карточек по основным средствам) регистрируются в реестре карточек (ф.279),
который ведется для каждого счета отдельно. Карточки для учета основных
средств регистрируются в описи инвентарных карточек по учету основных
средств (Ф.ОС – 10).
Свободные листы (ведомости) отличаются от карточек тем, что они
изготавливаются из менее плотной бумаги, имеют большой формат. Хранят их в
особых папках – регистраторах; заводятся они как правило на месяц или
квартал.
Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней отчетности
является коммерческой тайной.
Для учреждений непроизводственной сферой наиболее характерно ведение
бухгалтерского учета по мемориально – ордерной и журнально - ордерной
формам учета. В связи с этим, нами были изучены особенности каждой из
названных форм.


2. Мемориально – ордерная форма бухгалтерского учета


Мемориально – ордерная форма бухгалтерского учета определяется
следующими признаками: количеством, структурой и внешним видом учетных
регистров, последовательностью связей между документами и регистрами, а
также между самими регистрами и способом записи в них, то есть
использованием тех или иных технических средств. Бухгалтерский учет
исполнения смет расходов осуществляется по мемориально – ордерной форме
бухгалтерского учета в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в
учреждениях и организациях, состоящих на бюджете.
Состав учетных регистров и последовательность записи в них при
мемориально – ордерной форме учета представлены на рисунке 1.



Условные обозначения: запись
сверка записи

Рис. 1. Мемориально – ордерная форма бухгалтерского учета.

При мемориально – ордерной форме учета проверенные и принятые к учету
документы систематизируются по датам совершения операций и оформляются
мемориальными ордерами – накопительными ведомостями, которым присваиваются
следующие постоянные номера:
мемориальный ордер 1- накопительная ведомость по кассовым операциям
(Ф.381);
мемориальный ордер 2 – накопительная ведомость по движению средств на
бюджетных текущих счетах (Ф.381);
мемориальный ордер 3 – накопительная ведомость по движению средств на
текущих счетах по внебюджетным средствам (Ф381);
мемориальный ордер 4 – накопительная ведомость по расчетам чеками из
лимитированных книжек (Ф.323);
мемориальный ордер 5 – свод расчетных ведомостей по заработной плате и
стипендиям (Ф.405);
мемориальный ордер 6 – накопительная ведомость по расчетам с разными
учреждениями и организациями (Ф.408);
мемориальный ордер 7 – накопительная ведомость по расчетам в порядке
плановых платежей (Ф.408);
мемориальный ордер 8 – накопительная ведомость по расчетам с
подотчетными лицами (Ф.386);
мемориальный ордер 9 – накопительная ведомость по выбытию и перемещению
основных средств (Ф.438);
мемориальный ордер 10 – накопительная ведомость по выбытию и
перемещению материальных и быстроизнашивающихся предметов (Ф.438);
мемориальный ордер 11 – свод накопительных ведомостей по приходу
продуктов питания (Ф.398);
мемориальный ордер 12 - свод накопительных ведомостей по расходу
продуктов питания (Ф.411);
мемориальный ордер 13 – накопительная ведомость по расходу материалов
(Ф.396);
мемориальный ордер 14 – накопительная ведомость начисления доходов по
специальным средствам (Ф.409);
мемориальный ордер 15 – свод ведомостей по расчетам с родителями за
содержание детей (Ф.406);


По остальным операциям составляются отдельные мемориальные ордера
ф.274, которые нумеруются начиная с 16 за каждый месяц в отдельности.
Мемориальные ордера подписываются главным бухгалтером или его
заместителем и исполнителем, все мемориальные ордера регистрируются в книге
«Журнал - главная» (ф.308). Учет в книге «Журнал - главная», как правило,
ведется по субсчетам, а по решению главного бухгалтера может вестись по
счетам.
Книга «Журнал - главная» открывается записями сумм остатков на начало
года в соответствии с заключительным балансом за истекший год. Записи в ней
производятся по мере составления мемориальных ордеров и накопительных
ведомостей – один раз в месяц. Сумма мемориального ордера записывается
сначала в графу «Сумма по ордеру», а затем в дебет и кредит соответствующих
субсчетов. Сумма оборотов за месяц по всем субсчетам как по дебету, так и
по кредиту должна быть равна итогу графы «Сумма по ордеру». Второй строкой
после оборотов за месяц выводится остаток на начало следующего месяца по
каждому субсчету.
Аналитический учет ведется в учетных регистрах (в книгах, карточках,
накопительных ведомостях, машинограммах и др.). Порядок записей в регистрах
учета изложен в соответствующих разделах Инструкции №107. Формы регистров
приведены в альбоме форм бухгалтерской документации для учреждений и
организаций, состоящих на бюджете.
Мемориально – ордерная форма учета отличается строгой
последовательностью учетного процесса, простотой и доступностью учетной
техники, при ней широко используются стандартные формы аналитических
регистров, счетные машины.
Недостатками мемориально – ордерной формы учета являются:
трудоемкость учета, отрыв аналитического учета от синтетического,
громоздкость аналитического учета, формы регистров порой не содержат
показателей, необходимых для контроля, анализа хозяйственной деятельности и
составления отчетности.
В настоящее время в связи с автоматизацией бухгалтерского учета
бюджетные организации чаще используют журнально – ордерную форму учета.



3. Журнально – ордерная форма бухгалтерского учета



Основными особенностями журнально – ордерной формы учета являются:
-применение для учета хозяйственных операций журналов – ордеров,
запись в которых ведется только по кредитовому признаку;
-совмещение в ряде журналов – ордеров синтетического и аналитического
учета;
-отражение в журналах – ордерах хозяйственных операций в разрезе
показателей, необходимых для контроля и составления отчетности;
-сокращение количества записей, благодаря рациональному построению
журналов – ордеров и Главной книги.
Журналы – ордера представляют собой свободные листы большого формата
со значительным количеством реквизитов и запись в них производят ежедневно
либо с первичных документов, либо с вспомогательных ведомостей, которые
служат для накапливания и группировки данных первичных документов.
В журналы – ордера производятся только кредитовые записи того
синтетического счета, операции которого учитываются в данном журнале.
Операции, по которым счета дебетуются, будут записаны в Главную книгу. Тем
самым исключается дублирование оборотов по корреспондирующим счетам.
Месячные итоги каждого журнала – ордера показывают общую сумму кредитового
оборота счета, операции которого учитываются в данном журнале, и суммы
дебетовых оборотов каждого корреспондирующего с ним счета.
В ряде журналов – ордеров синтетический учет совмещается с
аналитическим. Для сверки правильности записей в журналах – ордерах общий
итог по кредиту счета подсчитывают и записывают его в журнал
непосредственно из документов. Полученный итог с выведенными в отдельных
графах журнала итогами по дебетуемым счетам. Такая сверка делает излишним
составление оборотных ведомостей по журналу, в которых синтетический учет
совмещается с аналитическим.
Проверенные месячные итоги журналов – ордеров записывают в Главную
книгу. Для проверки правильности записей в главной книге подсчитывают суммы
оборотов и сальдо по всем счетам.
Суммы дебетовых и кредитовых оборотов, а также дебетовых и кредитовых
сальдо должны быть равны.
Бухгалтерский баланс и другие формы отчетности составляются по данным
Главной книги, журналов – ордеров и вспомогательных к ним ведомостей. Общая
схема записей при журнально – ордерной учета приведена на рисунке 2.



Условные обозначения: запись
сверка

записи


Рис. 2. Журнально – ордерная форма бухгалтерского учета.

Применение журнально – ордерной формы бухгалтерского учета позволяет
значительно уменьшить трудоемкость учета за счет совмещения в одном
регистре синтетического и аналитического учета, что облегчает составление
отчетов.
К недостаткам журнально – ордерной формы учета следует отнести
сложность и громоздкость построения журналов – ордеров, ориентированных на
ручное заполнение данных и затрудняющих механизацию учета.
Учреждения и организации, состоящие на республиканском бюджете
Российской Федерации и бюджетах национально – государственных и
административно – территориальных образований осуществляют учет исполнения
смет расходов по бюджету и внебюджетным средствам в соответствии с законом
«О бухгалтерском учете», Положением о бухгалтерском учете и отчетности в
Российской Федерации и Инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях и
организациях, состоящих на бюджете.
Бухгалтерский учет исполнения смет расходов по бюджету и смет по
специальным средствам, выполняемым по хозяйственным договорам, а также
другим внебюджетным средствам ведется на едином балансе по плану счетов,
предусмотренному Инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях и
организациях, состоящих на бюджете.
В соответствии с законом «О бухгалтерском учете» ответственность за
организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение
законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители
организации. Руководители организаций могут в зависимости от объема учетной
работы:
А) учредить бухгалтерскую службу, возглавляемую главным бухгалтером;
Б) ввести в штат должность бухгалтера;
В) вести бухгалтерский учет лично;
На практике бухгалтерский учет исполнения смет расходов учреждений
осуществляется, как правило, централизованными бухгалтериями. При
централизации учета за руководителями обслуживаемых учреждений сохраняются
права распорядителей ассигнованиями, в частности: заключать договоры на
поставку товаров и оказание услуг и трудовые соглашения на выполнение
работ; получать в установленном порядке авансы на хозяйственные и другие
нужды и разрешать выдачу авансов своим сотрудникам; разрешать оплату
расходов за счет ассигнований, предусмотренных сметой; расходовать в
соответствии с установленными нормами материалы, продукты питания и другие
материальные ценности на нужды учреждения; утверждать авансовые отчеты
подотчетных лиц, документы по инвентаризации, акты на списание пришедших в
ветхость и негодность основных средств и других материальных ценностей в
соответствии с действующими положениями; разрешать другие вопросы,
относящиеся к финансово – хозяйственной деятельности учреждений.
Централизованная бухгалтерия представляет руководителям обслуживаемых
учреждений необходимые им сведения об исполнении смет расходов в сроки,
установленные главным бухгалтером централизованной бухгалтерии по
согласованию с руководителями этих учреждений.
Учреждения расходуют государственные средства в соответствии с
целевым назначением и в меру выполнения мероприятий, предусмотренных
сметами, строго соблюдая финансово – бюджетную дисциплину и максимальную
экономию материальных ценностей и денежных средств.
Бухгалтерский учет должен обеспечить систематический контроль за
ходом исполнения смет расходов, состоянием расчетов с предприятием,
организациями, учреждениями и лицами, сохранностью денежных средств и
материальных ценностей.
На основании проведенного анализа нормативных документов по
бухгалтерскому учету пришли к заключению о необходимости более детального
изучения особенностей ведения бухгалтерского учета в бюджетной организации
по видам хозяйственных средств на примере одного из учреждений.



2.Отдельные аспекты учета хозяйственных средств в учреждениях
непроизводственной сферы



2.1.Общая характеристика бюджетного учреждения.


При раскрытии темы данной работы, с целью получения практических
навыков по ведению бухгалтерского учета в бюджетных организациях был изучен
ряд документов Георгиевского техникума механизации сельского хозяйства,
который был организован 30 декабря 1930 года по распоряжению Народного
Комиссариата Земледелия РСФСР. Учредителем Георгиевского техникума
механизации сельского хозяйства (ГТМСХ) является Министерство сельского
хозяйства и продовольствия РФ в лице управления средних специальных
учебных заведений. Георгиевский техникум механизации сельского хозяйства
находится в федеральной собственности.



В приложении 1 приводится ксерокопия Устава Георгиевского техникума и
Лицензия на право ведения образовательной деятельности в сфере
профессионального образования. Управление техникумом осуществляется на
основе Закона РФ «Об образовании», сочетая централизованное руководство и
самоуправление коллектива учебного заведения.
Руководство деятельностью техникума осуществляется директором,
который назначается на условиях контракта приказом УССУЗ Министерства
сельского хозяйства и продовольствия РФ. Директор назначает и освобождает
от должности своих заместителей, главного бухгалтера, преподавателей и
других работников. (рис. 3)



Рис.3. Функционально-структурная схема административного управления
учебно-воспитательным процессом ГТМСХ.

Техникум осуществляет подготовку, переподготовку и повышение
квалификации кадров, выполнение других видов работ на основе
разрабатываемых и утверждаемых им планов экономического и социального
развития.
Хозяйственная деятельность техникума предусматривает сочетание
бюджетного финансирования с выполнением работ по договорам с предприятиями,
учреждениями и организациями.
Техникум вправе заниматься коммерческой деятельностью, с ведением
раздельного бухгалтерского учета. Техникум организует платные
подготовительные курсы для абитуриентов, сдает в аренду здания по
заключенным договорам с коммерческими предприятиями, оказывает автоуслуги
учреждениям и организациям, а также населению.
При написании работы возникла необходимость ознакомления с основными
нормативными документами, которые определяют методологические основы,
порядок организации и ведения бухгалтерского учета в бюджетных организациях
Российской Федерации.
Георгиевский техникум механизации сельского хозяйства при ведении
бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности пользуется
основными нормативными документами, среди которых наиболее важными являются
Федеральный закон «О бухгалтерском учете», Положение по ведению
бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации,
отечественные стандарты по бухгалтерскому учету и отчетности (ПБУ/1 –
ПБУ/10) и Инструкция по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях,
состоящих на бюджете.
На первом этапе выполнения дипломной работы считали целесообразным
изучить и проанализировать основы ведения бухгалтерского учета бюджетных
организаций и учреждений.



2.2 Учет основных средств бюджетных организаций


При выполнение данной дипломной работы, нами были изучены основные
вопросы по бухгалтерскому учету основных средств, малоценных и
быстроизнашивающихся предметов, материальных запасов, по начислению
заработной платы в бюджетных учреждениях и организациях. Остановимся на
основных вопросах по учету отдельных видов хозяйственных средств.
Основные средства – это средства труда, за исключением МБП, к которым
относят объекты стоимостью до 50-кратного установленного законом МРОТ за
единицу и сроком службы до 1 года (когда в коммерческих организациях к МБП
относятся предметы стоимостью до 100 МРОТ).
Основными задачами бухгалтерского учета основных средств являются
правильное документальное оформление и своевременное отражение в учетных
регистрах поступления основных средств, их внутреннего перемещения и
выбытия; правильное исчисление и отражение в учете суммы износа основных
средств; контроль за затратами на ремонт основных средств, за их
сохранностью и эффективностью использования; точное определение результатов
при ликвидации основных средств.
Для правильной организации учета основных средств необходимо
пользоваться следующими нормативными документами:
1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996г №129
– ФЗ
2. Гражданский кодекс РФ. Часть I и II.
3. Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской
Федерации. Утверждено приказом МФ РФ от 26.12 94г №170
4. Положение по бухгалтерскому учету основных средств (фондов)
государственных, кооперативных (кроме колхозов) и общественных
предприятий и организаций. Приложение к письму МФ СССР от
07.05.1976г. №30.
5. Общероссийский классификатор основных фондов. Утвержден
постановлением Госкомстата России от 26.12.1994г. №359.
6. О переоценке основных фондов в 1997году. Постановление
правительства РФ от 07.12.1996г. №1442, и ряд других документов.
В организациях применяются единая типовая классификация основных
средств, в соответствии, с которой основные средства группируют по
следующим признакам: отраслевому, назначению, видам, принадлежности,
использованию.
В бухгалтерском учете и отчетности основные средства отражаются, как
правило, по первоначальной стоимости, которая определяется для объектов:
Изготовленных в самой организации, а также приобретенных за плату у
других организаций и лиц, исходя из фактических затрат по возведению или
приобретению этих объектов, включая расходы по доставке, монтажу,
установки;
Полученных от других организаций и лиц безвозмездно, а также в
качестве субсидий правительственного органа – по рыночной стоимости на дату
оприходования.
Затраты по капремонту на увеличение стоимости основных средств не
относятся.
Остаточная стоимость основных средств определяется вычитанием из
первоначальной стоимости износа основных средств.
С течением времени первоначальная стоимость основных средств
отклоняется от стоимости аналогичных основных средств приобретаемых или
возводимых в современных условиях. Для устранения этого отклонения
необходимо периодически осуществлять переоценку основных средств и
определять восстановительную стоимость.
Восстановительная стоимость – это стоимость воспроизводства основных
средств в современных условиях. Переоценка основных фондов по
восстановительной стоимости производится по соответствующим решениям
правительства.
Единицей учета основных средств является отдельный инвентарный объект,
под которым понимают законченное устройство, предмет или комплекс со всеми
приспособлениями и принадлежностями, выполняющих вместе одну функцию.
Каждому объекту присваивается инвентарный номер, который сохраняется за ним
на весь период его нахождения в данном учреждении.
Арендованные основные средства учитываются у арендаторов на
заболансовом счете 01 «Арендованные основные средства» под инвентарными
номерами, присвоенные им арендодателем.
Движение основных средств связанно с осуществлением хозяйственных
операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных
средств. Указанные операции оформляются типовыми формами первичной отчетной
документации.
Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая приказом
руководителя организации. Для оформления приёмки комиссия составляет в
одном экземпляре акт приемки – передачи основных средств (Ф.ОС - 1) на
каждый объект в отдельности. В актах указывают наименование объекта, год
постройки или выпуска заводом, краткая характеристика объекта,
первоначальная стоимость, присвоенный объекту инвентарный номер и другие
сведения, необходимые для аналитического учета основных средств. К акту
прилагают техническую документа

Новинки рефератов ::

Реферат: Великая Отечественная Война (История)


Реферат: Древняя цивилизация майя (История)


Реферат: Совершенствование реалистического метода в зарубежном изобразительном искусстве. Творчество Э. Дега и К. Моне (Искусство и культура)


Реферат: Логопедия (Педагогика)


Реферат: Закладка плодово-ягодного сада в Омском районе на 100 га (Ботаника)


Реферат: Витамины (Спорт)


Реферат: Промышленные синтезы на основе углеводородов (Химия)


Реферат: Лабораторные работы (в ХГТУ) (Программирование)


Реферат: Возникновение казачества (История)


Реферат: ТНК INTEL в цифрах и фактах (Программирование)


Реферат: Рабовласницькі державні утворення на території північного причорноморя (Государство и право)


Реферат: Проверка основных средств (Бухгалтерский учет)


Реферат: Медицинское страхование (Страхование)


Реферат: Становление Сочи как курорта (Искусство и культура)


Реферат: Виды переводческих трансформаций (вариант незащищенного диплома) (Иностранные языки)


Реферат: Виды и принципы создания совместных предприятий в России (Международные отношения)


Реферат: Германский Федерализм (История)


Реферат: Понятие и признаки государства (Государство и право)


Реферат: Сибирские первопроходцы (История)


Реферат: Разработка ИВС для обеспечения обмена информацией структурных подразделений администрации Владимирской области (территориальная сеть) (Компьютеры)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист