GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Клиническая психология (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Клиническая психология (Психология)


Определение клинической психологии. Основные области клинической
психологии, их краткая характеристика.
1. практические задачи патопсихологии.
2. Основной патопсихологический синдром при шизофрении.
3. Классификация нарушений мышления в патопсихологии. Примеры таких
нарушений при различных синдромах.
4. Классификация нарушений мышления в патопсихологии. Примеры таких
нарушений при различных синдромах.
5. Структура патопсихологического синдрома при эпилепсии: первичные,
вторичные, третичные нарушения.
6. Сравнительная характеристика познавательной деятельности больных
шизофренией и эпилепсией.
7. Нарушение эмоционально - личностной сферы в структуре синдромов
шизофрении, эпилепсии, МДП (маниакально депрессивный психоз). Краткая
характеристика.
8. Понятие «пограничное личностное расстройство». Этиология, генез.
Защитные механизмы.
9. Понятие невроза. Виды неврозов. Проблемы и подходы в изучении
невротических расстройств.
10. Виды психосоматических явлений. Классификация психосоматических
расстройств.
11. Основные психосоматические концепции (нервизма и психосоматической
специфичности): краткая характеристика.
12. Роль психоанализа в становлении психосоматического подхода: идей
З.Фрейда, школы В.Райха и Александера.
13. Современные психосоматические концепции: профиля личности, типов
поведения.
14. Алекситимия.
15. Психологические аспекты изучения внутренней картины болезни. Понятие
ятрогений.
16. Личность в условиях болезни. Варианты личностного развития в условиях
хронического соматического заболевания.
17. Нейропсихология как отрасль клинической психологии. Предмет и задачи.
18. Теория системной динамической локализации высших психических функция
(ВПФ). Понятие функциональной системы, нейропсихологического синдрома,
симптома, фактора.
19. Концепция А.Р.Лурия о 3-х блоках мозга. Примеры нарушения деятельности
блоков.
20. Проблема «мозг и психика». Варианты решения этой проблемы в
отечественной и зарубежной науке (узкий локолизационизм,
антилокализационизм.)
21. Проблема междуполушарной ассимитрии мозга. Краткая характеристика
левшества.
22. Проблема межполушарной ассимитрии и ее изучения в клинике. Синдром
расщепленного мозга.
23. Понятие агнозии. Виды зрительных агнозий.
24. Классификация агнозий по А.Р.Лурия.
25. Нарушение произвольных движений. Проблема апраксии.
26. Нарушение речи при локальных поражениях мозга. Виды афазий.
27. Лобный синдром: локализация, краткая характеристика.
28. Варианты нарушения памяти при локальных поражениях мозга. Проблема
амнезий.
29. Нарушение эмоций при локальных поражениях мозга.
30. Синдромы эфферентной и динамической афазии. Краткая характеристика.
31. Сенсорная и акустика-мнестическая афезия.
32. Синдромы моторных афазий.
33. Нарушение мышления при психических заболеваниях и локальных поражениях
мозга.
34. Нарушение личности при психических заболеваниях.
35. Личностные расстройства: семейный генез, структура личности,
психотерапевтические подходы.
36. Структура личности и особенности самосознания пациента с пограничными
личностными расстройствами.
37. Возможности невербальных методов в психодиагностике и психотерапии.
38. Синдромы мозговой несформированности у детей. Краткая х-ка. Пути
коррекции.
39. Саноцентристское определение здоровья (устав ВОЗ).
40. Ресурсы здоровья в профессиональной д-сти ч-ка.
41. Ресурсы здоровья в семейной ситуации ч-ка.
42. Ресурсы здоровья в сфере коммуникативной жизни ч-ка.
43. Психология телесности. Телесноориентированная терапия.
44. Возможности саморегуляции в поддержании собственного здоровья.
45. Психодиагностика в работе клинического психолого.
46. Эмоциональный стресс и психическая саморегуляция.
47. Основные подходы и психокоррекция в поведенческой психологии.
48. Основные походы и психокоррекция в гуманистической психологии.
49. Основные подходы к психокоррекции в психоанализе.
50. Основные подходы к модификации поведения в отечественной
психологической школе.
51. Основные теоретические подходы к групповой психотерапии.
52. Т0группы (как разновидность групповой психотерапии).
53. Группы встреч (как разновидность групповой психотерапии).
54. Гештальт-группы.
55. Психодрама.
56. Группы тренинга умений.
57. Личностно-центрированное консультирование.
58. Логотерапия.
59. Нарушение основных сфер жизнедеятельности семьи как источник
психической травматизации личности.
60. Генограмма семьи. Методы психотерапевтической коррекции семейных
взаимоотношений.



1. Определение клинической психологии. Основные области клинической
психологии, их краткая характеристика.
Клиническая (медицинская) психология - это отрасль психологии, главными
задачами которой является решение вопросов (как практических так и
теоретических), относящихся к предупреждению, диагностике заболеваний и
патологических состояний, а также психокоррекционные формы воздействия на
процесс выздоровления, реабилитации, решение различных экспериментальных
вопросов и изучение воздействия различных психических факторов на форму и
течение различных заболеваний. Предметом клинической психологии являются
механизмы и закономерности возникновения стойких дезадаптивных состояний.
Т.е., можно сказать, что клиническая психология занимается диагностикой,
коррекцией и восстановлением равновесного соотношения индивида и его
жизни, на основе знаний о возникающих дезадаптациях. Конкретные задачи:
участие в решении задач диф. диагностики, анализ структуры и установление
степени психич. нарушения, диагностика психич. развития и выбор путей
общеобразовательного и трудового обучения, оценка динамики нервно-психич.
нарушений и учет эффективности терапии, характеристики личности и системы
ее отношений, участие в реабилитац. и др. терапиях.
Клиническая психология - мультидисциплинарная наука
Для нее характерны контакты с медициной, анатомией, физиологией, генетикой,
юриспруденцией, всеми остальными областями психологии.
Клиническая психология имеет существенное значение для решения
фундаментальных психологических проблем, инициирует их решение:
- психика и сома (соотношение души и тела)
- психология телесности
- мозг и психика
- структура психических функций
- психодиагностика
- психология воздействия
- психология бессознательного
- психология индивидуальных различий
Прикладной аспект определения клинической психологии.
Клиническая психология - область профессиональной деятельности психолога,
направленная на охрану здоровья и повышение адаптационных возможностей
человека. Это область применения психологических знаний и методов в целях
укрепления здоровья, профилактики заболеваний, преодоления болезней и
успешной социально- трудовой адаптации человека.
Основные области клинической психологии.
Направления клинической психологии:
- патопсихология –
Патопсихология. Определение. Основные проблемы.
Область клинической психологии, которая возникла на стыке психологии и
психиатрии. Термин «патопсихология» - Бехтерев, 1903.
Патопсихология - наука о законах нарушений (изменений) психических
процессов и свойств психической деятельности. В отличие от: Психиатрия -
изучение и помощь лицам с психическими болезнями. Психопатология - часть
медицины, посвященная описанию и изучению симптомов и синдромов при
отдельных психических болезнях. Патопсихология - психопатология: объект:
один, человек с психическими заболеваниями метод: психологический -
эксперимент, психиатрический – наблюдение предмет: психопатология -
характеристики проявлений, продуктов, результатов психического нарушения;
психология - закономерности нарушения психики, приводящие к этим
результатам.
- нейропсихология
Предмет нейропсихологии - особенности нарушения психических процессов
состояний и личности в целом при локальных поражениях мозга. Таким образом,
центральная теоретическая проблема - проблема мозговой организации
(локализации) ВПФ. При этом ВПФ понимаются как сложные формы сознательной
психической деятельности, осуществляемые на основе соответствующих мотивов,
регулируемые соответствующими целями и программами и подчиняющиеся всем
закономерностям психической деятельности. Они обладают 3 основными
характеристиками: 1) формируются прижизненно; 2) опосредованы по своему
психологическому строению (преимущественно речью) и 3) произвольны по
способу осуществления.
Основные направления, соответственно задачи:
- клиническая нейропсихология
Основное направление. Изучение нейропсихологических синдромов, возникающих
при поражении того или иного участка мозга и сопоставлении их с общей
клинической картиной заболевания. Основные методы: клиническое
неаппаратурное нейропсихологическое исследование - «луриевские методы».
Представление о синдроме и факторах, возникшее и реализуемое в клинике
- экспериментальная
Экспериментальное, в том числе аппаратурное изучение различных форм
нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга. (тоже
Лурия)
- реабилитационное направление
Восстановление ВПФ, нарушенных вследствие локальных поражений ГМ.
Разработка принципов и методов восстановительного обучения больных с
мозговыми травмами и заболеваниями (путем перестройки нарушенных
функциональных систем с опорой на сохранные функции).
- нейропсихологическая психодиагностика
Применение нейропсихологических знаний для изучения здоровых людей с целью
профотбора, профориентации и т.п. Наибольшее развитие - определение профиля
латеральности.
- психосоматика
Изучает психологические процессы, к-е определяют некоторые соматические
зболев-я.(нр нейродермит). Итеология заболевания.
Второе направление – изучение психосоматических проявлений при психогенных
заболеваниях (нр рак)
-Детская клиническая психология
У ребенка все распады психики всегда сочетаются с развитием.
- - психология воздействия (психокоррекция и психотерапия)
психотерапия – д-сь, направленная на ведущую проблему с дальнейшей
редукцией симптома.
Психокоррекция – помощь в адаптации отдельных симптомов. Используя
пластичность мозга, можно преодолеть через обходные пути некоторые
симптомы.
(разделение условное)
- психология здоровья
2. Практические задачи патопсихологии.
Патопсихология изучает, по определению Б. В. Зейгарник, структуру нарушений
психической деятельности, закономерности распада психики в их сопоставлении
с нормой. При этом патопсихология использует психологические методы,
оперирует понятиями современной психологии. Патопсихология может
рассматривать задачи как общей медицинской психологии (когда изучаются
закономерности распада психики, изменения личности психических больных),
так и частной (когда исследуются нарушения психики конкретного больного для
уточнения диагноза, проведения трудовой, судебной или военной
экспертизы).Задачи ППС те же, что и у клиники, но предмет - другой. ППС
изучает причины возникновения б-ни, формирование и развитие симптомов,
опис. клин. симптом; решает вопрос о прогнозе, течении б-ни, лечение и
профил.. псих. б-ней => описывает картину. ППС изучает псих. механизмы и
закономерности формирования симптомов. ППС опирается на общепсихолог.
знание, которое она исп. для анализа искажений при отражении
действительности. Основные методы - наблюдение и беседа. Следует разделять
понятия ППС и психопатологии: вторая, будучи клинической дисциплиной,
оперирует мед. категориями и общими психопат. критериями (исход, прогноз б-
ни), основываясь при этом на клин. анализе; в то время как ППС -
закономерности нарушений псих. деятельности, исп. психолог. методами.
Практические задачи патопсихологии (Б.В. Зейгарник)
Получение дополнительных данных о психическом состоянии больного для помощи
врачу в постановке диагноза заболевания. Чаще всего - отграничение
шизофрении от органических повреждений мозга или психопатии и т.д.
Проведение экспериментально-психологического обследования с целью
психиатрической экспертизы (военной, судебной, трудовой). Сложность такого
исследования - больной заинтересован в исходе дела - в постановке диагноза
или в признании психически полноценным, и первоначальная установка диктует
больному тактику поведения на протяжении всего эксперимента, ведя к
диссимуляции или аггравации болезненных нарушений.
Исследование изменений психической деятельности под влиянием терапии,
оценка эффективности
Рекомендации по реабилитационному роду деятельности, типу социального
окружения на основании обследования динамики изменения психической
деятельности выздоравливающего
Участие психолога в системе психотерапевтических мероприятий - отдельная и
сложная задача психолога в психиатрической клинике (до конца не определена)
3. Принципы построения патопсихологического исследования.
Выбор экспериментальных приемов зависит от той задачи, которую ставит
клиника (дифференциально – диагнотическая, психокоррекционная, экспертная
и т.д.)
Патопсихологическое исследование включает в себя ряд компонентов:
. Эксперимент
. Беседу с больным
. Наблюдение
. Анализ истории жизни заболевшего человека(которая представляет собой
профессионально написанную врачом историю болезни)
. Сопоставление экспериментальных данных с историей жизни.
По мере возможностей желательно проводить исследование в динамике.
Принципы построения ППС эксперимента.
ППС эксперимент направлен на исследование ч-ка совершающего реальную д-сть.
На качественный анализ различных форм распада психики, раскрытие мех-мов
нарушенной д-сти и на возможности ее восстановления.
Исходя из того, что всякий психический процесс обладает известной динамикой
и направленностью, следует так построить эксперимент, чтобы он отражал
сохранность или нарушение этих параметров. Результаты должны дать не
столько количественную, сколько качественную х-ку распада психики.
Экспериментальные данные д.б.надежны. именно анализ ошибок возникающий у
больных в процессе выполнения экспериментальных заданий, представляет собой
особый интересный и показательный материал для оценки того или иного
нарушения псих. Д-сти больных. Хар-тер нарушений не является
патогномоничным, т.е. специфическим, для того или иного заболевания или
формы его течения, он является лишь типичным для них и должен быть оценен в
комплексе с данными целостного психологического исследования.
Роль «функциональной пробы» могут играть те эксперимент. Задачи, к-е
актуализируют умственные операции, кот-ми пользуется ч-к в
жизнедеятельности, его мотивы, побуждающие д-сть. Эксперимент должен
актуализировать не только умственные операции, но и его личностное
отношение.
ППС эксперимент – взаимная д-сть, общение экспериментатора и испытуемого.
=> его построение не может быть жестким.
Его строение должно дать возможность обнаружить не только структуру
измененных, но и оставшихся сохранными форм психической д-сти. Это особенно
важно при решении вопросов восстановления нарушенных функций. Построение
экспериментальных приемов должно предоставить возможность учитывать поиски
решений больного, дать возможность экспериментатору вмешаться в стратегию
э. чтобы обнаружить как больной воспринимает помощь, может ли ей
воспользоваться.
Беседа психолога с больным.
Состоит из 2-х частей:
1.Беседа, до экспериментальной работы и после эксперимента. Когда
экспериментатор не проводит никаких экспериментов.
2. Беседа во время эксперимента. Э. всегда предполагает общение с больным,
оно м.б. вербальным и невербальным (мимика экспериментатора).
Беседа всегда зависит от поставленной задачи. Соответственно задаче
проводится эксперимент.
Наблюдение.
Экспериментальное ППС включает и наблюдение за больным, его поведением,
мимикой. Наблюдение при этом не должно носить навязчивый хар-тер. Оно
является не отдельным а дополняющим экспериментальным приемом, включено в
структуру самого экспер.
Интерпретация полученных данных.
В ее основе лежит та или иная теоретическая концепция. Интерпретация
проводится на основании системного анализа.
При решении практических задач клиники таких, как трудовая или судебная
экспертиза, и др. исследования психолога должно носить индивидуальный
характер. Психологическое исследование обнаруживает реальный пласт жизни
больного. Поэтому программа исследования не может быть принципиально
единообразной, она зависит от клинической задачи.(научной или
практической).
4. Основной патопсихологический синдром при шизофрении.
Патопсихологический синдром – совокупность симптомов, хар-ных для данного
псих. заболевания.
Сочетание тех симптомов, которые выявлены в ходе эксперимента и
представляют собой нарушение психических функций и личности в следствии
заболевания.
При шизофрении :
1. Память. Нарушение непосредственного запоминания не обнаруживается.
Проблема с опосредованным запоминанием, когда вводится дополнительный
стимул (мет-ка пиктограмм). Ассоциации на предлагаемое слово не
стандартные, не отражают содержательную сторону задания. Вследствие чего
больной не способен воспроизвести заданное слово по своему рисунку.
2. Нарушение внимания. Наблюдается характерный симптом –читаю и ничего не
запоминаю, не может ухватить и запомнить ни одной фразы. Один из основных
системных признаков – фрагментарность. Весь мир по кускам, без причинно-
следственных связей. (не может слепить содержание глав в целую книгу и
т.д)
3. Нарушение мышления. Аутистическое мышление (Блейер) противопоставляется
реалистическому. Реал.- принцип логики и причинно следственных связей,
подчинено реальности. Аутист.- управляется импульсами и магическим
мышлением (свойств. Детям и первобыт. Племена.) – это делает мир
управляемым. Есть инстанция (Бог) – я могу с ним связаться, я могу влиять
( я могу управлять. Это защита от страха перед миром.
4. Мышление.
. 1-й блок – нар-я м-я на уровне операций.
Больным свойственно искажение процесса обобщения. Процесс обобщения
– основной при выведение умозаключения. Больные с легкостью
выделяют общие признаки, но другие. При выделении выбирают не
связанный с реальностью, вычурный странный признак. (объединяют
стол, лопату и вилку по принципу твердости). Больные не продуктивны
при решении формальных задач, но могут успешно решать задачи
повышенной сложности, нестандартные. (Н/Р успешно играют в трудные
шахматные партии).
. 2-й блок –нар-я динамики темпа и ритма м-я– при шиз-и не встречается.
. 3-й блок – Нар-е мотивационного звена понятия. Значимым является для ч-ка
то, что приобрело смысл в его жизнед-сти. практич-я д-сть формируется
устойчивостью предметного значения вещей. Восприятие мира включает и
смысловое и отношение и его предметно – объективное значение. У больных
Ш. эта устойчивость объективного значения вещей нарушается. Наряду с
актуализацией обычных признаков, отношений му предметами, могла
актуализироваться и неадекватная. Нарушение критичности м-я. Отсутствие
контроля за решением задачи.
Разноплановость м-я, - суждения больных о каком- либо явлении
протекают в разных плоскостях. Основа классификации не носит единого
хар-ра: объединяют предметы в течении одного задания то на основании
св-в предметов, то на основании личных вкусов. В мыслит-ой д-сти
переплетаются логические суждения, обрывки представлений, элементы
воспоминаний, желаний.
Резонерство – бесплодное многоречивое мудрствование. Больные
многословны (монолог) используют слова не в том смысле в кот. их
следует использовать, с пафосом и эмоц. Вложением, и конечной цели не
имеется. Они самовыражаются сами для себя. Переживая нарастание
собственного психич-го дефекта они возмещают себе этот недостаток.
+ см. В5.
5. Эмоционально-личностная сфера – изначально дети гиперчувствительны.
Аутизация – единственное спасение от мира. Утрата аппетита, отстраненное
отношение к тому, как я выгляжу, к правилам личной гигиены. Аутиз-я –
изоляция от мира от того, что со мной делается «тело – это не я» слабость
нервной системы – не плачут, а хнычут, не протестуют, а уходят от мира,
они себя изолируют от факторов раздражения.
Стресс – манифестация Ш – это пубертатный период (16-18) самый сложный
возраст.
5. Классификация нарушений мышления в патопсихологии. Примеры таких
нарушений при различных синдромах.
Нар-я мышл-я – один из наиболее встречаемых симптомов при псх. Заб-ях. Нек-
е варианты таких расстройств считаются типичными для той или иной формы
болезни. Нет единой квалификации, принципа анализа этих расстройств. Можно
говорить о параметрах, вокруг которых группируются различные варианты
изменений мышления, встречающиеся у больных.
Б.В.Зейгарник выделяет три блока расстройств:
1. Нарушение операциональной стороны м-я
2. Нар-я динамики м-я
3. Нар-я личностного компонента м-я.
I. Нарушение операциональной стороны м-я
1).Снижение уровня обобщения.
В суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и
явлениях. Оперирование общими признаками становится (заменяется)
установлением сугубо конкретных связей Му предметами. При ярко выраженном
снижении уровня обобщения больным вообще недоступна задача на
классификацию. Иногда испытуемый объединяет предметы как элементы сюжета –
конкретно-ситуационные сочетания (объяснение пословиц, где эта операция
четко выступает). Такие решения были у олигофренов (95%), рано начавшийся
эпилептический процесс (86%), у значительной части больных перенесших
тяжелые формы энцефалита (70%). Часто возникают затруднения в понимании
переносного смысла пословиц, поговорок. В следствии того, что слово
выступает для больных в его конкретном значении, они не могут осмыслить
условность, которая кроется в поговорке. Особенно это проявляется в опыте
на опосредованное запоминание – пиктограмме. Было обнаружено у больных
эпилепсией, энцефалитом и олигофренов ситуативный х-р суждений, непонимание
переноса, условности. Это обнаруживалось и при актуализации ассоциаций.
Мыслительная д-сть этих больных несовершенно отражает предметы, явления и
их взаимосвязи, ибо полноценный процесс отражения объективных св-в и
закономерностей вещей всегда предполагает умение абстрагироваться от
конкретных деталей.
Эпилепсия : составляет группу слов – петух, козел, собака, лошадь, кошка.
Объясняет: Собака, петух, козел – все это в хозяйстве. М.Б, кошка ему не
нужна, хотя нет, если есть собака может быть и кошка». Составленная им
группа, не группа «животные», а конкретные животные у конкретного хозяина,
у которого может и не быть кошки.
Н/Р Олигофрения: исключение четвертого лишнего. Предлагалось выбрать из
ботинка, туфли, сапога и ноги. «Здесь только одна туфля, один ботинок… пары
нет. Как же их одеть? Их скорее можно отбросить, ногу обязательно оставить
надо. Можно и с одной ногой, с костылем».
2). Искажение процесса обобщения.
У таких больных отлет от конкретных связей выражен в чрезвычайно
утрированной форме. Они в своих суждениях отражают лишь случайную сторону
явлений существенные же отношения му предметами часто не учитывают. В
задании на классификацию предметов руководствуются чрезмерно общими
признаками неадекватными реальным отношениям му предметами. Шизофрения –
чаще встречается бессодержательные или выхолощенные ответы (объединяют
вилку, стол и лопату по принципу твердости) – 67%. При выполнении
пиктограмм – выполняет с большой легкостью, т.к. могут образовать любую
связь безотносительно к содержанию поставленной задачи. Условность рисунка
становится столь широкой и беспредметной, что не отражает реального
содержания слова. Преобладание формальных , случайных ассоциаций создает
основу для бесплодного мудрствования– резонерства. Возможно этим
объясняется факт, что речь этих больных не облегчает, а затрудняет
выполнение задания. Произносимые больными слова вызывают новые, случайные
ассоциации, к-е больными не оттормаживаются. По данным эксперимента,
нарушение процесса обобщения происходит потому, что в мышлении доминируют
связи, неадекватные конкретным отношениям. Резонерские суждения
определяются не столько нарушением понятий, сколько стремлением подвести
любое незначительное явление под определенную концепцию . Ш-я: слово,
предложенное для определения – часы. «Импульс или пульс жизнедеятельности
всего человечества». «Предмет для обихода, это скопление атомов»
(резонерство).
II. нарушение динамики м-я.
М-е – процесс. Осуществление опосредования, перехода от одних суждений к
другим, связано с более или менее длинной цепью умозаключений. Эта цепь
переходящая в рассуждения – истинное проявление м-я как процесса. У ряда
больных (сосудистые заб-я мозга) колебания умственной работоспособности
приводили к подобным колебаниям, выступавшим как непоследовательность
суждений.
1.Лабильность мышления – хар-я особенность в неустойчивости способа
выполнения задания. Уровень обобщения в основном не был снижен, операции
сравнения и переноса не были нарушены. Но адекватный х-р суждений не был
устойчивым.
- при классификации предметов: легко усваивают инструкцию, применяют
адекватный способ решения, начинают раскладывать карточки по обобщенному
признаку, но спустя некоторое время оставляют правильный путь. Эпизодически
сбиваются на случайные сочетания. (м.б. чередование обобщенных и конкретно-
ситуационных сочетаний, логические связи могут подменяться случайными
сочетаниями, образование одноименных групп). НР больной М (закрытая травма
ГМ) – начал раскладывать карточки по обобщенным признакам, образуя группы
растений, животных, вдруг начинает сомневаться, куда отнести Мухомор. «Он
вредный, отнесу его в сторону» (конкр.-ситуац.) Больная Ш (артериосклероз
ГМ). Правильно выделив группу инструментов, кладет туда же «кузнеца», т.к.
он нарисован с молотом и вообще работает пользуясь инструментами. До этого
выделила группу людей . на вопрос «А что у вас в этой группе?» отвечает
«люди», и самостоятельно перекладывает кузнеца в группу людей. Такие
нарушения динамики м-я не приводили к грубым нарушениям строения м-я, лишь
искажают правильный ход суждения на какой- то отрезок времени. Но в
некоторых случаях – носит более стойкий хар-р, изменяет само строение
мышления.
Лабильность м-я у больных МДП в маниакальной фазе – больные не задумываются
над вопросом, адресованным к ним, не вникают в смысл задания, импульсивно
приступают к выполнению. Возникающие ассоциации носят хаотический х-р и не
оттормаживаются. Любое возникающее представление, эмоц. переживание
получают свое отражение в речи; сосредотачиваются лишь на короткие
промежутки времени. Неустойчивость способов выполнения работы достигает
чрезвычайно утрированной формы – повышенной откликаемости. Особенно это
видно в экспе-те на ассоциации. Часто больные в ответ на слово экспе-ра
называли предмет, находящийся у них перед глазами. Нр больной в
гипоманиакальном состоянии, выделив группу людей, вдруг увидев картинку
«кузнец», стал декламировать: «Мы кузнецы и друг наш молот… люблю старые
революционные песни… песня – наш друг. А есть здесь что-то напоминающее
песню, искусство? Да, картинки неважно нарисованы, рисовал художник от
слова «худо». Больной смеется и не выполняет задание. Когда э-р просит его
обратиться к заданию, больной замечает, что хотел отделить людей от
животных и продолжает раскладывать по обобщенному признаку.
2. Инертность мышления – антипод лабильности. В основе его лежит инертность
связей прошлого опыта. Больные не могут менять избранного способа своей
работы, изменять ход своих суждений, переключаться с одного вида д-сти на
другой. Часто встречается при эпилепсии, иногда у больных с отдельными
последствиями тяжелых травм ГМ, при некоторых формах умственной отсталости.
Качество их умственной продукции невысока, темп работы замедлен.
Эксп-но - ( исследование обнаруживает замедленность, тугоподвижность их
интеллектуальных процессов. Даже когда могут обобщить материал, допускают
ошибочные решения если им необходимо переключиться на новый способ решения
задачи. Изменение условий затрудняет работу ( решение доступно если оно
выполняется только одним определенным способом. Конкретные связи прошлого
опыта инертно доминируют в мысл. Д-сти и определяют весь дальнейший ход их
суждений. Из-за инерт. связей опыта б-е часто не упускают ни одной детали,
ни одного св-ва предмета. Это стремление к уточнению своеобразное
эпилептическое резонерство, проявляющееся в обстоятельности, излишней
детализации, к-е метафорически обозначается в клинике как «вязкость»м-я.
При классификации объектов, больные не только не объединяют в одну группу
диких и домашних животных, но каждое из домашних животных выступает для них
как единичных экземпляр. В результате само задание классификации не
выполняется даже на конкретном уровне.
III. нар-е личностного компонента м-я.
Обусловлены наруш-ми личности: разноплановость, наруш-е критичности, и
саморегуляции.
М-е – сложная саморегулирующаяся форма д-сти, определяется целью,
поставленной задачей. Существенным этапом явл-ся сличение получаемых
результатов с условиями задачи и предполагаемыми итогами. Утеря
целенаправленности м-я приводит не только к поверхностности и
незавершенности суждений, но и к тому, что м-е перестает быть регулятором
действий ч-ка. Связь нарушения м-я с изменением мотивационной сферы
наблюдаются при разных заб-ях. Уже при искажении уровня обобщения -
нарушение мотивац. компонента (случайные маловероятные связи
актуализируются с такой же частотой, как и упроченные). Значимым является
для ч-ка то, что приобрело смысл в его жизнед-сти. практич-я д-сть
формируется устойчивостью предметного значения вещей. Восприятие мира
включает и смысловое и отношение и его предметно – объективное значение. У
больных Ш. эта устойчивость объективного значения вещей нарушается. Наряду
с актуализацией обычных признаков, отношений му предметами, могла
актуализироваться и неадекватная. Нарушение критичности м-я. Отсутствие
контроля за решением задачи.
Разноплановость м-я, - суждения больных о каком- либо явлении протекают в
разных плоскостях. Основа классификации не носит единого хар-ра: объединяют
предметы в течении одного задания то на основании св-в предметов, то на
основании личных вкусов. В мыслит-ой д-сти переплетаются логические
суждения, обрывки представлений, элементы воспоминаний, желаний.
Парадоксальность установок таких больных, смысловая смещенность приводили к
глубокому изменению структуры любой д-сти, как практической, так и
умственной. В качестве существенного выступало то, что соответствовало
измененным парадоксальным установкам. Н/Р Г. Ш-я параноидная форма.
Классификация предметов: слон, лошадь, медведь, бабочка и др. животные –
животные. Самолет, бабочка – группа летающих. Лопата, кровать, ложка,
автомобиль, самолет – железные. Предметы, свидетельствующие о силе ума ч-
го. Цветок, кастрюля, кровать, уборщица, пила, вишня – предметы, окрашенные
в красный и синий цвета. Стакан, чашка, кастрюля – посуда. Выделяет группы
то на основании обобщенного признака, то на основании материала, цвета и
т.д.
Резонерство – еще более четко выступает роль измененного личностного
отношения к структуре. Склонность к бесплодному мудрствованию, тенденция к
непродуктивным многоречивым рассуждениям. Резонерство для психиатров
выступает как само нарушение мы-я. Мех-мо рез-ва являются не столько
нарушение интеллектуальных операций, сколько повышенная аффективность,
неадекватное отношение, стремление подвести любое явление под какую-то
концепцию. Исследования Тепенициной показали, что резонерство выступало в
том случае, когда имела место аффективная захваченность, чрезмерное сужение
круга смыслообразующих мотивов, повышенная тенденция к оценочным суждениям.
Рез-во выражалось в претенциозно – оценочной позиции больного и склонности
к большому обобщению по отношению к мелкому объекту суждений. Аффективность
проявляется и в самой форме высказываний – многозначительность и неуместный
пафос. Грамматический строй речи отражает эмоциональные особенности
резонерства. Своеобразен синтаксис, лексика высказываний. Часто
используются инверсии, вводные слова. Часто встречается разорванность речи
– больные произносят ряд фраз но в них нет никакой содержательной мысли, не
устанавливаются никакие связи му явлениями. Такая речь не служит функции
общения. В речи нельзя обнаружить определенного объекта мысли, нет
логического подлежащего. Больные не заинтересованы во внимании собеседника.
Речь не является орудием мысли – прослеживается сходство с эгоцентрической
речью ребенка.
Нарушение процесса саморегуляции познавательной д-сти- эти нарушения
выражаются в невозможности целенаправленной организации своих мыслительных
действий. Подобные формы нарушений не затрагивают осуществления логических
операций, однако в условиях необходимости организации своих действий (сит-
ции неопределенности, выбора, затруднения, конфликта) эти больные
оказываются не способными к осуществлению целенаправленной д-сти. Такие
нарушения, как расплывчатость, нецеленаправленность, являются выражением
дезорганизации м-я.
Переживание ситуации может стимулировать к дальнейшему продолжению поиска
или отказа от него. Выделяют еще две функции саморегуляции позн –ой д-сти:
- мобилизующую (продуктивная с т.зр. регуляции м-я)
- защитная (непродуктивная).
У больных шизофренией (вялотекущей) происходит ослабление процесса
саморегуляции м-я, выражающиеся в нарушении конструктивной и мобилизующей
функции при относительной сохранности контрольной и активизации защитной.
Нарушается важнейший м-м саморегуляции основа децентрации и самоанализа –
способность к смене позиции, отчуждению и объективации своих действий.
У больных Ш-ей с преобладанием негативной симптоматики существенным
фактором нарушения саморегуляции является установка на самоограничение. Это
выр-ся в направленности на ограничение контактов и сфер д-сти, предпочтение
действовать сложившимися, легко актуализирующимися способами. Избегание
трудностей и интеллектуального напряжения. Наибольшая выраженность
нарушения – или буквально следовать заданной цели, или переходить к
произвольному целеобразованию.
При шизофрении – снижена побудительная д-сть целей, при эпилепсии – нарушен
регулятивный аспект целеобразования. Эти нарушения носят динамический х-р и
зависят от общей иерархии целей, стоящих перед испытуемым.


6. Структура патопсихологического синдрома при эпилепсии: первичные,
вторичные, третичные нарушения.
Эпилепсия – это обычно хронически протекающее заболевание,
характеризующееся наличием эпизодически возникающих расстройств в
сознании, настроении. Заболевание в большинстве случаев приводит к
постепенному изменению личности и своеобразному снижению интеллекта.
На отдаленных этапах болезни могут возникать острые и затяжные
психозы. По статистике, распространенность эпилепсии среди населения
менее 1%, причём более половины людей заболевают в возрасте ещё до
15 лет.
Характерный признак эпилепсии – внезапный судорожный припадок. Во время
припадка эпилептик теряет сознание, падает, у него начинаются судороги,
зрачки глаз не реагируют на свет. Длительность припадка – 3-4 минуты.
Частота припадков может быть разная: от ежедневных до одного - двух раз в
год. Бывают и припадки, не сопровождающиеся судорогами, но кратковременной
потерей сознания или его сумеречным состоянием.
С точки зрения патопсихологии, отмечаемые изменения личности по
эпилептическому типу – это тугоподвижность, замедленность всех психических
процессов, склонность к застреванию на деталях, обстоятельность мышления,
невозможность отличить главное от второстепенного, дисфории (то есть
приступы расстройств настроения, обычно это сочетание злобности и
тоскливости).
Результатами болезни являются трудности с использованием нового опыта,
слабость комбинаторных способностей, ухудшение воспроизведения прошлого
опыта. Больные долго помнят обиду, мстят за нее. Отмечается карикатурный
педантизм в быту. Существенной чертой эпилептиков является инфантилизм,
выражающийся в незрелости суждений и др. Лицо этих больных малоподвижно,
маловыразительно, мимические реакции бедны, у них наблюдается скупая
сдержанность в жестикуляции.
1. Нарушение динамики психич. Д-сти
2. Снижение уровня познания
3. Нарушение личности.
1) Нар-я динамики (работоспособности): замедленность во всех процессах.
Очень замедленная реакция при ассоциациях, латентные паузы… инертность
проявляется в появлении повторов при выполнении задания на ассоциации.
Детализированность обстоятельность психич-й д-сти. Не истощаются,
практически не устают. В экспер-те на присыщаемость – нет новыъ мотивов в
силу не присыщаемости д-стю. Поэтому им рекомендуются виды д-сти, связанные
с точностью и аккуратностью .
2). Нарушение памяти: резко снижена способность запоминания (воспр 4-6
слов). По мет-ке пиктограмм – не точно воспроизводит словосочетания. Ракурс
активности смещается с запоминания на рисование.
Наруш-е мышл-я: в первую очередь снижение Ур-ня обобщения. Вычленение
признака предметов, по которым они класиф-ся не возможно. Руководствуются
только ситуативными признаками или личными вкусами. Понимание смысла
пословиц и поговорок тоже снижено. Наблюдаются: амнестические западения
(забывание названия предм-ов), темп замедлен, в речи – обилие уменьшительно-
ласкательных суффиксов. Мыш-е эпилептиков очень обстоятельно, часто
наблюдается резонерство, (обнаруживает, что несостоятелен и компенсирует
этим свои возможности – поучения о том, как надо).
Нар-я внимания: сужение объема внимания. Это отражается на трудностях
усвоения инструкции.
3). Нар-я личности: особенности личности компенсаторные. Ласковый, нежный,
вежливый подчеркнуто, мстительный, злопамятный, высокий ур-нь эгоцентризма,
педантизм, льстивы, слащавы. Есть базовые особенности ко-е опира-ся на
наруш-я мозга – дисфория. Дети – аутсайдеры – от них отворачиваются. Не
могут усваивать всю программу и берут качеством – аккуратностью,
тщательностью. Это попытка корректировать совю д-сть.
Рано или поздно наступающие слабоумие, сужение перспективы жизни: не
планируют , а живут от припадка до прикадка. Они инфантильны в силу
ограниченности в действиях со стороны родителей и близких. Инвализируется
личность в целом, они симбиотичны со своими родителями. Чем ранее
заболевает р-к, тем ^симптомов заб-я. тем тяжелее протекание. Помощь
психотерапевта – на Ур-не диагностики.
7. Сравнительная характеристика познавательной деятельности больных
шизофренией и эпилепсией.
8. Нарушение эмоционально - личностной сферы в структуре синдромов
шизофрении, эпилепсии, МДП (маниакально депрессивный психоз).
Краткая характеристика.
Шизофрения: Эмоционально-личностная сфера – изначально дети
гиперчувствительны. Аутизация – единственное спасение от мира. Утрата
аппетита, отстраненное отношение к тому, как я выгляжу, к правилам личной
гигиены. Аутиз-я – изоляция от мира от того, что со мной делается «тело –
это не я» слабость нервной системы – не плачут, а хнычут, не протестуют, а
уходят от мира, она себя изолируют от факторов раздражения.
Стресс – манифестация Ш – это пубертатный период (16-18) самый сложный
возраст.
Эпилепсия: Нар-я личности: особенности личности компенсаторные. Ласковый,
нежный, вежливый подчеркнуто, мстительный, злопамятный, высокий ур-нь
эгоцентризма, педантизм, льстивы, слащавы. Есть базовые особенности ко-е
опира-ся на наруш-я мозга – дисфория. Дети – аутсайдеры – от них
отворачиваются. Не могут усваивать всю программу и берут качеством –
аккуратностью, тщательностью. Это попытка корректировать свою д-сть.
Рано или поздно наступающие слабоумие, сужение перспективы жизни: не
планируют , а живут от припадка до припадка. Они инфантильны в силу
ограниченности в действиях со стороны родителей и близких. Инвализируется
личность в целом, они симбиотичны со своими родителями. Чем ранее
заболевает р-к, тем ^симптомов заб-я. тем тяжелее протекание. Помощь
психотерапевта – на Ур-не диагностики.
МДП: 1. Стадия депрессии: утрата аппетита, большая сонливость, отсутствие
интереса к обычным делам, апатия, печаль, тоска, пренебрежение личной
гигиеной. Душевная боль – боль в груди. Равнодушны к близким и испытывают
угрызения совести от этого. «Психическая анестезия» во всем. Чувство вины,
ощущение собственной плохости, никчемности и т.д.
2. Маниакальная стадия: противоположное состояние – высокая энергетика,
^потребность в еде, vв сне (могут не спать несколько ночей подряд). Траты
больших сумм денег, принятие на себя больших ответственностей, объема
работы. Чувствует свою грандиозность, всемогущество. Ускорение речи,
многословность, мысль опережает речь. Объект внимания рассеян – сразу все.
Пересмотр всей своей д-сти. Бывает карикатурность: немыслимые наряды, б-е к-
во косметики… Повышенный интерес к сексуальной тематики, объектом их
вожделения м.б.и врач. Могут иметь обилие секс-ых связей. При маниях м.б.
взрывы негативных аффектов, м.б. опасны в гневных вспышках. Делают вещи, к-
е не сделали бы в твердой памяти.

9. Понятие «пограничное личностное расстройство». Этиология, генез.
Защитные механизмы.
См. в 36, 37



10. Понятие невроза. Виды неврозов. Проблемы и подходы в изучении
невротических расстройств.
Невроз- (от греч. neuron жила, волокно, нерв + суффикс оз, означающий
"болезнь") - обратимое расстройство психической деятельности, обусловленное
воздействием психотравмирующих факторов и протекающее с осознанием больным
факта своего заболевания и без нарушений отражения реального мира.
Невроз (в его классическом понимании) - это нервно-психическое
расстройство, вызванное психотравмирующими обстоятельствами, связанными с
нарушением важных для человека взаимоотношений с его окружением. Понятие
"невроз" не применяется в современной международной классификации болезней
(МКБ-10). Сегодня оно указывает на уровень расстройств, включенных в эту
группу. В нее объединены заболевания разной природы, с разными симптомами.
Невротический срыв в принципе возможен у любого человека, однако его
характер и форма зависят от многих причин. С одной стороны, формирование
невроза зависит от индивидуальных особенностей человека, его
наследственности, возможности приспособиться к внешним условиям, уровня
образования, профессиональной принадлежности, уровня культуры, ранее
перенесенных заболеваний. С другой стороны - от характера психической
травмы, которая может быть как одномоментной (например, внезапная смерть
близкого человека), так и выражаться длительной ситуацией (конфликтная
обстановка на работе или в семье). В первую очередь необходимо отметить,
что это обратимые расстройства, они не связаны с выраженными психическими
нарушениями - психозами и нарушениями нервной системы или внутренних
органов. Хотя внешние проявления неврозов и напоминают признаки различных
заболеваний, да и длятся неврозы часто годами.
Происхождение. Согласно традиционной психотерапевтической точке зрения,
идущей от работ Фрейда, неврозы (или психоневрозы) порождаются
неосознаваемыми внутренними конфликтами. Это могут быть конфликты между
двумя противоборствующими желаниями или между желаниями и общественными
нормами поведения. Люди, не способные разрешить эти конфликты внутри себя,
подавляют их, вытесняя из сферы сознания. В результате конфликты как бы
«забываются». Но «забытое», состоящее из вытесненных психических процессов,
болезненных и неприятных воспоминаний, сохраняет свой динамический
потенциал и характер. Вытесненный в глубинные, неосознаваемые слои психики
конфликт не затухает, он активно влияет «изнутри» на мышление, чувства и
поведение человека. Термин «невроз» иногда используют для обозначения этого
невротического процесса как психологического механизма, вызывающего
соответствующие симптомы.
Ряд психиатров оспаривает фрейдистскую концепцию неврозов, пытаясь
доказать, что истоки невроза – поведенческие, сродни дурной привычке,
которую можно преодолеть, прибегнув к методам поведенческой терапии.
Предпринимаются и попытки объяснить развитие неврозов в терминах
когнитивных (т.е. основанных на психологии познавательных процессов) или
биологических моделей, а также моделей социального научения.
Самый важный симптом невроза – тревога. Тревога – состояние хронического
страха, предчувствий страшного несчастья, наполняющих жизнь больных.
Приступы острой тревоги могут возникать внезапно и бывают столь интенсивны,
что сопровождаются сильнейшей паникой и ощущением ужаса.

Специалисты обычно выделяют три основные формы неврозов: неврастению,
истерический невроз и невроз навязчивых состояний. По международной
классификации выделяются невротическая депрессия, фобический и
ипохондрический неврозы, невроз страха и другие, обычно связанные с
фобиями.
Неврастения выражается в состоянии повышенной возбудимости и
раздражительности при быстрой истощаемости и утомляемости. На начальном
этапе неврастении человек становится раздражительным, плохо переносит
эмоциональные и физические нагрузки: появляется плаксивость и обидчивость,
недовольство собой; при попытке заставить себя что-то делать появляется
масса жалоб на плохое самочувствие, разбитость, слабость. Больные плохо
переносят яркий свет, резкий шум, громкую речь, перепады температуры.
Умственная деятельность затрудняется постоянной головной болью, пульсацией
или шумом в голове, из-за чего невозможно сосредоточить внимание. Обычно
наблюдается учащенное сердцебиение, повышенная потливость, нарушается сон:
днем - сонливость, а ночью - бессонница. Чаще всего больные начинают
обращать внимание на деятельность своих органов (как бьется сердце,
работает желудок, дышат легкие) и на неприятные ощущения, с тревогой думая
об опасных болезнях.
В большинстве случаев неврастения заканчивается благоприятным исходом.
Иногда достаточно разрешить ситуацию, вызвавшую эмоциональное напряжение, и
предоставить больному хороший отдых, и больной быстро выздоравливает. В
редких случаях требуется довольно длительное лечение.
Истерический невроз проявляется функциональными соматическими,
неврологическими и психическими нарушениями.
Эти расстройства возникают в связи с самовнушением больного, поэтому
симптомы истерии могут напоминать проявления самых различных болезней
(истерию называют еще "великой симулянткой").
Наиболее яркими симптомами являются истерические судороги, которые, к
счастью, встречаются довольно редко. Могут также появляться припадки в виде
различных кризов (гипертонических, сердечных), приступов удушья, дрожи в
теле, длительных рыданий, которые возникают на публике и в таком месте, где
больной не может нанести себе повреждения (больной не падает где попало, а
выбирает предварительно место, чтобы не удариться). Больные всегда
подчеркивают тяжесть своего заболевания, говорят о страшных страданиях,
невыносимых болях, неповторимых и неописуемых симптомах. Как правило, они
не тяготятся своим "тяжелым" состоянием. Наоборот, болезнь является
защитной реакцией на конфликтную ситуацию: "Меня нельзя уволить с работы,
так как я тяжело болею". Истерические расстройства могут быть
кратковременными или длительными, иногда принимают волнообразный характер с
частыми обострениями.
При неврозе навязчивых состояний непроизвольно возникают страхи, мысли,
движения, воспринимаемые больными как болезненные, с которыми они пытаются
бороться, но избавиться не могут. Наиболее часто встречаются навязчивые
страхи - фобии. Под влиянием психической травмы возникает сначала
вегетативная реакция в виде неприятных ощущений в сердце, животе,
сопровождающихся чувством сильной тревоги.
Если человеку, например, стало плохо в метро, то при повторении такой
ситуации формируется страх, который постоянно преследует больного, особенно
сильно проявляясь именно в метро. Таким образом может возникнуть навязчивый
страх смерти, страх заболеть тяжелыми болезнями (инфаркт миокарда, рак,
сифилис, СПИД). Эти больные предпринимают специальные меры
предосторожности: избегают метро и другие виды транспорта. Страхи могут
касаться также и высоты, темноты, закрытых и открытых пространств. Может
появиться страх переходить улицу, боязнь эскалатора, острых предметов.
Нередко возникают навязчивые влечения: желание сделать недозволенное,
противоречащее воспитанию и общественному порядку.
Невроз навязчивых состояний, в отличие от других неврозов, характеризуется
затяжным течением, особенно у лиц, склонных к тревожности, мнительности,
нерешительности, застенчивости.
Депрессивный невроз (депрессия) - состояние, при котором пониженное
настроение сочетается с функциональными нарушениями. Депрессия чаще всего
возникает у лиц прямолинейных, бескомпромиссных, с обостренным чувством
долга. Это состояние сопровождается повышенной плаксивостью. При появлении
депрессии люди по утрам просыпаются с трудом, в состоянии вялости и
разбитости. Такие люди могут трезво смотреть на прошлое, а также достаточно
оптимистично думают о будущем. В отличие от других видов депрессии
подавленное состояние не влечет за собой снижения активности или инициативы
и уж тем более мыслей о самоубийстве. Возможным исходом является лишь
плохое настроение или полный уход в работу, учебу.
Ипохондрический невроз выражается в необоснованно повышенном внимании к
своему здоровью и убежденности в наличии неизлечимой болезни. Эта форма
обычно рождается из других неврозов, чаще всего из различных фобий. У таких
больных иногда выделяются определенные функциональные нарушения, но они не
соответствуют тяжести предполагаемой болезни. Мысли о болезни становятся
основными, а хождение по больницам - способом существования.
Другие подходы к изучению невротич-х растройств.
Зигмунд Фрейд за свою длительную практику выявил достаточно много видов
неврозов, вот самые известные среди них:

Самым коварным и слабо поддающимся лечению неврозом был назван
“Нарциссизм”. “Нарциссизм” – это любовь к себе и это нормально в
определённой мере. Скорее это просто необходимо, если у личности не
присутствует доля самолюбия, то, по сути дела, нет и личности. Боле того,
опираясь на “Нормальный нарциссизм”, Фрейд вводит такое понятие, как “Эго-
идеал”, т.е. любовь человека к себе такому, каким он хотел бы быть,
следовательно, формирует цель, к которой стремиться личность. Но всякое
хорошее, если его слишком много, может обратиться в отрицательное. Если
Либидо сильно увлекается любовью к себе, то отвращается от мира и
направляется на самого себя, и это приводит к психозам, таким, как:
шизофрения, глубокая депрессия, паранойяльные галлюцинации, мания величия и
д.р. – всё это нарцисстические психотические образования. Лечить данные
психозы трудно даже при современном развитии психоанализа.
"Меланхолия" является одним из страшных неврозов, означает постоянное
чувство вины. Но это чувство “в нормальном соотношении” не является
чрезмерным и не гнетёт его постоянно, что происходит у невротиков,
страдающих меланхолией. Потеря близкого, вследствие чего часто возникают
подобные неврозы, где сознательное горе, в бессознательном базируется на
чувстве ненависти, так как ненависть в сознание не может быть принята, то
бессознательное, не имея выхода, направляет ненависть на самого себя.
Бессознательные эмоции выходят в сознательное в искажённом виде, поэтому
чувство ненависти трансформируется в чувство вины, отчего человек впадает в
депрессию и в наказание самому себе начинает вести свою жизнь как умерший
или же выполнять все его прихоти, которые он требовал при жизни.
Гуманистическая психология. Идеи Адлера о важности социального контекста
увели психоанализ от изучения индивидуальных факторов развития (связанных
прежде всего с ранним детством) в направлении социокультурного объяснения
личности. Американский психиатр К.Хорни утверждала, что именно культура
ответственна за возникновение неврозов. Другой американский психиатр
Х.Салливан считал, что не только неврозы, но и психозы имеют происхождение
в социуме. Основоположник гуманистической психологии Э.Фромм утверждал, что
человек обладает особыми потребностями, которые отсутствуют у животных и
которые должны быть удовлетворены, чтобы человек был душевно здоров.
Гуманистическая психология настаивает прежде всего на важности
самоактуализации (т.е. удовлетворения присущей индивиду потребности в
выявлении и развитии собственно человеческих личностных черт) как условия
становления личности.
Подход поведенческой терапии.
Поведенческая терапия /behavior therapy/ (от греч. theraрeia – лечение) —
поведенческая терапия, будучи видом специфического научения, опирается на
принципы классического и оперантного обусловливания, при учете данных
социальной психологии и психологии развития. В дальнейшем принципы
поведенческой терапии разрабатывались Х. Айзенком, Дж. Вольпе, А. Бандурой
и др.

Невротическое поведение рассматривает как выученное поведение.

Невротическое поведение является псевдоадаптивным.

В качестве причин невротического поведения рассматриваются симптомы как
проявления бессознательных комплексов — симптомы трактуются как
неадаптивные условные реакции.

Механизмом развития симптома выступает вытеснение — симптом основан на
неправильном научении. Вариативность симптоматики связана с символикой
вытеснения — связана с индивидуальным особенностями обусловливания,
вегетативной лабильности, а также случайными условиями окружающей среды.

Центральным элементом исцеления выступает толкование (симптомов, снов,
действий) — толкование не существенно, если оно само не выступает как
невротическое действие пациента.

Считается, что исцеление симптома ведет к образованию новых — исцеление
симптома ведет к существенным улучшениям, т.к. на этой основе происходит
также угашение вегетативных и двигательных рефлексов.

Для успешного психотерапевтического процесса важен „перенос“ — связи с
личностью терапевта могут выступать дополнительным благоприятным фактором,
но они не являются принципиальными.

Лечение. Пациентами с эмоциональными нарушениями и личностными проблемами,
а также с другими невротическими расстройствами нередко помогает
психотерапия (психологическое лечение). Ее цель – сделать эмоционально
неуравновешенного человека более счастливой, зрелой и стабильной личностью.
Наиболее интенсивная форма психотерапии – психоанализ, использующий такие
специальные приемы, как метод свободных ассоциаций, анализ сновидений,
интерпретация фантазий и т.п.
Другой психотерапевтический подход – групповая терапия. Пациентов
объединяют в небольшие терапевтические группы, лидирующую роль в которых
играет психотерапевт. Между терапевтом и группой, а также между отдельными
членами группы быстро возникают динамические взаимоотношения. Различные
психодинамические факторы (идентификация, сопротивление, враждебность,
соперничество, механизмы избегания) выходят в процессе взаимодействия на
поверхность и могут быть выявлены, объяснены и в конце концов преодолены.
Относительно недавно разработанный метод лечения – поведенческая терапия,
основанная на выработке определенных условных рефлексов; ее успех часто
зависит от способности больного достигать полной физической релаксации
(расслабления). Для устранения нежелательных действий или привычек
поведенческая терапия иногда использует негативные санкции (например,
электрошок).

11. Виды психосоматических явлений. Классификация психосоматических
расстройств.
Содержание психосоматического подхода заключается в привлечении психолог.
данных для лучшего понимания физ. симптомов и патофизиоолг. проц., для
лучшего понимания и лечения психич. р-в. Психосоматозы - влияние псих.
факторов на формирование телесных изменений. Проблема соотношения
биологического и психического. Группы риска б-ных, у кот. под влиянием
экстремальных обстоятельств могут возникнуть сомат. расстройства (профили
личности). К психосоматозам относят серд-сосудистые, язвы, нейродермит,
ятрогении, аллергии, бронхиальную астму... Так например, при стрессе
наблюдается двойной аффект - это переживание приводит к переживанию, кот.
попадая на телесный орган (через него выходит наружу (соматические и
вегетативные реакции). Помимо сомат. забол., возник. под влиянием ( фактора
могут возникать функциональные расстройства (потливость, рвота,
импотенция). К психосоматическим р-вам относят также и травмы -
наклонности, ожирение (как зашита от например замужества), патологические
зависимости.
Основная психологическая проблема в клинике соматических заболеваний -
связь души и тела, психики и сомы. Сам факт связи несомненен (психические
состояния сказываются на здоровье, и наоборот), а вот механизм непонятен.
Эта проблема разрабатывается в двух аспектах, первый - влияние
психологического на соматическое. Одна из возможных гипотез - что эту
связь, психологическое воздействие на соматические функции, опосредует
эмоционально-мотивационная сфера, лимбико-таламический блок. Исследования в
этой области, в основном, касаются психосоматических болезней.
Психосоматические болезни - это мультифакториальные заболевания, в
этиологии и развитии которых существенную роль играют психические факторы.
В число психосоматический заболеваний входят:
- патологии ССС (гипертония, атеросклероз, стенокардия, ишемическая болезнь
сердца, инфаркт миокарда, инсульт ГМ)
- бронхиальная астма
- язва желудка и двенадцатиперстной кишки
- нейродермиты
Возможные “вклады” психических факторов в болезненное состояние:
1) существуют некоторые особенности психического склада личности,
повышающие риск заболеваемости, - акцентуации, психопатии - повышенный риск
невротических расстройств и т.д.
2) усиливающее влияние стрессовых психологических факторов на уже
развивающуюся болезнь.
Другая сторона этой проблемы - вопрос о влиянии соматических состояний на
психическое состояние, особенно - в случае хронических заболеваний.
Внутренняя картина болезни - отражение в психике человека, вольное или
невольное, осознанное или неосознанное, его физического состояния (ввел
Лурия).
В результате проведенных специалистами различного профиля исследований
установлено, что в основе соматических (вегетовисцеральных) нарушений лежат
эмоциональные расстройства — тревога и депрессия
ПсихосоматиЧеские расстройства (от греч. psyche — душа и soma — тело) —
нарушения функций внутренних органов и систем, возникновение и развитие к-
рых в наибольшей степени связано с нервно-психическими факторами,
переживанием острой или хронической психологической травмы, специфическими
особенностями эмоционального реагирования личности. Представление о тесной
взаимосвязи самочувствия человека с его психическим, прежде всего
эмоциональным, состоянием является одним из важнейших в современной
медицине и медицинской психологии. Изменения в психосоматической регуляции
лежат в основе возникновения психосоматических болезней, или
психосоматозов). В общем виде механизм возникновения психосоматозов может
быть представлен следующим образом: психический стрессовый фактор вызывает
аффективное напряжение, активизирующее нейроэндокринную и вегетативную
нервную систему с последующими изменениями в сосудистой системе и во
внутренних органах. Первоначально эти изменения носят функциональный
характер, однако при продолжительном и частом повторении они могут стать
органическими, необратимыми. Психосоматозы и лежащие в их

Новинки рефератов ::

Реферат: Генераторы переменного тока (Технология)


Реферат: Становление классического джаза (Музыка)


Реферат: Магдебургское право и его роль в социально-экономической жизни городов Беларуси (Государство и право)


Реферат: Москва-столица РСФСР (История)


Реферат: Нравственные аспекты отношений учителя с родителями учащихся (Педагогика)


Реферат: Игровая деятельность как средство обучения (Педагогика)


Реферат: Художественная культура Древнего Египта (Искусство и культура)


Реферат: Альфред Бернхард Нобель: история бессмертия (Исторические личности)


Реферат: Бенчмаркетинг (Менеджмент)


Реферат: Ответы на билеты по технологии образования (педкласс) 11 класс (Педагогика)


Реферат: Булева алгебра (Программирование)


Реферат: Скульптура XVIII века (Искусство и культура)


Реферат: Видеоадаптеры (Программирование)


Реферат: Договорное право (Гражданское право и процесс)


Реферат: Технология производства полупроводниковых материалов типа А2В6 (Технология)


Реферат: Внутризаводское планирование конверсионной программы (Менеджмент)


Реферат: Проблемы типикона на Поместном Соборе (Мифология)


Реферат: Разработка и изготовление декоративной резной вазы с подставкой (1) (4)) (Технология)


Реферат: Разработка и применение пакетов прикладных программ (Компьютеры)


Реферат: Психолог в школе и работа с родителями (Политология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист