GeoSELECT.ru



Бухгалтерский учет / Реферат: Учет материалов в производстве (Бухгалтерский учет)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Учет материалов в производстве (Бухгалтерский учет)





Тема курсовой работы «Бухгалтерский учет»

№4. Учет материалов в производстве.

Учет материальных ресурсов.
Материальные ресурсы,
их классификация и оценка
Материальные ресурсы (сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие
изделия, конструкции, детали, топливо и др.) являются предметами, на
которые направлен труд человека с целью получения готового продукта.
Предметы труда потребляются целиком и полностью переносят свою стоимость на
этот продукт и заменяются после каждого производственного цикла.
В промышленности постоянно увеличивается потребление товарно-
материальных ценностей в производстве. Это обуславливается расширением
производства, значительным удельным весом материальных затрат в
себестоимости продукции и ростом цен на ресурсы.
В условиях перехода к рыночной экономике важное значение приобретает
улучшение качественных показателей использования производственных запасов.
Этого можно добиться путем снижения удельных затрат материалов в
себестоимости продукции, путем правильного ведения учета материалов и
материальных ценностей. Введением более совершенных современных технологий,
применением более прогрессивных конструкционных материалов, замены
дорогостоящих материалов на менее дорогие, путем сокращения отходов и
потерь в производстве, максимального устранения потерь и непроизводительных
расходов, комплексного использования природных и материальных ресурсов,
вовлечением в оборот вторичных ресурсов и попутных продуктов.
Улучшению ресурсосбережения способствует упорядочение первичной
документации, внедрение типовых унифицированных форм, повышение уровня
механизации и автоматизации учетно-вычислительных работ, обеспечение
строгого порядка приемки, хранения и расходования сырья, материалов,
полуфабрикатов, комплектующих изделий, топлива и др. Наличие на предприятии
оснащенных складских помещений, оборудованных весовыми и измерительными
приборами, мерной тарой и другими приспособлениями. Необходимо внедрять
эффективные формы предварительного и текущего контроля за соблюдением
норм запасов и расходованием материальных ресурсов, уделять больше внимания
повышению достоверности оперативного учета движения материалов.
Данные бухгалтерского учета должны отражать действительную информацию
движения материалов.
В связи с этим перед учетом материальных ресурсов стоят следующие
задачи:
1) правильное и своевременное документальное отражение всех операций по
заготовке, поступлению и отпуску материалов; выявление и отражение затрат,
связанных с их заготовлением; расчет и списание отклонений по направлениям
затрат;
2) контроль за сохранностью материальных ценностей в местах их хранения
и на всех стадиях движения;
3) постоянный контроль за соблюдением установленных норм
производственных запасов
4) систематический контроль за использованием материалов в производстве
на базе обоснованных норм их расходования;
5) контроль за технологическими отходами и потерями и их
использованием;
,
+- 6) своевременное получение точной информации о величине экономии или
перерасхода материальных ресурсов по сравнению с установленными лимитами;
7) своевременное осуществление расчетов с поставщиками материальных
ресурсов, контроль за ценностями, неотфактурованными поставками.
Классификация материалов. На предприятиях применяется большое кол-во
разнообразных товарно-материальных ценностей. Они используются в
производстве по-разному. Одни из них полностью потребляются в
производственном процессе, другие - изменяют только свою форму, третьи –
входят в изделия без каких-либо внешних изменений, четвертые –
только способствуют изготовлению изделий.
По функциональной роли и назначению в процессе производства
производственные запасы подразделяются на следующие: сырье и материалы;
покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали;
топливо; тара и тарные материалы; запасные части; прочие материалы;
стройматериалы; малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.
В соответствии с планом счетов бухгалтерского учета, материалы
учитываются на счету 10 и его субсчетах. Кроме того, материалы, не
принадлежащие данному предприятию, выделяются в отдельные группы и
учитываются забалансовых счетах: 002 « Товарно-материальные ценности,
принятые на ответственное хранение»; 003 «Материалы, принятые в
переработку». Помимо укрупненной экономической классификации материальных
ценностей используют более детальную их группировку по техническим
признакам и свойствам.
Оценка материалов. Важнейшей предпосылкой организации учета
является их оценка. Она имеет немаловажное значение и в деле машинной
обработки данных этого учета. В соответствии с Законом о бухгалтерском
учете и отчетности, производственные запасы в учете и отчетности должны
отражаться по их фактической себестоимости.
Фактическая себестоимость производственных запасов слагается из затрат
на их приобретение (включая оплату процентов за приобретение в кредит,
предоставленный поставщиком этих ценностей), наценок, комиссионных
вознаграждений, уплаченных снабженческим, внешнеэкономическим организациям,
стоимости услуг товарных бирж таможенных пошлин, расходов на
транспортировку, хранение и доставку, осуществляемых силами сторонних
организаций.
Фактическую себестоимость используемых материалов можно рассчитать только
когда бухгалтерия будет иметь слагаемые себестоимости (платежные требования-
поручения поставщиков материалов, авто - транспортных и других организаций
за их перевозку, погрузочно-разгрузочные работы и прочие расходы). Но на
предприятии движение материалов происходит ежедневно, и документы на их
приход должны оформляться своевременно, т.е. по мере совершения операций, и
находить отражение в учете.
Международные стандарты бухгалтерского учета дают значительную свободу в
выборе методики оценки материальных ценностей, т.е. они ограничиваются
рекомендациями по выбору минимальной оценки из двух возможных.
В практике имеют следующие методы оценки:
по первоначальной стоимости, представляющей собой расходы на
приобретение
конкретного объекта;
по восстановительной стоимости, представляющей собой сумму денежных
средств, которую пришлось бы выплатить в данный момент при необходимости
замены объекта другим
таким же;
по чистой стоимости реализации (цена продажи за вычетом торговых
издержек и разумной прибыли). Этот метод позволяет определить упущенную
выгоду в случае, если данный предмет не будет реализован;
по приведенной стоимости - дисконтированной величине будущих
поступлений денежных средств, которую, как ожидается, может принести
реализация данного предмета в ходе обычной коммерческой операции.
В международной практике ведения бухгалтерского учета наиболее широко
применяются два метода оценки ФиФО и ЛиФО. Эти методы в условиях изменения
цен требуют организации аналитического учета материалов не только по их
видам, но и по партиям поступления. Это значительно усложняет учет и
повышает его трудоемкость. Поэтому возникает потребность в использовании в
текущем учете твердых, заранее установленных цен, называемых учетными.
В качестве учетных цен применяются плановая себестоимость приобретения
(заготовления), средние покупные цены, оптовые и др.
При использовании в текущем учете материалов плановых или
среднепокупных цен ежемесячно рассчитываются суммы и проценты отклонений
фактической себестоимости от их стоимости по указанным ценам. Указанные
отклонения учитываются на счете 16 «Отклонение от стоимости материалов».
Они учитываются не по каждому номенклатурному номеру материалов, а по
группам ценностей с приблизительно одинаковым уровнем этих отклонений.
Бухгалтерия производит сопоставление текущих рыночных цен с оценкой,
вытекающей из данных бухгалтерского учета. Признание рыночных цен
материальных запасов ниже их балансовой стоимости вызывает потери в
себестоимости и прибыли, равные сумме разности в ценах. Эта разность
отражается по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» или 80 « Прибыли
и убытки» и кредиту счета 14 «Переоценка материальных ценностей».
Учет поступления материалов
и расчетов с поставщиками
Источники и документальное оформление
поступления материалов.
В соответствии с производственной программой и нормами расхода
предприятия, материальные ресурсы приобретаются за счет централизованного
обеспечения в порядке оптовой и биржевой торговли, путем поставок
непосредственно предприятиями-производителями и д.р.
При обеспечении предприятий материальными ресурсами централизовано
вышестоящие организации выделяют им фонды. На выделенные ресурсы выдаются
наряды, в которых указываются поставщики, виды материалов, их количество и
сроки поставки. В соответствии с этими нарядами, предприятия-получатели
заключают прямые договоры с предприятиями-поставщиками на поставку
ценностей.
Договоры обеспечивают взаимную ответственность поставщиков и
покупателей за выполнение обязательств. В договорах обуславливаются
наименование материалов, количество, цены, сроки поставки, порядок
расчетов, способы транспортировки, санкции за несоблюдение условий
договора, порядок приемки и т.п.
В отделе материально-технического снабжения предприятия ведется
оперативный учет и контроль реализации фондов, и выполнение договоров
поставок материалов по ассортименту, количеству, качеству и срокам.
Отгрузив материальные ценности покупателям, предприятия-поставщики
одновременно высылают им платежные требования-поручения вместе с
отгрузочными и другими сопроводительными документами, а при инкассовой
форме расчетов платежные требования передают в свой банк. Полученные
документы от поставщиков направляются в отдел материально-технического
снабжения, где проверяется соответствие отгрузки договорным условиям
поставки по ассортименту, количеству, цене, срокам поставки и т.п. Делаются
отметки о выполнении договоров в специальных карточках или на копиях
договоров. После производятся записи в журнале учета поступающих грузов
(фактура М-1), который ведется отделом материально-технического снабжения.
Одновременно здесь же решается вопрос од оплате платежных документов за
приобретаемые ценности. В дальнейшем документы передаются в финансовый
отдел или бухгалтерию для оплаты. Для приемки и оприходования поступивших
грузов приложения к платежным требованиям-поручениям передаются на склад.
На получение грузов бухгалтерия предприятия оформляет и выдает под расписку
доверенность и транспортные или иные документы. Доверенность дает право
должностному лицу выступать в качестве доверенного лица предприятия при
получении материальных ценностей. При этом используется две формы
доверенностей: М-2 и М-2а
М-2 – используется предприятиями, у которых получение материальных
ценностей носит массовый характер. Выданные доверенности формы М-2а
регистрируются в журнале учета, выданных доверенностей под расписку в их
получении.
При приемке грузов, у которых будут обнаружены признаки нарушения
или отсутствия пломб грузоотправителя, недостачи, порчи или повреждения
ценностей (тары, упаковки), экспедитор вправе потребовать проверки груза.
Результаты проверки оформляются коммерческим актом, который может служить
основанием для материальной ответственности транспортных организаций или
грузоотправителей.
Материальные ценности экспедитор доставляет на склад предприятия и
сдает заведующему (кладовщику). Здесь их тщательно проверяют на
соответствие. При отсутствии расхождений поступившие материальные ценности
приходуются на склад путем составления приходного ордера формы М-4, также
при отсутствии каких-либо расхождений между документами и доставленными
ценностями приходный ордер можно не выписывать, а оформлять приход
проставлением специального штампа на сопроводительных документах поставщика
(грузоотправителя), в оттиске которого содержатся основные данные
приходного ордера. Здесь же материально-ответственное лицо учиняет подпись
о приходовании груза.
Когда поступают грузы однородные от одного и того же поставщика
несколько раз в течение дня, их можно приходовать общей массой в целом за
день. Причем каждая отдельная приемка оформляется соответствующей
квитанцией.
Если количество или качество прибывших материалов не совпадает с
данными сопроводительных документов, то принимает их комиссия по Акту о
приемке материалов формы М-7. Он составляется также и при приемке
материалов, поступивших без документов (неотфактурованые поставки). В нем
указываются место его составления, поставщик и получатель, наименование
груза, род упаковки, количество по документу и фактически в натуральном и
денежном выражении, недостача, или излишек, а также их виновники и т.п. Акт
составляется в двух экземплярах с обязательным участием материально
ответственного лица и представителя отправителя (поставщика) или
представителя незаинтересованной организации (по согласованию с
поставщиком). Один экземпляр акта передается в бухгалтерию предприятия для
учета материальных ценностей, а второй – отделу материально-технического
снабжения (бухгалтерии) для предъявления претензии поставщику (виновнику).
Акт о приемке материалов (форма М-7) является первичным документом по
приходу ценностей, и приходный ордер не оформляется.
При централизованной доставке материалов автомобильным транспортом,
поставщик выписывает товарно-транспортную накладную в четырех экземплярах
(покупателю, поставщику, водителям автотранспорта, в банк - для оплаты
услуг автопредприятия).
На склады поступают материалы из цехов своего предприятия
(неиспользованные материалы; ценности, полученные при ликвидации основных
средств, МБП, от брака и т.п.). Они передаются на склады по накладным-
требованиям на отпуск (внутренние перемещения) материалов формы М-11.
Накладные-требования составляются в двух экземплярах материально-
ответственными лицами складов (цехов), которые сдают ценности. Один
экземпляр остается у сдатчика (склада, цеха) и служит основанием для
списания ценностей, а второй (по которой они приходуются) – у получателя.
Материальные ценности, которые находятся в стадии технической приемки,
лабораторного испытания, приходными документами не оформляются. Они
принимаются на ответственное хранение и учитываются в специальной книге с
подразделением на «Материалы, ожидающие приемки» и «Материалы, находящиеся
на временном ответственном хранении».
Учет поступления материалов и расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Для обобщения информации о наличии и движении материалов предназначен
активный синтетический счет 10 «Материалы», который имеет восемь субсчетов.
1. Сырье и материалы.
2. Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали.
3. Топливо.
4. Тара и тарные материалы.
5. Запасные части.
6. Прочие материалы.
7. Материалы, переданные в переработку на сторону.
8. Строительные материалы.
Информация о наличии и движении принадлежащих предприятию М.Б.П.,
хозяйственного
Инвентаря, инструментов и приспособлений общего и специального назначения и
других средств труда, включаемых в состав средств, в обороте обобщается на
активном синтетическом счете 12 «Малоценные и быстроизнашивающиеся
предметы», который имеет несколько субсчетов:
1. «М.Б.П. в запасе»;
2. «М.Б.П. в эксплуатации»;
3. Временные сооружения.
По дебету этих счетов отражаются остатки ценностей, на начало и конец
отчетного периода и их поступлений, а по кредиту – расход (выбытие). Также
применяют активный синтетический счет 16 «Отклонение в стоимости
материалов».
Для системного отражения операций приобретения материалов, расчетов за
произведенные подрядчиком работы и оказанные услуги и расчетов с
поставщиками и подрядчиками предназначен комбинированный журнал-ордер 6.Он
ведется линейно-позиционным способом, что дает возможность судить о
состоянии расчетов с поставщиками и подрядчиками по каждому документу.
Журнал-ордер 6 ведется по кредиту пассивного счета 60 «Расчет с
поставщиками подрядчиками» в корреспонденции с дебетом счетов: 07
«оборудование к установке», 08 «Капитальные вложения», 10 «Материалы», 12
«М.Б.П.», 15 «Заготовление и приобретение материалов№, 20 «Основное
производство», 23 Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные
расходы», и т.д.
При осуществлении расчетов в порядке плановых платежей журнал-ордер 6
ведется с ведомостью 5 «Аналитический учет расчетов с поставщиками в
порядке плановых платежей». Ведомость открывают на усмотрение на год,
полугодие или квартал.
Учет расхода материалов
Документальное оформление отпуска материалов. Материалы со складов
предприятия отпускаются в цеха для изготовления продукции и на
хозяйственные различные нужды, а также на сторону для переработки или
реализации как излишние и ненужные. Отпуск материалов в кладовые цехов
рассматривается как внутреннее перемещение материалов. При отсутствии
кладовых цехов отпуск ценностей с центральных складов считается расходом на
производство.
При отпуске материалов в производство должны соблюдаться определенные
требования. Во-первых, они идут по весу, объему и массе в строгом
соответствии с расходными нормативами на заданный объем производства. Во-
вторых, отпуск осуществляется в пределах предварительно установленных
лимитов. Лимитирование должно основываться на прогрессивных нормах расхода
материалов, объемах производственных программ цехам с учетом переходящих
неиспользованных цехами запасов на начало и конец месяца. В третьих,
согласовываются с главным бухгалтером списки лиц, которым предоставляется
право требовать со складов материалы, а также берутся образцы их подписей.
Эти данные должны быть сообщены работникам складов. Материалы на
производство выдаются со складов только официально выделяемым для их
получения представителям цехов, отделов.
Расход материалов оформляется лимитно-заборными картами, актами-
требованиями на замену (дополнительный отпуск) материалов, накладными-
требованиями на отпуск (внутреннее перемещение) материалов комплектовочными
ведомостями, раскройными картами.
Для систематического отпуска в производство лимитируемых материалов,
для текущего контроля за соблюдением установочных лимитов их отпуска на
производственные нужды используется лимитно-заборная карта формы м-8. Эта
карта составляется в двух экземплярах на месяц (квартал, полугодие, год с
отрывными месячными талонами на фактический отпуск) исходя из плановой
потребности в материальных ценностях. Один экземпляр передается потребителю
(цех, участок), а второй – на склад или в кладовую. В каждом экземпляре
указываются установленный лимит, наименование, номенклатурный номер
материалов, шифр затрат. Отпуск материалов в производство осуществляется
складам при предъявлении представителем цеха своего экземпляра лимитно-
заборной карты. Кладовщик отмечает в обоих экземплярах дату и количество
отпущенных материалов, после чего выводит остаток лимита.
По окончании месяца оба экземпляра лимитно-заборных передают в
бухгалтерию.
Сверхлимитный отпуск материалов и замена одних видов материалов другими
допускается только по разрешению руководства предприятия или других лиц, у
уполномоченных ими на то. При этом выписывается акт-требование на замену
(дополнительный отпуск) материалов формы М-10. Акт-требование выписывается
на один вид материала и его многократный отпуск в 2 экземплярах: один из
предназначен для получателя (цеха, участка), второй – для склада.
Для оформления разового отпуска материальных ценностей внутри
предприятия и их отпуска хозяйствам своего предприятия, расположенным за
пределами его территории, а также сторонним организациям, применяется
накладная-требование на отпуск (внутреннее перемещение) материалов формы М-
11. Она выписывается в двух экземплярах и подписывается главным
бухгалтером.
При отпуске материалов хозяйствам своего предприятия один экземпляр
передается получателю, второй – складу, который затем сдает в бухгалтерию.
Применение накладных-требований не исключает контроля за лимитами отпуска
материалов. Для этого применяются ведомости исполнения лимитов.
В целях сокращения числа первичных документов там, где это
целесообразно







Реферат на тему: Учет материалов и пути совершенствования



Содержание

Введение.
3

Глава 1.Технико-экономическая характеристика предприятия.
1.1.Технико-экономические показатели предприятия. 4
1.2.Понятие материальных затрат, их состав.
5
1.3.Учетная политика предприятия.
6

Глава 2.Организация учета материалов.
2.1.Порядок учета поступления материалов.
8
2.2.Порядок учета расхода материалов.
13

2.2.1. Списание бракованных материалов.
17


2.2.2. Продажа материалов.
18


2.2.3. Безвозмездная передача материалов.
18


Глава 3.Пути совершенствования учета движения материалов. 20



Заключение.
22


Список использованной литературы.
24



ВВЕДЕНИЕ.

Материальные запасы, являясь предметами труда, обеспечивают вместе со
средствами труда и рабочей силой производственный процесс предприятия, в
котором они используются однократно. Себестоимость их полностью передается
на вновь созданный продукт. В целом по стране удельный вес материалов в
себестоимости изготовляемой продукции составляет свыше 70%, а в текстильной
и химической промышленности - до 85%.
Основные задачи бухгалтерского учета материалов:
1. контроль, за сохранностью материальных ценностей в местах их
хранения и на всех стадиях обработки;
2. правильное и своевременное документирование всех операций но
движению материальных ценностей, выявление и отражение затрат,
связанных с их изготовлением, расчет фактической себестоимости
израсходованных материалов и их остатков по местам хранения и
статьям баланса;
3. систематический контроль за соблюдением установленных норм

запасов, выявление излишних и неиспользуемых материалов, их

реализация;
4. своевременное осуществление расчетов с поставщиками материалов,
контроля за материалами, находящимися в пути, неотфактурованными
поставками.
В процессе производства материалы используются различно. Одни из них
полностью потребляются в производственном процессе (сырье и материалы),
другие изменяют только свою форму и размер (смазочные материалы, краски),
третьи - входят в изделия без каких-либо внешних изменений (запасные
части).
В промышленности постоянно увеличивается потребление товарно-
материальных ценностей в производстве. Это обуславливается расширением
производства, значительным удельным весом материальных затрат в
себестоимости продукции и ростом цен на ресурсы.
В результате вышесказанного в условиях рыночной экономики актуальной
становится тема учета и контроля расхода материальных запасов на
производство продукции (работ, услуг).
На изучаемом предприятии удельный вес материальных затрат в
себестоимости составляет примерно 10%. Несмотря на небольшую величину
данного показателя рассматриваемая тема не может являться второстепенной
для предприятия. В настоящее время в условиях рыночной экономики
определяющее значение приобретает качественные показатели, такие как
снижение удельных затрат сырья, материалов и топлива.
Поэтому необходимо максимально устранять потери и нерациональные
расходы материальных ценностей, которые, в частности, могут возникнуть при
неэффективной организации учета и контроля использования материалов.
Целью данной курсовой работы является изучение структуры материальных
ресурсов, документального оформления отпуска материалов на производственные
и хозяйственные нужды, организации оперативного и бухгалтерского учета
расхода материальных ценностей и контроля за их использованием в
производстве на изучаемом предприятии.
Подробное изучение этой темы позволит выявить конкретные методы оценки,
учета и контроля материальных ресурсов, используемых организацией, а также
предложить пути улучшения использования материалов в рамках возможных
способов ведения бухгалтерского учета материальных ресурсов,
зафиксированных в нормативных Положениях по бухгалтерскому учету.



Глава 1.Технико-экономическая характеристика
предприятия.

1. . Технико-экономические показатели предприятия.
Организации бухгалтерского учета материальных ценностей будет
рассматриваться на примере Общество с ограниченной ответственностью “Агат”.
Общество осуществляет свою деятельность на основании устава и
учредительного договора. Согласно этим учредительным документам, основной
деятельностью Общества являются услуги автосервиса.
Кроме того, предприятие может осуществлять:
- транспортные услуги,
- торгово-закупочную деятельность сопутствующими товарами.
В настоящее время среднесписочная численность работающих составляет 9
человек. Все они являются учредителями Общества и имеют в уставном капитале
равные доли. Таким образом, при уставном капитале 8370 рублей (приложение 1
бухгалтерский баланс предприятия), вклад каждого участника составляет 930
рублей.
Руководство предприятия для обеспечения нормальной работы широко
использует современные методы управления. Работа бухгалтерии, учет
клиентов, кадров полностью автоматизирована.
По итогам работы 2000 года показатели по основному виду услуг,
оказываемых организацией, составили:
- доходы, тыс. руб. 180,5
- расходы, тыс. руб. 154,1
- прибыль 26,4
Эти данные говорят о рентабельности предприятия и о возможных
дальнейших перспективах развития.
В основу модели материальных потоков на предприятии заложено
перемещение материалов относительно структурной единицы: поставщик -
склад-производство.
Модель движения материалов в ООО ”Агат”
1 - поступление материалов от поставщиков;
2 - хранение материалов на складе;
3 - отпуск материалов из одного склада в другие (внутренние
перемещения);
4 - выдача материалов непосредственно в производство;
5 - реализация излишних материалов на сторону;
6 - возврат материалов на склад подразделений.
Таким образом, материальные ценности, поступившие на предприятие,
приходуются непосредственно на склады, которые закреплены за каждым цехом
предприятия, и расположены на территории соответствующего подразделения.
По мере необходимости материальные ценности отпускаются на
производственные и хозяйственные нужды подразделений или на склады других
подразделений (внутреннее перемещение). Заготовкой и приобретением
необходимых материальных ресурсов на изучаемом предприятии занимается
снабженец.
Не менее важным и значимым этапом движения материальных ценностей на
предприятии является их отпуск в производство и последующее использование.
Здесь устанавливается контроль за соблюдением лимита расходования сырья
и материалов, одним из источников экономии является сокращение потерь и
отходов при их обработке.
Таким образом, правильно организованный учет и контроль за
использованием материальных ресурсов позволяет выявить внутренние резервы
предприятия, способствует внедрению в производство всего нового и
прогрессивного и, следовательно, является важной предпосылкой повышения
эффективности производства.
Решению задач учета и контроля на предприятии способствует четкая
организация оперативного и бухгалтерского учета материальных ценностей,
своевременное и полное документирование операций по их движению.
На предприятии работают три цеха:
- цех диагностики,
- рихтовочный цех,
- малярный цех.
В каждом цеху работают по два человека, один из которых (приказом
директора) назначен ответственным за материалы на складе. Склад существует
при каждом подразделении. На каждом из них ведутся карточки складского
учета и ведомости учета остатков материалов на складе. Группировка
материалов по роли в процессе производства лежит в основе организации
синтетического учета материалов. Однако, она недостаточна для всестороннего
контроля за состоянием и движении материалов, поэтому внутри групп и
подгрупп материалы показываются в разрезе отдельных видов, марок, сортов и
типоразмеров.
Предприятие работает по “Упрощенной системе налогообложения”. Имеет
рабочий план счетов, который несколько сокращен (в соответствии с
Указаниями по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению
регистров бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.
Приложение к приказу Минфина РФ от 22 декабря 1995 г. №131.). Материалы
учитываются на счете 10 “Материалы”, а субсчета разбиты по складам. Это
сделано для удобства во время ревизии, а также для учета затрат по каждому
виду работ отдельно.
На 1 октября 2000 г. общая стоимость материалов составила 8564 рубля.
По складам: цех диагностики – 1387 рублей,
рихтовочный цех - 2624 рубля,
малярный цех - 4553 рубля.
Учет ведется по себестоимости первых по времени приобретений по
фактической себестоимости.

2. . Понятие материальных затрат, их состав.
Материальные запасы, являясь предметами труда, обеспечивают вместе со
средствами труда и рабочей силой производственный процесс предприятия, в
котором они используются однократно. Себестоимость их полностью передается
на вновь созданный продукт.
Для правильной организации учета материалов важное значение имеют их
научно обоснованная классификация, оценка и выбор единицы учета.
Классификация материалов. В зависимости от той роли, которую играют
разнообразные производственные запасы в процессе производства, их
подразделяют на следующие группы: сырье и материалы, вспомогательные
материалы, покупные полуфабрикаты, отходы (возвратные), топливо, запасные
части.
Сырье и основные материалы- предметы труда, из которых изготовляют
продукт и которые образуют материальную основу продукта. Сырье и основные
материалы образуют вещественную основу созданного продукта: они полностью
потребляются, изменяя свою первоначальную форму. Основные материалы - это
продукция обрабатывающей промышленности, черные и цветные металлы, продукты
промышленности и сельского хозяйства (сырье), ткани и т.д.
Вспомогательные материалы в отличие от основных не образуют
вещественной основы продукта: они могут присоединиться к основным
материалам для придания ему определенного качества, они могут потреблять
орудия труда для поддержания их в рабочем состоянии; могут использоваться
для обеспечения нормального хода процесса производства: для ремонта и т.д.
Подразделение материалов на основные и вспомогательные носит условный
характер, не определенный физико-химическими свойствами. Одни и те же
материалы в разных производствах могут быть основными или вспомогательными
материалами.
В ряде отраслей промышленности в силу специальных свойств вообще трудно
определить основные и вспомогательные материалы. Ни один из вспом.
материалов не выступает в качестве основы продукта.
Покупные полуфабрикаты – сырье и материалы, прошедшие определенные
стадии обработки, но не являющиеся еще готовой продукцией. В изготовлении
продукции они выполняют такую же роль, как и основные материалы,
т.е. составляют ее материальную основу.
Отходы производства - остатки сырья и материалов, образующиеся в
результате раскроя материалов и их обработки. Одни отходы полностью
утрачивают свои потребительские свойства, другие могут вновь пройти
обработку.
В отдельные группы выделены: топливо, запасные части, которые по своей
роли являются вспомогательными материалами, но, учитывая, что они имеют
значительный удельный вес, они выделяются в отдельную группу.
Топливо в производстве подразделяется на энергетическое (горючее) и
технологическое, а также для хозяйственных нужд.
Запасные части используются для ремонта основных средств и имеют, как
правило, строго целевой характер. Они нужны для поддержки оборудования в
рабочем состоянии.
Кроме того, материалы классифицируют по техническим свойствам и
подразделяют на группы: черные и цветные металлы, прокат, трубы и др.
Указанные классификации используют для построения синтетического и
аналитического учета, а также составления синтетического отчета об
остатках, поступлении и расходовании сырья и материалов в производственно -
эксплуатационной деятельности (ф.№ 1-сн).
Для учета материалов применяют следующие синтетические счета:
10 “Материалы”
14 “Переоценка материальных ценностей”
15 “Заготовление и приобретение материалов”
16 “Отклонение в стоимости материалов”
К счету 10 “Материалы” в ООО “Агат” открыты субсчета 1 “Склад цеха
диагностики”,
2 “Склад цеха рихтовки “, 3 “Склад малярного цеха”. Аналитический учет
ведется по
каждому материалу отдельно.
Для правильного планирования потребности, рациональной организации
аналитического учета и контроля за использованием материальных запасов
предприятия могут применять более детальную группировку по технологическим
признакам. Все материалы подразделяются на группы (по свойствам), а внутри
групп на сорта, типы и т.д. Каждому сорту, наименованию и т.д.
приписывается номенклатурный номер, который заносят в номенклатурный
справочник, представляющий собой систематизированный перечень материалов. В
этом справочнике содержится полностью техническая характеристика каждого
поименно в соответствии с действующими стандартами. Если в номенклатурном
справочнике указана учетная цена за единицу каждого вида материалов, то его
называют номенклатурой-ценником. Аналитический учет материалов организуется
в соответствии с построением номенклатуры-ценника, а зарезервированный
номенклатурный номер обязательно проставляется во всех приходных и
расходных документах по учету материальных ценностей. Использование в учете
вычислительной техники позволяет ввести в номенклатуру-ценник
дополнительно такие показатели как норма запаса, естественная убыль,
синтетический счет и т.д. Вся информация, содержащаяся в номенклатурах -
ценниках, является условно постоянной и может храниться в памяти
компьютера.

1.3. Учетная политика предприятия.
С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке
бухгалтерского учета в организациях. От жесткой регламентации учетного
процесса со стороны государства в прошлом в настоящее время перешли к
разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности
организаций в постановке бухгалтерского учета. Сущность новых подходов к
постановке бухгалтерского учета заключается в основном в том, что на основе
установленных государством общих правил бух. учета организации
самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных
перед учетом задач. Выбранная организацией учетная политика оказывает
существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции,
прибыли, налогов на прибыль, имущество, добавленную стоимость, показателей
финансового состояния организации. Следовательно, учетная политика
организации является важным средством формирования величины основных
показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой
политики.
Учетная политика – это выбор организацией вариантов учета и оценки
объектов учета, по которым разрешена вариантность, а также формы, техники
ведения и организации бухгалтерского учета исходя из установленных
допущений, требований и особенностей своей деятельности (организационных,
технологических, численности и квалификации учетных кадров, уровня
технического оснащения учетных работников).



Глава 2. Организация учета материалов.

2.1. Порядок учета поступления материалов.
Поступление материалов на предприятие контролирует экспедитор, который
следит за выполнением поставщиками договорных обязательств, предъявляет им
претензии по качеству и недостачам материалов, разыскивает грузы, если они
своевременно не прибыли на предприятие. Материалы на склад доставляет также
экспедитор. Если обнаруживается недостача или порча груза, составляется акт
не право представления претензий к транспортной организации или поставщику.
В момент сдачи экспедитором материалов на склад материально
ответственное лицо проверяет соответствие количества, качества и
ассортимента поступивших материалов документам поставщика.
Одни из них отражают количество отправленного груза (отвесы,
накладные), другие качество (сертификаты, удостоверения и т. п.). При
полном соответствии количества фактически поступивших ценностей документам
поставщика материально ответственное лицо выписывает приходный ордер (ф. №
М-4).
В случае централизованной доставки материалов автотранспортом со склада
поставщик выписывает товарно-транспортную накладную (ф. № М-5 и М-6) в
четырех экземплярах:
а) покупателю - для оприходования материалов вместо приходного ордера;
б) поставщику - для списания ценностей;
в) для начисления заработной платы водителям автотранспорта;
г) для предъявления в банк на оплату;
Акт о приемке материалов (ф.№М-7) применяется для оформления
поступивших материальных ценностей без платежных документов и в случае
расхождений с данными сопроводительных документов поставщика. Акт
составляется приемной комиссией с обязательным участием представителя
незаинтересованной организации, заведующего складом и представителя отдела
снабжения предприятия. Составляется акт в двух экземплярах: первый -
передается в бухгалтерию предприятия как основание для бухгалтерских
записей на счетах и расчета сумм недостач или излишков; второй - поступает
в отдел маркетинга для предъявления претензий поставщику или сообщения ему
о представлении платежного требования на излишки. Наличие акта исключает
выписку приходного ордера.
Приходные документы составляются в день поступления материалов.
Кроме перечисленных документов составляются накладные - требования на
отпуск материалов (ф. № М-11) при внутреннем перемещении материалов со
склада на склад. Материально ответственное лицо, выписывает накладные в
двух экземплярах; один цеху, другой складу - для их оприходования.
Производственные запасы материалов пополняются за счет их поставок
предприятиями поставщиками или прочими организациями на основе договоров. В
договорах предусматривается: наименование материалов, количество, цена,
срок поставки, порядок расчетов с поставщиками, способ транспортировки,
санкции за несоблюдение условий договора, порядок приемки. Предприятия -
поставщики на отгруженную продукцию выписывают платежные требования-
поручения и счета-фактуры, передают их или пересылают почтой покупателю,
последние передают их в свой банк для оплаты. Оперативный учет выполнения
договорных обязательств на предприятии осуществляет экспедитор, поэтому
платежные требования-поручения и счета-фактуры в первую очередь поступают к
нему. Он поверяет соответствие их договорам, регистрирует в журнале учета
поступающих грузов (ф. № М-1), делает отметку в книге учета выполнения
договоров и акцептует, т.е. дает согласие на оплату. После регистрации
платежные документы получают внутренний номер (регистрационный) и
передаются в бухгалтерию предприятия для оплаты. По мере поступления груза
на склад выписывается приходный ордер, затем при реестре сдается в
бухгалтерию, где таксируется и прикладывается к платежному документу. По
мере оплаты банком этого документа бухгалтерия получает выписку из
расчетного счета о списании денежных средств в пользу предприятия -
поставщика.
В течение отчетного месяца бухгалтерия предприятия получает платежные
документы поставщиков, акцептованные экспедитором, принимает приходные
ордера и приемные акты складов, получает выписки из расчетного и прочих
счетов предприятия. Это позволяет заключить расчеты, закончить их введу
выполнения каждой стороной своих обязательств.
Неотфактурованными считаются поставки, по которым материальные ценности
поступили на предприятие без платежного документа. На складе приходуют их,
выписывается приемный акт, который при реестре поступает в бухгалтерию.
Здесь материалы по акту расцениваются по учетным ценам, записываются в
журнал-ордер №6 как ценности, поступившие на склад, в этой же сумме
относятся на сумму материалов в акцепт. Неотфактурованные поставки
регистрируются в журнале - ордере №6 в конце месяца (в графе Б "Номер
счета" ставится буква Н), когда возможность получения платежного документа
в данном месяце отпала. Оплате в отчетном месяце они не подлежат, так как
основанием для оплаты банком являются платежные документы (которые
отсутствуют). По мере поступления платежных документов на эту поставку в
следующем месяце они акцептируются предприятием оплачиваются банком и
регистрируются бухгалтерией в журнале - ордере №6 в свободной строке по
группе материалов и в графе " акцепт" в сумме платежного требования, а по
строке сальдо ранее записанная сумма по учетным ценам сторнируется тоже по
группе и в графе " акцепт".
При принятии к бухгалтерскому учету материально-производственных
запасов их следует классифицировать и оценить исходя из:
- наличия у организации права собственности на запасы,
- видов запасов,
- порядка учета заготовительно-складских и транспортных расходов,
- наличия оплаты за неполученные запасы,
- наличия расчетных документов на полученные запасы,
- формы поступления запасов.
Учет материалов, принадлежащих организации на правах собственности,
хозяйственного ведения и оперативного управления, ведется на балансовом
счете 10 “Материалы” (учитываются сырье, материалы, топливо, запчасти и
прочие матери - алы, которые предназначены для использования в производстве
продукции, работ и услуг). Бухгалтерский учет материалов, не принадлежащих
организации, но по разным причинам находящихся у нее, ведется на
забалансовом счете 003 “Матери- алы, принятые в переработку» (учитываются
запасы, принятые организацией на короткий срок времени в переработку – как
правило, в организациях, занятых пере- работкой сырья).
Оценка запасов при их постановке на учет зависит от:
- формы их поступления(покупка, получение от поставщиков, изготовление
в собственном производстве, вклад в уставный капитал организации,
безвозмездное получение или по договору дарения, получение в обмен на
другое имущество, оприходование материалов, полученных от ликвидации
основных средств или их ремонта),
- поступления в собственность или с оставлением права собственности на
них у поставщика (для продажи на условиях комиссии и др.),
- порядка учета заготовительно-складских и транспортных расходов,
- наличия расчетных документов, подтверждающих их стоимость.
При поступлении материалов дебетуют счет 10 «Материалы» и кредитуют :
Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - на стоимость
поступивших материалов по ценам поставщиков со всеми наценками сбытовых и
снабженческих организаций и транспортно-заготовительными расходами,
включенными в счета поставщиков, включая оплату процентов за приобретение
в кредит, предоставленный поставщиком;
Счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - на стоимость
услуг, оплачиваемых чеками транспортным (железнодорожным и водным)
организациям;
Счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» - на стоимость материалов,
оплаченных из подотчетных сумм;
Счет 23 «Вспомогательные производства» - на расходы по доставке
материалов собственным транспортом и на фактическую себестоимость
материалов собственного производства;
Счет 20 «Основное производство» - на стоимость возвратных отходов. Если
синтетический учет материалов ведут по учетным ценам, то помимо
материального счета10 на всех предприятиях используют счет 15 «Заготовление
и приобретение материалов»,а также счет 16 «Отклонение в стоимости
материалов»
Счет 15 «Заготовление и приобретение материалов» предназначен для учета
заготовления и приобретения материальных ценностей, относящихся к средствам
в обороте . В дебет счета 15 относят покупную стоимость материалов, по
которым на предприятие поступили расчетные документы от поставщика, и
другие рас- ходы по приобретению материалов с кредита счетов 60,23,71 и др.
в зависимости от того, откуда поступили материалы, от характера расходов по
заготовке и доставке их на предприятие. Материалы, фактически поступившие
на предприятие, списывают по учетным ценам с кредита счета 15 в дебет счета
10.Сумму разницы в стоимости приобретенных материалов, исчисленной в
фактической себестоимости приобретения и учетных ценах, списывают с кредита
счета 15 в дебет счета 16 «Отклонения в стоимости материалов». Остаток на
счете 15 на конец месяца показывает наличие материалов в пути.
Возможен вариант учета заготовления материалов без сальдо по счету 15.
В этом случае в конце месяца по дебету счета 10 и кредиту счета 15 отражают
стоимость материалов, оставшихся на конец месяца в пути или не вывезенных
со скла- да поставщиков (без оприходования материалов на складе
получателя). В начале следующего месяца эти суммы сторнируют, и они
числятся в учете по дебету счета 15. Выявленный в конце месяца остаток на
счете 15 списывается на счет 16 и счет 15 сальдо не имеет. Израсходованные
или реализованные материальные ценности списывают на счета издержек
производства и реализации с кредита материальных счетов по учетным ценам.
Счет 16 «Отклонение в стоимости мате- риалов» предназначен для учета
разницы в стоимости приобретенных материалов, исчисленной в фактической
себестоимости приобретения и учетных ценах. Этот счет используют только в
том случае, если на счете 10 синтетический учет ведут по учетным ценам.
Накопленные на счете16 разницы между фактической себестоимостью
приобретенных материалов и стоимостью их по учетным ценам списывают с
кредита счета 16 в дебет счетов издержек производства или обращения или
других счетов пропорционально стоимости израсходованных материалов по
учетным ценам.
При покупке материалов (получении их от поставщика за плату) их оценка
производится по фактической себестоимости приобретения за исключением НДС с
учетом затрат на доведение запасов до состояния, в котором они пригодны к
использованию в запланированных целях. Фактическая себестоимость
приобретения запасов включает в себя затраты организаций на оплату:
продавцу договорной стоимости материалов, оказанных сторонними
организациями информационных и консультационных услуг, связанных с
приобретением материалов, таможенных пошлин и иных платежей,
вознаграждений, уплачиваемых посредническими организациями за услуги по
приобретению запасов, а также затрат на заготовку и доставку ценностей до
места их использования, включая расходы по страхованию. При этом в
бухгалтерском учете делаются следующие записи:
Д-т сч. 10 «Материалы»
К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - отражается
стоимость запасов при их принятии к бухгалтерскому учету.
Затраты на заготовку и доставку запасов включают в себя расходы на
содержание заготовительно-складского аппарата организации, транспортные
расходы по доставке до места использования, если они не включены в цену на
запасы, установленную договором; расходы на оплату процентов по кредитам
поставщиков (коммерческий кредит) и т.п. В состав этих затрат можно
включать и расходы на оплату процентов по заемным средствам, если они
связаны с покупкой запасов и относятся к периоду до даты оприходования
запасов на складах организации. Организация может учитывать данные расходы
разными способами:
1. Предварительно на счетах учета отклонений фактических затрат на
приобретение запасов от их учетной стоимости. Для этого используют счета 15
и 16. В бухгалтерском учете делаются следующие записи:
Д-т сч. 15 «Заготовление и приобретение материалов»
К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»- отражаются
обязательства перед поставщиком (или стоимость материалов, полученных из
собственного производства) при принятии материалов к бухгалтерскому учету.

Д-т сч. 10 «Материалы»
К-т сч. 15 «Заготовление и приобретение материалов»- отражается учетная
стоимость материалов при принятии их к бухгалтерскому учету.


Д-т сч. 16 «Отклонение в стоимости материалов»

К-т сч 15 «Заготовление и приобретение материалов»- списывается сумма
отклонений.


Д-т сч. 16 «Отклонение в стоимости материалов»


К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»- отражаются
заготовительно-складские и транспортные расходы.


Д-т сч. 20(23) «Основное производство»(«Вспомогательное производство»)
и др.

К-т сч. 16 «Отклонение в стоимости материалов»- списывается сумма
отклонений.


2. Предварительно на счете учета отклонений фактических затрат на
приобретение запасов от их учетной стоимости. При этом используется только
счет 16. В бухгалтерском учете делаются следующие записи :
Д-т сч. 10 «Материалы»
К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»- отражаются
обязательства перед поставщиком (либо стоимость материалов, полученных из
собственного производства) при принятии материалов к бухгалтерскому учету.


Д-т сч. 16 «Отклонение в стоимости материалов»


К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»-отражаются
заготовительно- складские и транспортные расходы по данным запасам.



Д-т сч. 10 «Материалы»


К-т сч. 16 «Отклонение в стоимости материалов»- списывается сумма
отклонений.


3. В составе затрат на приобретение соответствующих видов материалов на
счете их учета – 10 «Материалы». В этом случае в бухгалтерском учете
делаются следующие записи :

Д-т сч. 10 «Материалы»


К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»- отражаются
обязательства перед поставщиками при принятии материалов к бухгалтерскому
учету.



Д-т сч. 10 «Материалы»


К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»- отражаются
заготовительно- складские и транспортные расходы по данным запасам.


Затраты по доведению товарно-материальных ценностей до состояния, в
котором они пригодны к использованию в запланированных целях, включают в
себя расходы организации на работы, связанные с доработкой и улучшением
технических характеристик материалов, но не относящихся к процессу
производства продукции, работ, услуг. Эти работы, как правило, ведутся
силами вспомогательных производств самой организации. При этом в
бухгалтерском учете делаются следующие записи :
Д-т сч. 10 «Материалы»

К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»- отражается
стоимость материалов, полученных от поставщиков , при принятии их к учету.


Д-т сч. 23 «Вспомогательные производства»
К-т сч. 10 (70) «Материалы» («Расчеты с персоналом по оплате труда»)-
отражаются затраты на доведение материалов до состояния готовности к
использованию.

Д-т сч. 10 «Материалы»
К-т сч. 23 «Вспомогательные производства» - списываются затраты на
доведение материалов до состояния готовности к использованию.

При изготовлении материалов силами организации их фактическая
себестоимость определяется фактическими затратами на их производство. В
этом случае фактическая себестоимость запасов будет зависеть от принятого в
организации порядка калькулирования себестоимости продукции (по единицам
или видам продукции, по участкам и т.п.) и ее состава (стоимость сырья и
материалов, затрат без общехозяйственных расходов, нормативная
себестоимость, полная производственная себестоимость). При этом в
бухгалтерском учете делаются следующие записи:
Д-т сч. 10 «Материалы»
К-т сч. 20(23, 29) «Основное производство»(«Вспомогательные
производства»,«Обслуживающие производства и хозяйства») – приходуются
запасы собственного производства, предназначенные для использования в
собственном производстве.

Материалы, полученные организацией безвозмездно, оцениваются на дату их
оприходования по рыночной стоимости. При этом следует иметь в виду, что
дата получения права собственности на них должна совпадать с датой их
оприходования на складе.
Д-т сч. 10 «Материалы»
К-т сч. 80 (99) «Прибыли и убытки» - отражается стоимость материалов
при их принятии к бухгалтерскому учету.

Запасы, приобретенные в обмен на иные материальные ценности(кроме денеж-
ных средств), оцениваются по учетной стоимости передаваемого в обмен
имущества. Если договором мены получаемые запасы признаются
неэквивалентными по стоимости, то они оцениваются при постановке на учет по
их договорной стоимости. Разница между стоимостью имущества, переданного в
обмен на материалы, подлежит оплате или получению денежными средствами. При
этом в бухгалтерском учете делаются следующие записи :

Д-т сч. 10 «Материалы»

К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - отражается
стоимость запасов при их принятии к бухгалтерскому учету.

Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
К-т сч. 62 (76) «Расчеты с покупателями и заказчиками»(«Расчеты с
разными дебиторами и кредиторами») – отражается зачет обязательств.

Материалы, полученные в процессе ликвидации основных средств или ремон-
та, отражаются в бухгалтерском учете по рыночной стоимости.
Д-т сч. 10 «Материалы»
К-т сч. 80 (99)«Прибыли и убытки» - оприходованы запасы, полученные от
ликвидации объектов основных средств.


Д-т сч. 10 «Материалы»

К-т сч. 20(23, 30) «Основное производство»(«Вспомогательные
производства», «Некапитальные работы») – отражается стоимость запасов,
полученных при ремонте основных средств.

Материалы, выявленные при инвентаризации как неучтенные, отражаются в
бухгалтерском учете по рыночной стоимости следующим образом:

Д-т сч. 10 «Материалы»

К-т сч. 80 (99) «Прибыли и убытки»- отражаются излишки запасов,
выявленные при инвентаризации.
Материалы, полученные без расчетных документов, подтверждающих их
стоимость, отражаются в учете как неотфактурованные поставки. Необходимо
иметь в виду, что в соответствии с действующим порядком все хозяйственные
операции отражаются в бухгалтерском учете на момент их совершения. Поэтому
поступившие на склад организации запасы, по которым счета поставщиков не
предъявлены к оплате, отражаются в бухгалтерском учете:
- на основании первичных учетных документов, составленных в общем
порядке в момент принятия их на складской учет,
- в оценке по рыночным ценам (как правило, по ценам поставщика)
В бухгалтерском учете делаются следующие записи:

Д-т сч. 10 «Материалы»

К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Запасы, не принадлежащие организации, но находящиеся в ее пользовании
или распоряжении в соответствии с условиями договора, учитываются на
забалансовых счетах в оценке, предусмотренной в договоре. Это касается
стоимости материалов, принимаемых организациями для переработки или
принимаемых на ответственное хранение. В бух. учете операции по принятию к
учету этих запасов отражаются по дебету забалансового счета 003, а их
снятие (выбытие) – по кредиту.

2.2. Порядок учета расхода материалов.
Учет и контроль за расходованием товарно-материальных ценностей - одна
из важных задач бухгалтерского учета.
Все первичные документы на расход и отпуск материалов группируются
бухгалтерией в разрезе синтетических счетов, субсчетов, мест использования
и направление затрат. Большинство предприятий ведут текущий учет материалов
по твердым учетным ценам по средним покупным ценам плановой себестоимости и
др. Отклонение фактической себестоимости от средней покупной цены или от
плановой себестоимости учитывают на отдельных аналитических счетах по
группам материалов. Таким образом данные образующие фактическую
себестоимость поступивших материалов, в бухгалтерском учете отражаются в
разных журналах-ордерах (№ 1, 3, 6, 7, 10/1, израсходованных и отпущенных
на сторону материалов записывают в журналах-ордерах № 10 и 10/1 и в главной
книге.
Материалы со складов и из кладовых отпускаются для производства,
строительных и монтажных работ, на хозяйственные нужды. Отпускаются
материалы со складов и из кладовых только с разрешения определенных
должностных лиц. Одной из основных задач материального учета является
предварительный и последовательный контроль за расходованием материалов на
производстве. Цель предварительного контроля - не допускать отпуска
материалов в производство сверх количества, предусмотренного нормами на
заданный объем работ. Такой контроль осуществляется по лимитно - заборным
картам. Лимитно - заборные карты - это своего рода разрешение на
постепенный отпуск в течение месяца материалов на производство.
Лимитирование расхода материалов производится плановым или производственным
отделом при составлении месячных оперативных планов работ. Лимитно -
заборная карта выписывается каждому производителю работ в двух экземплярах
на один или несколько видов материалов (номенклатурных номеров). Карта
регистрируется в реестре, после чего один экземпляр передается
производителю работ, а второй на склад. Реестр карт передается в
бухгалтерию. Отпуск материалов со склада производится только после
предъявления экземпляра лимитно - заборной карты. Отпущенное количество
материалов записывается в обоих экземплярах карты и подтверждается подписью
получателя ( на экземпляре, находящимся на складе) и заведующего складом (
на экземпляре получателя). Таким образом, лимитная карточка это
накопительный расходный документ. По окончании месяца оба экземпляра
лимитно - заборных карт поступают в бухгалтерию, где они сверяются и
таксируются. Материалы не требующиеся повседневно , отпускают по разовым
требованиям. В лимитно - заборных картах и требованиях указывается целевое
назначение материалов (шифр учетного объекта, статья расхода и т. д.).
Склад может отпускать только те материалы и в таких количествах которые
указаны в лимитно- заборной карте или требованиях. Замена материала не
разрешается. Отпуск материалов не в тех количествах, которые указаны в
требованиях, допускается только в тех случаях когда это вызывается
состоянием упаковки, габаритами, тарой и т. п.
Учет материалов в бухгалтерии ООО "Агат" ведется в денежном и
натуральном выражении с обязательной систематической инвентаризацией
фактического наличия их по местам хранения. Остатки ценностей и их приход
записываются по дебету счетов, а расход, отпуск - по кредиту - в суммах
фактической себестоимости.
Важнейшей предпосылкой эффективной организации учета материалов
является их оценка. В соответствии с "Положением по ведению бухгалтерского
учета и отчетности в Российской Федерации" от 29.07.98 г. N34н «сырье,
основные и вспомогательные материалы, топливо, покупные полуфабрикаты и
комплектующие изделия, запасные части, тара, используемая для упаковки и
транспортировки продукции (товаров), и другие материальные ресурсы
отражаются в бухгалтерском балансе по их фактической себестоимости.
Фактическая себестоимость материальных ресурсов определяется исходя из
фактически произведенных затрат на их приобретение и изготовление.
Определение фактической себестоимости материальных ресурсов,
списываемых в производство, разрешается производить одним из следующих
методов оценки запасов : 1) по себестоимости единицы запасов,
2) по средней себестоимости,
3) по себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО),
4) по себестоимости последних по времени приобретений (ЛИФО)» (ст. 58)
При первом способе оценки материальных ресурсов оценивают лишь те
материалы, которые организация использует в особом порядке (драгоценные
металлы и камни и т.п.), или запасы, которые не могут обычным образом
заменять друг друга.
При втором способе оценки в течение отчетного месяца материальные
ресурсы списываются на производство по учетным ценам, а в конце месяца
сюда же относится соответствующая доля отклонения фактической
себестоимости материальных ресурсов от стоимости их по учетным ценам. Если,
согласно учетной политике, пре

Новинки рефератов ::

Реферат: Лесной комплекс Украины (География)


Реферат: Радиация и радиационная обстановка в Ростовской области (Биология)


Реферат: Концепция разделения властей: теория и опыт, история и современность (Гражданское право и процесс)


Реферат: Поиск внеземных цивилизаций (Астрономия)


Реферат: Договор хранения (Гражданское право и процесс)


Реферат: Нашествие на Русь с Востока и Запада. Монголо-татарское иго и его влияние на экономическое и политическое развитие Руси (История)


Реферат: Влияние использования схем, чертежей, иллюстраций на формирование ЗУН при обучении младших школьников решению задач на движение (Педагогика)


Реферат: Какие размеры согласно теории должна иметь российская фирма? (Предпринимательство)


Реферат: Контрольная работа по жилищному праву (Право)


Реферат: Двунаправленный динамический список (Программирование)


Реферат: Германский фашизм - орудие США в борьбе (История)


Реферат: Зарождение и развитие психологии (Психология)


Реферат: MS-DOS (Программирование)


Реферат: "Метрология и нормирование точности", шпиндельная головка + контрольная по нормирование точности (Технология)


Реферат: Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста (Педагогика)


Реферат: Импорт деревообрабатывающего оборудования марки "Вайнинг" из Германии в Россию (Предпринимательство)


Реферат: Мир кристаллов (Химия)


Реферат: Технико-экономическое и оперативное планирование на горном предприятии ГОАО "ш (у Октябрьское" (WinWord) (Менеджмент)


Реферат: Актуальные проблемы конституционно-правового развития в России (Право)


Реферат: Влияние самооценки на уровень успешности профессиональной деятельности (Психология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист