GeoSELECT.ru



Архитектура / Реферат: Архитектурные памятники Беларуси: Минск (Архитектура)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Архитектурные памятники Беларуси: Минск (Архитектура)



Минский Государственный профессионально-технический колледж легкой
промышленности



Доклад на тему
«Архитектурные памятники Беларуси: Минск»



Выполнила
учащаяся I курса гр.81
Войтеховская Вероника Артуровна



Содержание:


ВВЕДЕНИЕ 3
ПАМЯТНИК ЯНКЕ КУПАЛЕ 3
ТРОИЦКОЕ ПРЕДМЕСТЬЕ 4
ПАМЯТНИК МАКСИМУ БОГДАНОВИЧУ 5
ПАРК ИМЕНИ ГОРЬКОГО 6
ПЛОЩАДЬ ПОБЕДЫ 8
ПЛОЩАДЬ ЯКУБА КОЛАСА 9



ВВЕДЕНИЕ

Там, где человек, - там и искусство. Человек не может обойтись без
прекрасного. И оно везде окружает его: в природе, в том, что создает сам
человек по законам искусства. Возьмите наш город в его нынешнем виде. Его
новые улицы и проспекты, его площади и парки – это как бы синтез
художественного творчества.



ПАМЯТНИК ЯНКЕ КУПАЛЕ

Парк, носящий имя великого белорусского поэта, до Великой Отечественной
войны не существовал. На этом месте возле изгиба Свислочи стояли одно- и
двухэтажные дома, территория часто подтоплялась весенним паводком. Во время
войны этот квартал был разгромлен. Поэтому градостроители решили создать
здесь парк имени Янки Купалы как одну из центральных частей водно-зеленого
диаметра, пересекающего город вдоль реки. Это было осуществлено по проекту
И. Руденко. Основные работы проведены в 1950 году, посажено более четырех
тысяч деревьев и множество кустарников. Среди деревьев можно увидеть и
дубы: впервые попробовали посадить их в возрасте более 25 лет. Получилось -
исполины прижились и хорошо росли.
Широкая центральная аллея парка завершается красивым спуском к Свислочи.
Сейчас ширина ее здесь достигает 120 метров, раньше не было и двадцати.
Берега закованы в бетон, изгиб живописно прорисован. От проспекта Скорины
идет диагональная аллея, здесь главный вход в парк. На перекрестке аллей
соорудили фонтан. Вскоре, в 1959 году, построили музей Янки Купалы.
Двухэтажный особняк поставлен на месте дома, где в 1927-1941 годах жил
великий поэт.
На диагональной аллее было определено место для памятника, но оно
пустовало более 20 лет. Память народного поэта в Минске уважали: уже в 1949
году в Центральном сквере установлен бюст на постаменте работы 3. Азгура. В
1972 году его перенесли в Вязынку, на родину Купалы. А в парке около
Свислочи возвели новый памятник. Приурочено это было к 90-летию со дня
рождения поэта. Работу выполнили скульпторы А. Аникейчик, Л. Гумилевский,
А. Заспицкий, архитекторы Ю. Градов и Л. Левин.
В те времена для советской скульптуры была характерна гигантомания,
поэтому скульптурное изображение Янки Купалы было создано в довольно-таки
крупном масштабе. Получилось удачно - деревья возвышаются над фигурой,
скрадывают настоящий масштаб. На большом гранитном постаменте стоит
монументная фигура Купалы с суковатой палкой в руке. Около подножия -
криничка и цветок папоротника. Одухотворенная фигура поэта-борца. Фонтан
также изменил свой облик, появилась скульптурная композиция «Купалье». Две
девичьи фигуры - символ чистоты, юности и любви. За эту работу скульпторы
отмечены Государственной премией БССР.
Памятник пророку белорусского возрождения стал особенно притягательным
сейчас, в годы становления независимой Беларуси. Самая лучшая дань памяти
поэта - белорусское слово, которое звучало и 6удет всегда звучать здесь на
поэтических встречах. Парк Янки Купалы - настоящая жемчужина среди зеленых
островов центра Минска.



ТРОИЦКОЕ ПРЕДМЕСТЬЕ

Каждый город стремится иметь уголок, где старину можно увидеть своими
глазами. Есть такой островок и в Минске - Троицкое предместье. Если в
Верхнем городе старое переплелось с новым, то здесь в небольшом
квартальчике чистый образец города, каким он был сто и более лет назад.
Вначале, после реконструкции в 80-е годы XX века, разноцветные двух- и
трехэтажные домики казались игрушечными. Но время приглушило краски, дома
обжились, и сейчас уже без Троицкого предместья Минск представить
невозможно.
В самом деле отреставрированный квартал - только часть предместья,
получившего свое название от Троицкой горы. Когда-то здесь существовал
костел Святой Троицы, сейчас на вершине горы - Театр оперы и балета.
Предместье имело развитую планировку уже в XVI веке, но дома были сплошь
деревянными. И только в XIX и в начале XX века кварталы жилой застройки
стали каменными, а улицы - мощеными. Жил здесь рабочий люд и крестьяне,
ремесленники и торговцы, низшего ранга чиновники и военные, мелкие помещики
- обычный неаристократический район города. А на Троицкой горе устраивался
базар - едва ли не самый крупный в старом Минске.
Понятно, что гуляя по Троицкому предместью, трудно представить лад жизни
того времени, но образ старого города возникает. Сегодня квартал живет
своей жизнью. В обновленных домах расположены многочисленные учреждения,
магазины, лавки, кофейни, бары, рестораны. Минчане и гости столицы могут
посетить Литературный музей Максима Богдановича, Государственный музей
истории белорусской литертуры, Дом природы, галерею «Жилбел». На
Старовиленской, 14 расположена усадьба широко известного в Беларуси своими
добрыми делами благотворительного фонда «Детям Чернобыля». По горбатому
мостику можно попасть на Остров мужества и скорби, где свечой возносится
часовня в память жертв афганской войны.
. Река Свислочь была свидетелем всей почти тысячелетней истории города.
Коммунальная набережная, улица Старовиленская. А главная улица предместья
так и называлась - Троицкая. Раньше это был Борисовский и Староборисовский
тракты, улица Виленская. С XIX века она стала называться Александровской,
в советские времена носила имя Максима Горького. Наименования неслучайны.
На Александровской набережной, 6, в доме Вигдорчика снимал квартиру отец
Янки Купалы, по паспорту минский мещанин. Сюда он приехал в 1890 году,
работал извозчиком. А восьмилетний Янук в это время стал учиться в частной
подготовительной школе. Но недолго это продолжалось, в 1891 году семья
Луцевичей оставила город. В Троицком предместье родился и Максим
Богданович.
Стоит обязательно упомянуть, что на месте, где сейчас находится 2-я
городская клиническая больница, существовал Троицкий монастырь базилианок.
Основала его в 1600 году Марина Вежевич при деревянной церкви, известной с
XV века. Монастырь закрыли в первой половине ХХ века, от него осталось
только двухэтажное каменное здание, сейчас один из корпусов больницы.


ПАМЯТНИК МАКСИМУ БОГДАНОВИЧУ

Около памятника Максиму Богдановичу, если отгородиться от привычного шума
улицы, тишина. Монумент стоит в начале бульвара, ведущего к Театру оперы и
балета, около которого днем также тишина. Подчеркивают и держат ее высокие
деревья парка, окружающие памятник и здание театра. И в этой тишине трудно
представить, что до революции здесь, на Троицкой горе, бурлил крупнейший в
Минске базар, где крестьяне продавали рожь, птицу, свежеиспеченный хлеб,
сало, картошку, яблоки, сено, упряж, подводы и многое другое - все, чем
богата белорусская земля и мастеровитые руки ее жителей.
Но еще труднее представить времена, давно ушедшие, покрытые пылью
столетий, ибо очевидных знаков старины не осталось. Припомнить же есть что.
Селения на Троицкой горе существовали еще в XII веке. Здесь проходил
Староборисовский тракт (сейчас улица Максима Богдановича), при нем был
насыпан небольшой вал - редут Святой Троицы, где существовала часовенка с
таким же названием. Есть мнение, что как раз на горе стоял первый каменный
костел, основанный великим князем литовским Ягайло в 1390 году. С XVI века
панораму Троицкой горы определяли монастыри Вознесения и Святой Троицы с
храмами. А в XVIII столетии появились католические монастыри бонифатов
(1700), кармелитов (1703), бенедиктинцев (1764), мариавиток (1771). Что и
неудивительно - для святынь всегда выбирали высокое место. Так и
перекликались через Свислочь Троицкая гора и Верхний город. Последнему в
смысле сохранения памятников посчастливилось больше, а здесь... Только если
зайти в тыл Суворовского училища, можно увидеть уцелевшую апсиду костела
мариавиток (но обычному человеку вовнутрь не попасть). Костел этот и
монастырь были перестроены в середине XIX века, здесь располагалась
духовная семинария. Под училище забрали при советской власти, подняли на
один этаж.
В те же времена Троицкая гора стала площадью Парижской коммуны.
Единственный дом (№ 1) сегодня на этой площади - Театр оперы и балета.
Заложен он был 11 июля 1953 года, в день празднования годовщины
освобождения города от белополяков. Но вскоре проект Георгия Лаврова
(вспомним хотя бы его конструктивистское здание Национальной библиотеки)
показался чересчур скромным. Объявили всесоюзный конкурс, в котором
победителем стал известный нам Иосиф Лангбард. Дворец был задуман как
универсальное здание «массового музыкального действа» на 3 тысячи зрителей!
Зал решался амфитеатром, как в римском цирке. Рисунок фасада - настоящее
художественное произведение. Сооружение представляло собой три
цилиндрических объема разного диаметра и высоты, вертикальные членения
придавали ему целостность и масштабность. Фантастический замысел, здесь нет
ясности и лаконизма, характерных для Дома правительства, построенного по
проекту Лангбарда.
Потом объемы на громадном фундаменте довелось сжимать, зрительный зал
стал на полторы тысячи мест. Поэтому здание, возведенное в 1935-1937 годах,
кажется несколько заниженным относительно плана. Войну театр пережил,
восстанавливался под руководством самого автора в 1948 году. Исчез
амфитеатр, зал стал традиционным - партер и три неглубоких яруса,
количество мест уменьшилось до 1200. А в начале 60-х вместо плоских
перекрытий появился горб скатной крыши, что ухудшило силуэт здания. Такая
история с театром. Тем не менее, сегодня без него центр Минска представить
невозможно, определяющая его роль в формировании многоплановой
градостроительной композиции на перекрестке проспекта Скорины и вводно-
зеленого диаметра.
Место для памятника выбрано неслучайно - через улицу, носящую сейчас его
имя, стоял дом, где 9 декабря 1891 года родился Максим Богданович. Это был
дом номер 25 по бывшей Александровской улице. Внизу располагалась первая
городская начальная школа, которой в 1885-1891 годах заведовал отец поэта
Адам Егорович. На втором этаже жила семья. Сам дом сгорел в последнюю
войну, фундамент использовали для другого здания. Памятник Максиму
Богдановичу появился в 1981 году, к 90-летию поэта. Для скульптора Сергея
Вакара эта работа была неслучайной, первый портрет поэта он создал в 1969.
Потом было несколько вариантов в полный рост, положенных в основу
памятника. Так в столице появился еще один знак нашей памяти и
благодарности апостолам белорусского возрождения. Максим Богданович -
прежде всего романтик, лирик. Такой образ и в бронзе. От памятника поэту
через Свислочь открывается прекрасная панорама нашей столицы, вид Верхнего
города с башнями православного и католического собора, летящими вверх.


ПАРК ИМЕНИ ГОРЬКОГО

Нынешний Центральный детский парк имени М. Горького - первое общественное
место отдыха в истории нашей страны. Ему уже 200 лет. Заложен парк был в
1800 году по инициативе одного из первых губернаторов Минщины Захара
Корнеева. Этот градоначальник выделялся религиозной толерантностью, оставил
о себе добрую память у минчан. Поэтому и главную улицу города они назвали
Захарьевской, а большой парк с клумбами, аллеями и искусственными каналами
- Губернаторским садом. На одном из парковых столбов было высечено на
латыни: Post laborem requies (после работы - отдых). Согласитесь, что эти
слова актуальны и сегодня. В то время парк занимал площадь около 18
гектаров. Вдоль живописных аллей стояли скамейки, где хороши oтдыхалось под
задумчивый шум деревьев.
Интересно и такое обстоятельство - с Губернаторским садом связано
зарождение спорта на Беларуси. Это уже конец XIX века. Здесь появился
первый стадион с велотреком, площадки для лаун-тенниса, крокета,
кегельбана. Имелось гимнастическое оборудование, место для детских игр. На
праздники в павильоне играл оркестр, люди танцевали. Напитки продавались
безалкогольные - минеральная вода, молоко, кефир, чай, кофе. Подростки и
взрослые могли взять напрокат велосипед, чтобы научиться кататься на
двухколесной машине. А для детей устраивались гимнастические занятия и
вообще детские праздники. Вот поэтому и любили жители Минска свой
Губернаторский сад.
После октябрьских потрясений в Российской империи и образования БССР парк
стал называться садом «Профинтерн». А с 1936 года – это уже парк имени М.
Горького. Не обошла Минск и новая традиция называть парки культуры и отдыха
в крупнейших городах СССР именем великого пролетарского писателя. Во время
последней войны кварталы, подходившие к Свислочи, были разрушены, появилась
возможность расширить территорию парка.
Реконструкция парка после войны производилась по проекту архитектора И.
Руденко, проектировавшего и парк Янки Купалы. Появились разнообразные зоны
отдыха для детей и взрослых, аттракционы, ряд павильонов, возвели летний
кинотеатр. Но главное, что влекло сюда детей и взрослых, - это стадион. Он
был единственным, уцелевшим в Минске. Уже с 1945 года здесь проводили матчи
всесоюзного чемпионата по футболу. Минские болельщики имели возможность
видеть свою команду в играх с грандами советского футбола. Зимой стадион
превращался в ледовую площадку. Еще в начале 70-х здесь проходили хоккейные
матчи. Стоя у бортика, можно было воочию увидеть легендарного Вячеслава
Старшинова из московского «Спартака» в игре с минской командой.
В 1960 году парк передали детям, и с того времени он имеет нынешнее
название. Новый генеральный план разработали архитекторы Л. Усова, В.
Вараксин, В. Геращенко. Свислочь убралась в новую набережную, через нее
перекинулся пешеходный мостик. Реконструированы аллеи, возведены новые
павильоны. Стадион превратился в поле массовых гуляний, при нем появился
спортивный павильон и комплекс площадок. В студенческие годы я сам не раз
ходил сюда поиграть в настольный теннис. Отдельно устроены разнообразные
аттракционы для детей. На возвышении построено здание учебного планетария,
обсерватории и метеорологической станции. Купол обсерватории хорошо
подчеркивает силуэт парка. Проведены дополнительные посадки деревьев,
кустарников и цветов.
Время постоянно вносит свои коррективы в этот уголок городской среды,
созданной природой и человеческими руками. В начале 70-х годов сгорел
летний кинотеатр, об этом говорил весь город. Сейчас мало кто вспомнит, где
он был. На месте бывшего велотрека возник крытый каток. Собственно, сегодня
это еще один ледовый дворец, где проходят матчи чемпионата Беларуси по
хоккею. По-современному отстроены эстрады, появились горки для любителей
роликовых коньков, упорядочено освещение аллей.
В парке сохранились декоративные группы лип и кленов, возраст которых
более ста лет. Растут уникальные кедры, сосна Веймутова, другие экзоты.
Здесь действительно можно отдохнуть от суеты большого города, пройтись по
набережной Свислочи в вечерней тишине.



ПЛОЩАДЬ ПОБЕДЫ

Эту площадь и сейчас минчане называют Круглой. Официально такое название
существовало до 1954 года, до возведения Монумента Победы. Формироваться
она начала до войны. В 1939 году по проекту Р. Столера начали строить два
дугообразных жилых дома. Повернутые к центру города, они сегодня замыкают
главный, прямой участок проспекта Скорины, идущий от площади Независимости.
Достроены здания в 1947 году под руководством автора, вернувшегося ради
этого в Минск. Так столица получила Круглую площадь.
Тогда же развернулось интенсивное строительство всего ансамбля. С двух
сторон площади по проекту М. Барща и Л. и Г. Аранаускасов в 1950-1956 годах
вознеслись симметричные группы жилых домов по три в каждой. От проспекта их
отделяют скверы партерного типа, лежащие значительно ниже магистрали.
Скверы плавно переходят в зелень парков вдоль Свислочи. Мост через реку был
перекинут в 1951-1953 годах (архитекторы М. Парусников, Г. Баданов).
Наконец, 1954-1955 годах композиционный центр всей площади закрепил
Монумент Победы. Авторы пректа - белорусские архитекторы Г. Заборский и В.
Король.
Памятник в честь победы над фашистской Германией и для увековечения
памяти героев и жертв последней войны заслуживает отдельного слова. Задуман
он в форме обелиска, древнего символа стремления к небу. На площади Победы
форма обелиска классическая граненый монумент на большом ступенчатом
постаменте. Не забыт и национальный колорит: на стеле ритмически
расположены рельефные пояски с белорусским орнаментом. Увенчан памятник
орденом Победы, высота монумента 40 метров. Он стал главной доминантой не
только площади Победы (так она стала называться с того времени), но и
связал композиционно весь проспект Сталина (сегодня Ф. Скорины), замкнул
его перспективу. 3 июля 1961 года у подножия памятника зажжен Вечный огонь.
Монумент Победы выделяется и своей художественной пластикой, над которой
работали все крупнейшие скульпторы Беларуси: А. Бембель, А. Глебов, С.
Селиханов, 3. Азгур, С. Салтыков, С. Адашкевич. Каждый из бронзовых
горельефов на четырех гранях постамента тематически обусловлен: «9 мая 1945
года», «Советская Армия в годы Великой Отечественной войны», «Партизаны
Беларуси», «Слава павшим героям». Интересная деталь: хотя лепка была
исполнена после смерти Сталина, на флаге рядом с ленинским был его профиль.
Потом со временем он исчез.
Площадь Победы имеет цельную, стилистически единую композицию. Это самый
завершенный и самый гуманистический ансамбль Минска, если сравнить его с
площадями Независимости и Октябрьской, значительное достижение белорусской
(да и всей советской в свое время) архитектуры.
Сегодня площадь уже и не круглая, а вытянутая, эллипсовидная. Просто
диаметр бывшей Круглой как транспортного кольца был маловат, что создавало
oпределенные неудобства для движения машин. Поэтому во время строительства
метро в 1984 году площадь была перестроена по проекту Б. Ларченко, Б.
Школьникова и К. Вязгина. Она приобрела современный вид, стала
двухъярусной, подчеркнута ее мемориальность.



ПЛОЩАДЬ ЯКУБА КОЛАСА

Площадь Якуба Коласа едва ли не самое многолюдное место из центральных
ансамблей столицы. Уже и начале улицы Веры Хоружей попадаешь в вир
Комаровки, непрестанный торговый гам. А с другой стороны - гастроном
«Столичный» и Центральный универмаг. Когда попадаешь на саму площадь,
бурный ритм остается вне тебя.
Сидит на камне спокойный, углубленный в свои мысли дядька Якуб, подперев
рукой голову, во второй - книга. Накинутое на плечи пальто обобщает форму,
придает образу монументальность. Она и в самом масштабе – фигура писателя
высотой восемь метров. Гигантомания своего времени была оправданной, ибо на
такой громадной плошали (более 5 гектаров) меньшего объема скульптура
просто потерялась бы. По обе стороны, на небольшом расстоянии, две
пластические композиции: «Дед Талаш» и «Сымон-музыка». В них воплощены
колосовские литературные герои. Все это создает целостный неповторимый
ансамбль, дополненный и архитектурным решением: от фигур в обе стороны
отходят по три стилизованных ржаных колоса, на конце которых устроены
фонтаны.
Памятник поэту был возведен в 1972 году, хотя площадь носила имя Якуба
Коласа уже 16 лет до этого. Раньше она называлась просто Комаровской.
Авторы ансамбля - скульптор 3. Азгур, архитекторы Ю. Градов, Г. Заборский,
Л. Левин.
Вообще, на партере площади много деревьев, гасящих городской шум. Можно
спокойно посидеть, сосредоточиться.
С архитектурной точки зрения, площадь Якуба Коласа выделяется тем, что
здесь впервые в формировании одного из центральных ансамблей задействованы
производственные сооружения. Здания полиграфкомбината и завода
вычислительных машин (1955-1961 годы, архитекторы Н. Шпигельман, И. Бовт,
С. Ботковский, Л. Китаева) образуют сплошной фронт застройки серево-
западной стороны площади. Они близки по архитектуре, разрыв между корпусами
акцентируют башни, подчеркивают значение поперечной оси площади. К тому же
это и одни из первых многоэтажных промышленных зданий.
Начиналась площадь с возведенного еще до войны на стыке бывших Логойского
и Борисовского трактов Института физкультуры (1936-1939 годы, архитекторы
А. Воинов, А. Брегман). Сносить старое начали в середине 50-х. Пока
строился полиграфкомбинат и завод, в 1957 году на торцевой части площади
напротив Института физкультуры вознесся 8-этажный жилой дом по проекту С.
Ботковского, Н. Шпигельма-на. Н. Маклецовой. Тот, где на первом этаже
ресторан «На росстанях», взявший свое название от коласовского
произведения. Жилые дома и на другой протяженной стороне плошади, на
проспекте Франциска Скорины. Появились они в 1960 году, архитектор О.
Ладыгина. Гастроном «Столичный», расположенный в одном из них, на то время
был самым крупным в республике. Между домами - здание Белгосфилармонии
(1963 год, архитектор Г. Бенедиктов), хорошо известное всем любителям
музыки. Завершилось формирование ансамбля возведением в 1964 году ЦУМа,
тогда самого большого универмага Беларуси. Проект был типовой, здание
невыразительно. Наверное, по этой причине в наше время универмаг
перестроен. И теперь мы имеем интересное, с точки зрения архитектуры,
здание с башенкой на углу, украшающее площадь. Зеленый партер и покрытие
площади сегодня обновились.







Реферат на тему: Архитектурные памятники города Ельца
Введение.
Город Елец впервые упоминается в Никоновской летописи в 1146 году: "Князь
же Святослав Ольгович иде в Рязань, и быв во Мченске, и в Туле и в Дубке на
Дону и в Ельце, и в Пронске и приде в Рязань на Оку". Эту дату и принято
считать годом основания города, хотя есть предположения о том, что город
основан во второй половине X века.
В год первого летописного упоминания Елец был центром удельного княжества,
находившегося в вассальной зависимости князя Черниговского. В конце XII
века Елецкое княжество входит в состав великого княжества Рязанского. По
своим размерам елецкое княжество равнялось современной Голландии или
Бельгии.
Долгое время Елец был пограничным городом, охранявшим юго-восточные рубежи
Российского государства. Неоднократно он подвергался нападению и разорению.
Сначала город осаждали половецкие орды, историкам известен целый ряд
половецких набегов на протяжении второй половины XII - первой половины XIII
веков. С 1237 года начинается период татаро-монгольского ига. В этом году
полчища татаро-монгол под предводительством хана Батыя огнем и мечом
прошлись по русской земле. Выходя в степь ранней весной 1238 года, орда
смела на своем пути Елец.
На протяжении следующих двух веков город вставал на пути татарских орд:

1283 г. - разорение Ельца войсками хана Ахмата Темира

1316 г. - разорение Ельца войсками хана Узбека

1365 г. - новый завоеватель - хан Тогай

1380 г. - войска хана Мамая уничтожают елецкий кремль, ельчане участвуют в
Куликовской битве против Мамая

1382 г. - на Москву через елецкие земли идут орды хана Золотой Орды
Тохтамыша

1359 г. - уничтожение города войсками Тамерлана

1408 г. - Елец штурмуют полчища Едигея

1437 г. - нападение татарского хана Улу-Мухамеда


С половины XV века Елецкое княжество переходит в вотчину Москвы, а елецкие
князья и правители вступают на службу московскому государю. Они становятся
воеводами, стольниками, различными придворными и служилыми чинами. Воеводы
в Елец теперь уже большею частью присылаются из Москвы. Московское
государство видит в Ельце важный опорный и стратегический пункт. Для его
защиты посылает ратных людей и оружие. Наступает относительная передышка на
60-70 лет от набегов степняков, растет посадское население, укрепляется
город, начинается распашка черноземной плодородной целины.
В начале XVI века появляется новый враг - крымские ханы. Занимаясь
работорговлей и грабежами, они совершают разбойничьи налеты, уводя тысячи
жителей на невольничьи рынки Крыма. Их набеги продолжались вплоть до
середины XVII века.
В 1606 году ельчане участвуют в народном восстании под руководством Ивана
Болотникова. Елец играл одну из ведущих ролей в этом восстании.
В первой четверти XVII века на юге России было проведено административное
деление, здесь образовано семь уездов. Елец стал уездным городом. После
строительства Белгородской пограничной черты началось заселение елецких
земель. Город перестал быть пограничной крепостью, его население стало
быстро расти. Во второй половине XVII века завершается освоение и заселение
края. Необжитые, истерзанные постоянными набегами татар земли превращаются
в густонаселенный район. Город-воин, несколько веков первым грудью
встречавший набеги кочевых орд, стал превращаться в город торговцев и
ремесленников, административный центр большой сельскохозяйственной округи
Российского Черноземья. Быстрому развития города способствовали не только
богатые черноземные земли, обилие лесов, но и выгодное географическое
положение на перепутье дорог. Елец постепенно становится центром торговли с
Доном и Югом страны. Дорога из Москвы на Валуйки и Оскол, почтовый тракт из
Тулы в Воронеж, большак из Орла через Ливны на Тамбов, дорожная связь через
Лебедянь, Данков, Пронск с Рязанью содействовали росту Ельца как торгового
города, перевалочного пункта. Для хранения и переработки
сельскохозяйственного сырья строятся склады, возникают кустарные ремесла и
промыслы, а затем и первые промышленные предприятия. Богатеют елецкие купцы
и промышленники, идет накопление торгового капитала, расширяются торговые
связи. Уже к концу XVII века Елец превращается в одного из крупнейших
поставщиков и перекупщиков хлеба. Хлебные поставки для армии Петра под
Азовом и донским казакам отмечены в истории города. Царь Петр не раз
посещал Елец, проезжая из Брянска на воронежские корабельные верфи. В XVIII
веке в городе развиваются кожевенное и кузнечное производство,
кружевоплетение.
По административному делению 1708 года в России было образовано 8 губерний.
Елец вошел в состав Азовской с центром в г. Азове. Позднее, с 1726 года
центр губернии был перенесен в Воронеж. В 1719 году губерния была
подразделена на пять провинций с центрами в Воронеже, Ельце, Тамбове,
Шацке, Бахмуте. Елец стал провинциальным городом. Елецкая провинция
включала Ливны, Ефремов, Лебедянь, Данков, Липецк, Усмань, Задонск, ее
площадь превосходила нынешнюю Липецкую область. В 1779 году из Воронежской
губернии были выделены Курская и Тамбовская, Елец стал центром уезда.
Елецкий уезд вошел в состав Курской, а затем Орловской губернии.
XIX век для России характеризуется как век крупных изменений во внутренней
и международной жизни. В эти годы русский народ не раз выступал против
захватчиков - наполеоновской армии в 1812 году, объединенных англо-
французских сил в 1853-1856 гг., при освобождении братского болгарского
народа от пятивекового турецкого ига в 1877-1878 гг. При этом в составе
русской армии в боях участвовали и ельчане. В 1812 году они сражались с
французами под Смоленском, на Бородинском поле, под Малоярославцем,
участвовали в заграничном походе русской армии, в "битве народов" под
Лейпцигом, отличились при взятии Парижа. За подвиги в этой войне 253
ельчанина были награждены орденами и медалями. В 1853-1856 гг. во время
Крымской войны Елецкий полк участвовал в героической обороне Севастополя.
За мужество и героизм, проявленные в этой войне, он был награжден
георгиевским знаменем с надписью "За Севастополь в 1854-1855 гг.". Елецкий
полк принял активное участие и во время освобождения Болгарии от турецкого
ига. О подвигах полка говорят многие памятники и мемориальные доски, в
частности, в Георгиевском зале Кремля в Москве, в Болгарии.
В XIX веке город становится крупным промышленным и торговым центром. В
городе действует несколько махорочных фабрик, чугунолитейные мастерские,
более десятка кожевенных предприятий, пивоваренный, спиртоводочный,
мыловаренные и салотопенные заводы. Особое развитие получили мукомольное
дело и кружевной промысел. Быстрому развитию капиталистических предприятий
и торговли способствует строительство железной дороги Грязи-Елец-Орел,
прошедшей через Елец в 1868 году, а также строительства в 1888 году первого
в России элеватора. Перед 1917 годом в Ельце было 915 лавок и 301 торговый
склад.
С развитием промышленности и транспорта растет население города. Если до
отмены крепостного права здесь жило 27,5 тысячи человек, то в 1897 году -
45827, а в 1900 году - до 50 тысячи человек.
В 1869 году в Ельце открыто первое в России железнодорожное училище, в 1871
году - мужская гимназия (ныне средняя школа номер 1), в 1874 - женская
гимназия.
1917 год коренным образом изменил социальную структуру населения города.
Ушли в небытие елецкие купцы и капиталисты. Разруха и гражданская война
задержали развитие города. Значительный урон Ельцу нанесли ворвавшиеся 31
августа 1919 года банды Мамонтова. Они взорвали железнодорожный мост,
сожгли станцию, музей, разрушили многие здания города. В послереволюционный
период были преодолены последствия разрухи, начался подъем и коренная
перестройка народного хозяйства. Годы первых пятилеток ознаменовались в
городе качественными изменениями социально-экономической и градообразующей
базы. Кожевенный завод им. Ленина, известковый завод им. Кирова стали
первенцами первых пятилеток. Начали возводиться корпуса завода
"Промэлектроуголь". В 1933 году началось строительство важной хозяйственной
артерии страны - железной дороги Москва-Донбасс, проходящей через елецкий
узел. Все это повлекло за собой рост населения города.
Развитие города как административного центра было тесно связано с
изменениями административно-территориального деления края. До 1928 года
просуществовали губернии и уезды. Елец оставался уездным административным
центром. В 1928 году была образована Центрально-Черноземная область, в
которую вошли Воронежская, Курская, Орловская и Тамбовская губернии.
Область была поделена на 11 округов, Елец стал центром округа, в него вошли
Липецкий, Ливенский, Лебедянский, Задонский уезды. Одинадцать созданных
округов делились в свою очередь на 178 районов.
Именно в этот период Елецкий окружком принял решение о строительстве
Новолипецкого металлургического завода. Трехступенчатое управление
просуществовало недолго. В 1930 году округа были упразднены, восстановлена
двухступенчатая структура - область, район. В 1934 и 1937 годах ЦЧО была
разукрупнена. Из нее выделена сначала Курская, а затем образованы
Тамбовская, Рязанская и Орловская области. Елец стал районным центром
последней.
В предвоенное время получает ускоренное развитие промышленность города. В
1937 году началось строительство крупнейшего предприятия Ельца -
Элементного завода. Рядом с ним почти одновременно росли корпуса заводов
"Прожекторные угли" и цинкопрокатного, давшего начало заводу
Медоборудования. Кроме этого в городе в это время было двадцать
промышленных предприятий: кожевенный завод, два кирпичных и два известковых
завода, лесопильный завод, деревообделочная фабрика, хладокомбинат,
скотобойня, махорочная фабрика, несколько мельниц, чугунолитейный завод, в
1940 году преобразованный в станкостроительный завод "Гидропривод".
Территорию города обеспечивала энергией электростанция мощностью 1200
киловатт.
В Великую Отечественную войну Елец и железнодорожный узел длительное время
являлись важной базой фронта в районе Орловского плацдарма и Курско-
Белгородской дуги. Кроме того, два полевых аэродрома постоянно поддерживали
связь с партизанами в брянских лесах и в Белоруссии. За время войны городу
был причинен громадный ущерб,в период с 3 по 9 декабря 1941 года Елец был
оккупирован фашистами, бомбардировки города продолжались вплоть до 5
августа 1943 г. Тысячи ельчан участвовали в боевых действиях, свыше 8 тысяч
награждены орденами и медалями, некоторые из них были удостоены звания
Героя Советского Союза. Наши земляки прошли с боями по всем фронтовым
дорогам до Кенинтсберга, Праги, Вены, Варшавы, Берлина и на колонне
рейсхтага оставили надпись: "Мы из Ельца!".
С 50-х годов начинается ускоренное развитие промышленности города. Строится
теплоэлектроцентраль, вырастают корпуса мощного сахарного завода. Из
небольших моторемонтных мастерских создается современный завод тракторных
гидроагрегатов. В 1962 году начал работать завод "Эльта",
специализирующийся на производстве кинескопов (к сожалению, сегодня это
предприятие признано банкротом и который год не работает).
6 января 1954г. в результате разукрупнения Воронежской, Курской, Орловской
и Рязанской областей была образована Липецкая область.
Елецкая земля - родина многих выдающихся общественных и государственных
деятелей, ученых, писателей, художников, скульптуров, композиторов и
артистов. Это знаменитый писатель Михаил Михайлович Пришвин, писательница
Марко Вовчок, композитор Тихон Николаевич Хренников, художники Николай
Николаевич Жуков,Василий Никитич Мешков,Валентин Викторович Волков, Иван
Владимирович Космин,Николай Иванович Москалев и Николай Павлович Ульянов,
скульптор Алексей Матвеевич Измалков, актеры Николай Иванович Дорохин
иВарвара Осиповна Массалитинова. Елецкий уезд - родина русского
революционера-демократа Дмитрия Ивановича Писарева, нашими земляками также
были первый нарком здравоохранения РСФСР Николай Александрович Семашко и
известный политический деятель советского времени Михаил Сергеевич
Соломенцев. Елецкий уезд - родина знаменитого Алексея Григорьевича
Стаханова.
С именем города Ельца неразрывно связаны жизнь и творчество Ивана
Алексеевича Бунина.



Памятники архитектуры города Ельца.

Как один из древнейших городов вашей страны, Елец включен в список 115
городов Российской Федерации, имеющих интересные памятники истории и
архитектуры. Под охраной государства находятся 20 памятников
республиканского и местного значения и еще 40 состоят на особом учете.
Самые ранние из каменных построек города датируются серединой ХУШ века.
Часто спрашивают, чем объяснить, что город, имеющий многовековую историю,
не донес до нас более древних памятников архитектуры?
П. Ридингер, один из первых историков Ельца, еще сто лет тому назад
ответил на этот вопрос: «Изобилие лесов, ныне почти совсем исчезнувших,
дозволяло строиться скоро и дешево; но зато все здания в этом городе и даже
церкви долгое время были деревянными и поэтому легко подвергавшиеся пожарам
частым и сильным. Не только изобилие лесов и дешевизна их в целой России,
но и простота тогдашней жизни в малые требования были причиной того, что
каменных зданий везде было мало. Вот почему так редки в России руины
старинных строений, а в Ельце их совсем нет».


1. Вознесенский собор

Это крупнейшее здание города, расположенное в самом его центре на Красной
площади. Своими величественными формами собор играет важнейшую роль в
силуэте города, подчеркивая его центр. Собор построен по проекту академика
архитектуры Константина» Андреевича Тона, автора проекта большого
Кремлевского Дворца. Здание подавляет колоссальностью своих размеров,
высота собора вместе с крестом составляет 74 метра, длина 84 метра, ширина
34 метра. По утверждению специалистов, это второй по величине после
Исаакиевского собор в России. Строился он 44 года, с 1845 по 1889 год, но
так и остался неоконченным. Колокольня, запроектированная на 10 метров
выше основного купола, осталась недостроенной.
Архитектурно-пространственная композиция здания складывается из огромного
кубовидного четверика, увенчанного пятью главами, имеющими луковидную форму
и покоящимися на восьмигранных световых барабанах, трапезной и
недостроенной колокольни. Алтарная часть собора имеет три полукруглые
апсиды. Храм четырехстолпный, одноэтажный. Огромный подклетный этаж и
фундаменты выполнены из известняковых блоков, стены здания и купола
кирпичные. В наружном оформлении здания архитектор применил стилизованные
формы русского и византийского зодчества, принятые для небольших
древнерусских храмов. В их числе аркатурный пояс, колонны-дудочки,
килевидные кокошники, наличники в виде «ромашек». В то же время узкие
высокие окна являются элементами классицизма.
Внутренность собора украшает трехъярусный иконостас из золоченого резкого
дерева, изготовленный по рисунку московского архитектора А. В. Каминского.
Внутренняя роспись собора и иконы иконостаса выполнены академиками живописи
А. В. Корзухиным и К. В. Лебедевым. Кисти А. В. Корзухина принадлежит
сохранившаяся в настоящее время картина «Распятие Христа», К. В. Лебедева —
«Второе пришествие Христа».
Собор, стоящий на высоком крутом берегу реки Быстрой Сосны, открывается
при подъезде к Ельцу с очень больших расстояний и особенно внушительно
смотрится из-за реки, со стороны Засосенской части города.


2. Часовня над братской могилой

Рядом с Вознесенским собором за оградой с его северной стороны
расположена часовня над братской могилой ельчан, погибших в борьбе с
полчищами Та-мерлана в 1395 году. На стене часовни сделана надпись: «Божиею
милостию сия часовня... построена над посеченными христианы отбезбожнаго
царя Темир-ак-сака, собраны в груп и для того сей честный крест вооружен
древних лет, а состроена старанием Онисима Родионова, сына Лопухина 1801
года месяца июля 23 дня».
Часовня выполнена в форме, напоминающей древнерусский шлем, символ
геройства, мужества и несгибаемой воли непокоренных жителей Ельца, Почти
квадратное в плане здание заглублено на три четверти своей высоты в землёю.
Вниз ведет прямая одномаршевая лестница с крылечком и навесом над ним, с
большой площадкой перед входом. Памятник дошел до наших дней без
существенных переделок, он лишь неоднократно капитально ремонтировался.


3. Дом воеводы

Значительную историческую и архитектурную ценность как самый древний из
известных памятников гражданской архитектуры представляет дом воеводы. К
нему можно пройти, спустившись вниз от Красной площади по улице Шевченко к
Огородному переулку на берег речки Ельчика Это одноэтажный жилой каменный
дом, построенный по древнерусскому образцу: в центре сени, а слева и справа
жилые комнаты. Вход в сени сделан со двора. Основные размеры дома 9,3 на
12,3 метра. Объемно-пространственная композиция строится из низкого
прямоугольного здания с высоким цоколем и подвалом, покрытого простой
четырехскатной крышей. Фундамент и цоколь сложены из блоков известнякового
камня, стены выполнены из кирпича, перекрытия плоские по деревянным балкам.
Симметрично решенный фасад украшен рустованными пилястрами и наличниками с
сильным рельефом. Окна имеют лучковые перемычки, профили наличников,
карнизы и базы пилястр вытесаны из кирпича. Здание построено во второй
половине ХУШ века. Оно дошло до наших дней с несущественными переделками, в
нем лишь разобрана часть внутренних поперечных стен. Его архитектура
относится к раннему стилю барокко. Первоначальное внутреннее убранство дома
не сохранилось. В настоящее время дом состоит из пяти жилых комнат и сеней-
передней, сообщающихся между собою, и находится в личном владении.

4. Введевская церковь

Здание церкви начали строить в середине XVBI века и закончили в 1761 году.
По объемно-пространственной композиции это однокупольный бесстолпный храм с
трапезной, имеющей два придела, с трехярусной колокольней, завершенной
высоким шпилем, Основные габариты здания 19 на 37 метров. Собственно
церковь построена по древнерусскому образцу «восьмерик на четверике»,
перекрыта восьмигранным куполом с красивой главкой в его вершине» Здание
построено на крутом косогоре, и поэтому с восточной стороны под самим
храмом и апсидой построен подклетный этаж. Фундаменты и цоколь здания
сложены из блоков известнякового камня» стены и своды из кирпича»
Отделочным материалом также служит кирпич. Из него выложены пилястры,
наличники окон) карнизы. Декоративное убранство фасада осуществлено в
характерных приемах русской барочной архитектуры 40—50-х годов ХУШ
столетия. Первоначально стены оставались неоштукатуренными и все детали
убранства были выложены из кирпича. Наружная штукатурка выполнена в 1902
году. Стены трапезной расчленены пилястрами, прорезаны оконными проемами с
лучковыми перемычками и обработаны характерными для того времени красивыми
наличниками. Первый ярус самого храма украшен по южному и северному фасадам
фронтонами с крутыми скатами» второй восьмигранный ярус обработан по углам
пилястрами и каждая грань прорезана широким окном с богатым наличником.
Купол увенчан красивым световым барабаном с изящной кладкой в его вершин?,
апсида имеет с наружной стороны гранёную форму, по углам обработана
пилястрами. Квадратная в плане колокольня украшена по фасадам парными
пилястрами, немного сдвинутыми от угла в поле стены, и прорезана сквозными
арочными проемами. Верхний ярус перекрыт сомкнутым куполком и увенчан
высоким шпилем. Завершение колокольни относится к началу XIX столетия.
Вместе с Вознесенским собором памятник играет важную роль в силуэте города,
открываясь с больших расстояний и особенно красиво с юго-восточной стороны.
В 1977 году начаты работы по реставрации здания.

5. Успенская церковь


Располагается в центральной части города на пересечении улиц Советской и
Карла Маркса. Церковь сооружена в 1815—1829 годах, колокольня — в 1833—1847-
м. Здание неоднократно подвергалось капитальному ремонту и перестройке.
Существовавшее пространство между колокольней и трапезной было застроено.
Были пристроены входные одноэтажные тамбуры в трапезную с северной и южной
сторон.
По своей объемно-пространственной композиции это пятикупольный
бесстолпный двухэтажный с одной полукруглой апсидой храм, с прилегающей
трапезной и большой четырехъярусной колокольней, увенчанной высоким шпилем.
Небольших размеров боковые главки крыты пологими куполами, центральная
глава, с массивным восьмигранным барабаном перекрыта восьмигранным куполом
и увенчана небольшой профилированной главкой. Квадрат самого храма имеет
сложную внутреннюю планировку с двумя приделами и полукружием апсиды.
Второй этаж повторяет планировку первого, но трапезная здесь удлинена до
объема колокольни. Фундамент здания ленточный, сложен из бутового камня под
колокольней — сплошной. Стены и своды первого этажа сложены из кирпича,
отделочным материалом явился гипс, лепные детали. Декоративное убранство
фасада осуществлено согласно коринфскому ордеру, северный и южный фасады
самого храма украшены четырехколонными портиками и фронтонами, трапезная —
двухколонными, прислоненными к стене. Скругленные углы — четырьмя малыми
колоннами.
Стены нижнего этажа были обработаны горизонтальным рустом поштукатурены,
верхнего — оставлены плоскими. Вверху и внизу они прорезаны большими
арочными окнами» Нижний ярус колокольни квадратный в плане, украшен со всех
сторон пространственными портиками с фронтонами, верхний восьмигранный —
двухколонными портиками по четырем сторонам. Все ярусы прорезаны широкими
циркульными арками, а в верхних из них сохранились красивые ограждающие
решетки.
Своими размерами и монументальностью, отличными пропорциями и чистотой
стиля здание производит неизгладимое впечатление. Скругленные углы,
раскреповка стен, рустовка — все это указывает на то, что автор находился
под влиянием русской ранней классической архитектуры. Успенская церковь по
своей композиции, силуэту и изящному рисунку всех деталей является одной из
красивейших сохранившихся построек Ельца. Благодаря своему удачному
размещению в центральной части города она является неотъемлемой частью его
панорамы, важным элементом его архитектурного силуэта. К сожалению, здание
находится в аварийном состоянии.

6. Преображенская церковь
Церковь расположена на углу улиц Октябрьской и Льва Толстого. Время
сооружения — 1771 год. Здание возведено на месте существовавшей ранее
деревянной церкви и неоднократно перестраивалось. Построенная в 1871 году
колокольня двадцать лет спустя была разрушена грозой и в 1892 году
восстановлена. По своей композиции — это одноглавая, бесстолпная,
одноапсидная с четырьмя приделами приходская церковь. Ее облик складывается
из высокой многоярусной колокольни, низкого протяженного объема
трапезной с приделами и высокого объема храма. Композиция самого храма,
перекрытого восьмигранным куполом с красивой главкой в его вершине,
построена по излюбленному приему древнерусских мастеров « восьмерик на
четверике». Помещение под колокольней, обширная трапезная с двумя
приделами, сам храм с двумя приделами выполнены из камня, цоколь и
фундамент сложены из хорошо околотых каменных известняковых блоков, стены,
своды и купол выполнены из кирпича. Перекрытие в трапезной было плоское по
деревянным балкам. Отделочным материалом явился белый и темный камень, из
которого выполнены подоконники, карнизы, капители. Декоративное убранство
фасада осуществлено согласно принятому дорическому ордеру. Стены были
кирпичными, архитектурные детали — карнизы, подоконники капители колонн,
пилястры — выполнены из белого камня, что придавало живописность всему
зданию. Широкие арочные окна были растесаны в конце XIX столетия, а
последующее изменение объема трапезной несколько нарушило тектонику стен и
стройность композиции всего здания. Но, несмотря на это, архитектурное
убранство воспринимается цельно, оно характерно для раннего периода
русского классицизма, когда наряду с классическими деталями и формами
введены барочные. Здание дошло до нашего времени со значительными
изменениями: были разобраны апсида, выходящая на тротуар улицы Октябрьской,
четырехколонные портики с фронтонами с северной и южной сторон, что в
значительной мере обеднило общую композицию. И тем не менее, занимая
выгодное место на бровке высокого левого берега реки Сосны, Преображенская
церковь входит в неотъемлемую часть исторически сложившейся панорамы
города, создает своеобразный неповторимый облик древнего Ельца.
Памятники архитектуры — здания церквей и соборов — по своей капитальности
рассчитывались на многовековую службу. Елецкие церкви относительно молоды)
лишь немногим из них перевалило за два столетия. Однако состояние
большинства памятников архитектуры весьма плачевно. Огромные здания,
имеющие не только архитектурную, историческую, но и чисто материальную
ценность, десятилетиями стоят без крыш, разрушаются от дождя, мороза,
ветра. Торгующие организации города, на протяжении десятков лет
использовавшие эти помещения под склады, не нашли возможным проводить даже
элементарный поддерживающий ремонт. Немым укором бесхозяйственности их
пользователей является бурьян, а кое-где и березки, растущие на куполах и
карнизах церквей.
Церковное здание может быть использовано в современных условиях для самых
разнообразных потребностей. Есть немало замечательных примеров
приспособления церковных зданий под музеи и картинные галереи, кинотеатры и
концертные залы, библиотеки и спортивные помещения. Назрела острая
необходимость остановить дальнейшее разрушение памятников архитектуры, в
которые вложен труд, мастерство я талант нескольких поколений ельчан,
провести их консервацию, восстановить кровли.


7. Владимирская церковь

Расположена на реке Ельчик по улице Маяковского. Дошедшее до нас сильно
разрушенное .здание храма, историческое его описание и найденный проект,
составленный в 1829 году, на реконструкцию существовавшей на этом месте
старой церкви, дают общее представление об его первоначальной архитектурной
композиции. Реконструкцией не затрачивалась трехъярусная колокольня высотой
до шпиля 40 метров, возведенная в 1809 году; трапезная же и собственно
церковь вновь выстроены в 1841—1844 годах на месте ранее существовавших.
Имея небольшие, в. сущности, общие размеры в плане — 32 на 22 метра, — в
силу найденных пропорций, всегда являющихся индивидуальным, творческим
секретом мастерства и таланта зодчего, церковь имеет внушительный вид.
Объемно-планировочное ее решение является традиционным: однокупольная
церковь с полукруглой алтарной частью; низкая, квадратная в плане
трапезная, внутреннее пространство которой двумя рядами колонн разбито на
три части. Что касается архитектурно-стилевых особенностей, то по
счастливому стечению обстоятельств все эти составные части храма были
выстроены и реконструированы в период существования одного стиля -—
позднего классицизма. И он, этот стиль, прозвучал в здании Владимирской
церкви в полную силу, выявив все свои лучшие черты: ясность композиции,
сдержанность и в то же время выразительность архитектурного целого и
деталей, которые и в руинах выглядят удивительно соразмерно и значительно.
8. Церковь Михаила-архангела.
Находится на углу улиц Октябрьской и Свердлова. Вследствие неоднократных
перестроек и реконструкций в дошедшем до нас здании Архангельской церкви
три ее части имеют различный «возраст», отличающийся почти столетием.
Наиболее древней является колокольня, выстроенная в 1788 году; трапезная
построена на месте прежней в 1828 году; собственно церковь заменила более
раннюю и возводилась с 1845 по 1860 год.
Разное время нашло свое отражение в самом здании, заявляя о себе
соответствующим архитектурным стилем. Если поздний классицизм трапезной мог
найти «общий язык» с ранним классицизмом колокольни и архитектурным
оформлением ранее существовавшей собственно церкви, то вновь выстроенная в
I860 году огромных размеров собственно церковь своим официальным русско-
византийским стилем вторглась чужеродным элементом как в общую композицию
храма, так и особенно в характер его архитектурного декора. Это не может не
снизить архитектурно-художественной ценности памятника, играющего большую
роль в создании запоминающегося силуэта города Ельца. В то же время
историческая ценность колокольни и трапезной несомненна.
9. Церковь Рождества Богородицы.
Расположена в Аргамачской слободе, на высокой горе, круто спускающейся к
рекам Сосне и Ельчику. Собственно церковь заложена в 1768, закончена
строительством в 1789 году, но дошла до нашего времени в сильно
реконструированном и измененном виде: в 1831 году ее несколько расширили, а
в 1871 году с восточной стороны к главному алтарю ее пристроили два боковых
алтаря «в память избавления от холеры». Колокольня была построена в 1812
году, трапезная часть, вероятно, одновременно с церковью. Во второй
половине XIX века храм был расширен в русско-византийском стиле. Откровенно
эклектический характер декора снижает архитектурную ценность этого здания.
Однако здесь при четко видимом наслоении эпох и стилей зодчими тактично
сохранялась общая целостная композиция русского храма, наиболее полно
иллюстрируя его изменения во времени.
Заключение
Непрерывный процесс выявления памятников архитектуры города продолжается.
И в это дело свою лепту могут внести ельчане-краеведы, так ревностно
охраняющие прошлое и настоящее своего города.

Еще во второй половине прошлого века Елец имел широкую известность
красивого города. Мощные, разнообразные по форме и величине вертикали
церквей и колоколен, накладываясь зрительно друг на друга, создавали
впечатляющую панораму города. Особенно выразительна эта панорама со стороны
реки Сосны, высокие, крутые берега которой приподнимали весь город и
отражали в своих водах...
Новое неизбежно и закономерно вытесняет старое. На местах обветшавших
домишек вырастают современные благоустроенные дома, и город меняет свое
лицо. Но — удиви- тельное дело! — Елец в центральной своей части устойчиво
сохраняет свой былой облик и архитектурную среду, сформировавшуюся до
середины XIX века. Этот исторический фон придает городу особую
эмоциональную окраску. Елец — это м своеобразная и полная особой прелести
частица нашей Родины, город, донесший до нас тонкий аромат истории.




Новинки рефератов ::

Реферат: Коммуникативный аспект общения. Вербальное и невербальное общение (Психология)


Реферат: Алмазные пленки (Радиоэлектроника)


Реферат: Контрольное задание по социологии (Социология)


Реферат: Социальная база и социальные факторы экономических преобразований (Социология)


Реферат: Бухгалтерский учет расчетов с бюджетом (Бухгалтерский учет)


Реферат: Бартоломе Эставан Мурильо. "Архангел Рафаил с предстоящим перед ним епископом Домонте". Масло 1680 г. (Искусство и культура)


Реферат: Краткая характеристика золотого века рок-музыки (Музыка)


Реферат: Бухгалтерский учет и отчетность (Бухгалтерский учет)


Реферат: Понятие гражданского права как отрасли права (Гражданское право и процесс)


Реферат: Аналоговые волоконно-оптические системы связи (Радиоэлектроника)


Реферат: Особливості медичного страхування в зарубіжних країнах (Страхование)


Реферат: Самостоятельная работа как средство обучения решению уравнений в 5-9 классах (Педагогика)


Реферат: Биография Петра Третьего (История)


Реферат: Системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации и штатов Индии (сравнительный анализ) (Право)


Реферат: Анализ организации коммерческих банков (Деньги и кредит)


Реферат: Невербальные средства общения (Психология)


Реферат: Компьютерные сети (Программирование)


Реферат: Проблема занятости (Социология)


Реферат: Жакет прямого силуэта (Технология)


Реферат: Осаждение сплава олово-свинец (Металлургия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист