GeoSELECT.ru



География / Реферат: Особенности и изменение экономико-географического положения РФ (География)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Особенности и изменение экономико-географического положения РФ (География)




ПЛАН


ВВЕДЕНИЕ

1. Экономико-географическое положение РФ
1. Изменения экономико-географического характера после распада СССР

2. Транспортные структуры РФ
2. Географическое положение РФ
1. Транзитные транспортные коридоры
2. Экспорт энергоносителей
3. Развитие региональных ресурсов
4. Потенциал внешнего ориентирования РФ


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ
Экономико-географическое положение является стратегическим ресурсом
государства, и характеризуется совокупностью географических, экономических
и исторических факторов. Это динамическая характеристика, её значение
меняется во времени в зависимости от перемен, происходящих в
мирохозяйственной системе, уровня использования достижений в области научно-
технического прогресса и других факторов. Экономико-географическое
положение обладает количественными и качественными характеристиками, может
быть выгодным или нет. Будучи по своей значимости национальным достоянием,
оно не может принадлежать ни одному субъекту Федерации.
В основе экономико-географического положения лежит историческое развитие
конкретного географического объекта. В разные исторические эпохи одно и то
же физико-географическое положение может быть использовано весьма различно
и может иметь совершенно разное значения.

В качестве примера стран, которые эффективно используют транспортную
составляющую своего экономико-географическое положения можно назвать
Нидерланды, Панаму, Египет, Сингапур, Эстонию, государства Центральной
Европы, а геополитическое положение – Турцию. Так, доля доходов от транзита
в общем объеме экспорта Нидерландов превышает 40%, а Турция практически
контролирует проход крупнотоннажных танкеров через проливы Босфор и
Дарданеллы, существенно ограничивая этим экспортные возможности России.
В годы закрытой экономики СССР, особенно в период “холодной войны”,
возможности использования потенциала экономико-географического положения
страны были крайне ограничены. После окончания Второй мировой войны
Евразийское геополитическое положение Советского Союза облегчило
образование блока социалистических стран и Совета экономической
взаимопомощи (СЭВ). Однако только после окончания периода “холодной войны”
СССР получил возможность перейти к активному использованию “ресурса
положения” для развития собственной экономики и встраивания в
мирохозяйственную систему. Ярким примером тому в пространстве Азиатской
России могут служить создание порта Восточный в бухте Врангеля на Дальнем
Востоке и организация Транссибирской интермодальной транспортной системы
для транзитного пропуска грузопотока между странами АТР и Европы. Объем
работы системы только по контейнерам в середине 70–80-х годов превысил 100
тыс. условных единиц контейнеров в год (максимальный – в 1981 г. – 138,5).
В последующее полтора десятилетия по политическим, экономическим и
организационным причинам работа Транссибирской транспортной системы была
нарушена, снизилась ее конкурентоспособность, и количество перевозимых
контейнеров сократилось в конце 90-х годов до 14–20 тыс. условных единиц.
1. Зкономико-географическое положение РФ.
Экономико-географическое положение и границы России. Площадь территории РФ,
составляет 17 млн.кв.км. РФ занимает северную и северо-восточную части
материка Евразия (1/3 России – в Европе, 2/3 – в Азии). Для сравнения
площади других стран: Канада – 9,98; Китай – 9,6; США – 9,4; Бразилия –
8,5 млн. кв. км. Крайняя южная точка северной широты – на границе Дагестана
и Азербайджана. Крайняя восточная материковая точка – остров Ротманова в
Беринговом море вблизи с границей с США (на острове Крузенштерна). Почти
вся территория России расположена в Восточном полушарии. Из-за большой
протяженности по долготе велика разница во времени – она составляет 10
часов (соответственно страна делится на 10 часовых поясов).

В малонаселенных районах и на морях граница часовых поясов проходит по
меридианам. В густонаселенных районах их проходят по административным
границам субъектов федерации. Общая протяженность границ РФ – 60000 км, из
них 40000 км – морские границы. Морские границы проходят в 12 морских милях
(22,7 км) от берега. В 200 морских милях (370 км) от берегов островов и
материка расположены границы морской экономической зоны России. В пределах
этой зоны допускается судоходство любых стран, но разработка и добыча всех
видов природных ресурсов, находящихся в водах, на дне и в недрах,
осуществляется только Россией. проходят по водам морей Северного Ледовитого
океана (Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское
море, Чукотское море). Кроме части Баренцева моря все они покрыты круглый
год дрейфующими льдами, поэтому плавание по морям затруднено. В пределах
Северного Ледовитого океана от берегов России до Северного полюса находится
наш сектор Арктики. Все острова этого сектора, кроме нескольких островов
архипелага Шпицберген принадлежат нашей стране. проходят по водам Тихого
океана и его морей (Берингово море, Охотское море, Японское море).
Ближайшими морскими соседями являются Япония и США. Пролив Лаперуза
отделяет остров Сахалин от острова Хоккайдо в Японском море (оно не
замерзает, что благоприятствует морским связям России с соседями). Воды
Балтийского моря соединяют Россию со Швецией, Польшей, Германией и странами
Прибалтики. Северная часть Балтийского моря у некоторых берегов России
замерзает, а у берегов Калининграда – нет. По Балтийскому морю
осуществляется связь со многими государствами Западной Европы. морские
границы проходят по водам Азовского и Черного морей, которые сoединяют
Россию с Украиной, Грузией, Болгарией, Турцией, Румынией. По Черному морю
идут пути в Средиземное море. Небольшие по протяженности морские границы
проходят по Каспийскому морю.
Потенциал экономико-географического и геополитического положения России или
ее субъекта в масштабе мирохозяйственной системы или ее части становится
“ресурсом” в случае, если территория, воздушное пространство и акватория
морей, омывающих Россию, вовлекаются в процесс глобализации мировой
экономики, и Россия использует свой “ресурс положения и пространства” в
виде предоставления (своего рода экспорта) услуг (прежде всего всех видов
транспорта, современных систем передачи информации и связанных с ними сфер
экономической деятельности) или формирования “зон интересов”, как правило,
в сопредельных регионах.
1.1 Изменения экономико-географического характера после распада СССР. С
окончанием периода “холодной войны” внимание к оценке значения потенциала
сначала экономико-географического, а затем и геополитического положения
России возросло. Важными вехами отражения этого процесса стали создание
Транссибирской интермодальной транспортной системы и провозглашение
усиления “Азиатского аспекта внешней политики России” (вступление России в
АСЕАН, АТЭС и другие акции). В современной внутренней и внешней ситуации
России создались объективные условия усиления внимания к потенциалу
экономико-географического и геополитического положения страны в целом и
отдельных ее частей (в том числе Сибири и Дальнего Востока), анализу
возможных последствий использования этого потенциала в процессе решения как
внутренних проблем интеграции и формирования единого экономического
пространства, так и внешних проблем – встраивания российской экономики в
мирохозяйственную систему.
В этих условиях Евразийское положение России приобретает исключительно
большое экономическое и геополитическое значение. Задачей федерального
уровня признана необходимость интенсивного использования “потенциала
положения” России, превращения его в экономический ресурс – один из
значительных источников доходной части бюджетов как Федерации, так и
регионов, хозяйствующих субъектов, работающих в сфере транспорта и
связанных с ней областях экономики. С распадом СССР образовались
независимые государства, в том числе, СНГ. Возможности самостоятельного
выхода России к основным торговым путям резко ограничились, особенно через
Балтийское и Черное море, что сказалось на ухудшении геополитической
ситуации, например, отрыв России от стран Балтии с ее крупными портами. На
Балтике у РФ остался только один крупный порт – Санкт-Петербургский, а
Выборгский и Калининградский – небольшие по мощности порты. Сегодня Санкт-
Петербург – порт международного значения. Он обеспечивается системой
внутренних транспортных путей, веером расходящихся от Санкт-Петербурга. В
Черноморско-Азовском бассейне сложилась аналогичная ситуация. Новороссийск
и Туапсе – 2 порта, через которые вывозятся нефтяные грузы, и ввозится
зерно. Но здесь Россия не имеет причалов для погрузки штучных грузов и
контейнеров. К тому же у России нет на северо-западе и юге приморских
участков пригодных для строительства портов без ограничения расходов. В
связи с этим вопрос о большой эффективности использования портов внутренних
морей: Азовского, Черного, Каспийского (порты Таганрог, Астрахань,
Новороссийск). Сложившееся положение ограничивает морские связи со странами
Запада через Балтийское и Черное моря. Но, вместе с тем, увеличивается
значение северных портов. Северный выход связан с рискованным
высокоширотным мореходством. Однако, надо увеличить пропускную способность
портов на севере. Плавание по Сев морскому мути осуществляется в течение 4
месяцев. Он соединяет дальневосточные и европейские порты, а также устья
судоходных рек Сибири. Почти при полном отсутствии других транспортных
магистралей на северной Сибири для использования богатых природных ресурсов
этих районов и их хозяйственного развития роль Сев м пути неизменно будет
возрастать. На Дальнем Востоке Россия не только унаследовала проблемы от
СССР, но и приобрела новые. Очень слабо реализуется преимущество
географического положения Дальнего Востока – его широкие выходы к морям
Тихого океана. В АТР свыше 40 государств, поэтому необходимо использовать
порт Владивосток (стал открытым порт Восточный). На данном этапе происходит
реконструкция Калининградского порта. Порты Балтии используются слабо,
следовательно страны Балтии не получают никого дохода. Экономико-
географические и геополитические проблемы России связаны с эксплуатацией не
только морских портов, но и железнодорожного транспорта на западе и
пропускной способности железных дорог на востоке. Разрабатываются
интересные проекты транзитных связей через США и Японию в Западную Европу с
помощью железных дорог, авиации и даже морских путей. На западных границах
СССР было 25 железнодорожных пересечений, а Россия имеет только три: с
Финляндией; из Калининградской области в Польшу и далее в Брест – 620 км по
территории Белоруссии; и путь в 833 км из Санкт-Петербурга до Гродно на 2/3
проходящий по территории 3-х государств Балтии. На западе России возникло
множество транспортных, автодорожных и газопроводных проблем. Перевозка по
этим магистралям, идущим из России обходится дорого, так как, Россия
вынуждена оплачивать все транспортировки. Около 70% внешней торговли
приходится на страны Европы и 50% на страны ЕС. К ним ведут морские пути
через Балтийское море и сухопутные чрез границы к югу и северу от Балтии.
При всех сложностях Россия, активно используя выгоды географического
положения, проводит новую политику. Она вошла в десятку Балтийских
государств, подписав соглашение об экономическом и культурном
сотрудничестве. Аналогичное соглашение подписано с черноморскими
государствами. [1]
1.2 Транспортные структуры РФ Одним из наиболее распространенных
путей реализации потенциала экономико-географического и Евразийского
геополитического положения России в масштабе мирохозяйственной системы
является формирование международных, особенно трансконтинентальных,
транспортных коридоров. Критерием рациональности использования столь
специфического ресурса обычно является конкурентоспособность, экономическая
отдача в широком ее понимании (например, создание условий освоения новых
ресурсных баз или решение проблем социально-экономического развития
субъектов Федерации), национальная безопасность и политическая значимость
России в мировом сообществе.
Задача формирования системы международных транспортных коридоров была
озвучена во многих выступлениях на Всероссийской научно-практической
конференции “Транспорт России на рубеже веков” в декабре 1999 г. [1].
Правительством Российской Федерации одобрены “Основные направления
формирования и развития международных транспортных коридоров на территории
России”, начата разработка федеральной целевой программы “Международные
транспортные коридоры”. Делегации России принимают участие в работе
международных конференций, на которых обсуждаются проблемы формирования
трансконтинентальных транспортных коридоров, в том числе на территории
России, и интеграции российских магистралей всех видов транспорта в мировую
транспортную сеть. К настоящему времени различными организациями предложено
несколько вариантов схем возможных направлений трансконтинентальных
транспортных коридоров. [3]
Транспортные системы РФ в постсоветском периоде находятся в перманентной
реорганизации, сочетающей поиск новых методов хозяйствования и укрепления
законодательной и регулирующей базы. Проекты реорганизации транспорта мало
связаны как между собой, так и с перспективами развития остальных сфер
экономики регионов. Например, с выбором возможных путей освоения
нефтегазовых ресурсов материковой части Тимано-Печорской провинции и шельфа
Баренцева моря, реализации проекта “Северные ворота” и организации
транспортных связей Норильско-Туруханского района (Красноярский север)
связаны перспективы решения задачи поддержания в надлежащем состоянии
западного сектора Северного морского пути (ледокольный и транспортный флот,
режим продленной навигации и др.) – первого этапа возрождения Севморпути.
В годы реформ принципиально изменились объем, состав грузов и условия
организации транспортного процесса. Масштабы перевозок сократились с
6,6 млн т (1987 г.) до 1,5 млн т (1998, 1999 гг.). Норильский комбинат
прекратил вывоз руды на предприятия Мурманской области и перешел на
использование прямых рейсов судов между портом Дудинкой и портами Европы
(как, например, 29 из 52 судов в 1999 г.), практически прекратился экспорт
леса из Игарки, резко сократился объем “северного завоза”. Только
интенсивное использование грузообразующего потенциала районов, тяготеющих к
побережью Баренцева и Карского морей, может обеспечить работу атомных
ледоколов, вызовет необходимость обновления грузового флота и сохранения
режима продленной навигации. Залогом тому являются изменения географии
добычи нефти и газа в России и переход на широкое использование морского
флота для вывоза углеводородов на мировой рынок. Реализация концепции
развития Норильского комплекса вызовет значительный поток нового
оборудования, которое будет доставляться морем. Это позволит не только
восстановить традиционную трассу СМП, но и подготовиться к следующему этапу
решения стратегической задачи – освоению Высокоширотной трассы и
формированию Арктического транспортного коридора между северными морями
Тихого и Атлантического океанов. [9–12].

2. Географическое положение России. Велика протяженность
сухопутных границ России, причем геополитическое положение России стало
несколько иным, чем то, которое она имела, будучи в составе СССР. После
распада СССР у Росси формально не изменилось – число соседей. Их
четырнадцать (и еще с двумя соседними государствами РФ имеет только морские
границы – с Японией и США). Реальные границы с пограничными заставами и
таможнями растягиваются на 1605 км (990 км со странами Балтии, 615 км с
Азербайджаном и Грузией). Граница со странами Балтии демаркирована. Не
изменилась граница с Норвегией, Финляндией, Монголией и КНДР. Резко
сократилась граница с Польшей (которая теперь граничит только с
Калининградской областью) и более чем на половину с Китаем. По
договоренности со странами СНГ Россия обеспечивает своими пограничными
войсками многие участки границ бывшего СССР. Японии хочет заполучить южные
острова Курильской дуги (острова Кунашир, Шикотан, Хабошан, Итуруп). Они
для Японии являются северными. В Финляндии – на земле Карелии – Корельский
перешеек и некоторые острова в Финском заливе. Государства Балтии,
Белоруссии, Украины отгородили Россию от стран Европы. Между тем, из России
в страны Западной и Восточной Европы протянута сеть газо- и нефтепроводов.
Туда же ведут международная магистраль Москва – Минск – Варшава – Берлин –
Париж и железная дорога Прага – Будапешт – Вена и другие европейские
столицы. Географическое отдаление России сократило ее участие в европейских
делах . Прежние международные организации СЭП и Варшавского договора
распались, а новые не созданы. Страны Балтии, Польша, Венгрия, Чехия на
пороге вступления в НАТО.
Экономико-географическое положение России между Азией и Европой придает ей
роль регионального моста. Это, вероятно, один из уникальных не пограничных
или приграничных регионов, а именно переходных регионов-мостов, которые
одновременно разделяют и связывают элементы единой планетарной системыЭта
роль меняется в зависимости не только от общей обстановки на планете
(периоды мира или военного противостояния), но и от внутренней обстановки в
стране и внешней политики государства. Определяющим является экономико-
географическое и геополитическое положение России между:
. цивилизациями Европы и Азии
. хозяйственными культурами народов севера и юга Азии
. малонаселенной Европой и перенаселенной Азией
. Европейским Союзом и объединением стран АСИАН
2.1 Транзитные транспортные коридоры. В качестве варианта в пределах
России можно рассмотреть три широтных и четыре меридиональных
трансконтинентальных транспортных коридоров.
Арктический – межокеанический, простирается по Северному Ледовитому океану
вдоль побережья России. Основу его образуют две главных трассы –
Традиционная (Северный морской путь – СМП) и Высокоширотная (Северо-
Восточный проход). Совокупность этих трасс с флотом и инфраструктурой
образует Арктическую транспортную систему. Коридор предназначен для
обслуживания российских регионов и проводки транзитного грузопотока из
Тихого в Атлантический океан и обратно.
Северный – связывающий Северо-Восток европейской части страны с Дальним
Востоком и простирается от берегов Баренцева моря (порт Индига) до порта
Ванино на берегу Татарского пролива. Основой коридора станет Северо-
Российская Евразийская магистраль.
Центральный – связывающий страны Западной Европы со странами Юго-Восточной
Азии по трассе (на территории России) Смоленск – Москва – Нижний Новгород –
Екатеринбург – Новосибирск – Владивосток с выходами на Казахстан, Монголию,
Китай, а в перспективе – на Корейский полуостров и Японию. Основой коридора
является Транссиб. Название “Центральный” отражает как положение его среди
основных международных транспортных коридоров “Запад – Восток”, так и его
значение.
Север – Юг – связывающий Балтийское море с Каспийским и Черным, по Каспию
выходит на Иран, по территории Ирана к побережью Персидского залива и далее
в Индийский океан. На территории России основу коридора образуют Волжская
водная система и железные дороги от Выборга через Санкт-Петербург, Москву
на Астрахань с ответвлением на Новороссийск. Россия может получить выход
для некоторых видов грузов к южным морям минуя Черноморские проливы; также
возможны и поступления в казну за обслуживание транзита.
Уральский – связывающий железные дороги Урала через Оренбург, Орск или
Курган с железнодорожной сетью стран Центральной Азии.
Енисейский – связывающий арктические и южные районы Средней Сибири и страны
Северной Америки со странами Южной и Юго-Восточной Азии. Трансполярные
трассы № 1 и 2 воздушного моста “Америка – район Северного полюса – Азия”.
Дальневосточный – связывающий Канаду и США со странами Восточной Азии
(Россия, Япония, Китай и др.). Вначале это будет воздушный мост, а затем
основой коридора станет Трансконтинентальная железнодорожная магистраль
(Северная Америка – Азия через Берингов пролив), реальность сооружения
которой резко возрастет в случае организации связи железных дорог России с
дорогами Японии (через Сахалин) и Южной Кореи. [9]
Схема международных транспортных коридоров, их названия и очередность
формирования будут официально оформлены после завершения работы над
федеральной программой и ее утверждения.
Северо-Российская Евразийская магистраль создаст условия для решения многих
как транспортных, так и общеэкономических проблем России.
1. Повышение ресурсной безопасности страны путем транспортного обслуживания
формирующегося на базе уникальных источников сырья и энергии нового
широтного экономического пояса в пределах Ближнего Севера России.
2. Формирование нового прямого выхода глубинных районов Сибири на мировой
рынок через новый “Северный переход” через Урал и порт Индигу на побережье
Баренцева моря.
3. Повышение стратегической безопасности России путем формирования второго
широтного транспортного коридора, создающего условия экономической
интеграции многих субъектов Федерации и проходящего вдали от
государственных границ.
4. Формирование опорного каркаса транспортной сети европейского Северо-
Востока и Азиатской России.
5. Интеграция двух широтных транспортных коридоров в пределах Азиатской
России в межконтинентальный мост Юго-Восточная Азия – Европа, связывающий
не только их материковые, но и островные регионы.
В любом случае есть достаточно оснований для утверждения, что
стратегическая необходимость формирования международных, в том числе
трансконтинентальных, транспортных коридоров не только осознана и принята в
качестве одной из важнейших федеральных задач, но и начался процесс их
создания. Об этом свидетельствуют множество официальных документов,
публикаций и реальные первые результаты практической деятельности
Министерства транспорта, Министерства путей сообщения и других организаций.
Так, оживился транзитный поток контейнеров по Транссибу (в 2000 г. поток
контейнеров превысил 30 тыс. условных единиц), пошли коммерческие грузы
транзитом через Каспий по коридору “Север – Юг”.

2.2 Экспорт энергоносителей. После десятилетнего перерыва Россия в 2002
году вернулась на второе место в мире по производству нефти и на первое
место по экспорту энергоносителей. Россия экспортирует природный газ (85
млрд. кубометров в год) и нефть (160 млн.тонн в год) в страны Европы.
Помимо европейского направления в настоящее время интенсивно
прорабатываются схемы международных газо- и нефтепроводов, и ЛЭП для выдачи
энергоресурсов и энергоносителей из Сибири и Дальнего Востока в страны Юго-
Восточной Азии. Рассматриваются варианты формирования единого
энергетического пространства Северо-Восточной Азии. Высокая квалификация
разработчиков проектов и результаты переговоров на последних встречах
представителей России, Японии, Южной Кореи и Китая дают основание
предполагать большую вероятность реализации некоторых первоочередных
проектов (освоение Ковыктинского месторождения и подача газа в Китай и
Корею, сооружение крупной ГРЭС на юге Сахалина и передача электроэнергии в
Японию, организация поставки сибирской нефти в Китай и др.). Ковыктинское
газовое месторождение (Восточная Сибирь) с 2008 года будет поставлять газ в
Китай и Корею. Для этого в 2005 году начнётся строительство самого
протяженного газопровода Азии общей длинной 4980 км. В течение 30 лет Китай
получит 600 млрд кубометров, а Корея 300 млрд. кубометров ковыктинского
газа. [7,8]
Однако при знакомстве с некоторыми проектами создается впечатление, что в
них недостаточно учитываются интегральные интересы регионов размещения
элементов будущих энергетических мостов и крупные проекты в других сферах
экономики (например, транспорте). Так, четко проглядывается отраслевой
подход и к их проработке, и к оценке результатов. Это, безусловно,
устраивает и страну-импортера, и компанию-продавца. Представляется, что
масштабы проектов таковы, что следовало бы рассматривать не только отрасли,
но и весь межотраслевой топливно-энергетический комплекс с учетом проблем
формирования территориальных производственно-энергетических комплексов и
всей экономики районов, в пределах которых предполагается интенсивная
эксплуатация ресурсов для экспорта. Взаимосвязанное развитие первоочередных
крупномасштабных объектов ТЭКа и регионов их размещения не нашло должного,
по нашему мнению, отражения и в Энергетической стратегии Сибири.
2.3 Развитие региональных ресурсов. Экономически оправданным можно
считать использование местных людских ресурсов для реализации различных
проектов в сфере производства, торговли и транспорта. Естественно, что
необходимо уделять внимание образованию местного населения и поддержанию
его на уровне, отвечающем хотя бы начальным этапам реализации проектов.
Социальная инфраструктура региона должна развиваться сбалансировано и
способствовать эффективному использованию экономико-географического
положения региона. В этих условиях возникает новая федерального значения
задача. Интернационализация звеньев магистральной сети всех видов
транспорта (включая трубопроводы и ЛЭП) должна быть использована для
укрепления экономики как России в целом, так и отдельных ее регионов. Надо
сделать так, чтобы коридоры стали не просто звеньями международной
транспортной системы для пропуска транзита или экспорта природных ресурсов,
а неотъемлемой частью экономики территорий, через которые они будут
проложены. Причем регионы должны взять на себя обслуживание коридоров и
использовать свой грузообразующий потенциал экспортно-импортных операций
для повышения объема грузопотоков. Коридоры должны будут дать импульс
развитию экономики регионов и облегчить условия участия их в мировой
торговле. Пока должного взаимоучета прогнозов нет, и от этого могут
потерять и транспортная система, и регионы. Например, в настоящее время
начинаются регулярные коммерческие рейсы из Северной Америки в Азию через
Северный полюс и Восточную Сибирь. С увеличением интенсивности полётов и
добавлением пассажирских рейсов увеличились бы и поступления в бюджет
России от «проводки» самолётов. Наибольший эффект от эксплуатации новых
трасс Россия может получить только в случае создания международного класса
Сибирского грузового распределительного. Однако до настоящего времени
грузообразующий потенциал регионов для использования кроссполярного моста
не определен, место формирования терминала не согласовано, варианты
организации прямой связи грузоотправителей или грузополучателей с возможным
терминалом не проработаны. Сибирь оказалась не готовой для извлечения
должной отдачи от открывшейся возможности использования ресурса экономико-
географического положения. Другим примером недостаточно эффективного
использования экономико-географического потенциала может служить БАМ.
Байкало-Амурская магистраль до сих пор не является полноценным участником
международного транспортного моста “Европа – Азия”. На территории России
контейнерные перевозки организованы в соответствии с международными
стандартами, но мощностей порта Восточного для обработки грузов в азиатском
направлении не хватает; необходимо использование портов Кореи. Завершается
период проектирования железнодорожной трассы ТSR-TKR (Транс-сибирская Транс-
корейская магистраль). БАМ получит нужную нагрузку, а зона БАМа – новые
предпосылки развития.
Можно привести еще много примеров значения рационального использования
потенциала ресурса экономико-географического или геополитического положения
России или субъектов Федерации и необходимости взаимоувязанного прогноза
формирования системы международных транспортных коридоров и развития
экономики тяготеющих к ним регионов. Это не ново, но, к сожалению,
приходится об этом напоминать. Вообще для Азиатской России в связи с тем,
что в ее пределах одновременно формируются и мосты практически всех видов
транспорта и проекты их мало связаны как между собой, так и с перспективами
развития остальных сфер экономики сибирских регионов. Не решает эти вопросы
и наличие федеральных программ социально-экономического развития Дальнего
Востока, Забайкалья или Сибири. Может быть, настало время разработки единой
схемы формирования политранспортных коридоров на всем пространстве
Азиатской России, увязанных как со схемами формирования опорного каркаса
сети железных дорог, так и с прогнозами развития федеральных округов,
экономических районов и субъектов Федерации, с федеральными программами
освоения проблемных регионов ресурсного типа. [11]
В этом случае появится возможность государственного регулирования единого
процесса интеграции России в мировую экономическую систему, формирования
единого экономического пространства в пределах России и образования новых
экономических поясов на базе эффективного использования потенциала
Евразийского положения России. Важнейшая магистраль Транссиб станет не
только основой Центрального международного транспортного коридора России,
связывающего страны Европы и Восточной Азии, но и важнейшей предпосылкой
приобретения нового “качества” тяготеющей к ней территории.
2.4 Потенциал внешнего ориентирования РФ В последнее время возрастает
возможность отношений с Западной Европой, США, Канадой, Кореей. Для
определения положения России по отношению к другим странам (не только
пограничным) оценивается ее положение относительно центров экономики,
культуры, основных транспортных путей. Эти оценивают политику и ЭГП страны.
Геополитическое положение – оценка места страны на политической карте мира,
ее отношение к разным государствам. ЭГП позволяет оценить положение страны
на экономической карте мира по отношению к основным районам и центрам
экономики. В географии для понимания особенностей положения стран, районов
и городов используют разные уровни (масштабы): Макро уровень - должен
оценивать на глобальном, т. е., на мировом уровне положение страны по
отношению к материкам, мировому океану, мировым транспортным путям, главным
центрам мировой политики и экономики. Мезо уровень - оценка положения
страны относительно групп стран, образующих исторические регионы (Южная
Азия, АТР). Если раньше СССР существовал в биполярном мире (США - НАТО,
СССР – организация Варшавского договора), то распад СССР изменил
геополитическое положение России. Мир постепенно стал многополярным. Россия
в своей геополитике должна ориентироваться ни на одну группировку стран.
Сегодня для нас важны экономические связи не только со странами СНГ, но и
со всеми странами, на чьих рынках можно выгодно продать продукцию и
закупить нужные для нашей страны товары. Россия вынуждена ориентироваться
на те страны, которые позволяют получить наибольший эффект от
внешнеэкономических связей. Разные приоритеты были связаны с политическими
симпатиями, потенциальными союзниками поставок военной техники и лишь
отчасти с экономической выгодой. Изменилось геополитическое положение и
приоритеты: Страны Западной и Южной Европы, то есть, ЕС. Лидер нового
геополитического полюса – Германия, с которой установились прочные связи.
Доля ЕС во внешней торговле России – 50 %. Страны Восточной Европы, с
которой Россия должна обновить и улучшить связи. Их доля во внешней
торговле России упала до 20%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Оценка и условия использования положения России в мирохозяйственной и
политической системах существенно изменились в последние годы ХХ века. С
одной стороны, стала меньшей территория государства, страна лишилась
значительной части морских портов, изменились условия использования
традиционных транспортных сухопутных, водных и воздушных трасс, которые
ранее использовались для осуществления внешних экономических связей. С
другой стороны, сформировался новый полюс роста в Юго-Восточной Азии,
произошла экономическая интеграция стран Западной Европы (сформировался
Европейский Союз), сохраняется роль одного из мировых лидеров – США. Между
тремя ведущими мировыми полюсами роста осуществляются масштабные
экономические связи. Особенно интенсивно увеличивается товарообмен между
странами Юго-Восточной Азии и Европы, Юго-Восточной и Центральной Азии. Для
осуществления их формируется система транспортных мостов “Запад – Восток”,
которая постепенно соединяется с Критской системой транспортных коридоров
Европы.
Из всего выше сказанного ясно, что экономико-географическое положение имеет
крупнейшее методологическое значение Место, занимаемое любым ареалом, -
будет ли то страна, район или город - в системе географического разделения
труда в значительной мере определяется экономико-географическим положением.
Поскольку экономико-географическое положение в значительной мере определяет
связи данного ареала в системе географического разделения труда, оно не
может не влиять и на экономическое районирование территории.

В России 64% территории относится к зоне Севера, что составляет 50% площади
планетарного Севера. Опыт в освоении этих территорий очень важен для нашей
страны. Изменение геополитического положения привело к ряду негативных
последствий. Внешние экономические связи со странами в западном и южном
полушарии приходится осуществлять через территорию государств СНГ
(Белоруссия, Украина). Это усложняет торгово-транспортные операции и
функционирование топливно-энергетических факторы международного характера
(нефте-, газопроводы, ЛЭП).
Есть все основания утверждать, что значимость экономико-географического
положения России с учетом всех “между” в будущем возрастет, особенно в
связи с тем, что страна окажется на пересечении кратчайших маршрутов связей
между важнейшими тесно взаимосвязанными полюсами будущей мировой
хозяйственной системы. Геополитическое значение станет одной из важных
предпосылок экономического развития России и политического утверждения ее
места среди великих государств планеты начала XXI столетия. При этом роль
“срединного” экономико-географического положения Сибири в масштабе России и
геополитического положения Азиатской России в МХС в процессе экономической
“эксплуатации” потенциала стратегического “ресурса положения” исключительно
велика.

Литература
1. Транспорт России на рубеже веков// Материалы Всероссийской научно-
практической конференции (Москва, Государственный кремлевский дворец,
декабрь 1999 г.). – М., 2000.
2. Бандман М. К. Место Транссиба в экономике России после распада СССР. –
Новосибирск, 1996.
3. Бандман М. К. Новое геополитическое положении Сибири и связанные с ним
экономические проблемы развития// Долговременные принципы развития
экономики Сибири. – Новосибирск, 1996.
4. Бандман М. К. Экономическая интеграция регионов Севера с учетом новых
условий ресурсообеспечения и транспортных проблем Сибири// Новые факторы
регионального развития. – Москва, 1999.
5. Восточная энергетическая политика России и проблемы интеграции в
энергетическое пространство Азиатско-Тихоокеанского региона// Труды
международной конференции (22–26 сентября 1998 г., Иркутск, Россия). –
Иркутск: ИСЭМ СО РАН, 1998.
6. Документы Конференции «РУСИА Петролеум» о строительстве газопровода
Ковыктинского месторождения. – Москва, ноябрь 2003.
7. Шестая Международная конференция (Газовый форум) “Газопроводы в Северо-
Восточной Азии: многостороннее сотрудничество” (17–19 сентября 2000 г.
Иркутск). – Иркутск, 2000.
8. Транссиб-99// Материалы региональной научно-практической конференции
(24–25 июня 1999 г. Новосибирск). – Новосибирск, 1999.
9. Ткаченко В. Я. Проблемы формирования опорной транспортной сети Сибири. –
Новосибирск, 1999.
10. Сибирь на пороге нового тысячелетия. – Новосибирск, ИЭ РАН, 1999.
11. Проблемные регионы ресурсного типа: прогнозирование и реализация
программ освоения. – Новосибирск, 1998.




Реферат на тему: Особенности изменения экономико-географического положения России

Содержание

Введение


1. ЭГП и внутренние предпосылки развития хозяйства России


1. Размер территории


2. Положение по отношению к топливно-энергетическим, металлургическим
и продовольственным базам, центрам переработки


3. Положение к основной полосе расселения населения


2. ЭГП и внешние предпосылки развития хозяйства России


1. Границы, их проникаемость


2. Положение относительно главных транспортных путей, транспортная
доступность


3. Положение соседей, в том числе первого порядка, их ресурсный,
экономический и политический потенциал


Заключение



Введение


Экономико-географическое положение (ЭГП) – это положение объектов в
экономическом и социальном пространстве относительно друг друга, а также
относительно границ (государственных, административных или иных). В то же
время к категории ЭГП относят и положение относительно природных объектов
(незамерзающие моря, судоходные реки, месторождения полезных ископаемых,
лесные массивы), которые оказывали, оказывают или могут в перспективе
оказать влияние на функционирование и развитие изучаемых общественно-
географических объектов. Особая важность положения относительно
политических (государственных) границ в системе складывающихся в
определенный исторический период межгосударственных отношений вызывает
необходимость использования категории политико-географическое
(геополитическое) положение.


Экономико-географическое положение представляет собой сложную
систему, в которую входит ряд взаимосвязанных компонентов. Главными
компонентами ЭГП являются:


. транспортно-географическое положение, т.е. положение по отношению к
транспортной сети;


. промышленно-географическое - положение относительно источников энергии,
центров обрабатывающей промышленности и научно-технических баз;


. агрогеографическое – положение относительно продовольственных баз и
основных центров потребления сельскохозяйственной продукции;


. рыночное ( или сбыто-географическое) – положение относительно рынков
сбыта продукции;


. демографическое (или демогеографическое) – положение относительно
концентрации населения, трудовых ресурсов и научно-технических кадров;


. рекреационно- географическое – положение относительно мест отдыха и
туризма.


Географическое положение включает в себя три компонента – физико-
географическое положение, экономико-географическое и геополитическое
положение и означает особенности положения страны на физической,
экономической и политической картах мира.


Физико-географическое положение России (то есть положение по
отношению к основным природным объектам Земли – материкам и океанам,
полюсам, экватору, начальному меридиану) характеризуется понятием
«северность». Россия – самое северное государство мира. В России за 50 о
с.ш. находится 95,1% территории и 83,1% населения.


Специфическое физико-географическое положение влияет на возможности
экономического развития. В первую очередь это относится к сельскому
хозяйству: в России зона рискованного земледелия охватывает около 95 %
территории.


«Северность» России накладывает существенные ограничения на освоение
территории. Громадные издержки страна несет из-за необходимости обогрева
зданий, увеличения объемов конструкционных материалов, производства теплой
одежды и обуви, строительства и поддержания дорожно-транспортной сети,
укрепления инженерных сооружений и т.д.


Экономико-географическое положение России – это отношение какого-либо
места, района или города к внешней среде, имеющей то или иное экономическое
значение. Компоненты экономико-географического положения – транспортно-
географическое, промышленно-географическое, агропромышленное, рыночное и
т.д. Транспортно-географическое положение страны, то есть положение
относительно важнейших международных транспортных путей, в Российской
империи и СССР характеризовались тем, что имелось четыре достаточно
обширных выхода в Мировой океан: Балтийский, сформировавшийся в основном в
XVIII в., Черноморский (со второй половины XVIII в.), Северный (в
европейской части в XVI в., в азиатской – в XVIII-XX вв.), Тихоокеанский
(XVIII-XX вв.). После распада СССР транспортно-географическое положение
России, как и ее экономико-географическое положение в целом, существенно
ухудшились. Был резко ограничен выход в океан со стороны Балтийского и
Черного морей, европейская часть страны на 250-1250 км отдалилась на восток
от развитых стран. Россия фактически вернулась к границам XVII – начала
XVIII в.


Геополитическое положение России – оценка места страны на
политической карте мира – также существенно изменилось. В геополитическом
положении России в 90-е годы ХХ в. Произошли следующие изменения:


1. По периметру России образовались новые суверенные государства, в том
числе непосредственно на границе пять государств-членов СНГ и три
государства Балтии.


2. По отношению к России возникло ближнее и дальнее зарубежье.


3. Образовались частично «прозрачные» границы с ближним зарубежьем, к 18
субъектам Федерации, бывшим пограничными в рамках СССР, прибавилось еще
25.


4. Было ликвидировано военное присутствие России в ряде стран Европы.


5. Блок НАТО расширился на восток, к границам России.


6. Образовался анклав – Калининградская область.



1. ЭГП и внутренние предпосылки развития хозяйства территории


1.1. Размер территории


Россия (Российская Федерация) – самое крупное по площади государство
на земном шаре (17,1 млн. км2). Располагается Россия в северной части
материка Евразия. Европейская часть России (около 1/3 территории страны)
занимает большую часть Русской (Восточно-Европейской) равнины, а также
Урал, Предкавказье и северные склоны Большого Кавказа. Азиатская часть
России (около 2/3 территории) включает Сибирь и Дальний Восток.


Протяженность России с запада на восток – 9 тыс.км. Крайняя западная
оконечность находится недалеко от г. Калининграда (19о38’ в.д.), а крайняя
на материке восточная точка – мыс Дежнева (169о40’ з.д.). Но самая
восточная точка территории РФ находится в Беринговом море на острове
Ратманова (морская граница с США).


Таким образом почти вся территория России расположена в восточном
полушарии, лишь острова Врангеля и Чукотского полуострова относятся к
западному полушарию.


Протяженность страны с севера на юг составляет около 4 тыс. км.
Северная материковая оконченность России (мыс Челюскин) находится на
полуострове Таймыр (77о43’ с.ш. и 108о14’ в.д.). Самая же северная точка РФ
(81о49’ с.ш.) расположена на острове Рудольфа в архипелаге Земля Франца-
Иосифа. Крайняя южная точка России находится на гребне Главного Кавказского
хребта (41о12’ с.ш.). Здесь же, на Кавказе, расположена самая высокая точка
РФ – г. Эльбрус (5642 м.)



1.2. Положение по отношению к топливно-энергетическим, металлургическим и
продовольственным базам, центрам переработки


Россия имеет мощный и разнообразный природно-ресурсный потенциал,
способный обеспечить необходимые объемы собственного потребления и
экспорта. В стране открыто и разведано около 20 тыс. месторождений полезных
ископаемых. Она находится на одном из первых мест в мире по запасам
природного газа, каменного угля, железных руд, ряда цветных и редких
металлов, апатитов, торфа, а также занимает ведущее место по запасам
земельных, водных и лесных ресурсов.


В структуре минерально-сырьевой базы 71% составляют топливно-
энергетические ресурсы, представленные газом, углем, нефтью, 15% - нерудное
сырье, 13% - черные и цветные металлы. Лишь 1% приходится на алмазы и
драгоценные металлы (золото, серебро, платину).


Россия больше, чем другие страны, обеспечена минеральными ресурсами.
Тем не менее в ее сырьевом комплексе имеется ряд серьезных проблем. К ним
относятся:


. неравномерное размещение природных ресурсов по территории страны.
Значительная их часть сосредоточена в малоосвоенных удаленных северных и
восточных регионах страны;


. уровень использования природных ресурсов крайне низок. Особенно это
относится к богатым территориям северных регионов;


. в результате распада СССР в России возник дефицит некоторых видов
минерального сырья – марганца, хрома, урана, титана, высококачественных
бокситов, циркония.


В экономическом развитии страны ведущую роль в настоящее время играют
топливно-энергетические ресурсы.


Россия располагает значительными запасами нефти и газа. Основные их
залежи находятся в Западно-Сибирской, Волго-Уральской, Тимано-Печорской
нефтегазоносных провинциях, а также на Северном Кавказе и Дальнем Востоке.


В пределах Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции открыты и частично
разведаны свыше 300 нефтяных и газовых месторождений. По разведанным
запасам и объемам добычи нефти Западная Сибирь занимает первое место в
стране. Здесь добывается 70% нефти страны. Наиболее значительные
месторождения нефти расположены в Тюменской и Томской областях. Выделяют
два нефтеносных района – Среднеобский с месторождениями Самотлорское, Усть-
Балыкское, Мегионское, Нижневартовское, Соснинско-Советское, Сургутское,
Александровское, Федоровское и Шаимско-Красноленинский, который расположен
в 500 км севернее Тюмени, где наиболее крупные месторождения – Шаимское и
Красноленинское.


На территории Западной Сибири расположены и основные запасы газа страны.
Из них более половины находится на Тюменском севере, преимущественно в трех
газоносных областях. Наиболее крупные месторождения – Уренгойское,
Ямбургское, Заполярное, Медвежье, Надымское, Тазовское – открыты в Надым-
Тазовской газоносной области на севере Тюменской области, в Ямало-Ненецком
автономном округе. Весьма перспективны Ямбургское и Иваньковское
месторождения природного газа. Важное значение придается освоению
месторождений газа полуострова Ямал. Добыча газа осуществляется в
неблагоприятных климатических условиях Заполярья.


Волго-Уральская нефтегазоносная провинция занимает обширную территорию
между Волгой и Уралом и включает территорию Татарстана и Башкортостана,
Удмуртской Республики, а также Саратовскую, Волгоградскую, Самарскую,
Астраханскую, Пермскую области и южную часть Оренбургской. Наиболее крупные
месторождения нефти – Ромашкинское, Альметьевское, Бугуруслан а Татарстане,
Шкаповское, Туймазинское, Ишимбаевское в Башкортостане, Мухановское в
Самарской области, Яринское в Пермской области и др. Нефть провинции
отличается повышенной сернистостью, большим содержанием парафина и смол,
что осложняет переработку и снижает качество продукции. Велики запасы
природного газа на Урале – Оренбургское и Астраханское месторождения.
Запасами природного газа в Поволжье располагают Саратовская и Волгоградская
области. Открыты месторождения газа в Калмыкии.


Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция занимает обширную территорию
Республики Коми, Ненецкого автономного округа Архангельской области.
Месторождения расположены не только в континентальной области, но и на
острове Колгуев, на шельфе Баренцева и Карского морей, вплоть до северных
оконечностей Новой Земли. В этой провинции открыто более 70 нефтяных,
газоносных и газоконденсатных месторождений. Нефть северных месторождений
легкая, малосернистая, парафинистая с высоким содержанием бензиновых
фракций. Наиболее крупные месторождения нефти: Усинское, Возейское,
Ярегское, Ухтинское, Пашнинское, Харьягинское, Шапкинское и др. Крупные
месторождения газа – Вуктыльское, Василковкое, Вой-Вожское, Джеболское.


Нефтегазоносные области Северного Кавказа занимают территории
Краснодарского и Ставропольского краев, Дагестана, Адыгеи, Ингушетии,
Кабардино-Балкарской и Чеченской республик.


Нефтегазоносные области Восточной Сибири охватывает территорию
Красноярского края, Иркутской области. Крупнейшим газонефтяным
месторождением Восточной Сибири является Марковское, а месторождениями газа
– Пелятинское, Криволукское и Ярактинское. На Дальнем Востоке наиболее
крупные месторождения нефти находятся на Сахалине (Эрри, Оха и др.) В
бассейне р. Вилюя на территории Республики Саха (Якутия) – Усть-Вилюйское,
Средне-Вилюйское, Мастахское.


Перспективы освоения нефтяных ресурсов связаны также с освоением
небольших запасов нефти в центральных районах европейской части страны.


Россия занимает по разведанным запасам угля 3-е место в мире (182
млрд т), уступая США (445 млрд т) и Китаю (272 млрд т). На ее территории
расположено 30% мировых запасов угля. Представлены каменные и бурые угли.
Угольные ресурсы размещаются по территории страны неравномерно. На долю
восточных районов приходится 93%, а на Европейскую часть – 7% всех запасов
страны. Наиболее низкая себестоимость добычи углей в Восточной Сибири,
наиболее высокая – в районах европейского Севера. Основными угольными
бассейнами на территории России являются: Кузнецкий, Печорский, Канско-
Ачинский, Южно-Якутский.


Кузнецкий бассейн находится на территории Кемеровской области.
Площадь бассейна составляет 70 тыс. км2 . Балансовые запасы угля составляют
600 млрд т. Угли бассейна имеют относительно невысокую зольность, низкое
содержание серы, фосфора. По запасам мощности и качеству углей Кузнецкому
бассейну принадлежит одно из первых мест среди угольных бассейнов мира.
Основными потребителями кузнецких углей являются Урал, Центр, Поволжье.


Канско-Ачинский буроугольный бассейн расположен на территории
Красноярского края Восточной Сибири и Кемеровской области Западной Сибири.
Бассейн вытянут вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали на 800 км.
Угли бассейна имеют сравнительно невысокую зольность и теплотворную
способность. Но угли содержат значительное количество влаги (до 48%), что
приводит к их быстрому окислению, а также обладают способностью
самовозгораться. Это делает их непригодными для длительного хранения и
перевозки на дальние расстояния. В бассейне выявлены 24 месторождения, в
том числе 11 крупнейших. Основные месторождения: Итатское (Кемеровская
область), Березовское, Боготольское, Назаровское и Ирша-Бородинское
(Красноярский край). Канско-Ачинские угли экономически выгодно использовать
как топливо на электростанциях, строить которые следует вблизи добычи угля
и передавать полученную электроэнергию.


Печорский угольный бассейн расположен на территории Республики Коми и
Ненецкого автономного округа. Общая площадь составляет 100 тыс. км2.
Балансовые запасы составляют 210 млрд т. Угли бассейна отличаются высоким
качеством и теплотворной способностью. Около Ѕ запасов приходится на
коксующиеся угли. Две трети всех запасов и основная часть добычи приходятся
на Интинское, Воркутинское, Варгашорское месторождения. Основными
потребителями углей бассейна являются европейская часть России и Урал.


Южно-Якутский угольный бассейн расположен на территории Республика
Саха (Якутия). Балансовые запасы угля составляют 40 млрд т. Угли отличаются
достаточно высоким качеством, в основном коксующиеся. Они характеризуются
незначительным содержанием фосфора, низкосернистые. Наиболее крупные
месторождения бассейна – Нерюнгринское и Чульмаканское. Используются угли
в пределах Дальнего Востока.


Помимо угольных баз общероссийского значения, ресурсами углей
располагают и отдельные регионы. Так, в Центральном регионе имеется
Подмосковный буроугольный бассейн; на Северном Кавказе – Восточная часть
Донецкого бассейна (Ростовская область); на Урале – Кизеловский,
Челябинский, Южно-Уральский бассейны; в Восточной Сибири – Иркутский,
Минусинский, Тунгусский; на Дальнем Востоке – Буреинский, Сучанский,
Ленский бассейны.


Железные руды служат основным сырьем для производства черных
металлов. Железорудные ресурсы России представлены бурыми, красными, или
гематитовыми, рудами, магнитными железняками, или магнетитовыми рудами, и
др. Качественная характеристика их различна. В России имеются запасы как
бедных железных руд, в которых содержание железа колеблется в пределах 25-
40%, так и богатых с содержанием железа от 50 до 69%.


По запасам железных руд Россия занимает ведущее место в мире.
Балансовые запасы страны составляют 55,6 млрд т. Оценочная их стоимость
составляет почти 2 трлн долл. США.


Железорудные ресурсы неравномерно размещены по территории России.
79%, или 44 млрд т, балансовых запасов железных руд приходится на
Европейскую часть страны и Урал. Наибольшие разведанные запасы
сосредоточены в Центральном Черноземье, на Урале, в Западной и Восточной
Сибири.


В Европейской части страны наиболее крупным является железорудный
бассейн Курской магнитной аномалии (КМА). Он находится на территории
Белгородской, Курской и частично Воронежской и Орловской областей. Бассейн
занимает площадь около 180 тыс. км2 . Балансовые запасы железных руд
составляют около 43,4 млрд т. Руды КМА состоят преимущественно из
железистых кварцитов (содержание железа в среднем 32%) и богатых
гематитовых руд (содержание железа 56-62%). Промышленная добыча железных
руд ведется в Белгородской и Курской областях, где находится основная часть
запасов богатых руд (месторождения Яковлевское, Михайловское, Лебединское и
Стойленское). Выгодное экономико-географическое положение бассейна,
близость к развитым промышленным районам выдвигают его в один из ведущих


Балансовые запасы железных руд европейского Севера (Мурманская область
и Республика Карелия) составляют 2,8 млрд т, или 5% балансовых запасов
железных руд страны.


Месторождения Мурманской области и Республики Карелия имеют запасы
магнетитовых, титаномагнетитовых руд и железистых кварцитов. Руды при
невысоком содержании железа (28—32%) хорошо обогащаются. Недостатком
является повышенное содержание фосфора в руде, что отражается на качестве
металла. Наиболее крупные месторождения в Мурманской области — Ковдорское и
Оленегорское, в Карелии — Костомукшское, разработка которого ведется
совместно с Финляндией.


Месторождения Урала тянутся широкой полосой с севера на юг параллельно
Уральскому горному хребту. Они размещены на территории Свердловской,
Пермской, Челябинской и Оренбургской областей. Балансовые запасы железных
руд на Урале составляют около 14 млрд т, что составляет 16,7%
общероссийских балансовых запасов железной руды.


На Северном Урале залежи железной руды сосредоточены в Северной и
Богословской группах месторождений, на Среднем Урале — в Тагило-Кушвинской
и Качканарской группах, на Южном Урале — в Байкальской и Орско-Халиловской
группах месторождений. Основная часть запасов железных руд Урала (70%)
сосредоточена в Качканарской группе Свердловской области, где залегают
титаномагнетитовые руды. Они относятся к бедным, но легкообратимым,
содержат в среднем около 17% железа, а также ванадий и незначительное
количество вредных примесей (серы и фосфора). Месторождения разрабатываются
открытым способом и являются сырьевой базой металлургических предприятий
Среднего Урала.


Железорудные ресурсы Урала к настоящему времени значительно
выработались. Так, исчерпаны ресурсы месторождений гор Магнитная и
Благодать. Поэтому в настоящее время часть рудного сырья поступает на Урал
из других регионов страны (КМА) и стран СНГ (Казахстан).


В Западной Сибири важнейшие железорудные месторождения расположены в
Горной Шории (Кемеровская область) и Горном Алтае (Алтайский край и
Республика Алтай). Их запасы составляют более 1,8 млрд т, или 3,2% запасов
всей страны. Руды Горной Шории магнетитовые. Среднее содержание железа в
них находится в пределах 40—50%. Основная часть запасов руд Горной Шории
сосредоточена в Темиртауском, Таштагольском, Шалым-ском и других
месторождениях. Руда добывается как открытым, так и подземным способом.
Добываемые руды являются сырьевой базой Кузнецкого металлургического
комбината и Западно-Сибирского металлургического завода. Месторождения
магнетитовых руд в Западной Сибири выявлены и на территории Алтайского края
(Инское и Белорецкое месторождения).


Балансовые запасы железных руд Восточной Сибири составляют более 5,3
млрд т, или 9,5%. Их месторождения находятся в Приангарье, Кузнецком
Алатау, в Хакасии и в Забайкалье.


В Красноярском крае находится Ангаро-Питский бассейн. Среднее
содержание железа в руде достигает 40%. Руды в основном тугоплавкие,
сложнообогатимые. Наиболее крупные месторождения бассейна — Нижнеангарское
и Ишимбинское.


Ангаро - Илимский бассейн в Иркутской области включает два крупных
месторождения -- Коршуновское и Рудногорское. Руды имеют повышенное
содержание окиси магния и окиси кальция, что позволяет относить их к
самоплавким и легкообогатимым.


В Республике Хакасия расположены такие крупные месторождения железных
руд, как Абаканское, Тейское, Ирбинское, Краснокаменское. Имеется ряд
месторождений в Читинской области.


8% балансовых запасов железных руд страны приходится на Дальний
Восток, где месторождения железных руд выявлены на юге Хабаровского края, в
Амурской области, Приморском крае, в Республике Саха (Якутия). Основная их
часть (80%) расположена на юге Якутии в Южно-Алданском и Чаро-Токинском
железорудных районах.


Наличие значительных запасов железных руд на Дальнем Востоке создает
благоприятные условия для развития в перспективе на его территории
собственной металлургической базы.


Россия располагает крупными запасами руд цветных металлов.
Отличительной их особенностью является многокомпонентность и чрезвычайно
низкий процент содержащегося в них металла. Поэтому руды почти всех цветных
металлов подвергаются обогащению. По запасам руд цветных металлов Россия
занимает ведущее место в мире. Ценность запасов руд цветных и редких
металлов составляет 1,8 трлн долл. США. Основные запасы размещаются на
территории Урала, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока и других
регионов страны.


Месторождения медных руд. Медь является важнейшим цветным металлом.
Она отличается малым содержанием металла в руде (1—2%) и залегает часто в
сочетании с цинком, свинцом, золотом, серебром. Крупные месторождения
медных руд разведаны на Урале, Северном Кавказе, в Восточной Сибири.


На Урале наиболее крупные месторождения — Дегтярское, Красноуральское,
Кировоградское, Ревдинское — расположены в Свердловской области. В
Челябинской области находится Карабашское месторождение, в Оренбургской —
Райское, Блявинское.


В Республике Башкортостан наиболее богатыми месторождениями являются
Сибай, Учалинское. На Северном Кавказе — Урупское и Худесское в
Ставропольском крае.


Месторождения имеются в Западной Сибири, на Алтае. В Восточной Сибири,
в Красноярском крае, расположены основные запасы медно-никелевых руд, где
особо выделяются Норильское, Талнахское, Октябрьское месторождения. В
Читинской области расположено уникальное Удоканское месторождение. Запасы
медно-никелевых руд имеются на Севере, в Мурманской области.


Месторождения полиметаллических руд. Полиметаллические свинцово-
цинковые руды России сосредоточены в Западной Сибири — Салаирская группа
(Алтайский край), Восточной Сибири — Нерчинская группа (в Забайкалье),
Горевское месторождение в Красноярском крае, на Дальнем Востоке —
Тетюхинская группа (Приморский край).


Месторождения никеля и кобальта. Главные месторождения руд никеля
размещены на территории Мурманской области (Каула), Оренбургской
(Буруктальское) и Челябинской (Черемшанское) областей, Красноярского края
(Норильское, Талнахское).


Основная масса производимого в стране кобальта осуществляется
переработкой комплексных руд.


Месторождения олова. Главный район размещения — Дальний Восток.
Наиболее крупные месторождения — в районах хребтов Малый Хинган и Сихотэ-
Алинь, Южном Приморье и бассейне р. Яны.


Месторождения легких металлов. Из легких металлов в промышленности
важную роль играют алюминий и магний. Ведущая роль в промышленном
производстве принадлежит алюминию, сплавы которого находят широкое
применение в авиационной и космической промышленности. Магний широко
используется в пиротехнике, фотоделе, в авиационной и атомной
промышленности, а также в черной и цветной металлургии.


Для получения алюминия используют три основных вида исходного сырья —
бокситы, нефелины и алуниты.


Бокситы представляют собой осадочную породу, которая содержит
глинозем, кремний и закись железа. Содержание глинозема в бокситах
колеблется в пределах 40—70%. Месторождения бокситов разведаны на Урале (в
Свердловской области — Северо-Уральское, в Челябинской области — Южно-
Уральское), на Северо-Западе (в Ленинградской области — Тихвинское), на
Севере (в Архангельской области — Северо-Онежское), а также в Восточной
Сибири (в Красноярском крае и Республике Бурятия).


Нефелины встречаются во многих районах страны. Крупнейшее в России
месторождение находится в Мурманской области (Хибинское), в Западной Сибири
(Кемеровская область — Кия-Шалтырское месторождение), в ряде районов
Восточной Сибири—в Иркутской области и Республике Бурятия.


Залежи магниевых руд (магнита) осваиваются на Урале (Сатка) и в
Восточных Саянах.


Месторождения благородных металлов и алмазов. Российская Федерации
является одним из крупнейших производителей драгоценных металлов и
драгоценных камней. Прогнозные з

Новинки рефератов ::

Реферат: Буржуазные революции в Европе в 18 веке (История)


Реферат: Современная социокультурная ситуация в России XX века (Социология)


Реферат: Воспоминания Ветеранов 2 (История)


Реферат: Шпаргалка по международному частному праву (2005г.) (Международное частное право)


Реферат: Зворотне відсилання та відсилання до закону третьої держави (Право)


Реферат: Петровская кунсткамера (История)


Реферат: Вестернизация российской культуры (Социология)


Реферат: Методы измерения ионных токов (Биология)


Реферат: Ветераны Великой Отечественной войны Карельского фронта (История)


Реферат: Корран та Сунна - святий переказ та святе письмо мусульман (Религия)


Реферат: Шпора по финансам (Финансы)


Реферат: Автоматизация бухгалтерского учета (Аудит)


Реферат: Основные понятия о памяти (Биология)


Реферат: Социологические взгляды Г.С. Сковороды (Социология)


Реферат: Учет денежных средств (Аудит)


Реферат: Магдебургское право и его роль в социально-экономической жизни городов Беларуси (Государство и право)


Реферат: Жизненные ценности выпускников (Социология)


Реферат: Всеобъемлющая мировоззренческая система, основанная на христианской догматике о "Нераздельно и неслиянно" (Религия)


Реферат: Формирование основных понятий вращательного движения в средней школе (Физика)


Реферат: Усыновление (Гражданское право и процесс)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист