|
Реферат: Петропавловская крепость (Архитектура)
В центре Петербурга, в самом широком месте течения Нева, на небольшом Заячьем острове вздымаются бастионы Петропавловской крепости. Крепость-ровесник города. Раньше здесь было болотистое место. Русские солдаты, обстрелянные в боях Северной войны с армией шведского короля, в 1703 году вышли на берега Невы близ Финского залива. Надо было создать в этих пустынных местах мощные укрепления. Ценой жизни и здоровья тысяч солдат и "работных людей" крепость строилась с "большим поспешением". В центре крепости стояла деревянная, крестообразная церковь. Церковь осветили во имя апостолов Петра и Павла. Рядом с церковью размещался Сенат, цейхгауз. В стенах крепости размещалась и Главная аптека-лучшая в стране по ассортименту медикаментов. На площади южнее церкви стояло здание Гауптвахты. В мае 1706 года начались работы по замени земляных (куртин) стен каменными. Это строительство продолжалось около 35 лет. В куртинах были устроены ворота: Петровские, Невские, Васильевские, Никольские и Кронверкские. Обращенная к Неве невская куртина имеет высоту 12 метров и толщину 2.5 метра; до 4 метров доходит толщина Государева и Нарышкинского бастионов. Именно с Нарышкинского бастиона ежедневно над городом прокатывается пушечный выстрел, сигнализируя наступление полудня. С годами кирпичные стены крепости ветшали, её внешний облик уже не гармонировал с прекрасными зданиями, построенными на берегах Невы во второй половине 18 века. Решено было крепостные стены, обращенные к Неве, на протяжении семисот метров облицевать гранитом, и эта работа, предавшая крепости её современный облик, была завершена 1787 году. "Одетые камнем" бастионы в 1790 году были украшены висящими на каменных консолях круглыми будками для часовых. Над всей местностью, примыкающей к крепости, возвышался золотой шпиль Петропавловского собора. Собор-одна из главных архитектурных и исторических достопримечательностей крепости. Его строительство началось в 1712 году по проекту и под руководством Доменико Трезини. В это время Петербург становится столицей России, сюда переезжает царский двор, иностранные послы, город украшался, и в центре крепости нельзя было далее сохранять старое, обветшавшееся здание деревянной церкви. Строительство собора затянулось, долгое время шли работы по его внутреннему убранству, они окончились лишь к лету 1733 года. Шпиль колокольни Петропавловского собора, высоко поднятый над Невой, Призван был символизировать выход России к просторам Балтийского моря. Вместе с тем он играл важную роль в украшении и обогащении силуэта города. Так как шпиль не имел громоотвода, то от ударов молнии в колокольню часто возникали пожары. Одним из таких пожаров, в 1756 году были сожжены шпиль и привезённые из Голландии часы "с курантами в 35 колоколов". Во время этого пожара сгорела также колокольня и было серьёзно повреждено внутреннее убранство собора. К тому же в 1777 году бурей была сломана фигура ангела, неподвижно закреплённая на шпиле. По рисунку зодчего А. Ринальди было изготовлено и установлено новое изображение ангела, несколько меньше поврежденного (высота ангела - 3.2 метра, размах крыльев - 3.8 метра, высота креста - 6.4 метра). Фигура ангела свободно вращается, подобно флюгеру. На шпиле в 1778 году был установлен громоотвод. Спустя несколько десятилетий - в 1830 году - ангел с крестом на шпиле накренился и угрожал падением. Помочь делу вызвался работавший тогда в Петербурге ярославский кровельщик Петр Телушкин. Он предложил исправить повреждения без сооружения лесов и просил оплатить лишь расходы на материалы, нужные ему для работы. Телушкин обладал необычайной отвагой и силой. При помощи простой веревки он взобрался на вершину шпиля и за несколько дней отремонтировал флюгер. Подвиг Телушкина вошёл в историю отечественной техники как выдающийся образец русской смекалки и отваги. В 1850-х годах был сооружён новый стальной каркас шпиля, после чего высота собора достигла 121.8 метра - это и поныне (если не считать телевизионной башни) самое высокое сооружение в Петербурге. В торжественных и, в известной степени, светских тонах решено внутреннее убранство собора. В нем много света и воздуха; пилоны, пилястры и другие архитектурные детали раскрашенные под мрамор; красочно расписаны своды, позолочены многие детали художественной лепки. Убранство собора завершают хрустальные люстры, отделанные бронзой и цветным стеклом. Привлекает внимание резной дубовый позолоченный иконостас, напоминающий собой триумфальную трёхпролётную арку. Это выдающееся художественное произведение создано в 1722 - 1726 годах по проекту зодчего Ивана Зарудного талантливыми мастерами - Иваном Телегой и Трифоном Ивановым. В соборе похоронены русские императоры-от Петра I до Александра III. Места могил отличались вделанными в пол мраморными плитами. В 1865 году решено было заменить плиты надгробиями. Из них примечательны надгробия, воздвигнутые у северной стены собора над могилами Александра II и его жены. Оба саркофага изваяны из цельных монолитов: первый-из алтайской яшмы, а второй-из уральского орлеца. Эта работа выполнялась замечательными мастерами Петергофсой гранильной фабрики. С права от южного входа в собор установлено надгробие над местом захоронения Петра I. Важной исторической и архитектурной достопримечательностью крепости являются Петровские ворота. Они служили главным входом в крепость со стороны Тромцкой площади-центра города. Ворота первоначально (1707-1708 годах) были сооружены из дерева по проекту Доменико Трезини. Название Петровских они получили после перестройки их в камне в 1717 - 1718 годах. Из прежнего декоративного убранства ворот сохранилось большинство скульптур: вырезанные из дерева Николаем Пино барельефы, изображающие бога Саваофа в облаках (в центре) и воинские доспехи (по бокам). Под центральным барельефом укреплён выполненный около 1708 года также деревянный барельеф Конрада Оснера "Низвержение Симона - волхва". Сюжет этот должен был навеять зрителям мысль о всемогуществе Петра I - тёски апостола, о неизбежной победе его над зазнавшимся шведским королём Карлом XII. Вскоре после сооружения каменных Петровских ворот было решено принять дополнительные меры по усилению крепости, и в 1731 году началось строительство равелина - предкрепостного укрепления для защиты ворот. Этот равелин был назван Иоанновским, в честь брата Петра I и отца царствовавшей тогда Анны Иоанновны. Такое же название получили построенные в 1740 году сравнительно скромные по своей архитектуре ворота в стене равелина. У западного входа в Петропавловский собор возвышается изящный, украшенный колонами и декоративной скульптурой павильон, в котором долгое время хранилась одна из исторических реликвий ботик Петра I. На этом ботике Петр в юности плавал по московской реке Яузе, на широком Переяславском озере. В 1761 году по проекту А.Ф. Виста ученика великого зодчего В. Растрелли - было возведено здание Ботного домика, дошедшего до наших дней. В настоящее время ботик находится в Центральном Военно-Морском музее. Рядом с этим павильоном находится здание прекрасных пропорций украшенное фронтоном, арками главного входа и круглыми башнями на углах главного фасада. Это - Монетный двор, возникновение которого принято относить к 1724 году. Здесь чеканились медные, серебряные и золотые монеты. Назначение его сохранилось и по сей день. К числу лучших архитектурных сооружений крепости принадлежат воздвигнутой из серого гранита, классически чёткие по форме и декорированные четырёхколонным портиком и фронтоном, Невские ворота с Комендантской пристанью. Этот парадный выход из крепости на Неву нынешний свой вид приобрёл в 1787 году, после перестройки по проекту Н.А. Львова. Гранитный трёхпролетный мост соединяет Невские ворота с далеко отстоящей от берега площадкой Комендантской пристани. Эта пристань получила своё название в 1860-х годах, когда у её причалов стоял дежурный катер коменданта крепости. Невские ворота служили не только декоративным целям. Через них на гранитную Комендантскую пристань ночью выводили из казематов узников для отправки на судах в Шлиссельбургскую крепость или на Лисий Нос, где приводились в исполнение смертные приговоры над узниками крепости. От Невских ворот узкая тропа проходит под стенами крепости. Грани бастионов изрезаны амбразурами. В давние времена эти бойницы были ощерены жерлами пушек. За ними в массивах крепостных стен были казематы - помещение для защитников крепости. Во многих крепостях такие помещения служили местом заточения, и термин "каземат" в обиходе утратил своё первоначальное значение, став синонимом мрачной тюремной одиночки. Крепости не суждено было сыграть активную роль оборонительного сооружения города. Но уже с конца 18 века она стала политической тюрьмой противников для самодержавия.
Литература: 1. Достопримечательности Ленинграда.-Л.:Лениздат,1967г.-525с. 2. Курбатов В. Петербург.-СПб.:Лениздат,1993г.-383с. 3. Путеводитель по С.-Петербургу.-С.-Петербургъ,1903г.-324с.
Реферат на тему: Петропавловская крепость
Введение . В центре Санкт- Петербурга , на небольшом острове Невы , поднимаются каменные стены Петропавловской крепости – первой постройке города . Крепость была заложена 16 ( 27) мая 1703 года и стала тем историческим центром , вокруг которого сложился и вырос один из крупнейших и красивейших городов нашей страны . История Петропавловской крепости яркая страница истории борьбы русского народа за исконно русские земли , за выход в Балтийское море . Это и история русского революционного - освободительного движения , история борьбы с самодержавием и крепостничеством : 200 лет Петропавловловская крепость была местом расправы царизма с лучшими , передовыми людьми России . “Через тюрьмы и казематы русской Бастилии” прошли представители трёх поколений революционеров - декабристы , разночинцы и пролетарские революционеры . В дни Великого октября 1917 года гарнизон Петропавловской крепости был на стороне восставшего народа и огнём артиллерии поддержал революционные отряды , штурмовавшие Зимней дворец . В наши дни Петропавловская крепость – один из ценнейших историка – революционных и архитектурных памятников Ленинграда и один из крупнейших музеев странны .
Петропавловска крепость сегодня .
Основание и строительство Петропавловской крепости .
Петропавловская крепость возникла в период Северной войны со Швецией (1700-1721). Война велась за возвращение исконно русских приневских и прибалтийских земель , захваченных Швецией в начале XVII века . Эти земли входили в состав великого Новгорода , по ним еще в XI веке проходила часть великого пути “из варяг в греки”. Отсутствие выхода в Балтийское море тормозило развитие экономики Русского государства а также необходимых политических , торговых , и культурных связей со странами Западной Европы . К началу XVII века возвращение Балтийского побережья стало для Русского государства исторической необходимостью. Северная война началась для России неудачно ; под Нарвой в 1700 году русская армия потерпела поражение .
Но неудачи не остановили ПетраI, прекрасно понимавшего историческую необходимость возвращения выхода к морю . Уже в 1702 – 1703 годах русские войска одержали первые победы над шведами . В эти годы военные действия велись в районе Ладожского озера и верховьев Невы . в этом месте где Нева берёт начало , на небольшом островке находилась шведская крепость “Нотебург”. Она была основана новгородцами ещё в XIII веке и называлась тогда Орешек . В октябре 1702 года после двухнедельной осады русские войска овладели крепостью “Орешек”. После взятия её ПетрI писал : “Правда , что зело жесток сей орех был, однако словно богу , счастливо разгрызён Артиллерия наша зело чудесно дело своё исправила “. Крепость Орешек (Нотебург) была переименована в Шлиссельбург- Ключ-город . Она действительно являлась ключом к выходу в море . В апреле 1703 года была взята другая шведская крепость Ниешанц , расположенная при впадение в Неву Охты- тогда полноводной реки . Ниешанц был сильным шведским укреплением с пятью баотинами , возведёнными по всем правилам фортисрикационного искусства . Главную роль в штурме крепости сыграла русская артиллерия. Крепость Ниешанц не могла обеспечить оборону устья Невы : она расположена далеко от моря . На военном совете было принято решение искать место для новой крепости . Выбор пал на один из островов Невы , расположенных при разделение реки на три рукава : Большую Невку, Большую Неву и Малую Неву . Остров назывался Енисари (Зайчей), или Люст влант (весёлый остров) . Местоположение острова с военной точки зрения было удобно . Широкая полноводная Нева служила защитой крепости а сама крепость прикрывала вход в Неву со стороны финского залива , и с её стен можно было вести обстрел территории на значительно большом расстоянии . Сравнительно небольшие размеры острова позволяли строить крепость так чтобы лишней земли не оставалось и неприятель не мог высадить десант у её стен . Название Санкт-Петербург вскоре перешло на город , возникший на берегах Невы . Официально крепость называлась Санкт-Петербургской , но бытовало и другое название – Петропавловская , по построению на её территории каменному собору Петра и Павла . День 16 мая 1703 года (27 мая по новому стилю) когда лопаты солдат и “работных людей ” вонзились в сырую землю Заячьего острова , принято считать днём Петербурга . Строительство Петропавловской крепости велось по плану , составленному ПетромI . Контуры крепости определились естественными очертаниями берегов Заячьего острова . Она получила форму вытянутого шестиугольника с шестью выступающими угловыми бастионами, которые позволяли вести массированный фронтальный и фланкирующей артиллерийский подступов к крепости . Бастионная система в то время была применена в России впервые . За строительством наблюдали сподвижники ПетраI – А. Д. Меньшиков, Т.И.Головкин , Н.М. Зотов , Ю.Ю. Трубецкой , К.А. Нарышкин . Их именами были названы крепостные бастионы. Один из бастионов назван в честь ПетраI Государевым . Бастионы соединяются между собой стенами-куртинами . Их, как и бастионов , шесть : Петровская , Невская , Екатерининская , Васильевская , Никольская , Кронверкская . В 1704 Шведский отряд в 800 человек и эскадрою 12 судов подошли к Петербургу , русские без особых потерь отбили противника . И на следующей год они тоже отбили шведов . однако земляная крепость не могла быть постоянным и надёжным фортификационным сооружением . Перестройка Петропавловской крепости была начата 30 мая 1706 года и продолжалась с перерывами до 1740 года . На строительстве преобладал ручной труд . Южные бастионы были вынесены дальше в русло Невы. Исполнителем воли ПетраI по строительству каменной крепости стал архитектор Доменико Трезине . Он был первым архитектором молодой столицы .С 1706 года он преступил к перестройке Петропавловской крепости в каменную и возведению на её территории разнообразных построек , чему посвятил 30 лет жизни . Крепость создавалось как первоклассное военно-инженерное сооружение XVII века .Бастионы и куртины сложены из кирпича и камня . Их высота 10-12 метров , ширина до 20 метров. Они состоят из двух стен : наружной (эскарповой) толщиной до 8 метров и внутренний (влаганговой) толщиной 2 метра . История Петропавловской крепости сложилась так , что перестройки в каменную ей не пришлось принимать участие в военных операциях против внешнего врага. На территории крепости в XVIII-XIX веках были построены Петропавловский собор , Комендантский дом , Инженерный деловой двор , Ботный домик , Монетный двор и другие здания разного назначения.
Крепостные сооружения .
Через Иоановские ворота мы попадаем на территорию крепости . На них дата 1740 год . Это год окончания постройки Иоановского равелина . Иоановский равелин строился в 30 годы XVII века во время во время царствования императрицы Анны Иоановны . В XVII-XIX веках территория равелина отделялась от крепости рвом , соединявшим Неву с Кронверкским проливом .
Теперь где был ров заасвольтировано . За Иоанновским равелином находится Петровская куртина – стена , соединяющая бастионы государев и Меньшиков . Она сооружена в 1707-1708 годах . Рядом с крепостью на городском (Берёзовом) острове строится Петербург . На Троитской площади перед крепостью были построены первые здания . В них были государственные учреждения . С этой площади попасть в крепость можно было через Петровские ворота . Петровские ворота построены в виде триумфальной арки . Это единственное дошедшее до нас триумфальное сооружение петровского времени . Они создавались в 1707-1708 года по проекту Д.Трезини и первоначально были деревянными , в 1718 году они были перестроены в каменные . Повернув на лево от Петровских ворот , можно подойти к Государеву бастиону . Государев бастион с бастионом Нарышкина соединяет Невская куртина . В ней было несколько десятков казематов . Со стороны Невы на фоне суровых гранитных стен четко вырисовываются Невские ворота . Они сооружены в 1730-1731 годах . Современный вид приобрели в 1787 году по проекту Н.А. Львове . Гранитная пристань была построена во второй половине XVIII в. От неё к берегу идет трех пролётный мостик. В народе эти ворота называли ”воротами смерти” , через них выводили узников
приговоренных к смерти . Бастион Нарышкина – центральный из трёх бастионов , выходящих на Неву . Он был построен в камне 1725-1729 годах . В 1731 году по проекту Д. Трезине на бастионе была построена каменная башня с флагштоком . Между бастионами Нарышкина и Трубецким протянулась Екатерининская куртина . Казематы этой куртины использовались как места заключения . Трубецкой бастион обращен на юго-запад . Он был построен в камне в 1708-1714 годах . В Трубецком бастионе были помещения , которые использовались как места заключения . Трубецкой бастион вместе с бастионом Золотова соединяет Васильевская куртина .Она обращена на запад , в сторону Васильевского острова , чем объясняется её название . В 1709 году перестроена в камне. Казематы северной части куртины в конце XVIII- начале XIX века были заняты архивом , южные- Монетным двором . Через Васильевские ворота Васильевской куртины можно пройти на территорию Алексеевского равелина. В северо-западной части Заячьего острова расположен бастион Зотова . Бастион Зотова и Головкина соединяет Николаевская куртина . Перестройка её в камне закончена в 1729 году . Ворота в куртине называются николаевскими . Через них можно выйти к Кронверкскому проливу . Бастион Головкина обращен на север в 1730 перестроен в камне . Кронверкская куртина соединяет бастион Головкина и Меньшикова . В ней содержались приговорённые к смертной казни декабристы П.И. Пестель , К. Ф. Рылеев , С.И. Муравьёв-Апостол , П.Г. Каховский , М.П. Бестужев – Рюмин . На восточном валу Кронверка в почь на 13 июля 1826 года были казнены декабристы . В северо-восточной части Заячьего острова расположен бастион Меньшикова . В его казематах была размещена первая аптека в Петербурге . Артиллерийский Цейх Гауз и инженерный дом . По главной аллее, ведущей в центр крепости от Петровских ворот , расположены два одноэтажных здания . Справа - бывший Артиллерийский цейх гауз , построенный в 1801 году . Слева здание с высокой кровлей , бывший инженерный деловой двор или Инженерный дом . Он был построен в 1749 году. В инженерном доме с 1971 года открыта экспозиция “Архитектура Петербурга – Петрограда начала XX века”.
В музее демонстрируются первые проекты планировки города , подлинные чертежи дворцов и зданий М.Г. Земцова , С.И.Чевалинского, В.В. Растрелли , И.Е. Старова , Д.Кваренги , А.Н.Воронихина, А. Д. Захарова , К. И. Росси , и других произведения живописи скульптуры и графики . Гауптвахта и “плясовая площадь”. С левой стороны от главной аллеи в глубине небольшого сквера , стоит двух этажное здание с белыми колонами . Это бывшая караульная Гауптвахта. Современный облик здание приобрело после перестройки его в 1907-1908 годах. Тогда был возведен второй этаж и сооружен 4-х колонный портик. Перед Гауптвахтой на месте существующего газона в начале XVIII века была площадь, которая служила местом наказания солдат
Комендантский дом. На площади пред собором находится двух этажное каменное здание, построенное в 40 годах восемнадцатого века. Это бывший комендантский дом . Главным фасадом он обращен на восток к зданию Гауптвахты. Комендант крепости был особо доверенным лицом царя
Монетный двор. Единственное здание производственного характера на территории крепости и старейшее промышленное предприятие Санкт-Петербурга – это Монетный двор. В1724 году по приказу Петра I Монетный двор из Москвы переведен в Петербург. Для работы его были приспособлены помещения бастионов Трубецкого и Нарышкина. В 1800-1805г. было построено специальное здание Монетного двора. Предполагается, что проектировал его архитектор А.Н. Воронихин, однако чертежи подписаны архитектором А.Порто. Монетный двор вместе с Петропавловским собором , Ботным домиком и Комендантским домом формирует главную площадь Петропавловской крепости. На Монетном дворе работали выдающиеся русские медальеры С.Юдин, Т.Иванов, В.Краюхин.
Ботный домик . На площади перед Монетным двором находится небольшой изящный павильон с белыми колоннами работы скульптура Иенсена. Это аллегория навигации. Павильон называют Ботным домиком . В нем хранится ботик Петра I, на котором он еще в детские годы совершал плавания по реке Яузе и Переяславскому озеру. В настоящее время он хранится в Центральном военно-морском музее, куда был передан в 1940году.
Петропавловский собор Петропавловский собор- уникальный памятник русской архитектуры и искусства первой половины XVIII века почти без изменений сохранил свой первоначальный облик . Уже во время возведения земляной крепости 29 июня 1703 года где на месте существующего собора была заложена маленькая деревянная церковь во имя апостолов Петра и Павла .
С 1712 года Петербург становился столицей Русского государства . Столице нужен главный кафедральный собор . И вот на месте деревянной церкви по проекту Д. Трезине начинается строительство Петровского собора . Он строится 21 год (1712-1733) . Петровский собор построен в стиле раннего барокко. Строгость и простота в планировки , наружной отделки здания – наиболее характерные черты этого стиля .Собор представляет собой вытянутое прямоугольное здание , его стены оформлены пилястрами и головками херувимов на наличных окнах . Самая интересная часть собора колокольня . Ярус за ярусом она поднимается ввысь . Ярусы соединены завитками – волютами , которые создают плавный переход от основного здания собора к высокой балине . Шпиль собора вознеся над городом как символ утверждения России на берегах Невы, как символ выхода её к просторам Балтики . Собор самое высокое здание Санкт-Петербурга .( Если не считать вышку телевизионного центра ). Его высота- 122,5 метров , высота шпиля- 1,6 метра, высота фигуры ангела –3,2 метра , размах крыльев –3,8 метра . План собора не похож на традиционные планы русских церквей . Это прямоугольное сооружение “зеркального” типа . Внутреннее пространство собора разделено на три части мощными пилонами . Интерьер собора праздничный и нарядный : помещение просторное и светлое (длина 61 метр высота около 16 метров ) , огромные окна заливают его светом . Петровский собор на протяжении нескольких десятилетий служил усыпальницей русских императоров .Хоронить в соборе стали по указанию ПетраI. Сам ПетрI похоронен у южной стены собора . Он умер 27 января 1725 года рано утром . 30 могил отмечены белыми мраморными надгробиями . С 1924 года собор стал музеем и сохраняется как уникальное произведение Русской архитектуры и искусства XVIII века . Великокняжеская усыпальница . Рядом с собором в 1908 году по проекту архитектора Д. Гримма и при участие архитектора А. Томшико и Л. Бенуа было построено здание усыпальницы для великих князей . В ней сочетается архитектура русских купольных церквей XVII-XVIII веков , черты классического стиля и барокко . Церковь и сверкающей золотом шпиль вошли в архитектурный облик Санкт – Петербурга, придавая ему самобытную прелесть приморского города . Петровская крепость – памятник революционной борьбы русского народа и отечественной истории . Сохранялось несколько казематов бастиона Зотова , дающих представление о казематах как местах заключения. Казематы( помещения внутри крепостной стены) напоминали погреб . Кирпичные стены , часто не оштукатуренные , сводчатые потолки . Земляной пол покрыт досками . Были и каменные полы . Стёкла окон закрашивались белой краской , окна заделывались толстыми решётками . Вход в каземат закрывался деревянной дверью , обитой железом . По воспоминанием декабриста А.М.Муравьева, у него в каземате были нары , на которых лежало какое-то лоснившиеся от грязи тряпьё . В одном углу находилась печка . В стену была вделана цепь с шейным кольцом . Муравьёва в цепи не заковывали , но некоторые декабристы носили ножные и ручные кандалы весом до 23 фунтов (около 9,2 килограмма) . Кровать в камере декабриста В.П. Зубкова состояла из нескольких досок , соединенных железными полосами . “Соломенный тюфяк и подушка лежали на двух толстых досках с большим пустым промежутком , причём одна доска была значительно толще другой . Простыня была, разумеется, из грубого холста и очень грязная . Стула не было, а стол надо было прислонять к стене, чтобы он не упал . В углу стояла деревянная кадушка , издающая отвратительный запах . ” Казематы были не велики по размерам . У декабриста В.П. Зубкова – 6 шагов в длину , 5 шагов в ширину ; у декабриста А.П.Беляева – 4 шага в длину . В период заключения декабристов казематов не хватало . В гарнизонах казармах крепости были построены клетушки из брёвен , и таким образом общие солдатские казармы превратились в камеры одиночного заключения . Все казематы были серые, холодные , мрачные . Декабрист Н.В. Басаргин , находившийся в одном из казематов Кронверкской куртины , рассказывал , что со стен текло , а темнота и теснота не позволяли делать ему какие либо движения . Когда у него началось кровохаркание , его перевели в другой конец куртины , “в каземат более просторный , но зато столь тёмный , что , пришедшие туда ,-вспоминал он , -я долго не мог разлить предметы, в нём находящиеся , пока глаза мои не освоились с мраком .” в некоторых казематах даже днём горели ночники . Декабрист М.С. Лунин писал , что он не мог спать “от тяжелого воздуха в каземате , от насекомых и от удушливой копоти ночника”. В каземате А.С. Гангеблого “низкий свод был обвешан паутиной и населён множеством тараканов , стоножек, и других гадов .” Ничего не изменилась в устройстве казематов и условиях содержания ни в 40-е годы XIX века , когда в них были заключены петрашевцы .
| |