GeoSELECT.ru



Право / Реферат: Корпорация BBC. Формы и методы государственного контроля вещания (Право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Корпорация BBC. Формы и методы государственного контроля вещания (Право)


Российский университет дружбы народов
Факультет: филологический
Кафедра: массовых коммуникаций



Реферат на тему:
«Корпорация BBC.

Формы и методы государственного контроля вещания»



Подготовил:
Александр Папын,
гр. ФЖБ-31
Проверила:
Волкова И.И.



Москва
2002 г.

Содержание


Введение 2


Формы государственного контроля 3


Методы государственного контроля 5


Прямое вмешательство 5

Контроль через финансирование 7

Контроль через кадровую политику 7

Заключение 9


Список использованной литературы 10



Введение

Британская вещательная корпорация (British Broadcasting Corporation –
BBC) Би-Би-Си образована 1 октября 1922 г. британскими радиокомпаниями,
чтобы предотвратить монополизацию рынка одной из них. Королевским указом 20
декабря 1926 г. получила статус «правительственного учреждения», которое
заключило с министерством почт соглашение, предусматривающее монополию
радиовещания.
Действует как публичная корпорация в соответствии с регулярно
возобновляемой королевской хартией (срок нынешней хартии истекает в 2006
г.). До 1955 г., когда была образована Ай-Ти-Эн (Independent Television
Authority – ITN), являлась монополистом на вещательном рынке.
Управляется советом директоров (12 человек) и генеральным директором,
которые назначаются королевой по представлению правительства.
Бюджет формируется за счет поступлений от телевизионных лицензий[1] и
собственной коммерческой деятельности (продажа лицензий на свои программы,
платные каналы, доход от рекламы на международном телеканале BBC World,
Интернет-бизнес, издательская деятельность).
Владеет десятью телеканалами (в том числе двумя национальным
метровыми), а также всемирными круглосуточными спутниковыми каналами BBC
Prime и BBC World. Последний в некоторых частях света является единственным
источником новостей. Портал bbc.co.uk поддерживается интернет-компанией
Beeb Ventures – дочерней структурой Би-Би-Си.


Формы государственного контроля

BBC обладает большим опытом государственного вещания. Брэнд компании –
один самых лучших в этом бизнесе. Кроме того, компания работает в одном из
самых цивилизованных демократических обществ мира. Она умеет быть очень
хорошей, и часто это доказывает. «Вначале BBC приходилось преодолевать
колоссальное политическое сопротивление, чтобы быть независимой от
министров и госслужащих. С тех пор у компании часто возникали проблемы,
особенно в восьмидесятых, когда министры Маргарет Тэтчер называли ее Biased
Broadcasting Corporation (Пристрастная вещательная корпорация – прим.
пер.)», - говорит Йен Харгривз[2].
Это признает и Тим Кое, представитель службы BBC Monitoring, в докладе
«Опыт развития вещания в интересах граждан в Великобритании», который он
сделал на международной конференции «Общественное телерадиовещание в
России: возможности и перспективы» в конце сентября 2000 г.:
«Изначально, в двадцатых-тридцатых годах нашего века, ВВС в основном
представляла взгляды правящего класса – представителей высших слоев
общества или верхней прослойки среднего класса».
Обратите внимание на то, какой, по замыслу правительства, должна была
быть финансовая схема ВВС. Правительство исходило из ряда предпосылок. Во-
первых, из того, что Британия - это демократия. Сегодня вы в правительстве
- завтра в оппозиции. И вы все равно хотите иметь эфир (и в качестве
правительства, и в качестве оппозиции). Поэтому вам необходима общественная
вещательная организация, которая бы отражала взгляды всех сторон. Кроме
того, имеется большая необходимость в учебных программах, неполитических
программах. Образование граждан – это тоже функция правительства.
В обществе существует ряд определенных категорий информации, которые
должны передаваться в эфир и которые общественность должна обсуждать.
Единственное место для такого диалога - те или иные средства массовой
информации.
ВВС, конечно, начиналась как монополия. Деньги получались за счет
лицензионных сборов (сначала на радиоприемник, потом на телевизор). Затем
наступило время, когда ВВС стала развиваться. Пожалуй, стоит сказать, что
сначала ВВС отличалась высокой степенью централизации, но впоследствии, с
60-х годов, вещание доросло до такой стадии своего развития, когда начало
появляться коммерческое вещание. То есть, с одной стороны, общественное
вещание существовало на деньги граждан, а с другой стороны, появилось
телевидение, которое финансируется от рекламы. С появлением рекламы
обозначилась необходимость продвигать товары широкой аудитории в регионах.
И внезапно более важной стала задача освещать жизнь в регионах, отражать
многообразие жизни там. ВВС откликнулась на нужды времени тем, что стала
более активно развивать региональное вещание, местные центры и начала
занимать узкоспециализированные ниши на рынке - образование, спорт, музыка
(поп-музыка и классика) - которыми вряд ли заинтересовались бы коммерческие
вещатели.
Роль правительства в то время была не только велика, но и давление со
стороны правительства возросло. Коммерческие станции все время спрашивали:
почему ВВС должна держать монополию на общественные средства тогда, когда
люди все больше смотрят независимые станции? Почему те, кто хотят смотреть
или слушать ВВС, пользуются деньгами, выделяемыми всеми гражданами? Если
кто-то хочет купить телевизор и смотреть только независимые телеканалы,
зачем ему платить деньги ВВС?
И поэтому ВВС, где в тот момент превалировал дух безразличия,
самодовольства и самоуспокоенности, пришлось поднять вопрос: как сделать
так, чтобы служить общественным интересам? Нам нужно объяснять людям, что
мы на самом деле действуем в интересах правительства, общества – например,
занимаясь образованием, поощряя местные таланты и местное производство
программ, давая людям работу. Необходимо было действовать в этом
направлении»[3].
Государство, безусловно, влияет на редакционную политику ВВС. Это
выражается, например, в том, что руководители корпорации назначаются
королевским указом по представлению правительства. В настоящее время
основной претензией к ВВС является то, что она практически стала
министерством пропаганды при Тони Блэре и предвзято освещает как
внутриполитические, так и международные вопросы. Это связано с тем, что
генеральным директором ВВС является Грег Дайк – друг премьер-министра.
Также Тони Блэр добился назначения политическим редактором ВВС своего друга
Эндрю Марра.
Особый случай – Всемирная служба ВВС. Ее зависимость от государства
официально зафиксирована в королевской хартии, которая требует от службы
координировать свою деятельность с министерством иностранных дел страны.

Методы государственного контроля


Прямое вмешательство

Правительство и политики Великобритании успешно влияли и влияют на
политику ВВС. Это выражалось, в частности, в их обращениях к совету
директоров корпорации, к руководству высшего и среднего звена,
парламентских запросах, дебатах в прессе, на партийных конференциях и т.д.
Самыми громкими примерами подобного вмешательства являются события во время
Суэцкого кризиса (1956), вокруг программ That Was The Week That Was (1962-
1963), Yesterday’s Men (1971), The Question of Ulster (1972).
С годами подобное вмешательство и давление обострялось. Например,
премьер-министр Гарольд Уилсон, который был весьма недоволен деятельностью
ВВС, отказывал корпорации в общении.
Но это ничто в сравнении с тем, что было во время премьер-министра
Маргарет Тэтчер. Это давление не вылились в публичные угрозы, поскольку это
было «политически неприемлемо». Однако были другие формы. Как сообщила
газета The Sydney Morning Herald 16 января 1982 г., после того, как ВВС
показала фильм о «бунте» местных властей и их жестоком подавлении со
стороны премьер-министра, Маргарет Тэтчер во время приема Консервативной
партии позволила себе такие выражения о том, что бы она хотела сделать с
ВВС, что, по свидетельству очевидцев, «волосы вставали дыбом».
Ни до, ни после правительства Маргарет Тэтчер ВВС не испытывала
подобного давления. «Железная Маргарет» постоянно обрушивалась на
корпорацию с критикой на заседаниях Палаты общин. Многие годы она
добивалась закрытия на ВВС программы Spitting Image (в России ее аналог
вышел под названием «Куклы»). Однако даже угроза отозвать королевскую
хартию не помогла, а публичные скандалы только прибавляли корпорации
уважения публики.
Давление правительства на корпорацию, как правило, усиливаются во время
и вокруг национальных конфликтов, поскольку государство добивалось от ВВС
отражения национальных интересов и не предоставляла возможности выражения
своего мнения противникам. Апофеозом подобного давления стала война за
Фолклендские острова. Правительство консерваторов обрушилось с критикой на
ВВС из-за, по их мнению, неадекватного отражения правительственных мирных
инициатив, за обсуждение заявлений правительства и предоставление слова
противникам войны. Более того, министерство обороны добивалось от ВВС
проведения прямого пропагандистского вещания на территорию Аргентины. Тем
не менее, корпорация не поддалась на уговоры и угрозы Минобороны, которое
вынуждено было просто реквизировать передающую станцию ВВС и вести
собственные программы.
Тем не менее, медиа-группа университета Глазго на основании контент-
анализа программ ВВС считает, что корпорации поддалась давлению государства
и в какой-то мере отражала официальную позицию Лондона.
Также государство предъявляет свои претензии к ВВС из-за освещения
проблемы Ирландии. С 1979 г. правительство Маргарет Тэтчер не раз осуждало
ВВС за то, что она показывала в эфире вооруженных членов Ирландской
республиканской армии.
И здесь ВВС не может похвастаться полным отражением атак правительства.
17 августа 1985 г. на ВВС был заявлен сериал Real Lives, в первой серии
которого собирались выдать большое интервью одного из руководителей ИРА.
Руководство ВВС собиралось показать программу, несмотря на заявление
премьер-министра, что террористам следует перекрыть «кислород публичности».
Под давлением лидеров партий и ведущих политиков совет директоров ВВС решил
отложить показ передачи. Впоследствии ВВС показала этот фильм, но с
некоторой редакторской правкой.
Премьер-министр Тони Блэр, который, как отмечалось выше, добился
назначения на руководящие должности ВВС своих друзей, добился наибольшего
успеха в этом направлении, при наименьшем общественном внимании. Поэтому
член Палаты лордов лорд Пирсон поставил в палате вопрос: насколько
руководство ВВС выполняет свое обязательство «выпускать честные и
непредвзятые политические программы». И предоставил шесть исследований
программ ВВС, из которых следовало: в передачах, например, о Евросоюзе
какая бы то ни было сбалансированность отсутствует[4]. Известный советский
диссидент Владимир Буковский, которые в настоящее время проживает в
Великобритании, утверждает: «ВВС… на наши деньги ведет совершенно
беззастенчиво проблэровскую пропаганду» [5].
Это лишь некоторые, но весьма характерные примеры, на основании которых
можно утверждать, что ВВС подвержена влиянию правительства. Поэтому
небезосновательными представляются слова одного из редакторов газеты The
Times: «Я никогда не обедал с политиками. Моя работа заключается в том,
чтобы оценивать их, и лучше я это буду делать на расстоянии. Поэтому весьма
подозрительно отношусь к неформальным встречам руководителей ВВС и ведущих
политиков».


Контроль через финансирование

Отличительной чертой ВВС является ее финансирование через лицензионный
сбор. При этом ее Всемирная служба финансируется «вспомогательными
грантами» Казначейства. Как утверждает сама ВВС, эта система гарантирует
независимость внутриполитического вещания корпорации[6]. Тем не менее, не
все так просто, поскольку размер лицензионного сбора определяется
правительством. Из-за инфляции реальная стоимость лицензии снижается, и ВВС
зависит от правительства для его дальнейшего увеличения. Это также один из
инструментов влияния на редакционную политику.
Над ВВС дамокловым мечом висят угрозы правительства отменить
лицензионный сбор. Этого же добиваются и рядовые британцы. За изменение
законодательства в этом вопросе выступают, согласно опросам, 58% населения
страны[7].


Контроль через кадровую политику

Корпорацией руководит совет директоров, чья формальная роль заключается
в том, чтобы представлять общественность в вещании. 12 членов совета
директоров ВВС назначаются королевой по представлению правительства.
Теоретически, после назначения директоры канала должны отказаться от своей
политической принадлежности при выполнении своих обязанностей. По
неписанной традиции, в совет входят по меньшей мере по одному финансовому
эксперту, дипломату, педагогу и представителю профсоюзов.
Естественно, члены совета директоров не могут забыть свое прошлое.
Примечательно, что в него, как правило, входят люди с высшим образованием
(большинство выпускники Оксфорда) 58-59 лет. Иными словам, в совет входят
либо представители истеблишмента Англии, либо люди, близкие к нему. Как
правило, они консервативны по натуре.
Члены совета директоров на самом деле серьезно стремятся сохранить
независимость ВВС. Но при этом (в силу своей консервативности) они уделяют
внимание позиции правительства, и таким образом, может даже бессознательно,
влияют на политику канала.
Лакмусовой бумажкой для определения способности членов совета
директоров отстаивать независимость ВВС стала история с программой Real
Lives, описанная выше. Да, совет не отменил показ фильма, но отложил его
показ. Позднее было принято решение выпустить фильм в эфир. Но вопрос о
том, восстановило ли это решение репутацию директоров как хранителей
независимости ВВС остается открытым.
Важность совета директоров заключается в том, что именно он определяет
вещательную политику ВВС и назначает исполнительного директора. Исходя из
этого, все правительства Великобритании послевоенного периода стремились
назначать в совет своих сторонников. Лучше всего это удалось нынешнему
премьеру Тони Блэру.
Председатель совета директоров также назначается королевой по
представлению правительства. По традиции, на это пост назначают не
политика. Тем не менее, известны случаи, когда председателем совета
директоров становился член одной из политических партий страны (лорд Хилл),
или активный сторонник (Янг).
Генеральный директор корпорации назначается советом директоров. Как
правило, это не политическое назначение, а лишь очередной карьерный этап.
Но это крайне эффективный способ влияния на редакционную политику
корпорации.

Заключение

Несмотря на все указанные недостатки, можно утверждать, что ВВС скорее
независима, чем зависима. Несмотря на все упреки в предвзятости, ВВС
является одним из самых влиятельных средств массовой информации мира. 2001
год был неплохим для корпорации. Ее первый канал - BBC1 является наиболее
популярным в стране. Канал BBC2 занимает в рейтингах третье место.
Всемирный телеканал BBC World в некоторых частых света является
единственным источником информации. Аудитория Всемирного радио Би-Би-Си
также возросла, а сайт компании BBC является самым посещаемым в Европе.
Корпорация обладает мощной финансовой базой. Для того, чтобы узнать это
не нужно никаких доказательств. Достаточно того, что ВВС может позволить
себе содержать более 250 собственных корреспондентов по всему миру.
Новости ВВС являются эталоном для всего мира. Ее бывшие сотрудники,
даже закончив карьеру в корпорации, продолжают консультировать телекомпании
мира при создании информационных служб[8].
Некоторую пристрастность ВВС (говорю некоторую, потому что не берусь
утверждать, что ВВС крайне идеологизирована) можно также списать на то, что
каким бы профессионалом ни был журналист, он не может в одночасье
отказаться от всех своих привычек и стать абсолютно независимым и
беспристрастным.
При этом трудно представить себе ситуацию, когда журналистов
инструктируют, что можно говорить и показывать в кадре, а чего нельзя.
ВВС регулируется собственными редакционными стандартами. У каждого
сотрудника Би-Би-Си есть такой документ. Весьма объемный, в нем более 300
страниц. Он предназначен для сотрудников Би-Би-Си и регулирует их поведение
в различных ситуациях. Тим Кое на конференции «Общественное
телерадиовещание в России» сообщил, что ВГТРК перевела этот документ на
русский язык[9]. Думаю, это хороший знак для российского вещания, для
которого ВВС является хорошим примером и отличной школой беспристрастной и
независимой, истинно общественной журналистики.

Список использованной литературы

Телевидение за рубежом. Сборник: Луи Мерлен. Все факты о телевидении (пер.
с франц.). — М.: Прогресс, 1965
Tom Burns. The BBC: Public Institution and Private World. — Лондон:
Macmillan Press, 1977
Eva Etzioni-Halevy. National Broadcasting Under Siege. — Лондон: Macmillan
Press, 1987
Asa Briggs. The BBC: The First Fifty Years. — Оксфорд, Нью-Йорк: Oxford
University Press, 1985
Власть, №45 от 18.11–24.11.2002 г.: Первая мировая волна
Известия, №213 от 22.11.2002 г.: Владимир Буковский против Би-Би-Си
-----------------------
[1] Их должны иметь все британские владельцы телевизионных приемников.
В настоящее время составляет 127 фунтов за цветной телевизор и 27 фунтов –
за черно-белый в год. От лицензионной платы освобождены лишь граждане,
достигшие 75 лет при условии, что до этого они по крайней мере 25 лет были
владельцами телевизора, исправно уплачивавшими налог. Сбор лицензионной
платы возложен на особый орган – Телевизионную лицензионную комиссию,
которой продавцы телеприемников и владельцы прокатных бюро обязаны
передавать сведения обо всех купивших или взявших напрокат телеприемник. На
комиссию возложена и обязанность выявлять неплательщиков.
[2] Инопресса.ru: The Wall Street Journal от 27 февраля 2002 г., Власть
и пресса не смешиваются (http://www.inopressa.ru/details.pl?id=7223)
[3] Доклад опубликован в Интернете по адресу:
http://www.internews.ru/books/publictv/23.html
[4] См. Известия №213 от 22.11.2002 г.
[5] См. Известия №213 от 22.11.2002 г.
[6] См. BBC Handbook 1965
[7] См. Известия №213 от 22.11.2002 г.
[8] См. ТВ-Дайджест. Интервью с Риком Томсоном, бывшим редактором
новостийных программ ВВС. (http://www.tv-digest.ru/news.php?id=375)
[9] См. http://www.internews.ru/books/publictv/23.html





Реферат на тему: Краткие лекции и шпаргалка по конституционному праву зарубежных стран

КПЗС как учебная дисциплина – это систематизированный курс обучения,
особенностью которого является комплексный характер: базируется на изучении
конституций разных стран. Анализу подвергаются не правовые системы в целом,
а только одна отрасль – конституционное право.

Основные цели учебной дисциплины:
1) расширение юридического, политического кругозора,
2) повышение уровня правовой культуры,
3) выработка навыков анализа нормативно-правовых актов
4) самостоятельная ориентация в конституционных процессах за рубежом

КПЗС как наука – система знаний о теориях конституций зарубежных стран
Функции:
- учебно-познавательная,
- возможность прогнозировать политические процессы (прогностическая
функция),
- рекомендательная (возможность перенимания опыта)

Методы:
1. Общенаучные:
a. диалектический (все процессы изучаются во взаимосвязи и постоянном
развитии,
2. Частнонаучные:
a. метод сравнительно-правового анализа,
b. конкретно-исторические методы,
c. социологический,
d. системного анализа.
КП как отрасль – система правовых норм, регулирующих положение человека в
обществе и государстве, основы общественного строя, основы организации и
деятельности системы государственных органов и органов самоуправления и
управления.

Характерные черты КП как ведущей отрасли:
- закрепляет политические отношения,
- принципы, предписания и правила, действие которых общеобязательно для
всех
- единственная отрасль, где основным источником выступает основной закон
государства, т.е. конституция
- имеет особый предмет регулирования, в частности – отношения между
человеком, обществом, государством, а также положения относящиеся к
устройству государства.

Преобладающий метод конституционно- правового регулирования – императивный,
предполагающий четкий вариант поведения.

КП использует диспозитивный метод регулирования в большей степени при
регламентации правового положения человека

Субъекты КП:
Физические лица (граждане, иностранцы, лица без гражданства, лица с двойным
гражданством, беженцы, вынужденные переселенцы, избиратели, депутаты,
другие лица с особой правоспособностью),
Общественные образования (государство в целом, отдельные государственные
органы (парламент, суды, …), территориальные единицы, политические партии,
высшие должностные лица государства).

Объекты конституционных отношений:
- социально-экономические и социально-политические ценности,
- основы личных благ и свобод,
- отношения собственности,
- национальные и расовые отношения.

Особенности конституционно-правовых норм:
1) отсутствует санкция,
2) действуют непосредственно,
3) делятся на управомочивающие, обязывающие, запрещающие

по функциям: регулятивные (их больше) и охранительные.

Источники – формы выражения норм права:
- конституция (основной),
- конституционные законы (поправки к конституции США),
- органические законы, регулирующие деятельность государственных органов,
- обычные законы государства, если они содержат конст-прав. нормы
(например, закон о гражданстве),
- нормативно-правовые акты исполнительных органов власти (указы
президента),
- регламенты парламентов - нормы, определяющие порядок деятельности палат
парламента, а также их внутреннюю структуру
- решения органов местного самоуправления – только в случае, когда
регулируют общественные отношения, связанные с осуществлением публичной
власти (местные уставы …),
- судебные прецеденты (США, Великобритания, Индия),
- конституционно-правовые акты органов конституционного надзора,
- конституционные обычаи – нигде юридически не зафиксированы, но
регулируют важнейшие вопросы государственной жизни,
- труды ученых юристов,
- общепризнанные принципы и нормы международного права и международные
договоры,
- религиозные источники (Иран, ОАЭ),
- внутригосударственные договоры, если они регулируют конституционные
проблемы (например, между федерацией и землей в Германии).



Конституция как основной источник КПЗС

Конституция – это документ, обладающий высшей юридической силой,
регламентирующий наиболее важные общественные отношения, принимаемый и
изменяемый в особом порядке.

Юридические свойства конституции:
1) обладает высшей юридической силой,
2) является базой текущего законодательства,
3) имеет прямое действие,
4) имеет особый порядок принятия и внесения поправок.

Функции конституции:
- учредительная (подтверждает существующий общественный порядок или
создает условия для развития новых общественных отношений),
- организаторская (закрепляет определенные правила, которым должно
подчиняться общество),
- внешнеполитическая (формирует направление внешней политики и служит
информацией о том, что творится в обществе для внешнего мира),
- идеологическая (закладывает основы мировоззрения - например, идея прав
и свобод),
- юридическая (основа всего правопорядка в обществе, непосредственно
порождает права и обязанности и служит фундаментом для всех нормативно-
правовых актов.



Понятие и формы конституций


Термин конституция употребляется в юридическом смысле как система
юридических норм.
Фактическая конституция – те реальные отношения, которые сложились в
обществе.
Если юридическая и фактическая конституции не совпадают – фиктивная
конституция.
Конституция употребляется в материальном смысле как вся совокупность
нормативно-правовых актов, регламентирующих конституционные отношения.
Чаще термин употребляемся в формальном значении (закон высшей юридической
силы).

Общие черты конституций зарубежных стран:
1) провозглашают народный и государственный суверенитет,
2) провозглашают охрану частной собственности,
3) закрепляют принцип разделения властей,
4) закрепляют формы правления либо прямым указанием, либо форма правления
подразумевается,
5) закрепляют формы политико-территориального устройства, централизма или
федерализма,
6) закрепляют основы прав граждан и подданных,
7) определяется организация высших органов государственной власти и основ
судопроизводства.

В зависимости от формы Конституции бывают:
1. Кодифицированная Конституция – единый писанный конституционный акт
(Конституция Франции 1958г., Основной Закон Германии 1949г.),
2. Некодифицированная Конституция – совокупность нескольких писанных
конституционных актов (Швеция – 3 акта: форма правления 1974г., о
престолонаследии 1810г., о свободе печати 1974г.; в Финляндии –
аналогичная система актов, в Израиле – 8 основных законов),
3. Смешанная Конституция – имеет несистематизированный, комбинированный
характер, состоит из писанной и неписаной частей (Великобритания:
писанная – статусное право, т.е. акт о парламенте, с 1215г. – «Великая
Хартия Вольностей», неписаная – судебные прецеденты, конституционный
обычай, труды ученых-юристов; Конституция Новой Зеландии),
4. Неписаная – полное отсутствие документов (Конституция Румынии в 1-е
месяцы после декабрьского восстания 1989г.).

Каждая Конституция имеет структуру:
- преамбула – отражаются приоритеты государства, цели и задачи,
- основные положения – права и свободы человека и гражданина, устройство
государства,
- заключительные и переходные положения – порядок пересмотра Конституции и
порядок ее вступления в действие.

Классификация Конституций (порядок принятия и изменения):
1. По времени принятия:
- старые (действуют до сих пор: Конституции США 1787г., Бельгии 1831г.,
Швейцарии 1874г.),
- новые («второй волны», «нового поколения»: Германии 1949г., Греции
1952г., Франции 1958г.) – акцент на права и свободы человека и
гражданина, ставится проблематика международных отношений, усиливается
роль государства в экономической сфере, закрепляется тенденция укрепления
исполнительной власти, закрепляется конституционный надзор.
2. По способу принятия:
- принятые представительными учреждениями (США),
- принятые избирательным корпусом,
- дарованные (Бельгии 1831г., Кувейт),
3. По способу изменения:
- жесткие – изменение осуществляется следующим образом:
а) регламентация права инициативы (кто может поставить вопрос: обычно
глава гос-ва или парламент),
б) одобрение поправки квалифицированным большинством парламента (2/3),
в) окончательное одобрение на референдуме или главой государства (США,
Италия, Япония),
- гибкие – менее сложный порядок (Великобритания, Основной закон ФРГ),
- гибко-жесткие – двойной порядок внесения поправок (Франция, Индии
1950г.).
4. По сроку действия:
- временные – на определенный период (Таиланд 1959г.),
- постоянные – без ограничения срока действия.


Общая характеристика и субъекты Конституционного надзора.

Конституционный надзор – за соблюдением Конституции, гарантии исполнения
Конституции.

Виды конституционного надзора:
1) Американская модель: решение конституционно-правовых вопросов всегда
происходит в форме рассмотрения судом высшей инстанции конкретного спора
по праву (США, Индия). Сторонники этой модели считают, что политическое
давление на суд минимально.
2) Специальная конституционная юрисдикция – заключается в рационализации
процедуры исследования обстоятельств дела и принятия решения (Германия,
Франция: 2 органа конституционного надзора: конституционный совет
рассматривает вопросы о несоответствии Конституции актов Парламента, а
Госсовет – несоответствие Конституции актов исполнительной власти),
существует ряд вопросов, решение которых отнесено к исключительной
юрисдикции Конституционного суда:
а) споры между высшими органами государства по поводу их компетенции,
б) споры между органами и субъектами федерации,
в) признание конституционных законов, принятых парламентом,
г) проверка конституционности референдума,
д) окончательное решение вопросов, связанных с проверкой результатов
выборов в высшие органы государства,
е) отстранение от должности высших должностных лиц государства за
нарушение Конституции,
ж) установление антиконституционного характера политических партий.


Формы контроля за конституционностью законов:
1. превентивный, предварительный контроль (осуществляется до принятия
законов – позволяет выяснить спорные конституционные вопросы на ранней
стадии законодательного регулирования, что не вредит авторитету
законодателя, но затягивает и усложняет процедуру принятия
законодательных актов),
2. регрессивный (?), последующий контроль (только по высшим нормативным
актам и законам, а более низкие акты рассматривают суды общей
юрисдикции).


Субъекты конституционного надзора

1. высшие государственные органы и должностные лица,
2. территориальные единицы,
3. суды,
4. частные лица по конкретным спорам.

Принципы конституционного надзора:
1. независимость судей,
2. законность,
3. рациональная организация Конституционного суда

Конституция действенна в том случае, если надзор реален, эффективен.


Формы современных зарубежных государств.

Формы правления – порядок организации и взаимодействия высших органов
государственной власти, их взаимодействие между собой и с населением.

1. Монархия – имеется глава государства, власть которого передается по
наследству.
o абсолютная: власть монарха ничем не ограничена, Конституция отсутствует
(Султанат Оман); но по сути, независимо от наличия конституций и
парламентов к абсолютной монархии можно отнести Кувейт, ОАЭ: монарх
может приостановить действие конституции.
o парламентарная – глава государства – монарх, но его законодательные и
исполнительные полномочия ограничены, он является символом нации,
правительство фактически формируется парламентом, юридическая сила
актов монарха появляется только после визирования акта соответствующим
министром, монарх не имеет права вето по отношению к правительственным
актам (данная форма – в большинстве монархий: Япония, Великобритания,
Бельгия, Дания).
2. Республика – выборность высших органов государственной власти, их
ответственность перед населением.
o президентская (США):
а) президент избирается не парламентским способом,
б) Президент формирует Правительство,
Правительство подотчетно только Президенту,
Президент не имеет права роспуска нижней палаты парламента,
o парламентарная (Германия, Индия):
а) Президент избирается парламентским путем,
б) Парламент участвует в формировании Правительства,
в) Правительство несет политическую ответственность перед парламентом,
г) Президент может распускать нижнюю палату парламента,
o смешанная – на примере Франции:
а) Президент избирается всенародно и формирует Правительство,
б) парламент, в частности, нижняя палата, может принять резолюцию
порицаний, что может привести к роспуску правительства, отставке
правительства,
в) Президент может распускать нижнюю палату парламента.

Форма государственного устройства – территориальная организация власти,
порядок взаимоотношений между государством и его частями, а также между
центральными и местными органами власти.

1. Унитарные государства – единые государства, с единой системой органов
власти и единым законодательством.
- простые унитарные (Польша, Румыния)
- сложные унитарные – отдельным территориальным единицам предоставлено
право формировать органы гос. власти и принимать законы (Великобритания,
Франция),
2. Федерации – помимо федеральных органов гос. власти и федерального
законодательства существуют органы гос. власти и законодательство
субъектов федерации (США, Германия, Индия)
- договорные федерации – образуются в результате союза (США, Швейцария),
- конституционные федерации (Германия, Индия),
- симметричные – все субъекты равноправны,
- асимметричные – некоторым субъектам дано больше прав,
- централизованные – сильная концентрация власти в центре (Индия),
- децентрализованные – все вопросы каждый штат решает отдельно (США),
База деления федераций – по территориальному (США) или национальному
(Индия) признаку.

Политические режимы – совокупность способов, приемов, методов осуществления
государственной власти.

1. демократия (США, Франция, Германия, Великобритания):
- власть исходит от народа, либо народ участвует в формировании органов
гос. власти (Великобритания),
- реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина,
- многопартийная система,
- политический плюрализм,
- при осуществлении гос. власти преобладает метод убеждения, а не
принуждения.
2. Антидемократический режим: тоталитарный (Китай), авторитарный (Марокко,
Иордания).
- отсутствует многопартийная система,
- не обеспечиваются права и свободы человека и гражданина,
- отсутствует принцип разделения властей,
- доминируют насильственные методы,
- все сферы жизни под контролем государства,
3. Либерально-политический режим – характерен для стран 19 века, в
настоящее время – Индия, Филиппины.
Высокая степень политической свободы, но вследствие культурной
отсталости большинства общества реально пользоваться демократическими и
политическими институтами могут сравнительно немногие; государство часто
прибегает к принудительным формам воздействия.

По Франции – см. отдельный лист


Сравнительная таблица конституций

|Госуда|Конституция |Конституционн|Форма |Форма |Политическ|Судебная |
|рство | |ый контроль |правления |территор|ий режим |система |
| | | | |иального| | |
| | | | |устройст| | |
| | | | |ва | | |
|США |1787г. | Верховный |Президентс|федераци|демократия|«американск|
| |писаная, состоит |Суд США и |кая |я 50 | |ий тип»: |
| |из 7 (?) статей +|верховные | |штатов | |отличается |
| |27 поправок, |суды штатов | | | |централизов|
| |прилагаемых к | | | | |анностью, |
| |тексту | | | | |возглавляет|
| |Конституции. | | | | |Верховный |
| |«Жесткая». | | | | |Суд США, |
| | | | | | |различают |
| | | | | | |федеральную|
| | | | | | |судебную |
| | | | | | |систему и |
| | | | | | |судебную |
| | | | | | |систему |
| | | | | | |штатов |
|Велико|нет писаной |Такого |Парламентс|Сложное |демократич|англо-саксо|
|британ|конституции. |института |кая |унитарно|еский, |нская |
|ия |Источниками |нет. |монархия. |е |строгого |(американск|
| |являются: |Была |Руководящу|государс|разделения|ая), |
| |- акты |сформулирован|ю роль |тво. |властей |единство |
| |парламента, |а концепция |играет | |нет |судебной |
| |- великая хартия |верховенства |парламент.| | |системы |
| |вольностей |парламента. | | | | |
| |1215г., | | | | | |
| |- судебные | | | | | |
| |прецеденты, | | | | | |
| |- конституционные| | | | | |
| |обычаи, | | | | | |
| |- доктрины ученых| | | | | |
| |юристов. | | | | | |
| |«Гибкая» | | | | | |
|Франци|Конституция |осуществляетс|смешанная |Сложное |Демократич|Романо-герм|
|я |1958г. |я |республика|унитарно|еский |анская |
| |Писаная. |Конституционн|(полупрези|е | |(децентрали|
| |«Жесткая», не |ым советом |дентская).|государс| |зованная) |
| |содержит главы о |(рассматривае| |тво | | |
| |правах и свободах|т на предмет |Доминирующ| | | |
| |– ссылается на |соответствия |ее | | | |
| |Декларацию прав и|Конституции |положение | | | |
| |свобод гражданина|акты органов |занимает | | | |
| |1789г. и |законодательн|исполнител| | | |
| |преамбулу |ой власти, |ьная | | | |
| |Конституции |состоит из 9 |власть | | | |
| |1946г. |человек, по 3| | | | |
| | |чел. в каждой| | | | |
| | |из палат). | | | | |
| | |Госсовет | | | | |
| | |рассматривает| | | | |
| | |акты | | | | |
| | |исполнительно| | | | |
| | |й власти. | | | | |
|Герман|1949г., писаная. |Федеральный |парламента|федераци|демократич|романо-герм|
|ия |«Жесткая» |конституционн|рная |я 16 |еский |анская, |
| | |ый суд |республика|земель | |децентрализ|
| | |Германии и | | | |ованная, 5 |
| | |конституционн| | | |независимых|
| | |ые суды | | | |ветвей |
| | |земель | | | | |
|Китай |1982г., писаная. |Спец. органа |народная |унитарно|тоталитарн|Социалистич|
| |«Жесткая». |нет, но его |республика|е |ый режим, |еская. |
| |Придерживается |функцию |с |государс|нет |Судебная |
| |концепции |выполняет |демократич|тво с |разделения|система |
| |социальных прав и|постоянный |еской |национал|властей, |подчинена |
| |свобод, отвергает|комитет ВСНП |диктатурой|ьно-терр|руководяща|органам |
| |естественные | |народа |иториаль|я роль |гос.власти |
| |права. | | |ными |коммунисти|и властям |
| | | | |автономи|ческой |на местах. |
| | | | |ями |партии | |






Новинки рефератов ::

Реферат: Учет денежных средств на предприятии (Бухгалтерский учет)


Реферат: Аттестация государственных и муниципальных служащих (Государство и право)


Реферат: Рок-культура и эстетика (Культурология)


Реферат: Международная валютная система (Валютные отношения)


Реферат: Государственный бюджет, его социально-экономическая сущность и структура (Финансы)


Реферат: Объекты Гражданского права (Гражданское право и процесс)


Реферат: Предпринимательство (Предпринимательство)


Реферат: Абсолютизм: развитие военного законодательства при Петре 1 (Право)


Реферат: Кожные ощущения (Психология)


Реферат: Консульские должностные лица. Их привилегии и иммунитеты (Международное публичное право)


Реферат: Экология русского языка (Педагогика)


Реферат: Права аудиторов при взаимотношении с клиентом. Право аудиторов проводить проверку (Бухгалтерский учет)


Реферат: Зорге (Исторические личности)


Реферат: Авторское музыкальное самодеятельное творчество: история и современность (Музыка)


Реферат: История становления групп "CLANNAD" и "ENYA" (Музыка)


Реферат: Инвестиции в сельское хозяйство: методы и перспективы (Сельское хозяйство)


Реферат: Политический режим. Типология политических режимов (Политология)


Реферат: Классификация и производство отливок из хладостойкой стали. Отливки из магниевых сплавов (Металлургия)


Реферат: Владимир Высоцкий (Музыка)


Реферат: Следственные действия (Уголовное право и процесс)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист