GeoSELECT.ru



Геополитика / Реферат: Белоруссия в контексте ЕС (Геополитика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Белоруссия в контексте ЕС (Геополитика)




ОТНОШЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА: ВНУТРЕННИЙ И
ВНЕШНИЙ КОНТЕКСТ



После распада СССР и социалистического лагеря вряд ли кто-либо мог
предполагать, что расположенная в географическом центре "большой Европы"
Республика Беларусь на рубеже тысячелетий получит характеристики некоторых
аналитиков как "аутсайдера европейской интеграции", "черной дыры Европы" и
т. д. Однако история выбрала именно этот вариант.


История взаимодействия Беларуси и Европейского союза. В истории
взаимоотношений Республики Беларусь и Европейского союза отчетливо
выделяются два этапа: первый - 1992-1996 гг., второй - с 1997 г. по
настоящее время. Главным содержанием первого этапа, продолжавшегося с
января 1992 по ноябрь 1996 г., стали поиск и развитие взаимовыгодных форм и
направлений сотрудничества, формирование правовых основ взаимодействия
Беларуси и ЕС. В марте 1995 г. между Беларусью и Европейскими сообществами
и их членами было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, в
марте 1996 г. - Временное соглашение о торговле и вопросах, связанных с
торговлей. По линии программы ТАСИС в Беларуси финансировался целый ряд
проектов на общую сумму около 100 млн долларов. Успешно развивалась
программа ТЕМПУС.


Второй этап, начавшийся в ноябре 1996 г. и продолжающийся до
настоящего времени, характеризуется охлаждением связей, свертыванием
политических контактов. Главной причиной ухудшения отношений стало
проведение в Беларуси в 1996 г. референдума по внесению изменений и
дополнений в Конституцию 1994 г. В октябре 1996 г. аккредитованные в Минске
послы Франции, ФРГ, Великобритании и Италии направили в МИД Беларуси
заявление, в котором от имени ЕС выразили озабоченность угрозой нарушения
Конституции и отметили, что шансы Республики Беларусь играть активную роль
в Европе и углублять сотрудничество с ЕС находятся под угрозой. Различия
сторон по вопросу легитимности решений референдума привели к тому, что в
европейской политике был поставлен так называемый "белорусский вопрос". 15
сентября 1997 г. ситуация в Республике Беларусь была рассмотрена на
специальном заседании Совета министров иностранных дел ЕС. Итогом совещания
стало сведение к минимуму контактов с Беларусью. В Заявлении о
взаимоотношениях с Беларусью отмечалось, что страны - члены ЕС будут
высказываться против членства Беларуси в Совете Европы, не будут заключать
с ней ни временного соглашения, ни соглашения о партнерстве и
сотрудничестве и намерены осуществлять двусторонние отношения исключительно
через руководство ЕС. Европейский союз решил также приостановить реализацию
программ технического содействия Республике Беларусь (ТАСИС, ТЕМПУС), за
исключением гуманитарных или региональных проектов, поддерживающих процесс
демократизации. В результате принятой резолюции политический диалог на
высшем уровне между Беларусью и государствами - членами ЕС был
приостановлен. Таким образом, вопреки объективным условиям для расширения
сотрудничества Беларуси с объединенной Европой на первый план выдвинулся
субъективный фактор, влияние которого свело к минимуму достижения
предыдущих лет.


После президентских выборов (сентябрь 2001 г.) белорусским
руководством был декларирован ряд мероприятий по либерализации экономики.
Однако представители европейских институтов посчитали, что эти мероприятия
не были реализованы даже в незначительном объеме. Как результат, отчетливо
наблюдается некоторая "усталость" европейских институтов по отношению к
"белорусскому вопросу". Многие европейские политики предпочитают даже не
упоминать Беларусь. Беларусь остается одной из наименее известных гражданам
объединенной Европы европейским государством. Такая ситуация не должна
сохраняться после выхода ЕС на границы с Беларусью.


Факторы, оказывающие влияние на формирование взаимоотношений Беларуси
и Евросоюза. Расширение Европейского союза на Восток приводит к тому, что
он будет иметь с Беларусью общую границу протяженностью в несколько сотен
километров. Этот факт вынуждает наполнить новым содержанием и новой
энергией как европейскую политику Беларуси, так и политику ЕС по отношению
к Беларуси. Вступление в ЕС ближайших соседей Беларуси (Польши, Литвы,
Латвии) дает основание выразить надежду на начало нового этапа
взаимодействия Беларуси с объединенной Европой. Проблемы границы, вопросы
экологии, торговли, транзита между ЕС и Россией просто невозможно обсуждать
без участия белорусской стороны.


Представить точный сценарий развития отношений крупнейшей региональной
организации с Беларусью не только в долгосрочной, но и в среднесрочной
перспективе достаточно сложно. На наш взгляд, было бы более логичным
попытаться определить внутренние и внешние факторы, которые оказывают и
будут оказывать влияние на этот процесс, а также оценить степень влияния
этих факторов на ситуацию.


Политический фактор. В ближайшей перспективе политический фактор будет
оставаться препятствием в восстановлении нормальных контактов как с
Европейским союзом в целом, так и с государствами, расположенными к западу
от Беларуси. Европа может не пойти на восстановление полномасштабных
политических контактов с официальным Минском. Беларусь могут просто не
будут приглашать на общеевропейские мероприятия.


Следует подчеркнуть, что, несмотря на расхождение взглядов на
политическую и экономическую ситуацию в Беларуси, белорусское руководство
не скрывает, что желало бы улучшить отношения с Европой. Несколько лет тому
назад на официальном сайте Министерства иностранных дел Беларуси в качестве
одного из направлений внешней политики было отмечено стремление стать
ассоциированным членом ЕС, а впоследствии и начать процедуру вступления в
эту структуру (в настоящее время официально такая цель не формулируется).


На современном этапе белорусский МИД пытается продвинуть концепцию
"ответственного соседства с ЕС", реализация которой поручена
Межведомственной государственной комиссии по участию Республики Беларусь в
европейских интеграционных процессах (создана в 1999 г.). В связи с
расширением ЕС белорусское правительство, представители академических
кругов, бизнеса активно изучают возможные последствия расширения ЕС для
белорусской экономики.


Вместе с тем следует отметить, что в заявлениях белорусского
руководства по отношению к ЕС содержатся различные оценки. В публичных
выступлениях официальных лиц присутствуют обвинения Запада в политике
двойных стандартов по отношению к Беларуси. Ряд белорусских СМИ, освещая
европейские процессы, в том числе расширение ЕС на Восток, главный упор
делают на негативные последствия процесса расширения для новых государств-
членов.


Российский фактор. Подчеркивая значимость внутриполитического фактора,
следует признать, что решающую роль в развитии отношений Беларуси с
объединенной Европой играет политика России. Российский фактор можно
назвать главным фактором в формировании внутренней и внешней политики
Беларуси. За более чем 200-летний исторический период Беларусь самым тесным
образом связана с Россией (политика, экономика, культура, религия и т. д.).
После Второй мировой войны Беларусь была превращена в "сборочный цех" СССР.
В результате экономической политики КПСС Беларусь не только стала одним из
наиболее развитых регионов "одной шестой части суши", но и попала в прочную
зависимость от поставок и рынков России. Россия остается главным торговым
партнером Беларуси. Почти 64 % торгового оборота Беларуси приходится на
Россию. Так, в 2002 г. он составил 10 млрд дол. США. Беларусь также
занимает важное место в российской внешней торговле. В российской внешней
торговле Беларусь опережает лишь Германия. Для сравнения: весь оборот
государств - членов ЕС составляет 13 % товарооборота Беларуси, примерно
столько же имеют страны-кандидаты первой волны.


Беларусь находится в зоне действия российских средств массовой
информации. Большинство жителей Беларуси отдают предпочтение российским
каналам и знают о событиях в России больше, нежели о происходящем в своей
стране.


Очевидно, что российский фактор очерчивает пределы в отношениях
Беларуси с ЕС. При этом речь идет как о верхней, так и о нижней планке в
этих отношениях. Беларусь практически не сможет принять политических
решений, которые будут противоречить интересам России. У Москвы имеется
достаточно рычагов для того, чтобы скорректировать в нужном направлении
политику соседнего суверенного государства. Предел во взаимоотношениях
Беларуси и ЕС ставит и проблема границ. Объединенной Европе нужна прочная
внешняя граница, которая позволит обеспечить защиту от наплыва менее
удачливых жителей планеты, сохранить благополучие своих граждан. В то же
время трудно или практически невозможно представить в ближайшие десятилетия
укрепленную границу между Беларусью и Россией. К тому же это очень
дорогостоящее мероприятие. Между прочим, трудно в данный момент представить
себе и оборудованную в соответствии с требованиями ЕС и российско-
украинскую границу.


Одновременно российский фактор будет стимулировать расширение
сотрудничества Беларуси с Европой. Стратегическое партнерство между ЕС и
Россией будет развиваться. Этому способствуют объективные обстоятельства. К
примеру, из семи стратегических энергетических проектов ЕС пять связаны с
Россией.


Беларусь оказывается как бы в тени качественно новых российско-
европейских отношений. Поэтому в обозримой перспективе достаточно реальной
представляется формула "В Европу вместе с демократической Россией".


Поддерживая интеграцию с Российской Федерацией, демократическая
Беларусь надеется на уважение России к суверенитету Беларуси. Отношение
Москвы к белорусскому суверенитету является и будет являться одним из
реальных критериев оценки развития демократических процессов в России,
преодоления имперских амбиций. Не вызывает сомнения, что подавляющее число
граждан Беларуси желают жить в независимой стране. Так, согласно данным
общенационального опроса, проведенного в декабре 2002 г. Независимым
институтом социально-экономических и политических исследований (в опросах
института принимали участие около 1500 респондентов, проживающих в
городской и сельской местности различных регионов страны), на вопрос "Какой
путь интеграции между Беларусью и Россией Вы предпочитаете?" были получены
следующие результаты ответов.


|Союз независимых государств |51.7% |
|Единое государство с одним президентом, правительством, |21.2% |
|армией, флагом и валютой | |
|Отношения между Белорусью и Россией должны соответствовать|21.2% |
|отношениям с другими государствами - членами СНГ | |
|Не ответили/затруднились ответить |19.7% |


На вопрос "Вы поддерживаете интеграцию, в результате которой Беларусь
потеряет независимость?" 74,9 % респондентов ответили "нет". Политический
курс на укрепление белорусского суверенитета декларируется и официальным
Минском.


Успешное строительство взаимоотношений Беларуси с Европейским союзом
требует обязательного учета взаимодействия России и ЕС. Беларусь вынуждена
адаптироваться к этой стратегии, при этом должна стремиться максимально
использовать эту стратегию для отстаивания национальных интересов.


Фактор новых государств - членов ЕС (Польша, Литва, Латвия и другие).
Перспективы взаимодействия Беларуси с руководящими структурами ЕС,
государствами-членами в значительной мере зависят от позиции стран -
будущих членов ЕС. Эти страны, в первую очередь Польша, Литва, Латвия, не
только имеют с Беларусью общие границы, но и тесно связаны с ней
историческими, культурными, экономическими отношениями. Для политических
элит и граждан этих стран Беларусь не являлась "тера инкогнито", как для
стран "старой Европы". Было бы логичным, если эти государства возьмут на
себя роль инициаторов активизации "восточноевропейского вектора" политики
Европейского союза. Пробным камнем в этом направлении может стать
деятельность по минимизации негативных последствий расширения ЕС на Восток
для новых соседей. Эти усилия принесут пользу по обе стороны создаваемой
границы.


Последствия расширения ЕС для Беларуси. В соответствии с требованиями
ЕС (ст. 133 Договора о Европейском союзе) страны-кандидаты будут вынуждены
денонсировать двусторонние межправительственные соглашения о торгово-
экономическом сотрудничестве с Беларусью. Практически все эти соглашения
предусматривают применение во взаимной торговле режима наибольшего
благоприятствования. Существует реальная угроза прекращения созданных в
соответствии с отмеченными соглашениями межправительственных комиссий,
которые являются важным инструментом содействия развитию двусторонних
торгово-экономических отношений. Возможно, потребуют пересмотра и внесения
изменений соглашения о сотрудничестве в области пограничного контроля,
транспортного движения и сельского хозяйства. Негативные последствия для
торговых интересов Республики Беларусь может вызвать автоматическое
использование странами-кандидатами системы мер нетарифного регулирования
внешней торговли ЕС. В первую очередь это касается антидемпинговых и
защитных мер, квотирования и лицензирования импорта. Так, в настоящее время
ЕС применяет антидемпинговые пошлины на импорт пяти товарных позиций
(хлористого калия, карбамидо-аммиачной смеси, карбамида, полиэфирных
штапельных волокон, химических волокон и жгута). Ограничения белорусских
поставок хлористого калия будут иметь негативные последствия и для
сельского хозяйства Польши и стран Прибалтики, планирующих войти в ЕС в
2004 г. Существуют и другие серьезные проблемы. Особая проблема - вопрос о
визовом режиме. Он будет сдерживать проезд граждан Восточной Европы в
Польшу и другие страны Центральной Европы.


Следует отметить и негативные моменты для белорусской промышленности и
сельского хозяйства, связанные с переходом будущих членов ЕС на новые
технические нормы и стандарты.


Перечисленные проблемы могут нанести ущерб Беларуси, но могут в
некоторой степени и осложнить долгосрочные экономические и культурные связи
новых членов ЕС на востоке Европы.


Таким образом, от позиции новых членов ЕС во многом будет зависеть
формирование будущих взаимоотношений ЕС с Беларусью.


Особо хотелось бы отметить роль Польши, тесно связанной с Беларусью в
области истории, культуры, экономики. Озвученные инициативы Польши
направлены на повышение значения восточноевропейского вектора политики ЕС,
активизацию разработки нового статуса государства-соседа, который применим
и для Беларуси. Активная позиция Польши в этом направлении по праву
позволит занять ей ведущие позиции в новом направления внешней политики ЕС
- "Восточном измерении".


Заслуживают внимания и инициативы польской стороны по установлению со
странами-соседями режима свободной торговли и дальнейшей взаимовыгодной
интеграции. Одним из направлений этой деятельности является распространение
на все страны-соседи концепции Общего экономического пространства, которую
ЕС предусматривает лишь по отношению к России.


Не может вызывать поддержку со стороны восточных соседей позиция
Польши по либерализации визового режима, который, несмотря на аргументацию
ЕС, формирует новую разделительную линию в Европе, что может создать
серьезные проблемы в будущем.


Вместе с тем ряд экспертов отмечают, что стремление Польши взять на
себя роль "адвоката" стран-соседей обречено на провал в силу отсутствия у
страны значительных материальных ресурсов.


Украинский фактор. Большое значение в обсуждаемой проблеме принадлежит
украинскому фактору. После распада СССР Украина и Беларусь имели схожие
стартовые позиции в проведении политических и экономических реформ, в
выборе путей интеграции в Европу. Однако начиная со второй половины 1990-х
гг. приоритеты внутренней и внешней политики обоих постсоветских государств
стали заметно различаться. В то время как Украина объявила курс на
европейскую интеграцию, вступление в ЕС и НАТО, белорусское руководство
сделала упор на интеграцию с Российской Федерацией. В 1998 г. вступило в
действие Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и ЕС, в
2000 г. Украина получила статус страны с "рыночной экономикой". Регулярно
проходят саммиты "Украина - ЕС", осуществляются активные политические
контакты. На саммите ЕС в Ницце (декабрь 2000 г.) Украина была названа в
числе стран, вступление которых в ЕС в перспективе признано желательным.
Евросоюз пригласил Украину принять участие в Европейской конференции,
которая состоится в апреле 2003 г.


Вместе с тем серьезные экономические трудности Украины, медленное
реформирование судебно-правовой системы, конфронтация между властью и
оппозицией, другие проблемы вряд ли позволят Киеву в среднесрочной
перспективе существенно продвинуться в достижении полноправного членства в
ЕС. Официальные декларации ЕС по отношению к Украине ограничиваются
утверждениями, что ЕС "признает европейские устремления Украины и с
радостью приветствует ее проевропейский выбор". В ближайшее десятилетие
Украине придется ограничиться статусом "страны - соседа ЕС". С другой
стороны, Украина с учетом своего более мощного политического и
экономического веса, а также накопленного опыта в отношениях с европейскими
структурами будет на полшага опережать Беларусь в интеграционных процессах
с Европой. "Убежавшая вперед" Украина будет участвовать в формировании и
проверке на практике возможных механизмов сотрудничества с Европой.
Испытанные формулы впоследствии могут быть использованы и по отношению к
Беларуси. Белорусские граждане внимательно следят за событиями в Украине,
сравнивают экономические показатели, уровень жизни населения и т. д. В этой
связи успехи и проблемы участия Украины в европейской интеграции будут
существенно влиять на формирование общественного мнения в Беларуси.


Белорусское общество и европейское строительство. Говоря о важности
вышеперечисленных факторов для развития взаимоотношений Беларуси с
Европейским союзом, все же следует подчеркнуть, что эти отношения будут во
многом зависеть от выбора белорусского народа. Белорусское общество
находится в переходном состоянии. Серьезным препятствием для выбора пути
развития страны является невысокий уровень национального самосознания,
недостаточное уважение к национальной культуре и языку со стороны части
населения Беларуси. Существенной проблемой остается болезненное преодоление
в общественном сознании белорусов стереотипов, навязанных во времена
Российской империи и СССР. Значительной части граждан независимой страны
тяжело сознавать, что они живут уже не в крупной империи, которую знали и
боялись в мире, а в небольшом европейском государстве. Ощущение
"коллективного превосходства", существовавшее в советский период,
вытеснилось ощущением "коллективного пессимизма", отсутствием веры в
будущее своего государства, идеализацией жизни в других странах.


Однако при всех противоречиях общественного сознания граждан
современной Беларуси подавляющее их число выступают за независимость своей
страны.


Большинство белорусских граждан ассоциируют себя с Европой, считают,
что Беларусь должна стремиться к интеграции с ЕС. Более рельефно
представить ситуацию в этом направлении помогут результаты общенациональных
опросов, проведенных на протяжении последних пяти лет уже упомянутой
белорусской "фабрикой мысли". На вопрос "К каким формам интеграции с
Западной Европой должна стремиться Беларусь (возможно более одного
ответа)?" отвечали следующим образом.


|Вариант ответа |июнь |ноябрь |август |ноябрь |декабрь |
| |1999г |1999г |2000г |2000г |2002г |
|Совет Европы |48.1% |36.6% |30.3% |36.6% | |
|ЕС |46.8% |39.2% |32.2% |32.5% |60.9% |
|НАТО |5.0% |5.3% |2.6% |6.1% | |
|Не ответили/затруднились|2.4% |33.0% |40.4% |39.0% | |
|ответить | | | | | |


В качестве комментария к приведенным данным следует отметить
значительный разрыв в оценках НАТО и ЕС. Низкий рейтинг НАТО в общественном
мнении объясняется тем, что на современном этапе, как и в советский период,
у значительной части белорусского населения эта военно-политическая
организация ассоциируется скорее с агрессией, нежели с поддержанием мира и
стабильности. Эта группа электората в полной мере используется политиками,
делающими ставку на популизм: поиск внутренних и внешних врагов.
Антинатовская, антизападная риторика помогает в значительной мере отвлечь
внимание населения от возрастающих социально-экономических трудностей в
стране. Вместе с тем эта риторика не может существенно повлиять на
"европейский выбор" белорусов.


Необходимо также обратить внимание, двойственность позиции белорусов
при принятии такого решения. Большая часть белорусов одновременно выступает
как за интеграцию с ЕС, так и за интеграцию с Россией. При достаточно
сильных проевропейских симпатиях наблюдается откровенно низкий уровень
информированности белорусов о реальных процессах в ЕС. Не только
среднестатистические граждане, но и представители политической элиты имеют
затруднения при ответе на конкретные вопросы о европейской интеграции, не
видят разницы, к примеру, между Европейским союзом и Советом Европы,
Европейским парламентом и Парламентской Ассамблеей Совета Европы. Предстоит
большая работа по ознакомлению белорусов с опытом европейской интеграции.
Помочь в этом деле могут новые члены ЕС.


* * *


Проблемы, переживаемые Республикой Беларусь на современном этапе, не
должны служить поводом для пессимистических настроений. Являясь на
протяжении столетий пространством столкновения и пересечения различных
культурных влияний и традиций, накопив при этом богатый опыт сохранения
своего национального образа, Беларусь располагает необходимыми условиями
для создания открытого демократического общества, способного обеспечить
прогресс во всех сферах, в том числе и в процессе интеграции с Европейским
союзом. Для достижения этой цели белорусское общество нуждается, прежде
всего, в национальной консолидации, избавлении от психологии
"второсортности" и навязываемой веками роли "культурной провинции".







Реферат на тему: Внешнеэкономические внешние связи Санкт-Петербурга

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
КАФЕДРА МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ
[pic]



ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ:

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ (ИНВЕСТИЦИОННЫЕ) И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ ВНЕШНИЕ СВЯЗИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Выполнил: студент Платонов Константин Сергеевич,
II курс, 4 группа.



Санкт-Петербург

2003



Содержание



Введение…………………………………………………………………………...стр. 3


1. Глава I:
1. Иностранные инвестиции в экономику Санкт-Петербурга………...стр. 4
2. Внешнеторговая деятельность Санкт-Петербурга………………….стр. 8
1.2.1 Экспорт Санкт-Петербурга……………………………………….стр. 10
1.2.2 Импорт Санкт-Петербурга………………………………………...стр. 13

2. Глава II:
1. Международные связи Санкт-Петербурга на примере ЕС…………стр. 15
2.1.2 Сотрудничество с ЕС………………………………………………стр. 15
2.2.2 Сотрудничество со странами Северной Европы и странами
региона Балтийского моря…………………………………………………стр. 17

Заключение………………………………………………………………………..стр. 20

Литература………………………………………………………………………...стр. 21



Введение.



Данная работа посвящена рассмотрению положения Санкт-Петербурга как
субъекта Российской Федерации. Работа представляет собой анализ основных
тенденций развития субъекта и анализ внешних связей Санкт-Петербурга.
Поскольку работа является информационно-аналитической, автор уклонился от
обширного прогнозирования ситуаций и перспектив и сделал основной упор на
сбор и анализ данных прошедших лет, чтобы иметь возможность получить
некоторые итоги, которые в дальнейшем можно было бы испльзовать для
составления прогнозов развития.

Основной целью работы является анализ статистических данных для получения
кратких выводов и наглядной картины состояния дел Санкт-Птербурга во
внешнеэкономической и некоторых других внешних областях.
Не менее важной целью для автора является приобретение ценного опыта в
проведении информационного анализа и написании аналитических работ
подобного рода, поскольку это первая работа автора в данной области.
При написании работы автор столкнулся с некоторыми трудностями,
связанными с недостатком литературы по Санкт-Петербургу, а точнее, его
международной деятельности, и отсутствие свежих статистических данных.
Кроме того, трудность для понимания места Санкт-Петербурга в мировой
экономике составило отсутствие иностранных источников. Однако, несмотря на
это, удалось собрать довольно обширный материал, привлекая различные, в том
числе нетрадиционные, источники. Так, к примеру, в работе использовался
Стратегический план Санкт-Петербурга, разработанный центром социально-
экономических исследований «Леонтьевский центр». Однако Стратегический план
является лишь декларацией намерений, а конкретного плана экономического
развития города до сих пор не существует. Так, по мнению Сергея Миронова,
заместителя председателя Законодательного собрания Санкт-Петербурга,
«Стратегический план» фактически лишает Петербург статуса научно-
технического центра страны, лидера научно-производственной деятельности, а
навязывает участь «перевалочного» пункта страны.[1] Один из авторов
Стратегического плана, Борис Жихаревич как очевидное его достоинство
отмечает: «Он (план) четко декларирует умеренно-либеральные ценности»[2].
Таким образом, по поводу корректности Стратегического плана существуют
различные мнения, поэтому автор данной работы не полагался полностью на
содержание плана, а попытался проанализировать изложенные в нем
конкурентные возможности Петербурга.
Работа делится на две главы; в первой главе анализируются международные
экономические (инвестиционные) связи Санкт-Петербурга; вторая глава
является попыткой проследить политические отношения субъекта с зарубежными
государствами (в основном речь идет о европейском направлении). В
заключении представлен общий итог работы.
Автор поставил перед собой некоторые задачи при написании работы:
- сделать упор на анализ статистического материала, а не на
составление выводов и прогнозов;
- придать работе аналитический, а не описатьельный характер.

Глава I.

1.1. Иностранные инвестиции в экономику Санкт-Петербурга.
Место России в мировых инвестиционных рейтингах в целом весьма скромно,
а кризис 1998 года, ухудшение общего имиджа и рост финансовых рисков
выбросили ее далеко из первой сотни стран привлекательных для
инвесторов.[3]
Однако привлекательность отраслей и регионов сильно варьируется.
Объектами внимания остаются металлургия, добыча и переработка нефти, газа и
другого сырья и места их размещения. Внимание инвесторов привлекают также
центры третичного сектора экономики с рыночной инфраструктурой, повышенным
спросом на товары и услуги, особенно Москва и Санкт-Петербург (на них, по
оценкам экспертов, приходится 1/5 инвестиционного потенциала России).
Фактически три региона с наилучшими условиями (Москва, Санкт-Петербург,
Московская обл.) получали в последние годы от 50 до 75% всех прямых
иностранных инвестиций в экономику России.[4]
Размещение иностранного капитала по регионам России отражает различия
между ними по уровням коммерческого риска, с одной стороны, и ожидаемой
прибыли, с другой. Уже несколько лет, начиная с 1996г., журнал "Эксперт" и
рейтинговое агентство "Эксперт РА" посвящают свои исследования соотношению
инвестиционного потенциала и риска регионов России. При определении
инвестиционного потенциала учитываются основные макроэкономические
характеристики региона, насыщенность территории факторами производства,
потребительский спрос населения и другие показатели. Инвестиционный
потенциал региона складывается из восьми частных потенциалов (каждый из
которых, в свою очередь, характеризуется целым рядом показателей). Величина
инвестиционного риска отражает вероятность потери инвестиций и дохода от
них. В качестве основных составляющих инвестиционного риска рассчитываются
экономический, финансовый, политический, социальный, экологический,
криминальный и законодательный виды риска.
Санкт-Петербург в рейтинге за 1999-2000г. занимает одну из лидирующих
позиций, с высоким потенциалом и умеренным риском, уступая лишь Москве. Он
занимает второе место по инфраструктурному и институциональному
потенциалу[5]. По показателям инвестиционного риска Санкт-Петербургу
удалось в 1999-2000гг. покинуть первую десятку регионов-лидеров по этому
показателю, теперь он занимает 11-е место, по сравнению со вторым в 1998-
1999гг.[6]
Иностранный капитал стремится, прежде всего, в экономически активные
части российского пространства со сравнительно высокой восприимчивостью к
инновациям, являющиеся хозяйственными центрами обширных территорий и
имеющие относительно благоприятные инфраструктурные условия.
Из динамики иностранных инвестиций в Санкт-Петербург в 1993-1999 гг.
видно, что общий объем иностранных инвестиций стабильно растет, начиная с
1993г. и имеет лишь одно исключение в 1994г. (Табл.1; Рис.1)[7].



Таблица 1: динамика иностранных инвестиций.
|Млн. долл. США |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |
|Объем валютных |90 |36 |153 |139 |171 |309 |660 |
|инвестиций | | | | | | | |
|Объем рублевых | | |3 |31 |63 |101 |46 |
|инвестиций | | | | | | | |
|Общий объем |90 |36 |156 |170 |234 |410 |706 |
|иностранных инвестиций| | | | | | | |


Источник: Комитет по внешним связям Администрации Санкт-Петербурга.



Диаграмма 1.
[pic]
В период 1992-1994гг. происходил этап формирования статистики рыночной
экономики, поэтому мы не располагаем более специфическими данными о
характере инвестиционного процесса. Можно полагать, что падение
инвестиционной активности может заключаться в гиперинфляции 1992г. и
политическом кризисе в России 1993г. В 1996г. было зафиксировано
незначительное снижение объема валютных инвестиций, которое было
компенсировано ростом рублевых иностранных инвестиций. Снижение инвестиций
1996г. можно связать с ожиданием политической нестабильности, связанной с
выборами Президента России и губернаторов регионов. В целом можно сказать,
что за 1995-1996гг. инвестиционный процесс находился в процессе стагнации.
Абсолютные объемы инвестиций были на незначительном уровне (менее 180 млн.
долларов). В 1997 г. начинается период роста объема иностранных
инвестиций. Предпосылкой для этого роста стал рост рублевых инвестиций в
1996 и 1997 гг. в эквиваленте более чем на 30 млн. долларов в год
соответственно. В 1997 г. общий объем иностранных инвестиций вырос на 64
млн. долларов или на 37% по сравнению с 1996г. Положительная тенденция
проявилась еще сильнее в 1998 г., когда рост валютных иностранных
инвестиций превысил данные 1997г. на 80%, валютный эквивалент объема
рублевых инвестиций превысил символическую сумму в 100 млн. долларов, а
общий объем инвестиций вырос на 75% и превысил 400 млн. долларов.
Результаты 1999 г. наглядно доказали, что достижения предыдущих лет были
не случайны. Объем иностранных инвестиций в твердой валюте вырос на 114% и
достиг 660 млн. долларов США. Объем иностранных инвестиций в рублях достиг
величины в 1050 млн. руб. (или 46 млн. долларов). Общий объем иностранных
инвестиций в экономику Санкт-Петербурга достиг 706 млн. долларов и вырос по
сравнению с предыдущим годом на 72%. Рост инвестиций можно объяснить
успешной реализацией крупных проектов с участием иностранного капитала в
1999г.:

- ввод в эксплуатацию завода "Ригли" по производству жевательной
резинки;

- окончание строительства завода "Жиллет Интернешл" по производству
бритвенных принадлежностей;

- введение цеха детского питания заводом "Петмол";

- открытие первой очереди нефтеналивного терминала компании "Нестэ" в
Ломоносове;

- введение в действие нового пивоваренного производства заводом
"Вена";

- организация производства пива заводом "Браво".

Структура инвестиций из-за рубежа показывает, что наиболее
привлекательными отраслями для инвестирования в 1999г. явились
промышленность (68,6% от общего объема инвестированных средств), особенно
пищевая промышленность, транспорт и связь (17%), а также торговля и
общественное питание (10,7%). Тенденции отображены в Таблице 2 и Диаграмме
2.


Таблица 2: привлекательность отрослей для инвесторов (в сотых долях).
| |Валютные |Рублевые |
| |инвестиции |инвестиции |
|Всего |100,0 |100,0 |
|Промышленность |68,6 |34,0 |
|Транспорт и связь |17,0 |0,6 |
|Строительство |0,9 |7,4 |
|Торговля и общественное |10,7 |52,6 |
|питание | | |
|Другие отрасли |2,8 |5,4 |


Источник: Investor(s Handbook: Saint-Petersburg, 2000.



Диаграмма 2.
[pic]



Среди стран-лидеров инвестиционного процесса наиболее стабильными
инвесторами являются США (от 18% до 44% от общего объема инвестиций для
США), затем Финляндия (от 10% до 20%) и Нидерланды (8,4%).
Важные позиции занимают Кипр и Люксембург (вместе - 13%), затем
Великобритания. География инвестиций, по-видимому, не совсем адекватно
отражает страны происхождения инвестиций, что определяется глобализацией
инвестиционного процесса и тенденцией возврата вывезенных ранее из России
денежных средств, возвращающихся через страны с режимами offshore.
Властями города проводится взвешенная политика по созданию благоприятного
инвестиционного климата за счет разумной налоговой политики. Обеспечивается
развитие инновационной деятельности и повышение деловой активности в сфере
малого предпринимательства. В настоящее время в Санкт-Петербурге
зарегистрировано около 180 тыс. субъектов малого предпринимательства. В
малом бизнесе занято свыше 700 тыс. человек (включая вторичную занятость).
Характерно, что в ходе кризиса из города не ушел ни один инвестор. Все
инвестиционные проекты в производственном секторе продолжаются. Генеральный
директор петербургского филиала компании “Эрикссон” даже заявил, что
“только революция может заставить нашу компанию уйти с российского
рынка”.[8]
Кризис в стране не отразился на выполнении пилотного проекта
реконструкции исторического центра с кредитом Всемирного Банка. Величина
первого транша кредита - 31 млн. долларов. Подготовлены проекты
строительства заводов по производству радиотелефонов и оборудования для
автобусов и автомобилей.
Стратегический инвестор-производитель прекрасно осознает, что если он
уйдет с петербургского рынка, то эту нишу очень быстро займут другие и
вернуться будет гораздо труднее.
Для содействия притоку инвестиций в начале 1997г. Комитетом по внешним
связям было подготовлено распоряжение губернатора Санкт-Петербурга "О
создании Совета по содействию иностранным инвестициям при губернаторе Санкт-
Петербурга", которое было подписано губернаторам 10.02.1997 за №123. Целью
создания Совета явилось формирование эффективной обратной связи,
конструктивного диалога между представителями органов власти Санкт-
Петербурга и предпринимателями по вопросам улучшения инвестиционного
климата в Санкт-Петербурге, создания благоприятных условий для развития
деловой активности. В ходе заседаний было подтверждено, что на сегодняшний
день наибольшую актуальность представляют вопросы создания эффективного
правового пространства для деятельности инвесторов, а также развития
инвестиционной инфраструктуры - четко отлаженной схемы работы с
инвесторами, создание условий для максимально продуктивного освоения
инвестиционных средств и их результативной отдачи.
В заключение можно сказать, что иностранные инвестиции отражают степень
доверия зарубежных инвесторов. Место Санкт-Петербурга в мировой и
российской экономике в значительной степени определяется способностью
привлекать иностранные инвестиции в Россию. Санкт-Петербург, по данным за
1997г. уверенно занимал третье место по объему накопленных иностранных
инвестиций после Москвы и Тюменской области. Так, по словам вице-президента
Европейского банка реконструкции и развития Дэвида Хекстера, Северо-Запад
является одним из ключевых регионов для инвестирования в России. По его
словам, ЕБРР наиболее интересные инвестиционные проекты осуществляет в
Санкт-Петербурге и Новгородской области - эти субъекты Федерации
были выбраны банком в качестве опорных.[9] Таким образом, можно сказать,
что Санкт-Петербург обладает достаточно высоким потенциалом, в плане
получения инвестиций, и обладает достаточным авторитетом среди зарубежных
финансистов. В подтверждение этому можно сказать, что город вышел в 1997г.
на международный рынок капиталов, разместив еврооблигации. "Объем эмиссии -
300 млн.долл, срок погашения 5 лет, доходность 9,5% годовых, что
существенно ниже, чем ставки по кредитам, предоставленным городу ранее
иностранными банками. Доходность петербургских облигаций рассчитана как
доходность казначейских облигаций США плюс 3,125%".[10] Сам факт размещения
еврооблигаций на столь выгодных условиях говорит о высоком международном
рейтинге города и, возможно, открывает путь к снижению цены заимствования у
частных зарубежных банков.


1.2. Внешнеторговая деятельность Санкт-Петербурга.

Открытие экономики в 1992г. означило резкое возрастание влияния внешних
факторов на формирование и функционирование российского рынка. С
установлением либерального режима возникла прямая связь между функциями
страны в мировой экономике и ее региональным развитием.
Современный этап социально-экономического и общественно-политического
развития России характеризуется активизацией региональных процессов. Одним
из его существенных проявлений является децентрализация власти и
последовательный выход республик, краев, областей, автономных округов на
самостоятельную экономическую и политическую арену в качестве
самостоятельных субъектов, решающих не только собственную судьбу, но и
будущее Российского государства.
Особое место в России вот уже третье столетие занимает Санкт-Петербург.
Значение внешнеторговой деятельности в экономике Санкт-Петербурга
постоянно возрастает. Санкт-Петербург по объему внешнеторгового оборота за
9 месяцев 2000 года - 3,4 млрд.долл.США[11] - занимает 3-е место среди всех
субъектов РФ после Москвы и Тюменской области.
Положительной тенденцией внешней торговли Санкт-Петербурга, проявившейся
в 1999г. после девальвации рубля 1998г., стало резкое улучшение баланса
внешней торговли (отрицательное сальдо 2 млрд.долл. в 1998г. и 160 млн.долл
по оценке на 2000г.), связанное со значительным ростом экспорта предприятий
города. Согласно Л.Б. Вардомскому, отрицательное внешнеторговое сальдо
характерно для приграничных и приморских районов, коим и является Санкт-
Петербург, в которых сравнительно широко представлена неорганизованная
(челночная) торговля. Через них в Россию завозится, а затем
распространяется по остальной территории по каналам мелкооптовой и
неорганизованной торговли большая часть импорта.[12]

Оценивая нынешнее состояние внешней торговли города на Неве, можно
сказать, что к началу 2000г. внешняя торговля практически оправилась от
последствий августовского кризиса 1998г.


В этой новой ситуации наблюдаются следующие важные тенденции:

- стабильный рост объема внешней торговли, в основном, за счет роста
экспорта;

- изменение баланса внешней торговли Санкт-Петербурга, положительное
сальдо на протяжении двух кварталов подряд;

- стабильный и практически линейный рост экспорта предприятий города
начиная со 2-го квартала 1999 г.;

- стабилизация объема импорта на уровне 60-70% от уровня
соответствующего периода прошлого года с некоторой тенденцией к росту.


Динамика внешней торговли позволяет предположить, что в дальнейшем
тенденция преимущественного роста экспорта должна продолжиться еще
некоторое время (до уменьшения эффекта снижения себестоимости продукции в
России, произошедшего за счет девальвации рубля). Значительным резервом
роста экспорта является рост производства конкурентоспособной продукции
малых и средних предприятий города.
Импорт будет плавно возрастать, как за счет объема потребления
экспортерами импортных комплектующих при росте экспорта, увеличения импорта
оборудования для модернизации промышленности, так и за счет повышения
импорта предметов потребления в соответствии с ростом уровня жизни
населения.



1.2.1.Экспорт из Санкт-Петербурга

С начала 1999 г. наблюдается рост стоимостных объёмов экспорта. При этом
его товарная структура (см.Табл.3) не претерпела существенных изменений по
сравнению с прошлым годом. На первом месте - продукция машиностроения (54%
от общего объёма или $1136 млн.), на втором - экспорт черных и цветных
металлов (21% или $433 млн.). Существенно увеличился по сравнению с прошлым
годом экспорт древесины и изделий из нее (1,6 раза).
Главные факторы роста экспорта усиление конкурентоспособности российской
технологической и сырьевой продукции в связи с девальвацией рубля, ростом
цен на мировых рынках на продукцию топливно-энергетического комплекса и
другие сырьевые товары.
По итогам 1999 года среди стран-экспортеров Китай занимает 1-е место
- 17% от общего объема экспорта Санкт-Петербурга (см. Диаграмму 3), что
связано с поставками в Китай корабля, построенного на судостроительном
заводе “Северная верфь”. Таким образом, разовая поставка изменила долю
стран-участников внешнеэкономической деятельности по Санкт-Петербургу.
Следом за Китаем идут Бельгия, затем
США. Стабильно велик экспорт в Финляндию – 6% и в страны СНГ.
Увеличился по сравнению с прошлым годом экспорт древесины и изделий из
нее (1,6 раза). Доля торговли со странами СНГ в общем товарообороте
составляет 14,2 % (12,2 % в экспорте и 15,9 % в импорте). Снижается
товарооборот с Белоруссией, Казахстаном, Украиной. В то же время
наблюдается некоторый рост в торговле с Азербайджаном.
В отношении стран Балтии следует сказать, что, несмотря на меры
Правительства РФ по ограничению транзита, уровень экспорта Санкт-Петербурга
остался примерно на уровне 1998г. А снижение почти в три раза импорта
объясняется тем, что продукция пищевой промышленности Эстонии, Латвии и
Литвы стала после кризиса неконкурентоспособна на петербургском
продовольственном рынке.



Диаграмма 3.



Таблица 3: структура экспорта/импорта.
| |Всего |В том числе: |
| |Экспорт |Импорт |Дальнее зарубежье |Страны СНГ |
| | | |Экспорт |Импорт |Экспорт |Импорт |
|Всего |2101,5 |2329,2 |1962,9 |2129,5 |138,6 |199,7 |
|в том числе: | | | | | | |
|Продовольственные |25,2 |1138,2 |17,8 |1030,6 |7,4 |107,6 |
|товары и сырье для их | | | | | | |
|производства | | | | | | |
|продукция |16,4 |11,7 |14,9 |11,7 |1,5 |0,0 |
|топливно-энергитическог| | | | | | |
|о комплекса | | | | | | |
|продукция |135,4 |251,5 |123,7 |239,7 |11,7 |11,8 |
|нефтехимического | | | | | | |
|комплекса | | | | | | |
|Кожевенное сырье, меха |10,5 |2,5 |10,4 |2,3 |0,1 |0,2 |
|и изделия | | | | | | |
|Древесина и изделия из |162,7 |98,7 |156,7 |93,8 |6,0 |4,9 |
|нее | | | | | | |
|Одежда, обувь |49,8 |16,1 |48,0 |12,2 |1,8 |3,9 |
|Черные и цветные |433,2 |103,6 |425,0 |83,4 |8,2 |20,2 |
|металлы | | | | | | |
|Продукция |1135,7 |530,8 |1041,3 |496,3 |94,4 |34,5 |
|машиностроения | | | | | | |
|Прочие товары |132,6 |176,1 |125,1 |159,5 |7,5 |16,6 |


Источник: Investor's Handbook, Saint-Petersburg 2000.



Диаграмма 4.

[pic]



Диаграмма 5

1.2.2.Импорт в Санкт-Петербург

По итогам 1999 года импорт сократился на 34% по сравнению с прошлым
годом. На импорт продолжали оказывать воздействие последствия августовского
кризиса 1998 года. Этим объясняется сокращение объёмов импорта по первому
кварталу 1999 года. Далее объемы импорта стабилизируются. В настоящее время
импорт определяется двумя основными факторами: снизившимся платежеспособным
спросом населения, а также деятельностью на рынке как отечественных, так и
иностранных импортозамещающих производителей. Наибольшая доля импорта
приходится на продукты питания (44%), далее идет продукция машиностроения
(23%). Первое место по объему импорта занимает - Германия (16% от общего
объема, с продовольствием, фармацевтической продукцией, изделиями из
цветных и черных металлов). На втором месте Финляндия с традиционной
номенклатурой товаров, среди которых следует отметить продукцию
машиностроения, продовольствие, минеральное топливо.

Диаграмма 6.

Для содействия развитию экспорта и поддержки внешнеторговой деятельности


Санкт-Петербург осуществляет программу создания и развития системы бизнес-
представительств города за рубежом:

- Центр "Бизкон" в Котке (Финляндия) в 2000г. провел в Финляндии более
10 семинаров по экономической тематике, организовал работу по 20
совместным проектам сотрудничества предприятий Санкт-Петербурга и
Финляндии. Около 10 предприятий наладили экспорт своей продукции в
Финляндию, заключены сделки на общую сумму около 50 тыс.долл США;

- Некоммерческое партнерство "Санкт-Петербург - Лондон" провело 10
международных конференций и семинаров по вопросам двустороннего
делового сотрудничества, а также несколько крупных российско-
британских мероприятий - деловых встреч - в Лондоне и Санкт-
Петербурге;
- Работа представительства предприятий Санкт-Петербурга в Камеруне
способствовала экспорту петербургской промышленной продукции, ее объем
составил 20 млн.долл.США;

- Начало свою деятельность представительство петербургского фонда
"Ямато" в Токио.

Осуществляются программы деловых миссий Санкт-Петербурга:

- В 2000г. состоялись поездки делегаций Санкт-Петербурга на Кубу (трижды, в
т.ч. во главе с губернатором Санкт-Петербурга и в составе делегации
президента РФ В.В. Путина), в Бразилию (установлены партнерские контакты
с г. Порто-Аллегре и штатом Рио-Гранде-до-Сул), во Вьетнам, в Иран, а
также в страны СНГ и Балтии: Белоруссию, Литву, Эстонию, Таджикистан и
Туркмению;

- Подписаны документы о сотрудничестве с Севастополем и Гаваной;

- Консорциум производителей программного обеспечения "Форт-Росс" провел
серию поездок в страны Скандинавии: Данию, Швецию, Норвегию, а также в
Гонконг. Консорциум первым в России стал членом международной
ассоциации производителей программного обеспечения.

Санкт-Петербург принимает также активное участие в международных
выставках: в 2000г. организованы работы стендов Санкт-Петербурга на
выставках: Всемирная выставка ЭКСПО 2000 (Ганновер - Германия, участвовала
21 фирма), МИПИМ (Канны - Франция, участвовало 17 предприятий), ФАХАВ
(Гавана - куба, 9 предприятий), выставка для организаторов конференций и
конгрессов (Стокгольм - Швеция, около 10 участников), Международная
выставка "ПОЛАГРО 2000" (Познань - Польша), Международная ярмарка (Пловдив
- Болгария).

В заключение хотелось бы сказать, что,

- во-первых, особое место Петербурга в России во многом связано с
высоким потенциалом интеграции в мировую экономику определенных
групп отраслей, образующихся вокруг функций специализации города;

- во-вторых - будущее Санкт-Петербурга во многом определяется
развитием внешнеэкономических отношений России и единой Европы.
Санкт-Петербург, несомненно, должен развиваться как связующее звено
между ЕС и Россией, т.к. на долю ЕС приходится по данным на 1999г.
приходится 35% экспорта и 37% импорта Санкт-Петербурга.



Глава II.

2.1. Международные связи Санкт-Петербурга на примере Европейского Союза.


2.1.1.Сотрудничество с ЕС

В 90-х годах Россия уделяла основное внимание отношениям с западными
странами. “Российский интерес к Европе в новых условиях связан с рядом
причин как внутреннего, так и внешнего характера. Хотя Россия все больше
сосредотачивается на самой себе, она стремиться избежать международной
изоляции, которую просто не может себе позволить. Более того, тесное
взаимодействие с внешнем миром является необходимым условием реорганизации
России и ее развития. Европа не только близка, но и чрезвычайно важна с
экономической точки зрения. Только на страны ЕС приходится более двух пятых
торгового оборота страны”.[13]
В настоящее время Санкт-Петербург осуществляет сотрудничество с ЕС,
прежде всего, по проектам технической помощи с такими структурами ЕС как:

- Европейская Комиссия (Комиссия Европейских сообществ, с Директорами по
направлениям финансирования, Бельгия);

- Делегация Европейского Союза (Москва, РФ);

- Российским бюро по использованию консультационного технического
содействия ЕС (Москва, РФ);

- Технический офис программы ТАСИС (Санкт-Петербург, РФ);

- Технический офис по “малым проектам” программы ТАСИС “Приграничное
сотрудничество” (Санкт-Петербург, РФ).

В этой связи Санкт-Петербург получает широкие возможности по продвижению
своих проектов с использованием механизмов международных европейских и
региональных организаций. В начале 1996 года исполнительный орган
Европейского Союза - Европейская комиссия (ЕК) выдвинула Инициативу региона
Балтийского моря, сущность которой заключается в том, что реализация
программ ЕС “TACIS” для стран СНГ, “INTERREG II” для стран севера Европы и
“PHARE” для стран Центральной Европы и Балтии в части, касающейся
трансграничного сотрудничества должна в дальнейшем осуществляться с учетом
сотрудничества стран в регионе Балтийского моря путем координации программ
с использованием механизмов международных региональных организаций этого
региона.
Для Санкт-Петербурга это означало, что возможность продвижения крупных
инвестиционных проектов определяется их включением в соответствующие
программы международных европейских и балтийских региональных организаций.


В настоящее время такими организациями для Санкт-Петербурга, получившими
аккредитацию в ЕС являются:

- Совет Государств Балтийского моря;

- Ассоциация европейских городов “Еврогорода”;

- Организация субрегионального сотрудничества государств Балтийского моря;

- Балтийская Комиссия Форума регионов морского побережья Европы.

Санкт-Петербург в настоящее время является одним из крупнейших регионов
России по объемам получаемой технической помощи от иностранных государств и
международных организаций. За период 1991-1997 гг. по этим каналам было
получено около 200 млн.долл.
Основным донором является Комиссия Европейского Союза, по линии которой
за вышеуказанный период реализовано и находятся в стадии реализации
проектов и программ на общую сумму более 150 млн.долл. В последние два года
объем финансирования от западных стран-доноров и международных финансовых
институтов приходится, в основном, на промышленную инфраструктуру (включая,
безусловно, и порт Санкт-Петербург), крупные объекты с неразвитой
экологической инфраструктурой, конверсионные предприятия). Финансовые
вливания в вышеуказанные сектора экономики в виде передачи ноу-хау и
поставок оборудования имеют, безусловно, определенный интерес для Санкт-
Петербурга.
Сотрудничество с иностранными государствами, международными финансовыми
организациями в 1998 году в абсолютных размерах возросло. Это связано с
ухудшением экономического, финансового и социального положения России.
Общая сумма технического содействия по линии Комиссии Европейского Союза
составила 40 млн.долл.
В 1998 г. в Санкт-Петербурге по линии программы Тасис велась работа по 64
проектам на общую сумму 40 млн. ЭКЮ.
Что касается стран - контракторов проектов по линии ЕС, основное место
среди них занимают Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды. Страны
Скандинавии в настоящее время представлены незначительно, хотя в последнее
время намечается активизация работы по проектам технического содействия по
линии ЕС со стороны Финляндии. На наш взгляд это вызвано рядом причин.
Прежде всего - наличие единой границы с Россией, проходящей по линии
Ленинградской области. Кроме того, активное двустороннее правительственное
сотрудничество Санкт-Петербург - Финляндия позволило последней накопить
значительный опыт и знание сегодняшней ситуации и, соответственно,
возможностей реализации своих интересов в Северо-Западном регионе России.
Вступление Финляндии в ЕС значительно расширяет финансовые возможности этой
страны для реализации программ технического содействия, что, безусловно,
оказывает благоприятное влияние на экономическую ситуацию самой Финляндии,
снимая отчасти проблему безработицы и получая дополнительную информацию по
интересующим ее политическим, экономическим и социальным вопросам в Северо-
Западном регионе России.



2.1.2Сотрудничество со странами Северной Европы и странами региона
Балтийского моря.
Внешняя политика города, в значительной мере, ориентирована также на
страны Северной Европы и страны региона Балтийского моря, считая
сотрудничество с ними одним из приоритетов своей международной и
внешнеэкономической деятельности и прежде в всего в следующих областях:[14]

- торгово-экономическое сотрудничество, прежде всего, в направлении
развития экспорта с использованием научно-технического и промышленного
потенциала Санкт-Петербурга;

- улучшение состояния окружающей среды и развитие энергосберегающих
технологий;

- развитие градостроительства, в том числе сохранение, реставрация и
реконструкция памятников истории и архитектуры, сохранение исторической
городской среды;

- развитие систем гражданской безопасности и обеспечения прав человека,
включая защиту жителей в условиях обострившейся криминогенной ситуации,
борьбу с незаконным оборотом и употреблением наркотиков, защиту от
природных и техногенных катастроф;

- развитие потенциала Санкт-Петербурга как центра транзитных перевозок,
включая основные элементы инфраструктуры: международные транспортные
коридоры, внутригородские и объездные транзитные магистрали, таможенные
зоны и транспортные терминалы;

- развитие сотрудничества в области культуры, образования, обмена
информацией и туризма;

- достижение более высоких стандартов в социальной сфере и здравоохранении.


Сотрудничество Санкт-Петербурга и партнеров из стран Северной Европы и
региона Балтийского моря осуществляется, как правило, в рамках
международных программ, в реализации которых Петербург принимает активное
участие, среди них можно выделить наиболее значимые:

- программы сотрудничества и развития отношений Европейского Союза в
Балтийском регионе и с Российской Федерацией “ Северное измерение ЕС”,
предложенной Правительством Финляндии;

- программы сотрудничества с Европейским Союзом “Санкт-Петербург -
Европейские ворота России”;

- программы сотрудничества европейских и азиатских городов и регионов;

- программы мероприятий “ Санкт-Петербург - Европейский город культуры -
2003”.

Традиционно, одно из главных направлений сотрудничества Северных стран с
Санкт-Петербургом и регионами Северо-Запада России заключалось в содействии
развитию рыночной инфраструктуры, адаптированной к сотрудничеству с
Европейским Союзом. Такое сотрудничество в основном развивалось по линии
прямой технической помощи на развитие инфрастуктуры.
Сотрудничество со странами Северной Европы и странами региона Балтийского
моря осуществляется также с помощью участия представителей в работе «Совета
государств Балтийского моря».
Совет государств Балтийского моря – межправительственная организация,
основанная в марте 1992 года и имеющая в качестве постоянного органа
Комитет старших должностных лиц и Рабочие группы :

- по содействию демократическим институтам и правам человека;

- по экономическому сотрудничеству;

- по ядерной безопасности;

- а также Комиссара по Демократическим институтам и правам человека,
включающим права национальных меньшинств.

В Совет государств Балтийского моря входит 12 членов: Дания, Эстония,
Финляндия, Германия, Исландия, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Россия,
Швеция и Европейская комиссия (исполнительный орган Европейского Союза).
Представители Санкт-Петербурга в составе делегации Российской Федерации
принимают участие в работе СГБМ с 1993 года.
Главы правительств стран , входящих в Совет государств Балтийского моря
(от России участвовал Председатель Правительства В.С. Черномырдин) на
встрече в г. Висбю 2-3 мая 1996 года одобрили концептуальные положения,
учитывающие Инициативу ЕК в отношении региона Балтийского моря, а министры
иностранных дел стран СГБМ на ежегодной пятой сессии 3-4 мая 1996 г. в г.
Кальмаре (Швеция) приняли Программы действий, включающие Инициативу ЕК, что
позволило приступить к разработке и согласованию “Рамочного соглашения по
трансграничному сотрудничеству в регионе Балтийского моря” между странами-
участницами Совета государств Балтийского моря и Европейским Союзом,
создающего юридическую базу для реализации Инициативы ЕК.
В ходе встречи в г. Риге (Латвия) 22-23 января 1998 года главы
правительств стран, входящих в Совет государств Балтийского моря,
подтвердили свою поддержку дальнейшему сотрудничеству в регионе Балтийского
моря, которое будет содействовать формированию стабильной, демократической
и процветающей Европы без разделительных линий . Они приветствовали
вступление в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между
Российской Федерацией и Европейским союзом и его странами-членами, а также
приняли во внимание сообщение Европейской Комиссии о намерении включить
"Северное измерение " в политику ЕС. Они согласились, что деятельность
неправительственных организаций является важным дополнительным элементом
межправительственного сотрудничества.
Подключение к конкретным направлениям сотрудничества полезно не только в
плане подготовки России к реализации положений Соглашения о партнерстве и
сотрудничестве с ЕС, но и для защиты российских экономических интересов на
рынках новых членов ЕС - Финляндии, Швеции - кандидатов на вступление в ЕС
- Польши, Латвии, Литвы, Эстонии.



Участие Санкт-Петербурга в работе Совета Государств Балтийского моря
позволило оказать поддержку некоторым, осуществляющимся в городе проектам:

- Развитие Морского порта “Санкт-Петербург;

- Развитие Северо-Западного речного порта;

- Кольцевая автомобильная магистраль.

Организация субрегионального сотрудничества государств Балтийского моря
(ОССГБМ) - неправительственная организация стран Балтийского моря, куда
входят представители областей, районов и "вольных" городов, расположенных
на берегу Балтийского моря. Организация субрегионального сотрудничества
государств Балтийского моря основана в Норвегии (г. С

Новинки рефератов ::

Реферат: Болгария (История)


Реферат: Нефть: происхождение, состав, методы и способы переработки (Технология)


Реферат: Последствия экономического кризиса для культуры России (Культурология)


Реферат: Места обучения детей с проблемами в развитии (Педагогика)


Реферат: Александр II (История)


Реферат: Земельное право (шпаргалка) (Право)


Реферат: Предмет, метод и задачи бухгалтерского учета (Бухгалтерский учет)


Реферат: Банковские риски (Банковское дело)


Реферат: К вопросу о вентиляции (Теплотехника)


Реферат: Трудоустройство (Педагогика)


Реферат: Расчет по минеральным удобрениям (Ботаника)


Реферат: Психологические приемы допроса (Психология)


Реферат: Классификация структур сетей ЭВМ (Программирование)


Реферат: Особенности дополнительного образования взрослых (Педагогика)


Реферат: Теплогенерирующие установки (Технология)


Реферат: Телесно-ориентированная терапия (Психология)


Реферат: Джордано Бруно. Герметическая традиция и ренесансная магия (Культурология)


Реферат: Русское искусство 18 века (Искусство и культура)


Реферат: Шпоры (Менеджмент)


Реферат: Образование государства у Восточных славян (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист