GeoSELECT.ru



Государство и право / Реферат: Государство и право в период НЭПа (Государство и право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Государство и право в период НЭПа (Государство и право)



Российский Университет Дружбы Народов



РЕФЕРАТ

(кафедра теории и истории государства и права)


На тему: Советское государство и право в период НЭПа (1921-1929 гг.).



Написал: студент юридического факультета

Группа юю-108
Константинопольский Василий Викторович
Принял: преподаватель
Горячева М.В.



Москва 1999
ПЛАН.

1. Введение.
2. Становление Российской Федерации.
3. Создание Союза Советских Социалистических Республик.
4. Первая конституция Союза и новые конституции республик.
5. Развитие государственного аппарата.
6. Реорганизация органов юстиции.
7. Органы государственной безопасности и рабоче-крестьянской милиции.
8. Развитие права.

А) Финансовое право.
Б) Гражданское право.
В) Семейное право.
Г) Трудовое право.
Д) Уголовное право.

9)Заключение
10) Список использованной литературы.



Введение.

Исход гражданской войны и интервенции после Первой мировой войны
убедительно показал, что вооруженной силой Советскую Россию и союзные с ней
республики не возьмешь. Поэтому началось постепенное признание Советского
государства. Этот процесс привел к известной Генуэзской конференции.
В конце 1921 г. Советская Россия обратилась к Антанте с предложением
провести международную конференцию для подсчитывания итогов войны. Антанта
откликнулась на это предложение рассчитывая на взыскание долгов с Советской
России, а также за национализацию предприятий и прочего имущества,
проведенную Советской властью. В свою очередь советская делегация,
возглавленная наркомом иностранных дел Г.В. Чичериным, предъявила свой
счет. В результате оказалось, что не Россия в долгах у Запада, а западные
державы еще должны нам. Впрочем, советские дипломаты не возражали против
постановки вопроса о возвращении долгов, но лишь при условии предоставления
Советскому государству новых займов, необходимых для подъема хозяйства.
Кроме того, Западу предлагалось широкое поле деятельности в Советской
России, в особенности всякого рода концессии.
Западные державы не согласились на эти предложения и конференция зашла
в тупик. Тем не менее в ходе конференции России удалось подписать в
пригороде Генуи - Раппало сепаратное соглашение с Германией о взаимном
отказе от претензий. Это положило начало миролюбивым взаимовыгодным
отношениям между Россией, а потом и Советским Союзом и Германии, длившимся
затем до самого прихода к власти Гитлера.
Историческое значение Генуи и в том, что усилилось признание Советской
России на международной арене.
Переход к миру ставил пред страной новые сложные задачи, прежде всего
в хозяйстве. Экономическое положение было ужасным. Нужно было
восстанавливать хозяйство, отброшенные по некоторым показателям на два века
назад. Военный коммунизм не создавал экономических стимулов для развития
производства, ибо работник, прежде всего крестьянин, не был лично
заинтересован в его расширении. Наоборот, он стал производить продукции не
больше, чем могла потребить его семья.
Очень важна была и политическая обстановка в стране. Военный коммунизм
создавал социальное напряжение. Крестьянство, еще терпевшее продразверстку,
опасаясь возвращения помещиков, теперь, когда эта угроза отпала, перестало
мириться с изъятием произведенной продукции. Грозным предупреждением
властям явилось известное Тамбовское восстание, оно проходило уже не только
под экономическими, но и под политическими лозунгами. На его подавление
была брошена даже регулярная армия во главе с бывшим царским офицером и
будущим советским маршалом Тухачевским.
Жизнь диктовала: нужно уходить от прежних методов экономического и
политического руководства. Об этом и пошла речь на Десятом съезде РКБ(б).
Основным звеном новой экономической политики, сокращенно именуемой нэпом,
явился переход от продразверстки к продналогу. Государство теперь стало
забирать лишь часть произведенной крестьянином продукции и создавало
производителю возможность продать остальное на рынке, а следовательно
улучшить свою жизнь. Переход к продналогу означал возвращение к рыночным
отношениям в экономике, прежде всего в сельском хозяйстве.

Становление Российской Федерации.

В послевоенные годы завершается процесс становления Российской
Федерации. К концу 1922 г. свою автономию получают все крупные и
компактно проживающие народы России. Создаются Дагестанская, Горская,
Якутская автономные республики, восстанавливается на новой основе Крымская
АССР, возникают Черкесская, Ойротская, коми, Кабардино-Балкарская,
Карачаево-Черкесская, Монголо-Бурятская, Чеченская автономные области.
Образование новых и развитие ранее созданных автономных единиц требует
установления, уточнения и дальнейшего совершенствования их границ.
Национально-территориальный принцип при определении границ автономных
образований, который проводился уже во время гражданской войны, теперь
осуществляется с некоторыми поправками. Если прежде обращалось главное
внимание на то, чтобы выделить территории, наиболее компактно заселенные
той или иной народностью, то теперь большее значение придается
экономической целостности автономных республик и областей. Проводится так
называемое «округление», т.е. к прежнему национальному ядру присоединяются
территории, хотя и менее густо заселенные коренным населением, но зато
вкупе составляющие экономическое целое с этим ядром.
Упорядочивается правовое положение автономных единиц и укрепляется
стабилизация структуры государственного механизма автономных республик и
автономных областей. Правоотношения РСФСР с ее автономными частями теперь
приобретают более четкое и определенное содержание.
В 1922 г. в состав РСФСР вошел Дальний Восток. В ноябре, когда здесь
были окончательно разгромлены интервенты и белогвардейцы, Народное собрание
ДВР провозгласило власть Советов и обратилось с просьбой в высшие органы
Советской России включить территорию республики в состав РСФСР.

Создание Союза Советских Социалистических Республик.

Развитие федеративных отношений между независимыми советскими
республиками, создание ЗСФСР, становление Российской Федерации подготовили
образование Союза Советских Социалистических Республик, завершившее
определенный этап развития национально-государственного строительства в
стране.
Советские республики, попробовавшие разной формы связи между собой, на
практике убедились в полезности и даже необходимости более многогранного
объединения. К нему их звала, в первую очередь, экономика: исторически
сложившееся разделение труда между отдельными экономическими районами,
единство железнодорожной и водной сети, скудность материальных и финансовых
ресурсов каждой из республик в отдельности, требовавшая их интеграции для
наиболее рационального использования. К 1922 г. экономическое объединение
республик уже достигло больших успехов. Вместе с тем хозяйственные связи
между ними не были еще достаточно полными и единообразными. Взаимоотношения
между соответствующими органами республик были усложненными и запутанными и
не позволяли в необходимой мере достичь единства экономической политики.
Строить социалистическую экономику в таких условиях было невозможно. Надо
было создать по-настоящему единый аппарат управления, обеспечивающий
формирование единого хозяйства, регулируемого общим планом.
Процесс преобразования федеративных отношений между советскими
республиками начался весной 1922 г. В советской литературе обычно дело
изображалось так, что этот процесс был естественным результатом
объединенного движения народов. Конечно, за 5 лет, прошедших после Октября,
народы убедились, что разделенное существование национальных республик ни к
чему хорошему не приведет. Все более крепла вера, что спасение и развитие
страны возможно только в условиях объединения разрозненных национальных
районов. Документы показывают, что инициатива изменения этих форм пошла не
снизу, а в определенной степени сверху, притом весьма своеобразно. Начали
движения не массы, а чиновники, притом как раз не в направлении к
централизации, а в сторону ограждения прав республиканских органов
управления от директив центра.
Новая форма государственного единства Советской страны была найдена не
сразу. Некоторые руководящие работники РСФСР и других республик считали,
что вопрос об укреплении связей между независимыми советскими республиками
должен быть решен путем вступления союзных республик в состав РСФСР и даже
путем превращения всей Советской страны в унитарное государство.
Высказывалась и прямо противоположная точка зрения: выделить из РСФСР
все автономные республики и дать им права союзных. Некоторые
республиканские работники шли еще дальше, предлагая объединить советские
республики на основе конфедерации, что означало ослабление государственного
единства Советской страны по сравнению с уже достигнутым.
В ноябре 1922 г. Политбюро ЦК РКБ (б) одобрило «Основные пункты
Конституции СССР», на базе которых в декабре 1922 г. специальная комиссия
ЦК разработала проекты Декларации и Договора об образовании Союза ССР.
Как видим, вся подготовка создания СССР проходила на партийном уровне.
Можно сказать, что именно партии мы прежде всего обязаны созданием нового
союзного государства. Единая мощная партийная организация, объединяющая всю
страну, возглавляемая едиными Центральными органами, обеспечила
организованную, пропагандистскую и другую работу, направленную на создание
Союза.
В конце 1922 г. на проводимую работу откликнулись и народные массы.
Хотя каких-либо референдумов, опросов и т.п. по поводу создания СССР не
проводилось, массовые собрания, многолюдные митинги, представительные
съезды различных обществ и организаций демонстрировали волю населения к
созданию Союза, поддержку этой идеи.

Первая конституция Союза и новые конституции республик.

Основной закон СССР явился новым этапом в истории советского
конституционного строительства, отражающим в то же время определенную
преемственность принципов и идей, связывающую его с конституциями
республик, в первую очередь – с Российской, а так же с Закавказской.
Прежде всего – это идея федерации. Советский Союз подобно двум
названным республикам был конституирован как федеративное государство. Но
нельзя не заметить и существенной разницы между федерацией, сложившейся в
России, и новой формой федеративного объединения, каким явился Советский
Союз. Если РСФСР оформилась как государство с автономными образованиями, то
СССР – как союзное государство.
В союзном государстве сочетается суверенитет Союза с суверенными
правами его членов – союзных республик. Следовательно, носителями
суверенитета являются как Союз в целом, так и каждый из его членов в
отдельности.
Круг прав Союза очерчен преимущественно в ст. 1 и 2 Основного закона.
Среди вопросов, отнесенных к компетенции высших органов власти Союза,
выделяются две важнейшие группы: дела, связанные с внешними функциями
государства, и хозяйственные дела. Конституция относит к компетенции Союза
организацию и руководство вооруженными силами, а также объявление войны и
заключение мира. Широко и подробно определяет Основной Закон права Союза
СССР в сфере международных отношений – политических и экономических.
Конституция отдает в ведение Союза представительство в международных
сношениях с другими государствами, изменение внешних границ Союза,
заключение договоров займов, ратификацию международных договоров,
руководство внешней торговлей, заключение концессионных договоров.
К ведению Союза Конституция отнесла и общее управление народным
хозяйством, его важнейшими отраслями.
Конституция закрепила за союзом большие и важные права, обеспечивающие
его нормальное функционирование, его внешнюю безопасность и внутреннее
развитие. Но большое внимание Основной закон уделяет и гарантиям прав
членов Союза – союзных республик.
Основной закон содержит специальную главу, трактующую суверенные права
этих республик.

Развитие государственного аппарата.

Строительство высших органов власти и управления Союза ССР.
Образование СССР означало возникновение нового государства с
соответствующим государственным аппаратом. Поскольку Советский Союз
объединял уже вполне сложившиеся республики, у него необходимости создавать
всю систему государственных органов снизу доверху.
Самым важным по значению и первым по времени возникновения явился
орган, выражающий верховенство народа, - съезд Советов Союза ССР.
Фактически съезд Советов, как высший орган власти Союза, выступил в
момент провозглашения СССР. I Всесоюзный съезд Советов, принявший решение
об образовании Союза, тем самым стал его высшим органом власти.
В основе организации всесоюзных съездов Советов лежали принципы,
которые сложились в практике работы республиканских, главным образом
всероссийских, съездов советов.
Очередные съезды Советов первоначально созывались ежегодно.
Громоздкость съездов, определенные сложности и дороговизна их созыва
побудили вскоре установить другую периодичность заседаний. IV съезд Советов
СССР в 1927 г. установил, что впредь съезды будут созываться раз в два
года. Конституция допускала также созыв чрезвычайных съездов.
В компетенцию Всесоюзного съезда советов Входили все без исключения
вопросы, которые Конституцией были отнесены к ведений Союза. К
исключительной компетенции съезда относилось утверждение и изменение
основных начал Конституции СССР.
В период между съездами Советов верховным органом власти являлся
Центральный Исполнительный Комитет Союза. По своей структуре ЦИК Союза
отличался от ЦИКов союзных республик. ЦИК был двухпалатным. Цель создания
двух палат заключалась в том , чтобы наиболее полно сочетать общие интересы
Союза со специфическими интересами отдельных народов, входящих в его
состав.
Одна из палат носила название Союзного совета, другая – Совета
Национальностей.
Обе палаты являлись равноправными. Законопроект получал силу закона
лишь в случае принятия его каждой из палат. В ходе разработки проекта
Коституции выдвигалось предположение наделить Совет Национальностей
большими по сравнению с Союзным Советом правами. Это предложение,
означавшее бы ослабление единства союзного государства, было отвергнуто.
ЦИК являлся законодательным и исполнителным органом. В качестве
верховного органа власти он обладал компетенцией, тождественной компетенции
съезда Советов СССР, кроме вопросов, отнесенных к исключительному ведению
съезду.
В период между сессиями ЦИК высшими законодательным и исполнительным
ограном являлся ответсвенный перед ним Президиум ЦИК Союза ССР. Президиум
Цик образовался из Президиумов Союзного Совета и Совета Национальностей, в
каждый из входило первоначально по семь человек.
Представительством Союза Советских Социалистических Республик являлся
Совет Народных Комиссаров, образуемый ЦИК. Совнарком был исполнительным и
распорядительным органом, но в то же время обладал и законодательными
функциями. В пределах предоставленных ему прав он мог издавать декреты и
постановления. В СНК входили, кроме председателя и заместителей
председателя, наркомы СССР.
Совет Народных Комиссаров СССР образовался позже, чем другие высшие
органы власти Союза.
Органами отраслевого управления в Союзе, как и в республиках, являлись
народные комиссариаты.
Общесоюзными именовались те наркоматы, которые образовывались только в
Союзе. В республиках подобных наркоматов не было. К общесоюзным относились
наркоматы иностранных дел, военных и морских дел, внешней торговли, путей
сообщения, почт и телеграфов.
Наконец, третью группу составляли наркоматы, которые именовались
только в республиках. Сюда относились главным образом ведомства, на
деятельность которых влияли в большей мере национальные особенности
республик (например, наркоматы просвещения, юстиции и т.п.).

Реорганизация органов юстиции.

Эта задача была решена, прежде всего, путем организации органов,
непосредственно обязанных стоять на страже закона – советской прокуратуры –
сначала в РСФСР, а затем, в том же 1922 г., в Белоруссии, на Украине, в
Закавказье. Ранее функции прокуратуры в той или иной мере выполняли
различные органы, главным образом наркоматы юстиции республик.
При создании прокуратуры возник спор о принципах ее организации.
Предлагалось, в частности, осуществить двойное подчинение органов
прокуратуры – центру и одновременно местной государственной власти. В.И.
Ленин при решении этого вопроса твердо высказался против двойного
подчинения органов прокуратуры, за подчинение их только центру. Ленин
исходил из того, что в стране должна существовать единая законность, и
прокупатура нужна именно для обеспечения этого единства, для надзора за
правильным и единообразным исполнением советских законов в каждой губернии
и уезде. Прокуратуру возглавлял прокурор республики, которым по должности
являлся комиссар юстиции. Прокурор республики назначал губернских
прокуроров, подчинявшихся только ему. В уезды посылались помощники
губернского прокурора.
На прокуратуру возлагался надзор за законностью действий центральных и
местных органов власти и управления, она возбуждала уголовные дела против
должностных и частных лиц, осуществлялся надзор за производством дознания и
предварительного следствия, поддержка обвинения в суде, опротествывала
приговоры и определения судов в кассационном и надзорном порядке, вела
надзор за местами заключения.
Наряду с прокуратурой возникла и адвокатура. Поо Положению об
адвокатуре, принятому в мае 1922г., при губернских отделах юстиции
предусматривалась организация коллегий защитников, на которые возлагалось
обеспечение защиты обвиняемых по уголовным делам, представительство сторон
в гражданском процессе, оказание помощи населению – дача консультаций по
юридическим вопросам.
В том же году были внесены большие измениения в судебную систему.
Проводилась реорганизация всех видов судов и органов судебного управления.
Вместо общих судов и трибуналов, которые существовали в РСФСР, создавалась
единая стройная система из трех звеньев: народный суд, губернский суд,
Верховный суд республики. Эта конституция строго соответствовала
существовавшему административно-территориальному делению страны.
В ведении судов находился и следственный аппарат. В уездах действовали
народные следователи, при губернских судах – старшие следователи, при
Верховном суде республики – следователи по важнейшим делам.
Основные принципы и положения, на основе которых была реформирована
судебная система РСФСР, были восприняты и законодательством о
судоустройстве других союзных республик.
Районирование привело к определенному изменению системы судебных
органов. Вместо прежних были созданы народный суд в районе, окружной суд в
округе, краевые и областные суды, главные суды в АССР.
В 1922 г. были созданы специальные органы для разрешения имущественных
споров между государственными учреждениями и предприятиями – арбитражные
комиссии. Они образовались при областных экономических совещаниях. Система
арбитража возглавлялась Высшей арбитражной комиссией при совете Труда и
Обороны.



Органы государственной безопасности и рабоче-крестьянской милиции.
Борьба за дальнейшее укрепление законности нашла свое отражение и в
реорганизации органов государственной безопасности. Надо было успокоить
внутреннюю буржуазию, панически боявшуюся чекистов, и зарубежных
предпринимателей, которых старались привлечь к восстановлению народного
хозяйства страны.
Органы государственной безопасности действовали при широкой поддержке
населения. В частности, на Украине в борьбе с бандитизмом участвовало 730
отрядов крестьянской бедноты, объединявших 56 тыс. бойцов.
Большую роль играла милиция в охране народного достояния и борьбе с
хозяйственными и должностными преступлениями. К сожалению, органы милиции
систематически сокращали. В 1929 г. они составляли лишь 40% численности
бывшей царской полиции.
Милицию считали лишь вспомогательным органом государства. Поэтому наряду с
сокращением штатов урезали и расходы на ее содержание. Поскольку милиция
финансировалась по прежнему из местных бюджетов, то власти стремились
сэкономить на ней. Кое-где милицию поставляли по существу даже на
хозрасчет, выплачивая жалование за счет штрафов, собираемых ею же.

Развитие права.

Финансовое право.
Переход к нэпу принципиально отразился на финансовой системе и финансовом
праве. Товарно-денежные отношения, на которых стала строиться новая
экономическая политика, не могли обойтись без четко налаженных финансов. А
они были, как уже отмечалось, разрушены, и в течении 1921 г. еще продолжали
разрушаться.
Что бы восстановить и стабилизировать денежную систему, нужно было решить
давно известную всем государствам задачу – сбалансировать доходы с
расходами.
Прежде всего были приняты меры к сокращению расходов, для этого уменьшили
затраты на государственный аппарат, как на чиновничество, так, и в
особенности, на вооруженные силы. Однако только экономией решить проблему
было невозможно. Главное – надо было наладить пополнение казны, т.е.
обеспечить функционирование разного рода источников поступления средств.
Прежде всего для этого был использован тоже дано испытанный способ –
налоги.
Складывается две основные системы налогов – прямые и косвенные. Прямые
налоги взыскивались с граждан и юридических лиц непосредственно и обычно
составляли определенную долю от их доходов. Одним из таковых налогов был
подоходно-имущественный, введенный в 1922 г. Он взимался с частных лиц и
хозяйств. Был введен так же промышленный налог, бравшийся первоначально с
ненационализированных предприятий, но затем распространенный и на
государственные предприятия.
Директивы партии нацеливали государственные органы на использование
преимущественно прямых налогов, которые помогали бороться с буржуазией,
нэпманами. Прямые налоги не позволяли нэпманам сосредоточить в своих руках
большие средства. Чем больше частник наживался, тем больше с него
взыскивало государство, притом не пропорционально, а прогрессивно. И
наоборот, с государственных и кооперативных организаций, с бедняцких и
середняцких хозяйств прогрессивный налог взыскивался меньше. Такой принцип
был установлен еще Декретом о продналоге.
Гражданское право.
Гражданское право развивалось исходя из задачи обеспечить правовыми
средствами ведущую роль социалистического сектора в системе народного
хозяйства.
Советское гражданское право открыто узаконило широкое вмешательство
государства в гражданско-правовые отношения, существенно ограничило свободу
частной собственности.
Законодатель различал две категории субъектов гражданско-правовых
отношений: правоспособных граждан и юридические лица. Права юридического
лица предоставлялись учреждениям, организациям и объединениям лиц.
Особую группу юридических лиц составляли государственные предприятия,
переведенные на хозяйственный расчет. Среди них в первую очередь надо
отметить тресты. Тресты, обладая широкими полномочиями, действовали в то же
время на основе планов. В 1923г. ВЦИК и СНК РСФСР приняли Декрет о
государственных трестах. В тресты входило одно или несколько предприятий,
причем правом юридического лица обладал лишь трест в целом. Тресты
объединяли не только промышленные предприятия, создавались коммунальные и
сельскохозяйственные тресты.
В целях защиты интересов государственных предприятий в сфере обмена и
распределения создавались синдикаты. На них была «возложена роль крупной
оптовой торговли по сбыту и заготовками в целях укрепления экономической
позиции государственной торговли». Как правило синдикаты являлись торговыми
объединениями трестов.
В гражданских кодексах союзных республик много внимания было уделено праву
собственности. Различались три вида собственности: государственная,
кооперативная и частная.
В исключительной собственности государства были земля, ее недра, леса,
воды, железные дороги общего пользования и их подвижной состав,
летательные аппараты. Интересно отметить, что морские суда не только не
признавались исключительной государственной собственностью, но могли
находиться в собственности отдельных граждан и акционерных обществ.
Закон допускал широкий круг объектов кооперативной собственности,
приравнивая ее во многих отношениях к государственной.
Частная собственность, напротив, допускалась только на мелкие промышленные
предприятия и немуниципализированные строения. Мелкие промышленные
предприятия и маломерные жилые стремления денационализировались. Это была
не столько уступка частному капиталу, сколько мера, создавшая удобство для
государственного управления социалистическим сектором экономики.
В годы восстановления народного хозяйства государство пользовалось услугами
частного капитала в области производства, организуя концессии,
Особый способ использования частного капитала был предложен Декретом ЦИК
СССР от 13 июля 1923 г. «О недрах земли и разработке их». Согласно Декрету
все граждане и юридические лица при получении соответствующего разрешения и
внесении платы, могли реализовать право на горнопромысловые работы, поиск,
разведку, добычу и переработку полезных ископаемых.
Гражданские кодексы советских республик подробно регламентировали различные
виды договоров, в том числе мены, займа, поручительства и доверенности,
товарищества и др.
В связи с ростом рыночных связей приобрел широкое распространение договор
купли-продажи, причем во внешней торговле советское государство сохранило
свою монополию. Статья 138 ГК РСФСР восстановила договор дарения.
Договор имущественного найма был направлен главным образом на
урегулирование отношений, возникающих из аренды государственных предприятий
и найма жилого помещения.
Договор подряда широко использовался государственными предприятиями. При
этом он заключался не только между социалистическими организациями.
Государственные предприятия могли вступать в подрядные отношения так же с
частными организациями и гражданами.
В гражданских кодексах было дано развернутое определение наследования. Были
закреплены институты нового, социалистического наследования права.
Сохранение в рассматриваемый период частного сектора в экономике заставило
законодателя ввести определенные ограничения в право наследования. Так,
имущество, которое можно было передать по наследству, ограничивалось 10
тыс. руб. Одновременно устанавливался прогрессивный налог на наследство,
превышающее 1 тыс. руб. Лимит наследования был отменен в 1926 г.,
одновременно был повышен и налог с наследства. Если по первоначальным
правилам максимальный налог устанавливался более чем в 500 тыс. руб. налог
доходил до 90% этой суммы.
Гражданские кодексы устанавливали право наследования как по закону, так и
по завещанию.
Советское авторское право распространялось на любое произведение науки,
литературы и искусства, «каковы бы ни были способ и формы его
воспроизведения, а равно достоинство и назначение».
Семейное право.
КЗАГЗ 1918 г. , создавшийся в обстановке споров, не погасил их. Многие
считали, что кодекс сохраняет буржуазные принципы семьи. В этих условиях
осенью 1920 г. коллегия Наркомюста поставила разработать в кратчайший срок
проект нового семейного кодекса. Работа над проектом вызвала новую
дискуссию, в которой приняли участие и видные государственные деятели: А.М.
Колонтай, А.В. Луначарский, Д.И. Курский и др.
Главным нововведением кодекса было признание так называемого «фактического
брака», т.е. приравнение брака незарегистрированного к зарегистрированному.
Авторы этой идеи полагали, что такой порядок уменьшит вмешательство
государства в личную жизнь, расширит свободу личности. Все правовые
последствия для мужчин и женщин наступали с момента их вступления в
сожительство.
В условия регистрации брака также вносились существенные изменения.
Брачный возраст повышался для женщин с 16 до 18 лет. Регистрирующие брак
обязаны были дать подписку о том, что они взаимно осведомлены о состоянии
здоровья, в частности, в отношении венерических, душевных и туберкулезных
заболеваний, а также узнать, в который по счету брак, зарегистрированный
или незарегистрированный, каждый из них вступал и сколько имел детей.
Сокрытие этих сведений каралось в уголовном порядке.
По кодексу 1926 г. восстанавливался институт усыновления, что было особенно
важно при существовании огромной массы беспризорных, порожденных
гражданской войной.
По-разному решались в кодексах союзных республик вопросы о брачном
возрасте, фамилии. В кодексах Узбекской, Таджикской и Туркменской республик
в связи с национально-бытовыми особенностями при заключении брака лицам
коренной национальности в случае отсутствия у них фамилий допускалось
присвоение общей фамилии по отчеству одного из супругов. В основном же,
кодексы союзных республик исходили из общих принципов единобрачия и защиты
интересов матери и ребенка.
Трудовое право.
Переход от политики военного коммунизма к новой экономической политике
потребовал внесения изменений в советское трудовое законодательство,
приведения его в соответствие с новыми условиями общественно-экономической
жизни. Отпала необходимость в привлечении населения к трудовой повинности в
ее прежнем смысле. Декрет СНК РСФСР 1921 г. отметил топливную, гужевую и
другие повинности. Использование трудовой повинности допускалось лишь в
случае стихийного бедствия. Тем же декретом были отменены и трудовые
мобилизации квалифицированных рабочих и специалистов для работы на
государственных предприятиях. Аналогичные акты были приняты и в других
союзных республиках.
Изменились основания найма на работу. В условиях мирного времени и
достаточного количества рабочей силы появилась возможность последовательно
учитывать желание гражданина работать в том или ином учреждении,
организации, предприятии. Основанием для поступления на работу стал
трудовой договор, заключенный работником и администрацией.
Введение хозяйственного расчета, допущение частного предпринимательства
потребовали возобновить заключение коллективных договоров между
профсоюзными организациями и администрацией. В этих договорах должны были
быть оговорены условия труда работников, а также содержаться тарифы
заработной платы.
На профсоюзы в условиях нэпа ложилась задача контроля за соблюдение
администрацией государственных предприятий и, особенно, частным
предпринимателями, норм советского трудового права. Одновременно профсоюзы
проводили постоянную работу по укреплению дисциплины труда.
Все эти изменения нашли отражение в новом Кодексе законов о труде. КЗоТ
РСФСР был принял ВЦИК 30 октября 1922 г. В союзных республиках были приняты
свои трудовые кодексы, основанные на общих принципах, закрепленных в КЗоТ
РСФСР. Продолжительность рабочего дня не могла превышать 8 часов, а для
подростков в возрасте от 16 до 18, для лиц, работающих на подземных работах
и занимающихся умственным и конторским трудом, устанавливался 6-часовой
день. Сверхурочные работы, как правило, не допускались.
Особое внимание было уделено регулированию труда подростков и женщин.
Содержалось в кодексе и номы о технике безопасности, о правах и
обязанностях профсоюзов.
В связи с переводом большей части предприятий на хозяйственный расчет и
наличием частного сектора в экономике изменились источники материального
обеспечения рабочих и служащих в случае потери ими трудоспособности. В
стране переходят от системы государственного обеспечения к системе
государственного социального страхования.
Успехи социалистического строительства создали возможность в октябре 1927
г. объявить о переводе фабрично-заводских рабочих с 8-часового на 7-часовой
рабочий день без уменьшения заработной платы. В 1929 г. был осуществлен
переход на пятидневную (для непрерывно действующих предприятий) и
шестидневную (для остальных предприятий, учреждений и организаций) неделю.
Последний день такой укороченной недели являлся выходным днем.
Земельное право.
Переход к новой экономической политике потребовал четкого правового
регулирования землепользования. Перед земельным правом стояла задача
способствовать восстановлению и развитию сельского хозяйства в условиях
преобладания индивидуального крестьянского хозяйства и существования
общины.
Крупнейшими законодательными актами рассматриваемого периода являются
земельные кодексы. ЗК РСФСР был принят ВЦИК 30 октября 1922 г.
Земельные кодексы исходили из принципа национализации земли. Они определяли
правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, городов и поселков,
свободных земель государственного фонда. Однако из всех видов особо
выделяются земли сельскохозяйственного назначения, которые в совокупности
составляли единый фонд, находящийся в ведении Наркомзема. Более половины
статей кодекса посвящено правовому режиму именно этих земель.
Обладая правом собственности на землю, государство передает ее во владение
и пользование.
Правом на получение земли для сельскохозяйственного использования обладали,
согласно закону, все граждане РСФСР, способные ее обрабатывать.
Поскольку собственником земли являлось государство, распоряжение ею самими
землепользователями было весьма ограничено и находилось под контролем
государственных органов. Сдавать землю в аренду можно было лишь в случае
индивидуального пользования землей, срок аренды был ограничен 8 годами (при
четырехполье). Договор аренды регистрировался в зависимости от размеров
арендуемой земли в горисполкоме или в сельсовете.
Кодекс разрешал использовать в земледельческих хозяйствах и наемный труд,
который должен был носить характер вспомогательного, т.е. применялся при
участии всех трудоспособных членов хозяйства в работе наравне с наемными
рабочими. Труд последних охранялся законом.
Крестьянам предоставлялась свобода в выборе форм землепользования. Статья
90 предлагала следующие способы землепользования: общинный, участковый и
товарищеский. Земельный кодекс давал подробную характеристику всех форм
землепользования, особо останавливаясь на коллективных формах.
Уголовное право.
Важным событием для развития уголовного права явилось принятие ВЦИК в мае
1922 г. Уголовного кодекса РСФСР, введенного в действие с 1 июня. В кодексе
нашла отражение четкая формулировка классовой сущности советского
уголовного права. В нем указывалось, что «преступлением признается всякое
общественно опасное действие или бездействие, угрожающее основам советского
строя и правопорядку, установленному рабоче-крестьянской властью на
переходный к коммунистическому строю период времени».
УК РСФСР 1922 г. отказался от бессрочных и неопределенных приговоров вроде
пожизненного лишения свободы или изоляции до наступления какого-либо
события. Исключение составляло лишь бессрочное изгнание из пределов РСФСР.
Одной из особенностей кодекса было введение института аналогии, притом
аналогии закона. Это представляло шаг вперед по сравнению с
правотворчеством судей на основе революционного правосознания,
применявшимся раньше.
В Особенной части были систематизированы те рода и виды преступлений,
которые накопила практика. На первое место были поставлены государственные
преступления, которые включали в себя деяния контрреволюционные и против
порядка управления.
Следующие главы Особенной части посвящались должностным преступлениям,
нарушениям правил об отделении церкви от государства, хозяйственным
преступлениям.
Преступления против личности предусматривались только в главе V. Затем шли
имущественные преступления и воинские.
22 ноября 1926 г. ВЦИК принял новый Уголовный кодекс РСФСР, введенный в
действие с 1 января 1927 г. Кодекс не внес серьезных изменений в основные
положения и принципы советского права, сложившиеся к тому времени.
УК РСФСР 1926 г. почти текстуально повторил определение преступления,
которое давал кодекс 1922 г., в том числе подчеркнул такой важнейший
признак, как общественная опасность.
Развитие уголовного права привело к тому, что постепенно стала складываться
специальная подотрасль, регулировавшая порядок отбывания наказания в местах
лишения свободы.
Режим в местах лишения свободы различался в зависимости от того, к какой
категории относились заключенные. Кодекс предусматривал 3 основные
категории: приговоренные к лишению свободы со строгой изоляцией,
профессиональные преступники, а так же нетрудящиеся, совершившие
преступления вследствие своих классовых привычек, взглядов или интересов,
все остальные. В соответствии с эти места лишения свободы делились на
трудовые колонии, исправительно-трудовые места, изоляторы особого
назначения, переходные дома.
Согласно требованиям ИТК деятельность исправительно-трудовых учреждений
должна была осуществляться в строгом соответствии с принципами
социалистической законности.
Роста преступности в то время в принципе не отмечалось. Тем не менее, число
осужденных к лишению свободы возросло. Суды, первоначально широко
применявшие принудительные работы и штрафы, постепенно отказываются от них,
чаще приговаривая к лишению свободы.

Заключение.

Исход гражданской войны подтвердил, что большинство народа поддерживает
советскую власть, завоевания революции.
Победив интервентов и белогвардейцев, новые хозяева страны взялись за
восстановление народного хозяйства и в короткий срок решили эту необычайно
сложную задачу. Важным средством восстановления и развития хозяйства
явилась новая экономическая политика. Ее характерной чертой стало
допущение, но одновременно ограничение и вытеснение эксплуататоров.
Рыночные отношения развиваются не только в частном, но и в государственном
секторе. Вместе с тем, не исключаются и административные формы руководства
хозяйством.
Мирные условия определили перестройку государственного аппарата.
Упраздняются чрезвычайные органы военного времени, укрепляется законность в
деятельности органов управления и юстиции, перестраивается армия.
В данный период происходит крупнейшее событие в области межнациональных
отношений, в организации государственного единства Советской страны –
образуется Союз Советских Социалистических Республик.
Советский Союз, организованный четырьмя республиками, не остановился в
своем развитии. Уже в 20-е годы количество его членов достигло семи.
Районирование СССР покончило с архаичной административно-территориальной
системой и создало новое, построенное на научной основе и отвечающее
потребностям реконструкции народного хозяйства административное деление
страны.
Важными событиями ознаменовано и развитие советского права. Проведена
кодификация советского законодательства, оно оформляется в четкую систему
кодексов. Наряду с развитием республиканского права возникает и постепенно
расширяется общесоюзное законотворчество. Совершенствование
законодательства способствует укреплению законности. Однако, уже в данный
период возникает и необоснованные репрессии, особенно против интеллигенции
и бывших эксплуататоров.
Обеспечив своими средствами восстановление народного хозяйства, Советское
государство и право подготовили условия для шагов в деле построения
социализма – индустриализации страны, коллективизации ее сельского
хозяйства.



Список использованной литературы.

1) История отечественного государства и права Ч. II : Учебник/ под ред. О.
И. Чистякова. – М. 1997 г.
2) История России. Учебник. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г.,
Сивохина Т.А. – М. 1997 г.
3) Исаев И.А. История Отечества: Учебное пособие для поступающих в
юридические вузы. – М. 1997 г.




Реферат на тему: Государство и право зарубежных стран
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ПРЕДМЕТУ:

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО


ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Студента третьего курса
заочной формы обучения
Жишкевича Василия Викторовича
специальность “Правоведение”
группа №---322(з)----
З.К. №---96/54-ЗП----



Преподаватель:Мах
Г. Минск ул. Асаналиева д.2 кв.28
220024, тел:2754980



ТЕМА:
Формы государства



План работы:
1.Монархическая форма правления, её понятие, характерные черты и
разновидности….стр 3-5
2.Республиканская форма правления, её понятие, характерные черты и
разновидности….стр 5-7
3.Конституционное закрепление форм государственного устройства. Виды форм
государственного устройства….стр7-
4.Конституционное закрепление политического режима. Виды политических
режимов….стр



1.Монархическая форма правления, её понятие, характерные черты и
разновидности.

Формы правления характеризуют структуру и взаимоотношения основных
высших органов государства – главы государства, парламента, правительства.
Различают две основные формы правления: монархия и республика. Их
различия связаны, прежде всего с положением главы государства. В монархии
глава государства – король, султан, царь и т.д. – пожизненный и
наследственный, в республике – выбранный на срок (единоличный президент
или, что бывает редко, коллегиальный глава государства). Эта власть нередко
обожествляется (монарх – помазанник божий). Например, в Японии Император до
1945 года считался сыном богини Солнца – Аматерасу.
В переводе с греческого данный термин означает единовластие. Однако в
современном понимании монархия – не просто власть одного, но и власть
наследуемая. Отсюда выводится определение: монархия – это форма
государственного правления, при которой верховная государственная власть
принадлежит единоличному главе государства – монарху (королю, царю,
императору, султану и т.д.) и передаётся по наследству. Монархия бывает
двух видов:
- Неограниченная (абсолютная) – характеризуется всевластием главы
государства. Он олицетворяет собой закон, осуществляя законодательную
функцию. В современных условиях к числу абсолютных монархий в “чистом”
виде относится лишь султанат Оман, где нет ни конституции, ни
представительных органов.
- Ограниченная – (парламентская) – характеризуется тем, что
государственная власть рассредоточена между главой государства и другими
органами. Власть монарха ограниченна Конституцией, парламентом, судом.
Существуют три основные формы монархии: абсолютная, дуалистическая, и
парламентская (две последние называют ограниченной монархией).
Одной из форм монархии является абсолютная монархия. Эта форма правления
типична для позднего феодализма, когда в глубинах аграрного строя вызревают
зачатки индустриального.
Характеризуется она тем, что в руках монарха сосредотачивается вся
полнота государственной власти. Он сам издаёт законы, может непосредственно
руководить административной деятельностью или назначать для этого
правительство, вершит высший суд. Никаких ограничений его власти нет, по
крайней мере, юридических, хотя политические, морально – эстетические,
религиозные и иные могут присутствовать и обычно в той или иной мере
присутствуют. Подданные изначально юридически бесправны, поскольку монарх
не наделил их какими – то правами и не отобрал эти права. Для абсолютной
монархии характерен авторитарный политический режим, а государственный
режим именуется абсолютизмом.
Другой формой монархии является дуалистическая монархия. Дуалистическая
монархия (дуа – в переводе с латинского означает - два) - первая в
истории форма ограниченной монархии. Она появилась сначала в Европе, но
теперь сохранилась лишь в немногих развивающихся странах. Это
первоначальная форма ограниченной, или конституционной, монархии. В
условиях дуалистической монархии есть конституция, законы принимает только
парламент, а управлением ведает монарх: он назначает министров, и они несут
ответственность только перед ним. Здесь наблюдается уже возникшее или
довольно развитое разделение властей, во всяком случае отделение
законодательной власти от исполнительной. Законодательная власть
принадлежит в принципе парламенту, который избирается подданными или
определённой частью их, если избирательное право – цензовое. Исполнительная
власть принадлежит монарху, который может осуществлять её непосредственно
или через назначаемое им правительство. Судебная власть принадлежит
монарху, но может быть и более или менее независимой.
Однако разделение властей при данной форме правления обычно урезанное.
Хотя законы принимаются парламентом, монарх пользуется правом абсолютного
вето, то есть без его утверждения закон в силу не вступит. Кроме того,
монарх обычно может издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона и даже
более высокую, а главное, может распускать парламент, заменяя фактически
дуалистическую монархию абсолютной. На практике обычно существует
“послушный” парламент, если он заявляет какие-то притензии, король
распускает его.
Правительство, если оно есть, за свою деятельность несёт ответственность
лишь перед монархом, но не перед парламентом. Последний может
воздействовать на правительство, только используя своё право устанавливать
бюджет государства. Рычаг этот, хотя и достаточно мощный, может, однако,
использоваться лишь раз в году, а кроме того, депутаты вступая в конфликт с
правительством и через него с монархом, не не ощущать постоянной угрозы
роспус-ка парламента. Так было в Иордании, Марокко, некоторых других
странах. Так, например, в Иордании после роспуска парламента в 1974 году
очередные парламентские выборы состоялись лишь в 1989 году.
Как и для абсолютной монархии, так и для дуалистической типичен
авторитарный полити-ческий режим. Государственный же режим может
характеризоваться как ограниченный дуализм власти.
Дуалистическая монархия есть выражение компромисса между властвующей
феодальной верхушкой общества и остальной его частью, в котором
преобладание всё же остаётся за монархом и его окружением.
Следующая форма монархии – парламентская монархия. Эта форма правления
существует обычно в высокоразвитых государствах, где переход от аграрного
строя к индустриальному сопровождался преимущественно не коренной ломкой
прежних институтов власти, а постепенным их преобразованием и
приспособлением к новым условиям. В парламентской монархии король
царствует, но не правит. Формально правительство назначает он, это
оформляется указом главы государства (монархом). Однако король не выбирает
себе министров, это делает парламент. Партия (блок партий), победившая на
выборах в парламент, определяет состав правительства, её лидер становится
обычно премьер – министром, посты министров получают видные деятели партии.
Партия (партии), потерпевшая поражение, уходит в оппозицию (в
Великобритании она называется оппозицией его (её) Величества). Иной порядок
формирования правительства при данной форме правления невозможен, поскольку
оно должно получить вотум доверия путём голосования депутатов парламента
(его нижней палаты), а это возможно только в том случае, если партия имеет
там большинство или её обещают при голосовании другие партии.
При парламентской форме монархии наблюдается развитое разделение властей
при признании принципа верховенства парламента над исполнительной властью,
демократический или, по крайней мере, либеральный политический режим.
Верховенство парламента выражается в том, что правительство, которое
обычно назначается монархом, должно пользоваться доверием парламента (или
его нижней палатой), а монарх, следовательно, вынужден назначать главой
правительство лидера партии, имеющей в парламенте большинство мест, либо
лидера коалиции партий, таким большинством располагающей.
В условиях парламентской монархии король не имеет реальной власти и не
вмешивается в политику, но не смотря на это, монарх наделен некоторыми
правами. У него есть королевская прерогатива, полномочия которые
традиционно принадлежат главе государства, в частности право войны и мира
(в том числе он хранитель и внутреннего мира, порядка, стабильности).
Монарх является главнокомандующим вооруженными силами страны.
Главный отличительный признак парламентской монархии-политическая
ответственность правительства перед парламентом за свою деятельность. Если
парламент (нижняя палата) выразит правительству недоверие или откажет в
доверии правительство должно уйти в отставку либо должно быть уволено в
отставку монархом. Однако обычно это полномочие парламента уравновешивается
правом правительством предложить монархом распустить парламент (нижнюю
палату) и назначить новые выборы для того, чтобы конфликт между
законодательной и исполнительной власти разрешил народ: если он поддержит
правительство, то в результате выборов в парламенте образуется большинство
из его сторонников, если же избиратели с правительством не согласны, то и
состав парламента окажется соответствующем, а правительство сменено.
Данная система отношений между монархом, правительством и парламентом
характеризует парламентский режим как парламентаризм. Однако этот
государственный режим действует только при условии, что в парламенте не
одна политическая партия не имеет абсолютного большинства и не может
сформировать однопартийное правительство. Однако в странах, где существует
двухпартийная система или многопартийная система с одной доминирующей
партией и правительство в принципе однопартийное, парламентарная модель
отношений между парламентом и правительством практически превращается в
свою противоположность. Юридически парламент осуществляет контроль за
правительством, однако на деле правительство, состоящая из лидеров партии,
обладающей в парламенте большинством через эту партийную функцию полностью
контролирует работу парламентов. Такой государственный режим получил
название системы кабинета, или министериализма.
Следовательно при одной и той же форме правления возможны два
государственных режима: парламентаризм и министериализм. Это зависит от
существующей в стране политической системы.
Существуют и нетипичные формы монархии, например, выборная монархия в
Малайзии. Король избирается на пять лет из числа наследственных султанов
девяти штатов (всего в стране 13 штатов, но главы четырёх из них не
являются наследственными султанами и в выборах не участвуют). На деле
выборов нет. По списку совета правителей они занимают пост монарха по
очереди. Выборность главы государства и на определённый срок сближают
данную форму с республикой, но всё же это монархия: выбранными могут быть
только наследственные султаны.
В ОАЭ существует «коллективная монархия»; полномочия монарха принадлежат
Совету эмиров семи объединившихся эмиратов федерации, полномочия главы
государства, кроме церемониальных, осуществляются ими совместно, на
заседании Совета эмиров. Совет избирает своего председателя, он – не монарх
федерации и не президент а лишь председательствует в Совете и выполняет
некоторые полномочия единолично (например, приём послов иностранных
государств, но это может делать и другой член Совета эмиров). Председателем
Совета эмиров постоянно выбирают одно и тоже лицо – султана крупнейшего
эмирата Абу-Даби, который занимает 86% территории федерации.
В единичных странах Африки существует патриархальная монархия. В
Свазиленде король – это по существу вождь племени. При нём создан племенной
совет ликоко в составе 17 других вождей, возглавляемый королевой – матерью
(в этом сказываются пережитки матриархата). После смерти монарха ликоко
выбирает другого короля из числа сыновей покойного (последний раз такой
выбор осуществлялся из 120 сыновей короля от 80 жен).

2.Республиканская форма правления, её понятие, характерные черты и
разновидности.

Республика (от латинского res publica – общественное дело)– это форма
государственного правления, в которой высшая государственная власть
принадлежит выборным органам.
Современные республики подразделяются на:
- президентские (дуалистические);
- парламентарная;
- смешанные (полупрезидентские);
Различаются они, главным образом, тем, какой из органов власти
(президент или парламент) формирует правительство, и перед кем это
правительство несёт ответственность.
Президентская республика – это форма правления, при которой президент
является главой государства, он же формирует правительство, которое несёт
ответственность за свою деятельность пред ним. В президентских республиках,
как правило, отсутствует должность премьер – министра, так как функции
главы правительства выполняет президент. Немного подробнее о структуре
властных полномочий в президентской республике.
В президентской республике министров назначает президент по своему
усмотрению. В некоторых странах, например в США, требуется согласие верхней
палаты парламента, в других президентских республиках, например Мексике,
этого не нужно. Президент увольняет их в отставку (без согласия верхней
палаты). Состав правительства (кабинета) не нуждается в одобрении
парламента (нижней палаты), голосования по поводу вотума доверия, одобрения
программы правительства не требуется. Правительств по существу не является
коллегиальным органом, это – кабинет президента, совещательный орган, а
министры – советники президента, но при этом они осуществляют
государственное управление в своей области. При решении вопросов на
заседаниях правительства не происходит или по крайней мере они решаются не
путём голосования: мнение президента имеет решающее значение. В истории США
были случаи, когда все министры возражали против предложения президента, но
оно тем не менее принималось. Во многих президентских республиках должности
премьер – министра нет, президент сам является премьер – министром.
Правительство не несёт ответственности перед парламентом. Парламент не
может уволить правительство или министров в отставку.
Президентская республика (как форма правления) несколько напоминает
дуалистическую монархию, тем более что впервые создавалась в США по её
примеру, однако имеет весьма существенные отличия от неё.
Прежде всего, здесь наиболее последовательно проведён принцип
разделения властей, а взаимоотношения между ветвями власти строятся на базе
принципа так называемых сдержек и противовесов. В президентских республиках
нередко наблюдается ситуация, характеризующаяся тем, что президент
принадлежит к одной партии, а большинство в парламенте имеет другая. Тем не
менее они вынуждены сотрудничать, ибо ни одна из властей не может
конституционным путём устранить другую. Сдержки и противовесы проявляются,
в частности, в том, что президент может тормозить законодательную
деятельность парламента, налагая на принятые им законы отлагательное
(суспенсивное) вето, для преодоления которого требуется квалифицированное
большинство голосов в обеих палатах парламента. В свою очередь, верхняя
палата парламента может воспрепятствовать назначению президентом
должностных лиц, а кроме того ратифицирует (и может отказать в этом)
заключённые президентом международные договоры. Судебная власть
контролирует конституционность актов и парламента, и президента,
обеспечивая тем самым соблюдение правопорядка как законодательной, так и
исполнительной властью.
Парламентская республика – это форма правления, при которой парламент
наделён не только законодательными полномочиями, но и фактически
возможностью формировать правительство. Парламент имеет право требовать
отставки правительство, выразив ему недоверие. Руководит правительством
премьер – министр.
К этой форме правления относится всё сказанное выше о парламентской
монархии, за исключением вопроса о главе государства.
Парламентских республик в мире не так много (Венгрия, Германия, Италия,
Молдова, Словакия, Эстония и др.). В парламентской республике правительство
формально назначается президентом, во всяком случае он подписывает акт о
назначении совета, кабинета министров. Однако выбор президента не свободен:
он обязан назначить министрами лиц, предложенных партией (партиями),
одержавшей победу на парламентских выборах (в нижнюю палату) и имеющей в
ней большинство или поддерживаемую другими партиями при голосовании по
вопросу о доверии правительству. Правительство будет создано только когда,
когда оно получит вотум доверия. С формальной точки зрения президент может
назначить (пользуясь своими конституционными полномочиями) правительство по
собственному усмотрению из партии меньшинства (согласно конституции
правительство назначает президент), но это означает, что оно в
действительности не будет создано. Поэтому президент может пойти на
самостоятельное назначения правительства только в условиях своеобразного
парламентского кризиса, когда правящая партия утрачивает большинство в
парламенте (например - переход значительной части депутатов в другие партии
– так было в Индии, но теперь такое в этой стране невозможно, т. к согласно
поправке к конституции переход в другую партию влечёт утрату депутатского
мандата).
Выражение недоверия правительству или отдельному министру в условиях
парламентарной республики влечёт за собой его отставку. Но у президента
есть другая возможность: не увольнять правительство, а досрочно распустить
парламент с назначением новых выборов, чтобы избиратели решили, кто прав в
споре правительства и парламента.
Смешанная (полупрезидентская) республика – это форма правления, при
которой парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и
свою ответственность по отношению к правительству.
Полупрезидентская республика сочетает элементы президентской и
парламентарной республики. От президентской республики в ней сохраняется
ведущая роль президента в системе государственной власти, включая его право
брать в исключительных ситуациях всю полноту власти в свои руки (Франция),
назначать министров и увольнять их в отставку, руководить непосредственно
деятельностью некоторых министров, действовать в ряде случаев независимо от
премьер – министра и министров, издавать свои акты по некоторым важным
вопросам (назначение референдумов, применение исключительных полномочий и
др.) без контрассигнатуры премьер – министра и министров, руководить
заседаниями правительства. В полупрезидентской республике у президента есть
и такие полномочия, которые не существуют в условиях ни президентской ни
парламентарной республики. Таково, например, его право распустить или не
распустить парламент при определённых обстоятельствах, при выражении вотума
недоверия правительству.
От парламентарной республики восприняты разделение постов президента и
премьер – министра и главное – возможность ответственности правительства
перед парламентом. В полупрезидентской республике возможен вотум недоверия
(резолюция порицания). Правда, вынесение и принятие такой резолюции
порицания затруднено, поскольку требуется большое количество подписей
депутатов под проектом резолюции; если она не пройдёт, депутаты,
подписавшиеся под проектом, будут на некоторое лишены права вносить другие
резолюции недоверия. На практике такие акты крайне редки и ещё реже –
результативны (во Франции имели место единичные случаи успеха).
Во многих странах Латинской Америки существуют суперпрезидентские
республики (такой термин утвердился в зарубежной литературе). Полномочия
президента в этих странах шире, чем в США. В частности, назначение
министров и других высших должностных лиц не требует утверждения сената (в
США сенат утверждает около 6 тысяч назначений). Большую роль в политике
стран Латинской Америки традиционно играют вооружённые силы, на которые
опирается президент (их роль возросла в связи с частыми военными
переворотами, когда армия ставила и смещала президентов). Напротив, роль
политических партий традиционно слаба, ровно как и роль парламентов,
которые, как правило, послушно следуют за президентом.
В странах Африки и некоторых странах Азии в 60 – 80-х годах существовала
своеобразная форма президентской монократической (советской) республики,
хотя данная форма правления применяется только в «социалистических»
странах, где политический режим, как правило, тоталитарный, то есть
максимально удалённый от демократического. Независимо от того, как
кон

Новинки рефератов ::

Реферат: Конституционное право Украины как отрасль права (Право)


Реферат: Логика вопросов и ответов (Логика)


Реферат: Кабардино-Балкарский государственный университет (История)


Реферат: Выбор инновационной стратегии (Менеджмент)


Реферат: Личность преступника и особенности формирования девиантного поведения (Криминология)


Реферат: Перспективы развития петербургского порта (Строительство)


Реферат: Мое отношение к Наполеону (История)


Реферат: Активи як найважливіший обєкт бухгалтерського обліку: економічна сутність, зміст, принципи класифікації, розширення складу під впливом ринкових відносин (Бухгалтерский учет)


Реферат: Рабовласницькі державні утворення на території північного причорноморя (Государство и право)


Реферат: Алюминий-литиевые сплавы (Физика)


Реферат: Влияние радиоактивного загрязнения на сельское хозяйство (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Влияние удобрений на урожай и качество ячменя и картофеля (Сельское хозяйство)


Реферат: Возделывание картофеля (Сельское хозяйство)


Реферат: Трансакционный анализ Эрика Бёрна (Психология)


Реферат: Организация управления строительной фирмой (на примере отдела снабжения) (Управление)


Реферат: Вредное влияние курения на организм. Способы избавления от курения. (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Анализ критики чистой философии (Философия)


Реферат: Либерализм в колониях Испании (История)


Реферат: Античное искусство Рима (Искусство и культура)


Реферат: Слобожанщина - історія розвитку (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист