GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Социология (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Социология (Социология)


[pic]
THE INSTITUTE OF INTERNATIONAL LAW AND ECONOMICS named after A.S. Griboedov

3-й курс заочного отделения экономического факультета
с сокращенной программой обучения
специальность 060400 «Финансы и кредит»
группа Фс-051с (Фс-061с)



ЭССЕ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИОЛОГИЯ»



Студент
ПЫРХ С. В.

(ЭУ/99 – 24)



Руководитель
Профессор
МОМДЖЯН К.Х.



Москва, 2001



«Анализ ситуации в области разработки идеала общества будущего»

Представление общей ситуации.
В мировом сообществе, начиная с 70 гг. («Римский клуб») активно
обсуждается и дискутируется проблематика «качества роста», устойчивого
(сбалансированного) развития. Появление проблематики устойчивого развития
вызвано феноменально фиксируемыми негативными явлениями в жизни
человеческого общества: неравномерным развитием государств и регионов,
ростом населения Земли и очень низким средним уровнем его образования, не
регулируемым расходованием невоспроизводимых и медленно воспроизводимых
природных ресурсов, экологическими катастрофами. В различных публикациях и
СМИ высказываются опасения о будущем человечества, на уровне лозунгов и
благих пожеланий даются предложения и идеи о том каким должно быть общество
будущего. Для России эти вопросы, в связи с процессами перестройки и
реформирования, являются очень актуальными. Будущее России и возможные пути
ее развития также активно обсуждаются внутри страны на многочисленных
конференциях, круглых столах и в публикациях.
Необходимо проведение проблематизации, т.е. выяснения содержания
объективных проблем, стоящих перед человеческим обществом. Только после
того как проблемы будут поставлены, можно будет говорить о концепциях,
подходах и путях (методах) их решения.
Необходимо исходить из следующих основных положений:
• качество жизни людей в любое историческое время определяется
достигнутым уровнем организации системы управления процессами
жизнедеятельности общества;
• негативные явления в жизни отдельных государств и мирового
сообщества в целом вызваны и обусловлены их неспособностью на современном
этапе рационально организовывать, в полном объеме контролировать и
регулировать хозяйственные и социальные процессы в человеческом обществе.
Многие изменения в механизмах реализации процессов жизнедеятельности
общества оказались вне поля зрения существующих органов власти всех
уровней. В этом, т.е. в неадекватности средств деятельности используемых
при управлении процессами жизнедеятельности общества, состоит объективный
смысл проблем стоящих перед человеческим обществом
Сложилась парадоксальная ситуация: управление общественными процессами
на всех уровнях, от качества которого полностью зависят условия и
возможности для жизнедеятельности людей, является не профессиональной
деятельностью. В том смысле, что любая деятельность, если это деятельность
по понятию, должна иметь норму и, в принципе, быть подконтрольной обществу.
Содержание проблемы.
Содержание проблемы заключается в том, что на современном этапе
эволюции человечества управление процессами жизнедеятельности общества на
региональном, внутригосударственном, на государственном и
межгосударственном уровнях не обеспечено необходимыми теоретическими и
эмпирическими комплексными системными знаниями о деятельности управления и
управляемом объекте. И это несмотря на то, что изучением и исследованием
общественных явлений и процессов занимаются философия, социология,
правоведение, политэкономия, экономика, политология, экология др.
Каждая из общественных наук по аналогии с науками, изучающими
естественные и природные процессы, имеет свой монопредмет и исследует
определенные общественные явления или вид общественных отношений автономно,
абстрагируясь от других.
Естественные и общественные науки изучают разные в категориальном
плане объекты, т.е. процессы и явления, используя свои методы.
Естественные науки исследуют явления и процессы, протекающие в
организованном определенным образом (неважно кем, главное не людьми)
материале природы. Причем эта организация на уровне физико-химических
свойств природной среды является неизменной и дело естествоиспытателей
изучить ее. Ситуация упрощается тем, что природные физико-химические и
биологические явления наблюдаемы целиком, повторимы и в принципе
воспроизводимы. Автономное, не комплексное изучение природных явлений
устраивает потребителя естественнонаучных знаний - сегодняшнюю техническую
инженерию, конструирующую механизмы и машины, в которых искусственно
обеспечивается протекание природных процессов.
С общественными процессами и явлениями ситуация прямо противоположная.
Они организуются и реализуются людьми и можно вести речь только о том, как
они это делали и делают. Процесс эволюции дан исследователю лишь частично,
отдельными состояниями, причем в ретроспективе. Эти состояния различаются
формами организации общественных процессов. Объектом исследования
общественных наук является весь исторический процесс появления и
становления новых форм организации процессов жизнедеятельности, а не
изучение определенного и фиксированного строения материала природы путем
наблюдения ее эманаций.
Потребителем знаний о процессе эволюции общества является управление
общественными процессами. Ему нужны комплексные, системно оформленные,
знания для реализации функций по организации и регулированию общественных
отношений таким образом, чтобы социальные, экономические, экологические и
др. процессы протекали в желаемых для общества в целом границах.
И главным всегда был вопрос о том, кто и как устанавливает эти
желаемые границы и решает организационные задачи, какими принципами
руководствуется и какие знания об обществе использует.
Что происходит, когда управление не обеспечено комплексными системными
знаниями, особенно в периоды изменения способов реализации общественных
отношений, а использует лишь знания одной из частных наук, а именно
экономики, мы наблюдаем сегодня в России.
В качестве идеологического и научного обоснования реформ 80-х - 90-х
годов в России были использованы экономические теории западных ученых,
описывающие товарно-денежные отношения в сферах производства и обмена в
достаточно редуцированной форме. Эти теории не являются описанием процессов
функционирования всего хозяйственного механизма общества и их авторы не
претендовали и не претендуют на это.
К сожалению, для многих наших управленцев, реформирующих страну,
термины экономика и хозяйство являются синонимами (Попов С. «Идут по России
реформы» М.: Кентавр, № 2, № 3, 1992).
Такая понятийная редукция допустима в экономических текстах, но когда
она используется в качестве научного обоснования действий по реформированию
общества, то это ни к чему созидательному привести не может.
Нельзя не согласиться с высказыванием известного советского писателя о
том, что разруха в обществе начинается с головы. У людей, взявших на себя
идеологическое и научное обоснование реформ, на наш взгляд, отсутствовали
необходимые для этого знания, не говоря об этической и моральной стороне
дела.
Люди могут искренне заблуждаться, руководствуясь в своих действиях
высокими целями. Но известно, что «благими намерениями мостится дорога в
ад». В общественной деятельности, как в медицине, должен соблюдаться
принцип - «Не навреди»! Если не можешь оценить результаты и последствия
своих деяний, то лучше не делай. Но, к сожалению, далеко не все
руководствуются этими этическими нормами.
Ничего удивительного нет в том, что в качестве идеологов реформ
выступили наши бывшие «политэкономисты-теоретики», которые в отсутствие
рынка и товарно-денежных отношений у нас в стране, т.е. материала для их
исследований, занимались критикой экономических теорий западных ученых и
прославлением централизованных, в основном административных, методов
руководства общественным хозяйством.
«В современных условиях, при высоком уровне концентрации производства
и решающем влиянии научно-технического прогресса на экономическое развитие,
ставка на чисто рыночные регуляторы, по меньшей мере, недальновидна. Эта
ориентация закрывает путь к эффективному решению задач структурной
политики, не обеспечивает поддержание общей сбалансированности в народном
хозяйстве, чревата социальными конфликтами». Эта цитата из статьи «Проблемы
совершенствования хозяйственного механизма в СССР на современном этапе»
«Системные исследования. Методологические проблемы., Изд-во «Наука» - М.,
1987 (стр. 14). Авторы О.И. Ананьин, Е.Т. Гайдар, В.Н. Герасимович, С.С.
Шаталин. Очень точным оказалось предвидение авторов.
«Экономический подход» к реформированию общественного хозяйства и
способов управления им оказался малоэффективным, дал значительно больше
негативных последствий, чем позитивных.
Выход России из процесса деградации и переход в режим устойчивого
развития, а также избавление от негативных явлений в процессе эволюции
мирового сообщества в целом, возможно лишь в случае качественного изменения
форм организации управления процессами жизнедеятельности общества.
Для этого, прежде всего, необходимо решить междисциплинарную проблему
обеспечения управления комплексными и системными знаниями об общественных
процессах.
Все общественные науки являются сегодня в основном эмпирическими, с
разными уровнями обобщения и систематизации знаний, несмотря на все попытки
построить их по образцу естественных наук. Эмпирические знания получают с
помощью наблюдения поведения людей в производственной и бытовой жизни и
различных методик «измерения» общественных феноменов и явлений путем
анкетирования и опросов. Заметим, что полученные такими способами сведения
в принципе не могут однозначно интерпретироваться и поэтому
истолковываются, как правило, в нужном виде для заказчика.
К области теоретических изысканий можно отнести некоторые социальные
прожекты и фантазии, классифицируемые некоторыми обществоведами как утопии
и продукты утопического мышления («Утопия и утопическое мышление» – М.:
Прогресс, 1991 – 405 с.).
Попытки применения категориально - понятийного аппарата физики, химии,
кибернетики, информатики, биологии, и что особенно модно категорий
самоорганизации, открытых систем из синергетики для исследования
общественных процессов с надеждой открытия «общественных законов» по
аналогии с природными, не дали и не могли дать результата. Не соразмерность
и не адекватность методов и объекта исследования очевидна. Получаемые при
этом псевдо - знания не отражают и не изображают исследуемый объект,
являются фиктивно-демонстративным продуктом (методологический жаргон). В
лучшем случае их можно рассматривать как произведения своеобразного
искусства (наукомании), чтение которых, как фантастической литературы,
может доставить удовольствие, но они совершенно не применимы для
использования в качестве общественных теорий или знаниевого обеспечения
управленческой и образовательной деятельности.
Так выглядит объективная ситуация с методологическими и научными
обеспечением деятельности управления процессами жизнедеятельности общества.


Подход к решению проблемы.
Главная причина обозначенной выше проблемной ситуации связана с тем,
что каждая из общественных наук не исследует общество и процессы его
эволюции целостно и комплексно. Не дают они и в совокупности комплексного
системного представления о нем, так как отсутствует основа или каркас,
организующий монопредметные знания в систему
Необходим связующий субстрат или конструкция для знаний, производимых
общественными и естественными науками, который позволит объединить их в
целостное системное и комплексное знание об обществе и техноприродной
среде.
Им может стать представление человеческого общества в виде системы,
т.е. его комплексная системная модель.
Она, будет выполнять функции синтезатора и интегратора знаний об
обществе и позволит его представить как целое, системно и комплексно.
Комплексная системная модель (КСМ) общества должна давать в знании
представления о нем, позволяющие их использовать для реализации следующих
процедур деятельности управления:
• проектирования идеальной организации процессов жизнедеятельности
общества;
• проведения системных исследований существующих форм организации
процессов жизнедеятельности;
• комплексного системного анализа текущего состояния процесса
эволюции общества;
• разработки системных проектов, программ и планов развития и
комплексного контроля и регулирования процессов их реализации.

Остановимся на процедуре управленческой деятельности более детально.
Во-первых, зафиксируем, что разработка идеала общества будущего
является деятельностью проектирования. Далее, если мы хотим разработать
проект некоторого объекта, то должны пройти путь от принципиальной схемы
объекта, фиксирующей его функциональную структуру в соответствии с его
назначением и употреблением, до представления и описания в знании
конкретного материального воплощения объекта, позволяющее его построить,
создать, т.е. воплотить в материале.
КСМ, как многослойный соорганизованный комплекс знаний, должна
обеспечить прохождение этого пути и дать возможность проектировщику
получить описание процессов жизнедеятельности общества будущего на уровне
форм их социотехнической организации. Она должна также обеспечить
средствами деятельность по реализации процесса системных исследований,
результатом которых должно стать описание существующих форм
социотехнической организации процессов жизнедеятельности общества.
Отметим не менее важную, а во многом определяющую, сферу применения
комплексной системной модели общества.
Это процесс формирования (производства) человека, а именно этап общего
образования, на котором молодые люди овладевают необходимыми средствами,
позволяющими им в принципе, при желании, формировать, иметь и реализовывать
личностную и гражданскую позицию, выполнять функции члена семьи и родителей
по воспитанию детей, осознанно выбирать профессию, осмысленно
организовывать быт и жизненное пространство и осуществлять потребление.
Занимая личностную позицию, человек самоопределяется в области веры и
этических нормах и ценностях, смысле своей жизнедеятельности, т.е.
формирует свое мировоззрение.
В процессе формирования мировоззрения человек должен определиться и
выбрать одну из существующих картин мира, которые, по назначению, дают
представления о том, что такое человеческое общество и природная среда в
целом, продуктами и результатами каких процессов они являются.
Комплексная системная модель общества может и должна выполнять функции
общей картины мира, целостно описывающей человеческое общество и
техноприродную среду.
Итак, мы обозначили сферы употребления и применения КСМ. Это сферы
деятельности, определяющие жизнь человеческого общества: управление
процессами его жизнедеятельности и образование человека. Далее
проанализируем ситуацию с разработкой комплексной системной модели
общества.
Ситуация с системными исследованиями процессов жизнедеятельности и
эволюции общества следующая. Необходимость системных междисциплинарных
исследований была осознана в начале 60-х годов, когда начало формироваться
системное движение из представителей философии, математики, логики,
общественных и естественных наук, технических дисциплин. Наиболее
обстоятельное описание процесса становления системного движения, проблем,
стоящих перед ним и путей их решения, приведено в работе. Г.П. Щедровицкого
«Принципы и общая схема методологической организации системно-структурных
исследований и разработок»//Системные исследования: Методологические
проблемы. Ежегодник. М., 1981. К сожалению, описанное там положение дел
мало изменилось.
Многие школы и исследователи, формально исповедующие системный подход
и системный анализ, продолжают много говорить о системах, но так и не
прошли начального необходимого этапа в своих исследованиях – разработки
понятия или категории системы. А без них системные исследования и анализ
систем, т.е. описание и представление изучаемых объектов как систем
(системное моделирование), а уже затем их анализ, в принципе невозможны.
Об этом, например, свидетельствуют мнения представителей социальной
философии, которые, на наш взгляд, из всех специалистов общественных наук
наиболее четко осознали и активно обсуждают проблему системного
представления в знании человеческого общества: «Однако сама социальная
философия оказывается в парадоксальном положении. Она должна показать
картину происходящих в обществе изменений, но она – в своих методах и
инструментах – претерпевает серьезную эволюцию. Обращаясь к социальной
философии с интересующими нас вопросами, мы застаем ее в таком состоянии,
когда она не может продемонстрировать нам готовые картины социальной
реальности». «Аппарат современной науки – в том числе и в социально-
гуманитарных дисциплинах – недостаточен для решения связанных с этой
работой задач.» (Кемеров В.Е. «Введение в социальную философию» учебное
пособие для гуманитарных вузов М.: Аспект-Пресс, 1996 – 215 с. ISBN5 – 7567
– 0109 – 5).
Многие специалисты занимающиеся системными исследованиями используют в
своей работе представления о системе как о некотором целом, состоящем из
элементов, объединенных связями в структуру. Имеются попытки использования
структурного понятия системы для представления в знании человеческого
общества.

Одним из примеров наиболее корректного и систематичного применения
структурного понятия системы для описания общества осуществлено
представителем социальной философии К.М. Момджяном в работе «Введение в
социальную философию», – М.: Высш. шк., КД «Университет», 1997 – 448 с.
Автору удалось, на наш взгляд, структурно изобразить общество на
эмпирическом уровне, т.е. на уровне морфологической организации, что, в
принципе, только и позволяет, сделать использованное им понятие системы.

Более продуктивным, в смысле адекватности и соразмерности метода
объекту, по-нашему мнению, окажется применение категориального понятия
системы – 2, разработанное «Московским методологическим кружком (ММК)». Оно
описано в работе Г.П. Щедровицкого «Два понятия системы», избранные труды.
– М: Шк. Культ. Полит., 1995 – 800 с. (стр. 228 - 232).

(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

На схеме показаны четыре слоя представления объекта, который уже
изображен в знании как структурированное целое:
• процессов, определяющих сущность объекта (системообразующих
процессов);
• их механизмов в виде функциональных структур, представляющих
деятельностные организованности или деятельностные машины;
• способов социотехнической организации деятельностных машин
(морфологии);
. • конкретных, пространственно распределенных, организованностей
человеческого и техноприродного материала, обеспечивающих протекание
системообразующих процессов.
Причем если мы будем двигаться от процессов к материалу, то будем
осуществлять деятельность системного проектирования, а сели от материала к
процессам (процессы жизни объекта фиксируются в любом случае первыми), то
будем осуществлять процедуры системного исследования.

Предлагается:

1. 1. Построить комплексную системную модель общества на основе
категориального понятия системы – 2.
2. 2. После того как КСМ общества будет построена, с ее
использованием осуществить системное проектирование процессов
жизнедеятельности общества будущего до уровня форм социотехнической
организации его: политического пространства, сферы управления
(развитием и функционированием), процессов формирования человека и
производства – потребления продуктов и услуг индивидуального и
коллективного потребления.





Реферат на тему: Социология


Оглавление.

Введение ______________________________________2

Особенности социальных общностей_______________3

Социальные связи_______________________________3


Социальное взаимодействие_______________________4

Социальные отношения, социальная структура и социальные
системы______________________________5

Социальные институты____________________________6

Основные виды социальных общностей______________8

Причины дезорганизации социальных общностей______9

Заключение _____________________________________9

Глоссарий_______________________________________10

Список использованной литературы_________________11



Введение.
В изучении социальных явлений и процессов социология основывается на
принципах историзма. Это означает , что , во-первых , все социальные
явления и процессы рассматриваются как системы , обладающие определенной
внутренней структурой; во-вторых , изучается процесс их функционирования и
развития ; в-третьих , выявляются специфические изменения и закономерности
перехода их из одного качественного состояния в другое . Наиболее общей и
сложной социальной системой является общество , а ее элементами -люди ,
социальная деятельность которых обусловливается определенным социальным
статусом , который они занимают , социальными функциями (ролями) , которые
они выполняют , социальными нормами и ценностями , принятыми в данной
системе , а также индивидуальными качествами ( социальные качества личности
, мотивы , ценностные ориентации , интересы и т. д. ).
Социальная система может быть представлена в трех аспектах .
Первый аспект - как множество индивидов , в основе взаимодействия которых
лежат те или иные общие обстоятельства ( город , деревня, трудовой
коллектив и т. д. ) ; второй - как иерархия социальных позиций ( статусов
), которые занимают личности , включенные в деятельность данной системы , и
социальных функций (ролей) , которые они выполняют на основе данных
социальных позиций ; третий - как совокупность норм и ценностей,
определяющих характер и содержание поведения элементов данной системы .
Первый аспект связан с понятием социальной общности , второй - с понятием
социальной организации и третий - с понятием культуры. Социальная
система, таким образом, выступает как органическое единство трех сторон -
социальной общности , социальной организации и культуры.



Особенности социальных общностей.

Характерной особенностью социальной общности ( город, деревня, трудовой
коллектив , семья и т. д. ) является то, что социальные системы
складываются именно на ее базе . Социальная общность представляет собой
совокупность людей , которую характеризуют условия их жизнедеятельности (
экономическое , социально-статусное , уровень профессиональной подготовки и
образования , интересы и потребности и т. д. ) , общие для данной группы
взаимодействующих индивидов ( нации классы, социально-профессиональные
группы , трудовые коллективы и т. п. ); принадлежность к исторически
сложившимся территориальным образованиям ( город, деревня, регион) ,
принадлежность изучаемой группы взаимодействующих индивидов к тем или иным
социальным институтам( семья, образование, наука, политика, религия, и т.
д. ) .
Социальные связи.

Функционирование и развитие социальной общности происходят на основе
социальных связей и взаимодействия ее элементов-индивидов .
В самом общем виде связь представляет собой выражение
совместимости функционирования или развития двух или более элементов
объекта или двух ( нескольких ) объектов. Связь является наиболее глубоким
проявлением такой совместимости . В социальных исследованиях выделяются
различные типы связей : связи функционирования , развития , или
генетические , причинные связи, структурные связи и т. д. В
гносеологическом плане важным является различие связей объекта и формальных
связей , т. е. связей , устанавливаемых только в плоскости знания и не
имеющих непосредственного аналога в сфере самого объекта , смешение этих
связей неизбежно ведет к ошибкам как в методологии , так и в результатах
исследования .
Под « социальной » связью обычно понимают набор факторов ,
обусловливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях , в
определенное время , для достижения тех или иных целей . Социальные связи
устанавливаются на продолжительный период времени независимо от
персональных качеств отдельных личностей . Это связи индивидов друг с
другом , а также их связи с явлениями и процессами окружающего мира ,
складывающиеся в ходе их практической деятельности . Сущность социальных
связей проявляется в содержании и характере действий людей , составляющих
данную социальную общность. Можно выделить связи взаимодействия , контроля
, отношений , а также институциональные связи .


Социальное взаимодействие.


Исходным моментом для формирования социальной связи может быть
взаимодействие индивидов или групп , образующих социальную общность для
удовлетворения тех или иных потребностей . Взаимодействие трактуется как
любое поведение индивида или группы , имеющее значение для других индивидов
и групп социальной общности или общества в целом . Причем взаимодействие
выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными
группами , которые , являясь постоянными носителями качественно различных
видов деятельности , различаются по социальным позициям ( статусам ) и
ролям .
Социальное взаимодействие представляет собой взаимное влияние
различных сфер , явлений и процессов общественной жизни , осуществляющееся
посредством социальной деятельности . Оно имеет место как между
обособленными объектами ( внешнее взаимодействие) , так и внутри отдельного
объекта , между его элементами ( внутреннее взаимодействие ) .
Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную
стороны . Объективной стороной взаимодействия выступают связи, независимые
от отдельных людей, но опосредствующие и контролирующие содержание и
характер их взаимодействия . Под субъективной стороной понимается
сознательное отношение индивидов друг к другу , основанное на взаимных
ожиданиях соответствующего поведения . Это, как правило , межличностные (
или социально-психологические ) отношения, складывающиеся в конкретных
социальных общностях в определенный момент времени . Механизм социального
взаимодействия включает индивидов , совершающих те или иные действия ;
изменения в социальной общности или обществе в целом , вызываемые этими
действиями ; влияние этих перемен на других индивидов , составляющих
социальную общность , и , наконец , обратную реакцию индивидов .



Социальные отношения, социальная структура и социальные системы.

Взаимодействие обычно приводит к становлению новых социальных отношений .
Последние можно представить как относительно устойчивые и самостоятельные
связи между индивидами и социальными группами .
В социологии понятия «социальная структура» и «социальная система»
тесно связаны между собой . Социальная система - это совокупность
социальных явлений и процессов , находящихся в отношениях и связях между
собой и образующих некоторый целостный социальный объект . Отдельные
явления и процессы выступают в качестве элементов системы . Понятие
«социальная структура» есть часть понятия социальной системы и объединяет
два компонента - социальный состав и социальные связи . Социальный состав -
это набор элементов , составляющих данную структуру . Вторым компонентом
выступает набор связей этих элементов . Таким образом , понятие социальной
структуры включает в себя , с одной стороны, социальный состав , или
совокупность различных типов социальных общностей как системообразующих
социальных элементов общества , с другой- социальные связи составляющих
элементов , различающихся по широте распространения их действия , по их
значению в характеристике социальной структуры общества на определенной
ступени развития .
Социальная структура означает объективное деление общества на
отдельные слои , группы , различные по их социальному положению , по их
отношению к способу производства . Это устойчивая связь элементов в
социальной системе . Основными элементами социальной структуры являются
такие социальные общности , как классы и классоподобные группы , этнические
, профессиональные , социально- демографические группы , социально-
территориальные общности ( город , село , регион) . Каждый из этих
элементов в свою очередь является сложной социальной системой со своими
подсистемами и связями . Социальная структура отражает особенности
социальных отношений классов , профессиональных , культурных , национально-
этнических и демографических групп, которые определяются местом и ролью
каждой из них в системе экономических отношений. Социальный аспект любой
общности концентрируется в ее связях и опосредованиях с производственными и
классовыми отношениями в обществе.


Социальные институты.

Другой тип социальных систем складывается на основе общностей , социальные
связи которых обусловлены объединениями организаций . Такие социальные
связи называются институциональными , а социальные системы - социальными
институтами . Последние действуют от имени общества как целого .
Институциональные связи можно называть еще и нормативными, так как их
характер и содержание устанавливаются обществом в целях удовлетворения
потребностей его членов в тех или иных сферах общественной жизни .
Следовательно , социальные институты выполняют в обществе функции
социального управления и социального контроля как одного из элементов
управления . Социальный контроль дает возможность обществу и его системам
обеспечить соблюдение нормативных условий, нарушение которых наносит ущерб
социальной системе . Основными объектами такого контроля являются правовые
и моральные нормы , обычаи , административные решения и т. п. Действие
социального контроля сводится , с одной стороны , к применению санкций в
отношении поведения , нарушающего социальные ограничения , с другой - к
одобрению желательного поведения . Поведение индивидов обусловлено их
потребностями . Эти потребности могут быть удовлетворены различными
способами , и выбор средств для их удовлетворения зависит от системы
ценностей , принятой данной социальной общностью или обществом в целом .
Принятие определенной системы ценностей способствует идентичности поведения
членов общности . Воспитание и социализация направлены на то , чтобы
передать индивидам установленные в данной общности образцы поведения и
способы деятельности .
Социальные институты руководят поведением членов общности через
систему санкций и наград . В социальном управлении и контроле институты
играют весьма важную роль . Их задача сводится не только к принуждению . В
каждом обществе существуют институты , осуществляющие гарантии свободы в
определенных видах деятельности - свободу творчества и нововведений ,
свободу слова , права на получение определенной формы и величины дохода ,
на жилье и бесплатное медицинское обслуживание и т. д. Например ,
литераторы и артисты имеют гарантированную свободу творчества , поиска
новых художественных форм ; ученые и специалисты обязываются исследовать
новые проблемы и осуществлять поиск новых технических решений и т. д.
Социальные институты могут быть охарактеризованы с точки зрения как их
внешней , формальной ( « материальной» ) структуры , так и внутренней ,
содержательной .
Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц,
учреждений, снабженных определенными материальными средствами и
осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны -
это определенная система целесообразно ориентированных стандартов поведения
определенных лиц в конкретных ситуациях . Так, если есть юстиция как
социальный институт внешне может быть охарактеризована как совокупность лиц
, учреждений и материальных средств осуществляющих правосудие , то с
содержательной точки зрения - это совокупность стандартизированных образцов
поведения правомочных лиц , обеспечивающих данную социальную функцию .
Указанные стандарты поведения воплощаются в определенных ролях ,
характерных для системы юстиции ( роль судьи , прокурора , адвоката,
следователя и т. д. ) .
Социальный институт , таким образом , определяет ориентацию
социальной деятельности и социальных отношений посредством
взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов
поведения . Их возникновение и группировка в систему зависят от содержания
решаемых социальным институтом задач . Каждый такой институт
характеризуется наличием цели деятельности , конкретными функциями ,
обеспечивающими ее достижение, набором социальных позиций и ролей , а также
системой санкций , обеспечивающих поощрение желаемого и подавление
отклоняющегося поведения .
Важнейшими социальными институтами являются политические. С их
помощью устанавливается и поддерживается политическая власть .
Экономические институты обеспечивают процесс производства и распределения
благ и услуг . Семья также один из важных социальных институтов . Ее
деятельность ( отношения между родителями , родителями и детьми , методы
воспитания и т. д. ) определяется системой правовых и иных социальных норм
. Наряду с этими институтами существенное значение имеют и такие социально-
культурные институты , как система образования , здравоохранение ,
социальное обеспечение , культурно-воспитательные учреждения и т. д. Все
еще заметную роль в обществе продолжает играть институт религии .
Институциональные связи , как и иные формы социальной связи , на
основе которых складываются социальные общности , представляют собой
упорядоченную систему , определенную социальную организацию . Это система
принятых видов деятельности социальных общностей , норм и ценностей ,
которые гарантируют сходное поведение их членов , согласовывают и
направляют в определенное русло стремления людей , устанавливают способы
удовлетворения их потребностей , разрешают конфликты , возникающие в
процессе повседневной жизни , обеспечивают состояние равновесия между
стремлениями различных индивидов и групп данной социальной общности и
общества в целом . В случае когда это равновесие начинает колебаться ,
говорят о социальной дезорганизации , об интенсивном проявлении
нежелательных явлений ( например , таких , как преступления , алкоголизм
, агрессивные действия и т. п. ).



Основные виды социальных общностей.

Функционирование социальных отношений , институтов контроля и организаций
порождает сложную систему социальных связей , управляющую потребностями ,
интересами и целями людей . Эта система сплачивает индивидов и их группы в
единое целое - социальную общность и через нее - в социальную систему .
Характер социальных связей определяет как внешнюю структуру социальных
общностей , так и ее функции . Внешняя структура общности может быть
определена , например , ее объективными данными : сведениями о
демографической структуре общности , профессиональной структуре , об
образовательной характеристике ее членов и т. п.
Функционально социальные общности направляют действия своих
членов на достижения групповых целей . Социальная общность обеспечивает
координацию этих действий , что ведет к повышению ее внутренней
сплоченности . Последняя возможна благодаря образцам поведения , нормам ,
определяющим отношения внутри этой общности , а также социально-
психологическим механизмам , направляющим поведение ее членов .
Среди многих видов социальных общностей особое значение с точки
зрения влияния на поведение имеют такие , как семья , трудовой коллектив ,
группы совместного проведения досуга , а также различные социально-
территориальные общности ( поселок, небольшой город , крупные города ,
регион и т. д. ) . Скажем , семья осуществляет социализацию молодежи в ходе
освоения ею нормативов общественной жизни, формирует у нее чувство
безопасности , удовлетворяет эмоциональную потребность в совместных
переживаниях , предотвращает психологическую неуравновешенность , помогает
преодолеть состояние изолированности и т. д.
Территориальная общность , ее состояние также влияют на характер
поведения ее членов , в особенности в сфере неформальных контактов .
Профессиональные группы кроме возможности решения чисто профессиональных
вопросов формируют у членов чувство трудовой солидарности , обеспечивают
профессиональный престиж и авторитет , контролируют поведение людей с
позиций профессиональной морали .



Причины дезорганизации социальных общностей.

Социальные процессы ( демографический , миграционный , урбанизации,
индустриализации ) в качестве нежелательного результата могут оказать
деструктивное , дезорганизационное воздействие на социальные общности .
Явления дезорганизации отражаются как на внешней ( формальной) структуре
общностей , так и на внутренней , функциональной их характеристике . Так ,
если с внешней стороны процессы типа миграции , развития городов ,
промышленности и т. д. Ведут к распаду больших семей , складывавшихся ранее
из двух или трех поколений , в производственных группах - к текучести
кадров и т. д. , в территориальных общностях - к росту числа мигрантов в
составе коренного населения , к нарушению естественной половозрастной
структуре , то дезорганизация функций таких общностей выражается в
расшатывании ценностей , нарастания противоречивости стандартов и образцов
поведения , ослаблении нормативной структуры общности , то в свою очередь
ведет к росту отклонений в поведении ее членов .
К числу социальных причин , дезорганизующих личность, можно
отнести ее участие либо в нескольких социальных общностях , навязывающих ей
противоречащие социальные ценности и образцы поведения , либо в таких , для
которых характерна неопределенность социальных ролей , т. е. требований,
предъявляемых к индивиду , отсутствие социального контроля , неясность
критериев оценок поведения . Как правило , такого рода явления связаны с
ослаблением социально-психологического эффекта общности , служащего
средством внутригрупповой сплоченности и взаимопонимания .
В этих условиях так называемые нормальные социальные общности не
во всех случаях оказываются в состоянии обеспечить выполнение ряда их
существенных функций , т. е. снабдить индивида последовательной , внутренне
не противоречивой системой нормативов поведения , стимулировать чувство
солидарности и принадлежности к ней , предоставить упорядоченную систему
ступеней социального престижа и признания и т. д.



Заключение.

Высокая степень единства людей в социальных общностях , их сплоченность (
коллективность ) , сходность их позиций объективно способствует снижению
числа правонарушений . Когда степень единства ( интегрированность)
социальной общности ( класса , общества) достаточно высока , то падает
количество отклонений в поведении членов этой общности . Наоборот , рост
числа отклонений в поведении - показатель распада ее интегрированности . В
некоторых случаях неэффективность влияния , например , на подростка со
стороны ближайшей социальной общности ( семьи ) , недостаточность его
социализации ( в смысле включения в систему ценностей и норм поведения,
характерных для общества в целом ) могут привести к усилению влияния на
него стихийно складывающихся группировок , где бытуют противоправные
взгляды и представления и действуют антисоциальные нормы поведения. Сюда
можно отнести некоторые группы подростков с антисоциальным поведением ,
воров-рецедивистов , алкоголиков и т. д. Влияние таких социальных общностей
часто бывает прямо связано с низким социально-воспитательным эффектом семьи
, школьного или производственного коллектива , звеньев политической системы
общества . Еще один момент , на который следует обратить внимание , также
связанный с ослаблением социальных связей между людьми, - это негативные
последствия научно-технической революции: урбанизация , возникновение
больших городов и т. д. Хотя она исторически прогрессивна , но может
вызвать и некоторый рост аморальных явлений , связанных с перемещением
людей , миграцией населения.



Глоссарий.

Социальная общность - совокупность людей , которую характеризуют условия их
жизнедеятельности, общие для данной группы взаимодействующих индивидов ;
принадлежность к исторически сложившимся территориальным образованиям ,
принадлежность изучаемой группы взаимодействующих индивидов к тем или иным
социальным институтам .
Социальная связь - набор факторов , обусловливающих совместную деятельность
людей в конкретных общностях , в определенное время для достижения тех или
иных целей .
Социальное взаимодействие - взаимное влияние различных сфер , явлений и
процессов общественной жизни, осуществляющееся посредством социальной
деятельности.
Социальные отношения - относительно устойчивые и самостоятельные связи
между индивидами и социальными группами .
Социальная система - это совокупность социальных явлений и процессов ,
находящихся в отношениях и связях между собой и образующих некоторый
целостный социальный объект .
Социальный состав - это набор элементов, составляющих данную структуру.



Список использованной литературы.

«Социология» Москва издательство «Мысль» 1990 год.
Ленин В. И. Полное собрание сочинений том 1
Маркс , Энгельс , Соч. Том 1 и Том 23







Новинки рефератов ::

Реферат: Неоконсерватизм: доктрина, социальная база, система власти (Политология)


Реферат: Медицинское страхование (Страхование)


Реферат: Подготовка и начало Второй Мировой войны (документы свидетельствуют) (История)


Реферат: Маркетингові комунікації у внутрішньому середовищі підприємств (Менеджмент)


Реферат: Зигмунд Фрейд - Введение в психоанализ (лекции) (Психология)


Реферат: Структура и функции клеточного ядра (Биология)


Реферат: Конструкция и усовершенствование технического обслуживания тянущих валков (Технология)


Реферат: Физические и химические свойства диэлектриков (Химия)


Реферат: Ответы на билеты по Безопасности жизнедеятельности (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Зарождение социологии в России и формирование различных направлений (Социология)


Реферат: Корпоративное мышление в пермских бизнес-структурах (на примере ОАО "Уралсвязьинформ) (Менеджмент)


Реферат: Афинская рабовладельческая демократия при Перикле (История)


Реферат: Курская битва (История)


Реферат: Грегор Иоганн Мендель (Исторические личности)


Реферат: Гадание (Мифология)


Реферат: Культурологические теории Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, Р. Вагнера (Культурология)


Реферат: Народы Прибалтики XVI-XVII вв. (История)


Реферат: Государство и полновластие народа (Право)


Реферат: Ввод и редактирование данных в Word (Компьютеры)


Реферат: Организация грузовой работы (Транспорт)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист