GeoSELECT.ru



Гражданское право и процесс / Реферат: Браки с гражданами иностраных госyдарств (Гражданское право и процесс)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Браки с гражданами иностраных госyдарств (Гражданское право и процесс)



Министерство образования Российской Федерации

Тюменский государственный нефтегазовый университет



Контрольная работа по
«Социологии и политологии»



Выполнил: Калачев С.А.
Группа МО1с
Проверил: Михеева Е.М.



г. Тюмень, 2001 год
План

1.Основные термины социологии и политологии
2.Пять великих людей
> Евклид
> Николай Коперник
> Моисей
> Зигмунд Фрейд
> Преподобный Фома Аквинский
3. Реферат по социологии и политологии на тему:
"Браки с гражданами иностраных госyдарств"
> Введение
> Заключение и расторжение брака
> Усыновление (удочерение)
> Личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов
> Заключение
4.Социологическое исследование
> Содержание журнала Социс за 12.2000 год
> Научная жизнь. Статьи :
. Экстремальные ситуации, конфликты и социальное согласие
. Виртуальные мастерские - лаборатория творчества
. Молодежь в обьективе транснационального поиска
5. Контент-анализ средств массовой информации
Список используемой литературы



1. Основные термины социологии и политологии.

1. Социология - (лат. Socio - обществао; logos - учение, слово) - (учение
об обществе) это наука об обществе как социальной системе в целом о
функционировании и развитии этой системы через ее составные
элементы(личности; социальные общности; социальные институты).
2. Предмет социологии - (предмет науки - это результат иследовательских
действий) - общество как социальная система и его элементы - личности;
социальные общности; социальные институты.
3. Объект социологии - это на что направлено иследование, что изучается
только данной наукой: социальные связи, социальные взаимодействия,
социальные отношения и способы их организации.
4. Социальное - это совокупность свойств и общественных отношений, которые
интегрируются индивидами или общностями в процессе совместной
деятельности в конкретных условиях и проявляющихся в их отношении друг к
другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной
жизни.
5. Макросоциология - иследует крупномасштабные социальные системы и
исторически длительные процессы.
6. Микросоциология - изучает повсеместное поведение людей в их
непосредственном межличностном взаимодействии.
7. Культура - это специфическая, генетически не наследуемая совокупность
средств, способов, форм и образцов взаимодействия людей со средой
существования которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания
определенных сруктур деятельности и общения.
8. Язык - это объективная форма сбора, хранения и передачи человеческого
опыта, это система знаков и символов наделенным определенным значением,
которые усваиваются людьми в процессе воспитания и образования, что
позволяет им понимать смысл сказанного и написанного.
9. Ценность - это свойство общественного предмета или явления удовлетворять
потребности, желания, интересы.
10. Личность - это человек, конкретный носитель всех социальных и
психологических черт человечества(разум, воля, потребность, интерес и
т.д.), сучтом биологических факторов(возраст, пол, темперамент) и
социальных условий жизнедеятельности человека.
11. Социальный статус - это положение человека в обществе в соответствии с
его возрастом, полом, профессии, семейным положением, образованием,
происхождением.
12. Социальная роль - это все дей ствия которые должен выполнить человек
занимающий данный статус в социальной системе.
13. Ролевые требования - это ожидания соответствующего поведения
закрепленное в конкретных социальных нормах(законах, правилах,
предписаниях). Например военная обязанность.
14. Социолизация - это процесс формирования личности, усвоение индивидом
образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его
успешной деятельности в данном обществе.
15. Социальная структура общества - это устойчивая связь элементов в
социальной системе.
16. Классы - это большие социальные группы, различающиеся по их роли во
всех сферах жизнедеятельности общества, которые формируются и
функционируют на основе конкретных социальных интересов.
17. Социальные интересы - это реальные жизненные стремления индивидов,
групп и иных общностей которыми они осознано или не осознано
руководствуются в своих действиях и которые обуславливают их объективное
положение в социальной системе.
18. Социальная общность - реально существующая совокупность индивидов
отличающаяся относительной цельностью и выступающая самостоятельным
субъектом социального действия и поведения.
19. Социальные группы - это совокупность индивидов определенным образом
взаимодействующих друг с другом, осазнающих свою пренадлежность к данной
группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других.
20. Нация - это автономная не ограниченная территориальными рамками
политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и
институтам, не имеют общего предка, общего происхождения. У них
необязательно должен быть общий язык и религия, возникает в период
зарождения капитализма.
21. Социальный институт - (лат. Institytum - установление, учреждение) -
это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной
деятельности людей.
22. Семья - это основанная на браке и кровном родстве объединение людей,
связанное общностью быта и взаимной ответственностью.
23. Брак - исторически меняющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной
по средством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую
жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.
24. Политология - это наука о политике, политической власти, политических
процессах, политических отношениях, политической культуре и деятельности
людей об организации политической жизни общества.
25. Политика - это сфера деятельности связанная с отношениями между
классами, нациями, другими социальными группами имеющие целью завоевание
и использование государственной власти, управление социальными
процессами.
26. Власть - это реальная способность социальных сил или личности
осуществлять свою волю по отношению к другим социальным силам или
личностям.
27. Легетимность - это авторитет власти, добровольное согласие населения
подчиняться ей.
28. Политическая система - это совокупность политических и общественных
институтов осуществляющих власть, управление делами общества,
регулирование политических процессов, взаимоотношений между социальными
группами, нациями, государствами.
29. Гражданское общество - это совокупность межличностных отношений которые
развиваются без вмешательства государства, а так же системы независимых
от государства общественных институтов, реализующих повседневные
индивидуальные или коллективные потребности.
30. Государство - это исторически сложившаяся организация политической
власти и управления социальными процессами в обществе.



2. Пять великих людей Мира.

1.Евклид(Сведения о нем известны с 300 г.до н.э.)

Евклид - великий греческий геометр. Мы знаем, что он был учителем
Александра в Египте примерно в 300 году до н.э. Однако даты его рождения и
смерти неточны, и неизвест но даже, на каком континенте он родился, не
говоря уже о городе.Хотя он является автором нескольких книг, некоторые из
которых сохранились до сих пор, его место в истории прочно остается за ним
благодаря, главным образом, одной книге - знаменитому учебнику по геометрии
"Начала".
Значение "Начал" определяется не одной какой-то отдельно взятой
теоремой из тех, которые здесь приложены. Почти все теоремы, включенные в
эту книгу, были хорошо известны до Евклида, точно так же, как и многие
доказательства. Огромной заслугой Евклида является систиматизация материала
и разработанный им общий план книги. Эта работа, прежде всего, заключалась
в выборе необходимого набора аксиом и постулатов. (Это была очень трудная
задача, требующая от состовителя нестандартной оценки и огромной
проницательности). Затем он произвел тщательную систематизацию теорем, при
которой каждая теорема логически вытекала из предыдущей. Если было
необходимо, он добавлял отсутствующие фрагменты и разрабатывал
отсутствующие доказательства. "Начала", давая, главным образом, основы
планиметрии и стереометрии, содержит так же большие разделы по алгебре и
теории чисел, что не представляет, однако, особого интереса.
"Начала "служат в качестве учебника уже более двух тысяч лет, и это,
безусловно, учебник с самой счастливой судьбой из всех написанных до сих
пор. Евклид так превосходно выполнил свою работу, что с появлением этой
книги все ранее написанные учебники по геометрии были ее с успехом заменены
и вскоре забыты. Написанные на греческом языке, "Начала" были впоследствие
переведены на многие другие языки. Первое печатное издание появилось в 1482
году, спустя всего лишь три года после изобретения Гутенбергом
книгопечатания. С тех пор было опубликовано более тысячи различных изданий.
Являясь средством тренировки ума в области логического мышления, "Начала"
значили больше, чем любой из трактатов Аристотеля по логике. Эта книга -
выдающийся пример законченной дедуктивной структуры, которая с момента
своего создания не перестает восхищать мыслителей.
Справедливости ради следует отметить, что книга Евклида явилась
главным фактором в рвзвитии современной науки. Наука - это большее, чем
простое собрание точных наблюдений и тонких обобщений. Современная наука
добилась замечательных успехов в результате сочетания эмпиризма и
экспериментирования, с одной стороны, и тщательного исследования и
дедуктивного умозаключения - с другой.

2.Николай Коперник (1473-1543)

Великий польский астроном Николай коперник родился в 1473 году в
Польше в городе Торунь, расположенном на берегу Вислы. Он выходец из
богатой семьи. В юности он учился в Краковском университете, где начал
интересоваться астрономией. По достижении двадцати с лишним лет он
отправился в Италию, где изучал юриспруденцию и медецину в университете в
Болонье, а потом в Падуанском университете. Позднее он получил степень
доктора наук в университете в городе Феррара. Большую часть своей жизни
Коперник прожил в городе Фройнбург(Фромборк), где он был каноником в
кафедральном соборе. Коперник никогда не был профессиональным астрономом, и
свое великое дело, принесшее ему славу, он делал в свободное время.
Во время своего пребывания в Италии Коперник познакомился с
идеей греческого философа Аристарха Самосского(третий век до н.э.) о том,
что земля вращается вокруг Солнца. Коперник убедился в правильности
гелиоцентрической гипотезы, и когда ему было около сорока лет, он начал
распространять среди своих друзей небольшую рукопись, в которой в
упрощенной форме излагал свою точку зрения по этому вопросу. Коперник
провел много лет, занимаясь наблюдениями и специальными расчетами, которые
были наобходимы для написания его знаменитой книги "Об обращениях небесных
сфер"("De revolutionibus orbium coelestium"), в которой он далдетальное
описание своей теории и привел необходимые доказательства.
В 1533 году, когда ему исполнилось шестьдесят лет, Коперник
причитал серию лекций в Риме, в которых он представил основные моменты
своей теории, не вызвав даже недовольства со стороны папы. Однако когда
Копернику было уже под семьдесят, он решил опубликовать свою книгу; и перед
самой своей смертью, 24 мая 1543 года, он получил из печати первую копию
своей книги.
В своей книге Коперник совершенно справедливо утверждал, что
Земля вращается вокруг своей оси, Луна вращается вокруг Земли, а Земля и
другие планеты вращаются вокруг Солнца. Однако, как и многие его
предшественники, он недооценивал масштабы солнечной системы. И он ошибался,
полагая, что орбиты представляют собой круги и эллипсы. Таким образом, его
теория была не только сложной в математическом отношении, она была неточна.
Она так же побудила других астрономов, и особенно великого датского
астронома Тихо Браге, сделать более точные вычисления при наблюдении за
движением планет. И только сведения, полученные из наблюдения, проведенных
Тихо Браге, позволили Иогану Кеплеру в конце концов вывести правильные
законы движения планет.

3.Моисей (сведения о нем известны с XIII века до н.э.)

Вероятно, ни один человек в истории не был отмечен такой всеобщей
любовью, как великий древнееврейский пророк Моисей. К ому же с течением
времени его слава только возрастает, как и число его почитателей. Вероятнее
всего, Моисей жил и творил в тринадцатом веке, поскольку РамзесII, о
котором известно, что он был фараоном во время исхода евреев из Египта,
умер в 1237 году до н.э. Во времена Моисея, по мере того, как становился
понятным смысл книги "Исхода", имелось достаточное количество иудеев,
которые не были согласны с его политикой. Однако через пять столетий Моисею
поклонялся уже весь еврейский народ. К 500 г. до н.э. слава о нем, как и о
христианстве распространилась почти по всей Европе. Столетием позже Магомет
признал Моисея истинным пророком, и с распространением ислама Моисея стал
обожаемой фигурой во всем исламском мире(даже в Египте). Сегодня спустя
тридцать два столетия, Моисею поклоняются в равной степени евреи, христиане
и мусульмане; он даже снискал уважение у многих агностиков. Благодаря
современным средствам коммуникации его даже лучше знают, чем в прошлом.
Несмотря на его славу, достоверной информации о жизни Моисея явно
недостаточно. Существовали даже гипотезы(не принятые большинством ученых),
что Моисей был египтянином, поскольку его имя скорее египетского, чем
еврейского происхождения. Истории о Моисее из Ветхого Завета вряд ли можно
принять за чистую монету, поскольку в них содержится много всяких чудес.
Истории о горящем кусте или о том, например, как Моисей превратил свой жезл
в змею, сверхъестественны по своей сути; и наверно, история о том, как
восьмидесятилетний Моисей во время исхода евреев из Египта умудрился
совершить сорокалетний переход через пустыню, это история для легковерных.
Безусловно, мы хотели бы знать точно, что совершил на самом деле Моисей,
перед тем как его биографию похоронила лавина легенд.
В принципе, Моисею приписывают три основных достижения. Ему отдают
должное в том, что он был политическим деятелем, который возглавил исход
евреев из Египта. Во-вторых он известен как автор пяти книг Библии
("Бытие","Исход","Левит","Числа","Второзаконие"), на которое часто
ссылаются как Пятикнижие Моисея и которое есть не что иное как еврейская
библия - "Тора". В-третьих, многие считают Моисея основателем еврейского
монотеизма.

4.Зигмунд Фрейд (1856-1939)

Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, родился в 1856 году в городе
Фрайбург, находящемся ныне на территории Чехословакии, но тогда это была
часть австрийской империи. Когда ему было четыре года, его семья переехала
в Вену. Там Фрейд прожил всю оставшуюся жизнь. Он хорошо учился в школе и в
1881 году в Венском университете получил медецинскую степень. В течение
следующих десяти лет Фрейд занимался исследованиями в области психологии,
собрав штат психиатрической клиники, занимался частной практикой в области
неврологии, работал в Париже с ведущим французким неврологом Жаном Шарко, а
так же с венским врачом Йозефом Бреером.
Идеи Фрейда в области психологии развивались постепенно. Его
первая книга "Стадии истерии" в соавторстве с Бреером вышла только в 1895
году. Следующий труд "Обьяснение снев" появился в 1900 году и был одним из
наиболее оригинальных. Хотя книга сначала продавалась очень медленно, она
высоко подняла репутацию Фрейда. Потом последовали другие важные работы, и
к 1908 году, когда он читал серию лекций в Соединенных штатах, это был уже
знаменитый человек. В 1902 году в Вене Фрейд организовал психологическую
дискуссионную группу. Одним из первых ее членов стал Альфред Адлер, а
нескольколет спустя к ней присоединился Карл Юнг. Оба сами стали
знаменитыми на весь мир психологами.
Фрейд был женат и имел шестерых детей. В конце жизни у него
обнаружели рак челюсти. С 1923 года Фрейд перенес более тридцати операций в
попытках вылечить его. При этом он продолжал работать, и за несколько
последних лет им были написаны значительные труды. В 1938 году нацисты
вошли в Австрию, и восьмдесятидвухлетнему Фрейду, который был евреем
пришлось улететь в Лондон, где он умер на следующий год.
Вклад Фрейда в теорию психологии был так велик, что трудно
коротко описать. Он подчеркнул огромное значение неосознанных духовных
процессов в поведении человека. Он показал, как такие процессы влияют на
содержание снов, становятся причинами таких обычных неприятностей, как
прикусывание языка и плохая память на имена, а так же несчастий, которые мы
приносим сами себе, и даже болезней.
Фрейд развил технику психоанализа как метод лечения душевных
заболеваний. Он сформулировал теорию структуры человеческой личности,
развил или популязировал психологические теории, касающиеся возбудимости,
защитных механизмов, комплекса кастрата, подавленности, сублимации. Это
лишь несколько областей. Его труды вызвали большой интерес к
психологической теории. Многие идеи были и остаются противоречивыми,
вызывают горячие споры с тех пор, как Фрейд заявил о них.

5.Преподобный Фома Аквинский ( около 1225-1274)

Итальянский философ Фома известен своими теологическими трудами и
особенно "Суммой теологии"(Summa Theologica), которая является, возможно,
самым авторитетным изложением католических теологических доктрин.
Можно без боязни сделать ошибку сказать, что никто до него не
разрабатывал столь полной философской системы так подробно и так тщательно.
Читатель даже если он не соглашался с утверждениями или заключениями Фомы,
все равно оказывался под сильным впечатлением от потрясающего интелекта
этого человека. Однако значительная часть его трудов содержит абстрактные и
метафизические вопросы, которые большинству людей кажутся маловажными. Он
так же обсуждал этические вопросы, но его труды хотя и систематизировали
ранние католические убеждения, но не представляли собой больших перемен в
этических идеях или политических взглядах. Непохоже, чтобы много людей были
обращены в католизм или христианство, прочитав работы Фомы Аквинского.



3 Браки с гражданами иностраных госyдарств

Введение

В России в последнее время все большее распространение получают
брачно-семейные отношения с участием иностранных граждан,что является
прямым следствием демократизации нашего общества.Естественно,в данных
обстоятельствах возникает множество вопросов о применении
законодательства при регулировании таких отношений.
Следует отметить тот факт,что до недавного времени подавляющее
большинство действовавших нормативно-правовых актов,относящихся к браку и
семье (и в первую очередь Семейный Кодекс, утв. ВС РСФСР 30.07.69 в ред.
от 07.03.95),являлись устаревшими и,следовательно, не могли бездоработки
должным образом реагировать на изменения общественной жизни. Однако,с
принятием нового Семейного Кодекса РФ от 29 декабря 1995г.сделан большой
шаг в сторону приведения российского брачно-семейного законодательства в
соответствие с мировыми стандартами. Рассмотрим,как же действующие законы
регулируют брачно-семейные отношения на территории России с участием
иностранных граждан.

Заключение и расторжение брака.

Согласно ст.156 и 160 Кодекса о браке и семье РФ, форма и порядок
заключения брака на территории РФ определяются законодательством РФ;
расторжение брака между гражданами РФ и иностранными гражданами или
лицами без гражданства,а также брака между иностранными гражданами на
территории РФ также производится в соответствии с российским
законодательством.Однако условия заключения брака (брачный возраст
и.т.п.) определяются для каждого из лиц,вступающих в
брак,законодательством того государства, гражданином которого лицо
является в момент заключения брака (п.2 ст.156);исключение составляют
лица,имеющие иностранное гражданство наряду с гражданством РФ (по отношению
к ним применяется законодательство РФ),а также лица гражданства
нескольких иностранных государств, которые выбирают законодательство одного
из соответствующих государств.Вместе с этим, на всех без исключения
иностранных граждан,равно,как и на граждан России, распространяются
ограничения, касающиеся обстоятельств, препятствующих заключению брака,
которые сформулированы в ст.14 Кодекса о браке и семье РФ.Браки между
иностранными гражданами,заключенные в России в посольствах или
консульствах иностранных государств, признаются на условиях взаимности
действительными в России, если эти лица в момент вступления в брак являлись
гражданами государства, назначившего посла или консула.
"Инструкция о порядке регистрации актов гражданского состояния в
СССР" вводит следующие требования в отношении граждан иностранных
государств. При подаче заявления иностранный гражданин, постоянно
проживающий в России, предъявляет в орган загса наряду с действительным
заграничным паспортом вид на жительство в России.Иностранный гражданин,
временно пребывающий в России, предъявляет в орган загса действительный
заграничный паспорт или заменяющий его документ, зарегистрированный в
органе внутренних дел.Наряду с предъявлением заграничного паспорта
(документа, удостоверяющего личность), иностранный гражданин должен
представить в орган загса перевод его текста на русский язык, верность
которого свидетельствуется консульством (посольством) государства,
гражданином которого является это лицо (страны постоянного проживания лица
без гражданства), министерством иностранных дел или иным соответствующим
органом этого государства либо нотариусом.
В связи с тем, что в соответствии со ст. 10 Основ законодательства
Союза ССР и союзных республик о браке и семье не допускается заключение
брака между лицами, из которых хотя бы одно состоит уже в другом браке,
иностранный гражданин при подаче заявления о вступлении в брак должен
представить справку, выданную компетентным государственным органом или
консульством (посольством) государства, гражданином которого он является,
подтверждающую, что он в браке не состоит, и легализованную в
соответствующем консульском учреждении России или в Консульском управлении
МИД России, если иное не вытекает из международных договоров. Справка
должна быть составлена на русском языке или к ней прилагается перевод
текста на русский язык, верность которого свидетельствуется консульством
(посольством) государства, гражданином которого является это лицо (страны
постоянного проживания лица без гражданства), министерством иностранных
дел или иным соответствующим органом этого государства либо нотариусом.В
справке полностью указываются фамилия, имя, отчество иностранного
гражданина.Если в паспорте иностранного гражданина отчество не указано,
оно не указывается и в документах для регистрации брака. Справка
действительна в течение трех месяцев со дня ее выдачи. Этот срок
исчисляется на день подачи заявления о вступлении в брак.
Согласно ст.3.30. Инструкции, лица, состоявшие ранее в
зарегистрированном браке, должны предъявить органу загса документ,
подтверждающий прекращение прежнего брака.Для гражданина России,
расторгнувшего брак за границей, а также иностранного гражданина таким
документом может быть решение суда о расторжении брака, свидетельство о
смерти супруга либо другой документ, подтверждающий прекращение прежнего
брака, выданный компетентным органом и соответствующим образом
легализованный, если иное не вытекает из международных договоров. Решение
иностранного суда либо другой документ, подтверждающий прекращение
брака, должно быть представлено вместе с переводом текста на русский язык,
верность которого свидетельствуется консульским учреждением России за
границей, консульством (посольством) государства, гражданином которого
является иностранный гражданин (страны постоянного проживания лица без
гражданства), министерством иностранных дел или иным соответствующим
органом этого государства либо нотариусом. Этоправило относится и к тем
случаям, когда в соответствии с международными договорами такие документы
считаются действительными на территории России.
В связи с тем, что законодательство ряда государств признает
действительными браки граждан этих государств с иностранными гражданами
только тогда, когда лица, вступающие в брак, получили на это разрешение
компетентного органа данного государства, орган загса при приеме заявления
должен выяснить у заявителей, требуется ли получение такого разрешения от
компетентного органа государства, гражданином которого является
иностранный гражданин.В том случае, когда законодательство требует
получения от компетентного органа специального разрешения набрак с
иностранцем, а иностранный гражданин такого разрешения не имеет, орган
загса при приема заявления должен разъяснить вступающим в брак, и в
первую очередь российскому гражданину (гражданке), что их брак может быть
признан недействительным в стране, гражданином которой является иностранный
гражданин, со всеми вытекающими из этого последствиями. Если, несмотря на
такие разъяснения, заявители настаивают на регистрации брака, этот брак
регистрируется, а в записи акта о заключении брака делается отметка о том,
что лица, вступающие в брак, ознакомлены с действующими в соответствующем
государстве порядком и условиями вступления в брак с иностранцами.
Что же касается расторжения брака с участием иностранных граждан на
территории России,то,как уже было отмечено выше,в этом случае процедура
производится в соответствии с законодательством РФ (ст.160 Семейного
кодекса).На этот счет в законе нет каких-то особых указаний. В
Постановлении Совмина СССР "Об утверждении основных положений,определяющих
порядок изменения,восстановления и аннулирования записей актов
гражданского состояния,порядок и сроки хранения актовых книг" от
10.12.76. говорится, что "внесение изменений, дополнений и исправлений в
записи актов гражданского состояния иностранцев и лиц без гражданства,
проживающих на территории СССР и зарегистрировавших акты гражданского
состояния в органах загса СССР, производится на общих основаниях" (п.14) а
также "аннулирование записей актов гражданского состояния иностранцев и лиц
без гражданства, проживающих на территории СССР и зарегистрировавших акты
гражданского состояния в органах загса СССР, производится на общих
основаниях" (п.39)".Таким образом, в случае расторжения брака на территории
РФ законодательство не делает каких-либо различий в этой процедуре для
граждан РФ и для иностранных граждан;в отношении последних действуют те же
нормативные акты,что и отношении россиян (например, Постановление
Пленума Верховного Суда СССР от28.11.80. в ред. от 30.11.90. "О
практике применения судами законодательства при рассмотрении дел о
расторжении брака" и.т.д.).

Усыновление (удочерение).

Усыновление (удочерение) иностранными гражданами ребенка-гражданина
РФ - один из наиболее проработанных и детализированных вопросов
российского семейного законодательства, что связано с чрезвычайно широким
распространением данной процедуры в последние 8-9 лет.
Согласно ст.165 Семейного кодекса РФ, "усыновление (удочерение), в
том числе отмена усыновления, на территории РФ иностранными гражданами
ребенка, являющегося гражданином РФ, производится в соответствии с
законодательством государства, гражданином которого является
усыновитель".Но законодательство РФ также накладывает ряд требований,
соблюдение которых в данной процедуре обязательно.
Прежде всего, обязательно исполнение требований ст.124-126 и 129-132
Кодекса. Далее, в п.2 ст.165 говорится,что "в случае,если в результате
усыновления (удочерения) могут быть нарушены права ребенка, установленные
законодательством РФ и международными договорами РФ, усыновление не может
быть произведено независимо от гражданства усыновителя, а произведенное
усыновление (удочерение) подлежит отмене в судебном порядке".
Наконец,данную процедуру регулируют такие правовые акты,как
Постановление Правительства РФ от 15 сентября 1995 г. N 917 "Об утверждении
положения о порядке передачи детей, являющихся гражданами РФ, на
усыновление гражданам РФ и иностранным гражданам" и Приказ Минобразования
РФ, Минздравмедпрома РФ от 31.08.94. N 342/184 "О документах,
представляемых при усыновлении детей иностранными гражданами".
Дети, являющиеся гражданами Российской Федерации, могут быть
переданы на усыновление иностранным гражданам только в случае, если не
представилась возможность передать этих детей на усыновление, под опеку
(попечительство) гражданам Российской Федерации, на воспитание в семьи
граждан Российской Федерации или на усыновление родственникам ребенка
независимо от их места жительства и гражданства. Усыновление детей,
являющихся гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами может
осуществляться только по истечении 6 месяцев (детей в возрасте до 3 лет -
по истечении 3 месяцев) со дня постановки указанных детей на
централизованный учет в федеральном банке данных о детях, оставшихся без
попечения родителей. Иностранные граждане, желающие усыновить ребенка,
являющегося гражданином Российской Федерации, обращаются с письменным
заявлением с просьбой о подборе ребенка и решении вопроса об усыновлении
в орган управления образованием субъекта Российской Федерации и предъявляют
документы, удостоверяющие их личность; орган управления образованием
субъекта Российской Федерации предоставляет иностранным гражданам,
желающим усыновить ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации,
информацию о детях, в отношении которых возникли установленные законом
основания для их усыновления иностранными гражданами. После определения
конкретного ребенка, подлежащего усыновлению, иностранные граждане подают
соответствующее заявление в орган управления образованием субъекта РФ по
месту жительства (нахождения) ребенка. В заявлении (при усыновлении обоими
супругами подается совместное заявление, при усыновлении одним из супругов
к заявлению прилагается письменное согласие другого супруга) должны быть
указаны: фамилия, имя и адрес кандидатов в усыновители, а также фамилия,
имя, отчество и возраст усыновляемого ребенка, возможные изменения его
данных (фамилии, имени, отчества, даты и места рождения), просьба о записи
усыновителей в качестве родителей, осведомленность о состоянии здоровья
ребенка.
К заявлению прилагаются документы:
- заключение компетентной организации страны кандидатов в усыновители об
условиях их жизни; копия лицензии, выданная этой организации на
осуществление ею деятельности, связанной с рассмотрением вопросов
усыновления (если заключение дано негосударственной организацией);
- - обязательство осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания
усыновляемого ребенка, выраженное в письменной форме;
- заключение компетентного органа страны кандидатов в усыновители,
подтверждающее возможность для кандидатов в усыновители быть
усыновителями;
- документ о доходах или справка с места работы с указанием годового
дохода;
- медицинское заключение о состоянии здоровья каждого кандидата в
усыновители, выданное медицинским учреждением по месту его наблюдения;
- копия свидетельства о браке (если состоят в браке);
- копии паспортов или иных документов, удостоверяющих личность;
- разрешение компетентного органа страны кандидатов в усыновители,в
ведении которого находятся вопросы иммиграции и натурализации, на въезд и
постоянное место жительства усыновляемого ребенка.
Все представленные документы должны быть легализованы в
установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательством
Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации
(исключение составляют,например,страны-участницы гаагской конференции,
страны СНГ и некотрые другие госудпрства, список которых приведен в
приложении к Приказу N 342/184 "О документах, представляемых при
усыновлении детей иностранными гражданами".
Документы подлежат переводу на русский язык. Перевод нотариально
удостоверяется в консульском учреждении Российской Федерации в стране
проживания кандидатов в усыновители либо в органах нотариата на терри тории
Российской Федерации.
Орган управления образованием субъекта Российской Федерации для
решения вопроса об усыновлении конкретного ребенка иностранными гражданами
в 10-дневный срок с момента подачи ими заявления обращается в Министерство
образования Российской Федерации с письменным запросом о подтверждении
того, что ребенок находится на централизованном учете в федеральном банке
данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
В запросе органа управления образованием субъекта Российской Федерации
указываются фамилия, имя, отчество и дата рождения ребенка, фамилия, имя
кандидатов в усыновители, страна их проживания, а также наименование и
адрес компетентной организации, подготовившей заключение на кандидатов в
усыновители и взявшей на себя обязательство осуществлять контроль за
условиями жизни и воспитания усыновляемого ребенка. Министерство
образования Российской Федерации в 10 дневный срок с момента получения
запроса письменно подтверждает, что сведения об усыновляемом ребенке
находятся в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения
родителей, и не представилась возможность в установленные
законодательством сроки передать его на усыновление, под опеку
(попечительство) гражданам Российской Федерации, на воспитание в семью
граждан Российской Федерации. Если кандидаты в усыновители не смогли
подобрать для усыновления ребенка на территории субъекта Российской
Федерации, они могут обратиться непосредственно в Министерство образования
Российской Федерации для получения сведений о детях, подлежащих
усыновлению иностранными гражданами и проживающих на территориях других
субъектов Российской Федерации.
Орган управления образованием субъекта Российской Федерации на
основании заявления со всеми необходимыми документами и при наличии
письменного подтверждения Министерства образования Российской Федерации о
том, что сведения о ребенке находятся в федеральном банке данных о детях,
оставшихся без попечения родителей, готовит заключение об обоснованности
и соответствии усыновления интересам ребенка и представляет его вместе с
указанными документами в орган исполнительной власти субъекта Российской
Федерации для принятия решения об усыновлении. Усыновление детей
производится постановлением органа исполнительной власти субъекта
Российской Федерации.
Усыновление возникает со дня принятия постановления об усыновлении.

Личные неимущественные и имущественные
права и обязанности супругов.

Личные имущественные и неимущественные права и обязанности супругов -
один из самых важных вопросов семейного права.Поговорка "не говори,что
знаешь человека, если не делил с ним имущества" остается весьма актуальной
и по сей день; в связи с этим нельзя обойти вниманием регулирование
данной категории брачно-семейных отношений на территории России с участием
иностранных граждан.
Согласно ст.161 п.1 Кодекса о браке и семье РФ,"личные неимущественные
и имущественные права и обязанности супругов определяются законодательством
государства, на территории которого они имеют совместное место жительства,
а при отсутствии совместного места жительства законодательством
государства, на территории которого они имели последнее совместное место
жительства." Применительно к иностранным гражданам на территории России в
данных обстоятельствах действуют законы РФ (Разделы III,V Семейного кодекса
РФ, отдельные положения Постановления Пленума Верховного Суда РФ от
21.02.73. N 3 в ред. от 25.04.95. "О некотрых вопросах, возникших в
практике применения судами Кодекса о браке и семье РСФСР и.т.д.).Однако
"при заключении брачного договора или соглашения об уплате алиментов друг
другу супруги, не имеющие общего гражданства могут избрать
законодательство, подлежащее применению для определения их прав и
обязанностей по брачному договору или по соглашению об уплате алиментов"
(п.2 ст.161).

Заключение.

Таким образом, особенности, возникающие при участии иностранных
граждан в брачно-семейных отношениях на территории РФ, касаются прежде
всего документального оформления этих отношений.
Российское семейное законодательство занимает главенствующее
положение по отношению к иностранному, но и не исключает использование
последнего в ряде четко оговоренных ситуаций. Вместе с этим, согласно ст.6
КоБС РФ, "если международным договором Российской Федерации установлены
иные правила, чем те, которые предусмотрены семейным законодательством,
применяются правила международного договора".Тем самым утверждается принцип
приоритета международного права.
Принятие нового Семейного кодекса разрешило часть наболевших вопросов
в области законодательства о браке и семье, однако и после этого возникает
множество проблем, особенно при непосредственном применении обновленных
норм. Предстоит еще немало сделать для развития этой отрасли права в
России.



Использованная литература:

1. Лекции по социологии и политологии ученика Тюменского торго-
экономического техникума, группа 8 МДЖ.
2. Газета "Гостинный двор"за 20 ноября 2001 года
3. "100 великих людей"Майкл Х.Харт Москва "Вече" 1998 г.
4. "Инструкция о порядке регистрации актов гражданского состояния в СССР"
(утв. Минюстом СССР 22.07.91).
5. Постановление Правительства РФ от 15 сентября 1995 г. N 917 "Об
утверждении положения о порядке передачи детей, являющихся
гражданами РФ, на усыновление гражданам РФ и иностранным гражданам".
6. Приказ Минобразования РФ, Минздравмедпрома РФ от 31.08.94. 342/184 "О
документах, представляемых при усыновлении детей иностранными
гражданами".
7. .Семейный кодекс Российской Федерации - М.:"ПРИОР",1996. - 64 c.
8. Федеральный закон от 07.03.95. "О внесении изменений и дополнений в
Кодекс о браке и семье РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-
процессуальный кодекс РСФСР, Кодекс РСФСР об административных
правонарушениях" (принят ГД ФС РФ 10.02.95).




Реферат на тему: Брачно-семейное право мусульман

Министерство образования Российской Федерации
Костромской государственный технологический университет



Кафедра права



Богданов
Николай Сергеевич
студент гр. 01-ю-45


Брачно-семейное право мусульман


Курсовая работа



Научный руководитель



Кострома 2001



Работа выполнена на кафедре права.



Научный руководитель

(ученая степень, звание, отчество, фамилия)



Решение комиссии о защите курсовой работы


(оценка, число)



Научный руководитель
Подпись



Заведующий кафедрой
Подпись



ПЛАН:



Введение 1
История возникновения, источники, система мусульманского права. 3
Семейное право мусульман. 7
Общая характеристика семейного права мусульман. 7
Понятие, условия брака. 12
Заключение брака. 14
Временный брак. 17
Права и обязанности супругов. 18
Расторжение брака и его виды. 20
Развод по причине физических и умственных недостатков. 24
Происхождение. 26
Установление происхождения от определенного лица. 26
Последствия происхождения. 27
Опека. 28
Заключение. 32
Приложение. 34
Список использованной литературы: 35



Введение


Выбирая тему своей курсовой работы, я хотел показать ее значимость и
актуальность.
Ислам и шариат имеют серьезное влияние на жизнь ряда государств Азии,
Африки, а также ряда республик бывшего СССР, где ислам является основной
религией. Следует отметить, что в России мусульманская община имеет
численность 20 миллионов человек, имеет большой политический вес и
оказывает влияние на политику государства. В нашем государстве существуют
регионы, где мусульманская религия занимает основное положение. (Дагестан,
Чечня, Карачаево-Черкесия). Следовательно, для определения перспектив
развития этих регионов изучение шариата имеет первостепенное значение. А
гражданско – правовые нормы в этой системе играют первостепенное значение.

В последнее время взаимоотношения между мусульманским миром и
немусульманским сильно обострились, примером этого служит Косовский
конфликт, операция в Чечне, последние события в Афганистане.
В этих конфликтах основную роль играет политика, но правовой аспект
исключать никак нельзя. Чтобы эти конфликты как можно реже переходили в
стадию вооруженного конфликта, необходимо знать правовые основы, обычаи,
религиозные тонкости, на которых основывается миропонимание мусульманского
человека. Рассуждать о шариате, значит коснуться важнейшей стороны ислама –
одной из важнейших мировых религий, численность последователей которой
составляет 1 миллиард человек.
До последнего времени ислам удостаивался серьезного внимания только в
специализированной литературе, рассчитанной на узкий круг специалистов. Для
большинства же населения, ислам оставался грубой, патриархальной, жестокой,
отжившей свой век религией. Считалось, что ислам не имеет будущего,
поскольку сохраняет свои позиции преимущественно в аграрных странах
“третьего мира”.
Неожиданностью для многих ученых стало увеличение числа сторонников
мусульманской религии ( не секрет, что некоторые звезды кино, музыки,
искусства стали мусульманами).
В советской и российской литературе вопрос изучения истории ислама и
мусульманского законодательства освещен довольно хорошо. Известны работы
таких знаменитых востоковедов как: Е.А. Беляева, Е.А. Дорошенко, Л.А.
Семеновой, И.П. Петрушевского. Особенно мне нравятся работы о мусульманском
праве доктора юридических наук, профессора Института государства и права
РАН Л.Р. СЮКИЯЙНЕНА, у него есть статьи посвященные конкретно брачно –
семейному праву мусульман, институту наследования, его статьи написаны на
хорошем уровне, понятным языком, со множеством примеров. Многие положения
его публикаций вошли в мою курсовую работу.
В курсовой работе у меня была цель показать какую роль семья играет в
исламе, что она из себя представляет, какие черты ей присущи, какими
правилами она регулируется, показать неразрывную связь норм шариата которые
регулируют брачно – семейные отношения с исламом, описать их источники. Я
попытаюсь описать основные моменты, характерные особенности брачно –
семейного права мусульман, которые присущи только шариату и негде более не
проявляются.



История возникновения, источники, система мусульманского права.


Самой поздней по времени возникновения мировой религией является ислам, или
мусульманство. Это одна из самых распространенных религий: приверженцев ее
насчитывается около 900 миллионов, преимущественно в Северной Африке, Юго-
Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Арабо-язычные народы почти поголовно
исповедуют ислам, тюрко-язычные и ирано-язычные — в подавляющем
большинстве. Много мусульман также среди северо-индийских народов.
Население Индонезии почти целиком придерживается ислама.
В изучении ислама как религиозной системы знание основ шариата имеет –
систематизированного свода мусульманских законов – имеет первостепенное
значение.
Термин “шариат”1 происходит от арабского “шараа” – “направлять”, “издавать
законы”. Некоторые исследователи ошибочно отождествляют шариат с
мусульманским правом. В действительности же шариат охватывает более широкий
круг вопросов. В шариате освещаются с точки зрения ислама как светские, так
и религиозные проблемы. В нем сведены в единую систему законы, регулирующие
хозяйственную жизнь, нормы морали и этики, мусульманские обряды и
праздники, определяющее поведение верующих и порядок жизни всей
мусульманской общины. В шариате подробно излагаются запреты, перечисляются
дозволенные, одобряемые и порицаемые поступки. По замыслу мусульманских
законоведов, шариат и его законы должны охватывать жизнь и деятельность
мусульманина от колыбели до могилы.
Мусульманское право - это система норм, выраженных в религиозной форме и
основанных на мусульманской религии-исламе. Ислам исходит из того, что
существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент
истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда.
Оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые подлежат
правовому регулированию.
Мусульманское право - сложное социальное явление, имеющее долгую историю
развития. Оно возникло в период разложения родоплеменного строя и
становления раннефеодального государства на западе Аравийского полуострова.

Мусульманское право как система юридических норм образовалась не сразу. В
начальный период развития ислама и мусульманской общины юридические и иные
правила поведения практически не различались. Не случайно в это время
мусульманская догматика (богословие) и правоведение - тесно переплетались и
не составляли самостоятельных направлений мусульманской идеологии.
Мусульманское право оказывает глубокое влияние на историю развития
государства и права целого ряда стран Востока. Сфера его действия как
юридического и идеологического фактора в наше время остается весьма
широкой, что определяется тесными связями мусульманского права с исламом,
как религиозной системой, которая до сих пор имеет едва ли не определяющее
значение для мировоззрения самых широких слоев населения в этих странах. Из
всех мировых религий ислам, пожалуй, наиболее тесно соприкасается с
государством и правом.
Важное значение мусульманского права в качестве нормативного регулятора и
идейно-политического фактора заставляет обратиться к исследованию его
специфических черт, как самостоятельной правовой системы. На основе тезиса
о неразрывном единстве в исламе "веры и государства", религия и право,
многие исследователи приходят к выводу, что исламу свойственна лишь
религиозная догматика (теология), мораль и правовая культура, а юридические
нормы как таковые, если и имеются, то по существу совпадают с указанными
правилами, и не играют самостоятельной роли. Среди многих ученых
утвердилось мнение о неразрывном единстве религиозных и правовых норм.
В основе мусульманского права лежит четыре источника:
1. Священная книга Коран, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к
последнему из его пророков и посланцев Магомету;
2. Сунна - сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний
Магомета, воспроизведенных целым рядом посредников;
3. Иджма - конкретизация положений Корана в изложении крупных ученых-
мусульманистов;
4. Кияс - рассуждение по аналогии о тех явлениях жизни мусульман, которые
не охватываются предыдущими источниками мусульманского права. Таким
суждениям предается законный, общественный характер"
Многие исследователи придерживаются мнения, что поведение мусульманина
получает, прежде всего, религиозную оценку, а главным средством обеспечения
норм мусульманского права является религиозная санкция за их нарушение.
Наказание за нарушение норм мусульманского права, даже если оно исходит от
государства, воспринимается, в конечном счете, как "Божественная кара",
поскольку важнейшей задачей мусульманского государства "есть исполнение
воли Аллаха на земле".
Но, однако, соотношение в исламе правовых и не правовых нормативных
предписаний сложнее и тоньше, чем может показаться на первый взгляд. Подход
к мусульманскому праву, только как религиозному явлению не учитывает того
обстоятельства, что, несмотря на прочную связь юридических норм ислама с
религиозными и нравственными, их переплетения, а иногда и слияния, между
данными категориями норм в целом имеются и существенные отличия. Анализ
нормативного содержания мусульманского права позволяет сделать вывод, что
не все юридические нормы в равной степени основана на исламе как
религиозной догме, или системе чисто религиозных нормативных предписаний.
Наиболее прочно связана с религией лишь те немногочисленные, конкретные
правила поведения, которые установлены со ссылкой на Коран или Сунну. К ним
относятся, например, отдельные стороны брачно-семейных отношений или
вопросы наследования, несколько уголовно-правовых предписаний. Они
отличаются от других норм мусульманского права тем, что по существу
совпадают по определенным образцам поведения с соответствующими
религиозными нормативными положениями и (в отдельных случаях) нравственными
требованиями, освещенными исламом. Именно потому, что их религиозные
"дубликаты" закреплены в Коране и сунне, сами нормы мусульманского права
этой разновидностью рассматриваются как имеющие непосредственно
"Божественное произношение" и неизменяемые. Однако подобные предписания -
весьма скромная часть мусульманского права, большая часть норм, которого
была введена в оборот правоведами на основе чисто логических, рациональных
приемов толкования .
По признанию самих мусульманских исследователей, если Коран и Сунна
содержат все правила религиозного культа, то норм взаимоотношения людей ,
закрепленных этими источниками, очень мало по сравнению с нормативным
составом мусульманского права в целом.
Юридические правила поведения тесно связаны с религиозными нормами и
взаимодействуют с ними. Однако относительно небольшое число норм
мусульманского права возникло на основе соответствующих религиозных
предписаний, а преобладающая их часть имеет к религии лишь косвенное
отношение. Поэтому связи мусульманского права с религией характеризуются
противоречивыми моментами: с одной стороны имеется немало правовых и
религиозных норм, совпадающих по своему содержанию и осуществляемых через
деятельность как религиозных учреждений (которые являются одновременно
элементом государственного механизма) так и собственно государственных
органов, участвующих в выполнении регулятивной функции религиозной системы;
с другой - наблюдаются существенные различия между религиозной и правовой
системами социально-нормативного регулирования. Эти различия проявляются
как в том, что государство поддерживает возможностью своего принуждения
отнюдь не все религиозные нормы, так и в формировании большинства норм
мусульманского права без непосредственной связи с религиозными
предписаниями, в применении юридических норм не только мусульманскими
судами (выполняющими функции религиозных норм в качестве чисто религиозных
учреждений) но и светскими (государственными) судебными органами (полиция,
светские суды).
Можно поэтому говорить о своеобразном различии и единстве правовых не
правовых норм в исламе. В целом мусульманское право не сливается с религией
и не выступает частью ислама, как религиозной системы, хотя многие его
нормы совпадают с религиозными правилами поведения.
В 19 веке в положении мусульманского права произошли существенные
изменения. В наиболее развитых странах оно уступило главенствующие позиции
законодательству, основанному на заимствовании буржуазных правовых моделей.

К началу 20 века лишь в странах Аравийского полуострова и Персидского
залива мусульманское право сохранило свои позиции и действовало
универсально в своем традиционном виде. Правовые системы наиболее развитых
арабских стран, с некоторыми отступлениями стали строится по двум основным
образцам: романо-германскому (французскому) - Египет, Сирия, Ливан; и
англосаксонскому - Ирак, Судан. За мусульманским правом здесь сохранилась
роль регулятора брачно-семейных, наследственных и некоторых других
отношений среди мусульман (иногда и не мусульман), что объяснялось все еще
сохранившимся пережитком феодализма и глубоким влиянием ислама на
общественное сознание.
В настоящее время ни в одной из рассмотренных стран мусульманское право не
является единственным действующим правом. Но в то же время ни в одной
мусульманской стране оно не потеряло своих позиций в качестве системы
действующих правовых норм. Исключение составляет лишь Турция, где в 20
годы мусульманское право во всех отраслях было заменено законодательством
буржуазного типа, составленным на основе заимствованных с
западноевропейских моделей.
В конечном счете, направление и глубина воздействия мусульманского права на
современные правовые системы той или иной страны обусловлены достигнутым ею
уровнем экономического и культурного развития.



Семейное право мусульман.


Общая характеристика семейного права мусульман.



В жизни каждого человека существует семья. С детства каждый из нас окружен
заботливыми и добрыми родителями, а вырастая, ищет себе любящую и верную
вторую половину, появляются дети! Мы рассмотрим какую роль играет семья в
исламе, что она из себя представляет, какие черты ей присущи, какими
правилами она регулируется.
Мусульманское право окружено предрассудками, в Исламе разрешена полигамия,
женщина носит одежду, полностью скрывающую наиболее привлекательные места
ее тела, некоторые лимиты в ее поведении вызывают волну непонимания и даже
осуждения со стороны немусульман, ведь все это так контрастирует с нравами
и правилами нашей современной, повседневной жизни. Чтобы понять эти
особенности мусульманского брачно – семейного права, надо заглянуть “за
ширму” мусульманской семьи, и тогда можно увидеть, что она из себя
представляет в действительности.
Брак в Исламе рассматривается, как естественные узы между мужчиной и
женщиной.
Аллах в Коране говорит:
“О, люди! Будьте ответственны перед Богом вашим,
Который произвел вас от одного-единственного человека,
И от него Он произвел жену его,
И от них обоих произошло много людей;
Бойтесь Аллаха и того, с кем Он связал вас взаимными правами;
Не прерывайте родственных отношений”.1
В Коране сказано, что Аллах создал любовь и взаимную привязанность в
сердцах супружеской пары, как великое напоминание о Себе.
С самых истоков Ислама мусульманам внушалось, что брачные отношения – это
источник любви, сострадания и понимания. В частности, у мужчин поощряется
внимательное, доброе отношение к женам, что говорится в высказываниях
Пророка Мухаммада.
В своем кратком обзоре мусульманского права я не могу не обратить внимания
на некоторые его основные запреты и особенности.
Моральные и этические нормы шариата запрещают посторонним мужчинам и
женщинам смотреть друг на друга. Мужчинам запрещено смотреть даже на волосы
посторонней женщины, не говоря уж о лице или руках, на которые нельзя ни
просто взглянуть, ни, конечно полюбоваться. Причем мусульманину разрешается
смотреть на лицо и руки “женщины священного писания” ( христианки или
иудейки ), но не нарушая законы шариата, он не может видеть другие части
тела христианки или иудейки. А от мусульманок шариат требует закрыть тело и
волосы от посторонних мужчин, желательно и от несовершеннолетних мальчиков,
которые “отличают хорошее от плохого”. ( В шариате часто употребляется это
выражение в отношении несовершеннолетних мальчиков. При этом имеются в виду
мальчики, уже что – то знающие об интимных отношениях полов).
Видеть срамные части тела посторонних запрещено ( даже через стекло и их
отражение в воде). Тело друг друга ( все его части ) могут видеть муж и
жена и те мужчины и женщины, которые считаются махрамами ( мать и сын,
дочь и отец ).
Шариат запрещает мужчине смотреть на портрет знакомой женщины, а также
смотреть пристально и с чувственным наслаждением на портрет посторонней
женщины. Шариат не допускает мысли об эстетическом наслаждении красотой
человеческих фигур, изображенных на фото, портретах, в скульптуре, поэтому
смотреть друг на друга посторонним мужчинам и женщинам с точки зрения
шариата считается аморальным.
Так, например врач – мужчина, которому необходимо осмотреть больную
женщину, может руками трогать ее тело, но, если можно обойтись лишь
осмотром, он не должен касаться его. Если же необходимо ощупать руками ее
тело, он не должен смотреть на него. То же и относительно срамных частей
тела: врач может осмотреть их, но желательно все же ( по шариату ) – через
зеркало.
При бракосочетании, если муж ставит условие, что женится на девушке, и если
выясняется, что это не так, он имеет право расторгнуть брак. Если мужчина
за неимением жены нарушил запрет ислама, т.е. имел интимные отношения с
женщиной, шариат требует, чтобы он женился на ней. Учитывая легкость
мусульманского развода, это требование шариата не создает никаких хлопот
для мужчины. Однако с точки зрения мусульманской этики такой поступок может
иметь неприятные последствия как для мужчины, так и для женщины, особенно
если он станет известен посторонним, а именно общественное порицание,
которое может повлечь отказ от вступления в брак с таким человеком.
Находиться в безлюдном месте вдвоем посторонним мужчине и женщине
запрещено, даже если они находятся там для молитвы. Если мусульманин или
мусульманка сознательно отрицает Бога или посланничество Мухаммеда и
исламские обряды, шариат считает такого человека муртадом – отступником.
Вероотступничество жены или мужа может служить причиной для расторжения
брака. Если женщина, заключив брачный договор, до сближения с мужем стала
вероотступницей, брак считается недействительным. Если же вероотступником
станет мужчина, то его мусульманка – жена становится для него запретной,
т.е. брак считается автоматически расторгнутым на том основании, что
мусульманка не имеет права быть женой немусульманина.
Если во время бракосочетания женщина поставит условие, чтобы муж не увозил
ее на другое место жительства и муж согласился с этим, он должен соблюдать
условие жены.
Мужчина имеет право женить своего сына на дочери своей жены от ее первого
брака, а отец и сын могут одновременно жениться на матери и дочери. Если
женщина, совершив прелюбодеяние, стала беременной, шариат не допускает
аборта, если эта женщина мусульманка или же мусульманином является отец
ребенка. Если мужчина совершил прелюбодеяние с незамужней женщиной, а затем
женился на ней и родился ребенок, независимо от того, чей это ребенок, он
считается законнорожденным. И в любом случае до семилетнего возраста отец
не имеет права отнимать ребенка у матери.
Шариат требует, чтобы совершеннолетнюю женщину по возможности быстрее
выдавали замуж. На мусульманском Востоке презрительно относятся, и законы
шариата направлены на то, чтобы подобное не повторялось в роду. Ребенок
незаконнорожденного, если он рожден в законном браке, считается уже
законнорожденным.
В случае, когда женщина, будучи уверенной, что ее муж умер во время отлучки
из дому, после истечения траурного срока выходит замуж за другого, а затем
выясняется, что прежний муж жив, то по его возвращении она должна
развестись со вторым мужем.
Ислам запрещает мужчинам вступать в брачный союз с определенными
категориями женщин. Жениться на матери, родной сестре, теще – запрещено.
Следует отметить, что в обыденной жизни на мусульманском Востоке нередки
случаи, когда бесплодные женщины сами женят своих мужей на своих
двоюродных, троюродных сестрах, чтобы семья имела продолжателей рода. При
этом первая жена или сохраняет свое главенствующее положение среди других
жен, или добивается, чтобы муж дал развод другой жене после появления
детей, но может и потерять свое положение и даже получить развод от мужа.
Мусульманка по шариату не имеет права выходить замуж за кяфира1 (
“неверного” ), и за человека “Священного

Новинки рефератов ::

Реферат: Охрана труда (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Расчет зануления. Вентиляция на рабочем месте монтажника. (Физкультура)


Реферат: Фильтрация газов(баротермический эффект) (Физика)


Реферат: Word 9x (Программирование)


Реферат: Герб России как отражение ее истории (История)


Реферат: Институт гражданства Российской Федерации (Право)


Реферат: Социологические воззрения Н.Я. Данилевского (Социология)


Реферат: Купля-продажа жилья (Право)


Реферат: Мужские половые органы и система пищеварения (Биология)


Реферат: Культурологическая и сексуальная теория Фрейда (Психология)


Реферат: Разработка технологического процесса ЕО автомобиля УАЗ-3303 (Транспорт)


Реферат: Слово о "Слове о полку Игореве" (История)


Реферат: Формирование личности в подростковом возрасте (Педагогика)


Реферат: Культура Исламского Востока (История)


Реферат: УРАЛ: рельеф, народности, природа, экономика (География)


Реферат: Отбор детей в классы и группы с задержкой психического развития (Педагогика)


Реферат: ПАРТИЗАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ВОЙНЕ 1812 (История)


Реферат: Институты самоуправления в дореформенной России (История)


Реферат: Г.Г. Маркес – поэт мифов, «Сто лет одиночества» – величайший миф современности (Литература)


Реферат: Способы совершения компьютерных преступлений (Управление)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист