GeoSELECT.ru



Гражданское право и процесс / Реферат: Гражданский процесс в России (Гражданское право и процесс)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Гражданский процесс в России (Гражданское право и процесс)



Содержание.

Стр.

I. Введение.
II. Административная юстиция России:
1. История становления.
2. Основные черты.
III. Производство по делам, возникающим из административно-правовых

отношений:
1. Процессуальные особенности дел.
2. Дела по защите избирательных прав граждан.
3. Дела по жалобам на действия государственных органов.
4. Дела о признании нормативных актов противоречащими закону.
IV. Заключение.
V. Список литературы.



I. Введение.
Сегодня много говорят и пишут о необходимости перехода к рыночным
отношениям, формирования правового государства, становления демократических
традиций, институтов и норм. Хотя в Конституции в ст. 1 провозглашено, что
"Россия есть демократическое правовое государство", это лишь цель, к
которой необходимо стремиться. А в правовом государстве организована и
действует система "административной юстиции".
Проблема взаимоотношений гражданина с властью и её структурами
занимала общество с незапамятных времён. Человечество с древнейших времён
ищет оптимальные формы соотношения государства и личности, сочетания их
интересов. В идеальном варианте интересы личности должны стоять на первом
месте, а благо народа представлять высший закон для государства. Однако
практика не соответствует высоким идеалам и обычно упирается в выгоду для
государства, отдельных его слоёв, облеченных публичной властью. В правовом
государстве гражданин должен быть защищён от произвола администрации.
Визитная карточка правовой жизни – правовые акты. В повседневной
жизни граждане сталкиваются не с правом вообще, а с правовыми актами,
которых множество. Последние выступают основной составной частью правовой
жизни, представляют собой важнейшие средства удовлетворения интересов
субъектов. В правовой жизни немало результатов откровенных правонарушений –
неконституционные нормы общефедеральных и региональных законов, указов
президента, постановлений правительств, многочисленные противозаконные
предписания местных чиновников и т.д.
Современная политическая жизнь общества характеризуется выборностью
основных органов власти и местного самоуправления на всех уровнях: от
Президента России и Государственной Думы до органов местного
самоуправления. Но и здесь нередко нарушаются права граждан.
Все перечисленные выше сферы жизни общества непосредственно касаются
каждого гражданина России. Необходимость судебного контроля за действиями
органов исполнительной и законодательной власти вытекает из разделения
властей как основного начала государственного устройства в современной
России. Отсюда и актуальность выбранной темы.

II. Административная юстиция России:
1. История становления.
Ещё в средние века в Англии было допущено предъявление иска "к
короне", т.е. к королю, его чиновникам. Гордая формула: "Англичане
управляются законом и только законом" – долгие столетия была объектом
зависти для Европы и, естественно, России. После Великой Французской
революции идея административной юстиции начала распространяться в Европе и
стала повсеместной, не избежав, однако, существенных национальных различий.
В России система административной юстиции начала создаваться в
конце XIX века. Первой инстанцией являлись смешанные губернские
присутствия, рассматривающие строго ограниченный круг административных дел
(налоговые, о дорожной повинности, о нарушении полицейских постановлений).
Многие дела через присутствия не проходили, а рассматривались второй и
последней инстанцией, департаментом Сената.
Судебный порядок отсутствовал, господствовал письменный принцип.
Сенаторы назначались из "особ первых трёх классов", причём не требовалось
ни практического стажа, ни образования. Попытка Временного правительства
создать административную юстицию не удалась.
Революция 1917 г. смела всю буржуазную правовую систему до
основания. Однако почти сразу возникла потребность в организации судов для
рассмотрения уголовных и гражданских дел, а чуть позже и органов, которые
могли бы разрешить и административные споры. Первый проект создания
административных судов относится к 1918 г., он предусматривал создание
комитета по рассмотрению жалоб. В течении нескольких лет бюро жалоб
действовали не только как органы, ведующие приёмом жалоб, но и как органы
"производящие расследование и разрешение жалоб", а в конце 1924г. они были
ликвидированы, так и не превратившись в административные суды. Дискуссии по
поводу необходимости создания административных судов и административной
юстиции прекратились на 40 лет, на долгие годы какое либо упоминание в СССР
было исключено.
После XX съезда КПСС стало возможным высказывать предложения о
необходимости возврата к тем проблемам, которые обсуждались в начале 20-х
годов, но до реального решения вопроса об обеспечении законности во
взаимоотношениях гражданина с органом управления или государственным
чиновником было ещё очень далеко. И хотя в Конституции закреплялось право
гражданина обжаловать в суд неправомерные действия должностных лиц, но
формула "в установленном законом порядке" использовалась реакционерами для
того, чтобы препятствовать расширению защиты гражданами своих прав.
Только 30 июня 1987 г. был принят закон "О порядке обжалования в суд
неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права граждан". Однако
он нес отпечаток тоталитарной системы: гражданам было разрешено жаловаться
на действия только отдельных должностных лиц, и запрещено жаловаться на
действия коллегиальных органов. И уже через 2 года этот закон был отменён и
заменён законом "О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов
государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан"
(от 2.11.1989 г.) Поэтому реальное формирование института административной
юстиции в России началось лишь в конце 80-х годов.
Предложение создания административных судов в России не находило
поддержки по соображениям роста административного аппарата и недостатка
средств. Это опасения сохраняются и сегодня. В современной России, несмотря
на указание в Конституции РФ на административное судопроизводство (ст.118),
отсутствует специальная система специальных органов, и в ближайшие годы
юрисдикционные функции в сфере управленческой деятельности у нас будут
осуществлять общие суды в порядке гражданского судопроизводства.
Основные черты.
Особенности административной юстиции в каждой стране достаточно
существенны. Однако есть несколько общих черт, которые характеризуют этот
институт в целом. Во-первых, для всех систем административной юстиции
характерно отнесение к её ведению споров, которые носят административно-
правовой характер. Во-вторых, в качестве юрисдикционного органа,
используется орган специально созданный или приспособленный к разрешению
споров о праве. Эту роль играют совершенно независимые от администрации
общие суды либо специально созданные административные суды. В-третьих,
каждая система административной юстиции предполагает, что рассмотрение и
разрешение административных споров происходит в установленной законом
процессуальной форме.
Правовой институт, регулирующий порядок рассмотрения и разрешения
споров в сфере административного управления между гражданами и
организациями, с одной стороны, и органами исполнительной власти, с другой
стороны, получил название административной юстиции.
В России, как уже отмечалось, административное судопроизводство
осуществляется всеми органами судебной власти: федеральными судами и судами
субъектов Федерации в соответствии с установленными правилами
подведомственности. Проверка законности нормативных актов относится
исключительно к компетенции Конституционного суда (ст. 239 ГПК).
Административная юстиция в России ориентирована на разрешение
спорных дел, в которых спор об административном праве является предметом
судебного рассмотрения. Дела, возникающие из административных
правоотношений, возбуждаются по жалобе заинтересованного лица, а в
отдельных случаях по протесту прокурора. В некоторых случаях до обращения в
суд обязательна подача жалобы в соответствующий административный орган,
например, на неправильности в списках избирателей обращение к администрации
является обязательным (ст.233 ГПК). Дела, возникающие из административных
правоотношений, рассматриваются по общим правилам судопроизводства за
отдельными изъятиями, установленными законом. В этом виде судопроизводства
действуют все принципы процесса, дело проходит все предусмотренные стадии,
предусмотрена возможность обжалования судебного решения и т.д., но
исключается исковая терминология (дело возбуждается по жалобе или протесту
прокурора), не предусматривается возможность заключения мировой сделки и
признания иска и др.
Основным способом защиты в этой категории дел является признание
незаконным или необоснованным тех действий, которые совершены должностным
лицом или административным органом. Суд может обязать соответствующих
должностных лиц устранить в полном объёме допущенные нарушения прав и
свобод граждан (восстановить в очереди на жильё, возвратить водителю
отобранные у него права и т.д.). Таковы основные черты административной
юстиции.

Порядок рассмотрения дел, возникающих из административно-правовых
отношений:
Процессуальные особенности дел.
Каждый из органов судебной власти: Конституционный Суд РФ, суды
общей юрисдикции, арбитражные суды разрешают отнесенные к их ведению дела в
административно- правовой или публично-правовой сфере. Термин, используемый
в Гражданско-процессуальном кодексе "производство по делам, возникающим из
административно-правовых отношений", достаточно условен, поскольку суды
общей юрисдикции рассматривают одновременно споры как из собственно
административных, так и налоговых, финансовых, конституционных и других
правоотношений. Перечень дел, отнесённых ст. 231 ГПК к ведению судов в
рамках данного производства давно устарел и в настоящее время не имеет
особого юридического значения.
Многие акты органов исполнительной власти могут оспариваться не
только в производстве из административно- правовых отношений, но и в
исковом (например, споры об отказе в выдаче ордера) и особом производстве
(жалобы на акты органов гражданского состояния).
Особенности дел, возникающих из административно-правовых отношений,
сводятся в основном к следующему. Предметом судебной деятельности являются
отношения, которым присущи императивный и властный характер, участие
государства в лице его различных органов и должностных лиц. Суд разбирает
спор не о праве гражданском, а об административном, избирательном,
налоговом либо ином праве.
В качестве одного из участников выступает соответствующий орган
исполнительной власти или местного самоуправления, должностные лица. К
наименованию сторон в данном производстве не применимы понятия истца т
ответчика. С одной стороны выступает гражданин или организация,
оспаривающая соответствующий акт (действие или бездействие), а с другой
стороны орган исполнительной власти, местного самоуправления, должностное
лицо, чьи акты являются предметом судебной проверки.
В данном виде производства не используются такие правила искового
производства, как заключение мирового соглашения, передачи дел на
разрешение третейского суда, правила договорной подсудности и т.д. Бремя
доказывания законности своих действий возлагается на соответствующий орган,
который издал, принял правовой акт, отказал в совершении юридического
действия. Замена органа, должностного лица, чьи действия обжалуются,
производится в соответствии с законом "Об обжаловании в суд действий и
решений, нарушающих права и свободы граждан" и ГПК.
Как видно, процессуальных особенностей рассмотрения и разрешения
дел не так много, поэтому данные дела рассматриваются судами по правилам
Гражданского процессуального кодекса с теми изъятиями и дополнениями,
которые установлены иными законами России.
Дела о защите избирательных прав граждан.
ГПК содержит главу 23 "Производство по делам о защите
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации", но регламент рассмотрения этих дел практически не применяется,
так как не соответствует современным правовым реалиям и избирательному
законодательству России. Практически каждый Федеральный закон о выборах
содержит нормы процедурно-процессуального характера, которые отражают
порядок разрешения споров. Споры при осуществлении избирательных прав могут
быть самыми разнообразными: дела, связанные с регистрацией кандидатов и
избирательных объединений, предвыборной агитацией, оспариванием текста
бюллетеня, финансирования выборов и т.д. Решения и действия (бездействия)
Центральной избирательной комиссии и её должностных лиц обжалуются в
Верховный суд РФ, аналогичные действия избирательных комиссий субъектов РФ,
окружных избирательных комиссий обжалуются в суд субъекта Федерации,
действия или бездействия иных комиссий, а также комиссий референдума – в
районные суды.
С жалобой на нарушение избирательного законодательства могут
обращаться избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательные
объединения и т.д. По делам о защите избирательных прав установлена
смешанная подведомственность, решения избирательных комиссий могут быть
обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию, избирательную комиссию
субъекта Федерации, Центральную избирательную комиссию. Но обращение в
указанные органы не является обязательным условием для подачи жалобы в суд.

В соответствии с законом, суд вправе отменить решение
соответствующей комиссии об итогах голосования или результатах выборов, а
отмена решений участковых комиссий более чем на ј избирательных участков
влечёт за собой признание недействительности выборов.
Дела по жалобам на действия государственных органов.
Среди таких дел можно выделить судопроизводство по жалобам на
постановление административных органов и должностных лиц по наложению
административных взысканий; и обжалование в суд действий и решений,
нарушающих права и свободы граждан. Первая группа дел рассматривает
постановления органов, имеющих право наложения административных взысканий.
Постановление может быть обжаловано в суд лицом, в отношении которого оно
вынесено, потерпевшим, их представителями, прокурором. Заявитель имеет
право обратиться с жалобой либо сразу в суд, либо через вышестоящий орган в
суд. Жалоба может быть подана в 10-ти дневный срок со дня вынесения
постановления, если этот срок пропущен по уважительной причине, суд может
его восстановить. Подача жалобы приостанавливает исполнение постановления,
кроме тех , по которым меры взыскания применены (предупреждение,
административный арест). Жалоба должна быть рассмотрена в 10-ти дневный
срок, суд проверяет законность и обоснованность административного акта и
выносит решение: 1) признав акт законным и обоснованным, оставляет его без
изменения, а жалобу без удовлетворения; 2) признав административный акт
незаконным, отменяет его и олтправляет дело на новое расследование; 3)
отменяет административный акт и прекращает дело; 4) изменяет меру взыскания
в пределах, предусмотренных нормами ответственности за административное
правонарушение, но не допустимо, чтобы взыскание не было усилено.


Вторая группа дел носит универсальный характер. По сути дела, в
настоящий момент допустимо обжалование любых действий государственных
органов. Можно, например, обжаловать отказ соответствующих органов в
исправлении записи национальности в паспорте, в выдаче визы за границу, об
установлении ограничений на вывоз товаров за пределы административно-
территориальной единицы и т.д. Гражданин вправе обратится с жалобой
непосредственно в суд, либо к вышестоящим в порядке подчиненности органам
или должностному лицу. Последние обязаны рассмотреть жалобу в месячный
срок.



Так, например, суд может обязать государственный орган произвести
регистрацию имущества, исправить в паспорте запись о национальности,
отменить приказ о наложении дисциплинарного взыскания, выдать визу на выезд
из страны и т.д.
Но если обжалуемые действия государственного органа признаются законными,
суд выносит решение об отказе в удовлетворении жалобы.
Дела о признании нормативных актов противоречащими закону.
Постановка вопроса о наличии такого производства вполне правомерна,
поскольку разрешение дел о проверке соответствия нормативных актов
федеральным законам и Конституции РФ занимает всё большее место в судебной
практике. С заявлениями о признании нормативных актов противоречащими
федеральным законам в суды обращаются как прокуроры, так и граждане и
организации. В качестве объекта оспаривания выступают нормативные акты,
проверка которых отнесена к ведению судов общей юрисдикции. Это дела о
несоответствии федеральным законам актов органов местного самоуправления,
нормативных актов федеральных органов исполнительной власти – министерств,
ведомств, касающихся прав и свобод человека и организаций. Правовыми
актами, соответствие которых закону может проверить суд по заявлению
прокуроров, являются принятые вышеуказанными органами решения, содержащие
обязательные предписания (правила поведения), влекущие юридические
последствия. Такие акты могут носить как нормативный, так и индивидуальный
характер.
Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации"
предоставляет право по своему усмотрению обратиться в суд непосредственно
или после предварительного опротестования акта в орган либо должностному
лицу, которые его издали.
Заключение.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется
судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействия)
органов государственной власти, органов местного самоуправления,
общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В настоящее время рамки института административной юстиции
значительно расширились, поскольку возможности судебного контроля за
действиями органов исполнительной и законодательной власти, должностных лиц
не ограничены. Практически любой вопрос, находящийся в ведении органов
административной юрисдикции, может быть в случае возникновения спора
передан на рассмотрение соответствующего компетентного суда.
Предпочтительность судебного порядка при оспаривании актов
органов исполнительной и законодательной власти достаточно очевидна. Прежде
всего, она проявляется в равенстве правового статуса гражданина и органа
власти в гражданском процессе, наличии равных возможностей по доказыванию и
защите своих прав и интересов, гласном характере судопроизводства.





Реферат на тему: Гражданский процессу

1. Принципы гр. процесса. Специфика той или иной отрасли права наиболее
наглядно выражается в ее принципах. Слово «пр-п» латинского происхождения и
в переводе означает «основа» или «первоначало». В теории права под
принципами понимаются выраженные в праве нормативно-руководящие начала,
характеризующие его содержание, основы, закрепленные в нем з/мерности общ.
жизни. Принципы – то, что пронизывает право, выявляет его содержание.
Принципы права четко выражены в конкретных правовых предписаниях. >-во
входящих в отрасль права «рядовых» норм формируется под воздействием и в
развитие того или иного принципа либо группы принципов в отрасли.
ТО, принципы ГПП – осн. положения данной отрасли права, отражающие ее
специфику и содержание. Они являются концентрированным выражением предмета
и метода регулирования гр. проц. права. Они определяют структуру и
существенные черты данной отрасли права, общие положения, обусловливающие
содержание проц. права в целом, охватывают все его правила и институты,
указывают цель процесса и методы достижения этой цели, предопределяют
характер и содержание деятельности субъектов гр. проц. права. Принципы
гр. проц. права – весьма важные гарантии правосудия по гр. делам. При
рассмотрении и разрешении гр. дел суд руководствуется не только конкр. гр-
проц нормами, но в первую очередь – принципами проц. права. В свете
принципов осуществляется толкование всех норм ГПП, что позволяет суду
познать действительный смысл всех этих норм и правильно их применить, а в
конечном итоге - вынести законное, обоснованное и справедливое судебное
решение. В случае выявления пробелов в законодательстве тот или иной
процессуальный вопрос может быть разрешен судом путем применения аналогии
проц. закона или права. Оба указанных приема преодоления пробелов в праве
могут быть успешно применены судом лишь на базе принципов ГПП. В ГПП
нормы имеют не классовую, а общечеловеческую ценность и непреходящую
демократическую сущность. Правильно разобраться в сущности принципов
права как юр. явлений можно с учетом не только их содержания, но и
структуры. Они состоят из следующих трех компонентов: 1) наличие
определенных представлений в сфере правосознания; 2) закрепление
соответствующих положений в действующем з/д; 3) реализация принципов права
в конкретной сфере общ. отношений. ГП з/д закрепляет ряд принципов
ГПП, образующих в совокупности взаимосвязанную и взаимообусловленную
систему. 1. По хар-ру нормативного источника: а)конституционные;б)
отраслевые По сфере действия: а) межотраслевые; б)специфич. отраслевые.
3. По объекту регулирования: а) принципы орг-ции правосудия судоустр-
венные); 1.осуществл-е правосудия только судом; 2.сочетание единоличного и
коллегиального начал в рассмотрении и разрешении гр. дел; 3.независимость
судей и подчинение их только закону;4.равенство гр-н перед з-ном и
судом;5.гласность суд. разб-ва; 6.нац. язык судопр-ва. б)принципы,
определяющие проц. деят-ть суда и уч-ков процесса (функциональные). 1.зак-
ть 2.объект. истина; 3.диспоз-ть; 4.сост-ть; 5. проц. равнопр. сторон;
6.устность; 7.непоср-ть; 8.непрер-ть. Пр-п диспоз-ти определяет механизм
движения гр. процесса. Он является отражением автономного положения
субъектов спорных гр. п/о. Основным движущим началом гр. судопр-ва служит
инициатива участвующих в деле лиц. В соотв. с принципом диспоз-ти гр. дела,
по общему правилу, возникают, развиваются, изменяются, переходят из одной
стадии процесса в другую и прекращаются под влиянием, главным образом, по
инициативе участвующих в деле лиц. Пр-п Д. ГПП является отражением и
развитием принципа Д. в гр. мат. праве. Пр-п Д. Возм-ть лиц, участвующих
в деле, свободно распоряжаться своими правами. Пр-п состязат-ти (ч.3.
ст.123 К. РФ, ст. 14 ГПК) основан на противоп-ти мате-правовых интересов
сторон. Данный пр-п призван обеспечить полноту предоставления фактического
и доказательственного материала, необх. для полного и правильного
рассмотрения и разрешения гр. дел, а также детальное и всесторонне
исследование такого рода мат-ла. ПС включает в себя 2 важных компонента:
1. Заинтересованные лица сами должны позаботиться о том, чтобы в случае
возникновения спора о праве они располагали необходимыми док-вами. В
соотв. со ст. 50 ГПК, каждая сторона должна доказывать те обст-ва, на к-
рые она ссылается в обоснование своих требований и возражений. 2.
Состязательная форма гр. процесса. Все гр. судопр-во от начала до конца
протекает в форме проц. противоборства уч-ков спорного материального п/о,
интересы которых, как правило, противоположны. Использование
состязательной формы гр. процесса способствует всестороннему, полному и
объективному выяснению действительных обст-в дела, прав обяз-тей сторон.
Таким образом, пр-п состязательности в гр. процессе заключается в праве и
обязанности участвующих в деле лиц, и, прежде всего, сторон, при активной
помощи суда представлять док-ва участвовать в их исследовании в целях
установления действительных обст-в дела, а также в состязательной форме гр.
процесса. Пр-п проц. равноправия сторон – проявление и развитие
демократического принципа равенства гр-н перед з-ном и судом (ст. 5 ГПК).
Он заключается в предоставлении гр. проц. з/д сторонам равных возм-тей для
отстаивания своих S-ных прав и законных интересов. Правовые возможности
сторон полностью скоординированы и дополняют друг друга. В частности,
истец вправе изменить предмет и основание иска, размер исковых требований
или отказаться от иска. Отв-к вправе признать иск полностью или частично,
либо возражать против предъявленных ему требований. В любой стадии процесса
своим согласованным волеизъявлением стороны м. окончить дело мировым
соглашением. Стороны м. подавать касс. м частные жалобы на суд. решения и
опр-я. Этот пр-п действует и том случае, если одна из сторон наделена
определенными правовыми (не проц.) преимуществами по отн-ю к др. лицам.
2.Понятие иска и его элементы. Виды исков. П. на иск и п. на предъявл-е
иска.1. Право на суд. защиту S-ных прав и охраняемых з-ном интересов гр-н и
орг-ций осуществляется путем обращения в суд. Основная масса гр. дел, рассм-
х судами, - это дела по спорам, возникающим из различных п/о, отнесенные з-
ном к исковому пр-ву. Исковое пр-во - урегулированная нормами гр. проц.
права деятельность суда по рассмотрению и разрешению споров о S-ном праве
или охраняемом интерес, возникающих из гр., семейных, трудовых и иных п/о.
Споры, возникающие из п/о, урегулированных различными отраслями права,
многообразны. Общим для этих дел является юридическое равноправие субъектов
спора – сторон в гр. процессе. Они не находятся в административной
зависимости друг от друга. Между субъектами спора нет отношений власти и
подчинения. Исковое производство направлено на разрешение конфликтов
между отдельными лицами по поводу осуществления S-ных прав и интересов.
Конфликтная ситуация, вызвавшая правовой спор, препятствует нормальному
осуществлению права. Проц. средством защиты прав и охраняемых з-ном
интересов гр-н и орг-ций является иск. Дела искового пр-ва возбуждаются
путем подачи в суд искового заявления (ч. 2. ст. 4 ГПК). Сущность
искового пр-ва состоит в том, что суд проверяет наличие или отсутствие S-
ного права, ввиду неопределенности, оспаривания или нарушения к-рого возник
спор. Целью искового пр-ва является защита S-ных прав путем их признания,
присуждения к совершению определенных действий либо воздержанию от них,
прекращения или изменения п/о (ч. 1 ст. 12 ГК). 2. Иском в гр. праве
называется обращение в суд заинтересованного лица с требованием о защите
нарушенного или оспариваемого S-ного права или охраняемого з-ном интереса
путем разрешения спора о праве. Иск служит процессуальным средством
разрешения спора о праве между сторонами материально-правового отношения.
Содержание иска – 1) содержание 2) предмет 3) основание 4) стороны (?!).
Содержание иска – то действие суда, совершения к-рого просит истец,
бращаясь в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права. Истец м.
просить суд: 1. о присуждении ответчика к совершению определенного
действия или о воздержании от какого-то действия; 2. о признании
существования или отсутствия какого-либо п/о, S-ного права или обязанности;
3. об изменении или прекращении п/о истца с ответчиком (о преобразовании
п/о). Под предметом иска понимается указанное истцом S-ное право,
охраняемый з-ном интерес или правоотношение, о к-ром он просит суд вынести
решение одним из указанных выше способов. Это м. б. утверждаемое истцом, т.
е. предположительно существующее, или отрицаемое им п/о. Предмет иска
следует отличать от объекта спорного гр. п/о, так называемого мат-ного
объекта иска, к-рый входит в предмет иска в кач-ве составной части.
Основание иска основание иска составляют указываемые истцом обст-ва, с к-
рыми истец, как с юридическими фактами, связывает свое материально-правовое
требование или правоотношение в целом, составляющее предмет иска. Основание
иска обычно состоит из нек-рой совокупности юр. фактов, соответствующей
норме гипотезы материального права и именуемой «фактическим составом».
Между элементами иска существует тесная связь. Факты основания иска, будучи
подведенными под гипотезу определенной нормы материального права, указывают
на юридическую природу спорного п/о, являющегося предметом иска. В свою
очередь, предмет иска обусловливает содержание иска. 3. Элементы иска
имеют большое значение в гр. процессе. Основание иска обязан доказать истец
(ст. 50 ГПК). Ответчик должен быть осведомлен о нем для того, чтобы
своевременно подготовить и предоставить суд материалы, необходимые для
того, чтобы опровергнуть или обессилить основание иска. Предмет иска – те
права и обязанности, правоотношение, вопрос о существовании к-рых суд
должен рассмотреть для того, чтобы вынести о них свое решение. Содержание
иска – указывает на вид судебной защиты, за к-рой истец обращается в суд.
По содержанию иски делятся на виды. Основание и предмет иска составляют,
кроме того, те признаки, по к-рым каждый иск отличается от другого.
Индивидуализация иска необходима в тех случаях, когда суд встречается с
вопросом о том, не был ли предъявляемый иск уже принят другим судом к
рассмотрению. Тождественными являются иски, в к-рых совпадают стороны,
предмет и основание. Учитывая сущность элементов иска, можно дать
следующее, более полное его определение. Иском называется требование
юридически заинтересованного лица (истца), обращенное к суду первой
инстанции о защите нарушенного или оспариваемого права или охраняемого з-
ном интереса установленным з-ном способом на основании указанных фактов, с
к-рыми оно связывает неправомерные действия ответчика. Виды исков:
Существует две системы классификации исков: 1. проц-правовая; 2. мат-
правовая. Проц-правовая класс-я построена по виду суд. защиты. Она носит
исчерпывающий характер и имеет основное значение в теории ГПП. иски о
присуждении (исполнительные иски); иски о признании; иски об изменении
или прекращении п/о (преобразовательные иски) 1. Иском о присуждении истец
требует от суда обязать ответчика совершить определенное действие или
отказаться от его совершения. Практически это наиболее распространенный вид
иска. Примерами иска о присуждении м. служить иск собственника об
истребовании его вещи из чужого нез-нного владения и т. п. Должник обычно
оспаривает право истца, не выполняя своих обязанностей. Право нельзя
осуществить до тех пор, пока не установлено, существует ли в
действительности оспоренное право и каково его содержание. Этот вопрос
решается судом. Принудительное исполнение обязанности должником является
конечной целью иска о присуждении => эти иски называют «исполнительными
исками». Таким образом, иском о присуждении или исполнительным иском
называется иск, направленный на принудительное исполнение подтвержденной
судом обязанности ответчика. Предметом иска о присуждении является право
истца требовать от ответчика определенного поведения, в связи с
невыполнением им соответствующей обязанности добровольно. Основанием иска о
присуждении являются: 1. факты, с к-рыми связано возникновение самого
права; 2. факты, с к-рыми связывается возникновение права на иск.
Содержание иска о присуждении выражается в требовании (?) истца к суду о
принуждении ответчика к совершению определенных действий. 2. Целью защиты
права м. б. устранение неопределенности прав и обязанностей, возникшей
вследствие оспаривания их существования или содержания, для предотвращения
п/н в дальнейшем. Такая потребность м. возникнуть и до того, как спорное
право было нарушено. Спором о праве создается неопределенность в отношениях
сторон, к-рая создает угрозу неисполнения или ненадлежащего исполнения
обязательства в дальнейшем. Зд. необх. судебное признание того, что спорное
п/о в том или ином содержании или объеме в действительности существует или
не существует. Этой цели служат иски о признании. Иском о признании
является требование, направленное на подтверждение судом существования или
отсутствия определенного п/о. Поскольку решением суда по этим искам
устанавливается существование или отсутствие спорного п/о, эти иски
называют «установительными исками». Предметом установительного иска м. б.
п/о как с его активной стороны (S-ного права), так и со стороны пассивной
(обязанности). Установительный иск, направленный на подтверждение
существования права или п/о, называется позитивным установительным иском.
Если же иск о признании направлен на подтверждение отсутствия п/о, то он
называется негативным установительным иском. предметом иска о признании в
большинстве случаев является п/о между истцом и ответчиком. Но это м. б. и
п/о м/у др. лицами. Основание положительного иска о признании являются
факты, с к-рыми истец связывает возникновение спорного п/о. Основание
негативного иска о признании образуют факты, вследствие к-рых спорное п/о
по утверждению истца не могло возникнуть. В отличие от исполнительных
исков в основание установительных исков не входят факты, вызывающие
возможность принудительного исполнения права, т. к. в установительном иске
истец ограничивается просьбой о подтверждении существования или отсутствия
п/о, не требую принудительного осуществления своего гражданского S-ного
права. Содержанием иска о признании является требование к суду вынести
решение о признании наличия или отсутствия п/о, указанного истцом. По этим
искам суды восстанавливают определенность прав и обязанностей
заинтересованных лиц. Между исполнительными и установительными исками
сущ. серьезные различия как по содержанию, предмету и основанию, так и по
назначению, но общей для них чертой является то, что оба эти иска
направлены на судебное подтверждение прав и обязанностей в том виде и
содержании, в каком они сложились и существовали до процесса и независимо
от него. Решение не вносит в обоих случаях никаких изменений в существующее
п/о, к-рое остается после судебного решения и таким же, каким оно было до
процесса. Поэтому в теории ГПП эти 2 вида исков называют «декларативные
иски». 3. Преобразовательным называется иск, направленный на изменение
или прекращение существующего с ответчиком п/о. Решение по данному виду
исков вносит нечто новое в существующее м/у сторонами п/о =>
преобразовательные иски называют конститутивными. Предметом
преобразовательных исков служит право истца односторонним волеизъявлением
прекратить или изменить правоотношение. Основание преобразовательных исков
составляют факты двоякого значения: 1. факты, с к-рыми связано возн-е п/о;
2. факты, с к-рыми связана возможность осуществления преобразовательного
правомочия на изменение или прек-е п/о. Содержанием преобразовательного
иска является требование суду вынести решение о прекращении или изменении
п/о. Суд не принуждает ответчика к совершению какого-либо действия либо к
воздержанию от его совершения. В отличие от решений о признании,
преобразовательное решение не ограничивается одним подтверждением права
истца на преобразование п/о, а состоит в осуществлении этого права,
вследствие чего п/о, на к-рое это право направлено, изменяется или
прекращается. Большое практическое значение имеет классификация исков по
материально-правовому признаку. Статистика, научные исследования
материально-правовых и процессуальных особенностей гр. дел, руководство
судебной практикой.
П. на иск и право на предъявление иска. 1. З-н употребляет термины «право
на иск» и «право на предъявление иска» Иск, как средство возбуждения
судебной защиты является процессуальным действием. В таком значении говорят
об иске в «процессуальном смысле». Но словом «иск» обозн. также др. понятия
и институты. В связи с этим иск в процессуальном смысле следует отличать от
др., одноименных с ним, но отличных от него понятий. В гр. праве слова
«иск», «право на иск» означают гр. S-ное право на принудительное
осуществление обязанности должника совершить к-л действие или возд-ся от
совершения к-л действия. В гр. процессе иск (право на иск) в
материальном смысле, или притязание, выступает как указанное истцом и
подлежащее судебному рассмотрению право требования истца к ответчику,
созревшее в смысле возможности его принудительного осуществления. Иск
(право на иск) в материальном смысле обозначается также словом
«притязание». Таким образом, право на иск (в материальном смысле)
означает право на принудительное осуществление S-ного гр. права путем
обращения в суд. 2. Право на предъявл-е иска – одна из форм права на
обращение за судебной защитой, провозглашенного и гарантированного К РФ.
Правом на предъявление иска называется право возбудить и поддерживать
судебное рассмотрение определенного конкретного материально-правового спора
в суде первой инстанции с целью его разрешения. Это – право на правосудие
по конкр. мат.-правовому спору. Суд. защита в гр. процессе принадлежит гр-
нам и орг-ям (ст. 3 ГПК), иностр. гр-нам и орг-ям, а также лицам без гр-ва.
Она обеспечивается предоставлением широкого права на предъявление иска.
Право на предъявление иска предполагает наличие лишь нек-рых мин. и легко
устанавливаемых в каждом случае условий – т/н предпосылок п. на
предъявление иска. Предпосылки права на предъявление иска – обст-ва, с
наличие или отсутствие к-рых з-н связывает возн-е s-ного права на
предъявление иска по конкр. делу. Если такие предпосылки налицо, это
означ., что у данного лица имеется право на судебное рассмотрение его
правового требования. Если к-л из предпосылок отс-ет, то нет и самого
права; обращение в суд в данном случае не м. вызвать судебного рассмотрения
указанного спора. 3. Следует различать предпосылки: а) общие и
специальные –в зависимости от круга дел, по к-рым они применяются, и б)
положительные и отрицательные – от того, зависит ли право на предъявление
иска от существования или отсутствия условия, указанного предпосылкой.
Общие предпосылки права на предъявление иска: 1. Процессуальная
правоспособность истца и ответчика; 2. подведомственность дела суду; 3.
отсутствие судебного решения, ранее вынесенного по тождественному иску; 4.
отсутствие между сторонами договора о передаче данного спора на
рассмотрение третейского суда. 1-2 положительные; 3-4 – отрицательные. П
Специальными называются предпосылки, установленные з-ном для нек-рых
категорий дел, применяемые к ним, наряду с общими. Они, как правило,
связаны с необходимостью принять меры для внесудебного разрешения до
обращения в суд. (требования о соблюдении претензионного порядка разрешения
спора) 3. Измен-е иска. Отказ от иска Измен-е иска - м. б. осущ-но истцом
путем замены основания или предмета иска, > либо < размера исковых
требований в процессе рассмотрения спора судом Ст. 34. Измен-е основания
или предмета иска, отказ от иска, признание иска, МС Истец вправе изменить
основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых
требований или отказаться от иска. Ответчик вправе признать иск. Стороны м.
окончить дело мировым соглашением. Измен-е основания - м. состоять как в
замене первоначально указаных обстоятельств для обоснования требования, так
и во внесении дополнительных или исключении нек-рых из указанных истцом
фактом. Измен-е предмета иска - замена первоначально указанного предмета
другим, основанием для к-рого служат первоначально приведенные истцом обст-
ва. Измен-е предмета иска нередко влечет за собой и полные или частичные
изменения осн-ий иска. В этом отношении ст. 34 ГПК требует соотв-го
уточнения. > или < р-ра исковых требований Измен-е размера исковых
требований приводит V материального объекта иска в соотв. с
действительностью; служа охране того же заявленного требования, оно не
влечет за собой изменения тождества иска и потому допускается з-ном без
ограничений. Проц. з-н не сод. правила, к-рое бы прямо предост-ло суду
право по своей инициативе изменить осн-е или пр-т иска. Согл. ст. 195 ГПК
суд разрешает дело в пределах заявл-х истцом требований. Однако суд м.
выйти за пределы заявл-х истцом треб-ий., если признает это необх-м для
защиты прав и охран-х з-ном интересов истца, а также в др. случаях. Отказ
от иска - высказаное на суде безоговорочное отречение истца от судебной
защиты своего требования, направленное на прекращение возбужденного
процесса. Истец м. отказаться также и от части иска, если его требование
делимо. Отказ от иска - одностороннее распорядительное действия истца.
Отказ от иска влечет за собой окончание дела без суд. решения путем
вынесения определения о прекращеният производства по делу. Признание иска -
это высказаное на суде безоговорочное согласие отв-ка на удовл-е искового
треб-я, напр. на окончание процесса путем вынесения благопр. для истца суд.
решения. Принимая призн-е иска, суд м. сослаться на него как на осн-е
выносимого решения об удовлетворении иска. Правомерность признания д. б.
проверена судом, в прот. случае суд отказывается от принятия признания.
Мировое Согл-е Возникший м/у сторонами спор можно завершить мировым
соглашением. МС, заключенное без обращения в суд, является внесудебным. Эл-
ты суд. МС : а) направлено на окончание суд. дела. б). оно д. б.
удостоверено судом поср-вом внесения его в протокол суд.
заседания+подписано предс-щим, секретарем и сторонами. в). оно требует
утверждения судом. Т. О. суд. МС - сделка, закл. сторонами при рассм-ии
дела и утвержденная судом, по к-рой истец и отв-к путем взаимных уступок по-
новому опр-ют свои П и О и прекращают возникший м/у ними суд. спор.
Установл. этим согл-ем новое п/о обязательно для исполнения, и они д. руков-
ся им в своем поведении.
4. Предмет доказывания. Распределения обязанностей доказывания. Предмет
доказывания - совокупность юридич. фактов, от установления к-рых зависит
разрешение дела по существу. Состав фактов, входящих в предмет доказывания,
для каждого дела различен. Суд определяет его, исходя из требований и
возражений сторон и руководствуясь нормами мат. права, к-рые д.б. в данном
случае применены. К предмету доказывания прежде всего относятся факты
основания иска. Также относятся факты основания возражений против иска,
т.е. юр. факты указанные ответчиком в кач-ве возражений против иска. Если
стороны ссылаются на факты не имеющие юр. значения, суд не должен их
исследовать. В предмет доказывания м. входить не только положительные, но и
отрицательные факты, т.е. как правомерные так и неправомерные. Факты не
подлежащие доказыванию - факты к-рые м.б. положены в основу судебного
решения по делу без доказывания.1). общеизвестные - факты, о к-рых знает
широкий круг лиц, в том числе судьи ч1. Ст. 55. Обст-ва, признанные судом
общеизвестными, не нуждаются в доказывании. Степень распространенности
данных фактов м.б. различной, но независимо от этого они не подлежат
доказыванию. 2) преюдициально установленные (предрешенные) - установлены
ранее вынесенным и вступившим в з-нную силу приговором или решением суда по
другому делу. ч 2. и ч3. Статьи 55. Факты, установленные вступившим в з-
нную силу решением суда по одному гр. делу, не доказываются вновь при разб-
ве других гр. дел, в к-рых участвуют те же лица. Вступивший в з-нную силу
приговор суда по уг. делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гр.-
правовых последствиях действий лица, в отношении к-рого состоялся приговор
суда, лишь по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они
данным лицом. Согласно з-ну преюдициальное значение имеют факты,
установленные только пост-ями суд. органов и только основными пост-ями -
приговором и решением. Распределение обязанности доказывания Ст. 50.
Обязанность доказывания и представления док-в Каждая сторона должна
доказать те обст-ва, на к-рые она ссылается как на основания своих
требований и возражений. Суд определяет, какие обст-ва имеют значение для
дела, какой из сторон они подлежат доказыванию, ставит их на обсуждение,
даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. Док-ва представляются
сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд м. предложить им
представить дополнительные док-ва. В случае, когда представление
дополнительных док-в для сторон и других лиц, участвующих в деле,
затруднительно, суд по их ходатайству оказывает им содействие в собирании
док-в. Как уже отмечалось выше, общее правило об обязанности доказывания
заключается в том, что каждая из сторон должна доказать те факты, на к-рых
она основывает свои требования или возражения. Однако в ряде случаях от
этого правила допускаются отступления - это док-венные презумпции. Док през-
я - это установленная з-ном предположение о том, что определенный факт
существует, если доказаны нек-рые другие связанные с ним факты. Если одна
из сторон в обосновании своих требований или возражений ссылается на какой-
либо факт, подпадающий под действие док-венной презумпции, она доказывать
этот факт не должна, так как он предполагается существующим. Другая сторона
м. данное предположение опровергнуть, доказав, что в данном случае
прзюмируемый факт не имел места. Значение док-венных презумпций заключается
в том, что они, устанавливая предположение о существовании какого-либо
факта, тем самым освобождают одну из сторон от необходимости доказывания, а
на другую сторону возлагают бремя его опровержения. В связи с этим на нее
переноситься и возможность наступления невыгодных последствий, связанных с
тем, что презумпция не опровергнута. В этом проявляется материально-
правовое действие презумнций, как и любых правил, распределяющих
обязанности по доказыванию. Иногда презумпция устанавливается с целью
облегчения проц. положения нек-рых участников процесса.
5. Классификация док-в В теории гражд. процесса существует две общеприз.
классиф-ции док-в. 1)исходя из процесса формирования: а). Первоначальные -
док-ва первоисточники б). Производные - воспроизводят содержание другого
док-ва. Их получают из вторых рук. Между производным док-вом и фактом, о к-
ром оно свидетельствует, всегда стоит, по крайней мере еще одно док-во,
содержание к-рого и воссоздается производным док-вом. В первоначальных док-
вах такого промежуточного звена нет. Первоначальным будет показание
свидетеля-очевидца. Показание же свидетеля, к-рый узнал о факте от другого
лица, будет производным. 2). а). прямые - док-во, к-рое даже будучи, взятым
в отдельности, дает возможность сделать лишь один определенный вывод об
искомом факте. б). косвенные - не дает возможность сделать один
определенный вывод, относительно искомого факта. Если косвенное док-во
взять не в отдельности, а в связи с остальными док-вами по делу, то,
сопоставляя их, можно отбросить необоснованные версии и прийти к одному
определенному выводу. 3). по источнику. Однако единства в проведении данной
классификации нет 4. личные - полученные от людей б). Вещ. - предметы
материального мира. Также по источнику док-ва делят еще на три вида -
личные, вещ., письм., либо на три других вида - личные, вещ. ( вещи и
документы), и смешанные ( заключения эксперта). Клас-ия док-в имеет
существенное практич. значение, т. к. выявляет особенности отд. групп док-в
и определяет пути их наилучшего использования с учетом этих особ-тей.
Относимость док-в - суд д. допускать и исследовать только относящиеся к
делу док-ва Ст. 53. Относимость док-в Суд принимает только те из
представляемых док-в, к-рые имеют значение для дела. Значение правила об
относимости док-в заключается в том, что оно позволяет правильно определить
объем док-венного материала, отобрать только те док-ва, к-рые действительно
нужны для установления фактич. обст-в дела, и устранить из процесса все
ненужное, не относящееся к делу загромождающее процесс. Допустимость док-в.
Ст. 54. Допустимость док-в Обст-ва дела, к-рые по з-ну д.б. подтверждены
определенными средствами доказывания, не м. подтверждаться никакими другими
средствами доказывания. Под допустимостью док-в понимают, во-первых,
правило в силу к-рого суд м. использовать только предусм. з-ном виды док-в.
Второе правило, это то, что возможны случаи когда в силу прямого указания з-
на те или иные обст-ва, не м. доказываться любыми способами, а только теми
к-рые указаны в з-не. Оценка док-в - определение судом достоверности и
достаточности док-в. Достоверность - означает, что сведения, к-рые оно
дает, соотв-ют действ-ти. Достаточность - м. ли на осн-ии собранных док-в
сделать вывод о наличии или отсутствии искомых фактов. Указание
относительно того, как должны оцениваться док-ва, чем суд должен
руководствоваться, даны в ст. 56 ГПК(. Оценка док-в Суд оценивает док-ва по
внутр. убеждению, основ. на беспристрастном, всестороннем и полном рассм-ии
имеющихся в деле док-в в их совокупности. Никакие док-ва не имеют для суда
заранее установленной силы. ) Такой подход к оценке док-в обеспечивает
отыскание истины по делу. Важнейшее правило оценки - оценка их по совок-ти.
Окончательно док-ва оцениваются судом в совещат. комнате, когда суд
признает конкр. факты установл-ми и на их основе выносит решение.
6. Требования предъявл. к суд. Решению
к суд решению предявляются опред требования несоблюдение которых влечет
его отмену или изменение либо приводит к необходимости внесения уточнений и
дополнений.1). Законность - т.е. вынесено в строгом соответствии с
подлежащим применению по делу нормами материального права и при точном
соблюдении норм процессуального права.2). Обоснованность - т.е. в нем
изложены все имеющие значение для разрешения дела обстоятельства,
всесторонне и полно выясненые в судебном заседании, и приведены
докказательства в подтверждении выводов об установленных обстоятельствах
дела, правах и обязанностях сторон. 3) Полнота - В нем д.б. даны
окончательные ответы на все заявленные требования.4) Определенность суд
решения. - В нем должен быть дан такой ответ на требования, который
исключал бы неопределенность в утверждении о существовании между сторонами
правоотношения или возможность различных способов исполнения решения.5)
Безусловность суд. решения. - т.е. исполнение суд решения не может быть
поставлено в зависимость от наступления или ненаступления каких бы то ни
было условий. Не будет условным решение, в котором указан срок, по
истечении которого судебное решение подлежит исполнению, так как это не
делает решение неопределенным, а лишь уточняет время его исполнения.
Законная сила судебного решения Согл. ч.1. Ст.208 ГПК. Вступление решения
суда в законную силу Решение суда вступает в законную силу по истечении
срока на кассационное обжалование и опротестование, если оно не было
обжаловано или опротестовано. В случае принесения кассационной жалобы или
кассационного протеста решение, если оно не отменено, вступает в законную
силу по рассмотрении дела вышестоящим судом. Решения Верховного Суда РСФСР
вступают в законную силу немедленно после их провозглашения. Всупление
решения в законную силу означает, что оно начинет действовать в полную
меру, проявляются все его качества.: 1). Неопровержимость -
невозможность его пересмотра в кассационном порядке. 2).Исключительность -
невозможность повторного обращения в суд с иском или иным заявлением,
разрешенным вступившим в законную силу судебным решением. 3).
Обязательность - означает, что государственные органы, должностные лица и
граждане обязаны в своей деятельности считаться с судебным решением, не
игнорировать его. 4). Преюденциальность - состоит в том, что установленные
вступившим в законную силу решением суда факты и правоотношения не могут
быть участвующими в деле лицами оспорены в другом деле и не нуждаются в
доказывании. 5). Исполнимость - Согласно ст 209 ГПК решение приводиться в
исполнение после вступления его в законную силу, кроме случаев немедленного
исполнения. Следовательно, свойство исполнимости возникает у судебного
решения с момента вступления в законную силу. Законная сила суд решения
имеет пределы - субъективные и объективные Субъективные пределы действия
законной силы суд решения ограничены кругом лиц, участвовавших в деле.
Объективные пределы законной силы судебного решения огракничены
правоотношениями и фактами, установленными судом при разрешении дела. Т.е.
на др. правоотношения м/у данными лицами законная сила суд решения не
распространяется.
7. Производство по делам об обжаловании решений ит действий ор гос власти,
орг м/с обществ объединений
Гл. 23. Жалобы на неправильности в списках изб-лей
Ст. 233. Подача жалобы Любое лицо, не согласное с решением исполнительного
комитета Сов-та нар-х деп-в, по его заявлению о неправильности в списках
изб-лей (невключение в список, исключение из списка, искажение фамилии,
имени, отчества, неправильное включение в список), может в случаях,
предусмотренных законом, подать на решение исполнительного комитета жалобу
по месту нахождения соответствующего избирательного участка. В случаях
подачи жалобы в суд без предварительной подачи заявления в исполнительный
комитет Сов-та нар-х деп-в судья направляет жалобу в соответствующий
исполнительный комитет с извещением об этом заявителя Ст. 234.
Рассмотрение жалобы Ж-ба должна быть рассмотрена не позднее чем в
трехдневный срок с момента ее подачи. Ж-ба рассматривается судом с участием
заявителя, представителя исполнительного комитета Сов-та нар-х деп-в, а в
случаях, когда ж-ба касается не заявителя, а другого гражданина, также и
этого гражданина. Дело по жалобе на неправильность в списках изб-лей суд
рассматривает с обязательным участием прокурора. Однако неявка указанных в
настоящей статье лиц не является препятствием для разрешения дела Статья
235. Решение суда по жалобе Решение суда, которым установлена
неправильность в списке изб-лей, является основанием для внесения
исполнительным комитетом Сов-та нар-х деп-в исправлений в список изб-лей.
Это решение немедленно после вынесения направляется соответствующему
исполнительному комитету Сов-та нар-х деп-в и сообщается заявителю Гл. 24.
Жалобы на действия административных органов или должностных лиц Ст. 236.
Дела по жалобам на действия административных органов или должностных лиц,
рассматриваемые судом В случаях, предусмотренных законом, суд
рассматривает в порядке, установленном настоящей главой, жалобы гр-н и
должностных лиц на действия административных органов или должностных лиц,
которым законом предоставлено право производить взыскания с гр-н в
административном порядке Ст. 237. Подача жалобы В течение десяти дней со
дня вручения постановления административных органов или должностных лиц о
наложении штрафа или о взыскании в административном порядке граждане или
должностные лица вправе обжаловать соответствующие действия
административных органов или должностных лиц в суд по месту жительства.
Подача жалобы приостанавливает взыскание в административном порядке. Ст.
238. Рассмотрение жалобы Ж-ба рассматривается судом в десятидневный срок.
Заявитель и административный орган или должностное лицо извещаются о
времени и месте заседания, однако их неявка не является препятствием для
разрешения дела. При рассмотрении дела суд обязан проверить правильность
действий административного органа или должностного лица и установить,
производится ли взыскание на основании закона и уполномоченным на то
органом или должностным лицом, был ли соблюден установленный порядок
привлечения лица, к которому предъявлено требование, к выполнению
возложенной на него обязанности; совершил ли оштрафованный нарушение, за
которое законодательством установлена ответственность в виде штрафа, и
виновен ли он в совершении этого нарушения; не превышает ли наложенный
штраф установленный предельный размер; учтены ли при определении размера
штрафа тяжесть совершенного проступка, личность виновного и его
имущественное положение; не истекли ли сроки давности для наложения и
взыскания штрафа. Ст. 239. Решение суда по жалобе Суд, установив, что
требование административного органа или должностного лица незаконно,
выносит решение об удовлетворении жалобы. Если сумма наложенного штрафа
превышает установленный законодательством предел, суд снижает сумму штрафа
до установленного предела. Если штраф наложен без учета тяжести
совершенного проступка, личности виновного и его имущественного положения,
суд может снизить сумму штрафа. Если действия административного органа или
должностного лица являются законными, суд выносит решение об отказе в
удовлетворении жалобы. Гл. 24'. Жалобы на действия государственных органов,
общественных организаций и должностных лиц, нарушающие права и свободы гр-н
Ст. 239-1. Право на обращение с жалобой в суд Гр-нин в праве обратиться
в суд с жалобой, если считает, что неправомерными действиями
государственного органа, общественной организации или должностного лица
нарушены его права или свободы. Ст. 239-2. Действия государственных
органов, общественных организаций и должностных лиц, подлежащие судебному
обжалованию К действиям государственных органов, общественных организаций
и должностных лиц, подлежащим судебному обжалованию, относятся
коллегиальные и единоличные действия, в результате которых: 1) нарушены
права или свободы гражданина; 2) созданы препятствия осуществлению
гражданином его прав и свобод; 3) на гражданина незаконно возложена какая-
либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Ст. 239-3.
Пределы действия настоящей главы Не могут быть обжалованы в суд в
соответствии с настоящей главой следующие действия государственных органов,
общественных организаций и должностных лиц: 1) индивидуальные и нормативные
акты, проверка которых отнесена к исключительной компетенции
Конституционного Суда Российской Федерации; 2) индивидуальные и нормативные
акты, касающиеся обеспечения обороны (оперативного управления войсками,
организации боевого дежурства, обеспечения боевой готовности) и
государственной безопасности Российской Федерации; 3) индивидуальные и
нормативные акты, в отношении которых законом предусмотрен иной порядок
судебного обжалования. Ст. 239-4. Подача жалоб. Гр-нин вправе обратиться
с жалобой на действия государственного органа, общественной организации,
должностного лица непосредственно в суд либо к вышестоящим в порядке
подчиненности государственному органу, общественной организации,
должностному лицу. Вышестоящие в порядке подчиненности гос-ый орган,
общественная организация, должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в
месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не
получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с
жалобой в суд. Ж-ба подается по усмотрению гражданина в суд по месту его
жительства либо в суд по месту нахождения государственного органа,
общественной организации, должностного лица. Ст. 239-5. Сроки для
обращения в суд с жалобой Для обращения в суд с жалобой устанавливаются
следующие сроки: 1) три месяца со дня, когда гражданину стало известно о
нарушении его прав и свобод; 2) один месяц со дня получения гражданином
уведомления об отказе вышестоящих в порядке подчиненности государственного
органа, общественной организации, должностного лица в удовлетворении жалобы
или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином
не был получен на нее ответ. Ст. 239-6. Рассмотрение жалобы Ж-ба
рассматривается судом в десятидневный срок с участием гражданина, подавшего
жалобу, и руководителя государственного органа, общественной организации
или должностного лица, действия которых обжалуются, либо их представителей.
С согласия лица, подавшего жалобу, она может быть рассмотрена судьей
единолично. Неявка в судебное заседание по неуважительной причине
гражданина, подавшего жалобу, или руководителя государственного органа,
общественной организации либо должностного лица, действия которых
обжалуются, или их представителей не служит препятствием к рассмотрению
жалобы, однако суд может признать явку указанных лиц обязательной. Судом
должны быть исследованы материалы, представленные вышестоящими в порядке
подчиненности государственным органом, общественной организацией или
должностным лицом, признавшими обжалуемые действия законными, а также могут
быть выслушаны объяснения других лиц, исследованы необходимые документы и
иные доказательства. Ст. 239-7. Решение суда по жалобе Суд, признав
жалобу обоснованной, выносит решение об обязанности соответствующих
государственного органа, общественной организации или должностного лица
устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина.
Установив, что обжалуемые действия были совершены в соответствии с законом,
в пределах полномочий государственного органа, общественной организации или
должностного лица и права либо свободы гражданина не были нарушены, суд
выносит решение об отказе в удовлетворении жалобы. Решение суда по жалобе
направляется для устранения допущенных нарушений закона или другого
нормативного акта руководителю государственного органа, общественной
организации или должностному лицу, действия которых были обжалованы, либо
вышестоящим в порядке подчиненности государственному органу, общественной
организации или должностному лицу.
8. Ст. 245. Дела, рассм. судом в порядке особого пр-ва
К делам, рассматриваемым судом в порядке особого производства, относятся
дела:
1) об установлении фактов, имеющих юридическое значение; 2) о признании
гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим;

Новинки рефератов ::

Реферат: Бухгалтерский учет в торговле в Украине (Бухгалтерский учет)


Реферат: Использование графики в MS Word (Программирование)


Реферат: Автоматизация бухгалтерского учета в России (Программирование)


Реферат: Соціальні проблеми у ЗМІ (Журналистика)


Реферат: Современное состояние и ресурсы механизмов массового влияния на общественное мнение (Социология)


Реферат: Законы сохранения в механике (Физика)


Реферат: Социальная работа в пенитенциарной системе (Социология)


Реферат: Боги Египта (Религия)


Реферат: З. Фрейд. Тотем и табу (Психология)


Реферат: Государственное муниципальное управление (Государство и право)


Реферат: Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (Право)


Реферат: Законотворческий процесс в Республики Казахстан (Право)


Реферат: Автоматизированная система управления комбината Белшина (Программирование)


Реферат: Оптимальные и адаптивные системы (Технология)


Реферат: Обшество в послевоенные годы (История)


Реферат: Cоциалогия культуры (Социология)


Реферат: Автоматизированное Рабочее Место Отдела Кадров (Компьютеры)


Реферат: Финансы и торговля в Древнем Египте (История)


Реферат: Космонавтика ( Космонавтика)


Реферат: Монгольские гос-ва на территории России в 12-16вв (Доклад) (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист