GeoSELECT.ru



Гражданское право и процесс / Реферат: Правовая основа местного самоуправления (Гражданское право и процесс)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Правовая основа местного самоуправления (Гражданское право и процесс)



Правовая основа местного самоуправления


ПЛАН:



|Понятие правовой основы местного самоуправления |3 |
|Международное законодательство |3 |
|Конституция российской федерации |4 |
|Федеральное законодательство |5 |
|Законодательство субъектов российской федерации |8 |
|Муниципальные нормативные правовые акты |9 |
|Нормативные акты и литература |12 |
1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Местное самоуправление - это «организация власти на местах,
предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного
значения». Реальное и эффективное местное самоуправление возможно лишь при
наличии определенных предпосылок и условий, которые в своей совокупности
составляют основы местного самоуправления. Одной из таких важнейших основ
является правовая основа местного самоуправления.
Правовая основа местного самоуправления представляет собой систему
нормативных правовых актов обеспечивающих эффективное регулирование
вопросов организации и деятельности местного самоуправления в Российской
Федерации. Правовую основу местного самоуправления в Российской Федерации
составляют:
Европейская хартия местного самоуправления; Конституция Российской
Федерации;
федеральные законы, акты Президента и Правительства Российской Федерации;
конституции, уставы, законы субъектов Российской Федерации; уставы и другие
нормативные правовые акты муниципальных образований, регулирующие вопросы
организации и деятельности местного самоуправления.

2. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации «общепризнанные
принципы и нормы международного права и международные договоры Российской
Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным
договором Российской Федерации установлены иные правила, чем
предусмотренные законом, то применяются правила международного
договора»[1].
Одним из таким актов международного права, важнейшим элементом правовой
основы местного самоуправления в Российской Федерации является подписанная
от имени Российской Федерации 28 февраля 1996 года, ратифицированная
Федеральным собранием Российской Федерации (Федеральный закон от 11.04.98 №
55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления») и
вступившая в силу для Российской Федерации с 01 сентября 1998 года
Европейская хартия местного самоуправления, разработанная и принятая
Советом Европы 15 октября 1985 года.
Европейская хартия местного самоуправления дает понятие местного
самоуправления (ст. 3), устанавливает общие принципы закрепления
компетенции самоуправления (ст. 4), закрепляет гарантии защиты
территории местным самоуправлением (ст. 5), право местного самоуправления
определять свои внутренние административные структуры (ст. 6). Кроме того,
она включает положения об условиях осуществления полномочий на местном
уровне (ст. 7), об источниках финансирования органов местного
самоуправления (ст.9), об административном контроле за деятельностью
органов местного самоуправления (ст.8), а также закрепляет право органов
местного самоуправления на объединение (ст. 10) и право на судебную защиту
для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий (ст.11).
При этом Европейская хартия местного самоуправления устанавливает
обязательства государств, подписавших ее, в том числе Российской Федерации.
Так, согласно ст. 2 «принцип местного самоуправления должен быть признан во
внутреннем законодательстве и, по возможности, в Конституции
государства»[2]. Российская Федерация как участник этого договора обязуется
соблюдать установленный ст. 12 минимальный уровень гарантий организации и
деятельности местного самоуправления на своей территории. Европейская
хартия местного самоуправления устанавливает обязанность государств -
членов Совета Европы, в том числе Российской Федерации, направлять
Генеральному секретарю Совета Европы всю необходимую информацию о
законодательных положениях и иных мерах, предпринятых для того, чтобы
соответствовать Европейской хартии местного самоуправления.
Таким образом, Европейская хартия местного самоуправления, являясь
базовым элементом правовой основы местного самоуправления в Российской
Федерации, устанавливает не только основные принципы и положения правового
регулирования местного самоуправления, но и минимально необходимые рамки по
составу и содержанию остальных элементов правовой основы: Конституции
Российской Федерации, федеральных законов по вопросам местного
самоуправления и др.

3. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конституция Российской Федерации как основной закон государства
занимает особое место в правовой основе местного самоуправления. В ней
устанавливаются основные принципы организации и деятельности местного
самоуправления в Российской Федерации, «намечаются основные контуры
устройства самой близкой к населению власти - органов местного
самоуправления»[3], закрепляются общие принципы построения и
функционирования муниципальной власти, единые для всей системы местного
самоуправления в Российской Федерации.
Прежде всего, согласно ст. 12 «в Российской Федерации признается и
гарантируется местное самоуправление»[4]. Конституция Российской Федерации
содержит специальную главу о местном самоуправлении из четырех статей (ст.
130-133), а, кроме того, ряд положений содержится в ст. 8, 9, 15, 24, 32,
33, 40, 41, 43, 46. 68 Конституции Российской Федерации. С точки зрения
организации и принципов местного самоуправления наибольшее значение имеют
следующие конституционные положения:

• местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно;
• органы местного самоуправления не входят в систему органов
государственной власти;
• местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение
населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения
муниципальной собственностью
• местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума,
выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы
местного самоуправления;
• структура органов местного самоуправления определяется населением
самостоятельно;
• изменение границ территорий, в которых осуществляется местное
самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих
территории.
В Конституции Российской Федерации содержатся и другие важные
положения, раскрывающие сущность, формы и гарантии местного самоуправления.
Так, устанавливается, что оно осуществляется с учетом исторических и иных
местных традиций. Раскрывая содержание самостоятельности. Конституция
указывает на основные предметы ведения органов местного самоуправления:
• управление муниципальной собственностью; формирование, утверждение н
исполнение местного бюджета;
• установление местных налогов и сборов;
• осуществление охраны общественного порядка;
• иные вопросы местного значения.
Конституцией Российской Федерации закреплены следующие гарантии
местного самоуправления:

• право на судебную защиту;
• право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате
решении, принятых органами государственной власти;
• запрет на ограничение прав местного самоуправления.
Ставя органы местного самоуправления вне системы органов
государственной власти, Конституция Российской Федерации в то же время
допускает возможность наделения этих органов отдельными государственными
полномочиями.[5] В таких случаях им должны быть переданы необходимые
материальные и финансовые средства, а реализация полномочий -
контролироваться государством.

4. ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Ст. 72 Конституции Российской Федерации относит установление общих
принципов организации местного самоуправления к совместному ведению
Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения
согласно ст. 76 Конституции Российской Федерации «издаются федеральные
законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные
правовые акты субъектов Российской Федерации».[6] Иначе говоря, федеральное
законодательство о местном самоуправлении составляет «юридическую базу для
правового регулирования местного самоуправления субъектами Российской
Федерации» . Оно обеспечивает общие для всех субъектов Российской Федерации
подходы к вопросам формирования и развития правовой основы местного
самоуправления, дает определения основных понятий и терминов, используемых
при правовом регулировании муниципальных отношений.
Основополагающие начала организации и деятельности местного
самоуправления, закрепляемые Конституцией Российской Федерации, получили
развитие в Федеральном законе от 28.08.95 №154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации». Данный закон «в соответствии с Конституцией Российской
Федерации определяет роль местного самоуправления в осуществлении
народовластия, правовые, экономические и финансовые основы местного
самоуправления и государственные гарантии его осуществления, устанавливает
общие принципы организации местного самоуправления в Российской
Федерации»[7]. Согласно ст. 7 Федерального закона от 28.08.95 №154-ФЗ (ред.
от 17.03.97) «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации» ему не могут противоречить другие федеральные законы,
законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие нормы муниципального
права. В случае же противоречия норм муниципального права, содержащихся в
этих законах, положениям Конституции Российской Федерации, Федеральному
закону от 28.08.95 №154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» должны
применяться положения Конституции Российской Федерации и названного закона.
Это в равной мере распространяется на республики, края, области, города
федерального значения, автономную область, автономные округа.
Данный закон устанавливает территориальные, финансово-экономические
основы местного самоуправления, гарантии местного самоуправления,
ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного
самоуправления, контроль за их деятельностью, определяет органы местного
самоуправления и должностные лица местного самоуправления, формы прямого
волеизъявления граждан и другие формы осуществления местного
самоуправления.
Особенная роль Федерального закона от 28.08.95 №154-ФЗ (ред. от
17.03.97) «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации» в развитии правовой основы местного самоуправления
определяется также и тем, что он разграничивает полномочия федеральных
органов государственной власти и органов государственной власти субъектов
Российской Федерации в области местного самоуправления. Так, полномочия
органов государственной власти Российской Федерации устанавливает ст. 4,
согласно которой на федеральном уровне осуществляется законодательное
регулирование общих принципов организации и деятельности местного
самоуправления, контроль за соблюдением федеральных законов. Речь в данном
случае идет не только о Конституции Российской Федерации, Федеральном
законе от 28.08.95 №154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации», но и о других
федеральных законах, регулирующих отдельные вопросы построения
и функционирования местного самоуправления, в частности, вопросы
ответственности органов местного самоуправления за нарушение законов;
организации местного самоуправления в закрытых административно-
территориальных образованиях; основ муниципальной службы и т. д.
Федеральные органы государственной власти обязаны обеспечивать соответствие
законодательства субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении
Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству. К
полномочиям органов государственной власти Российской Федерации закон
относит установление и обеспечение федеральных гарантий местного
самоуправления: государственных минимальных социальных стандартов;
федеральных программ развития местного самоуправления; федеральных гарантий
избирательных прав граждан при выборах органов местного самоуправления и
должностных лиц местного самоуправления; порядка судебной защиты прав
местного самоуправления;
порядка судебной защиты прав местного самоуправления; федеральных гарантий
финансовой самостоятельности; регулирование основ муниципальной службы и т.
д.[8] Органы местного самоуправления могут наделяться федеральным законом
отдельными полномочиями Российской Федерации. При этом им передаются
материальные и финансовые средства, необходимые для осуществления указанных
полномочий и осуществляется контроль за их реализацией. К ведению
Российской Федерации в области местного самоуправления в лице
соответствующих органов относится также осуществление прокурорского надзора
за соблюдением законности в деятельности органов и должностных лиц местного
самоуправления.
Целям обеспечения федеральных гарантий избирательных прав граждан при
выборах органов местного самоуправления и должностных лиц местного
самоуправления служит Федеральный закон от 26.11.96 №138-ФЗ (ред. от
22.06.98) «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации
избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», который
«устанавливает правовые нормы, обеспечивающие реализацию конституционных
прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы
местного самоуправления в случаях нарушения указанных прав»[9]. Данный
закон применяется в случаях, если:
представительным органом субъекта Российской Федерации не принят закон,
устанавливающий порядок проведения муниципальных выборов; представительным
органом местного самоуправления или на местном референдуме не принят устав
муниципального образования; в муниципальном образовании отсутствует
выборный представительный орган местного самоуправления и т.п., но только в
части, не урегулированной законами субъектов Российской Федерации и
нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Для установления и обеспечения федеральных гарантий финансовой
самостоятельности местного самоуправления был принят Федеральный закон от
25.09.97 №126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской
Федерации», который «определяет основные принципы организации местных
финансов, устанавливает источники формирования и направления использования
финансовых ресурсов местного самоуправления, основы бюджетного процесса в
муниципальных образованиях и взаимоотношения органов местного
самоуправления с финансовыми институтами, а также гарантии финансовых прав
органов местного самоуправления»[10].
«Общие принципы организации муниципальной службы и основы правового
положения муниципальных служащих в Российской Федерации»[11] установлены
Федеральным законом от 08.01.98 №8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в
Российской Федерации». Данный закон определяет понятия муниципальной
должности, муниципальной службы, разряды, ограничения, поощрения,
ответственность, гарантии муниципальных служащих и другие вопросы
муниципальной службы.
Крайне важную роль на этапе формирования правовой основы местного
самоуправления сыграли Указы Президента Российской Федерации и
Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам местного
самоуправления, т.к. «для того, чтобы закон заработал необходим пусковой
механизм его реализации»[12]. Некоторые из этих актов продолжают составлять
правовую основу местного самоуправления: Указ Президента РФ от 11.06.97
№568 «Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской
Федерации»; Указ Президента РФ от 22.10.98 №1281 «О конгрессе муниципальных
образований Российской Федерации»;
Постановление Правительства РФ от 19.01.98 №65 «О федеральном реестре
муниципальных образований в Российской Федерации» и др.
.
4. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Российская Федерация состоит из равноправных субъектов Российской
Федерации: республик, краев, областей, городов федерального значения,
автономной области, автономных округов. Республика, являясь государством,
имеет свою конституцию, а другие субъекты Российской Федерации - устав.
Конституции и уставы субъектов Российской Федерации должны соответствовать
Конституции Российской Федерации и федеральным законам, которые имеют
верховенство на всей территории Российской Федерации. Поэтому содержащиеся
в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации положения о местном
самоуправлении (например, ст.108-116 Устава Красноярского края от 29.02.96
№8-252) не должны противоречить основополагающим началам и принципам
организации местного самоуправления, закрепляемым Конституцией Российской
Федерации и ранее указанными федеральными законами. Как уже упоминалось
установление общих принципов организации местного самоуправления относится
к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, по
которым издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними
законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 28.08.95 №154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
закрепил перечень полномочий органов государственной власти субъектов
Российской Федерации в области местного самоуправления. Согласно ст.5
данного закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации
осуществляют правовое регулирование местного самоуправления. Они принимают
и изменяют законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении
(например, Закон Красноярского края от 10.01.96 №8-209 (ред. от 26.03.98)
«О местном самоуправлении в Красноярском крае»), о муниципальных выборах
(например, Закон Красноярского края от 20.06.95 №6-126 (в ред. от 24.04.97)
«О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае»), о
местном референдуме (например, Закон Красноярского края от 28.06.96 №10-298
«О местном референдуме»), о муниципальной службе (например, Закон
Красноярского края от 21.10.97 №15-580 «О муниципальной службе в
Красноярском крае»). Закон относит к полномочиям органов государственной
власти субъектов Российской Федерации решение вопросов о передаче
собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность,
регулировании отношений между бюджетами субъектов Российской Федерации и
местными бюджетами (например, ст.30-41 Закона Красноярского края от
10.01.96 №8-209 (ред. от 26.03.98) «О местном самоуправлении в Красноярском
крае»). В ведении субъектов Российской Федерации находятся установление и
изменение порядка образования, объединения, преобразования или упразднения
муниципальных образований, их границ и наименований, а также установление
порядка регистрации уставов муниципальных образований (например, ст.13-14
Закона Красноярского края от 10.01.96 №8-209 (ред. от 26.03.98) «О местном
самоуправлении в Красноярском крае»). Кроме того, субъекты Российской
Федерации вправе регулировать законами особенности организации местного
самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций. Субъекты
Российской Федерации могут принимать законы об административных
правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного
самоуправления (например. Закон Красноярского края от 24.06.97 №14-506 «Об
установлении административной ответственности по вопросам, связанным с
осуществлением местного самоуправления»). Важная роль принадлежит органам
государственной власти субъектов Российской Федерации в создании и
функционировании системы гарантий местного самоуправления. Они призваны
обеспечить: гарантии финансовой самостоятельности местного самоуправления;
сбалансированность минимальных местных бюджетов на основе нормативов
минимальной бюджетной обеспеченности;
государственные минимальные социальные стандарты; компенсацию местному
самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений,
принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
защиту прав граждан на осуществление местного самоуправления. Органы
государственной власти субъектов Российской Федерации принимают
региональные программы развития местного самоуправления. Они также
осуществляют контроль за соблюдением законодательства о местном
самоуправлении, обеспечивают соответствие законов субъектов Российской
Федерации о местном самоуправлении Конституции Российской Федерации и
федеральным законам. Кроме того, органы государственной власти субъектов
Российской Федерации вправе наделять органы местного самоуправления
законом, отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации с
одновременной передачей материальных и финансовых средств, необходимых для
осуществления переданных полномочий и осуществлять контроль за их
реализацией[13].
Однако процесс формирования законодательства субъектов Российской
Федерации проходит очень неравномерно: лишь в незначительной части регионов
правовую базу «можно считать удовлетворительной, в большинстве же законы
либо не принимаются, либо принимаются с грубейшими нарушениями федерального
законодательства»[14]. Так, законом Архангельской области
устанавливается соподчиненность муниципальных образований, законом
Чувашской республики полностью регламентируется деятельность органов
местного самоуправления по решению вопросов местного значения, законом ряда
областей устанавливается структура органов местного самоуправления. В ст.4
Закона Красноярского края от 20.06.95 №6-126 (в ред. от 24.04.97) «О
выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» установлено,
что «дата проведения выборов определяется Законодательным Собранием края по
согласованию с Губернатором края»[15], что «является вмешательством в
компетенцию органов местного самоуправления»[16]. Таким образом, при
наличии большого разнообразия в подходах к регулированию конкретных
вопросов местного самоуправления, находящихся в ведении субъектов
Российской Федерации, недопустимо нарушение основ организации и
деятельности местного самоуправления, установленных Конституцией
Российской Федерации и федеральными законами.

5. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Необходимый элемент правовой основы местного самоуправления - уставы
муниципальных образований, в которых на основе федерального
законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации о местном
самоуправлении определяются организация и формы осуществления местного
самоуправления в данных муниципальных образованиях, их территориальная,
финансово-экономическая основы, а также содержатся другие положения об
организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности
органов и должностных лиц местного самоуправления. Необходимость появления
в системе нормативных правовых актов о местном самоуправлении уставов
муниципальных образований предопределили признаваемые и гарантируемые
Конституцией Российской Федерации организационная обособленность органов
местного самоуправления в системе управления государством,
самостоятельность населения в решении вопросов местного значения, включая
выбор конкретных организационных форм осуществления местного
самоуправления, определение структуры органов местного самоуправления.
Федеральный закон от 28.08.95 №154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
исходит из того, что каждое муниципальное образование имеет свой устав.
Ст.8 данного закона определяет «руг основных вопросов, регулируемых уставом
муниципального образования, принципы его разработки, принятия и порядок
государственной регистрации. В соответствии с законом устав муниципального
образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно.
Порядок его разработки, принятия и изменения находится в ведении
муниципального образования. Закон предусматривает два пути принятия устава
муниципального образования: представительным органом местного
самоуправления и населением непосредственно, т.е. местным референдумом или
на сходе граждан. Органы государственной власти субъектов Российской
Федерации устанавливают порядок государственной регистрации
уставов муниципальных образований. Так, согласно ст. 9 Закона Красноярского
края от 10.01.96 №8-209 (ред. от 26.03.98) «О местном самоуправлении в
Красноярском крае» «государственная регистрация устава муниципального
образования осуществляется управлением юстиции администрации края в
месячный срок со дня его представления»[17]. По результатам рассмотрения
заявления и устава орган юстиции обязан принять одно из следующих решений:
а) о регистрации устава; б) об отказе в регистрации устава. Отказ в
регистрации устава, равно как и регистрация устава, содержащего
противоречия федеральному или областному законодательству, могут быть
обжалованы в суд. Ст.8 Федерального закона от 28.08.95 №154-ФЗ (ред. от
17.03.97) «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации» устанавливает, что «основанием для отказа в
государственной регистрации устава муниципального образования может быть
только противоречие его Конституции Российской Федерации, законам
Российской Федерации и законам субъекта Российской Федерации»[18]. Устав
муниципального образования вступает в силу после его официального
опубликования (обнародования), «которое осуществляется при наличии его
государственной регистрации»[19].
Устав муниципального образования должен содержать, во-первых,
наименование муниципального образования с указанием его границ и состава
территории.
Во-вторых, в уставе указываются вопросы местного значения, относящиеся
к ведению муниципального образования. Их перечень содержится в ст. 6
Федерального закона от 28.08.95 №154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст.8
Закона Красноярского края от 10.01.96 №8-209 (ред. от 26.03.98) «О местном
самоуправлении в Красноярском крае»). Муниципальные образования вправе
расширить этот перечень за счет вопросов, отнесенных к вопросам местного
значения законами субъектов Российской Федерации, а также вопросов, не
исключенных из их ведения и не отнесенных к ведению других муниципальных
образований и органов государственной власти (Закон Красноярского края от
22.06.98 №3-110 «О предметах ведения муниципальных образований»).
В-третьих, устав муниципального образования определяет организационную
структуру местного самоуправления, правовой статус органов и должностных
лиц местного самоуправления, условия и порядок организации муниципальной
службы. В уставе закрепляются структура и порядок формирования органов
местного самоуправления, их наименование и полномочия. Уставом
муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы
муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц
местного самоуправления (например, согласно ст.21 Устава города Красноярска
«на городских выборах ... избираются ... Глава города»[20], а согласно ст.
10 Устава закрытого административно-территориального образования г.
Железногорск Красноярского края избирается глава администрации). При этом
следует иметь в виду, что согласно ст. 14 Федерального закона от 28.08.95
№154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» «наличие выборных органов местного
самоуправления муниципальных образований является обязательным»[21].
Органы местного самоуправления должны быть наделены уставом
муниципального образования собственной компетенцией в решении вопросов
местного значения. Устав муниципального образования закрепляет статус и
социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов местного
самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также
гарантии прав должностных лиц местного самоуправления. При этом срок
полномочий депутатов, членов других выборных органов местного
самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления не может
быть меньше двух лет. Кроме того, устав должен определять основания и
порядок прекращения их полномочий. В соответствии с законом субъекта
Российской Федерации устав муниципального образования устанавливает
наименование и виды правовых актов органов и должностных лиц местного
самоуправления, порядок их принятия и вступления в силу (например, ст. 54
Устава города Красноярска определяет, что «систему правовых актов города
образуют:
решения, принятые на референдуме, нормативные и индивидуальные акты
городского Совета и администрации города»[22]). Уставом муниципального
образования определяются выборные и иные органы местного самоуправления,
являющиеся юридическими лицами.
В-четвертых, в уставе муниципального образования должны быть закреплены
формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении
вопросов местного значения. Речь идет о таких институтах муниципальной
демократии, как местный референдум; муниципальные выборы; собрание (сход)
граждан; народная правотворческая инициатива; обращения граждан в органы
местного самоуправления, а также территориальное общественное
самоуправление и другие формы участия населения в осуществлении местного
самоуправления.
В-пятых, устав муниципального образования устанавливает основания и
виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.
Уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта
Российской Федерации может быть предусмотрена возможность отзыва населением
депутата, члена выборного местного самоуправления, выборного должностного
лица местного самоуправления (например, ст. 27, 36 Устава закрытого
административно-территориального образования г. Железногорск Красноярского
края).
В-шестых, уставом муниципального образования определяются экономическая
и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок
владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
В-седьмых, в уставе муниципального образования могут регулироваться
вопросы организации местного самоуправления, обусловленные компактным
проживанием на территории муниципального образования национальных групп и
общностей, коренных (аборигенных) народов, казачества с учетом исторических
и иных местных традиций. Устав муниципального образования может содержать и
другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции и
порядке деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления в
соответствии с законами Российской Федерации и законами субъектов
Российской Федерации.
Кроме устава на муниципальном уровне принимаются и другие нормативные
правовые акты, регламентирующие отдельные вопросы организации и
деятельности местного самоуправления: регламенты представительных органов,
положения о территориальном общественном самоуправлении и др. (например,
Регламент Городского Совета закрытого административно-территориального
образования город Железногорск Красноярского края (утв. решением Городского
Совета от 27.02.97 №2-11Р) (ред. от 23.06.98).


НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ И ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации // Справочно-правовая система
«Консультант Плюс».
2. Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге
15.10.85) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
3. Федеральный закон от 11.04.98 №55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии
местного самоуправления» // Справочно-правовая система «Консультант
Плюс».
4. Закон РФ от 06.07.91 №1550-1 (ред. от 28.08.95) «О местном
самоуправлении в Российской Федерации» // Справочно-правовая система
«Консультант Плюс».
5. Закон РФ от 14.07.92 №3297-1 (ред. от 31.07.98) «О закрытом
административно-территориальном образовании» // Справочно-правовая
система «Консультант Плюс».
6. Федеральный закон от 28.08.95 №154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» //
Справочно-праповая система «Консультант Плюс».
7. Федеральный закон от 26.11.96 №138-ФЗ (ред. от 22.06.98) «Об обеспечении
конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть
избранными в органы местного самоуправления» // Справочно-правовая
система «Консультант Плюс».
8. Федеральный закон от 25.09.97 №12б-ФЗ «О финансовых основах местного
самоуправления в Российской Федерации» // Справочно-правовая система
«Консультант Плюс».
9. Федеральный закон от 08.01.98 №8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в
Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
10. Указ Президента РФ от 11.06.97 №568 «Об основных направлениях реформы
местного самоуправления в Российской Федерации» // Справочно-правовая
система «Консультант Плюс».
11. Постановление Правительства РФ от 19.01.98 №65 «О федеральном реестре
муниципальных образований в Российской Федерации» // Справочно-правовая
система «Консультант Плюс».
12. Устав Красноярского края от 29.02.96 №8-252 // Справочно-правовая
система «Консультант Плюс».
13. Закон Красноярского края от 20.06.95 №6-126 (в ред. от 24.04.97) «О
выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» //
Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
14. Закон Красноярского края от 10.01.96 №8-209 (ред. от 26.03.98) «О
местном самоуправлении в Красноярском крае» // Справочно-правовая
система «Консультант Плюс».

15. Закон Красноярского края от 24.06.97 №14-506 «Об установлении
административной ответственности по вопросам, связанным с осуществлением
местного самоуправления» // Справочно-правовая система «Консультант
Плюс».
16. Закон Красноярского края от 28.06.96 №10-298 «О местном референдуме» //
Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
17. Закон Красноярского края от 26.09.96 №11-322 «О порядке отзыва депутата
представительного органа местного самоуправления» // Справочно-правовая
система «Консультант Плюс».
18. Закон Красноярского края от 21.10.97 №15-580 «О муниципальной службе в
Красноярском крае» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
19. Закон Красноярского края от 21.10.97 №15-586 (ред. от 24.09.98) «О
статусе депутата представительного органа местного самоуправления в
Красноярском крае» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

20. Закон Красноярского края от 22.06.98 №3-110 «О предметах ведения
муниципальных образований» // Справочно-правовая система «Консультант
Плюс».
21. Устав города Красноярска (Зарегистрирован Распоряжением управления
юстиции администрации края от 14.01.98 №01-25, Свидетельство о
государственной регистрации от 14.01.98 №51) // Справочно-правовая
система «Консультант Плюс».
22. Устав закрытого административно-территориального образования г.
Железногорск Красноярского края (утв. решением городского Совета от
28.10.97 №7-85Р) // Снравочно-правовая система «Консультант Плюс».
23. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л.А.
Окунькова. М.: Издательство БЕК, 1996 // Справочно-правовая система
«Консультант Плюс».
24. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.:
Издательская группа ИПФРА-М - НОРМА, 1997.
25. Нрнюв В. Конституция Российской Федерации и местное самоуправление //
Российская юстиция. 1997. №4 // Справочно-правовая система «Консультант
Плюс».
26. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации:
Учебник. М.: Юристъ, 1997.
27. Овчинников И. Правовые основы местного самоуправления // Российская
юстиция. 1995. №12.
28. Савранская О.Л. Правовые основы местного самоуправления // Социс. 1997.
№1.


-----------------------
[1] Конституция Российской Федерации
[2] Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге
15.10.85)
[3] Овчинников И. Правовые основы местного самоуправления// Российская
юстиция. 1995. №12. С. 35.
[4] Конституция Российской Федерации
[5] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.:
Издательская группа ИНФРА-М -НОРМА, 1997. С. 712.
[6] Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации:
Учебник. М.: Юристь, 1997. С. 181.
[7] Федеральный закон от 28.08.95 №154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
[8] Федеральный закон от 28.08.95 №154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
[9] Федеральный закон от 26.11.96 №138-ФЗ (ред. от 22.06.98) «Об
обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и
быть избранными в органы местного самоуправления»
[10] Федеральный закон от 25.09.97 №126-ФЗ «О финансовых основах
местного самоуправления в Российской Федерации».
[11] Федеральный закон от 08.01.98 №8-ФЗ «Об основах муниципальной
службы в Российской Федерации».
[12] Савранская О.Л. Правовые основы местного самоуправления // Социс.
1997. №1. С. 112.

[13] Федеральный закон от 28.05.95 № 154-ФЗ (редакция от 17.03.97) «Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации».
[14] Савранская О.Л. Правовые основы местного самоуправления // Социс.
1997. №1. С. 114.
[15] Закон Красноярского края от 20.06.95 №6-126 (в ред. от 24.04.97)
«О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае».
[16] Савранская О.Л. Правовые основы местного самоуправления//Социс.
1997. №1. С. 114.
[17] Закон Красноярского края от 10.01.96 №8-209 (ред. от 26.03.98) «О
местном самоуправлении в Красноярском крае».
[18] Федеральный закон от 28.08.95 №154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
[19] Закон Красноярского края от 10.01.96 г. № 8-209 (в редакции от
26.03.98 г.) «О местном самоуправлении в Красноярском крае».
[20] Устав города Красноярска (Зарегистрирован Распоряжением управления
юстиции администрации края
от 14.01.98 №01-25, Свидетельство о государственной регистрации от
14.01.98 №51).
[21] Федеральный закон от 28.08.95 №154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
[22] Устав города Красноярска (Зарегистрирован Распоряжением управления
юстиции администрации края
от 14.01.98 №01-25, Свидетельство о государственной регистрации от
14.01.98 №51).






Реферат на тему: Правовая охрана товарных знаков


Введение


Продолжающийся процесс углубления и расширения рыночных отношений в
стране ведет к появлению значительного разнообразия товаров. В результате
реализация многих видов товаров уже сталкивается с трудностями, связанными
с действующими рыночными законами.
В этих условиях наблюдается повышенный интерес со стороны
предпринимателей к товарному знаку как инструменту, позволяющему завоевать
место на рынке, достойное качеству реализуемых изделий.
Этот интерес выражается, с одной стороны, в виде беспрецедентного
количества заявок на регистрацию товарных знаков, поступающих в Федеральный
институт промышленной собственности за последние три года, а с другой
стороны, в виде проблем, возникающих в результате нарастающего числа
столкновений интересов владельцев известных и набирающих известность
товарных знаков.
В этой работе раскрываются некоторые особенности в области
использования и охраны товарных знаков в условиях развивающихся рыночных
отношений и действия Закона Российской Федерации ,,О товарных знаках,
знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров[1]".



Развитие законодательства регулирующего правовую охрану товарных
знаков в Российской Федерации


При развитии капиталистического способа производства использование
товарных знаков резко возросло и со временем стало получать государственную
поддержку в виде предоставления им правовой охраны, установления уголовной
и гражданской ответственности за использование чужих товарных знаков. В
России 1830 г. был принят Закон «О товарных клеймах». В силу новизны
предмета регулирования он носил довольно общий характер, не давал четкого
определения товарного клейма, но содержал указание на обязанности
владельцев товарных клейм, устанавливал ответственность за подделку чужого
клейма.
Было разработано не только национальное, но и международное
законодательство, поскольку возникла необходимость приобретать права на
товарные знаки за рубежом. В 1883 г. была подписана Парижская конвенция об
охране промышленной собственности, а в 1891 г. заключено Мадридское
соглашение о международной регистрации фабричных и товарных знаков.
Со временем под влиянием социально-экономических факторов и норм
международных соглашений национальные законы претерпевали определенные
изменения.
В 1896 г. в России был принят новый, более совершенный, Закон «О
товарных знаках (фабричных и торговых марках и клеймах)». Это был второй
законодательный акт, касающийся клейм - прообраза товарных знаков. Он
содержал определение товарного знака, существо которого сохранилось и до
настоящего времени, - это «всякого рода обозначения, выставляемые
промышленниками и торговцами на товарах или на упаковке и посуде, в коих
они хранятся для отличия оных от товаров других промышленников и
торговцев». Возникновение исключительного права на товарный знак
связывалось с его регистрацией в уполномоченном органе - Министерстве
торговли и промышленности. Исключительное право на товарный знак
действовало в течение 10 лет и при определенных условиях могло быть
возобновлено. В соответствии с положениями Закона уступка товарного знака
могла быть произведена только вместе с передачей самого производства
(предприятия).
Правовая охрана товарных знаков в той или иной степени осуществлялась
и после установления советской власти. Принятие законодательных актов во
многом обусловливалось историческими этапами развития государства. Так, в
период проведения новой экономической политики был издан Декрет «О товарных
знаках». В соответствии с этим актом обязательную регистрацию товарных
знаков торговых и промышленных предприятий осуществлял Комитет по делам
изобретений. Декрет содержал ряд критериев охраноспособности товарных
знаков, используемых и в настоящее время.
После образования СССР было издано постановление ЦИК и СНК СССР «О
товарных знаках», по сути воспроизводившее ранее действовавшее
законодательство.
В период с 1936 по 1940 год регистрация товарных знаков была
децентрализована, затем она проводилась Народным комиссариатом торговли
СССР, а с 1959 г. - Государственным комитетом по делам изобретений и
открытий.
В соответствии с постановлением Совета Министров от 15 мая 1962 г. «О
товарных знаках» Комитет по делам изобретений и открытий разработал и
утвердил Положение о товарных знаках. Согласно этому Положению предприятия
были обязаны иметь товарные знаки, зарегистрированные в установленном
законодательством порядке. В 1974 г. Госкомизобретений утвердил новое
Положение о товарных знаках.
Большое количество принципиально новых положений в системе правовой
охраны товарных знаков содержали нормы Закона СССР «О товарных знаках и
знаках обслуживания», принятого в 1991 г., но так и не вступившего в
действие из-за распада Советского Союза.
Большая часть положений этого документа была воспроизведена в Законе
Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и
наименованиях мест происхождения товаров», вступившем в действие с 17
октября 1992 г.
Помимо этого Закона правовое регулирование отношений, связанных с
товарными знаками и знаками обслуживания, осуществляется на основе норм
некоторых законов Российской Федерации, подзаконных актов, а также
международных договоров, в которых участвует Россия. Кроме того, необходимо
указать нормы Гражданского кодекса Российской Федерации. Например, статья
132 ГК устанавливает, что в состав предприятия как имущественного комплекса
входят, в частности, «права на обозначения, индивидуализирующие
предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование,
товарные знаки, знаки обслуживания)». Эта статья говорит еще об одном
аспекте правовой охраны - «использование средств индивидуализации, которые
являются объектом исключительных прав, может осуществляться третьими лицами
только с согласия правообладателя». Часть вторая Гражданского кодекса также
содержит ряд норм, относящихся к правам на товарные знаки и знаки
обслуживания. Например, глава 54 устанавливает возможность передачи прав на
товарный знак, знак обслуживания по договору коммерческой концессии и
подробно регламентирует порядок осуществления такой сделки.
Статья 10 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных знаках» среди форм недобросовестной конкуренции
называет и несанкционированное использование чужих средств
индивидуализации.
Среди подзаконных актов, развивающих положения названных законов,
необходимо указать следующие:
Положение о Российском агентстве по патентам и товарным знакам,
утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12
сентября 1997 г. № 1203 «О Российском агентстве по патентам и товарным
знакам и подведомственных ему организациях»;
Правила продления срока действия регистрации товарного знака и знака
обслуживания в Российской Федерации, внесения изменении в регистрацию и
свидетельство на товарный знак и знак обслуживания, утвержденные приказом
Роспатента от 16.09.93 № 63, зарегистрированные Минюстом России 20.09.93 за
№ 346, с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Роспатента от
27.07.98 № 145, зарегистрированным Минюстом России 24.08.98 за № 1594;
Правила выдачи дубликата охранного документа на объект промышленной
собственности, утвержденные председателем Роспатента 20 марта 1995 г.,
зарегистрированные Министерством юстиции Российской Федерации 29 марта 1995
г. № 821, с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Роспатента от
27.07.98 № 145, зарегистрированным Минюстом России 24.08.98 за№ 1594;
Правила регистрации договоров об уступке товарного знака и
лицензионных договоров о предоставлении права на использование товарного
знака, утвержденные председателем Роспатента 26 ноября 1995 г.,
зарегистрированные Министерством юстиции Российской Федерации 13 октября
1995 г. за № 960, с изменениями и дополнениями, внесенными приказом
Роспатента от 27.07.98 № 145, зарегистрированным Минюстом России 24.08.98
за № 1594;
Правила подачи возражений и их рассмотрения в Апелляционной палате
Роспатента, утвержденные председателем Роспатента 19 апреля 1995 г.,
зарегистрированные Министерством юстиции Российской Федерации 27 апреля
1995 г. за № 884, с изменениями и дополнениями, внесенными приказом
Роспатента от 27.07.98 № 145, зарегистрированным Минюстом России 24.08.98
за № 1594;
Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию
товарного знака и знака обслуживания, утвержденные председателем Роспатента
29.11.95, зарегистрированные Министерством юстиции Российской Федерации 8
декабря 1995 г. за № 989, с изменениями и дополнениями, внесенными приказом
Роспатента от 19.12.97 № 213, зарегистрированным Минюстом России 15.01.98
за № 1453;
Положение о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей,
промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания,
наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования
наименованиями мест происхождения товаров, утвержденное постановлением
Правительства РФ от 12 августа 1993 г. № 793, с изменениями и дополнениями
от 23 апреля, 12 августа 1994 г., 9 октября 1995 г., 12 августа 1996 г., 16
апреля, 20 августа 1997 г., 31 марта 1998 г.;
Правила подачи жалоб, заявлений и ходатайств и их рассмотрения в
Высшей патентной палате Российского агентства по патентам и товарным
знакам, утвержденные приказом Роспатента от 21.05.98 № 107,
зарегистрированным Минюстом РФ 23.07.98 за № 1568, с изменениями и
дополнениями, внесенными приказом Роспатента от 04.12.98 № 232,
зарегистрированным Минюстом России 03.02.99 за № 1696;
Правила продления срока действия регистрации товарного знака и знака
обслуживания в РФ, внесения изменения в регистрацию и свидетельство на
товарный знак и знак обслуживания
Постановление правительства «Об образовании Высшей патентной палаты
Российского Агентства по патентам и товарным знакам» от 30 марта 1998г.
№367



Товарный Знак как объект правовой охраны


Понятие товарного знака.

Для того чтобы наиболее полно раскрыть сущность понятия «товарный
знак», следует обратиться к Закону Российской Федерации «О товарных знаках,
знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».
Статья 1 Закона регламентирует отношения, связанные с двумя объектами
промышленной собственности - товарным знаком и знаком обслуживания в этой
же статье Закон уравнивает статус этих объектов, указывая, что вместо
сочетания терминов «товарный знак и знак обслуживания» применяется лишь
термин «товарный знак». Ни одна норма Закона не может быть отнесена только
к товарным знакам или только к знакам обслуживания. В связи с чем мы можем
говорить об одинаковом правовом режиме для этих двух объектов.
В соответствии со ст,1 Закона под товарным знаком понимается
обозначение, способное отличать товары одних юридических или физических лиц
от однородных товаров других юридических или физических лиц.
Основания для предоставления правовой охраны товарного знака в
Российской Федерации определены в статье 2 Закона. Исходя из пункта первого
данной статьи, такая охрана предоставляется на основании государственной
регистрации товарного знака. Иными словами, факт регистрации знака имеет
правоустанавливающий характер. Наряду с этим, правовая охрана может быть
предоставлена в силу международных договоров Российской Федерации. Это, в
частности, относится к так называемым «общеизвестным товарным знакам»,
льготный режим охраны которых предусмотрен статьей б-bis Парижской
конвенции. Руководствуясь названной статьей, страны Союза обязуются
отклонять или признавать недействительной регистрацию и запрещать
применение товарного знака, который по определению компетентного органа
страны регистрации или страны применения уже является в этой стране
общеизвестным в качестве знака лица, пользующегося преимуществами настоящей
Конвенции, и используется для идентичных или подобных продуктов.
Субъекты права на товарный знак названы в пункте 3 статьи 2 Закона —
это юридические лица, а также физические лица, осуществляющие
предпринимательскую деятельность, т.е. те лица, которые производят товары,
оказывают услуги или занимаются посреднической или иной деятельностью в
соответствии с законодательством Российской Федерации. Речь идет о статье
23 Гражданского кодекса Российской Федерации[2].
Ограничение правоспособности физических лиц, предусмотренное
российским Законом, направлено на предотвращение случаев регистрации
товарных знаков в спекулятивных целях лицами, не производящими товаров и не
оказывающими услуг. Подобная регистрация может привести к возникновению
препятствий для использования сходных товарных знаков на рынке, усложнению
экспертизы по заявкам на товарные знаки в связи с перегрузкой фондов
зарегистрированных товарных знаков, к внесению в реестры, в частности в
Государственный реестр товарных знаков Российской Федерации «мертвых»
товарных знаков.
На зарегистрированный товарный знак в силу положений статьи 3 Закона
выдается свидетельство (охранный документ) на товарный знак. Свидетельство
удостоверяет приоритет товарного знака, исключительное право владельца на
товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.

Исключительное право на товарный знак. Возникновение, реализация,
прекращение права на товарный знак.


В соответствии со статьей 4 Закона за владельцем товарного знака
закрепляется исключительное право на этот знак. Исключительный характер
права означает, что владелец товарного знака обладает монополией на
реализацию тех правомочий, которые заложены в данном субъективном праве. То
есть никто, кроме правообладателя (владельца товарного знака), не может
осуществлять правомочия, составляющие содержание его исключительного права
на товарный знак.
Каковы же эти правомочия ? Прежде всего - правомочие пользования. Оно
может реализовываться путем маркировки товаров, услуг; введения
маркированных товаров в хозяйственный оборот, размещения знака в деловой
документации, в рекламе и т.п.
Маркировка означает простановку товарного знака либо на самом товаре,
либо на его упаковке. Если речь идет об услугах, то знак обслуживания может
размещаться, например, на одежде обслуживающего персонала в виде эмблемы,
значка. Введение в хозяйственный оборот маркированных товаров означает, в
частности, продажу этих товаров, предложение к продаже, хранение с целью
дальнейшей продажи и т.п.
Если речь идет об использовании знака в деловой документации, то, как
правило, имеется в виду сопроводительная документация к реализуемому
товару. Если знак используется в рекламе, то, как правило, - без товара,
например, до того, как реально началась реализация товара на
потребительском рынке.
Следующее правомочие - правомочие распоряжения. Реализуется путем
передачи права на товарный знак (в виде уступки или лицензии) полностью или
частично другому лицу, продления срока действия регистрации товарного
знака, внесения в нее изменений или подачи заявления о досрочном
прекращении действия регистрации товарного знака. Обо всех этих действиях
подробно будет рассказано в соответствующих разделах настоящей работы.
Исключительное право на товарный знак означает также право владельца
товарного знака запрещать другим лицам использовать этот знак. Никто не
может использовать охраняемый в Российской Федерации товарный знак без
разрешения его владельца.
Сфера действия права на знак ограничивается: перечнем товаров,
указанных в свидетельстве; территорией страны регистрации; сроком, на
который данный товарный знак зарегистрирован.
Пункт 2 статьи 4 определяет действия, которые могут быть
квалифицированы как нарушения прав владельца товарного знака. Нарушением
признается несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение
к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с
этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, или
обозначения, сходного с ним до степени смешения, в отношении однородных
товаров.
Исключительное право на товарный знак у первоначального владельца
возникает вследствие регистрации знака (или иных предусмотренных
законодательством оснований). Если происходит уступка товарного знака, то у
последующего владельца право на товарный знак возникает вследствие
заключения сделки, т.е. из договора.
Для прекращения исключительного права на товарный знак также
установлено несколько оснований. Прежде всего - истечение срока действия
регистрации товарного знака. Если владелец товарного знака не подаст
заявления о продлении срока действия регистрации, она прекращает свое
действие и тем самым прекращается действие исключительного права на
товарный знак.
Владелец товарного знака может также активно отказаться от своего
исключительного права, подав заявление об отказе от регистрации товарного
знака.
Действие исключительного права может быть прекращено вследствие
аннулирования регистрации товарного знака, последовавшей на основании
решения Высшей патентной палаты ввиду превращения товарного знака в
обозначение, вошедшее во всеобщее употребление как обозначение товаров
определенного вида.
Регистрация товарного знака может быть аннулирована на основании
решения Высшей патентной палаты о досрочном прекращении ее действия по
причине неиспользования товарного знака. Такое решение может быть принято в
соответствии с пунктом 3 статьи 22 Закона в случае подачи любым
заинтересованным лицом заявления о досрочном прекращении действия
регистрации товарного знака вследствие его неиспользования в течение
пятилетнего периода. При этом необходимо помнить, что пятилетний период
неиспользования товарного знака должен быть непрерывным и следовать либо
непосредственно после регистрации товарного знака, либо предшествовать
подаче заявления.
Кроме того, Законом установлено, что помимо аргументов
заинтересованного лица Высшая патентная палата обязательно знакомится с
аргументами владельца товарного знака, его объяснением сложившейся
ситуации. Так, в частности, могут быть приняты во внимание доказательства
владельца, свидетельствующие, что товарный знак не использовался по не
зависящим от него обстоятельствам.


Виды товарных знаков.

Выполняя одну и ту же функцию и имея в связи с этим некоторые общие
признаки, товарные знаки в то же время весьма разнообразны. В литературе
встречаются различные принципы их классификации, но все они основаны на
положениях Закона. Статья 5 Закона устанавливает неисчерпывающий перечень
видов товарных знаков. Закон различает словесные, изобразительные, объемные
и другие обозначения, а также их комбинации.
Наиболее распространены словесные товарные знаки, так как они обладают
большей различительной способностью, чем другие виды знаков. Они могут
восприниматься и на слух, и визуально, что делает их более доступными
потребителю, например при посредстве устной рекламы. Словесные товарные
знаки могут представлять собой отдельное слово или словосочетание, например
существительное с прилагательным. В последнее время большую популярность
приобрело использование в качестве словесного товарного знака целой
значимой фразы - слогана.
С течением времени попытки найти удачное и свободное (никем не
зарегистрированное) обозначение становится все труднее. Поэтому все чаще
появляются искусственно образованные (иногда их называют фантазийными)
слова, которые как правило, используются для обозначения (маркировки)
фармацевтических препаратов, химических веществ и т.п. Зачастую такое новое
слово содержит указание на какой-либо химический элемент, входящий в
препарат или вещество, но иногда такой связи не прослеживается, да и цели
такой не ставится.
К изобразительным обозначениям могут относиться изображения живых
существ, предметов, природных или созданных человеком объектов, фигуры
любых форм - квадраты, овалы, прямоугольники, ромбы и т.п., композиции
линий, пятен, фигур на плоскости. Натуралистическое изображение названных
объектов встречается в товарных знаках очень редко. Как правило, они в
различной степени стилизованы. В большинстве случаев изображения являются
абстрактными. Возможно и использование символов, но использование
общепринятого символа в о

Новинки рефератов ::

Реферат: Смазки при обработке металлов давлением (Металлургия)


Реферат: Источники электроэнергии (Физика)


Реферат: Билеты по Электронике и электротехнике за декабрь 2000 г (Цифровые устройства)


Реферат: Социология семьи (Социология)


Реферат: Международная политика России (Политология)


Реферат: Боги Египта (Религия)


Реферат: Трансплантация эмбрионов крупного рогатого скота (Сельское хозяйство)


Реферат: Анализ педагогических взглядов Ж.Ж. Руссо в произведении "Эмиль или О воспитании" (Педагогика)


Реферат: Учет кредитов, займов и средств целевого финансирования (Бухгалтерский учет)


Реферат: Достижения генетики (Биология)


Реферат: Римское право (Искусство и культура)


Реферат: Открытие Южной Америки португальцами и испанцами (География)


Реферат: Российская школа как историко-культурный феномен европейского образования (Педагогика)


Реферат: "Преступление и наказание" - роман-предупреждение (Литература)


Реферат: Каучуки (Химия)


Реферат: Возникновение злокачественных опухолей (Биология)


Реферат: Екатерина Вторая (Исторические личности)


Реферат: История Норвегии (История)


Реферат: Александр Сергеевич Грибоедов (Литература)


Реферат: Реституция (Международное публичное право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист