GeoSELECT.ru



Право / Реферат: Документы в торговых операциях (Право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Документы в торговых операциях (Право)



Тема: Документы в торговых операциях.

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение....................................................................
.......................................3
ЧАСТЬ I:
I. I.
Документ..................................................................
.................................4
II. II. Понятие торговых
отношений................................................................8


ЧАСТЬ II:
II. I. Использование документов в торговых
операциях.................................9
III. II. Виды документов в торговых
операциях..............................................10
IV. III. Результат использования документов в торговых
операциях.............15

Заключение..................................................................
.....................................16
Литература..................................................................
......................................17



Введение.
Цель данной курсовой работы - показать роль документов и торговых отношений
и результат, необходимость их взаимодействия.
Давным-давно, во время значительного развития письменности впервые было
упомянуто слово “Документ”. Протекало время и с развитием человеческой
мысли документ стал использоваться в различных сферах деятельности людей. В
том числе и в сфере торговых отношений.
Появление разделения труда в первобытнообщинном обществе привело к
появлению таких элементов как “товар, деньги, рынок”, их связующим звеном
стали торговые отношения. С развитием и усложнением этих отношений человек
не мог запоминать разнообразную многофункциональную информацию. Они стали
записывать информацию на различных предметах. С этого момента можно с
уверенностью сказать, что документы стали использоваться в торговых
отношениях. На протяжении многих веков слаживались законы торговых
взаимоотношений и вместе с этим соответственно совершенствовалось и
усложнялось ведение документов.
Если раньше информацию записывали на различных предметах, то потом, да и в
наше время основным носителем информации стала бумага. Но человек так
устроен, что всегда старается упростить, облегчить свой труд. Поэтому на
смену бумаге внедряются более совершенные магнитные носители. На них
информация компактно и удобно помещается на маленькой площади, что
значительно облегчает ее хранение.
С увеличением роли международных отношений Запад все больше входит в нашу
жизнь. Появляются различные информационно-торговые компьютерные (отношения)
разработки, адаптированные к нашим условиям. Теперь вместо 10 человек для
обработки документального потока необходимо всего 2-3 человека, владеющих
навыками работы на компьютере. Сегодня при совершении большой и
значительной торговой операции практически невозможно обойтись без
применения информационно-технических разработок. Существуют компании,
которые специализируются только на разработке “торговых компьютерных
систем” и их адаптацией к современным рыночным условиям. Предназначены они,
в основном, для облегчения работы экономистов, бухгалтеров, менеджеров и
других специалистов в области торговых взаимоотношений.
В основном документы в торговых операциях выполняют функцию учета.
Используются все виды учета. Оперативный учет - для использования внутри
экономического субъекта. Данные статистического учета - для прогнозирования
развития торговых отношений. Бухгалтерский учет - для контроля.



“Документ”
Определение документа может быть дано через специфику его понимания на
разных этапах исторического развития. Понятие “документ” теснейшим образом
связано с информацией, поскольку документ является ее основным носителем.
“Информация” в переводе означает: новости, сведения, данные. Понятие
информации, применяемое в социально-гуманитарных науках, может быть
истолковано как некоторая совокупность сведений, определяющих меру наших
знаний о тех или иных событиях, явлениях, фактах и их взаимосвязи.
В технических и естественных науках, развивающих особую теорию информации,
существует иное, специфическое представление об информации, которое, в
частности, легло в основу современной кибернетики.
Множественность значений о понятии информации, существующих в современной
науке, вовсе не снимает того очевидного факта, что информация есть
важнейший аспект отражения материального мира, в том числе социального
отражения.
Обмен информацией является необходимым условием жизни человеческого
общества. Информация всегда помогала правильно отражать происходящие
события и взаимодействовать на них. Но лишь с появлением начертательного
способа фиксации информации - “письма” - можно говорить о документе.
Документы появились как дополнительные средства общения людей. Они были
вызваны к жизни прежде всего необходимостью запечатлеть, закрепить,
передать то или иное сообщение. Носители, материальные предметы, на которых
фиксируется информация, выполняли в древние времена, главным образом,
функцию свидетельства. Поэтому латинское слово “documentum” означает
“доказательство”.
В русском языке термин “документ” возник в XVIII в. Царь Руси Петр I
перевел его как “письменное свидетельство”. Следовательно, документу
присваивалось прежде всего правовое значение. Понятие документа как
письменного источника, имеющего юридическую силу, сохранилось и в XX в. К
примеру, в энциклопедическом словаре у Павленкова документом считается: 1.
Всякая бумага, составленная порядком и могущая служить доказательством прав
на что-нибудь; 2. Вообще всякое письменное доказательство.
Но уже в нормативных актах дореволюционной России XIX в. - начала XX в. по
организации управления и делопроизводства термин “документ” почти не
употребляется.
В практической деятельности учреждений понятие документа также
отождествляется с понятием “деловая бумага”, “акт”, “дело”. Законы и
документальные материалы учреждений дают возможность определить, какой
смысл вкладывается в каждое из этих понятий.
Если в XVII в. в определение документа входило прежде всего его правовое
значение, то в XIX в. выделяется новый аспект - значение документа в
управлении. Документом считается информация, зафиксированная по форме и
предназначенная для осуществления процесса управления.
В советское время термин “документ” как синоним слова “деловая бумага”,
употреблялся в некоторых законодательных актах, повторяла его и литература
20-30-х годов. Постепенно термин “деловая бумага” был заменен на “служебный
документ”.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что в определения документа можно
выделить в соответствии с тем периодом времени существовали три аспекта -
правовой, управленческий, исторический. Но так как документ является
объектом исследования многих научных дисциплин, в определении его обычно
преобладает какой-то один аспект, хотя информационная природа его очевидна,
само понятие “документ” определяется различным способом, так как за основу
берут разные критерии - цель создания, форму, способ воспроизведения
информации и т. д.
Документ - любой материальный носитель с закрепленной на ней информацией на
любом языке и любым способом для последующего обращения в информационных
системах.
В правовой науке документ изучается как средство документирования и
документных правоотношений.
По государственному стандарту, документ - это средство закрепления
различным способом на специальном материале информации о фактах, событиях,
явлениях объективной деятельности и мысленной деятельности человека. Отсюда
я могу понять для себя, что документ - прежде всего сознательная
деятельность человека. Закрепленная информация, выполненная при прямом
участии человека, когда он создает документ, или при косвенном участии,
когда информация, закрепляемая техническими средствами, созданными
человеком. А также сознательное закрепление информации не может быть
выражено без слов или каких-либо знаков или символов, поскольку она
является мысленным отображением действительности. Поэтому основное
смысловое значение документа обобщается в определении его как средство
закрепления информации. Существенно и то обстоятельство, что информация о
фактах, событиях является объективной действительностью и мысленная
деятельность человека может быть закреплена различным способом - письмом,
графикой, фотографией, звукозаписью, видеозаписью и др. И особенно
отменную, немаловажную роль играет, на каком материале документ создается -
папирус, пергамент, бумага, фотопленка, видеокассета, дискета и т. д.
Так как я вплотную коснулся понятия “документ”, то будет упущением, если я
не опишу, какие функции выполняет документ.
Документ обладает определенными функциями. Это есть его целевое назначение,
органически присущее только ему, независимо от того, осознана или не
осознана она автором. Иными словами, фиксируя в документе информацию, его
автор далеко не всегда программирует какую-либо функцию.
При изучении этих функций появляется возможность:
1. Уяснить подлинную цель создания документа и заключающейся в нем
информации;
2. Правильно понять роль документа в данной социальной структуре, в данной
системе экономических и социально-политических связей;
3. Провести более четкую научную классификацию документа;
4. Сформулировать определенные требования к их организации, содержанию и
форме и к технологии обработки;
5. подвести теоретическую базу под рационализацию документооборота и
отчасти управления.
Нет документов, несущих только одну функцию. Критерием классификации
функций является специфика содержания документа, которая, в свою очередь,
определяется потребностью в реализации той или иной общественной функции.
Можно выделить следующие функции документа: информационную, социальную,
коммуникативную, культурную, управленческую, правовую, учета, исторического
источника.
Немного более подробно об этих функциях.
Преднамеренная фиксация информации с целью ее сохранения и передачи и
определения содержания информационной функции. Особенность ее в том, что
она присуща всем без исключения документам, ибо необходимость фиксирования
информации - причина появления любого из них.
Все остальные функции документа в принципе можно назвать как различные
аспекты, составные части, модификации именно этой основополагающей функции,
поскольку они базируются на разных модификациях или интерпретация
содержащейся в документе информации.
Важной информацией, которую содержит документ, является социальная - это
информация о процессах, происходящих в обществе. Она состоит в закреплении,
сохранении и передаче именно социальной информации. Может содержаться в
готовом виде, не требующем расшифровки, так и в форме, которая позволяет
извлечь ее в результате анализа, с помощью применения специальных методов и
приемов исследования.
Можно сказать, что социальная функция документа - это в той или иной
степени отражение в нем деятельности места и роли данного человека в данном
обществе.
Тесно связана с информацией коммуникативная функция документа. В какой-то
степени ее можно рассматривать как частный случай информации, но она
выделяется в отдельную функцию потому, что у нее есть своя, ярко выраженная
специфика, а именно передача информации во времени и пространстве. По
содержанию она есть функция организации и поддержки информационной связи
между членами общества и между разными частями общественной м
государственной организации.
Одна из важных функций документа - культурная. В данной функции он
выступает в роли средства закрепления и передачи культурных традиций.
Культурная функция наиболее эффективно выполняет комплекс документов.
В управленческой функции документ выступает как средство управленческой
деятельности. Эту функцию выполняют документы, созданные для целей
управления и в процессе реализации управления, как бы наиболее больший
массив документации. Управление может быть эффективно лишь при наличии
новой, актуальной в том числе опережающей информации, которая позволяет
принимать своевременные и правильные решения. Поэтому основное свойство
документов, обладающих управленческой функцией, - их оперативный характер.
Особенно это сказывается в критических ситуациях.
Документы, обладающие управленческой функцией, содержат необходимое
количество информации. Поэтому их роль очень велика в информационном
обеспечении управления.
Правовая функция - функция фиксации, закрепления и изменения правовых норм
и правоотношений. Существует два вида категорий документов, наделенных
правовой функцией:
1. Изначально обладающих ею;
2. Приобретающие их на время.
К первой категории относятся документы устанавливающие, закрепляющие,
изменяющие правовые нормы и правоотношения или прекращающие их действие, а
также другие документы, влекущие за собой юридические последствия.
Ко второй категории относятся все документы, которые могут быть
использованы как доказательство в суде, арбитраже и органах управления.
По моим представлениям, любой документ может выступать в качестве
доказательства и соответственно быть наделенным правовой функцией.
Функция учета ближе всего стоит к социальной, но если социальная функция
закрепляет какую-то качественную определенность, то функция учета дает
количественную характеристику информации. Она есть функция регистрации и
группировки в формализованном цифровом выражении информации, связанной с
хозяйственными, демографическими и иными социальными процессами с целью их
анализа, контроля и оптимизации.
Еще в древности документы в ответ на (приобретение) потребность в учете
земли, урожая, скота, населения, долгов и т. д. Со временем роль учета
возросла, в первую очередь учета и контроля за производством и
распределением.
А вот роль как исторического источника документа, нет необходимости
объяснять само слово “история” (говорит) дает понять.
Также хотелось отметить о реквизитах документа. Любой документ состоит из
ряда составляющих его элементов, которые называют реквизитами. К ним
относятся - наименование, автор, адресат, текст, дата, подпись и другие не
менее значительные элементы. Разные документы состоят из разных реквизитов.
Число их характеризующих документ определяется целевым назначением,
требованием к содержанию и форме данного документа, способом
документирования. Кроме реквизитов документ могут охарактеризовать
следующие особенности, как оригинальность и подлинность или подложность,
физическое состояние документа, формат бумаги, ее качество, цвет, способ
изготовления и другие атрибуты документа.
Есть документы, для которых число реквизитов строго ограничено. Особенно
это касается финансово-торговых операций и документов, характеризующих
личность установленную законодательством.
Каждый документ имеет своего автора. Автором может выступать учреждение
или юридические и физические лица и государство.

“Торговые отношения”
Подходя к вопросу о возникновении торговых отношений, наибольшее внимание
следует такому элементу как “товар”.
Основой всех торговых отношений, можно сказать, был и является товар. Люди
взаимодействовали друг с другом на рынке по поводу обмена товара, но еще и
продажи также нельзя упускать и такой значительный элемент всех торговых
взаимоотношений, как “выгода”.
Углубимся немного в историю, когда и на каком этапе произошли значительные
сдвиги в развитии торговых отношений во времена перехода от рабского
повиновения к самосознательному труду. Так, возникновение товара
способствовало разделение труда. Люди стали заниматься в соответствии с
интересами и способностями к той или иной профессии. В результате человек
специализировался и производил строго определенный продукт труда. Но
человеку необходимо удовлетворять свои потребности, примером может служить
пирамида известного экономиста Маслоу. Также можно углубиться в маркетинг и
подойти с точки зрения поиска путей удовлетворения потребностей людей.
Предположим такую ситуацию: гончару необходим хлеб, но пекарю не нужен
хлеб, а нужны дрова, мастеру необходима посуда для хранения воды, дровосеку
нужен новый топор. На рынке они смогут взаимовыгодно обменять товары при
условии, что все предложенные товары одной стоимости, если же нет, то в
оборот вступают “деньги” как эквивалент стоимости всех товаров. И все
удовлетворяют свои потребности.
Именно в этот период возникновения рынка и возможности получить выгоду люди
разделились на продавцов и покупателей. И взаимоотношения между ними
именуются “торговыми операциями”.
Первые шаги развития торговых отношений проходили в ограниченном
пространстве - община, село, город и далее все расширяясь, приобрело
массовый государственный и международный характер. Как бы достигает своего
предела.
Понятие торговля - это отрасль хозяйства, обеспечивающая обращение товара,
их движение из сферы производства в сферу потребления.
Торговые взаимоотношения будут существовать до тех пор, пока человек не
откажется от удовлетворения своих безграничных потребностей. А этого не
произойдет никогда. Поэтому законы торговли будут и дальше
совершенствоваться, приспосабливаясь к изменения, приносимых стремительным
человеческим прогрессом.

Документы в торговых операциях.
Документы, используемые в разнообразных финансово-хозяйственных операциях.
Начиная от приема товара из производства, расчетов и оплаты за него, и
вплоть до поступления выручки от реализации.
Если в соответствии с изменениями в законодательстве исполнять требования к
оформлению документов, можно и очень выгодно и полезно для репутации
предприятия избежать разногласий с налоговыми органами при проведении
документальных проверок.
Все торговые операции, осуществляемые предприятиями. Должны в обязательном
порядке быть оформлены документально. Особенно внимание необходимо уделить
юридическим документам. Так как без этого эти операции будут
недействительны. Юридическими считаются документы, которые оформляются в
соответствии с требованиями законодательных органов, с целью подтверждения
прав и обязанностей или правовых фактов, которые влекут возникновение прав
и обязанностей, имеющих юридическую силу и которые не требуют дальнейших
пояснений и детализации.
Существующим законодательством предусмотрены специальные правовые нормы для
оформления торговых документов, то есть, если их не придерживаться,
документ не будет иметь юридическую силу. К ним можно отнести: содержание,
форма. Порядок оформления и исполнения, также регламентируемые
законодательством. Их целью составления заключается в подтверждении
обязательств, имеющих правовое значение, а также доказательство совершения
каких-либо юридических действий.
В зависимости от принадлежности документа к определенной области к их
оформлению предъявляются различные требования, но все они должны иметь
наименование. В наименовании фиксируется операция, закрепленная данным
документом. К примеру можно привести - при оформлении юридических
документов необходимо указать его наименование, полные названия адресатов
сторон, их составляющих, время действия документа. Если не соблюдать эти
нормы, то документ теряет адресность, также и ориентацию во времени.
Например: “Расходный кассовый ордер” - под ним понимается расход наличных
средств кассой предприятия. Но если в документе отсутствует наименование
или оно нечетко, неясно и плохо читаемо, то такой документ не имеет
юридической силы. Его попросту не сочтут за документ, олицетворяющий какое-
либо действие, совершаемое изучаемым объектом.
Обычно документ имеет типовую форму и изготавливается в виде бланков, что
упрощает их заполнение, как бы упрощая и облегчая труд работника. Если учет
ведется на компьютере, то там просто нужно изменить данные, так как
формуляр имеется в памяти компьютера. Но лишь когда используются
специальные программы, которые предназначены для работы с торговыми
документами т. е. наиболее используемых в торговых операциях. К ним можно
отнести следующие программы: “1С-бухгалтерия”, “1С-торговля” и другие
аналогичные программы.
Особенно учет на компьютере удобен при совершении ошибок в документах,
которые легко исправляются без применения к документу каких-либо внешних
изъянов. Но если заполнение документов ведется без компьютера, то
исправление ошибок ведется следующим образом. Там исправление производится
с использованием различных зачеркиваний и оговорок, нельзя удалять части
текста. Ошибочная часть зачеркивается одной чертой, чтобы можно было
прочесть ошибочно написанное и затем вписывается правильная запись
обязательно с датой исправления и подписью должностного лица, произведшего
исправление.
Обязательно, но в зависимости от исправления существует три вида оговорок:
1. “Исправленному (слово, цифра) верить”;
2. “Вписанному - верить”;
3. “Зачеркнутое не читать”.
А вот в кассовых и банковских документах никакие исправления, подчистки,
помарки не приемлемы.
Текст должен быть достоверный, информативный, последовательно и грамотно
изложен. В документе указываются измерители осуществляемой хозяйственной
операции т. е. вес, габариты, денежные единицы и другие.
Основным реквизитом является подпись. Она-то и индивидуализирует документ,
удостоверяет лицо, от которого он исходит. Право подписи документов на
предприятиях принадлежит соответствующим должностным лицам. Исполнителем
документа никак не может быть лицо его подписывающее. Особенно это касается
кассовых документов.

Виды документов в торговых операциях.
В процессе своей финансово-хозяйственной деятельности торговые предприятия
вступают со своими партнерами во взаимоотношения. Сперва следует заключение
договоров, а потом производятся расчеты. Я бы хотел остановиться на таких
видах торговых документов как наиболее используемых. Это - договора и
кассовые документы. Поскольку я лишь перечислю их, этого будет недостаточно
для понимания сути этого раздела.
В торговой деятельности предприятия чаще всего употребляют договора купли-
продажи. По договору купли-продажи продавец обязуется передать имущество
(вещь, товар) в собственность, т. е. полное хозяйственное ведение или
оперативное управление покупателя, а покупатель обязуется принять имущество
и доплатить за него определенную цену.
Составление договора является сложной и ответственной частью заключения
сделки.
Договор выполняет следующие функции:
- юридически закрепляет отношения между партнерами, придавая им характер,
обязательность выполнения которых защищено законом;
- определяет порядок и способы выполнения обязательств;
- предусматривает способы защиты обеспечения обязательств.
Долгосрочные контракты позволяют предприятию планировать деятельность,
определять перспективы развития. Все аспекты хозяйственных отношений, не
отмеченные в договоре, регламентированы действующим законодательством т. е.
есть определенные требования к действию договоров. При необходимости об
этом можно узнать из “Гражданского Кодекса” I части.
Поскольку законодательство Российской Федерации все еще не совершенно и
возможны дальнейшие изменения в нем, то подробное и точное составление
договора снижает риск неправильного его толкования.
Объект сделки оговаривается, при необходимости записывается и закрепляется
к договору как неотъемлемая его часть в виде приложений. Когда определяют
количество, то в договоре строго оговаривают и указывают единицу измерения
количества и каким образом он устанавливается. Количество определяется
единицами веса, объема, длины, в штуках и т. д. Также возможно использовать
оговорку при необходимости. В тех случаях, когда товар изменяется в течение
транспортировки и хранения. Например, произойдет усушка. В случаях, когда
используются нестандартные единицы измерения (мешок, пачка, бутыль),
необходимо уточнить вес мешка, пачки, объем бутыли и т. д.
Обязательно оговариваются количественные характеристики товара. Определение
качества происходит с помощью стандартов, образцов, технических описей,
каталогов и проспектам продавца, являющимися неотъемлемой частью договора.
Например, при продаже продовольственных товаров, их качество подтверждается
в соответствии со стандартами, сертификатом, выдаваемым компетентной
государственной организацией, ветеринарной службой и т. д. Также сравнение
может производиться с помощью специальных эталонов качества.
Рассматривается и срок, дата поставки, то есть срок, в течение которого
товар должен быть поставлен продавцом покупателю.
Сроки могут быть следующими:
- с определением фиксированной даты поставки;
- с определением периода (месяц, год и т. д.);
- с применением специальных терминов, таких как “немедленная поставка”, “со
склада” и т. д.
В случаях, когда поставка осуществляется частями, составляются календарные
планы, где указываются сроки поставки каждой партии. Сроки связаны не
только с временным периодом, но и с какими-либо действиями покупателя,
например, предоплатой, авансом и т. д., но это не должно быть отражено в
договоре.
Одно из существенных условий договора - это цена. Если она отсутствует, то
такой договор могут признать недействительным. Договорная цена может быть
твердой, скользящей. Согласование цены может проводиться устно, так и в
телеграммах, письмах. После согласования договорная цена указывается в
договоре, возможно в спецификации, при этом иногда считают нужным
зафиксировать цену документально. Возможно оформление согласования цены
протоколом, который признается неотъемлемой частью договора. Твердая цена
устанавливается и не изменяется ни при каких условиях. Особенно от нее
пострадали те, кто завозил товар из-за границы в период август-сентябрь
1998 г., т. е. в момент обесценивания рубля.
Наиболее удобна скользящая цена как и безопасна. Но обычно в контрактах,
исполнение которых произойдет в течение значительного периода времени,
делается “валютная оговорка”. Цена с последующей фиксацией в договоре не
указывается.
Ну вот, договор заключен т. е. оформлен и юридически заверен. Но, заключая
договор, не всегда можно быть уверенным, что обе стороны одинаково
добросовестно отнесутся к выполнению обязательств, зафиксированных в
договоре. Во избежание возможных убытков желательно защитить свои интересы,
указав в договоре способы обеспечения обязательств. В их качестве могут
выступать неустойка, залог, поручительство, задаток, но для них
используются специальные оговорки. При этом, в случае неустойки указывается
конкретная цифра, при неисполнении обязательств виновная сторона должна
заплатить именно эту сумму, независимо от реальных размеров убытка другой
стороны как и при их отсутствии. Уплата неустойки не освобождает виновную
сторону от исполнения обязательств точно по договору, если только в
контракте не предусмотрено иное.
Если договор обеспечен залогом. То сейчас в России действует Закон “О
залоге”. Те отношения, которые им не охвачены, регламентируются Основами
гражданского законодательства.
Основной формой ответственности за неисполнение обязательств является
возмещение убытков, то есть штрафные санкции.
Если в договоре установлена “скользящая” или “плавающая” цена, то для
покупателя выгоднее определить размер штрафа за просрочку поставки или за
недопоставку товара; при этом, чем больше цена, тем выше сумма штрафа.
Также можно оговорить в договоре штрафы за необоснованный отказ от
своевременной приемки товара, если он не соответствует нормам качества и
количества.
Кроме всего перечисленного выше еще в договорах есть такие пункты, как
транспортные условия сделки, упаковка и маркировка, страхование.
Если договор предполагает перевозку груза на дальние расстояния, то в нем
обычно предусматривается страхование груза.
Договор вступает в силу с момента его заключения т. е. с даты, оговоренной
сторонами и отмеченной.
Если возникают споры, то они решаются при помощи судебных органов. Условия
договора в период его действия могут быть изменены, с согласия обеих
сторон.
Так же в договоре фиксируются юридические адреса сторон, банковские и
другие реквизиты, которые необходимы.
В торговых предприятиях большая часть расчетов происходит через кассы.
Наряду с расчетами с юридическими лицами, это тоже расчеты с населением,
которые производятся всеми предприятиями с использованием контрольно-
кассовых машин в соответствии с Законом Российской Федерации “О применении
контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением”
от 18.05.1993 г.
При этом торговые предприятия должны:
1. регистрировать контрольно-кассовые машины;
2. использовать только исправные ККМ для осуществления денежных расчетов с
населением;
3. Выдавать покупателю вместе с покупкой чек, подтверждающий исполнение
обязательств по договору купли-продажи между покупателем и
соответствующим предприятием;
4. Обеспечивать работниками налоговых органов и центров технического
обслуживания ККМ и центров технического обслуживания ККМ
беспрепятственному доступу к ККМ;
5. Создавать благоприятные условия для покупателей.
В тех случаях когда предприятие нарушает необходимые требования,
регламентируемые законом, они подвергаются наказанию со стороны налоговых
органов в виде штрафа. В зависимости от степени вины различают разные
ставки.
Также существуют требования к лицам, непосредственно работающим с кассовыми
документами, то есть кассира. После издания приказа о назначении на работу,
руководитель обязан под расписку ознакомить его с порядком ведения кассовых
операций в Российской Федерации, потом заключается основной документ - это
договор о полной материальной ответственности.
Заключив договор, кассир по действующему законодательству несет полную
материальную ответственность за сохранность всех принятых им ценностей, и
за ущерб в случаях умышленного действия, так и в результате небрежного
отношения к своим обязанностям.
В случаях, когда кассир заболел, увольняется и т. д., находящиеся у него
под отчетом ценности немедленно пересматриваются другим кассиром, которому
они передаются в присутствии руководителя и главного бухгалтера, или
комиссией, назначаемой руководителем. И составляется акт за подписями всех
указанных лиц.
В торговых предприятиях, их кассовые операции осуществляются двух видов:
операционная и главная.
Операционные кассы обслуживаются кассирами-операционистами, которые
получают наличные денежные средства за проданные ценности. Оформляются они
непосредственно с использованием кассовых аппаратов. С ними также
заключается договор о полной материальной ответственности.
Показания суммирующих денежных и контрольных счетчиков записываются в книгу
кассира-операциониста. Данные не начало и конец для заверения
представителем администрацией.
Наряду с наличными расчетами с покупателями возможны и безналичные.
Например, с помощью расчетных чеков, чековых книжек, пластиковых карточек,
т. е. кредитных.
Главная касса осуществляет прием денежной выручки их операционных касс,
сдает ее в банк, а также получает средства, при необходимости заработную
плату, на хозяйственные нужды и т. д. Кроме того, в кассе кроме денежных
средств могут храниться также ценные бумаги.
В кассе денежные средства могут находится строго в определенном размере,
который именуется лимитом денежной наличности. Он оговаривается банком.
Большое значение необходимо уделять оформлению кассовых документов.
Существую определенные требования к денежным документам. Например, при
выдаче денежных средств из кассы на прилагаемых к расходному ордеру
документах: заявлениях, счетах и т. д., имеется разрешительная подпись
руководителя предприятия, подпись его на расходно-кассовом ордере
необязательна.
При выдаче денег по расходно-кассовым ордерам и другим документам,
заменяющим его отдельным лицам, кассир требует предъявления документа,
удостоверяющего личность получателя. В документе должны присутствовать фото
и подпись получателя. Из документа кассир выписывает наименование и номер,
кем и когда выдан и берет расписку получателя. Выдача производится только
лицу, указанному в кассовом документе. Кассовые документы служат
доказательством при хищении, недостаче, утере денежных сумм, и является
очень важным в торговых операциях.

Результат использования документов в торговых операциях.
Основным результатом, по-моему считаю это то, что торговые документы
приобрели юридическую силу, то есть если рассматривать с начала
возникновения. В наше время документы стали самым главным звеном торговых
отношений. Начиная от мелкой сделки до крупнейших международных отношений.
Предположим, что их бы не существовало, то освобождало бы партнеров от
взаимных обязанностей. Если бы к примеру поступил некачественный товар, то
невозможно было бы определить, от кого и через кого он поступил и наказать
виновных. Кассир мог свободно брать деньги не отчитываясь перед
руководителем, так как не было бы оформлено, сколько денег поступило.
Добавлю к юридическому аспекту, то есть основное свойство - это способность
быть доказательством.
К нашему времени хотел бы отметить, что все часто повторяющиеся операции в
основном выполняют машины, хотя во времена ускоренного технического
прогресса это просто невозможно обойтись без использования машинного труда,
как наиболее мобильного, оперативного и дешевого.
Теперь нет необходимости носить с собой большую “кипу” документов. Ее может
заменить миниатюрная дискета, которая свободно может поместиться в кармане.
Тем более, что теперь в основном все налоговые органы требуют, чтобы
предприятия представляли свои отчеты на машинных носителях.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В XX веке, в период значительного научно-технического прогресса в сфере
информации. Информация стала делиться на многочисленные виды, и все они
имеют документальную форму. Без этого любая информация не имеет юридической
силы, то есть не подтверждена печатью закона и не имеет законодательной
основы. Отсюда значит по сути дела может быть фальсификацией. Это можно
показать на примере торговых документов. Если в договоре не указана дата
исполнения, он недействителен.



Литература.
1. Унификация систем документации. Сб. трудов/ВНИИ; -М: ВНИИДАД; 1989 г.
2. Документы в торговых операциях. Г. Г. Иванов и др. Практическое
пособие/Академия народного хозяйства. СП “Мост-Вест” -М; 1994 г.
3. Торговля и обмен в древности. М. Т. Кругликова; -М: Наука; 1979 г.
4. Торговля и предпринимательство в феодальной России. Л. А. Тимошенкова,
-М: Археологический центр; 1994 г.
5. Машинопись и основы делопроизводства. Учебное пособие. -М: Просвещение,
1991 г.
6. Классификация документа: решения и проблемы. //Книга: исследования и
материалы: М. 1995г.
7. Документоведение. М. П. Гилещенко, Я. З. Лившиц; М: МГИАИ; 1979г.




Реферат на тему: Доступ СМИ к информации

УНИВЕРСИТЕТ
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ
ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ



РЕФЕРАТ ПО ПРАВОВЕДЕНИЮ

НА ТЕМУ:


Доступ к информации



1. Алгоритм получения информации

На сегодняшний день вопросы доступа журналистов к информации, находящейся в
ведении государства, регламентированы в Законе “О СМИ” и в Законе “Об
информации, информатизации и защите информации”. В них установлена
процедура подачи запроса и получения редакцией информации. Однако
использование этой процедуры влечёт за собой ряд проблем, речь о которых
пойдёт ниже.

Статья 39 Закона о СМИ говорит об обязанности руководителей государственных
органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц
отвечать на запрос информации от редакции. Конституция РФ, принятая через
два года после Закона о СМИ, предусмотрела создание органов местного
самоуправления (городские, районные, сельские думы, собрания и т.п.,
мэрии), которые не входят в вертикаль государственных органов власти.
Однако по смыслу (но не по букве) Закона о СМИ, а также в соответствии с
ч.3 ст. 10 Федерального закона “Об информации, информатизации и защите
информации”, от ответа на запрос не должны уклоняться и органы местного
самоуправления. Что же касается общественных объединений, то по закону (Ч.1
ст.2 ФЗ от 19.05.95. “Об общественных объединениях”) из их числа
исключаются лишь религиозные организации, а также коммерческие организации
и создаваемые ими некоммерческие союзы и ассоциации. Следует заметить, что
до недавнего времени в одном из субъектов РФ права средств массовой
информации трактовались в этом отношении шире, нежели федеральным
законодательством. С 1992 по 2001 годы статья “Запрос информации” Кодекса о
СМИ Республики Башкортостан устанавливала обязанность “негосударственных
организаций, учреждений и предприятий… и их должностных лиц предоставлять
сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам их
редакций…”. Как видим, данное положение содержало новеллу, обязывающую
негосударственные организации предоставлять информацию по запросам
редакций. На сегодняшний день единственной страной в мире, где не то чтобы
принята, но хотя бы обсуждается возможность существования подобной нормы в
законодательстве, является Южно-Африканская Республика.

Кроме законов о СМИ и “Об информации, информатизации и защите информации”,
существует ряд других актов, которые требуют от чиновников предоставлять
информацию. Например, Основы законодательства Российской Федерации о
здоровье граждан в статье 19 предписывают информировать о факторах,
влияющих на здоровье граждан, и предоставлять всем экологическую
информацию.

Закон Российской Федерации “О банках и банковской деятельности” (1990 г.)
требует от кредитных организаций предоставлять как клиентам, так и другим
лицам копию лицензии на осуществление банковских операций, копии иных
обязательных разрешений, выданных ей, а также ежемесячные бухгалтерские
балансы за текущий год (ст.8). В той же статье говорится, что головная
кредитная организация банковской группы, управляющая компания банковского
холдинга обязаны ежегодно публиковать свои консолидированные бухгалтерские
отчеты и консолидированные отчеты о прибылях и убытках, после подтверждения
их достоверности заключением аудитора.

Федеральный закон “Об акционерных обществах” (1995г.) содержит статью 92
(“Обязательное раскрытие обществом информации”), в соответствии с которой
ОАО обязано раскрывать свой годовой отчет, годовую бухгалтерскую
отчетность; сообщение о проведении общего собрания акционеров; иные
сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку
ценных бумаг. Обязательное раскрытие информации обществом, включая закрытое
общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг
осуществляется им в объеме и порядке, которые установлены тем же органом,
например Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 20
апреля 1998 г. (№ 9) “Об утверждении положения о порядке и объеме раскрытия
информации открытыми акционерными обществами при размещении акций и ценных
бумаг, конвертируемых в акции, путем подписки”.

Эти положения зачастую не применяются, средства массовой информации и
журналисты порой не знают о существовании здесь своих прав либо не умеют
ими правильно воспользоваться. Но проблема заключается даже не в этом, а в
том, что нет реальной ответственности за непредоставление информации.

Рассмотрим алгоритм действий журналиста, запрашивающего информацию из
государственных информационных ресурсов (см. схему 1).


[pic]
Схема 1. Алгоритм получения информации по письменному запросу редакции.
Примечания:

ЗоСМИ — Закон РФ «О средствах массовой информации»

ЗоИ — Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»

ГК — Гражданский кодекс РФ

УК — Уголовный кодекс РФ

ГПК — Гражданский процессуальный кодекс РСФСР

АПК — Арбитражный процессуальный кодекс РФ
Первый этап этого алгоритма — подача запроса. По закону, запрос может быть
либо в устной, либо в письменной форме, но на практике запросы в устной
форме не рассматриваются, и на них не отвечают. Более того, некоторые фазы
алгоритма (уведомление об отсрочке или отказе) возможны лишь при условии
письменного запроса информации. С точки зрения освобождения от
ответственности редакции и журналиста за достоверность распространяемых в
СМИ сведений, полученных в ходе интервью, было бы целесообразно
рассматривать интервью как устную форму запроса и предоставления
информации, однако судебная практика на сей счет пока молчит.

Итак, запрос направляется редакцией, что предполагает необходимость его
оформления на бланке, с соответствующими подписями и печатью. В запросе не
обязательно указывать, зачем средству массовой информации понадобились те
или иные сведения. То есть редактору нет нужды обещать, что по материалам
переписки выйдет статья, либо что готовится большой материал, для
завершения которого нужны определенные сведения. В свою очередь, адресаты
запроса не должны ставить вероятность и полноту ответа в зависимость от
возможного использования предоставляемых ими сведений.

Кому подается запрос? Он подается либо на имя руководителя государственного
органа либо организации, общественного объединения, либо (что
предпочтительно) в пресс-службу этого органа или организации. Написав такой
запрос, необходимо убедиться, что его получили, потому что все остальные
сроки в процедуре ведут отсчёт с момента получения запроса. То есть
необходимо получить доказательство того, что запрос действительно был
получен адресатом. Для этого существует много разных способов, например,
телеграмма с уведомлением о вручении, расписка канцелярии в получении
письма и т.п.

На запрос должны ответить в течении семи (календарных, а не рабочих!) дней,
причем если вы подаете письменный запрос, то и ответить вам должны в
письменном виде. В случае, если предоставлена полная и достоверная
информация, остается лишь поблагодарить чиновника и забыть о других этапах
алгоритма.

Редакции могут ответить уведомлением об отсрочке в предоставлении
информации. Такое уведомление должно быть получено редакцией в трехдневный
срок с указанием причин отсрочки, срока предоставления запрашиваемой
информации (в законе эти рамки не ограничены) и фамилии ответственного
лица. Причины отсрочки могут быть самые разные. Скажем, запрос направляется
в министерство в Москве, а папка с информацией находится в подмосковном
архиве. Ближайшая машина туда будет через пять дней, поэтому необходимую
информацию смогут предоставить только на следующей неделе. В случае, если
редакция считает обоснования причины отсрочки законными, ей остаётся только
ждать ответа по существу запроса.

Редакции могут отказать в предоставлении информации. Отказ должен быть
только письменным и только мотивированным. Уведомление об отказе также
должно вручаться в трехдневный срок. В нем должно быть написано примерно
следующее: “В ответ на ваш запрос от такого-то числа предоставить
информацию о количестве бомбоубежищ в Чеховском районе Московской области
сообщаю о своем решении отказать в предоставлении этих сведений в связи с
тем, что такая информация охраняется в соответствии со ст. 5 Закона РФ “О
государственной тайне”; подпись, дата”.

Другими словами, в таком уведомлении должна быть ссылка на конкретные
положения того или иного закона, на основании которого эти сведения не
предоставляют. Если нельзя предоставить всю запрашиваемую информацию, но
возможно предоставить её часть, орган, получивший запрос, должен отделить
секретную часть от несекретной и отправить вторую в редакцию.

Наконец, и это встречается слишком часто, редакции могут вообще не
ответить. Отсутствие ответа необходимо рассматривать как неправомерный
отказ в предоставлении информации, который возможно обжаловать.

2. Ответственность за непредоставление информации

Обжалование возможно, если вы не согласны с любой из четырёх реакций
чиновника: когда он не отвечает, когда дает неполную или искаженную
информацию, когда необоснованно просит об отсрочке или необоснованно
отказывает в предоставлении информации. В каждом из этих четырех случаев
выход заключается в том, что редакция обращается к начальству этого
чиновника, если же это не помогает, то СМИ вправе обратиться в суд. В суде
заявитель сам должен доказать факт действий (решений), в результате которых
нарушены права граждан (читателей, радиослушателей, телезрителей) на
получение информации (через СМИ). Даже если суд признает правоту редакции,
он будет рассматривать дело в течение нескольких месяцев и решение вынесет,
в лучшем случае, через год. В своём решении он, скорее всего, лишь обяжет
чиновников предоставить искомую информацию. Таким образом это произойдёт,
когда редакция, потратив значительное время, силы и средства на получение
информации через суд, скорее всего уже не будет заинтересована в ней. При
этом не исключено, что чиновник, обжалуя решение суда, вновь откажется
предоставить редакции информацию, то есть, по крайней мере, ещё четыре-пять
месяцев уйдёт на процесс рассмотрения обжалования. При этом чиновник,
скорее всего, никакой ответственности, кроме административной не понесет,
отделавшись, предположим, выговором.

Редакция может заявить в суде, что из-за отсутствия возможности
опубликовать искомую информацию, издание (программа) упустило выгоду (не
получило запланированные доходы). Как это можно доказать? Скажем, в
программе “Абсолютно секретно” журналисты захотели сделать сюжет о недавней
поломке на одном из московских исследовательских реакторов. Этот сюжет
очевидно вызвал бы большой интерес, им уже удалось привлечь дополнительных
рекламодателей, которые предоставили свои гарантийные письма с обещанием
купить время в этой передаче, ведь её будет смотреть большая доля зрителей.
Однако в конце концов запрашиваемую информацию получить не удалось, сюжет в
эфир не пошел, телепрограмма потеряла доход от рекламы, — вот калькуляция
упущенной выгоды. Либо, в аналогичном случае с журналом, отказ предоставить
сенсационную информацию привел к тому, что планируемый дополнительный тираж
номера не был напечатан, и т.д. В случае, если редакция докажет факт
реальных убытков или упущенной выгоды, возможно их возмещение виновным
государственным органом или его должностным лицом (ст. 15 и 16 ГК РФ). Ведь
в качестве основания возмещения убытков в статье названы незаконные
действия (бездействие) государственных органов, органов местного
самоуправления или их должностных лиц. Под бездействием понимается и
неисполнение в установленные сроки и порядке обязанностей, возложенных на
соответствующий орган (например, несовершение действий). Теоретически это
доказать можно, но практически сделать сложно.

Наиболее же разумным выходом из ситуации нарушения процедуры ответа на
запросы редакций была бы система четких административных наказаний, которая
была бы записана в законе и которая бы карала за конкретные нарушения норм
о праве на получение информации. Скажем, задержав информацию на один день,
чиновник бы уже в административном порядке, — не через год тяжбы с
журналистами в гражданском суде, — должен был бы из своего кармана
заплатить определенный штраф. То есть, система штрафов, которая существует,
например, в США и странах Западной Европы, в данном случае была бы более
эффективным рычагом воздействия, чем длительная процедура гражданского
судопроизводства.

Типичный же для журналистов выход в данной ситуации — либо купить
необходимую информацию, либо найти в обход существующей правовой процедуры
альтернативные источники информации. Порядок рассмотрения жалоб на действия
государственных органов, общественных организаций и должностных лиц,
нарушающие права и свободы граждан, подробно регламентирован в главе 24.1
ГПК РСФСР. Однако, случаи, когда журналист добивался через суд получения
информации, можно перечислить на пальцах двух рук. Они есть, через суд
действительно получали сведения, но скорее всего, просто для того, чтобы
наказать чиновников, а не для доступа к актуальной информации.

Известная коррумпированность государственного аппарата приводит к легкому
получению журналистами даже засекреченной информации. Российские и
иностранные информационные агентства и газеты имеют специальные фонды в
несколько тысяч долларов ежемесячно для подкупа правительственных
чиновников с целью получения информации. Отсутствие эффективного механизма
получения и проверки достоверности поступающей информации, в свою очередь,
приводит к тому, что группировки в органах государственной власти
используют СМИ для влияние через них и создаваемое ими общественное мнение
на принятие выгодных себе решений. Последствием этого является анархия при
обнародовании сведений о государстве, обществе и личности.

Иногда действует другой механизм, о нём не говорит закон о СМИ, но он
является вполне правовым. Вместо того, чтобы подавать жалобу в суд,
редактор сообщает о том, что конкретный чиновник нарушает требования закона
и не предоставляет информацию или предоставляет её неполно, в прокуратуру.
Как правило, прокуратура, которая должна следить за выполнением законов в
нашей стране, оперативно реагирует на такого рода жалобы, и обычно звонка
от прокурора вполне достаточно для чиновника любого ранга, чтобы убедить
его в необходимости предоставить вам нужную информацию. Если прокуратура
отправит совершившим неправомерные действия своё представление, то
последние обязаны рассмотреть его в установленные законом сроки и принять
решение об устранении допущенного нарушения. Жалоба в прокуратуру
составляется в произвольной форме и содержит описание сути нарушения
закона. Она, как правило, подаётся прокурору района (города), где находится
учреждение, организация или проживает лицо, нарушившее закон. Такая жалоба
обязательно должна быть зарегистрирована.

Примером действенности прокуратуры служит письмо, разъясняющее некоторые
нормы Закона РФ “О СМИ”, которое в октябре 2001 года Саратовская областная
прокуратура направила в правительство области. В нем, в частности, названо
неправомерным решение о закрытом статусе заседаний президиума
облправительства. Как известно, говорится в документе, таковыми могут
считаться только мероприятия, на которых обсуждается гостайна. Но сведения
об удоях и неработающих котельных к ней не относятся. В ответ на вопрос
корреспондента газеты “Саратовский Арбат”, намерено ли правительство
прислушаться к мнению прокуратуры, губернатор сообщил, что всё теперь будет
делаться по закону. Об возможности обращаться в прокуратуру журналисты
зачастую, к сожалению, не знают, хотя это является одним из наиболее
эффективных механизмов получения информации от нерадивых чиновников.

Как мы видим, несмотря на простоту алгоритма получения информации, на
практике возникают проблемы, связанные с фактическим отсутствием наказания
за непредоставление информации. Государственные чиновники, вроде бы,
обязаны предоставлять информацию, в законе говорится о том, что в случае
незаконного непредоставления информации они будут нести ответственность.
Однако в формулировке статей, где говорится о самой ответственности,
настолько все запутано, что применять их чрезвычайно сложно.

Например, в Уголовном кодексе предусмотрено наказание за сокрытие или
искажение информации. Однако о чём говорят эти статьи?

Статья 237 УК предусматривает лишение свободы на срок до пяти лет за
сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или
здоровья людей либо для окружающей среды. Статья является относительно
новой и включена в Кодекс в результате длительных обсуждений проблем,
связанных с огромной опасностью утаивания от общества экологической и
медицинской информации, как это имело место при чернобыльской катастрофе. С
нормой этой статьи соотносятся обязанности Правительства РФ, специально
уполномоченных природоохранительных органов, субъектов Федерации и органов
местного самоуправления обеспечивать население необходимой экологической
информацией (ст. 6-10 Закона РФ “Об охране окружающей природной среды” 1991
г.; ст. 19 “Право граждан на информацию о факторах, влияющих на здоровье”
Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от
22 июля 1993 г.; ст. 8 Закона РФ “Об основах градостроительства Российской
Федерации” от 14 июля 1992 г., закрепляющая право граждан на достоверную
информацию о состоянии окружающей среды городов, других поселений и их
систем) и другие акты.

Что это может быть за информация? К ней относятся сведения о событиях,
фактах или явлениях, создающим опасность, т.е. природных, техногенных или
иных процессах, которые могут при неблагоприятном развитии событий или
отсутствии надлежащих мер контроля и регулирования реально вызвать
последствия для человека и окружающей среды. Вроде бы, всё ясно и просто:
речь идёт о неких катастрофах, катаклизмах, пожарах, авариях того или иного
оборудования, на трубопроводах и т.п. Но, во-первых, для наказания
необходимо доказать прямой умысел, когда лицо осознаёт как свою обязанность
сообщить информацию, не искажая ее, так и реальную необходимость сообщения
информации для последующего воздействия на ход событий и их последствия, в
том числе для предотвращения и уменьшения вреда здоровью людей и окружающей
среде. Сделать это, как правило, очень сложно. Причём, если угрозу для
жизни можно определить с большой долей очевидности, то опасность для
здоровья доказать не менее сложно, чем прямой умысел.

Во-вторых, преступление может совершить только лицо, обязанное обеспечивать
население соответствующей информацией, характер деятельности которых
обязывает их направить соответствующую информацию для всеобщего сведения.
Максимальное наказание предусмотрено только в случае, когда очевиден
результат преступления чиновника: причинён вред здоровью человека или
наступили иные тяжкие последствия (видимо, гибель людей). Более того,
ответственность установлена не просто для чиновника, у которого есть эта
информация, а только для того, кто обязан обеспечивать население такой
информацией, но скрыл ее или исказил. То есть, в служебных обязанностях
чиновника, который будет нести ответственность, должна быть записана
обязанность информировать людей об этих вопросах. Поэтому, вроде бы, статья
есть, но автору неизвестны случаи, когда её применяли.

Статья 140 УК карает штрафом до 500 минимальных размеров заработной платы —
тоже немаленькая сумма, — за отказ в предоставлении гражданину информации.
Вроде бы, хорошо — гражданин приходит к чиновнику, тот неправомерно
отказывает ему в предоставлении информации, обиженный гражданин жалуется в
прокуратуру, чиновника штрафуют на 500 минимальных окладов. Естественно, на
практике этого не происходит, потому что в статье говорится не просто об
отказе гражданину в предоставлении информации, а об отказе на ознакомление
с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы
этого конкретного человека. Если же права и свободы просителя прямо не
затронуты — значит можно отказывать, по крайней мере, уголовного наказания
не будет.

Наконец, существует близкая им по смыслу статья 144 Уголовного кодекса. В
соответствии с ней, воспрепятствование законной профессиональной
деятельности журналистов путем принуждения их к распространению либо к
отказу от распространения информации наказывается штрафом в размере от
пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере
заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца,
либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо
исправительными работами на срок до одного года. То же деяние, совершенное
лицом с использованием своего служебного положения, наказывается
исправительными работами на срок до двух лет либо лишением свободы на срок
до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Применяется эта статья крайне редко. Так по сообщению Агентства
журналистских расследований, в 2001 году прокуратура г.Санкт-Петербурга
инкриминировала братьям Ш. предусмотренные данной статьей преступления. Как
установило следствие, в 1997 году братья Ш. потребовали у журналиста газеты
“Санкт-Петербургские ведомости” К. в трехдневный срок выплатить им пять
тысяч долларов США за написанную им статью, после опубликования которой
один ночной клуб якобы понес убытки. За каждый день просрочки К. “включали
счетчик” в размере тысячи долларов, при этом требования сопровождались
насилием.



Список использованной литературы:

1. Дзялошинский И.М., "Информация в гражданском обществе.

Проблемы доступа к информации", "Избранные лекции",
(http://www.gdf.ru/edu/lekcii001.shtml)
2. Прохоров Е., "Доступ к информации и информационный порядок в обществе",
(http://www.ksdi.ru/readhall/control/prohorov.html)
3. Рихтер А. "Как использовать законодательство для получения информации",
ж-л "Законодательство и практика масс-медиа", № 11-12, ноябрь-декабрь
2001.
4. Федоров М., "Информационная открытость власти: роль СМИ и иных структур
гражданского общества", ж-л "ПРАВО ЗНАТЬ: история, теория, практика", № 1-
2 (37-38) январь-февраль 2000 г.







Новинки рефератов ::

Реферат: Архивация данных в Win9x (Программирование)


Реферат: Юридическая практика (Право)


Реферат: Концепции современного естествознания (Естествознание)


Реферат: Проблема рівності і соціальної справедливості в умовах ринкової економіки (Социология)


Реферат: Организация работы закусочной на 75 мест (Технология)


Реферат: Мусульманский мир: модель экономической организации общества (История)


Реферат: работа (Программирование)


Реферат: Попытка создания системы коллективной безопасности в Европе накануне 2 МВ (Международные отношения)


Реферат: Буддизм. Распространение в мире (Религия)


Реферат: Социальная система и ценностные ориентации личности (Социология)


Реферат: Возрождение христианства (Культурология)


Реферат: Приватизация муниципального жилищного фонда: Проблемы и правовые последствия (Муниципальное право)


Реферат: Проблема подготовки педагогических кадров к инновационной деятельности (Педагогика)


Реферат: Проблемы недействительных сделок в гражданском праве (Гражданское право и процесс)


Реферат: East Timor Independence (Международные отношения)


Реферат: Бухгалтерский учет и отчетность (Бухгалтерский учет)


Реферат: Аналіз продуктивності праці та її оплати в промислових виробництвах (Аудит)


Реферат: Вторая мировая война (История)


Реферат: Быт и культура народов Древнего Египта (История)


Реферат: М.О. Скрипник - видатний діяч України (Исторические личности)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист