GeoSELECT.ru



Деньги и кредит / Реферат: Механизм государственного управления (Деньги и кредит)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Механизм государственного управления (Деньги и кредит)



Министерство внутренних дел
Республики Казахстан

Академия Министерства внутренних дел Республики Казахстан



Курсовая работа

на тему: “Формы и методы
государственного управления”



Выполнил: слушатель Ш курса
группы __________



Принял ___________________



г.Астана
Оглавление

Введение....................................................................
..........................3

Глава 1. Понятие и сущность форм государственного
управления. Организационные и правовые
формы
управления...........................................................5

Глава 2. Понятие и сущность методов государственного

управления..................................................................
......15

Глава 3. Акты государственного управления...........................20

Заключение..................................................................
......................25

Библиография................................................................
...................27



Введение

В современную эпоху фундаментальный принцип разделения властей
является одним из важнейших оснований устройства и функционирования
государственного механизма огромного числа стран. При этом большинство
специалистов сходятся в том, что признание значимости данного принципа
отнюдь не является констатацией факта его абсолютной, буквальной реализации
на практике и отрицанием единства упорядоченной власти.
В истории найдется немало примеров раскола общества в результате
непримиримого противостояния ветвей власти. Доминирование одной из них
создает на первых порах впечатление порядка государственной и общественной
жизни. Поэтому нередко приходится слышать мнение о том, что необходима
сильная рука, которая осуществляла бы твердый социальный порядок. В свое
время А.И. Герцен заметил, что “как ни странно, но опыт показывает, что
народам легче выносить насильственное бремя рабства, чем дар излишней
свободы”.[1]
Другое же общественное мнение состоит в том, что эта “рука” уже
заводила общество в мрачнейшие тупики и единственная приемлемая
альтернатива этому порядку - радикальный сдвиг “вправо”, то есть
последовательное и неуклонное строительство правовой государственности.
Настоящая курсовая работа посвящена исследованию такого
государственного феномена как исполнительная власть, а именно форм и
методов её функционирования. На сегодняшний день в Республике Казахстан
претерпела радикальные изменения концепция исполнительной власти.
Совершенно по новому определено её место в системе государственных органов,
изменены принципы формирования исполнительных органов и сама структура
исполнительной власти, а также форм и методов государственного управления.
Однако, несмотря на огромную работу, проделанную в рамках демократизации
нашего общества и в частности исполнительной власти государства, всё же
остается ещё немало вопросов, требующих всестороннего исследования и
осмысления. В курсовой работе будут затронуты различные аспекты, связанные
с формами и методами государственного управления в Республике Казахстан. Мы
исследуем как теоретические вопросы, связанные с функционированием органов
государственного управления, так и практические стороны.
Для наиболее полного изучения выбранной темы, мы прибегнем к помощи
имеющейся научной литературы в данной области. Наибольший интерес, с нашей
точки зрения, здесь представляют такие монографические издания таких
авторов как Сапаргалиев Г.С., Зиманов З.С., Назарбаев Н.А., Джунусова
Ж.Х., Котов А.К. и других. Кроме того, всесторонне изучая затронутую тему
нами будут проанализированы действующие нормативные акты в области
государственного строительства, касающиеся организации и функционирования
исполнительных органов государства, их взаимодействия как внутри
исполнительной системы, так и с другими ветвями государственной власти.



Глава 1. Понятие и сущность форм государственного
управления. Организационные и правовые
формы управления
Повседневная жизнь людей, государства и общества немыслима без
управления. В широком смысле оно означает целенаправленное воздействие
субъекта на объект, на перевод последнего в новое состояние. И в любых
системах и процессах, происходящих в природе и обществе, обнаруживаются те
или иные проявления управленческого воздействия прямых и обратных связей.
Без этого невозможно существование каких-либо организованных систем.
Государственное управление - есть организованный процесс
руководства, регулирования и контроля государственных органов за развитием
сфер экономики и культуры, иных сфер государственной жизни.[2]
Долгие годы в СССР и , следовательно, Казахстане применялись
понятия “управление государством”, “управление государственными делами”,
государственное управление, которые чаще всего связывались с понятием
“исполнительно-распорядительные органы”. Нередко последнее отождествлялось
с понятием “органы государственного управления”. При реформированиях
управления были разные подходы.[3] По действующей Конституции
общеупотребляемыми стали понятия “исполнительная власть”, “органы
исполнительной власти”. В законах используется понятие “государственное
управление”, которое осуществляют преимущественно органы исполнительной
власти - Правительство, министерства, местные исполнительные органы. Но в
него включаются на законных основаниях и другие органы, поскольку сложные
объекты управления требуют комплексных методов воздействия.
Итак, государственное управления делами осуществляется через систему
государственных органов управления, которые принято называть органами
исполнительной власти.
В отличие от законодательной власти, носящей первичный. Верховный
характер, исполнительная (административная) власть имеет по своей сути
вторичный, производный характер. Это вытекает и из самого понятия
“администрация” , дословный перевод которого звучит как “служить для”.
Таким образом, исполнительная власть носит подзаконный характер. Все
действия и акты соответствующих органов основываются на законе, не должны
ему противоречить и направлены на исполнение закона.
Современная наука выделяет такие существенные признаки исполнительной
власти, как её универсальный и предметный характер.4 Первый признак
отражает тот факт, что исполнительная власть, её органы действуют
непрерывно и везде, на всей территории государства. Этим они отличаются от
законодательной и от судебной власти. Другой признак означает, что
исполнительная власть, также в отличие от законодательной и судебной, имеет
другое содержание, поскольку опирается на людские, материальные,
финансовые, иные ресурсы, использует инструмент служебных продвижений и
систему поощрений. В руках исполнительной власти находится весьма грозная
сила, ведь существование государственной власти находит своё выражение
именно в её чиновниках, армии, администрации, судьях. Среди этой силы
особая роль принадлежит вооруженным формированиям - армии, органам
безопасности, милиции (или как у нас в государстве полиции).
Указанные признаки, особенно предметный, “силовой” характер
исполнительной власти составляют объективную основу для возможной узурпации
государственной власти именно исполнительными органами. Здесь чрезвычайно
важны действенные механизмы сдержек и противовесов и эффективные рычаги
политической ответственности как со стороны законодательной власти (через
развитое законодательство - правовые законы), так и со стороны судебной
власти (через судебный контроль и конституционный надзор).
Значит исполнительная власть - это вторичная подзаконная ветвь
государственной власти, имеющая универсальный, предметный и организующий
характер и направленная на обеспечение исполнения законов и других актов
законодательной власти.
Исполнительная власть реализуется государством через правительство и
его органы на местах, которые определяются как органы управления.
Правительство осуществляет верховное политическое руководство и общее
управление делами общества. Правительственная власть может осуществлять
прерогативу одного лица (в президентских республиках) или коллегиального
органа. В первом случае правительство выступает как группа ближайших
советников главы государства - президента, а полномочия правительства
являются производными от полномочий последнего. Во втором случае
правительство формируется на основе социальной процедуры с участием
парламента. Оно должно по общему правилу пользоваться поддержкой
парламентского большинства и обладать собственными полномочиями.
Правительство призвано обеспечить охрану существующего публичного
порядка, защиту внешних интересов государства, осуществление экономических,
социальных и иных функций в сфере государственного управления.
Правительство назначает на высшие военные и гражданские должности, в его
ведении находится административный аппарат.
Наиболее значимые решения, порождающие юридические последствия и
ответственность за их исполнение, правительство издает в форме
регламентарных актов. Помимо собственно регламентарной власти правительство
может иметь право на издание актов делегированного законодательства.
Правительства большинства стран обладают правом законодательной инициативы
и могут оказывать решающее воздействие на законодательный процесс.
За проводимый курс и осуществляемую управленческую деятельность
правительство несет, как правило. Солидарную политическую ответственность.
Исполнительная власть на местах осуществляется посредством либо
назначаемых центром местных органов исполнительной власти (местной
администрации), либо выборных органов местного самоуправления. Обычно
руководство местными делами поручается назначаемому представителю
центральной власти - губернатору, префекту, акиму. Он возглавляет аппарат
местного управления, который составляет часть аппарата государственного
управления. В случае, когда управление реализуется выборными органами, они
имеют определенную самостоятельность по отношению к центральным органам
исполнительной власти. Система местного самоуправления, или муниципальная
система, включает как выборные органы самоуправления, так и
административные службы, находящиеся в их ведении. Эти службы образую
коммунальную, или муниципальную администрацию, содержание которой
обеспечивается за счет местного бюджета.
Исполнительная власть в Казахстане представляет собой относительно
самостоятельную ветвь единой государственной власти, тесно
взаимодействующую с законодательной и судебной её ветвями. Она внешне
представлена системой органов государственного управления, к которым
относятся: правительство РК, министерства, государственные комитеты и
ведомства республики, местные исполнительные органы, администрация
государственных учреждений и предприятий.
Органы исполнительной власти разрабатывают основные направления
социально-экономической политики государства, его обороноспособности,
безопасности, обеспечения общественного порядка и организуют их
осуществление; организуют управление государственной собственностью;
вырабатывают меры по проведению внешней политики и выполняют иные функции,
возложенные законодательством республики.
Органы исполнительной власти осуществляют деятельность, которая по
своему содержанию является исполнительной и распорядительной. В
соответствии с законодательством они обладают государственно-властными
полномочиями, в том числе по изданию нормативных актов и их реализации. В
целом эти органы наделены широкими полномочиями самостоятельного
правотворчества, правоприменения и правоохраны. Подзаконность деятельности
органов исполнительной власти - важнейший момент в их правовом положении
Центральные органы исполнительной власти являются органами
специальной компетенции и наряду с правительством включаются в структуру
органов исполнительной власти. К ним мы относим отраслевые и межотраслевые
(функциональные) органы. Их структура по предложению премьер-министра
определяется Президентом РК.
В настоящее время в Казахстане организационно-правовыми формами
центральных органов исполнительной власти являются:
1. министерство РК;
2. государственный комитет РК;
3. комитет, главное управление, комиссия, агентство республики и иной
республиканский орган государственного управления, не входящий в
состав правительства;
4. комитет, департамент, агентство, а также иной орган
государственного управления при министерстве, государственном
комитете республики. Они обобщенно называются ведомством.
Такие центральные государственные органы как Комитет государственной
безопасности РК не входят в систему центральных исполнительных органов
республики. Они непосредственно подчинены и подотчетны Президенту
Республики Казахстан.
Все центральные органы исполнительной власти за исключением указанных
выше, находятся в ведении правительства. Оно руководит деятельность
министерств, государственных комитетов, иных центральных и местных
исполнительных органов.
Местные исполнительные органы - местная администрация, как органы
государственного управления на местах осуществляют руководство во всех
сферах жизни общества.
В соответствии с Законом “О местных представительных и
исполнительных органах в Республике Казахстан” от 10 декабря 1993 года с
изменениями и дополнениями, внесенными Указом Президента РК, имеющим силу
Закона, от 2 мая 1995 года, систему органов исполнительной власти на местах
составляют: акимы, управления, отделы, комиссии и другие подразделения и
службы. Как уже говорилось, местные исполнительные органы входят в единую
систему исполнительных органов Республики Казахстан.
Местный исполнительный орган возглавляет аким соответствующей
административно-территориальной единицы, являющийся представителем
Президента и правительства Республики (п.3 ст. 87 Конституции РК). Число
заместителей акима, система отделов. Управлений и других подразделений
определяются в соответствии со схемой управления областью, районом,
городом, утверждаемой соответствующим маслихатом по представлению акима.
Аким местной администрации и его заместители. А также руководители отделов.
Управлений и других служб администрации не могут быть депутатами маслихата
любого уровня.
Акимы областей, городов республиканского значения назначаются на
должность Президентом Республики Казахстан по представлению Премьер-
министра. Акимы иных административно-территориальных единиц назначаются
вышестоящими по отношению к ним акимами. (п.4 ст. 87 Конституции РК).
В своей деятельности акимы подконтрольны и подотчетны вышестоящим
акимам и Президенту.
Таким образом, в государственном управлении проявляется
положительная, организующая и творческая деятельность органов
исполнительной власти по руководству экономикой, финансами, культурой,
наукой, образованием, здравоохранением, охраной общественного порядка.
Государственное управление организует и сплачивает людей, осуществляя
общее и отраслевое управление, воплощенное соответственно в деятельности
органов исполнительной власти общей компетенции (Правительства РК, акиматов
и т.д.) и деятельности органов отраслевого управления (министерств,
ведомств и т.д.).



Глава 2. Понятие и сущность методов государственного
управления
В последние годы в Казахстане резко упал интерес к управлению в его
широком значении, касается ли это государственного управления в целом или
отраслей и сфер, управления производством, аппарата управления. Особенно
критически воспринимается идея государственного управления как
противостоящая якобы новой роли государства в условиях формирования
рыночной экономики.[4] Но происходит изменение функций управления и методов
государственного регулирования и оно является, безусловно, полезным. Ни
одно государство не отказывается о рычагов управления и регулирования, дело
в их умелом использовании.[5]
Для государственного управления и регулирования характерны в
современных условиях следующие методы:
а) общенормативное регулирование в отличие от индивидуально-
распорядительного и регулирования прошлых лет. Управление на основе и во
исполнение закона приходит на смену командному и оперативному воздействию;
б) применение способов официального признания хозяйствующих и иных
субъектов;
в) введение лицензирования субъектов и их деятельности;
г) определение порядка осуществления видов хозяйственной
деятельности;
д) налогообложение;
е) введение стандартизации продукции, работ и услуг;
ж) поддержка и стимулирование предпринимательства;
з) осуществление надзорных функций.
В административном, финансовом законодательстве закрепляют правовые
режимы осуществления этих и подобных им функций.
В качестве иллюстрации основных методов государственного управления
и применения их на практике можно привести Положение о Министерстве
сельского хозяйства РК, утвержденное 10 мая 1995 года. В котором, указано,
что Минсельхоз является центральным органом государственного управления
сельским хозяйством РК и подчиняется непосредственно Правительству. В целях
проведения единой государственной аграрной политики, направленной на
обеспечение населения продуктами питания, а промышленности - сырьем,
увеличение экспортных возможностей аграрного сектора в условиях
развивающихся рыночных отношений Министерство:
n обеспечивает разработку приоритетных государственных
(национальных) программ развития отраслей сельского хозяйства и
участие в их реализации;
n подготовку проектов, законодательных актов и нормативных
документов по аграрным вопросам;
n содействие разгосударствлению и приватизации, а также
демонополизации в агропромышленном комплексе (АПК);
n развитие разнообразных форм хозяйствования и пр.
Управление сегодня связано с работой профессионального персонала.
Поэтому столь важно регулирование государственной службы и борьба с
бюрократизмом и коррупцией.
Управление есть целенаправленное воздействие, рассчитанное на
получение результатов. Такая ориентация крайне необходима.[6] Управлению
присущь и такой элемент, как контроль. Его назначение - быть гарантией
целостности и мощи государства. Сегодня наша страна переживает момент когда
вырабатывается новый курс развития, но усилия и действия по его реализации
далеко неэффективны. Нарастающий сепаратизм и местничество, с одной
стороны, дурные традиции “командовать сверху” - с другой, усугубляют эти
тенденции. А как результат - ослабевание государственности.
Среди мощных средств в преодолении этих кризисных явлений и
укреплении государства, находится контроль. Однако, сразу же подчеркнем,
что государственный контроль не является атрибутом какого-либо одного
политического режима. Он всегда присущ любому государству, стремящемуся
обеспечить реализацию политики, законов и иных актов, охрану
государственных интересов.
В нашей стране контроль рассматривается как одна из функций
государства. Он призван:
во-первых, выступать как постоянно осуществляемая государственная
деятельность не одного а всей системы органов государства;
во-вторых, можно сформировать вполне стройную, динамичную,
неутяжеленную систему государственного контроля, охватывающую все его виды;
в-третьих, необходимо придать контролю демократический гласный
характер, сделать участие в нем доступным для общественности;
в-четвертых, государственный контроль должен быть не самодовлеющим
институтом, а средством эффективного решения государственных,
экономических, социальных и иных задач;
в-пятых, добиться высокого уровня качества контроля можно с помощью
правового контроля, основанного на законодательстве, исключающего
произвольные действия, жесткость и ничем не ограниченное усмотрение.
Таким образом, государственный контроль станет эффективным, если в
его системе будут трудиться высококвалифицированные специалисты и он будет
обладать мощной правовой основой.
Кроме того, вышеупомянутые формы и методы государственного управления
будут более совершенными, если будут основаны на глубоком и систематическом
изучении ситуации. В этой связи, следует указать, что сегодняшнее
государственное управление нуждается не только в совершенных методах
контроля, но и в улучшении деятельности по использованию полной и
достоверной статистической и тематической информации .[7]



Глава 3. Акты государственного управления
Государственная, в том числе и исполнительная власть не может
реализовываться сама по себе, она всегда должна воплотиться в конкретных
действиях, которые представляют собой различные формы государственного
управления. Содержание исполнительной власти, которым являются ее права и
обязанности по государственному управлению, не может не получить внешнее
выражение в действиях органов исполнительной власти, должностных лиц.
Однако эти действия могут быть различными по характеру. С правовой точки
зрения интерес представляют только такие действия, которые влекут
определенные последствия. Эти действия воплощаются в государственно-
управленческих формах: правовых актах управления и административно-
правовых договорах.
Под правовым актом управления теория права понимает - основанное на
законе одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного
субъекта исполнительной власти по вопросам компетенции данного органа,
направленное на установление правовых норм или возникновение, изменение или
прекращение административных правоотношений в целях реализации задач и
функций государственного управления.
Правовой акт управления обладает определенными признаками. Так, во-
первых, он является подзаконным актом. Во-вторых, он опирается на властные
полномочия органов государственного управления, а потому предстает в виде
одностороннего юридически властного волеизъявления, а точнее - носит
императивный и общеобязательный характер, определяет правила должного
поведения людей. В-третьих, он издается только полномочным органом
государственного управления и от имени государства, а потому носит
официальный характер. В-четвертых, правовой акт управления оформляется
установленным способом. Так по форме оформления они могут быть письменные,
устные или могут быть выражены в форме конклюдентных действий (например,
жест инспектора ГАИ).
Современная теория административного права наделила административные органы
управления широким спектром правовых актов. Основанием для классификации
являются юридические свойства актов, в соответствии с которыми все правовые
акты можно разделить на нормативные, индивидуальные и смешанные.
Нормативные акты управления устанавливают правила поведения, рассчитанные
на длительное применение, регулируют однотипные отношения и имеют общий
характер. Нормативные акты могут издавать органы исполнительной власти
различного уровня, применительно к конкретному органу это чаще всего
регулируется Положением об этом органе.
Индивидуальные акты применения могут издавать органы исполнительной власти
различного уровня. Они являются юридическими фактами направленными на
возникновение, изменение и прекращение административных правоотношений,
носят правоприменительный характер, издаются в отношении определенных,
указанных в акте лиц и решают конкретные административные дела (например
приказ о назначении на должность, постановление о наложении
административного взыскания и т.д.).
Смешанные акты управления - это такие акты, в которых переплетаются нормы и
индивидуальные установления.
Каждый вид органа исполнительной власти издает акт определенного вида.
Правительство в рамках своей деятельности правомочно принимать
постановления, распоряжения. Руководители центральных органов управления -
приказы, постановления и инструкции.
Органы местного государственного управления для реализации своих
полномочий издают нормативные акты, обязательные для исполнения на
соответствующей территории. Так акимы принимают, согласно ст. 88
Конституции решения и постановления. При этом на уровне административно-
территориальной единицы воспроизведена ситуация, характеризующая отношения
между высшими органами государственной власти: проекты финансовых решений
маслихатов должны быть одобрены соответствующим акимом. Отмена не
соответствующих Конституции и законодательству Республики Казахстан решений
маслихатов и акимов осуществляется в судебном порядке. Кроме этого, акты
акимов могут отменятся Президентом, Правительством, либо вышестоящим
акимом.
В сфере государственного управления действует презумпция действительности
правовых актов управления, то есть правовой акт предполагается юридически
сильным до того момента пока он не будет отменен в установленном законом
порядке.
Кроме того, для того, чтобы правовой акт полноправно выполнял свою функцию
регулирования общественных отношений он должен удовлетворять следующим
требованиям.
Он должен быть законным:
а) соответствовать Конституции РК, законам и другим актам;
б) должен быть издан в пределах компетенции органа, его издавшего;
в) не должен нарушить законодательно закрепленные права и законные интересы
граждан и организаций.
Правовой акт управления должен быть принят в установленном законом порядке.
Правовой акт управления должен быть принят в установленной законом форме.
Если правовой акт не удовлетворяет перечисленным требованиям он должен быть
отменен.
Итак, мы рассмотрели основные формы волеизъявления государственных
управленческих органов и пришли к выводу, что государственный аппарат
обладает широким спектром правовых форм управления. Однако в своей
деятельности исполнительные органы не всегда правомерно используют их. Так
нередко акимы принимают правовые акты, выходящие за пределы их компетенции.
А отменить такой акт, от которого страдает в первую очередь рядовой
гражданин, к сожалению, бывает значительно труднее, чем принять. Так,
например, акимом Астаны принято постановление, запрещающее бесплатный
проезд в общественном транспорте работникам внутренних дел. По сути данный
нормативный акт противоречит Закону “Об органах внутренних дел”. Однако,
несмотря ни на что он продолжает действовать и по настоящее время.



Заключение

Завершая свою работу, хотелось бы выделить те проблемы которые стоят
сегодня перед государственным управлением и которые следует решать в первую
очередь в процессе модернизации управленческой деятельности.
В Казахстане период модернизации управления совпал с реформированием
экономики - и это стало определяющей составной совершенствования
государственного аппарата. Сокращение государственного сектора экономики
требует менее обширной сети государственных управленцев. Что определяет
принцип экономичности формирования государственного аппарата. Общеизвестно,
что недорогое государство и недорогая управляющая власть по сердцу всем
гражданам. Сейчас люди становятся достаточно грамотными и обеспокоены
судьбой государства, непроизводительными затратами. Следующая ступень
развития - это становление активного гражданина, болеющего за свою страну,
её интересы; повышение благосостояния наших граждан.
Во-вторых, в настоящее время остро стоит проблема профессионализма
государственной службы. Повышение профессионального уровня работников
государственного управления является одним из условий построения
профессионального государства.
В-третьих, государственное управление сегодня ограждено от контроля со
стороны народа, что противоречит принципам демократического государства.
Поэтому представляется немаловажной и требующей быстрого решения проблема
демократизации государственного управления на местах.
Существует еще много вопросов, которые следует затронуть при реформировании
системы государственного управления. Однако выявление их всех невозможно в
рамках данной работы и требует более детального рассмотрения.



Библиография

1. Конституция (Основной закон) РК.
2. Кодекс Каз.ССР от административных правонарушениях (с изменениями и
дополнениями на 1995 г.), Алма-ата, 1987.
Указ Президента от 26.10.94 “Об актах Президента РК”.
Конституционный закон РК от 16.12.91 года “О государственной независимости
РК”.
Указ Президента РК, имеющий силу конституционного Закона от 18.12.95 года
“О Правительстве РК”.
Указ Президента РК, имеющий силу конституционного Закона от 26.12.95 года
“О Президенте РК”.
Закон РК от 10.12.93 года (с изменениями и дополнениями) “О местных
исполнительных представительных и исполнительных органах РК”.
Указ Президента РК от 10.10.97 года “О мерах по дальнейшему повышению
эффективности государственного управления в РК”.
1. Административное право. Общая и Особенная часть. Учебник. / под
ред. А.П.Корнеева М., МВШ МВД СССР, 1986.
2. Бахрак Д.Н. Административное право М., 1993.
Формы гос.управления. Монография. М., Институт государства и права АН СССР,
1983 .
Бахрак Д.Н. Формы госуправлени. Сов. гос-во и право, 1983, №4.
Проблемы совершенствования административных методов управления органов
внутренних дел. Сборник научных трудов Киевской высшей школы МВД СССР,
1987.
Теория права и государства: Учебник/ Под. ред. Проф. В.В. Лазарева.- М.:
Право и Закон, 1996. С. 327.
Основы государства и права Республики Казахстан: Учебное пособие для
студентов высших учебных заведений. - Алматы, 1997.
Джунусова Ж.Х. Республика Казахстан: Президент. Институты демократии:
Монография. - Алматы, 1996.
Уваров В.Н. Государственная служба. - Алматы, 1996.

-----------------------
[1] 1 Герцен А.И. Собр.соч., т.ХХ. кн.2, с. 520.

[2] Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. - М., 1995. С. 102.
[3] Веденеев Ю.А. Организационные реформы государственного управления
промышленностью в СССР: историко-правовое исследование (1957-1987 гг.), М.,
1990.
4 Теория права и государства: Учебник/ Под. ред. Проф. В.В. Лазарева.-
М.: Право и Закон, 1996. С. 327.
[4] Сапарбаев Б. Власть на местах // Мысль. 1997. № 1. С.6.
[5] Правительство, министерство и ведомство в зарубежных странах. М., 1994.
[6] Санталайнен Т., Воутилайнен Э., Поренне П., Ниссинен Й.Х. Управление по
результатам. М., 1993.
[7] Котов А.К. Суверенный Казахстан: гражданин, нация, народ (вопросы
конституционного права). - Алматы. 1996. С. 160.





Реферат на тему: Национальный банк Украины и его функции
Национальный Банк Украины и его функции

1. Национальный Банк Украины: задачи и функции
2. Закон “О Национальном банке Украины”. Достижения и потери
3. Эмисионные операции
4. Организация межбанковских расчетов
5. Кредитные операции и политика рефинансирования
6. Надзор за деятельностью коммерческих банков
7. Кассовое исполнение бюджета
8. Регулирование норм обязательных резервов
9. Регулирование ликвидности коммерческих банков



1. Национальный банк Украины: задачи и функции

Национальный банк Украины (НБУ) организован в 1991 году на базе бывшей
Украинской республиканской конторы Госбанка СССР и ее обласных управлений.
Он представляет собой систему единого банка и включает в себя центральный
аппрарат, расположенный в г.Киеве, Крымское республиканское управление и 24
обласных управления. Управления НБУ действуют от его имени в пределах
предоставленных им полномочий и функций. Они подотчетны Правлению банка.
Функциональным подразделением НБУ принадлежат вычислительные, расчетно-
кассовые центры, региональные и Центральная расчетные палаты. Структурным
подразделением выступает аппрарат инкассации.
Руководящим органом НБУ является Правление, состав которго назначается
Президиумом Верховной Рады Украины. Председатель Правления избирается ВР
Украины по представлению Председателя ВР Украины сроком на 4 года.
Законодательство Украины предопределило построение ее банковской системы в
соответствии с двухуровневым принципом организации. Национальный банк
является банком первого уровня. Он выполняет традиционные функции,
характерные для центрального банка государства: является эмиссионным и
расчетным центром государства, банком банков и банкиром правительства. НБУ
определяет организиционно-технические принципы осуществления налично-
денежного оборота:
правила хранения, перевозки и инкассации денежной наличности
правила выполнения кассовых операций банками и хозяйствующими субъектами
создает и управляет резервными фондами банкнот и монеты
устанавливает признаки платежеспособности денежных знаков

Как расчетный центр страны НБУ устанавливает паравила проведения
безналичных расчетов хозяйствующими субъектами, а также организовывает
расчеты между коммерческими банками в Украине. Он представляет интересы
государства в отношения с центральными банками других стран, в
международных кредитно-финансовых учеререждениях.
НБУ устанавливает правила и проводит регистрацию коммерческих банков и
выдает лицензии на ведение валютных операций, осуществляет надзор за
деятельностью коммерческих банков, осуществляет их расчетно-кассовое
обслуживание, предоставляет кредиты коммерческим бнкам, устанавливает
правила функционирования межбанковского кредитного рынка в Украине.
Короме этого, на НБУ возложены операции с функционирование валютного рынка
Украины. Он по согласованию с Кабинетом Министров Украины, устанавливает
официальный валютный курс национальных денег, создает валютные резервы,
организовывает операции с монетарными металлами.
На НБУ возложено регулирование банковских операций, связаных с обращением
приватизационных ценных бумаг; установлением условий их хранения, учета и
погашения.
Основной экономической задачей банка является обеспечение стабильности
национальной денежной единицы. На ее решение направлена создаваемая ими
система денежно-кредитного регулирования. В процессе работы НБУ активно
испльзует следующие методы денежно-кредитного регулирования:
рефинансирование (учетная и кредитная политика)
регулирование норм и обязательных резервов
регулирование ликвидности коммерческих банков

Ниже представлен перечень всех функций Национального банка Украины в
соответствии со Статьей 7 Закона Украины “Про Национальный Банк”.

1) согласно с разработаными Правлением Национального банка Украины Основных
принципов денежно-кредитной политики определяет и проводит денежно-
кредитную политику.
2) монопольно выполняет эмиссию национальной валюты Украины и организут ее
обращение.
3) выступает кредитором последней инстанции для банков и организовывает
систему рефинансирования.
4) устанавливает для банков и других финансово-кредитных учереждений
правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и
отчетности, защиты информации, ценностей и иммущества.
5) организовывает и методологически обеспечивает систему денежно-кредитной
и банковской статистической информации и статистики платежного баланса.
6) определяет систему, порядок и формы платежей, в том числе между банками
и финансово-кредитными учереждениями.
7) определяет направления развития современных электронных банковских
технологий, организовывает, координирует и контролирует изобретение
электронных платежных способов, систем, автоматизации банковской
деятельности и средств защиты банковской информации.
8) выполняет банковское регулирование и контроль.
9) ведет Реестр банков, их филиалов и представительств, валютных бирж и
финансово-кредитных организаций, выполняет лицензирование банковской
деятельности и операций в предвиденных законами случаях.
10) составляет платежный баланс, производит его анализ и прогнозирование.
11) представляет интересы Украины в центральных банках других стран,
международных банках и других кредитных организациях, де сотрудничество
происходит на уровне центральных банков.
12) выполняет согласно определенных специальным законом полномочий валютное
регулирование, определяет порядок проведения платежей в иностранной
валюте, организовывает и выполняет валютный контроль за коммерческими
банками и другими кредитными организациями, которые плучили лицензию
Ниционального банка на проведение операций с валютными ценностями.
13) обеспечивает накопление и сбережение золотовалютных резервов и
проведение операций с ними и банковскими металами.
14) анализирут состояние денежно-кредитных, финансовых, ценовых и валютных
отношений.
15) Организовывает инкассацию и перевозку банкнот, монет и других
ценностей, выдает лицензии на право инкассации и перевозку банкнот, монет
и других ценностей.
16) реализовыает государственную политику по вопросам защиты
государственных секретов в системе национального банка.
17) принимает участие в подготовке кадров для банковской системы Украины.
18) выполняет другие функции в финансово-кредитной сфере в рамках своей
компетенции, определенной законом.

2. Закон “О Национальном банке Украины”. Достижения и потери

Закон “ О Национальном банке Украины вступил в силу 22 июня 1999 года.
Следует отметить, что дата принятия закона символическая - борьба за
независимость Национального банка началась с новой силой после такого
исторического события в развитии банковской системы Украины, как появления
специального закона о статусе центрального банка страны. И начал ее сам
Президент Украины, подав в парламент законопроект о внесении изменений и
дополнений в только что подписанный ним закон.
Все-таки хотелось бы отметить целый ряд позитивных норм, которые внедряются
Законом “О Национальном банке”.
К сожалению в Украине, как и в других странах бывших плановых экономик,
центральный банк еще не занял положенное ему место, хотя в НБУ и видят
элементы сходности с центробанками стран рыночной экономики, это совсем не
свидетельствует о полной власти над денежно-кредитной политикой. Закон “О
Национальном банке” дает возможность НБУ существенно приблизиться к тому
положению, которое ему необходимо занять в экономической жизне страны.
Через урегулирование взаимоотношений с органами власти, путем определения
функций банка новый закон четкко определяет место и роль НБУ в системе
органов государства.
Прежде всего следует обратить внимание на нормы, которые дают возможность
НБУ сосредоточиться на выполнении его основной функции - обеспечение
стабильности денежной единицы.
Кроме того - и это очень важно - законом предусмотрено, что решение
Национального банка по вопросу денежно-кредитной политики является
самодостаточным и не нуждается в утверждении другим органом не в пределах
НБУ. Не Верховный Совет Украины, не другие органы власти теперь не имеют
полномочий для утверждения денежно-кредитной политики. Статьями 9 и 24
постановлено, что основные ее принципы подаются на рассмотрение Верховной
Радой Украины только в порядке информирования. Защищая Национальный банк от
постоянного давления со стороны правительства, которое стремится решить
вопросы финансирования собственных расходов за счет НБУ, закон запрещает
ему давать прямые кредиты на финансирование расходов государственного
бюджнта. Осуществлять операции с ценными бумагами НБУ разрешено только на
вторичном рынке, что также исключает прямое кредитирование государства.
Более того, статьей 52 закона НБУ предоставляется право поддерживать
экономическую политику Кабинета Министров Украины до тех пор, пока она
протеворечит обеспечению стабильности национальной денежной единицы.
Законом заложено основы экономической независимости НБУ. Отныне
постановлено (статья 5), что смета доходов и расходов должна обеспечивать
возможность НБУ выполнения его функций. В случае превышения сметных доходов
позитивная разница вносится в государственный бюджет, а превышение расходов
покрывается за счет государственного бюджета следующего отчетного года.
Опять таки - смета не требует утверждения ни одним из органов вне НБУ.
Этим законом впервые определены способы и методы денежно-кредитной
политики, структуру и порядок управления золотовалютным резервом, статус
денежной единицы Украины и полномочия НБУ по ее обороту; легализовано
существование в НБУ вооруженных формирований, расширены возможности
осуществления банковского надзора, работникам НБУ присвоено статус
государственных служащих.
Как положительный момент необходимо отметить и то, что законом заложено
правовые основы для создания двухуровневой системы управления банком.
В соответствии с Законом “О Национальном банке Украины” значительно
расширены полномочия Совета Национального банка и наданы неприсущие ему
функции:
статьей 8 закона Совет НБУ определено “высшим органом управление
Национального банка”
статьей 5 ему предоставляется право утверждать положения о планировании и
учете доходов и расходов, а также формирование фондов и резервов
Национального банка
пунктом 12 статьи 9 и пунктом 1 статьи 15 Совет имет право утверждать
внешнеэкономические договора на сумму, которая превыщает статутный капитал
НБУ
в соответствии с пунктом 13 статьи 9 он определяет показатели, которые
характеризируют возможность НБУ отчитываться по своим обязательствам
В соответствии со статьей 12 Закона “О Национальном банке Украины”
Председатель НБУ не является одновременно Председателем Совета НБУ. Его
роль сведена только к рядовому членству в Совете НБУ и
председательствования на заседаниях Правления НБУ. Во всех, без исключения,
странах, где существует двухуровневая система руководящих органов
центрального банка, его председатель возглавляет и орган, который формирует
денежно-кредитную политику и исполнительный орган.

3. Эмиссионные операции

Эмиссионные операции НБУ - форма реализации его монопльного права на выпуск
денег в обращение. Они являются основным моменом системы регулирования
налично-денежного оборота, который включает два основных уровня
организации: регламентацию кассовых операций хозяйствующих субъектов.
Для обеспечения оперативного решения вопросов, связанных с осуществлением
эмиссии наличных денег во всех управлениях НБУ организованы резервные фонды
НБУ - остатки национальных денежных знаков, находящихся вне обращения.
Резервные фонды создаются также при некоторых филиалах коммерческих банков
- как правило, в прошлом отделений специализированных государственных
банков. Средствами, находящимися в резервных фондах, распоряжаютя
Правление, Крымское республиканское и обласные управления НБУ. Только c их
разрешения денежные знаки могут быть перемещены из резервных фондов в
оборотную кассу (или операционную кассу филиалов банков, при которых не
открыты резервные фонды ). Эта операция и означает эмиссию - выпуск
наличных денег в обращение. Перемещение денежных знаков из оборотной кассы
в резервные фонды обусловливает изъятие денег из обращения. Эта операция, в
соответствии с правилами кассового регулирования, осуществляется
автоматически - при привышении лимитов оборотных касс.
Эмиссия наличных денег осуществляется в форме подкрепления операционных
касс учереждений коммерческих банков. Разрешение на осуществление эмиссии
дает начальник управления НБУ или иное лицо, уполномоченное распоряжаться
резервными фондами. Разрешение оформляется в види эмиссионных телеграмм,
содержание которых соответствующим образом кодируется. Оно дает право на
перемещение определенной суммы денежных знаков из резервных фондов в
оборотную кассу или на использование сверхлимитного остатка денег,
хранящегося в учереждени банка. Для получения разрешения руководитель
учереждения коммерческого банка, у которого в ближайшие 2-3 дня появляется
потребность в покреплении кассовой наличности, должен обратиться к
начальнику управления НБУ.
При отсуствии необходимой суммы сверхлимитных остатков или недостатке
средств в резевных фондах учереждения банков получают подкрепление из
оборотных касс управления НБУ.
Сверхлимитные остатки денег, превышающие внутримесячную потребность в
дополнительных кассовых ресурсах, вывозят аппаратом инкассации НБУ.

4. Организация межбанковских расчетов

Межбанковские расчеты выступают составным элементом платежного механизма
государства. Безналичные платежи между субъектами предринимательской
деятельности, как правило не могут быть завершены в пределах одного банка.
В цепочке платежей субъектов, счета которых открыты в разных банках,
неминуемо возникают межбанковские расчеты. Они представляют собой систему
осуществления и регулирования платежей по денежным требования и
обязательствам, которые возникают между банковскими учереждениями.
В Украине реализуются сложившиеся в мировой практике общие принципы
расчетов, которые основаны на следующих моделях:
по счетам межфилиальных оборотов
путем организации корреспондентских счетов между коммеческими банками
через корреспондентские счета в учереждениях НБУ
через клиринговые учереждения
Современная модель межбанковских расчетов предусматривает переход
украинских банков на электронную систему платежей, которая работает в
режиме реального времени и позволяет завершать расчеты между банками в
течение операционного дня.
Организационно-технически модель модель включает ряд новых элементов. В
составе НБУ создано новое подразделение - расчетная палата , на которую
возложено техническое проведение межбанковских расчетов на основе
электронных технологий. Расчетная плата построена по двухуровневому
принципу:
центральная расчетная палата, которая подчиняется непосредственно НБУ
регональные расчетные палаты, которые являются структурными подразделениями
территориальных подразделений НБУ
Для проведения расчетов коммерческими банками наряду со счетами, открытыми
в региональных кассовых центрах (РКЦ), открываются технические счета и
субсчета в региональной расчетной палате. РКЦ также является учасником
региональной расчетной палаты. По техническим счетам отражаются все
платежи, проведенные банком по поручению клиентов, а также суммы
поступлений, перечисляемых из других банков в пользу его клиетнов. По
итогам дня обороты, проведенные по техническому корреспондентскому счету,
общими суммами отражаются на корреспондентском счете коммерческого банка,
открытом в РКЦ. Региональные расчетные палаты несут ответственность за
своевременное и качественное проведение операций по поручени. коммерческих
банков.
Операции по перечеслению платежей в пользу клиентов других банков
проводятся при наличии достаточного остатка средств на корреспондентском
или субкорреспондентском счетах коммерческого банка, т.е. в пределах
кредитового сальдо. Если сумма платежей в пользу других банков превышает
встречные поступления, на корреспондентском счете при незначительном
входном остатке средств возникает дебетовое сальдо. По существу, овердрафт
корреспондентского счета отражает сумму несанкционированной кредитной
эмиссии, осуществленной коммерческим банком.
С целью недопущения такой эмиссии НБУ установлен жесткий режим
функционирования корреспондентского счета при наличии дебетового сальдо. На
остаток дебетового сальдо начисляются проценты на уровне ставки
рефинансирования за каждый день. Проценты и пеня взымаются за счет
ежедневных поступления на корреспондентский счет. Операции по
корреспондентскому счету приостанавливаются до полного погашения дебетового
сальдо. В случае дебетового сальдо корреспондентского счета три или более
раза или постоянно в течении 10 рабочих дней на протяжении месяца,
региональное управление ходатайствует перед НБУ о применениии к
коммерческому банку санкций, предусмотренных банковским законодательством.
В ценральной расчетной палате открываются технические счета региональных
расчетных палат, по которым фиксируются проведенные за день операции.
Ведение счетов позволяет проводить контроль за правильностью осуществления
операций по техническим корреспондентским счетам региональными расчетными
палатами. Кроме того, сообщение отражаемой по этим счетам информации
позволяет получить картину общего состояния платежного оборота между
регионами Украины.

5. Кредитные операции и политика рефинансирования

Кредитные операции НБУ объективно не ограничиваются суммой аккумулированных
кредитных ресурсов. Как банк первого уровня он осуществляет выдачу ссуд на
эмиссионной основе независимо от состояния пассивной части своего баланса и
дату выдачи кредита. Пассивы НБУ автоматически увеличиваются по мере
предоставления ссуд.
Операционнно-технический кредит НБУ означает эмиссию платежных средств
межбанковского оборота. Эти средства на корреспондентских счетах
коммерческих банков при выдаче кредитов используются для осуществдения
межбанковских расчетов, а также расчетов с НБУ. Расчетные, кредитные и
другие операции между коммерческими банками сопровождаются перечислением
соответствующих сумм по их корреспондентским счетам. Это обусловливает
перераспределение эмитированных НБУ платежных средств межбанковского
оборота между отдельными коммерческими банками. Изъятие этих средств из
оборота происходит при погашении кредитов, полученных от НБУ, и уплате
процентов за кредит. Кроме того межбанковские платежные средства изымаются
при выполнении других операций: по покупке у НБУ гривневой наличности,
иностранной валюты; при резервировании кредитных ресурсов коммерческих
банков.
Таким образом, осуществляемые НБУ кредитные операции играют подчиненную
роль по отношению к организации платежного механизма и денежного обращения
страны: они призваны обеспечить наличие останка средств на
корреспондентских счетах коммерческих банков в сумме, достаточной для
бесперебойного функционирования межбанковской системы и удовлетворения
потребностей в оборота наличных денег.
Кредиты НБУ - основной источник государственного внутреннего долга ценными
бумагами не позволяет характеризировать операции НБУ по его кредитованию
как рефинансирование: НБУ кредитирует правительство непосредственно и здесь
отсуствуют отношения возмещения коммерческими банками средств, вложенных в
государственные ценные бумаги. Непосредственная выдача ссуд характерна и
для отношений НБУ с коммерческими банками. Установленный НБУ порядок
проведения банковских операций предусматривает рефинансирование
коммерческих банков учереждениями НБУ в форме переучета и перезаклада
векселей. Однако в настоящее время операции с векселями еще не получили
распостранение. Определение кредитных операций НБУ как рефинансирование -
дань традициям банковского дела.
Операции НБУ по рефинансированию имеют, как правило целевой характер.
Выдача ссуд коммерческими банками посредством аукционов практиковалась лишь
в порядке эксперимента. Кредиты выдаются на строго определенные цели,
конкретным банкам для адресной выдачи соответствующим хозорганам. В составе
рефинансированныйх средств на начало 1994 г. 92 % составляли кредиты банку
“Украина” для выдачи заготовительным организациям и сельскохозяйственным
производителям. В течение 1992-1993 гг. Значительные суммы средств НБУ
предоставил коммерческим банкам для программ конверсии предприятий военно-
промышленного комплекса. Эти кредиты являются долгосрочными. В целом же по
банковской системе Украины преобладают краткосрочные ссуды: по состоянию на
1 января 1994 г. это 97,3 % всех кредитов, предоставленных предприятиям и
гражданам.

Механизмы и размеры рефинансирования Национальным банком Украины
коммерческих банков в 1999 году и мае 1999 года.

|Показатели |1999|май |
| | |1999 |
|Выпущено в обращение платежных средств для |100 |100 |
|рефинансирования | | |
|коммерческих банков всего: | | |
|В том чмсле за : | | |
|аукционное кредитирование |- |- |
|ломбардное кредитирование |15,3|- |
|операции РЕПО |21,2|- |
|другие механизмы |63,5|100 |


Особый характер имеют отношения НБУ со Сберегательным банком Украины.
Согласно Закону “О банках и банковской деятельности” средства, привлеченные
сберегательным банком, передаются за плату НБУ. В конце 1993 г. сумма этих
средств слставляла около 600 млрд. Крб. Очевидно, изъятие у Сберегательного
банка средств не используются для выдачи ссуд НБУ, что противоречит
эмиссионной прирорде осуществляемым им кредитных операций. Изъятие этих
средств - одна из форм регулирования объема совокупной денежной массы.
Непосредственное кредитирование предприятий НБУ ограничено. Кредит выдается
хозяйствующим субъектам, обеспечивающими деятельность НБУ (включая создание
материально-технической базы для выпуска собстенной валюты). Практикуется
выдача ссуд сотрудникам НБУ из средств фонда материального поощрения.

6. Надзор за деятельностью коммерческих банков

Национальный банк осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков,
их отделений, филиалов, представительств на территории Украины. Он
направлен на обеспечение стабильности банковской системы, защиту интересов
вкладчиков путем уменьшения рисков в деяльности коммерческих банков.
Содержание надзора определяется полномочиями, установленными Законом
Украины “О банках и банковской деятельности”.
Система надзора направлена на сокращение внешних и внутренних банковских
рисков.
К внешним рискам относятся:
риск ликвидности (неспособность банка обеспечить бесперебойную оплату своих
обязательств перед клиентами)
валютный риск (убытки от неблагоприятного изменения валютного курса в
условиях открытой валютной позиции)
риск учетной ставки (убытки от изменений процентной ставки, устанавливаемой
по кредитам НБУ, в условиях фиксированной процентной ставки по
предоставленным кредитам)
риск по ценным бумагам (убытки от изменения курса ценных бумаг, находящихся
в портфеле банка).

К внутренним рискам отнесены коммерческие, связанные с человеческим
фактором риски (квалификация персонала, исполнительская дисциплина,
качество аудиторской службы), а также операционно-технические риски,
отражающие степень работоспособности систем, обеспечивающих внутреннюю
работу банка: системы безопасности, бухгалтерского учета, материально-
технических средств, средств связи.
На снижение внутренних рисков направлены процедуры регистрации банков,
лицензирования, аудиторских проверок, икспентирования деятельности
коммерческого банка сотрудниками НБУ.
Функцию надзора осуществляет Управление по банковскому надзору НБУ .
Операции по надзору выполняют региональные управления НБУ в соответствии с
доведенной им программой, отдельными задачами Управления по банковскому
надзору.
Коммерческие банки обязаны ежемесячно представлять НБУ следующую отчетную
информацию:
баланс с приложением расчета экономических нормативов
отчет о кредитном портфеле
отчет о портфеле ценных бумаг
отчет о валюте и валютной позиции
отчет о риске процентной ставки
отчет о предоставлении и погпшении родственными лицами кредита банка
Кроме того, коммерческий банк обязан не позже 5 дней после оформления
выводов месячной или годовой проверки предоставить НБУ отчет о работе
внешнего аудита, а на следующий день после оформления соответствующего
кредитного договора - отчет о “больших” кредитах. Управление банковского
надзора также вправе потребовать от банка предоставление любой другой
информации, необходимой для выполнения его обязанностей, даже если она
отнесена к банковской служебной или коммерческой тайне. Однако полученная
информация не может быть разглашена без согласия коммерческого банка.
Работа по банковскому надзору дифферинцирована по трем основным
направлениям: общий надзор, интенсивный надзор и надзор высокой степени.
Общий надзор распространяется на стабильно работающие банки, которые
финансово устойчивы, соблюдают экономические нормативы, нормы действующего
законодательства и указания НБУ, имеют хорошую деловую репутацию. Его
осуществляют региональные управления НБУ. Общий надзор состоит в контроле
за соблюдением экономических нормативов и проверке других отчетов,
предоставляемых банками. Информация о выявленых нарушениях направляется
Правлению НБУ для принятия соответствующих решений.
Интенсивный надзор распостраняется на банки, которые периодически нарушают
экономические нормативы, а также допускают другие незначительные нарушения,
не отличаются финансовой стабильностью.
Надзор высокой степени применяется в отношении банков, которые
систематически ( т.е. два или более раза ) нарушают экономические нормативы
и допускают другие грубые нарушения или имеют неудовлетворительное
финансовое состояние.
Принимая решение о применении интенсивного надзора и надзора высокой
степени, Управление банковского надзора НБУ проводит инспектирование
банков, их отделений, филиалов и представительств, направленнное на
выявление причин нарушений и недостатков в работе банка. Инспекторы НБУ
проверяют законность выполняемых операций, деятельность внутреннего и
внешнего аудита, состояние учета, достоверность отчетов, учередительских и
других документов. По итогам инспектирования руководству банка направляется
информация, в которой указываются причины выявленных недостатков,
оцениваются финансовое состояние банка, его возможности и пути выхода из
сложившейся ситуации. Требования НБУ обязательны к исполнению.

7. Кассовое исполнение бюджета

До 1 июля 1993 г. в Украине действовал порядок кассового исполнения
сложившийся в бывшем СССР. Он включал две схемы финансирования расходов:
исполнение местных (сельских, поселковых, районых, городских и обласных )
бюджетов осуществлялось в пределах реально поступивших доходов
исполнение государственного бюджета Украины основывалось на принципе
авансирования расходов на кредитной основе
Новый порядок исключил автоматизм кредитования бюджета. Финансирование
начало осуществляться в пределах реально поступивших доходов, а также
полученных кредитов банков. Государственный бюджет Украины начал
выполняться по схеме, аналогичной местным бюджетам.
Учреждения коммерческих банков по местонахождению соответствующих районных
и городских финансовых отделов открывают доходные счета государственного
бюджета. Плательщики налогов и сборов перечисляют средства непосредственно
государственному или местным бюджетам. Средства по доходам, подлежащим
разделению между государственными и местными бюджетами (налог на
добавленную стоимость, на доходы, на акцизный сбор, подоходный налог с
граждан), ссответствующая доля средств перечисляется на доходный счет
госбюджета. Ежедневно в начале дня остаток доходного счета перечисляется
коммерческим банком по телеграфу региональному управлению НБУ. Управление
НБУ с целью оперативного контроля ведет доходные счета госбюджета в разрезе
филиалов коммерческих банков, где открыты доходные счета. Посредством
системы электронных платежей поступившие от коммерческих банков средства
по доходам бюджета ежедневно перечисляются операционному управлению НБУ в
Киеве.
На основании полученной выписки со счета управления кассового исполнения
бюджета Минфина Украина представляет ОПЕРУ Национального банка платежные
поручения для перечисления средств на текущие пассивные счета министерств и
ведомств (главных распорядителей ассигнований). С этих счетов на основании
поручений министерств и ве

Новинки рефератов ::

Реферат: Коренной перелом в ВОВ (История)


Реферат: Свинцовые аккумуляторы (Химия)


Реферат: Многокаскадные усилители (Радиоэлектроника)


Реферат: Битва під Москвою (История)


Реферат: Термическая обработка и термомеханическая обработка обсадных труб из стали 36Г2С (Металлургия)


Реферат: Реституция культурных ценностей и международные конференции 10-30-х гг. XX в. (Международное публичное право)


Реферат: Аппаратная платформа Макинтош (Программирование)


Реферат: Изобразительное искусство Древнего Египта (Культурология)


Реферат: Парижский Университет - Средние Века (Философия)


Реферат: Олигархия (Политология)


Реферат: Пакистан в 20м веке (История)


Реферат: Москва (История)


Реферат: Криптология: подстановочно-перестановочный шифр и его применение (Компьютеры)


Реферат: Журналистское расследование (Журналистика)


Реферат: Происхождение ископаемых углей (Химия)


Реферат: Проведение аудита и расчет НДС по ПО "Октябрь" (Аудит)


Реферат: Синтез логической функции и анализ комбинационных схем (Радиоэлектроника)


Реферат: Новые формы изучения иностранного языка (Педагогика)


Реферат: Новейшая мировая история. Периодизация 1945-2000 (История)


Реферат: БД Информационная система "Железнодорожная станция" (Программирование)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист