GeoSELECT.ru



История / Реферат: Крестьянский быт (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Крестьянский быт (История)


Русское жилище как и жилище любого народа имеет много разных типов.
Но есть общие черты, который характерны для жилья разных слоев общества и
разных времен. Прежде всего русское жилище - это не отдельный дом, а
огражденный двор, в котором сооружалось несколько строений, как жилых, так
и хозяйственных. Жилые носили наименования: избы, горницы, повалуши,
сенники. Изба было общее название жилого строения. Горница, как показывает
само слово, было строение горнее, или верхнее, надстроенное над нижним, и
обыкновенно чистое и светлое, служившее для приема гостей. Название
повалуши характерно для восточных губерний, и значило кладовую,
обыкновенно холодную. В старину, хотя повалуши и служили для хранения
вещей, но были также и жилыми покоями. Сенником называлась комната
холодная, часто надстроенная над конюшней или амбаром, служившая летним
жилым помещением.
Еще в 17 веке в Москве двор даже знатного человека представлял собой
территорию, обнесенную каменным забором, застроенную несколькими каменными
зданиями, между которыми торчали деревянные здания, избы, горницы, светлицы
и множество изб людских и служебных, многие из которых были соединены
крытыми переходами.
У простолюдинов избы были черные, т.е. курные, без труб; дым выходил в
маленькое волоковое окно; при собственно так называемых избах были
пристройки, называемые комнатами. “В этом пространстве жил бедный русский
мужик ... часто вместе со своими курами, свиньями, гусями и телками,
посреди невыносимой вони. Печь служила логовищем целому семейству, а от
печи поверху под потолок приделывались полати. К избам приделывались разные
пристенки и прирубки. У зажиточных крестьян, кроме изб, были горницы на
подклети с комнатами, т.е. двухэтажные домики. Курные избы были не только в
городах, но и в посадах и в 16 веке и в самой Москве. Случалось, что в
одном и том же дворе находились и курные избы, называемые черными, или
поземными, и белые с трубами, и горницы на нижних этажах”.
Крестьянское жилище обычно представляло собой комплекс построек,
обслуживавший различные нужды крестьянской семьи, причем на первый план
чаще выступают не бытовые, а хозяйственные ее потребности, хотя в реальной
жизни отделить одни от других весьма затруднительно. Следовательно,
историческое развитие крестьянских построек тесно переплетено с историей
развития крестьянского хозяйства, с технологией процессов, развитием орудий
труда.
Как правило, жилища богатых и бедных крестьян в деревнях практически
отличались добротностью и количеством построек, качеством отделки, но
состояли из одних и тех же элементов. Все постройки в буквальном смысле
слова рубились топором от начала до конца строительства, хотя в уездных
городах, с которыми крестьянские хозяйства поддерживали рыночные связи,
были известны и применялись и продольные и поперечные пилы. Эта
приверженность традициям видна и в том, что еще в 18 веке большая часть
населения предпочитала отапливать жилища “по-черному”, т.е. печи в избах
ставились без печных труб. Этот консерватизм прослеживается и в
организации самого комплекса крестьянских жилых и хозяйственных построек.
Основными компонентами крестьянского двора были “избы да клеть”, “изба
да сенник”, т.е. основная жилая постройка и основная хозяйственная
постройка для хранения зерна и другого ценного имущества. Наличие таких
хозяйственных построек, как амбар, житница, сарай, баня, погреб, хлев,
мшанник и др. зависело от уровня развития хозяйства. В понятие
“крестьянский двор” включались не только строения, но и участок земли, на
котором они располагались, включая огород, гуменник и т.п.
Основным строительным материалом было дерево. Количество лесов с
прекрасным “деловым” лесом намного превосходило то, что сохранилось сейчас
в Среднерусском регионе. Лучшими породами дерева для построек считались
сосна и ель, но сосне всегда отдавалось предпочтение. Лиственница и дуб
ценились за прочность древесины, но они были тяжелы и трудны в обработке.
Их применяли только в нижних венцах срубов, для устройства погребов или в
сооружениях, где нужна была особая прочность (мельницы, соляные амбары).
Другие породы деревьев, особенно лиственные (береза, ольха, осина)
применялись в строительстве, как правило, хозяйственных зданий. В лесу
получали необходимый материал и для кровли. Чаще всего береста, реже кора
ели или других деревьев служили необходимой гидрозащитной прокладкой в
кровлях. Для каждой надобности деревья выбирались по особым признакам.
Так, для стен сруба стремились подобрать особые “теплые” деревья, поросшие
мхом, прямые, но не обязательно прямослойные. В то же время для теса на
кровлю обязательно выбирались не просто прямые, но именно прямослойные
деревья. Соответственно назначению деревья метились еще в лесу и вывозились
к месту строительства. Если пригодный для построек лес был далеко от
поселения, то сруб могли срубить и прямо в лесу, дать ему выстояться,
высохнуть, а потом перевезти к месту строительства. Но чаще срубы собирали
уже на дворе или поблизости от двора.
Тщательно выбирали и место для будущего дома.
Для возведения даже самых крупных построек срубного типа обычно не
сооружали специального фундамента по периметру стен, но по углам зданий
(изб, клетей) закладывались опоры - крупные валуны, большие пни. В редких
случаях, если протяженность стен была много больше обычной, опоры ставили и
в середине таких стен. Сам характер срубной конструкции зданий позволял
ограничиться опорой на четыре основные точки, т.к. сруб - цельносвязанная
конструкция
В основе подавляющего большинства построек лежала “клетка”, “венец”, -
связка из четырех бревен, концы которых были рублены в связь. Способы такой
рубки могли быть различными по технике исполнения, но назначение связи было
всегда одним - скрепить бревна межу собой в квадрат прочным узлами без
каких-либо дополнительных элементов соединения (скоб, гвоздей, деревянных
штырей или спиц и т.п.). Бревна метились, каждое из них имело строго
определенное место в конструкции. Срубив первый венец, на нем рубили
второй, на втором третий и т.д., пока сруб не достигал заранее определенной
высоты. Конструктивно такой сруб без специальных связующих элементов мог
подняться на высоту нескольких этажей, так как вес бревен плотно вгонял их
в гнезда крепления, обеспечивая необходимую вертикальную связь, наиболее
прочную в углах сруба.Основные конструктивные типы рубленых крестьянских
жилых строений - “крестовик”, “пятистенок”, дом с прирубом.
Крыша у русских домов была деревянная, тесовая, гонтовая или из драни,
иногда, в безлесных местах, - соломенная. Стропильная техника сооружения
кровли, как и другие виды конструкции крыш, хотя и были известны русским
мастерам, но в крестьянских избах не употреблялись. Срубы просто
“сводились” как основания для кровли. Для этого после определенной высоты
бревна стен начинали постепенно и пропорционально укорачивать. Сводя их под
вершину кровли. Если укорачивали бревна всех четырех стен, получалась
кровля “костром”, т.е. четырехскатная, если с двух сторон - двухскатная, с
одной стороны - односкатная.
Одним из важнейших элементов жилища крестьян всегда была печь. И не
только потому, что в суровом климате Восточной Европы без печного отопления
в течение семи- восьми месяцев не обойтись. Нужно отметить, что так
называемая “русская”, а правильнее всего духовая печь - изобретение сугубо
местное и достаточно древнее. Она ведет свою историю еще из трипольских
жилищ. Но в конструкции самой духовой печи в течение второго тысячелетия
нашей эры произошли весьма значительные изменения, позволившие гораздо
полнее использовать топливо. К концу 18 века уже выработался тип печи,
который позволял использовать ее не только для обогрева и приготовления
пищи, но и как лежанку. В ней же пекли хлебы, сушили на зиму грабы, ягоды,
подсушивали зерно, солод - во всех случаях жизни печь приходила крестьянину
на помощь. И топить печь приходилось не только зимой, но в течение всего
года. Даже летом нужно было хотя бы раз в неделю хорошо вытопить печь,
чтобы испечь достаточный запас хлеба. Используя свойство духовой печи
накапливать, аккумулировать тепло, крестьяне готовили пищу раз в день,
утром, оставляли приготовленное внутри печей до обеда - и пища оставалась
горячей. Лишь в летний поздний ужин приходилось пищу подогревать. Эта
особенность духовой печи оказала решающее влияние на русскую кулинарию, в
которой преобладают процессы томления, варения, тушения, причем не только
крестьянскую, т.к. образ жизни многих мелкопоместных дворян не сильно
отличался от крестьянской жизни.
Внутренняя планировка крестьянских жилищ была подчинена достаточно
строгим, хотя и неписаным законам. Большая часть “мебели” составляла часть
конструкции избы и была неподвижной. Вдоль всех стен, не занятых печью,
тянулись широкие лавки, тесаные из самых крупных деревьев. Такие лавки
можно было видеть в старинных избах еще не так давно, и предназначены они
были не столько для сиденья, сколько для сна. Около печи была судная, или
посудная лавка, где полновластной хозяйкой была старшая женщина в доме. По
диагонали, в противоположном от печи углу помещали иконы, и сам угол звался
святым, красным, кутным.
Одним из обязательных элементов интерьера были полати, специальный
помост, на котором спали. Зимой под полатями часто держали телят, ягнят. В
северных губерниях, по-видимому, уже в 18 веке полати делали высокие, на
уровне высоты печи. В центральных и южных губерниях полати приподнимались
над уровнем пола невысоко. Место для сна старшей супружеской пары в избе
(но не стариков, место которых было на печке) специально отводилось в одном
из углов дома. Это место считалось почетным.
Над лавками, вдоль всех стен устраивали полки-“полавочники”, на
которых хранили предметы домашнего обихода, мелкие инструменты и т.п. В
стене вбивались и специальные деревянные колышки для одежды.
Хотя большинство крестьянских изб состояло всего из одной комнаты, не
деленной перегородками, негласная традиция предписывала соблюдение
определенных правил размещения для членов крестьянской избы. Та часть избы,
где находилась судная лавка, всегда считалась женской половиной, и заходить
туда мужчинам без особой надобности считалось неприличным, а посторонним -
тем более.
Крестьянский этикет предписывал гостью, вошедшему в избу, оставаться в
половине избы у дверей. Самовольное, без приглашения вторжение в “красную
половину”, где ставился стол, считалось крайне неприличным и могло быть
воспринято как оскорбление.
К жилой избе в 18 веке обязательно пристраивались сени, хотя в
крестьянском обиходе они были более известны под именем “мост”. По-
видимому, первоначально это было действительно небольшое пространство перед
входом, вымощенное деревянными лагами и прикрытое небольшим навесом
(“сенью”). Роль сеней был разнообразной. Это и защитный тамбур перед
входом, и дополнительное жилое помещение летом, и хозяйственное помещение,
где держали часть запасов продовольствия.
В украшении избы сказывались художественный вкус и мастерство
русского крестьянина. Силуэт избы венчали резной конек (охлупень) и кровля
крыльца; фронтон украшали резные причелины и полотенца, плоскости стен -
наличники окон, зачастую отражавшие влияние архитектуры города (барокко,
классицизм и т.д.). Потолок, дверь, стены, печь, реже наружный фронтон
расписывали.

РУССКАЯ НАРОДНАЯ ОДЕЖДА

Самые ранние сведения о древнерусской одежде восходят к эпохе Киевской
Руси.
Со времени принятия христианства (конец 10 века) крестьянский мужской
костюм состоял из холщовой рубашки, шерстяных штанов и лаптей с онучами.
Декоративный акцент в эту простую по покрою одежду вносил узкий пояс,
украшенный фигурными металлическими бляшками. Верхней одеждой служили шуба
и островерхая меховая шапка.
С 16 века простота и малая расчлененность форм одежды бояр,
придававшая фигуре торжественность и величавость, стали сочетаться с особой
эффектностью декоративного оформления.
Старинная русская одежда по покрою была одинакова как у царей, так и у
крестьян, носила одни и те же названия и отличалась только степенью
убранства.
Обувь простого народа была лапти из древесной коры - обувь древняя,
употребляемая еще со времен язычества. Люди с достатком носили сапоги,
чеботы, башмаки и ичетыги. Эта обувь делалась из телячьей, конской,
коровьей (юфти, т.е. кожа быка или коровы, выделанная на чистом дегте)
кожи. Для богатых людей эту же обувь делали из персидского или турецкого
сафьяна. Сапоги имели длину до колен, чеботы - полусапожки с остроконечными
загнутыми кверху носами. Башмаки носились с ичетыгами, т.е. сафьяновыми
чулками или получулками. Обувь мужская и женская почти не различалась.
Посадские жены носили сапоги, н дворянки ходили только в башмаках и
чеботах. Бедные крестьянки ходили в лаптях, как и их мужья.
Обувь была всегда цветная, чаще всего красная или желтая, иногда
зеленая, голубая, лазоревая, белая, телесного цвета. Она расшивалась
золотом, особенно голенища, унизывалась жемчугом.
Рубахи у простонародья были холщовые, у знатных и богатых - шелковые.
Русские любили красные рубахи и считали их нарядным бельем. Русские мужские
рубахи делались широкие и короткие, опускались сверх исподнего платья и
подпоясывались низко и слабо узким пояском, называемым опояскою. По подолу
и по краям рукавов рубахи расшивались узорами, украшались тесьмой. Но
особое внимание обращали на стоячий воротник рубахи - ожерелье. Его делали
пристегивающимся и украшенным соответственно богатству носящего.
Русские штаны или порты шились без разрезов, с узлом, с помощью
которого можно было делать их шире или уже. У бедных они делались их
холста, белого или крашеного, из сермяги - грубой шерстяной ткани; у
зажиточных из сукна, богатые имели шелковые штаны, особенно летом. Штаны
были не длинны и достигали только колен, делались с карманами (зепью) и
были цветными - желтые, лазоревые, чаще всего красные.
На рубаху и штаны надевались три одежды: одна на другую. Исподняя была
домашняя, в которой сидели дома; если нужно было идти в гости или принимать
гостей, надевали на нее другую; Третья была накидная для выхода.
Исподняя одежда называлась зипун как у царей, так и у крестьян. Это
платье было узкое, длиной до колен или иногда до икр, но чаще всего не
доходившее даже и до колен.
На зипун надевали вторую одежду, которая имела несколько названий.
Самый обыкновенный и повсеместный вид этого рода одежды был кафтан. Рукава
его были чрезвычайно длинны, достигали до земли и собирались в складки или
брыжи, так что ладонь можно было по желанию закрывать или оставлять
открытою, и таким образом концы рукавов заменяли перчатки. В зимнее время
эти рукава служили защитою от стужи, а рабочие люди могли с их помощью
брать горячие предметы. Разрезанный спереди кафтан застегивался с помощью
завязок или пуговиц, крепившихся к нашивкам из другой материи и другого
цвета. Воротники на кафтанах были маленькие, из-под них высовывались обнизь
зипуна или ожерелье рубахи. У кафтана была подкладка, зимние кафтаны шились
и на легких мехах. В этим же разрядам одежды относятся чуга, ферезь,
армяк, тегиляй, терлик.
Верхние, или накидные одежды были: опашень, охабень, однорядка,
ферезея, епанча и шуба. Опашень - это летняя одежда. Охабень плащ с
рукавами и с капюшоном. Ферезея - плащ, одеваемый в дорогу. Шубы были
самым нарядным платьем для русского, потому что давали возможность щеголять
разнообразными мехами. Множество мехов в доме составляло признак
довольства и зажиточности. Случалось, что русские не только выходили в
шубах на мороз, но сидели в них в комнатах, принимая гостей, чтобы показать
свое богатство. У бедных были шубы овчинные, или тулупы, и заячьи; у людей
среднего состояния - беличьи и куньи, у богатых - собольи и лисьи всех
видов. Царские шубы - из горностаев. Шубы покрывались обыкновенно сукном,
но иногда делались и из одного меха. Шубы делились на нарядные и санные. В
первых ходили в церковь, в гости или принимали гостей дома, последние
одевали в дорогу.
Тогдашний вкус требовал самых ярких цветов в одежде. Черные и вообще
темные цвета употреблялись только на печальных (траурных), или так
называемых смирных одеждах.
Золотое платье (из шелковой материи, затканной золотом и серебром)
считалось атрибутом достоинства у бояр и думных людей, окружавших царскую
особу, и когда принимали послов, то всем, не имеющим такого рода платьев,
раздавали их на время из царской казны.
Все русские носили пояса, и считалось неприличным ходить без пояса.
Кроме опоясок на рубахе, носили пояса или кушаки по кафтану и щеголяли ими,
как нашивками и пуговицами.
Русская шапка была четырех родов. Зажиточные люди носили маленькие
шапочки, покрывавшими только макушку, расшитые золотом и жемчугом, даже в
комнатах, а царь Иван Грозный ходил в ней даже в церковь, и за то
поссорился с митрополитом Филиппом. Другой вид шапки - колпак, зимой
подбитый мехом. Этой формы шапки носили и бедные мужики, из сукна или
войлока, зимою подбитые овчиной. Третий вид - четырехугольная шапка,
украшенная меховым околышком, их носили дворяне, бояре и дьяки. Четвертый
род - горлатные шапки, их носили исключительно князья и бояре. Таким
образом, по шапке можно было узнать происхождение и достоинство человека.
Высокие шапки означали знатность породы и сана.
Женские одежды были похожи на мужские, но имели свои особенности, так
что уже издали можно было отличить женщину от мужчины. Не говоря уже о
головных уборах, к самим одеждам, носившим те же названия, как и у мужчин,
прибавлялось слово “женский”, например женская шуба, женский опашень и
т.д.
Женская рубаха была длинная, с длинными рукавами, белого или красного
цвета. К рукавам рубашки пристегивались запястья, вышитые золотом или
жемчугами. Сверх рубашки надевался летник, имеющий застежку снизу доверху,
до самого горла, что диктовалось правилами приличия. Зимою летники
подбивались мехом и назывались кортелями. Распространение получили и
сарафаны.
Верхняя женская одежда - опашень. Другой вид женской верхней одежды -
телогрея. Особое разнообразие имели женские шубы.
Голова замужней женщины убиралась волосником или подубрусником Это
были шапочки из шелковой материи, являющиеся символом брачного состояния и
составляли необходимую и главнейшую часть приданого. По понятиям русских,
для замужней женщины считалось и стыдом, и грехом оставлять на показ свои
волосы: опростоволоситься (открыть волосы) было для женщины большим
бесчестьем. Скромная женщина боялась, чтобы даже члены семейства, исключая
мужа, не увидели ее простоволосою. Поверх волосника накладывался платок
(убрус), обыкновенно белый, и подвязывался под подбородком. Когда женщины
выходили в церковь или в гости, то надевали кику: шапку с возвышенностью на
лбу. Иногда это был кокошник. Имелось также очень большое разнообразие
женских шапок. Девицы носили на голове венцы - обручи без верха. Зимою
девицы покрывали голову высокой меховой шапкой -столбунцом.
Одежда (и женская и мужская) дополнялась украшениями.
Бедные поселянки ходили в длинных рубахах. На рубахи надевали летники,
иногда белого цвета, иногда крашеные, а голову покрывали платком,
завязанным под подбородком. Сверху всего, вместо накидного платья,
поселянки надевали одежду из грубого сукна или серемяги - серник.
В прежние времена у крестьян и посадских людей встречались очень
богатые наряды. Их дорогие одежды переходили из рода в род. По большей
части одежды кроились и шились дома: шить на стороне не считалось даже
признаком хорошего хозяйства.
Как мужские, так и женские дорогие одежды почти всегда лежали в
клетях, в сундуках под кусками кожи водяной мыши, которую считали средством
от моли и затхлости. Только в большие праздники и в торжественные случаи,
как, например, в свадьбы, их доставали и надевали. В обыкновенные
воскресные дни русские ходили в менее богатом наряде, а в будни не только
простой народ, но и люди обоего пола среднего сословия и дворяне не
щеголяли одеждою. Зато когда надо было себя показать, русский человек
“скидал свои отрепья, вытаскивал из клетей отцовские и дедовские одежды и
навешивал на себя, не жен и на детей все, что собрано было по частям им
самим, отцами, дедами и бабками”.
Сложившийся образ русского народного мужского костюма: рубаха-
косоворотка, иногда с вышитым или тканым узором по вороту и подолу,
выпускаемая поверх нешироких штанов и перехваченная поясом. Северный тип
русского народного женского костюма: рубаха и сарафан стройного,
расширенного книзу силуэта.
Вряд ли тогдашние бани сильно отличались от тех, что и сейчас ещё
можно встретить в глубоких деревнях - маленький сруб, иногда без
предбанника, в углу - печь - каменка, рядом с ней - полки или полати, на
которых парятся, в углу - бочка для воды, которую нагревают, бросая
туда раскалённые камни, и всё это освещается маленьким окошечком, свет из
которого тонет в черноте закопчённых стен и потолков. Сверху такое
сооружение часто имеет почти плоскую односкатную кровлю, крытую берестой и
дерном. Традиция мыться в банях среди русских крестьян была не
повсеместной. В иных местах мылись в печах.
XVI век - время распространения построек для скота. Они ставились
отдельно, каждая под своей крышей. В северных районах уже в это время
можно заметить тенденцию к двух этажности таких построек (хлев, мшаник, а
на них сенник, то есть сенной сарай), которая позднее привела к
образованию громадных хозяйственных двухэтажных дворов (внизу - хлева и
загоны для скота, вверху - повить, сарай, где хранят сено, инвентарь,
здесь же ставится клеть).
Основной пищей в XVI веке оставался хлеб. Хлебопечение и приготовление
других изделий из зерна, и зерно продуктов в городах XVI века было занятием
больших групп ремесленников, специализировавшихся на производстве этих
продуктов питания для продажи. Хлеб пекли из мешанной ржаной и овсяной
муки, а также, должно быть, и только из овсяной. Из пшеничной муки
выпекали хлеба, калачи, просвиры. Из муки изготовляли лапшу, пекли оладьи и
"перепечь" - ржаные жареные лепёшки из кислого теста. Из ржаной муки пекли
блины, приготовляли сухари. Очень разнообразен ассортимент из сдобного
теста-пироги с маком, мёдом, кашей, репой, капустой, грибами, мясом и т.п.
Перечисленные изделия далеко не исчерпывают разнообразия хлебных
продуктов, употреблявшихся на Руси в XVI веке.
Очень распространенным видом хлебной пищи были каши (овсяные,
гречневые, ячменные, пшенные), и кисели - гороховый и овсяный. Зерно
служило и сырьём для приготовления напитков: кваса, пива, водки.
Разнообразие огородных и садовых культур, возделываемых в XVI веке,
обусловливало разнообразие овощей и фруктов, употреблявшихся в пищу:
капуста, огурцы, лук, чеснок, свекла, морковь, репа, редька, хрен, мак,
стручковый зелёный горох, дыни, различные травы для солений (чеьра, мята,
тмин), яблоки, вишни, сливы.
Значительную роль в питании играли грибы - вареные, сушеные, печеные.
Одним из основных видов питания, следующим по значению, за хлебной и
растительной пищей и продуктами животноводства в XVI веке рыбная пища. Для
XVI века известны разные способы обработки рыбы: соление, сушение, вяление.
Очень выразительными источниками, рисующими разнообразие пищи на Руси в XVI
веке являются столовые обиходники монастырей. Ещё большее разнообразие
блюд представлено в Домострое, где имеется специальный раздел "Книги во
весь год, что в столы еству подают..."
Таким образом, в XVI веке ассортимент хлебных изделий отличался уже
очень большим разнообразием. Успехи в развитии земледелия, в частности
огородничества и садоводства, привели к значительному обогащению и
расширению ассортимента растительной пищи вообще. Наряду с мясной и
молочной пищей очень важную роль продолжала играть пища рыбная.






Реферат на тему: Крещение Руси

Святой Владимир.

Наша история о временах , предшествовавших принятию христианства , темна
и наполнена сказаниями , за которыми нельзя признать несомненной
достоверности. Этому причиною то , что наши первые летописцы писали не
ранее второй половины XI в. и о событиях , происходивших в их отечестве в
IX и X веках , за исключением немногих письменных греческих известий , не
имели других источников , кроме изустных народных преданий , которые , по
своему свойству , подвергались вымыслам и изменениям. С достоверностью
можно сказать , что , подобно всем северным европейским народам , и русский
только с христианством получил действительные и прочные основы для
дальнейшей выработки гражданской и государственной жизни , - основы без
которых , собственно , для народа нет истории. С давних времен восточная
половина нынешней Европейской России была населена народами племенами
чудского и тюркского , а в западной половине кроме народов литовского и
чудского племени , примыкавшим своими поселениями к балтийскому побережью ,
жили славяне под разными местными названиями , держась берегов рек :
Западной Двины , Волхова , Днепра , Припяти , Сожи , Горыни , Стыри ,
Случи , Буга , Днестра , Сулы , Десны , Оки с их притоками. Они жили
небольшими общинами , которые имели своё средоточение в городах -
укрепленных пунктах защиты , народных собраний и управления. Никаких
установлений , связующих между собой племена и признаки государственной
жизни , не было. Славянорусские племена управлялись своими князьями , вели
между собой мелкие войны и не в состоянии были охранять себя , а потому
часто были покоряемы. Религия их состояла в поклонении природе , в
признании мыслящей человеческой силы за предметами и явлениями внешней
природы , в поклонении солнцу , небу , воде , земле , ветру , деревьям ,
птицам , камням и т. п. и в разных баснях , верованиях , празднествах и
обрядах , создаваемых и учреждаемых на основании этого поклонения природе.
Их религиозные представления отчасти выражались в форме идолов , но у них
не было ни храмов , ни жрецов ; а потому их религия не могла иметь
признаков повсеместности и неизменяемости. Наиболее распространенная вера
была - язычество. Корнями своими славянское язычество уходит в слепую
древность. В его основании лежит некоторая духовная реальность. И хотя мы
лишены возможности непосредственного видения духовных источников , но все
же можем судить о них , памятуя слова господа : «По плодам их узнаете
их».Плоды язычества с его безнравственностью и жестокостью не оставляют
сомнений в богоборческой сущности того начала , которое стремится к
воплощению через многочисленные языческие культуры. И славянское язычество
не было исключением.

Древние славяне рассматривали мир как арену борьбы между добрым Белбогом и
злым Чернобогом. И тот , и другой требовали соответствующих жертв. Мнимая
самостоятельность злого начала служила оправданием его неизбежности ,
рождая культурные формы славянского сатанизма , обретшие позднее свое
законченное воплощение в почитании Перуна - верховного божества языческого
пантеона дохристианской Руси.

Летописи IV века , рассказывая о столкновении славян с Византией , самым
мрачным образом изображают их жестокость. Пленных распинали , расстреливали
из луков , вбивали гвозди в черепа. Жгли монастыри и церкви , оставляя
после себя горы трупов и груды дымящихся развалин.

Столь же беспощадны были и семейные обычаи. У них были неясные
представления о существовании человека после смерти : загробный мир
представлялся их воображению продолжением настоящей жизни. Поэтому вместе с
умершим воином на погребальном костре сжигались и его жены (одна или
несколько - славяне признавали множество).Они чествовали умерших
прародителей , считали их покровителями и приносили им жертвы. Закон
позволял умертвить новорожденную дочь , если её рождение казалось излишним.
В свою очередь , признавалось право детей на убийство родителей,
обременяющих семейство старостью или болезнью. Междородовые распри
передавались из поколения в поколение , подогреваемые обычаем кровной
мести , удовлетворявшейся лишь смертью обидчика или его потомков.

Справедливости ради надо сказать , что современные историки отмечали и
привлекательные черты славян , говоря , что они не знали ни хитрости , ни
обмана , хранили древнее простодушие и простоту нравов. С пленными ,
оставшимися в живых . наши предки обходились дружелюбно , назначая лишь
определенный срок их рабства , по истечению которого пленник мог , по
выбору , либо покинуть своих бывших хозяев , либо остаться с ними на равных
правах , как вольный человек.

Свято соблюдаемый обычай гостеприимства делал славянские земли безопасными
для путешественников , и хозяин головой отвечал обществу за безопасность
гостя-чужеземца. Купцы тем охотнее посещали славян , что между последними
не было ни воров , ни разбойников , хотя выгодной торговли в славянских
землях ждать не приходилось - суровые войны не знали роскоши и не ценили
золота. Соответственно такому духовному развитию было состояние их
житейской умелости. Они умели строить себе деревянные жилища , укреплять их
деревянными стенами , рвами и земляными насыпями , делать ладьи и
рыболовные снасти , возделывать землю , занимались скотоводством , умели
прясть , ткать , шить приготовлять кушанья и напитки : пиво , мёд , брагу ,
ковать металлы , обжигать глину на домашнюю посуду ; знали употребление
веса, меры , монеты ; имели свои музыкальные инструменты ; на войну
выходили с метательными копьями , стрелами и отчасти мечами. Все познания
их переходили от поколения к поколению очень медленно , но отношения с
Византийской империею и отчасти с арабским Востоком мало-помалу оказывали
на русских славян образовательное влияние. Из Византии заходило к ним
христианство. В половине XI века киевские князья Аскольд и Дир , собрав
дружину , на двухстах ладьях по Днепру вышли в Черное море , опустошили на
своём пути побережье и осадили Константинополь. Нападение оказалось
неожиданным и стремительным. Императора Михаила III в столице не было - он
возглавлял армию в войне с мусульманами и , несмотря на все старания , даже
вернувшись в город , не мог организовать надежную оборону. Царьград спасся
чудом. После молебна патриарх Фотий погрузил в море одну из главных святынь
города - ризу Божией Матери , хранившуюся во Влахернской церкви. Налетевший
после этого шторм разметал корабли русов , уничтожив большую часть флота и
сделав дальнейшую осаду невозможной. Пораженные князья прислали в
Константинополь посольство с просьбой о крещении. Это было первое ,
«Аскольдово» крещение Руси.

Почти одновременно с походом киевских князей на Царьград , в южных русских
областях святой Кирилл , просветитель славян , крестил двести семейств , у
которых нашёл Евангелие и Псалтырь своего же перевода. Для обращенных был
послан митрополит Михаил , крестивший все племя во главе со старейшинами. И
этому крещению предшествовало чудо - брошенное по требованию язычников в
костер Евангелие не сгорело. Но и это крещение Руси не оказало влияния на
её судьбу. Очаг православия на юге земли Русской со временем то ли угас ,
то ли оказался столь слабым , что не смог просветить окрестную языческую
тьму.

Такой варварский склад общественной жизни изменяется с принятием
христианской религии , с которою из Византии - самой образованной в те
времена державы , перешли к нам как понятия юридические и государственные ,
так и начало умственной и литературной деятельности. Принятие христианства
было переворотом , обновившим Русь и указавшим ей историческую дорогу.

Этот переворот совершен Владимиром , сыном воинственного Святослава ,
киевского князя и рабыни Малуши , ключницы его бабки княгини Ольги.

Святослав (отец Владимира), уезжая в Болгарию , разделил всё государство
своё на три части: старшему сыну Ярополку - отдал он Киев , второму - Олегу
- Землю Древлянскую , младшему - Владимиру - Новгород. От разделения Земли
русской предки наши сделались очень несчастливы : вместо одного государя
было у них три в одно время. После смерти Святослава между детьми его
началось междоусобие.

Первыми поссорились Ярополк с Олегом. Виноват в этом был старый воевода
Свенельд. В 975 году сын Свенельда , по имени Лют , вышел из Киева в лес
на охоту ; увидев его , Олег , князь древлянский , спросил у своих : «Кто
это такой?» Ему ответили : «Сын Свенельда» ; тогда Олег напал и убил
Свенельдича за то , что тот охотился с ним вместе в одном лесу. Отсюда
пошла ненависть между Ярополком и Олегом ; Свенельд , желая отомстить за
сына , всё подговаривал Ярополка : «Пойди на брата и отними у него
владения». На третий год Ярополк пошёл на Олега , в древлянскую землю.
Князь киевский победил древлянского. Когда Олег с воинами своими бежал в
город Овручь , то на мосту , перекинутом через ров к городским воротам ,
столпилось множество беглецов , и они столкнули нечаянно своего князя в
глубокий ров. За ним упало туда множество людей и лошадей. Олега раздавили
насмерть. Между тем Ярополк вошёл в город Олегов , захватил там всю власть
и послал искать своего брата во рву. С утра до полудни вытаскивали трупы
изо рва : наконец нашли Олега на самом дне , внесли во дворец и положили
на ковёр. Ярополк , который хотя был легковерен , но совсем не имел злого
сердца. Когда пришёл , долго плакал над Олегом , забыв , что он
победитель. Олега погребли у города Овруча. Владимир узнав , что Ярополк
захватил Древлянскую землю и убил Олега , испугался и убежал со своим дядею
Добрыней в Швецию. Ярополк скоро забыл о своём сбежавшем брате , а в
Новгород послал посадников.

После этого варяги сказали Владимиру : «Город то наш ; ведь мы его взяли ,
и потому хотим брать окуп на гражданах , по две гривны с человека».
Владимир отвечал им : «Подождите немного , пока сберут деньги за месяц».
Варяги ждали , ждали - и ничего не получили ; тогда они сказали Владимиру :
«Обманул ты нас ; позволь нам по крайней мере идти в Грецию». Владимир
отвечал : «Ступайте». Потом выбрал из них мужей добрых , смышлёных и
храбрых и роздал им города ; другие же пошли в Царь-град , к грекам.Но
Владимир ещё прежде них послал сказать императору : «Идут к тебе варяги :
не держи их в городе , а не то наделают они тебе бед , какие и у нас здесь
; лучше разошли их по разным местам , а сюда к нам не пускай ни одного».

С большой достоверностью можно принять вообще известие о том , что Владимир
, будучи еще язычником , был повелителем большого пространства нынешней
России и старался как о распространении своих владений , так и об
укреплении своей власти над ними. Таким образом , он повелевал Новгородской
землёю - берегами рек : Волхова , Невы , Мсты , Луги , - землёю
Белозерскою , землёю Ростовскою , землёю Смоленскую в верховьях Днепра и
Волги , землёю Полоцкою на Двине , землёю Северскою на Десне и Семи ,
землёю полян , или Киевскою , землёю Древлянскою и , вероятно , также
западною Волынью. Радимичи , жившие на Сожи , и вятичи , жители берегов
реки Оки и её притоков , хотели отложиться от подданства и были укрощены.
Владимир подчинил дани даже отдельных ятвягов , полудикий народ , живший в
лесах и болотах нынешней Гродненской губернии. Не должно , однако , думать
, чтобы это обладание имело характер государственный : оно ограничивалось
собиранием дани , где можно было собирать её , и такое собирание имело вид
грабежа. Сам Владимир укрепился в Киеве с помощью скандинавов , называемых
у нас варягами и раздал им в управление города , откуда со своими
вооруженными дружинами они могли собирать дани с жителей.

После смерти Ярополка Владимир , 17-летний юноша начал княжить один в Киеве
и поставил себе на холме разных богов за княжеским двором : Перуна
деревянного с серебренной головой и золотыми усами , Хорса , Стрибога ,
Даждь-бога (солнца) , Симаргла и Мокоша. Приносили им жертвы , называя
богами своими , приводили сыновей и дочерей своих и приносили жертвы.«И
осквернилась кровью земля Русская и холм тот» (под 980 год). В
благодарность богам за победу , одержанную над ятвягами (983 год) решено
было принести человеческую жертву. Старцы и бояре сказали : «Бросим жребий
на мальчиков и девиц ; на кого падет того и зарежем богам». В это время
жил в Киеве один варяг ; двор его стоял там , где теперь церковь св.
Богородицы , построенная Владимиром ; варяг этот пришёл из Греции , держал
веру христианскую , и был у него сын прекрасный лицом и душою ; на него то
и пал жребий. Посланные от народа пришли к старому варягу и сказали : «На
твоего сына пал жребий ; боги выбрали его себе , чтоб мы принесли его им в
жертву». Варяг отвечал : «То не боги , а дерево ; ныне есть , а завтра
сгниёт ; ни едят , не пьют , ни говорят ; сделанные руками из дерева ; бог
же один , которому служат греки и кланяются ; он сотворил небо и землю ,
звёзды и луну , и солнце , и человека и дал ему жить на земле ; а эти боги
что сотворили? Они сами сделаны руками человеческими ; не дам сына своего
бесам». Посланные пересказали слова варяга гражданам ; тогда
народ , взяв оружие , пошёл на варяга и разломал забор около его дома.
Варяг стоял на сенях с сыном ; ему кричали : «Отдай сына ; нам нужно
принести его в жертву богам». Он отвечал : «Если то в самом деле боги , то
пусть пошлют одного бога взять моего сына ; а вы из чего так хлопочете?» В
народе раздался яростный крик ; толпа бросилась , подрубили сени под обоими
варягами ; и таким образом убили их , и никто не знает , где их похоронили.

Руководимый язычником Добрыней , которому , после великих успехов последних
лет , не мог не доверять , юный Владимир , естественно , поддался обаянию
власти , могущества , богатства и роскоши Киевского двора. Действительно ,
за два года стать в 17-литнем возрасте из мальчика-эмигранта повелителем
огромной страны , от Балтийского моря до Черного , победителем могучих
князей Рогволода и Ярополка , обладателем многочисленных теремов и
богатств , народным героем , победившим иноземное влияние , - это ли не
обстановка , в которой юноша может увлечься своим счастьем и дать волю
страстям ? К двум своим жёнам , Олове и Рогнеде , он присоединяет
красавицу вдову Ярополка. От этих жён у него вскоре родится по сыну : от
Оловы - Вышеслав , от Рогнеды - Изяслав , от несчастной вдовы брата -
Святополк , уже в самом рождении которого лежит как бы печать его будущих
злодеяний. Чешская княжна Мальфреда и ещё одна чешка становятся его 4-ой и
5-ой жёнами. Огромные гаремы появляются в местах его княжеских резиденций :
по 200-300 женщин живет у него в теремах в Белгороде , Вышгороде и
Берестове. На ряду с теремною жизнью , князь любит пиры и веселья с
дружиной. Широко льётся вино и громко славят князя густеры ...

Не мало знает история примеров когда молодые государи , подпадая таким же
искушениям , погибали духовно и физически среди роскоши и разврата. Но
молодой князь не даёт себе изнежиться в Киевской роскоши. Почти непрерывно
, один за другим следуют его победоносные походы.

Оба царя услыхав это сильно огорчились и отвечали : « Не прилично
христианам выдавать сестер своих за неверных , если крестишься , то и
сестру нашу получишь , а вместе с нею и царство небесное . а с нами будешь
единоверник ; если же не хочешь креститься , то не можем выдать за тебя
сестры». Владимир отвечал послам императорским : «Скажите царям , что я
готов креститься , потому что и прежде испытал ваш закон , и мне нравится
ваша вера и богослужение».Цари , услыша это , обрадовались и послали ко
Владимиру сестру свою , именем Анну , которую насилу уговорили идти ; она
села на корабль , простилась с родными и с плачем поплыла через море. Когда
царевна Анна прибыла в Корсунь. Владимир крестился , а после крещения
обвенчался на Анне , и пошел с нею в Киев. Пришедши туда , он объявил чтобы
все и бедные и богатые крестились. Услыхав это люди шли с радостью ,
говоря : «Если б эта вера была не хороша , то князь и бояре не приняли бы
её». На другой день Владимир вышел с духовенством на Днепр , куда собралось
множество людей : все вошли в воду и стояли в ней - одни по шею , другие по
грудь , малолетние у берега , возрастные же дальше , и держали на руках
младенцев , а священники читали молитвы.

Владимир после крещения является чрезвычайно благодушным. Проникнутый духом
христианской любви , он не хотел даже казнить злодеев и хотя сначала
согласился было на увещание корсунских духовных , находившихся около него в
Киеве , но потом , с совета бояр и городских старцев , установил наказывать
преступников только денежною пенею - вирою , по старым обычаям , рассуждая
при этом ,что такого рода наказание будет способствовать умножению средств
для содержания войска.

Сохраняя племенную славянскую весёлость , Владимир примирял её с
требованиями христианского благочестия. Он любил пиры и празднества , но
пировал не с одними своими боярами , а хотел делиться своими утехами со
всем народом - и с старыми и малыми ;он отправлял пиршества
преимущественно в большие церковные праздники или по случаю освящения
церквей.

Владимир деятельно занимался распространением веры , крестил народ по
землям , подвластным ему , строил церкви по тем местам , где прежде стояли
кумиры , назначал духовных. В самом Киеве он построил церковь Святого
Василия на холме , где прежде стоял Перун и где приносили жертвы , и
церковь Богородицы , так называемую Десятинную , названную так оттого , что
князь назначил на содержание этой церкви и духовенства её десятую часть
княжеских доходов. Для прочного укрепления новопринятой веры Владимир
вознамерился распространить книжное просвещение и с этой целью в Киеве и в
других городах приказал набирать у значительных домохозяев детей и отдавать
их в обучение грамоте. Таким образом на Руси , какие-нибудь лет двадцать
, возросло поколение людей , по уровню своих понятий и по кругозору своих
сведений далеко шагнувших вперед от того состояния , в каком находились их
родители ; эти люди стали не только основателями христианского общества на
Руси , но также проводниками переходившей вместе с религиею образованности
, борцами за начала государственные и гражданские. Эта одна черта уже
показывает во Владимире истинно великого человека : он вполне понял самый
верный путь к прочному водворению начал новой жизни , которые хотел
привить своему полудикому народу , и проводил своё намерение , несмотря на
встречаемые затруднения. Тот час после крещения на Руси возникают школы с
учителями священниками и появляются книжники-любители просвещения .
собиравшие и переписывающие книги. Летописец говорит , что матери ,
отпуская детей в школы , плакали о них как о мёртвых.

Крещение Руси не следует представлять себе как простую перемену верований.
Христианство , став господствующей религией на Руси , выразилось не только
в проповеди и богослужении , но и в целом ряде новых установлений и
учреждений. Из Греции пришла на Русь иерархия : в Киеве стал жить русский
митрополит , поставляемый Константинопольским патриархом ; в других городах
были поставлены подчиненные митрополиту епископы. В Киеве и во всех
епархиях строились церкви и устраивались монастыри ; причты церквей и
братия монастырей подчинялись своему епископу , а через него митрополиту.
Таким образом власть митрополита простиралась на всю Русь и объединяла всё
духовенство страны. Вместе с христианством на Русь пришла письменность. Как
ни слабо она была на первых порах , она все же оказывала огучее влияние на
познавших её людей. Богослужебные и священные книги принесены были на Русь
на доступном для всех языке - славянвком . том самом . на котором изложили
их славянские первоучители св. Кирилл и Мефодий и их болгарские ученики.
Язык этих книг был вполне понятен русским , и «книжное учение» было
поэтому не затруднено. Митрополит и вообще духовенство управляли и судили
подчиненных им людей так , как это делалось в греческой церкви , на
основании особого сборника законов Номоканона , получившего на Руси в
болгарском переводе название Кормчей книги. В этом сборнике заключались
церковные правела Апостольские и Вселенских соборов , также гражданские
законы православных византийских императоров. Церкви принадлежали земли ,
на которых духовенство и монастыри вели хозяйство по-своему ,
руководствуясь византийскими обычаями и законам , устанавливая такие
юридические отношения к земледельцам , какие были приняты в Греции.

Таким образом на Руси вместе с новым вероучением появились новые власти ,
новое просвещение , новые законы и суды , новые землевладельцы и новые
землевладельческие обычаи. Так как Русь приняла веру из Византии то всё
новое ,что пришло вместе с верою , имело византийский характер и
служило проводником византийского влияния на Русь. Для того чтобы понять ,
как именно сказывалось это влияние , необходимо несколько ознакомиться с
теми чертами общественного быта Руси в дохристианское время , которые
наиболее характеризуют первобытность тогдашних общественных отношений.

Одной из наиболее ярко выраженных черт общественного быта Руси , как уже
говорилось ранее , в дохристианское время был обычай «кровной мести» и
вообще «мести» , он был так хорошо распространен , что признавался законом
как нормальное правило.

Родовой быт первоначально вел людей к обособлению. Роды жили замкнуто .
чуждались один другого и враждовали один с другим. А между тем каждому роду
было необходимо со стороны добывать невест для браков своих родичей. Отсюда
возник обычай добывать их насилием и хитростью , посредством «умычки» или
увоза. Впоследвтвии этот обычай смягчился : если невесту «умыкали» , то по
предварительному с ней уговору. В то же время возникли и другие формы
заключения брака : жених мирно приходил за невестой и выкупал её у рода ,
уплачивая за неё «вено». Кое-где , там , где нравы были мягче , брак
заключался ближе к нашим обычаям : невеста приезжала в дом жениха и за ней
привозили её приданное. Но так бывало , по словам летописца , только у
полян. В прочих же местах семейный быт отличался грубостью , тем более ,
что везде существовал обычай многожёнства. Предание говорит , что сам князь
Владимир до крещения своего держался этого обычая. Положение женщины в
семье . особенно при многоженстве , было очень тяжело . о чём
свидетельствуют народные песни. В них горько оплакивается судьба девушки ,
отдаваемой или продаваемой в чужой род.

В языческое время на Руси было лишь одно сословное различие : люди
делились на свободных и несвободных , или рабов. Свободные назывались
мужами , рабы носили название челядь (в единственном числе холоп или раба).
Положение рабов , очень многочисленных , было тяжко : они рассматривались
как рабочий скот в хозяйстве своего господина. Они не могли иметь
собственного имущества , не могли быть свидетелями в суде , не отвечали за
свои преступления. За них ответствовал господин , который имел право жизни
и смерти над своим холопом и наказывал его сам , как хотел. Свободные люди
находили себе защиту в своих родах и сообществах ; холоп мог найти себе
защиту только у господина ; когда же господин отпускал его на волю или
прогонял , раб становился изгоем и лишался всякого покровительства и
пристанища.

Христианская церковь не могла примириться с такими порядками. Вместе с
Христовым учением о любви и милости церковь принесла на Русь византийскую
культуру. Уча язычников вере , она стремилась улучшить их житейские
порядки. Под влиянием христианства отдельные лица из языческой среды
изменяли к лучшему свои взгляды и нравы , шли вслед Христу и являли примеры
нравственной христианской жизни и даже подвижничества. О самом князе
Владимире предание говорит , что он смягчился под влиянием новой веры
, стал милостив и ласков. Среди дружины и земских людей появилось много
благочестивых христиан , почитавших церковь , любивших книги и иногда
уходивших от мирских соблазнов в монастыри и в пустынное житьё. Через свою
иерархию и примеры ревнителей новой веры церковь действовала на нравы и
учреждения Руси. Проповедью и церковною практикой она показывала , как надо
жить и действовать в делах личных и общественных.

Церковь старалась поднять значение княжеской власти. Князей она учила ,
как они должны управлять : «воспрещать злым и казнить разбойников». «Ты
поставлен от Бога на казнь злым , а добрым на милование» , - говорило
духовенство князю Владимиру , указывая ему , что князь не может оставаться
безучастным к насилию и злу на своей земле , что он должен блюсти в ней
порядок. Такой взгляд духовенство основывало на убеждении , что княжеская
власть , как и вся земная власть , учинена от Бога и должна творить Божью
волю. Но так как «всяка власть от Бога» и так как князь «есть Божий слуга»
, то ему надлежит повиноваться и его надлежит чтить. Церковь требовала от
подданных князя , чтобы они «имели приязнь» к князю , не мыслили на него
зла и смотрели на него как на избранника Божия. Очень грубо было воззрение
языческой Руси на князей , как на дружинных конунгов , которые берут дань
за свои военные услуги земле и которых можно прогонять , если они не угодны
, и даже убивать (как древляне Игоря). Церковь всячески боролась с таким
взглядом и поддерживала авторитет князей , смотря на них , как на
прирождённых и богоданных государей. Когда князья сами роняли своё
достоинство в грубых ссорах и междоусобиях , духовенство старалось мирить
их и учить , чтобы они «чтили старейших» и «не переступали чужого предела».
Так духовенство проводило в жизнь идеи правильного государственного порядка
, имея перед собою пример Византии , где царская власть стояла очень
высоко.

Найдя на Руси ряд союзов , родовых и племенных , дружинных и городских ,
церковь образовала собою особый союз - церковное общество. В состав его
вошло духовенство , затем люди , которых церковь опекала и питала , и ,
наконец , люди , которые служили церкви и от неё зависели. Церковь опекала
и питала тех , кто не мог сам себя кормить : нищих , больных , убогих.
Церковь давала приют и покровительство всем изгоям , потерявшим защиту
мирских обществ и союзов. Церковь получала в своё владение сёла ,
населённые рабами. И изгои , и рабы становились под защиту церкви и
делались её работниками. Всех своих людей одинаково церковь судила и рядила
по своему закону (по Кормчей книге) и по церковным обычаям ; все эти люди
выходили из подчинения князю и становились подданными церкви. И как бы ни
был слаб или ничтожен церковный человек , церковь смотрела на него по-
христиански - как на свободного человека. Для церковного сознания все были
братья во Христе , и не было перед Господом ни раба , ни господина. В
церкви не существовало рабства : рабы , подаренные церкви , обращались в
людей , лично свободных ; они были только прикреплены к церковной земле ,
жили на ней и работали на пользу церкви. Таким образом , церковь давала
светскому обществу пример нового , более совершенного и гуманного
устройства , в котором могли найти себе защиту и помощь все немощные и
беззащитные.

Церковь затем влияла на улучшение семейных отношений и вообще
нравственности в русском обществе. На основании греческого церковного
закона , принятого и подтверждённого первыми русскими князьями в их
«церковных уставах» , все проступки и преступления против веры и
нравственности подлежали суду не княжескому , а церковному. Церковные
суды , во-первых , судили за святотатство , еретичество , волшебство ,
языческие моления. Церковные суды , во-вторых , ведали
все семейные дела , возникавшие между мужьями и жёнами , родителями и
детьми. Церковь старалась искоренить языческие обычаи и нравы в семейном
быту : многожёнство , умыкание и покупку жён , изгнание жены мужем ,
жестокости над жёнами и детьми и т. п. Применяя в своих судах византийские
законы , более развитые , чем грубые юридические обычаи языческого общества
, духовенство воспитывало лучшие нравы на Руси , насаждало лучшие порядки.

В особенности восставало духовенство против грубых форм рабства на Руси. В
поучениях и проповедях , в беседах и разговорах представители духовенства
деятельно учили господ быть милосердными с рабами и помнить , что раб -
такой же человек и христианин , как и сам его господин. В поучениях
запрещалось не только убивать , но и истязать раба. В некоторых случаях
церковь прямо требовала у господ отпуска рабов и рабынь на свободу. Получая
рабов в дар , церковь давала им права свободных людей и селила их на своих
землях; по примеру церкви иногда то же делали и светские землевладельцы.
Хотя такие примеры были редки , хотя увещания благочестивых поучений и не
искореняли рабства , однако изменялся и смягчался самый взгляд на раба , и
дурное обращение с рабами стало почитаться «грехом». Оно ещё не каралось
законом , но уже осуждалось церковью и становилось предосудительным.

Так широко было влияние церкви на гражданский быт языческого общества. Оно
охватывало все стороны общественного устройства и подчиняло себе одинаково
как политическую деятельность князей , так и частную жизнь всякой семьи.
Это влияние было особенно деятельно и сильно благодаря одному
обстоятельству. В то время , как княжеская власть на Руси была ещё слаба и
киевские князья , когда их становилось много , сами стремились к разделению
государства , - церковь была едина и власть митрополита простиралась
одинаково на всю Русскую землю. Настоящее единовластие на Руси явилось
прежде всего в церкви , и это сообщало церковному влиянию внутреннее
единство и силу.

Наконец , христианская вера на Руси совершила переворот в области
искусства. Языческая Русь не имела храмов и довольствовалась изваяниями
идолов. Христианство привело к созданию громадных каменных храмов в
главнейших городах. Киевский храм Успения Богоматери(Десятинная церковь)
был древнейшим каменным храмом в Киеве. За тем были построены киевская
церковь св. Софии , новгородская церковь св. Софии и другие храмы и церкви.
Они строились по византийским образцам и украшались богатейшими мозаиками и
фресками. Архитектурное дело и живопись под влиянием церковного
строительства достигли в Киеве значительного развития. А с ними вместе
развились и другие искусства и художественные ремёсла , в особенности же
ювелирное дело и производство эмали. Первыми мастерами во всех отраслях
художественного производства были , конечно , греки. Позднее под их
руководством появились и русские мастера. Развивалось таким образом
национальное искусство. Но оно в Киевской Руси отличалось резко выраженным
византийским характером , и поэтому известно в науке под именем русско-
византийского.

В 866 году в своей окружной грамоте , разосланной восточным епископам ,
патриарх Фотий писал : «Россы , славные жестокостью , победители народов
соседних , в гордости рискнувшие воевать с Римской империей , уже оставили
суеверие , исповедуют Христа и суть друзья наши , быв ещё недавно злейшими
врагами. Они уже приняли от нас епископа и священника , имея живое усердие
к христианскому богослужению». В это время Россия числится 60-м
архиепископством среди епархий константинопольского патриарха. Казалось бы
, крещение Руси состоялось. Но , увы - оно не оставило заметного следа в
русской истории. Следствием его стало лишь появление христиан в княжеской
дружине , никак не повлиявшее на распространение христианства в народе.

Третий раз Русь была крещена в 957 году в лице святой равноапостольной
княгине Ольги , приехавшей для этого в Константинополь. Крестил её сам
патриарх , благословивший Ольгу по совершении таинства дарственным крестом
с надписью : «Земля русская воздвигнута для жизни в Боге крещением
блаженной Ольги». И опять , несмотря на то , что в отсутствии сына -
воинственного Святослава - Ольга была правительницей страны , христианство
на Руси , даже пользуясь её покровительством , не прививалось. Были и
церкви и христианские общины , но лишь в больших торговых городах , где
всегда собирались люди самого разного вероисповедания. Народ же продолжал
коснеть в язычестве. Всё это , однако , были только приготовительные
явления. При князьях так называемого Рюрикова дома господствовало полное
варварство. Они облагали русские народы данью , подчиняли их себе ,
объединяли ; но их власть имела не государственные а разбойничьи черты. Они
окружали себя дружиною , составляли из охотников разных племен рать и
делали набеги на соседей - на области Византийской империи , на восточные
страны , прикаспийские и закавказские. Цель их была - приобретение добычи.


Но Владимир не даром жил у варягов. Через два года в 980 году он собрал там
сильное войско и пришёл в свой Новгород , выгнал оттуда посадников Ярополка
и послал их сказать брату : «Владимир идёт на тебя , пристроивайся к
битве». Отпустив посадников , Владимир сел в Новгороде и послал в Полоцк ,
к тамошнему князю Рогволоду свататься к его дочери Рогнеде. Рогнеда сказала
: «Не хочу разуть сына рабы» , попрекнув его низостью происхождения по
матери. Послы Владимира , возвратясь , пересказали ему речи Рогнеды ; тогда
Владимир , собрав большое войско варягов и славян , чудь и кривичей , пошёл
на Рогволода. В то самое время как уже хотели вести Рогнеду к Ярополку ,
пришёл Владимир на Полоцк , убил Рогволода , двоих сыновей его , и
женился насильно на Рогнеде. Когда Владимир пришёл к Киеву со множеством
войска , то Ярополк не мог противиться ему и затворился в городе с людьми
своими и воеводою Блудом. К этому Блуду Владимир прислал с такими речами :
«Возьми мою сторону ; если мне не удастся убить брата , то ты будешь мне
вместо отца и получишь от меня большую честь , ведь не я начал убивать
братьев , а он : я же пришёл на него из страха , чтоб он и меня не убил».
Блуд отвечал послам Владимира , что будет помогать их князю. Блуд
замыслил победить Ярополка коварством и начал отговаривать выходить из
города на битву , говоря : «Беги скорей из Киева ; киевляне пересылаются с
Владимиром , зовут его на приступ к городу , обещали предать тебя ему».
Ярополк послушался , выбежал из Киева и затворился в Родне , а Владимир
вошел в Киев и осадил Ярополка в Родне , где скоро сделался страшный голод.
Тогда Блуд стал уговаривать Ярополк помириться с братом и отправиться к
нему в киевский дворец. Ярополк послушался и в этом. Но как только он вошёл
в сени , два варяга бросились на Ярополка и умертвили его.

В 981 году идет Владимир на ляхов , берет Перемышль (на реке Сане) ,
Червен за Западным Бугом и другие города , дойдя таким образом до долины
реки Сана , то есть до западного рубежа расселения восточных славян , в это
время усваивающих название русских. С этого западного рубежа он идет на
рубеж восточный и снова подчиняет Киеву вятичей. В 982 году приходится ему
снова идти на вятичей и окончательно их замирить. В 983 году Владимир идет
на ятвягов за Неманом и подчиняет себе их землю. В 984 году - новый поход -
на радимичей на реке Соже и их окончательное подчинение Руси. В 985 году -
поход на болгар. Князь имеет успех , но , по совету Добрыни , решает не
делать здесь завоеваний , а лишь заключить прочный мир.

В 988 году пошел Владимир с войском на Корсунь , город греческий ,
корсунцы заперлись в городе и крепко оборонялись. Владимир послал сказать
им : «Если не сдадитесь , то три года простою здесь», но они его не
послушались. Тогда Владимир , устроив свое войско , велел делать насыпи
около города ; но корсунцы , подкопав городскую стену , уносили насыпанную
землю к себе в город. В это время один корсунский житель именем Настас -
пустил стрелу в стан русский , а на стреле было написано : « На Восток от
тебя колодезь ; из него вода идет в город ; откопай колодезь и перейми
воду». Владимир в тот час велел копать , и точно , воду переняли у граждан
; тогда последние , изнеможенные от жажды , сдались. Владимир вошел в город
с дружиной и послал сказать императорам Василию и Константину : « Вот я
взял Ваш славный город : слышу , что есть у вас сестра девица : если вы не
отдадите ее за меня , то и оставшемуся городу вашему будет тоже , что
Корсуню».

В 991 году пошел Владимир на хорватов. Только что возвратился он с
Хорватской войны , и вот печенеги пришли с той стороны , от реки Сулы ;
Владимир пошел против врагов и встретил их на реке Трубеж. Русские стали на
этой стороне , а печенеги на той , и не смели ни наши перейти на
печенежскую сторону , ни печенеги на нашу. Тогда приехал князь печенежский
к реке , позвал Владимира и сказал ему : «Выпусти ты своего воина , и я
своего - пусть борются , и если твой осилит моего , то не будем воевать три
года , если же наш одолеет , то будем разорять вашу землю целые три года».
После этого разговора князья разошлись розно ; Владимир , пришедши к себе
в стан , послал кликать по шатрам : «Нет ли такого , кто бы взялся биться
с печенегом? » - и не сыскался никто. На другое утро приехали печенеги и
привели своего бойца , а у наших никого не было. Стал тужить князь Владимир
и опять кликать по всему войску ; тогда пришел к князю старик и сказал
ему : « Князь! Вышел я сюда на войну с четырьмя сыновьями , а пятый ,
меньшой , остался дома ; с самого детства не было человека , кто бы одолел
его : однажды он мял воловью кожу , а я стал его за что-то бранить , так он
, на меня рассердясь , прорвал кожу руками». Князь , слыша это ,
обрадовался и послал за силачом ; когда он пришел , то князь рассказал ему
в чем дело ; то отвечал : «Не знаю , князь , могу ли биться с печенегом ;
но пусть испытают меня : нет ли здесь большого и сильного быка? Нашли быка
, большого и сильного , велели разъярить его горячим железом и пустили на
волю : когда бык бежал мимо силача , тот схватил его рукою за бок и вырвал
кожу с мясом. Владимир , видя это , сказал ему : «Можешь биться с
печенегом». На другое утро пришли печенеги и начали опять кричать : «Ч

Новинки рефератов ::

Реферат: История России 1991-96 (История)


Реферат: Исторические этапы российского федерализма (Право)


Реферат: Основы психодиагностики (Психология)


Реферат: Проектирование локальной вычислительной сети (Компьютеры)


Реферат: Влияние 6-БАП на растения кукурузы при разном уровне засоления (Биология)


Реферат: Физическая культура общекультурной и профессиональной подготовке студентов (Физкультура)


Реферат: Мировоззрение и его исторические типы (Философия)


Реферат: Феодальное государство и право Франции (Государство и право)


Реферат: Сетевые принтеры (Программирование)


Реферат: Бухгалтерский учет валютных операций (Бухгалтерский учет)


Реферат: О жанрово-хронологическом подходе изучения детской литературы (Педагогика)


Реферат: Продовольственная безопасность (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Культура поведения курсанта в кинотеатре (Культурология)


Реферат: Корран та Сунна - святий переказ та святе письмо мусульман (Религия)


Реферат: Автоматизированная система для исследования кинетики быстрых химических реакций (Химия)


Реферат: Туберкулёз органов дыхания (Биология)


Реферат: Тициан (Искусство и культура)


Реферат: Гигиена (Спорт)


Реферат: Математическое моделирование технологических операций механической обработки поверхностей деталей лезвийными инструментами (Учебное пособите по курсу: математическое моделирование технологических операций-4834) (Технология)


Реферат: Спроектировать контактный аппарат для гидрирования бензола в циклогексан (Химия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист