GeoSELECT.ru



Естествознание / Реферат: Антропный космологический принцип: его естественнонаучный и философско-методологический смысл (Естествознание)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Антропный космологический принцип: его естественнонаучный и философско-методологический смысл (Естествознание)


АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РБ



Институт Государственного управления



РЕФЕРАТ


На тему


Антропный космологический принцип:


его естественнонаучный и


философско-методологический смысл



Выполнил Яковлев Р. А.



МИНСК 2002

АНТРОПНЫЙ КОСМОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП: ЕГО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ И ФИЛОСОФСКО-
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ



Гармония мира есть источник всякой
красоты. Мы должны ценить те медленные и
тяжелые шаги вперед, которые мало-помалу
открывают ее нам.


А. Пуанкаре,


французский физик-теоретик


Даже схематичная и общая характеристика идеи возникновения всего
(Вселенной) из ничего, или вакуума, вызывает у мыслящего человека немало
удивления. Но этим дело не ограничивается: по мере того как ученые
проникали в детали этого процесса, перед ними открывались все более
удивительные вещи. Первая из них связана с так называемыми фундаментальными
постоянными, которые нередко называют еще мировыми константами.


Принято отличать простые постоянные величины от фундаментальных
универсальных постоянных. Например, Земля имеет постоянную массу, но
существуют другие планеты, масса которых существенно отлична от земной.
Значит, масса планеты не является универсальной постоянной. Тогда как масса
электрона или масса протона всюду во Вселенной одинакова, это -
универсальные постоянные. Специфические свойства отдельных систем зависят
от тех или иных законов движения и различных начальных условий.


Однако такие параметры любых систем, как размер, масса, время жизни и
другие, с точностью до порядка величины часто определяются исключительно
значениями таких фундаментальных постоянных, как гравитационная постоянная,
постоянная Планка, скорость света, масса электрона, масса протона и др.


Общее число фундаментальных универсальных постоянных невелико. Но
оказывается, что для довольно полного описания природы требуется совсем
немного таких параметров. Некоторые универсальные постоянные только что
названы, но для определенности дальнейшего изложения приведем в сокращенном
виде суммарный список универсальных констант и некоторых производных
величин.


Приведем примеры зависимости организации и свойств материи Вселенной
от мировых констант. Вещество, из которого первоначально образовались
звезды и галактики, состояло из водорода (3/4) и гелия (1/4).


Откуда взялись все более тяжелые химические элементы, без которых не
могла возникнуть жизнь? Теперь известно, что они синтезируются в недрах
звезд. Но как они попадают наружу? Когда массивная звезда исчерпает запасы
ядерного топлива (водорода), ее ядро становится неустойчивым для
гравитационного сжатия и она взрывается. При этом выделяется огромное
количество гравитационной энергии, большая часть которой уносится
мельчайшими частицами нейтрино. Такая грандиозная вспышка называется
сверхновой звездой, или просто сверхновой. Взрыв сверхновой разбрасывает по
галактике обогащенное тяжелыми металлами вещество проэволюционировавшей
звезды. А когда образуется новое поколение звезд и планеты, то строительным
материалом для них служит разбросанный пепел умерших звезд. В этом смысле
наша планета и мы сами произошли из звездного пепла.


В результате взрыва сверхновой образуется и вырывается наружу
огромное множество нейтрино. Полагают, что давление, вызываемое потоком
нейтрино, способно сорвать с ядра звезды ее оболочку и разметать в
пространстве.


Из списка универсальных констант видно; что гравитационная постоянная
очень мала, поэтому гравитационные взаимодействия очень слабы. Так,
гравитационное взаимодействие между двумя атомами примерно на 40 порядков
слабее электромагнитных взаимодействий. Но будь гравитация значительно
сильнее, структура Вселенной коренным образом изменилась бы.


Аналогично и другие универсальные постоянные чуть ли не однозначно
определяют строение и свойства физических объектов Вселенной. А поскольку
эти постоянные величины возникли на ранних этапах Вселенной, когда этих
объектов еще не существовало, то мы имеем все основания, говорить, что
универсальные постоянные ПРЕДОПРЕДЕЛЯЮТ структуру нашей Вселенной.


Однако многие исследователи пугаются этого слова, так как
предзаданность, или предопределенность, считают уделом мистики. Но при этом
они странным образом не замечают того, что сами, и при этом очень широко,
пользуются такой методикой исследования, по крайней мере, при рассмотрении
всех ретроспективных проблем.


Это относится к онтологическому и методологическому аспектам
исследования. В самом деле, продвигаясь ретроспективно к началу расширения
Вселенной, ученые исходят из существующих частиц, типов взаимодействия и
законов. С учетом настоящего (предзаданного) они пытаются восстановить
события прошлого такими, чтобы из них прийти к настоящему. То есть весь
процесс поиска прошлого ориентирован на настоящее и существенно
определяется знанием настоящего, знанием существующих частиц,
взаимодействий, законов как предзаданного.


Но дело не ограничивается тем, что универсальные фундаментальные
постоянные предопределяют строение и свойства нашей Вселенной. Кроме того,
нужно принять во внимание и то, что все (Вселенная) рождается из ничего (в
конечном счете, из первородного космического вакуума), и притом рождается в
гигантском пламени Большого взрыва. Тогда неизбежно возникает вопрос:
откуда взялись все эти мировые константы?


Этот вопрос приобретает еще большую остроту, если учесть, что мировые
константы не изолированы, а очень тонко подстроены друг под друга и
оказывают свое влияние на структуру и свойства Вселенной в разных
сочетаниях и все вместе как согласованный ансамбль.


Прежде всего, необходимо уяснить философский (метафизический) смысл
этого факта. Многие авторы допускают возможность случайности той или иной
мировой константы, что в принципе неверно. Неотъемлемым свойством случайных
событий является их скоротечность, изменчивость, быстрая сменяемость, что
не совместимо с фундаментальными постоянными, которые неизменны и действуют
на протяжении 15-20 млрд. лет. Уже одно это свидетельствует о какой-то их
необходимости. Кроме того, упускается из виду то, что случайность и
необходимость основаны на причинности (в мире нет беспричинных явлений).
Более того, случайность и необходимость строятся из одного и того же
множества причинно-следственных связей, только интегрируются векторные
причинности по-разному: случайность - это узел или точка пересечения
множества причинностей, а необходимость - их геометрическая сумма.


Поэтому если даже мысленно допустить (без всякого на то основания)
случайность некоторой константы, то для ансамбля мировых констант это
исключено, так как согласованное связанное и устойчивое множество
фундаментальных величин не есть случайность.


Теперь поставленный выше вопрос приобретает более острое звучание.
Если наблюдаемая физическая Вселенная предопределяется согласованным
набором фундаментальных величин, то откуда взялся этот гармоничный ансамбль
универсальных величин? В исходном космическом вакууме он вряд ли задан.
Ученые давно обратили внимание на все это, но никакого физического принципа
никто не выдвинул, чтобы физически объяснить происхождение гармонии
универсальных величин.


Более того, исследователи подметили еще одну удивительную
особенность, связанную с совпадением больших чисел, которая направила их на
поиски объяснения причин развития Вселенной не в физике, а совсем в другой
области, далекой от физики, - в антропологическом принципе космологии. Речь
конкретно идет о числе 1040, которым почему-то выражаются разные
фундаментальные величины и их соотношения.


Вокруг этого принципа до сих пор бушуют страсти. Хотя число 1040
получается путем округления, этим не подрывается строгость выводов, потому
что для такого гигантского числа даже погрешность в 102 ничтожно мала.
Кроме того, это число можно получить из разных посылок. Важно другое: число
1040 полностью составлено из фундаментальных постоянных величин, поэтому
имеет фундаментальный смысл.


На совпадение больших чисел ученые обратили внимание давно. В 30-е
годы известный физик-теоретик Поль Дирак попытался дать этому физическое
объяснение, которое, однако, исходило из предположения, что гравитационная
постоянная изменяется со временем, как и постоянная Хаббла, определяющая
возраст Вселенной. Однако неизменность гравитационной постоянной
подтверждается всеми данными теоретических и опытных исследований.


Обычно в физике «наблюдатель» не принимается во внимание. Ряд ученых
подвергли сомнению это предположение, считая, что строение физического мира
неотделимо от обитателей, наблюдающих его, и неотделимо в самом
фундаментальном смысле.


Они утверждают, что действительно существует некий принцип,
осуществляющий невероятно тонкую подстройку Вселенной. Только это не
физический, а антропный принцип. Такую мысль развивали А. Эддингтон, П.
Дирак, Дж. Барроу, Р. Дикке, Б. Картер и др.


Р. Дикке одним из первых привлек биологию для объяснения непонятной
особенности Вселенной, которая весьма специфична. В 1961 году он заявил об
ошибочности поисков физического объяснения особенностей Вселенной.
Аргументы Р. Дикке обосновывают, что гравитационная постоянная тонкой
структуры в качестве мировой константы детерминирует эволюцию Вселенной в
направлении, ведущем к возникновению человека, и что возникновение человека
становится возможным тогда, когда возраст Вселенной (tnow) сравняется с
числовым значением [pic].Таким образом, биологическое объяснение
фундаментальной особенности Вселенной увенчалось успехом там, где
теоретическая физика потерпела неудачу.


Как видим, рассуждения Р. Дикке вполне логичны. Поэтому идею
антропного принципа можно считать научно обоснованной.


Казалось бы, здесь все логично, ясно и обоснованно. Но именно с этого
пункта начинается разнобой особых мнений и взглядов на антропный принцип
космологии. Точнее говоря, существует широкое неприятие антропного принципа
как ненаучной (антинаучной) идеи, но без сколько-нибудь строгого
физического и логического обоснования. Причина этого, на наш взгляд, в
мировоззренческих основаниях - в атеистических предубеждениях одних и
размытости мировоззренческой составляющей других.


Так, П. Девис сетует на то, что выводы Р. Дикке не согласуются с
коперниковской традицией, отрицающей привилегированное положение Земли в
пространстве. Однако Р. Дикке относительно пространственной выделенности
tnow вообще ничего не говорит, величина tnow сама за себя говорит о
выделенности ее лишь во времени, поэтому указанное сомнение П. Девиса
снимается. Иногда в качестве возражения указывается на то, что антропный
принцип (АП) не соответствует принципу относительности классической и
релятивистской физики. Во-первых, это некорректное возражение, поскольку
принцип относительности касается лишь движения систем отсчета друг
относительно друга, а в данном случае речь идет об эволюции Вселенной. Во-
вторых, что касается другого смыслового аспекта относительности -
инвариантности систем отсчета, то в этом отношении мировые константы
являются образцом постоянства своего действия.


Антропный принцип требует в центр проблемы выдвинуть одну константу -
хаббловский возраст Вселенной (точнее tnow). И далее требуется установить
ее связь с другими величинами, которые характеризуются столь же большими
значениями (1040).


Однако такая расширенная постановка вопроса пока что не проработана.
Чтобы сохранить антропный, принцип для расширенного случая, саму
формулировку АП усиливают и называют это сильным антропным принципом.


В формулировке Б. Картера сильный АП выглядит так: «Вселенная (и,
следовательно, фундаментальные параметры, от которых она зависит) должна
быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось
существование наблюдателя».


В сопоставлении с этим характеристику АП, данную Робертом Дикке,
Брандон Картер обозначил как слабый антропный принцип. Р. Дикке так
раскрывает смысл слабого АП: наше существование как наблюдателей, состоящих
из соединений углерода, объясняет равенство двух разных отношений одному и
тому же большому числу:


В отличие от этого сильный АП, расширенный по содержанию, физически
еще не обоснован, поэтому вызывает скепсис многих авторов. Скепсис, который
обычно не подтверждается никаким анализом и никакими серьезными
аргументами. Для примера обратимся к высказыванию серьезного автора,
каковым является П. Девис. Сильный антропный принцип «представляет собой
радикальный отход от традиционной общей концепции научного объяснения. По
существу, он утверждает, что Вселенная приспособлена для существования
жизни и что как законы физики, так и начальные условия подстраиваются таким
образом, чтобы гарантировать появление жизни. В этом отношении сильный
антропный принцип сродни традиционному религиозному объяснению мира: Бог
сотворил мир, чтобы люди населяли его».


А суть дела проста и состоит в идее предопределенности: исходные
мировые константы предопределяют последующую эволюцию Вселенной. Эту идею и
не приемлет Девис, но выше отмечалось, что идея предзаданности
онтологически и методологически оправдана. Она идет от Аристотеля и широко
используется в науке, во всех ретроспективных научных исследованиях.


Таким образом, слабый антропный принцип, на наш взгляд, можно считать
хорошо обоснованным логически и физически. Сильный антропный принцип еще не
получил достаточного физического обоснования, но логически связан с первым
и дополняет его.


Идея антропного принципа в формулировке Р. Дикке не нуждается в
защите, так как ее автор превосходно сделал это сам. Мы лишь старались
подчеркнуть логичность его рассуждений и корректность его аргументации.
Равносильного преодоления аргументации Р. Дикке, насколько нам известно, не
существует и вряд ли это возможно.


Но, несмотря на нашу приверженность антропному принципу, нас не
вполне удовлетворяют аргументы сторонников этого принципа и, тем более, его
противников. Общим недостатком тех и других является то, что они
ограничиваются рассмотрением лишь внешних условий, а именно мировых
констант, и, исходя из них, пытаются обосновать или опровергнуть АП.


Необходимо осознать, что условия, сколь бы фундаментальными они ни
были, не раскрывают эволюции Вселенной в ее необходимости. Нам
представляется, что понять эту необходимость можно лишь на основе ближайших
причин, которые по своей фундаментальности должны быть сравнимы с мировыми
константами. Вместе с тем, поскольку они являются ближайшими, то по
необходимости должны изменяться в эволюции Вселенной. Иначе говоря, мировые
постоянные должны быть дополнены мировыми переменными величинами. Наукой и
философией такие переменные величины установлены, хотя их список, возможно,
еще не является полным.


Переменными эти величины являются в том смысле, что в эволюции
материальных систем они качественно изменяются, развиваются. Так, отражение
- всеобщее свойство материи, но оно способно к развитию, воплощаясь в
качественно различные формы: элементарное отражение на уровне физико-
химических взаимодействий, раздражимость на уровне живой протоплазмы и,
далее, в виде ощущений, восприятий, воображения, мышления. К качественным
изменениям способно и другое всеобщее свойство материи - саморегуляция,
которая может выступать и в примитивной форме, выражаемой принципом Ле
Шателье-Брауна, в виде гомеостаза и в разных видах психической
саморегуляции, и в виде социальной саморегуляции. Активность также способна
к развитию и также воплощается в разные формы взаимодействия и
деятельности.


Идея дополнения мировых констант универсальными переменными
величинами, на наш взгляд, является конструктивной и эвристичной. Даже из
краткой и беглой наметки этой идеи можно вывести ряд нетривиальных
следствий, проливающих свет, казалось бы, на неразрешимые вопросы. Укажем
два таких следствия.


1. Поскольку жизнь и разум производны от развития одних и тех же
всеобщих свойств материи, указанных выше, то они (жизнь и разум) должны
быть сопоставимыми для разных планетных систем и галактик. Если на разных
планетах продолжительность их развития совпадает, то и сами они по
необходимости должны быть подобными. При разной продолжительности развития
жизни разум на одной планете может отличаться сколь угодно существенно от
разума на другой планете, но не настолько, чтобы исключить в принципе
понимание друг друга. Поэтому утверждения о цивилизации в виде «черного
облака» (Ф. Хойл), «океана мыслящей плазмы» (С. Лем), «разумной плесени»
(А. Н. Колмогоров) мы рассматриваем как шутки выдающихся авторов.


Таким образом, обосновывается возможность экстраполяции земных
условий на космические.


2. Из той же посылки можно сделать еще один вывод, возвышающий земные
представления до космического уровня. В самом деле, поскольку жизнь и разум
на планетах Галактики и Метагалактики производны от набора одних и тех же
всеобщих свойств материи, то, раскрывая природу земного разума через эти
всеобщие свойства, мы преодолеваем антропоморфизм и геоцентризм и
поднимаемся до уровня космологической характеристики.


Таким образом, для конструктивного понимания эволюции материи
Вселенной нужно исходить не только из фундаментальных постоянных величин в
виде мировых констант, но и из не менее переменных величин в виде всеобщих
свойств материи, которые образуют ближайшее основание эволюции и позволяют
понять ее в ее необходимости. Этим открываются дополнительные возможности
для обоснования и развития антропологического принципа космологии.



ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА


Мотылева Л. С., Скоробогатов В. А., Судариков А. М. Концепции
современного естествознания. – СПб.: Издательство Союз, 2000. – 320с.






Реферат на тему: Билеты (обществознание) для выпускных экзаменов в 11 классе
Билет № 1
1. Понятие общества. Сферы общественной жизни.
2. Рыночные отношения в современной экономике.
1.
Существует много определений понятия «общество». В узком смысле под
обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся
для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и
конкретный этап в историческом развитии народа или страны.
В широком смысле общество – это обособившаяся от природы, но тесно
связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов,
обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия
людей и формы их объединения.
В философской науке общество характеризуется как динамическая
саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая спо собна, серьезно
изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную
определенность. При этом система определяется как комплекс
взаимодействующих элементов. В свою очередь элементом называется некоторый
далее
неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее
создании.
Для анализа сложноорганизо-ванных систем, подобных той, которую
представляет собой общество, учеными было выработано понятие «подсистема».
Подсистемами именуются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем
элементы, но менее сложные, чем сама система.
Подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни, которых
обычно выделяют четыре:
1) экономическая (ее элементами являются материальное производство и
отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных
благ, их обмена и распределения);
2) социальная (состоит из таких структурных образований, как классы,
социальные слои, нации, из их взаимоотношений и взаимодействий друг с
другом);
3) политическая (включает в себя политику, государство, право, их
соотношение и функционирование);
4) духовная (охватывает различные формы и уровни общественного сознания,
которые в реальной жизни общества образуют явление духовной культуры).
Каждая их этих сфер, будучи сама элементом системы, называе-
мой «общество», в свою очередь оказывается системой по отношению к
элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни
взаимосвязанны и взаимно обусловливают друг друга. Разделение общества на
сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные
области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную
жизнь.
2.
Существуют два варианта организации экономической жизни общества:
командная экономика и рыночная экономика. Основными признаками командной
экономики являются производство товаров в соответствии с заранее принятым
государственным планом и отсутствие самостоятельности товаропроизводителей
в вопросах, касающихся производства и распределения продукции. Такие
решения принимаются центральными государственными органами.
В рыночной экономике вопросы производства и реализации продукции
производители решают самостоятельно, а поведение и действия производителей
и потребителей определяют структуру распределения трудовых, материальных и
финансовых ресурсов.
Рынок представляет собой совокупность всех отношений, а также форм и
организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи
товаров и услуг. Как экономический механизм, связывающий производителей и
потребителей, рынок видоиз
менялся на протяжении длительного времени. В современной экономике
существует не один рынок, а целая система рынков, которая состоит из:
а) рынка потребительских товаров;
б) рынка средств производства;
в) рынка рабочей силы;
г) рынка инвестиций, т. е. долгосрочных вложений;
д) рынка иностранных валют и ценных бумаг;
е) рынка научно-технических разработок;
ж) рынка информации.
Основными признаками свободного рынка являются следующие:
1) неограниченное число его участников;
2) абсолютно свободный доступ на рынок для любого производителя товаров и
услуг;
3) наличие у каждого участника конкурентной борьбы полного объема
информации о ситуации на рынке (о ценах, спросе и предложении, размерах
получаемой прибыли и т. д.);
4) мобильность материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов,
необходимых для производства товаров и услуг;
5) невозможность участников рыночных отношений оказывать влияние на
решения, принимаемые другими производителями.
Подобного свободного рынка в действительности не существует – это
идеальный образ. Однако элементы его обязательно присутствуют в любой
рыночной экономике, во всяком реально функционирующем рынке.
Основными параметрами, регулирующими поведение субъектов рынка, являются
спрос, предложение и цена, между которыми существует взаимная связь. В
самом общем виде механизм товарного рынка регулируется двумя законами:
законом стоимости и законом спроса и предложения.
Спрос – это то количество товаров определенного вида, которое покупатель
готов купить при определенном уровне цен. Предложение – это то количество
товара, которое продавец может предложить покупателю в конкретном месте и в
конкретное время.
Согласно закону стоимости производство и обмен товаров осуществляются на
основе их стоимости, величина которой определяется вложенными в них
затратами. Денежным выражением стоимости является цена, которая
устанавливается производителем и в теории может быть выше стоимости, ниже
стоимости или соответствовать ей. На цену оказывает влияние спрос, которым
пользуется тот или иной товар: если он высок, то производитель может
поднять цену и расширить производство данного вида продукции, если он
падает, то падает и цена и выпуск изделия сокращается. Стоит принять во
внимание и тот факт, что потенциальные потребители товара приходят на рынок
с ограниченными финансовыми ресурсами, которые они готовы потратить на
покупку необходимого им товара. Поэтому они всегда заинтересованы в том,
чтобы купить его подешевле, в то время как производитель желает продать
товар
подороже. Поэтому в реальности на рынке формируются две цены:
а) цена спроса – та максимальная цена, по которой покупатель согласен
купить товар;
б) цена предложения – та минимальная цена, по которой производитель готов
продать товар.
Рыночная же цена, т. е. цена, при которой объем спроса в точности равен
объему предложения, не может опускаться ниже цены предложения (так как
тогда продавец разорится) и подниматься выше цены спроса (в этом случае
покупатель не сможет купить предлагаемый товар). В реальной
действительности она колеблется в промежутке между этими двумя величинами,
стимулируя производителей добиваться снижения затрат на производство
товаров и поощряя, таким образом, повышение производительности труда,
внедрение новых технических достижений и технологий, а также способствуя
перераспределению ресурсов для производства тех товаров, которые пользуются
устойчивым или повышенным спросом. Таким образом, цена, спрос и предложение
являются активными регуляторами рыночного механизма производства и обмена
товаров.
Аналогичные процессы происходят и на других рынках, в частности на рынке
рабочей силы, где спрос на специалистов определенной профессии
предопределяет их зарплату (чем выше спрос и меньше предложение, тем выше
цена рабочей силы).
Билет № 2
1. Человек, индивид, личность.
2. Экономическая сфера общества. Структура отношений собственности в
современной экономике.
1.
Индивидом обычно называют единичного конкретного человека,
рассматриваемого в качестве биосоциального существа. Понятие «человек», как
правило, употребляют, желая показать принадлежность какого-либо лица к
человеческому роду (Homo sapiens), a также тот факт, что данное лицо
обладает всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами. От этих
двух понятий необходимо отличать понятие «личность».
Слово «личность» (лат. persona) первоначально обозначало маску, которую
надевал актер в античном театре. Затем его стали применять к самому актеру
и его роли («персонаж»). У древних римлян слово persona употреблялось не
иначе, как с указанием социальной функции, роли, амплуа человека (личность
судьи, личность отца, личность консула и т. п.). Превратившись в научный
термин, слово «личность» существенно изменило свой смысл и выражает теперь
нечто противоположное тому содержанию, которое в него вкладывали в
древности.
Личностью называется человеческий индивид, являющийся субъектом
сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых
черт,
свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Когда
говорят о личности, прежде всего подразумевают его социальную
индивидуальность, неповторимость. Последняя формируется в процессе
воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его
культуры.
Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью
становятся в процессе социализации.
Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни
индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате
которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном
обществе, становятся личностями. Социализация начинается в детстве,
продолжается в юности, а часто и в довольно зрелом возрасте. От ее успеха
зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в
данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни.
Окружающая человека среда может влиять на развитие личности как
целенаправленно (путем организации процесса обучения и воспитания), так и
непреднамеренно. Огромную роль играет здесь такой важный социальный
институт, как семья.
Благодаря процессу социализации личность приобщается к жизни общества,
может приобретать и изменять свой социальный статус. Социальный статус –
это положение в обществе, связанное с
определенной совокупностью прав и обязанностей. Социализируется и система
потребностей человека:
к потребностям биологическим (в пище, дыхании, отдыхе и др.) добавляются
потребности социаль ные, такие, как потребность в общении, в заботе о
других людях, в получении высокой оценки со сто роны общества и т. д.
Для самого общества успешная социализация является гарантией его
самосохранения и самовоспроизводства, сохранения его культуры.
2.
Экономика играет огромную роль в жизни общества Во-первых, потому что она
обеспечивает людей материальными условиями их существования – продуктами
питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления Во-вторых, потому
что экономическая сфера жизни общества является решающей, определяющей ход
всех происходящих в обществе процессов.
Под экономикой в широком смысле обычно понимают систему общественного
производства, т е. процесс создания материальных благ, необходимых
человеческому обществу для его нормального существования и развития В своей
экономической деятельности люди преследуют определенные цели, связанные с
получением необходимых им благ Для достижения этих целей прежде всего нужна
ра бочая сила, т. е. люди, обладающие способностями и трудовыми навыками.
Эти люди в процессе трудовой деятельности использу
ют средства производства. Среде т ва производства представляют со бой
совокупность предметов труда, т е. того, из чего производятся материальные
блага, и средств труда, т. е. того, чем или с помощью чего они
производятся.
Совокупность средств произвол ства и рабочей силы принято на зывать
производительными сила ми общества Производительные силы – это люди
(человеческий фактор), обладающие произведет венными навыками и
осуществляющие производство материаль ных благ, созданные обществом
средства производства (веществен ный факюр), а также технология и
организация процесса произвол ства
Весь набор благ, необходимых человеку, создается в двух взаимо
дополняющих друг дру1 i сферах экономики В материальном про изводстве
изготавливаются веще ственные блага (промышленность, сельское хозяйство и г
д ) и ока зываются материальные услуги (торговые, коммунальные, транс
портные и т д ) В непроизводст венной сфере создаются духов ные, культурные
и иные ценности и оказываются аналогичные услу ги (образовательные, медицин
ские и т д ) Под услугами подра зумеваются целесообразные виды труда, с
помощью которого удовле творяются те или иные потребности людей В процессе
произведет ва люди вступают между собой в отношения, которые обычно назы
вают производственными отношениями
Основу экономических отноше ний в любом обществе сос1авляют
отношения собственности на средства производства. Под собственностью в
широком смысле обычно понимают отношения между человеком или группой людей,
с одной стороны, и предметами и вещами, с другой стороны. Эти отношения
заключаются в том, что человек присваивает себе некоторые вещи, отчуждая их
от других в свою пользу. Используя последние, собственник организует
процесс производства и извлекает доход, которым могут быть прибыль, плата
за землю, другие платежи, в том числе и по процентам за выделенный денежный
кредит.
Истории известно несколько ти пов собственности. Исторически первым типом
собственности была общая собственность, при которой все средства
производства и произведенные блага принадлежали объединенным в коллективы
людям. Вторым по времени происхождения стала частная собст венность, при
которой отдельные люди относились к средствам производства как к
принадлежащим лично им. Частная собственность – это форма юридического
закрепления за человеком прав владения, пользования и распоряжения каким-
табо имуществом, которое он может использовать не только для удовлетворения
личных потребностей, но и для ведения коммерческой деятельно сти. Частная
собственность была господствующей в экономике вплоть до XX в. В XX столетии
широкое распространение получил третий вид собственности – смешанная
собственность, в ко
торой сочетаются признаки первых двух типов.
Наиболее распространенной формой этого типа собственности является
собственность корпорации, или акционерного общества. Капитал такого
общества образуется в результате продажи ценных бумаг – акций, которые
свидетельствуют о том, что их владелец внес свой вклад – пай – в капитал
корпорации и имеет право на получение дивиденда. Дивидендом называется
часть прибыли, которая выплачивается владельцу акции (как правило,
пропорционально величине внесенного им пая).
Также весьма распространена и индивидуальная частная собст венность. Она
является основной на предприятиях, действующих в сфере торговли и услуг, а
также в сельском хозяйстве.
Велико и значение в экономике такой формы собственности, как
государственная собственность. Обычно государство сосредоточивает в своих
руках предприятия и отрасли, имеющие стратегическое значение для
существования и развития страны (железные дороги, предприятия связи,
атомные и гидроэлектростанции и т. д.), приватизацию которых оно считает
нецелесообразным.
Во многих странах сохранились и такие формы собственности, как
кооперативная и коллективная. При кооперативной собственности группа людей,
объединившаяся для совместного использования некоторого имущества
(собственного или же арендованного), осуществляет управление этим
имуществом. На коллективном предприятии собственником является коллектив
этого предприятия, который принимает участие в управлении процессом
производства.
Билет № 3
1. Человеческая деятельность, ее многообразие.
2. Россия на пути к рыночной экономике.
1.
В общественных науках под деятельностью понимается форма активности
человека, направленная на преобразование им окружающего мира.
В структуре любой деятельно сти принято выделять объект, субъект, цель,
средства ее достижения и результат. Объектом называется то, на что данная
деятельность направлена; субъектом – тот, кто ее осуществляет. Прежде чем
начать действовать, человек определяет цель деятельности, т. е. формирует в
своем сознании идеальный образ того результата, которого он стремится
достичь. Затем, когда цель определена, индивид решает, какие средства ему
необходимо использовать для достижения поставленной цели. Если средства
выбраны правильно, то итогом деятельности будет получение именно того
резуль mama, к которому стремился субъект.
Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является его
желание удовлетворить
свои потребности. Эти потребно сти могут быть физиологическими,
социальными и идеальными. Осознаваемые в той или иной мере людьми, они
становятся главным источником их активности. Огромную роль играют и
убеждения людей относительно целей, которых необходимо достигнуть, и
основных путях и средствах, к ним ведущих. Иногда в выборе последних люди
руководствуются сложившимися в обществе стереотипами, т. е. некоторыми
общими, уп рощенными представлениями о каком-либо социальном процессе
(конкретно – о процессе деятельности). Неизменная мотивация имеет тенденцию
воспроизводить аналогичные действия людей и как следствие – аналогичную
социальную реальность.
Различают деятельность прак тическую и духовную. Первая направлена на
преобразование существующих в реальности объектов природы и общества
Содержанием второй является изменение сознания людей.
Практическая деятельность подразделяется на:
а) материально-производствен ную;
б) социально-преобразовательную.
В духовную деятельность включают:
а) познавательную деятельность;
б) ценностно-прогностическую деятельность;
в) прогностическую деятельность.
В зависимости от полученных результатов деятельность может
быть охарактеризована как разрушительная или созидательная.
Деятельность оказывает огромное влияние на личность, являясь той основой,
на которой происходит развитие последней. В процессе деятельности индивид
самореализуется и самоутверждается как личность, именно процесс
деятельности лежит в основе социализации индивида. Оказывая
преобразовательное воздействие на окружающий мир, человек не только
адаптируется к природной и социальной среде, но перестраивает и
совершенствует ее. Вся история человеческого общества – это история
деятельности людей.
2.
Переход к рыночной модели экономического развития в России был начат
правительством России в октябре 1991 г. Тогда же была подготовлена и первая
программа радикальных экономических реформ. Основными ее направлениями
были: переход к свободному ценообразованию, разгосударствление и
приватизация государственных предприятий в промышленности, торговле и сфере
услуг. С помощью этих мер авторы программы рассчитывали, с одной стороны,
ослабить существующий экономический кризис, ликвидировать дефицит, а с
другой стороны, создать в России новый класс – класс собственников.
Результаты экономических реформ противоречивы. Самой серьезной проблемой,
с которой пришлось столкнуться правительству в начале реформ, стала
проблема
освоения населением новой системы ценностей и формирование у граждан
качеств, необходимых для успешного ведения своего дела в условиях рынка:
инициативности и ответственности.
Кроме того, переход к свободному ценообразованию, так называемая
либерализация цен, привел фактически к конфискации денежных средств у
населения, резкому снижению уровня жизни. Государство отказалось от
проведения патерналистской социальной политики, оказывая поддержку лишь тем
слоям населения, которые были не в состоянии позаботиться о себе сами:
сиротам, инвалидам, пенсионерам. Однако несмотря на многочисленные
заявления и предпринимаемые усилия, до сих пор не удается обеспечить этим
категориям граждан минимальный жизненный уровень.
Лишение населения накопленных денежных средств не позволило достичь
эффективности при реализации программы разгосударствления и приватизации,
Под разгосударствлением понимается процесс сужения государственного сектора
в экономике, создание условий для развития иных, негосударственных форм
собственности, а в конечном итоге – многоукладной экономики. Под
приватизацией понимается процесс передачи государственной собственности в
частные руки.
Приватизация может быть осуществлена в различных формах:
а) бесплатной раздачи гражданам части государственной собствен-
ности; б) аренды с последующим выкупом; в) преобразования государственных
предприятий в акционерные общества; г) выкупа предприятий на конкурентной
основе. Если на первом этапе приватизации преобладали первые три формы, то
в последнее время началась активная продажа предприятий на аукционах.
Однако цель приватизации – создание широкого слоя частных собственников в
стране – пока не достигнута.
Положительным итогом проводимых реформ можно считать формирование в
стране рыночной инфраструктуры, т. е. сети коммерческих банков, фондовых и
товарных бирж, аукционов, без которой нормальное функционирование рыночной
экономики невозможно. Идет разработка правовой базы, регулирующей
экономические процессы в стране. Решен и ряд стратегических задач:
остановлена инфляция, достигнута относительная финансовая стабилизация,
которая дала возможность провести деноминацию рубля.
Билет № 4
1. Деятельность и общение.
2. Государство и экономика.
1.
Деятельность – это форма активности человека, направленная на
преобразование им окружающего мира. Обязательным элементом в структуре
любой деятельности является ее субъект, т. е. осущест
вляющий ее индивид. Часто для достижения поставленной цели и получения
необходимого результата приходится прибегать к взаимодействию с другими
субъектами, общаться с ними.
Общение – это процесс обмена информацией между равноправными субъектами
деятельности. Субъектами общения могут быть как отдельные люди, так и
социальные группы, слои, сообщества и даже все человечество в целом.
Выделяют несколько видов обще ния
1) общение между реальными субъектами (например, между двумя людьми);
2) общение с реальным субъектом и иллюзорным партнером (например,
человека с животным, которое он наделяет некоторыми несвойственными ему
качествами);
3) общение реального субъекта с воображаемым партнером (под ним
подразумевается общение человека со своим внутренним голосом);
4) общение воображаемых партнеров (например, литературных персонажей).
Основными формами общения являются диалог, обмен мнениями в виде монолога
или реплик.
Вопрос о соотношении деятельности и общения является дискуссионным. Одни
ученые полагают, что эти два понятия тождественны друг другу, ибо любое
общение обладает признаками деятельности. Другие считают, что деятельность
и общение – противоположные понятия, поскольку общение есть только условие
деятельности, но
никак не сама деятельность. Третьи рассматривают общение в его
взаимосвязи с деятельностью, однако считают его самостоятельным явлением.
От общения необходимо отличать коммуникацию. Коммуникацией называется
процесс взаимодействия между двумя или более субъектами с целью передачи
некоторой информации. В процессе коммуникации, в отличие от общения,
передача информации происходит только в направлении одного из его субъектов
(того, кто ее получает) и обратная связь между субъектами, в отличие от
процесса общения, отсутствует.
2.
Современный рынок не регулируется только с помощью механизма свободного
ценообразования. Действуя стихийно, законы рынка не только дают
положительный эффект, но и порождают негативные тенденции в экономике,
такие, как монополизм, безработицу и др. Ограниченность возможностей
рыночного механизма регулирования экономики стала особенно очевидна в конце
XIX – начале XX в., когда на смену эпохе свободной конкуренции пришли
монополии, захватившие производство и рынок сбыта товаров. В 1929– 1933 гг.
в мире разразился экономический кризис, следствием которого было падение
объемов производства и массовая безработица.
Кризис 1929–1933 гг. заставил ученых-экономистов пересмотреть многие
положения эконо
мической теории. В частности, до середины 30-х годов XX в. среди них
господствовало мнение о том, что безработица является по своей сути всего
лишь отражением «превышения предложения» на рынке труда, вызванного слишком
высокой заработной платой. А поскольку немногие работодатели могут нанимать
людей, обеспечивая им высокие заработки, то результатом является
безработица. Но, считали ученые, свободный рынок со временем решит эту
проблему. Однако в период мирового экономического кризиса 1929–1933 гг.
этого не произошло.
В 1936 г. английский экономист Дж. Кейнс выпустил в свет книгу «Общая
теория занятости, процента и денег». В ней он доказывал, что проблемы, с
которыми в период кризиса столкнулись капиталистические страны, могут быть
решены только в том случае, если рыночная экономика будет регулироваться
государством. Вмешательство последнего поможет свести к минимуму
отрицательные последствия, вызываемые действием рыночных законов.
Взгляды Дж. Кейнса оказали огромное влияние как на мировую экономическую
мысль, так и на практику организации хозяйственной жизни в различных
странах.
Сегодня ведущие государства мира становятся все более активными
участниками рыночных отношений. Они используют различные методы
регулирования экономической жизни.
1. Правовые методы
Заключаются в том, что государство принимает законы, призванные
упорядочить взаимоотношения участников рыночной игры. Особое место среди
этих законов занимает так называемое антимонопольное законодательство, с
помощью которого государство препятствует появлению в экономике предприятий-
монополистов, поскольку монополия, по своей природе отрицая конкуренцию,
ведет экономику к застою и загниванию. Правительства различных стран
принимают законы, направленные на поддержку мелкого и среднего бизнеса,
поддерживая таким образом разнообразную структуру производства.
2. Финансово-экономические методы
К ним относятся прежде всего налоги. Увеличивая или уменьшая размер
налогов, государство либо способствует развитию производства, либо тормозит
его. Государство оказывает определенное влияние на экономику при проведении
своей денежной политики. Под де нежной политикой понимают политику
государства по управлению денежной массой и кредитами. Главную
ответственность за ее проведение, как правило, несет государственный банк
страны, который регулирует ставку банковского процента. С ее помощью банк
либо ограничивает, либо расширяет возможности получения предпринимателями
кредита на развитие производства.
Государство также может помочь товаропроизводителям, вводя таможенные
пошлины. Пошли
на – это специальный налог государства на товары, покупаемые за границей.
Он вводится для того, чтобы импортные товары были дороже отечественных и
потребители выбирали последние. Тем самым государство, с одной стороны,
сдерживает импорт, а с другой – защищает соответствующие отечественные
отрасли (так, например, поступает правительство РФ при защите отечественных
производителей автомобилей).
3. Экономическое программиро вание
Заключается в том, что государство составляет примерные планы развития
экономики на некоторый период. Но в отличие от командной экономики, где
подобные планы являются обязательными и внедряются при помощи приказов
сверху, в рыночной экономике они носят рекомендательный характер и на
практике обычно оказывают определенное влияние на частных
товаропроизводителей.
Таким образом, в современных условиях государство активно вмешивается в
экономику, стараясь воздействовать в зависимости от необходимости на
ситуацию на том или ином рынке (производства, обмена, труда и т. п.).
Однако опыт многих стран доказывает, что подобное вмешательство не должно
быть тотальным – экономику нельзя держать в полном подчинении у
государства. Вот почему основные принципы государственного регулирования
экономики могут быть сформулированы следующим образом: государство должно
экономике не мешать, помогать и лишь при необходимости ее ограничивать.
Билет .№ 5
1. Социальные нормы и отклоняющееся поведение.
2. Человек в системе рыночных отношений.
1.
Под социальными нормами
обычно понимают установленные в обществе правила, образцы, эталоны
поведения людей, регулирующие общественную жизнь. Выделяют следующие виды
социальных норм:
1) нормы морали, т. е. такие нормы, в которых выражаются представления
людей о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости и
несправедливости, реализация которых обеспечивается внутренним убеждением
людей либо силой общественного мнения;
2) нормы традиций и обычаев. Обычаем называют исторически сложившееся
правило поведения, вошедшее в привычку в результате его многократного
повторения. Реализация этого вида норм обеспечивается силой привычки людей;
3) религиозные нормы, к которым относят правила поведения, содержащиеся в
текстах священных книг либо установленные религиозными организациями
(церковью). Люди исполняют эти правила, руководствуясь своей верой либо под
угрозой быть наказанными (Богом или церковью);
4) политические нормы – нормы, устанавливаемые различными политическими
организациями. Эти правила поведения прежде всего должны соблюдать члены
данных организаций. Реализация таких норм обеспечивается внутренними
убеждениями людей, входящих в эти организации, либо страхом быть
исключенными из них;
5) правовые нормы – формально определенные правила поведения,
установленные либо санкционированные государством, реализация которых
обеспечивается его авторитетом или принудительной силой.
Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей
применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности. Как уже было
указано выше, соблюдение данных норм обычно обеспечивается внутренними
убеждениями людей либо путем применения к ним социальных поощрений и
социальных наказаний в виде так называемых социальных санкций. Под
социальной санкцией обычно понимается реакция общества или социальной
группы на поведение индивида в общественно-значимой ситуации. По своему
содержанию санкции могут быть позитивными (поощрительными) и негативными
(наказывающими).
В реальности поведение людей в обществе далеко не всегда соответствует
установленным социальным нормам и даже, напротив, происходит их нарушение.
В таком случае говорят об отклоняющемся поведении субъекта. От-
кланяющимся (девиантным) принято называть такое поведение, которое не
соответствует требованиям принятых в обществе социальных норм. Иногда
подобные отклонения могут иметь позитивный характер и приводить к
положительным последствиям. Но в большинстве случаев об отклоняющемся
поведении говорят как о негативном социальном явлении, наносящем вред
обществу. Наиболее серьезными проявлениями такого поведения являются
преступность, наркомания и алкоголизм.
Под алкоголизмом и наркоманией понимается вид хронического заболевания,
которое развивается в результате систематического употребления человеком
спиртных напитков или наркотиков.
Преступлением называется общественно опасное виновное деяние,
предусмотренное в Особенной части Уголовного кодекса. Совокупность
преступлений в социологии имеет особое название – де-линквентное поведение.
2.
Экономические отношения, в которые на протяжении жизни вступает человек,
многообразны. Место человека в экономических отношениях в первую очередь
характеризуют:
1) его положение в отношениях собственности;
2) его роль в процессе труда (производства);
3) его участие в бизнесе и предпринимательстве;
4) его положение в отношениях распределения и потребления
произведенного в обществе продукта.
Вступая в отношения собствен ности, человек реализует права владения
(возможность иметь у себя то или иное имущество), распоряжения (возможность
изменять назначение и принадлежность имущества), пользования (возможность
использовать полезные свойства имущества). Объем этих прав зависит от формы
собственности: общей, частной или смешанной.
Следует подчеркнуть, что влияние формы собственности на экономическое
поведение человека не является однозначным. На пример, частная
собственность, с одной стороны, разъединяет лю дей и отчуждает их от труда,
но, с другой – является необходимым условием их хозяйственной само
стоятельности и независимости Общая (или общественная) собст венность, в
определенной степени способствуя преодолению резкого имущественного и
социального не равенства, по мнению экономистов, не создает достаточных
стимулов к труду и не может обеспе чить устойчивый экономический рост.
Право собственности признает ся одним из естественных и неотчуждаемых
прав человека.
Важнейшая экономическая роль человека – его участие в процессе труда.
Объективными характеристиками трудовой деятельности че ловека являются
производительность, эффективность и место в системе общественного
разделения труда.
Ее оценка определяется степенью соответствия важнейшим требованиям, к ней
предъявляемым:
требованиями профессионализма, квалификации, трудовой, технологической и
договорной дисциплины, а также исполнительности и инициативности.
В современных условиях сильнейшее влияние на характер труда оказывает
научно-техническая и технологическая революция.
Предпринимательская деятельность в современных условиях становится одной
из важных форм участия человека в экономических отношениях.
Предпринимательством считается осуществляемая по собственной инициативе, на
свой риск и ответственность, самостоятельная, направленная на получение
прибыли деятельность людей.
Она предъявляет к человеку особые требования: изобретательность, глубокие
знания, инициативность, сила воли, готовность к риску, твердость, умение
самостоятельно принимать ответственные решения, верность слову.
Несоответствие этим требованиям превращает деятельность, внешне похожую на
предпринимательскую, в ее противоположность – обман и жульничество.
Наконец, человек является участником отношений распределения и
потребления.
Известны различные формы распределения произведенного в обществе
продукта: заработная плата, банковский процент, земельная рента, дивиденд
по купленным акциям и др. Неравенство доходов зависит от положения
человека в отношениях собственности, уровня его образования,
квалификации, профессиональной подготовки и других факторов. Неизбежный в
условиях рыночной экономики разрыв в уровнях доходов отдельных людей и
групп населения в современных условиях призвано компенсировать государство
(социальные программы, пособия).
Вступая в отношения потребления, человек на полученные доходы приобретает
необходимые ему товары и услуги, удовлетворяет имеющиеся материальные и
духовные потребности.
-
Билет № 6
1. Познание, истина и ее критерии.
2. Социальная структура. Тенденции изменения социальной структуры
российского общества.
1.
Познание можно определить как процесс деятельности человека, основным
содержанием которой является отражение объективной реальности в его
сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.
Ученые выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское,
художественное, социальное. Ни один из этих видов познавательной
деятельности не является изолированным от остальных, все они тесно
взаимосвязаны.
В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъ-
ект познания и объект познания. В узком смысле под субъектом познания
обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в
широком – все общество. Объектом познания соответственно являются либо
познаваемый предмет, либо – в широком смысле – весь окружающий мир в тех
границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в
целом.
Существуют две ступени познавательной деятельности. На первой, которая
называется чувственным (сенситивным) познанием (от нем. sensitiu –
«воспринимаемый чувствами»), человек получает информацию о предметах и
явлениях окружающего мира с помощью органов чувств. Тремя основными формами
чувственного познания являются:
а) ощущение, представляющее собой отражение отдельных свойств и качеств
предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы
чувств;
б) восприятие, в процессе которого у субъекта познания формируется
целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств
предметы и их свойства;
в) представление – такая форма познания, при которой чувственное
отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании,
что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он
отсутствует и не воздействует на органы чувств.
Второй ступенью познавательной деятельности является рацио
нальное познание (от лат. ratio – «разум»). На этом этапе, опираясь на
данные, полученные в результате непосредственного взаимодействия человека с
окружающим миром, с помощью мышления осуществляется их упорядочение и
предпринимается попытка постичь сущность познаваемых предметов и явлений.
Рациональное познание осуществляется в формах понятия, суждения и
умозаключения,
Понятие представляет собой форму (вид) мысли, которая отражает общие и
существенные признаки познаваемых предметов или явлений.
Суждение – есть форма мысли, в которой устанавливается связь между
отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-
либо.
Умозаключением называется получение новых суждений на основе уже
имеющихся с помощью использования законов логического мышления.
Рациональное познание тесно связано с отображаемой действительностью, т.
е. с чувственным познанием, которое служит для него основой. Однако, в
отличие от чувственного познания, существующего в форме образов, результаты
рационального познания закрепляются в форме знаков или в языке. Таким
образом, человеческое мышление, опираясь на чувственный опыт, путем
сравнения, уподобления, обобщения, абстрагирования преобразует чувственный
образ, а результаты преобразования фиксирует в знаковой форме.
Сущностью процесса познания является получение как можно более
объективного, полного и точного знания об окружающем мире. Различные
философские школы по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира
и получения истинного знания. Агностики считали, что получить достоверные
знания невозможно, эмпирики – что это можно сделать только при помощи
ощущений, а рационалисты утверждали, что критерием истины является только
разум.
В истории философии существовали различные определения понятия «истина».
Наиболее часто употребляемым является следующее: истина – это соответствие
полученных знаний содержанию объекта познания. Характерной чертой истины
является наличие в ней объективной и субъективной стороны. Объективная
сторона показывает нам истину в той ее части, содержание которой от нас не
зависит, поскольку оно существует в объективной реальности. Субъективная
сторона указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда
субъективна, поскольку при ее получении в процессе познания происходит
взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное
участие принимает сознание последнего.
Принято выделять истину абсолютную и истину относительную. Абсолютной
истиной называют полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о
каком-либо предмете либо явлении. Однако в реальности подобное
практически недостижимо. В большинстве случаев мы имеем дело с
относительной истиной (или истинами), которая представляет собой неполное,
ограниченное знание, верное лишь в определенных условиях, которым обладает
человек (человечество) на данном этапе своего развития.
Движущей силой процесса познания, а также критерием истины является
практика. Причем тот или иной вид познания имеет в качестве критерия истины
соответствующую именно ему форму практики: обыденная практика, наблюдение,
эксперимент и т. д. Помимо практики существуют и другие критерии истины, в
частности формально-логический, который применяется в тех условиях, когда
нет возможности опереться на практику (например, выявление логических
противоречий в математических рассуждениях).
2.
Под социальной (стратификационной) структурой понимаются расслоение и
иерархическая организация различных слоев общества, а также совокупность
институтов и отношений между ними. Термин «стратификация» ведет свое
происхождение от латинского слова stratum – «слой», «пласт». Страты
представляют собой большие группы людей, отличающиеся по своему положению в
социальной структуре общества.
Ученые сходятся во мнении, что основой стратификационной структуры
общества является естествен-
ное и социальное неравенство людей. Однако в вопросе, что именно служит
критерием неравенства, их мнения расходятся. Изучая процесс стратификации в
обществе, К. Маркс назвал таким критерием факт обладания человеком
собственности и уровень его доходов. М. Вебер добавил к ним социальный
престиж и принадлежность субъекта к политическим партиям, к власти. П.
Сорокин считал причиной стратификации неравномерность распределения прав и
привилегий, ответственности и обязанностей в обществе. Он же утверждал, что
социальное пространство имеет и множество иных критериев д

Новинки рефератов ::

Реферат: Природные душистые вещества и современная химия (Химия)


Реферат: Хлор (Химия)


Реферат: Голосование избирателей: выборы, референдум (Право)


Реферат: Юганский заповедник (География)


Реферат: Электрошлаковая сварка (Металлургия)


Реферат: Великие полководцы войны 1812 года (История)


Реферат: Лариса, Кнуров и Вожеватов (по драме А. Н. Островского "Бесприданница") (Литература)


Реферат: Теория электрических цепей (Радиоэлектроника)


Реферат: Жизнь и смерть Клеопатры (Исторические личности)


Реферат: Государственное устройство (Теория государства и права)


Реферат: Героическая оборона Порт-Артура (История)


Реферат: Один день Ивана Денисовича (Литература : русская)


Реферат: Городское хозяйство Москвы 1725-1800 (Москвоведение)


Реферат: История Украины (История)


Реферат: Учет денежных средств на предприятии (Бухгалтерский учет)


Реферат: Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений (Криминалистика)


Реферат: Алкалоиды и история их открытия (Химия)


Реферат: Ноосфера и биосфера (Биология)


Реферат: Титаны эпохи возрождения (Искусство и культура)


Реферат: Двухпалатная структура Федерального Собрания (Право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист