GeoSELECT.ru



Государство и право / Реферат: Проведение в Башкирии буржуазных реформ 2-ой половины 19 века (Государство и право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Проведение в Башкирии буржуазных реформ 2-ой половины 19 века (Государство и право)



БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТ
ИНСТИТУТ ПРАВА



Контрольная работа по курсу
“История государства и права Республики Башкортостан”

Проведение в Башкирии буржуазных реформ 2-ой половины 19 века.

1 курс заочного отделения (экстернат)



Проверил: преподаватель Искужин Т.С.



УФА, 2000



Проведение в Башкирии буржуазных реформ 2-ой половины 19 века.


ПЛАН


1. Общая характеристика реформ 2-ой половины 19 века.
2. Положение “О башкирах” от 14.05.1863 года. Указ “О передаче башкир
из военного в гражданское ведомство” от 2.07.1865 г.
3. Проведение земской реформы в Башкирии в 1864 г. и ее особенности.
4. Особенности проведения судебной реформы 1864 г. в крае.
5. Проведение контрреформ 1894 – 1900 годы.



1. Общая характеристика реформ 2-ой половины 19 века.

В первой половине 19 века сформировались социально-политические
предпосылки для преобразований в России. Крепостное право сдерживало
развитие рынка и крестьянского предпринимательства. Помещичьи хозяйства
включались в рыночный оборот; те, кто не мог приспособиться к новым
экономическим условиям, теряли свои земли, попадавшие в заклад. Под угрозой
революционной ситуации в России царское правительство вынуждено было
предпринять определенные шаги, получившие название буржуазных реформ.
19 февраля 1861 года император Александр II утвердил ряд
законодательных актов по конкретным положениям крестьянской реформы. Были
приняты центральные и местные положения, в которых регламентировались
порядок и условия освобождения крестьян и передачи им земельных наделов. Их
главными идеями были: крестьяне получали личную свободу, и до заключения
выкупной сделки с помещиком земля переходила в их личное пользование.
Получив личную свободу, крестьяне в интересах исправного платежа
повинностей наделялись землей в личное пользование. Основой этой сделки
стало добровольное соглашение крестьянина и землевладельца, при его
отсутствии – наделение землей осуществлялось на основе местных положений.
Пользуясь помещичьей землей на условиях постоянного владения,
крестьяне платили ему оброк и несли барщину. При желании они могли выкупить
свою усадьбу, полевые угодья могли быть выкуплены только по согласию с
помещиком.
Наделение землей осуществлялось по добровольному соглашению
помещика и крестьянина: первый не мог давать земельный надел меньше нижней
нормы, установленной местным положением, второй не мог требовать надела
больше максимальной нормы, предусмотренной в том же положении.
Душевой надел состоял из усадьбы и пахотной земли, пастбищ и
пустошей. Землей наделялись только лица мужского пола.
Собственность на землю сохранялась помещиком вплоть до совершения
выкупной сделки, крестьяне на этот период являлись только пользователями и
“временнообязанными”. В этот переходный период крестьяне освобождались от
личной зависимости, для них отменяли натуральные налоги, снижались норма
барщины и денежного оброка.
Статьи Общего положения подчеркивали, что крестьянин получает право
приобретать в собственность недвижимые и движимые имущества (а также
отчуждать и распоряжаться ими) на общих основаниях и на основе гражданских
узаконений.
Также в это время в России шла реформа местного самоуправления.
Дореформенная система местного самоуправления отражала преимущественно
интересы дворянско-помещичьего класса. Преобладавшие в ее деятельности
принципы бюрократизма и централизма не учитывали реальных нужд местного
населения, промышленности и торгового оборота. Картина усугублялась
нерасчлененностью административных, судебных и хозяйственных правомочий,
возлагавшихся на местную администрацию. Проведение крестьянской реформы
требовало неотложной перестройки системы местного самоуправления. В ходе
этой реформы правительство стремилось создать необходимые условия для
сохранения власти в руках дворян-помещиков, и все дискуссии вращались
вокруг этой проблемы.
1 января 1864 года было утверждено Положение о губернских и уездных
земских учреждениях. На них возлагалось: заведование капиталами,
имуществами и деньгами земства; содержание земских зданий и путей
сообщения; меры по обеспечению “народного продовольствия”, мероприятия по
благотворительности, взаимное земское страхование имущества; попечение о
развитии местной торговли и промышленности; санитарные меры, участие в
хозяйственных отношениях в области здравоохранения и образования.
Законом предусматривалось создание трех избирательных курий:
- курия уездных землевладельцев, состоявшая преимущественно из
дворян-помещиков, для участия в которой требовался высокий имущественный
ценз. Уездные землевладельцы с меньшим цензом участвовали в выборах через
уполномоченных;
- городская курия, участники которой должны были располагать
купеческим свидетельством либо предприятием определенного размера;
- сельская курия, в которой не был установлен имущественный ценз,
но введена система трехступенчатых выборов: крестьяне, собравшиеся на
волостной сход, посылали своих выборщиков на собрание, которое избирало
земских гласных.
Аппарат земств состоял из распорядительных органов – губернских и
уездных земских собраний и исполнительных органов – уездных губернских
земских управ (в структуру последних входили постоянные канцелярии,
разделяющиеся на отделы). Свои хозяйственные задачи земства решали на
средства, собираемые с населения в виде специального налога.
Во главе собраний управ стояли выборные председатели, которые кроме
того. Что руководили деятельностью земских учреждений, председательствовали
от их имени в местных правительственных учреждениях (присутствиях по
крестьянским делам). Председателями земских собраний были предводители
дворянства.
Земское собрание и земская управа (исполнительный орган, состоявший
из председателя и двух членов) избирались на три года. Губернское земское
собрание избиралось членами уездных собраний. Председатель уездной управы
утверждался в должности губернатором, председатель губернской управы –
министром внутренних дел.
Наряду с земской реформой шла реформа и городская. 16 июля 1870
года было утверждено Городское положение, закреплявшее систему органов
городского общественного управления: городское избирательное собрание и
городскую Думу с городской управой – исполнительным органом. Думу и
управление возглавляло одно лицо – городская голова, утверждаемый в своей
должности губернатором или министром внутренних дел.
Все городские избиратели в соответствии с имущественным (податным)
цензом делились на три группы, каждая из которых избирала треть гласных в
городскую Думу. В выборах участвовали лица, достигшие 25-летнего возраста,
владеющие недвижимостью, промышленными или торговыми предприятиями,
занимающиеся кустарными промыслами или мелкой торговлей, представляющие
любое сословие.
Дума и управа выбирались на четыре года, половина управы должна
была обновляться каждые два года. Городской голова мог приостановить
решение управы. Разногласия Думы и управы решал губернатор.
В компетенцию городской Думы входили вопросы: о назначении выборных
должностных лиц, установлении городских сборов, сложении недоимок,
установлении правил о заведовании городским имуществом, о приобретении
городской недвижимости, о займах. В пользу города Дума могла устанавливать
следующие сборы: с недвижимости (оценочный сбор), с документов на право
торговли и промышленности, трактиров, постоялых дворов и съестных лавок,
извозного промысла, частных лошадей и экипажей, квартир и жилых помещений,
собак, аукционов.[1]
Одновременно с крестьянской реформой, земской и городской реформами
во 2-й половине 19 века в России создались предпосылки для проведения
судебной, полицейской и военной реформ.
Структуру досудебной системы составляли разнообразные исторически
сложившиеся органы, делавшие ее сложной и запутанной. Существовали суды для
дворян, горожан, крестьян, специальные коммерческие, совестные, межевые и
иные суды. Судебные функции исполняли и административные органы –
губернские правления, органы полиции и др. Рассмотрение дел во всех
судебных инстанциях происходило при закрытых дверях. На деятельность суда
сильное давление оказывали различные административные органы, ведение
следствия и исполнение приговора предоставлялись органам полиции, которые,
кроме того, что принимали на себя и судебные функции по “маловажным” делам.
Делопроизводство могло тянуться годами. В судебном процессе господствовали
инквизиторское начало и теория формальных доказательств.
В ноябре 1864 года были утверждены и вступили в силу основные акты
судебной реформы: Учреждения судебных установлений, Устав уголовного
судопроизводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.
Создавались две судебные системы: местные и общие суды. К местным
относились волостные суды, мировые судьи и съезды мировых судей, к общим –
окружные суды, учреждаемые для нескольких уездов; судебные (по гражданским
и уголовным делам) палаты, распространявшие свою деятельность на несколько
губерний или областей; кассационные (по гражданским и уголовным делам)
департаменты Сената. Власть этих судов распространялась на все сферы, кроме
тех, где действовала юрисдикция духовных, военных, коммерческих,
крестьянских и инородческих судов.
Новые принципы гражданского процесса закреплял Устав гражданского
судопроизводства 1864 года. Иск подавался мировому судье в письменной или
устной форме, ответчик вызывался в суд повесткой. В судебном
разбирательстве стороны обменивались словесными показаниями, могли быть
представлены письменные и вещественные доказательства. Стороны имели право
привлекать в процесс адвокатов. Заключение по результатам судебного
состязания делал прокурор. Суд выносил решение, оформленное в виде
резолюции. Допускались кассационный или апелляционный пересмотр дела. После
истечения сроков, установленных для пересмотра, истцу выдавался
исполнительный лист, председатель суда назначал судебного пристава,
приводившего в исполнение решение о взыскании. Уголовный процесс
регламентировался Уставом уголовного судопроизводства и разделялся на
стадии: предварительное расследование (дознание и предварительное
следствие) и собственно сам судебный процесс (судебное следствие, прения
сторон, заключение председателя суда, вердикт с участием присяжных
заседателей).
В основу преобразований судебной реформы 1864 года был положен
принцип разделения властей: судебная власть отделялась от законодательной,
исполнительной, административной. В законе отмечалось равенство всех перед
законом.
В 1862 году городская и уездная полиция были объединены в единую
полицейскую систему со сложной “иерархической лестницей”, начавшуюся с
урядника и пристава и на уездном уровне возглавлявшуюся исправником. По
этой реформе органы полицейского надзора сконцентрировали в своих руках всю
реальную репрессивную власть в Центре и на местах.
Реформы затронули и сферу тюремную, где были отменены телесные
наказания для женщин, дополнительные телесные наказания, клеймение,
ограничивалось применение розг. В армии отменялись шпицрутены, а в 1885
году и применение розг.
В системе внутренних дел основную роль стали играть департаменты
полиции и общих дел, главные управлен6ия по делам печати и тюремный и
земской отделы.
В 1865 году “Временные правила о печати” значительно смягчали
цензуру.
1 января 1874 года был утвержден “Устав о воинской повинности”,
вводившийся для всего мужского населения. Лица, достигшие 21 года
призывались на службу по жребию. Не попавшие в постоянные войска
зачислялись в ополчение. Общий срок службы в сухопутных войсках
устанавливался 15 лет (из них действительная служба составляла 6 лет и
служба в запасе – 9 лет). Во флоте соответственно 7 лет и 3 года. В каждом
военном округе учреждался военно-окружной суд.
Перечисленные реформы 2-ой половины 19 века естественно коснулись и
Башкирию. Но в Башкирии в этих реформах были свои отличия.

2. Положение “О башкирах” от 14.05.1863 года. Указ “О передаче башкир из
военного в гражданское ведомство” от 2.07.1865 г.

В 19 веке “территория Башкирии входила в Оренбургскую, Пермскую,
Вятскую и Саратовскую губернии. В Оренбургской губернии – это
Бугульминский, Мензелинский, Бирский, Троицкий, Уфимский, Белебеевский,
Стерлитамакский, Оренбургский, Бузулукский, Бугуруслановский, Челябинский и
Верхнеуральский уезды; в Пермской – Осинский, Пермский, Красноуфимский,
Екатеринбургский и Шадринский уезды; в Вятской – Елабужский и Сарапульский
уезды; в Саратовской – Вольский , Хволынский и Хотинский уезды”[2].
С 1798 года башкиры были превращены в военно-казачье сословье.
Башкортостан разделен на 11 башкирских и 5 мишарских кантонов. Одновременно
было образовано 5 кантонов оренбургских и 2 кантона уральских казаков. При
переводе башкир в военно-казачье сословие были умело использованы
особенности их жизни и быта. Царское правительство отмечала большую
склонность башкир к военнолй службе и умело этим пользовалась. Кантонная
система не оставалась неизменной. Происходило объединение башкир и мишарей
в рамках одного войска. Но неизменным оставалось, что башкиры относились к
военно-казачьему сословью. Эта кантонная система просуществовала до 1865
года и наложила свои отпечатки на проведение реформ 2-ой половины 19 века в
Башкирии.
После присоединения казахских земель к России в 40 – 50-х годах 19
века Башкирия утратила свое окраинное положение, превратившись в одну из
внутренних областей. Тем самым отпала необходимость широкого привлечения
башкир к пограничной службе. Поэтому правительство решило постепенно и по
частям перевести их в податное сословие. В 1848 году башкиро-мишарское
войско было разделено на две части: первая с населением в 200 тысяч душ
была обложена вместо военной службы денежным сбором, вторая, состоящая из
101 тысячи душ, продолжала нести военную службу. Военная служба касалась
только четырех прилинейных башкирских кантонов. Дальнейший шаг по пути
обращения башкир в податное сословие был сделан в 1855 году, когда к войску
были присоединены тептяри и бобыли. Башкирское войско было распределено по-
новому на кантоны, которых теперь стало 28.
После отмены крепостного права царское правительство России
приступило к обсуждению вопроса об упразднении кантонной системы управления
у башкир, мишарей, тептярей, и переводе их в гражданское сословие. 14 мая
1863 года Александр II утвердил “Положение о башкирах”, в котором
говорилось: “Инородцы, известные под названием башкир, мещеряков, тептярей
и бобылей, имеющие общее наименование Башкирского войска, получают
гражданское устройство, как свободные обыватели, на основаниях в сем
Положении определенных”[3]. Перевод в гражданское сословие коснулся башкир
и их военных припущенников, проживающих в Оренбургской, Пермской, Самарской
и Вятской губерниях. Положение 14 мая 1863 года предоставляло башкирам и
припущенникам все права, которые были определены реформой 1961 года для
крестьян: входить в договорные отношения, приобретать в собственность
движимое и недвижимое имущество, открывать и содержать торговые заведения,
заниматься ремеслами, переходить в другие сословия, отлучаться из мест
жительства и т.д. Создавалось сельское и волостное правление, сходное с
крестьянским “самоуправлением” русского населения.
Согласно положения от 14 мая, кантонная система управления была
сохранена с некоторыми изменениями. Это было необходимо для постепенного
слияния башкир и припущенников с прочим крестьянским населением губернии.
Число кантонов постепенно сокращалось с 28 до 11. Их границы приблизились к
уездному делению. Функции кантонных начальников теперь ограничивались
правами и обязанностями мировых посредников. После реализации Положения о
башкирах кантонное управление подлежало окончательному упразднению.
Положение от 14 мая не внесло в жизнь башкир и припущенников особых
изменений. Оно узаконило перевод местного населения из военного в
гражданское состояние, который последовательно осуществлялся правительством
в предреформенные десятилетия. За башкирами и припущенниками “неслужащих”
кантонов были закреплены денежные повинности взамен военной службы, а также
земские, мирские и прочие платежи, которые они вносили наравне с другими
податными сословиями. Население же служащих кантонов продолжало нести
прежнюю военную службу. Закон был встречен населением губернии с
одобрением, однако возникли опасения, связанные с преобразованиями, которые
могут последовать непосредственно за его введением.
Вскоре после введения закона начали распространяться слухи о том,
что правительство собирается лишить башкир их вотчинной земли и наделить их
как бывших крепостных, причислить башкир и их припущенников в
государственные крестьяне, брать с них ректрут и крестить мусульман. Такие
же слухи ходили и в русских селениях. В некоторых местах священники начали
призывать местное население принять христианство, угрожая в противном
случае обращением в государственных крестьян и насильственным выселением из
Башкирии. Жители некоторых деревень Белебеевского и Бугурусланского уездов
начали готовиться к переселению на реку Ишим в Сибирь с целью причисления
их в тамошнее казачество.
Перевод в гражданское состояние вызвал большое опасение вотчинников
и припущенников за их земли и свободу. Упразднение военно-казачьего
сословия, обложения населения денежными повинностями взамен службы
рассматривались как превращение в государственных крестьян. Особенное
недовольство башкир и припущенников вызвало обложение повинностями
уволенных в отставку и тех, кто раньше не платил их (старики, дети, больные
и т.д.). Глухое недовольство чувствовалось и среди бывших кантонных
начальников. Недовольно было и местное духовенство, значение которого резко
упало из-за отстранения его от решения бытовых и мелких судебных дел.
Лишение военно-феодальной верхушки прежней власти не означало
ликвидации эксплуататорской прослойки среди башкир и припущенников. При
создании сельского и волостного управления бывшие начальники вновь заняли
господствующее положение. Как и прежде рядовое население было отдано на
произвол и разграбление власть имущих лиц. Новые должностные лица были
замечены во взяточничестве и других злоупотреблениях.
Не удовлетворяло и состояние делопроизводств в башкирских и
татарских волостях. В России деловая переписка должна была вестись на
русском языке. Она же велась на тюркском наречии из-за непонимания многими
старшинами русского. Нередко в помощь русским писарям принимались свои –
башкирские. Также, мало было русских школ.
Несмотря на большие трудности в реализации Положения от 14 мая 1863
года, правительство считало итоги его претворения в жизнь
удовлетворительными и возбудило вопрос об окончательной передаче башкир и
припущенников в гражданское ведомство.
Таким образом, Положение о башкирах от 14 мая 1863 года стало
началом отмены кантонной системы управления на территории края и явилось
составной частью крестьянской реформы 1861 года.
2 июля 1865 года был принят закон “О передаче управления башкирами
из военного в гражданское ведомство”, согласно которому окончательно
упразднялось кантонное управление. В конце 1865 года и начале 1866 башкиры
и припущенники перешли в заведывание общих губернских и уездных присутствий
по крестьянским делам и мировых посредников. Были освобождены от
натуральной службы и обложены денежными повинностями жители “служащих”
(Оренбургского и Верхнеуральского) кантонов. Прекратило свою деятельность
общее управление башкирами.
В законах 1863 и 1865 года остались вне поля зрения вопросы
землеустройства вотчинников и припущенников. Наделение местного населения
землей правительство связывало с последующей экспроприацией башкирских
угодий. Отчуждение вотчинных земель должно было укрепить дворянское
землевладение в крае.

3. Проведение земской реформы в Башкирии в 1864 г.
и ее особенности.
Отмена крепостного права в Башкирии вызвала необходимость других
преобразований, в том числе и в области местного самоуправления. Уфимское
дворянство уже 19 декабря 1863 года на губернском собрании постановило
ходатайствовать перед правительством о скорейшем открытии земских
учреждений на территории края. Но сама земская реформа 1864 года протекала
на территории края со своими особенностями. Вернее вообще никаких изменений
в крае не было несмотря на обширную переписку губернских начальников с
правительством. В этой переписке были просьбы как можно быстрей открыть
земства на территории Башкирии. По их мнению, земства должны были
освободить администрацию от обременительных для нее хозяйственных дел.
Но лишь через 10 лет 14 мая 1874 года Государственный Совет России
постановил: “Высочайшее утвержденное 1-го января 1864 года положение о
земских учреждениях распространить на Уфимскую губернию”[4]. А проведение
земской реформы на территории Оренбургского края откладывалось еще на
неопределенное время.
В Уфимской губернии земские учреждения были введены 25 февраля 1875
года. Они состояли из распорядительных органов – губернских и уездных
земских собраний и исполнительных – уездных и губернских земских управ.
Согласно “Положению от 1 января 1864 года”, выборы в них проводились на
трех избирательных куриях: землевладельцев (земельный ценз в Уфимской
губернии устанавливался от 200 до 350 десятин), городских избирателей
(лица, имеющие купеческие свидетельства, промышленные и торговые
предприятия с годовым оборотом не менее 6 тыс. руб.), и сельского общества.
Выбор в земства от сельского общества был многоступенчатым. Сначала
сельский сход выдвигал представителей на волостной сход, а те, в свою
очередь, избирали установленное число земских гласных. Такая
многоступенчатая система позволяла проводить в земства наиболее зажиточных
и угодных администрации крестьян.
Компетенция земств Уфимской губернии ограничивалась хозяйственными
вопросами местного значения: строительство и содержание в исправном
состоянии мостовых, дорог, мостов, переправ, земских школ, больниц, приютов
и т.д. На обязанности земств лежала также этапно-арестанская повинность на
внутренних дорогах губернии, поставка подвод для разъездов гражданских и
полицейских должностных лиц. Такое широкое трактование функций земства
объясняется тем, что правительство стремилось переложить ряд обязанностей с
администрации на органы местного самоуправления.
Для ведения хозяйственных дел и содержания собственных учреждений
земствам предоставлялись права по назначению, раскладке, сбору и
расходованию местных налогов -– земских сборов. Ими облагались документы,
дающие право на торговлю, городская недвижимость, леса, земли. Наиболее
значительной в губернском земском сборе была доля с земель и лесов. В 1880
году она составляла 82,5 %, а в 1890 году – 65,5 % от общей суммы земских
налогов.
Земствам предоставлялись права по расходованию собранных ими
налогов. Расходы подразделялись на обязательные, которые вносились в
ежегодные земские сметы, и необязательные – внесение которых в сметы
зависело от усмотрения земских собраний. Из обязательных расходов самыми
значительными были расходы по дорожной провинности. Из необязательных –
расходы на образование, здравоохранение.
Многие сельские школы в губернии были обязаны своим существованием
земству. Из 746 начальных школ, действовавших на территории края в конце 19
веке 25 % принадлежало министерству просвещения, 42 % - земству, 33 % -
церковному ведомству.
Земства выделяли деньги и на строительство больниц и лечебниц,
обслуживающий их персонал. Из 48 больниц, действовавших в губернии в то
время, 22 принадлежали земству.
Также земство способствовало расширению путей сообщения в крае,
строительству мостов, дамб.
4. Особенности проведения судебной реформы 1864 г. в крае.
В Центральной России судебная реформа началась в 1864 году. Но она
растянулась на длительный период.
После очень длительной переписки между администрацией края и
правительством последовал указ Александра II Сенату, предписывающий “во
второй половине 1887 г. приступить к Введению мировых судебных установлений
отдельно от общих в губерниях Уфимской, Оренбургской и Астраханской”[5]. В
соответствии с ним территория Уфимской губернии делилась на 6 мировых
округов. Каждый округ состоял из нескольких мировых судебных участков:
Оренбургский, Уфимский, Бирский, Златоустовский, Белебеевский – из 6-ти,
Стерлитамакский – из 4-х, Мензелинский – из 5-ти. В некоторых участках
кроме участкового, почетного мировых судей были также добавочные.
Выборы мировых судей в Уфимской губернии проводились на уездных
земских собраниях, после чего они утверждались в должности Сенатом.
Подсудности мировых судей подлежали малозначительные гражданские и
уголовные дела. Судебные расследования проводились 2 раза в неделю.
Апелляционной инстанцией по пересмотру приговоров участковых судей
был съезд мирового округа. В Уфимской губернии он впервые открылся 28
января 1879 года. На четырех съездах Уфимского мирового округа, состоявших
в апреле – сентябре 1879 года по жалобам участковых судей было рассмотрено
85 дел. Из них 32 дела было решено в пользу обвиняемых, 7 отложено, 46
приговоров – без изменений. Таким образом, приговоры мировых судей не
всегда являлись окончательными.
Образование института мировых судей являлось лишь частичной
реализацией судебной реформы. Поэтому общественность Башкирии в 80-х годах
обратилась к правительству с просьбой ускорить процесс ее завершения. Указ
“О введении судебной реформы в полном объеме в Уфимской и Оренбургской
губерниях” появился 9 марта 1892 года. Он упразднил Уфимскую и Оренбургские
палаты уголовного и гражданского суда, а вместо них ввел три окружных суда
в Оренбурге, Уфе и Троицке, являющиеся судами первой инстанции по уголовным
и гражданским судам, превышавшим подсудность мировых судей. Окружные суды
Башкирии состояли из председателя, его товарища, членов суда, двух
секретарей, их помощников и судебных приставов. Дела подсудимых в окружных
судах решались без присяжных заседателей, институт которых в Башкирии был
введен только в 1898 году. Присяжными могли быть лица, владеющие
недвижимым имуществом, оцененным от 500 до 2000 руб., или годовым доходом
от 400 до 1000 руб., земельным наделом не менее 100 десятин, а также купцы
1 и 2 гильдий.
Еще одной особенностью проведения судебной реформы в Башкирии стала
непоследовательность правительства. Она заключалась в том, что в крае была
введена Судебная палата. Применительно к Уфимской губернии ее роль
исполняла Казанская судебная палата, а к Оренбургской – Саратовская палата.
В каждой из них вводилась должность товарища прокурора по башкирским делам.
Также особенностью реформы стало сохранение волостных судов для
башкир. Состав суда избирался ежегодно на волостном сходе в количестве 4 –
15 очередных судей. В его компетенцию входило разбирательство споров и тяжб
между башкирами, принадлежащими в одной волости, с ценой иска до 100 руб.
Волостной суд мог приговаривать виновных к общественным работам до 6 дней,
денежному штрафу до 3 руб., телесному наказанию до 20 ударов. Выбор
наказания предоставлялся на усмотрение самого суда. Приговоры волостного
суда считались окончательными и не подлежали обжалованию.
Судебная реформа начала проводиться в Башкирии гораздо позже, чем в
Центральной России. Ее реализация затянулась на многие годы, и в процессе
ее были допущены серьезные отступления от общих положений судебных уставов.
Введение судопроизводства на руссом языке затрудняло возможность нерусских
народов края отстаивать свои интересы. Их отношение усугублялось тем, что
по отношению к ним сохранялось телесное наказание.
Однако при всех своих отступлениях от буржуазных принципов судебная
реформа была значительным шагом вперед. Она ввела такие судебные учреждения
и порядки, которые ограничивали произвол, и обеспечивали минимум
законности, необходимый для буржуазного развития края.

5. Проведение контрреформ 80 – 90-е годы 19 века.

В 1880-е годы 19 века правительство России резко ограничило
проведение буржуазных реформ. Либеральный период в развитии российской
государственности заканчивался. Началась эпоха контрреформ. Так после
покушения на императора Александра II, который был сторонником реформ,
усилилось правительственное наступление на судебную систему, порожденную
реформой. В 1881 году было принято специальное “Положение о мерах к
ограждению государственного порядка и общественного спокойствия”, которое
узаконило уже ранее применявшиеся на практике расхождения с положениями
реформ. Так из судов стали изыматься наиболее важные дела по
государственным преступлениям и передаваться на рассмотрение Особого
присутствия Сената России с участием сословных представителей. В 1874 г. из
ведения общих судов изъяты дела о “противозаконных сообществах” и участии в
них. Согласно положению 1881 года министру внутренних дел и генерал-
губернатору предоставлялось право передавать ряд дел на рассмотрение
военных судов для решения по законам военного времени. Военные суды
рассматривали дела в кратчайшие сроки с минимальными гарантиями прав
обвиняемых, приговаривая к самым суровым наказаниям. А с 1887 года суду
предоставлялось право закрывать двери заседаний, объявляя слушающиеся дела
“деликатным”, “конфиденциальным” или “секретным”.
В 1889 году вступило в действие Положение о земских участковых
начальниках, разрушившее раздельность судебной и административной властей.
В уездах вместо мировых судей вводился институт земских начальников,
наделенных широкими административно-судебными правами в отношения
крестьянского населения. Они осуществляли надзор над сельскими и волостными
органами самоуправления, руководили полицией, надзирали за деятельностью
волостных судов. Так в отчете Уфимского Губернатора Логвинова Николая
Христофоровича о деятельности учреждений, образованных по закону
12.07.1889 (за 1895 – 1896 гг.) говорится, что “Белебеевский уездный
предводитель дворянства сообщает, что земские начальники оправдали себя, их
деятельность успешна. “Теперь уже все отрасли сельского быта затронуты
ими…Сейчас волостные и сельские должностные лица находятся под неусыпным
контролем земского начальника и сразу же за упущения по службе наказываются
и изгоняются из службы…”[6]. В качестве ценза для волостного начальника
устанавливались: высшее образование или занятие в течение нескольких лет
должности мирового посредника, мирового судьи, высокий имущественный ценз и
звание потомственного дворянина. Сословный принцип подбора кадров проявился
здесь со всей откровенностью.
Также о контрреформах царского правительства, направленных на
дальнейшее усиление позиции дворянства, говорит и сопоставление данных по
годам о составе гласных в уездных земских собраниях. Так в 1891 году из 179
уездных земских гласных представителей первого избирательного собрания 100
человек или 55,8 % , второго 21 или 11,7%, третьего 58 человек или 32,4%
(сравнительно к 1890 г. см. на стр. 19 данной работы). Таким образом
наблюдается значительное увеличение в уездном земском собрании
представительства от дворян и буржуазии и заметное сокращение
представительства от сельских обществ.
Состав гласных в земских учреждениях Уфимской губернии определялся
не только социальной контрреформой, но и национальной политикой
правительства. Их 38 гласных первого Уфимского губернского собрания был
лишь один представитель коренной национальности – башкир Ш.С.Байтеряков. О
закономерности такого положения свидетельствует и тот факт, что из 6
уездных земских управ за 1875 – 1914 года лишь дважды во главе Белебеевской
и один раз Златоустовской находились представители коренной национальности.
Параллельно с земскими начальниками в уезде действовали уездные
окружные суды, члены которых рассматривали дела, изъятые у мировых судей,
но не перешедшие к земским начальникам. В городах вместо мировых судей
появились городские судьи, назначаемые министром юстиции. Второй инстанцией
для этих судов стал уездный съезд, состоящий из члена уездного окружного
судов, одного-двух городских судей и нескольких земских начальников. Съезд
возглавлял предводитель уездного дворянства. Таким образом, большинство
мест в этих органах складывалось за государственными должностными лицами.
Земства Уфимской губернии с самого начала были поставлены под
контроль губернатора. Он мог исключить из числа гласных неугодную ему
кандидатуру и признать недействительными постановления земских собраний.
Земства не имели исполнительной власти. Даже для взыскания недоимок по
земским сборам они были вынуждены обращаться за помощью к губернатору и
полиции.
Административное вмешательство в судопроизводство повлекло за собой
отход от одного из важнейших принципов судебной реформы – гласности суда.
Напомним, что в 1887 году провозглашено право суда рассматривать дела при
закрытых дверях, а в 1891 году резко сузилась гласность гражданского
судопроизводства.
Таким образом, проведя 60 – 80-х годах 19 века буржуазные реформы
на территории всей России и Башкирии в частности, царское правительство
нанесло в 80 – 90-х годах удар почти по всем вновь возникшим институтам.



Список использованной литературы

1. И.А.Исаев. История государства и права Росии. М. Юристъ, 1998г.
сс267 – 283.
2. Маликов М.К. Проблемы реализации суверенитета РБ. Изд-е Башкирск.
Ун-та. 1999. Т 1, с. 24.
3. Ф.А. Ишкулов. Т.С. Искужин. История государства и права
Башкортостана. –Уфа: Китап, 1996г.
4. под ред. И.Г.Акманова. История Башкортостана часть1 с древнейших
времен до 1917 г.: Башк. Ун-т, Уфа,1991 г.
-----------------------
[1] И.А.Исаев. История государства и права Росии. М. Юристъ, 1998г.
сс267 – 283.
[2] Маликов М.К. Проблемы реализации суверенитета РБ. Изд-е Башкирск.
Ун-та. 1999. Т 1, с. 24.
[3] Ф.А. Ишкулов. Т.С. Искужин. История государства и права
Башкортостана. –Уфа: Китап, 1996г.
[4] под ред. И.Г.Акманова. История Башкортостана часть1 с древнейших времен
до 1917 г.: Башк.Ун-т,Уфа,1991г.,с.252
[5] См. там же. С.257.
[6] Ф.А. Ишкулов. Т.С. Искужин. История государства и права
Башкортостана. –Уфа: Китап, 1996г.






Реферат на тему: Проекты государственных преобразований М.М. Сперанского

| |
| | | |
| |
| | |
| | |
| |
| |

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение 3
Глава 1. М.М.Сперанский - государственный деятель,реформатор 6
1.1. Первые шаги, образование 6
1.2. Начало карьеры 8
1.3. Как нам обустроить Россию 9
1.4 Отстранение от государственных дел .. .. .. .. .. .. .. .. .. ..
.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. 10
1.5 Палач - коньюктурщик .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. ..
.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. 11
1.6 Ветеран - реформатор .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. ..
.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. ..12
Глава 2. Кодификационная работа М.М.Сперанского .. .. .. .. .. .. .. .. ..
.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .13
2.1. Первая стадия систематизации 13
2.2. Проведение кодификационной работы 16
Глава 3. М.М.Сперанский: взгляды на организацию и управление 17
Заключение 31
Список использованных источников: 32



Введение


К началу XIX в. в России начинают проявляться новые потребности,
которые готовят переход государственного порядка на новые основания. Во
внешней политике продолжается территориальное и национальное объединение
русской земли.
Во внутренней политике - это необходимость уравнять сословия общими
правами и призвать их к совместной деятельности. Практически в каждое
царствование делались попытки приступить к разрешению этих проблем. Каждый
раз раздавались робкие или громкие голоса против существующего порядка с
требованиями изменений; следующее царствование начинало робко или
решительно проводить их во внутренней преобразовательной деятельности. Но
каждый раз происходило так, что какое-нибудь препятствие, внешние или
внутренние, война или особенности личного характера правителя,
останавливали правительство на полдороги. Тогда начавшееся движение
поникало в глубь общества и принимало различные формы.
Уже в конце царствования Екатерины II раздавались одинокие голоса
против существующего порядка, особенно против отношений между основными
классами - дворянством и крепостными крестьянами. Правительства Павла I и
Александра I собирались пойти навстречу реформам, хотя с неодинаковой
охотой и сознательностью, но начавшаяся война 1812 г. остановила Александра
I на его пути, на который он так решительно вступил.
Борьба с сословными привилегиями была основной из главных задач Павла
I. Он отменил грамоту 1785 г., на которой держались привилегии дворянства,
отменил губернские дворянские собрания и выборы, отменил свободу дворян от
телесных наказаний. По резолюции 3 января 1797 г. и указу Сената, дворяне,
высшие слои городского населения, белое духовенство за уголовные
преступления подвергались телесным наказаниям наравне с людьми податных
сословий.
Павел I превращал равенство прав в общее бесправие.
Была попытка облегчения участи крепостных крестьян. По указу от 5
апреля 1797 г. была определена мера крестьянского труда в пользу
землевладельца (три дня в неделю). Но эта деятельность была лишена
твёрдости и последовательности.
Начав царствовать с мыслью определить законом нормативные отношения
землевладельцев с крестьянами и улучшить положение последних, он не только
не ослабил крепостного права, но и содействовал его расширению (100 тыс.
крестьян с млн. десятин казённой земли были розданы им в частное владение).
Александр I, приемник императора Павла, вступил на престол с более
широкой программой и осуществлял её более последовательно и обдуманно.
Основные цели внутренней политики: уравнение всех сословий перед законом и
введение их в совместную государственную деятельность. Необходимо было
установить новые законодательные отношения между классами, повысить
образовательный уровень народа, обеспечить новое устройство
государственного хозяйства (финансы).
Частичное введение этой перестройки вызвало двойное недовольство в
обществе: одни были недовольны тем, что разрушается старое; другие были
недовольны тем, что слишком медленно вводится новое. Ряд войн и внутренних
реформ расшатывали государственное хозяйство, расстраивали финансы,
понижали народное благосостояние.
С 1801 г. по 1808 г. были произведены некоторые преобразования.
30 марта 1801 г. Государственный совет был заменен постоянным
учреждением, получившим название "Непременного совета", для обсуждения
государственных дел и постановлений.
Затем были преобразованы петровские коллегии. Манифестом 8 сентября
1802 г. они были преобразованы в 8 министерств: иностранных дел, военно-
сухопутных сил, морских сил, внутренних дел, финансов, юстиции, коммерции и
народного просвещения. Главным отличием новых органов центрального
управления была их единоличная власть: каждое ведомство управлялось
министром, который отчитывался перед Сенатом.
С 1801 г. была запрещена раздача населённых имений в частную
собственность.
Указ от 12 декабря 1801 г. представлял право всем лицам свободных
состояний приобретать вне города в собственность недвижимые имущества без
крестьян. Этот закон разрушил вековую землевладельческую монополию
дворянства.
20 февраля 1803 г. был издан указ о свободных хлебопашцах: помещики
могли вступать в соглашение со своими крестьянами, освобождая их
обязательно с землёй целыми селениями или отдельными семьями.
Затем последовали события, которые на некоторое время отвлекли
императора от внутренних дел; это было участие в двух коалициях против
Франции - в 1805 г. в союзе с Австрией, в 1806-1807 гг. - в союзе с
Пруссией. Походы и неудачи охладили первоначальное либерально-идиллическое
настроение Александра I. Члены неофициального комитета один за другим
удалялись от него. Их опустевшие места занял один человек, который стал
единственным доверенным сотрудником императора, Это был Михаил Михайлович
Сперанский.



Глава 1. М.М. Сперанский - государственный деятель, реформатор.


1.1. Первые шаги, образование.



[pic]

Михаил Сперанский был для русской бюрократии своего рода Пушкиным.

В начале XIX века его стараниями в России была введена министерская система
государственного управления (министерства финансов, иностранных дел,
военное, морское, МВД, полиции, юстиции, народного просвещения).
Придуманная им система министерств действует и сейчас.

Он составил полный свод законов страны. То, что он сделал в области
законодательства, сегодня не под силу целой Государственной Думе со всеми
ее многочисленными подкомитетами.

Его участи не позавидуешь, он был своим среди чужих. По
образованию, способностям и чину принадлежал к самому привилегированному
кругу, но близких друзей не имел. Даже те немногие люди в высшем свете,
которые уважали и восхищались его способностями, сторонились его, для них
он оставался семинаристом, поповичем.
Михайло Михайлович Сперанский родился 1 января 1772 года в деревне
Черкутино в 40 километрах от Владимира. Его отец , священник , был простым
неграмотным деревенским попом, на практике усвоившим технику богослужения.

Родители Сперанского сеяли пшеницу и держали скот , без подсобного
хозяйства поп с попадьей не смогли бы прокормить троих детей. Михаил
Михайлович был старшим сыном. Слабый здоровьем, он не любил пасти коров, но
зато в охотку читал все, что ни попадет под руку.

Сперанский никогда не забывал о своем низком происхождении и
гордился им. Модест Корф, его первый биограф, рассказывал историю,как
однажды вечером он заглянул к Сперанскому, тогда уже видному чиновнику.
Михаил Михайлович собственноручно устраивал себе постель на лавке: клал
овчинный тулуп, грязную подушку... "Ныне мое день рождение, пояснил он, я
всегда провожу эту ночь таким образом, чтобы напомнить себе свое
происхождение, и все старое время, и его нужду." Если учесть, что день
рождения Михаил Михайлович справлял в новогоднюю ночь, "припадание к
корням" можно назвать символичным, если не эпатажным.

Сперанский начал свое образование во Владимирской семинарии. Там он
получил и фамилию (от латинского sperare - надеяться). А в 1788 году, в
числе трех лучших учеников, был переведен в Санкт-Петербург в, главную в
России, Александро-Невскую семинарию. Столичная семинария только что
открылась. Как и Царскосельский лицей, она готовила элитных чиновников,
только среди духовных лиц. Среди сокурсников Сперанского были будущий
экзарх Феофилакт, литератор и переводчик греческих классиков Иван Иванович
Мартынов.

В семинарии Сперанский попробовал радостей жизни (писание стихов и
карточная игра) и жестко и трезво от них отказался.

В 1792 году он окончил курс наук и был оставлен в семинарии
учителем физики, математики, красноречия и философии с окладом 275 рублей
год. В двадцать с небольшим лет он был уже одним из образованнейших людей
России. Семинария с ее почти монашеским послушанием сформировала его
характер. Он был, " как змея в сиропе" замкнут, но исключительно
обходителен и вкрадчив. Его фантастическое трудолюбие и потрясающая логика
мысли делали будущее более чем ясным следовало принять монашество, и со
временем занять высокое место в церковной иерархии. Но судьбе было угодно
иначе.


1.2. Начало карьеры.

В 1796 году генерал-прокурор Сената князь А.Б.Куракин решил, что
ему необходим домашний секретарь. Ректор семинарии рекомендовал ему
Сперанского. Молодой человек явился к Куракину, и тот устроил ему экзамен:
поручил написать одиннадцать писем разным лицам. Князю потребовался целый
час, чтобы вкратце объяснить содержание писем, а Сперанскому, только ночь,
чтобы все написать. В шесть часов утра одиннадцать писем, составленные в
изысканной форме, лежали на столе Куракина. Вельможа был покорен. Он решил,
что Сперанский заслуживает большего, чем должность слуги и устроил его на
государственную службу.

В январе 1797 года Сперанского берут в канцелярию генерал-прокурора
с чином титулярного советника и жалованием 750 рублей в год. Каждый
последующий год он будет получать повышение: через три месяца станет
коллежским асессором, в 1798 году надворным советником, в 1899 коллежским
советником, в 1799 году советником статским, в 1801 году действительным
статским советником.

При нем сменилось четыре начальника. Генерал--прокурор
П.Х.Обольянинов не оставил в канцелярии ни одного прежнего лица. Назначив
Сперанскому прием, Обольянинов ожидал встретить дрожащего перепуганного
человечка в чиновничьем мундире, которого он потопчет всласть, а затем
выгонит. Вместо этого в его кабинет непринужденно вошел молодой человек
приятной наружности в сером французском кафтане, жабо, манжетах, в завитках
и пудре. Обольянинов оторопел, предложил Сперанскому сесть, заговорил с ним
и был очарован.

Угождая начальнику, Сперанский постепенно становился ему просто
необходим, и фактически единолично заправлял делами канцелярии. Его умение
составлять бумаги, излагать чужие планы делали его начальников умнее в
глазах царя.

Восшествие на престол Александра I нарушило однообразие его
карьеры. Сперанского позвал к себе в секретари Д.П.Трощинский, ближайший
помощник царя. Вчерашний семинарист подобрался к самым вершинам
государственной власти.

1.3. Как нам обустроить Россию.


Александр I, взошедши на трон, захотел осчастливить Россию реформами. Он
объединил своих либерально настроенных друзей в "Негласный комитет".

Занятие государственными делами протекало с восточной неторопливостью.
Отобедав за царским столом, члены "Негласного комитета" удалялись в царский
кабинет, и там, за десертом, кофе с трубкой, обсуждали проекты реформ. Юные
реформаторы не имели ни малейшего представления о реальном государственном
управлении. Им нужен был человек, способный воплотить грезы в конкретные
проекты. Сперанский стал настоящей находкой для молодых аристократов.

В 1808 году царь поручил ему составить генеральный план реформ.
Этой работой Михайло Михайлович занимался почти год. Он работал по 18-19
часов в сутки: вставал в пять утра, писал, в восемь принимал посетителей,
после приема ехал во дворец. Вечером опять писал. В октябре 1809 года он
представил царю свой план.

Даже сейчас, по прошествии почти двух веков, этот план поражает
своей современностью и европейской логикой. Сперанский предлагал
"обустроить Россию" наподобие нынешних процветающих монархий.

План государственного переустройства начинался с первой российской
конституции (Другой выдающийся бюрократ Сергей Витте ровно через сто лет
заставил все-таки последнего монарха ее принять.)

Сперанский ввел привычное нам теперь разделение власти на
исполнительную, законодательную и судебную. До этого жесткой
государственной системы не существовало. Мало того: именно Сперанский
придумал министерства в их современном бюрократическом виде. Он предлагал
ввести выборную Государственную Думу и Государственный Совет, назначаемый
царем, по сути, это был аналог современного двухпалатного парламента.

Вводились гражданские и политические права , то есть речь шла о
конституционной монархии.

Сперанский был искренне убежден, что его проект по ограничению самодержавия
полностью отвечает чаяниям государя.

Об этом поразительном по своей смелости плане современники даже не узнали.

От всего пакета реформ осталось лишь несколько позиций. Сперанский мог
утешиться тем, что "перестройкой" царь поручил заниматься ему же. 1 января
1810 года был создан Государственный Совет, который со временем стал
влиятельной госструктурой и просуществовал до октябрьской революции.
Сперанский реформировал налоговую систему, т. е ввёл налог на дворян-
землевладельцев, которые до того денег в казну не платили никогда. Было
создано восемь министерств, заправляющих всеми хозяйственными делами.

Пожалуй, единственный человек, который смог оценить бюрократический гений
Сперанского, был Наполеон. Он говорил Александру, что отдал бы за такого
чиновника пол Франции. И в знак особого расположения подарил Сперанскому
бриллиантовую табакерку.

Новому владельцу политических девидентов табакерка не прибавила. Над ним
сгущались тучи. Зависть чиновников, ярость дворян-налогоплательщиков, и
Александру уже казалось, что страной правит не он, а этот "бурсак".
Недовольство императора подогревали доносы интриганов, которые Сперанского
обвиняли во взяточничестве, измене, в связях с масонами.

17 марта 1812 года Сперанского вызвали во дворец. В долгом разговоре
с глазу на глаз Александр сообщил, что должен удалить его от дел. Выйдя от
царя, Сперанский чуть не лишился чувств, в растерянности он попытался
засунуть в портфель шляпу. Александр I выглянул из кабинета и сказал: "Еще
раз прощайте, Михайло Михайлович". В дневнике Государь кокетливо писал, что
расставание с верным другом было для него так же мучительно, как будто у
него отняли руку.

Дома опального чиновника уже ждала почтовая кибитка и частный
пристав с предписанием следовать в ссылку в Нижний Новгород.


1.4. Отстранение от государственных дел.


М.М.Сперанского привезли в Нижний Новгород, там он пробыл недолго.
С продвижением Наполеона вглубь России, его выслали в Пермь. Его
материальное положение было столь стесненным, что ему приходилось занимать
у посторонних людей деньги под залог орденов и нюхать русский табак вместо
привычного французского. Пермский губернатор издевался над ним: у дома
дежурили шпики, а мальчишкам платили гривенник, чтобы они кричали в след
Сперанскому "Шпион!"

Сперанский забросал Александра I слезными письмами. В конце концов, царь
внял и назначил пенсию 6 тысяч рублей в год (до опалы Сперанский получал 30
тысяч).

В 1816-м император вспомнил о Сперанском окончательно. Вначале его
назначили пензенским губернатором, а потом генерал-губернатором Сибири.
Своими новыми должностями он "брезгал", но надеясь на возвращение прошлого
величия, дело делал усердно. Он проехал через всю Сибирь, останавливался на
каждом полустанке и наводил порядок. В Томске не было ни одного чиновника,
не берущего взятки, Сперанский разогнал всех. Иркутского губернатора
Трескина он отдал под суд. Благодаря Сперанскому , Сибирский край впервые
узнал о существовании закона, в тюрьму угодили 680 человек местной
администрации.

Зато к местному населению Сперанский относился с любопытством
естествоиспытателя. Он классифицировал сибирские народы на кочевых и
оседлых, составил их подробнейшее описание и наставление, как каким народом
управлять.

В марте 1821 Михайло Михайлович возвратился в Петербург. Его
назначили членом Государственного Совета, пожаловали землями, дочери его
было дано звание фрейлины. В тот период со Сперанским познакомился Пушкин.
Поэт называл его "гением добра". "Гением зла", соответственно, был
Аракчеев, новый любимец Александра. Между прочим, оба гения поладили.
Сперанский даже написал статью, в которой поддерживал идею военных
поселений. Впрочем, это произошло в 1825-м, когда он изо всех сил старался
вернуться во власть.

1.5. Палач - коньюктурщик.


Сперанский любыми средствами хотел вернуть былое политическое
влияние. Смерть Александра I и восстание декабристов дали ему шанс. О
восстании на Сенатской площади Сперанский почти наверняка знал. Он был
лично знаком с К.Рылеевым. С.Трубецким, С.Волконским, Н.Муравьевым.
Декабрист Батеньков, служивший под началом Сперанского в Сибири, жил у него
в Петербурге. После победы декабристы собирались включить Сперанского во
Временное правительство. Именно от него они узнали о назначении присяги
Николаю Павловичу на 14 декабря. В день восстания Сперанский сказал
декабристу Корниловичу: "Одержите сначала верх". Видимо, в случае успеха он
был готов поддержать восставших, но восстание потерпело поражение и царский
Манифест, о событиях 14 декабря, был составлен Сперанским.

Николаю I был нужен человек, который бы грамотно организовал суд
над декабристами. Нужен был чиновник, разбирающийся в законодательстве.
Сперанский блестяще выполнил работу по организации суда и следствия. Он
педантично классифицировал вину обвиняемых по разрядам и предлагал
наказания, в том числе смертную казнь, которая в России почти не
применялась.

Сперанский мог бы остаться в стороне и жизни ему бы это не стоило.
Граф Мордвинов, к примеру, голосовал против смертной казни. Другие же,
напротив, предлагали четвертовать заговорщиков. Сперанский был куда
гуманнее: он предложил повесить своих вчерашних единомышленников.
Конъюнктуру он уловил очень точно, Николай I просил применить казнь "без
пролития крови".

Он не рассчитал цену, которую ему придется заплатить за возвращение во
власть. Доверие Николая I он завоевал, но раздавлен был совершенно.
Говорят, что когда выносили приговор, Сперанский плакал.


1.6. Ветеран - реформатор


Сперанский взялся за российское законодательство. К этому времени
законов в России было так много, что можно считать, будто их вообще нет.

Шесть лет Сперанский занимался муравьиным трудом: собирал по архивам и
систематизировал законы российской империи. Практически, он написал первые
в России гражданский и уголовный кодексы. Было издано 45 томов Полного
собрания, а в 1833 году, Свод законов в 15 томах. За эту работу Сперанский
был щедро осыпан милостями монарха , помимо солидного жалованья, ему
назначили 10-тысячный пенсион и наградили орденом Святого Андрея
Первозванного.

В 1835 году он преподавал право наследнику Александру Николаевичу
(будущему Александру Благословенному, царю-освободителю). Сперанский вел с
ним беседы наедине, хвалил французские законы, разделение властей и
конституционные порядки. Когда об этом стало известно Николаю I,
реформатору-ветерану строго указали.

Его старость прошла во славе и почете.

В феврале 1839 года Сперанский простудился и уже не вставал с
постели. Он умер 11 февраля, пожалованный всего за месяц до смерти графским
достоинством.

Он был похоронен в Александро-Невской лавре. Отдать ему последний
долг пришли Николай I, двор, члены Государственного совета, Сенат и Синод в
полном составе. "Светило русской администрации угасло", написал в некрологе
ученик Сперанского барон М.Корф.



Глава 2. Кодификационная работа М.М.Сперанского .



2.1. Первая стадия систематизации.


Кодификационная работа была поручена Розенкампфу, но в 1808 г. в
состав комиссии вошел товарищ министра юстиции М.М Сперанский. Она начал с
преобразования комиссии, которая была разделена на Совет, правление и
группу юрисконсультов. М.М Сперанский стал секретарем правления. С 1810
года он становится директором комиссии.
В основу реформы государственного устройства и правления М.М.
Сперанский предлагал положить традиционный принцип разделения властей.
Поэтому следовало, прежде всего, отделить друг от друга законодательную,
исполнительную и судебную власти, сосредоточив их в разных независимых
органах. В октябре 1809 года проект реформ лежал на столе у Александра II.
Для того чтобы успешно провести эти изменения следовало реформировать в
первую очередь законодательные акты, попытаться как-то их
систематизировать. К началу октября 1809 года было готово «Введение к
уложению государственных законов». Был создан новый Государственный совет.
Проекты всех законов, указов, положений, уставов, новых учреждений
рассматривались советом. В его компетенцию были отнесены все предметы,
требующие нового закона, устава или учреждения, предметы внутреннего
управления, требующие отмены, ограничение или дополнение прежних положений.
Придавая особое значение разработке гражданского права, по предложению
Сперанского создается специальный комитет по рассмотрению проекта
гражданского уложения в составе князя Лопухина, графа Северина-Потоцкого и
сенаторов Алексеева и Корнелова. Предполагалось поднять все старые нормы
права, регулирующие в какой-то степени гражданско-правовые отношения в
Российской Империи. Бесконечные противоречия, пробелы в праве,
неразработанность целого ряда институтов и язык, недоступный для понимания
не только населения, но и юристов, заставили Сперанского приступить к
созданию проекта нового гражданского «Уложения». Государственный совет в
1810 г. 43 раза рассматривал проект гражданского уложения (кодекса). В
Государственном совете с 21 ноября 1821 г. по 21 декабря 1822 г. вновь
возобновились прения по предоставленным комиссией проектам. Из 1343 статей,
предложенных Сперанским и рассмотренным на 49 заседаниях Совета, остались
без изменения 622. Бурную дискуссию вызвали статьи, регулирующие
договорные, брачно-семейные и наследственные отношения. В январе 1826 г.
М.М. Сперанский направил императору Николаю I несколько записок с
предложениями продолжить кодификационную работу. Доводы Сперанского были
признаны достаточно вескими и послужили созданию второго отделения
собственной его величества канцелярии.
Первой стадией громоздкой систематизации по замыслу Сперанского должно
было быть «Полное собрание законов». Юридическая техника для составления
«Свода» основывалась на следующей методике:
а) статьи «Свода», основанные на одном действующем указе, излагать теми же
словами, которые содержатся в тексте и без изменений;
б) статьи, основанные на нескольких указах, излагать словами главного указа
с дополнениями и пояснениями из других указов;
в) под каждой статьей давать ссылки на указы, в нее вошедшие;
г) сократить многосложные тексты законов тексты законов;
д) из противоречащих друг другу законов выбирать лучший или более поздний.
В итоге, уже к началу 1830 г. было создано 45 обширных томов,
содержащих около 42 тысяч статей. «Свод законов» должен был состоять из
восьми разделов:
1) основные государственные законы;
2) учреждения:
а) центральные;
б) местные;
в) устав о государственной службе;
3) законы правительственных сил:
а) устав о повинностях;
б) устав о податях и пошлинах;
в) устав таможенный;
г) уставы монетный, горный и о соли;
д) уставы лесной, оброчных статей и счетные;
4) законы о состояниях;
4) законы гражданские и межевые;
5) уставы государственного благоустройства:
а) уставы духовных дел иностранных исповеданий, кредитный,
торговый, промышленный;
б) уставы путей сообщения, почтовый, телеграфный, строительный,
положения о взаимном пожарном страховании, о сельском хозяйстве, о найме на
сельские работы, о трактирных заведениях, о благоустройстве в казачьих
селениях, о колониях иностранцев на территории империи;
7) уставы благочиния:
а) уставы о народном продовольствии, об общественном призрении,
врачебный;
б) уставы о паспортах, о беглых, цензурный, о предупреждении и
пресечении преступлений, о содержащихся под стражей, о ссыльных;
8) законы уголовны

Новинки рефератов ::

Реферат: Гражданско-правовые способы защиты права собственности (Гражданское право и процесс)


Реферат: Нефть - кровь промышленности (Химия)


Реферат: Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки (Физкультура)


Реферат: Новые виды транспорта (Транспорт)


Реферат: Лекции по курсу Истории Отечества (История)


Реферат: Гангутское сражение (История)


Реферат: Проблемы классификации документов (Управление)


Реферат: Внешняя память (Кибернетика)


Реферат: Обработка каучука и производство резины (Химия)


Реферат: Роль углеводов и жиров в повышении морозоустойчивости растений (Биология)


Реферат: Система образования в Австралии (Педагогика)


Реферат: Деятельность творческого объединения "Бубновый валет" (художников – авангардистов) (Искусство и культура)


Реферат: Вычислительные методы алгебры (лекции) (Математика)


Реферат: Разработка программы расчета определенного интеграла по формуле Буля по схеме двойного пересчета с заданной точностью (Программирование)


Реферат: Высоковольтный воздушный выключатель ВВМ-500 (Технология)


Реферат: Основания и последствия признания брака недействительным (Право)


Реферат: Презумпция невинности (Право)


Реферат: Рим - вечный город (Искусство и культура)


Реферат: Аудит учета расчетов с подотчетными лицами (Бухгалтерский учет)


Реферат: Безопасность Работы в Сети Интернет (Программирование)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист