GeoSELECT.ru



Политология / Реферат: Государственная политика в рыночной экономике (Политология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Государственная политика в рыночной экономике (Политология)



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

ПЛАН:

Введение

1. История эволюции представлений о роли государства в экономике
Меркантелисты
Классическая теория
Кейнсианская теория
Неоклассическая теория

2. Функции государства в экономике
антитрестовское регулирование

3. Методы государственного воздействия на рынок
государственные расходы
налогообложение
государственное регулирование
государственное предпринимательство

4. Проблемы и ограничения государственного вмешательства
дерегулирование и приватизация
государственное регулирование в сельском хозяйстве

Заключение

Список использованной литературы



Введение.

Проблема государственного вмешательства в экономику является, по моему
мнению, является основной для любого государства, независимо от того,
рыночная ли это экономика или же распределительная. В распределительной
экономике все проще: государство берет на себя все права и обязанности по
производству и распределению товаров и услуг. То есть о регулировании
говорить не приходится: государству просто некого регулировать. В таком
случае речь идет о замещением всего многообразия форм собственности и
способов ответа на вопрос "Что, как и для кого производить? " одной
единственной формой собственности

- государственной, а ответ на основной экономический вопрос - строгой
централизацией и распределением. Однако такая система на деле показала свою
неэффективность. Остается рыночный путь развития. Но в рыночном хозяйстве
государству приходится постоянно корректировать глубину влияния. Перед
государством не стоят такие задачи, как непосредственное производство и
распределение ресурсов, товаров и услуг. Но оно не имеет и права свободно
распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как это
делается в распределительной экономике. По моему мнению, государство должно
постоянно балансировать, то увеличивая, то уменьшая степень вмешательства.
Рыночная система - это прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений
как со стороны как потребителей, так и со стороны производителей.
Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в
рыночной системе, иначе оно превратится из эффективного стабилизатора и
регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.

1. ИСТОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОЛИ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ.

а) Меркантелисты.

История государственного регулирования восходит к концу средневековья.
В то время основной экономической школой была школа меркантелистов. Она
провозглашала активное вмешательство государства в экономику. Меркантелисты
утверждали, что главный показатель богатства страны-количество золота. В
связи с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.

б) Классическая теория.

Следующей ступенью развития представлений о роли государства стала
работа А. Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов", в
которой он утверждал, что "свободная игра рыночных сил"(принцип"laissez
faire") создает гармоничное устройство" (Варга В. Роль государства в
рыночном хозяйстве. МЭиМО N11, 1992г., стр.131).

В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать
безопасность жизни человека и его собственность, разрешать споры, иными
словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить
самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы
рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление
предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной
движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге
благосостояние как его самого, так и общества в целом.

Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной
деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а
именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода
торговли.

в) Кейнсианская теория.

В 30-е года нашего века, после глубочайшего спада экономики США, Дж.
Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг взгляды классиков на роль
государства. Теорию Кейнса можно назвать "кризисной" так как он
рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории, государство
должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного
рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из
кризиса. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в
целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов -
перепроизводство товаров. Он предлагал несколько инструментов. Это гибкая
кредитно-денежная политика, новая бюджетно-финансовая политика и др. Гибкая
кредитно-денежная политика позволяет перешагнуть через один из серьезнейших
барьеров - неэластичность заработной платы. Это достигается, считал Кейнс,
путем изменения количества денег в обращении. При увеличении денежной массы
реальная зарплата уменьшится, что будет стимулировать инвестиционный спрос
и рост занятости. С помощью бюджетно-финансовой политики Кейнс рекомендовал
государству увеличить налоговые ставки и за счет этих средств финансировать
нерентабельные предприятия. Это не только уменьшит безработицу, но и снимет
социальную напряженность.

Главными чертами кейнсианской модели регулирования являются:

- высокая доля национального дохода, перераспределяемая через
госбюджет;

- создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе
образования государственных и смешанных предприятий;

- широкое использование бюджетно-финансовых и кредитно-финансовых
регуляторов для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания
циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня
занятости.

Модель государственного регулирования, предложенная Кейнсом, позволила
ослабить циклические колебания в течение более чем двух послевоенных
десятилетий. Однако примерно с начала 70-х гг. стало проявляться
несоответствие между возможностями государственного регулирования и
объективными экономическими условиями. Кейнсианская модель могла быть
устойчивой только в условиях высоких темпов роста. Высокие темпы роста
национального дохода создавали возможность перераспределения без ущерба
накоплению капитала. Однако в 70-е года условия воспроизводства резко
ухудшились. Был опровергнут закон Филлипса, согласно которому безработица и
инфляция не могут расти одновременно. Кейнсианские пути выхода из кризиса
только раскручивали инфляционную спираль. Под воздействием этого кризиса
произошла кардинальная перестройка системы государственного регулирования и
сложилась новая, неоконсервативная модель регулирования.

г) Неоклассическая теория.

Теоретической основой неоконсервативной модели послужили концепции
неоклассического направления экономической мысли. Трансформация модели
государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на
воспроизводство через спрос, а вместо этого - использование косвенных мер
воздействия на предложение. Сторонники экономики предложения считают
необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу
частного предпринимательства. Экономический пост рассматривается как
функция от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников:
за счет собственных средств, т. е. капитализации части прибыли и за счет
заемных средств (кредитов). Поэтому в соответствии с этой теорией
государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и
повышения производительности производства.

Главные преграды на этом пути - высокие налоги и инфляция. Высокие
налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и
тем самым затрудняет использование заемных средств для накопления. Поэтому
неоконсерваторы предложили осуществление антиинфляционных мероприятий на
базе рекомендаций монетаристов и предоставление налоговых льгот
предпринимателям.

Сокращение налоговых ставок сократит и доходы госбюджета и увеличит его
дефицит, что осложнит борьбу с инфляцией. Следовательно, следующим шагом
станет сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета
для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных социальных
программ. Сюда можно отнести и политику приватизации государственной
собственности.

Следующий комплекс мер - реализация политики дерегулирования. Это
означает ликвидацию регламентаций по ценам и заработной плате,
либерализацию (смягчение) антитрестовского законодательства,
дерегулирование рынка рабочей силы и др.

Таким образом, в неоконсервативной модели государство может лишь
косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического
развития страны отводится рыночным силам.

2. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ.

Вмешательство государства в экономику преследует определенные функции.
Как правило, оно корректирует те "несовершенства", которые присущи
рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии,
либо это решение неэффективно. Государство берет на себя ответственность за
создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной
конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о
производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как
рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные
потребности людей. Участие государства в экономической жизни диктуется еще
и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение
дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках.
Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это
необходимо потому что для предпринимателей это очень рискованно,
чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку
рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать
рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы.

В целом государство реализует политические и социально-экономические
принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании
макроэкономических рыночных процессов.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через следующие
важнейшие функции:

а) создание правовой основы для принятия экономических решений.
Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие
предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан;

б) стабилизация экономики. Правительство использует бюджетно-налоговую
и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, для
сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня
цен и национальной валюты;

в) социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство
организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный
сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи,
транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы
развития образования, здравоохранения и т. д.;

г) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство
гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности,
пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т. д.

Антитрестовское регулирование.

Антимонопольная деятельность государства является одной из важнейших
областей приложения государственного вмешательства. Регулирование
развивается в двух направлениях. На тех немногих рынках, где условия
препятствуют эффективному функционированию отрасли при конкуренции, то есть
в так называемых _естественных монополиях., государством создаются
общественные регулирующие органы для контроля за их экономическим
поведением. На большинстве других рынков, где монополия не стала
необходимостью, общественный контроль принял форму антимонопольного
законодательства. Далее будут рассмотрены особенности регулирования
деятельности естественных монополий.

Естественная монополия существует в тех случаях, когда одна фирма может
обеспечивать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции,
достигаемые за счет масштаба. Это характерно для предприятий общественного
пользования, где для достижения низкой цены необходима крупномасштабная
деятельность.

Для обеспечения приемлемого поведения таких монополий могут
использоваться два варианта: государственная собственность и
государственное регулирование.

Для естественных монополий обычно устанавливается "справедливый" доход,
то есть цена, равная средним валовым издержкам. Однако это влечет за собой
отсутствие стимула предприятия к снижению издержек.

Таким образом, цель отраслевого регулирования состоит в том, чтобы
защитить общество от рыночной власти естественных монополий путем
регулирования цен и качества обслуживания. Но необходимо использовать
прямое регулирование только там, где это не приводит к снижению
эффективности производства. Регулирование не должно применяться в случаях,
когда конкуренция может обеспечить лучшее обеспечение общества продукцией.

Другим видом контроля являются антитрестовские законы. Эта форма
контроля имеет богатую историю. В 1890г. был принят знаменитый закон
Шермана, запрещающий любые виды сговора и любые попытки монополизации какой-
либо отрасли. Однако эта формулировка была довольно размыта, что не
позволяло четко определить преступление. Следующим шагом был закон Клейтона
от 1914г. В принципе он был продолжением закона Шермана и лишь уточнял
некоторые его пункты.

В том же году была создана Федеральная торговая комиссия. В ее
компетенцию входил контроль за исполнением вышеназванных законов, а также
расследовать нечестные действия по своей инициативе. Закон о Федеральной
торговой комиссии расширил диапазон незаконного поведения и предоставил
независимому антитрестовскому органу полномочия для проведения
расследований.

Большое количество антимонопольных законов и различных уточнений к ним
доказывают чрезвычайную важность этих законов для общества. Действительно,
бесконтрольная монопольная власть может принести существенные убытки
обществу применением нечестной конкуренции, что вызовет банкротства мелких
производителей, недовольства потребителей высокими ценами, а нередко и
плохим качеством товаров, отставание в научно-техническом прогрессе и много
других негативных последствий. Но, с другой стороны, антимонопольные законы
не должны карать крупных производителей, не использующих незаконных методов
конкурентной борьбы. Если это условие не будет выполнено, то у
предпринимателей значительно сократятся стимулы делать свое предприятие
более сильным и выпускать больше продукции.

Таким образом, государство выступает в роли арбитра, который избирает
оптимальное (и наиболее эффективное) соотношение между монополиями и
конкурентными отраслями. В различные периоды истории для различных стран
это соотношение было разным, корректируемым под особенности развития
экономики, и государство должно умело и эффективно использовать этот
механизм.

3. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РЫНОК.

Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через 1свои
расходы, налогообложение, регулирование и госу1дарственное
предпринимательство.

Государственные расходы. 0считаются одним из важных элементов
макроэкономической политики. Они влияют на распределение как дохода, так и
ресурсов. Государственные расходы состоят из государственных закупок и
трансфертных платежей. Государственные закупки представляют собой, как
правило, приобретение общественных товаров (затраты на оборону,
строительство и содержание школ, автодорог, научных центров и т. д. ).
Трансфертные платежи - это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы,
полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения в виде
пособий по безработице, выплат в связи с инвалидностью и т. д. Нужно
заметить, что государственные закупки вносят вклад в национальный доход и
непосредственно используют ресурсы, в то время как трансферты не используют
ресурсы и не связаны с производством. Государственные закупки приводят к
перераспределению ресурсов от частного к общественному потреблению товаров.
Они дают возможность гражданам пользоваться общественными товарами.
Трансфертные платежи имеют другое значение: они изменяют структуру
производства товаров индивидуального потребления. Суммы, взятые в виде
налогов у одних слоев населения, выплачиваются другим. Однако те, кому
предназначаются трансферты, тратят эти деньги на иные товары, чем и
достигается изменение структуры потребления.

Другим важным инструментом государственной политики является
налогообложение. Налоги - основной источник бюджетных средств. В
государствах с рыночной экономикой взимаются различные виды налогов. Одни
из них носят видимый характер, например подоходный налог, другие не столь
очевидны, поскольку накладываются на производителей сырьевых ресурсов и
воздействуют на домохозяйства косвенным путем в виде более высоких цен на
товары. Налоги охватывают как домохозяйства, так и фирмы. В виде налогов в
бюджет попадают значительные суммы (например в США около 30 процентов всей
стоимости производимых товаров и услуг).

Одна из основных проблем - справедливость распределения налогового
бремени. Существует три основные системы, основанные на понятии
2прогрессивности 0налогообложения - отношения суммы, взимаемой в виде
налога с дохода конкретного работника к величине этого дохода.

-пропорциональный налог (сумма налога пропорциональна доходу
работника);

-регрессивный налог (в процентном отношении налог взимается тем ниже,
чем выше доход работника);

-прогрессивный налог (в процентном отношении чем выше доход, тем выше
налог).

Как мне представляется, наиболее справедливым является прогрессивный
налог, однако процентное повышение налога не должно быть значительным,
чтобы не ослаблять стимулы к труду, а следовательно - к большим заработкам.
Как правило, подоход

ный налог построен именно по этому принципу. Однако налоги с продаж и
акцизные налоги являются фактически регрессивными, так как они в
большинстве случаев перекладываются на потребителей, в доходе которых одна
и та же сумма занимает различную долю.

Задача государства - собрать налоги таким образом, чтобы обеспечить
потребности бюджета и одновременно не вызвать недовольства
налогоплательщиков. При слишком высоких налоговых ставках начинается
массовое уклонение от уплаты налогов. На современном этапе в России
происходит именно такая ситуация. Государству не хватает средств, оно
повышает налоги, предприниматели все чаще уклоняются от их уплаты,
следовательно, в бюджет идет все меньше средств. Государство опять повышает
налоги. Получается замкнутый круг. Я считаю, что в данной ситуации резонно
понизить налоги. Это уменьшит стимулы к неуплате, сделает 3честное
0предпринимательство более прибыльным, приведет к большим доходам
государства и снизит уровень криминализации бизнеса.

Государственное регулирование . 0призвано координировать экономические
процессы и увязывать частные и общественные интересы. Оно осуществляется в
законодательной, налоговой, кредитной и субвенционной формах.
Законодательная форма регулирования регламентирует деятельность
предпринимателей. Примером могут служить антимонопольные законы. Налоговая
и кредитная формы регулирования предусматривают использование налогов и
кредитов для воздействия на национальный объем производства. Изменяя
налоговые ставки и льготы, правительство воздействует на сужение или
расширение производства. При изменении условий кредитования государство
влияет на уменьшение или увеличение объема производства.

Субвенционная форма регулирования предполагает предоставление
государственных субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям либо
предприятиям. К их числу обычно относят отрасли, формирующие общие условия
для формирования общественного капитала(инфраструктуры). На основе субсидий
может оказываться поддержка и в сфере науки, образования, подготовки
кадров, и в решении социальных программ. Существуют также и специальные,
или целевые субсидии, которые предусматривают расходование средств бюджета
по строго определенным программам. Доля субвенций в ВНП развитых стран
составляет 5-10 процентов. Выделяя субсидии, снижая налоговые ставки,
государство тем самым изменяет распределение ресурсов, и субсидируемые
отрасли получают возможность возмещать издержки, которые невозможно покрыть
по рыночных ценах.

Государственное предпринимательство . 0осуществляется в тех областях,
где хозяйственность противоречит природе частных фирм или же требуются
огромные вложения средств и риск. Основное отличие от частного
предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного
предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-
экономических задач, таких как обеспечение необходимых темпов роста,
сглаживание циклических колебаний, поддержание занятости, стимулирование
научно-технического прогресса и т. д. Данная форма регулирования
обеспечивает поддержку малорентабельных предпри

ятий и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства.
Это прежде всего отрасли экономической инфраструктуры(энергетика,
транспорт, связь). К проблемам, решаемым государственным
предпринимательством, относятся также предоставление населению льгот в
различных областях социальной инфраструктуры, помощь жизненно важным науко-
и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения научно-технического
прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хозяйстве,
проведение региональной политики - строительство в экономически отсталых
районах промышленных предприятий, создание рабочих мест, охрана окружающей
среды путем внедрения безотходных технологий, строительства очистных
сооружений, развитие фундаментальных научных исследований, производство
товаров, являющееся по закону государственной монополией.

Я считаю, что государственное предпринимательство должно развиваться
только в тех сферах, где просто нет иного выхода. Дело в том, что по
сравнению с частными государственные предприятия являются менее
эффективными. Государственное предприятие, пусть даже наделенное самыми
широкими правами и ответственностью, всегда отстает от частного в степени
хозяйственной самостоятельности. В деятельности госпредприятия наверняка
присутствуют как рыночные, так и нерыночные, идущие от государства мотивы.
Политические мотивы переменчивы, они зависят от правительства, распоряжений
министерств и т. д. Поэтому госпредприятия часто оказываются в сложной и
неясной обстановке, предсказать которую намного сложнее, чем рыночную
конъюнктуру. Спрогнозировать вероятные колебания спроса и цен гораздо
легче, чем предугадать поведение нового министра или же чиновника, решения
которого зачастую определяют судьбу предприятия. За ними могут стоять
политические цели, которые не имеют никакого отношения к рыночному
поведению (стремление увеличить поступления в бюджет, желание сохранить
штаты и повысить заработную плату и т. д. ).

Как правило, государственные предприятия не готовы к рыночному
соперничеству, поскольку рассчитывают не только на себя, но и на особое
отношение со стороны властей (дотации, налоговые льготы, гарантии сбыта в
рамках госзаказов). У государственных предприятий нет обязательств перед
акционерами, банкротство им обычно не грозит. Все это негативно сказывается
на динамике затрат и цен, скорости освоения новых технологий, качестве
организации производства и т. д.

Конкуренция в сфере коммерческой деятельности недопустима еще и потому,
что частный сектор втягивается в коррупцию: через взятку чиновнику можно
добиться больших результатов, чем за счет снижения издержек.

Если экономика обременена избыточным количеством государственных
предприятий, в сложное положение попадают их работники. Именно они
становятся первой жертвой правительственной политики, направленной на
преодоление чрезвычайных ситуаций. Обычно люди, работающие в госсекторе,
первыми ощущают замораживание зарплаты. Видимо поэтому волна приватизации,
прокатившаяся в 80-е годы по экономикам западных стран не вызвала широких
протестов со стороны основной массы занятых в государственном секторе. Люди
рассчитывали, что, освободившись от государственного давления, они сумеют в
полной мере использовать преимущества рыночного хозяйства, стать
совладельцами частных предприятий.

4. ПРОБЛЕМЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА.

Очевидно, что современная рыночная система немыслима без вмешательства
государства. Однако существует грань, за которой происходят деформации
рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда рано или
поздно встает вопрос о разгосударствлении экономики, избавление ее от
чрезмерной государственной активности. Существуют важные ограничения для
регулирования. Например, недопустимы любые действия государства,
разрушающие рыночный механизм (тотальное директивное планирование,
всеохватный административный контроль за ценами и др. ). Это не означает,
что государство снимает с себя ответственность за неконтролируемый рост цен
и должно отказаться от планирования. Рыночная система не исключает
планирования на уровне предприятий, регионов и даже народного хозяйства;
правда, в последнем случае оно обычно является "мягким", ограниченным по
срокам, масштабам и другим параметрам, и выступающим в виде национальных
целевых программ. Также следует отметить, что рынок во многом является
самонастраивающейся системой, и поэтому влиять на него следует только
косвенными, экономическими методами. Однако в ряде случаев, применение
административных методов не только допустимо, но и необходимо. Нельзя
уповать только на экономические либо только на административные меры. С
одной стороны, элементы администрирования несет в себе любой экономический
регулятор. Например, денежное обращение ощутит влияние такого известного
экономического метода, как ставка по кредитам центрального банка не раньше,
чем будет принято административное решение. С другой стороны, в каждом
административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он
косвенно сказывается на поведении участников экономического процесса.
Прибегая, скажем, к прямому контролю за ценами, государство создает для
производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать
производственные программы, искать новые источники финансирования
инвестиций и т. д.

Среди методов государственного регулирования не существует совершенно
непригодных и абсолютно неэффективных. Нужны все, и вопрос лишь в том,
чтобы определить для каждого те ситуации, где его применение наиболее
целесообразно. Хозяйственные потери начинаются тогда, когда власти выходят
за границы разумного, отдавая чрезмерное предпочтение либо экономическим,
либо административным методам.

Нельзя забывать и о том, что самими экономическими регуляторами следует
пользоваться предельно осторожно, не ослабляя и не заменяя рыночные
стимулы. Если государство игнорирует это требование, запускает регуляторы,
не думая, как их действие отразится на механизме рынка, последний начинает
давать сбои. Ведь денежная или налоговая политика по силе своего
воздействия на экономику сравнима с централизованным планированием.

Надо иметь в виду, что среди экономических регуляторов нет ни одного
идеального. Любой из них, принося положительный эффект в одной сфере
экономики, непременно дает негативные последствия в других. Здесь ничего
нельзя изменить. Государство, использующее экономические инструменты
регулирования, обязано их контролировать и своевременно останавливать.
Например, государство стремится обуздать инфляцию, ограничивая прирост
денежной массы. С точки зрения борьбы с инфляцией эта мера эффективна,
однако она приводит к удорожанию центрального и банковского кредита. А если
процентные ставки растут, становится все труднее финансировать инвестиции,
начинается торможение экономического развития. Именно так ситуация
развивается в России.

Дерегулирование и приватизация.

Вмешательство государства в экономику требует довольно крупных
расходов. Они включают в себя как прямые затраты (подготовка
законодательных актов и контроль за их исполнением), так и косвенные (со
стороны фирм, которые должны исполнять государственные инструкции и
отчетности). Кроме того, считается, что государственные регламентации
снижают стимул к нововведениям, к вхождению новых конкурентов в отрасль,
так как для этого требуется разрешение соответствующей комиссии.

По оценкам американских специалистов, государственное воздействие на
экономическую жизнь приводит к падению темпов роста приблизительно на 0,4%
в год (Lipsey R., Steiner P., Purvis D. Economics, N. Y. 1987, P.422).

В силу определенных несовершенств государственное вмешательство иногда
влечет за собой потери. В связи с этим в последние годы обострился вопрос о
дерегулировании экономики и о приватизации. Дерегулирование предполагает
снятие законодательных актов, которые сдерживают вхождение потенциальных
конкурентов на рынок, устанавливают цены на определенные товары и услуги.
Например, в США в 80-е годы дерегулирование затронуло грузовой
автотранспорт, железнодорожный и воздушный виды транспорта. В результате
снизилися цены и улучшилось обслуживание пассажиров. Американскому обществу
дерегулирование грузовых перевозок, воздушного и железнодорожного
транспорта принесло выгоду, оцениваемую соответственно в 39-63 млрд. дол.,
15 млрд. дол. и 9-15 млрд. дол. в год (Economic Report of the President,
Wash., 1989. P. 188).

Приватизация - продажа государственных предприятий частным лицам или
организациям - направлена на повышение хозяйственной рациональности. Она
вызвана тем, что государственные предприятия оказываются убыточными и
неэффективными. Западные экономисты подчеркивают, что государственный
сектор не дает такого мощного стимула к снижению издержек и получению
мощной прибыли, как это делает частное предпринимательство. Для
предпринимателя - одно из двух: прибыль или убытки. Если частное
предприятие терпит убытки долгое время, то оно закрывается.
Государственному же предприятию оказывается помощь, поэтому оно может не
стремиться к повышению своей рентабельности.

Это еще раз доказывает, что государственное вмешательство нужно только
там, где оно жизненно необходимо. Во всех остальных случаях рынок более
эффективно решит поставленные экономические задачи.

Государственное регулирование в сельском хозяйстве.

В современной западной экономике сельское хозяйство - одна из важнейших
сфер активного вмешательства. В этой области производства главный принцип
свободного рынка, а именно игра спроса и предложения, оказывается
практически неприменим. Правда, и государственное вмешательство - далеко не
панацея. Например, в Западной Европе правительства традиционно уделяют
большое внимание проблемам аграрного рынка, однако ни производители, ни
потребители не удовлетворены положением дел в аграрном секторе.

Источник проблем в том, что в развитых странах благодаря высокой
производительности труда производство аграрной продукции значительно
превышает потребности населения.

Цели государственного регулирования в сфере сельского хозяйства
включают:

а) повышение производительности путем внедрения технического прогресса
и рационализации производства, максимально эффективному использованию всех
производственных факторов, особенно рабочей силы;

б) обеспечение занятости в аграрном секторе и соответствующего уровня
жизни сельского населения;

в) стабилизация рынков сельскохозяйственной продукции;

г) гарантированное снабжение внутреннего рынка;

д) забота о поставках аграрной продукции потребителям по "разумным
ценам". (В. Варга "Роль государства в рыночном хозяйстве"-МЭиМО,1992г., N
11, стр.139. )

Государством устанавливаются и ежегодно пересматриваются минимальные
цены на важнейшие сельскохозяйственные продукты. Тем самым производители
защищаются от резкого падения цен. В то же время внутренний рынок
ограждается от дешевого импорта и чрезмерных колебаний цен с помощью
системы дополнительных ввозных пошлин. Поэтому в странах ЕС цены на
продукты питания заметно выше цен мирового рынка. Затраты в связи с
проведением аграрной политики несет государственный бюджет.

Функционирование этого механизма можно проиллюстрировать на примере
рынка зерна. Исходным пунктом является ориентировочноя цена, рекомендуемая
государством. Она несколько превышает рыночную цену, чем гарантируются не
только доходы сельских хозяев, но и создаются стимулы к расширению
производства. В результате предложение превышает спрос. Когда рыночная цена
снижается до определенного уровня, предлагаемое сельскими хозяевами зерно
скупается государством по так называемой "интервенционной цене" в
неограниченных количествах.

Таким образом, хотя каждый производитель должен сам нести риск сбыта,
на деле это правило не действует в отношении производителей многих аграрных
продуктов.

Существуют и механизмы защиты от дешевого импорта и поощрения экспорта.
Это означает, что при ввозе устанавливается ввозная пошлина, приравнивающая
цену продукта к внутренней цене. При вывозе же государство выплачивает
экспортерам разницу между внутренней ценой и ценой мирового рынка.

Надо заметить, что данная политика спровоцировала много проблем. С
одной стороны, накоплены огромные запасы продовольствия, с другой -
недовольства крестьян, считающих, что не обеспечен их прожиточный минимум.
В данной ситуации крупные агропромышленные предприятия получают приличные
доходы, в то время как мелкие производители едва сводят концы с концами.

Таким образом, сельское хозяйство остается слабым местом
государственного регулирования. Однако, по-видимому, положение дел в
сельском хозяйстве останется неизменным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Изучение данной темы дает обильную пищу для размышлений. Очень часто
государство является первопричиной изменений экономического поведения
предпринимателей. От решений, принимаемых правительством, зависят решения,
принимаемые (или не принимаемые) на микроуровне. Правительственная политика
достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в
директивном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их
частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества.
Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для
предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее
приоритетной.

Следует отметить, что государство не должно вмешиваться в те сферы
экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только
ненужно, но и вредно для экономики.

В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает
условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы
со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных
товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения,
решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, государственное
вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм
и принести заметный вред экономике страны, как это было во Франции в конце
70-х - начале 80-х годов. Из-за слишком активного государственного
вмешательства из страны начался отток капиталов, темпы экономического роста
заметно упали. В таком случае необходима приватизация и дерегулирование,
что и было сделано в 1986 году.

Как мне кажется, основная задача государства состоит в том, чтобы
удерживать "золотую середину" в сфере влияния на рыночную экономику.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. В. Папава "Роль государства в современной экономической системе",
Вопросы экономики, N 11, 1997.

2. Лившиц "Государство в рыночной экономике", Российский экономический
журнал, N 11-12, 1992, N1, 1993.

3. С. Холланд "Планирование и смешанная экономика", Вопросы экономики,
N 1, 1993.

4. В. Варга "Роль государства в рыночном хозяйстве", МЭиМО, N 10-11,
1992.

5. Заставенко, Райзберг "Государственные программы и рынок", Экономист,
N 3, 1991.

6. И. П. Мерзляков "О становлении рыночной экономики", Финансы, N 1,
1994.

7. Е. Чувилин, В. Дмитриева "Государственное регулирование и контроль
цен в капиталистических странах", Москва, "Финансы и статистика", 1991.

8. К. Макконнелл, С. Брю "Экономикс", 1999.

9. В. Максимова, А. Шишов "Рыночная экономика. Учебник", Москва,
СОМИНТЕК, 1998.






Реферат на тему: Государственная символика России


НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО -
СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



кафедра социологии



РЕФЕРАТ



«РУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА
ПОЛИТИЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА»

[pic]



Выполнил: ст. 372 гр.

Ельцов А.Б.

Проверила: Чуркина Н.А.



Новосибирск 1999


Большой государственный герб

Российской империи
Описание герба

Большой государственный герб Российской империи.
Большой российский государственный герб, Высочайше
утвержденный 3 ноября 1882 года, есть в золотом щите
черный двуглавый орел, коронованный двумя императорскими
коронами, над которыми такая же, но в большем виде,
корона, с двумя развевающимися концами ленты андреевского
ордена. Государственный орел держит золотые скипетр и
державу. На груди орла герб Московский. Щит увенчан
шлемом святого великого князя Александра Невского. Намет
черный с золотом. Вокруг щита цепь ордена св. апостола
Андрея Первозванного; по сторонам изображения святых
Архистратига Михаила и Архангела Гавриила. Сень золотая,
коронованная императорскою короною, усеянная российскими
орлами и подложенная горностаем. На ней червленная
надпись: С Нами Бог. Над сенью государственная хоругвь, с
восьмиконечным на древке крестом.
Главный щит снизу окружают девять щитов, увенчанных
принадлежащими им коронами; гербы царств:
I. Казанского.
II. Астраханского.
III. Польского.
IV. Сибирского.
V. Херсониса Таврического.
VI. Грузинского.
VII. Соединенные гербы великих княжеств: Киевского,
Владимирского и Новгородского.
VIII. Герб великого княжества Финляндского.
IX. Родовой Его Императорского Величества герб.
Над сенью главного щита шесть щитов:
X. Щит соединенных гербов княжеств и областей
великороссийских:
В 1-ой части - герб Псковский.
Во 2-ой - герб Смоленский.
В 3-й части - герб Тверской.
В 4-й части герб Югорский.
В 5-й части - герб Нижегородский.
В 6-й - герб Рязанский.
В 7-й части - герб Ростовский.
В 8-й - герб Ярославский.
В 9-й части - герб Белозерский. В оконечности - герб
Удорский.
XI. Щит соединенных гербов, княжеств и областей юго-
западных:
В 1-й части - герб Волынский.
Во 2-й части - герб Подольский.
В 3-й части - герб Черниговский.
XII. Щит соединенных гербов княжеств и областей
белорусских и литовских: в малом щите герб великого
княжества Литовского.
В 1-й части щита герб Белостокский.
В 2-й части - герб Самогитский.
В 3-й части - герб Полоцкий.
В 4-й червленной - герб Витебский. В оконечности -
герб Мстиславский.
XIII. Щит соединенных гербов областей прибалтийских:
четверочастный.
В 1-й части - герб Эстляндский.
Во 2-й части герб Лифляндский.
В 3-й гербы - Курляндский и Семигальский.
В 4-й части - герб Корельский.
XIV. Щит соединенных гербов северо-восточных областей:
в малом щите герб Пермский.
В 1-й части щита герб Вятский.
Во 2-й части - герб Болгарский.
В 3-й - герб Обдорский.
В 4-й части - герб Кондийский.
XV. Герб Туркестанский.
В таком виде государственный герб изображается на
большой государственной печати, на тронах, балдахинах, в
залах, назначенных для торжественных при Императорском
дворе собраний, но не иначе как по особым, через министра
Императорского Двора объявляемых, Высочайших повелениям,
государственный герб в таком виде называется большим или
полным государственным гербом.
Средний государственный герб - тот же, что и большой,
но без государственной хоругви и шести над сенью гербов.
Он изображается на средней государственной печати, а
также по особым указам Его Императорского Величества.
Малый государственный герб сходен со средним, но не
имеет сени, изображения святых и девяти гербов,
окружающих щит снизу. По особым Высочайшим повелениям
малый герб может изображаться с сенью и щитодержателями.
Иногда малым гербом или просто государственным гербом
называют государственного орла, имеющего на крыльях гербы
Царств и Великого Княжества Финляндского.
( П.П. фон Винклера "Гербы городов, губерний, областей и
посадов Российской империи")
Схема расположения щитов с гербами территорий на

Большом государственном гербе

Российской империи.
Большой государственный герб Российской империи введен
11 апреля 1857 года по указу императора Александра II. В
Большом гербе империи закреплена традиция, ведущая начало
от государственной печати Иоанна IV Васильевича, на
которой вокруг двуглавого орла располагались гербы
территорий, входящих в состав русского государства.
В центре Большого государственного герба 1857 года
помещен главный щит с черным двуглавым орлом в золотом
поле. Щит увенчан шлемом св. великого князя Александра
Невского. На груди орла покоится щит с московским гербом
- св. Георгий, побивающий змея. Вокруг главного щита -
цепь ордена св. Апостола Андрея Первозванного. По
сторонам щита расположены щитодержатели. С правой стороны
(левой от зрителя) - св. Архистратиг Михаил, с левой -
св. Архангел Гавриил. Центральная часть герба
объединяется сенью с Большой императорской короной и
государственной хоругвью над ней. В верхней части герба
помещены шесть щитов с соединенными гербами княжеств и
областей, по три щита с правой и левой сторон от
государственной хоругви. Эти щиты расположены на одной
горизонтальной линии с государственной хоругвью. Девять
щитов, увенчанных коронами, с гербами Великих княжеств и
Царств и гербом Его Императорского Величества,
расположены по окружности.
Одновременно были введены Средний и Малый
государственные гербы. Средний государственный герб
представлял собой основу Большого герба империи, но без
шести верхних щитов и без государственной хоругви. Малый
государственный герб был представлен в двух вариантах.
Первый - собственно двуглавый орел с гербами на крыльях,
второй - тот же двуглавый орел, но в щите и с
присоединением императорской сени.
Проект Большого герба 1857 года был принят в России
неоднозначно и стал предметом серьезных споров.
Духовенство обратило внимание на изображение в качестве
щитодержателей святых Архистратига Михаила и Архангела
Гавриила. Московский митрополит Филарет заявил, что эти
святые изображаются на иконах в иконостасе по сторонам
Господа Вседержителя, и их изображение в гербе оскорбляет
чувства православных. Кроме того, использование их в
качестве щитодержателей умаляет их религиозный статус,
так как власть небесная выше власти земной. Митрополит
написал в связи с этим протест графу В. Адлербергу,
министру двора. Тот доложил царю. Царь повелел устранить
щитодержателей. В окончательном проекте святые архангелы
все же остались, но были изображены в гербе не по
русскому иконописному образцу, а в виде древних воинов.
Другим вопросом, вызвавшим недоумение, было явное
предпочтение в новом гербе присоединенных территорий и
умаление гербов русских княжеств. Действительно, гербы
исконно русских княжеств и других территорий даны явно
ущербно, что не соответствует их действительному месту и
роли в процессе становления Российской империи. И,
наконец, барон Кене исказил цвета московского герба. Если
раньше змей был черный и символизировал зло, то теперь
золотой с зелеными крыльями змей стал, по толкованию
цветов, - символом великого богатства и надежды.
Получился некий геральдический парадокс: св. Георгий
убивает великую надежду России.
В окончательном виде Большой государственный герб
сложился в 1882 году. Дополненный и уточненный Большой
герб империи был утвержден императором Александром III 3
ноября 1882 года. Герб сохранил старую композицию, но с
некоторыми отличиями. Так, крылья св. архангелов прежде
были подняты вверх, а теперь опущены. Меч св.
Архистратига Михаила был опущен вниз, а теперь поднят
вверх. В 1857 году в гербе отсутствовали лавровые и
дубовые ветви. Верхние шесть щитов с гербами российских
территорий располагались вначале по горизонтальной линии,
а теперь по дуге окружности. Иными стали порядок
расположения этих щитов и число гербов в них. Были
соединены в один щит гербы княжеств и областей
Белорусских и Литовских. Добавлен новый щит с гербом
Туркестана.
Порядок расположения девяти щитов, увенчанных
коронами, остался прежний. В них более четко стали
просматриваться реальные прототипы российских корон:
Казанская шапка венчает герб Казанского царства; корона
"Россия" (корона Анны Иоанновны) венчает герб царства
Польского; Шапка Мономаха второго наряда венчает герб
Херсониса Таврического; Шапка Мономаха венчает
соединенные гербы Великих княжеств (Киевского,
Владимирского и Новгородского); Алмазная шапка Петра
Алексеевича венчает герб Сибирского царства; Венец
большого наряда Михаила Романова венчает герб
Астраханского царства. Совершенне стал рисунок и других
корон: королевской, венчающей герб Его Императорского
Величества; великокняжеских, венчающих гербы Финляндии и
Грузии.
Большой герб России обрамляют лавровые и дубовые
ветви. Они символизируют славу, честь, заслуги (лавровые
ветви), доблесть и мужество (дубовые ветви).
В состав Большого герба входит герб Его Императорского
Величества. Этот герб имеет две части. В правой (левой от
зрителя) расположен герб рода Романовых - гриф, в левой
части - герб Шлезвиг-Голштейна, принадлежащий российской
короне по праву наследования русскими государями.
Наследное право на северо-германские земли и Норвегию
ведет начало с 1725 года, когда был заключен
династический брак Анны Петровны, дочери Петра Великого,
с немецким герцогом Карлом Фридрихом. Так образовалась
Голштейн-Готторпская династическая линия императорского
дома Романовых. Все русские императоры, начиная с Петра
III Федоровича, являлись прямыми ее потомками. Герб
Шлезвиг-Голштейна соединяет в себе следующие гербы:
Норвежский, Шлезвигский, Голштинский, Стормарнский,
Дитмарсенский, Ольденбургский, Дельменгорстский. Впервые
названия этих земель появились в титуле Петра III
Федеровича в 1761 году. Это означало, что все названные
земли входят в состав Российской империи.
(Из книги В. Лебедева "Державный орел России")

История возникновения и формирования русской
государственной символики
Герб и государство - эти два понятия тесно связаны
друг с другом. Возникновение государства почти сразу же
обуславливается появлением некоего изображения, которое
отражает, как правило, внутреннее устройство этого
государства, его могущество, территории, входящие в его
состав, и т.д. Существуют особые правила составления
этого рисунка, которые устанавливает и изучает наука
геральдика. В ней существуют два направления -
геральдическое и историко - геральдическое. Первое
занимается изучением гербов как “рисунков”, по которым
можно определить принадлежность хозяина этого рисунка к
той или иной фамилии, его происхождение и т.п. Историко-
геральдическое направление предполагает собой изучение
герба в контексте того или иного исторического процесса.
Здесь нельзя ограничивать свои знания лишь правилами
составления герба, но и, что немаловажно, необходимо
довольно хорошо знать историю того государства или рода,
о котором идет речь. Существует множество работ,
связанных с этой темой, однако я не нашел работы, в
которой бы именно герб Российской империи рассматривался
в этом аспекте. В частности современные ученые -
геральдики, такие как Георгий Вилинбахов или Владимир
Лебедев, в своих трудах касаются этой темы, но это лишь
экскурс по отдельным периодам нашей истории, а не по ней
в целом. Это и подтолкнуло меня к выделению данного
вопросы в отдельную главу.
В ней я попытался, отталкиваясь от событий, которые
происходили в русской истории, найти их отражение на
гербе России. Так как российская геральдика официально
зародилась лишь при Алексее Михайловиче Романове, то
рассмотрение российских гербов до него составляет большие
трудности. Это заставило меня обратиться к литературе, в
которой, как правило, ранние российские гербы
рассматриваются субъективно. Поэтому, при описании гербов
того времени я опирался на точки зрения того или иного
автора.
Историю развития российского герба, как и историю
России, можно разделить на несколько периодов, и,
согласно им, я разбил свою работу на главы, назвав каждую
из них по названию периода. Дело в том, что развитие
орла, как гербовой эмблемы, началось с Византии, и лишь
потом он появился на Руси. Посчитав это довольно важной
проблемой, я решил, что историю взаимоотношений между
этими странами стоит рассмотреть в отдельной главе. Сразу
же после появления орла на Руси началось его становление
как государственного герба. Однако герб того времени
почти никогда не подчинялся геральдическим правилам. Лишь
Петр I установил изображение орла правильным, благодаря
чему обширное развитие получила русская геральдика.
Именно с него начинается новая веха в истории герба
России. Логическим завершением становления
государственного герба России явилось появление Большого,
Среднего и Малого гербов Российской империи. На нем были
отражены символы могущества и единства российского
государства. Основными историческими событиями, которые
отражаются на государственном гербе, являются изменение
границ или заключение мира с каким-нибудь государством.
Однако и смена правителей, и их личные привязанности, и
их личные качества также сказываются на государственном
гербе. Это заметно, например, когда на престол воcходит
женщина - государственный герб становится более изящным,
контуры более плавными и т.д. На Российском гербе это
отражалось лишь дважды - при Елизавете Петровне и
Екатерине II.
Сам орел, как государственная эмблема, известен с
незапамятных времен. Его изображение используется в
гербах многих стран мира. Назову лишь некоторые из них:
Австрия, Германия, Ирак, Испания, Мексика, Польша, Сирия,
США.
Но двуглавый орел сохранился лишь в гербе Албании и
Сербии, что подчеркивает их древнее происхождение.
Российский же двуглавый орел претерпел множество
изменений с момента его появления и становления как
элемента государственного герба. Эти изменения появились
под влиянием истории...
Россия и Византия. Появление двуглавого орла.
Гербы в России появились давно, но это были лишь
рисунки, которые не подчинялись геральдическим правилам.
Из-за отсутствия рыцарства на Руси гербы были мало
распространены.
В самом своем начале (вплоть до XVI века) Россия была
разрозненным государством, поэтому и речи о
государственном гербе России идти не могло. Однако,
несмотря на то, что окончательной датой объединения Руси
считают XVI век государственный герб в России появляется
уже при Иване III (1462-1505). Именно ему приписывается
учреждение государственного герба, как такового. В
качестве герба в то время выступала его печать. На ее
лицевой стороне изображен всадник, протыкающий копьем
змия, на оборотной - двуглавый орел.
Происхождение двуглавого орла уходит своими корнями
далеко в прошлое. Первые, известные нам, его изображения,
датируются XIII веком до н.э. Это наскальное изображение
двуглавого орла, схватившего двух зайцев. Он служил
гербом хеттских царей.
Затем двуглавый орел обнаруживается в Мидийском
царстве - древней державе, раскинувшейся на территории
Передней Азии, - во времена правления мидийского царя
Киаксара (625-585 года до н.э.). Шли столетия. И вот мы
уже видим двуглавого орла на эмблемах Рима. Здесь он
появился при Константине Великом. Им в 326 году двуглавый
орел был выбран в качестве своей эмблемы. После основания
новой столицы - Константинополя - в 330 году двуглавый
орел стал государственной эмблемой Римской империи.
На Руси двуглавый орел появился после брака Иоанна III
Васильевича и Софьи Палеолог, племяннице последнего
Византийского императора Константина XII Палеолога.
История взаимоотношений Руси и Византии очень глубока и
интересна и является темой для отдельной работы. Однако,
обратимся вкратце к этому вопросу.
Первые исторические упоминания об отношениях России и
Византии датируются 957 годом - годом когда княгиня Ольга
совершила путешествие в Царьград и приняла христианство.
Но далее отношения с Византией у Руси ухудшаются. Так
в 969-972 между ними развязалась война за Болгарию,
которая была завоевана Святославом.
Позднее, в 988 году Владимир Святой крестил Русь.
“Принятие Русью христианства из Византии широко открыло
двери влиянию византийской культуры, византийских идей и
учреждений. Это влияние сказалось существенным образом в
области политической. Вместе с христианством стала
проникать на Русь струя новых политических понятий и
отношений. На киевского князя пришлое духовенство
переносило византийское понятие о государе, поставленном
от бога не для внешней только защиты страны, но и для
установления и поддержания внутреннего общественного
порядка...”.
Однако далее исторических подтверждений отношений Руси
и Византии не имеется вплоть до 1469 года, когда римский
папа Павел II предложил дочь Фомы Палеолога Софью в жены
русскому государю Иоанну III Васильвичу, свадьба которых
состоялась в 1472 году. Брак этот не привел Москву к
религиозному соединению с Римом, но имел важные
последствия для возвышения монархической власти в Москве.
Как супруг последней византийской царевны, великий князь
Московский становится как бы преемником византийского
императора, почитавшегося главою всего православного
Востока. По желанию и по советам Софии в Московском
Кремле при дворе великого князя стал заводиться пышный,
сложный и строгий церемониал по образцам византийского
двора. С конца XV века постепенно прекращается
господствовавшая ранее простота отношений и
непосредственное обращение государя со своими подданными,
и он поднимается над ними на недосягаемую высоту. Вместо
прежнего простого и “домашнего” титула “великий князь
Иван Васильевич” Иван III принимает пышный титул: “Иоанн,
Божиею милостью Государь всея Руси и Великий князь
Владимирский и Московский и Новгородский и Псковский и
Тверской и Югорский и Пермский и Болгарский и иных”. В
отношениях с малыми соседними землями появляется уже
титул царя всея Руси. Другой титул, принятый московскими
государями, “самодержец” представляет собой перевод
византийского императорского титула autocrator; титул
этот означал первоначально самостоятельного государя, не
подчиненного никакой внешней власти, но Иван Грозный
придал ему значение абсолютной, неограниченной власти
монарха над своими подданными.
С конца XV века на печатях московского государя
появляется византийский герб - двуглавый орел (который
комбинируется с прежним московским гербом - изображением
Георгия Победоносца). Так Русь обозначила свою
преемственность от Византии, что является первым
отражением ее развития на гербе...

Становление Российского герба от Ивана III до Петра I
Уже в самом начале развития российского герба мы видим
его переплетение с историей Руси. Интересен тот факт, что
орел на печатях Иоанна III изображался с закрытым клювом
и больше походил на орленка, нежели на орла. Если же
посмотреть на Россию того периода, то можно увидеть, что
она является молодым государством, которое только
начинает формироваться как централизованное. Первым
достоверным свидетельством использования двуглавого орла
в качестве государственной эмблемы является печать Иоанна
III Васильевича на меновой грамоте 1497 с племянниками
его, князьями Федором и Иваном Борисовичами Волоцкими.
В царствование Василия III Иоанновича (1505-1533)
двуглавый орел изображается уже с раскрытыми клювами, из
которых высовываются язычки. Об этом, например,
свидетельствует печать, приложенная в 1523 году к записи
государя и великого князя Василия Иоанновича при отбытии
его с войском в Казань. Вкратце, если подойти с чисто
художественной точки, то можно сказать, что орел начинает
злиться. В то же время, рассмотрев Россию того времени,
заметим, что она укрепляет свои позиции, становится новым
центром православия. Этот факт нашел свое воплощение в
теории монаха Филофея ”Москва - III Рим”, известную из
послания монаха Василию III.
В царствование Иоанна IV Васильевича (1533-1584) Русь
одержала решающие победы над Казанским и Астраханским
царствами, присоединила Сибирь. Рост могущества русского
государства отразился и на его гербе. Двуглавый орел на
государственной печати увенчан одной короной с
восьмиконечным православным крестом над ней. На лицевой
стороне печати на груди орла изображен щит вырезанной,
или “германской”, формы с единорогом - личным знаком
царя. Дело в том, что все символы, используемые в личной
символике Иоанна IV взяты из Псалтыря, что
свидетельствует об укоренении христианства на Руси. На
оборотной стороне печати на груди орла - щит с
изображением святого Георгия, побивающим змея.
Впоследствии эта сторона печати сыграет важную роль в
формировании российского герба. Изображение московского
герба на груди орла становится традиционным. Однако, в
соответствии с древнерусской иконописной традицией святой
Георгий обращен в правую от зрителя сторону, что
противоречит геральдическим правилам.
21 февраля 1613 года Земский собор избрал на царство
Михаила Федоровича Романова. Это положило конец Смутам,
которые в период между кончиной Ивана Грозного и
восшествием на престол Михаила Романова подорвали дух
русского народа и чуть не искоренили русскую
государственность. Россия выходила на путь процветания и
величия. В этот период орел на гербе “встрепенулся” и
впервые распустил крылья, что могло означать
“пробуждение” России после длительного сна, и начало
новой эры в истории государства. К этому периоду Россия
полностью окончила свое объединение и уже сумела стать
единым и довольно прочным государством. И этот факт
символично отразился в государственном гербе. Над орлом
вместо восьмиконечного креста появилась третья корона,
что означало Святую Троицу, однако трактовалось многими
как символ единства великорусов, малороссов и белорусов.
Алексей Михайлович Романов (1645-1676) сумел завершить
русско-польский конфликт, установив Андрусовское
перемирие с Польшей (1667), при нем Россия смогла
“показать себя” всей Европе. Российское государство
занимает довольно значительное место рядом с европейскими
государствами. В период царствования Алексея Романова
отмечено также п

Новинки рефератов ::

Реферат: Сладкие холодные блюда, печенье из песочного теста (Кулинария)


Реферат: Відлига в СРСР (История)


Реферат: Анализ финансовых результатов предприятия ОАО "Газ – Сервис" (Бухгалтерский учет)


Реферат: Загрязнение окружающей среды (География)


Реферат: Правовые и этические регуляторы в журналистике (Журналистика)


Реферат: Логика (Контрольная) (Психология)


Реферат: Клеопатра (Исторические личности)


Реферат: Режим труда и отдыха (Социология)


Реферат: Общие и специальные способности (Психология)


Реферат: Гражданский иск в уголовном процессе (Уголовное право и процесс)


Реферат: Экологические аспекты ведения сельского хозяйства в Бабынинском районе Калужской области (Сельское хозяйство)


Реферат: Двигательные системы организма (Биология)


Реферат: Таможенный кодекс Республики Беларусь (Таможенная система)


Реферат: Банковская тайна (Финансы)


Реферат: Фрактальные свойства социальных процессов (Социология)


Реферат: Уголовное право (Уголовное право и процесс)


Реферат: Амины (Химия)


Реферат: Автоматизированная система для исследования кинетики быстрых химических реакций (Химия)


Реферат: Образ рая в христианстве и исламе (Религия)


Реферат: Властвующие политические элиты и массы (Политология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист