GeoSELECT.ru



Искусство и культура / Реферат: Собор святой Софии (Искусство и культура)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Собор святой Софии (Искусство и культура)



Христианская Византия также посвятила много труда украшению храма Единого
Бога. Церкви Константинополя поражали своей величественной архитектурой и
великолепием отделки внутри.

Но со времени Юстиниана гордостью Константинополя, или Византии, стал
построенный этим императором храм святой Софии, в память усмирения бунта,
когда этот государь едва не лишился престола.

Задумав соорудить храм, Юстиниан обратился к знаменитейшим зодчим
своего времени - Анфимию из Траллеса и Исидору из Милета.

Он желал, чтобы воздвигаемый храм стал для него великим памятником, и
потому не щадил для постройки никаких издержек. Под руководством Анфимия и
Исидора на постройках ежедневно были заняты до 10.000 человек каменщиков,
плотников и других работников.

По мысли Юстиниана, храм святой Софии должен был превзойти все когда-
либо существовавшие храмы своей величиной и роскошью. Золото, серебро,
слоновая кость, дорогие породы камней использовались для постройки и
украшения в несметном количестве. Со всех концов империи свозились колонны
и глыбы редких мраморов, шедшие на убранство храма. Результатом было то,
что невиданное и неслыханное великолепие поразило даже народную фантазию, и
в Византии сложились легенды, что в постройке зодчим помогали сами небесные
силы.

Там, где Юстиниан задумал постройку, был уже храм во имя божественной
мудрости - святой Софии, построенный Константином. Храм, над которым место
святого Креста так оскорбительно для христиан уже четыре столетия занимает
магометанская луна, построен на том же месте, как и первый, но гораздо
позже. Первый был мал для многочисленного христианского населения, и
Констанций, сын Константина, увеличил его. В 404 г., в царствование
Аркадия, он был сожжен во время смятения. Император Феодосий вновь отстроил
собор. Впоследствии он еще раз сгорел, и только император Юстиниан выстроил
новый каменный храм св.Софии в несравненно больших размерах и с большим
великолепием. Этот-то храм и сохранился до наших времен. Чтобы выполнить
свой замысел, император приказал всем губернаторам отыскивать мрамор,
колонны и скульптурные украшения для нового храма. Последний пожар,
уничтоживший остатки прежнего храма, был в январе 532 года, а 23-го февраля
того же года был заложен первый камень нового. Новый храм возводился около
семи лет, и в декабре 538 года праздновалось окончание строительства, но
семнадцать лет спустя восточная часть главного купола обрушилась от
землетрясения и пала на драгоценный алтарь и амвон. Это несчастие нисколько
не уменьшило рвения Юстиниана: он возобновил церковь с большею прочностью и
великолепием, и 24-го декабря 568 года, перед днем Рождества Христова,
праздновали ее освящение. Под руководством двух главных архитекторов -
Анфимия Траллесского и Исидора Милетского - сто других архитекторов
управляли работами, и каждый из них имел под своим начальством по сто
каменщиков. Пять тысяч работников трудились на правой стороне храма и
столько же на левой. По византийским преданиям, Ангел начертал план этой
церкви императору во время сна. Император ободрял работников деньгами и
своим присутствием и, вместо того, чтобы по восточному обычаю отдыхать
после обеда, он, обвязав голову платком и с палкою в руке, ходил
осматривать работы в самой простой полотняной одежде. Все сословия внесли
денежную дань на построение храма. Мрамор всех цветов - белый, розовый,
зеленый и голубой, гранит Египта и порфиры, а также драгоценные колонны,
извлеченные из разных древних языческих храмов: восемь порфировых колонн
нижнего этажа знаменитого храма Солнца в Баальбеке, другие восемь из храма
Дианы в Эфесе - украшали его. Замечательно, что материалы, вошедшие в
состав здания, взяты из храмов, принадлежащих почти всем языческим
религиям, так что оно опиралось на колонны храмов Изиды и Озириса, Солнца и
Луны (в Гелиополисе), Минервы Афинской и Аполлона Делосского.

Вообще, во всем здании преобладает форма святилища храма Соломонова.
Чтобы легче понять устройство собора св.Софии, надо вообразить пространный
четырехугольник, к которому с четырех его сторон примыкают четыре меньших
квадрата и тем образуют внутри главные части здания и форму креста. По
углам среднего большого квадрата выстроены четыре массивных столба
(пильеры), вершины которых соединены между собою полукруглыми арками, и
поверх всей этой аркады возвышается огромный купол, имеющий 35 метров в
диаметре. Купол, по-видимому, опирается на арки только четырьмя точками, а
остальная часть его поддерживается пандативами (треугольники в пересечении
арок), которые начинаются на острых углах пильеров и идут вверх, так
незаметно округляясь, что кажутся простыми легкими жилками, а точки опоры
этого гигантского свода ускользают от глаз наблюдателя, и купол кажется
висящим в воздухе. Верхняя точка свода возвышалась на 61 метр над полом
церкви; длина церкви внутри стен 81 метр, а ширина 60 метров. К восточной и
западной части среднего свода примыкают два полукупола и к каждому из них
по три ниши, так что крыша главной части здания состоит из девяти куполов,
возвышающихся один над другим. Остальная часть была покрыта мраморными
плитами, а сами купола - свинцовыми листами. Полукупола и ниши
поддерживаются как четырьмя главными пильерами, так еще другими четырьмя
меньшими, и под каждой нишей - по две порфировые колонны с капителями и
базисами из белого мрамора. С севера и юга главного квадрата, под арками,
между каждыми двумя большими пильерами, помещаются по четыре колонны из
прекраснейшего гранита, поддерживающие хоры или галереи для женщин, которые
у древних христиан стояли во время богослужения отдельно. На 24-х других
колоннах из египетского гранита примыкают к хорам боковые галереи,
освещенные окнами в три яруса: в нижнем и среднем по семи окон, а в верхнем
пять. Главный купол освещен 4-мя окнами. Над 40 колоннами нижнего этажа
расположены в верхних галереях 60 других и выше входных дверей еще семь,
так что всего 107 колонн. Этому числу на Востоке приписывали таинственное
значение. Все колонны верхнего этажа мраморные или гранитные, превосходно
полированные и гладкие, но карнизы и архивольты поверх этих колонн
совершенно фантастические. Они украшены бесчисленным множеством листьев и
полосок в виде галунов, перемешанных и переплетенных между собою. Главный
купол, для соединения полного развития его размеров с легкостью стиля,
сложен из глиняных горшков, которые до сих пор удивляют своею крепостью;
они сделаны из легкой глины, найденной на острове Родосе, и так легки, что
вес 12-ти горшков равен весу одного обыкновенного кирпича. Стены сложены из
кирпича и все покрыты мраморными плитами, а пильеры - из больших
известковых камней, сцепленных между собою железными связями, и гладко
оштукатурены известковым раствором на масле под мрамор различных цветов.




Реферат на тему: Соборные мечети Башкортостана


Министерство образования РБ


Средняя школа №44



Р Е Ф Е Р А Т


по Культуре Башкирии


Тема: Соборные мечети Башкирии



Выполнил: Ученик
11"A" класса



Хуснутдинов Р.А.
Проверил:
Преподаватель

Кульсарин Ш.З.



Уфа-2001

Содержание:

1). Введение……………………………………………. стр. 3
2). Первая соборная мечеть…………………………..стр. 5
3). Вторая соборная мечеть……………………….......стр. 7
4). Третья соборная мечеть………………………...…стр. 8
5). Четвёртая соборная мечеть………………………стр. 10
6). Пятая соборная мечеть……………………………стр. 12
7). Шестая соборная мечеть………………………….стр. 14
8). Медресе "Гусмания"………………………………стр. 15
9). Заключение…………………………………………стр. 19
10). Использованная литература……………………стр. 20



Введение:
Мечети это культовые здания мусульман, где совершают моления, читают Коран,
проповеди и распространяют религиозные знания. Первая мечеть была построена
в Медине (в городе пророка Мухаммада). Главная мечеть мусульман считается
мекканская "Масджид аль Харам". Бывают мечети "соборные" - для коллективных
молений в праздники и в пятницу, пятивременные, сельские, квартальные. Их
строят при медресе, на вокзалах, при аэропортах, в богатых домах.
Большинство мечетей имеет один или несколько минаретов - башен, с которых
провозглашается призыв к молитве. При каждой мечети имеется помещения для
ритуальных омовений, книгохранилище и специальное отгороженное место в
общем зале и на галереях для молитв женщин. В Башкортостане мечети
строились по мере распространения ислама и перехода башкир к оседлой жизни.
Мечети в основном строились деревянные, размеры зависели от числа мужской
части верующих села. Внутреннее убранство мечети отличалось простотой.
Стены ничем не прикрывались, местами встречались изречения из Корана, полы
застилались войлоком, половиками и коврами.
С 18 века на территории Башкортостана начинается интенсивное строительство
мечетей. При каждой мечети действовали медресе. На добровольное
пожертвование зажиточных мусульман на рубеже 19-20 веков были построены
десятки мечетей, каждая из которых была уже 3-й, 4-й или даже 5-й мечетью.
С конца 20-х годов, на протяжении 30-х осуществлялось массовое закрытие
культовых зданий и уничтожение культовых приходов. На январь 1998 года в
Башкортостане насчитывается более 400 мечетей, которые находятся в ведении
трех мусульманских духовных управлений: Духовное управление мусульман
Республики Башкортостан, Центральное духовное управление мусульман России,
Европейских стран СНГ.
Медресе - мусульманское учебное заведение. Первое медресе возникли в 10
веке для подготовки служителей исламских институтов. Традиционно учебная
программа медресе включала мусульманское право, догматику, коранические
дисциплины, хадисоведение, арабские языки, логику. Дополнительно могли
изучаться арифметика, медицина, астрономия и риторика. Медресе обычно
действовали при мечетях. Обучение, как правило, было бесплатным и доступным
для желающих. Первое упоминание о постоянно действующих медресе на
территории Башкортостана относится к 17 веку. Располагались вне городов,
были небольшими по размеру, размещались в деревенских домах. Они были не
устойчивые, смерть заведующего, главного преподавателя или богатого
покровителя, пожар или неурожай могли привести к их закрытию. В начале 20
века в Уфимской губернии насчитывалось около 40 медресе. На рубеже 19-20
веков в крае развернулось движение за их обновление - джадидизм. В городах
возникли джадидистские медресе: "Хусаиния"(Оренбург), "Гусмания" и "Галия"
(Уфа),"Расулия" и "Мухаммадия" (Троицк), в которых наряду с классическими
религиозными дисциплинами изучались и светские предметы.



ПЕРВАЯ СОБОРНАЯ МЕЧЕТЬ
Находится в Уфе на ул. Тукаева, 52.
Построена в 1830 году близ Случевской горы по ходатайству муфтия
Оренбургского магометанского духовного собрания Габдессаляма Габдрахимова.
Он стал муфтием в 1825 году после смерти первого муфтия Мухамеджана
Хусаинова, которому приходилось отправлять богослужение по пятницам в своем
доме. Дом его находился на Телеграфной ул. (ныне Цюрупы), где впоследствии
размешалось уфимское уездное училище. 29 апреля 1827 года муфтий
Габдессалям Габдрахимов (ранее первый имам Оренбургской мечети) обратился в
губернское правление с прошением об отводе земли для постройки дома и
Мечети "пустопорожного квартала", в котором состояло дворовое место под №
791. Там прежде находился деревянный дом губернского правления, сгоревший
во время пожара 1821 года. По плану, выданному муфтию губернской
строительной комиссией 5 мая 1828 года, для мечети было определено место в
середине квартала, а по углам были обозначены четыре места чертами: сверху
с правой стороны - для дома муфтия, с левой стороны - для служителей мечети
и приезжих магометан, а два остальных места были обозначены для
строительства домов, но каких - в плане не было указано. Здание мечети и
дом для приезжих были построены на пожертвования, а дом муфтия - на деньги,
полученные из казны, и в 1839 году со всеми принадлежностями
"Всемилостивейше пожалован" Габдрахимову в частное владение и исключен из
списка казенных домов.
1-ую соборную мечеть строил купец 2-й гильдии г. Уфы Мукмин Тагиров
Хазмитев. Строительство обошлось в 12 тыс. руб. серебром.
Здание было каменное, с одним минаретом. Оно неоднократно перестраивалось.
После смерти муфтия Габдрахимова имам-хатыбом мечети был назначен его сын
-Ахмади Габдуссалямов. С 1844 года-старшин ахун Хаджи Тархан Шарафетдин
Габдулвахитович Сулейманов, прослуживший в должности имам-хатыба 41 год. 2
января 1885 года с разрешения Министра внутренних дел на территории
соборной мечети был похоронен муфтий Салимгарей Шангареевич Тефкилев (1807-
1885).
В 1890 году для 1-й соборной мечети ахуном Хайруллой Гусмановым (1846-
1907), утвержденным на эту должность 15 апреля 1888 года, был приобретен
дом с надворными постройками, баней и фруктовым садом за 4500 рублей,
находившийся по

Фроловской улице и расположенный между домами Асякаева и Максютова. Покупка
совершена на деньги прихожан.
Первая соборная мечеть занимала главенствующее положение среди мечетей
России. К началу XX века привод насчитывал 920 человек. При мечети
действовало медресе "Гусмания" и русско-башкирское 2-х классное училище. В
1907 году имам-хатыбом мечети стал Жигангир Абызгильдин. В 1912 году он
стал ахуном. С 1960 по 1992 год 1-я соборная мечеть являлась единственной
действующей мечетью Уфы.



ВТОРАЯ СОБОРНАЯ МЕЧЕТЬ
В восьмидесятые годы XIX века при муфтии Салимгарее Шангареевиче Тефкилеве
(1865-1885) была построена вторая мечеть стоимостью 1500 рублей в
Нижегородской слободе на Преображенской улице (ныне ул. Леваневского).
Мечеть была деревянная. Первым имамом был назначен Зариф Галикеев (1873-
1942)
К началу XX века в приходе 2-й мечети значилось 876 человек. 11 ноября 1909
года назначен хатыбом 2-й мечети Парвазетдин Зияэтдин) Зиямалетдинович
Камалетдинов, известный просветитель, и находился в этой должности до 1924
года. Постановлением БашЦИК от 14 мая 1931 года мечеть была закрыта. Здание
не сохранилось, на этом месте стоит жилой дом.



ТРЕТЬЯ СОБОРНАЯ МЕЧЕТЬ
Располагалась по улице Воздвиженской (ныне ул. Лесопильная) в Уфе.
В 1899 году доверенными лицами от магометанского населения Нижегородской
слободы г. Уфы Гильманом Габдулкаримовым и Исхаком Бикбулатовым было
представлено ходатайство в губернское правление о разрешении строительства
3-й соборной мечети. Ходатайство было подписано 215 лицами, обязавшимися
также взять на себя расходы на строительство мечети и содержание
духовенства. 23 ноября 1900 года Уфимским губернским правлением было
вынесено решение о разрешении строительства мечети, под которую отводилось
в Ново-Нижегородской слободе "...мерою по Воздвиженской улице 24 сажени, по
Гурьевской и Кузнецкой улице 17 и 5 сажен, а всего в площади 420 сажен".
К началу 1903 года строительство новой каменной мечети было завершено.
Хатыбом мечети по приговору прихожан избран крестьянин Самарской губернии
Бугуруслановского уезда Сук-Карамалинской волости деревни Надырово
Мухаметсабир Мухаметзянов Хасаинов. Для служителей построили двухэтажный
каменный дом. При мечети имелось медресе (в настоящее время находится
библиотека), где учились известные люди. Его окончил народный писатель
Татарстана Н. Исанбет и др. 30 апреля 1924 года имамом мечети был утвержден
Зия аль-Камали. В приходе мечети в это время состояло 825 человек.
Постановлением Президиума ВС БАССР от 20 января 1940 г. мечеть была
закрыта, здание передано исполкому Ленинского райсовета для
переоборудования под школу. Здание мечети сохранилось. В настоящее время в
нем располагается школа высшего спортивного мастерства.



ЧЕТВЕРТАЯ СОБОРНАЯ МЕЧЕТЬ
Прошение о разрешении строительства 4-й соборной мечети во 2-м участке г.
Уфы по Бекетовской улице (ныне Социалистическая) было подано мусульманским
населением этой части города в Уфимское губернское правление в 1904 году.
17 марта 1906 года постановлением правления за № 114 было разрешено
строительство.
Мечеть была построена на средства уфимского купца Абдулатифа Хакимова,
проживавшего в собственном доме по Бекетовской улице. Чертеж на постройку
был рассмотрен и утвержден 7 сентября 1906 года. Здание было каменное,
двухэтажное, с двумя минаретами.
Хатыбом мечети был утвержден имам соборной мечети деревни Зай-Каратаевой
Каратаевской волости Бугульминского уезда Мухаметгадый Фахретдинов, а на
должность муэдзина принят башкир Тухватулла Курбанов.
Запись о получении хатыбом прихода зарегистрирована в метрической книге 19
октября 1908 года. Свои владения по Бекетовской улице Хакимов подарил
Оренбургскому магометанскому духовному собранию. За его заслуги и за то,
что он близко к сердцу принимал нужды и насущные потребности мусульманского
общества Уфы, попечители соборной мечети 22 октября 1913 года
ходатайствовали о присвоении А. Хакимову звания потомственного почетного
гражданина города.
9 февраля 1930 года БашЦИКом было принято постановление "О закрытии
Хакимовской мечети в г. Уфе", в котором говорилось: "Ходатайство трудящихся
г. Уфы о закрытии Хакимовской мечети удовлетворить и здание мечети передать
Уфимскому горсовету для использования под школу". Однако школа в здании
мечети так и не была размещена, и 9 сентября 1930 года было принято другое
постановление, которым здание мечети передавалось Башнаркомату труда "под
курсы тысячников". В 1934 году

здание мечети было передано фабрике им. 8 марта под клуб. В последние годы
в здании размещалось диспетчерское управление "Башкирэнерго". В 1991 году
здание мечети было передано общине верующих.



ПЯТАЯ СОБОРНАЯ МЕЧЕТЬ
Находилась по ул. Алтайской, 19 в г.Уфе.
31 марта 1905 года в губернское правление было подано прошение

от двухсот верующих мусульман с просьбой разрешить им

построить новую соборную мечеть на магометанском кладбище. К этому времени
в Уфе действовало три соборных мечети, но они уже не могли вместить в себя
всех желающих, особенно в дни торжественных праздников: город рос,
мусульманское население увеличивалось, было много и приезжих. Верующие
просили открыть мечеть именно на кладбище (месте вечности-"Микбари"), куда,
по закону Шариата, оставшиеся в живых мусульмане обязаны.ходить молиться и
читать "Алькоран". Чертеж на постройку деревянной мечети был утвержден 2
марта 1906 года. Строительство затянулось на несколько лет. За это время в
Уфе была выстроена еще одна мечеть - четвертая, а кладбищенская полностью
была закончена 21 мая 1909 года и стала 5-й соборной. Имамом мечети был
утвержден Валеев Хазиахмед. В годы советской власти, когда одна за другой
закрывались немногочисленные мечети, 5-я соборная оставалась действующей
мечетью, где верующие мусульмане могли совершать религиозные обряды. К 1960
году из шести мечетей в Уфе действовало две, и 5-я соборная значилась в
документах уже как 2-я соборная мечеть. 23 марта 1960 года в здании мечети
возник пожар, уничтоживший верхний ее этаж. Фундамент, пол, стены нижнего
этажа не пострадали. Тем не менее, несмотря на просьбы верующих разрешить
им восстановить здание, горсовет отказал им в праве на восстановление
мечети. К июлю 1960 года мечеть была полностью разрушена. Постановлением
Совета Министров БАССР №321 от 7 мая 1962 г. религиозное общество мусульман
2-й соборной мечети было снято с регистрации. Сейчас на месте сгоревшей
строится новая каменная мечеть.



ШЕСТАЯ СОБОРНАЯ МЕЧЕТЬ
Начала строиться в 1914 году на Лагерной горе (ныне ул. Проломная, 23/1).
Постройка мечети была завершена в 1918 году. Здание было деревянное,
двухэтажное, с красивой резьбой. Первым имам-хатыбом был назначен башкир
Хабибулла Габдулхакович Ахтямов.
С началом арестов в 30-е годы Ахтямов был вынужден оставить место службы.
Мечеть некоторое время бездействовала. Постановлением БашЦИК от 9 октября
1934 года 6-я соборная мечеть была закрыта. Позднее в здании мечети
располагалось общежитие треста "Уфажилкоммунстрой". В шестидесятые годы
здание перестроено под жилой дом.



МЕДРЕСЕ "ГУСМАНИЯ"
Начало обучения детей мусульманского населения в медресе в Уфе приходится
на вторую половину XIX века. По слонам старожилов, в какой-то степени
имеющих отношение к просвещению, первой школой для детей башкир и татар в
Уфе была школа муллы Зарифа. Она находилась по ул. Магометанской, с левой
стороны ущелья, к которой примыкает улица Красина. Это была первая
начальная школа магометанского вероучения.
Второй школой для детей мусульман являлось медресе "Гусмания", основанное в
г. Уфе в 1887 году. Школа была открыта прибывшим в г. Уфу для несения
службы в должности ахуна 1-й Соборной мечети Хайруллой Гусмановым и
впоследствии была названа в его честь. Первое здание медресе находилось на
левом углу улиц Пушкина и Воровского (бывш. М. Ильинской).
Детей в медресе обучали, кроме ахуна Хайруллы Гусманова, его соратники,
приехавшие в г. Уфу вместе с ним. В медресе учились дети мусульманского
населения Уфы и Уфимского уезда. Дети, приехавшие из деревень, жили в
общежитии за небольшую плату. Для них имелась столовая.
В 1891/92 учебном году медресе переехало в здание по ул. Тукаева (бывш.
Фроловская). Оно находилось под постоянной опекой служителей 1-й Соборной
мечети и в эти годы являлось чисто духовным учебным заведением. В стенах
медресе готовили будущих мулл. Шакирдов обучали канонам исламской религии и
языкам: арабскому и фарси. Так продолжалось до 1895 года.
В 1895 году в итоге проведенной реформы в медресе, наряду с подготовкой
мулл, начинается также подготовка учителей. Вводится новый метод обучения
"Ысуле жэдидэ". В подготовку и проведение реформы в медресе значительный
вклад внесли миллионеры Хусаиновы из Оренбурга. С их благотворительной
помощью в 1895 году в доме ахуна Хайруллы Гусманова была открыта школа для
мусульманских девочек. В это время медресе имело 8 зданий, обучалось в нем
500 человек. Именно в эти годы популярность медресе "Гусмания" значительно
возросла. В его стенах учили самую первую азбуку (Алифба), написанную для
детей башкир и татар, живущих в России. Ее написал халфэ (учитель) этого
медресе Кашшаф Жданов. В те же годы для шакирдов 5-7 классов ахуном X.
Гусмановым был написан учебник "Сарфы лисани гараби" (Морфология и
синтаксис арабского языка), 1 и II части. Симпатии башкир и татар к медресе
"Гусмания" возрастают особенно после того, как в медресе был введен курс
русского языка. Преподавателями русского языка были назначены Идиятулла
Еникеев и Гумер Терегулов. В этот период медресе "Гусмания" окончило
значительное количество будущих учителей, поэтов, писателей. Впоследствии
многие из них стали известными людьми в деле просвещения и воспитания детей
и молодежи. Среди них - учителя Загир Утяшев, Зия аль-Камали, врач Барий
Гусманов (сын X. Гусманова), артист Габдуламин Зубаеров, бывш. директор
Книжной палаты М. Амиров и др.
Основатель медресе Хайрулла Гусманов мечтал расширить медресе и превратить
его в светское учебное заведение для массовой подготовки учителей. Старое
помещение медресе было непригодно для этой цели. С прошением о выделении
денежных средств

для строительства нового здания X. Гусманов обратился в Губернскую земскую
управу, которая выделила 3 тыс. рублей. Одновременно шел сбор добровольных
денежных средств с населения для этой цели. Строительство нового каменного
трехэтажного здания медресе с двумя флигелями, начавшееся в 1904 году,
завершилось к началу 1906/1907 учебного года.
Медресе "Гусмания", переехавшее в повое здание (ныне ул. Тукаева, 39),
продолжает заниматься по старой программе подготовки учителей для начальных
классов (мугаллимов) и для медресе (халифов). Так произошло потому, что
против новых взглядов X. Гусманова активно выступили влиятельные круги
татарской интеллигенции и духовенства во главе с Салимгареем Яйтуриным. Дух
бурных революционных событий 1905 года проник и в спокойную атмосферу
медресе "Гусмания". Часть шакирдов и халифов начинает общаться с местными
революционерами. Хабибулла Ахтямов, Хатмулла Фазылов старались знакомить
шакирдов с внешним миром, событиями, происходящими вне стен медресе.

Пишутся пьесы, организовываются постановки спектаклей. В стенах медресе
начинают выпускаться журналы: литературно-политический "Иттифак" под
редакцией Зия Уммати, сатирический "Чеметкеч" под редакцией М. Амирова и X.
Каримова.
Группа интеллигенции (С. Янтурин, Б. Назиров, Зия-аль-Камали), мечтающая
открыть высшее учебное заведение, покидает "Гусманию" и организовывает
медресе "Галия". А другая группа (Л. Хакимов и его соратники), не
соглашаясь с реформаторским духом, обитавшим в "Гусмании", оставляет ее
стены и открывает медресе "Хакимия" с целью внедрения там методов обучения
Бухарских медресе.
В 1907 году, после смерти оснопателя медресе Хайруллы Гусманова, во главе
медресе становится имам-хатыб 1-й Соборной мечети Жигангир Абызгильдин. С
этого времени медресе в какой-то степени теряет свое прежнее значение и
снова превращается в обычное духовное учебное заведение. Число шакирдов
постепенно уменьшается. В 1914 году в медресе обучалось 180 чел. Такое
положение медресе устраивало не всех. Начинается новая волна за реформы.
Поддерживаются ранее установившиеся новые методы обучения.
Медресе делится на 3 класса: приготовительный (ибтидан), l-й (рушди) и 2-й
(игдадия). Приготовительный и второй классы имели 2-х годичные курсы,
первый - З-х годичный.
Занятия велись в обычных классных комнатах, таких же, как н в русских
учебных заведениях: имелись типовые парты, классные доски, географические
карты. В программе по географии были общие сведения о частях света,
география России и Европейских государств, математическая география с
астрономией. Несмотря на такой подход к преподаванию общеобразовательных
предметов, центральное место в учебном процессе отводилось мусульманским
богословским предметам и арабскому языку. Арабский язык изучался настолько
хорошо, что окончившие медресе могли свободно читать на нем книги и газеты,
только говорить затруднялись за отсутствием практики.
Позднее в медресе возникает идея преобразования его в татарскую
нациоиальцую гимназию. Носителям этой идеи (С. Максутов, Н. Алкин, Н.
Биккулов) во главе с Ж. Абызгильдинным и казыем 1-й Соборной мечети Г.
Сулеймановым удалось ее осуществить только в 1918 году (с началом
чехословацкого мятежа). Директором национальной гимназии, которая
размещалась в здании: медресе "Гусмания" до июня 1919 года, был Закир
Шакиров.
После освобождения г. Уфы от колчаковцев национальная гимназия была
реорганизована в школу-коммуну № 4. Здесь воспитывались и обучались дети-
сироты, потерявшие своих родителей во время гражданской войны. Это была 4-х
классная начальная школа с обучением детей по программе советских начальных
школ.
После окончания 1921-1922 учебного года школа была преобразована в открытую
советскую начальную школу, куда принимались все желающие дети башкир н
татар. Школа была названа именем революционера-большевика Хусаина Ямашева
(1882-1912).. Директором школы-интерната был назначен Исмагил Ишмухаметов,
завучем - Кашфи Мустафин. В 80-е годы в здании медресе размещался факультет
повышения квалификации Башкирского государственного педагогического
института. Сейчас в этом здании находится средняя школа № 14 г. Уфы.



Заключение:

В наши дни религия играет всё более важную роль. Вместе с кризисом в стране
значительно увеличился приток верующих в религиозные заведения. Людям
хочется верить в лучшее будущее и они приходят в храмы и мечети за божьей
помощью. С недавней поры, я тоже стал регулярно посещать мечеть. Я знал,
что один из моих предков совершил хадж в Мекку, я знал что ислам - религия
моего народа. Первый раз я просто для интереса посетил мечеть на праздник,
но затем постепенно я влился в религию и теперь стараюсь почаще посещать
мечеть, особенно перед экзаменами. Таким образам, религия встречалась на
всём пути человечества и я думаю, её роль останется неизменной в повышении
духовности людей.



Использованная литература:

1). Краткая энциклопедия Башкортостан. Уфа, 1996.
2). Юнусова А.Б. Ислам в Башкирии. 1917-1994. Уфа, 1994.
3). Васильева О.В., Латыпова В.В. и др. Дорога к храму: история религиозных
учреждений г. Уфы. Уфа, 1993.
4).Калимуллин Б.Г. Архитектурные памятники Башкирии. Уфа, 1958.
5). Фархшатов М.Н. Народное образование в Башкирии в пореформенный период.
60-90-е годы XIX в. М., 1994.






Новинки рефератов ::

Реферат: История Всесоюзной Коммунистической Партии Большевиков: Краткий курс (Политология)


Реферат: Разработка технологического процесса ТР топливной аппаратуры автобуса ПАЗ-3205 (Транспорт)


Реферат: Россия в первой половине XIX века (История)


Реферат: Лечебная физкультура при пиелонефрите (Спорт)


Реферат: Педагогика - вопросы и ответы (история, цели, образование...) (Педагогика)


Реферат: Концепция построения системы управления Московского представительства японской корпорации (Менеджмент)


Реферат: Идеи правового государства и его основные признаки (Политология)


Реферат: Ремонт CD-ROM acer650g-003 (Радиоэлектроника)


Реферат: Захист інтелектуальноі власності (Право)


Реферат: Казаки Дона на охране южных рубежей московского царства (История)


Реферат: Финансовый менеджмент (Менеджмент)


Реферат: Мяленцiй Сматрыцкi - Бияграфiя (История)


Реферат: Гражданский процессу (Гражданское право и процесс)


Реферат: Александр Мень (Исторические личности)


Реферат: Корпорация BBC. Формы и методы государственного контроля вещания (Право)


Реферат: Отчет о магистерской практике (АО "Норд") (Аудит)


Реферат: Врачебный контроль и самоконтроль МГИУ (Спорт)


Реферат: Контроль качества сгорания топлива в методических нагревательных печах (Металлургия)


Реферат: Мягкая игрушка "КОЛОБОК" (Технология)


Реферат: Сущность тоталитаризма в сравнении фашистской Италии и нацистской Германии (Политология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист