GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Социально-психологические детерминанты семейных мифов (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Социально-психологические детерминанты семейных мифов (Психология)



На правах рукописи



Нестерова Альбина Александровна



СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СЕМЕЙНЫХ МИФОВ



Специальность 19.00.05 – социальная психология



АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук



Москва


2004



Работа выполнена на кафедре социальной психологии Московского
государственного социального университета (РГСУ)

Научный руководитель: доктор
психологических наук,

профессор Петрова Елена Алексеевна


Официальные оппоненты: доктор психологических
наук,

доцент Егидес Аркадий Петрович

кандидат
психологических наук,
доцент Дымнова
Тамара Ивановна


Ведущая организация: Государственный научно-исследовательский институт
семьи и воспитания, лаборатория психологических проблем воспитания

Защита состоится 28 декабря 2004 г. в 14.00 на заседании диссертационного
совета
Д 224.002.05 в Российском государственном социальном университете по
адресу: 129256, г. Москва, ул. В. Пика, д.4, к.2., конференц-зал
диссертационных советов.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного
социального университета (РГСУ) по адресу: г. Москва, ул. В.
Пика, д.4, к.3.

Автореферат разослан 26 ноября 2004 г.



Ученый секретарь диссертационного совета
кандидат психологических наук, доцент
И.В. Шаповаленко


I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Данная диссертация посвящена исследованию проблемы социально-
психологической детерминации семейных мифов. Семейный миф определяется нами
как совокупность представлений о семье, которые искажают адекватную оценку
семейной ситуации и ведут к мало адаптивному или неконструктивному
поведению.
Актуальность исследования. Проблема конструктивного взаимодействия
человека в семье, его гармоничного в ней существования, осознание своих
потребностей в семье и их реализация является в наше время очень острой
(Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий, О.А. Карабанова, Е.А. Петрова, Ю.Е.
Алешина, Л.Я. Гозман, А.И. Антонов, А.Я. Варга, А.И. Захаров, А.С.
Спиваковская, А.Н. Обозова, Н.Н. Обозов и др.). Новые социально-
экономические условия в нашей стране существенно повлияли на все стороны
жизни индивида, в том числе это влияние отразилось и на институте семьи.
Повышенный интерес общества к разрешению кризиса семьи, отмечаемый
многими авторами (И.Ю. Шилов, А.И. Антонов, В.М. Медков, В.К. Шабельников),
связан с необходимостью обратить внимание на сложные внутрисемейные
феномены, которые влияют на состояние как семьи в целом, так и на
психологическое благополучие отдельных ее членов. Брачно-семейная жизнь
стала приобретать более личностный характер. Снизилась роль внешних
факторов в обеспечении устойчивости брака и, соответственно, возросло
значение его внутреннего содержания (В.С. Собкин, 1998).
Семейные отношения - это сложная психическая реальность, включающая в
себя и индивидуальные, и коллективные, и онтогенетические, и
социогенетические, и мифологические основания (Л.Б. Шнейдер, Е.Е. Сапогова,
Н.Н. Лебедева, В.В. Абраменкова). Несмотря на активное развитие предметного
поля психологии семьи, некоторые явления, порожденные семейным
взаимодействием, так и остаются непознанными. К таковым относится и область
семейного самосознания, в частности феномен семейного мифа.
Наш интерес к проблеме семейного мифа продиктован рядом причин:
- Во-первых, теоретическая актуальность обращения к данной проблеме
обусловлена существующим противоречием между активным использованием в
психотерапевтической и консультационной практике идеи существования
семейного мифа и неразработанностью теоретической базы, отсутствием
целостных концепций, раскрывающих психологическую природу данного феномена.
На сегодняшнем этапе развития науки проблема изучения семейного мифа
требует раскрытия тех социально-психологических факторов, которые
детерминируют его проявление. Нет исследований, освещающих влияние
социокультурных, социально-групповых факторов, определяющих семейное
самосознание. Недостаточно разработан вопрос внутрисемейного и личностного
влияния на формирование семейных мифов. Все эти знания необходимы для более
успешной коррекции семейного самосознания, а также для предупреждения
дезадаптивного и деструктивного взаимодействия внутри семьи.
- Во-вторых, психологи-исследователи и психологи-практики
сталкиваются с диагностической проблемой изучения семейных мифологем, так
как на сегодняшний день нет психологического инструментария, изучающего
семейные мифы.
Все вышесказанное относит проблематику изучения социально-
психологических детерминант семейного мифа к разряду наиболее
востребованных в психологии семьи, как с точки зрения теоретического
развития этого вопроса, так и с точки зрения практики работы с семьей.
Объект исследования: представления о семье (на материале российской
выборки).
Предмет исследования: семейные мифы и их социально-психологические
детерминанты.
Цель исследования – рассмотреть семейный миф как социально-
психологическое явление, выявить существующие типы семейных мифологем,
определить и обосновать их социально-психологические детерминанты в целях
более успешной коррекции семейных взаимоотношений.
Задачи исследования:
1. На основе анализа литературы по проблеме выявить основные
направления и подходы к семейному мифу в отечественной и
зарубежной психологии.
2. Разработать теоретико-методологическую модель, обосновывающую
детерминацию семейных мифов, осуществить подбор и разработку
психодиагностических методик с целью изучения семейных мифов и
их социально-психологических детерминант.
3. Исследовать влияние на формирование семейных мифов
социокультурных факторов; выявить полоролевые и возрастные
особенности семейных мифов, их обусловленность уровнем
образования и местом проживания; определить меру родительского
влияния на формирование семейных мифов детей; выяснить влияние
внутрисемейных и личностных особенностей на проявление семейных
мифов.
Гипотезой исследование послужило предположение о том, что семейный
миф – сложный социально-психологический феномен, детерминированный
рядом социокультурных, социально-групповых, внутрисемейных и
личностных факторов.
Частные гипотезы:
- Семейные мифологемы, присутствующие в социокультурных источниках
(мифах, сказках, пословицах о семье), актуализированы в представлениях
современников.
- Доминирование определенных семейных мифов определяется полоролевыми,
возрастными особенностями личности, а также обусловлено такими
характеристиками, как уровень образования и место проживания.
- Существует взаимосвязь между родительскими семейными мифами и
семейными мифами детей, причем, связь эта опосредована качественными
характеристиками отношений между родителями и детьми. В том числе, стиль
родительского воспитания детерминирует преобладание определенных семейных
мифологем.
Методологической основой диссертационного исследования выступили:
1) принцип детерминизма - общенаучный принцип описания и объяснения
закономерной связи и обусловленности развития и функционирования объектов в
процессе их взаимодействия, развиваемый в психологии Л.С. Выготским, С.Л.
Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым и др.
2) принцип системного подхода к семье, согласно которому существует
взаимная детерминированность личности и межличностных отношений в семье
(В.Н.Мясищев, М.Я.Басов, Мягер В.К., В.М. Воловик, А.И. Захаров, Т.М.
Мишина, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер, А.Я Варга, С. Минухин, Х.
Вайнер).
3) социокультурный подход к семейной социализации (Л.С. Выготский,
А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, М.Р. Битянова, Е.Е. Сапогова, В.В.
Абраменкова и др.).
4) принцип превентивного подхода к семье (Е.А. Петрова, Т.И. Дымнова).
Теоретическая база нашего исследования сложилась из положений:
философии и психологии социального мифотворчества и обыденного сознания
(Т.М. Алпеева, А.М. Лобок, А.А. Лобырев, Е.Б. Ивушкина, М.С. Кухта, О.В.
Силичева, Е.В. Улыбина и др.), теории социального мышления (А.В.
Брушлинский, К.А. Абульханова, М.И. Воловикова и др.), психологии семейного
самосознания (Е.Е. Сапогова, В.В. Абраменкова, И.А. Разумова, Т.М. Мишина,
В.В. Юстицкий и др.), теории семейного наследования (P. Alexander, S.
Moore, P.R. Amato, A. Booth, Э.Г. Эйдемиллер, М.Р. Битянова и др.) и
семейной социализации (В.В. Столин, А.С. Спиваковская, В.С. Мухина, Т.С.
Когарян, Е.А. Личко, Е.Т. Соколова, О.А. Карабанова, Н.В. Андреенкова и
др.).
Для решения поставленных задач использовался следующий диагностический
инструментарий:
1) для выявления связей между представлениями о семье в русском
народном фольклоре и в современных сказках о семье (методика «Сказка», А.М.
Родина, 2000) написанных испытуемыми, использовался метод контент-анализа.
2) для выявления семейных мифологем использовался авторский опросник
«Анализ семейного мифа» (А.А. Нестерова, 2002).
3) для изучения влияния социально-групповых факторов

использовалась анкета, регистрирующая полоролевые, возрастные
характеристики, образование, место жительства и тип семьи
(полная/неполная).
4) для анализа воздействия внутрисемейных характеристик использовался
следующий комплекс методик:
- родительский стиль воспитания исследовался с помощью методики АСВ
(Анализ Семейных Взаимоотношений, Э.Г. Эйдемиллер, 1999);
- семейные отношения были изучены с помощью методик «Семейно-
обусловленное состояние» (Э.Г. Эйдемиллер, 1999) и FАСЕS -Ш (семейная
адаптация и семейная сплоченность), адаптированного Н.Ф. Михайловой (1998).
- отношения между родителями и детьми, между супругами анализировались
на основе проективного перечня Старовича (3. Старович, 1991)
5) Для анализа личностных характеристик использовались методики
«Механизмы психологической защиты» (LSI) (адаптация Л.Р. Гребенникова,
1996), тест иррациональных убеждений (IBT) (адаптация М. А. Гулиной, 1998),
проективный перечень 3. Старовича, 1991 (в авторской модификации).
Общий объем выборки - 381 человек (127 нуклеарных семей). С учетом
полоролевых и возрастных особенностей выборка делилась на 4 группы: отцов,
матерей, сыновей и дочерей. По уровню образования исследовались 4 группы:
высшее, неполное высшее, средне-специальное и неполное среднее. По месту
проживания выделялось 3 группы: жители мегаполиса (г. Москва), жители
провинциального города (г. Рязань), сельские жители (Воронежская область).
Научная новизна исследования заключается в том, что:
1) обоснована теоретико-методологическая модель социально-
психологической детерминации семейных мифов;
2) предложена типология семейных мифологем, построенных на
основе анализа русского фольклора о семье;
3) получены новые факты о доминировании определенных семейных
мифов в различных социальных группах русского населения РФ по
полоролевому признаку, а также по уровню образования и месту
проживания;
4) обнаружена взаимосвязь между некоторыми характеристиками
семьи и уровнем мифологичности семейных представлений;
5) показана мера родительского влияния на формирование семейных
мифов ребенка;
6) разработана, валидизирована и стандартизирована авторская
методика «Анализ семейного мифа» (А.А. Нестерова, 2002),
которая может быть использована в исследовательской и
консультационной практике работы с семьей.
Положения, выносимые на защиту:
1. Семейный миф – сложный социально-психологический феномен,
детерминированный рядом социокультурных, социально-групповых,
внутрисемейных и личностных факторов. Все семейные мифологемы,
присутствующие в социокультурных источниках (мифах, сказках, пословицах о
семье), актуализированы в представлениях современников. На первые места по
выраженности у современных российских испытуемых выходят следующие семейные
мифы: «абсолютизации семейных ситуаций», «о волшебной силе любви» и «о
вечной любви».
2. Доминирование определенных семейных мифов определяется полоролевыми
особенностями. В группе матерей наиболее выражен миф «о необходимости
жертвы» (m=17,7), что сильно отличает их от группы дочерей, а также от
мужской половины выборки (отцов и сыновей). Отцы более часто привержены
мифу «о вечной любви» (m=16,2) и «абсолютизации семейных ситуаций»
(m=16,2). В группе дочерей выше показатели по мифу «о волшебной силе любви»
(m=16,0), а в группе сыновей миф «о вечной любви» (m=14,55). У сыновей
самые высокие показатели внутри всей выборки по мифу «о злых силах,
атакующих семью» (m=11,0).
3. Уровень образования и место проживания (город, село) являются
значимыми факторами, детерминирующими превалирование того или иного мифа. С
ростом уровня образования увеличиваются показатели по шкалам «вечная
любовь», «необходимость жертвы ради семьи», что может быть определено
спецификой ценностных приоритетов. В подгруппе людей с низким
образовательным статусом наблюдается приверженность мифу «о злых силах,
атакующих семью», что свидетельствует о большей экстернальности лиц с
низким образовательным статусом в ситуации семейного взаимодействия. Между
жителями города и села также наблюдаются различия в доминировании
определенных мифологем о семье. Общий уровень мифологизации семейных
представлений выше у сельских жителей.
4. Трансляция семейных мифов не сводится к копированию детьми
семейного мифа родителей, а зависит от ряда факторов, от взаимоотношений
в семье, от характера внутрисемейных коалиций, от стилей семейных
взаимоотношений, от характерных особенностей самой семьи. Наиболее
симптоматичными для высокой мифологизации семейного самосознания являются
такие стили отношения родителей к ребенку как гиперпротекция,
неустойчивость стиля воспитания и воспитательная неуверенность.
Мифилогичность семейных представлений выше в семьях с высоким уровнем
сплоченности и низким уровнем адаптации. Высокие показатели по шкале «общая
мифологичность семейных представлений» у членов семьи соответствуют высоким
показателям по шкале нервно-психическое напряжение.
5. Существует взаимосвязь между некоторыми психологическими
характеристиками людей и доминированием определенных семейных мифологем.
Высокие показатели по шкале общей мифологизации семейных представлений
проявляются у лиц, обладающих следующими личностными характеристиками:
склонность к обвинениям, избегание проблем, зависимость от других и
перфекционизм. У людей с высоким уровнем мифологичности семейного
самосознания ярко выражены такие психологические защиты как
интеллектуализация, реактивные образования и проекция.
Теоретическая значимость исследования определяется:
1) рассмотрением семейного мифа с точки зрения социально-
психологического подхода;
2) изучением особенностей ранее не исследованных проявлений
семейных мифов в различных социальных группах;
3) углубленным изучением внутрисемейных и личностных факторов,
определяющих различные семейные мифы;
4) исследованием наиболее неблагоприятных социально-
психологических факторов, способствующих искажению семейного
самосознания и ведущих к неадаптивному и деструктивному
семейному взаимодействию.
Практическая значимость:
1. Апробирован комплекс методик, позволяющих выявлять семейные мифы и
социально-психологические факторы, определяющие их. В том числе разработан
и стандартизирован авторский опросник «Анализ семейного мифа».
2. Результаты исследования могут быть полезны психологам-практикам,
семейным консультантам, психотерапевтам при решении проблем, связанных с
малоадаптивным поведением людей внутри семьи, вызванным нарушением
семейного самосознания.
3. Возможно использование результатов в лекционных курсах и
практических занятиях по курсам «Социальная психология», «Психология
семьи», «Индивидуальное и семейное консультирование».
Достоверность и надежность полученных результатов подкрепляется
теоретической моделью рассматриваемой в диссертационном исследовании
проблемы, а также соответствием используемых методов цели и задачам
исследования. При обработке результатов экспериментального исследования
использовались методы корреляционного, кластерного анализа. Применялись
статистические критерии, адекватные статистическим гипотезам и
характеристикам выборки. Обоснованность результатов теоретического анализа
вытекает из их содержательной валидности, экспериментального подтверждения,
логической непротиворечивости и согласованности с некоторыми данными других
исследователей.
Апробация работы. Результаты и основные положения проведенного
исследования обсуждались на всероссийской научной конференции
«Психологические проблемы современной российской семьи» г. Москва 14-16
октября 2003 г., на V-ых научно-педагогических чтениях г. Москва, 28 марта
2002 года, на II-ом Международном социальном конгрессе «Россия в системе
глобальных социальных координат» г. Москва, 25 ноября 2002 года. Материалы
работы обсуждались на научно-методических семинарах аспирантов, заседаниях
кафедры социальной психологии РГСУ в течение 2000-2004 г.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав,
заключения, списка литературы и приложения.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ.
Во введении раскрывается актуальность темы исследования, определяется
его предмет и объект, формулируется гипотеза исследования, ставятся цели и
задачи, определяются положения, выносимые на защиту, раскрывается научная
новизна и практическая значимость.
Первая глава - «Изучение семейного мифа, его функций и характеристик в
современной психологии» - в соответствии с первой задачей нашего
исследования посвящена анализу теоретических и эмпирических исследований
феномена семейного мифа и состоит из трех параграфов.
В первом параграфе рассматриваются основные теоретико-методологические
подходы к семейному мифу. Показано, что изучение проблемы складывалось в
русле различных школ и направлений.
Семейный миф рассматривается как «семейный» защитный механизм, как
неосознаваемое взаимное соглашение между членами семьи в психодинамическом
подходе (3. Фрейд, К.Г. Юнг, Н. Dicks, J. Вуng-На11, В. Саrреnter, S.
Кriррner, D. Feinstein, Т.М. Мишина, Штроо В.А.).
В психологии нарратива семейный миф, семейная история рассматривается в
контексте семейного самосознания (Н.Н. Лебедева, О.А. Минеева, Е.Е.
Сапогова, И.А. Разумова, М. White, R. Kenen, А. Ardern-Jones, К. Ее1еs,
М. Аndolfi, С. Аngе1о).
В рамках когнитивно-поведенческой терапии семьи дается объяснение
природе иррациональных убеждений, когниций, схем о семье, отмечается роль
родительской семьи в их формировании (А. Ellis, R. DiGiuseppe, C. Zeeve, A.
Beck, N. Epstein, S. Schlesinger, W. Dryden, F. Dattilio, Y. Teichma).
Представителями когнитивной психологии разработана типология семейных
когниций: описательные, аналитические, оценочно-предписывающие, когниции
эффективности (D. Bugental, C. Johnston).
В рамках системного подхода к семье семейной миф рассматривается в
неразрывном единстве с семейными правилами, семейными ролями, семейными
секретами, семейными ритуалами (S. Palazzoli, L. Boscolo, G. Cecchin, G.
Pratta, F. Simon, H. Stierlin, L. Wynne, В. Сатир, А.Я. Варга).
В отечественной психологии рассматриваются близкие по своей
феноменологии к семейному мифу понятия: неадекватный «образ семьи» (Т.М.
Мишина), «наивные семейные теории» (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий),
«семейная культурная концепция» (Е.Е. Сапогова), неконструктивные
стереотипы межличностного взаимодействия внутри семьи (С.А. Петрулевич),
«неадекватные образы» детско-родительского взаимодействия (О.А.
Карабанова).
Во втором параграфе семейный миф рассматривается в контексте философии
и психологии семейного мифотворчества (М. Элиаде, А.М. Лобок, И.Ф.
Понизовкина, Т.М. Алпеева, А.А. Лобырев, Е.Б. Ивушкина, О.В. Силичева, Е.В.
Улыбина) и психологии социальных представлений (С. Московичи, Е.Б.
Маценова, О.А. Карабанова, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий). Миф
определяется как форма искаженного отражения объективной действительности
(О.В. Силичева). Термины «социальные представления» и «миф» соотносятся
некоторыми авторами следующим образом: социальные представления – это
содержание, имеющие форму мифа, функционирующие как миф (Е.В. Улыбина).
Большинство авторов сходятся на следующих функциях семейных мифов:
компенсаторной, интегрирующей, социализирующей. Особенное внимание
уделяется деструктивной или дезадаптивной функции мифа. Именно эти функции
позволяют отличить миф от не-мифа (конструктивных или нейтральных семейных
представлений).
В ряде работ отмечаются такие характеристики семейного мифа как
авторитарность, иррационалъность, ригидность и эмоциональность.
В третьем параграфе рассмотрены различные взгляды на проблемы
семейного наследования и семейной социализации.
В зарубежной психологии (Р.R. Amato, A. Booth, J.N. Edwards, J.E.
Overall, B.W. Henry, A. Woodward) превалирует мнение, что семейные
характеристики, в том числе и семейные мифы, правила, установки передаются
из поколения в поколение напрямую, посредством наблюдения детьми за
родительским опытом семейных взаимодействий. Хотя некоторые зарубежные
исследователи придерживаются и других моделей (модели косвенной передачи
или модели отсутствия передачи) - все же ими делается акцент в основном на
внутрисемейные факторы.
Отечественная психология исходит из теории социокультурного
наследования (Е.Е. Сапогова, М.Р. Битянова, В.В. Абраменкова, Т.Ю.
Соловьева, О.А. Карабанова), которая учитывает множество факторов, влияющих
на процессы семейной социализации, уделяя особое внимание ее социально-
психологическим условиям и культурно-историческим предпосылкам.
Проблема трансляции некоторых свойств и качеств в пространстве семьи в
отечественной науке мало изучена. Исследована трансляция из родительской
семьи в супружескую напряженности семейных отношений (О.С. Сермягина),
родительских аттитюдов (Т.Ю. Соловьева), структурных особенностей семьи и
дисфункций (Т.И. Дымнова), семейные копинг-стратегии (М. Пападопулу),
родительских отношений (А.Н. Елизаров, И.А. Гусева).
Теоретический анализ литературных источников позволяет заключить, что
на сегодняшний день отсутствуют комплексные исследования по проблеме
семейного мифа как в России, так и за рубежом. Это послужило основанием для
проведения эмпирического исследования и разработки необходимого
диагностического инструментария.
Решение второй задачи нашего исследования отражено во второй главе -
«Методологические основы, гипотезы, задачи и методы исследования» - где
представлена и обоснована теоретико-методологическая модель детерминации
семейных мифов.
Описана программа исследования, проведенная в три этапа. На первом
этапе создавалась типология семейных мифологем на основе кластерного
анализа представлений о семье в русском национальном фольклоре. На втором
этапе разрабатывался и апробировался диагностический инструментарий,
позволяющий исследовать семейные мифы. На третьем этапе подбирался комплекс
методик, который впоследствии использовался для изучения основных социально-
психологических детерминант семейных мифов.
Основные представления о мире в целом и семейные представления в
частности заложены в виде некоторых конструктов (концептов, архетипов) в
национальном фольклоре (М.М. Муканов, Н.Д. Овсянико-Куликовский, В.Ф.
Петренко, Н.Р. Романова, В.Н. Дружинин, Н.Н. Обозов, Е.Е. Сапогова, Д.
Соколов, И.А. Разумова и др). На основе русского фольклора с помощью
кластерного анализа (методом установления семантических связей, В.Ф.
Петренко, 1997) выделено 6 типов семейных мифов: миф «о вечной любви», миф
«о волшебной силе любви», миф «абсолютизации семейных ситуаций», миф «о
злых силах, атакующих семью», миф «о необходимости жертвы ради семьи», миф
«о постоянстве семейного благополучия». Психологи-практики, работающие с
семейными проблемами, отмечали некоторые из выделенных типов семейных
мифологем в своей клинической практике (Л.Б. Шнейдер, Э.Г. Эйдемиллер, В.В.
Юстицкий, А.С. Спиваковская).
На основе полученной типологии разработан опросник «Анализ семейного
мифа». В главе подробно описаны шкалы, а также представлены данные о
надежности и валидности методики, о дискриминативности вопросов и
внутренней согласованности.
Показатель ретестовой надежности: г=0,77 (р

Новинки рефератов ::

Реферат: Политический портрет Сталина (История)


Реферат: Участие прокурора в гражданском процессе (Гражданское право и процесс)


Реферат: Кабардино-Балкарский государственный университет (История)


Реферат: Мотивация (Менеджмент)


Реферат: Ответы на вопросы (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Рахманинов Сергей Васильевич 1873 - 1943 (Музыка)


Реферат: Государственное устройство Веймарской республики (Государство и право)


Реферат: Изменение установок под воздействием убеждающих вербальных сообщений (Психология)


Реферат: Философия Пьера Бейля (Философия)


Реферат: Новый подход в понимании преадаптации (Биология)


Реферат: Государственный совет (История)


Реферат: Методическое пособие (Педагогика)


Реферат: Принтеры и их классификация, новинки на рынке принтеров (Компьютеры)


Реферат: Бургундия в поисках самоидентификации (1363-1477 гг.) (История)


Реферат: Духовная культура тюрков (История)


Реферат: Биография Гумилева (Литература : русская)


Реферат: Microsoft Access (Компьютеры)


Реферат: Вопросы менеджмента (Менеджмент)


Реферат: Взгляд на личность в чань-буддизме (Религия)


Реферат: Эрмитаж (Искусство и культура)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист