GeoSELECT.ru



Искусство и культура / Реферат: Украинское барокко (Искусство и культура)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Украинское барокко (Искусство и культура)


ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ПРОМЫШЛЕННОГО И ГРАЖДАНСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
КАФЕДРА АРХИТЕКТУРЫ


Литература:



ДИСЦИПЛИНА


ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ



РЕФЕРАТ



УКРАИНСКОЕ БАРОККО



ВЫПОЛНИЛ: СТ. ГР. 51302

ПАДАЛКО С.А.

ПРИНЯЛ: ОРФИНСКИЙ В.П.



ПЕТРОЗАВОДСК 1998


УКРАИНСКОЕ БАРОККО

Стиль барокко возник в Италии в конце XVI в. и пришёл на смену
стилю Возрождения в результате кризиса гуманистической ренессансной
культуры.
В XVII в. барокко распространился в большинстве европейских стран.
Причём в одних подражали итальянским первоисточникам, в других –восприняли
лишь отдельные, наиболее соответствующие господствующим в стране вкусам и
художественным традициям особенности стиля. Так во Франции в XVII в.
барокко находит выражение лишь в некоторых чертах церквей и в интерьерах
зданий при том, что основным стилевым направлением Франции XVII в. был
классицизм.
Стиль барокко был противоречивым и неоднозначным. Так в разных
странах он выражал и идею дворянской культуры времён рассвета абсолютизма,
борьбы за национальное единство, вкусы бюргерства.
В барокко по сравнению с ренессансом классические формы приобретают
иной характер и иное композиционное видение. На смену рациональной
тектоничности приходит атектоничность, ренессансная графичность сменяется
живописностью, пластика, ставшая основным средством художественной
выразительности, создаёт беспокойную игру светотени, в планах и формах
господствуют сложные криволинейные очертания, статичность ренессансных
композиций сменяется бурной динамикой форм, группируются колонны и
пилястры[1], фасады и интерьеры зданий насыщаются скульптурами, в
интерьерах широко используется позолота, лепка, резьба, живописные плафоны,
иллюзорно изображающие небо с летящими по нему ангелам, разверзшимися
сводами и др.
Достоинства стиля проявились в исключительно сильных по
художественной выразительности принципах создания архитектурных ансамблей и
удивительном умении органически вписывать архитектуру в окружающую природу.
Главное в нём –поразить воображение человека необычным, повлиять на его
чувства.
На Украине барокко характеризуется своеобразными особенностями, в
частности использованием традиций народного искусства. Его самобытный стиль
наиболее ярко проявился в архитектуре Левобережья и Слобожанщины[2],
воссоединённых с Россией в результате освободительной войны украинского
народа 1648-1654 гг.
На западных землях Украины, оставшихся под властью польских
магнатов, дело обстояло иначе. Иными были заказчики, их вкусы и требования,
иными были и архитекторы, в основном иностранцы, иными были традиционные
приёмы строительства и строительные материалы, усиливалась политика
католической экспансии[3]. Именно этой политикой объясняется строительство
большого количества католических монастырей в Галиции, на Волыни, Подолии и
Правобережье.
Одним из первых зданий, полностью соответствовавших архитектурному
стилю барокко, был иезуитский костёл[4] Петра и Павла во Львове,
построенный в 1610-1630 гг. итальянским зодчим Джакомо Бриано. В плане –это
базилика[5] с типичным для средневековой архитектуры высоко поднятым
центральным нефом и аркбутанами[6] над боковыми нефами, т.е. чертами,
восходящими к готической архитектуре. Здание костёла почти полностью
копирует римскую церковь капитула иезуитов Иль Джезу, построенную в 1575 г.
одним из основателей стиля барокко Джакомо делла Порта. Иль Джезу
становится примером для многочисленных католических церквей во многих
странах. Во Львове по его образцу с теми или иными отличиями строятся
костёл Сретенья (1642-1644 гг., архит. Дж. Б. Джизлени), Вознесенский
костёл в Рудках (1728 г.). характерными для стиля барокко были также
многочисленные небольшие однонефные костёлы. Черты барокко стали присущи и
другим типам зданий –дворцовым, замковым и прочим. (здание королевского
арсенала во Львове, 1635 г.)
После завершения освободительной войны и воссоединения Украины с
Россией, начался новый этап в истории украинской архитектуры. На
воссоединённых землях бурно растут города, развиваются ремёсла, торговля,
формируется новый уклад жизни. На земли Левобережья и Слобожанщины с
Правобережной Украины, оставшейся под властью Польши, целыми сёлами и
городами переселяется украинское население, основываются новые города и
сёла, растут и застраиваются старые. Западные центры украинской культуры
–Львов, Луцк, Острог постепенно утрачивают своё значение, уступая место
Киеву, Чернигову, Перяславу, Полтаве, и новопостроенным Харькову, Сумам.
Повсеместно начинается строительство церквей, православных монастырей,
домов казацкой старшины –теперь они становится основными заказчиками. Если
раньше каменные здания были единичными, то теперь их строительство
приобретает массовый характер.
В XVII в. в России управление всем строительством было
централизовано. Им руководил Приказ каменных дел, в обязанности которого
входили вопросы квалификации мастеров, посылка мастеров по вызовам
заказчика, надзор за строительством. После воссоединения юрисдикция Приказа
каменных дел распространяется и на украинские земли, и так как объём
строительства был очень велик, на Украину приезжают русские мастера, причём
даже ведущие архитекторы страны. Вполне естественно, что эти мастера
приносят с собой новые приёмы строительной техники и формы, характерные для
русской архитектуры того времени. Основную массу строителей составляли
украинские мастера, многие из которых позже работали в России. Работали на
Приднепровье и Черниговщине и немецкие, и литовские архитекторы.
Несмотря на то, что приезжие мастера принесли в архитектуру
создаваемых ими зданий определённые черты, свойственные их творческой
индивидуальности, стиль, сформировавшийся на Украине во второй половине
XVII в., имел свои особенности, обладал устойчивой общностью конструктивных
и художественных черт, что даёт полное основание назвать его украинским
барокко. Существенным обстоятельством было то, что католическое барокко,
ассоциировавшееся с деятельностью иноземных угнетателей, было ненавистно
украинскому народу настолько, что многие дворцы польских магнатов, а также
католические постройки были разрушены. И вполне понятно, что новостроящиеся
здания не должны были ни в какой мере на них походить. В связи с этим
украинское барокко быстро вырабатывает свои стилевые особенности.
Компонентами стиля были национальные приёмы типов и композиций зданий, а
также некоторые черты русской архитектуры, выразившиеся в характере декора.

Застройка городов Приднепровья и Левобережья носила усадебный
характер. Это резко отличало её от застройки европейских городов, где чаще
всего соблюдалась регулярная система улиц и сплошная застройка с тесно
прижатыми друг к другу домами. В приднепровных городах сохранялся принцип
древнерусской планировки –радиально-порядковой, носившей живописный
характер.
Замечательным памятником жилой украинской архитектуры конца XVII
в., отлично сохранившим свои первоначальные формы, является дом Якова
Лизогуба в Чернигове –большой, одноэтажный, перекрытый высокой двухскатной
крышей и треугольными фронтонами на торцевых фасадах, которые расчленены
пилястрами, огражда-ющими структуру плана. Фронтоны украшают плоские
фигурные ниши, полуколонки и треугольные сандрики[7] над окнами. Пластика
фасадов и фронтонов близка по характеру к формам русской архитектуры XVII
в., но значительно крупнее и сочнее её, что создаёт живописную игру
светотени.
К общественным зданиям того времени относится Черниговский
коллегиум, построенный в 1700-1702 гг. Большой двухэтажный дом коллегиума
стоит рядом с главными постройками Черниговского кремля и входит в его
ансамбль. В западной части здания –высокая башня, необычная по форме –на
верхнем ярусе её окружают цилиндрические выступы. Южный фасад здания
богато декорирован наличниками со сложными фигурными украшениями.
К постройкам гражданской архитектуры второй половины XVII –начала
XVIII вв. можно отнести многочисленные трапезные палаты в православных
монастырях. Очень интересна трапезная черниговского Троицкого монастыря, по
словам исследователя украинской архитектуры этого времени М.П.Цапенко,
«подлинный шедевр национального архитектурного стиля»[8]. Трапезная
построена в 1677-1679 гг. ещё до начала строительства монастырского собора.
К трапезному залу с западной стороны примыкают сени и хозяйственные
помещения, а с восточной –Введенская церковь с высоким верхом над
центральной частью.
Наиболее ярко и самобытно стиль украинского барокко проявился в
культовом зодчестве. Цапенко писал, «дух времени требовал монументальных
образов. Главной задачей, особенно в XVII –начале XVIII вв., становится
создание выразительного, впечатляющего образа, символа, памятника
содеянного народом в деле национального освобождения и утверждения
национальной культуры.»[9]
В украинских церквях этого периода отмечается несколько типов, из
которых один (главным образом монастырские соборы) восходит к традициям
древнерусской архитектуры, а остальные –к типам украинских деревянных
церквей.
Первый тип восходит к восстановленным в XVII в. древнерусским
святыням –киевскому Софийскому собору, собору Елецкого монастыря в
Чернигове, и, особенно, Успенскому собору Печёрского монастыря, издревле
считавшемуся самым популярным зданием на Руси. Все эти сооружения в основе
имели крестовокупольный тип и все они после восстановления «одеты» в
барочную «одежду»; надстроены верха, появились пристройки, фасады украшены
декором.
Старейшее здание этого типа –собор Троицкого монастыря в Чернигове.
В композиции собора сочетаются традиционные черты древнерусской
(трёхапсидный в плане, пятиглавый) и западной архитектуры (базиликальный
характер интерьера, башни перед западным фасадом, барочный фронтон,
элементы декора)
Но не этот тип зданий был главным в украинской архитектуре
рассматриваемого периода. Наиболее выразительно национальные черты
проявились в каменных храмах, идущих от деревянных церквей, широко к тому
времени распространённых. К постройкам этого типа относится один из лучших
памятников украинского зодчества –трёхчастнный в плане, увенчанный тремя
высокими живописными главами Покровский собор в Харькове (1689г.). Это
древнейшее сооружение города и единственно сохранившееся от застройки
Харьковской крепости. Собор поставлен по русскому обычаю на подклеть,
окруженную арочной галереей. Три тесно приставленных главы стремятся вверх,
трижды сужаясь. Сам храм и все ярусы глав хорошо освещены окнами,
обрамлёнными наличниками. В объёмно-пространственном решении отразились
традиции украинской трёхверховой, многозаломной церкви.
Более распространённым типом храма был храм пятикамерный,
образующий в плане крест, часто с дополнительными ячейками по углам. Здания
с крестообразным планом, с центрической объёмной динамической композицией,
завершающеёся в большинстве случаев пятью или девятью верхами, как правило
ставились на хорошо обозреваемых со всех сторон местностях, что определило
одинаковое построение фасадов.
Старейшим зданием этого типа является Николаевский собор в Нежине,
построенный в 1668-1670 гг. московским архитектором Г.И.Усти-новым. Собор
венчают пять широких восьмигранных барабанов[10], перекрытых куполами с
высокими, традиционными для украинской архитектуры завершениями. Композиция
здания имеет чётко выраженную пирамидальность. В пластике фасадов
отсутствуют элементы, роднящие её с московской архитектурой XVII в.
Последним по времени памятником пятиглавых, крестовых в плане
церквей считается Спасо-Преображенская церковь в Сорочицах (1732 г.) с
прекрасным лепным декором в характере украинского народного искусства.
Русские зодчие, работающие вместе с украинскими мастерами на
Украине, не переносили на украинские церковные здания типологические и
композиционные черты русской архитектуры, но повсеместно применяли
свойственные ей элементы пластики и декора. Композиционные черты украинской
архитектуры сказались и на русской архитектуре. Примером этому может
служить Надвратная церковь Новодевичьего монастыря в Москве.
В монументальном зодчестве Киева, Левобережья Украины в условиях
подъёма национального самосознания украинского народа ярко проявились черты
украинского барокко. Это нашло выражение в типах, конструктивных
особенностях, декоре. Но главная особенность стиля –это новаторские и
вместе с тем традиционные композиционные приёмы с гармонией и чувством
пропорций, раскрытием внутреннего пространства, органически сочетаемого с
внешними формами.
В XVIII в. в архитектуре западных областей Украины существенных
изменений не произошло. Продолжал развиваться стиль барокко с чертами,
характерными для позднего барокко в архитектуре Италии, Польши и Австрии. К
началу XVIII в. резко усилилась католическая экспансия. Украинское
духовенство принимает унию, католическая церковь крепко держит в своих
руках общественную жизнь. В ту пору во Львове было около 25 тысяч жителей и
40 костёлов и католических монастырей. Давно миновали времена, когда в
постройках Львовского братства выражались национальные украинские черты. Во
Львове и других городах западных областей Украины работают крупные зодчие
того времени, сооружается ряд церковных и гражданских сооружений,
выдающихся в художественном отношении.
В стиле западного барокко строятся многочисленные костёлы. Например
Николаевский костёл во Львове (1739-1745 гг.) с традиционной базиликальной
структурой здания. В тех же формах позднего барокко построен и костёл Софии
во Львове.
Барочная архитектура Львова достигла своего апогея в здании
Доминиканского костёла. Строился он 1749 по 1764 год по проекту Яна де
Витте мастером Мартином Урбанником. План костела эллиптической формы с
капеллами[11] по бокам. Здание венчает огромный купол на высоком барабане,
играющий большую роль в силуэте города. У здания пластичный западный фасад
с портиком[12] и лучкообразным фронтоном, что близко к творческой манере
великого зодчего эпохи барокко Франческо Борромини. Интерьер Доминиканского
костела необыкновенно торжественный, с многочисленными скульптурами.
Позднее барокко в западных областях Украины больше всего связано с
творчеством Бернарда Меретина, который за сравнительно короткое время
построил храмы во Львове, Лопатине, Годовице, Буске, ратушу в Бучаче. В
творчестве Меретина большую роль играла скульптура, и он в большинстве
случаев работал со скульптором И.Пинзелем. Меретин –мастер того направления
позднего барокко, в фасадах которого чувствуется приближение классицизма.
Во Львове Меретин строит одно из лучших зданий барочной архитектуры –собор
святого Юра на холме, доминирующем над юго-западной частью Львова. Собор
строился в 1746-1764 гг. В плане четырёхстолпного в своей основе храма
преобладают плавные криволинейные очертания. Уступчатая композиция здания,
венчающего холм, близка к традициям украинского зодчества.
К выдающимся памятникам позднего барокко относится Успенский собор
Почаевского монастыря на Тернопольщине, возведённый в 1771-1783гг. по
проекту архитектора Готфрида Гофмана. Строительством руководил львовский
мастер П.Полейовский. Собор поставлен на двухэтажной террасе и прекрасно
вписывается в окружающую природу, доминируя над местностью. Стройные,
нарядные башни и фигурный фронтон, восьмигранный купол со световым фонарём,
декор и белоснежный цвет стен создают жизнерадостный образ, далёкий от
монастырского аскетизма.
Интереснейший памятник барочной украинской архитектуры Украины
сохранился в Черновцах. Это Рождественская церковь монастыря в предместье
Гореча, построенная в 1767 г. на средства, отпущенные Екатериной II. По
плану и композиции она типична для украинских трёхчастных трёхверхих
церквей. Некоторые отличия –в большой вытянутости плана, наличии нижнего
цокольного этажа и верхней обходной по стенам галереи, бойниц явно
оборонительного характера. Фасады здания расчленены пилястрами с капителями
коринфского ордера, а купола завершаются грушеобразными стройными «банями»
типичными для украинской архитектуры.
Несколько иные черты имела барочная архитектура в Приднепровье и
восточных областях Украины в XVIII в. Новые веяния пришли на Украину после
того, как с украинскими мастерами начали сотрудничать петербургские зодчие.
Но ещё раньше в украинском барокко постепенно отходят в прошлое приёмы
кирпичной пластики, фасады зданий штукатурят и украшают лепкой. Один из
ранних таких примеров –великолепный декор трапезной и собора Выдубецкого
монастыря в Киеве, первого яруса Софийской колокольни и ряда других зданий.
В 1722-1730 гг. строится здание митрополичьего дома и трапезной
Софийского монастыря в Киеве. Ситуация меняется с приездом в Киев в 1731г.
крупного петербургского зодчего Иоганна-Готфрида (Ивана Ивановича) Шеделя,
автора дворцов Меньшикова на Васильевском острове и других зданий,
характерных для стиля петровского барокко. Шедель был воспитанником
немецкой архитектурной школы, что проявилось в некоторой сухости орнамента.
В Киев Шедель приезжает по приглашению Киевско-Печёрской лавры для
строительства большой колокольни.
Колокольня была самой высокой постройкой в России, её высота
составляла 96,5 м. Она была построена, впервые в украинской архитектуре, по
принципу ордерной архитектуры. Нижний ярус трактован как пьедестал, второй
ярус выдержан в формах римско-дорического ордера, третий –конического и
четвёртый –коринфского, то есть тут использована классическая схема
ордерной архитектоники, известная ещё по зданию римского Коллизея. Барочные
черты видны лишь в спаренных колоннах, раскрепованных[13] карнизах и
очертаниях завершения главы. В строительстве колокольни применена новая для
того времени техника, в частности, специально изготовленные керамические
блоки. Цельные керамические коринфские капители[14] имеют 154см в высоту и
140 –в ширину. Как писал о ней сам Шедель: «сия звонница в Киевопечёрской
лавре трудом моим сделанная каким образом по всей Руси и в Европе другой не
обыщется… и на вечность оная звонница стоять будет»[15].
Кроме строений в Лавре, Шедель выполняет заказы киевского
митрополита Рафаила Заборовского и, судя по характеру форм, ему принадлежит
проект знаменитой Брамы Заборовского, являющейся одним из лучших и
характернейших памятников украинского барокко XVIII в. Брама – западные
ворота Софийского монастыря, построена в 1745-1746 гг. Над проездной аркой,
оформленной колоннами коринфского ордера, высится высокий, криволинейного
очертания барочный фронтон, покрытый нежным орнаментом, выполненным
украинскими мастерами.
Из построек Киева, периода работы в нём Шеделя надо отметить
Софийскую колокольню, ставшую, как и Лаврская, одной из главных доминант
города. Над первым этажом, возведённым ешё в начале XVIII в. в 1744-1748
гг. были достроены второй и третий ярусы, увенчанные высокой барочной
главой (четвёртый ярус достроят в XIX в.). Четырёхугольные, уменьшающиеся
кверху ярусы колокольни мастерски покрыты лепной орнаментикой (мастера
И.Стобенский и С.Стобенский).
В 1847 г. начинается строительство в Киеве Андреевской церкви
–архитектурного шедевра мирового значения. Выбор места для строительства не
случаен. На холме, доминирующем над Подолом, ещё в начале XIII в. была
построена церковь, завершавшая перспективу главной улицы Киева.
Центрическая, объёмная композиция нового здания предопределена с самого
начала. Проект церкви выполнен великим Растрелли. Андреевская церковь –одно
из ранних произведений архитектора, в котором он впервые обратился к
национальным композиционным особенностям русского зодчества. Стройный
силуэт со стремительно взлетающим вверх высоким куполом, завершающемся
барочной главкой и четырьмя тонкими башенками, поставленными по диагонали
подкупольного квадрата и создающими традиционное пятиглавие, со всех сторон
читается на фоне неба. Церковь сказочно красива в панораме прекрасных
киевских приднепровских холмов. Нарядность её подчёркнута обилием пластики,
светлой гаммой бирюзовых стен, белых колонн и золотых капителей и деталей
декора.
Одновременно с Андреевской церковью в Киеве строится здание
Императорского (Мариинского) дворца, также по проекту Растрелли, вернее по
образу построенного Растрелли дворца Разумовского под Москвой. Киевский
дворец в первоначальном виде до наших дней не сохранился (сгорел в 1819 г.
и наново построен архитектором К.Я.Маевским в 1870 г. в стиле
растреллиевской архитектуры). Также как и Андреевская церковь он был
украшен барочной пластикой. Андреевскую церковь и дворец строил архитектор
И.Ф.Мичурин, работавший главным архитектором Москвы. Мичурин приезжает в
Киев со своей «командой» –группой архитекторов и учеников, помогавшим ему в
строительстве и самостоятельно строивших некоторые объекты в Киеве. Так,
его ученики Ф.Панов и М.Юрасов строят большое здание Софийской бурсы, в
архитектурной пластике и высокой с заломом крышей видны черты украинского
барокко.
Настоящим шедевром барочной архитектуры Украины является колокольня
Дальних пещер Киево-Печёрской лавры, построенная С.Д.Ковниром в 1754-1761
гг. Композиционный эффект двухъярусной колокольни построен на контрасте
горизонтальных и вертикальных элементов. Фасады нижнего яруса подчёркивают
сплошным рустом[16] его горизонтальные пропорции. Лепкой украшена лишь
плоскость над проездом. Верхний ярус насыщен пластикой, спаренными
колонками с коринфскими капителями на угловых выступах, орнаментной лепкой,
покрывающей все плоскости фасадов. Колокольня завершается высокой барочной
многоярусной «баней» и четырьмя конусовидными башенками. Лепку Ковнир
выполнял вместе с лаврскими мастерами –И.Горохом, И.Шароваром и другими.
Вся архитектура колокольни отличается высоким профессионализмом. В 1763-
1768 гг. Ковнир строит колокольню Ближних пещер, близкую по характеру
архитектуры к колокольне Дальних пещер, но без боковых башенок на углах.

Велико значение для украинской архитектуры XVIII в. творчества
другого выдающегося русского архитектора –А.В.Квасова. Он был из тех
русских архитекторов, которые старались продолжить традиции петровского
барокко во время повсеместного расцвета растреллиевской пышной и
насыщенной пластикой и декором архитектуры. А.В.Квасов приезжает на Украину
строить по заказу Разумовских собор Богородицы в Козельце (1752-1763 гг.).
По типу это поставленный на подклеть девятикамерный храм, завершающийся
пятью верхами. Боковые главы поставлены на угловые ячейки по диагонали (
как в Андреевской церкви в Киеве). В козелецком соборе угловые ячейки
достигают высоты завершающего карниза, что придаёт композиции главного
объма здания цельный характер. Завершение глав, в отличие от Андреевской
церкви, типично для украинской архитектуры, как и форма крылец.
Примечателен тот факт, что русский архитектор сознательно обращается к
традициям украинского зодчества, возможно не без влияния заказчиков
–Разумовских.

Высокая четырёхъярусная колокольня построена в формах барокко –с
пучками колонн и раскрепованными карнизами. Под влиянием козелецкой
подобные колокольни строятся в это время в Троицком монастыре в Чернигове
(1771-1775 гг.) и в Вознесенском в Переяславе (1770-1776 гг.)
Следует особо сказать о пространственной организации барочных
ансамблей, ярче всего проявившейся в монастырских комплексах. Такие
ансамбли, как Киево-Печёрская лавра, Троицкий монастырь в Чернигове,
Выдубецкий монастырь в Киеве поражают своей необыкновенной стилевой
целостностью и органическим единством с окружающей природой. В основе
художественной выразительность ансамбля лежит живописный принцип
композиции, характерный ещё для градостроительства древней Руси.
Живописность подчёркивается мягкой пластикой форм и сочной лепкой фасадного
декора, нарядным силуэтом верхов и асимметричной постановкой зданий


Барокко –это стиль архитектурных ансамблей. Большинство ансамблей
киевских монастырей складывались в разное время, часто –ещё в древнерусский
период. Окончательное их формирование происходит в эпоху барокко, когда
создаются новые постройки, объединяющие ансамбль, строятся колокольни,
становящиеся доминантами ансамблей, монастыри окружаются стенами и башнями,
которые уже не имеют военно-оборонительного значения, но являются
органическими компонентами ансамблей, и, наконец, всем зданиям ансамблей
придаётся единое стилевое лицо –постройки штукатурят, белят, древние
здания, после реставрации, «одевают в барочную одежду». Так создаются
цельные в своём художественном выражении ансамбли Киева, Чернигова,
Переяслава, Межигорский, Мгарский и другие монастыри Приднепровья и
Левобережья.
Широко используя достижения западной и русской архитектуры,
украинская архитектура не утратила своей самобытности и традиций. При
рассмотрении архитектуры Украины периода XVII-XVIII8 вв., можно видеть, что
многие постройки иноземных мастеров имеют наряду с традиционными приёмами и
приёмы характерные для национального украинского зодчества. В тесной связи
и при содействии русских и западных мастеров, на Украине появился новый
стиль –украинское барокко, как и петровское барокко отличное от западного,
и имеющее свои традиции и особенности, придающие сооружениям национальный
колорит и непревзойдённейшую красоту.



Литература:


1. Ю. С. Асеев. Стили в архитектуре Украины. –Киев.: Будивэльнык,
1989. –стр. 32-49.
2. Н. Ф. Гуляницкий. История архитектуры. –Москва.: Стройиздат,
1984.
3. Советский энциклопедический словарь.
4. Памятники градостроительства и архитектуры УкрССР. Том 4.
-Киев.: Будивэльнык 1986. –стр.261-337.
5. Архитектура Украинской ССР. Том 1. –Москва. 1954.



Отзывы направляйте на Email: padalko@students.soros.karelia.ru



-----------------------
[1] Пилястра (ит.) –плоский, прямоугольный в плане выступ стены или столба,
обычно обработанный по трёхчастной схеме опоры того или иного ордера ( с
основной частью, базой или капителью).
[2] Левобережье, Слобожанщина –исторические названия частей Украины
[3] Экспансия –расширение сферы господства
[4] Костёл –польское название католического храма
[5] Базилика –здание, разделённое продольными рядами колонн или столбов на
несколько частей
[6] Аркбутан (фр.) –наружная каменная полуарка, передающая распор свода
главного нефа внешним опорным столбам –контрфорсам.
[7] Сандрик –небольшой карниз над дверью или окном, иногда опирающийся на
два кронштейна.
[8] Цапенко М.П. Архитектура Левобережной Украины XVII-XVIII веков. –С.
106.
[9] Там же. –Стр. 129.
[10] Барабан –венчающая часть здания цилиндрической или многогранной формы,
несущая купол или многогранный сомкнутый свод; световой барабан имеет
оконные проёмы.
[11] Капелла –католическая часовня.
[12] Портик –галерея или вход в здание, у которых хотя бы одна из
продольных сторон представляет собой открытую колоннаду.
[13] Раскреповка –небольшой выступ или излом линии фасада, карниза и т.п.
по горизонтали.
[14] Капитель –головная часть колонны, пилястры или столба.
[15] Клессо С.К. Киево-Печёрская лавра. –стр.84.
[16] Руст –отдельный декоративно обработанный тёсаный камень в форме
прямоугольного параллелепипеда в стене





Реферат на тему: Утесов и Райкин - жизнь и творчество
Введение


Искусство актера приносит людям такие минуты, с которыми ничто не может
сравниться. Профессионализм, мастерство, вкус, присущие настоящему
эстрадному артисту, с которым мы общаемся во время концерта, способствуют
нашему общему развитию, расширению художественного кругозора, воспитанию
вкуса.

Отечественное эстрадное искусство всегда пользовалось большой
популярностью на родине и за рубежом. Многие песни, впервые исполненные на
эстраде, становились подлинно народными. Монологи, репризы, отдельные
словечки ( например знаменитая райкинская "авоська") нередко используются в
повседневной речи. И в наши сложные времена для эстрады характерны
демократичность, злободневность, многожанровость, что неизменно привлекает
зрителя . Эстрада продолжает усиленно функционировать в жизни общества и
оставаться одним из самых любимых зрителем видов искусства.

Легкость, общедоступность, развлекательность эстрады не исключает ее
содержательности. Как и другим видам искусства ей дано своими средствами
запечатлеть время и участвовать в формировании культуры.

Из огромного количества талантливых, незаурядных и ярких артистов
советской эстрады поднялись до небывалых высот в своем творчестве и стали
истинно народными и горячо любимыми мэтры сцены Леонид Осипович Утесов и
Аркадий Исаакович Райкин.

Эти актерские индивидуальности приковали к себе на целые десятилетия
внимание публики и специалистов, стали классиками советской и, можно уже с
уверенностью сказать, мировой эстрады. В чем секрет этой притягательности?
Разумеется, в блестящем таланте, щедро отпущенном природой. Но талант без
труда ничего не стоит в искусстве. Значимой долей явился профессионализм,
достигнутый огромным трудом. Но, пожалуй, главной составляющей этого
секрета стало их личностное обаяние, завораживающее и берущее в плен.

Попытаюсь более пристально взглянуть на некоторые аспекты творчества
Аркадия Исааковича Райкина и Леонида Осиповича Утесова.


Некоторые аспекты творчества А. И. Райкина


А. И. Райкин - один из самых популярных мастеров нашей эстрады. Его
творчество является классикой. Знакомясь с репертуаром этого актера,
встречаясь с его персонажами, каждый раз поражаешься силе его таланта,
удивляешься очень живому, активному, современному искусству, синтезу двух
волшебств - волшебства жизни и волшебства искусства.

По мнению Гершуни, “эстрада личностна, она требует от актера
личностного начала. Долгую жизнь на ней обретает лишь тот, кто этим началом
обладает, актер - автор, актер - творец своих номеров и программ.
Многообразие средств, которыми владеет Райкин, щедрость его актерской
палитры и очень точный, умелый и безошибочный выбор красок характеризуют
талант и индивидуальность актера.“ (Гершуни, “Рассказывая об эстраде”. -
Искусство, 1968).

"Сценическая индивидуальность - это духовная индивидуальность прежде
всего, - утверждает К. С. Станиславский, - это тот угол зрения художника на
творчество, это та художественная призма, через которую он смотрит на мир,
людей и творчество". ( Станиславский К. С. Собр. соч., т. 5). "Угол
зрения", составляющий по мысли Станиславского, художественную
индивидуальность, был у Райкина уже с первых его шагов на эстраде. Несмотря
на свое театральное образование (Райкин закончил Ленинградский институт
сценических искусств. Его учителем был известный режиссер и педагог
профессор В. Н. Соловьев ), он был насквозь "эстраден". Молодым, веселым,
обаятельным, таким предстал Райкин в жанре конферанса и сразу же расположил
к себе зрителей, покоряя их своей органичностью. Это был "умный собеседник,
деликатный и чуткий, очень веселый и в то же время лиричный, с которым
приятно провести вечер и не хочется расставаться". ( О. Леонидов, Прошу
внимания. - "Огонек", 1942, N 46).

В умении свободного общения со зрителем, быть приятным и ненавязчивым
собеседником таится одна из особенностей дарования артиста.

Осенью 1939 года в Москве на Первом Всесоюзном конкурсе артистов
эстрады Райкин выступал с пародией на эстрадные штампы, используя известное
стихотворение А. С. Пушкина "Узник". Показывал, как исполнили бы это
произведение артисты разных жанров. Высмеивал "мастеров" художественного
слова. Особенно понравилось зрителям, когда Райкин изображал танцовщицу,
исполняющую композицию на тему этого стихотворения. Он появлялся в балетной
пачке, надетой поверх обычного костюма, серьезный, сосредоточенный. Ноги
развернуты в "первой позиции".

- Сижу... - начинал артист и менял первую позицию на третью, низко при
этом приседая,

... за решеткой... - средний и указательный пальцы обеих рук
складывались крест накрест.

... в темнице... - широкий жест, и руками он закрывал глаза.

... сырой... - выразительный плевок. ( Милин Н. Добрый дар. - В
кн.:Мастера эстрады. _ Л., "Искусство". - 1963).

В финальной сцене "Чарли Чаплин" Райкин создал трогательный образ
"маленького человека" в котелке и больших не по ноге ботинках, смешной и
грустный, который не стал обычной клоунской пародией на Чаплина. В этом
образе была совершенно отчетливо видна попытка передать мироощущение и
гуманистическую природу творчества этого большого художника.

Председатель жюри конкурса И. Дунаевский вручил А. Райкину грамоту о
присвоении ему звания лауреата. Растет слава эстрадного артиста, его
художественный, а потом и общественный авторитет. Любимец московской
публики занял ведущее место в Ленинградском театре эстрады и миниатюр,
созданном осенью 1939 года по образцу московского. Феномен Райкина во
многом предрешил счастливую судьбу этого театра.

Он конферировал, шутил и даже дирижировал. Райкин в гриме героя фильма
"Большой вальс" И. Штрауса появлялся за дирижерским пультом, взмахивал
палочкой и оркестр исполнял торжественное музыкальное вступление, как бы
оповещая об открытии сезона.

Кроме конферанса в программе появился "МХЭТ": "Малый художественный
эстрадный театр" - так расшифровывалось сочетание букв, шутливо
напоминающее "МХАТ". Впоследствии Райкин острил, на разные лады обыгрывая
счастливую выдумку ( "молодо, хорошо, энтересно, талантливо" ).

За две - три минутки сценического времени два актера А. Райкин и Г.
Карповский разыгрывали микроминиатюры с неожиданным сюжетным поворотом в
финале, напоминающие инсценированный анекдот. Почтенный лектор с пафосом
призывал беречь социалистическую собственность. Упоенный своим
красноречием, он ломал указку, а потом и кафедру.

Гражданин переходил улицу в неположенном месте. Услышав свисток
милиционера, прикидывался слепым так, что блюститель порядка сам осторожно
переводил его через улицу.

В ярких достоверных сценических зарисовках МХЭТа виделось "больше
смысла и юмора, чем в иных длинных и утомительных скетчах". ( Е. Мин.
"Искусство и жизнь". - 1940, N 12).

И пошли программа за программой, новые замыслы и новые роли. Райкин был
душой этих программ, вносил в них дыхание современности и требовательное
отношение к искусству эстрады.

Каждая премьера становилась событием прежде всего потому, что в
спектаклях поднимались острые современные проблемы.

Персонажи Аркадия Исааковича Райкина внешне очень различны. Бейлин в
своей книге "Аркадий Райкин" ( 1969 ) пишет: "Глядя на эти как будто бы
застывшие физиономии, мы однако улавливаем их внутреннюю жизнь. Это в
высшей степени характерно для Райкина: его герои всегда в движении, и
каждый миг есть продолжение цепи внешних преображений и одновременно
переход в новые психологические состояния, которые углубляют
характеристику. Поэтому любой момент наполнен у актера действием. Наклон
головы, поднятая или нахмуренная бровь, улыбка, появившаяся на лице, или
вытянувшиеся в удивлении губы, пальцы, интеллигентно поддерживающие очки,
или робко прижатая к карману недвусмысленно раскрытая ладонь, глаза,
выражающие негодование или любовь даже в остановившемся взгляде актера, -
все это противостоит покою, находится в движении. Это и есть искусство
миниатюры". Райкин едва ли имеет себе равных в искусстве острой
молниеносной характеристики. Действие в миниатюре всегда имеет небольшую
протяженность и требует краткой характеристики образа и несравненно большей
ее емкости. Действие у Райкина как бы продолжает жить и в застывшем образе,
а запечатленная частность отражает целое.

В творчестве Аркадия Исааковича Райкина традиционная миниатюра
приобретает психологическую глубину, масштабность, не утрачивая эстрадной
броскости, увлекательной эксцентричности.

У Аркадия Исааковича, как отмечали критики, было высоко развито чувство
сатирического образа. Это проявлялось во всем: в сценическом такте, которым
он был наделен, в ощущении условности действия, в большом внимании к
деталям и умении выразить в них наиболее примечательные комедийные черты
персонажа.

Как следствие гражданских раздумий артиста, естественно и закономерно
из сатирического образа вырастает публицистическое обобщение. Райкин не
боится прямых слов, когда они возникают из самой образной ткани миниатюры,
когда они подводят к выводу, в котором выражены страсть и пафос, живое
биение сердца, чувство и мысль современника.

Такой ход был найден в миниатюре "Лестница славы". Только что мы видели
человека, который совершил восхождение по этой "лестнице" и на самой
вершине ее потерял реальное представление о своем месте в обществе. И вот
перед нами уже стоит актер, рассказавший историю этого человека. Он
обращается к зрителю со словами: "Поднимаясь по общественной лестнице,
следует думать о скромности и простоте, сердечности и внимании" И слова эти
органично вплетены в ткань миниатюры.

Такое прямое обращение к зрителю содержит каждый раз идейный и
эмоциональный смысл. Для Райкина это, в конечном счете, задача его любого
сценического создания.

Эстрадное искусство требует контакта между актером и зрителем. В
выступлениях Аркадия Исааковича этот феномен контакта всегда присутствовал.
Актер сатирического театра предполагает в зрителе обязательное чувство
юмора, понимание комедийного образа. Райкин, выходя на сцену, был убежден,
что перед ним именно такой зритель. Актеру необходимо вести прямой
разговор, чтобы осмеяние порока побуждало к действию. Смех над пороком -
свидетельство нравственного здоровья человека. Используя гротеск, Райкин
обладал тонким, удивительным чувством меры, следуя словам Чарли Чаплина:
"Больше всего я опасаюсь, как бы мне не впасть в преувеличение или не
слишком нажать на какую-нибудь частность, легче всего убить смех
преувеличением". ( Ж. Садуль. Чарли Чаплин. - М.: Искусство. - 1981 ).

С доброй улыбкой, с внимательным и очень точно оценивающим взглядом, с
необыкновенно выразительными и способными много рассказать руками - таким
запомнился Аркадий Исаакович. Его помнят как сатирического актера,
наделенного ярким мастерством перевоплощения, "человеком с тысячью лиц". И
все же нас неотразимо влечет к себе, словно гипнотизируя, его творческая
индивидуальность. Видимо, она-то и есть очень важный элемент магии
искусства.

В репертуаре Райкина сцены смешные и грустные, беспощадно злые и
лирические, монологи и маленькие пьесы, где слову принадлежит главное
место, и мимические миниатюры, в которых нет ни одного слова." И всюду
перед нами актер, который как будто всегда остается самим собой и всегда
разный, потому, что он ищет в своем искусстве не на поверхности, а в самых
сокровенных глубинах. Ищет в искусстве и ищет в жизни, являющейся для него
источником творчества, как и для всякого подлинного художника". ( Бейлин.
“А. Райкин” -Искусство, 1969 ).

Райкин ярко высвечивал недостатки, укрупнял их с помощью гиперболы,
прибегая к "увеличительному стеклу", с которым в свое время сравнивал
сатиру Маяковский.

Своеобразие творчества Райкина заключается в соединении драматического
и комического, трагического и эксцентрического, что дало повод неоднократно
сравнивать его с великим артистом ХХ века Чарли Чаплиным.

Часто Театр миниатюр называют "театром одного актера". Правомерен
вопрос, который ставит Бейлин: "Почему? Ведь на сцене выступают весьма
одаренные актеры, которые находят себе достойное место в спектаклях, но
Райкин делает только то, что кроме него никто сделать не может. Так актер
получает право один разыгрывать на сцене маленький сюжет со многими
героями. Во-первых, потому, что он это отлично умеет делать, а во-вторых,
это есть эстрадный жанр, рассчитанный на одного актера, жанр, который
называется трансформация". В трансформации актеру не очень важны
подробности обстановки. Они не имеют особого значения и существуют только
для того, чтобы подчеркнуть реальность происходящих с актером перемен, дать
весьма условные приметы действия. И нужны еще помощники. Переодевание в
трансформации происходит многократно, поэтому здесь важна расторопность и
быстрота, сосредоточенность и собранность, мгновенная ориентация и
молниеносное вхождение в образ. Трансформация у Райкина - это не только
хорошо подготовленный технический трюк, это маленький спектакль со многими
действующими лицами, который только приходится играть в необычных условиях.


Показательно в этом отношении обозрение-трансформация "Международный
отель". Его "герои": швейцар отеля, администратор, Агнесса Павловна,
зарубежные гости - американец, японец, индус... Каждый образ имеет свои
точные приметы. Это достигается благодаря внешним подробностям, иногда даже
несколько неожиданным. Как характерны детали туалета Агнессы Павловны, ее
жесты. А такие персонажи, как американец, японец, индус представляют собой
социально-этнографические портреты, сделанные с тщательностью, удивительной
для молниеносных превращений, с безукоризненной разработкой деталей, с
живым ощущением подлинности персонажа.

Все герои Райкина, даже если они появляются на сцене всего на несколько
мгновений, имеют если не характер, то хотя бы характерность. Как актер
Райкин всегда стремится к гротесковости, парадоксальности приемов. Маляр,
который подрядился побелить потолок и оклеить комнату обоями. У этого
маляра типично все - от бумажного колпака на голове и до того, как он
орудует кистью и подтягивает брюки тыльной стороной ладони. Или на человеке
помятая фетровая шляпа, в руках зонтик, манжеты далеко высовываются из
рукавов. И вот уже перед нами внешний образ немолодого холостяка, за
которым некому следить. Как по-разному на его персонажах сидят костюмы:
иногда мешковато, иногда подчеркнуто элегантно. Это тоже характеризует
человека.

Удивление и восторг вызывает то, как пополняет Райкин облик
содержанием, как находит подробности характеристики, детали, которых не
может дать никакой костюм, никакая маска и грим.

Создавая на сцене маски, он при этом не всегда переодевается, не всегда
прибегает к гриму и парикам. Главное чудо - в даре перевоплощения артиста.
Райкин разил невежд, подхалимов, бездельников, взяточников, бюрократов,
карьеристов, хамов, формалистов, перевоплощаясь в них. Дело не в том,
насколько действенной и эффективной была борьба, в какой степени сраженными
оказались сами пороки. Важно другое - то чувство торжества, которое
испытывает зритель, переживая унижение своих недругов. В жизни он
натерпелся от хама, бюрократа, хулигана, а здесь, в зале, со всеми вместе
можно себе позволить благодаря Райкину посмеяться над ними - удовольствие
ни с чем не сравнимое.

Показательна обратная связь: зрители и слушатели посылали факты и
случаи, достойные осмеяния, указывали на лица и типы людей, заслуживающих
того, чтобы быть убитыми смехом. Показательно и отношение к Райкину, как ко
всеобщему заступнику, Робин Гуду от морали. Подтверждением этих слов может
служить небольшой скетч, воспроизведенный в фильме "Волшебная сила
искусства". Кстати, он был рекомендован Аркадию Исааковичу одним из его
почитателей. В нем Райкин изображает артиста, который играет роль пещерного
хулигана, чтобы образумить столь же пещерных хамов - соседей своей школьной
учительницы.

Мысли, образы, остроты, почерпнутые из жизни, снова возвращаются в нее,
но обогащенные искусством Райкина.

В полной мере владеет Райкин и искусством мима. Играет, не произнося ни
одного слова. И как все понятно. Как точно передает он в пантомиме каждое
действие человека, как многообразно открывает смысл поступков. Артист смело
проникает в суть социальных явлений, создает человеческие характеры - типы,
обобщенные и одновременно живые, словно выхваченные из действительности. В
возможностях актера - рассказать без слов в трехминутном передвижении по
сцене обо всей жизни человека - от рождения до самой смерти. Но он не
копирует жизнь, а рассказывает о ней.

А. М. Бейлин делится своими впечатлениями от пантомимы "Рыболов",
которую ему довелось видеть сначала на сцене, а затем на военном корабле,
куда Райкина пригласили моряки. Артист показывал своего "Рыболова" на
палубе корабля, под открытым небом. Необыкновенно смешно артист усаживался
на воображаемом берегу воображаемой речки, забрасывал удочку, сворачивал
цигарку, напряженно приглядываясь к поплавку, тянул удочку из воды, но
безуспешно, раздевался, оставаясь, конечно, в своем костюме, входил в
холодную воду, осторожно ступая по дну, и, наконец, погружался в нее,
передавая зрителям физическое ощущение и холода, и воды, и острых камней на
дне реки. За бортом корабля была настоящая вода, рядом берег, на берегу
сидели рыболовы. Можно было, что называется сравнить. Но актера не
интересовало это сравнение, потому что искусство должно не копировать
жизнь, а воссоздавать ее своими средствами. В данном случае средствами
комическими." И Райкину удалось на маленьком палубном пространстве
представить сценку так, что зрители поверили, что вода не за бортом, а
именно здесь, что все неудачливые рыболовы ведут себя так, как райкинский
герой, и все это было истинно смешно, потому что истинно реально". ( А.
Бейлин. - Аркадий Райкин. - Л., Искусство 1969).

Наивысшим достижением актера принято считать мономиниатюру. В
мономиниатюре может быть несколько действующих лиц, но играет он только
одного. Другие - воображаемые. Так же, как воображаемыми оказываются и
предметы обстановки.

... В квартиру приходит телемастер отремонтировать телевизор. Находясь
на сцене один, Райкин создает полное ощущение ансамбля в этой миниатюре.
Тут и хозяйка, с которой мастер ведет разговор, и ребенок, требующий
удовлетворения своей любознательности. У зрителя остается впечатление, что
в миниатюре занято несколько актеров. В мономиниатюре наряду с пантомимой
присутствует слово. Это позволяет актеру создать вокруг своего героя зримый
мир, наполнить его голосами, предметами обстановки, подчинить его особому
ритму. Этот мир возникает из столкновения героя, действующего на сцене, с
героями воображаемыми. И строится он на контрастах настроения,
психологических состояний, эмоций.

Несколько особняком в ряду мономиниатюр стоит моноспектакль об истории
одной любви. Это, собственно, целая пьеса в четырех картинах с несколькими
действующими лицами и с одним актером. Райкин играет только одного героя,
при этом без грима, хотя перед нами проходят разные годы и разные времена,
почти вся жизнь человека, который думал лишь о себе, в юности потерял
счастье и так его не нашел до последних своих дней. В очень коротком
моноспектакле нам показали всю жизнь человека. Мы увидели его самого -
юного, молодого, зрелого, старого. Мы ощутили не только внешние, но и
внутренние перемены. И в характере, и в психологическом строе, и в душевном
состоянии. Актер играл человека. Не посмеивался над ним, не грустил о нем,
а просто сделал несколько быстрых и удивительно верно схваченных набросков
жизни и характера. Мы привыкли, что Райкин - это всегда смешно и весело. А
тут мы видим жизненную, довольно грустную историю.

По словам самого А. И. Райкина, он с удовольствием играет в театре
такие миниатюры, как "Жизнь человеческая", "Жанна на шее". Лирика
присутствует как необходимая краска в общей программе, где есть и
комедийные, и сатирические, и лирические эпизоды.

Еще один жанр "малых форм" - фельетон Аркадия Райкина. Стержень
фельетона составляет монолог, который населяется многими персонажами, и
актер, читающий фельетон, как бы отходит в сторону, давая простор условному
действию. Райкин всегда в центре монолога, в самой гуще событий,
составляющих суть фельетона. Когда-то в репертуаре Райкина был фельетон
"Гостиница Москва". Райкин, работающий преимущественно над образами
сатирическими, построил этот свой рассказ исключительно из персонажей
положительных. Это был добрый, веселый, теплый рассказ. Его герои приехали
в Москву из разных концов страны, из разных городов, из разных республик. У
каждого из них свои дела, свои интересы. У каждого свои заботы, свой мир,
свое отношение к тому, что он видит. Но с какой влюбленностью они говорят о
своей родной земле, о своих соотечественниках, о Москве. Райкин очень
комично рисовал своих героев, не заботясь о притушевывании или смягчении
комедийных средств. Но положительное в героях фельетона не становилось
менее значительным.

Говоря об очень важных явлениях жизни, о подлинных ее героях, Райкин не
жалел и красок юмористических, подмечая смешное в серьезном, так же как
серьезное всегда звучит в его сатирическом осмеянии.

К сатире Райкин пришел от юмора. Это в известной степени наложило
отпечаток на все его творчество. Оно оптимистично по своей природе. Оно
основано на любви к человеку, на вере в него. И не удивительно поэтому, что
в палитре Райкина-сатирика большое разнообразие красок.

Когда говорят, что оружие Райкина - смех, это справедливо, но, может
быть, не совсем точно. Оружие Райкина - мысль, и боль, и действие,
выраженное средствами актерского искусства, средствами комедии и сатиры,
публицистики и лирики.

Смех владеет зрительным залом. Райкин вызывает смех, дает ему
направление, цель, исподволь определяет его силу, оттенки. Партитура смеха
рождается вместе с новым спектаклем, с новыми образами. Вместе с эстрадными
авторами и драматургами актер погружается в раздумья о жизни и сцене, о
людях, с которыми сталкивает жизнь, и воплощаемых в итоге в театральных
образах.

Во имя жизни мы смеемся над злом - вот центральная мысль многих
монологов Райкина. Эта мысль, в сущности, пронизывает все сценическое
существование Райкина, все спектакли его театра.

Недаром слово "смех" вынесено в названия некоторых программ Театра
миниатюр - "Смеяться, право, не грешно", "Время смеется". К. С.
Станиславский говорил о знаменитом комике Живокини, что он "смешил
серьезом". В полной мере это меткое выражение подходит к юмору Райкина.

Остановимся на программе "Светофор". Райкин выходит на сцену.
Произносит первые слова вступительного монолога. И мысль актера начинает
движение по своей орбите. Предельной силы достигает выразительный,
отточенный жест. Точное и взвешенное, острое и веселое, смелое и разящее
райкинское слово. Чередой проходят перед зрителем герои "Светофора". Для
каждого из них Райкин находит свой рисунок, свою характеристику, "свой
смех".

Один из героев "Светофора" сошел со сцены и долгое время "жил" среди
нас. Это ему принадлежат нередко повторяемые нами слова: "Ты меня уважаешь,
я тебя уважаю, мы уважаемые люди...", "дефсит". Он убежден, что нормальные
отношения между людьми могут быть только тогда, когда существует дефицит,
"дефсит".

Спектакль Театра миниатюр "Избранное" знакомит нас с историей театра. В
один вечер мы видим героев спектаклей разных лет. И все они такие разные.
Приверженец того, что было раньше ( "раньше и кефир был лучше" ). Человек,
облеченный властью, но вовсе не склонный принимать решения ( "Где горит?
Что горит? Ах, сгорело?" ). Деятель Петр Сидорович, обнаруживший подобно
герою гоголевского "Носа", что у него исчезла голова, но этого даже никто
не заметил. Отец десяти, нет одиннадцати детей ( "целая футбольная
команда", разве всех упомнишь? ). Каждому из них Райкин адресует "свой
смех". Смех злой и добродушный, непримиримый и взволнованный, взывающий к
совести.

Спектакли Театра миниатюр всегда были очень популярны. Райкин умел
создать в нем атмосферу творчества, в которой всесторонне проявлялись
исполнительские возможности и других актеров. Зритель хорошо знал артистов
В. Горшенину, О. Малоземову, Р. Рому, Т. Кушелевскую, Г. Новикову, М.
Максимова и других.

Товарищи по сцене, по искусству отмечают исключительную
требовательность Райкина к себе, его настойчивость, работоспособность,
неугомонность, умение не жалеть себя.

"Сколько раз мы восхищались тем, как репетирует Райкин, - вспоминает Е.
П. Гершуни. - Безжалостно, без конца, не зная времени для сна, отдыха, еды,
он может сотни раз повторять одну и ту же сцену, пока не найдет нужный ему
единственный результат. А потом все равно не остановится, будет добиваться
еще лучшего, еще более лаконичного, более яркого и выразительного образа" (
Гершуни Е. П. - Рассказываю об эстраде . - Л . , "Искусство" 1968.).

Уместно вспомнить и об обширной географии военных гастролей театра .
Осенью 1941 г. Ленинградский театр эстрады и миниатюр выступал в
Среднеазиатских республиках , в начале 1942 г. - в Сибири и на Дальнем
Востоке , на самых отдаленных пограничных заставах , в частях , на кораблях
Тихоокеанской и Амурской флотилий , в конце 1942 г. и в 1943 г. - на
Центральном и Северокавказском фронтах . На Кавказе же Аркадию Райкину был
вручен Орден Отечественной войны. В начале 1943 г. он успел сняться в
кинофильме " Концерт фронту " , где сыграл роль веселого киномеханика . В
1944 г. - Белорусский фронт , в 1945 г. - Прибалтийский . " За четыре года
мы, - вспоминал позднее Райкин ,- проехали много тысяч километров по всем
фронтам от Балтики до Кушки , от Новороссийска до Тихого океана . ...
выступал перед солдатами , матросами , командирами . И нацеливал свои , как
принято выражаться , сатирические стрелы туда же , куда целились бойцы ,- в
фашистов ".

Разнообразен репертуар тех выступлений . Уже на третий день войны
появился новый большой фельетон - " Монолог черта " , в главном персонаже
которого легко угадывался " бесноватый фюрер ".

Поправками оброс довоенный фельетон В.Полякова " Невский проспект ".
Артист сам дополнил его текст и усилил его патриотическое звучание . "
Невский проспект " призывает к защите города Пушкина , Гоголя , Блока . В
фельетоне звучит тема родного города . " Крепнет , наливается гневом голос
артиста , и трепет проходит по рядам зрителей , когда Райкин , изображая
бюрократа-снабженца , предлагает кому-то поделиться бензином ,
предназначенным для фронта " ( О.Леонидов , Прошу внимания ,- " Огонек ",
1942 , N 46 ). И совсем другой взволнованный голос рассказывал о том , что
значит честное " поделимся " - жители Ленинграда часть своего голодного
пайка отдавали фронту .

В фельетоне сочетаются гражданский пафос и боевой задор , гордость и
любовь с ненавистью и сарказмом .

Появились и новые сатирические персонажи , подсказанные временем .
Зрители увидели фигуру , знакомую по карикатурам и плакатам : фашистского
вояку в накинутом на плечи дамском меховом пальто , чернобурке , фетровых
ботинках . Политический шарж , острая реприза отражали злобу дня . "Во
время войны, - вспоминает Райкин, по дипломатическим соображениям избегали
говорить, а тем более писать о том, что союзники медлят с открытием второго
фронта. В спектакле " Кроме шуток " , который мы поставили тогда ,
говорилось о том , что было бы очень хорошо , если бы весь мир жил по одним
часам . А то по нашим , получается в самый раз , а в Нью-Йорке считают ,
что еще рано ." (" Смена " , 1978 г. , N 15)

Такую " шутку " можно считать классическим примером точной , умной
политической репризы , понятной самым широким зрительским массам.

Театр выступал с антифашистскими миниатюрами " Передача окончена ", "
Буква В " , " Ать-два " . В галерее райкинских фигур появился рыночный
фотограф , завлекавший клиентов декорацией - ярко-синим грубо намалеванным
морем и белой лодкой . Фотограф залихватски зазывал всех желающих сняться
на фоне " роскошного " пейзажа . Заполучив жертву , он не унимался : " А ну
, сделайте вид бодро-весело . Гребите по морям , по волнам ! ".

Художник Карусель-Базарский устраивал " военную "выставку картин . Одну
из них с изображением снеговых гор , испещренных чьими-то следами , он
подписывал " Наши автоматчики , ушедшие в энском направлении ". Картина ,
которая раньше называлась " Морская гладь " , теперь переименована в "
Финский транспорт в 15 тысяч тонн , ушедший на дно " , а " Зеленый лес "
превратился в " Замаскировавшиеся танки " . Меткая сатира Райкина была
нацелена на беззастенчивое приспособленчество и бездарность фотографа и
художника .

В годы войны " легкокрылая " муза эстрады не только доказала свое
равноправие с другими видами искусства , но и вырвалась вперед , благодаря
оперативности , доходчивости , мобильности .

Нельзя обойти молчанием опыт Райкина, хоть и небольшой, в
кинематографе. В молодости он сыграл небольшую роль в фильме "Мятежные
годы". Запомнилась кинозрителю его роль студента-медика, а затем врача, в
ленте "Доктор Калюжный".

Воспроизведен в фильме небольшой райкинский скетч "Волшебная сила
искусства".

Одной из популярных комедий стал фильм "Мы с вами где-то встречались".
На экране мы встретились вновь с некоторыми сатирическими образами,
сыгранными Райкиным на сцене Театра миниатюр. Лента эта неимоверно
расширила зрительскую аудиторию и без того популярного актера.

Чешские кинематографисты сделали фильм "Человек со многими лицами",
посвященный гастролям театра и А. Райкину.

Имя его знакомо и англичанам. Оно внесено в энциклопедический
справочник "КТО - КТО", где приведены подробные сведения о нем и его
творческих достижениях. Английские режиссеры сняли фильм и показали всей
Англии.

Критик лондонской газеты "Таймс" писал: "Когда смотришь и слушаешь
сегодняшних комиков, все чаще приходят на память такие старые мастера
мьюзик-холла, как Роб Уилтон, Литл Тич, Джордж Формби, Грок и Мэри Ллойд...
Среди наших современных комических актеров есть вполне сносные, и они даже
вызывают смех, но почти все они не индивидуальны.

... На днях на наших телевизионных экранах засверкало изображение
именно такого индивидуального комического гения, Би-би-си впервые показало
нам прославленного русского комика А. Райкина. Это было настоящее зрелище,
подлинное открытие, такое выступление, которого мы не видели давно. Одна из
самых больших заслуг Райкина состоит в том, что он представляет собой
полную противоположность отвратительным , "смешным до тошноты" комикам,
которых мы в таком изобилии импортируем из Соединенных Штатов. У Райкина
есть что-то от Чарли Чаплина: удивительная способность живо и наглядно
изображать эмоции, способность создавать образы, которые не нуждаются в
пояснении. Он обладает даром проникать в самую глубь человеческих чувств...
Мне никогда не приходилось видеть такой игры!"

О гастролях Театра миниатюр и о Райкине писали в газетах Венгрии,
Польши, Болгарии, Германии. Райкина знают в Италии, Японии.

Приятно отметить, что Райкин выступал и в Севастополе. Зрительные залы
Дома офицеров флота и Дворца культуры рыбаков всегда были переполнены.

И куда бы ни приехал Театр миниатюр, там всегда толпились люди, на
устах у которых один и тот же вопрос: "Есть лишний билет на Райкина?"
Именно на Райкина. Не в Театр эст

Новинки рефератов ::

Реферат: Методы сбора социологической информации (Социология)


Реферат: Учет материалов и пути совершенствования (Бухгалтерский учет)


Реферат: Сроки содержания под стражей и порядок их продления (Государство и право)


Реферат: Темпы развития парциальных кустов брусники обыкновенной Vaccinium vitis-idaea L (Биология)


Реферат: Культура барокко (Искусство и культура)


Реферат: Java технологія и основні риси та перспективи застосування (Программирование)


Реферат: Евангельское учение о грехе (по всему четвероевангелию) (Мифология)


Реферат: Отчет по практике в ТОО "Титан" (Предпринимательство)


Реферат: Печать русской православной церкви: прошлое и настоящее (Журналистика)


Реферат: Охота (Экологическое право)


Реферат: Cтрахование железнодорожного транспорта (Страхование)


Реферат: Белорусский народный календарь (Народны каляндар беларусаў) (Культурология)


Реферат: Аристотель об этике (Философия)


Реферат: Творческое воображение и фантазия (Искусство и культура)


Реферат: Реклама торгового техникума/школы, переведённая на английский язык (контрольная работа "The Technical School Today") (Иностранные языки)


Реферат: Радиотехнические цепи и сигналы (Радиоэлектроника)


Реферат: Автоматизированные системы обработки информации и управления (Компьютеры)


Реферат: Гражданская война (История)


Реферат: Гипотеза как форма развития знания (Философия)


Реферат: Природные источники углеводородов (Химия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист