GeoSELECT.ru



Деньги и кредит / Реферат: Кредитно-денежная политика (Деньги и кредит)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Кредитно-денежная политика (Деньги и кредит)



МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ


ИНСТИТУТ:
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ:
ДИСЦИПЛИНА: ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:



РЕФЕРАТ
на тему: «Кредитно-денежная политика»



Выполнил:



МОСКВА, 1998

ОГЛАВЛЕНИЕ:


1. ВВЕДЕНИЕ 3


2. КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА: ЕЁ ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ 4


З. ИНСТРУМЕНТЫ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 8


4. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 11


5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13


6. ПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15



1. ВВЕДЕНИЕ


«Денежно – кредитная политика (англ. Monetary policy) представляет
собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным
банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого
воздействия на состояние кредита и денежного обращения.
Центральный банк играет ключевую роль и занимает монопольное положение
не только в сфере эмиссии банкнот, но и в сфере проведения денежной
политики государства, которая рассчитана на краткосрочные периоды и ведется
косвенными методами. Целями Кредитно-денежной политики являются:
регулирование темпов экономического роста; смягчение циклических колебаний
на рынке товаров, капитала и рабочей силы; сдерживание инфляции; достижение
сбалансированности платежного баланса.»[1]
Осуществляя эмиссию и кредитование экономики, банки выполняют полезную
и необходимую для развития страны роль. Денежные инструменты обслуживают
экономический оборот, и их можно сравнить с транспортными средствами.
Последние дают возможность доставлять товары, продукцию промышленности и
сельского хозяйства к месту их переработки или потребления; аналогично
денежные инструменты обеспечивают обращение различных товаров, их переход
от одного владельца к другому, облегчая их переработку или потребление.
Однако чрезмерная или бесконтрольная эмиссия денег может привести к опасным
и даже разрушительным последствиям. Когда банковское кредитование превышает
определенный лимит, оно уже не стимулирует производство, а порождает
избыточную покупательную способность, следствием которой является повышение
цен.
Когда денежное обращение осуществлялось в соответствии с
металлистической концепцией, имевшийся объем золотого запаса ограничивал
эмиссию платежных средств. Эволюция денег в духе номиналистической
концепции привела к необходимости обдуманных и согласованных действий в
области не только банковского кредитования, но и государственных финансов и
внешней торговли с целью поддержания денежного равновесия. Что касается
кредитной сферы, государственные органы призваны контролировать и
регулировать эмиссию денег в соответствии с задачами денежной политики; для
этого они поручают различным учреждениям осуществление контроля и
регламентации кредитных операций, облегчая применение соответствующих мер
воздействия. В этом смысле кредитная политика является составной частью
денежной политики; двумя другими ее компонентами являются бюджетная
политика и политика международных финансовых отношений.
В данной работе будут рассмотрены принципы и цели кредитной политики,
ее инструменты и проблемы ее реализации, а также будут приведены примеры
России и других стран.

2. КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА: ЕЁ ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ


В процессе экономического регулирования государство широко использует
денежно-кредитные меры. Как и финансовый механизм, они рассматриваются
двояко. С одной стороны, эти меры являются составной частью всего комплекса
экономической политики, с другой — кредитное регулирование выступает своего
рода инструментом государственного вмешательства в экономику.
«По своему содержанию кредитная политика — совокупность мероприятий
центрального банка в области денежного обращения и кредита по воздействию
на макроэкономический процесс».[2] Цель данных мер – «частное преломление
общей государственной линии на обеспечение равновесного и устойчивого
развития экономики».[3]
Выделяют следующие цели:
1. Экономические цели.
После длительного периода экономического роста и полной занятости цели
государства в области экономики имеют скорее защитный характер и направлены
на поддержание экономической активности и сокращение безработицы.
Стремление сохранить и по возможности увеличить производство, а также
поддержать достигнутый уровень жизни соответствует современным задачам. Это
«предполагает крупные капиталовложения на переоборудование промышленных и
сельскохозяйственных предприятий и создание производственных структур,
чтобы уменьшить зависимость страны в сфере энергетики, повысить
производительность труда на предприятиях, удовлетворить нужды населения в
целом, а также обеспечить подготовку специалистов (инженеров, техников) и
наладить разработки научно-технических исследований.»[4] Для этого также
требуются значительные оборотные капиталы, необходимые, например, для
выдачи заработной платы, для закупок сырья и энергии.
Необходимость подчинения эмиссии платежных средств экономическим целям
ставит проблему согласованности всех мер, принимаемых государственными
органами. Поэтому кредитная политика должна быть составной частью общей
экономической политики. В этом отношении особую важность представляют собой
два явления, наблюдающиеся в настоящее время в развитых странах: во-первых,
это значительное вмешательство государства в экономическую деятельность, во-
вторых, реализация номиналистической концепции денег, которая позволила
снять ограничения эмиссии платежных средств, свойственные золотому
стандарту.
Кредиты должны направляться прежде всего в те отрасли экономики,
динамизм которых представляется наиболее необходимым для гармоничного
развития экономики вцелом.
Политика полной занятости соответствует прежде всего интересам
человека, но ее объектом является также промышленное оборудование,
технические ресурсы, потенциальные экономические возможности.
Полная занятость населения означает отсутствие массовой безработицы:
она представляет собой такую ситуацию, в которой трудоспособные члены
общества могут найти без особых трудностей и за довольно короткий срок
работу, соответствующую их способностям. Тем не менее отсутствие постоянной
безработицы не исключает возможности временной безработицы, поскольку
развитие экономики предполагает определенный минимум текучести кадров.
Смена должности, переход из одной сферы экономики в другую или с одного
предприятия на другое могут сопровождаться временной потерей работы,
которая терпима, если длится недолго. Банковское кредитование должно
способствовать такой мобильности.
2. Монетарные цели контроля над кредитом.
Цель государственных органов в области денежной политики можно
сформулировать кратко: экономический рост без инфляции. Важно, чтобы
ресурсы, используемые для развития экономики, были застрахованы от потерь;
в частности, кредитование с целью увеличения богатства не должно повлечь за
собой повышение цен или истощение валютных ресурсов. Здесь проявляется
сдерживающая роль внутреннего и внешнего аспектов кредитной политики.
Стабильность внутренних цен необходима для нормального функционирования
экономики. Общее понижение цен повлекло бы за собой замедление темпов
производства и тем самым препятствовало бы экономическому развитию; однако
эту возможность не стоит рассматривать, поскольку в настоящее время она не
может реализоваться. Общее повышение цен таит в себе известные социальные и
экономические опасности, оно не только подрывает или ослабляет стремление к
накоплению денег и делает неэффективными предпринимаемые усилия, приводя к
неоправданному обогащению некоторых слоев населения, оно также ухудшает
условия капиталовложений и снижает их рентабельность.
Тем не менее стабилизация не может быть абсолютной и не исключает
изменений в соотношении цен. В определенных случаях могут и должны
допускаться изменения, чтобы, например, создать благоприятные условия для
приспособления производства к спросу потребителей или к техническим
новшествам. Эта гибкая политика, как бы желательна она ни была, может
привести к понижению цен и даже заработной платы; поэтому она способна
вызвать ожесточенное сопротивление, которое затрудняет выполнение
государственными органами своих задач в этой области.
Для нормального функционирования экономики требуется также стабильность
международных финансовых отношений, которая позволяет поддерживать валютные
резервы на удовлетворительном уровне. Такая стабильность позволяет бороться
с безработицей и поддерживать высокий уровень жизни населения, поскольку
именно от нее зависит регулярность импорта сырья и энергоносителей,
необходимых для народного хозяйства. Эта проблема связана с проблемой цен;
кредитная политика должна способствовать разрешению и той, и другой
проблемы.
3. Согласование целей экономической и денежной политики.
Если проследить эволюцию денежной системы на протяжении последних
сорока лет, то мы будем вынуждены констатировать, что энергичные меры,
которые принимали некоторые правительства для стабилизации денежной
системы, не всегда были эффективны. Иногда подобная денежная политика
вызывала замедление экономического развития, в частности в Великобритании
после двух мировых войн, неоднократно в Бельгии в 1948—1959 гг., во Франции
в 1 930—1 936 гг., а в последние годы иногда в течение непродолжительного
времени. В других случаях экономический рост сопровождался обесценением
денег; в Великобритании и Франции это явление неоднократно наблюдалось
после второй мировой войны.
Тем не менее в последние годы в этой сфере был достигнут заметный
прогресс, и большинство стран Запада продемонстрировали в той или иной
степени решение проблемы экономического роста без чрезмерного инфляционного
напряжения. Трудности обусловлены тем, что факторы, вызывающие инфляцию,
более мощные, чем факторы стабилизации денег. Опасность инфляции кажется
абстрактной и далекой; необходимость ее предотвращения с трудом осознается
из-за привязанности людей к номинальным доходам и их стремления избежать
немедленных жертв. Глобальная и почти естественная тенденция экономических
агентов вызывать инфляционные напряжения заставляет государственные и
финансовые органы прибегать к принудительным мерам в интересах всего
общества.
При оценке эффективности мер, принимаемых в кредитной сфере, необходимо
помнить, что они лишь дополняют экономическую, финансовую и социальную
политику правительства. Хотя кредитная политика, даже хорошо продуманная и
эффективно осуществляемая, не всегда позволяет предусмотреть и полностью
избежать инфляционные напряжения, она должна по меньшей мере смягчать
последствия инфляции, препятствовать злоупотреблениям, связанным с
накоплением иностранной валюты, созданию товарных запасов в спекулятивных
целях и в целом предотвращать опасность чрезмерного избытка денег.
Однако, хотя кредитная политика играет важную роль в осуществлении
такой двоякой задачи, как обеспечение экономического роста и стабильности
денежной системы, ее суть может быть правильно понята только при надлежащем
анализе роли банков в современной экономике, прежде всего их функции
эмитирования платежных средств. В таком случае предоставление кредитов
должно осуществляться в интересах всего общества; поэтому появляется
необходимость в законной жесткой регламентации деятельности банков.
Субъектом кредитной политики является центральный банк (ЦБ). Согласно
закону он выполняет целевые установки правительства, но в то же время не
является правительственным институтом. ЦБ имеет определенную степень
самостоятельности. Такие права даны ему на основе принципа разделения
власти. Как показывает опыт западных стран, данный институт, обладающий
относительной самостоятельностью, не является простым исполнителем воли
государства. В условиях сложной экономической ситуации правительство не
может требовать от кредитного центра решения своих финансовых проблем за
счет выпуска дополнительного количества денежной массы.
Реализация совокупности задач, стоящих перед центральным банком в
осуществлении экономической политики, проходит по двум направлениям. Первое
— обеспечение национальной экономики полноценной валютной системой.
Устойчивая валюта — важнейший элемент инфраструктуры рынка. Второе
направление связано с тем, что центральному банку предписана функция
влияния на кредитную деятельность частных деловых (коммерческих) банков в
интересах макроэкономической политики.
В сфере кредитно-денежного обращения государство проводит свою
политику, используя кооперацию с данным соучастником регулирования.
Образуются своего рода партнерские отношения: "государство — центральный
банк". Практика показывает высокую эффективность данного сотрудничества.
Необходимо отметить, что в производственной сфере государство не имеет
такого мощного рычага влияния. Производственному сектору должна быть
присуща максимально высокая степень свободы и независимости, что требует
сама рыночная природа. В рамках производственной сферы государство
ориентируется на косвенные пути воздействия - через систему кредитно-
денежного обращения, являющейся своего рода кровеносной системой экономики.
Этот косвенный вариант регулирующего влияния на производственный сектор
построен на компромиссах. Прямого вторжения в планы предпринимателей не
сеществует. В то же время косвенные методы создают предпосылки к тому,
чтобы предприниматель сам стремился поступать в соответствии с целями
экономической политики. Однако внешне государственный замысел будет
реализовываться через принятие деловыми кругами самостоятельных решений.
Таким образом, «косвенные методы регулирования проявляются в сочетании
необходимых для рынка элементов свободы с мягкими, но тонко рассчитанными и
настойчивыми действиями государства.»[5] Все это возможно лишь благодаря
использованию правительством такого мощного регулирующего рычага, как ЦБ.

З. ИНСТРУМЕНТЫ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ


Работая в сфере денежно-кредитного обращения, ЦБ использует различные
инструменты. Большинство из них имеют косвенный характер воздействия..
Однако некоторые операции кредитного центра могут осуществляться прямым
образом (схожим примером могут служить субсидии[6] государства).
|Схема 1. Структура мер кредитной политики[7] |
|КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА |
| | | |
|Прямые методы | |Косвенные методы |
| | | |
|Ограничение динамики кредитования| |Учетная (дисконтная) политика |
| | |Операции на открытом рынке |
| | |Политика минимальных резервов |
| | |Добровольные соглашения |

Ограничения динамики кредитования.
Данный вариант мер заключается в том, что в некоторых странах (в
Англии, Франции, Швейцарии, Нидерландах) ЦБ обладает правом ограничивать
степень роста кредитных вложений деловых банков в небанковском секторе. С
этой целью вводится процентная норма расширения кредитных операций за
определенный отрезок времени. Если условия не выполняются, ЦБ применяет
санкции: банки могут быть обязаны выплатить штрафные проценты или '(как это
принято в Швейцарии) перевести на беспроцентный счет ЦБ сумму, равную
размеру превышенного кредита.
Названные методы регулирования имеют "минусы": они ослабляют роль
конкуренции. Ограничивается динамика набирающих обороты и стремящихся к
значительной экспансии банков. Полученные в ходе конкуренции возможности
отдельных банков не дают им преимуществ. ЦБ проводит свою операцию как бы
"под одну гребенку". К тому же данный инструмент не очень гибок. Уровень
регулируемых ЦБ процентных норм не всегда успевает за оперативным
повышением спроса в кредитах.
В целом же прямые методы, которые носят несогласованную с рыночной
экономикой природу, применяются, как правило, лишь тогда, если косвенные
способы уже не способны сыграть свою роль. Но при этом следует признать:
результат прямого воздействия может быть достаточно высоким.
Учетная (дисконтная) политика.
Данный вид операций относится к давно используемым методам
регулирования. ЦБ выступает в роли кредитора по отношению к деловым банкам.
Средства предоставляются при условии переучета векселей банков и под залог
их ценных бумаг. Такие полученные в центральном кредитном звене средства
называются редисконтными или ломбардными кредитами. ЦБ имеет право
манипулировать ставкой процента, по которой он выдает банкам кредиты.
Возможность установления "цены" кредита выступает как метод влияния на
кредитную систему.
Определяемый центральным банком уровень "цены кредита" получил в
экономической науке и практике обозначение официальной «учетной ставки»[8]
(которую иначе также называют дисконтной или ломбардной).
Взятые в ЦБ кредиты предоставляются банками другим субъектам экономики,
но уже по более высокому проценту. Естественно, что процентная политика
деловых банков отражает те изменения, которые осуществляет ЦБ в ходе своей
политики. С помощью ставки процента ЦБ тем самым оказывает косвенное
воздействие на соотношение спроса и предложения на рынке капиталов.
Рост процентной ставки, т.е. «удорожание» кредита, ограничивает размер
спроса на заемные ресурсы и сокращает намерения фирм к увеличению
инвестиций. Снижение же ставки "удешевляет" кредит, в результате чего у
частного сектора (домашних хозяйств, фирм) возрастает стремление к
инвестициям. Этот стимул реализуется в форме покупки акций,
производственного оборудования или строительства новых производственных
корпусов. Такова схема данного механизма. В реальной жизни взаимодействие
параметров является, естественно, не всегда столь простым.
Важное значение имеет функция учетной политики, как манипулирование
ставкой процента, которое усиливает эффект от применения других
регулирующих мер ЦБ, а именно операций на открытом рынке и установления
норм обязательных резервов. Если действие одного влияющего рычага на
поведение самостоятельного коммерческого банка оказывается недостаточным,
то совокупность мер, предпринимаемых центральным банком, дает ему
возможность добиться своего замысла.
Применительно к России следует отметить, что в рамках учетной политики
Центральный банк стал практиковать в 1995 г. также и ломбардный кредит,
осуществляемый под залог ценных бумаг (в основном государственных
казначейских облигаций).
Операции на открытом рынке.
Прибегая к данному виду регулирования, ЦБ осуществляет куплю и продажу
ценных бумаг на открытом рынке (например, на бирже). За счет их продажи
банк, по сути, изымает избыточные балансовые резервы коммерческих банков. В
макроэкономическом плане это означает изъятие из оборота определенной массы
денежных средств. Покупка центральным банком ценных бумаг способствует
образованию у коммерческих банков дополнительных балансовых резервов.
Денежная масса в обращении возрастает. В итоге расширяются возможности для
кредитных операций деловых банков.
Данные меры делают ЦБ активным участником денежного и кредитного
рынков. В процессе же проведения учетной политики позиция ЦБ остается в
известном смысле пассивной (решения о том, идти ли на учет своих векселей,
получать ли кредит под залог своих ценных бумаг у ЦБ, принимаются самими
коммерческими банками). К тому же операции на открытом рынке вполне
согласуются с рыночными правилами. Выступая на рынке ценных бумаг, ЦБ
реализует роль такого же контрагента, как и другие его участники. Поэтому
данный метод регулирования принято считать идеальным кредитным
инструментом.
Политика минимальных резервов.
Согласно сложившимся в мире правилам минимальные резервы хранятся в ЦБ
в форме бессрочных вкладов. Верхней границы их не существует. Данные
средства не лежат замороженными. Ими могут пользоваться разные банки на
протяжении длительного времени, но при этом в распоряжении ЦБ должна
оставаться определенная сумма так называемого минимального резерва,
необходимая для работы делового банка в течение определенного периода (как
правило, одного месяца). Если банк не выполняет это требование, он
выплачивает штрафные проценты.
Норма обязательного резерва рассчитывается как отношение его суммы к
срочным обязательствам делового банка. Для примера: норма резервов
составляет 20%. Это значит, что деловой банк, имеющий срочные обязательства
на сумму 1 млн дол., должен располагать в ЦБ резервом в сумме 200 тыс. дол.
Если в следующем месяце срочные обязательства повысятся до двух миллионов
долларов, то коммерческий банк должен увеличить свой резерв в центральном
банке до 400 тыс. дол. (Норма резервов в России была повышена в 1992 г. и
составляла в 1997 году 15-20% — в зависимости от вида вклада.)
Политика резервирования является относительно "грубым" методом и при
использовании в отрыве от других средств создает определенную жесткость в
экономическом регулировании. Для сравнения можно сказать, что операции на
открытом рынке и учетная политика считаются методами тонкого регулирования.
В целях смягчения действия резервной политики ЦБ старается дополнять эти
меры и относительно редко осуществлять изменения нормы резервов.
Добровольные соглашения.
Совокупность регулирующих мер центрального банка дополняется системой
так называемых добровольных соглашений, заключаемых между ЦБ и деловыми
банками. Такие договоры особенно удобны в том случае, когда ЦБ должен
принимать оперативные решения, действовать быстро и без особого
бюрократизма.
На основании соглашений банки проявляют добровольную готовность на
лимитирование своей деятельности. Например, они обязуются расширять
кредитные операции лишь до определенного предела. Центральный же банк берет
на себя обязательство информировать деловой сектор о тенденциях в денежно-
кредитной, валютной сфере. Это вооружает знанием и пониманием возможных
неблагоприятных Процессов в монетарной области. Речь идет о своего рода
джентльменской кооперации. Ее успех зависит в определенной степени от
возможности ЦБ "мягким давлением" на деловые банки побуждать их выполнять
условия добровольного соглашения.

4. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ


Наибольшая эффективность регулирующего действия центрального банка
проявляется тогда, когда используется вся совокупность экономических
инструментов, причем в целесообразной последовательности. Необходимо
учесть, что возможности центральных банков в разных странах неодинаковы
вследствие различных причин. Например, Немецкий федеральный банк использует
более разнообразные методы по сравнению с Национальным банком Швейцарии.
Действия Российского Центрального банка тоже пока ограничены. Практикуются
лишь две операции: политика учетных ставок и политика минимальных резервов.
В связи с этим эффект от выбранной последовательности действий ЦБ ограничен
малым числом вариантов и зависит во многом от конкретной специфики
обстоятельств.
Проведение кредитного регулирования объективно осложняется двумя
обстоятельствами.
Во-первых, непростой проблемой является сама оценка состояния
экономического развития (что необходимо для принятия центральным банком
наиболее рациональных мер).
Во-вторых, регулирование в рамках национальной экономики усложняется из-
за влияния внешнеэкономических процессов. Итогом является то, что целевая
направленность принимаемых мер может искажаться.
Например, проводя рестриктивную (ограничительную, сдерживающую)
политику с помощью высокой ставки процента, ЦБ может тем самым привлечь
поток иностранного капитала в страну. Если исходная цель состояла в
ограничении инвестиционной активности, то из-за притока иностранного
капитала степень этой активности может не снизиться, а возрасти.
Осуществляя регулирование, ЦБ должен учитывать не только взаимосвязи в
рамках мировой экономики, но и взаимозависимость звеньев национального
хозяйства. Отметим следующие проблемные случаи.
1. Учетная политика оказывает влияние не только на банки, но и на другие
секторы экономики. Негативное воздействие процентных колебаний
проявляется по отношению к тем сферам народного хозяйства, которые
обременены долгами. К ним относятся: государственный сектор,
капиталоемкие производства (АЭС, ГЭС), железнодорожный транспорт,
домовладения, фермерское хозяйство.
2. Процентная политика приводит к растущему ценовому эффекту. Субъекты
экономики стремятся уйти из-под влияния растущей учетной ставки путем
переложения своих издержек на плечи клиентов (повышая соответственно цену
своих благ). В итоге создается дополнительная трудность для политики
государства в области сдерживания инфляции.
В рамках российской экономики, переживающей в настоящее время
существенные проблемы с инфляцией, такой побочный эффект особенно болезнен.
Частный сектор стремится возложить на покупателя всю дополнительную
нагрузку, которая падает на него в результате регулирующих мер. Возможность
такой финансовой изворотливости в России выше, поскольку степень
насыщенности рынка, конкуренции слабее, чем это имеет место в развитых
странах Запада.
3. Административное предписание уровня процента "сверху" не является
рыночно ориентированным действием. Ослабление рыночного механизма
приводит к нежелательным последствиям. Например, итогом может быть
усиление элементов теневой экономики.
В условиях России система ограничений и предписаний велика не только
относительно ставки процента, но и в области выдачи лицензий на проведение
кредитных операций. В стране в настоящее время действует достаточно много
коммерческих банков. Однако заметное распространение получила система
частного, небанковского кредитования, стоящая вне прямого контроля со
стороны государства. Это - элемент теневой экономики. Мелкие бизнесмены
пользуются, например, таким (не имеющим институциональной формы) видом
кредита для организации зарубежных деловых поездок и проведения закупочно-
сбытовых операций. Ставки данного кредита чрезвычайно высоки, но получение
таких средств не требует тех формальностей, с которыми предприниматели
сталкиваются, ориентируясь на ресурсы коммерческих банков.
4. Воздействие центрального банка на экономику с помощью политики процента
имеет свои ограничения, поскольку деловые банки и крупные фирмы очень
часто переносят свои операции за границу, с тем чтобы использовать
имеющиеся там преимущества в области процентных ставок.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Кредитно-денежная политика играет большую роль в политике государства.
Одним из важнейших министерств государства является Министерство Финансов,
проводящее кредитно-денежную политику в соответствии с задачами и целями
развития государства и общества. Неудивительно, что Министерству Финансов
подвластно достаточно много различных структур, например таких, как
Центральный банк. Очень много органов (министерства, ведомства, комитеты,
отделы) проводят политику государства в разных областях, напрямую или
косвенно связанных с экономикой.
С точки зрения экономики и денежного обращения контроль над кредитом
призван ориентировать эмиссию денег на достижение экономических и
финансовых задач правительства; в целом государственные органы призваны
обеспечить распределение кредитов в пользу частных лиц, предприятий и при
необходимости государства в таком объеме, под такой процент и на такие
сроки, которые наиболее соответствуют интересам общества.
В рыночной системе государство — не волшебный источник средств, а лишь
механизм, предназначенный для того, чтобы одни граждане (с более высоким
доходом) платили — через налоги — другим (имеющим меньший доход). В новых
условиях главными факторами благополучия личности становятся ее инициатива,
стремление к персональной активности, готовность самой выбирать варианты
экономических решений.



6. ПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Государственное и муниципальное управление: справочник.

М.: «Издательство Магистр», 1997

2. Соколинский В.М. Государство и экономика.

М.: Финансы и статистика, 1997

3. Берже П. Денежный механизм.

М. – Прогресс, 1993

-----------------------
[1] Государственное и муниципальное управление: справочник. – М.:
«Издательство Магистр», 1997, с.150
[2] Соколинский В.М. Государство и экономика. – М.: Финансы и статистика,
1997, с.65
[3] Там же
[4] Берже П. Денежный механизм. – М. – Прогресс, 1993, с.88
[5] Соколинский В.М. Государство и экономика, с.66
[6] Субсидия (от лат.subsidium – помощь, поддержка) – пособие в денежной
или натуральной форме, предоставляемое государством за счет средств
государственного или местного бюджетов, а также специальных фондов
юридическим и физическим лицам, местным органам власти, другим
государствам. (Государственное и муниципальное управление: справочник.
с.403).
[7] Соколинский В.М. Государство и экономика, с.67
[8] Учетная ставка официальная – ставка процента, которую назначает ЦБ за
получение в долг средств из его резервов, то есть за ссуды, выдаваемые им
коммерческим банкам. . (Государственное и муниципальное управление:
справочник. с.427).






Реферат на тему: Кредитно-денежная политика ЦБ


Томский государственный университет

Экономический факультет

Кафедра государственного регулирования национальной экономики



Денежно-кредитная политика

центральных банков.



Научный руководитель:

Доктор экономических наук,

профессор Шушарин А.Л.



Томск 1997



План.

1. Введение 2


2. Роль и значение центрального банка . 4

2.1 Цель денежно-кредитной политики центрального банка. 4
2.2 Функции центрального банка 7
2.3 Типы денежно-кредитной политики 11

3. Инструментарий денежно-кредитной политики. 11

3.1 Контроль над банковской системой. 16
3.2 Регулирование системы платежей. 22
3.3 Операции на открытом рынке 24
3.4 Учетная политика 25
3.5 Резервные требования 31

4. Заключение 34


5. список ипользованной литературы 36



Введение

Ключевым элементом финансово-кредитной системы любого развитого
государства сегодня является центральный банк, выступающий проводником
официальной денежно-кредитной политики. В свою очередь денежно-кредитная
политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного
регулирования экономики. Соответственно без овладения методами деятельности
центральных банков, инструментами денежно-кредитной политики не может быть
эффективной рыночной экономики. В этой работе мы попытаемся вкратце
рассмотреть функции и методы центрального банка при проведении денежно-
кредитной политики, а также затронем мировой опыт использования
инструментов данной политики.

На современном этапе развития многих государств мира дискуссия о роли и
функциях центральных банков, начавшаяся практически с момента их
возникновения, получила дополнительный импульс. Коренные перемены в бывших
социалистических странах и их переход к рыночной экономике отчетливо
показали огромную роль центрального банка западного образца в осуществлении
важнейших социально- экономических преобразований. Недавно новый статус
центрального банка принят во Франции, на самом высоком уровне идут дебаты
по правам центрального банка в Великобритании, обсуждается положение о
чрезвычайных экономических полномочиях центрального банка в США.
Эффективность осуществляемой центральным банком финансовой политики в этих
условиях многие банковские специалисты, ученые и обозреватели связывают их
с полномочиями и степенью независимости от правительственных органов.

На нынешнем этапе банковские системы оказались в эпицентре влияния двух
долгосрочных процессов: радикального совершенствования технологий на основе
широкомасштабного внедрения автоматизированных систем обработки информации
и средств дальней связи в банковской деятельности; снижение барьеров на
экономических и политических границах. Эти процессы открывают новые
возможности для развития системы платежей и расширения финансовых рынков. В
то же время они оказывают влияние на изменение управленческой структуры,
частью которой является центральный банк со своей особой ролью в
регулировании этих процессов.



Роль и значение центрального банка .

Цель денежно-кредитной политики центрального банка.

Любое государство ставит перед собой цели экономического развития,
основными из которых являются: обеспечение устойчивых темпов роста
производства, достижение высокого уровня занятости, стабильность цен,
сохранение внешнеэкономического равновесия.

Важно при этом отметить, что среди конечных, стратегических целей
существует одна, ответственность за реализацию которой несет во всем мире
центральный банк - это сохранение внутренней и внешней стоимости
национальной валюты. Эта цель достигается с помощью различных инструментов
денежно-кредитного регулирования экономики, суть которого заключается в
том, что центральный банк воздействует на объем денежной массы в обращении
и цену кредита, т.е. процентную ставку. Эти два компонента находятся
постоянно в поле зрения центрального банка.

Для устойчивого функционирования банковской системы любой страны также
необходимо формирование гибкого механизма денежно-кредитного регулирования
экономики, позволяющего центральному банку эффективно воздействовать на
хозяйственную активность, контролировать деятельность банковских
институтов, добиваться стабилизации денежного обращения.

Денежно-кредитная роль центрального банка по мнению председателя Совета
управляющих ФРС США Алана Гринспэна(1) сводится к достижению двух главных
целей: с одной стороны, обеспечивать ликвидностью, с другой - согласовывать
степень совокупной ликвидности со стабильными ценами. Если фискальная
политика фокусирует свои взгляды на составе и уровне правительственных
расходов и налогов, то кредитно-денежная - на необходимом уровне
ликвидности в данной экономики. Важным моментом оказывается вопрос о
степени независимости центрального банка от правительства, чтобы не было
возможности получения прямых займов для покрытия бюджетного дефицита, так
как такой способ финансирования дефицита бюджета ведет к высокому уровню
инфляции. При этом под независимостью понимается лишь часть вопроса о
разделении функций.

Независимость центрального банка является довольно ограниченной, и ее
следует понимать главным образом как некую самостоятельность внутри системы
государственного регулирования, строго в пределах полномочий, данных
законодательной властью.

Политика центральных банков ставит своей конечной целью долговременную
стабильность цен, чтобы инфляционные ожидания не оказывали сильного влияния
на принятие хозяйственных решений.

(1) Алан Гринспэн Коммерческие банки и центральный банк в рыночной
экономике // Вопросы экономики -1991-№12-С.87-113

Стабильность цен предполагает снижение степени неопределенности в прогнозах
соотношения цен, имеющих решающее значение для инвестиционных решений.
Однако центральные банки прибегают и к другим кратко- и среднесрочным
макроэкономическим целям, чтобы сгладить конъюнктурные колебания в
экономике, например, сохранение низких темпов инфляции, чтобы поддержать
экономический рост. Вообще меры кредитно-денежной политики обычно оказывают
воздействие на экономику и цены на протяжении длительных периодов, так как
решениям в области этой политики внутренне присуща ориентация на будущее.
Подтверждением этого служит то, что для достижения макроэкономических целей
применяются цели или показатели, представляющие собой нечто среднее между
политическими решениями и конечными результатами, например, темпы роста
номинального и реального доходов или номинальные или реальные процентные
ставки.

Особенность кредитно-денежной политики как орудия государственного
регулирования заключается в косвенном характере ее воздействия на
производство. Такая политика может повлиять на принятие тех или иных
хозяйственных решений участниками процесса воспроизводства через изменения
финансовых факторов. Процесс кредитного регулирования можно разделить на
два этапа: на первом центральный банк воздействует на соотношение между
спросом и предложением на кредитно-денежные ресурсы путем воздействия на
изменения денежной массы и процентных ставок, объемов кредитных операций,
условий кредитования и т.д. Соответственно цели кредитно-денежной политики
подразделяются на промежуточные (процентные ставки, денежная масса, объем
кредитов и т.д.) и конечные (национальный доход, занятость, темпы роста цен
и т.д.). Задачи кредитно-денежной политики можно сформулировать так:
смягчение циклических колебаний в экономике, стабилизация цен и
стимулирование экономического роста, обеспечение оптимального платежного
баланса. Эти цели за довольно длительный срок не претерпели значительных
изменений, только периодически происходит смена приоритетов и идут большие
дискуссии о методах решениях поставленных задач.

В России статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и
деятельности Банка России определяются Конституцией Российской Федерации,
законом «О Центральном банке РСФСР (Банке России) и другими федеральными
законами.

Основными целями деятельности Банка России, выделенными в законе «О
Центробанке» являются:

«защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной
способности и курса по отношению к иностранным валютам;

развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы
расчетов. Получение прибыли не является целью деятельности Банка
России»(1).



Закон «О Центральном банке РСФСР (Банке России)»// Экономика и жизнь- 1995-
19 мая

Функции центрального банка

«На этапе формирования центральных банков в различных странах их
основной функцией было кредитование. По мере международного разделения
труда и развития внешнеэкономических связей сфера их кредитной деятельности
постоянно расширялась. В связи с этим наряду с укреплением положения
центрального банка в национальных финансовых системах возросла их роль и
активность в международном кредитовании»(1).

Однако в процессе дальнейшего развития экономической деятельности
функции центрального банка значительно диверсифицировались. Главной их
заботой стало проведение денежно-кредитной политики. Сейчас уже никто не
отрицает важности такой функции центрального банка, как обеспечение
надежной системы платежей. Осуществляемая центральным банком во многих
промышленно развитых странах роль распределителя финансовых средств и
контролера банковской системы не менее важна, чем денежная политика.

Современные центральные банки формировались главным образом в процессе
фундаментального изменения денежной системы - в период перехода от
технологии платежей, построенной на товарных деньгах, к технологии
доверительных (бумажных) денег. Ответственность за платежи в этом случае (в
отличии от технологии расчетов с помощью товарных денег) несет третья
сторона. Надежность долговых обязательств, а также качество платежей
зависят от финансового положения и оперативности этой третьей стороны.
Поэтому система базирующаяся на доверительных деньгах, требует надежного
гаранта, чьи обязательства всеми принимаются и пользуются общим доверием.
Именно этим объясняется, почему после ряда неудачных экспериментов с
неуправляемыми частными гарантами- банками было признано, что роль
безусловного конечного гаранта должна быть центральному банку, призванному
выполнять эту важную общественную функцию . Таким образом, центральные
банки были созданы, чтобы гарантировать выполнение финансовых обязательств,
принимаемых всеми в экономике, и, по существу, обеспечивать доверие к
системе платежей на основе бумажных денег, придавая всем уверенность в ее
единстве, надежности, эффективности.

С расширением денежной сферы и возможностей коммерческих банков
центральные банки стали выполнять другую общественную функцию, хотя и менее
заметную, -оказания банкам платежных услуг, аналогичных тем услугам,
которые эти банки оказывают частным лицам и фирмам. Когда платежи
осуществляются между банками, то центральный банк служит единственно
возможным посредником, выступая как представитель банковской системы в
целом. Перевод оплаты через центральный банк - единственная платежная
операция,

Силаев В.П. Эволюция центральных банков: функции, организация,
технология.// Банковское дело - 1995 - №8 - С.24-28

которая немедленно и полностью погашает обязательство и завершает сделку,
исключая любой риск. Деньги центрального банка, хранимые в банках или
резерве, исключаются из общего денежного снабжения и практически невидимы,
но, тем не менее, действует как необходимый «смазочный материал» для всей
денежной системы. В связи с этим современную систему платежей можно
представить в виде пирамиды, в основании которой находятся индивидуальные
вкладчики и фирмы, а в середине - коммерческие банки, оказывающие им
платежные услуги, а на вершине - центральный банк, выполняющий подобную
сервисную роль для коммерческих банков.

«Основные функции банков, как отмечается в трудах классиков-
финансистов, вытекают из трех главных функций денег: средство платежа, мера
стоимости и средство накопления (еще выделяют две - средство обращения и
мировые деньги). В соответствии с этим рассматривается тройная функция
центрального банка:

1) осуществление денежной политики;

2) организация системы платежей;

3) контроль банковской деятельности»(1).

Денежная политика призвана способствовать стабилизации реальной
стоимости денежной единицы измерения. Контроль банковской деятельности
должен обеспечивать защиту вкладов, являющихся средствами денежного
обращения и средствами накопления. Система платежей призвана сделать деньги
эффективным и безопасным средством расчетов. Все эти кажущиеся различными
функции в реальных условиях тесно взаимосвязаны. Поэтому, чтобы избежать
внезапных финансовых потрясений, необходимо учитывать в банковской
деятельности все особенности очень строгих и, вместе с тем, достаточно
гибких законов денежного обращения.

Основной функцией любого центрального банка является осуществление
контроля за движением денежной массы и кредита, но это общее положение ,
безусловно, нуждается в конкретизации. Давайте с вами посмотрим какие
функции декларирует и стремится выполнять ФРС США:

«формулирует и проводит денежно-кредитную политику, стремясь
сбалансировать рост денежной массы с потребностями экономики. Конечными
целями служит неинфляционный экономический рост, высокий уровень занятости,
оптимизация платежного баланса;

осуществляет регулирование и надзор за финансовыми операциями для
поддержания устойчивости и одновременно динамичности кредитной системы. ФРС
также осуществляет контроль за выполнением многих финансовых законов, будь
то деятельность

Силаев В.П. Эволюция центральных банков: функции, организация,
технология.// Банковское дело - 1995 - №8 - С.24-28

холдингов или предоставление потребительского кредита. ФРС имеет
монопольное право эмиссии банкнот, и денежное обращение в США состоит
только из ее банкнот;

играет роль «банка банков», поскольку все сберегательные институты
обязаны держать на счетах в окружных федеральных банках резервы от
определенной доли их депозитов; кроме того, ФРС снабжает наличными деньгами
и обслуживает чековое обращение в стране;

как «кредитор последней инстанции», обеспечивает важную функцию защиты
от финансовой паники, которая может быть вызвана крахом крупного банка или
корпорации;

выступает в качестве финансового агента американского правительства,
выпускает и погашает государственные ценные бумаги, управляет
правительственными счетами и финансовыми активами различных федеральных
ведомств;

может также воздействовать на объем биржевого кредита, изменяя правила
для гарантийных взносов инвесторов, берущих сумму на покупку акций (маржу);

ведет дела с центральными банками других стран и вообще осуществляет
международные операции от имени американского правительства»(1).



А теперь можно сравнить функции ФРС США с функциями, обозначенными в
законе о Банке России:

1) «во взаимодействии с правительством РФ разрабатывает и проводит
единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на
защиту и обеспечение устойчивости рубля;

2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их
обращение;

3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций,
организует систему рефинансирования;

4) устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;

5) устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского
учета и отчетности для банковской системы;

6) осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций,
выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций,
занимающихся их аудитом;

1) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

7) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в
соответствии с федеральными законами;

Степанов Ю. Опыт организации работы центральных банков в зарубежных
странах// Вопросы экономики-1995-№10-С.20-28.

9) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все
виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка
России;

10) осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и
продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с
иностранными государствами;

11)организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так
и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством РФ;

12)принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и
организует составление платежного баланса РФ;

13)в целях осуществления указанных функций проводит анализ и
прогнозирование состояния экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего
денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует
соответствующие материалы и статистические данные;

14)осуществляет иные функции в соответствии с федеральными
законами»(1).(ст. 4)

После такого сравнения можно сделать вывод, что функции, возложенные
на центральные банки в разных странах, почти не отличаются, за исключением
некоторых аспектов.



Закон «О Центральном банке РСФСР (Банке России)»// Экономика и жизнь- 1995-
19 мая.



Типы денежно-кредитной политики

В зависимости от состояния хозяйственной конъюнктуры Центральный банк
делает выбор между двумя основными типами монетарной политики, для
каждого из которых характерен свой набор инструментов и определенное
сочетание экономических и административных методов регулирования.

Рестрикционная (рестриктивная) денежно-кредитная политика (так
называемая политика "дорогих денег") направлена на ужесточение условий и
ограничение объема кредитных операций коммерческих банков и повышение
уровня процентных ставок. Ее проведение обычно также предполагает и
сопровождается увеличением налогов, сокращением государственных расходов,
а также другими мероприятиями, направленными на преодоление инфляции.
Рестрикционная денежно-кредитная политика может быть использована не только
в целях борьбы с инфляцией, но и для сглаживания циклических колебаний
деловой активности.

Экспансионистская денежно-кредитная политика сопровождается расширением
масштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом количества
денег в обращении, понижением уровня процента. Иначе эту систему методов
называют еще политикой дешевых денег.

Денежно-кредитная политика как экспансионистского, так и
рестрикционного типа может иметь тотальный либо селективный характер. При
тотальной монетарной политике мероприятия Центрального банка
распространяются на все учреждения банковской системы, при селективной -
на отдельные кредитные институты либо их группы или же на определенные
виды банковской деятельности. Селективная денежно-кредитная политика
позволяет Центральному банку оказывать выборочное воздействие в
определенном направлении. При ее проведении практикуется использование
следующих инструментов или их разнообразных сочетаний: лимитирование
отдельных видов операций банков (или их групп, например по регионам),
установление размеров вознаграждения коммерческих банков при проведении
различных финансово-кредитных операций, регламентация условий выдачи
отдельных видов ссуд различным категориям заемщиков, установление кредитных
потолков.

Выбор типа проводимой монетарной политики, а соответственно и набора
инструментов регулирования деятельности коммерческих банков
осуществляется Центральным банком в каждом конкретном случае исходя из
состояния хозяйственной конъюнктуры. Разработанные на основе такого
выбора основные направления денежно-кредитной политики утверждаются
законодательным органом. При этом необходимо учитывать временной лаг
между проведением того или иного мероприятия монетарного регулирования и
проявлением эффекта от его реализации.



Инструментарий денежно-кредитной политики.

Механизм регулирования банковских операций зависит от форм организации
банковской деятельности в стране, места, роли и функций центрального банка,
степени его независимости от правительства и других факторов. Он включает
как методы и инструменты регулирования наличных и безналичных банковских
операций, так и конкретные формы контроля за динамикой денежной массы,
банковских процентных ставок и банковской ликвидностью на макро- и
микроэкономическом уровне.

Достижение поставленных задач по управлению платежным оборотом в
едином экономическом пространстве достигается центральным банком путем
разработки и реализации комплекса мер на макроэкономическом уровне, а также
посредством регулирования операций отдельных банковских учреждений или их
групп. При этом могут использоваться как прямые (административные), так и
косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность банков.
Реакция рынка банковских услуг на прямые на прямые административные методы
вмешательства в деятельность банков более ощутима во времени и
пространстве. Использование же косвенных экономических методов предполагает
высокую степень развития процессов саморегулирования на микроэкономическом
уровне, а эффект применения замедлен и неоднозначен.

«К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) или
запреты, устанавливаемые центральным банком в отношении количественных и
качественных параметров деятельности банков. При использовании
административных методов воздействия наиболее широко применяются такие
инструменты как квотирование отдельных видов пассивных и активных операций;
введение потолков (лимитов) на выдачу различных категорий ссуд и на
привлечение кредитных ресурсов; ограничение на открытие филиалов и
отделений и т.д.; лимитирование размеров комиссионного вознаграждения,
тарифов за оказание различных видов услуг, процентных ставок; определение
номенклатуры операций, видов обеспечения, а также перечня банков,
допущенных к отдельным видам операций (контингентирование)»(1).

Административные методы, как правило, используются в странах с
развитой системой государственного планирования экономики. Правда, довольно
часто административное регулирование преимущественно применялось в странах
с рыночной организацией хозяйственной жизни, но лишь на период
глобального кризиса. Так, в США такие денежно-кредитные инструменты ФРС
применяла в эпоху Великой Депрессии, а также во время корейской войны.

Банковское дело :Справ. пособие /М.Ю. Бабичев, Ю.А. Бабичева и др.; Под
редакцией Ю.А. Бабичевой. - М.: Экономика, 1994.-397 с.



Банк России чаще использует такие административные меры как
регулирование общего объема, выдаваемых им кредитов в соответствии с
принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.

В прямые количественные ограничения включают установление лимитов на
рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных
банковских операций. Банк России в праве применять прямые количественные
ограничения в исключительных случаях в целях проведения единой
государственной денежно- кредитной политики после консультаций с
Правительством РФ.

«Банк России устанавливает роста одного или нескольких показателей
денежной массы исходя из основных направлений единой государственной
денежно-кредитной политики. Центральный банк РФ ежегодно не позднее 1
декабря представляет в Государственную Думу основные направления денежно-
кредитной политики на предстоящий год. Предварительно проект этой политики
представляется Президенту РФ и Правительству РФ. Основные направления
денежно-кредитной политики на предстоящий год включают следующие положения:
анализ состояния и прогноз развития экономики РФ; основные ориентиры,
параметры и инструменты денежно-кредитной политики»(1).

К экономическим методам управления совокупным денежным оборотом и
регулирования банковских операций относятся мероприятия, использование
которых оказывает в основном косвенное воздействие и не предполагает
установление прямых запретов или лимитов. Выделяются три основные группы
экономических методов управления: налоговые, нормативные (размер вводимых
ограничений или льгот увязываются с масштабом операций) и корректирующие.
Использование налоговых методов является прерогативой финансовых органов, в
то время как нормативных и корректирующих - центрального банка.

К нормативным методам воздействия относится использование таких
инструментов воздействия, как отчисления в фонд регулирования кредитных
ресурсов, коэффициенты ликвидности и достаточности банковского капитала, а
также иные виды отчислений и коэффициентов, обязательных к исполнению и
устанавливаемых в виде норматива; к корректирующим - учетная политика и
операции на открытом рынке.

Нормативные методы применяются путем установления и периодического
пересмотра в сторону увеличения или уменьшения контрольных цифр в виде
соотношения двух величин, скорость их воздействия невелика, и эффект от
вводимых нормативов проявляется



Закон «О Центральном банке РСФСР (Банке России)»// Экономика и жизнь- 1995-
19 мая.

через относительно длительный промежуток времени. Основным нормативным
инструментом является изменение нормы обязательных резервов, которая во
многом определяет размер денежного мультипликатора.

Банк России по вопросам, отнесенным также к его компетенции, издает
нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной
власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех
юридических и физических лиц. При этом по закону нормативные акты
Центробанка не могут противоречить федеральным законам. Они вступают в силу
со дня их официального опубликования в официальном издании Банка России
(«Вестнике Банка России»), за исключением случаев, установленных Советом
директоров и эти документы не имеют обратной силы. Нормативные акты Банка
России обязательно регистрируются в Министерстве юстиции РФ и в полном
объеме отправляются во все зарегистрированные кредитные организации.(ст. 6)

Корректирующее воздействие осуществляется путем проведения кредитных
операций Центральным банком (когда Центробанк выступает в качестве
кредитора в последней инстанции) и операций с ценными бумагами, которые
могут проводиться по усмотрению Центрального банка в необходимых масштабах
и с нужной периодичностью, за счет чего эффект достигается более быстро.
Эта форма воздействия отличается гибкостью и оперативностью,
возможностью оказывать стимулирующее либо ограничивающее воздействие на
кредитно-депозитную эмиссию в зависимости от ситуации.

«Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики, которые
использует Банк России являются:

1)процентные ставки по операциям Банка России;

2)нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России
(резервные требования);

3)операции на открытом рынке;

4)рефинансирование банков;

5)валютное регулирование;

6)установление ориентиров роста денежной массы;

7)прямые количественные ограничения»(1).

Можно увидеть, методы денежно-кредитной политики Центробанка РФ уже не
ограничиваются преимущественно административными мерами. Такой
инструментарий оглашен в законе о Банке России.

Закон «О Центральном банке РСФСР (Банке России)»// Экономика и жизнь- 1995-
19 мая.



Экономические методы в наибольшей степени присущи экономике рыночного
типа с сильными традициями высококонкурентных рынков. В частности,
Федеральная Резервная Система, осуществляя контроль за финансовыми
посредниками, в настоящее время меньше использует административных
методов.

В большинстве стран в целях управления и регулирования банковских
операций Центральный банк ориентируется в основном на использование
экономических методов, работая, впрочем, и с административными
инструментами. Согласно установкам официальной денежно-кредитной политики
разрабатываются основные мероприятия по денежно-кредитному регулированию в
каждый конкретный период, определяются наиболее эффективные в данный момент
методы управления и инструменты воздействия на деятельность банков.
Тактические действия на краткосрочных временных отрезках во многом
определяются долгосрочными стратегическими планами, не нарушая сложившейся
системы приоритетов.

В действующем банковском законодательстве нашей страны юридически
закрепляется переход от чисто административных к использованию
экономических методов регулирования денежного обращения и кредитной
эмиссии, уровня банковских процентных ставок.

Принципы взаимоотношений Центрального банка с коммерческими банками
построены так, чтобы минимизировать вмешательство государства в действия
субъектов рыночной экономики: Центральный банк не имеет права вмешиваться в
текущую деятельность коммерческих банков; его регулирующие и контрольные
функции ограничиваются пределами действия соответствующих законов и
направлены на поддержание стабильности денежно-кредитной системы, но не
тотальный контроль за банками второго уровня.

В сегодняшних условиях инструментами реализации установок денежно-
кредитной политики, проводимой Центральным банком, должны стать
минимальные резервных требования, определение размеров рефинансирования
коммерческих банков и установление учетной ставки, а также операции на
открытом рынке. В этой главе мы рассмотрим

Новинки рефератов ::

Реферат: Контрольная правоохранительные органы (Право)


Реферат: Шпоры по ТГП (Теория государства и права)


Реферат: Русская философия рубежа 19-20 в. (Философия)


Реферат: Культура на пороге 21 века (Культурология)


Реферат: ЗАСОБИ СТИМУЛЮВАННЯ НАВЧАЛЬНОЇ АКТИВНОСТI МОЛОДИХ ШКОЛЯРiВ (Педагогика)


Реферат: Карфаген в 9-5 веках до нашей эры (История)


Реферат: Электричество (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Государственные деятели времён правления Александра І (История)


Реферат: Монтажные работы (Технология)


Реферат: Проверка и оценка знаний на уроках природоведения (Педагогика)


Реферат: История развития электрического освещения (Физика)


Реферат: Видеоусилитель (Радиоэлектроника)


Реферат: Сообщение на тему: Суксцессия (Биология)


Реферат: Жизнь и педагогическая деятельность К.Д. Ушинского (Педагогика)


Реферат: Лекции по уголовному процессу (Уголовное право и процесс)


Реферат: КультУра (Культурология)


Реферат: Анализ процесса формообразования и расчет параметров режимов резания (Технология)


Реферат: Аристотель (Исторические личности)


Реферат: Психолого-педагогические и организационные основы функционирования самодеятельного хорового коллектива (Музыка)


Реферат: Парламент РБ (Право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист