GeoSELECT.ru



История / Реферат: Образ иноплеменников по Повести временных лет (1060-1110) ([Доклад]) (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Образ иноплеменников по Повести временных лет (1060-1110) ([Доклад]) (История)



ОБРАЗ ИНОПЛЕМЕННИКОВ
ПО ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ
(1060-1110)

1. Предмет исследования.
Анализируется отрывок «Повести временных лет», записи с 1060 (6568) по
1110 (6618) включительно (50 лет). Это заключительный фрагмент летописи.

2. Исторические условия.
Это время правления Ярославичей, потомков Ярослава Мудрого (1019-1054).
Это – период складывания феодальной раздробленности. Власть самовластных
правителей удельных княжеств - местных князей - все более усиливается, все
сильнее становятся сепаратистские тенденции, все слабее и слабее становится
власть Великого киевского князя, которая после смерти Мстислава Великого
(1125-1132) становится чисто номинальной. Междоусобные войны между
удельными князьями опустошают Русскую землю. Каждый из них руководствуется
своими личными меркантильными интересами, заботится лишь о благе и
процветании собственного княжества, стремится подчинить себе соседей,
возвыситься над ними, сев на киевский стол. В силу этих и множества других
причин каждое отдельное княжество оказывается неспособным своими силами
противостоять иноземным нашествиям. Более того, очень часто русские князья
в собственные междоусобицы втягивают войска соседних народов: поляков,
половцев и других. Все это, без сомнения, со всех сторон ослабляло
Древнерусское государство.

3. Образ иноплеменников.
В промежуток с 1060 по 1110 год в летописи упоминаются разнообразные
народы, с которыми Русь так или иначе имела какие-либо контакты. Это и
греки, и дунайские болгары, и хазары, и берендеи, и многие, многие другие.
Наиболее часто, более 50 раз, на страницах анализируемого фрагмента
«Повести временных лет» встречаются упоминания о половцах - обитателях
поднепровских степей, беспокойных и воинственных соседях древнерусских
княжеств. Впервые упоминание о половцах встречается в записи под 1061
годом: «Впервые пришли половцы войною на Русскую землю», – сообщает
летописец.
Именно по отношению к половцам хронист применяет наиболее яркие и
выразительные эпитеты. Чаще всего он называет их «погаными». Однако этот
термин, имеющий в современности негативный оттенок, летописец использует в
несколько ином значении. Дело в том, что русское прилагательное «поганый»
происходит от латинского «paganus», что значит «язычник». Поэтому, называя
половцев «погаными», автор «Повести временных лет» прежде всего имеет в
виду их конфессиональную принадлежность, или, вернее сказать, отсутствие
таковой. Более десяти раз в анализируемом фрагменте применяется этот
эпитет.
Вообще, главным фактором, определяющим отношение хрониста к
иноплеменникам, является их конфессиональность. Отсутствие у половцев
принадлежности к какой-либо конфессии вызывает к ним особое недоверие, а в
отдельных случаях и неприязнь летописца.
Наиболее сильные эпитеты применяет автор «Повести временных лет» к
врагам, разоряющим христианские святыни. Так, в связи с разграблением Киево-
Печерского монастыря половцы характеризуются и как «безбожные враги»,
«окаянные». Половецкий хан Боняк удостоился даже названия «шелудивым» и
сравнения с хищником. Хронист называет их «оскорбителями», – оскорбителями,
прежде всего, христианских святынь, храмов, монастырей. Некрещеные
иноплеменники для него – «безбожные сыны Измаиловы, посланные в наказание
христианам», проливающие христианскую кровь, губящие христианские души и
русскую землю. Повторяясь, следует сказать, что отсутсвие христианской веры
во врагах было главным для летописца, определяющим, наряду с патриотизмом,
его отношение к воинственным иноплеменникам.

4. Осмысление летописцем нашествий иноплеменников.
Древнерусский хронист не просто фиксировал происходящее, но и по-своему
осмыслял историю, давая ей во многом отличное от современного толкование.
Нашествия иноплеменников воспринимались им с особых, свойственных человеку
того времени позиций.
Рассматривая то, как средневековый летописец осмыслял исторические
события, необходимо постоянно делать поправку на свойственное ему
мировоззрение. В представлении автора «Повести временных лет» любое событие
происходит по божьему промыслу, по неисповедимой воле всевышнего. Именно
Господь Бог вкладывает в сердца людей добрые помыслы, направляет их благие
действия. Однако в то же время он же и направляет врагов на разграбление
земель христиан. Это – наказание Господне за грехи. В связи с поражением на
реке Альте в 1068 году летописец сообщает: «Наводит Бог, в гневе своем,
иноплеменников на землю, и тогда в горе люди вспоминают о Боге;
междоусобная же война бывает от дъявольского соблазна» [122][1]. И далее:
«Когда же впадает в грех какой-либо народ, казнит Бог его смертью, или
голодом, или нашествием поганых...» [122]. В записи за 1093 год можно
прочитать: «Это Бог напустил на нас поганых, не их милуя, а нас наказывая,
чтобы мы воздержались от злых дел. Наказывает он нас нашествием поганых;
это ведь бич его, чтобы мы, опомнившись, воздержались от злого пути своего»
[159].
В пониманиии летописца каждое событие, каждое происшествие имело свой,
совершенно определенный смысл. Если битва происходит в один из церковных
праздников, то в зависимости от ее исхода, хронист воспринимает ее как
господне благоволение, или, напротив, как особо тяжкое наказание. После
двух поражений от половцев в 1093 году, случившихся в праздники Вознесения
Господня и в день святых мучеников Бориса и Глеба, он приводит слова
библейского пророка «Обращу праздники ваши в плач и песни ваши в рыдание»
[160].
Точно так же трактуются автором «Повести временных лет» и природные
явления, которые становятся для него «знамениями», предвещающими исход
сражения. «Знамения ведь на небе, или в звездах, или в солнце, или в
птицах, или в чем ином не к добру бывают; но знамения эти ко злу бывают:
или войну предвещают, или голод, или смерть» [121]. Знамение называется
добрым, если битва завершается победой над врагом и дурным, если происходит
обратное. За 1102 годом хронист записал: «Знамения ведь бывают одни к злу,
другие же к добру» [202].
Иноплеменники часто привлекаются русскими князьями к участию в их
междоусобных столкновениях. Наиболее часто в качестве наемной военной силы
привлекаются половцы и поляки. Кроме того, сами князья в распрях не могут
противостоять врагу поодиночке, подвергая Русь опустошительным набегам
соседей. На съезде в 1097 году в Любече князья пытаются прекратить усобицы:
«Зачем губим русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы
землю нашу несут розно и рады, что между нами идут войны» [188]. В этом
фрагменте, безусловно, вразилась и воля самого летописца. Положить конец
бесконечным распрям удельных властелинов, дать достойный отпор
опустошительным набегам иноплеменников, восстановить величие и могущество
Руси – вот истинный посыл и страстное желание автора «Повести временных
лет», к несчастью, как показала история, лишенное всяческой надежды на
осуществление.

-----------------------
[1] Здесь и далее – в квадратных скобках указаны номера страниц в издании:
Повесть временных лет (Перевод Д.С. Лихачева). Серия Азбука-Классика. М,
1997.





Реферат на тему: Образование 19в в Казани
Введение

В послереформенные годы развития народного образования в Казани
произошли заметные сдвиги. Утверждение капиталистического хозяйства,
развитие промышленности и торговли настоятельно требовали повышение
образовательного уровня городского населения, увеличивали спрос
дипломированных специалистов, грамотных и обученных рабочих. В
пореформенные годы увеличилось число городских учебных заведений и
количество учащихся. Если в 1882 г. в Казани было 59 русских учебных
заведений всех форм и типов, в которых обучалось 7843 учащихся, то в
1904 г. – 102 учебных заведения с 14330 учащимися. Таким образом, за
22 года количество учебных заведений и учащихся в них увеличилось
почти в два раза. Иными словами, вся система народного образования в
Казани в среднем каждый год пополнялась 2-мя учебными заведениями и
313 учащимися. Такой темп роста для Казани – крупного промышленно-
торгового центра – был явно недостаточен и далеко не все дети могли
получить даже начальное образование. Сама система народного
образования, сложившаяся после буржуазных реформ 60-х годов XIX века,
была довольно сложной. В конце прошлого – начале нашего века она
выглядела следующим образом. В городе функционировали начальные школы
(училища) нескольких типов: 27 наземных трехклассных училищ (среди них
12 мужских, 10 женских и 5 смешанных), 3 приходских двухклассных
училища, одно четырехклассное, 3 земские начальные школы, 15 церковно-
приходских школ, несколько училищ при детских приютах, 5 русско-
татарских школ, ряд татарских мектебе, медресе и новометодных школ.
Кроме этих школ, существовали частные начальные школы, в задачу
которых входила подготовка для поступления в младшие классы средних
учебных заведений и репетиторство младших классов средних школ.
Начальные школы.

В начальных русских школах (училищах) преподавали закон Божий
(краткий катехизис и священная история), чтение по книгам гражданской
и церковной печати, письмо, первые четыре действия арифметики. Таким
образом, школы не давали учащимся необходимых знаний. Они не
предусматривали преподавание таких важных предметов как
естествознание, география, история. Отсюда резкое несоответствие между
школьными программами и требованиями к жизни. Несмотря на увеличение
числа школ, большинство детей рабочих и других трудящихся оказывались
вне школы. В 1898 году, например, в Казани детей школьного возраста
(от 8 до 14 лет) насчитывалась немногим более 15 тысяч человек, а
училось в начальных городских школах менее 3-х тысяч. Велик был и
отсев учащихся. Причины этого заключались в тяжелых материальных и
бытовых условиях жизни трудящихся.
Городские власти не проявляли большой заботы о состоянии и
дальнейшем развитии начальных школ. В 1898 году, например, на их
содержание было израсходовано всего лишь 7.3 % от общего городского
бюджета. В Казани первые новометодные школы появились в конце 80-х
годов. Объективно они сыграли положительную роль в деле светского
просвещения татар, хотя во многих таких школах и продолжали
преобладать теологические дисциплины.


Подготовка учителей для начальной школы


Подготовка учителей для начальной школы проводилась в Казани в
нескольких учебных заведениях: учительском институте, учительском
семинарии, крещено-татарской учительской школе, татарской учительской
школе. Открытие учительского института произошло в 1876 году.
Казанская учительская семинария была открыта в 1872 году по инициативе
миссионера Н.И. Ильминского. Она ставила своей главной задачей
подготовку учителей русского языка из нерусского населения для
нерусских школ с «воспитательно-миссионерскими» целями. С 1872 года
школа находилась в ведении директора учительской семинарии. Она
готовила учителей для начальных татарских школ главным образом в
сельских регионах Среднего Поволжья и Приуралья. В первые четыре
десятилетия своего существования в школе обучалось в общей сложности
3390 мальчиков и 1415 девочек. Окончило же курс со званием учителя 486
человек, учительниц 186 человек.
Буржуазные реформы 60-х годов уничтожили сословный характер школы.
Гимназии были официально объявлены общеобразовательной средней школой.
В нее мог поступить любой, выдержавший вступительный экзамен и внесший
плату за обучение. Однако до Октябрьской революции в стране не
существовало единой средней школы. Так, в Казани в конце прошлого века
функционировали три казенных мужские гимназии, одна мужская частная
Мануиловой, три женские частные гимназии (Мариинская, Ксешинская и
Котовой) и одно реальное училище в составе семи классов. Наряду с
общеобразовательными средними учебными заведениями в Казани было
несколько специальных средних учебных заведений. Промышленное
техническое училище ( с тремя низшими техническими училищами при нем:
механическим, строительным и химическим), частная музыкальная школа
Гуммерта, художественная школа, а так же юнкерское пехотное училище.
Правительство стремилось всеми мерами предохранять средние учебные
заведения от представителей демократической части населения и с
помощью детально продуманной системы строго классического восприятия
не допустить проникновения в умы учащихся «крамольных» идей. Не
случайно главное внимание в казенных мужских гимназиях и реальных
училищах уделялось изучению «закона божья», греческого и латинского
языков как предметов «дисциплинирующих ум».
Программы были крайне перегружены, их изучение основывалось
главным образом на зубрежке и заучивании отдельных фактов без попытки
их обобщения. Произведения великих русских писателей XIX и начала XX
веков – Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Толстого, Чехова – в гимназиях
не изучались. Преподаванию точных наук уделялось совершенно
незначительное внимание, хотя в программе и стояли такие предметы как
арифметика, алгебра, геометрия, география и физика.

Казанский Университет

Ведущим высшим учебным заведениям в городе был университет,
который играл крупную роль в развитии демократической культуры и
науки. В пореформенные годы в нем функционировало четыре факультета:
физико-математический, историко-филологический, медицинский и
юридический. Он привлекал молодежь Поволжья, Урала и Сибири. Среди
лучшей части его студентов широкое распространение получили
прогрессивные идеи своего времени. Многие выпускники университета,
работая впоследствии преподавателями гимназий, семинарий, училищ,
сельских школ стремились донести эти идеи до своих учеников, до
народа. В начале 80-х годов в Казанском университете обучалось 847
студентов (по количеству студентов он занимал шестое место из семи
университетов страны. Университет выдвинул ряд замечательных ученых,
которые внесли большой вклад в развитие русской и мировой науки.




Новинки рефератов ::

Реферат: Беспозвоночные в медицине (Биология)


Реферат: Кубань (История)


Реферат: Билеты по основам возрастной психологии за весенний семестр 2001 года (Психология)


Реферат: Движущие силы антропогенеза (Биология)


Реферат: Организация производства на предприятии (Менеджмент)


Реферат: Организация питания (Кулинария)


Реферат: Международный рынок туристических услуг (Предпринимательство)


Реферат: День феодала (История)


Реферат: Топинамбур (Биология)


Реферат: Реабилитация инвалидов (Социология)


Реферат: Профессиональное мастерство социального педагога (Педагогика)


Реферат: Ислам (Религия)


Реферат: Договор контрактации в современных условиях (Гражданское право и процесс)


Реферат: Cтрахование ответственности (Страхование)


Реферат: Япония : древние традиции и современный стиль жизни (Искусство и культура)


Реферат: Проблемы одаренности детей младшего школьного возраста (Педагогика)


Реферат: Арабская литература и поэзия (Искусство и культура)


Реферат: Влияние государственной политики на развитие российско-украинских торгово-экономических отношений (Политология)


Реферат: Билеты по менеджменту за 1 семестр 2-го курса (2003г.) (Менеджмент)


Реферат: Системы стабилизации и ориентации (Авиация)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист