GeoSELECT.ru



Искусство и культура / Реферат: Голливуд эры немого кино (Искусство и культура)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Голливуд эры немого кино (Искусство и культура)



Санкт-Петербургский институт
кино и телевидения

Экономический факультет


Реферат на тему

Голивуд эпохи немого кино



Выполнил студент группы 542

Параничев Андрей



Санкт-Петербург
1997

Голивуд эры немого кино.

В 1907 году Дейвиду Уорку Гриффиту предложили сняться в картине
Эдвина Портера “Спасенные из одного гнезда”. И хотя первоначально
ему кино не понравилось, затем уже в течении года он снял 61
короткометражный фильм. Гриффита считали одним из самых
многообещающих режиссеров Америке. К концу 1913 года на его счету
было уже свыше 450 лент, и его не даром называли Шекспиром экрана.
Сегодня его работы демострируются весьма редко , но Гриффит
вошел в историю кино как гениальный режиссер, создатель нового
киноязыка, использовавшегося большинством его коллег вплоть до 1960-
х годов.

Отец техники киносъемки.

Отталкиваясь от достижений своих предшественников - пионеров
художественного кино, Гриффит начал разбивать сцены на множество
съемочных кадров, варьируя расстояние и ракурс съемки, чтобы
придать действию большую драматичность. Кроме того, для создания
максимальной напряженности он постепенно наращивал темп
параллельного монтажа, пока действие не достигало своего
эмоционального пика. Особенно эффективен этот метод был для показа
“чудесных” спасений, ставших фирменным знаком Гриффита.
Гриффит также стал новатором в области актерского искусства. Он
понимал, что камера невольно акцентирует внимание на каждом жесте
актеров, отчего создается впечатление, что они все время
переигрывают. В результате многие сцены смотрелись довольно глупо,
особенно те, что снимались крупным планом, и должны были изображать
бурные чувства персонажей. Гриффит же требовал от актеров более
тонкой игры, что делало его фильмы более убедительными.
Для повышения качества своих работ Гриффит широко использовал
приемы и методы, заимствованные из других видов искусства. Он
отказался от нарисованных задников, обычно применявшихся при
съемках ранних картин, в пользу твердых декораций, наподобие тех,
что используются в театре. Помимо создания реалистической
атмосферы, такие декорации позволяли камере более свободно
перемещаться, что усиливало у зрителей степень вовлеченности в
действие. Будучи большим поклонником викторианского искусства,
Гриффит также пытался строить композицию каждого кадра подобно
тому, как это делает художник на полотне, заполняя экран различными
деталями, призванными помочь зрителю лучше понять личность или
поступок персонажа. Когда Гриффиту нужно было сделать акцент на
каком-либо предмете или жесте, он часто пользовался особым методом,
при котором весь экран затемняется за исключением той области, где
находится искомый объект.
Хотя Гриффит специализировался в основном на мелодрамах, он
снял и комедии, исторические картины, триллеры, вестерны,
экранизацию Библии, различных литературных произведений, а также
ряд фильмов социального звучания.

“Рождение нации”

К 1913 году Гриффиту надоело снимать короткометражные картины,
не дававшие ему возможности в полной мере продемонстрировать свое
искусство киносъемки. Большинство кинопродюсеров того времени
полагали, что зритель не сможет высидеть на сеансе свыше 15 минут,
но Гриффит придерживался иной точки зрения. Годом раньше он имел
возможность наблюдать за реакцией зала на французский фильм
“Королева Елизавета” продолжительностью около 50 минут, а позже на
итальянский эпический фильм “Камо грядеши?”, шедший почти два часа.
После громкого скандала по поводу длительности его 42-х минутной
картины “Юдифь из Бетулии” в 4-х частях (1913) Гриффит ушел из
компании “Американ Байограф” и приступил к работе над своим первым
полнометражным фильмом “Рождение нации”.
В эту трехчасовую киноэпопею Гриффит вложил все свои знания в
области режиссуры. Фильм “Рождение нации” (1915), в котором
прослеживалась история отношений двух американских семей на
протяжении Гражданской войны и следующего периода восстановления
страны, стал наиболее значительной картиной из всех, снятых в
Америке того времени. Особенно зрелищными были батальные сцены, в
которых кадры, снятые общим планом, монтировались с крупными
планами, что позволяло зрителю наблюдать за ходом сражения как бы
изнутри. Некоторые сцены для большей убедительности снимались на
специально окрашенную пленку.
“Рождение нации” имело столь грандиозный успех, что затраты на
его производство окупились в течении двух (!!!) месяцев проката
картины. Аудитория состояла из представителей всех слоев общества,
и это существенно повысило культурный статус кинематографа. В то же
время изображение черных персонажей носило в фильме откровенно
расистский характер, что вызвало бурю протестов и привело к запрету
картины во многих американских городах.

“Нетерпимость” и последующие фильмы

Гриффит, глубоко задетый подобной критикой, предпринял попытку
восстановить свою репутацию, выпустив на следующий год весьма
сложную картину под названием “Нетерпимость”. Этот фильм состоял из
четырех сюжетов, действие которого происходило в разное время и в
различных местах - в Древнем Вавилоне, при жизни Христа, во Франции
17 века и в современном Нью-Йорк. Гриффит при помощи метода
параллельного монтажа хотел показать, как насилие и
несправедливость угрожали истине на протяжении всей истории
человечества. Однако публике, только-только начавшей привыкать к
игровому кино, фильм показался чересчур заумным, он не имел
должного коммерческого успеха.
Весь остаток своей карьеры Гриффит расплачивался за эту
неудачу. Хотя его более поздние картины, вроде “Сломанных
побегов”(1919), были встречены благожелательно, он фактически
перестал экспериментировать, его работы становились все более
старомодными и сентиментальными. В 1948 году, спустя 18 лет после
выхода его последнего фильма, он умер, совершенно забытый (подобно
Мельесу и многим другим) той самой кинематографической средой, в
создание которой он внес столь неоценимый вклад.

Киновойны

В 1907 году, когда Гриффит увлекся кинематографом, мир кино
находится на грани хаоса. Этот мир в основном контролировался
изобретателями причастными к созданию проекционной аппаратуры .
Многие из них были заняты взаимными разборками, известными как
“война патентов”, суть которых составляли споры о правах
собственности на эту аппаратуру. Эта юридическая война разразилась
еще в 1897 году, однако, несмотря на бесчисленные судебные
разбирательства , урегулировать спор не представлялось возможным -
слишком много людей внесли свой вклад в развитие техники для кино.
Тем не менее в 1909 году Томас Эдисон объявил перемирие, чтобы
всерьез заняться более серьезной проблемой в американском
кинематографе - пиратством.
Пока “живые картинки” демострировались от случая к случаю - на
ярмарках или в пассажах, - владельцы киноатракционов запросто
покупали каждую ленту по определенным расценкам за фут пленки. Но с
появлением постоянно действующих кинотеатров, их хозяева не могли
больше позволить себе покупать все картины подряд. Однако, чтобы
удовлетворить запросы публики, репертуар требовал разнообразия. На
сцену вышел новый персонаж - кинопрокатчик, приобретавший фильмы у
кинокомпаний, а затем сдававший их в наем владельцам кинотеатров.
Такая система - производитель, прокатчик, владелец кинотеатра -
гарантировала продюсерам выход их лент на широкий экран, а
владельцам кинотеатров - разнообразный репертуар по доступной цене.
Она действует и поныне.
Тогда же, в 1909 году, для Эдисона и прочих производителей кинопродукции
проблема заключалась в том, что ничто не мешало прокатчикам и владельцам
кинотеатров делать нелегальные копии популярных картин и демонстрировать их
публике, ничего не платя создателям. Для пресечения подобной практики
Эдисон и восемь его конкурентов решили образовать Патентную компанию. Эта
организация отказывалась предоставлять картины тем кинопрокатчикам, кто
имел дело с пиратами либо приобретал фильмы у компаний не являющихся ее
членами.
В ответ на этот шаг ряд кинопрокатчиков объявил о своей независимости и
наладили производство собственных картин. В 1910 году независимые создали
собственную организацию и подали в суд на Патентную компанию, обвинив ее в
незаконной попытке взять под контроль весь кинобизнес путем создания
монополии, или треста. Последовавшая за этим “Трестовая война” явилась
одним из наиболее ярких эпизодов истории американского кинематографа :
вооруженные отряды Патентной компании наводнили страну, терроризируя
съемочные группы независимых и конфисковывая их аппаратуру. Согласно
легенде кинопромышленность обосновалась в Голливуде-городке, где прежде
выращивали апельсины, - лишь потому, что он был расположен вблизи
Мексиканской границы и независимые могли покинуть страну, прежде чем
наемники из Патентной компании их настигнут.
На самом же деле Голивуд имел массу других достоинств. Там было сколько
угодно солнца, кругом раскинулись великолепные пейзажи - горы, долины,
острова, озера, пляжи, пустыни, леса, - где можно было воссоздать любую
натуру, встречающуюся на планете. Земля здесь стоила дешево, в окрестностях
имелась многочисленная рабочая сила для строительства и обслуживания
киностудий. К 1915 году здесь сосредоточилось 60% американского
кинопроизводства, а за последующие пять лет сформировалась система
киностудий, позволившая Голивуду стать кинематографической столицей мира.

Возникновение жанров

“Киномоголы” стремились выдавать развлекательную продукцию высшего
качества, но не желали рисковать, выпуская картины, коммерческий успех
которых был сомнителен. Дабы свести этот риск к минимуму, они стали
сосредоточивать свои усилия на фильмах определенных жанров. В таких
картинах многократно обыгрывались наиболее популярные сюжеты, персонажи,
знакомые темы, что обеспечивало кассовые сборы.
Наиболее популярными жанрами были детективы, фильмы ужасов, комедии,
мелодрамы, приключенческие фильмы и вестерны. Успех самых прибыльных картин
обеспечивался умелыми рекламными компаниями, в центре которых находились
кинозвезды.
Ярчайшие звезды немого кино - Мэри Пикфорд и Дуглас Фернбенкс - входили в
число самых высокооплачиваемых актеров мира. После их бракосочетания в 1920
году они были причислены к своего рода голивудской аристократии. Мэри
Пикфорд называли любимицей Америки. Как правило, она играла молодых
невинных девушек в фильмах типа “Ребекка с фермы Саннибрук”(1917). Однако
стоило ей взяться за разноплановые роли, как ее популярность тут же упала.
Публика не желала признавать, что их любимица попросту повзрослела. Дугласу
Фернбенксу славу принесли главные роли в нескольких социальных комедиях,
однако его мужественность и атлетическая фигура больше всего подходили для
головокружительных приключений, таких, как в картине “Черный пират”(1926).
В 1919 году эта пара объединилась с Чарли Чаплином и режиссером Д.У.
Гриффитом, и они совместными усилиями создали собственную компанию “Юнайтед
артистс”.

Кино эпохи джаза

После первой мировой войны Америка претерпела разительные перемены.
Неотъемлемой частью ее жизни стали автомобили, радио, бульварная пресса и
новое направление в музыке, названное джазом. Молодое поколение американцев
рассматривало 1920-е годы как начало новой эпохи и решительно избавлялось
от многих казавшихся им устаревших культурных традиций, существовавших до
войны. В основе этой социальной революции лежал более свободный взгляд на
вопросы секса и морали, чем Голивуд не замедлил воспользоваться.
Теперь актрисы типа Теды Бари рекламировались как богини любви, личная
жизнь которых не менее бурная, чем страсти, бушующие в их фильмах. В
конечном итоге, благодаря богемному стилю жизни звезд, Голивуд получил
прозвище “город мишуры”. В начале 1920-х годов всех потрясла серия
скандалов, в которую оказались вовлечены некоторые из его знаменитостей.
Политики стали требовать выяснения, как ведутся дела в кинобизнесе.
Киностудии попытались найти компромисс. Чтобы избежать расследования со
стороны властей, они ввели собственные весьма жесткие моральные требования
к моральному облику своих сотрудников, к цензуре выпускаемой кинопродукции.
Был создан специальный орган, так называемый “Хейз офис”, в чьи функции
входил контроль за соблюдением нравственного кодекса и восстановлением
привлекательного имени Голивуда.
Однако постановщики фильмов вскоре научились искусно обходить нравственный
кодекс со всеми его запретами и ограничениями. Сесил Б.Де Милль, который,
до того как специализироваться на эротических комедиях, сделал себе имя на
вестернах и мелодрамах, приступил к постановке картин типа библейской
эпопеи “Десять заповедей”(1924).
Невзирая на множество сцен сладострастия, разврата и насилия, эти фильмы
счастливо избегали цензуры, поскольку порок в них неизменно наказывался, а
добродетель вознаграждалась.
С весьма экспрессивным стилем Де Милля резко контрастировала утонченная
манера немецкого режиссера Эрнста Любича, которого пригласила в Голивуд
Мери Пикфорд. Столь же изысканный стиль отличал и Эриха фон Штрогейма,
австрийца по происхождению, бывшего ассистента Д.У. Гриффита, который
прославился во время первой мировой войны как актер, часто игравший роли
грубых и жестоких немецких офицеров. Его прозвали человеком, которого
приятно ненавидеть. Как режиссер он был знаменит своими глубокими
изысканиями в области адюльтера и сатиры на венское высшее общество с
использованием метода мизансцен.
Буквально слово “мизансцена” означает “помещение на сцену”, а применительно
к кино это явилось дальнейшим развитием методов Гриффита, вязанных с
передвижением камеры по съемочной площадке, чтобы привлечь внимание
зрителей к важным или символичным деталям.
Стремясь к максимальной достоверности своих картин, фон Штрогейм настаивал
на том, чтобы в них все было как можно естественней, но продюсеры находили
его стиль слишком экстравагантным и некоторые фильмы подверглись цензурным
сокращениям. Особенно пострадал главный шедевр режиссера - фильм
“Алчность”(1923) : из 42 частей картины широкая публика увидела лишь 10. И
хотя купюры нарушили стройность сюжетной линии, этот фильм благодаря
режиссерскому мастерству фон Штрогейма стал одним из величайших достижений
мировой кинематографии.

Закат “Великого немого”

С появлением в 1927 году звукового кино интерес к немому кинематографу
пропал практически мгновенно. Столь внезапный закат немого кино не имеет
аналогов в истории искусства. К примеру, появление рок-н-ролла не привело к
исчезновению других музыкальных жанров. А вот кумиры эры “Великого немого”
в наши дни почти совсем забыты, и фильмы той поры, за исключением комедий и
некоторых эпических полотен, очень редко демонстрируются на экранах.
И все же некоторые картины, снятые в то время в Голивуде по праву
принадлежат к числу величайших шедевров в истории кино. Хотя режиссеры
немого кино часто прибегали к помощи титров, сообщая зрителям важную
информацию, все же главная ставка делалась на зрительные образы, причем не
только при развитии сюжета, но и при передачи мыслей и чувств персонажей.
Разумеется, зрителю понадобилось время, чтобы уяснить язык “Великого
немого”, однако вскоре он научился понимать смысл тех или иных жестов.
Создание игровых фильмов в 1920-е годы было весьма нелегким делом, и те,
кто этим занимался, должны были уметь не только развлекать публику, но и
общаться с ней. Хотя система киностудий предоставляла мало возможностей для
самовыражения художника ( в отличие от европейского кинематографа), она тем
не менее породила множество талантливых режиссеров. Некоторые из них,
такие, как Джон Форд или Кинг Видор, заняли видное место в звуковом кино,
другие, как Джеймс Круз, Рекс Ингрем, Льюис Вебер и Фред Нибло, канули в
небытие.
Американские “киномоголы” высоко ценили изощренность и артистичность
европейского кино и приглашали в Голивуд многих режиссеров, технических
специалистов и актеров из Европы. Влияние немецкой кинематографии отчетливо
заметно в классическом стиле освещения, декораций и операторского искусства
Голивуда 1930-х годов. Но не многие европейцы оставались там на совсем,
поскольку им было трудно приспособиться поточному методу голивудских
киностудий. Они возвращались на родину, чтобы там внести свой вклад в
сокровищницу мирового киноискусства.





Реферат на тему: Гораций

Министерство образования Российской Федерации

Оренбургский государственный университет

Гуманитарный факультет

Кафедра филологии



реферат
на тему : «Гораций – поэт золотой середины»


Выполнила : Бузина Т.В. студентка I
курса
группы 2000 ЛП-3 (а)
Проверила: Мосиенко Л.В.



Оренбург 2001

План:



1. Введение………………………………………………………………….3
2. Жизнь Горация…………………………………………………………..4
1. Детство………………………………………………………………… ..4
2. Образование……………………………………………………………...4
3. Сближение с поэтами……………………………………………………5
4. Дружба с Меценатом……………………………………………………5
3. Творчество Горация……………………………………………………..8
1. Литературное наследие………………………………………………….8
2. Критика жизни через «Эподы»…………………………………………8
4. Сатирический жанр…………………………………………………….10
1. Характер сатир…………………………………………………………10
2. Сатира для Горация…………………………………………………….11
3. Персонажи его книг……………………………………………………12
4. Мировоззренческая позиция поэта……………………………………14
Заключение……………………………………………………………………17
Библиографический список…………………………………………………19



1. Введение


Почему я выбрала эту тему? Сатирический жанр всегда меня привлекал. Его
корни уходят глубоко в Античность и ярко выражаются в произведениях
Ювенала, Люцелия, Энния и Горация. Я выбрала сатиры Горация, потому что
своими сатирами он вскрывает пороки и заблуждения не затем, чтобы как-то
унизить их носителей; это ему нужно для того, чтобы показать как не следует
жить. Его цель - узнать и изобразить жизнь людей такими, каковы они есть в
действительности. Гораций стремится придать своим сатирам более идеальный
характер, чем у его предшественников. Например, отказавшись от тем
актуальной политики и острых насмешек над высокопоставленными личностями,
Горация смягчает резкость Луцилисвой критики, придавая своим насмешкам и
поучениями общезначимый характер. «Басня рассказывает о тебе, изменено
только имя» – заявляет он. Но Гораций в сатирах не бичует пороки своих
современников, а всего лишь их высмеивает; он не ненавидит, но поучает.
Изменять поведение людей или наказывать не входит в задачу Горация-
сатирика. Именно поэтому его ненавязчивые уроки мне кажутся очень важными.
В своем реферате я попытаюсь показать особенности композиции его сатир
и влияние общественной жизни на характер его произведений.



Вознесусь на крыльях мощных, невиданных
Певец двуликий, в выси эфирные,
С землей расставшись, с городами,
Недосягаемый для злословия…
Гораций

2. Жизнь Горация

2.1 Детство

Выдающийся классик римской литературы Квинт Гораций Флакк родился 8
декабря 65 года до н.э. в семье вольноотпущенника, владельца скоромного
имения в Венузии, римской колонии на границе Лукании и Апулии. Когда
будущий поэт был еще ребенком, его отец оставил экономную и спокойную жизнь
в провинции и переехал в Рим, чтоб дать там сыну хорошее образование. В
столице он ради заработка исполнял должность сборщика налогов на аукционах.
С гордостью и сердечной признательностью говорит всегда Гораций об этом
человеке старого закала, целиком посвятившего себя воспитанию сына. Он
вспоминает о нем как о безукоризненном педагоге и прекрасном наставнике,
готовившем мальчика к жизни честной и скромной.

2.2 Образование

В Риме Гораций учился вместе с детьми всадников и сенаторов в школе
Орбилия, учителя скорого на руку, который, не скупясь на затрещины,
заставлял учеников читать «Латинскую Одиссею» Ливия Андроника, автора III
века до н.э. Получив блестящее риторическое образование в римской
риторической школе, он учился в Афинах, в основанной Платоном Академии.
Гораций воспринял характерный для римлян, особенно в эту эпоху, интерес к
прошлому, идеализацию этого прошлого, убеждение, что спасением от всех зол
современности является национальное возрождение. Он изучал философию
Платона и Эпикура, отдал дань республиканским увлечениям. В Афинах Гораций
присоединился к Бруту, который осенью в 44 года приехал в Грецию вербовать
среди молодежи сторонников для борьбы против Антония и Октавиана.
Захваченный необычностью своей роли, Гораций становится сторонником дела
республики и в звании военного трибуна, которое, должно быть, очень льстило
сыну бывшего раба, командовал легионом. Но поражение при Филиппах в 42 году
быстро отрезвило его, к тому же его натуре были чужды войны и политические
раздоры, в которые он был вовлечен своей неопытностью и красноречием убийцы
Цезаря. Впоследствии Гораций с горечью упоминал об утрате своих
недолговечных иллюзий к несчастной авантюре, едва не погубившей его.

2.3 Сближение с поэтами

Дождавшись амнистии, поэт возвращается в Рим. К началу 30-х годов
относят его первые стихотворения. Поэзия приносит известность; Гораций
входит в кружок Мецената и скоро становится его другом, сближается с
другими поэтами этого кружка, в частности с Вергилием и Варием.

2.4 Дружба с Меценатом

Прозорливый проводник культурной политики Октавиана Августа Меценат
содействовал развитию литературы, которая способствовала бы воспитанию
широких народных масс в духе идеологии приниципата. Меценат собрал около
Августа лучших поэтов того времени; он был не только покровителем, но и
вдохновителем. Обладая редкой способностью обнаруживать в других людях
дарование, Меценат предвидел, в каком направлении будет развиваться тот или
иной талант и тактично помогал его становлению. Фигура Мецената является
как бы символом всей римской культуры этой эпохи, и не случайно такое
явление как покровительство наукам и искусствам, возникшее при Птолемеях в
Александрии, вошло в историю под названием «меценатство». Гораций имел все
основания гордиться тем, что он снискал расположение и благосклонность
Мецената, который, хотя и был человеком знатного происхождения, не
побрезгал сыном волноотпущенника, отличая людей не знатности, а по
благородству чувств и мыслей. Гораций никогда не злоупотреблял дружбой
Мецената и не пользовался его расположением в ущерб другим людям. Сердечная
дружба и признательность поэта никогда не ставили его в зависимое положение
от Мецената. Очень скромный, он был далек от того, чтобы требовать от
своего мощного покровителя еще больших щедрот. Он даже не воспользовался
этой дружбой, чтобы вернуть отцовское имение, конфискованное Октавианом в
пользу ветеранов при сражении на Филиппах. В 33 году он получает от
Мецената в подарок небольшое, но достаточно доходное имение, расположенной
в живописной местности. Далекий от каких-либо честолюбивых устремлений,
Гораций не скрывает, что бесконечным заботам и хлопотам городской жизни он
предпочитает тихую спокойную жизнь в деревне, которая символизирует для
него свободу. Гораций жил то в Риме, то в своем Сабинском поместье,
отказываясь от официальных должностей (он отверг даже должность секретаря
Августа) и ведя жизнь «частного человека», хотя и стал главным образом в
последние 10 лет своей жизни общепризнанным придворным поэтом. Меценат ввел
Горация в круг приближенных Августа. Попав в окружение принцепса, поэт
сохраняет присущую ему осмотрительность, не пытается выделиться, во всем
проявляет уравновешенность. К программе социальных и тематических реформ,
проводимых Августом, Гораций отнесся с должным вниманием, не опускаясь,
однако, до уровня придворного льстеца. Им двигало не столько чувство
согласия с идеологией принципата, сколько чувство благодарности за
долгожданный мир, восстановленный Августом в Италии, целое столетие, целое
столетие сотрясаемой гражданскими междоусобицами. Что касается дружбы
Горация с Меценатом, то она продолжалась до самой смерти последнего.
Меценат умер в сентябре 8 года до н.э., 27 ноября того же года умирает,
ненамного пережив своего друга и покровителя, Гораций. Так исполнилось
предсказание поэта, что он умрет вскоре после смерти Мецената.



3. Творчество Горация


3.1 Литературное наследие


Как мы видим, жизнь Горация не изобилует значительными событиями; тем
не менее, она не теряет для нас своей привлекательности. Ведь ни один
античный автор не рассказал о себе так искренно и доверительно, как это
сделал в своих стихах Гораций, открывший самые разные стороны своей души и
показавший самые разные стороны своей повседневной жизни, причем с такой
естественностью, добродушием и чистосердечием, что читатель невольно
начинает ощущать себя как бы доверенным лицом поэта. Горация много читали
не только в древности, но и в новое время, поэтому до нас дошли все его
произведения: сборник стихов «Ямбы», или «Эподы», две книги сатир
(«Беседы»), четыре книги лирических стихотворений, известных под названием
«Оды», юбилейный гимн «Песнь столетия» и две книги посланий.

3.2 Критика жизни через «Эподы

После выхода в свет первой книги «Сатир» Гораций опубликовал «Эподы»,
сборник из 17 стихотворений, которые он написал одновременно с сатирами.
«Эподы» по-гречески «припевы». Название «Эподы» было дано сборнику
грамматиками и указывает форму двустиший, где короткий стих следует за
длинным, сам Гораций назвал эти стихотворения «ямбами». Образцом для них
послужили ямбы греческого поэта Архилоха, жившего в первой половине VII
века до н.э. Весьма примечательно, что Гораций с самого начала своего
творческого пути берет за образец древнегреческую классику, а не поэзию
александрийцев, как того требовала литературная мода. В большей части
этюдов поэт продолжает традиции неотериков: больше всего здесь пьес,
содержащих уничтожающую брань, насмешку, даже непристойности; но можно
заметить и отличие: в этюдах Гораций нередко подвергает критике не только
определенное лицо, которому адресована пьеса, но и стоящие за этим лицом
общественные явления. Так эпод 4 исполнен злобы против какого-то человека,
бывшего раба, добившегося высокого и почетного положения в обществе:
Вражда такая ж, как у волка с овцами,
И мне с тобою выпала.
Бичами бок твоей весь прожжен испанскими,
А голени – железами.
Ходи ты, сколько хочешь, гордый деньгами,
Богатством свой не скроешь род!

Нападки Горация обращены здесь не столько на определенное лицо, сколько
на всю социальную категорию бывших рабов, благодаря своему богатству
пролезающих в высшие круги общества. Все эподы, как правило, очень
динамичны, они обращены к самой действительности, форма их приближается к
драматической и напоминает мим.



4. Сатирический жанр

4.1 Характер сатир

Не менее чем эподы для творчества Горация 40-30-х годов характерны
сатиры. На первый взгляд кажется странным, что Гораций, человек низкого
происхождения, к тому же с «подмоченной» репутацией, вернувшись после
амнистии в Рим и столкнувшись там с нуждой, из многих литературных жанров
предпочел именно сатиру, наименее подходящую для человека в его положении.
Ведь он прекрасно сознавал, что сколько он ни модифицировала сатиру,
полностью вытравить из нее элемент критики и полемики невозможно, в
противном случае жанру грозило бы полное перерождение. В этом жанре Гораций
продолжает традиции Луцилия, но вносит в него существенные изменения,
обновленные иным восприятием богатого культурного наследия, а также новыми
чертами общественной и идеологической жизни Рима. Политический режим,
связанный с переходом от республики к империи, не допускал уже ни резких
выпадов, ни выступлений против государственных институтов.. другим стало и
общественное сознание римлян; рост индивидуализма и партикуляризма
способствовал распространению эпикурейскх взглядов, иногда в
вульгаризованной форме; оп предполагал повышение интереса к отдельной
личности, к кругу чувств и настроений частного человека. Даже внешне
Горациева сатира не могла быть похожа на сатиру Луицилия, так как к этому
времени и лексика и стилистика латинского языка достигли большого
совершенства. Латинская поэзия приобрела отточенность, изящество,
обогатилась риторическим приемами. Все эти изменения определили характер
сатир Горация. Поэт называет свои новые произведения «Беседы», указывая
этим на их связь с греческой диатрибой, импровизированной устной беседой на
моральную тему, которая наполнена сравнениями, сентенцией, примерами из
жизни, притчами, иллюстрирующими то или иное положение.

4.2 Сатира для Горация

Примерно половина сатир Горация носит философский характер. Поэта
занимает проблема личного счастья в связи с новыми социальными условиями и
в обстановке растущего индивидуализма. Дружба с Меценатом, упрочнение
своего положения помогают ему определить собственное место в обществе и
найти путь к решению этой проблемы. Он считает особенно важным показать
заблуждения и ошибки людей, пренебрегающих возможностью пойти по пути
который он нащупал. Поэт не навязывает свой положительный идеал, который,
по-видимому, складывается в годы создания сатир, но он уже достаточно
отчетливо представляет, как не надо жить. Позиция Горация, считающего, что
примеры чужих пороков удерживают людей от ошибок, отвечала мыслям и личным
склонностям Октавиана, полагавшего, что сильная императорская власть
необходима, помимо прочего, для обуздания порочных представителей римского
общества. Таким образом, Гораций своими сатирами способствовал делу
укрепления единоличной власти Октавиана, что не ускользнуло от
проницательного взгляда Мецената, который после довольно-таки
продолжительных – девятимесячных – раздумий приблизил к себе поэта. Сатиры
Горация – жанр своеобразный и не соответствующий полностью нашему
представлению о сатире. Это, скорее, моральная проповедь в форме мимической
оценки или диалога. Диалогическая форма сатиры доведена потом до высокого
мастерства, особенно во II книге. В то же время, по существу, сатиры
Горация гораздо ближе к его же книге посланий, чем к Ювениану, развившему
жанр сатиры, более близкий к нашему пониманию. Сам Гораций считает сатиру
не вполне поэзией, а, скорее всего, обычной речью, только заключенной в
определенный размер. Сатира, как и комедия, говорит Гораций, не заслуживает
названия поэмы. Лишенная стихотворного размера, она ничем не будет
отличаться от обыкновенной прозаической декламации. Современная Горацию
критик помещала сатиру – как плод рефлексии и, следовательно непоэзию –
среди низких жанров литературы. В сатире нет вымышленного содержания, она
насквозь земная и реалистическая – все это не соответствовало античному
представлению о поэзии. Объектом ее изображения является проза жизни.

3. Персонажи его книг

Персонажи, которые населяют «Сатиры», - это люди, с которыми Гораций
сталкивается ежедневно: скряга, нахал, болтун, честолюбец, простой
здравомыслящий человек, жалкий философ о своей прямолинейностью и
парадоксальными тезисами, сладострастник, охотник за наследством,
разбогатевший выскочка, желающий отличиться перед гостями. Так, описывая
жестокость одного человека, он сравнивает ее с жестокостью другого:
Персий богач был, имел он больше дела в
Квазименах.
С этим Рупильем-Царем имел он тяжелую тяжбу.

Жестокий он был человек, ненавистник, в том и Царя он

Мог превзойти.
Доминирующей всюду остается автобиографическая нота. Поэт ничего о себе
не скрывает. Он даже рабу позволяет прочитать себе наставление, из которого
обнаруживается некоторая непоследовательность и даже нетерпимость Горация.
Тем не менее, это всегда уровновешенный дух, который доволствуется малым и
стремится к уединенной жизни. Ему чужды провинциальная сущность и тщеславие
тех, кто кичится своим богатством или благородным происхождением. Поэт
доволен своей скромной жизнью не стыдится того, что он сын
вольноотпущенника. Он пишет стихи не ради одобрения публики. В них,
внимательно всматриваясь в окружающую его жизнь, он неустанно экзаменует
свою совесть. В сатирах Гораций изображает самого себя в разных жизненных
обстоятельствах, рассказывает о своих привычках, желаниях, вкусах,
литературных взглядах. Самым существенным новшеством, внесенным Горацием в
его сатиры, является то, что их автор, рассуждая о вопросах морали, изучая
и показывая реальную жизнь людей, всячески использует насмешку и шутку.
Отмечая людские слабости и недостатки, он не брызжет яростью, но обо всем
говорит с веселой серьезностью, как человек доброжелательный. Его
художественный принцип, заявленный в начальной сатире, - «смеясь говорить
правду», то есть через смех приводить к знанию. Чтобы сделать своего
читателя более восприимчивым к критике, Гораций нередко задумывает сатиру
как дружеский разговор между читателем и собой. Щадя его чувства, он
воздерживается от прямых форм порицаний и приглашает к совместному
обозрению недостатков и размышлению и природе людей, оставляя за каждым
право делать собственные выводы. Все же в первой книге «Сатир» Горация еще
встречаются некоторые резкости и персональные насмешки в духи Луцилия. В
эти годы Гораций находился в состоянии антагонизма с окружающим его миром.
Однако затем общественное положение поэта постепенно стабилизируется, он
приобретает известность в литературных кругах. Сблизившись с Меценатом и
его окружением, он обзаводится сильными покровителями и, наконец, получив
от Мецената имение, поправляет свои материальные дела. В сатирах второй
книги Гораций занят поиском гармонии между обществом и личностью. Это нашло
отражение и в форме тоне новых сатир, в которых теперь уже решительно
преобладает диалог. Не случайно Гораций, отказавшись от персональной
инвективы по образу Луцилия, опубликовал свои сатиры под названием
«Беседы». Значительно большее место в них уделяется под общим положениям
стоико-кинической популярной философии, исчезает персональная
направленность, еще имевшая место в первой книге, резко сокращается число
имен собственных: поэт предпочитает не задевать личности. По сравнению с
сатирами первой книги общий тон – более сдержанный, а стиль более искусный
и зрелый. Личность автора также отходит на второй план. Если в сатирах
первой книги, исключая восьмую, все, что сказано, говорится от лица самого
Горация, то теперь поэт чаше вступает в роли слушателя, внимающего речам
других, и лишь подчеркивает разговор, позволяя собеседнику наставлять и
поучать себя. Когда Гораций писал вторую книгу «Сатир», он был старше на
восемь лет, приобрел жизненный опыт, сложился как личность и поэт. Горация
чаще интересуют не конкретные носители порока, а его обобщенный образ, не
личности, а типы. Тема самовоспитания становится теперь едва ли не самой
главной в его поэзии. Более чем когда-либо далекий от мысли исправлять
нравы общества, он занят преимущественно вопросами самосовершенствования, и
жанр сатиры представляет ему широкие возможности для самовыражения.

4.4. Мировоззренческая позиция поэта

Взяв за образец сатиру Луцилия, Гораций развил и углубил ее
художественную форму, придав ей единый и законченный вид, чему немало
способствовало обращение к философии прежде всего каников, с их неукротимым
желанием достичь высочайшего из благ – духовной свободы. Включение в сатиру
философской беседы сообщило римскому жанру универсальный характер. Через
выявление типического описания жизни и людей приобретает в сатирах Горация
обобщающий и всеобъемлющий смысл. Однако Гораций никогда не был связан
одним каким-то философским учением. Он полагается прежде всего на здравый
смысл, далекий от всяких абстрактных парадоксов и лежащий в основе любой
мудрости. Оттого что Гораций не является философом, он не блуждает в
умозрительном мире отвлеченных настроений. Он не следует ни одной из
философских школ, беря от каждой то, что наиболее созвучно его образу
мыслей. Философия никогда не была для него личного опыта и понимания
окружающего его мира и человека в нем. В молодые годы Горацию была ближе
философия Эпикура, в зрелые он больше склоняется к стоицизму. Впрочем,
когда ему нужно, Гораций выставляет обе школы в смешном виде, потому что,
обладая врожденным чувством меры и равновесия, питает отвращение ко всем
крайностям и заблуждениям. С годами он преодолевает влияние всех
философских учений в своей этике здравого смысла. Он признает лишь одну
школу – жизнь, к которой его подготовил отец, не изучавший философию, а
следовавший голосу своей совести и старавшийся передать сыну свою житейскую
мудрость. Позиция Горация – сатирика – преимущественно
созерцательнофилософская. Он рассматривает несовершенство жизни и
человеческие слабости как нечто такое, с чем приходится мириться и что
заслуживает снисхождения. Поэт склонен смягчать отрицательные стороны
жизни, отводя им соответствующее место в действительности, ведь многие
явления можно рассматривать как относительно дурные или относительно
добрые, все зависит от угла зрения. Мировоззренческая позиция Горация
обусловила его выбор выразительных средств и приемов комического. Поэт
представляет мир в его истинных красках и пропорциях. В ненавязчивой форме
шутливой беседы он указывает путь праведной жизни. При этом глубже и тоньше
своих предшественников Гораций оценивает возможности смешного и немало
совершенствует технику его передачи, подняв ее на высокий профессиональный
и интеллектуальный уровень. Комическое в его сатирах выполняет, наряду с
воспитательной, развлекательную и терапевтическую функцию, доставляя людям
радостные эмоции и украшая их жизнь, как впрочем, и сама поэзия, которая
есть освобождение от долгих трудов. Горацию хорошо известно, какую
благотворную роль может сыграть общество остроумного собеседника,
взирающего на жизнь с улыбкой.



Заключение


Итак, Гораций не только пишет сатиры, начиная с 30 года Гораций с
перерывами пишет лирические стихотворения, оды. Своими произведениями он
увековечил себя в памяти потомков. Он сам говорит:
Я, знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди.
Что бурный Аквилон согреть не может,

Ни множество веков, ни едка древность

Не вовсе я умру, но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю…

Заслуга Горация–сатирика в том, что он первый в римской литературе
сознательно связал жанр сатиры с теорией смешного. Взявшись за жанр сатиры,
Гораций учитывал не только литературные вкусы современного ему римского
общества, но такие и его духовные проблемы и интересны, он сделал сатиру
жанром, целиком созвучным эстетическим запросам своего времени. Но, следует
отметить, что его произведения, темы, цели, взятые им в основу, актуальны и
в наши дни. Гораций очень скоро сделался школьным автором. Его произведения
много читали, изучали комментировали. Ему подражали римские сатирики Персий
и Ювенал. В Средние века в нем ценили поэта-моралиста, автора «Сатир» и
«Посланий». В эпоху Возрождения предпочтение отдавали Горацию-лирику. Его
поэзия вдохновляла Петрарку и Ариосто. Взгляды Горация на поэзию нашли
отражение в «Поэтическом искусстве» Буало. Особенно часто обращались к
Горацию русские поэты. Горацианские мотивы встречаются у Кантемира,
Ломоносова, Державина, Пушкина, Дельвига, Тютчева, А. Майкова… Кроме того
поистине наследием является выдающийся памятник античной классической
эстетики «Наука о поэзии», обобщившая раздумья автора о путях развития
поэзии и весь его поэтический опыт, принесла Горацию заслуженную славу
теоретика римского классицизма. Как мы видим, существует внутреннее
единство между Горацием-человеком и Горацием-поэтом. Человек и поэт
нерасторжимы, они слиты воедино в той гармонии, которая достигается
внутренним чувством равновесия и меры и является, согласно Горацию,
сущность поэзии. Гораций достиг этого равновесия и поэтому его произведения
живы до наших времен.



Библиографический список


1. Однотомник Классической литературы. Московский рабочий. Парнас.
Антология античной лирики. С.Л. Омеров – М.: - 1980 г.
2. Киническая литература. Нахов И.М. – М.: - 1981 г.
3. Поэтика Древнеримской литературы. Жанры и стиль. М. «Наука», 1989 г.
4. Квинт Гораций Флакк. Оды, Эподы, Сатиры, Послания… М. Дмитриева. //
Под ред. М.Л. Гаспарова. М. – 1970.
5. Гораций. Собрание сочинений. С-Пб. – 1993 г.







Новинки рефератов ::

Реферат: Птолемей I (Искусство и культура)


Реферат: Капитанская дочка (Литература : русская)


Реферат: О социологии (Социология)


Реферат: Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде (Психология)


Реферат: Организация технологического процесса на сборку прерывателя-распределителя ЗиЛ-130 (Транспорт)


Реферат: Корпоративное мышление в пермских бизнес-структурах (на примере ОАО "Уралсвязьинформ) (Менеджмент)


Реферат: Правовое государство и гражданское общество (Теория государства и права)


Реферат: Вазопись ориентализирующего стиля (Искусство и культура)


Реферат: Аудиторская проверка (Бухгалтерский учет)


Реферат: Философия истории Карла Ясперса (Философия)


Реферат: Контрольная работа (Гражданское право и процесс)


Реферат: Пенсионная реформа в Российской Федерации (Бухгалтерский учет)


Реферат: Биоэтика: проблема взаимоотношения с биологией, философией, этикой, психологией, медицинской деонтологией и правом (Философия)


Реферат: Недействительность сделок, правовые последствия недействительности сделок (Гражданское право и процесс)


Реферат: Сравнительная характеристика показателей качества рассольных сыров (Кулинария)


Реферат: Лазер (Технология)


Реферат: Морские круизы (Туризм)


Реферат: Теплоснабжение промышленного района города (Технология)


Реферат: Активизация познавательной деятельности у подростков на уроках технологии (Педагогика)


Реферат: Христианство и русская культура (Культурология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист