GeoSELECT.ru



Искусство и культура / Реферат: Художественная обработка металлов (Искусство и культура)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Художественная обработка металлов (Искусство и культура)




Содержание.

Введение.
1. История развития искусства художественной обработки металлов.
2. Металлы используемые для художественной обработки.
А) Драгоценные металлы.
Б) Сплавы драгоценных металлов.
В) Цветные металлы.
Г) Сплавы цветных металлов.
Д) Другие металлы.
3. Декоративная обработка металлов.
А) Чеканка.
Б) Гравирование.
В) Эмалирование.
Г) Чернение.
Д) Другие способы обработки.
4. Техника филиграни.
5. Каслинское художественное литье.
6. Казаковское предприятие художественных металоизделий.
7. Другие предприятия художественной обработки металла
А) "Северная чернь"
Б) "Павловский завод им. Кирова"

В) "Возрождение"

Г) "Метальная лавка"
Д) "Жестовская фабрика декоративных изделий"
Заключение.
Список литературы.
Приложение 1
Приложение 2



Введение.

Художественная обработка металлов известна со времен глубокой
древности. Человек, встретив а своем пути золото, был очарован его
красотой, поражен способностью в любых условиях сохранять солнечный цвет и
блеск, легко поддаваться обработке; использовав эти качества металла в
сочетании с гармонией линий и форм, человек создал один из неподражаемых
видов народного художественного творчества.

Художественная обработка металлов – искусство малых форм. Благодаря
красоте материала, талант и техническое мастерство исполнителя позволили
придать изделиям изысканность, высокую художественную ценность, особую
выразительность.

Вначале для художественной обработки человек использовал только золото,
затем постепенно стал применять серебро и другие металлы и сплавы. Изделия,
созданные мастерами , призваны служить не только в качестве украшений и
предметов быта; они способны нести в себе воспитательное начало:
удовлетворять эстетические потребности человека, формировать его
художественный вкус культуру, пробуждать интерес к творчеству.

Древние умельцы из поколения в поколение бережно передавали свои знания
и практические приемы работы, что позволило сохранить и довести до наших
дней искусство декоративной и художественной обработки металлов. Новый
скачек в развитии искусства художественной обработки металлов произошел на
современном этапе с выходом закона об индивидуальной трудовой деятельности.


Художественная обработка металла включает: фигурное литье, ковка,
чеканка, гравировка, высечение ажурных узоров, создание эмалей и других
приемы.



1. История развития искусства художественной обработки металлов.

Художественная обработка металлов на территории России возникла с
незапамятных времен. Центрами художественной обработки металлов на Руси
были в разное время Киевская Русь, Владимиро-Суздальское княжество,
Новгород, Псков, Ярославль, Нижний Новгород, Кострома, Казань, Калуга,
Вологда, Великий Устюг, Москва, Петербург, ряд городов Урала.

Мастера Киевской Руси славились изделиями из золота с эмалью выемчатой
и перегородчатой. Для этого времени характерны такие украшения, как котлы,
которые подвешивались с двух сторон к женскому головному убору, бармы –
драгоценные оплечья, расписанные изображениями религиозного характера,
полые серьги в виде полумесяца, гривны – шейные украшения в виде обруча,
подвески из скрученных золотых нитей, бусы всевозможных видов. В декоре
успешно применялись чернь, зернь, эмаль, скань (филигрань), чеканка,
резьба, позолота. Основной орнаментации изделий – явно стилизованные
растительные формы.

Подобный стиль орнаментации, но уже более точно отражающий живую
природу, сохранился в ювелирных изделиях Руси XVI, XVII веков, хотя их
форма, размеры, декор говорят об изменении условий жизни и быта русских
людей: изделия стали демократичнее и в значительно большей степени,
чем раньше, отражали характерные черты своего времени (значительно меньше
вычурности в рисунке, лаконичнее и яснее его замысел и содержание).

Новых высот художественная обработка металлов достигла в XVIII, XIX
веках. Необходимо отметить, что до XVII века оно развивалось своими,
особыми путями, не испытывая сколько-нибудь заметного влияния творчества
мастеров других стран. Начиная же с эпохи Петра I и до начала XX века
эволюции русского искусства присущи те же стилевые закономерности, что и
западноевропейскому. В это время приобретает широкую известность
самобытное искусство филиграни красносельских мастеров. Примерно в те же
годы внедряются механические способы обработки металлов: кованное серебро
заменяется гладким листовым, чеканка все более уступает место штамповке,
находит применение гальваническое золочение. Эти первые предприятия и
первые технические новшества по сути предопределили приход эпохи, когда
труд мастера-одиночки постепенно был заменен механизированным, а в
дальнейшем – промышленным производством.

Начало советского периода художественной обработки металлов
относится к 1923 году, когда при Наркомфине было организовано Московское
товарищество. Используя опыт и достижения мастеров предшествующих
поколений, опираясь на богатые традиции, оно создало немало изделий,
получивших мировую известность, в том числе такие произведения
монументального характера, как карта нашей Родины из драгоценных металлов и
самоцветов, изумительный по красоте орден Победы. На современном этапе
центрами художественной обработки металлов в России являются: Москва, Санкт-
Петербург, Екатеринбург, Касли, Кострома, Ростов (Ярославский), Великий
Устюг, Пермь, Якутск, поселок Мстера, Красное-на-Воге, Кубачи.


2. Металлы используемые для художественной обработки.

А) Драгоценные металлы.


Золото – металл красивого желтого цвета с сильным блеском, вязкий, мягкий,
ковкий, тягучий (из одного грамма золота можно вытянуть проволоку длиной
3,5 км); химически очень стойкий. Редко в чистом виде, чаще в виде сплава с
другими металлами золото применяется для изготовления всех без исключения
ювелирных украшений и как материал декоративного покрытия при золочении
недрагоценных металлов. З счет введения в сплавы специальных легирующих
добавок получают золото белого. Желтого. Красного, зеленого, розового и
даже черного и голубого цвета. Золото применяют в сочетании с платиной,
серебром. Титаном. Черным деревом.


Серебро – металл блестяще – белого цвета с очень высокой отражательной
способностью (95%), тягучий, ковкий, пластичный; хорошо полируется,
режется. Скручивается, прокатывается в листы толщиной до 0,00025мм и
вытягивается в тончайшую проволоку. Серебро устойчиво на воздухе и во
влажной среде.
В чистом виде серебро используется для серебрения изделий из недрагоценных
металлов. Чаще всего серебро применяют в сплаве с медью, а также в
сочетании с золотом, эмалью, чернью.

Платина – металл серебристо-белого цвета, мягкий и ковкий, тугоплавкий, по
твердости превосходит золото и серебро; легко поддается прокатке,
штамповке, волочению.
Кроме перечисленных основных металлов используют: палладий, родий,
рутений, иридий, осмий.


Б) Сплавы драгоценных металлов.

Применение драгоценных металлов в чистом виде не всегда
целесообразно из-за их дороговизны, недостаточной твердости и
износостойкости, поэтому чаще используют сплавы этих металлов.

Серебро в составе сплава придает ему пластичность, мягкость,
ковкость, понижает температуру плавления.
Медь – увеличивает твердость сплава, обусловливает ковкость,
тягучесть. Пластичность, меняет цвет сплава от красного до ярко красного.
Палладий повышает температуру плавления сплава. Обеспечивает пластичность
и ковкость, прибавка палладия окрашивает слиток в бурый или белый цвет.
Никель придает ковкость, пластичность, твердость. Повышает литейные
качества, меняет цвет сплава на бледно-желтый.
Цинк делает сплав твердым, хрупким, повышает текучесть, понижает
температуру плавления.
Алюминий обеспечивает пластичность, ковкость, отражающую способность,
повышает коррозийную стойкость.
Платина повышает упругость сплава и температуру его плавления, придает
сплаву белый цвет.

В) Цветные металлы.

Медь - металл характерного красного цвета, мягкий, пластичный, вязкий,
легко поддается обработке давлением. Медь хорошо шлифуется и полируется, но
быстро теряет блеск, ее затруднительно сверлить, точить, фрезеровать. Медь
чаще всего применяется для чеканки и изготовления филигранных украшений.
Кроме меди используют цинк, олово, свинец, кадмий, никель.

Г) Сплавы цветных металлов.

Бронза – сплав на основе меди, главными компонентами которого являются
олово, цинк, никель, свинец, фосфор и марганец. Бронза широко применяется в
художественном литье, изготовлении сувениров, юбилейных значков и медалей.
Латунь – сплав меди с цинком. Латунь легко поддается пластической
деформации, обработке давлением и резанием.
Мельхиор – пластичный и прочный сплав меди с 20% никеля, обладает красивым
серебристым цветом, легко чеканится, штампуется, режется, полируется.
Нейзильбер – сплав меди с 20% цинка и 15% никеля; отличается высокой
пластичностью, тягучестью и коррозионной стойкостью.

Д) Другие металлы.

Кроме перечисленных металлов используются также: чугун, сталь, титан,
тантал, ниобий.


3. Декоративная обработка металлов.

Декоративная обработка металлов может осуществляться механическим
способом (чеканкой, гравировкой) и нанесением защитно-декоративных покрытий
(эмалированием, чернением, оксидированием, золочением, серебрением,
родированием)

А) Чеканка.

Процесс получения на заготовке рельефного изображения посредством
холодной обработки, т.е. ударов молотка по чекану или с помощью штампов ,
называется чеканкой. Различают механизированную и ручную чеканку. В
качестве материала используют листовой металл – золото, серебро, медь,
мельхиор, алюминий.

Б) Гравирование.

Издавна гравирование считалось одним из распространенных методов
декоративной обработки металлов. Сущность процесса заключается в вырезании
на заготовке определенных рисунков. Орнаментов, изображений. Вырезание
производят специальным инструментом – штихелями.

В) Эмалирование.

Искусство нанесения эмали известно со времени древнего Египта и всегда
требовало исключительного мастерства и высокой профессиональной культуры.
Составы эмалей, способы их приготовления и методы их нанесения всегда
держались в секрете.

Эмаль представляет собой легкоплавкое сложное стекло сложного
состава, предназначенное для наплавления на металл. Цвет эмалей – самый
разнообразный и достигается за счет введения в сплав соответствующих
красителей. Различают эмали холодные и горячие, прозрачные и непрозрачные.

Г) Чернение.

Чернение как один из видов декоративной обработки металлов применяют с
давних пор. Изделия с чернью, обнаруженные на территории нашей страны при
раскопках курганов Северного Причерноморья, относятся к V – III векам до
нашей эры. Сущность процесса чернения заключается в нанесении на заданные
участки изделия легкоплавкого сплава черного цвета – черни. Чернью украшают
изделия из золота и серебра, сплавов меди


Д) Другие способы обработки.

Оксидирование – предназначено для защиты от потускнения. Сущность
процесса заключается в нанесении на поверхность изделия химически стойкой
защитной пленки.
Процесс гальванического покрытия – представляет собой осаждение одного
металла на другой в среде электролита. Цель таких покрытий – придать
изделиям определенный декоративный вид, повысить их механические
характеристики.


4. Техника филиграни.

В художественной обработке металлов особое место занимает техника
филиграни или скани (от древнерусского скать – свивать), которая состоит в
образовании сложных кружевных узоров из разной длины отрезков тонкой
проволоки, гладкой или крученой, круглой или плоской. Элементы филигранного
узора бывают самыми разнообразными: в виде, веревочки, шнурка, плетения,
елочки, дорожки, глади и т.д. В единое целое элементы филиграни соединяются
при помощи пайки. Часто филигрань сочетают с зернью, представляющей собой
металлические мелкие шарики, которые напаивают в заранее подготовленные
ячейки. Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени, благодаря чему
изделия приобретают особо нарядный, изысканный вид.

Материалами для филигранных изделий служат сплавы золота, серебра,
платины, медь, латунь, мельхиор, нейзильбер. Нередко филигрань сочетается
с эмалью (в том числе финифтью), гравировкой, чеканкой.
Различают филигрань ажурную и фоновую или напайную. Ажурная филигрань –
это своеобразный кружевной узор с насквозь просматривающимся рисунком.
Филигрань, напаянная на специально подготовленный фон, сплошной (глухая
филигрань) или филигранный (ажурный), называется фоновой. И ажурная, и
фоновая филигрань бывает плоской и объемной.

5. Каслинское художественное литье.

Уникальное искусство старинного художественного литья из чугуна
возникло на Горнозаводском Урале в середине XVIII века. В 1747
г. на берегу озера Касли был основан небольшой чугуноплавильный
и железоделательный завод. В 1752 г. первый владелец завода
купец Яков Коробков продал его Никите Демидову, который гордился
своим заводом и заботился о его развитии. Каслинский чугун,
выплавляемый на древесном угле, был великолепен: пластичный,
податливый, свободно заполняющий любую сложнейшую форму.

Рукотворное искусство формовщиков и чеканщиков принесли заводу
широкую известность и признание. Творческое начало, заложенное в натуре
русского человека, побуждало каслинских литейщиков создавать фигурные
изделия, сначала простые - посуду, затем более сложные - детские игрушки,
фигурки лесных зверей. Первые художественные изделия из чугуна отлил в
начале XIX века литейщик Никита Тепляков.

Постепенно на заводе сформировались целые династии потомственных
каслинцев - литейщиков, формовщиков, чеканщиков, которые к началу XIX века
практически могли воспроизвести в чугуне любую, самую причудливую форму.
Каслинское литье - это своеобразный сложный синтез профессионального
искусства и народного творчества, искусства промышленного и уникального.
Бронзовую модель - создание скульптора-профессионала - формовщики и
чеканщики переводят в чугун, отделывают, добиваясь высокого художественного
совершенства, сохраняя все особенности пластического языка и творческой
индивидуальности автора. Эти каслинские, в основном народные мастера, по
сути дела настоящие соавторы скульптора-профессионала, сумели довести
чугунное литье до высокого художественного совершенства, обогащая
технологические процессы новыми находками, внося в них артистизм и
вдохновение.


Ровный, чуть поблескивающий на выступах, бархатистый и глубокий в тенях,
классический черный цвет каслинского чугунного литья придает ему
необычайную художественную законченность и выразительность, делая четкими
пластические объемы, подчеркивая хрупкость и изящество узорных отливок.
К 60-м годам прошлого века завод выпускал огромное количество
поразительных по своему разнообразию изделий: архитектурное литье (решетки,
надгробия, памятники), станковую скульптуру (портреты, многофигурные
композиции), так называемое "кабинетное литье" (полочки, шкатулки, рамочки,
письменные приборы, декоративные тарелки и т.п.). В каталоге 1913 г. в
Санкт-Петербурге значится до 750 наименований изделий.

В фондовом собрании музея хорошо представлены образцы утилитарного литья -
рамочки для фотографий, подчасники, письменные приборы, отличающиеся
высоким художественным качеством.
На протяжении всего прошлого века каслинское чугунное литье было тесно
связано с русской реалистической скульптурой. Петербургские и московские
скульпторы-профессионалы создавали модели для Каслей. Произведения
талантливейших скульпторов М.Канаева, П.Клодта, Н.Баха, Е.Лансере, А.Обера,
Н.Либериха, отлитые в чугуне, оказали решающее влияние на формирование
пластических принципов и специфического круга сюжетов Каслинского
художественного литья, важное место в котором принадлежит анималистической
скульптуре.


Петр Клодт, прославленный мастер монументальной скульптуры, автор
знаменитых конных групп на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге, сказал новое
слово и в области малой станковой пластики. Его произведения отливались в
Каслях на протяжении десятков лет и стали классическими образцами
каслинского литья вплоть до наших дней. На заводе были отлиты более
двадцати произведений П.Клодта. В собрании музея имеется скульптурная
группа, моделью для которой послужила знаменитая композиция П.Клодта
"Лошадь с жеребенком", выполненная скульптором в 1840 году и идеально
демонстрирующая художественные возможности чугуна, позволяющего с ювелирной
точностью передавать все детали форм.
Выдающийся мастер скульптуры малых форм, мастер жанрово-бытовой пластики
с ее повествовательностью, тщательной проработкой фактуры, Евгений Лансере
также оказал огромное влияние на сложение стиля, круга тем и образов
каслинского литья. В собрание музея входит его прославленное произведение,
известное в нескольких вариантах "Прощание казака с казачкой", выполненное
скульптором в 1878 г., поразительное по композиционной слаженности,
свежести и оригинальности решения.
Скульптурную группу "Лев Толстой на пашне" из фондов музея можно
предположительно отнести к малой бытовой пластике Е.Лансере: эта
композиция очень близка по стилю и всем деталям его известному
произведению 1877 г. "Конец борозды".
В коллекции Каслинского литья музея хранятся произведения
известного отечественного скульптора Н.Либериха, лучшее из
которых "Крестьянка на лошади", замечательное по выразительности
силуэта, точности строгой пластики и естественности движений.
Работы выдающихся русских и зарубежных скульпторов, отлитые в
Каслях, получили самую широкую популярность в России и Европе,
например, статуэтка французского художника Готье "Дон Кихот",
которая также входит в нашу коллекцию.


6. Казаковское предприятие художественных металоизделий.

Долгое время в Нижегородской области, богатой народными
промыслами, не было не одного ювелирного. Медные посеребренные поделки,
бубенчики, пуговицы, пряжи, крестики производили в селе Безводном на Волге,
но техника но техника изготовления была трудоемкой. В то же время древнюю
технику финифти освоили в Понетаевском монастыре. Заслуга возрождения
техники филиграни в Нижегородской области принадлежит выпускницы
Красносельской профтехшколы О.И.Таракановой. В 1939 году в селе Казаково ,
одном из центров Павловского металического района Нижегородской области на
базе артели создается первое производство филигранных изделий. Уже в 1950гг
в продукции предприятия филигрань занимает первое место. В 1960-1970 гг в
сотрудничестве со специалистами Научно-исследовательского института
художественных промыслов мастера предприятия разработали широкий
ассортимент филигранных изделий , включавших на ряду с ювелирными
украшениями такие бытовые предметы, как подстаканники, конфетницы, вазочки
и др. Филигранная техника казаковцев обрела стилистическую определенность,
она отличается богатством и свреобразием орнаментальных мотивов, среди
которых преобладают узоры сложных очертаний, они создают четко читающийся
изящный орнамент. Характерным элементом казаковской филиграни является ,
так называемая ,*завивка*, моточек уплощенной проволоки, витки которой
образуют эффектные сочетания прозрачных просветоа и глухих уплотнений.

В более крупных изделиях плоскость ажурного узора нередко членится
зигзагообразными полосками скани, образующими четкий геометрический узор.
Изделия казаковских мастеров экспонируются на Всероссийских выставках и
отмеченны многими наградами.

В этом разделе музея , кроме филиграни , так же представлены образцы
изделий, сделанных в технике холодной и горячей эмали, их объединяет
сходная техника производства . Из уплощенной медной проволоки * скани*
скручеваются элементы орнамента геометрической или растительной формы,
затем все это приклеивается или припаевается на медной , золотой,
серебряной и ,в редких случаях ,латунной основе фоне.

В случае с горячей эмалью процесс продолжается, на подготовленный фон
накладывается эмаль легкоплавкое стекло и обжигается в печах при высоких
температурах.


7. Другие предприятия художественной обработки металла


«Северная чернь»

«Павловский завод им. Кирова»
«Возрождение»

Декоративная роспись на металле

"Метальная лавка"

"Жестовская фабрика декоративных изделий"


А) "Северная чернь"

Уникальный народный художественный промысел изготовления серебряных
изделий возник в городе Великий Устюг во второй половине XVII века. Долгие
годы секреты мастерства передавались по наследству.


Лишь в конце 80-х годов прошлого столетия знаменитый устюжский
мастер М. И. Кошков раскрыл тайны своего искусства племяннику М. П.
Чиркову, который в 1934 году передал секрет черневого сплава промысловой
артели. Позже на базе артели был создан завод "Северная чернь". Умельцы
завода "Северная чернь" берегут и развивают традиции древнего мастерства,
создают подлинные шедевры ювелирного искусства. Безупречная форма,
строгость и изящество черневого рисунка в сочетании с золотым декоративным
покрытием делают устюжские украшения и предметы сервировки стола благородно
нарядными.

Разнообразный ассортимент завода "Северная чернь" постоянно
пополняется новыми образцами. Они отличаются простотой и лаконичностью
формы, строгим силуэтом и филигранностью отделки. На каждый предмет мастера
наносят сложный черневой рисунок с разгравировкой и узоры, заимствованные
из древнерусской графики. В сюжетах используются народные, былинно-
сказочные мотивы, национальные и цветочные орнаменты.

Серебряные черневые изделия, изготовленные специалистами Великого Устюга,
удостаивались высоких наград на выставках в Москве, Лондоне, Париже и
других городах мира.


Б) "Павловский завод им. Кирова"

Предприятие создано в 1994 году и является специализированным
производством России по выпуску столовых приборов из нержавеющей стали —
ложек, вилок, ножей и буфетных принадлежностей с художественной росписью и
чеканкой, декоративным покрытием "под золото".

Мастера промысла бережно относятся к традициям художественной
обработки металла, зародившимся в Павлово-на-Оке в XVI веке.

Художественные изделия изящных форм, выполненные из стали высокого
качества, неоднократно экспонировались на отечественных и международных
выставках и ярмарках.


В) "Возрождение"


АО "Возрождение", созданное в 1991 году, восстанавливает утраченные
традиционные техники и технологии тульских художественных ремесел, обучает
талантливую молодежь секретам мастерства в школе, организованной при
акционерном обществе.

Мастерами промысла возрождены технологии глубокой и тонкой гравировки,
золочения, огранки стали «под алмаз», изготовления изделий из дамасской
стали, прославивших тульских оружейников. При изготовлении и художественной
отделке охотничьего оружия используются благородные металлы.

Промысел выпускает высокохудожественные комплекты охотничьего оружия в
авторском исполнении (в комплект входят футляр, ружье, нож, шомпол).
Возглавляет эту работу мастер с мировым именем И. В. Щербино.

Произведения промысла пользуются неизменным успехом на специализированных
отечественных и международных выставках-ярмарках.

Г) "Метальная лавка"

Нижний Тагил, отметивший 275-летие со дня основания, является родиной
промысла лакирования и росписи металлических подносов, столиков, шкатулок,
кувшинов. Во многом утраченные традиции старых уральских умельцев,
оживлявших металл своей росписью, успешно пытается восстановить новое
поколение мастеров.

ТОО "Метальная лавка" создано в 1993 году на базе артели "Металлист",
существовавшей с 1931 года. Предприятие выпускает металлические подносы с
декоративной ручной росписью.


Изделия промысла знамениты искусно выполненными небольшими букетами
из розеток цветов и листьев, необычным фоном — цветным или "под черепашку",
"под малахит", особой росписью масляными красками с ярким цветным
подмалевком цветочных форм и моделированием их цветными и белильными
разживками, а также "золотыми" орнаментами.

Уральские подносы неоднократно экспонировались на отечественных и
международных выставках, удостаивались дипломов и медалей. Лучшие образцы
хранятся в крупных музеях страны.



Д) "Жестовская фабрика декоративных изделий"

Жостово Мытищинского района Московской области — центр прославленного
русского художественного промысла, возникшего в 1825 году на основе
производства лаковых изделий из папье-маше и лакированных железных подносов
с сюжетной и цветочной росписью.

Обаяние искусства Жостова — в искренности и непосредственности
содержания, выразительности художественных приемов. Для жостовских мастеров
характерно умение находить удачное цветовое решение и точные средства
декоративного языка для отображения природы, успешно сочетать отдельные
детали живописи друг с другом и роспись подноса с его формой.

В качестве сюжетов мастера используют натюрморты, пейзажи, образы
сказочных персонажей и, конечно, русской тройки. Однако визитной карточкой
жостовской росписи остается букет. Реально существующие и рожденные
фантазией художника цветы собираются в букеты или располагаются венками и
гирляндами на черном лаковом, цветном металлизированном или перламутровом
фоне. Роспись создается как блестящая импровизация на цветочные мотивы,
поэтому повтор или стандартизация исключаются.

На промысле работают потомственные мастера, семейные династии, есть свои
формы обучения преемственности художественного ремесла.

Указом Президента Российской Федерации от 6 ноября 1993 года промысел
включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия
народов Российской Федерации.


Заключение.

Искусство художественной обработки металлов прошло длительный путь
развития и, опираясь на традиции и знания великих мастеров, продолжает
ражвиваться в современнйх условиях.Мастерами художественной обработки
металлов созданы создано множество произведений вошедших в духовную
сокровищницу человечества, в его культуру. В этих произведениях наиболее
сильно и ярко выражено мировоззрение той или иной эпохи, понимания людьми
красоты.



Список литературы.

1. Народы России. Энциклопедия. Гл. ред. В.А.Тишков. М., Научное
издательство "Большая Российская Энциклопедия", 1994. С. 304.

2. Флеров А.В. Материаловедение и технологоя художественной обработки
металлов. М.: Высш.шк., 1981.


3. Буркат Г.К. Серебрение, золочение, палладирование и родирование. Л.:
Машиностроение,1984.

4. Постникова-Лосева М.М. и др. Золотое и зеребряное дело XV-XX вв. М.:
Наука, 1983.

5. Федотов А.И., Улановский О.О. Граверное дело. Л.:Машиностроение, 1981.

6. Новиков В.П., Павлов В.С. Ручное изготовление ювелирных украшений,
Л.:Политехника, 1991



Приложение 1. Художественное Каслинское литье
|[pic] |[pic] |[pic] |
|[pic] |[pic] |[pic] |
|[pic] |[pic] | |



Приложение 2.
|[pic] |[pic] |[pic] |
| |Северная чернь |Павловский завод |
|Казаковское предприятие | | |
|художественных | | |
|металоизделий | | |
| | | |
| | | |
| | | |
|[pic] |[pic] | |
| | | |
|Метальная лавка |Жестовские изделия | |







Реферат на тему: Художественные средства и их использование в творчестве живописцев авангарда начала XX века
Художественные средства и их использование в творчестве живописцев
авангарда начала XX века


Авангардизм – совокупное название сложившихся в 1900-е годы
художественных тенденций, для которых характерно выраженное в полемической
форме противопоставление себя прежним традициям творчества, равно как
окружающим социальным стереотипам в целом.
Как и предварившие его направления модернизма, авангард был нацелен на
радикальное преобразование человеческого сознания средствами искусства, на
эстетическую революцию, которая разрушила бы духовную косность
существующего общества, при этом его художественно-утопические стратегия и
тактика были гораздо более решительными, анархически-бунтарскими.
Не удовлетворяясь созданием изысканных «очагов» красоты и тайны,
противостоящих низменной материальности бытия, авангард ввел в свои образы
грубую материю жизни, «поэтику улицы», хаотическую ритмику современного
города, природу, наделенную мощной созидательно-разрушительной силой, он не
раз декларативно подчеркивал в своих произведениях принцип «антиискусства»,
отвергая тем самым не только прежние, более традиционные стили, но и
устоявшееся понятие искусства в целом. Постоянно влекли авангард «странные
миры» новой науки и техники из них он брал не только сюжетно-символические
мотивы, но также многие конструкции и приемы. С другой стороны, в искусство
все активнее входила «варварская» архаика, магия древности, примитив и
фольклор (в виде заимствований из искусства негров Африки и народного
лубка, из других «неклассических» сфер творчества, прежде выносимых за
рамки изящных искусств). Мировому диалогу культур авангард придал
невиданную остроту.
Преобразования охватили все виды творчества, но изоискусство постоянно
выступало инициатором новых движений. Мастера постимпрессионизма
предопределили важнейшие тенденции авангарда; его ранний фронт наметился
групповыми выступлениями представителей фовизма и кубизма.
Фовисты не считались ни с какими установленными в европейской живописи
законами: перспективы, светотени, постепенного сгущения или смягчения
света, первенства рисунка в структуре картины. «Исходный пункт фовизма, –
писал Матисс, – решительное возвращение к красивым синим, красивым красным,
красивым жёлтым – первичным элементам, которые будоражат наши чувства.
Матисс отказался от смешения цветов светотени и мелких деталей – ничто не
должно было снижать звучность краски. Другим выразительным средством в его
картинах была точно отработанная линия. Художник подчёркивал каждое
движение, каждый контур линией; она иногда выглядела своеобразной рамкой, в
которую заключена форма.
Мастер кубизма – художник Пабло Пикассо – отвергал иллюзорную
трёхмерность, перспективу, светотень. В своих работах он дробил предметы и
фигуры на составные части, упрощал их до строгих геометрических форм:
кубов, конусов, полусфер, цилиндров. Аналитический кубизм – новая стадия
развития кубизма: контуры стали прерывистыми, грани представали не в
положенных по законам перспективы ракурсах, а разворачивались в сторону
зрителя. Большие, цельные объёмы распадались на множество мелких. Затем
художники начали вводить в живописные полотна реальные предметы и материалы
разной фактуры. Коллаж стал популярным среди кубистов. Кубизм подошёл к
следующему своему этапу – синтетическому. Здесь образ уже не разлагается, а
собирается, синтезируется из отдельных атрибутов.
Футуризм укрепил интернациональные контакты авангарда, ввел новые
принципы взаимодействия искусств (изоискусства, литературы, музыки, театра,
фотографии и кинематографа). Футуристы видели красоту во всех новациях
технического прогресса, в революциях и войнах и стремились выразить ее в
живописи путем создания напряженных динамических полу-абстрактных полотен.
В них накладывались различные временные фазы движущегося объекта – как
кадры кинопленки – один на другой; энергетические поля или состояния души
передавались с помощью абстрактных лучащихся, динамически закручивающихся
цветоформ; бунтующие массы ассоциировались с острыми яркими клиньями,
прорывающимися сквозь бурлящие цветовые пространства и т.п.
В 1900-10-е годы новые направления рождаются одно за другим в широком
географическом диапазоне от России до Нового Света (с Москвой, Берлином,
Нью-Йорком и другими центрами, которые все решительнее оспаривают ведущую
роль Парижа как законодателя художественных мод). Экспрессионизм, дадаизм,
сюрреализм с их чуткостью к бессознательному в человеческой психике
обозначили иррациональную линию авангарда, в конструктивизме же, напротив,
проявилась его рациональная, строительная воля.
Экспрессионизм – это попытка показать внутренний мир человека, его
переживания в момент предельного духовного напряжения. В европейском
авангарде на разных этапах своего творчества к экспрессионизму примыкали
или создавали отдельные экспрессионистские работы многие художники. Среди
них можно назвать В.Кандинского, М.Шагала, П.Пикассо. Для художников-
экспрессионистов характерно повышенное напряжение цветовых контрастов,
выявление структурного костяка предмета, активное использование контура, в
графике - черного пятна, обострение контрастов черное – белое, черное-
цветное, усиление энергетики формы путем деформации и применения открытых
кричащих цветов, гротескная передача лиц, поз, жестов изображенных фигур.
Многие из этих приемов легли в основу художественных языков других
направлений авангарда, модернизма, постмодернизма.
Дадаизм – одно из наиболее бунтарских, скандальных движений авангарда,
культивировавшее пафос разрушения всего и вся, эпатаж как таковой, протест
против всего. Курт Швиттерс из различных отходов – проволочек, верёвочек,
билетов, консервных крышек – делал коллажи, в которых в отличие от
кубистических композиций краска перестала служить живописным задачам. Она
лишь накладывалась сверху на весь этот предметный рельеф. Среди творческих
находок дадаистов, унаследованных другими направлениями авангарда можно
указать на принцип стохастической организации своих произведений, метод
«психического автоматизма» в творчестве, активное использование при
создании артефактов содержимого помоек и свалок мусора и отслуживших
предметов обихода. Все это найдет последователей в сюрреализме, поп-арте,
концептуализме и других арт-практиках ХХ в.
Эстетика сюрреализма опирается на идеи романтиков, символизма,
интуитивизма, фрейдизма, герметизма и некоторые восточные мистико-
религиозные и оккультные учения. Главные представители: А. Бретон, М.
Эрнст, А. Массон, С. Дали и др. Основа творческого метода сюрреализма, по
определению Бретона ("Манифест сюрреализма" 1924г.), - "чистый психический
автоматизм, имеющий целью выразить устно или письменно, или любым другим
способом реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого
контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или
нравственных соображений... Сюрреализм основывается на вере в высшую
реальность; на ассоциативных формах, до сих пор остававшихся без внимания;
на всевластии мечты, на неутилитарной игре мысли…" Отсюда два главных
принципа сюрреализма: автоматическое письмо и запись сновидений, ибо в
сновидениях, согласно Фрейду, на которого активно опираются сюрреалисты,
открываются глубинные истины бытия, а автоматическое письмо (исключающее
цензуру разума) помогает наиболее адекватно передать их с помощью слов или
зрительных образов. Методом графического автоматизма начал свою
деятельность, включившись в сюрреалистическое движение, Андре Массон. Он
водил тушью по бумаге, возникающие линии и пятна напоминали некие образы,
которые при последующем движении руки изменялись. Рождались очень цельные
композиции, наполненные «знаками» людей, животных, растений или непонятными
таинственными узорами. Практиковались и другие новоизобретённые техники
(всего их начитывалось около тридцати), например, фроттаж (франц.
«натирание»). Как-то Эрнст положил бумагу на пол и натёр её графитом.
Рельеф растрескавшегося паркета создал на листе выразительную фактуру.
Впоследствии фроттажи делали, используя любую негладкую поверхность.
Случайный рисунок, по мнению авторов, напоминал галлюцинации. В. Паален
изобрёл фюмаж (франц. копчение), при котором использовались следы на бумаге
или холсте от копоти свечи. Отличительной особенностью многих полотен стали
реальные, подчас доходящие до натурализма изображения персонажей и их
окружения, но в фантастических бредовых сочетаниях.
Конструктивизм – направление, возникшее в России в среде
материалистически ориентированных художников и архитекторов под прямым
воздействием технического прогресса и демократических настроений
революционной общественности. В дальнейшем получило развитие и в западных
странах. Родоначальником считается художник В.Татлин. Он создал новый жанр
контррельефов – абстрактных объёмных композиций из контрастирующих друг с
другом материалов (обоев, дерева, металла). В противовес традиционным
художественным категориям конструктивисты выдвинули понятие конструкции в
качестве главного принципа организации произведения. Под конструкцией в
общем случае понимался некий рационалистически обоснованный принцип
композиционной организации произведения, в котором на первое место
выдвигалась функциональность.
Суть абстракционизма сводилась к тому, что отказ от изображения
внешних, видимых форм предметов позволял художнику сосредоточиться на
решении исключительно живописных задач гармонизации цвета и формы, через
посредство которых духовный космос вступал в контакт с человеком.
Абстракционизм развивался по двум основным направлениям: 1. гармонизации
аморфных цветовых сочетаний; 2. создания геометрических абстракций. Первое
направление (главные представители – ранний Кандинский, Ф. Купка) довело до
логического завершения поиски фовистов и экспрессионистов в области
"освобождения" цвета от форм видимой реальности. Главный акцент делался на
самостоятельной выразительной ценности цвета, его колористическом
богатстве, на музыкальных ассоциациях цветовых сочетаний, с помощью которых
искусство стремилось выразить глубинные "истины бытия", вечные "духовные
сущности", движение "космических сил", а также - лиризм и драматизм
человеческих переживаний, напряженность духовных исканий. Второе
направление развивалось по пути создания новых типов художественного
пространства путем сочетания всевозможных геометрических форм, цветных
плоскостей, сочетаний прямых и ломаных линий. Главными представителями его
были Малевич периода геометрического супрематизма, поздний Кандинский с его
геометрическими абстрактными композициями.
Считаю, что глобальное значение авангарда выявлено еще не в полной
мере, однако уже очевидно, что он показал принципиальную культурно-
историческую относительность форм, средств, способов и типов художественно-
эстетического сознания, мышления, выражения; в частности, вывел многие
традиционные виды искусства и присущие им формы художественного мышления из
сферы художественно-эстетического и, напротив, придал статус искусства
предметам, явлениям, средствам и способам выражения, не входившим в
контекст традиционной художественной культуры; довел до логического
завершения практически все основные виды новоевропейских искусств, тем
самым убедительно показав, что они уже изжили себя, не соответствуют
современному уровню культурно-цивилизационного процесса, не могут адекватно
выражать дух времени, отвечать духовно-художественно-эстетическим
потребностям современного человека и тем более человека будущего супер-
технизированного общества; экспериментально наработал множество новых,
нетрадиционных элементов, форм, приемов, подходов, решений и т. п.



Литература:

1. Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. М., 1993.
2. Новая Философская Энциклопедия. Т. 1. М., Мысль, 2000.
3. Энциклопедия для детей «Аванта+», Искусство. М., 1999.




Новинки рефератов ::

Реферат: Землеведение (Сельское хозяйство)


Реферат: Авиационные силовые установки (Авиация)


Реферат: Слово о "Слове о полку Игореве" (История)


Реферат: Организация управления строительной фирмой (на примере отдела снабжения) (Управление)


Реферат: Энгельс о Фейербахе (Философия)


Реферат: Технология выращивания капусты (Сельское хозяйство)


Реферат: Информационные ресурсы Интернет (Кибернетика)


Реферат: Конституционный суд РФ (Государство и право)


Реферат: Сравнительная оценка засухоустойчивости мутантных и гибридных форм яблони (Сельское хозяйство)


Реферат: Изучение состава кадров на промышленном предприятии (Статистика)


Реферат: Взаимодействие в конфликте (Психология)


Реферат: Исследование образов мужчин и женщин у подростков (Психология)


Реферат: Шпаргалки растениеводство (Предпринимательство)


Реферат: Религия и мифология Древней Месопотамии (Шумер, Вавилон) (Культурология)


Реферат: Авторское музыкальное самодеятельное творчество: история и современность (Музыка)


Реферат: Cовершенствование организации перевозок контейнеров (Транспорт)


Реферат: Расширяющаяся Вселенная и красное смещение (Астрономия)


Реферат: История появления реактивной авиации (Авиация)


Реферат: Котроль и ревизия (Бухгалтерский учет)


Реферат: Объективная обусловленность восприятия звукосимволичных слов языка и связь фонетической формы слова с его семантическим содержанием и денотатом (Литература)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист