GeoSELECT.ru



Искусство и культура / Реферат: Искусство Греции (Искусство и культура)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Искусство Греции (Искусство и культура)


Музыкальный лицей НГК им. М. И. Глинки.



РЕФЕРАТ ПО

МХК

НА ТЕМУ:



“АНТИЧНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ.
НАСЛЕДИЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ.”



Автор: Конньяков Л. В.
Класс: 8
Преподаватель: Робинсон Б. В.



г. N-ск,
2000.



Содержание.

I. Исторические предпосылки возникновения
древнегреческой литературы. 2
1. Предмет и значение литературы Древней Греции. 2
2. Античное рабовладельческое общество Греции. 2
3. Греческие племена и наречия. 3
4. Язык древнегреческой литературы. 3

II. Истоки древнегреческой литературы. 4
1. Народно-поэтическое творчество и мифология. 4
2. Сказки, басни (Эсоп), загадки и пословицы. 5
3. Народная песня, ее происхождение и формы. 6

III. Поэмы Гомера. 6
1. Сказание о Троянской войне. 6
2. Общий характер поэм. 7
3. Главные образы поэм. 8
4. Значение поэм Гомера. 10

IV. Формы лирической поэзии. 10
1. Греческая лирика и ее формы. 10
2. Элегия и ямб. 11
3. Эпиграммы. 11
4. Основные жанры прозаической литературы. 11

V. Литература эллинизма. 12
1. Общая характеристика эпохи эллинизма. 12
2. Эллинистическая образованность. 12
3. Реализм и натурализм. 13

VI. Конец античной греческой литературы и 14
ранняя христианская литература.
1. Последние греческие поэты. 14
2. Греческая литература на рубеже с византийской. 14

VII. Значение греческой литературы для 14
для мировой цивилизации.

I. Исторические предпосылки возникновения
древнегреческой литературы.

1. Предмет и значение литературы Древней Греции.

Под названием “греческая литература” мы должны разуметь всю вообще
литературу греческого народа, написанную на греческом языке. За
продолжительный срок много раз и коренным образом изменялись исторические
условия жизни греческого народа, также изменился и язык.
При таком широком понимании предмета, всю историю греческой литературы
можно разделить на четыре больших периода:

1) античный, совпадающий с эпохой рабовладельческого общества - с самых
ранних времен (X - IX вв. до н.э.) до начала IV в н.э. с кратким
примыкающим к нему периодом перехода к феодальному строю - от IV до
начала VI в н.э.;
2) византийский, занимающий время от утверждения феодальной византийской
империи при Юстиниане (527 - 565 гг.) до завоевания Константинополя
(Византии) турками в 1453 г.;
3) период турецкого владычества - 1453 - 1829 гг.;
4) новогреческий - со времен освобождения от турецкого владычества (1829
г.) до наших дней.

Из четырех обозначенных периодов, наибольшее значение для истории мировой
культуры и литературы представляет первый период - античный.
Так как вся европейская культура строилась на развалинах античной, то
вполне естественно, что элементы этой последней вошли органически в наши
общественные понятия, в наше мышление, язык, художественные образы, и
многие стороны современной жизни были бы непонятны без знаний античной
культуры. Идеями и образами античности вдохновлялись величайшие
представители литературы, искусства и науки: Данте, Петрарка, Микеланджело,
Шекспир, Мильтон, Байрон, Гете и многие другие. Высокое значение греческой
литературы признается выдающимися нашими писателями и критиками -
М.В.Ломоносовым, А.Н.Радищевым, А.С.Пушкиным, В.Г.Белинским, А.И.Герценом и
другими.

2. Античное рабовладельческое общество.

Общество, разделившееся на рабов и рабов, освободившихся от труда,
позволило посвятить себя искусству. Разделение общества на два основных
класса - рабов и рабовладельцев - привело к образованию своеобразной формы
античного государства, которую греки называли “полис”. Эта форма совмещает
в себе два понятия - и государства и города. Имеется в виду город с
небольшой прилежащей к нему территорией.
Для удобства рассмотрения истории древнегреческой литературы мы
устанавливаем следующие четыре периода:

1) начальный - период разложения первобытного родового строя (с конца II
до начала I тысячелетия до н.э.), время нераздельного господства
устного народного творчества;
2) эллинский или классический - время образования и процветания свободных
государств-городов - приблизительно с IX до конца IV до н.э. В этот
период получили развитие, в соответствии с отдельными фазами
общественной жизни, три сменявших друг друга жанра: эпос, лирика и
драма. Он включает в себя и краткий период назревания новых условий -
перехода к эллинизму;
3) эллинистический - время господства больших эллинистических монархий III
- I вв. до н.э., время значительного ослабления творческих сил народа и
преобладание изысканных форм в искусстве;
4) императорский или эллинистическо-римский - время римского владычества
(I - V вв. н.э.) и конца античного общества с кратким переходом к
установлению феодального строя, время замирания старых традиций и
возникновения новых - христианско-византийских.

3. Греческие племена и наречия.

Творцом греческой литературы и искусства, имеющих мировое значение, был
народ, который в историческую эпоху называл себя “эллинами”, а у нас обычно
называется “греками” - именем, взятым нами у римлян.
Греческий народ не имел политического единства и жил, преимущественно,
маленькими политическими общинами - “полисами” - по берегам Средиземного,
Черного, Мраморного и Азовского морей. Однако, несмотря на политическую
разобщенность и племенную обособленность, греки в цветущую пору своей
истории дошли до высокого сознания своего национального и культурного
единства, противопоставляя себя всем другим народам как “варварам”. Это
сознание с особой силой пробудилось во время войн с персами в начале V в.
до н.э.

4. Язык древнегреческой литературы.

По языку древние греки принадлежали к так называемой индо-еврейской
группе. Грамматический строй греческого языка чрезвычайно близок к строю
италийских, кельтских, германских, славянских, индоиранских и других языков
этой группы. Вместе с тем, словарный состав греческого языка содержит
некоторые элементы из других языков - более древнего населения (пеласгов
греческой традиции) или даже языков Малой Азии. Недавно прочитанные
критские, микенские и пилосские надписи, относящиеся ко II тысячелетию до
н.э., дают основание утверждать, что перед нами образцы греческого языка( .
Но в названиях некоторых местностей и богов сохраняются черты иноязычные.
В начале исторической эпохи мы застаем греков, разделенными на множество
мелких родоплеменных групп, изолированных друг от друга горами и говоривших
на местных говорах. Однако, они не теряли сознания своего единства и
принадлежности к одному народу. Главными из этих племен, значительно
отличавшихся по своему наречию (диалекту), считались эолийцы, ионийцы и
дорийцы.
Вследствие исключительно важной роли Афинского государства, образовалась
особая ветвь ионийцев и их языка - аттическое наречие. Эти четыре диалекта
легли в основу литературных наречий для отдельных жанров: ионийский - для
эпоса, эолийский - для лесбосских поэтов, дорийский - для торжественной
лирики, аттический диалект, как язык руководящего государства, приобрел
особенно важное значение в литературе.
Всякий литературный язык - язык до некоторой степени искусственный. К
разговорной аттической речи был близок язык комедии. Он содержит много
искусственно придуманных слов и выражений или пародий на речь других жанров
- эпоса, лирики и трагедии.
Еще ближе к разговорной речи язык надписей, отражающий особенности
местных диалектов, и из поздних поры - тексты писем и различных записей
простых людей, сохранившиеся на египетских папирусах.
Древнегреческий язык обладает большим лексическим и морфологическим
богатством. Словарь его отличается обилием синонимов, выражающих
всевозможные оттенки мысли. В языке греков, как народа по преимуществу
приморского, поражает множество слов, обозначающих море и характеризующих
его эпитетов, а также названий предметов и занятий, связанных с ним.
Морфология содержит большое разнообразие форм склонения и спряжения.
Склонение имеет четыре падежные формы. Глагольные формы в разнообразии
времен и наклонений передают многообразные оттенки действия или состояния,
длительность и моментальность действия (аорист).
В фонетическом отношении древнегреческий язык сильно отличается от
современного языка и от других европейских языков своими мелодическими
свойствами. Слоги в нем различались по “количеству”: одни - долгие, другие
- краткие; долгий слог произносился приблизительно вдвое протяжней, чем
краткий, и обладал большей высотой звука( . Это создавало основу для
музыкального ритма. Лишь в III - IV вв. до н.э. в греческом языке произошли
изменения, вследствие которых утвердилось экспираторное ударение,
основанное на силе выдуваемой струи воздуха, и стихосложение перешло на
тоническую систему, которая в настоящее время находит применение у
большинства европейских народов.


II. Истоки древнегреческой
литературы.

1. Народно-поэтическое творчество и мифология.

Источником древнегреческой литературы, как и всякой другой, было устное
народное творчество и прежде всего - мифы, в которых содержалась целая
сокровищница сюжетов и образов. В.Г.Белинский, развивая ту же мысль,
указывал еще на жизненное значение мифологических образов. “Мифология была
выражением жизни древних” - писал он, -“и их боги были не аллегориями, не
риторическими фигурами, а живыми понятиями в живых образах”(.
Миф - это вымысел, сказка, с помощью которой мысль первобытного человека
пыталась не только объяснить себе непонятные и грозные явления окружающего
мира, но и найти ключ к овладению силами природы и подчинить их себе. Много
интересных высказываний мы находим у А.М.Горького. “Чем древнее сказка и
миф,” - писал он - ”тем с большей силой звучит в них победное торжество
людей над силами природы… почти во всех древнейших мифах человек терпит
наказание от богов за его службу людям”. Фантазия древнейших мифов имела
резко выраженную материалистическую окраску. Поэтому миф - не бесплодная
фантазия, а в основе своей - реальная истина, дополненная воображением и
призванная руководить жизнедеятельностью коллектива.
Миф есть коллективное создание народа, а не измышление отдельного, хотя
бы и гениального человека. Поэтому он не представляет чего-нибудь
устойчивого и постоянного: он растет и развивается по мере развития
общественного сознания.
Вместе с тем в мифах находили отражение и явления общественной жизни -
различные этапы в развитии семьи и брака, черты быта первобытных охотников
и пастухов, материнского права и т.д.
Мифологические черты, раз сложившись еще в эпоху доклассового общества,
продолжали держаться в памяти людей в виде пережитков и в позднейшие эпохи.
Так, воспоминания о первобытном людоедстве сохранялись в мифе о людоеде
циклопе Попифеме, о человеческих жертвоприношениях - в рассказе о
жертвоприношении Ифигении и т.п.
Таким образом, создание больших и сложных мифологических повествований
было делом многих поколений, причем в первоначальную мифологическую канву
вкраплялись воспоминания об исторических событиях.


2. Сказки, басни (Эсоп), загадки и пословицы.

Близка к мифу и неотделима от него сказка; только подчеркнутая
недостоверность рассказа отличает ее от мифа.
В историческую эпоху Греции сказки рассказывались преимущественно в
гинекее, т.е. в женской половине дома. Они содержали фантастические
рассказы о прекрасном царевиче, о страшных чудовищах, о необыкновенных
чудовищах и т.п.
Басня также должна быть причислена к древнейшим созданиям устного
народного творчества. В ней сохраняются черты животного эпоса,
возникновение которого связывается с жизнью первобытных охотников и
скотоводов.
Многочисленные басни, имевшие хождение в народе в V в. до н.э., обычно
приписывались какому-то фригийскому рабу - горбуну Эсопу.
Под именем Эсопа сохранился целый сборник басен (их 426) в прозаическом
изложении. Состав этого сборника весьма пестрый: наряду с хорошо известными
сюжетами есть и просто анекдоты, и принадлежат они к самым различным
эпохам.
Плодом долголетних наблюдений и коллективного опыта у греков было большое
количество поговорок, пословиц и ходячих изречений. Когда выработались
определенные стихотворные размеры, многие поговорки были обличены в
стихотворную форму.
Многие изречения народной мудрости были приписаны древним мудрецам VI -
VII вв. Предание выделило из них группу семерых: Фалес, Биант, Сопон,
Питтак, Клеобул, Периандр и Хилон.

3. Народная песня, ее происхождение и формы.

В мифах, сказках, пословицах, устных рассказах и песнях находили
выражение взгляды народа на окружающий мир. Но прочно удерживалась в памяти
только такая речь, которая была обличена в ритмическую форму, имела вид
песни. Поэтому история литературы и должна начинаться с изучения народной
песни.
Исследование первобытных форм песни показывает, что возникновение ее надо
связывать с первобытной магией и обрядами, а особенно с трудовым процессом.
У первобытных людей песня не является простым развлечением, а имеет
практическое значение - помогает в работе или даже организует ее.
Древние писатели называют много песен, которыми сопровождались разные
виды трудового процесса: песни при жатве, при выжимании винограда, при
пряже, тканье и т.д(. Часто эти песни сопровождались мимическими
телодвижениями, изображавшими сам процесс работы.
Сохранилась любопытная песня горшечников. В ней выразилось мировоззрение
древних ремесленников - гончаров со всеми их примитивными невериями.
Известно, что греческие корабли часто приводились в движение веслами; для
этой цели на них помещались флейтисты, с тем чтобы в такт их музыке гребцы
поднимали и опускали весла. Так бывало и при других коллективных работах. К
сожалению, не сохранилось ни одной такой песни.
Из обрядовых песен у греков получили особенно большое развитие, как и у
других народов, песни свадебные и похоронные. Первые упоминания об этих
песнях мы находим в поэмах Гомера. Свадебная песня называется “Гименей”, а
песни погребального обряда назывались “френами”. У первобытных народов они
имели религиозное значение.
Приведенные данные позволяют нам восстановить в общих чертах основные
формы первобытного народного творчества.
В нашей литературе первым обратил внимание на значение греческих народных
песен Н.И.Гнедич. Он дал перевод нескольких “Простонародных песен нынешних
греков”(.


III. Поэмы Гомера.

1. Сказание о Троянской войне.

Сюжеты знаменитых поэм Гомера “Илиада” и “Одиссея”, полностью
сохранившихся до нашего времени, взяты из обширного цикла сказаний о
Троянской войне.
В “Илиаде” рассказывается о событиях десятого года Троянской войны,
причем изложение не охватывает последних событий войны и оканчивается
смертью и погребением главного троянского воителя Гектора. То же самое
можно сказать и об “Одиссее”, где рассказывается о последних днях
странствий героя на обратном пути из-под Трои.
Чтобы представить себе связь между всеми упоминаемыми в поэме событиями,
необходимо исходить из начального факта, послужившего причиной войны,-
мотива, который часто встречается в сказках.
Сын троянского царя Приама Парис-Александр похитил прекрасную Елену,
супругу спартанского царя Менепал. Оскорбленный Менелай призвал на помощь
многих царей и воителей. Среди всех выделялся силой и доблестью юный сын
Пелея. Во главе похода стал старший брат Менелая Агамемнон, царь Микен и
Аргоса. После продолжительных сборов, началась прославленная в сказаниях
Троянская война.

2. Общий характер поэм.

В.Г.Белинский в V статье о Пушкине дал исключительно тонкую
характеристику поэзии Гомера: “Читая Гомера, вы видите возможную полноту
художественного совершенства. Вы на Олимпе среди богов, вы в битвах среди
героев; вы очарованы этой благородною простотою, этой изящною
патриархальностью героического века народа, некогда представлявшего в лице
своем целое человечество”(. В.Г.Белинский показал удивительное богатство и
разнообразие содержания поэм Гомера.
Содержание каждой поэмы сосредоточено не только вокруг одного героя, но и
вокруг одного действия. “Илиада” есть поэма о гневе Ахилла, и все внимание
поэта сосредоточено на этом.
С гневом Ахилла связаны все остальные события. Однако для ясности
изложения автор делает иногда отступления. Таковы, например, перечисление
сил ахейцев и троянцев (II, 484-877), характеристика главных героев
ахейского войска, которая вложена в уста Елена (III, 171-244). Некоторые
эпизоды как будто не имеют органической связи с основной нитью рассказа.
Содержание “Одиссеи” также отличается цельностью. Основная тема ее -
возвращение на родину хитроумного и многострадального героя. Все действие
приурочено к последним сорока дням его странствий, а полное представление
обо всех испытанных им раньше страданиях дается в виде рассказа самого
Одиссея на пиру у царя Алкиноя (IX-XII). Этот художественный прием
свидетельствует о высоком развитии древнегреческого поэтического
мастерства. Обособленной является начальная часть поэмы (I-IV), в которой
только постоянно упоминается имя Одиссея, а главным действующим лицом
оказывается его сын Телемах. Совершенство плана и целостность поэмы
нарушаются в V песни, где рассказ о собрании богов в общем повторяет
начальную сцену первой песни. В остальном содержании поэмы выделяются две
части: 1) отплытие Одиссея с острова с острова нимфы Калипсо, прибытие к
феакийцам и пребывание у них (V-XII), 2) возвращение на остров Итаку и
месть женихам (XII-XXIII). Как бы дополнением выступает XXIV песнь,
рассказывающая о свидании Одиссея с отцом и восстании родичей убитых
женихов.
Таким образом, рассмотрение обеих поэм приводит к двойственному
заключению. Некоторые эпизоды уводят в сторону от основной нити рассказа.
Это обстоятельство вызывает различные соображения о происхождении поэм -
принадлежат ли они единому творцу или были внесены в поэму разными авторами
в различные времена?
Обе поэмы в ярких реалистических чертах воспроизводят явления
действительной жизни и быт греческих племен. В “Илиаде” отразился по
преимуществу быт военного времени, в “Одиссее” даны картины мирной жизни.
Война - основная стихия героев “Илиады”, причем битва изображается чаще
не в виде столкновения народных масс, а как выступление отдельных героев.
Такие герои легко побивают целы толпы простых воинов. В “Илиаде” поэт редко
отвлекается от военных сцен и военных советов к картинам мирного быта.
“Одиссея”, наоборот, переносит нас преимущественно в обстановку мирного
повседневного быта, хотя и эта мирная жизнь нередко прерывается кровавыми
событиями. И тут весьма часто мы находим описание пиров. Но при этом
“Одиссея” дает и много подробностей хозяйственной жизни, как, например,
описание сада Алкинол (VII, 112-132), свиных хлевов Эвмея.
Мастерство поэта с особенной силой выступает в отдельных сценах, из
которых слагается весь рассказ. Некоторые сцены с давних пор уже
расцениваются как имеющие мировое значение по художественной силе.
Во всех этих сценах и во всех подробностях описаний, не смотря на
идеализацию далекого прошлого, которое хочет нам показать поэт, выступает
правда жизни его времени. А на фоне их, как обобщение воспроизводимой
жизни, выступают со своими типичными чертами люди той эпохи - ее герои.

3. Главные образы поэм.

Поэмы Гомера представляют целую галерею индивидуально обрисованных
типических образов.
Центральной фигурой “Илиады” является Ахилл, юный фессалийский герой, сын
Пелея и морской богини Фетиды. Ахилл - цельная и благородная натура,
олицетворяющая собой ту военную доблесть в понимании древних героев,
которая служит идеологической основой всей поэмы. Он чужд хитрости и
двоедушия. Из-за сознания своей силы и величия он привык повелевать. Гнев
его проявляется в самых бурных формах. Мстя троянцам за Патрокла, он
становится похож на какого-то демона-истребителя.
Такое же безумие видно и в надругательстве над трупом Гектора (XXII, 395-
401), и в том, что он убивает на могиле Патрокла двенадцать троянских
пленников. Еще ему даны черты певца-поэта (IX, 186). Наконец, он
смягчается, видя перед собой слезы и ужасную мольбу отца, пришедшего к нему
за телом убитого им сына.
Образу главного героя ахейского войска соответствует фигура троянского
воителя Гектора. Хотя поэт никогда не забывает, что это - представитель
враждебного народа, к которому нельзя относиться как к соплеменнику. Гектор
является вождем троянского войска, и на него ложится вся тяжесть войны. В
трудные минуты он всегда впереди всех и подвергается наибольшей опасности.
Он обладает высоким чувством чести и пользуется общим уважением и любовью.
Он остается один на поле битвы, в то время как остальные прячутся в городе.
Ни мольбы отца, ни слезы матери не могут поколебать его: долг чести в нем
превыше всего. Ярче всего Гектор показан в сцене свидания с Андромахой (VI,
392-502), где мы видим его как мужа и отца.
Если идеал воинской доблести дан в лице Ахилла, то носителем житейской
мудрости представляется Одиссей - герой “хитроумный” и “многострадальный”.
В “Илиаде” он выступает и как воин, и как мудрый советник, но также и как
человек, готовый на всяческий обман (X, 383; III, 202). Само взятие Трои
при помощи деревянного коня было делом его хитрости. Всегда настороженный,
он имеет наготове целый запас вымышленных историй.
“В хитроватости, часто грубой и плоской, в том, что на прозаическом языке
называется “надувательством”. И между тем в глазах младенческого народа эта
хитрость не могла не казаться крайней степенью возможной премудрости”(.
В обеих поэмах кроме главных героев выведено еще много второстепенных.
Некоторые из них обрисованы также очень яркими красками. В “Илиаде” таких
лиц больше чем в “Одиссее”.
Микенский царь Агамемнон, старший из Атридов, является предводителем
всего похода и называется “владыкой мужей” или “пастырем народов”. Менелай
- спартанский царь, муж похищенной Парисом Елены - главное заинтересованное
в войне лицо. Однако поэт изображает их обоих далеко не привлекательными
чертами.
Обаятельными чертами наделен образ Нестора - вечный тип старца, который
любит вспоминать годы юности и давать свои наставления. Совершая подвиги,
он увлекается мечтой овладеть Троей и погиб от руки Гектора (XVI, 817-857).
Престарелый троянский царь Приам обрисован исключительно привлекательными
чертами. Это тип настоящего патриарха, окруженного многочисленной семьей.
По старости он уступил право военачальника старшему сыну Гектору. Он
отличается мягкостью и обходительностью. Даже к презираемой и ненавидимой
всеми Елене он относится очень сердечно.
В “Одиссее” живо обрисована личность Телемаха. Поэма изображает
постепенный рост этого юноши. В начале поэмы он представлен еще совсем юным
и несамостоятельным, в чем он сам признается матери (XVIII, 227-232). В
конце же поэмы он деятельно помогает отцу в расправе его с женихами. В этом
образе греки могли видеть тип идеального юноши - “эфеба”.
В поэмах встречаются и женские образы. Особенно выразительны образы
Андромахи и Пенелопы.
Андромаха - верная и любящая супруга Гектора. Она живет в постоянной
тревоге за мужа, который, как она видит, не жалеет себя, постоянно участвуя
в боях, “убит себя своей доблестью”. Судьба Андромахи глубоко трагична. При
разорении Ахиллом ее родного города Фив Плакийских убиты ее отец и братья,
а мать вскоре после этого умирает. Для Андромахи вся жизнь теперь в ее
любимом супруге. В конце поэмы она оплакивает своего мужа при погребении
(XXIV, 723-745). Этот трогательный образ не раз привлекал внимание поэтов и
в позднейшие времена.
Образцом семейной добродетели и верности обрисована Пенелопа в “Одиссее”.
В течении двадцати лет, пока отсутствует Одиссей, она не изменила к нему
своих чувств и упорно верит в его возвращение. Положение ее крайне трудное,
так как она окружена недоброжелательными людьми, которые считают ее вдовой
и добиваются ее руки, надеясь таким образом получить и царскую власть.
Противоположностью Пенелопе является в “Илиаде” Елена. Однако
преступление ее уже в прошлом; опьянение страстью, заставившее ее некогда
покинуть дом Менелая, сменилось горьким сожалением, и она, сознавая свою
ошибку, кается в этом перед Приамом (III, 173-176). Елена исполнена
презрения к Парису, но богиня Афродита снова властно бросает ее в объятия
этого человека (III, 390-420).
Таковы главные образы гомеровских поэм. Все они отличаются цельностью,
простотой, во многих случаях даже наивностью, которая характерна для эпохи
“детства человеческого общества”. Они обрисованы с замечательной силой и
жизненностью и отмечены глубочайшей человеческой правдой.

4. Значение поэм Гомера.

Поэмы Гомера были настоящей сокровищницей мудрости греческого народа -
“книгою откровения”, по выражению В.Г.Белинского(. Они не остались
принадлежностью только ионийского племени, среди которого создались, а
стали общим достоянием всего греческого народа и прожили с ним всю его
историю. Предание говорит, что Пикург ввел исполнение песен Гомера в
Спарте, Солон - в Афинах. Впоследствии во всех греческих государствах они
стали основой школьного образования. Ученики разучивали наизусть отдельные
части поэм, и было немало людей, которые знали наизусть обе поэмы целиком.
Для государства считалось за честь называться родиной Гомера. Гомер был
любимым поэтом даже в самых отдаленных уголках греческого мира.

IV. Формы лирической поэзии.

1. Греческая лирика и ее формы.

Название “лирика” - греческое, происходит от названия струнного
инструмента “лира” и предполагает исполнение песен под аккомпанемент лиры,
как это и видно в песнях Алкея, Сапфо, Анакреонта и др. Но это название
утвердилось лишь в эпоху эллинизма, обычно же лирическая песня у греков
называлась “мелос”, и это слово распространилось на весь жанр. Поэт должен
был в себе совмещать и автора слов, и композитора, и хормейстера.
Связь с музыкой постепенно в зависимости от характера песен становилась
менее тесной и даже совсем порывалась. Эпическая поэзия, которая
первоначально исполнялась аэдами в пении, в дальнейшем только
декламировалась рапсодами. Равным образом и некоторые виды лирики, как ямб
и элегия, рано оторвались от музыкального аккомпанемента и превратились в
чисто литературные жанры. Зато другие формы греческой лирики эту связь с
музыкой сохраняли по крайней мере до эпохи эллинизма(. Эти формы называются
специальным словом “мелос”, т.е. песня, или “мелика” - мелическая поэзия. В
зависимости от того, как поется песня, различают лирику одноголосную -
“монодийную” и хоровую. Монодийная лирика выражала чисто индивидуальные
настроения и отличалась простотой, хоровая приурочивалась к событиям
общественной жизни и получала вследствие этого особенно торжественный
характер. Простейшими формами лирики являются элегия и ямб, рано
оторвавшиеся от музыки и ставшие чисто литературными жанрами.

2. Элегия и ямб.

Термином “элегия” в современном литературоведении называется
стихотворение грустного характера, написанное любым размером. В древности
же под этим названием разумелось стихотворение, написанное независимо от
содержания в форме так называемых “элегических двустиший”, состоящих из
соединения гексаметра с пентаметром. Гексаметр - шестистопный дактилический
стих, такой же, как и в эпических поэмах. Пентаметр - пятистопный стих.
Грустный характер элегия приобрела лишь в поздней литературе, особенно у
римских поэтов Тибулла, Проперция (I в. до н.э.) и др. Древнейшие же
элегии, наоборот, проникнуты чувством бодрости и нередко содержали военные
призывы, политические наставления, политическую агитацию и т.п. Жанр элегии
во многих отношениях близок к гомеровскому эпосу. Она пользуется тем же
ионийским диалектом, теми же формулами и образами. Сами греки долгое время
не отличали ее от эпоса.
Одновременно с элегией появилась и другая лирическая форма - “ямб”.
Первоначально ямбический стих служил для выражения насмешки и шутки. Само
слово “ямб” связывали с мифом о богине Деметре. Когда она в глубокой печали
об исчезновении своей дочери Персефоны пришла ко двору элевсинского царя
Келея, только грубая шутка служанки Ямбы заставила ее рассмеяться. Название
ямба было перенесено на соответствующий сатирический жанр. Но впоследствии
ямбический стих, наиболее близкий к ритму обыкновенной разговорной речи,
стал применяться и в стихотворениях иного содержания, особенно же в
диалогических частях драмы.

3. Эпиграммы.

Эпиграмма близка к жанру элегии. Название это буквально означает
“надпись” и первоначально имело в виду объяснительную подпись под каким-
нибудь предметом-изображением, статуей, на могильном памятнике, на
посвятительном приношении богу и т.п. Такая надпись, естественно, должна
была быть сжатой и вместе с тем выразительной, чтобы в немногих словах
высказать многое существенное. Для эпиграмм предпочтительно пользовались
элегическими двустишиями.
В создании литературного жанра эпиграмм большая заслуга принадлежит поэту
конца VI и начала V в. до н.э. Симониду с острова Кеоса.

4. Основные жанры прозаической литературы.

Прозаические жанры античной литературы далеко не совпадают с нашими
представлениями. Жанры, которые мы в настоящее время рассматриваем как
чисто научные, в древности культивировались по преимуществу с
художественными целями. Сюда относятся история, философия и ораторское
искусство. В.Г.Белинский справедливо замечал: “У греков была даже
художественная история, где с критическим анализом событий соединялось и
художественное изложение”(. Древние считали историю по преимуществу
ораторским жанром(. Ораторское искусство по сущности рассчитывает на то,
чтобы художественными средствами захватить слушателя, очаровать его своей
формой. Поэтому с тех пор, как выступления ораторов начали записывать и
публиковать, они становились в полном смысле слова произведениями
художественной литературы. При таких условиях произведения этого рода
отражают свойства греческой культуры и составляют важную сторону
литературной истории.

V. Литература эллинизма.

1. Общая характеристика эпохи эллинизма.

Эпоха эллинизма занимает последние три столетия до н.э.
Завоевание Востока Александром и его преемниками привело туда большое
количество греков. Его преемники продолжали начатое им дело, все возникшие
города сделались рассадниками греческой культуры.
С расширением сети дорог и торговых связей распространение греческой
культуры получило еще большие возможности. Греческие города после восточных
походов наполнялись толпами рабов из завоеванных стран.
Громадные богатства, захваченные в странах Востока, сосредоточились в
руках правителей, которые по восточному обычаю приняли титулы царей. Они
вели бесконечные войны для захвата новых стран и часто воевали между собой.
Наплыв рабов из завоеванных стран и торговля ими достигли в это время
невероятных размеров: остров Делос сделался одним из крупнейших
невольничьих рынков. К III - II в. до н.э. относится наибольшее количество
восстаний рабов. Эти восстания становились тем более опасными, что к ним
обычно присоединялась вся эксплуатируемая беднота.
Широкое распространение греческой культуры отражалось в том, что на
поприще греческой литературы стали все чаще выступать представители и
других народов - египтяне, вавилоняне, евреи, сирийцы и др.

2. Эллинистическая образованность.

В эллинистической литературе преобладала проза. Многие произведения под
поэтической формой скрывали чисто прозаическое содержание.
Философия сосредоточивалась по-прежнему в Афинах. Академическая школа
продолжала развивать учение Платона.
Широкое развитие получили в эпоху эллинизма три философские школы -
эпикурейцев, киников и стоиков. Все три носили индивидуалистический
характер, обещали человеку счастье не во внешнем мире, а внутри его самого.
Школа киников (циников), основанная Антисфеном, учеником Сократа,
держалась того взгляда, что для блаженства нужна только добродетель,
которая приобретается жизнью в природе. Учения этой школы ближе всего
отражают идеологию простых людей и широких народных масс, включая рабов.
Большим авторитетом пользовалось учение школы стоиков. Основателем ее был
Зенон из Кития с острова Кипра. Учение этой школы развилось из учения
киников. Стремясь жить согласно с природой, стоики искали нравственной
свободы, освобождения от страстей. Они протестовали против рабства и идеал
свой находили в твердом и неуклонном осуществлении добродетели.
К эллинистической поре относится зарождение и первые образцы греческого
романа. Таковы “Милетские рассказы” Аристида - нечто вроде ряда любовных
историй. Этот сборник был переведен на латинский язык, и им зачитывались
офицеры во время похода против парфян. Однако других сведений об этом
произведении нет.
Характерной чертой лирики этого времени стало то, что стихотворение
порвало обязательную связь с музыкальным аккомпанементом и стало
предназначаться не для пения, а для чтения.

3. Реализм и натурализм.

Изысканная утонченность эллинистической поэзии уживалась рядом с
реалистическими и натуралистическими тенденциями. Представителем этого
направления был Сотад (начало III в. до н.э.), который в тяжеловесных
стилях описывал современную жизнь, осмеливался нападать на самих
властителей, подверг осмеянию Птолемея II Филадельфа за его
кровосмесительный брак с сестрой Арсиноей и за это был зашит в мешок и
брошен в море.
Это направление отразилось и в области драмы, веселой трагедии,- нечто
вроде фарса. Ее родоначальником является Ринфон. Он использовал остроумие и
шутки местного населения, создав на их основе комические сценки и пародии.
Сохранилось немного отрывков из “Мелиямбов” Керкида. Он выступил на
защиту прав беднейшей части населения и как последовательный сторонник
кинической школы, придал своей поэзии простонародный характер.
Такое же направление нашло выражение “холиямбов”, т.е. хромых ямбов.
Сохранилось несколько отрывков из сатирических произведений Феникса
Колофонского, в которых он бичует алчность богачей. В духе народных песен
написано стихотворение “Вороны”, где представлен нищий, который бродит по
улицам с “вещей” вороной и выпрашивает подарочки.
Мелкий комический жанр этого времени лучше всего известен по так
называемым “Мимиямбам” Геронда (III в. до н.э.). Мимиямбы - маленькие
бытовые сцены с двумя-тремя действующими лицами. Геронд продолжает то
направление, которое было намечено мимами Софрона (V в. до н.э.).
Содержание пьесок Геронда составляет изображение мелкой обыденной
действительности. Во многих случаях эти пьесы напоминают некоторые сценки
Феокрита, но у Геронда гораздо сильнее уклоны в сторону натурализма, и он
иногда не стесняется самыми рискованными положениями. Язык Геронда -
простая разговорная речь, иногда грубоватая в устах соответствующих
персонажей. Диалект - ионийский с сильной примесью языка аттической драмы.

VI. Конец античной греческой
литературы и ранняя
христианская литература.

1. Последние греческие поэты.

Время разложения античного общества характеризуется творческим бессилием,
вследствие которого греки были уже неспособны создавать что-нибудь новое и
оригинальное. Поэзия ограничивалась переработкой старых мотивов. Таковы,
например, попытки возродить эпический жанр, сделанные поэтами:
Квинтом Смирнским,
Нонном Панопольским,
Шиллером,
Анакреоном,
Григорием Богословским,
Палладом и др.


2. Греческая литература на рубеже с византийской.

Большинство монархов, чтобы прославиться приближали к себе представителей
культуры: литераторов, музыкантов, поэтов, философов, и отпускали на
развитие культуры огромные средства.



VII. Значение греческой литературы
для мировой цивилизации.

Развитие древней греческой литературы на протяжении почти полутора тысяч
лет: ее зарождение из чисто народных основ, пышный рассвет ее в условиях
рабовладельческого общества, длительное постепенное угасание и наконец,
перерождение в новые формы византийской литературы. Творческие силы
греческого народа нашли яркое выражение в созданиях искусства и литературы,
запечатлевших характерные черты жизни и воплотившие лучшие идеалы народа.
Греческая культура обогатила римскую и, слившись с ней, легла в основу всей
европейской культуры. Европейская литература до сих пор продолжает
пользоваться наследием Греции и перерабатывать это наследие. Замечательные
поэты Греции - Гомер, Алкей, Сапфо. В Греции же возникли и первые формы
романа. Греческие философы, историки, математики, врачи, механики, инженеры
и т.д. создали науку, из которой выросла современная наука, и многие их
труды не потеряли своего значения и для нас.







Реферат на тему: Искусство Древнего Востока

МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ ТА НАУКИ УКРАЇНИ
СУМСЬКИЙ ТЕХНІКУМ ХАРЧОВОЇ ПРОМИСЛОВОСТІ


Денне відділення
спеціальність
5.091714


РЕФЕРАТ
На тему: “Мистецтво стародавнього Сходу. Архітектура”


Виконала: студентка групи 3-Х-83
Постольна Ю.П.
Викладач


Суми, 2000

План.

Введение

1. Особенности культуры Древней Месопотамии

2. Архитектура, скульптура, живопись Древней Индии

3. Искусство Древнего Египта

4. Культура Древнего Китая.

Заключение

Список литературы



Введение


Одна из центральных проблем понимания древнего мира - осмысление
многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних
временем и пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое
цивилизационное целое, своим многообразием и уникальностью в значительной
степени повлияли на формирование и характер современной цивилизации. Именно
в этой роли, своими достижениями, базой для создания нынешнего научно-
технического мира, их культурное единство и обретает значимость. С другой
стороны, если считать цивилизацию нравственным, интеллектуальным и
техническим оснащением культуры, как способа преодоления этносом
исторического пространства на одной и той же географической территории, то
здесь на первый план выходит своеобразие культур и их способность
сосуществовать, не проникая друг в друга. Более того, состояние
современного общества перестает быть обязательным, становятся возможными
иные культурные варианты. Древние культуры Востока и Запада около 500 лет
до н.э. пережили коренной исторический поворот - появление человека
современного типа. Пришел конец мифологической эпохе с ее спокойной
устойчивостью, началась борьба рационального опыта с мифом, вырабатывались
основные понятия и категории, которыми мы пользуемся по настоящее время,
закалывались основы мировых религий. В Индии в настоящее время возникли
Упанишады, жил Будда, в Китае получили развитие мощные философские школы, в
Иране учил Заратустра, в Палестине выступали пророки, в Греции - это время
Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Архимеда.
Именно тогда перед человеком открылись и собственная беспомощность и
величие окружающего мира; для жизни понадобились новые способы и
инструменты ее организации. Человек ищет новые ответы на вопросы, ранее
принятые на веру, пересматривает свои решения, обычаи и нормы. Новый
человек способен слушать и понимать то, о чем ранее он не задумывался, и
благодаря этому открывать в себе все новые возможности.


1. Особенности культуры Древней Месопотамии

Вплоть до середины XIX в. культурная жизнь народов, некогда населявших
эту обширную часть земного шара, оставалась почти совсем неизвестной
человечеству. Сведения, почерпнутые из легендарных библейских сказаний,
равно как и описания древних городов, сделанные греческим историком 5-го
века до н. э. Геродотом, были, по существу, единственным источником знания.
Причиной подобного неведения было полное отсутствие каких-либо зримых
памятников древней архитектуры и искусства. Истребленные войнами, пожарами
и наводнениями они просто исчезли с лица земли. Сырцовый кирпич, из
которого, при отсутствии леса и камня, строили большинство зданий Двуречья,
был материалом весьма непрочным и потому сама природа быстро довершала те
разрушения, которые производили люди. Заброшенные и опустевшие, после
кровавых битв и падения той или иной государственной власти, города быстро
приходили в ветхость и зарастали землей. На их месте, правда, могли
возникнуть новые, но и их ожидала та же участь.
Древнегреческие храмы и пирамиды, сложенные из гигантских
каменных блоков, вопреки разрушительным усилиям времени, людей и природных
стихий, продолжали и продолжают поныне горделиво выситься над земной
поверхностью. А не менее громадные дворцы, храмы и башни городов Двуречья
оказались сокрытыми под толщей земляных холмов, которые как бы похоронили и
поглотили их останки.
И все же настойчивые усилия археологов отвоевали у природы то,
что сохранилось от богатой и пышной цивилизации древности. XIX век потряс
мир грандиозностью своих археологических открытий, произведенных в долине
Тигра и Евфрата, и близлежащих к ней районов.
Передняя Азия с ее разноплеменным населением занимала в древности
обширные пространства земли от Персидского залива между Средиземным, Черным
и Каспийским морями. Она разделялась по диагоналям реками Евфратом и
Тигром, текущими с северо-запада на юго-восток и впадающими в Персидский
залив. Область между Тигром и Евфратом получила название Двуречья или
Месопотамии.
Разноплеменная культура Передней Азии, конечно, не могла быть
однородной. Сменявшие друг друга народы, стремившиеся к захвату плодородных
земель, несли с собой новые веяния и новые порядки, Зачастую они
безжалостно уничтожали все то, что было создано из предшественниками. И тем
не менее, в своем собственном поступательном развитии они неизбежно
опирались на опыт прошлого в государствах Двуречья не менее видное место,
чем в Египте занимали скульптура, мелкая пластика, ювелирное дело. Как и в
Египте создавались яркие росписи. украшавшие стены дворьцов. Но многие
черты, в то же время, отличают искусство Передней Азии от египетского.
Прежде всего, совершенно иные природные условия давали строителям иные
материалы. Отсутствие леса и камня привело к использованию жителями
Двуречья сырцового кирпича. Вследствие этого сложились не только
особенности архитектурного стиля с его простыми кубическими формами, но и
иные приемы украшения зданий. Зодчие изобрели способ прорезать стены
вертикальными выступами и нишами, окрашивать их в звучные насыщенные тона,
что нарушало однообразие дробной кирпичной кладки и оживляло глухую и
скучную поверхность плоской стены.
Заупокойный культ не получил в Двуречье такого значительного развития
как в Египте, не сложилось и представлений о том, что душа умершего
человека должна вернуться в изваянное подобие живого тела. Поэтому
портретная пластика не смогла достичь таких вершин, каких она достигла в
Древнем Египте. Но статуи божеств и правителей, созданные в странах
Передней Азии, разнообразны, мастерски проработаны, отмечены печатью
значительности и внутренней cилы. В рельефах Двуречья важное место
отводилось победоносным войнам, деяниям правителя. Каждый такой рельеф
становился своего рода исторической вехой, как бы отмечающей новый отсчет
времени. Большое распространение наряду с рельефом получила и глиптика -
резные цилиндрические печати-амулеты. Покрытые тончайшей резьбой,
выполненной подчас по твердой и гладкой поверхности камня, они изображали
обряды и сцены из народных басен с участием животных, сцены из мифических
сказаний. В этом виде искусства, как и в мастерстве ювелирного дела народы
Передней Азии достигли высочайшего совершенства.
Памятники нового каменного века, сохранившиеся на территории Передней
Азии, весьма многочисленны и разнообразны. Это культовые статуэтки божеств,
культовые маски, сосуды, керамические изделия, употреблявшиеся при
погребальных церемониях Тонкостенные, яравильнюй формы, нарядные и
стройные сосуды Элама были покрыты четкими коричневато-черными мотивами
геометризированной росписи по светлому желтоватому и розоватому фону. Такой
узор, нанесенный уверенной рукой мастера, отличался безошибочным чувством
декоративности, знанием законов ритмической гармонии. Он всегда
располагался в строгом соответствии с формой. Треугольники, полоски, ромбы,
мешочки стилизованных пальмовых ветвей подчеркивали вытянутое или округлое
строение сосуда в котором красочной полосой особо выделялись дно и
горловина . Порой комбинации узора, украшавшего кубок, повествовали о
важнейших, для человека того времени, действиях и событиях - охоте, жатве,
скотоводстве. В фигурных узорах из Суз (Элам) без труда можно узнать
очертания стремительно несущихся по кругу гончих псов, горделиво стоящих
козлов, увенчанных огромными крутыми рогами. И хотя пристальное внимание,
проявляемое художником к передаче движений животных, напоминает первобытные
росписи, ритмическая организованность узора, его подчинение строению сосуда
говорят о новой, более сложной стадии художественного мышления
Во в.п. 4-го тыс. до н. э. в плодородных равнинах Южного Двуречья
возникли первые города-государства, которые к 3-му тыс. до н. э. заполнили
всю долину Тигра и Евфрата. Главными из них стали города Шумера. В них
выросли первые памятники монументального зодчества, расцвели, связанные с
ним, виды искусства - скульптура, рельеф, мозаика, различного рода
декоративные ремесла.
Каждый город чтил своих богов. Каждому из божеств посвящался свой
храм, который становился центром города-государства . В Шумере окончательно
утвердились и основные черты храмового зодчества.
В стране бурных рек и заболоченных равнин необходимо было поднимать
храм на высокую насыпную платформу-подножие. Поэтому важной частью
архитектурного ансамбля стали длинные, подчас проложенные в обход холма,
лестницы и пандусы по которым жители города поднимались к святилищу.
Медленное восхождение давало возможность увидеть храм с разных точек
зрения. Первыми мощными сооружениями Шумера конца 4 тыс. до н. э. были, так
называемые, “Белый храм” и “Красное здание” в Уруке. Даже по сохранившимся
развалинам видно, что это были строгие и величественные здания.
Прямоугольные в плане, лишенные окон, со стенами, расчлененными в Белом
храме вертикальными узкими нишами, а в Красном здании - мощными
полуколоннами, простые по своим кубическим объемам, сооружения эти четко
вырисовывались на вершине насыпной горы. Они имели открытый внутренний
двор, святилище, в глубине которого помещалась статуя почитаемого божества.
Каждое из этих сооружений было выделено из окружающих строений не только
подъемом ввысь, но и окраской. Белый храм получил свое название за побелку
стен, Красное здание (оно, видимо, служило местом народных собраний) было
украшено разнообразным геометрическим орнаментом из глиняных обожженных
конусообразных гвоздиков “зигатти”, шляпки которых окрашены в красный,
белый и черный цвета. Этот пестрый и дробный орнамент, напоминавший вблизи
ковровое плетение, издали сливаясь приобретал единый мягкий красноватый
оттенок, что и дало повод для его современного наименования.
В 3-м тыс. до н. э. в шумерских центрах Уре, Уруке, Лагаше, Адабе,
Умме, Эреду, Эшнуне и Кише возникли более разнообразные и разработанные
типы зодчества. Города, беспрерывно воюющие друг с другом, ограждали себя
оборонительными сооружениями. До сих пор видны остатки этих мощных и
суровых крепостных стен с башнями и укрепленными воротами. Значительное
место в ансамбле каждого города занимали дворцы и храмы. Хотя здания
возводились из сырцового кирпича, в их декоративном оформлении проявилось
большое разнообразие. Из-за влажного климата плохо сохранялись настенные
росписи. Поэтому особую роль стали играть мозаика, а так же инкрустация из
самоцветов, перламутра и раковин, широко применявшиеся в украшении стен,
колонн, статуй/ В употребление вошла также отделка колонн листовой медью,
включение рельефных композиций. Окраска стен, в свою очередь, имела
немаловажное значение. Все эти детали оживляли строгие и простые формы
храмов, придавали им большую зрелищность, соответствующую красочности самих
обрядов Храм богини “матери всех богов” и “богини лесистых гор” Нин Хурсаг,
воздвигнутый в Убайде близ города Ура в середине 3-го тыс. до н. э.,
отмечен целым рядом подобных нововведений.
На протяжении многих веков постепенно сложились и разнообразные виды и
формы скульптуры. Скульптура в виде статуй и рельефов с древнейших времен
составляла неотъемлемую принадлежность храмов. Скульптурными формами были
украшены каменные сосуды и музыкальные инструменты. В металле и камне были
выполнены первые монументальные портретные статуи всевластных правителей
государств Двуречья, а в рельефах каменных стел были запечатлены их деяния
и победы. При проведении параллели с развитием скульптуры Египта,
несомненно, можно увидеть сочетание наивности приемов с уверенным
мастерством, грубоватости с утонченностью. Но тем не менее, мастера Шумера
и Аккада стремились к совершенству. Они отбирали, подобно египтянам, из
фасного и профильного положений самые выразительные и отчетливые аспекты,
соединяя их воедино и составляя из плоскости многофигурные
повествовательные композиции
Общий обзор литературы и искусства позволяет сделать вывод о
грандиозном значении этих памятников древнейшей цивилизации, анализ которых
выявляет непосредственное воздействие шумерской литературы и искусства на
вавилонскую и воздействие ее через посредствующие звенья на литературу и
культуру греков, евреев и даже народов Западной Европы.


2. Архитектура, скульптура, живопись Древней Индии

Первые по времени памятники архитектуры и изобразительного искусства
Древней Индии относятся к эпохе Хараппской цивилизации, но наиболее яркие
образцы были созданы в Кушано-Гуптскую эпоху. Высокими художественными
достоинствами отличались памятники как религиозного, так и светского
характера.
В эпоху древности большинство сооружений возводилось из дерева, а
потому не сохранилось. Дворец царя Чендрагупты был построен из дерева, и до
наших дней сохранились лишь остатки каменных колонн. В первые века нашей
эры в строительстве начинает широко применяться камень. Религиозная
архитектура этого периода представлена пещерными комплексами, храмами и
ступами (каменными сооружениями, в которых хранились реликвии Будды). Из
пещерных комплексов наиболее интересны комплексы в городе Карле и в Эллоре.
Пещерный храм в Карле имеет почти 14 м в высоту, 14 м в ширину и около 38 м
в длину. Здесь находится большое число скульптур и ступ. В Гуптскую эпоху
началось строительство пещерного комплекса в Эллоре, которое продолжалось в
течение нескольких веков. К шедеврам индийской архитектуры относятся также
индуистский храм в Санчи и буддийская ступа, находящаяся там же.
В Древней Индии существовало несколько школ скульптуры, из которых
наиболее крупными были гандхарская, матхурская и школа Амаравати.
Большинство сохранившихся скульптур также носило религиозный характер.
Скульптурное искусство достигло такой высоты, что существовал ряд
специальных руководств и правила их создания. Были разработаны приемы
иконографии, разные у разных религиозных традиций. Существовали буддийская,
джанийская и индуистская иконография.
В гандхарской школе сочетались три традиции: буддийская, греко-римская
и среднеазиатская. Именно здесь были созданы первые изображения Будды,
причем как бога; эти скульптуры изображали и статуи бодхисатв. В матхурской
школе, рассвет которой совпадет с Кушанской эпохой, особое значение
получает светская среда наряду с чисто религиозными архитектурными
композициями. Здесь так же рано появились изображения Будды. Матхурская
школа испытала на себе воздействие более раннего по времени маурийского
искусства, а некоторые скульптуры говорят о хараппском влиянии (фигуры
богинь матери, местных божеств и т.д.). По сравнению с другими
скульптурными школами, школа Амаравати впитала в себя традиции юга страны и
буддийские каноны. Они сохранились и в более поздних скульптурах, повлияв
на искусство Юго-Восточной Азии и Шри-Ланки.
Древнеиндийское искусство теснейшим образом было связано с религией и
философией. Кроме того, оно было всегда обращено к низшей касте -
крестьянам, с целью донести до них законы кармы, требования дхармы и т.д. В
поэзии, прозе, драме, музыке индийский художник отождествлял себя с
природой во всех ее настроениях, откликался на связь человека и вселенной.
И, наконец, значительное влияние на развитие индийского искусства оказал
религиозный предрассудок, направленный против изваяний богов. Веды были
против изображения божества, и образ Будды появился в скульптуре и живописи
лишь в поздний период развития буддизма.
На художественную культуру древнеиндийского общества глубоко повлияли
индуизм, буддизм, ислам.
Художественно-образное восприятие через призму названных религиозных и
философских систем, отмечается утонченностью изображения человека и
окружающего мира, совершенством архитектурных форм.
Наиболее известным памятником древнеиндийской живописи являются
стенные росписи в пещерах Аджанты. На протяжении 150 лет древние мастера
вырезали этот храм в скале. В этом буддийском комплексе, состоящем из 29
пещер, живопись покрывает стены и потолки внутренних помещений. Здесь
разнообразные сюжеты из жизни Будды, мифологические темы, сцены из
повседневной жизни, дворцовая тематика. Все рисунки отлично сохранились,
т.к. индийцы хорошо знали секреты стойких красок, искусство укрепления
грунта. Выбор цвета зависел от сюжета и персонажей. Боги и цари, например,
всегда изображались белыми. Традиции Аджанты повлияли на искусство Шри-
Ланки и различных районов Индии.
Еще одна характерная черта старо-индийской культуры есть выражение в
художественных образах идеи поклонения богу любви - Камы. Базировался этот
смысл на том, что индийцы рассматривали брачную пару бога и богини как
процесс космического творения. Поэтому изображения божьей кары в крепких
объятиях распространено в храмах.



3. Искусство Древнего Египта


В VIII тысячелетии до н.э. в северо-восточной Африке, в нижнем течении
реки Нил, возникли первые египетские города: Мемфис, Иераконполь и др.
Прошло несколько десятков веков, и к III тысячелетию до н.э., в результате
объединения царств Верхнего и Нижнего Египта, сложилось одно из древнейших
государств на Земле, породившее замечательную и великую культуру Древнего
Востока, которая сыграла важнейшую роль в сложении античной культуры и в
дальнейшей истории развития общества. В искусстве существует прямая
традиция, передаваемая от мастера к ученику, от ученика к ценителю или
копиисту, связывающая загадочные ранние формы художественного творчества с
культурой нашего времени.
Его изучение представляет большой интерес еще и потому, что мы можем
выяснить пути сложения и развития искусства в одном из первых в истории
человечества классовых обществ и установить отражение в нем тех изменений,
которые происходили в жизни египетского рабовладельческого общества, ведь
историю возникновения и развития искусства Древнего Египта можно проследить
на огромном протяжении времени – свыше четырех тысяч лет.
Египетское искусство интересно и важно своими прекрасными памятниками
непреходящего, большого художественного значения и тем, что многое было
создано египетским народом в истории человечества впервые. Египет первый в
мире дал монументальную каменную архитектуру, замечательный своей
реалистической правдивостью скульптурный портрет, высокого мастерства
изделия художественного ремесла. Египетские зодчие и скульпторы великолепно
владели искусством обработки разнообразных пород камня. Они довели до
высокого совершенства и художественные ремесла – резьбу по дереву и кости,
различные виды обработки металла, тончайшие ювелирные работы из золота,
серебра и самоцветов, изготовление цветного стекла и фаянса, тонких
прозрачных тканей. Эти работы египетских мастеров замечательны сочетанием
изумительного вкуса в выборе формы и материала с необычной тщательностью
выполнения, доходившей до того, что для инкрустации иного ларца
использовалось до 20 тысяч вставок из кусочков слоновой кости или эбенового
дерева
Как вехи, возвышаются на далеком горизонте истории египетские пирамиды
– обветренные рукотворные каменные горы. И какими бы чуждыми и
неприступными они не казались, они могут многое рассказать о себе. Пирамиды
повествуют об обществе настолько четко организованном, что стало возможным
соорудить эти гигантские искусственные холмы всего лишь за время жизни
царствующей особы. На мой взгляд, Древний Египет – “дар Нила” и страна
пирамид – государство не просто уникальное, а великое и могущественное не
только незыблемостью, непоколебимостью в своей верховной власти, но еще
больше тем огромным воздействием культуры, которое мы испытываем сегодня,
через пять тысячелетий после ее создания. Что же служило предпосылкой для
возникновения поистине магического искусства древних египтян, что
заставляло их создавать такие грандиозные сооружения, что было основой их
великой культуры? Попытаемся найти ответы на эти вопросы, обратившись к
духовным источникам древнеегипетского искусства.
Самая главная отличительная особенность искусства Древнего Египта
заключается в том, что оно было призвано обслуживать потребности религии, в
том числе заупокойного культа и государственного культа обожествленного
фараона. Религия – первооснова древнеегипетского искусства, его
неотъемлемая составляющая, фактор, оказывавший непосредственное влияние на
развитие египетской культуры в целом в течение всего времени ее
существования. Памятники древнеегипетского искусства на протяжении всей его
истории имели в подавляющем большинстве культовое значение.
Замедленный характер развития древнеегипетского общества породил
застойность религиозных представлений, канонизацию художественных образов.
Возникшее в древний период египетское искусство продолжало сохранять свои
характерные особенности в течение многих веков. Но, несмотря на это, на
протяжении истории Древнего Египта египетское искусство развивалось,
приобретая в разные исторические периоды разнообразные художественные формы
Во славу царей, во славу незыблемых и непостижимых идей, на которых
они основывали свое деспотическое правление, создавалось и египетское
искусство. Оно мыслилось не как источник эстетического наслаждения, а
прежде всего как утверждение в поражающих воображение формах и образах
самих этих идей и той власти, которо

Новинки рефератов ::

Реферат: Школа семейного типа (Педагогика)


Реферат: П.А.Сорокин о структуре общества (Социология)


Реферат: Искусство древней Греции (Искусство и культура)


Реферат: Анализ финансового положения предприятия (Бухгалтерский учет)


Реферат: Программа обучения игре на балалайке (Музыка)


Реферат: Военные действия в ходе первой мировой войны (История)


Реферат: Геохронологическая таблица (Биология)


Реферат: Селекция ячменя пивоваренного направления (Сельское хозяйство)


Реферат: Право и мораль (Теория государства и права)


Реферат: Философия Эмпедокла (Философия)


Реферат: Организация и управление пассажирскими перевозками (Транспорт)


Реферат: Психологическая готовность ребенка к школе (Педагогика)


Реферат: Учет расчетов с использованием векселей (Бухгалтерский учет)


Реферат: Лекции по дисциплине безопасность жизнедеятельности и экология (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Самостоятельная работа учащихся на уроке (Педагогика)


Реферат: Структура и состояние водоснабжения и водосброса, подземных вод и артезианских скважин города Киева (Биология)


Реферат: Анализ себестоимости Продукции (Бухгалтерский учет)


Реферат: Выбор инновационной стратегии (Менеджмент)


Реферат: Звезды и их судьба (Естествознание)


Реферат: Булева алгебра (Программирование)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист