GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Социально-философские взгляды Гегеля (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Социально-философские взгляды Гегеля (Социология)




СТОЛИЧНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ


Пункт дистанционного обучения


Юридический факультет


Юрист



РЕФЕРАТ



По предмету ”ФИЛОСОФИЯ”.

Тема: Социально-философские взгляды Гегеля.



Студент 1 курса
ИЛЬИНОВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ



2000
Н.Тагил.



ПЛАН

1. Немецкая классическая философия: возникновение и
основоположники.
2. Г.В.Ф. Гегель.
1. Тождество бытия и мышления - исходный пункт философии
Гегеля.
2. Логика Гегеля.
3. Философия природы.
4. Философия духа.
3. Заключение.



1. Немецкая классическая философия: возникновение и
основоположники.


В конце 18 и начале 19 века Германия, преодолевая экономическую и
политическую отсталость, приближалась к буржуазной революции, и "подобно
тому как во Франции в 18 веке, в Германии в 19 веке философская революция
предшествовала политическому перевороту". Маркс рассматривал немецкую
классическую философию как немецкую теорию французской революции.

Важную роль в формировании немецкой философии сыграли достижения
естествознания и общественных наук: стали развиваться физика и химия,
продвинулось вперед изучение органической природы. Открытия в области
математики. позволившие понять процессы в их точном количественном
выражении, учение Ламарка об обусловленности развития организма
окружающей средой, астрономические, геологические, эмбриологические
теории, а также теории развития человеческого общества - все это со всей
остротой и неизбежностью выдвигало на первый план идею развития как
теорию и метод поз-нания действительности.

Одним из величайших умов человечества, основоположником классического
немецкого идеализма, возродившим идеи диалектики, был И. Кант (1724-1804).
Именно с Канта началась философия новейшего времени. Но не только в
философии, но и в науке. Он считал, что для того чтобы решить проблемы
бытия, морали и религии нужно знать возможности человеческого познания и
установить его границы. Необходимые условия познания заложены в самом
разуме и составляют основу знания. Они придают знанию характер
необходимости и всеобщности. Он различал воспринимаемые человеком явления
вещей и вещи как они существуют сами по себе. Мы познаем мир не так,
как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нашему знанию
доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего
опыта. В результате воздействия "вещей самих по себе" на органы чувств
возникает хаос ощущений. Приводим мы этот хаос в единство и порядок силами
нашего разума. Миру явлений со-ответствует независимая от человеческого
сознания сущность вещей - "вещи сами по себе". Абсолютное познание их
невозможно. Они для нас только ноумены, т. е. умопостигаемая, но не данная
в опыте сущность.

Кант был убежден, что идеи пространства и времени человеку известны прежде
восприятий. Пространство и время идеальны, а не реальны. Чувственные
впечатления связываются между собой посредством суждений, в основе которых
лежат категории, т. е. общие понятия, которые по Канту, суть "чисто
логические" формы, характеризующие только "чистое мышление", а не его
предмет. В своем учении о познании Кант большое место отводил
диалектике: противоречие рассматривалось им как необходимый момент
познания. Но диалектика для него - лишь гносеологический принцип, она
субъективна, т. к. отражает только противоречия мыслительной деятельности.
Именно потому, что в ней противопоставляется содержание занятий и их
логическая форма и предметом диалектики становятся сами эти формы в
их отрыве от содержания знаний, Ленин назвал логику Канта
"формальной".

Немецкая классическая философия после Канта разрабатывалась такими
выдающимися философами, как И. Г. Фихте (1762-1814) и Ф. Шеллинг (1775-
1854). Оба стремились преодолеть кантовское противопоставление
феномена и ноумена, обосновав познавательную активность в некотором
едином принципе - в абсолютном Я (Фихте) и в абсолютном тождестве
мышления и бытия (Шеллинг). Последний дал тонкий анализ категорий
диалектики, в частности свободы и необходимости, тождества, единого и
многого и др., послужив предтечей гегелевской объективно-идеалистической
диалектики. Его изыскания в области философии природы оказали большое
влияние на умы естествоиспытателей, а также на русскую философию.

2. Г.В.Ф. Гегель.
2. 1. Тождество бытия и мышления - исходный пункт философии
Гегеля.

Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика
Гегеля (1770-1831). Характеризуя историческое место Гегеля в развитии
философии, Энгельс писал: "Свое завершение эта новейшая немецкая философия
нашла в системе Гегеля, великая заслуга которого состоит в том, что он
впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде
процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и
развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и
развития... .Для нас здесь безразлично, что Гегель не разрешил этой
задачи. Его историческая заслуга состояла в том, что он поставил ее". Как
видно из слов Энгельса, выдающееся значение философии Гегеля заключалось в
том, что в ней в систематической форме было изложено диалектическое
миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования.
Гегель разрабатывал диалектику как философскую науку, обобщающую всю
историю познания и исследующую наиболее общие закономерности развития
объективной действительности. В особенности же Гегель стремился исследовать
и всесторонне обосновать важнейшие принципы диалектического способа
мышления, в корне противоположного метафизике. Подвергнув глубокой и
основательной критике метафизический метод, Гегель сформулировал, правда в
идеалистической форме, законы и категории диалектики.

Опираясь на диалектические идеи Канта, Фихте, Шеллинга, развивая их,
Гегель вместе с тем отвергает ряд ошибочных положений, содержавшихся
в учениях этих мыслителей. Гегель справедливо расценивает кантовскую
попытку исследовать человеческую способность познания вне истории
познания, вне .реального ее применения как бесплодную схоластическую.

Столь же определенно выступил Гегель против субъективизма Канта и Фихте.
Природа, по Гегелю, существует независимо от человека, а
человеческое познание обладает объективным содержанием. Отвергая
кантовское субъективистское противопоставление сущности и явления, Гегель
учил, что явления столь же объективны, как и сущность, сущность
является, т.е. обнаруживается в явлении, ввиду чего и явление
существенно. Познавая явления, мы тем самым познаем и сущность.

Исходя из диалектического положения о единстве сущности и явления,
Гегель отверг кантовское учение о непознаваемости "вещи в себе"; в
природе вещей нет никаких непреодолимых преград для познания. "Скрытая
сущность вселенной не обладает в себе силой, которая была бы в состоянии
оказать сопротивление дерзновению познания, она должна перед ним
открыться, развернуть перед его глазами богатства и глубины своей
природы и дать ему наслаждаться ими".

Гегель резко критиковал Шеллинга за недооценку роли логического мышления
и логики вообще, за интуитивизм, который в конечном итоге привел
Шеллинга к откровенному иррационализму. Однако, будучи идеалистом,
Гегель не смог подвергнуть критике основной идеалистический порок своих
ближайших предшественников: для него, также как и для других
идеалистов, природа является производным от сверхприродного духа. Именно
поэтому Гегель не смог решить тех великих диалектических проблем,
которые были поставлены предшественниками его собственной философии.

Он полагал, что ни материя, ни сознание человека не могут рассматриваться
как первичное, ибо сознание невозможно логически вывести из материи, а
материя также невыводима из человеческого сознания, которое само должно
быть понятно как результат предшествующего развития абсолютного
субстанциального первоначала.

Гегель отвергает утверждение Шеллинга о том, что первоначало должно быть
мыслимо как абсолютное тождество субъективного и объективного, исключающее
какое бы то ни было различие между ними. Тождество и различие -
диалектические противоположности, неотделимые друг от друга.

Первоначальное тождество, образующее субстанциальную основу мира, есть, по
Гегелю, тождество мышления и бытия, в котором, однако, изначально
наличествует различие между объективным и субъективным, но само это
различие существует лишь в мышлении. Мышление, по Гегелю - это не только
субъективная, человеческая деятельность, но и независимая от человека
объективная сущность, первооснова, первоисточник всего существующего.

Мышление, утверждает Гегель, "отчуждает" свое бытие в виде материи,
природы, которая есть "инобытие" этого объективно существующего мышления,
именуемого Гегелем абсолютной идеей. С этой точки зрения разум не
специфическая особенность человека, а первооснова мира, из чего следует,
что мир в основе своей логичен, существует и развивается по законам,
внутренне присущим мышлению, разуму. Таким образом, мышление и разум
рассматриваются Гегелем как независимая от человека и человечества
абсолютная сущность природы, человека, всемирной истории. Гегель стремится
доказать, что мышление, как субстанциальная сущность, находится не вне
мира, а в нем самом, как его внутреннее содержание, проявляющееся во
всем многообразии явлений действительности.

Стремясь последовательно провести принцип тождества мышления и бытия,
Гегель рассматривает мышление (абсолютную идею) не как неподвижную,
неизменную первосущность, а как непрерывно развивающийся процесс познания,
восходящий от одной ступени к другой, более высокой. В силу этого
абсолютная идея не только начало, но и развивающееся содержание всего
мирового процесса. В этом смысл известного положения Гегеля о том, что
абсолютное должно быть понято не только как предпосылка всего
существующего, но и как его результат, т.е. высшая ступень его развития.
Эту высшую ступень развития "абсолютной идеи" составляет "абсолютный дух"
- человечество, человеческая история.

Мышление по сравнению с чувственными восприятиями представляет собой
высшую форму познания внешнего мира. Мы не можем чувственно
воспринимать то, чего уже нет (прошлое), то, чего еще нет (будущее).
Чувственные восприятия непосредственно связаны с объектами, предметами,
воздействующими на наши органы чувств; наука же обнаруживает, открывает
явления, которых мы не видим, не слышим, не осязаем. Однако, как ни велико
значение мышления, как ни беспредельны возможности теоретического познания,
мышление базируется на данных чувственного опыта и без него невозможно.
Гегель в силу свойственной ему идеалистической недооценки чувственных
данных не увидел глубокого диалектического единства рационального и
эмпирического, не понял, как из чувственных восприятий внешнего мира
мышление черпает свое содержание. Содержание мышления (содержание науки),
по мнению Гегеля, есть ему одному (одному лишь мышлению) присущее
содержание; оно не получено извне, а порождено мышлением. Познание, с этой
точки зрения, не есть обнаружение того, что существует вне нас, вне
мышления; это - обнаружение, осознание содержания мышления, науки. Выходит,
следовательно, что мышление и наука познают свое собственное содержание
и познание оказывается самосознанием духа. В конечном итоге Гегель
приходит к фантастическому выводу, что человеческое мышление есть лишь
одно из проявлений некоего абсолютного, вне человека существующего мышления
- абсолютной идеи, т.е. Бога. Разумное, божественное,
действительное, необходимое совпадают друг с другом, согласно учению
Гегеля. Отсюда вытекает один из важнейших тезисов гегелевской философии:
все действительное разумно, все разумное действительно.

Мышление отражает объективную реальность, и, поскольку оно правильно ее
отражает, можно говорить о разумном взгляде на мир. Но Гегель отождествляет
отражение действительности (разум) и то, что отражается, - объективную
реальность. Это тождество мирового разума с многообразным миром явлений,
этот процесс мышления, содержит в себе все многообразие действительности,
и называется им "абсолютной идеей", с одной стороны, наполняется
совершенно реальным природным и историческим содержанием, а с другой
стороны, оказывается рафинированным представлением о Боге.

Основной формой мышления является понятие. Поскольку Гегель
абсолютизирует мышление, он неизбежно обожествляет и понятие. Оно, по
его учению, "есть начало всякой жизни" и представляет собой
"бесконечную творческую форму, которая заключает внутри себя всю полноту
всякого содержания и служит вместе с тем его источником". Выступая
против материалистического учения о понятии как высшей форме отражения
объективной действительности, Гегель ставит с ног на голову действительное
отношение между мышлением и бытием: не мышление, говорит он, отражает
бытие, а бытие представляет собой воплощение мышления, понятия, идеи.

Итак, исходный пункт гегелевской философской системы - идеалистическое
отождествление мышления и бытия, сведение всех процессов к процессу
мышления. Действительная история сводится к истории познания, а рост и
углубление знаний о мире рассматриваются как развитие самой
действительности. Гегель обожествляет процесс познания, осуществляемый
человечеством, выдавая его за божественное самопознание, а также за
познание человечеством Бога и тем самым самого себя.

2.2. Логика Гегеля.
Основные части философской системы Гегеля - логика, философия природы и
философия духа, к которой непосредственно примыкают философия права,
философия истории, эстетика, философия религии, история философии.
Логика, как это вытекает из исходного положения гегелевской философии
составляет важнейшую часть его системы, поскольку тождество мышления и
бытия означает, что законы мышления, которыми и занимается логика, суть
подлинные законы бытия: и природы, и человеческой истории и познания.
До Гегеля логика считалась наукой о субъективных (человеческих) формах
мышления. Не отрицая необходимости такой научной дисциплины, т.е.
формальной логики, как науки об элементарных формах и законах правильного
мышления, Гегель ставит перед логической наукой задачу исследовать
наиболее общие закономерности развития познания.

Гегель объявляет логику учением о сущности всех вещей. Поэтому в
гегелевской "Науке логики" кроме обычных для логики вопросов и понятий,
суждений, умозаключений рассматриваются такие вопросы, которыми формальная
логика никогда не занималась: вопросы о закономерностях самой
действительности, о превращении количественных изменений в качественные, о
соотношении философских категорий и т. д.

Гегелевская постановка вопроса о диалектической логике носит
идеалистический характер, поскольку Гегель отождествляет законы природы с
законами логики, мышления. Нельзя согласиться с гегелевским пониманием
объективности форм мышления, но оно содержит в себе глубокую догадку о
том, что различные формы мышления по самой своей структуре аналогичны
отношениям и процессам, имевшим место в объективной действительности.

Понятия, по Гегелю, находятся в непрерывном движении, переходят,
"переливаются" друг в друга, изменяются. развиваются, превращаются в свою
противоположность, обнаруживая внутренне присущие им противоречия, которые
и составляют движущую силу их развития. Развитие понятий, идет от
абстрактного к конкретному, от одностороннего, бедного содержанием
понятия к понятию, все более богатому содержанием, охватывающему в единстве
различные, даже противоположные, стороны. Гегель показывает, что
количественные изменения приводят к изменениям качественным, совершаются
путем скачка, прерыва непрерывности.

Гегелевское учение о диалектике мышления, о взаимосвязи и движении понятий
косвенно указывает на содержание и закономерности развития тех реальных
материальных процессов, которые вопреки учению Гегеля существуют независимо
от познания, от мышления. Конечно, Гегель не мог "выдумать" диалектику
понятий: ее действительным источником была реальная диалектика вещей в
природе и обществе.

Характеризуя сущность как философскую категорию, Гегель указывает, что к
ней следует отнести и то, что отличает явления друг от друга, и то, что
одинаково, тождественно в них. Но в противоположность метафизике Гегель
утверждает, что тождество и различие не существуют отдельно друг от друга,
а представляют собой противоположные, друг с другом связанные моменты
сущности. Говоря о тождестве мы имеем в виду различия, говоря о различии,
предполагаем тождество.

Гегель противопоставляет метафизическому представлению об абстрактном,
исключающим различия тождестве диалектическое представление о конкретном
тождестве, содержащем в себе различия. Понятие абстрактного тождества
предполагает существование неизменных, всегда одинаковых вещей. Понятие
конкретного тождества, напротив, указывает на то, что каждое явление
изменяется, т.е. не остается самим собой, всегда одинаковым, а переходит в
другое, содержит в себе это другое как противоположность, отрицание,
зародыш будущего.

Характеризуя понятие, Гегель правильно отмечает, что оно не есть только
общее. Общее, взято само по себе, вне связи с особенным, т.е. с тем, что
отличает одно явление от другого, бессодержательно. В реальной
действительности, а следовательно и в понятии общее, особенное и единичное
также неразделимы, как тождество и различие в сущности явлений. Раскрывая
многократность понятия, единство различных сторон в самой действительности,
Гегель приходит к выводу, что истина лишь постольку есть истина, поскольку
содержит в себе в единстве различные, в том числе и противоположные,
стороны реального. В этом смысле Гегель утверждает: абстрактной истины
нет, истина всегда конкретна. Понятие как. единство общего, особенного и
единичного получает свое необходимое выражение в различных видах суждений
и умозаключений, которые изображаются Гегелем как обнаружение и
осуществление творческой мощи присущей "понятию" как внутренней основе
всех тех процессов, которые наблюдаются в природе и обществе на всем
протяжении истории.

Понятие у Гегеля - это процесс теоретического мышления, возведенный в
абсолют. Активность мышления и всей сознательной, целесообразной
практической деятельности людей, преобразующей мир, идеалистически
истолковывается Гегелем как творчество, самопознание "абсолютной идеи",
обнаруживающей в себе все то, что непосредственно, на поверхности
выступает как развитие природы и общества. Таким образом, признавая
развитие и пытаясь дать его картину, Гегель изображает его как
процесс познания, осуществляющийся в лоне "абсолютной идеи".

В своем учении о познании Гегель ставит также вопрос об отношении
теоретического познания к практической деятельности, пытаясь вскрыть
единство и взаимодействие между теорией и практикой. Развивая положение
Канта и Фихте об активности познающего мышления, Гегель показывает, что
преобразование действительности и познание ее составляют единый процесс.
В этом отношении Гегель идет дальше материалистов 17 -18 вв.,
которые рассматривали процесс познания созерцательно, т.е.
преимущественно как воздействие предмета на познающий субъект и
соответственно восприятие этого воздействия субъектом. Марксистское
понимание практики в корне противоположно гегелевскому, поскольку для
диалектического материализма практика есть применение материальных
средств с целью изменения и познания материальной действительности. По
Гегелю же, практика есть деятельность мышления, а в конечном итоге
космическая деятельность "абсолютной идеи", которая творит мир, познавая
себя.

Логический процесс развития завершается у Гегеля понятием "абсолютной
идеи", которая вначале "отчуждает" свое бытие, сообщает ему движение, в
результате которого бытие становится содержательным. Затем она обнаруживает
себя как сущность, как понятие и, наконец, благодаря развитию понятия как
"абсолютная идея", которая выступает как систематическое, многообразное
единство всех сторон, логических определений, характеризует не только мир
как целое, но и его познание.
2.3. Философия природы.

Если логика, по Гегелю, есть "наука об идее в себе и для себя", то
философия природы характеризуется им как "наука об идее в ее инобытии".
Гегель не объясняет, как происходит переход от "чистой" логической идеи к
природе, он просто декларирует, что "абсолютная идея", познав вое
собственное содержание, "решается из самой себя свободно отпустить себя в
качестве природы". Значит ли это, что было время, когда еще не
существовало природы и "абсолютная идея" существовала сама по себе, так
сказать, в чистом, обнаженном виде? На этот вопрос у Гегеля нет сколько-
нибудь убедительного ответа. "Абсолютная идея", по Гегелю, существует вне
времени, природа также не имеет начала во времени. Как же можно в таком
случае утверждать, что "абсолютная идея" предшествует природе? Ведь и сам
Гегель вынужден признать, что "дух есть дух, лишь будучи опосредствован
природой". И тем не менее Гегель солидаризируется с христианским догматом
о сотворении мира Богом из ничего. Он лишь переделывает его на свой лад
для согласования с основными положениями своей идеалистической системы.
Поэтому Гегель говорит: "Мир сотворен, сотворяется и теперь и был вечно
сотворен; эта вечность выступает перед нами в форме сохранения мира".

Главными формами природного бытия "абсолютной идеи" являются механика,
физика, органика. Характеризуя механику, Гегель рассматривает
пространство, время, материю, движение, всемирное тяготение. Идеалистически
истолковывая эти основные понятия механики, Гегель пытается логически
вывести материю из времени и пространства. При этом он все же вынужден
признать, что не существует пустых, незаполненных времени и пространства,
из чего, вопреки его идеалистическому утверждению, следует, что время и
пространство представляют собой формы существования материи.


Гегель также признает, что материя и движение неотделимы друг от друга.
Но при этом материя остается для Гегеля лишь внешним, доступным
чувственному восприятию проявлением, обнаружением "абсолютной идеи". Да и
само движение материи изображается Гегелем не как изменение, ведущее к
развитию, а как простое перемещение в пространстве, круговорот, повторение
того, что существовало раньше.

В физике Гегель рассматривает небесные тела, свет, теплоту, химизм, и.т.п.,
пытаясь вскрыть связь между этими процессами и показать, что все они
образуют последовательный иерархический ряд обнаружений порождающей их
духовную сущность. В этой части натурфилософии Гегеля много произвольных
допущений, необоснованных утверждений, наглядно свидетельствующих о
неспособности идеализма научно обобщить данные естествознания. Гегель
отвергал в основном уже сложившееся в его время представление о
химическом процессе как о взаимодействии атомов, он отрицал также и тот
факт, что вода состоит из водорода и кислорода. Он также подходит к
пониманию электричества как особой формы движения материи.

Третья часть философии природы - органика - посвящена вопросам геологии,
ботаники и зоологии. Здесь Гегель стремится показать, что переход от
неживого к живому есть завершение природного процесса: "Дух выходит таким
образом из природы". Это значит, что природа есть лишь низшая ступень
обнаружения и самопознания "абсолютной идеи"; свое высшее адекватное
воплощение "абсолютная идея" получает лишь в человеке, в развитии
общества. Однако Гегель не признает реального процесса развития
органической материи и живых существ: все эти природные формы, по его
мнению, есть порождение "абсолютной идеи".

Философия природы Гегеля, несмотря на отдельные содержавшиеся в ней
глубокие диалектические догадки, весьма далека от действительно
диалектического понимания природы как единого связного целого,
изменяющегося, развивающегося на основе внутренне присущих ей противоречий.

В силу своего идеалистического характера философия природы Гегеля
оказалась наиболее слабой частью его системы. В ней особенно резко
выразилось противоречие между идеализмом и науками о природе,
невозможность примирения идеалистического истолкования природы с ее научным
исследованием. Ввиду исходных идеалистических посылок своей философии
Гегель вынужден был рассматривать природу как "конечную" сферу
существования "абсолютной идеи", приписывая природе ту ограниченность,
которая была свойственна лишь тогдашним естественнонаучным представлениям.
Поэтому Гегель не смог преодолеть и метафизического, механистического
понимания природы, хотя в ряде вопросов он стоял выше современных ему
естествоиспытателей и подвергал критике их узкий эмпиризм и метафизически-
механистический подход к явлениям природы.

Третья часть философской системы Гегеля - философия духа - посвящена
рассмотрению "абсолютной идеи" на заключительном этапе ее развития, когда
она, покидая природу, "возвращается" к самой себе в качестве "абсолютного
духа", т.е. "абсолютной идеи", преодолевшей свое "отчуждение", снявшей
свое отрицание (природу) и развивающейся как самосознание человечества на
всем протяжении всемирной истории. В природе, по Гегелю, духовное
содержание находится в постоянном конфликте с ограниченной и инертной
материальной формой. Философия духа Гегеля есть идеалистическое учение о
развитии индивидуального и общественного сознания, об умственном развитии
человечества вообще. Поэтому история человечества, сведенная к истории его
духовного развития, оказывается в конечном счете историей познания и
самопознания.

Философия духа состоит из учения о субъективном духе (антропология,
феноменология, психология), учения об объективном духе (право,
нравственность, государство) и учения об абсолютном духе как высшей ступени
самопознания "абсолютной идеи" (искусство, религия, философия).

В антропологии речь идет об индивидуальном развитии человеческой личности,
об отношении души и тела, о расовых различиях, различии человеческих
возрастов, о здоровье и болезненном состоянии человеческого организма, о
характере, темпераменте и.т.п. Характеризуя отличие человека от животного,
Гегель вслед за французскими просветителями указывает на первостепенное
значение прямохождения, давая, однако, чисто идеалистическое объяснение
этому факту. Правильно отмечая, что расовые различия не дают никаких
оснований для расизма, Гегель тем не менее полагает, что расы и нации
образуют различные ступени самоопределения "абсолютного духа", ввиду чего
различия между ними в области культурного развития в принципе
непреодолимы. Исследуя человеческие возрасты, Гегель приходит к ошибочному
выводу, что выступление личности против существующих общественных порядков
представляет собой юношеское увлечение, которое исчезает вместе с
переходом к зрелому возрасту. Взрослый человек, мужчина, по мнению
Гегеля, "работает в пользу дела, а не во вред ему, заинтересован в
сохранении существующего порядка, а не в разрушении его...".


2.4. Философия духа.


Последующее развитие индивидуального сознания Гегель прослеживает в
феноменологии и психологии. Здесь он приходит к заключению, что в основе
индивидуального сознания лежит "объективный дух". Это понятие охватывает,
по Гегелю, правовые и нравственные отношения, к которым немецкий
идеалист относит также семью, гражданское общество и государство.
Нравственность, таким образом, идеалистически истолковывается как
внутреннее содержание и движущая сила не только правовых, но также
материальных и политических отношений, различные формы которой
рассматриваются как необходимые стадии развития объективного
нравственного духа. И здесь действительные отношения ставятся Гегелем с ног
на голову. Однако в гегелевском понимании нравственности, несомненно,
имеется и глубокая догадка об объективном характере ее развития, о связи
этого процесса с развитием всей совокупности общественных отношений.

Поскольку сущностью духа, согласно Гегелю, является свобода, то право
определяется как осуществление, непосредственное бытие свободы. С этой
точки зрения право противопоставляется феодальному произволу. Однако
Гегель не видит классового характера правовых отношений, отражающего волю
господствующего класса. Важнейшим выражением права является, по Гегелю,
частная собственность, которая рассматривается не как определенная
историческая форма общественных отношений, а как необходимое,
субстанциальное воплощение свободы.

Гегель выводит из понятия права основные черты "гражданского общества",
ставя с ног на голову действительные отношения между экономическим строем
и надстройкой. Государство он характеризует как высшее развитие
объективного нравственного духа и подлинную основу экономических
отношений, в чем также наглядно проявляется свойственное Гегелю
идеалистическое понимание общественной жизни. В рамках этой
идеалистической конструкции Гегель часто высказывает глубокие догадки
относительно действительной сущности общественных отношений.


3.Заключение.

История человечества изображается Гегелем как прогресс в сознании свободы,
которая, по его мнению, составляет внутреннюю природу человека, но лишь
постепенно, на протяжении многовековой истории осознается человеком,
благодаря чему он и действительно становится свободным.

Всю мировую историю Гегель разделял на три основные эпохи: восточную,
античную и германскую. В восточном мире человек еще не осознал, что
свобода составляет его сущность, поэтому здесь, по утверждению Гегеля,
все - рабы. В античном мире (Древняя Греция и Рим) некоторые уже
осознали, что свобода образует их сущность: они-то и свободны в отличие
от тех, которые не осознают этого и поэтому остаются рабами. Как идеалист
Гегель фактически игнорирует связь рабства с определенными экономическими
условиями. Он выводит рабство из сознания людей. В основе рабства лежит,
следовательно, рабское сознание, действительное отношение поставлено
здесь на голову, бытие выводится из сознания. Лишь в германском, или
христианском, мире все, по мнению Гегеля, сознают свою духовную сущность, и
поэтому здесь все свободны.

Искусство, религия и философия, по учению Гегеля высшие формы самосознания
"абсолютного духа": в них завершается всемирная история и мировой разум
полностью осознает себя и самоудовлетворяется. Философию Гегель
рассматривал как наиболее глубокое выражение истины, противопоставляя ее
в этом отношении религии. Однако и религия, по мнению Гегеля, содержит
абсолютную истину, но лишь в форме чувственного, так сказать наивного,
образного представления. Поэтому, хотя философия. по Гегелю. выше религии,
содержание философии в конечном счете совпадает с содержанием
религиозного учения, поскольку и там и тут предметом познания
оказывается "абсолютная идея", выражающая в системе Гегеля и Бога и мир в
целом. Гегель, следовательно, игнорирует противоположность науки и
религии, не видит величайшего прогрессивного значения той борьбы, которую
вели естествознание и прогрессивная материалистическая философия против
религиозного мировоззрения.

В гегелевской философии духа особенно ярко сказались свойственные
этому мыслителю и немецкой буржуазии того времени вообще консервативные, а
частью прямо реакционные взгляды. Тем не менее было бы неправильно на
этом основании совсем отрицать положительное значение работ Гегеля.
Его диалектический метод лег в основу более поздних философских работ.

Литература

1. Блинников Л. В. "Краткий словарь философов", Москва, 1994 г.
2. Фролов И. Т. "Введение в философию", Москва, 1990 г.
3. Гвозданный В. А., Гусев Г. А. "Основы философии: этапы
развития и современные проблемы", Москва, 1994 г.
4. Гегель, Сочинения, Москва, 1956 г.
5. Гегель, "Работы разных лет", Москва, 1970 г.
6. "История философии" (под редакцией Дынника), Москва, 1965 г.





Реферат на тему: Социально-экономические механизмы снижения безработицы (на примере г. Брянска)

АНКЕТА
Дорогой выпускник!
Мы предлагаем Вам принять участие в социологическом исследовании,
которое проводится с целью выявления стратегий поведения студентов старших
курсов вузов Брянска в ситуации безработицы.
Отметьте, пожалуйста, варианты ответов, соответствующие Вашим
взглядам, убеждениям, позиции. Анкета анонимная, поэтому фамилию указывать
не нужно, для нас важно только Ваше мнение.
Просим Вас серьезно отнестись к заполнению анкеты.
Заранее, благодарим за сотрудничество.

1. Ваши планы по окончанию вуза:
пойду работать
продолжу учебу в своем вузе (магистратура, аспирантура, докторантура)
собираюсь получить новое образование в другом вузе
пойду служить в армию
свой вариант
____________________________________________________________________

2. Как Вы оцениваете свои шансы на получение работы в ближайшее время?
я уверен(а), что в ближайшее время мне обеспечена работа
нет твердой уверенности
считаю, что у меня нет никаких шансов

3. При трудоустройстве Вы рассчитываете на:
содействие родственников и друзей
учебное заведение
службу занятости
агентства по трудоустройству
собственные способности
благоприятное стечение обстоятельств

4. Перечислите, пожалуйста, какие агентства по трудоустройству и
департаменты по делам молодежи в Брянске Вы
знаете:_____________________________________________
____________________________________________________________________________
____
____________________________________________________________________________
____

5. Услугами какого из вышеперечисленных агентств Вы бы воспользовались при
необходимости:______________________________________________________________
____
____________________________________________________________________________
____

6. Какие из указанных условий, по вашему мнению, гарантируют получение
работы. Оцените степень их влияния:


высокий уровень образования
престижность оконченного вуза
хорошие интеллектуальные способности
жизненный практицизм
активность, «пробивные» способности
наличие «связей»
личное обаяние
иное_____________________________

7. Какие причины, на Ваш взгляд, могут повлиять на отказ при
трудоустройстве молодых специалистов:
отсутствие практического опыта
не импонирующие работодателю личные качества кандидата
семейное положение
недостаток образования
возраст
отсутствие вакантных мест
предубеждение администрации против «зеленых» сотрудников
иные причины (какие ?)__________________________________

8. Хотели бы Вы вернуть практику «диплома с обязательным распределением»:
да
нет
затрудняюсь ответить

9. Считаете ли Вы полезным ввести в вузах профориентационный курс?
да, так как даже выпускники вузов не всегда четко уверенны в правильности
выбора профессии
нет, так как подобные вопросы необходимо решать еще в рамках средней школы
затрудняюсь ответить

10. Желали бы Вы пройти «последипломную» стажировку на предприятии, на
условиях более низкой оплаты, чем при «настоящей»работе, но с вероятностью
дальнейшего трудоустройства:
да
нет
затрудняюсь ответить

11. Пытались ли Вы трудоустроиться?
да
нет

12. Нуждаетесь ли Вы в дополнительном заработке?
да
нет

13. Трудоустраиваясь на временную работу, какими мотивами Вы
руководствуетесь:
получение заработка
реальный опыт в определенной сфере деятельности
ознакомление с различными видами работ, для того чтобы испытать себя и
легче определиться с постоянным местом работы
стремление не отстать от уже работающих друзей
желание разнообразить жизнь
другое_______________________________________

14. Укажите какие причины побуждают Вас искать работу:
материальное положение
желание применить свои знания и умения на практике (самовыражение)
много свободного времени, которое не чем занять
общественное мнение
свой вариант__________________________________________________

15. Что для Вас первостепенно при выборе места работы? Ранжируйте следующие
показатели:
уровень предлагаемого заработка
престижность фирмы
социально-психологический климат в организации
сфера деятельности
возможность самовыражения
возможность профессионального роста
получение практического опыта
гибкий график работы
другое_________________________________

16. Если бы у Вас имелась свобода выбора, в каком регионе вы бы предпочли
работать?
______________________________________________________________________

17. На каком из брянских предприятий Вы бы предпочли работать?
_________________
____________________________________________________________________________
____

18. Расцениваете ли Вы занятие предпринимательской деятельностью как
альтернативу для себя, в случае невозможности трудоустроиться?:
да
нет
затрудняюсь ответить

19. Если бы Вы организовывали собственный бизнес, чем бы Вы занимались?
________
____________________________________________________________________________
____

20. Что Вас угнетает больше всего в ситуации безработицы:
понижение социального статуса
отсутствие денег
узкий круг общения
невозможность реализовать себя
материальная зависимость от родителей
другое_____________________________

21. Какие причины, по-вашему, формируют высокий уровень безработицы среди
молодых специалистов в Брянске? Ранжируйте их, пожалуйста:
«пробелы» в предоставляемом местными вузами образовании
излишние претензии самих молодых людей к желаемому месту работы
отсутствие желания работодателей в трудоустройстве молодых специалистов
недостаток внимания местной администрации к вопросам занятости молодежи
Брянска
пассивность существующих в Брянске агентств по трудоустройству или
недостаток их
нежелание самих молодых людей трудиться
иное________________________________________________________________________
_

22. Ситуация, когда молодой специалист с высшим образованием не работает,
обусловлена:
невозможностью трудоустроиться
нежеланием трудиться
не удовлетворяющими условиями труда

Сообщите, пожалуйста. некоторые сведения о себе:
23. Пол:
муж жен
24. Место жительства______________________________
25. ВУЗ___________________________________________
26. Характер получаемого образования:
на бюджетной основе
на коммерческой основе
27. Факультет____________________________________
28. Курс__________________________________________
29. Материальный доход семьи:
низкий (до 500 рублей на человека)
средний (от 500 до 1500 рублей на человека)
высокий (свыше 1500 тысячи рублей на человека)

Спасибо, успехов в
трудоустройстве.
-----------------------
сильное

среднее

слабое






Новинки рефератов ::

Реферат: Автоматизация учета исполнения бюджета Краснодарского края (Программирование)


Реферат: Природно-ресурсный потенциал Ставропольского края (География)


Реферат: Наследственная масса и коллизионные нормы регулирования наследственных правоотношений (Гражданское право и процесс)


Реферат: Заключение эксперта (Уголовное право и процесс)


Реферат: Работа на агрегатах по уходу за пропашными культурами (Сельское хозяйство)


Реферат: Конституции зарубежных стран (Право)


Реферат: Шпаргалки по Fortrany (Программирование)


Реферат: Местное самоуправление в РФ (Право)


Реферат: Анкета по социологии. Выявление потребительского спроса жителей города N на алкогольную продукцию (Социология)


Реферат: Доверительное управление имуществом (Гражданское право и процесс)


Реферат: Буддизм (Религия)


Реферат: Глаукониты Ленинградской области (Геология)


Реферат: Социум (Социология)


Реферат: Государственный надзор за страховой деятельностью в РФ (Страхование)


Реферат: МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ МЕХАНИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ПОВЕРХНОСТЕЙ ДЕТАЛЕЙ ЛЕЗВИЙНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ (Технология)


Реферат: Определение понятия "общественное мнение" (трактовка автора) (Социология)


Реферат: Internet (Компьютеры)


Реферат: "Хождение в народ" в 70-х гг. XIX в. (История)


Реферат: Формирование многопартийности в Республике Беларусь (Политология)


Реферат: Аксиология (Философия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист