GeoSELECT.ru



Астрономия / Реферат: Гелиоцентрическая система мира (Астрономия)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Гелиоцентрическая система мира (Астрономия)




[pic]



Доклад по Астрономии.

Ученика 11 класса “Б”
Ломтева Николая



[pic]

Астрономия в древности.

Трудно точно сказать, когда именно зародилась астрономия: до нас
почти не дошли сведения, относящиеся к доисторическим временам. В ту
отдаленную эпоху, когда люди были совершенно бессильны перед природой,
возникла вера в могущественные силы, которые будто бы создали мир и
управляют им, на протяжении многих веков обожествлялась Луна, Солнце,
планеты. Об этом мы узнаем из мифов всех народов мира.
Первые представления о мироздании были очень наивными, они тесно
переплетались с религиозными верованиями, в основу которых было положено
разделение мира на две части - земную и небесную. Если сейчас каждый
школьник
знает, что Земля сама является небесным телом, то раньше “земное”
противопоставлялось “небесному”. Думали, что существует “твердь небесная”,
к которой прикреплены звезды, а Землю принимали за неподвижный центр
мироздания.

Геоцентрическая система мира.

Гиппарх, александрийский ученый, живший во 2 веке до н. э. , и другие
астрономы его времени уделяли много внимания наблюдениям за движением
планет.
Эти движения представлялись им крайне запутанными. В самом деле,
направления движения планет по небу как бы описывают по небу петли. Эта
кажущаяся сложность в движении планет вызывается движением Земли вокруг
Солнца - ведь мы наблюдаем планеты с Земли, которая сама движется. И когда
Земля “ догоняет” другую планету, то кажется, что планета как бы
останавливается, а потом движется назад. Но древние астрономы думали, что
планеты действительно совершают такие сложные движения вокруг Земли.
Во 2 веке н.э. александрийский астроном Птолемей выдвинул свою
“систему
мира”. Он пытался объяснить устройство Вселенной с учетом видимой сложности
движения планет.
Считая Землю шарообразной, а размеры ее ничтожными по сравнению с
расстоянием до планет и тем более звезд. Птолемей, однако, вслед за
Аристотелем утверждал, что Земля - неподвижный центр Вселенной. Так как
Птолемей считал Землю центром Вселенной , его система мира была названа
геоцентрической.
Вокруг земли по Птолемею, движутся ( в порядке удаленности от Земли)
Луна,
Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн, звезды. Но если движение
Луны, Солнца, звезд круговое, то движение планет гораздо сложнее. Каждая из
планет, по мнению Птолемея, движется не вокруг Земли, а вокруг некоторой
точки. Точка эта в свою очередь движется по кругу, в центре которого
находится Земля. Круг, описываемый планетой вокруг движущейся точки,
Птолемей назвал эпициклом , а круг , по которому движется точка около
Земли ,- деферентом.
Трудно представить, чтобы в природе совершались такие запутанные
движения, да еще вокруг воображаемых точек. Такое искусственное построение
потребовалось Птолемею для того чтобы, основываясь на ложном представлении
о неподвижности Земли, расположенной в центре Вселенной, объяснить видимую
сложность движения планет.
Птолемей был блестящим для своего времени математиком. Но он разделял
взгляд Аристотеля, который считал, что Земля неподвижна и только она может
быть центром Вселенной.
Система мира Аристотеля-Птолемея казалась современникам
правдоподобной. Она давала возможность заранее вычислять движение планет на
будущее время - это было необходимо для ориентировки в пути во время
путешествий и для календаря. Эту ложную систему признавали почти полторы
тысячи лет.
Также эту систему признавало Христианская религия. В основу своего
миропонимания христианство положило библейскую легенду о сотворении мира
Богом за шесть дней. По этой легенде Земля является “сосредоточием”
Вселенной, а небесные светила созданы для того, чтобы освещать Землю и
украшать небесный свод. Всякое отступление от этих взглядов христианство
беспощадно преследовало. Система мира Аристотеля - Птолемея, ставившая
Землю в центр мироздания, как нельзя лучше отвечала христианскому
вероучению.
Таблицы, составленные Птолемеем, позволяли определить заранее
положение планет на небе. Но с течением времени астрономы обнаружили
расхождение наблюдаемых положений планет с предвычисленными. На протяжении
веков думали, что система мира Птолемея просто недостаточно совершенна и
пытаясь усовершенствовать ее, вводили для каждой планеты новые и новые
комбинации круговых движений.

Гелиоцентрическая система мира.

Свою систему мира великий польский астроном Николай Коперник (1473-
1543)
изложил в книге “О вращениях небесных сфер”, вышедшей в год его смерти. В
этой книге он доказал, что Вселенная устроена совсем не так , как много
веков утверждала религия.
Во все странах почти полтора тысячелетия владело умами людей ложное
учение Птолемея, который утверждал, что Земля неподвижно покоится в центре
Вселенной. Последователи Птолемея в угоду церкви придумывали все новые
“разъяснения” и “доказательства” движения планет вокруг Земли, чтобы
сохранить “истинность” и “святость” его ложного учения. Но от этого система
Птолемея становилась все более надуманной и искусственной.
Задолго до Птолемея греческий ученый Аристарх утверждал, что Земля
движется вокруг Солнца. Позже, в средние века, передовые ученые разделяли
точку зрения Аристарха о строении мира и отвергали ложное учение Птолемея.
Незадолго до Коперника великие итальянские ученые Николай Кузанский и
Леонардо да Винчи утверждали, что Земля движется, что она совсем не
находится в центре Вселенной и не занимает в ней исключительного положения.
Почему же, несмотря на это, система Птолемея продолжала
господствовать?
Потому, что она опиралась на всесильную церковную власть, которая подавляла
свободную мысль, мешала развитию науки. Кроме того, ученые, отвергавшие
учение Птолемея и высказывавшие правильный взгляды на устройство Вселенной,
не могли еще их убедительно обосновать.
Это удалось сделать только Николаю Копернику. После тридцати лет
упорнейшего труда, долгих размышлений и сложных математических вычислений
он показал, что Земля - только одна из планет, а все планеты обращаются
вокруг Солнца.
Своей книгой он бросил вызов церковным авторитетам, разоблачая их
полное невежество в вопросах устройства Вселенной.
Коперник не дожил до того времени, когда его книга распространилась
по всему свету, открывая людям правду о Вселенной. Он был при смерти, когда
друзья принесли и вложили в его холодеющие руки первый экземпляр книги.
Коперник родился в 1473 г. в польском городе Торуни. Он жил в трудное
время, когда Польша и ее сосед - Русское государство - продолжало вековую
борьбу с захватчиками - тевтонскими рыцарями и татаро-монголами,
стремившимися поработить славянские народы.
Коперник рано лишился родителей. Его воспитал дядя по матери Лукаш
Ватцельроде - выдающийся общественно-политический деятель того времени.
Жажда знаний владела Коперником с детства, Сначала он учился у себя на
родине. Потом продолжал образование в итальянских университетах, Конечно,
астрономия там изучалась по Птолемею, но Коперник тщательно изучал и все
сохранившиеся труды великих математиков и астрономию древности. У него уже
тогда возникли мысли о правоте догадок Аристарха, о ложности системы
Птолемея. Но неодной астрономией занимался Коперник. Он изучал философию,
право, медицину и вернулся на родину всесторонне образованным, для своего
времени, человеком.
По возвращении из Италии Коперник поселился в Вармии - сначала в
городе Лицбарке, потом в Фромборке, Деятельность его была необычайно
разнообразно. Он принимал самое активное участие в управлении областью:
ведал ее финансовыми, хозяйственными и другими делами. В то же время
Коперник неустанно размышлял над истинным устройством солнечной системы и
постепенно пришел к своему великому открытию.
Что же заключает в себе книга Коперника “ О вращении небесных сфер” и
почему она нанесла такой сокрушительный удар по системе птолемея, которая
со всеми изъянами держалась четырнадцать веков под покровительством
всесильной в ту эпоху церковной власти? В этой книге Николай Коперник
утверждал, что Земля и другие планеты - спутники солнца. Он показал, что
именно движение Земли вокруг солнца и ее суточным вращением вокруг своей
оси объясняется видимое движение Солнца, странная запутанность в движении
планет и видимое вращение небесного свода.
Гениально просто Коперник объяснял, что мы воспринимаем движение
далеких небесных тел так же, как и перемещение различных предметов на
Земле, когда сами находимся в движении.
Мы скользим в лодке по спокойно текущей реке, и нам кажется, что
лодка и мы в ней неподвижны, а берега “плывут” в обратном направлении.
Точно так же нам только кажется , что Солнце движется вокруг Земли. А на
самом деле Земля со всем , что на ней находится, движется вокруг Солнца и в
течение года совершает полный оборот по своей орбите.
И точно так же, когда Земля в своем движении вокруг Солнца обгоняет
другую планету, нам кажется, что планета движется назад, описывая петлю на
небе. В действительности планеты движутся вокруг Солнца по орбитам
правильной, хотя и не идеально круговой формы , не делая никаких петель.
Коперник, как и древнегреческие ученые, что орбиты, по которым движутся
планеты, могут быть только круговыми.
Спустя три четверти века немецкий астроном Иоганн Кеплер,
продолжатель дела Коперника, доказал, что орбиты всех планет представляют
собой вытянутые окружности - эллипсы.
Звезды Коперник считал неподвижными. Сторонники Птолемея настаивали
на неподвижности Земли, утверждали, что если бы Земля двигалась в
пространстве, то при наблюдении неба в разное время нам должно было бы
казаться, что звезды смещаются, меняют свое положение на небе. Но таких
смещений звезд за много веков не заметил ни один астроном. Именно в этом
сторонники учения Птолемея хотели видеть доказательство неподвижности
Земли.
Однако Коперник утверждал, что звезды находятся на невообразимо
огромных расстояниях. Поэтому ничтожные смещения их не могли быть замечены.
Действительно, расстояния от нас даже до ближайших звезд оказались
настолько большими, что еще спустя три века после Коперника они поддавались
точному определению. Только в 1837 г. русский астроном Василий Яковлевич
Струве положил начало точному определению расстояний до звезд.
Понятно, какое потрясающее впечатление должна была произвести книга,
в которой Коперник объяснил мир, не считаясь с религией и даже отвергая
всякий авторитет церкви в делах науки. Деятели церкви не сразу поняли,
какой удар по религии наносит научный труд Коперника, в котором он низвел
Землю на положение одной из планет. Некоторой время книга свободно
распространялась среди ученых. Прошло не много лет, и революционное
значение великой книги проявилось
в полной мере. Выдвинулись другие крупные ученые - продолжатели дела
Коперника. Они развивали и распространяли идею бесконечности Вселенной, в
которой Земля - как бы песчинка, а миров - бесчисленное множество. С этого
времени церковь начала ожесточенное преследование сторонников учения
Коперника.
Новое учение о солнечной системе -гелиоцентрическое- утверждалось в
жесточайшей борьбе с религией. Учение Коперника подрывало самые основы
религиозного мировоззрения и открывало широкий путь к материалистическому,
подлинно научному познанию явлений природы.
Во второй половине 16 века учение Коперника нашло своих сторонников
среди передовых ученых разных стран. Выдвинулись и такие ученые, которые не
только пропогандировали учение Коперника, но углубляли и расширяли его.
Коперник полагал, что Вселенная ограничена сферой неподвижных звезд,
которые расположены на невообразимо огромных, но все-таки конечных
расстояниях от нас и от Солнца. В учении Коперника утверждалась огромность
Вселенной и бесконечность ее. Коперник также впервые в астрономии не только
дал правильную схему строения Солнечной системы, но и определил
относительные расстояния планет от солнца и вычислил период их обращения
вокруг него.

Становление гелиоцентрического
мировоззренния.

Учение Коперника было признано не сразу. Мы знаем : что по приговору
инквизиции в 1600 году был сожжен в Риме выдающийся итальянский философ,
последователь Коперника Джордано Бруно (1548-1600). Бруно, развивая учение
Коперника, утверждал, что во Вселенной нет и не может быть центра, что
Солнце - это только центр Солнечной системы. Он также высказывал гениальную
догадку о том, что звезды - такие же солнца, как наше, причем вокруг
бесчисленных звезд движутся планеты, на многих из которых существует
разумная жизнь. Ни пытки, ни костер инквизиции не сломили волю Джордано
Бруно, не заставили его отречься от нового учения.
В 1609 году Галилео Галилей (1564-1642) впервые направил на небо
телескоп и сделал открытия, наглядно подтверждающие открытия Коперника. На
Луне он увидел горы. Значит, поверхность Луны в какой-то степени сходна с
земной и не существует принципиального различия между “земным” и
“небесным”. Галилей открыл четыре спутника Юпитера. Их движение вокруг
Юпитера опровергло ошибочное представление о том, что только Земля может
быть центром небесных тел. Галилей обнаружил, что Венера, подобно Луне,
меняет свои фазы. Следовательно, Венера - шарообразное тело, которое светит
отраженным солнечным светом. Изучая особенности изменения вида Венеры,
Галилей сделал правильный вывод о том, что она движется не вокруг Земли, а
вокруг Солнца. НА Солнце, олицетворявшем “небесную чистоту”, Галилей открыл
пятна и, наблюдая за ними, установил, что Солнце вращается вокруг своей
оси. Значит, различным небесным телам, например Солнцу, присуще осевое
вращение. Наконец, он обнаружил, что Млечный путь - это множество слабых
звезд, не различимых невооруженным глазом. Следовательно, Вселенная
значительно грандиознее, чем думали раньше, и крайне наивно было
предполагать, что она за сутки совершает полный оборот вокруг маленькой
Земли.
Открытие Галилея умножили число сторонников гелиоцентрической системы
мира и одновременно заставили церковь усилить преследования коперниканцев.
В 1616 году книга Коперника “ О вращениях небесных сфер” была внесена в
список запрещенных книг, а изложенное в ней противоречащим Священному
Писанию. Галилею запретили пропагандировать учение Коперника. Однако в 1632
году ему все-таки удалось опубликовать книгу “Диалог о двух главнейших
системах мира - птолемеевой и коперниковой”, в которой он сумел убедительно
показать истинность гелиоцентрической системы, чем и навлек на себя гнев
католической церкви. В 1633 году Галилей предстал перед судом инквизиции.
Престарелого ученого заставили подписать “отречение” от своих взглядов и до
конца жизни держали под надзором инквизиции. Лишь в 1992 году католическая
церковь окончательно оправдала Галилея.
Казнь Бруно, официальный запрет учения Коперника, суд над Галилеем не
смогли остановить распространение коперничества. В Австрии Иоганн Кеплер
(1571-1630) развил учение Коперника, открыв законы движения планет. В
Англии Исаак Ньютон (1643-1727) опубликовал свой знаменитый закон
всемирного тяготения. В России учение Коперника смело поддерживал
М.В.Ломоносов (1711-1765), который открыл атмосферу на Венере, защищал идею
о множественности обитаемых миров.




Реферат на тему: Главный персонаж Вселенной

Главный персонаж Вселенной.

Практически все, что мы видем в космосе,- зто звезды, более или мение
похожие на Солнце. Разумеется, существует вещество и вне звезд: планеты, их
спутники, кометы и астероиды, межзвездные газ и пыль. Но все это-
незначительно по отношению к гигантским звездам, объединенным в агрегаты
различного масштаба: от галактик до их скоплений. Но появляется аргименты,
что во вселенной присутствуют небарионные вещества, состоящие из протонов и
нейтронов, а из частиц неясной пока природы; его взаимодействие с обычным
веществом происходит толко через силу гравитации.


Более 10 млрд. лет назад, когда происходило расширение вселенной, наш
мир был заполнен очень горячем однородным веществом и излучением, причем по
плотности энергии излучение превосходило вещество. Но еще многие сотни
миллионов лет после того, как вещество стало основным компонентом вселенной
оно оставалось практически однородным; лишь звуковые волны, бегущиев разных
направлениях, слабо возмущали его плотность. Но до сих пор астрономы не
знают точно, как произошло деление подчти однородного вещества на звезды.
Принципиальных трудностей в понимании этого процесса нет. Распространение
звуковых волн создает в космическом веществе перепады плотности. В
космических масштабах, в некоторых облостях повышенной плотности газа его
давление не способно противостоять его же собственному тяготению, то
случаино возникшее уплотнение продолжет сжиматься. По-видемому, именнно
такой процесс гравитационной неустойчивости пордил звезды и звездные
системы, власть в которых захватила гравитация.


Итак, в мире звезд царствует гравитация. Остальные физические
взаимодействия: магнитные, ядерные_ практически никакой роли в жизни звезд
и в эволюции звездных систем не играют. Сила гравитации чрезмерно простым
законом, изложенным И. Ньютоном в 1687г. и описывающим взаимодействие двух
материальных точек. Он применил их к большим телам, т. к. каждоеиз них
можно представить, как совокупность точек. Закон всемирного тяготения
ньютона гласит: две точки притягиваюттся друг к другу силой
прямопропорциональной произведению их масс и обратно пропорциональна
квадрату растояний между ними. Закон гравитации прост для математики, но
физик и астроном помнят, что реальные тела не точки, а протяженные объекты.
Значит, производя расчеты, придется иметь дело с интегрированием, т. е.
вычислением суммы сил, действующих на пробное тело со стороны всех частей
какой-либо звезды или планеты. В наше время такую задачу нельзя назвать
сложной: компьютер решит ее за секунды. Но во время Ньютона многократное
суммирование было чрезвичаино трудоемкой операцией, которую приходилось
выполнять пером на бумаге.ньютон продвинулся далеко в своих исследованиях
благодоря двум теоремам, которые он создал


Теорема 1. Сферическое тело постоянной плотности притягивает
находящуюся снаружи материальную точку так, как будто вся масса тела
сосредоточена в его центре.


Эта теорема дала возможность небесным механикам, вычисляющим движение
звезд, планет и космических аппаратов, свести большенство задач о
взаимодействии космических тел к задаче о притяжении двух точек. Счастье в
том, что большенство небесных тел можно уподобить последовательности
вложенных друг в друга сфер постоянной плотности. Например, у подчти
шарообразной земли плотность растет к центру; разбив ее на бесконечное
количество сферических слоев, мы убеждаемся, что каждыйиз них притягивает
внешнюю точки так, будто вся его масса сосредоточена в центре, поэтому
суммирования сил не требуется: с высокой степенью точности Земля
притягивает внешние тела как точка.


Теорема 2. Если материальную точку поместить внутри однородной среды
(причем в любом месте, а не только в центре), то она не ощутит притяжения
этой сферы, поскольку силы, действующие на нее со стороны всех элементарных
частей сферы, в точности уравновесятся.


Эта теорема помогла тем специолистам, которые изучают недра небесных
тел: стало возможным решать задачи, мысленно поместив наблюдателя внутрь
планеты и не заботясь о тех слоях вещества, которые находятся снаружи от
него, поскольку их суммарное притяжение равно нулю. Ньютон решил и задачу о
том, как движутся две материальные точки, например планета и ее спутник,
взаимно притягивающие друг друга по закону гравитации:они обращаются по
эллиптической орбите вокруг общего центра масс, лежащего в фокусах элипсов.
Если сила взаимодеиствия изменяется обратно квадрату растояния, то спутник
действительно должен двигаться по элипсу. Но теория Ньютона не только
объяснила уже извесные закономерности- она открыла и перспективу:элипс
окозался лишь частным случаемтраектории; взависимости от начальной скорости
спутника ею могло быть любое коническое сечение- окружность, парабола,
гипербола или, в предельном случае, прямая.


Любопытно, что закон тяготения в формулировки Ньютона справедлив
только в нашем, трехмерном пространстве. Если бы мы жили в геометрическом
пространстве большего или меньшего числа измерений, закон притяжения имел
бы иную форму. Например в четырехмерном пространствесила была бы обратно
пропорциональна кубу растояния. Но зачем издеваться над простым и изящьным
законом Ньютона, дающим зависимость 1/R2? Дело в том, что, обращаясь к
реальным небесным объектам, мы замечаем их отличие от идеальных сфер. Форма
Земли и Солнца лишь в первом приближении похожа на сферу. Известно, что
Земля по причине вращения сплюснута вдоль полярной оси: расстояние между ее
северным и южным полюсами на 43 км меньше, чем между противолежащими
точками экватора. Из-за этого, к сожалению, теория Ньютона в точности не
выполняется, и Земля притягивает к себе не как помещенная в ее центре
массивная точка- а по более сложному закону. Нарушается простота
ньютоновского закона, а значит, нарушается и простота взаимного движения
тел. При этом их орбиты получаются не замкнутыми и гораздо более сложными,
чем эллиптические.


Действительно, наблюдая за планетами, астрономы обнаружили, что все
они движутся не точно по эллипсам, а скорее по «розеткам». Разумеется, это
никого не удивило, поскольку, начиная с Ньютона, все ясно понимали, что
простой эллипс, как и сама задача о двух точках, лишь первое приближение к
реальности. Учитывая взаимное притяжение планет, обращающихся вокруг
Солнца, удалось подчти полностью объяснить форму их орбит. Траектории
спутников, близких к своим планетам, в основном искажаются из-за
несферичности планет, а на движение далеких спутников (в их числе- Луна)
решеющее влияние оказывает Солнце.

Но тщательное наблюдения не стыковались с теорией Ньютона. Не все
получало физического объяснения. Например, ближайшая к Солнцу планета
Меркурий движется по давольно вытянутой эллиптической орбите, поворот оси
которой легко заметить. Обычно этот поворот выражает как скорость углового
перемещения перигелия- ближайшей к Солнцу точки орбиты. Наблюдения
показывают, что перигелий Меркурия поворачивается на 574`` за столетие в
сторону движения самой планеты. Было доказано, что поворот на 531`` за 100
лет вызван влияния других планет- в основном Венеры, Юпитера и Земли. Это
93% от наблюдаемого эффекта;казалось бы, можно радоваться. Но оставшиеся
43`` в столетие не давали астрономам покоя: сказывалась профессиональная
гордость за пресловутую астрономическую точность. Обнаружев неувязку в
движении Меркурия, Леверье решил, что ему вторично улыбнулась удача, как в
случае с Нептуном. Он вычислил параметры неизвестной планеты, которая могла
бы находиться внутри орбиты Меркурия и дополнительно возмущать его
движение. Ее долго искали, но не нашли. Поэтому возник парадокс:
ньютоновская физика объясняет движение всех тел Солнечной системы, кроме
Меркурия. К счастью пришел на помощь Энштейн и обьяснил, что теория Ньютона-
это лишь первое приближение к описанию природы. Вместо мелких поправок к
ньютоновской теории тяготения Энштейн внес в физику нечто совершенно новое-
общую теорию относительности (ОТО). Правда ее математическая форма не так
проста, как у ньютоновской теории, зато она правельно описывает притяжение
и движение тел. Когда на основе ОТО было рассчитано движение Меркурия,
теория сошлась с наблюдениями в пределах такой точности, какую только могут
дать современные астрономы. Даже значительно меньший эффект- поворот
эллиптической орбиты Земли всего на 4`` в столетие- весьма точно
объясняется в рамках ОТО.
Но спустя время в замечательном согласии энштейновской физики с
астрономическими наблюдениями был также усмотрен парадокс. Суть его в том,
что все расчеты, как по Ньютону так и по Энштейну, проводились для
сферического солнца, будто вся его масса сосредоточена в центре. Но Солнце
вращается, значит сферическим оно быть не может. В телескоп мы наблюдаем
вращение его поверхности с периодом 25.4 сут. Если с таким же периодом
вращаются и недра Солнца, то фигура его должна быть сплюснутой. Если же
внутренность Солнца вращается иначе, то и сплюснутость будет иная.
Требовалось точно знать, какова форма Солнца и как именно оно вращается.
Теория Энштейна утверждает, что в силе притяжения объекта сказывается не
только отличие его формы от идеального шара, но характер вращения: даже
тяготение идеального шара будет разным в зависимости от того, неподвижен он
или вращается. Гравитационнное вращающегося тела в рамках ОТО имеет
вихривой компонент: тело не только притягивает обьекты, но и раскручивает
их вокруг себя. Правда, измерения других исследователей не подтвердили
сильную сплюснутость Солнца. До конца эта проблема не решена и по сей день.
Уже многие годы над ней работают астрономы и физики: одни изучают Солнце,
измеряют скорость его вращения и степень сплюснутости, другие рассчитывают
движение планет вокруг вращающейся и сжатой звезды в рамках различных
теорий тяготений.

От формы звезды зависит взаимодействие с соседями, а те в свою
очередь влияют на ее форму. Рассмотрим близкий пролет двух случайных звезд.
Если в процессе сближения они остаются шарообразными, то притягиваются по
закону Ньютона, а значит, движутся по гиперболическим траекториям и после
движения вновь рассходятся на бесконечность. На самом же деле взаимное
приливное влияние искажает форму звезд- они становятся вытянутыми
элипсоидами, и это влияет на их движение. Приближаясь друг к другу, звезды
вытягиваются вдоль соединяющей их прямой. Этот эффект называют приливным по
аналогии с морскими приливами, возникающими на Земле под влиянием Луны. Как
и в земных океанах, на поверхности звезды возникают приливные выступы-
горбы, а поскольку звезды движутся, приливной горб пытается отследить
направление между ними. Но в силу инерции вязкости он не может точно
следовать движению звезд: сначала запаздывает, а затем опережает его. В
результате взаимодействие происходит по ньютоновскому закону: более близкий
горб притягивается сильнее, чем более далекий, а следовательно, возникает
составляющая силы притяжения, тормозящая движение звезд по орбите и
уводящая ее с простои гиперболической траектории. Звезда переходит на
эллиптическую орбиту и оказывается навсегда привязанной к этому светилу, с
которым она случайно приблизилась. Так и из двух одиночных звезд образуется
двойная система.


Формирование двоиных систем влияет на эволюцию звездного скопления,
в котором они живут. Объединившись, звезды весьма своеобразно
взаимодействуют друг с другом и с одиночными членами скопления, заставляя
последних двигаться более интенсивно. От встреч с другими звездами быстро
эволюционируют и сами двойные светила. Некоторые из них зближаются и
обмениваются веществом, что приводит к их омоложению и порождает весьма
экзотические объекты, обнаруженные в последние время в звездных скоплениях-
рентгеновские и ультрафиолетовые источники, вспыхивающие звезды и быстрые
пульсары, молодые беллые карлики и омолодившиеся нейтронные звезды. А в
основе этого астрофизического разнообразия лежит гравитационнае
взаимодействие звезд, вкотором еще не мало загадок.





Новинки рефератов ::

Реферат: Трудовое право (Право)


Реферат: Жесты (Психология)


Реферат: Волоконно-оптические гироскопы (Технология)


Реферат: Организация размещения и экскурсионного обслуживания (Транспорт)


Реферат: Формирование самоконтроля в процессе обучения математике по системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова в начальных классах (Педагогика)


Реферат: Учащимся о самообразовании (Педагогика)


Реферат: Творчество А.С. Пушкина (Литература : русская)


Реферат: Нефтепереработка в Беларуси (Химия)


Реферат: База данных для учета оплаты за междугородние разговоры (Компьютеры)


Реферат: Ответственность за хищения в форме мошенничества (Уголовное право и процесс)


Реферат: Самоубийство, как девиантное поведение (Социология)


Реферат: Абсолютная монархия в России (История)


Реферат: Патриарх Никон и церковная реформа (Религия)


Реферат: Время в религии (Культурология)


Реферат: Оценка петровских реформ в историографии (История)


Реферат: Династия Романовых. Биографии царей и цариц (История)


Реферат: Женщины на российском престоле: Елизавета Петровна (1741-1761) (Государство и право)


Реферат: Индивидуализация и внутриклассная дифференциация (Педагогика)


Реферат: Быстрые алгоритмы сортировки (Программирование)


Реферат: Русская средневековая эстетика (Социология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист