GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Гендерная психология (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Гендерная психология (Психология)




Содержание



1. Введение………………………………………………2


2. Гендерные различия и социализация………………..3

3. Исследования гендерных различий………………….6

4.Ограничения накладываемые традиционной
женской ролью…………………………………………..8


5. Ограничения накладываемые традиционной
мужской ролью…………………………………………...9


6. Гендер в различных культурах………………………13


7. Заключение……………………………………………15


Литература



1. Введение



Изучение психологии мужчины и женщины их отличий друг от друга имеет
непосредственное отношение не только к человеку как к таковому, но так же
ко всему обществу в целом.
Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его
психологическими различиями, в последнее время часто входят в число
наиболее активно обсуждаемых в обществе. Ведь роль мужчины и женщины в
общественной среде сегодня претерпевает значительные изменения.
Насколько значимы, закономерны и оправданы различия мнений, суждений,
действий «мужских» и «женских» групп на социально психологическом уровне?
Являются ли эти различия в большинстве своем следствием фундаментальной
биологической разницы между мужчиной и женщиной или же они обусловлены в
большей степени культурой, господствующей в обществе, определяющей взгляды
и диктующей соответственно свои законы и правила?
Социальная психология гендера является огромным полем для изучения
установок, предрассудков, дискриминации, социального восприятия и
самовосприятия, самоуважения, возникновения социальных норм и ролей.



2.Гендерные различия и социализация

В психологии гендер – это социально биологическая характеристика, с
помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина».

Социальные психологи считают, что две основные причины, из-за которых
люди стараются соответствовать гендерным ожиданиям, - это нормативное и
информационное давление. Термин «нормативное давление» описывает механизм
того, как человек вынужден подстраиваться под общественные или групповые
ожидания, что бы общество не отвергло его.
Наказание за отказ следовать гендерным ролям может быть жестоким.
Аятолла Хомейни, правитель Ирана с 1979 до середины 1980-х гг. отменил все
законы дающие женщинам хоть какие-то права, и приговорил к смертной казнив
общей сложности 20 тысяч женщин, которые не соблюдали четкие правила,
регламентирующие их одежду и поведение.
Информационное давление вызвано тем что, расширяя наши знания о себе и
о мире, стремясь понять, какой позиции следует придерживаться в тех или
иных социальных вопросах, мы в большей степени опираемся не на собственный
опыт, а на информацию, предоставляемую окружающими. Что бы определить, что
именно является правильным, мы стараемся разузнать, что правильным считают
другие, а свое поведение считаем таковым пока наблюдаем его у окружающих.
То же относится и гендерным ролям. Когда мы смотрим вокруг и видим, как
мужчины и женщины делают разные вещи, и слышим как окружающие нас люди и
средства массовой информации подчеркивают насколько велика разница между
мужчинами и женщинами, мы приходим к выводу что так и есть на самом деле и
соответствуем этим ожиданиям. Однако иногда мы заменяем свое социальное
поведение, что бы привести его в соответствие с социальными нормами, даже
если на самом деле их не приемлем. Такой тип подчинения называется
уступчивость; тип поведения когда человек полностью согласен с нормами –
одобрение, интернализация. Третьим типом является – идентификация, в этом
случае мы повторяем действия ролевых моделей просто, потому что хотим быть
похожими на них.

Гендер находится под постоянным влиянием как культурных норм,
устанавливающих, что должны делать мужчины, а что – женщины, так и
социальной информации, внушающей людям, насколько велика разница между
мужчинами и женщинами. Специалисты, занимающиеся психологией развития,
обозначают термином дифференциальная социализация процесс, в ходе которого
мы учим, что есть вещи, которые свойственны одним и несвойственны другим, в
зависимости от пола обучаемого.
Зачатки дифференциальной социализации можно увидеть еще до рождения
ребенка. Примером служит желание родителей и окружающих знать, кто же
родится мальчик или девочка, ведь от этого уже многое зависит: как они его
назовут, какую одежду, игрушки будут покупать, как будут воспитывать.
Гендер является очень важной социальной переменной и родителям вряд ли бы
понравилось, если окружающие допускали бы ошибки в отношении пола ребенка.
Уже в 3 года дети с уверенностью относят себя к мужскому или женскому
полу, о называется гендерной идентификацией). В это время дети начинают
замечать что мужчины и женщины стараются по разному выглядеть, заниматься
разной деятельностью и интересоваться разными вещами. Как только ребенок
начинает замечать различия между мужчинами и женщинами у него обычно
появляется повышенное внимание к ролевым моделям, обладающим тем же полом
что и он сам, обусловленное желанием быть самым лучшим мальчиком или
девочкой. Дифференциальным подражанием объясняется, почему женщинам, как
правило, нравится ходить по магазинам и заниматься подготовкой к
праздникам, а мужчины часто этого избегают. Пока ребенок растет, он видит,
что именно женщина занимается такими делами и если ребенок – девочка, то
это будет интересовать ее гораздо больше, чем, если бы на ее месте был
мальчик. Нельзя забывать, что гендерно-ролевая социализация – это процесс,
продолжающийся в течении всей человеческой жизни, он отражает меняющиеся
обстоятельства и новый опыт.
На протяжении жизненного пути материалом для построения гендера
служит вся система того, что в данной культуре связывается с
мужественностью и женственностью.
Учителя, другие дети, родители других детей, родственники игрушки и
телевидение – из всех этих источников ребенок узнает о поведении, которое
расценивается обществом как соответствующее тому или иному гендеру.
Эксперименты показывают, что чтение книг, в содержании которых
прослеживается половая стереотипизация, приводит к увеличению доли поло-
типичного поведения в детских играх. Хотя недавние исследования показали,
что описания гендера в книгах изданных после 1980г. в достаточной степени
изменились, но библиотеки все еще полны книгами, изданными до этого
периода. А в них обычно преобладают персонажи мужского пола и женщины
изображаются исключительно в роли хранительниц домашнего очага, тогда как
мужчинам предоставлены все возможности.
Немаловажную роль в гендерно ролевой социализации играют средства
массовой информации, ведь они постоянно демонстрируют нам стереотипные
женские и мужские образы.

В процессе дифференциальной социализации очень велика роль детских
игрушек. Игрушки и игры помогают девочкам практиковаться в тех видах
деятельности, которые касаются подготовки к материнству и ведению домашнего
хозяйства, развивают умение общаться и навыки сотрудничества. У мальчиков
же игрушки побуждают к изобретательству, преобразованию окружающего мира,
помогают развить навыки которые позже лягут в основу пространственных и
математических способностей, поощряют независимое, соревновательное и
лидерское поведение. Зайдя в магазин, вы сразу же увидите что большинство
игрушек конкретно предназначены либо для мальчиков, либо для девочек.
Гендерную принадлежность игрушки часто содержит в себе ее название или
упаковка. По статистике взрослые покупают маленьким детям больше игрушек,
типичных для пола ребенка. Естественно будет предположить, что это является
следствием того, что мальчики и девочки предпочитают разные игрушки и
поэтому просят купить им именно их. Но является ли это предпочтение
«естественным» или создается социальным окружением? По этому поводу
существует несколько гипотез одна из них предполагает, что мальчики и
девочки изначально обладают различной врожденной предрасположенностью,
благодаря чему и начинают со временем отдавать предпочтения различным
игрушкам. Но к сожалению, мы не можем исключить возможности, что к тому
моменту, когда ребенок начинает отдавать предпочтения игрушкам типичным для
его пола, дифференциальная социализация в какой то мере уже произошла.
Таким образом, существует огромное количество факторов, которые влияют
на гендерно ролевую социализацию человека начиная уже с самого рождения и
на протяжении всей жизни.



3.Исследования гендерных различий.

Мы привыкли считать мужчин и женщин совершенно разными существами.
Малейшим различиям в строении головного мозга у представителей разных полов
ученые склонны приписывать гораздо большее значение, чем на то дают право
объективные данные. Обычно авторы трудов по психологии, ссылаются на четыре
психологических отличия между полами: способностью ориентироваться в
пространстве, математические способности, речевые навыки и агрессивность.
Психологи начали изучать гендерные различия еще в конце 19 века, но вплоть
до 1970-х гг. они по большей части занимались демонстрированием различий
полов и обосновывали этим разное отношение к мужчинам и женщинам.
Необходимо помнить, что обнаруженные отличия относительно невелики, обычно
не более 10%, а в большинстве случаев распределение мужской и женской
выборок на 90% совпадают.
Рассмотрим для примера одно из основных отличий - эмоциональность.
Различия в эмоциональности между мужчинами и женщинами можно
рассматривать на нескольких уровнях. На одном уровне мы имеем дело со
способностью понимать эмоциональные состояния других (эмпатия) и умением
выразить это понимание (эмпатическая экспрессия). На другом нас интересует
переживание самим человеком своих эмоций (эмоциональные переживания) и его
способы эти эмоции выражать (эмоциональная экспрессия).
Как показывают исследования мужчины не хуже женщин способны определять
чувства других и внутренне сопереживать им, но они заинтересованы в том,
что бы окружающие никак не заметили этого по их поведению. Мужчины не
желают, что бы окружающие видели их эмпатичными, так как это не
соответствует их гендерной роли. Мужчины часто оказываются в ситуациях
требующих от них проявления силы, независимости, властности, стремления к
соревнованию – качеств которые едва ли сочетаются с эмпатийной
отзывчивостью. Что касается переживания и выражения собственных эмоций, то
по данным исследований мужчины и женщины обладают равной эмоциональностью,
но выражают свои эмоции с разной степенью интенсивности. Эмоциональна
жесткость, считается одной из важнейших описательных характеристик
«настоящего мужчины».
Взрослые женщины больше выражают чувства направленные на окружающих
(проявление интереса к чувствам других, их потребностям, желаниям). Мужчины
же наоборот проявляют больше эгоцентрических чувств (потребностей, желаний,
собственных интересов). Женщинам более удобно выражать чувства страха и
грусти и вместе с тем люди не видят меж половых различий в способности
испытывать эти чувства.
Различия в агрессивном поведении находятся в ряду наиболее достоверных
гендерных различий, но они не настолько велики и не настолько связаны с
биологическими отличиями как можно было бы предположить. Существует
несколько факторов, от которых зависит, кто более агрессивен мужчина или
женщина: гендер участников конфликта, тип агрессии и конкретная ситуация.
Различия в агрессии может объясняться гендерными ролями, которые
поощряют проявление мужчинами агрессии в некоторых формах, в то время как
агрессивность у женщин не приветствуется. Мужчин нередко принуждают к
агрессии окружающие, ставя под сомнение их общественное положение или
самоуважение. Женщины наоборот испытывают смущение, если приходится
проявлять агрессию на людях. Мужчины предпочитают роли, в которых требуется
проявление агрессии (в военной или спортивной областях) в то время как для
большинства женщин агрессивность абсолютно неуместна (например, мать,
секретарша, учительница).
Из вышеуказанного можно сделать вывод, что эмоции и чувства у мужчин
и женщин одинаковы, но в связи с их гендерными ролями они выражают их по-
разному.



4. Ограничения, накладываемые традиционной женской ролью


Одной из значительных ограничений, налагаемых традиционной женской
ролью в наше время является то, что работающая женщина продолжает нести
бремя домашних забот и ответственности за детей.
По сравнению со своими женами, чернокожие мужчины делают 40% домашней
работы, белые мужчины – 34%, а мужчины испанского происхождения - 36%.
Работающая женщина выполняет в среднем 69% работы по дому. Увеличение доли
времени, которое женщины посвящают работе, привело лишь к небольшому
сокращению их домашних обязанностей, а количество времени отнимаемого у них
заботой о детях и вовсе осталось неизменным.
В работе женщины обычно ниже по статусу, чем мужчины. Большинство
самых престижных профессий в нашем обществе буквально оккупированы
мужчинами научные работники, врачи, профессора университетов. Существует
множество доказательств более низкой власти женщин в своих организациях по
сравнению с мужчинами. Женщины гораздо реже занимают должности,
предлагающие контроль над ресурсами и определение того, какие цели фирма
будет преследовать и каким способом. Это происходит отчасти, потому что
мужские гендерные стереотипы включают в себя больше качеств, которые
считаются необходимыми для завоевания и удержания власти. Поэтому мужчины
кажутся более подходящими для руководящих ролей.
Женщины пытающиеся сделать карьеру иногда сталкиваются с таким
явлением как «стеклянный потолок» Эта метафора выражает тот факт, что в
некоторых организациях существует как бы невидимый потолок, выше которого
женщины не могут продвинутся. Общепринятые стереотипы, предполагающие, что
мужчины гораздо лучшие лидеры, чем женщины отчасти ответственны за
существование «стеклянного потолка».
Еще одной проблемой работающих женщин является то, что они трудятся
дома немного больше чем их работающие мужья, что приводит к разрыву во
времени отдыха.
У домохозяек так же существует множество проблем. Большинство из них
не может удовлетворить свои социальные потребности. К тому же большинство
социологов согласны, что женщина, зарабатывающая деньги, пользуется в доме
большей властью.


Многие из нас выросли с представлением, что каждый в этой жизни
заслуживает то, что получает и получает, то, что заслуживает. Нам
необходимо верить, что это так, иначе нам придется делать что-то, бороться
с несправедливостью или чувствовать вину и дискомфорт, встречаясь с
неоправданной дискриминацией, поэтому мы закрываем глаза и продолжаем
считать, что ничего плохого с нами не случится, если мы будем правильно
себя вести. Эта концепция «такова жизнь», по выражению социального
психолога М.ДЖ.Лернер, часто помогает мужчинам и женщинам оправдывать явное
социально неравенство, о котором мы говорим. Эта концепция так же приводит
к возникновению негативных стереотипов, когда женщины рассматриваются как
«слабый пол» с целью объяснить их более низкий статус и низкую оплату
труда. Такая тенденция принижать способности некой социальной группы,
которую мы эксплуатируем, так что бы эту эксплуатацию можно было
рационально оправдать, давно была подмечена социальной психологией.
Бороться против нее опасно, так как многим людям необходимо считать, что
«все в порядке, просто жизнь такова» и не надо ничего менять. Далее мы
увидим, что традиционное разделение ролей на мужчин и женщин служит плохую
службу так же и мужчинам.



5.Ограничения накладываемые мужской ролью


На сегодняшний день существует сравнительно немного исследований,
касающихся ограничений, которые накладывает традиционная мужская роль.
Психологи начали изучать женскую роль после того, как внимание общества
было привлечено феминистским движением к низкому социальному статусу
женщин. Последние несколько лет мужская роль пользуется всё возрастающим
вниманием исследователей.
Структура ролевых норм мужчины складывается из трех факторов. Первый
связан с ожиданиями, что мужчины завоёвывают статус и уважение других
(норма статуса). Второй фактор, норма твёрдости, отражает ожидание от
мужчины умственной, эмоциональной и физической твёрдости. Третий фактор –
это ожидание того, что мужчина должен избегать стереотипно женских занятий
и видов деятельности (норма антиженственности).
Норма успешности (статус) – гендерный стереотип утверждающий, что
социальная ценность мужчины определяется величиной его заработка и
успешностью на работе. С этой нормой связан целый ряд ограничений для
мужчины. Во-первых, большинство мужчин не способно на 100% ей
соответствовать из-за чего имеют заниженную самооценку. Носитель
традиционной мужественности никогда не знает меры и не может наслаждаться
тем, что имеет. Он должен постоянно наращивать объём и время работы, и
такой стиль жизни часто приводит к появлению обусловленных стрессом
физиологических и психологических симптомов. Мужчины склонны выбирать
работу и карьеру в зависимости от того, на сколько хорошо это оплачивается.
Финансовое давление особенно обременяет тех мужчин, чьи жёны сидят дома и
не работают. Если несколько человек зависят от тебя экономически, это
серьёзно давит на психику. Точка зрения, что главная обязанность мужчины в
семье – исправно приносить большую зарплату, отрицательно влияет на
исполнение им родительских функций, так как, чтобы соответствовать этим
ожиданиям, мужчина должен посвящать всё своё время работе. Например, в
Японии, где понятие о мужестве включает в себя полную самоотдачу на работе,
отцы проводят со своими детьми в среднем 3 минуты по будним дням, и 19
минут по выходным.
Компенсация чувства несостоятельности, в профессиональной и
экономической сферах – называется компенсаторной мужественностью. Когда
мужчина не соответствует одному из аспектов мужской гендерной роли, он
демонстрирует преувеличенную мужественность в другой области, тем самым,
компенсируя своей не состоятельностью. Одной из таких областей является
твёрдость (жёсткость).
Норма твердости существует у мужчин в нескольких формах: физической
умственной и эмоциональной.
Норма физической твердости - это ожидание от мужчины физической силы и
мужественности. Ту популярность, которой пользуется в ниши дни
бодибилдинг, смело можно считать реакцией на эту норму. Самооценка мужчин,
которые не являются физически сильными, хотя чувствуют, что окружающие
ожидают от них именно этого, может серьезно снизится. Временами норма
физической твердости может довести до насилия, особенно в том случае, когда
социальная ситуация предполагает, что не проявить агрессию будет не по
мужски, или когда мужчина чувствует, что его мужественность под угрозой
или под вопросом. Исследовательские данные о том, что мужчины-драчуны очень
часто имеют заниженную самооценку и низкий социоэкономический статус,
лишний раз подтверждают догадки относительно того, что причина насилия над
женщинами – это компенсаторная мужественность.
Норма умственной твердости содержит ожидание того, что мужчина будет
выглядеть компетентным и знающим. Человек, пытающийся соответствовать этой
модели сверхкомпетентности, начинает тревожиться, как только понимает, что
чего-то не знает. Наибольшая проблема состоит в том, что в межличностных
отношениях мужчина старающийся соответствовать этой норме часто унижает
других тем, что отказывается признать перед ними свою неправоту или
допустить, что кто-то знает больше чем он.
Норма эмоциональной твердости подразумевает, что мужчина должен быть
эмоционально твердым: испытывать мало чувств и быть в состоянии разрешить
свои эмоциональные трудности без помощи со стороны. То, что делает мужчину
мужчиной обедняет его отношения с детьми и другими людьми.
Мужчины получают меньшую эмоциональную поддержку со стороны и имеют
меньше подлинно близких отношений.
Отношения между мужчинами характеризуются большей конфликтностью и
соревновательностью, меньшим самораскрытием и обсуждением чувств, чем
отношения между женщинами. Мужская установка на соревнование не дает
мужчинам принимать во внимание окружающих. Килматин полагает, что огромный
вклад мужчин в войны, насилие, нанесение вреда планете, подавление
социальных меньшинств и психологическую жестокость, по крайней мере,
отчасти обусловлен воздействием традиционной мужественности.
Норма антиженственности побуждает мужчин избегать стереотипно
считающихся женскими занятий, деятельности и моделей поведения. Некоторые
мужчины считают, что выражение чувств и самораскрытие принадлежит,
исключительно женщинам и что они будут выглядеть недостаточно
мужественными, если будут эмоционально экспрессивны. Очень важная часть
функционирования человека в качестве родителя – это нежность, забота,
эмоциональная постоянная поддержка, потребность часто обнимать ребенка и
говорить, что любишь его. Многим мужчинам сложно даются такие действия, так
как они ассоциируются с женственностью, в результате многие люди
подрастают, оставаясь в неведении, любили ли их отцы по настоящему или
нет.
Существует предположение, что страх женственности (фемифобия)
происходит из страха гомосексуальности и обусловлен социальным контекстом,
который обычно приписывает гомосексуальность мужчинам с чертами
женственности.

Негативным последствием ситуаций, когда мужчине сложно поддерживать
стандарт мужской роли или когда обстоятельства требуют от него проявления
женских моделей поведения, которых просто нет в его репертуаре или они
запрещены мужской ролью, возникает, мужской гендерно-ролевой стресс.
Мужчинам с высоким показателем МГРС очень сложно проявлять нежные чувства,
то есть у них более низкий уровень вербальной и невербальной
экспрессивности, чем у мужчин с низким показателем.

Более общую идею выдвинул О’Нил в 1990 году, который говорил о
гендерно-ролевом конфликте. Конфликт может возникнуть, когда мужчина
ограничивает своим поведением или поведение других, исходя из традиционных
гендерных ролей, когда окружающие оказывают на него давление за нарушение
норм мужественности, или когда он подавляет себя или окружающих из-за того,
что они не стараются соответствовать роли.

Модель гендерно-ролевого конфликта включает в себя 6 паттернов:
1. Ограничение эмоциональности – трудность в выражении своих
собственных эмоций или отрицание права других выражать
эмоции.
2. Гомофобия – боязнь гомосексуалов, включая стереотипы о
последних.
3. Социализация контроля, власти и соревнования.
4. Ограничение сексуального поведения и демонстрация
привязанности.
5. Навязчивое стремление к соревнованию и успеху.
6. Проблема с физическим здоровьем, возникающая из-за не
правильного образа жизни.
Этот конфликт отражается как в во внутриличностной, так и в
межличностной сфере. Тревожность, депрессия, снижение самооценки,
стресс, проблемы в отношениях, конфликты на работе, физическое и
сексуальное насилие - все это возможные результаты гендерно-ролевого
конфликта.



6.Гендер в разных культурах


Культура – это набор отношений, ценностей, убеждений и форм поведения,
разделяемых группой людей и передаваемых из поколения в поколение с помощью
языка или другого средства коммуникаций.

Социальные психологи всё больше осознают потребность кросс
культурного подхода. Одна из причин этого состоит в том, что наука
стремится быть универсальной и нам необходимы кросс культурные
исследования, чтобы выяснить, верны ли наши открытия для других культур.
Другая причина – желание избежать предположения, что если что-то
распространено в нашей культуре, то оно является «нормальным» и типичным
для всего человечества. Третья причина связана со значением культуры: ведь
и наше поведение и наши мысли подвержены её влиянию, а кросс культурная
психология поможет определить, до какой степени психологические процессы
меняются под влиянием разных культур.
Существует четыре аспекта, по которым сходятся различные по другим
показателям культуры: 1. Разделение труда по половому признаку 2. убеждения
или стереотипы, связанные с различием между мужчинами и женщинами 3.
Дифференциальная социализация мальчиков и девочек 4. меньшая власть и более
низкий статус женщин.
Исторически сложилось, что практически в любой культуре женщины и
мужчины выполняют разную работу, но конкретные виды работ выполняемые
разными полами не всегда совпадают. В пример можно привести Центральную
Африку и Латинскую Америку, в первой главными специалистами по земледелию
являются женщины, а во второй мужчины.
В каждой стране существует свое предпочтение к женским и мужским
стереотипам. Как показывают исследования большую роль играет религия.
Женские стереотипы более благоприятны в тех странах, чьи традиции включают
в себя поклонение божествам женского пола и где женщинам позволено
участвовать в религиозных церемониях.

Культурная специфика особенно важна в связи с изменением гендерных
ролей. Социальные изменения могут быстрее происходить в тех странах, где не
столь велика покорность властям и верность групповым нормам. Западная
культура характеризуется психологами, как индивидуалистические общества. В
таких обществах люди больше интересуются карьерой, личными правами и
независимостью. Коллективистические общества подобные Японскому, предают
повышенное значение подчинению индивидуальных целей коллективным, что
проявляется в повышенной заботе о потребностях окружающих. Такие культуры,
где поощряется покорность старшим, могут отличаться большей
резистентностью к социальным изменениям, поскольку люди с возрастом менее
охотно принимают изменения.
Путь к достижению гендерного равенства имеет свои особенности,
зависящие от конкретной культуры, и факторы, которые привели к переменам в
одной стране, могут отличаться от тех, которые ведут к изменениям в других
странах.
Культура каждой страны индивидуальна, в ней есть и отличия и сходства
с остальными, в каждой стране существуют свои культурные обычаи. Мы не
должны рассчитывать на то, что сумеем до конца понять людей из других
стран. Мы должны уважать культуру каждой страны. Гендерное равенство и
культурное разнообразие могут иногда приходить в противоречие друг с
другом, но уважение культурного разнообразия не требует безусловного
принятия всех культурных обычаев. Существует несколько универсальных
ценностей, таких как, гендерное и расовое равенство, которые должны
заставлять нас придирчиво относится к некоторым культурным обычаям и
добиваться их изменения.



7. Заключение


На сколько же велика разница между мужчинами и женщинами. Из всего
вышесказанного можно сделать вывод, что гендерные различия не тук уж велики
как принято считать. Мы никак не можем со стопроцентной уверенностью
сказать, что гендерные различия можно обосновать биологическими. На нашу
гендерную роль влияет огромное количество внешних факторов с самого
рождения. Мы наблюдаем за поведением наших родителей и других взрослых,
стараясь подражать людям своего гендера, играем в определенные игры.
Средства массовой информации создают в нашем обществе стереотипы
женственности и мужественности, которые мы не можем оставлять без внимания.
Мы вырастаем, стараясь в большинстве своем соответствовать своей роли, быть
настоящим мужчиной или настоящей женщиной, далеко не всегда соглашаясь с
тем что, предписывает нам общество.
Как уже было сказано ранее существует множество ограничений накладываемых
женской или мужской ролью. Женские проблемы включают в себя: низкую
зарплату, низкий статус и небольшие властные возможности, а так же
загруженность домашними обязанностями. К мужским можно отнести: лишение
содержательности отношений, недостаточная социальная поддержка, физические
проблемы, вызванные переутомлением на работе и рискованным поведением. Эти
ограничения указывают на то, что роли должны изменится. Конечно, не стоит
стремится к абсолютному гендерному равенству. В определенных ситуациях все-
таки стоит оставить привилегию мужчинам быть сильными и мужественными, а
женщинам быть нежными, слабыми, женственными. Просто необходимо уменьшить
негативные последствия, которые накладывает на нас наша гендерная роль, а
это возможно лишь при склонении в какой-то степени к гендерному равенству.
Конечно, со временем все меняется. Все большее число женщин занимаются
управленческой деятельностью и выполняют другие виды работ, в которых
доминируют мужчины, разрыв в зарплате мужчин и женщин несколько
сокращается. Мужчины выполняют чуть больший объем работ по дому, и многие
проводят больше времени со своими детьми, чем это делали их отцы. Однако
вполне очевидно, что нам предстоит еще очень долгий путь.



Литература


Шон Берн «Гендерная психология» СПб, 2001 год.




Реферат на тему: Гендерные стереотипы и семья



Реферат



На тему: Гендерные стереотипы и семья



Выполнила: . 5 к. В.О.

Проверила:



Санкт-Петербург
2002



Содержание



Содержание 2


Введение 3


Гендерные стереотипы 4


Традиционная семья и роль домашнего труда в ней. 10


Изменение ложных представлений о гендере 19


Заключение 22


Библиография 23



Введение


Моя работа посвящена гендерным стереотипам в семье. Я постаралась
описать достаточно подробно, что же такое гендерные стереотипы. Как они
появляются в нашей жизни, взаимодействуют с другими социальными
установками. Я постаралась понять, почему мы подчиняемся гендерным
стереотипам, прекрасно осознавая, что это всего лишь стереотип.


Далее я рассмотрела традиционную российскую семью в историческом
ракурсе. Но особое внимание я уделила домашнему труду в современной семье.
Какое место он занимает в семье, и почему так много говорят о неравенстве в
распределении обязанностей домашнего труда между супругами.


Последнюю главу я посвятила тому как можно изменить ложные
представления о гендере.


Мы окружены культурной средой, которая провозглашает, что мужчины и
женщины не похожи друг на друга и должны исполнять различные социальные
роли. Мы привыкли к мысли, что мужчины и женщины – это две
противоположности, и довольствуемся ею. Подобные идеи настолько
распространены в нашем обществе, что они считаются истиной в последней
инстанции и препятствуют каким бы то ни было изменениям. Я предлагаю
немного приоткрыть занавес и посмотреть действительно ли мужчины и женщины
так отличны друг от друга? И, что им мешает понять друг друга? Как это
можно изменить?



Гендерные стереотипы


Социальные нормы – это основные правила, которые определяют поведение
человека в обществе. По мнению социальных психологов, объяснение многих
гендерных различий следует искать не в гормонах и хромосомах, а в
социальных нормах, приписывающих нам различные типы поведения, аттитюды и
интересы в соответствии с биологическим полом. Наборы норм, содержащие
обобщенную информацию о качествах, свойственных каждому из полов,
называются половыми или гендерными ролями. Часть этих социальных норм
внедряется в сознание через телевидение и популярную литературу, ряд
других мы получаем непосредственно, например испытывая неодобрение со
стороны общества, когда отклоняемся от ожидаемого гендерно-ролевого
поведения.


Гендернные стереотипы часто действуют как социальные нормы.
Нормативное и информационное давление вынуждает нас подчиняться гендерным
нормам. Действие нормативного давления заключается в том, что мы стараемся
соответствовать гендерным ролям, чтобы получить социальное одобрение и
избежать социального неодобрения. Об информационном давлении можно
говорить, когда мы начинаем считать гендерные нормы правильными, потому что
находимся под влиянием социальной информации. Мы живем в культуре, где
мужчины обычно занимаются одними вещами, а женщины – другими, где гендерные
отличия считаются природными; поэтому мы принимаем гендерные роли и следуем
им.


Подчинение гендерным нормам может наблюдаться в поведении, но не в
системе верований (уступчивость), либо и в поведении, и в системе верований
(одобрение, интернализация), либо может определятся желанием быть похожим
на сверстника или ролевую модель (идентификацию). Люди в различной степени
подчиняются традиционным гендерным ролям, причем некоторые чрезвычайно поло-
типизированными у тех, кто имел опыт критического переживания гендерной
социализации, когда любое отклонение от половой роли неизбежно влекло за
собой жестокие социальные последствия.


Уже в 3 года дети с уверенностью относят себя к мужскому или женскому
полу. В это время дети начинают замечать, что мужчины и женщины ведут себя
по-разному, занимаются разной деятельностью и интересуются разными вещами.
Часть взрослые непреднамеренно стимулируют гендерную индетификацию,
регулярно упоминая пол ребенка. К 7 годам дети достигают гендерной
константности- понимая, что гендер постоянен и изменить его невозможно. У
ребенка появляется повышенное внимание к ролевым моделям, обладающим тем же
полом, что и он сам, обусловленное желанием быть самым лучшим мальчиком или
девочкой. Таким дефференциальным подражанием объясняется, почему женщинам,
как правило, нравится ходить по магазинам и заниматься подготовкой к
праздникам, а мужчины этого избегают.


Стереотипные гендерные атрибуты считаются «истинными» не только
потому, что их воспринимают как внутренние диспозиции, но так же потому,
что общество пришло к единодушному мнению об истинности этих стереотипов.
Поведение, в котором присутствуют все черты, в том числе и гендерные
стереотипы, всегда производится с помощью умозаключений. Когда факты
неоднозначны, «истина» определяется путем социального консенсуса. Таким
образом, консенсус одновременно определяет и подтверждает мнения
индивидуумов.


Гендерные стереотипы приняты всеми членами общества, потому что,
несмотря на то, что на уровне сознания мы от них отказываемся, мы по
прежнему поступаем в соответствии с ними и видим, как другие люди делают
тоже самое в повседневной жизни, в которой мужчинам и женщинам отводятся
неравные роли и статус. Точно также гендерные стереотипы тиражируются в
средствах массовой информации, и ложные представления все же проникают в
наши суждения и мнения, хотя мы этого не осознаем. В результате считается,
что мужчины и женщины обладают стереотипными чертами. Даже когда
объективные факты идут в разрез с общепринятым мнением, мы по-прежнему
считаем его правильным.


Поскольку консенсус определяет «истину», то он также трансформирует
гендерные стереотипы, превращая их из гипотетических фактов в ценности.
Поскольку не существует объективного критерия, который позволил бы
определить, что такое на самом деле «истинная фемининная личность», то если
все согласятся с тем, что женщины эмоциональны, несамостоятельны и
заботливы, эмоциональность, несамостоятельность и заботливость станут
признаками «истинной фемининности». В результате эти черты становятся
нормативными и ценимыми качествами женщин, поскольку их демонстрация
одновременно определяет и подтверждает «истинную фемининность». Консенсус
приобретает ценность, потому что он служит критерием истинны и валидности.
Точно также общее для всех наблюдение, согласно которому должности
начальников всегда занимали мужчины, способствует созданию нормы,
предписывающей, что начальниками должны быть мужчины. «Наличное» становится
«должным», описания превращаются в предписания.


Поскольку стереотипы становятся если не явными, то косвенными
ценностями, мужчины и женщины стараются культивировать в себе стереотипные
черты. Эти давления, подталкивающие к желательному поведению, подкрепляются
еще и давлением неравного статуса мужчин и женщин и давлением ожиданий
наблюдателей. В действительности люди стараются поддерживать такой образ
«Я», чтобы он был социально желательным и в тоже время соответствовал их
мнениям о самих себе. Несмотря на то, что указанные мотивы могут вступать в
конфликт, они совместно способствуют гендерно-стереотипному поведению,
таким образом, создавая еще одно доказательство «истинности» стереотипов и
еще одно самоисполняющееся пророчество. Поскольку стереотипы являются
ценностями, то как мужчины, так и женщины ведут себя на людях более
стереотипно, чем без свидетелей. Проблема, создаваемая стереотипами и
самоисполняющимися пророчествами, состоит в том, что они заставляют нас
верить в стереотипные мнения даже тогда, когда стереотипные черты на самом
деле не существуют. Перцепции и действия людей обусловлены их
осведомленностью о социальных ожиданиях и практиках, которые в тоже время
определяются их поведением.


С социально-психологической точки зрения гендерные представления и
поведение можно понимать как всеобъемлющее самоисполняющееся пророчество,
состоящее из набора связанных между собой и взаимно подкрепляющих друг
друга частных самоисполняющихся пророчеств. Гендерные стереотипы действуют
как неосознаваемые ожидания или пророчества. В качестве их исполнения или
подтверждения выступают результаты процессов восприятия, поведение или их
последствия. В самом широком смысле гендерные стереотипы, действующие как
неявные ожидания, искажают восприятие и приводят к предвзятому отношению к
мужчинам и женщинам, а результаты необъективного восприятия и отношения –
половые различия в поведении и достижениях – затем якобы подтверждают
изначальную правильность стереотипов.


Невзирая на то что, на осознаваемом уровне мы верим в равенство полов,
традиционные стереотипы в закодированной форме сохраняются в информационных
структурах или схемах, которые не осознаются нами и автоматически управляют
восприятием, интерпретациями, суждениями, воспоминаниями и отношением к
мужчинам и женщинам. Согласно стереотипам мужчины описываются компетентные
и обладающие качествами, необходимыми для того, чтобы стоять у власти, а
женщины – как чувствительные и отзывчивые; считается также, что
представителям каждого пола недостает качеств, типичных для представителей
противоположного пола. Мы склонны замечать и запоминать ту информацию и
делать такие выводы, которые согласуются с нашими схемами; мы считаем такую
информацию более актуальной, ценной и заслуживающей большего доверия; кроме
того, мы считаем, что она отражает диспозиции. Мы часто не умеем отличить
суждения от реальных фактов. Результатом такой предвзятости и в пользу
информации, соответствующей нашим схемам, являются самоисполняющиеся
пророчества.


Во-первых, мы «видим», будто мужчины и женщины обладают стереотипными
чертами, независимо от реального положения вещей, и, таким образом,
ошибочно мысленно «подтверждаем» стереотипные пророчества. Во-вторых, мы
относимся к мужчинам и женщинам так, будто бы им свойственны стереотипные
черты. Поскольку действователи склонны вести себя так, чтобы
соответствовать ожиданиям наблюдателей, то их поведение на самом деле
служит подтверждением пророчеств, и в стереотипах появляется крупица
истинны. В-третьих, стереотипы заставляют нас предпочитать мужчин в
качестве руководителей и ожидать, что женщины будут иметь подчиненный
статус. В результате поведение, необходимое для исполнения руководящей
роли, кажется типично маскулинным, а поведение, необходимое в подчиненном
положении, - фемининным. Традиционные гендерные стереотипы фактически
являются характеристиками статуса. Поскольку мужчины и женщины до сих пор
имеют неравный статус, все мы в наших социальных взаимодействиях поступаем
в соответствии со стереотипами и каждый день видим, как другие тоже следуют
им. Такое поведение и такие наблюдения являются главным подтверждением
стереотипных пророчеств. Стереотипы отражают различия в статусе и в тоже
время способствуют их сохранению.


Кроме того, когнитивной системе человека присущи три недостатка, из-за
которых результаты наблюдений за поведением превращаются в неявные
стереотипные представления. Совершая фундаментальную ошибку атрибуции, мы
считаем, что мужчинам свойственно поведение, типичное для ролей высокого
статуса, а подчиненное поведение свойственно женщинам. Дифференцированные
ожидания, представления, роли и являющиеся их следствием поведение
принимаются всем обществом, которое определяет их как правильное, и в
дальнейшем придает им ценность. Вследствие этого, во-первых, мужчины и
женщины стараются демонстрировать «желательные» качества. Во-вторых, люди,
не соответствующие стереотипам, не нравятся окружающим, что порождает
дилемму, с которой сталкиваются женщины профессионалы и женщины, занимающие
руководящие должности. И то и другое способствует тому, что в стереотипах
появляется еще одна крупица истины и самоисполняющиеся пророчества получают
подтверждение. Наконец, за счет эффекта знакомости людям больше нравятся
стереотипное мнение и поведение, а дискриминационные практики кажутся более
обоснованными. Благодаря фактическому и воображаемому подтверждению
стереотипов они сохраняют активность в качестве схем, входящих в копилку
наших знаний о мире, и, таким образом, самоисполняющиеся пророчества
продолжают свое существование.


Согласно теории социальных ролей (А. Игли) многие гендерные различия
являются продуктами разных социальных ролей, которые поддерживают или
подавляют в мужчинах и женщинах определенные варианты поведения. Ульям и
Бест предположили, что стереотипы о гендерах развились как механизм для
поддержания полоролевой дифференциации. По их мнению, женщина пришла к роли
домохозяйки потому, что уход за младенцем накладывал ограничения на ее
мобильность, а ведение домашнего хозяйства прекрасно удовлетворяло
требованию оставаться дома. Обнаружив, что такое распределение ролей очень
удобно, общество пытается убедить себя в том, что эти роли подходят их
носителям. Для этого оно порождает верования о неких качествах мужчин и
женщин, которые служат для обоснования того, что их роли подходят им как
нельзя лучше. Устоявшись, эти верования начинают служить нормами поведения
для взрослых и моделями для социализации детей.



Традиционная семья и роль домашнего труда в ней.


Корни российских семейных традиций лежат в крестьянской семье, т.к. к
концу 19 века крестьяне составляли 85 % населения. В основе традиционного
русского крестьянского общества лежал особый институт – сельская община или
мир. Община управлялась собранием глав семейств, ему были подвластны не
только экономические и аграрные вопросы, внутрисемейные дела, вплоть до
рекомендации невест. Неженатый мужчина до старости носил прозвище «малый»
или «бобыль», а незамужняя женщина в старости звалась «девкой». Передел
земли совершался в зависимости от подушного состава семьи, но
пропорционально числу женатых мужчин, холостяки и женщины в расчет не
принимались. Только брак обеспечивал доступ к землепользованию, именно
поэтому дореволюционная Россия была на первом месте в Европе по уровню
брачности, в 1897 году только 4 % женщин и 3 % мужчин в возрасте от 40 до
50 лет были незамужними и холостяками. Не вступали в брак увечные,
дефективные или те, кто уходил в монастырь.


Глава семьи осуществлял единоначалие. Эта власть передавалась от отца
к старшему женатому сыну или брату, т. е. Наследование властных полномочий
и в крестьянской, и в царской семье шло по одной и той же схеме. Цареубийцы
воспринимались не только как государственные преступники, но и вызывали
ужас и ненависть как люди, покусившиеся на вековые семейные устои, как
отцеубийцы. Поэтому тоталитаризм и его разновидность – казарменный
социализм с их непременным вмешательством в личную жизнь, строгой
иерархической подчиненностью, коллективными хозяйствами и коммунальным
жилищем имел благодатную почву и сравнительно легко (относительно западных
стран) привился в России. крестьянская семья имела мало общего по своей
культуре и быту с семьей аристократической, ориентированной на запад.
Водораздел проходил через психологический склад личностей: крестьянина
отличала привязанность к общине, семье, свей группе, к землякам,
западноевропейской ментальности русских аристократов и интеллигенции были
свойственны индивидуализм и индивидуалистический стиль мышления. В сущности
они всегда оставались лишь соотечественниками, людьми, живущими в одной
стране, но воспитывающимися в разных культурах, разных традициях, даже
общность религии не объединяла эти две социальные группы. Между тем, роль
церкви для семьи и культуры была в России огромна, все семейные события –
рождение, брак, смерть освещались церковью и совершались по ее догмам.


Семья в современных условиях рассматривается в трех ипостасях. На
уровне общества она выступает как социальный институт, с присущими ему
местом и ролью, и выполняет ряд специфических функций, в первую очередь
таких, как воспитание детей. Семья – это малая социальная группа, которой
свойственны сплоченность, единство членов семьи, внутрисемейные отношения,
традиции и др. И, наконец, в-третьих, семья – это сфера жизнедеятельности и
удовлетворения определенных потребностей человека. Брак – это исторически
изменяющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной,
посредством которой общество упорядочивает и санкционирует отношения между
мужчиной и женщиной.


Семья – это социальная общность, основанная на браке и родстве, члены
которой заинтересованы в совместном проживании. Это исторически конкретная
система взаимоотношений супругов, основанная на рождении и воспитании
детей, общности быта, бюджета.


Задачи семьи – воспроизводство населения, накопление и передача опыта
трудовой деятельности родителей детям, определенные формы и способы
удовлетворения первичных (естественных) и вторичных (социальных)
потребностей, воспитание определенных нравственных норм поведения,
формирование конкретных психологических отношений.


Положение семьи, уровень ее благополучия стабильности являются
важнейшими социальными индикаторами, определяющими жизнестойкость нации,
общества и государства. Особенности социально-экономических преобразований
последнего десятилетия негативно повлияли на уровень населения, наложили
свой отпечаток на процессы жизнедеятельности семьи. Наряду с падением
рождаемости, увеличением числа разводов, ростом детской беспризорности и
безнадзорности растет опасность социальной деградации семьи вообще,
являющейся на протяжении веков одной из господствующих форм отношений между
полами, могучим гармонизирующим регулятором общества.


В условиях кризиса обостряется конфликт между социальными ролями
женщин. Отказ женщины от работы в пользу семьи или безработица существенно
сокращает совокупный семейный доход. В тоже время высокая занятость женщины
на производстве становится одним из основных факторов снижения рождаемости.



В наше время перед женщиной стоит проблема выжить и сохранить семью
при создавшейся ситуации. Широко распространенные патриархальные взгляды
на место женщины в обществе создают дополнительные трудности. Довольно
сложными являются отношения между супругами, между родителями и детьми.
Общество не способствует воспитанию у детей уважительного отношения к
матери, профессиональной деятельности родителей, необходимости совместными
усилиями решать бытовые проблемы. Широко распространяемая наркомания и
алкоголизм приводят подчас к невозможности рациональной организации отдыха
семьи, использования коллективных форм воспитания подрастающего поколения в
сочетании с семейными.


Главная сфера деятельности женщины в семье – домашний труд. Домашнее
хозяйство – составная часть быта, предоставляющего область социальной
жизни, связанной с восстановлением жизненных функций человека, его
работоспособности и творческой деятельности. Эта жизнедеятельность
обеспечивается определенными формами и способами потребления и
обслуживания, организацией и производством самих предметов потребления, а
также конкретными формами социальных отношений. Основу быта и бытовых
отношений составляют личное, семейное и общественное производство и
потребление необходимых благ.


Домашнее хозяйство входит в сферу быта и составляет на современном
этапе существования нашего общества его важную часть. Оно является сферой
человеческой деятельности, в которой кустарно, на основе индивидуальных
затрат труда и времени организуется вся система производства и потребления.
За счет него осуществляется питание, стирка, уход за одеждой, помещением,
уход за детьми и др.


Домашний труд необходим для удовлетворения материально бытовых нужд
индивида, семьи, а подсобное хозяйство как разновидность домашнего труда
представляет важный источник жизненных средств крестьян и значительной
части семей рабочих и служащих. В настоящее время вся тяжесть в процессе
удовлетворения потребностей ложится на плечи семьи и, в первую очередь,
женщины. Домашний труд обеспечивает производство предметов потребления или
их доработку: приготовление пищи, ремонт одежды, обуви, белья и т.д. кроме
того, другой частью домашнего труда является оказание услуг внутри семьи.


Обособленность домашнего хозяйства, то есть существование в рамках
семьи, сохраняет старые традиции, превращающие женщин в придаток домашнего
очага, и всячески препятствует ее стремлению к равенству и свободе. В
настоящее время все больше утверждается культ вещей, "чудо-кухни",
стимулируя дух потребительства, стремясь превратить человека в обывателя,
непрерывно гоняющегося за вещами, личным достатком.


Домашний труд, несмотря на его индивидуальную организацию,
представляет общественно необходимый вид труда, поскольку обеспечивает
жизнедеятельность человека или малой социальной группы. Будучи дополнением
к общественному производству предметов потребления и услуг, он выполняет те
функции, которые еще не в состоянии охватить общественная сфера
обслуживания. Продукты создаваемые этим трудом, не входят в экономический
оборот, они присваиваются внутри семьи.


Обособленность домашнего хозяйства, как правило, формирует
индивидуалистические стремления и способствует формированию эгоизма
отдельных членов семьи, поскольку бытовые хлопоты в основном ложатся на
плечи женщины. Следует отметить, что домашнее хозяйство довольно часто
организуется нерационально, и это сопровождается негативными последствиями
для женщин: отсутствием условий и времени для повышения своей квалификации,
культурного уровня, образования и т.д. Кроме того, многие женщины,
получившие специальное образование и имеющие специальность, вынуждены
заниматься лишь домашним хозяйством, устраняясь от общественного
производства, а часто и от активной общественной жизни. Следовательно,
затраты государства на образование остаются не восполненными. Нельзя
отрицать и положительную сторону ведения домашнего хозяйства в семье: все
это имеет определенную моральную ценность, но, как известно, женщины
выполняют эту функцию без особого внутреннего призвания и желания и с
большой охотой участвуют в производственной и общественной деятельности
даже в том случае, когда материально обеспечены. Ограниченность мелкого
домашнего хозяйства приводит не только к экономическим потерям, но и к
отрицательным психологическим последствиям – излишней раздражительности,
чрезмерной озабоченности бытовыми мелочами, ухудшения настроения,
физической подавленности и др. домашнее хозяйство в современных условиях
будет существовать, играя значительную роль в системе нашего быта. Важным
направлением его совершенствования является облегчение труда и сокращение
затрат времени женщиной за счет создания внутрисемейной кооперации,
основанной на подлинном равноправии при соответствующем распределении
домашних обязанностей между всеми членами семьи, в том числе и детьми,
которые должны выполнять посильную работу. Такая ситуация способствовала
бы смягчению возникших внутрисемейных конфликтов и явилась бы тем шагом,
который необходим для укрепления отношений. Это особая форма отношений,
обеспечивающая такую организацию труда, при которой совместное участие всех
членов семьи обязательно. При кооперации все обязанности распределяются
поровну и предполагают сознательный подход к разделению труда с учетом
возраста, склонностей и необходимости взаимосвязи всех трудовых процессов.



В настоящее время распределение домашних обязанностей не гендерной
основе является симптомом продолжающегося гендерного неравенства и гендерно-
ролевой социализации.


Традиционное распределение работ по дому может также способствовать
поддержанию низкого статуса женщин. Ребенку очевидно, что человек,
работающий весь день и обязанный, вернувшись домой, готовить и делать
уборку, имеет более низкий статус, чем тот, кто работает весь день, но кому
не приходится выполнять эти обязанности по возвращении домой. Дети могут
тогда сделать вывод, что женщины действительно должны находиться в
подчиненном положении, иначе они бы не имели этот более низкий статус.


Традиционное распределение домашних обязанностей приводит к тому, что
у детей появляются гендерные стереотипы и они овладевают разными навыками,
основанными на их гендерной принадлежности. Когда дети видят женщин и
мужчин исполняющими разные роли, они начинают думать, что мужчины и женщины
обладают разными качествами, которые позволяют им лучше приспосабливаться к
этим разным ролям. Затем эти гендерные стереотипы действуют в качестве
социальных норм. Другими словами, дети начинают считать, что мужчины и
женщины должны исполнять различные роли и обладать различными
психологическими качествами. В результате они стремятся овладеть различными
навыками, зависящими от их гендера, и, как следствие, могут оказаться плохо
подготовленными к многообразным ролям, которые им, вероятно, придется
исполнять в дальнейшем.


Возложение бремени ухода за детьми и домашней работы на женщин также
мешает им реализовать свои организационные и политические возможности.
Женщины-управленцы реже выходят замуж и заводят детей, чем женщины не
занимающие руководящих постов. Причиной этого может быть то, что работающие
женщины оказываются неспособными задерживаться на производстве, работать по
выходным или отправляться в командировки и чаще отсутствуют на работе в
вязи с необходимостью ухода за детьми или их болезнью. Кроме того,
производственные руководители часто не желают продвигать женщин по службе,
предполагая, что их семейные обязанности и делают их менее преданными
организации. Хорошо известно, что женщины несут большую часть
ответственности за домашнюю сферу, и если изменить это условие, тогда его
не станут использовать против них на производстве.


Еще одна причина необходимости изменения традиционного разделения
домашнего труда состоит в том, что конфликты по поводу выполнения домашних
обязанностей и ухода за детьми являются основным источником напряжения в
отношениях между супругами.


Хотя мужчины и женщины часто соглашаются, что, когда работают оба
партнера, должно иметь место более равноправное распределение обязанностей
дома, исследования обнаружили относительно немного примеров поведенческих
изменений в этом направлении. Плек приходит к следующему выводу: имеющиеся
в наличии данные показывают, что мужчины более психологически вовлечены в
семейную, чем в производственную жизнь, и предполагает, что эта
вовлеченность образует основу для расширения участия мужчин в выполнении
домашних обязанностей и присмотре за детьми. Однако он признает, что
мужчины принимают относительно небольшое участие в этих видах деятельности.
Росс с коллегами установили, что чем выше заработок мужа, тем менее
вероятно, что он принимает участие в домашней работе и уходе за детьми, я
чем выше заработок женщины, тем скорее он будет выполнять эти обязанности.
Существует мнение, что чем больше зарабатывает жена по сравнению с мужем,
тем меньшую ответственность она несет за выполнение домашних обязанностей
(кроме ухода за детьми).


Дифференциация домашней работы, основанная на половой принадлежности,
распространена даже в тех случаях, когда ей трудно найти оправдание. Можно
предположить множество объяснений, почему мужчины и женщины на словах
выступают за более равноправное разделение труда, однако придерживаются
традиционного распределения обязанностей в своей жизни.

Причины несоответствия между установками и поведением:
1. Человек может не знать, как выполнить соответствующие действия.
Некоторые люди утверждают, что дело не только в том, что мужчины
пытаются избавиться от выполнения на равных началах работы во "второй
смене", сколько в том, что из-за особенностей социализации они просто
не знают, как нужно делать уборку, готовить или обращаться с детьми.
Ранний опыт социализации мог не позволить мужчинам овладеть навыками,
необходимыми для выполнения домашних работ. Соответственно изменения в
поведении могут отставать от изменений установок.
2. Общие установки часто не предсказывают конкретное поведение. Общие
вопросы в отношении того, что должна ли домашняя работа выполняться
мужчинами на более равноправной основе, могут не указывать, какой
именно объем работ следует выполнять конкретному мужчине. Если вы
действительно хотите знать, желает ли мужчина помогать по дому,
узнайте его установку в отношении выполнения конкретных домашних
работ.
3. Другие установки могут формировать конкурирующие модели поведения.
Например, в семьях где трудятся оба супруга, часто бывает необходимо,
чтобы мужчины отказывались в какой-то мере от своего досуга, с тем
чтобы сделать больше работ по дому. Установки мужчин в пользу досуга и
соответствующие модели поведения могут вступать в противоречие с их
моделями поведения, согласующимися с установкой на справедливость.
Неприятие мужчинами скучных домашних работ может брать верх над их
установками в пользу справедливости.
4. Социальные нормы могут требовать моделей поведения, которые
несовместимы с установкой человека. Например, может оказаться, что
мужчины воспринимают социальные нормы как гласящие, что их
мужественность базируется в определенной мере на избегании выполнения
женских обязанностей, таких, как домашняя работа и присмотр за детьми,
и опасаются, что их родственники или приятели станут укорять их за
участие в такой деятельности. Социальные нормы поддерживают
традиционное разделение домашних обязанностей. Большая часть нас
воспитывалась в семьях, где труд определялся половой принадлежностью,
и если оглянуться вокруг, то видно, что эти нормы продолжают иметь
место. Переступить через социальные нормы очень трудно, и мног

Новинки рефератов ::

Реферат: Делопроизводство (Менеджмент)


Реферат: Волоконно-оптическая система передачи (Программирование)


Реферат: Особенности развития детского голоса (Музыка)


Реферат: Воспоминания Ветеранов 2 (История)


Реферат: Интеллектуальная собственность в России (Гражданское право и процесс)


Реферат: Природные пожары, их характеристика,особенности лесных пожаров (Военная кафедра)


Реферат: Роман Ивана Сергеевича Тургенева "Отцы и дети" в аспекте современного изучения классики (Литература)


Реферат: Пенсионная система России (Социология)


Реферат: Социология и ее изучение в высшей школе (Социология)


Реферат: Знаменитая личность в период между I и II мировыми войнами. Советский инженер-радиотехник Бонч-Бруевич (История)


Реферат: Курсовая работа программирование на Pascal (Компьютеры)


Реферат: Трионика. Христианская самооценка личности (Психология)


Реферат: Формы права (Теория государства и права)


Реферат: Контрольная работа (Гражданское право и процесс)


Реферат: Коммуникативное пространство (Педагогика)


Реферат: Номенклатура : генезис, развитие, смерть (1918-1989 ) (История)


Реферат: SCADA системы (Компьютеры)


Реферат: Tradde Station (Банковское дело)


Реферат: Омилетика и слово проповеди (Религия)


Реферат: Будущее России (Социология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист